|
Здравствуйте, уважаемые форумчане! Предлагаю Вашему вниманию рассказ об очередном автопутешествии, совершенном летом 2018 года.
Немного предыстории. После прошлогоднего (2017 г.) визита в Казахстан и Киргизию осталось какое-то легкое чувство… как бы недосказанности, что ли, незавершенности проделанного вояжа. Оно, это чувство, трудно объяснялось словами и выражалось в том, что при осторожных попытках обдумать предстоящую в 2018 году поездку взгляд невольно устремлялся в том же направлении. После недолгих размышлений и попыток осмыслить сие и понять, в чем же, собственно, дело, выяснилось следующее. Нами были «охвачены» Аральское море, озера Иссык-Куль и Балхаш и прочие, встреченные по пути, менее известные водоемы и реки. Вроде бы, все… Что тут еще? И тут дошло: а Каспий-то, Каспий — где в нашей копилке?! Действительно, пару лет подряд все турне совершались, по сути, вокруг него, а на само море все никак не удавалось попасть. А ведь это идея!!! Вопрос теперь оставался один — куда именно?
Далее рассуждения протекали в таком ключе: у нас там — только Астрахань (двумя годами ранее довелось побывать в дельте р. Волги, но до моря там не добраться) и Махачкала (берем на заметку), в Казахстане — были, хочется новизны впечатлений, в Иран и Туркмению — пока нет, скажем так, возможности попасть. Остается Азербайджан. Уже хорошо. Но где именно, как говорится, там «упасть»? И тут вспомнился опубликованный в 2016 году Виктором Федотовым рассказ «Азербайджан. Жажда Солнца и теплого моря». Кроме того, за 1,5 месяца до запланированной даты отъезда на Drome, совершенно, что называется, вовремя, появился отчет «Поездка в Баку в июне 2018-го» (имя автора, к сожалению, не обнаружил). Спасибо, ребята — Ваша информация о путешествии в указанном направлении максимально облегчила мне работу при планировании предстоящего маршрута! В итоге, решено было остановиться в славном городе Ленкорань, оттуда съездить в Астару на азербайджано-иранскую границу, а на обратном пути на несколько дней остановиться в Баку. Затем, выйдя в Россию, «прошвырнуться» вдоль Кавказского хребта в сторону Ростова-на-Дону с дальнейшим выходом на трассу М4 до Москвы.
Сразу отмечу (и здесь я вынужден согласиться с коллегами, посетившими Азербайджан ранее), что он, к сожалению, незаслуженно обделен вниманием автотуристов — ну, по крайней мере, российских. Но это, поверьте, ничуть не умаляет всех его достоинств, в чем лично пришлось убедиться.
Автомобиль тот же, что и в прошлом году: Тойота Ланд Крузер Прадо, 2016 г.в., комплектация «Стайл», дизель, 2,8 литра, автомат, 177 л.с., расход — 7,8-8,0 л/100 км.
Впору «звезды» на борту рисовать: Казахстан, Киргизия, Азербайджан…
По итогам поездки, состоявшейся в период с 5 августа по 8 сентября с.г., пройденный маршрут выглядел так: Москва — Волгоград — Махачкала — российско-азербайджанская граница — Ленкорань — Баку — российско-азербайджанская граница — Махачкала — Грозный — Владикавказ — Пятигорск — Ростов-на-Дону — Таганрог — Москва. Общий пробег составил ровно 7000 км. По сложившейся традиции величина расходов будет приведена в конце рассказа. Уровень цен по Азербайджану дан по тексту.
Первые 2 недели отпуска были проведены в «Кавказ Сахил Отеле» г. Ленкорань, в 2-местном номере (67 манат в сутки, в том числе, курортный сбор) — это около 2700 руб., (курс рубля варьировался в диапазоне 2,50-2,55 манат за 100 руб.). В стоимость проживания входили только завтраки и охраняемая парковка. Отель бронировался заранее (март - апрель) через Букинг. Это оказалось правильным решением, так как ближе к лету цены внезапно выросли на 10-15%. Обратный путь домой иногда корректировался, что называется, «по ходу пьесы». Ну, что ж — ЕДЕМ!
Итак, утро 5 августа 2018 года. В связи с желанием сэкономить время, начальный участок пути от Москвы был проложен через Рязань — Ряжск — Александро-Невский с последующим выходом на трассу Е119 и далее до Волгограда. Но дорога Рязань — Александро-Невский (Р126) сразу же заставила пожалеть о принятом решении передвигаться по ней: дорожное полотно на «3», много населенных пунктов, ограничения скорости и высокий трафик. Не советую, лучше все-таки ехать по «федералке».
Раннее утро в районе Коломны …
Далее дорога ничем примечательным не отличалась. Как известно, после Тамбова она становится двухполоской с караванами фур, «заплатками» на асфальте, камерами, населенными пунктами и прочими неудобствами.
Первая ночевка — в волгоградском отеле «Надежда», номер в котором также был заранее забронирован по цене 1500 руб. в сутки. Удобно расположен возле трассы. Так как в отель приехали около 22 часов, фото — утреннее.
Хороший отель с чистыми номерами — рекомендую …
Далее путь лежал в сторону Элисты, а затем: Яшкуль — Адык — Комсомольский — Артезиан — выход на Е119 — Махачкала.
Участок пути от Волгограда до Артезиана также ничем особенным не запомнился. Естественно, пришлось постоять в утренних волгоградских пробках — увидеть, так сказать, как просыпается этот героический город. Посещали его в 2016 году, поэтому в этот раз специально не останавливались. Фотографий, соответственно, не будет. Но, полагаю, нужды в них особо и нет — все достаточно подробно освещено в многочисленных рассказах об автопутешествиях, опубликованных ранее на Drome. Однако отмечу, что определенные опасения вызывала дорога от Яшкуля до Артезиана, которые, к счастью не оправдались. На всем протяжении — хороший асфальт, разметка, небольшой трафик и мало населенных пунктов. Прямо скажу, что совсем не ожидал такого прекрасного качества асфальта.
