Путешествие: Домбай, Кисловодск...

30.01.2023 | 9473 просмотра

В 2021 году мы побывали на Эльбрусе и в его окрестностях, нам понравилось — поэтому в мае 22-го решили съездить на Домбай. Экипаж: я, жена и BMW X3.

07.05.22. Простой перегоночный день: дом (г. Железнодорожный) (6:50) — гостиница «Лада» в Кропоткине (21:05). В этой гостинице уже останавливаемся не первый раз, она удобно расположена около трассы Р-217 (М29), не дорогая (1620 руб./сут.) и по удалению от дома удобна, приехал поздно вечером и спать. Ехали по платной М4, особо ничего интересного, кроме военной техники (грузовики, БМП, БТР) в районе Миллерово, не видели. Пробег за день 1284 км.

08.05. В 9:45 выехали из гостиницы и поехали в гостиницу «Снежинка» (2690 руб./сут.) в Домбае. В этот день уже никуда не торопились, по дороге останавливались на осмотр различных достопримечательностей:

1. Музей защитникам перевалов Кавказа в ВОВ. Небольшой, нестандартный мемориальный комплекс с Вечным огнем на вершине холма, на склоне которого установлены бетонные стелы, символизирующие защитников.

А через дорогу расположен непосредственно музей, сделанный в виде ДОТа. Около музея собралась группа для участия в мероприятии, посвященному Дню Победы. Как обычно, ментов было больше, чем людей.

2. Шоанинский храм 10-го века — старинный действующий храм, стоящий на одноименной горе с красивыми видами на окрестности.

3. Чертовы колодцы (Каменномостский каньон) в Карачаевске — бурный поток Кубани, зажатый скалами, местами, имеющими форму цилиндрических колодцев.

Здесь через реку перекинут мост, половина которого (вдоль) рухнула из-за наводнения, и со слов гида (возил нас через пару дней) его знакомый в ночь обрушения погиб на автомобиле, не заметив отсутствующей половины моста. Его машину нашли только километрах в 5 ниже по течению. Подкрепившись вкуснейшими хычинами под шум Кубани, мы поехали дальше.

4. Сентинский храм — еще 1 храм 10-го века. Тоже очень красивое живописное место, до которого ~ 3км пришлось ехать шепотом по каменистой дороге.

Внизу под храмом находится небольшой водопад.

5. Водопад Шумка — живописный водопад на одноименной реке, так как находится в Тебердинском заповеднике, то проход платный: 100 руб. с носа. К водопаду идет лесная тропа.

В 19:00 прибыли в Домбай, в гостиницу «Снежинка» (2690 руб./сут.). Заселились, подкрепились, и на этом день закончился. Суточный пробег 331 км.

09.05. Утром поехали на Бадукские озера, для этого проехали обратно по Военно-Сухумской дороге 12 км, подошли к мосту через Теберду и обнаружили... замок! Маршрут закрыт — лавиноопасно.

Вернулись в Домбай, сели на 1-ю очередь канатки (1590-2270 м). Дальше подниматься не стали ввиду многообещающей погоды, видимость была такая:

(((-.

Спустились вниз, нашли местного гида на стареньком, но бодром Chevrolet TrailBlazer и отправились на перевал Гумбаши. Сначала подъехали к водопаду напротив Сентинского храма.

Потом через Карачаевск проехали к Сырной пещере около аула Нижняя Мара. Это небольшая, малозаметная с дороги пещера, проще всего её обнаружить по скоплению авто на обочине. Свое название она получила вот за такую структуру:

Дырок — как в сыре.

Полазили, слегка запылились желто-розовой пылью, благо было сухо, и поехали на перевал Гумбаши (2187 м, самый высокогорный перевал в России, через который проложено шоссе). Красивейшее место с видом на Эльбрус. Правда, нам он не открылся, был скрыт далекой облачностью. Кстати о погоде, стоило отъехать от Домбая 10 км, как выглянуло солнце — горная местность она такая, труднопредсказуемая.

Затем мы вернулись в сумрачный Домбай, погуляли по поселку с мыслью, что же делать дальше. Решили, что утро вечера мудренее. Сам поселок представляет из себя нагромождение небольших гостиниц, кафешек и магазинчиков.

Старые советские гостиницы в основном заброшены, крупные комплексы сейчас содержать невыгодно. Вот этот (Аманауз) вообще уникальный, по слухам он должен был вращаться вслед за солнцем, но что-то пошло не так, вроде треснул фундамент, и он так и не увидел ни 1 постояльца.

