Едем в Дагестан

19.12.2022 | 12252 просмотра

Маршрут: Урал — Дагестан

Едем в Дагестан!

В конце мая решено было отправиться с двумя детьми в путешествие на машине. Одним из ключевых моментов выбора было путешествие на авто, теплый климат. Был выбран Дагестан больше с целью проживания в горах, чем на море.

Дорога к югу всегда прекрасна: с каждой сотней километров становится теплее, пейзаж интереснее. В день удается проехать около 1000 км, ночевку выбираем в гостиницах в маленьких городах. После Уфы решено было ехать через Пугачев, дорога после Самарской области яма на яме, скорость не более 60 км/ч. В машине появился на кочках подозрительный скрежет.

Нашли очень достойную ночевку на берегу Волги в отеле-турбазе «Сказка», хороший ужин, приятная атмосфера места после изматывающей медленной дороги через Пугачев.

Следующая ночевка уже была в знакомой нам Элисте. Нудно и долго ехали через Волгоград, затем через солончаки, и вот наконец началась Калмыкия! Для нас, уральцев, которых окружают горы и леса, это очень необычно: стада баранов, песок, колючки, жара. Вообще, очень непривычно, когда выезжаешь из дома в 15 градусов тепла, а через два попадаешь в жару в 35. В Элисте посетили любимое кафе «Калмычка», после дороги приятно вкусно и сытно поесть в прохладе вечера. Уже в темноте прогулялись до монумента репрессированным калмыкам в годы ВОВ. До посещения Элисты о принудительном вывозе калмыков в годы ВОВ я не слышал. На небольшой возвышенности разместили сам памятник, восхождение к памятнику по кругу на гору (как это часто принято в буддизме), рядом рельсы и вагон, в котором вывозили людей, и стенды, поясняющие исторические события. Меня и детей очень впечатлило место, сами события, а также просто приятно прогуляться в прохладе на горе после дневной жары.

Следующим утром жара усилилась, песочные проплешины увеличились, появились кусочки пустынь. Увидев озеро, полностью затянутое солью, решили остановиться и радостно рванули пробовать соль. Выскочив в сандалиях, все увязли в обжигающей (градусов 40) рапе. Под белой солью была черная густая горячая жижа. Выскочив из рапы, дальнейшее исследование озера проводили, ступая исключительно на резиновые покрышки. Горячие источники и барханы пришлось проехать мимо, в машине что-то определено скрежетало. Ближайший официальный сервис центр был в Каспийске.

На границе с Дагестаном и Калмыкией прошли пост, дети спали, досматривающие были доброжелательны. Это был первый пост с автоматами. Въезжая в Дагестан, жена заметно нервничала. За неделю до нашего приезда в Махачкале предотвратили теракт. Задержали тех, кто решил разместить взрывчатку на ЛЭП. Посты солдат с автоматами спокойствия мне не добавили.

Ночевали уже на берегу Каспийского моря в самом «люксовом» отеле Махачкалы «Джами». Отель выбрали так, чтобы комфортно отдохнуть с дороги и искупаться уж точно в чистом море. Все оправдалось: море было чистым, мелким, на мелкоте теплым, прозрачным. Плавали вокруг огромные разноцветные рыбы.

На следующий день запланирован переезд в горы. С утра решили заехать в сервис и посмотреть машину, задержались в Каспийске и приехали в Гуниб только к семи вечера.

Дорога после туннелей Баксана.

В Гунибе у нас был забронирован гостевой дом. До этого ночевать в гостевых домах нам не приходилось (а это дом с хозяевами), только снимали дом целиком на базе без хозяев. В Гунибе нас ждали приключения)).

