И снова Монголия — 2022

И снова Монголия — 2022

12.12.2022 | 12091 просмотр

Маршрут: Кемерово — Кош-Агач — Джазатор (Беляши) — Карагемский порог — КПП Ташанта — Улгий — Озеро Толбо-Нуур — Ховд — Озеро Хаар-ус—Нуур— Озеро Ачит-Нуур — Ногоонууур — КПП Цагааннуур — Кемерово

Автомобиль: Renault Duster 2012

Предисловие

Наконец свершилось! После двухгодовалого локдауна и всем известных февральских событий наконец стали сниматься запреты и открываться границы. Так 14 марта 2022 года убрала все ковидные ограничения внутри своей страны и Монголия. А уже 30 марта этого же года были сняты все рестрикции на въезд в страну для иностранцев. Теперь сухопутные границы Монголии могли пересекать все желающие, что стало отличной новостью для многих автотуристов. За предыдущие два года (2020-2021) уже вдоль и поперек был изъезжен и так не обделенный вниманием соседний Горный Алтай. Хотелось уже расширить диапазон поездок и проскочить до такой близкой «16 республики СССР». Побывав единожды в Монголии, ты как бы инфицируешься, проникаешь и заражаешься этой страной. Желание побывать в ней снова и снова не отпускает тебя многие годы. С прошлой поездки в Монголию в 2015 году прошли долгие 7 лет. И вот снова появился реальный шанс побывать в этой самобытной стране и еще раз увидеть местные красоты.

В этой поездке наш туристический коллектив состоял из двух мальчиков и двух девочек со средним возрастом 46 лет. А железным конем стал немало поездивший по алтайским и прочим сибирским бездорожьям автомобиль Renault Duster 2012 года выпуска с механической коробкой передач, полным приводом и пробегом на начало поездки немногим за 170 тысяч.

Подготовка

Навигация. В этот раз я сменил инструмент для навигации. Вместо 6-дюймого смартфона основным навигационным средством стал 10-дюймовый планшет Teclast M30 с аккумулятором на 7500 мАч. Очень удобно пользоваться 25 сантиметрами, вместо привычных 15. Плюс на этом же планшете для Интернета стояла сначала российская сим-карта, а потом и монгольская. Смартфон же стал вторым и запасным гаджетом. На обоих устройствах стояло бесплатное приложение Organic Maps (бывший Maps.me) с предварительно загруженными картами России и Монголии. Интернет для приложения в поездке по-прежнему не нужен. В этот раз от тяжелого и неповоротливого Navitelа я отказался полностью. Все автомобильные и пешеходные треки писались на туристический трекер-навигатор eTrex 20 от Garmin. Как обычно, перед поездкой в Органик заранее были проставлены несколько десятков точек желаемых мест посещения. Никакие гостиницы и кемпинги предварительно не бронировались. По Горному Алтаю возможные места ночевок и так хорошо известны.

Деньги и Интернет. В Монголии, как и в прошлый раз, рассчитываю купить сим-карту на границе, сразу в сотне метров от монгольского КПП. Там же планирую поменять и рубли на местные тугрики.

Ковид. Никакие тесты делать перед поездкой не нужно. Сертификаты о вакцинации не надо предъявлять ни в Монголии, ни обратно по возвращении в Россию.

Пара палаток, теплые спальники, коврики занимали объемное пространство в автобоксе. Это проверенный временем Terra Drive на 480 литров. Канистра с запасом бензина на 20 литров, отъездившая до этого тысячи километров и не пригодившаяся ни разу, была непростительно забыта (оставлена) в гараже. Прочий мелкий туристический скарб занимал место в багажнике Дастера. Там же находились несколько коробок с продуктами и напитками. В общем, начальными приготовлениями сильно не грузимся, собираем вещи по отполированному на десятки раз туристическому списку. За пару дней неспешных сборов мы полностью готовы к выезду.


Маршрут поездки.


Renault Duster 2012 г. в.

День 1-й (11 мая 2022, среда). Прибыли на Горный Алтай.

Итак, выезд только в 12:00 местного кемеровского времени. Конечно, стартовать лучше часов в 4-5 утра, чтобы насладиться дорогой при разряженном дорожном трафике. Но, в силу обстоятельств, выходит как выходит.

Дальше классика поездок на Горный Алтай. Первый стоп через 3 часа пути и 276 км. Лёгкий перекус и кофеек в кафе «22RUS». Где-то в 16 часов выезжаем на трассу Р-256 (М-52) Новосибирск — Ташанта (граница с Монголией). Количество машин резко добавляется, но и дорога ближе к Барнаулу становится 4-полосной. Ее постоянно тянут в обе стороны от столицы Алтайского края, и каждый год добавляется по 10-15 километров нового асфальта.

Бийск проезжаем по городу. Трафик неплотный, поэтому можно объездной и не пользоваться. За Бийском на одной из заключительных АЗС Газпромнефть пополняем бак до полного. Следующая крупная брендованная заправка Роснефть уже в Шебалино.

В Сростках стоп на беляшики, медовуху и прочие алтайские вкусняшки. Не прошло и года, как местный беляш дорожает со 120 до 220 рублей. Для удобства отдыхающих уже многие торговые точки оборудованы POS-терминалами для приема карточек. Сразу после майских праздников туристов здесь мало. Парковка также пустынна.

Сегодня успеваем добраться почти до Усть-Мун. По темноте стараемся не ехать, а останавливаемся на ночёвку прямо на Катуни. Не все ещё места на Горном Алтае застроены турбазами. Пара-тройка бесплатных локаций все же остаются для установки палаток. Традиционный шашлындос в первый день с дегустацией медовухи. В этом году она уже по 300 руб., а не по 250, как годом ранее. Но к повышению цен мы давно привыкли, цены пишу больше для информации.

Первый день подходит к концу. Сегодня проезжаем 680 км.


Дары Алтая в Сростках.


Место первой ночевки.


Катунь.


Все зацветает.