Вот такая дорога от Яшкуля до Артезиана.
По мере приближения к Махачкале все наши знаменитые (и, что немаловажно, безопасные для двигателей) топливные бренды превращаются в яркое созвездие всевозможных вариаций на тему их названий. Об этом явлении уже достаточно известно, поэтому долго акцентировать внимание на данном аспекте не буду. Дабы избежать неприятных последствий для своего «железного коня», заранее было определено наличие НОРМАЛЬНЫХ АЗС по пути следования. В моем случае им оказался Лукойл на выезде из Элисты, чем я успешно воспользовался, заправившись топливом под самую горловину бака. Его вполне хватило до границы с Азербайджаном.
От Артезиана до Махачкалы дорога нормальная — на твердую «4». Часто встречаются участки свежего и/или продолжающегося ремонта, который не носит критичный характер.
По причине того, что съестные запасы, заботливо приготовленные Штурманом дома и уложенные в походный холодильник, еще имелись, рассказать о качестве и ассортименте еды во встреченных на пути кафе и закусочных не представляется возможным. Но их встречалось очень много и проблем с «перекусить», думаю, нет. О многочисленных, якобы, блок-постах с непременными остановками, проверками паспортов и записью в регистры учета сообщаю следующее. Да, они есть, но не так уж и много, а проявление интереса «служивых» к транзитному автотранспорту сводится к наблюдению за снижением ими скорости до 50-30-10 км/час при проезде КПП, 3-секундным выполнением требований знака «Stop», а также выборочной проверкой небольших грузовичков, типа «Газель» и совсем уж откровенного автохлама в виде напрочь убитых «Жигуаров». Единственный раз за всю поездку, уже на обратном пути, был остановлен и корректно записан в книгу учета на границе с Ингушетией, но об этом — далее по ходу повествования.
В районе 21 часа достигли, наконец-то, Махачкалы. Быстро темнеет …
Остановка была запланирована в гостинице «Золотая империя» (ул. Богатырева, д.4), которая также бронировалась заранее.
И вот здесь-то, каюсь, была допущена стратегическая ошибка. Дело вот в чем. Обычно, если транзитный город не намечен к осмотру, мы стараемся останавливаться так, чтобы утром быстрее выехать из него и проследовать дальше. То есть, в населенном пункте место ночевки выбирается, как правило, максимально близко к трассе и с учетом, других, сопутствующих хорошему отдыху, факторов. В нашем случае получилось так, что расстояние от северного въезда в Махачкалу до нужной гостиницы составляло 8-10 км. Предстояло преодолеть достаточно большой «кусок» вечернего города. Досконально изучив стиль вождения «горячих южных парней», уже на стадии проработки маршрута закралась тревожная мыслишка о целесообразности принятия именно такого решения по размещению в Махачкале. Однако данный отель приглянулся отличными от прочих гостиниц параметрами (в других то явно дороже, то нет завтрака, то нет автостоянки), хорошими отзывами в интернете, расположением в центре города и прочими положительными моментами. Кроме того, полученный 2 года назад личный опыт поездок по г. Грозный и другим населенным пунктам Чеченской Республики не выявил каких-то уж совсем нехороших, выламывающихся из общепринятой схемы поведения на дороге, особенностей вождения жителей Чечни, и, соответственно, спровоцировал его экстраполяцию на Дагестан. Ладно, думаю, как-нибудь прорвемся. Но… я ошибся. Нет, не так — Я ОШИБСЯ!!! Хотя позднее с удивлением наблюдал, как эти же люди на автомобилях с регионом «05», въезжая в пределы вотчины Рамзана Ахматовича, становились обычными водителями, более чем уважительно относящимися к ПДД. Вот такой пердимонокль!
И вот картина: наступает томный южный вечер, плавно переходящий в такую же ночь; за плечами — успешно преодоленный 850-километровый участок пути из Волгограда; в голове — новые впечатления от дороги и от города, о котором много наслышан, но ни разу не был; предвкушение горячего душа; ожидание сытного ужина в хорошей компании, который, быть может (а что? а вдруг!), готовит еще что-нибудь приятное. В общем, полное расслабление. Однако реальность оказалась гораздо суровее и внесла определенные коррективы.
Чтобы было понятно, о чем идет речь, начну издалека: мой водительский стаж исчисляется более чем 15 годами безупречной (тьфу-тьфу-тьфу) и весьма активной езды по городам и весям нашей необъятной Родины (немногочисленные штрафы за незначительное превышение скорости с последующей 250-рублевой оплатой по 50%-ой скидке, полагаю, не считаются таким уж большим грехом). Более того, в течение 10 лет из этих 15, не во время нахождения в отпуске, приходится много перемещаться по столице нашей Родины, как в месте своего постоянного проживания. А здесь, как известно, бывает всякое — от постоянных «пробок», непогоды (когда встает весь МКАД из-за обильных дождя и/или снега) и забитых выездных дорог из Москвы (в праздничные дни, по пятницам — отъезд на дачу и воскресеньям — прибытие с дачи) до порой просто непредсказуемого поведения попутчиков по потоку, стремительных аварий и т.д. Все это объективно заставляет быть предельно внимательным и накладывает определенный отпечаток, в самом хорошем смысле этого слова, на манеру вождения.