Еще раз повторюсь, что в Махачкале был предотвращен теракт как раз перед нашей поездкой. Собственно, долго думали из-за этого отказаться от поездки или нет. Так вот, дорога от Махачкалы до Гуниба идет по горам, очень высоким, очень отвесным, очень красивым и немного пугающим в начинающихся сумерках. Также бодрости духа не добавляли посты с автоматчиками на больших развилках. Итак, добираемся мы в Гуниб уже в полной темноте. Дорога идет резко в гору, очень узкая, сколькая после проливного дождя. Хозяйка дома час не отвечает на звонки, не берет трубку, весь час в темноте слушаем призывы муллы на молитву, пытаемся дозвониться хозяйке. Едем на вершину горы в отель, который нашли на карте, но там занято. Уже решаем ночевать возле отеля в машине. Вдруг на связь выходит хозяйка, говорит, что уехала по делам и сейчас подъедет ее сын и проводит нас к дому. Для себя, когда мы выбирали дом, мы искали дом у дороги. Чтобы близко поставить машину и недалеко таскать вещи. Так вот, приезжает авто, полное молодежи, подходит парень и жестами показывает следовать за ним. В этом момент у жены уже начинается истерика. Но все же садимся в свое авто и следуем за ним. И вечер продолжается в том же духе, что и начался… Мы подъезжаем к дому возле главной улицы, паркуем там машину, и выясняется, что к гостевому дому нужно пройти в кромешной темноте через 3 чужих двора. Прям через ворота, спуститься по лестнице, еще раз пройти калитку. И это реально дворы жилых домов. И опять же темно.

До дома мы все-таки дошли. Все было чисто, прилично. Вид с утра из окна, наверное, был бы восхитительный. Но нервы у жены уже были на пределе, от таких приключений ей хотелось забиться в машине и ночевать там… Мы отказались от дома, стали срочно искать дом у дороги. Благо он нашелся быстро. В 12 ночи мы заселились. Дом в итоге оказался не без проблем, возможно, даже не такой удобный, но требованиям безопасности отвечал на все 100%. А значит, сохранял нервы моей жены.

Прожили мы в этом доме 5 дней. Прижились и обследовали Гуниб и его окрестности, очень полюбили это место и поняли, почему так дома расположены в этом поселке. Гуниб расположен на горе, принцип застройки домов: «Моя крыша — твой двор». То есть это по сути одна многоэтажка — террасная застройка вдоль горы.

Гуниб днем.

В темноте Гуниб очень поход на улей со светлячками.

Больше никаких приключений с нами в Гунибе не произошло. Обедали всегда в одном кафе «Баракат» на центральной площади, нас уже знали и были нам рады.

Из Гуниба мы выезжали в радиалки по окрестным селам. В один из дней выбрались в заброшенный аул Гамсутль. Идти пришлось по жаре несколько километров, дети шли достаточно бодро, многим взрослым было сложнее. Очень атмосферное место, на вершине горы заброшенные дома, узкие улочки, крохотные комнатушки. Все нужно увидеть, чтоб представить жизнь горных народов.

Аул Гамсутль.

В другой день добрались до Чоха и провели там весь день. Чох — это жилой аул, очень колоритный. Гуляя по узким улочкам, случайно набрели на строящийся гостевой дом. Хозяева радушно пригласили нас внутрь и все показали. Они рассказали, что это дом их предков, они восстанавливают его в этническом стиле и готовят для туристов. Дом и его убранство, которое можно было потрогать, почувствовать, вызывал восхищение… Остаток дня до самого вечера мы просто провели на лужайке в горах, наслаждаясь видами.

Чох.

В Чохе.

Мы очень удивлялись туристам, которых возили турфирмы и которым было отведено один день и на Гуниб, и на Гамсутль, и на Чох. Нам и 5 дней показалось мало. Но мы были чуть ли не единственными, кто так долго прожил в Гунибе. Наше длительное пребывание вызывало удивление и в кафе, и у самой хозяйки гостевого дома. Дело в том, что основная масса туристов останавливается в Гунибе максимум на 1 день, и хозяева домов привыкли, что к ним приедет ватага туристов, они будут отсутствовать весь день, под вечер их накормят, а утром они уже съезжают. И хозяйка оказалась, мягко говоря, не готова к длительному проживанию гостей. Хотя мы об этом предупредили заранее. Наше пребывание предполагало нахождение и днем дома, на фото была заявлена кухня, где можно приготовить обед, по факту хозяйка оказалась к этому не готова. Некоторые бытовые вопросы, которые даже не возникали у нас при проживании на турбазе в отдельном доме (как мы привыкли), тут появлялись, но решались совместными уступками как со стороны хозяйки, так и нас. Но это уже мелочи, а в памяти остались вечерние разговоры с хозяйкой, которая нам рассказывала про историю Дагестана и про обычаи, и про культуру. Вот за эти разговоры ей отдельное спасибо!