День 2-й (12 мая 2022, четверг). Ночуем перед Джазатором.

Сегодня по плану нам надо доехать до Джазатора (Беляши). До него около 550 км. Долго не спим и в 8 утра уже выезжаем на трассу. Первый стоп на пофотать цветущий маральник. В кои веки его застаем в цвете и поражаемся обилию сине-розовых площадей.

Семинский перевал проходим без остановки, а паркуемся только на перевале Чике-Таман. Хотя тут уже какой десяток раз, но проехать мимо никак не получается. Очередные красивые фотасы, сувениры и дальше в дорогу. АЗС в Шебалино, Мария Ра в Акташе. Классика жанра.

В Кош-Агач прибываем в 15:30. Обед в проверенном кафе «Блинная сковорода». Здесь же заправляем бак до полного. Знаем, что в Джазаторе бензина может и не быть, а уж АИ-95 почти наверняка. После Кош-Агача мы же уходим с Чуйского тракта направо и дальше движемся в сторону российской границы и Джазатора.

Через 28 км от Кош-Агача стоп у местного Стоунхенджа. Это Тархатинский мегалитический комплекс — место силы алтайцев. Магнитное поле большинства каменных глыб значительно отличается от поля местности, где располагается комплекс. Считается, что это место очень сильно влияет на женскую фертильность.

Дорога, кстати, уже километров 25 как не асфальт. Но эта грунтовка достойного качества. По ней вполне можно двигаться и 60 и 70 км/ч. Местные УАЗики здесь летают намного быстрее.

А через 33 км от Кош-Агача расположен КПП ФСБ «Солонешненская застава». На нем обязательная остановка. Пограничники вносят в журнал регистрации паспортные данные всех пассажиров, плюс информацию по авто. Для граждан РФ никакие специальные разрешения для проезда в эту приграничную зону делать не нужно.

Дальше мы подбираемся ближе к горам. Высота уже около 2000 м. Здесь хоть и растаяли речки, но горы ещё все стоят в снегу. Кстати, от Кош-Агача до Джазатора около 140 км. Встречные машины встречаются очень редко. Природа все краше. Проезжаем поворот на горячие источники «Теплый ключ». Сейчас снега ещё прилично, и шансы, что доберёмся до него без потерь, не особо высоки. Поэтому в этот раз пропускаем известную достопримечательность.

В сами Беляши не заезжаем, а встаём на ночевку за 20 километров до поселка на турбазе «Ворота на Укок». Сам кемпинг обустроен летними домиками, баней, туалетом, беседками, костровищами и местами для установки палаток. Отсюда берут начало конные экскурсии на плато Укок. Но в это время года здесь абсолютная пустота.

По светлоте успеваем приготовить ужин. Остаток вечера проводим у костра, общаемся и неспешно потягиваем различные согревающие напитки. Ближе к полуночи засыпаем. Дневной пробег 544 км. Завтра будет уже более насыщенный день.


Чуйский тракт.


На любой вкус.


Самые вкусные смородина и вишня.


Золотые слова.


Оригинальный головной убор.


Перевал Чике-Таман.


Каждый год какие-то новинки.


Обильно цветет маральник.


Расширение Чуйского тракта на повороте.


Акташ.


Курайская степь.


Тархатинский мегалитический комплекс.


Виды по дороге в Джазатор.


Транспорт местных туроператоров.


По дороге в Джазатор. Высота 2000 м.


Место ночевки перед Джазатором.

День 3-й (13 мая 2022, пятница). Слияние Карагема и Аргута.

Сегодня наша цель доехать до слияния рек Карагема и Аргута. От стоянки до него около 50 км. А до самих Беляшей остаётся 20 км. В поселке с населением около полутора тысяч человек есть сотовая связь, Интернет, пара заправок, несколько магазинов, школа и стадион. В общем, жизнь бьет ключом.

Накатанная грунтовка заканчивается в аккурат за последними домами, и начинается более проблемная дорога. Высокая колея, камни, коряги, броды будут и дальше присутствовать на всем пути нашего следования. В начале приходится выходить и пройти несколько десятков метров пешком, чтобы выбрать лучший трек движения. Также прицеливаемся и к фарватеру движения по водным преградам. Это ручейки шириной 3-5 метров. После нескольких бродов и достаточно крутых подъемов уверенность в своих силах нарастает, проходимость Дастера на высоте, и это радует. Напомню, он 2-литровый, полноприводный и на механике. Тяговитости хватает, вызывают сложности лишь многочисленные торчащие булыжники. Но аккуратно и не спеша со средней скоростью 5-6 км/ч мы все же пробираемся к цели. Согласен, Патриот или любой УАЗик тут смотрелся бы увереннее.

Десятки красивых видовок не дают спокойно проезжать мимо. Останавливаемся, фотаем, точим видосы. Мимо проезжают, конечно, на УАзиках местные жители. Процент этого российского автопрома здесь близок в 100.

Постоянные броды, крутые подъемы жадно подъедают бензин. Топливные черточки тают на глазах. Канистра с запасным бензином выложена и оставлена в гараже. Да, она ездила и занимала место в предыдущих «0100» поездках. А сейчас, когда пришло ее время, была выложена и оставлена за «ненадобностью». Зачем, в России и так везде заправки… ну-ну.

Взбираемся на Карагемский порог. Часть дороги проходим пешком. Вот она сила Алтая в полной красе. Именно из-за таких потрясающих видов ты едешь сюда за сотни километров, долбишь машину, чтобы получить от природных красот нереальный кайф. Заправка энергией происходит по максимуму. Ну вот, после таких великолепий совершенно не хочется возвращаться обратно в цивилизацию. Но все же сегодня надо ещё вернуться в Кош-Агач, чтобы переночевать в гостинице этого районного центра перед стартом в Монголию. До него, напомню, около 170 км. И это около 5-6 часов пути.