10.05. Ура! «Над всем Домбаем безоблачное небо» ©. Быстрее на канатку! Подъем до верхней отметки 3168 м осуществляется в 3 очереди. Виды замечательные, наконец-то с погодой повезло!

Нет, это не летающая тарелка, это дом «Футуро», построен в 1969 году финским архитектором Матти Сууроненом. Он и сегодня работает как гостиница.

76-мм гроза лавин.

Спустившись с Домбая, мы отправились на Алибекский водопад, грунтовая, вполне проезжая дорога идет через грустное место — кладбище альпинистов. Здесь похоронены туристы, инструкторы, спасатели, те, кто навеки упокоился в горах. Хотя не все захоронения реальны, большинство плит установлены как память.

Доехали до стоянки, оставили Икса и через закрытый пограничный кордон

пошли по еще не полностью освободившемуся от снега лесу с пробивающимися первоцветами на водопад.

Это был наш крайний день на Домбае, хотя изначально планировалось побыть подольше. Но при планировании маршрута я не учел, что в начале мая практически все пешеходные маршруты будут еще закрыты, по сути открыт был только Алибекский водопад. Ровно год назад мы были в Приэльбрусье, и там все было открыто, соответственно, я и не задумался о возможности закрытия троп. В общем, на Домбай надо приезжать позже, а сейчас мы решили поехать в Кисловодск.

11.05. В 9:30 попрощались с Домбаем (на него опять начали наползать тучки) и выдвинулись в Кисловодск. По дороге опять любовались видами с перевала Гумбаши, но уже не забирались на самый верх, довольствовались видом с придорожных обзорных площадок.

Ночью на перевале были заморозки, и ветер «нарисовал» такую картину:

Далее заехали на г. Кольцо в пригороде Кисловодска: скала своеобразной формы естественного происхождения, такая вот местная достопримечательность.

В Кисловодск мы сразу не поехали, а зарулили в Ессентуки, очень хотелось побывать в павильоне механотерапии и позаниматься на тренажерах, в прошлый раз были только зрителями. Но опоздали, занятия на тренажерах проводятся до 13:00. Зато мы очень удачно попали на экскурсию (проводится раз в неделю) в грязелечебницу им. Семашко (бывшая Алексеевская) 1915 г. постройки. Очень красивое здание, построенное в стиле римских терм для лечения раненных, шла 1-я Мировая война.

Удивила и техническая начинка, в подвальном ярусе находится грязехранилище емкостью ~ 3500 кубов, откуда грязь насосами подаётся в процедурные. Сама лечебная грязь добывается на озере Тамбукан. Любопытна технология её использования, после принятия грязевой ванны она не утилизируется, а отправляется на регенерацию (ну и дезинфекцию, наверное) и лишь после нескольких сеансов грязь возвращают туда, откуда взяли — в озеро.

Палата с лежанкой.

Я думал, в ведрах только компрессию носят, оказывается, вакуум тоже))).

Место для релаксации после процедур.

Помимо грязелечебницы в программу экскурсии входит посещение верхних (Николаевских) минеральных ванн, построенных еще в конце 19-го века.

100-летняя ванна, до сих пор в работе.

Ингаляционный зал.

В общем, очень захотелось полечиться))). После экскурсии немного погуляли по курортному парку с ручными белками

и уехали в Кисловодск, в гостевой дом «Филадельфия» (3000 руб./сут.). Пробег за день 193 км.

12.05. С утра поехали в Ессентуки

и наконец-таки попали в Цандеровскую механотерапию. Позанимались на всех тренажерах, наверно, часа 2, но точно больше, чем дозволялось, пока инструкторы не попросили))). Очень понравилось: и ощущение от самих занятий (вышли такие размятые) и от вида аппаратов, некоторым из которых более 100 лет. С другой стороны, что им будет: если металл, то чугун сантиметровой толщины, если дерево, то Дерево, а не оргалит с ДСП, если табличка, то латунная пластина с гравировкой, а не оргстекло с бумажкой. Короче — ВЕЩЬ!

После такой исторической физкультуры мы вернулись в Кисловодск, погуляли по Курортному бульвару

и поехали на обзорную экскурсию по городу. Посетили «Крепость» (музей), армянскую церковь,

памятник «Журавли»,

ну и, конечно, Лермонтовскую скалу (здесь по легенде состоялась дуэль между Печориным и Грушницким в романе «Герой нашего времени»).