Очень запомнилась поездка из Гуниба в Хаджобскую теснину. Заранее выбрали солнечный день, перед которым не было дождей. Это очень важно, так как был случай, когда туристов смыло водой в этом ущелье. Дорогу мы выбрали горную, частично гравийную, но ни разу не пожалели. Виды были просто потрясающие. Если на равнине стояла жара, то в ущелье было прохладно. Но, что самое главное, вода в реке была очень теплая (у нас все горные реки холодные), в ущелье провели весь день: дети играли в реке, строили запруды, мы просто отдыхали после пеших походов. Приехали все очень перемазанные глиной из речки, так сказать, на «радость» хозяйке.

Уезжать из Гуниба не хотелось, но прогноз обещал дожди. Решили выбраться на побережье. Переехали в Дербент. Искупаться удалось только один день: море было очень теплое, мелкое. Дети плескались часа 2, не выходя из моря, опять же необычно для нас. Даже в озере в итоге замерзаешь. Все остальные дни в горах шли дожди, а море сильно штормило.

Прогулялись по Дербентской крепости, в другой день съездили к экраноплану Лунь. Поездка очень понравилась: очень длинный песчаный пляж, огромный самолет. Синее море с гигантскими волнами и штормовой ветер)).

Но сколько бы мы ни пытались за эту поездку найти чистое море и чистый пляж, удалось нам это лишь дважды. Это в Джами и в санатории «Прибой». В «Прибое» остановились только из-за большой территории и пляжа : пляж чистый, очень длинный, большая ухоженная песчаная полоса. Но после штормов море было уже холодное, не плавали, больше прыгали в волнах.

Во всех остальных местах, где мы были, море и особенно пляж показались нам очень грязными (возможно, исключение центральный пляж Дербента), много бытового мусора, в поселках стекает канализация в море. Местные жители часто купаются не в море, а в запрудах на речке, благо они быстро прогреваются. В общем, если хотите хороший пляжный отдых на Каспийском море, нужно выбирать отель с хорошим пляжем. Очень много отелей с красивыми фото номеров и ни одного с пляжа, а это значит, что очень вероятно на пляже либо рыбзавод, либо нефтекачка прямо в воде, либо другие сюрпризы. Это очень напрягло и заставило потратить время отдыха на поиск нужных отелей.

Создалось впечатление, что в горах Дагестана чистая и теплая вода, прекрасная трава и отличный воздух. И снова с моря мы рванули в горы, решив сделать круг и посетить песчаный бархан Сарыкум (убежав тем самым от дождей). И тут нам очень повезло, мы поселились в гостевом доме на корово-фермерском хозяйстве (кфх) в Машаде. Тут нашим восторгам не было предела, прекрасный дом со всеми удобствами прямо в ущелье, виды с балкона великолепные, очень хорошие завтраки и ужины из фермерских продуктов, отзывчивые хозяева, которые встретили нас очень радушно. Нам показали ферму, животных, а особенно ценно было общение, нам искренне и по-доброму рассказали про культуру народов Дагестана, про ислам, про воспитание мужчин и женщин в исламе. С интересом выслушали про нашу жизнь.

Кфх Машада.

Вот такое общение — это самое ценное, что мы получили, когда останавливались в гостевых домах! Очень хочется отметить отношение к детям в Дагестане. А именно к чужим детям. На наших детей постоянно обращали внимание, предлагали бесплатно сладости (нас это очень напрягало вначале, т.к. учим дома у чужих ничего не брать). Часто маленького ребенка селили в домах бесплатно, постарше за полцены, обед на детей дешевле. На забросках в горах тоже часто за маленького ребенка денег не брали. Очень радовало такое отношение к детям.

На бархан, как водится, поднимались в самую жару, укутывались в одежды по максимуму. Больно было смотреть на светлокожих туристов, которые обгорали до волдырей за 1 день на таком пекле. Рядом с барханом наелись спелого тутовника, все перемазались в нем.