Короче говоря, до 6 августа 2018 года я позиционировал себя более-менее опытным водителем. Однако махачкалинская действительность невольно заставила провести переоценку своих навыков не в лучшую сторону. Посудите сами: темно, незнакомый город, плотная «река» автомобилей, едущих на скорости явно большей 60 км/час, в основном, отечественного производства, неожиданно появляющиеся откуда угодно желающие встроиться в общий поток, какофония звуков клаксона по поводу и без оного, попытка обогнать тебя из любого положения, внезапный поворот направо из 2-го и 3-го рядов, старт на светофорах с дымящейся и визжащей резиной, полнейшее игнорирование «поворотников», прохождение «местных» авто впритирку от твоих бортов, порой, с обеих сторон одновременно и т.п. На мой взгляд, только за небольшую часть увиденных мной нарушений ПДД, в Москве тебя бы уже так «накрячили» (с сопутствующей платой в бюджет города), что интерес к жизни за рулем был бы потерян надолго. Теперь мне понятна поговорка «… крутить головой как летчик — на 360 градусов …». В общем, до гостиницы мы добрались без потерь, если не считать таковыми потраченные нервы и слегка подпорченное вечернее настроение. Устали все.
Малая толика того, что можно вытворять в Махачкале.
Хорошие номера, стоянка, обильный завтрак, цена вопроса —1800 руб. в сутки. Однако вечером в ресторане отеля началось проведение какого-то веселого праздника с музыкой, танцами, прибытием многочисленных приглашенных и кавалькады автомобилей. Впоследствии оказалось, что такие мероприятия происходят здесь практически ежедневно. Но, справедливости ради, отмечу хорошую шумоизоляцию в номерах, которая дает возможность полноценно отдохнуть в таких условиях.
Еще из положительного — бесплатно получен бесценный опыт экстремального вождения в городских условиях. А опытным водителем, по сложившемуся теперь моему глубокому убеждению, может считаться лишь тот, кто хотя бы раз в жизни проехал по вечерней Махачкале. Осмотр города был запланирован на обратном пути, что успешно удалось осуществить.
Утром все оказалось не так страшно — народ за ночь, видимо, нагулялся и еще спит.
Махачкала, около 9 часов утра.
Расстояние от Махачкалы до российско-азербайджанской границы составляет 180 км. Транзитом проехали Дербент, посещение которого, а также крепости Нарын-Кала, тоже было отложено на обратный путь.
Перед границей с Азербайджаном.
Общее время перехода через границу составило чуть более 2 часов (с учетом посещения магазина «Duty Free»). Этот процесс осуществлялся через МАПП Яраг-Казмаляр — Самур. В зоне прохождения границы РФ Штурмана, вместе с одним из чемоданов, отправили в общую очередь на осмотр, и его пришлось ожидать около 40 минут. С осмотром автомобиля проблем не возникло — типовая процедура: откройте двери, багажник, капот, что везете? куда следуете? Далее — Азербайджан.
Подъезжаем к границе Азербайджана…
Работа пограничников на азербайджанской стороне понравилась больше: все четко, быстро, с подсказками и ответами на все вопросы. Члены семьи на этом МАПП въезжают вместе с водителем в автомобиле. Все остальные — отдельно с вещами, пешком по транзитному коридору. Обратно в Россию выходили через другой МАПП — там немного другие правила (об этом — позже). Как я понял, очередь здесь общая для грузовых и легковых авто, причем приоритет имеют фуры. Их было мало, но как только одна из них подъезжала к воротам, запуск легковых авто приостанавливался и фура проходила на досмотр.
На азербайджанской стороне попросили вытащить из багажника и выложить на «ленту» только два объемных чемодана. Все остальные принадлежности осматривались визуально, в щадящем режиме. Ответ на вопрос: Что в других сумках? — Да ничего, личные вещи для отдыха — пограничников вполне устроил. Кроме того, легкое замешательство у персонала вызвал озвученный конечный пункт назначения (Ленкорань). Прозвучало: А что там делать, почему не в Баку? Пришлось объяснять, что визит в Баку состоится чуть позже, после пляжного отдыха в Ленкорани.
Здесь же, в одном из окон, можно спокойно приобрести «зеленую карту» на автомобиль. По стоимости не сориентирую, так как для нас это было не актуально — карта приобреталась еще в Москве за 1100 руб. на 1 месяц. Но ее сразу спрашивают и предупреждают о последствиях в случае ее отсутствия. После внимательного изучения пограничником наша «зеленая карта» снова заняла свое почетное место в путевых документах. Что касается тонировки — вопросов не возникало, но, на всякий случай, в наличии имелась ксерокопия комплектации автомобиля, где отмечалось ее заводское происхождение.
Еще из особенностей въезда на своей машине — при оформлении на нее выдается лист формата А4 со штрих-кодом, который следует сохранять до выезда из Азербайджана. Также предупреждают, что на срок пребывания в стране более 15 суток необходима регистрация по месту нахождения, действующая 90 дней. Сложного здесь ничего нет — как правило, в азербайджанских отелях персонал самостоятельно оформляет данный документ в миграционной службе по представленному загранпаспорту через Интернет. Совет: через несколько дней желательно поинтересоваться успешным окончанием данного процесса и взять распечатку с фамилией и сроком пребывания, а то, говорят, бывали случаи, когда при возвращении обратно путешественник на границе с удивлением обнаруживал отсутствие своей фамилии на соответствующем сайте и платил достаточно высокий штраф (в кулуарах назывались суммы от 20 тыс. руб. и выше).
Вот такая картина открылась взору после выезда с территории МАПП.
По информации, полученной в Интернете, это безобразие должно было длиться на протяжении 4-5 км. Подтвердилось ...
Вскоре выезжаем на асфальт, вокруг — выжженная степь.
Да, на выезде из МАПП «Самур» имеется АЗС «AZ petrol» (в зеленой цветовой гамме), а через 10-12 километров, в населенном пункте, — Лукойл (накопительные карты не принимаются). Решив на нем заправиться, «словил» первое потрясение: дизельное топливо стоит 0,6 маната, что в пересчете на наши деньги — 24,5 руб. (в зависимости от курса рубля). Для сравнения — стоимость дизеля в России составляет 43,8 руб. (в европейской части), то есть, дороже, мля, почти в 1,8 раза!!! Причем цена топлива одинакова по всему Азербайджану, за, исключением, совсем уж «левых» АЗС, где она еще ниже. Поэтому на данном виде расходов не особо экономили и ездили по Ленкорани и из нее, куда «душа пожелает». В дальнейшем заправка автомобиля осуществлялась только на этих АЗС. Бензин почему-то стоит дороже.