Но сейчас главная задача пополнить бак бензином в Джазаторе. Там 2 заправки. Одна, естественно, не работает, на второй в прайсе даже и нет 95-го бензина. Ладно, решаемся на свой страх и риск залить АИ-92. Но по факту нет и 92 бензина. Бл... Вот не думал я, что пригодится октан корректор когда-нибудь в России. Для этого, конечно, взял бы пару запасных баночек. Но 80-й местный мы точно заливать не будем. По просьбе оператор АЗС делает пару звонков жителям поселка. К сожалению, в закромах ни у кого горючего на продажу нет. Рискуем, но принимаем решение, ехать так. Вроде как должно хватить при экономном режиме движения. Букмекерский коэффициент на положительный исход около 1.3.

Сегодня на 100% солнечный день, поэтому ехать ещё приятнее и радостнее. По пути звоним Кош-Агач и бронируем проверенную гостиницу «Заря». А ближе к 20 часов на «подгоревшей» топливной лампочке заезжаем и в сам административный центр.

В «Заре» за 2400 руб. нам достается большой 4-местный номер с сауной, душем, кухонной зоной и прочими необходимыми удобствами. На бесплатной 8-местной автопарковке уже разместились пара машин с монгольскими номерами. Отлично, значит, граница точно открыта и работает. Хозяйка же отеля озабочена уходом из России Букинга, откуда к ней поступал основной поток клиентов. Предлагаем ей в качестве альтернативы зарегистрироваться на отечественном «Островке». Там и комиссия 5%, а не 15%, как на зарубежном агрегаторе.

Остаток вечера мы просто отдыхаем. А канистру вносим в чеклист под номером 1, выделяя ее жирным шрифтом. Сегодня пробег всего 213 км, но его 95 процентов — это грунтовые и гравийные дороги.

Предвкушаю вопросы: «Почему вы поехали (поперлись) именно в эту локацию, ведь в округе десятки других более крутых мест?» Отвечаю. Я участник нашей поездки, который был на Горном Алтае наименьшее число раз. Это скромные 12 поездок. У остальных же счетчик переваливает за 20, 30 и, возможно, за 50. Все знаковые места из Топ-50 посещены не по одному разу, причем в разные времена года. Поэтому остаются только вот такие, дальние и труднодоступные легковому автомобилю ебеня.


Около рек еще много снега.


Сайлюгемский национальный парк.


Въезжаем в Беляши.


В самих Беляшах (Джазаторе).


Сразу за лесом начнется жесткая дорога.


По пути следования.


Река Аргут.


Северо-Чуйский хребет.


Он же.


Примерный рельеф дороги.


Около десятка таких переправ.


Река Аргут.


Первые весенние цветочки.


Долина Аргута.


Редкий участок ровной дороги.


Высота около 1700 м. За поворотом слияние.


Дорожный угол наклона.


Тоже Аргут.


Очередная переправа.


Высота 2150 м.


Долина реки Тархаты.

День 4-й (14 мая 2022, суббота). Мы в Монголии.

Основные продукты в Монголию подкуплены ещё вчера, поэтому с утра время не теряем, а двигаем сразу к границе. До нее от Кош-Агача чуть более 50. Хотя нет, ещё один стоп в Ташанте все же делаем, чтобы залить полный бак отечественного и более дешевого бензина.

Где-то в 9:30 подъезжаем к пограничному забору. Впереди нас всего 3 машины. Это автомобили с казахстанскими номерами, которые, видимо, едут к родственникам или на шопинг. За шлагбаум заезжаем достаточно быстро. Ничего не заполняем. С «ручной кладью» мы проходим на российский паспортный контроль. Куда? — Улгий. На сколько? — На 3 дня. Зачем? — Туризм. Были ранее в Монголии? — Да. Хорошо. После чего выездные российские штампы проставляются в наши загранпаспорта.

Досмотр автомобиля тщательный. Вытаскиваем все вещи на столик, стоящий рядом. Автобокс, багажник и салон становятся идеально пустыми. Машин мало, к тому же начало рабочего дня, поэтому пограничники работают максимально тщательно. Рядом тоже самое происходит и с двумя казахстанскими микроавтобусами.

Минут через 10 мы уже собираем свои вещи обратно, но обнаруживаем, что не хватает одной сумки. Пропала поклажа. Нет ее нигде, ни на сканере, ни на столах, ни в помещении. Исчезла. Пограничник по рации просит тормознуть на дальнем и последнем кордоне 3-й казахстанский микроавтобус. До кордона около 20 км. Когда мы подъезжаем туда, уже под пристальными взорами пограничников из Старекса выгружаются десятки казахских сумок. И точно, среди них виднеется и наш саквояж с личными вещами. Соседи его подрезали, видимо, в суматохе. Да уж, впервые сталкиваюсь на границе с таким инцидентом.

Напомню, что сертификаты о вакцинации и прочие ПЦРы ни у нас, ни у монголов предъявлять не нужно. Визы в Монголию россиянам тоже лет как 7-8 отменены.

Дальше еще 5 км грунтовой дороги, и мы заезжаем на монгольский КПП. Там так же пустынно. Сразу за воротами заполняем миграционные карточки на английском языке. Заполняем также таможенный бланк и некую бумажку про ковид. Отдаем то ли 50, то ли 100 рублей за санитарную обработку авто. Перегоняем Дастера под навес и двигаем на 2-й этаж в зону паспортного контроля. С собой несем по одной сумке. Но они не проезжают через сканер. Он не работает. А пара специалистов в этот момент безуспешно пытается реанимировать «зоркий глаз».

Те же стандартные вопросы от паспортистки. Куда? На сколько? Зачем? О-о-о второй раз в Монголии! Ну да, куда ещё, полмира на замке. Используем свой шанс и едем сюда. Большинство сумок и коробок из авто не достаем. Досмотр поверхностный — двери, багажник, бардачок.

Но вот, наконец, мы заезжаем в Монголию. Время 11:10, и на прохождение двух границ мы тратим ровно полтора часа. Как-то неожиданно быстро все получается.