Бархан Сарыкум.

Также из Машады выехали в радиалку на Сулакский каньон.

И самое интересное место оказалось вовсе не поселок Дубки, куда возят толпы туристов, а вид с противоположного берега на каньон. Высота, ветер, наконец-то прохлада и огромный каньон внизу и полукруглая плотина вдали!

Сулакский каньон.

И там же на вершине тоже есть кфх, но мы там не останавливались, торопились в Машаду. Спуститься с горы вниз к каньону не решились, уже темнело, дорога одни камни булыжники, вернулись в объезд. А в кфх нас ждал ужин с традиционной дагестанской едой.

У каждого своя работа.

Следующим пунктом для радиалок был выбран Хунзах. Остановились в хостеле «Каньон», получили целый отдельный номер, все сделано в нем для удобства гостей, есть удобная кухня внизу, завтраки.

Водопад Тобот.

Самая большая благодарность хозяину хостела за то, что он нам посоветовал проехать через горный перевал из Хунзаха в Гоор по грунтовке. Проехать по грунтовке можно только без дождей и не сразу после дождя! И только в одну сторону, на спуск! Сами виды, открывающиеся с дороги, превосходные. Видны снежные горы Грузии, коричневые горы Дагестана. Зеленые долины могучих рек. Это и дорогой-то сложно назвать, наверное, она для отар овец… Уклон резкий вниз, очень близко к обрыву. Мы спускались часа три. Медленно ползли вниз, на поворотах останавливались, фотографировались и снова ползли вниз.

Дорога на спуск.

Долина реки.

В Гооре было очень людно. Народ без экскурсии толпился, фоткался, слонялся… Решили взять в экскурсоводы старика, предлагавшего свои услуги. Это оказался заслуженный местный учитель, который за небольшую сумму показал свой разрушенный дом в Гоор, рассказал о детстве и как жили в ауле. На все наши общие вопросы молчал или уводил в сторону. Разговора не получилось, но экскурсия была интересная. После Гоора мы отправились в Кахиб, по пути заглянув в гостевой дом «на обед». Вот такие метаморфозы у нас произошли: если в начале пути жена боялась как огня попасть в чужой дом, то теперь сама нашла туристический гостевой дом и напросилась на обед. Хозяйка наготовила для большой туристической группы, поэтому накормить и нас ей не составило труда. В Кахибе было тоже интересно, но мы уже немного устали. Домой ехали по асфальту вкруговую.

Несмотря на дожди, обещанные на весь день, решили ехать в Матлас. И это было замечательно: рано собравшись, с утра мы успели посмотреть и каменную чашу, и плато. Вид с плато был невероятный: набегали облака, заволакивало всех мокрым туманом, потом опять прояснялось и желтым освещались долины. Жалко было туристов, которых привезли на плато на 30 минут. Обещали красоту гор, а все, что они смогли увидеть — это ливень и туман. Мы никуда не торопились, бродили в тумане, звали лошадку))).

На обратном пути заехали в кафе (на карте было обозначено как «Обед в Хунзахе»), которое предлагает комплексный обед со всеми (!!!) национальными блюдами: абрикосовой кашей, хинкал и т.д. Все очень вкусно, достаточно сытно, попросили добавки, принесли.

Снова начались дожди, решили выбираться в сторону дома. Надо сказать, что в начале июня еще было мало фруктов и в Гунибе мы активно покупали соки в 3 л банках. Так получилось, что мы снова сделали круг по горам и оказались недалеко от Гуниба. Решили купить сок на заводе недалеко от Гуниба. В магазине нам сказали доехать до совхоза, найти номер телефона сторожа на двери!!! И позвонить. А он нам продаст. Нашли совхоз. Зашли и внутрь, и снаружи искали телефон. А оказывается, нужно было открыть дверь на склад, там еще одна дверь, вот на ней-то и есть телефон. Сок купили разный, очень много, очень вкусный.

Дети пили и в дороге (трехлитровку в день) и потом дома. По дороге купили очень вкусные помидоры. В конце путешествия уже было много абрикосов, черешни, клубники.