Цену бензина можно рассчитать самостоятельно (2,5 маната = 100 руб.)
Через непродолжительное время дорожное полотно приобрело человеческий вид, и все опасения о качестве дорог в Азербайджане постепенно развеялись.
Ну, вот теперь точно — Азербайджан.
Начало трассы на Баку с небольшим участком ремонта …
Отсюда в Баку ведет автобан с максимальной скоростью 130 км/час для легковых авто …
Однако на фото видно, что правая крайняя полоса имеет выбоины, поэтому вся «толпа» активно мчит по левой стороне. Это, соответственно, вызывает определенные неудобства — приходится часто уступать дорогу местным любителям поездок по принципу «130+». Но это было до Баку. Затем, начиная с объездной дороги, вновь начался отличный автобан.
Быстро стемнело, и дальнейший путь проходил в условиях звездного неба. Баку «обошли» по объездной такого же качества, но километров за 150 до Ленкорани пришлось сворачивать, как здесь говорят, на «старую дорогу». Она хуже и проходит параллельно новой трассе, запланированной к открытию в сентябре президентом И. Алиевым. Забегая вперед, сообщу, что на обратном пути удалось проехать по ее части.
Вот такая теперь дорога от Баку до азербайджано-иранской границы …
Дальнейший путь пролегал так: Баку — Гобустан — Алят — Сальян — Билясувар — Масаллы — Ленкорань. Повторюсь, этот участок дороги на «4-», что негативно повлияло на скорость передвижения. Поэтому в Ленкорань приехали около 0 часов, где произошла первая встреча с дорожной полицией. Так, по Азербайджану перемещались исключительно с помощью «Maps me», который никогда не подводил. Но, попав в Ленкорань, сей девайс вдруг «потерял» адрес отеля. Пришлось останавливаться на перекрестке и срочно его перенастраивать. А в городе уже ночь, народ гуляет, музыка, рестораны призывно моргают вывесками. Вдруг подъезжает патрульный «Mersedes», выходит бравый капитан и с ходу начинает интересоваться нами — документы, цель прибытия и т.д. Ну, напряглись, естественно. Но все обошлось. Объясняю — мол, едем от границы из России, уже устали, немного заблудились, ищем отель, где будем отдыхать. Нет проблем, отвечает, — говорите название, следуйте за мной, я провожу. И в ярком сопровождении «люстры» доставил нас прямо к воротам. О, как! Но нюанс был — ждал, пока мы покинем свой автомобиль и начнем оформляться.
История имела курьезное продолжение — утром на завтраке официант тихонько поинтересовался: у Вас что, были вчера проблемы с полицией?! Пришлось все рассказывать и искренне выражать ей признательность.
Чтобы попасть на пляж, нужно перейти через железную дорогу (справа виден пешеходный мост через нее). Но железнодорожный транспорт беспокоил в течение дня лишь 2-кратным (позднее утро и ранний вечер) прохождением небольшого грузового состава, ничуть не мешающего отдыху.
Вот такой пляж — чисто и аккуратно. На переднем плане — летнее кафе нашего отеля …
Море хорошее, неглубоко, но дно в этом районе каменистое, поэтому — резиновые тапки необходимо иметь.
Немного о Ленкорани. Я намеренно не буду приводить историческую справку города — все это легко можно прочесть в Интернете. Сообщу лишь, что это уютный и симпатичный городок, который имеет древнюю историю и, к тому же, еще не обладает тем ажиотажем, присущим раскрученным курортам. Но вот именно это и делает его привлекательным — если хочется тишины и покоя, то ехать нужно именно сюда.
Одно время он был столицей Талышского ханства, то и дело переходящего из рук в руки более могущественных соседей (Россия, Персия и проч.). Является настоящим мусульманским городом, где многие женщины ходят в соответствующем облачении. Молодежь, к сожалению, навыками общения на русском языке уже не обладает. Поэтому, в случае исчерпания аргументов «на пальцАх», сразу приглашаются представители старшего поколения. Отношение к русским подчеркнуто уважительное, но не лебезящее, косых взглядов не встречалось вообще.
Ленкоранская крепость — бутафория (внутри ничего нет) …
Город знаменит чаем, в честь которого установлен памятник-самовар.
Дворец последнего талышского хана. Внутри — небольшой музей …
Красивый памятник генералу А. Асланову (см. Интернет) …
Центром общественной жизни города, без сомнения, является рынок, где есть все — от фруктов до мебели.
На рынке Штурман … м-м-м… неизменно вызывал интерес …
О ценах. На рынке за фрукты и овощи просят в пределах 0,3-1,5 маната за 1 кг, то есть достаточно дешево. На 400-500 руб. можно набрать такое количество, персиков, огурцов, помидоров, винограда и слив (плюс арбуз и дыня), которого хватает на 2-3 дня. Причем во время процесса покупки всего можно напробоваться и наблюдать, как после взвешивания товара и озвучивания суммы приобретения продавец кладет еще и «добавку» в пакет. А вот орехи любого вида — дороговаты, от 12 манат за 1 кг любого вида. В магазинах — отличное вино, от 130 руб. за бутылку 0,7.