Итак, что знаем о Монголии. Это страна с 19-й площадью в мире и населением в 3,4 миллиона жителей (138-е место), плотность которого самая минимальная в мире. В 13-14 веках здесь была самая крупная империя в мире. Национальный герой Чингисхан. Во времена СССР Монголия получала нехилую военно-экономическую помощь от Советского Союза, которая доходила до трети ее ВВП. Сейчас же ВВП Монголии около 47 млрд. долларов, что является 115-м результатом в мире. Средняя зарплата по стране около 400 долларов. Большая часть населения проповедуют буддизм. Монголия же притягивает путешественников в первую очередь своей нетронутой и девственной природой. Горы, озера, пустыни — все это красоты Монголии. Собственно за ними едем сюда и мы.

От границы проезжаем пару сотен метров до первых домов. Помню, что тут в 2015 году менял рубли и покупал местную сим-карту. В этот раз точек продажи уже нет. Видимо, еще не открылись из-за ковида и двухлетнего отсутствия туристов. Захожу в первую юрту-кафе, хочу поменять там хотя бы деньги. Для этого одна из монголок по телефону вызывает своего брата. Забываю предварительно посмотреть официальный курс тугрика, поэтому почти сразу соглашаюсь на первый названный курс. Прибавляю к нему 1000 тугриков и произвожу обмен. Курс выходит равным 35 монгольских тугриков за 1 российский рубль. Чуть позже узнаю, что официальный курс близок к 50. Но из-за большой волатильности рубля, обмен рублей идет с большим дисконтом. Кстати, на тот момент, местные банки в Улгие меняют в лучшем случае по 31-32. Таким образом, самый выгодный курс обмена здесь, на границе. Как-то вылетает из головы старый, добрый вариант обмена наличных долларов на монгольские тугрики. А вот этот бы вариант в банках прошел по достаточно неплохому курсу. Тут дисконт всего 2-4 процента.

 Ну, вот первые местные купюры получены, одна проблема закрыта. Напомню, что пластиковые карточки всех российских банков тут не работают, включая систему «Мир». Позже, для успокоения совести, пробую осуществить какую-нить операцию в нескольких банкоматах. Отказ. Такой же отлуп получаю и в POS-терминалах оплаты в магазинах.

Мы же подъезжаем к первому населенному пункту Цагаанууру. Не спеша двигаемся по этому поселку. Половина нашего экипажа в Монголии впервые. Я же отмечаю, что стало намного больше крыш, покрытых профлистом, пластиковых окон, а также заборы стали уже более цивилизованными и аккуратными. Значит, материальный достаток соседей в зеленой зоне роста.

Прямо на трассе, появилась на холме некая смотровая площадка с видом на поселок. Рядом пасется скот. Какое же пропитание он находит в этих камнях? Не знают монгольские коровы и бараны, что в России дешёвый газ, тепло и недорогое электричество есть луга, обильно покрытые зелёной, вкусной и сочной травой.

Дальше по пути нашего следования мы попадаем в районный центр 50-тысячный Улгий. До него от границы чуть менее сотни километров и по-прежнему все это грунтовая дорога. Хотя рядом китайские автодорожники по-прежнему пытаются закатать Монголию в асфальт.

Сейчас задача №2 обзавестись мобильным Интернетом. Для этого я двигаю в офис крупнейшего монгольского сотового оператора Mobicom. По словам местных жителей, в субботу офис должен быть закрыт. Но, на нашу удачу, он работает. Отлично. Около получаса я наблюдаю, как некоему дедушке активируют карту на смартфоне. С помощью внука и менеджера это, наконец, удается. Дальше иду на прием и я. За мной уже скопилось очередь человек из 8. Работает одинокая, неспешная сотрудница. За час-другой обслужит всех, торопиться некуда. У меня же процесс подключения и активации занимает минут 15. Русский язык монголка понимает хорошо. За 3500 тугриков (100 рублей) я получаю сим-карту с 9 Гб на борту. Что на 3 дня предостаточно, минуты и смс не важны.

В это время к нашему экипажу в майке «МЧС» подъезжает Мурат и предлагает, как обычно, гостиницу. Да, это тот самый, легендарный и всем известный предприниматель и гид на Приусе, про которого написано в большинстве монгольских отчетов.

Дальше мы гуляем по центральной площади Улгия. Местные детишки гоняют на различных китайских средствах передвижения. Город отдыхает. Рядом с площадью построены 3 высотки. Даже эти 9-этажные здесь выглядят очень необычно. Хотя в самом городе уже десятки строений на 3+ этажей. Видно, что Улгий постепенно застраивается и развивается. Бросается также в глаза, что количество самых популярных в Монголии автомобилей Toyota Prius еще увеличилось. К поколению 1, 2 добавились модели 3-го и даже 4-го модельных рядов.

 Мы же посещаем одну из местных столовых. За обед отдаем 41000 тугриков (1171 руб.). Недорого, но при курсе 50, было бы еще выгоднее. После трапезы около часа сканируем торговые ряды местного базара. Большая часть его ассортимента представлена продукцией соседнего Китая. Цены так себе, не дешевые, скорее средние.

А вот львиную долю продуктового набора в местных супермаркетах составляет продукция из России. Цены, естественно, выше, чем у нас, и идут они уже с транспортной логистической надбавкой. Подкупаем на вечер немного местных вкусняшек и напитков. После чего перемещаемся на обзорную площадку города с видом на сам административный центр. Неожиданно красивое место. Поражает также и размер разросшегося города. Здесь же трется местная молодежь. Сюда же приехал с молодоженами и свадебный кортеж. Вот такая точка притяжения была открыта несколько лет назад. Стоимость платного въезда и самого посещения всего 1000 тугриков (28,5 руб.) Да вообще, изменяющийся и расстраивающийся Улгий производит на меня приятное впечатление.