Опять заехали в Элисту, утром отправились в кафе «Даяна», наелись мясного и отправились в путь.

Палыч
"В машине что-то определённо скрежетало". Так и поехали дальше? Или нашли причину и устранили?

Хороший маршрут и описание.
Был в Дагестане, в Дербенте несколько дней матрасником. Очень понравилась природа и отношение местных. Мечтаю поехать на авто - посмотреть как вы, побольше.
OUTLANDER 2013
Здравствуйте а загран паспорт нужен?
Были в прошлом году. СПб - Дагестан, на машине. Самое лучшее море и пляж в Избербаш, там же небольшой аквапарк, там же несколько мест, где хорошо кормят. Там же бесплатный горячий источник с купальней. И рядом одна из двух хороших заправок Дагестана. Также город находится на равном удалении как от других приморских городов, так и от горных природных достопримечательностей. Снимали квартиру, в июне 1000р в сутки, двое взрослых и ребенок.
Татьяна
Не нужен, Дагестан - это Россия

ХаджобХская теснина возле Майкопа, а вы были судя по фото в Карадахской. Хотя из Гуниба до Салтинской примерно одинаково.
Были в сентябре, со слов местных серпантин с Хунзахского плато в долину Аварского койсу (от вдп.Тобот в аул Гоор) закрыли для асфальтирования, яндекс так путь не прокладывал.
Ну и на сам Гоор асфальт дотянули почти до села. Главное вовремя свернуть к парковке, а не ехать по узким улочкам с разбитым покрытием.
Небось отсюда вид на плотину ещё лучше ) Кстати плотины там три подряд
Rusty_Springs
Тобольск
На какой машине то ездили?

Поди, ПДД никто не знает.

Очень хорошие люди там живут. В Чечне наоборот не понравилось.. делать там нечего слишком высокомерными чеченцы показались.
CATAHA666
Да, были в Дагестане в 21 году, а еще в Ингушетии, традиционно Кабарде (много раз уже бывали) и в Чечне. В Чечне напряжение всего было и дело не в какой-то опасности или чем-то таком, а в бытовом общении - на КПП, на заправке, в кафешке и тд. На наших женщин и на нас (даже с учетом соблюдения правильно одежды) смотрел каждый, не шучу, в том числе на светофорах из машин. Разительный контраст с Дагестаном и их жителями. В общем, в Чечню больше не хочется, при том, что я ровно ко всем народам отношусь, лишь бы человек*****ом не был.
Поди, ПДД никто не знает.
Да, ездят там абзац! Больше всего в будень в час пик я офигел)
Нет конечно ,это же Россия
Красивое...
Интересно, если Луня снова поставить на крылья и катать народ по морю. Страшно представить цену одного заезда, но мне кажется спрос будет. У нас вертолетные прогулки над городом и островами - 30К! Не знаю, с человека или всего. И все равно летом отбоя нет.

Кыштым
А где фото людей и машины или это бльшой секрет?

Копейск
Красивое...
Круто у вас народ веселится...

Да, тоже обратил внимание, что у автора с географическими названиями какой-то винегрет. Есть ХаджоХская теснина в Адыгее, а в Дагестане Карадахская. ХаджоБскую ни одна карта и ни один интернет-ресурс не знает.
Фото с подписью "Дорога после туннелей Баксана" - как сюда равнинный кабардино-балкарский город Баксан попал?
А так отчёт хороший, фото красивые. Про машину бы ещё пару слов...

Копейск
Не-горы это немоё...

Миасс
Меня, как жителя Уральских гор, степи/пустыни Калмыкии тоже впечатляют.

Andrey
Дети гор- горняки! (к/ф Любовь и голуби)

StanBro
Да, ездят там абзац! Больше всего в будень в час пик я офигел)
Да не особо там и нет страшного в их езде. Сам неделю назад оттуда вернулся. Больше трудностей то что город плохо знаешь несмотря на навигатор. Хотя когда лет 15 назад начинал туда ездить там намного беспредельнее ездили, а сейчас нормально.
Классика вечна

ж/д разъезд 604 км.
Здравствуйте а загран паспорт нужен?
Бородатый прЕкол, но по плюсикам понятно, что георгафически-неграмотных у нас многовато.