О перекусах. Здесь ситуация выглядит несколько иначе. Недорогих кафе, в привычном понимании, в Азербайджане нет. Есть либо откровенные забегаловки для аборигенов, посещение которых ведет к риску отравления, либо рестораны, средний чек в которых варьируется в диапазоне от 600 до 1000 руб. за обед на 2 чел. (от скромного до нормального варианта набора блюд: с первым, вторым, третьим). Хлеб в виде нарезанной лепешки подается всегда бесплатно. Также было проведено знакомство с одним из знаменитых блюд азербайджанской кухни — курицей «левенги» (см. Интернет), которая стоит неоправданно дорого — 15 манат. Брали в ресторане «Хан Ленкорань», не впечатлила (наверное, не так приготовлена).
Курица «левенги» с начинкой из грецких орехов …
«Побатонив» на пляже первые 5 дней и посетив все более-менее значимые места Ленкорани, начали объезд приглянувшихся окрестностей. Первым делом съездили на азербайджано-иранскую границу в г. Астара.
Вот с таким алфавитом пришлось познакомиться …
Однако поразила набережная, упирающаяся прямо в границу.
Очень красиво, море чуть штормит …
В-о-о-н тот дальний мыс — уже иранская территория …
Один из немногих пасмурных дней, но на море — просто сказка …
Следующая «вылазка» состоялась в г. Масаллы, где находятся горячие источники «Исти-су». Добираться до них не совсем неудобно — ехать нужно по указателям и опрашивать местных жителей.
Народ активно отдыхает. Стоимость сеанса в купальне (на заднем плане) — 5 манатов с человека …
Обед в городе после источников. Девушки в кадр попали случайно …
К сожалению, две замечательные недели в Ленкорани подошли к концу и мы с не меньшим удовольствием перемещаемся в Баку.
Трасса проходит вдоль моря.
Скоро Баку…
Здесь также заранее бронировался отель на 5 дней.
Хороший отель — 38 манат (около 1550 руб.) в сутки с завтраком …
Сам отель неожиданно оказался в 10 минутах ходьбы от метро, что оказалось весьма удобно и позволяло перемещаться исключительно на общественном транспорте. Тем более что перемещение по Баку на личном автомобиле тоже имеет определенные, скажем так, особенности. Не Махачкала, конечно, но… иногда хочется отдохнуть от руля.
Стоимость 1 поездки на метро и в автобусе едина и составляет 0,3 маната на человека (на наши деньги — 12 руб.). Копейки по-азербайджански называются милым словом «гяпики». То есть одна поездка стоит 30 гяпиков. В ходу единые пластиковые карты, которые нужно пополнять через терминал, расчета наличными через контролера нет. Сама карта с «нулевым» балансом стоит 2 маната.
О Баку можно рассказывать часами, поэтому — коротко, плюс фотографии с небольшими комментариями. Осмотр начали со Старого города, доехав до одноименной станции метро.
Иногда встречаются местные жители, предлагающие за 1-2 маната указать короткий путь ко всем примечательным местам Старого города. Нам такой «бизнесмен» попался сразу, и его консультация пришлась впору.
Естественно, гвоздем культурной программы является посещение знаменитого места «… чьерт побьери…».
Рядом — не менее красивые пейзажи со знаменитым такси.
Фуникулер для подъема в Нагорный парк к Пламенным башням (стоимость —1 манат с человека) …
Сверху имеется смотровая площадка с шикарным видом на город.
Рядом находится Аллея почетных захоронений.
Могила М. Магомаева (справа) …
Монумент Г. Алиеву с родственниками (жена, ее брат и их отец) …
Девичья башня (вход — 12 манат с человека) …
Монументальное здание Дома Правительства …
В общем, исхожено было все, в том числе, и ночной Баку — до тех пор, пока чувствовались ноги.
Пламенные башни в цветах государственного флага …
Съездили и на рынок «Бина», где большой выбор одежды и сладостей.
Девчонкам здесь — просто раздолье: цены вменяемые, торг уместен …
Чтобы немного отдохнуть от города, было решено посетить Апшеронский национальный парк — это на самом востоке Азербайджана.
Въезд — 2 маната (меньше 100 руб.) с автомобиля …
Восточная оконечность Азербайджана. Очень жарко ...
На обратном пути заскочили на пляж в районе поселка Тюркан.
Отличный пляж — песок, ровное дно с постепенным увеличением глубины …
Здесь нюанс — на всех оборудованных пляжах такие кабинки являются платными. Цена вопроса — 5-10 манат (200-400 руб.), видимо, в зависимости от удаленности от города. Рядом дежурит бригада подростков со своим смотрящим, и они сразу подходят ко всем, садящимся сюда. Поэтому основная масса кабинок пустует, а отдыхающие располагаются просто на песке. Мы поначалу не сообразили — зашли в кабинку, готовимся к водным процедурам. Подошел мальчонка, что-то объясняет по-азербайджански, но мы его не поняли. Спустя несколько минут появляется «бригадир» и коротко, но корректно, разъясняет ситуацию. Понятно, говорю — мы первый раз у Вас, не знали, сейчас освободим «помещение» (благо, пляжный зонт является непременным участником наших путешествий). Но он, немного подумав и уточнив, откуда мы, — изрек, что на первый раз, мол, можно бесплатно, но за следующие посещения придется «раскошелиться». Вопросов нет — спасибо! Еще раз повторюсь — отношение к русским более чем лояльное, и за прошедшие три недели пребывания в свой адрес мы не слышали ничего плохого. Возможно, повезло — спорить не готов.
Вот такие дороги в заштатном поселке (домА — за забором) …
На следующий день съездили на знаменитые дикие пляжи возле поселка Бильгя — это на северо-восток от Баку.
Туда ведет отличнейшее шоссе …
И к морю можно подъезжать прямо на автомобиле …
Жарко, чистейшее море, ракушечник …
Выходить не хочется, так здорово …
Увы, недельная «бакинская» эпопея также подошла к концу. С собой, в виде презентов, были закуплены вино, коньяк, конфеты и прочее.