Больше никаких достопримечательностей в городе не смотрим, а в начале 6-го выезжаем на трассу. Ночевать сегодня мы планируем на красивом озере Толбо-Нуур, поэтому сразу едем туда. До него около 40 км. После Улгия отдаем 1000 тугриков (28,5 руб). Этот сбор за проезд по платной дороге до Ховда. Для движения по качественному асфальту это небольшая и справедливая цена. Вспоминаются грунтовые дороги 7-летней давности, когда были готовы отдать любые деньги, чтобы двигаться по асфальту.

В 18:10 мы уже паркуемся на озере Толбо-Нуур в 10 метрах от воды. Каменистая бухта, закрыта с обоих сторон горными массивами. Высота над уровнем моря 2075 метров. Вдоль берега идет 2-метровая полоска воды. Но основная часть озера покрыта еще льдом. Красотища, полнейшая тишина при отсутствии цивилизации. Вот за это мы и любим Монголию!

Окружающая температура за час опускается с комфортных +20С до прохладных и бодрых +6С. Еще российскими дровами мы разжигаем костер. А дальше основным топливом служит кизяк и остатки разбросанного угля, оставленного, видимо, рыбаками или другими туристами. После жарких политико-экономических споров в этом райском месте и ближе к полуночи мы расходимся по палаткам.

На этом день окончен, пробег увеличиваем еще на 234 км.


Перед монгольской границей.


Сколько лет табличка не обновлялась?


Пункт обмена валюты.


Перед Цагаанууром.


Разноцветные крыши Цагаануура.


Таких построек все меньше и меньше.


Смотровая площадка с видом на Цагаануур.


Эх, сколько же лет этим ЗИЛам?


Где здесь трава? Чем он питается?


Пустынные дороги.


Перевозка животных.


Символы буддизма.


Сколько Toyota Prius в кадре?


На центральной площади Улгия.


Тоже на центральной площади Улгия.


Огромные блюда на обед.


В меню идет под названием «Котлета».


Очень вкусно!


Постройки еще советских времен.


Ну, как без орла.


Местные.


Переходная стадия от лошади к автомобилю.


Бизнес-центр.


Уже не единичные многоэтажки.


Ведущий национальный коммерческий банк.


Уже 30 лет «новому» флагу Монголии.


Очередной Приус.


Стройка в Улгии идет полным ходом.


Понятные призывы.


Делим на 35. Килька по 114 руб. Что-то китайское по 185 руб.


Сок по сотке.


Санкционная Кола 2 л за 114 руб.


Местное пиво (0,5 л) по 86 руб.


Вид на Улгий со смотровой площадки.


Все серое.


Улгий расположен на высоте 1700 м.


Авторазбор.


Кладбище в Улгие.


Самое высокое здание.


Цены на ГСМ: АИ-95 по 86 руб., АИ-92 по 77 руб., ДТ по 87 руб.


Озеро Толбо-Нуур.


Растительность на Толбо-Нууре.


Природный холодильник.


Тысяче-звездная гостиница Tramp.


Высота более 2500 метров.


В лучах заката.

День 5-й (15 мая 2022, воскресенье). Озеро Хаар-ус-Нуур и река Буянт.

Утро начинается в 7 часов. Яркое солнце и полностью чистое небо обманывают тебя, как будто ты находишься на курорте, где-нибудь на морском побережье Турции. Но нет, покрывшаяся за ночь льдом 2-метровая кромка воды возвращает тебя в высокогорье Монголии. За бортом свеженькие -2С. Бодрящий утренний кофеек добавляет красок бытия. Никто никуда не спешит. Поочередно отправляемся сначала на горы слева, потом на холмы справа. Локаций для фотоохоты уйма. А после 10 утра солнце нещадно светит, что можно уже и загорать.

Только ближе к 11 часам мы собираемся вместе. Завтрак и он же обед готовим на газовых плитках. А почти в 12 часов покидаем озеро Толбо-Нуур. Вот это место прямо 100 из 100. Для информации координаты ночевки (48.5903349984 90.0002790336). Сегодня наша цель посетить город Ховд и встать с ночевкой на озере Хаар-ус-Нуур. На выезде с озера есть памятник советским и монгольским войнам в память сражений 1921 года.

От Улгия до Ховда продолжается свежий асфальт отличного качества. Это китайские ДРСУ неспешно отремонтировали все дорожное покрытие Монголии в этой части страны. Попутно были воздвигнуты несколько мостов. Дорога чиста и пустынна. Встречные машины могут не попадаться и по 10 и 20 минут. Через 75 км от озера проезжаем перевал высотой 2540 м. Помню, что здесь в 2015 году была еще непроглядная грунтовка, а сейчас красуется асфальт идеального качества. По пути проезжаем еще несколько гор со снежниками. Проехать тут без остановки невозможно.

В Ховд заезжаем в начале третьего. Сразу на АЗС Бадрах пополняем бак Дастера 95-м бензином. Цена здесь за 1 литр 95-го — 3100 тугриков (88,5 рублей). Горючее в Монголию щедро доставляется бензовозами из России, коих десятки встречаются на местных трассах. Дальше фото с «сапогами», потом центральная площадь Ховда. Обидно, но на 5 минут не успеем в монастырский комплекс «Гандан Пуцаг Чойлинг». Его ворота закрывают прямо перед нашим носом. Дальше поднимаемся на смотровую площадку этого 30-тысячного города. Как и в Улгии, здесь мы тоже не одни. Местные 12-14-летние школьники искренне радуются туристам из России. Вспоминаю «Би орос» («Я русский»). Тинейджеры пытаются воссоздать хотя бы несколько английских слов. Вот так и общаемся на пальцах, сопровождая все это дружеским смехом. После смотровой площадки подкупаем продуктов в более-менее крупном супермаркете. Традиционно пробуем местное мороженое. Вот почему в любой стране мира мороженое всегда вкуснее, чем в России?