Ездят там местные в целом нормально, обычно. Просто у попадающих в первый раз на горные дороги может казаться что все без исключения там летают. Это от того что приезжие не привыкли и ездять заметно медленнее разрешенного, а местные по максимуму разрешенного. Вот в Грузии, бардака на дорогах кратно больше.

5 дней в одно кафе это надо быть совсем непритязательным, при том что там есть еще 2 кафе, раз в 100 по кухне вкуснее и разнообразнее. И 5 дней в Гунибе, потом в Дербент, потом снова в горы? Посмотрели вы не мало, но логистически мягко сказать не оптимально ездили.

Саранск
Поди, ПДД никто не знает.
Пдд там знают но ездят по ПДД только взрослые водители, молодежь летает как********ужаленная... Ездил год назад.

Сами дагестанцы говорят про них - злые люди
Как все таки отстала эвропа))))
Вона в одной единой стране и блокпосты внутри и банки с провайдерами боятся зайти в некоторые области, цывилизацыя
А ишо говорят, шо раньше в эвропе не мылись, а тута были все поголовно в банях с утра и до вечера
StanBro
Был в прошлом году два раза в Чечне и один раз в Дагестане.
Первый раз прилетал с женой в Грозный и ездил на свой ДР по Аргунскому и Шаро-Аргунскому ущелью на легковом W213. Второй раз захватили 18-ти летнего сына и брали LX 470 в Махачкале.
Ездили по маршруту Махачкала - Хасавюрт - Ведучи - Казеной Ам - Сулакский Каньон - Гуниб - Мегеб - Гамсутль - Салта - Кубачи - Дербент - Махачкала.
Дагестан влюбляет, он очень гостеприимен, кормят вкуснее и иногда даже вкусно поят. Но, как народ, меня очень заинтересовали именно чеченцы.
По Грозному особо не ездил, а в горах были только приятные встречи.
Были во всех этих местах.Классно!
Геленджик
Здравствуйте а загран паспорт нужен?
В каком классе из школы выгнали???
CATAHA666
Сами дагестанцы говорят про них - злые люди
Неудивительно. После 99-го особенно

Татьяна
Не нужен, Дагестан - это Россия
пошутить бы, что вопрошавший ведь из Татарстана

но вдруг не все поймут соль )))
EL51 > EU1 > CF6 > CF6+GD1 > GD1 > GD1+YD1 > GD1 > UC1

Сказано красивые места. Диву даёшься даже по фотографиям. Живу в Новосибе, горный Алтай рядом-ехать не слишком далеко, и там по своему очень прекрасные места! Но, такого великолепия и горных перевалов как на Кавказе, всеже нет. Есть красивые перевалы(по сути несколько-1,2,3 и все) и извилистые дороги Алтая . Имею ввиду, что на Кавказе -сам ландшафт совершенно другой, от этого кажется необычным для нас и тех кто на Урале. Путешествие- отличное! И кухню узнали и с людьми пообщались приятно, что ещё нужно для счастья в отпуске?...

Исетское
Кфх это не про коров ,а про крестьяно-фермеров...

Дагестан стоит того что бы там отдыхать .
Туризм только начал развиваться. Народ доброжелательный, готовы помочь по любому вопросу.
А какие рассветы над Каспийским морем. Только там и во Владивостоке солнце встает из моря !
По пути можно заехать в Грозный .
А горная Ингушетия - терра ингкогнита для многих.
В эту сказочную страну всего 2 вьезда.
Через Чми , граница с Грузией и Мужичи по реке Асса , со стороны Чечни .

Я этим летом с маленькими детьми отдыхал в Каспийске. Хорошие центральные пляжи, спокойный курортный городок. Очень понравилось.

Сообщений: 19685
Шутки про кирпичный завод были?

Макаронный
Это не шутки когда там был их местный мэр, такое было сплошь и рядом 2000-2010

МБК
Да, и Шенген тоже

Васёв Михаил
Спасибо за рассказ, очень пригодился когда планировали и свой маршрут))