По итогам пребывания в Азербайджане позволю себе дать краткую оценку увиденного. Как уже говорилось, это направление несправедливо не востребовано. Так, за все время пребывания в стране автоэкипажи из России почти не встречались: в Ленкорани отдыхала семейная пара из Тулы, да в районе Нагорного парка в Баку встретилась молодая семья из Томска.
Наличие чистейшего Каспийского моря (по сравнению с Черным — полагаю, понятно, о чем речь), отсутствие большого количества отдыхающих, возможность выбора хороших отелей, что называется, «на любую толщину портмоне» и более чем лояльного отношения к приезжим почему-то не стали причиной перераспределения турпотока сюда от «икон стиля» российского летнего отдыха — Краснодарского края и Крыма. Порой, знакомясь с отзывами на Drome о поездках на автомобиле в ту сторону с Урала и Сибири, не всегда понимаю, зачем ехать оттуда на Черное море, если такой же, а, быть может, и лучший, водоем есть ровно на полпути от указанных регионов до него. Да — нужен загранпаспорт, но, полагаю, раз в жизни можно позволить себе его «выправить». Оговорюсь, что не критикую тех, кто, по ряду причин, не хочет и/или не может сей документ оформить.
Иногда удивлял разброс цен по различным категориям оказываемых на отдыхе услуг: недорогое автомобильное топливо (дизель) и стоимость помывки автомобиля (15 манат, 600 руб.); дешевые овощи и фрукты на рынках и завышенная стоимость посещения экскурсионных мест, когда при умножении стоимости 1 билета на количество желающих получается весьма неприличная цифра (например, Девичья башня в Старом городе — 12 манат, а это 480 руб. × 1,2 или 3 чел. = ?!) и т.д.
Дорожная полиция, которая всегда готова прийти на помощь, в другое время Вами не интересуется вообще. Но на рынке, в автобусе, магазине и просто на улице Вам постоянно гарантировано внимание: точно кто-нибудь подойдет и выразит признательность и уважение к России как таковой. Что, согласитесь, по меньшей мере, приятно, а по большому счету — и безопасно.
Короче говоря, нам очень понравилась эта самобытная страна, и повторная поездка туда не исключена.
Дорога от Баку до границы с РФ: солнце, море, виноградники …
Благополучно преодолев расстояние от Баку до МАПП «Самур — Яраг-Казмаляр», уперлись в большую очередь.
Зная, что рядом, в 25 км на северо-восток, находится другой МАПП «Ханоба — Тагиркент-Казмаляр», решено было попытать счастья там. Поворот на него — здесь же, направо, дорога нормальная.
Качество дороги между МАПП «Самур» и «Ханоба» нормальное …
К сожалению, количество желающих покинуть в этот день Азербайджан и попасть в РФ, оказалось не намного меньше, чем на предыдущем МАПП. На «все про все» пришлось около 4 часов. Поначалу грешили на азербайджанских пограничников, но оказалось, что это не так.
На азербайджанской стороне осмотр, как всегда, был проведен быстро и ненавязчиво. Вещи из автомобиля не выгружались вообще. Единственное, что при предъявлении полученного при въезде листа формата А4 со штрих-кодом (помните?) нужно оплатить налог на пользование автомобильными дорогами в размере 20 долл. Оплачивать можно чем угодно — манатами, валютой или рублями (заплатил 1600 руб.). На этом все.
После окончания всех формальностей на азербайджанской стороне и выезда на нейтральную территорию прямо перед российской границей неожиданно уперлись в своеобразный накопитель. И вот уже оттуда по 5 авто запускают на досмотр в РФ. «Стояние» в этом накопителе длилось минут 40 — что, по определению, и явилось причиной долгого ожидания в Азербайджане (то есть на осмотр на азербайджанской стороне запускаются автомобили, когда накопитель у российской зоны освободится). Но и это еще не все — на нашей стороне находится 5 постов осмотра и на каждом из них сытого вида прапорщики заставляют ПОЛНОСТЬЮ разгружать провозимые в авто вещи. Повторюсь — АБСОЛЮТНО ВСЕ ВЕЩИ! Причем содержание выгруженного автомобильного имущества их не интересовало вообще — эти должностные лица в неспешном режиме прогуливаются вокруг транспортного средства и с помощью зеркала на палке осматривают его днище. Интересно!
На резонный вопрос — а что, собственно, происходит и для чего это все нужно в таком виде?! — прозвучал невежливый ответ — типа, что за интерес и давай-ка, побыстрее, загружай все обратно! ПризнАюсь, задело — сколько езжу, нигде не видел такого … «ноу-хау». Пришлось внести некое оживление в стройные ряды этих рьяных хранителей границы. Представившись лицом, имеющим отношение к «силовым структурам» (прошу меня тут не «пинать») вежливо попросил пригласить любого офицера смены. Спустя пару минут подошел молодой лейтенант и слегка извиняющимся тоном пояснил то, что и так ожидалось быть услышанным: понимаете, работаем под камерами, и НОВОЕ начальство требует доскональной проверки. Все понятно — «бей своих, чтобы чужие боялись».
Короче говоря, настоятельно не рекомендую ездить в Азербайджан через МАПП «Ханоба — Тагиркент-Казмаляр», по крайней мере, в ближайшее время. Помимо того, что на нем культивируется описанный выше подход к досмотру проезжающего через границу автотранспорта, определенные неудобства представляет и путь, ведущий к трассе E119. Так, около 35 км приходится ехать через несколько населенных пунктов мимо глухих заборов по разбитой напрочь дороге и/или по кое-как разглаженной «гребенке». Такие, знаете ли, забытые Аллахом места. Не очень уютно!
Выглядит это …
Закат встречали на мосту через р. Самур.
В Махачкалу приехали уже затемно, благо от южного въезда в город до той же гостиницы «Золотая империя» было недалеко, да и к манере вождения «горячих парней» я был уже морально готов. Секрет успеха оказался не очень несложен. Тяжело, конечно, перестраиваться, но приходилось вносить определенные поправки в процесс передвижения в городе по принципу «делай как все»: быстро ехать, резко ускоряться, сигналить и т.д.