Дальше мы выезжаем из Ховда и направляемся к озеру Хаар-ус-Нуур. До его ближайшей точки около 25 км. Естественно, уже двигаемся по грунтовке. Приближающееся озеро огромно, его голубой цвет воды и бескрайние просторы больше напоминают море. Красота. Вдоль озера мы проезжаем около 20 км, периодически останавливаемся и «примеряем» место для установки лагеря на берегу озера. Но один облом сменяется другим. Земля, вытоптанная лошадьми, голая, без травы или болото с тьмой мошкары и прочего гнуса. Проезжаем пару турбаз, расположенных в сотне метров от берега. Но все это не то, что нужно. Так со стороны Ховда мы и не находим красивого и подходящего места для стоянки.

Принимаем решение вернуться назад, проехать через Ховд и встать на речке Буянт. По пути сюда на ней вроде видели пару перспективных мест. После развилки Ховд-Буянт, сразу за мостом, спускаемся с дороги к одноименной реке. Находим тихое место вдали от трассы и устанавливаем лагерь. Здесь высота пониже и всего 1300 метров. На газе готовим ужин и отдыхаем. Вечер проводим за традиционными разговорами у костра.

За день пробег составляет 302 км.


Горы около озера Толбо-Нуур. Высота 2100 м.


На восходе солнца.


Вот здесь ловится Интернет.


Вид на нашу стоянку.


Можно часами сидеть, наблюдая такие пейзажи.


Горная панорама.


Тишина, спокойствие, людей ноль. Рай интроверта.


Бирюзовый цвет воды. Вот куда надо за крутыми фотками для Ин-а.


Еще горы.


Ледяные торосы в середине мая.


Бескрайние просторы.


Идеальное асфальтовое покрытие. Впереди Ховд.


Так эта же дорога выглядела в 2015 году.


Высота 2500 м.


Местами пустынные пейзажи.


Забавный знак «Крутого спуска».


Ажурные горы.


В Ховде.


На центральной площади Ховда.


Весна в Ховде.


Известный перекресток с 2 сапогами.


Размер сапога в Ховде.


Декоративный фонарь.


За десятки лет…


Рынок диванов под открытым небом в Ховде! Дождей, что не бывает?


Ховд. Городские улицы с видом на горы.


Один из лидеров народного восстания в 1921 году.


Ну, надо же. Есть сортировка мусора.


Городской парк Ховда.


Вместо замка силовой кабель с вилкой J


Монастырский комплекс «Гандан Пуцаг Чойлинг».


Вид на Ховд со смотровой площадки. В городе есть даже аэропорт.


На смотровой площадке Ховда.


Цвет воды на озере Хаар-ус-Нуур.


А вот берега на Хаар-ус-Нууре не очень.


Водопой на реке Буянт.


Река Буянт.


Костер из г…а и веток.


Местное пенистое на закате.

День 6-й (16 мая 2022, понедельник). Еще один день в Монголии.

Сегодня мы планируем покинуть Монголию, так как одному из участников послезавтра нужно выходить на работу. Поэтому сразу двигаем на северо-запад в сторону того же КПП Цагаануур, через который и заезжали сюда. От места ночевки до него навигатор показывает ровно 300 км. Мы выезжаем в 7:30 и уже в 11:30 подъезжаем к пограничным воротам. Они закрыты! И это не обед. Просто КПП не работает в понедельник. Заходим! на территорию КПП и подходим к зданию паспортного контроля. Безлюдно и все двери заперты. Слева в 30 метрах от пограничного пункта по грунтовой дороге через саму границу снуют китайские самосвалы. Да, они отсыпают и строят дорогу, но в какой стране мира такое возможно: зайти на территорию КПП или объехать его рядом?

Ладно, нет худа без добра — проведем еще один день в Монголии. Но для этого нужно снова поменять рубли на тугрики. Граница в понедельник закрыта. Закрыта и точка-столовая по обмену денег. Едем в ближайший населенный пункт. Это поселок Цагаануур. В двух банках деньги не меняют, отправляют за обменом в магазин. В магазинах тоже с обменом никак. Захожу в некую столовую и что я вижу? Там сидит тот парень, у которого я менял деньги 3 дня назад. Но достаточного количества тугриков для обмена 4000 рублей у него с собой нет. Зато за соседним столом сидят два полицейских в форме. И к моему удивлению, один них согласен поменять тугрики на рубли по тому же нормальному курсу 35. Ну, надо же, где еще за границей у сотрудников полиции вы можете обменять деньги?

Время 13:30, предлагаю переночевать еще на одном красивом и большом озере Ачит-Нуур. Сканируем Интернет и собираем информацию по этому водоему. В этот раз облома с берегом быть не должно. Едем до него опять через Улгий. Где традиционно подкупаем бензин и продукты. Посещаю местное отделение Кхаан банка. Без особой надежды прошу сотрудницу банка открыть мне дебетовую карточку Visa. В этот раз в банке русский никто не понимает, зато самая молодая сотрудница неплохо общается на английском. Все бы ничего, но вдобавок к моему загранпаспорту нужна местная регистрация, а также аналог нашего ИНН. Для успокоения пробую в банкомате российские карточки Mastercard, Visa и Мир на снятие наличных денег. Чуда не происходит, и результат, естественно, тоже отрицательный.

В 15:00 выезжаем из Улгия в сторону озера Ачит-Нуур. До него около 70 км грунтовой дороги приемлемого качества. Она сначала живописно проходит вдоль реки Ховд гол, а потом мы двигаемся уже через пустынные поля. Средняя скорость движения 30-40 км/ч. До озера добираемся ближе к 17 часам. Еще около часа ищем устраивающее всех место ночевки. В этот раз не все так однозначно. По итогам диспута спускаемся в некую бухту, которая закрыта от ветров с обеих сторон невысокими холмами. Зачищаем от кизяка поляну для ночевки и ставим, как обычно, лагерь. Кстати, по пути к озеру пару раз останавливаемся и набираем разбросанный по дороге каменный уголь. Несколько его ведер должно хватить для вечернего костерка. Только откуда он взялся, здесь, в поле? Просыпался с грузовиков или «растет» в округе?