После экскурсии еще погуляли по Курортному парку,

прошлись по тихим узким улочкам Кисловодска

и уже в темноте созерцали музыкальный фонтан на Курортном бульваре.

13.05. В 9:50 взяли курс в сторону дома (((. С утра ярко светило солнце и сам Эльбрус вылез из облаков попрощаться с нами.

Примерно через час езды дорожные шакалы пытались развести на спиртное, то у меня с утра вид не тот, то запах какой-то, то в трубочку дую не так. Хотя, может, я действительно дул не так, просто последний раз меня продували лет 10 назад, если не больше. Впрочем, они ничего не добились, но минут 20 потеряли. В 21:25 прибыли в частный дом (ул. Лидии Ивановой 5, 1600 руб.) в Павловске на ночлег. Пробег за день 915 км.

14.05. В 8:40 из Павловска мы отправились в Костомаровский Свято-Спасский монастырь 12 века — это пещерный монастырь, высеченный в меловых скалах, покрытых чахлой зеленью. Его главная достопримечательность собор, высеченный в скале и вмещающий до 2000 человек. Вообще очень красивое место, но многолюдное. Чтобы попасть на экскурсию, пришлось около часа стоять в очереди. Многолюдность и пейзажи напомнили Дивногорье.

Очень низко пролетела вертушка, со слов экскурсовода, с начала обострения неизменно миролюбивой внешней политики РФ они стали летать часто.

Погуляв по монастырю до 13:20, мы поехали домой, куда и прибыли в 20:10. Пробег за день составил 770 км, а за всю поездку 3583.

Все понравилось, несмотря на то, что сценарий пьесы уточнялся по ходу действия. Зато теперь есть повод посетить Домбай ещё раз, теперь уже летом, когда пешие маршруты будут открыты.

Курильск
Моё путешествие через всю Россию, от Курильских островов и до Кубани: https://travel.drom.ru/73921/
Мой отзыв: Toyota Fortuner 2018
Палыч
На фото "Гроза лавин" 122-мм гаубица Д-30. В горах пушки не работают, только гаубицы.
Молодцы!Приятные воспоминания о путешествии...Немного гаишники настроение испортили.

Палыч
Странно называть КС-19 гаубицей. Это которая в Цейском ущелье стоит.
Юрий
Поездка отличная, горы великолепны! Тоже нужно съездить.
Удивило, что в таком расслабленном городе, как Кисловодск, подсуетились и поменяли на стелле букву В...
Времена меняются, возвращаются прежние названия улиц, городов и прочей атрибутики. И люди, принимавшие в этом участие, будут стыдливо умалчивать о своей причастности....
alexput
Странно называть КС-19 гаубицей. Это которая в Цейском ущелье стоит.
Посмотрите повнимательней на фото. Орудие в боевом положении на трёх лапах, колёса висят, на стволе буксирная петля. Это гаубица Д-30. КС-19 это 100-мм зенитная пушка на четырехколёсном шасси. Натаскался пушек всяких-разных во время службы.

Палыч
Я знаю как выглядит Д-30, и что это гаубица. Претензия в общем в том, что Вы почему-то категорично утверждаете, что в горах лавины спускают ТОЛЬКО гаубицами. Я вот лично видел КС-19 в Цейском ущелье. Да и в Приэльбрусье тоже. Шмалять из гаубиц по лавинам так-то не совсем правильно. Туристы там много где ходят, да и местные жители тоже.

Палыч
Признаю свою ошибку, Да Д-30.
alexput
Гаубица может закинуть снаряд на противоположный склон (за гору). Пушка так не умеет.

"дорожные шакалы пытались развести" - думаю вы и здоровались подобным образом с людьми.
"с начала обострения неизменно миролюбивой внешней политики РФ " - к чему это в статье..., удачи.
irkit 22

Палыч
Если Вы не знали, но за Большим Кавказским хребтом(на чьих склонах и лежит в основном снег) Грузия находится. Я думаю они не рады будут прилетам снарядов с российской территории.
alexput
В 2008-м мы тоже не шибко радовались их визиту.
Irkit 22
Начинал читать с интересом т.к сами собираемся в те края. Дочитал до конца но, что то нет желания задавать вопросы по путешествию. "дорожные шакалы пытались развести" - думаю вы и здоровались...
Эта статья про отпуск. А неизменно миролюбивая внешняя политика РФ нас всех коснулась, при планировании своих отпусков. И не говоря уже о рухнувшем потоке туристов в Крым и страны Европы. А если Вы свой отпуск обычно проводите на даче, то вдвойне задумываетесь, чем может обернуться это "... обострение".