Небольшая культурная программа, рассчитанная на 2 дня, включала в себя краткий осмотр Махачкалы, посещение соседнего Дербента и, соответственно, крепости Нарын-Кала, а также совершение вылазки на пляж. Ну, обо все по порядку.
Вполне себе симпатичный город …
Днем, конечно, партнеры по потоку ведут себя более-менее приемлемо, но к неожиданностям всегда нужно быть готовым. Несмотря на «московские» номера — там, как правило, ездят представители титульных национальностей Дагестана. А, например, авто справа начал резко «сдавать задом», невзирая на несущийся перпендикулярно ему автотранспорт.
Памятник Петру I (оказывается, он — основатель Махачкалы) …
Дербент оказался на удивление тихим городком.
Крепость Нарын-Кала впереди, на горе (вид из города) …
На местном пляже очень понравилось …
Дальнейший путь лежал во Владикавказ, с остановкой в одноименной гостинице («Владикавказ»), стоимостью 2200 руб. в сутки за номер.
Дорога хорошая, Кавказский хребет — все время слева …
А в Чеченской республике — автострада с ограничением в 120 км/час …
Как уже отмечалось ранее, автомобили с регионом «05» (Дагестан) здесь становятся обычными, даже примерными, водителями. С чего бы это?
Поначалу Чеченскую республику планировалось, что называется, «проскочить». Но так как аппетит к путешествиям приходит во время таковых, было решено заехать в г. Грозный. Дело в том, что в 2016 году, во время его посещения, по объективным причинам не удалось посетить знаменитую ул. Южную — на ней расположены шашлычные дворики, в каждом из которых, якобы, свой рецепт этого блюда. Ну, как не удалось — тогда, съев «жижиг-галныш» где-то в центре города, отправились туда, в надежде, что успеем проголодаться и еще раз поесть. Но, увы и ах, приехав на Южную, поняли, что это нереально (много мяса) и … отложили в надежде на будущий визит. И вот он — шанс, благо время и расстояния позволяли не торопиться (от Махачкалы до Владикавказа — около 300 км). К сожалению, долго искали — и Навител и Maps me, по непонятной причине никак не могли вывести к этой улице. В общем, находится она возле ул. Александра Прохоренко — в навигатор был «забит» ближайший к ул. Южной адрес.
Как всегда — чисто, красиво, ухожено …
Цена вопроса «на двоих»: шашлык из баранины — 400 руб., из рыбы — 600 руб., соус и хлеб — еще 50 руб. Порции достаточно большие, вкусно.
К сожалению, быстро стемнело, поэтому дальнейший путь до Владикавказа был проделан по Е50 уже в полной темноте. Отмечу лишь, что дорога эта отличная, но после поворота на А301 становится чуть хуже.
Впечатление о самом городе сложилось двоякое: вроде бы столица, и есть, что посмотреть — но он, на мой взгляд, не комфортен для неспешной езды на автомобиле при его осмотре. На дорожном полотне — выбоины, люки, трамвайные рельсы и т.д. К тому же имела место быть не очень приятная история с общепитом. Так, решено было отведать осетинских пирогов в заведении «Два толстяка» (по совету персонала из гостиницы). Но эти пироги оказались нашпигованы таким количеством красного перца, что есть их было просто невозможно. На резонный вопрос — зачем столько?! — от шеф-повара прозвучал ответ: «Вы бы сказали, что не надо…» Но, мля, а как узнать, что ты перца кладешь немереное количество? Видимо, не то место было выбрано для гастрономических утех. Хотя, припоминаю, что 20 лет назад такой проблемы не было (бывал в молодости). Ну, да ладно…
Вот такая картина открывается с 7-го этажа гостиницы «Владикавказ».
Фотографии самого города оказались не очень информативными. Но понравился мемориал Славы, который непременно рекомендую посетить.
Осетин принимают в российское подданство …
Также прокатились по Военно-Грузинской дороге до МАПП «Верхний Ларс», где по пути открываются великолепные пейзажи.
На обратном пути от Верхнего Ларса до Владикавказа есть неприметный поворот на Ингушетию, чем мы и воспользовались.
Тут нас записали в книгу учета (первый и последний раз за все время) …
Пробыв во Владикавказе полных два дня и объездив все, что можно, выдвинулись в Пятигорск. Однако по пути пришлось слегка подкорректировать маршрут — ну, кто ж тут устоит, увидев такое?!
Эльбрус? — Эльбрус! Едем?! — Конечно!!! Каких-то 100 км …
Вот такая замечательная дорога …
Проехали город-призрак Тырныауз (его историю см. в Интернете).
Спустя пару часов прибыли на место. Начался небольшой дождь.
Стоянка и небольшой рынок с сувенирами …
Немного информации о самой канатной дороге. Посадка осуществляется до 15 часов. Мы приехали в 14:30, успели. Стоимость билета на всю высоту (кажется, 3847 м) — 1200 руб. с человека. Наверху холодно.
Взгляд назад (дождь нагоняет) …
Сначала все шло по плану — пейзажи, эмоции и проч.
Ближе к вершине дождь усилился, началась гроза, поднялся ветер и …
мы встали (как потом выяснилось — в «канатку» ударила молния) ...
Качаемся, ветер. Начинаем «строчить» смс-ки родным и близким …
Штурман слегка напуган, отвернулся — видимо, шепотом молится …
В общем, висели минут 20, ощущения не из приятных, но до конца маршрута добрались. Вчера, сказали, народ так болтался часа 1,5.
Эх, придется ехать еще раз — Эльбрус так и не «открылся» …
Что тут сказать — великолепна природа-матушка …
Завершив посещение Эльбруса и бурно переживая случившееся, выдвинулись в Пятигорск, куда приехали уже вечером. Остановились в гостинице «Машук» — стоимость 2000 руб. «плюс» 50 руб. курортного сбора за 1 человека в сутки. Автостоянка имеется.