Сегодняшний наш лагерь расположен на высоте 1450 метров над уровнем моря. Не высоко, поэтому вода чистая, льда нет. Это еще одно красивейшее место в Монголии. Берег песчаный, но каждое новое озеро не похоже на предыдущее. А ведь между ними сотня-другая километров. Вот в этом и есть вся суть Монголии. На этом озере точно есть рыба, пару остатков которой находим на берегу.

Сам же вечер, по обыкновению, проводим за разговорами у костра. Через пару часов к нам присоединяется хозяин отары овец пасущихся рядом. Он казах. Процентов 10 его речи мы понимаем. Они приходят сюда со скотом в марте и живут до октября. Потом перебираются на зимовку в город. Скот продают, на том и живут всю зиму.

Так же ближе к полуночи холодает, и мы расходимся по палаткам. Очередной день окончен, пробег увеличиваем на 480 км. Неожиданным бонусом мы получаем еще один отличнейший день в Монголии! Вот точка этой ночевки (49.394190, 90.560971).


Май, а трава еще не зеленая. Высокогорье.


Может, кто-то знает: что за неизвестные столбики вдоль дороги?


Более 3000 м.


Идеально-пустынная дорога.


Да, все понятно, ошибиться невозможно.


Потенциальный пункт обмена денег.


Одна из мечетей в Улгие.


Ассортимент в супермаркете в Улгие.


Русский язык есть, а денег нет.


На берегу реки Ховд в Улгие.


Дорога от Улгия до озера Ачит-Нуур.


Достаточно накатанная грунтовка.


Очередная развилка.


Дорожный столб пропал (или сразу не было) — табличка осталась.


Минимум растительности.


Озеро Ачит-Нуур.


Тоже озеро Ачит-Нуур.


Буйство красок.


Подыскиваем место ночевки.


Богатство местных фермеров.


Бухта для ночевки.


Пещеры на озере Ачит-Нуур.


Тоже Ачит-Нуур.


Видимо, была щука.


Всю ночь мощно горит найденный уголь.

День 7-й (17 мая 2022, вторник). Мы в России.

Долго не спим и уже в 6 утра дружно просыпаемся. Будничное приготовление завтрака, сбор палаток и личных вещей. Выезд в 7:20. При восходе солнца делаем несколько колоритных фото.

До границы решаем проехать иным маршрутом, то есть не через Улгий, а по северо-западному направлению мимо поселка Ногоонуур. До него около 50 км также грунтовой дороги. Но вчерашняя грунтовая дорога и сегодняшняя две очень больших разницы. Если вчера мы «неслись» под 40 км/ч, то сегодня средняя скорость не превышает и 15 км/ч. Дорога менее накатанная, каменистая, встречаются небольшие броды рек. Можно ли здесь было проехать на обычном легковом автомобиле? Может быть и можно, но с высоким клиренсом и если только не жалко авто. Как и в остальной неасфальтированной Монголии, одной, основной дороги здесь нет. Параллельно идут, как правило, 1-2 артерии. Тут главное придерживаться генерального направления навигатора.

Только к 10 утра добираемся до Ногоонуура. Еще десяток километров за ним, и мы выезжаем на федеральную трассу АН-6 (Northern Route). Он выделен на карте оранжевым цветом,  и была надежда на появление асфальта. Но, увы, его нет. И мы продолжаем движение по такой же грунтовке, только дорога немного расширяется. Время 10:30 утра, то есть за 4 часа пути мы проехали всего 61 км. Низкое качество дорожного покрытия компенсируются красивыми горными пейзажами. Мы снова набираем высоту с 1500 м до 2100 м. Проезжаем еще одно небольшое высокогорное озеро Дунд-Нуур. Оно также большей своей частью окутано льдом. Минуем Цагаануур, подъехав к нему с северной стороны, а не с южной, как прошлые оба раза.

Ровно в 13:00 мы подъезжаем к КПП. До него от озера Ачит-Нуур вышло 130 км и 6,5 часов пути. Но я нисколько не жалею, что выбрали именно этот более длинный и растянутый по времени маршрут. Зато мы полюбовались Монголией еще с другой стороны. Всегда интереснее проехать новой дорогой, чем двигаться по старой и знакомой местности. Кстати, в одном месте проезжали по полностью каменистому полю. Ну, то есть именно поле, максимально плотно усыпанное камнями. Такое довелось видеть впервые.

На границе же прямо перед нашим носом закрывают ворота. Обед. Ждем ровно час и мы. Здесь кое-где еще работает Интернет (Mobicom) и даже можно созвониться по мессенджеру. Кстати, в Улгии и Ховде, да и по трассе с Интернетом нормально. Сайты грузились, новости читались, Интернет-банки работали. На Толбо-Нууре для связи приходилось подняться в горку метров на 30. На Ачит-Нууре Интернет отсутствовал полностью.

В 14:03 ворота открываются. Мы первые и единственные желающие попасть в Россию. Необычно. Далее стандартно: талон, паспортный контроль, где первый водитель, потом остальные, осмотр авто поверхностный и скорее формальный. Никакие бумаги в этот раз не заполняем, зато прогоняем 4 сумки через заработавший сканер. Монгольские служащие интересуются сложенными трекинговыми палками. Типа, зачем они тут? Охота? Всего же на прохождение границы тратим менее получаса.

Дальше 5 км еще монгольской территории, и мы пересекаем границу РФ, заезжая за первый шлагбаум. Дальше 20 км нейтральной полосы, после которой сразу за шлагбаумом нас встречает, вместе с пограничником, врач. Где были? Сколько дней? Все вакцинированы? Когда? Но никаких бумаг не предъявляем. Около будки паспортного контроля вытаскиваем процентов 70 наших вещей. Досмотр багажа также поверхностный. Зато рядом достаточно досконально проверяют монголов. Видно, что они тут трутся уже не один час. Мы же в 15:35 покидаем КПП «Ташанта». Итого на прохождение 2 границ тратим около полутора часов, без очередей, где мы первые и единственные клиенты.