Палыч
В 2008-м мы тоже не шибко радовались их визиту.
"Мы", это МС с моего города, я найду у кого поинтересоваться кто, как и чему радовался.

Автор, когда твою БМВ украдут, куда ты побежишь? К тем самым ментам, которых больше, чем людей, я угадал?
"В чем Сила, Брат? Сила, Брат, она в Ньютонах!"

Ivanyc1
Юмор такой...
Вся беда в том, что у людей это не юмор. И ещё я заметил, что чем более обеспечен человек тем больше у него притензий "юмора" :)
irkit 22

Panzer17
Да, к ним, так-как больше некуда.

Ivanyc1
Юмор такой...
Нет, это не юмор, просто сейчас называть вещи своими именами может быть чревато.
Panzer17
Только искать эту БМВ никто не будет. При таком количестве камер и всевозможных систем поиска, число раскрытых угонов меньше 30 процентов (точной статистика нет). А почти весь элитный сегмент зачастую всплывает в наших кавказских республиках. Как он туда доезжает по наши дорогам?

suvfan
Да, давайте воздержимся... И душу, предлагаю, по этому поводу себе не рвать, ведь каждый воспринимает ситуацию по - своему...
Енот Игорь
Irkit 22
И чем ты недоволен? Или есть только твоя точка зрения и не правильная

В этом году тоже был на Эльбрусе. Когда утром выезжал из Пятигорска на кольце стояли три экипажа ГИБДД.Увидели номера другого региона сразу кинулись ко мне. Развод абсолютно такой же. Якобы присутствует запах алкоголя и лицо красное. Я им сам предложил проехать сдать кровь на анализ, так они начали говорить что это не быстро. А у тебя в машине ребенок один останется. Минут сорок мурыжили. Предлагали до банкомата сопроводить, если налички нет. Натуральные ШАКАЛЫ! Надо называть их своими именами. Больше я за 13000 км такого нигде не встречал.

Близко
Panzer17
Побежит-то побежит конечно, только вот толку от этого ни какого, хотя нет, после визита ему позвонят с предложением выкупить авто, чем это закончится и откуда номер у мошенников я думаю ясно.

Юрий
Обиженные подтянулись, к которым почему-то бежать нужно и которые сами на место преступления ехать не желают... Только искать эту БМВ никто не будет. При таком количестве камер и всевозможных систем поиска,...
А Вы сами-то чьих будете? Отвечаете за кого-то, клейма ставите да всё мимо, тупыми вопросами задаетесь...
"В чем Сила, Брат? Сила, Брат, она в Ньютонах!"
Ездил на авто из Москвы в Кисловодск, и в Дагестан. Ни разу дпсники не разводили, все чинно и культурно.
Каждому по его ожиданиям.

Irkit 22
Не знаю, как там было, но дпс делают свою работу, нужно с пониманием относиться.
А про миролюбивую политику.... вообще говорить не хочется...

Falko711
В Казахстан съездий)
Panzer17
Каждый должен заниматься СВОИМ делом. Отыскать краденую БМВ это работа, а шакалить по дорогам, это что???

Юрий
По поводу того, что все авто после угона попадают в Кавказские республики , - устоявшийся стереотип из 90ых. В настоящее время более 80% угнанных авто, спустя некоторое время оказываются на авторазборках в соседнем регионе в виде б.у. запчастей.

Каждому по его ожиданиям.
Абсолютно с Вами согласен! Сам живу на Юге, исколесил все республики вдоль и поперёк несчетное количество раз, ни единого раза не столкнулся с неправомерными действиями.

vladimir26
Я про все авто не говорил, читайте внимательнее. БОльшая часть премиума идет на Кавказ, премиум разбирать на запчасти большая глупость.

Юрий
Вы владеете официальной информацией? Или так, лишь бы воздух сотрясать? Это всего лишь ваши домыслы и не более того. Если какая то часть автомобилей и уходит целиком, то вовсе не на Кавказ, как вы говорите, а Азиатские республики, через Казахстан. Иногда эти машины с другими вин и документами спокойно ездят в других регионах, и это не обязательно Кавказ. Но процент таких машин из всех угнаных не более 10%