Гора Машук и «канатка» на нее — в шаговой доступности.
Немного о гостинице. Она представляет собой 4-этажное здание, где собственно гостиница занимает два верхних этажа. Внизу — какой-то Дом творчества, типа, Дома пионеров (кружки, мастер-классы и проч.). Но в это время детей никого не было, стояла полнейшая тишина. Жемчужиной этой гостиницы является столовая с домашней, практически, кухней: завтрак 200 руб./чел., обед — 350 руб./чел. Огромные порции (мясо, рыба, овощи), вкусно и чисто. Можно купить что-то с собой в дорогу. Работает с 8 утра и до 19 часов, очень удобно. Рекомендую. Кроме того, от гостиницы минут 10 ехать на машине на Провал и минут 5 — до канатной дороги. Цены на «канатку» — 300 руб./чел., имеются льготные категории. По улице, где стоит гостиница, легко попасть ко многим достопримечательностям города.
Пятигорск. Отсюда видно Эльбрус в хорошую погоду …
Прокатились до Кисловодска, благо до него около 40 км, посетили Нарзанную галерею.
На пару часов заехали в Ессентуки …
Далее по плану — Ростов-на-Дону.
Там бронировалась частная гостиница «Марелла» стоимостью 1700 руб. в сутки. Легкий завтрак и стоянка имеются. Номера хорошие, просторные, девушки (персонал) очень приветливы. Единственное неудобство — она находится на окраине города. Но рядом расположена автобусная остановка, от которой до набережной р. Дон ехать минут 30 (номер автобуса в памяти не отложился). Также рядом с гостиницей находится шашлычная, где за довольно разумные деньги можно поесть шашлык и баварские колбаски.
Город достаточно подробно обрисован во множестве опубликованных ранее рассказов, фотографии также в бесчисленном количестве имеются. В связи с этим подробно рассказывать здесь об этом населенном пункте считаю излишним. Отмечу лишь, что в Ростове шумно, многолюдно, жарко, но — интересно. Кроме того, открыто много булочных с широким ассортиментом выпечки. Позволю себе лишь выложить несколько фотографий, подчеркивающих самобытность столицы донского казачества.
С удовольствием прогулялись по набережной р. Дон.
«Левый, левый, левый берег Дона» …
Где-то здесь возле здания УВД попалась отличная столовая, где хорошо отобедали …
А дальше произошла совершенно незапланированная корректировка маршрута. Собственно, уже собирались в сторону дома, в Москву. Было уже начало сентября, но так хотелось продлить себе лето, море (благо, остаток отпуска еще позволял это проделать). Поначалу в качестве этой цели рассматривался Ейск, но до него — почти 200 км, а оттуда до Москвы — уже 1300 км. Многовато за один заход. Но тут на глаза попался Таганрог. О — а давай туда махнем, тем более что в тех краях еще не были. Решено, едем!
Штурман, как всегда, оказался на высоте: тут же была забронирована гостиница «Ассоль» за 2200 руб. в сутки с шикарным завтраком типа «шведский стол» и автостоянкой. От моря, правда, не очень близко — пешком минут 20, но какое там море — так, мелкий залив. Персонал очень приветлив и обходителен, номера отличные — рекомендую.
Сам город оказался забытым богом и вниманием властей населенным пунктом (да простят меня таганрожцы): старые трамваи, неровные дороги, паутина на фасадах домов, какая-то общая запущенность.
Встречено по дороге в Таганрог. Вход бесплатный …
Археологические раскопки (якобы, здесь жили древние греки) …
Перемещаемся в город.
Петр I — и здесь он был (действительно, великий человек) …
Памятник Ф. Раневской у дома, где она жила …
Вот так здесь в море купаются — брести далеко, глубина все время до колен …
Внезапно подул сильный ветер.
Так было проведено два неспешных дня — бродили по городу, ездили, сидели у моря и в нем. Все — пора домой!
Наша, всеми горячо любимая, М4 («прилетел» один штраф — где-то в районе Богучар превысил скорость, оплачен по льготному тарифу) …
Выехав 7 сентября в 8 утра из Таганрога, ровно в полночь (0 часов) подъехали к подъезду родного дома, «намотав» на колеса еще 7010 км.
Всего потрачено 143500 руб., в том числе: «зеленая карта» в Азербайджан — 1100 руб.; налог на пользование азербайджанскими дорогами — 1600 руб.; автомобильное топливо — 25000 руб.; расходы на проживание в гостиницах — 28700 руб.; продукты — 11500 руб.; посещение кафе и ресторанов — 10500 руб.; отель в Ленкорани — 50850 руб.; сувениры, вино, конфеты — 3600 руб.; платные экскурсии — 3650 руб.; оплата проезда по М4 — 1050 руб.; штраф — 250 руб.; мойка и стоянка для автомобиля — 600 руб.; покупка одежды и косметики на рынках — 4950 руб.; билеты в общественном транспорте (Баку) — 150 руб. Кроме того, за 130 долл. был куплен и успешно привезен иранский ковер (фабрики г. Тебриз, этикетка имеется) и потрачено 10 евро в «Duty Free» на всякую мелочь.
Получена масса впечатлений, малая толика которых изложена в предлагаемом рассказе. Сразу прошу не выговаривать за иногда не совсем качественные фотографии — сделаны они не для фотовыставок с целью получения премий и наград, а для наглядного подтверждения пройденного маршрута (вдруг кому-то сгодится).
После этой поездки еще больше зауважал свой Ланд Крузер Прадо — абсолютно комфортный автомобиль для перемещения на дальние расстояния: асфальт, гребенка, неровности — ему без разницы. Выполняет свою работу на все 100 процентов.
На этом завершаю, спасибо за внимание!