Кстати, КПП «Ташанта» работает не каждый день, да и не круглосуточно (с 9:00 до 18:00). Выходной — воскресенье у нас, у монголов — понедельник. Так что 2 дня в неделю выпадает. Во 2-м квартале 2022 года было так. Так, что лучше звонить на погранпереход и уточнять режим работы. Плюс у монголов нерабочие дни все их национальные праздники, что тоже лучше заранее узнавать по Интернету.

Дальше заезжаем за провизией в Кош-Агач. Тут же дешевым отечественным бензином пополняем запасы ГСМ и плотно обедаем. После нескольких созвонов сдвигается на сутки рабочий день одного из членов нашего экипажа. После чего спокойно двигаем дальше в сторону дома. Как обычно, невозможно проехать без остановки мимо всегда снежных Южно- и Северо-Чуйских хребтов. Курайская степь, серпантинистая дорога, расцветающая после зимы природа. Мы же проезжаем еще пару сотен километров и за Малым Яломаном встаем на ночевку. Здесь одно из обустроенных мест на берегу Катуни. Есть крытая беседка, туалет и ловкие места для палаток. Из-за близости Катуни шум от дороги не слышен.

Даже после короткой 4-дневной поездки всегда приятно вернуться в Россию. Здесь все такое родное, понятное, удобное, комфортное и свободное. Не спорю, нашей стране есть куда расти и развиваться, но многим государствам до России очень и очень далеко.

Сегодня ужин состоит из жареных куриных бедрышек и двух видов салатов, сдобренных парой известных горячительных напитков. Одна из хозяек балует нас самодельным походным и очень вкусным тортом. Конец вечера, как обычно, проводим у костра. Естественно, сразу в голове начинают возникать новые, более амбиционные и достаточно безумные маршруты. Иногда, после таких мечтаний, что-нибудь да вырисовывается.

Уже за полночь финалим очередной событийный день. Дневной пробег — 420 км, из них 130 км по достаточно жесткой грунтовке.


Место ночевки на озере Ачит-Нуур.


Восход.


Еще горно-озерные пейзажи.


Скудная растительность. Высота 1450 метров.


Выбираемся с озера.


От озера Ачит-Нуур к границе.


Дополненный знак.


Около поселка Ногоонуур.


Каменное поле.


Небольшие ручейки для Дастера не преграда.


Тоже высота около 1500 м.


Река Хавцалын гол.


Федеральная трасса АН-6, местами гребенка.


Встречаются десятки подобных останков.


Тоже федеральная трасса АН-6.


Редкие встречные машины.


Еще пейзажи.


Небольшой перевал.


Озеро Дунд-Нуур. Высота 2100 м.


Попали на обед.


Режим работы КПП «Ташанта». Выходной воскресенье у нас. У монголов — понедельник.


Российские дороги.


Южно-Чуйский хребет.


Чуйский тракт.

День 8-й (18 мая 2022, среда). Мы дома.

Особой спешки с утра нет, поэтому вместо каши с бутербродами на завтрак готовится яичница на сале с лучком и помидорами. Выезжаем же в начале 10-го. До дома по навигатору около 860 км.

В 9:40 мы на перевале Чике-Таман (1295 м). Очередные фото местных красот. Все еще продолжает цвести маральник. Очередное сканирование прилавков с местными и забугорными дарованиями. И как обычно, пара-тройка позиций из многосотенного ассортимента покупается для подарков близким. В середине мая продавцов все еще больше, чем покупателей.

Онгудай, Семинский перевал и Шебалино проезжаем без остановок. В салоне тишина. Все залипли в смартфоны и читают новости вместе с десятками пропущенных из мессенджеров сообщений. За 4 монгольских дня «соскучились» по информационному полю. В полдень мы уже в Усть-Семе. Пополняем водицы из источника в Аржан-Суу. Тут же снимаем с себя уже второго за поездку клеща, коих активность в это время года на Алтае максимальная.

Стоп в Майме на АЗС, следующая остановка, как обычно, в Сростках. Время 14:10, поэтому тут и обедаем. До дома еще около 530 км. Многие уже ходят в шортах. Пока ездили, наступает лето.

Дальше ничего интересного и обычная дорога. Ужин в кафе «22RUS» и очередная заправка перед Ленинск-Кузнецким. В 21:30 мы прибываем в Кемерово. На этом наше очередное путешествие заканчивается. Хотя оно длилось всего 8 дней, мы перезагрузились, а новых алтайско-монгольских впечатлений и полученного заряда энергии должно хватить на пару-тройку летних месяцев.

Сегодняшний пробег 881 км.


Река Чуя.


Еще одно место ночевки.


Природа Горного Алтая.


Монголы прибыли на шопинг в Россию.


Красный, желтый, голубой…


Современный тренд .


Перевал Чике-Таман.

Итоги поездки

Пройден путь в 3754 км за 8 дней и 7 ночей.

Залито 351 литров бензина на 19611 руб. (монгольские тугрики пересчитывал в рубли). Средняя цена 1 литра бензина марки АИ-95 составила 55,83 рубля.

А средний расход этого же бензина составил — 9,36 л на 100 км пути.

Пару раз обновили фото Дастера со скоростных камер. Причем в одном и том же селе Мыюта, по дороге туда и, соответственно, обратно.

В таком формате путешествия расходы, конечно, минимальны, и они составляют несколько десятков тысяч рублей.

Итак, очередные автомобильные покатушки прошли успешно. Рено Дастер в очередной раз не подвел. Пара небольших ударов днищем об камни обошлись без серьезных последствий. Ничего не распалось и не отвалилось. Свою максимальную функциональность и полезность показал автобокс. Без него путешествовать вчетвером было очень тесно и некомфортно.

Большим плюсом стало открытие российских границ с соседями. Отошли в прошлое бессмысленные Ковид-ограничения. Мыслей и вариантов, куда съездить в следующий раз стало намного больше. Вот соседний Казахстан стал нашей следующей точкой притяжения. Но это уже случится немного позже, а точнее в августе 2022 г.

В любом случае, путешествуйте больше и помните, что самое лучшее время для путешествий — это сейчас!


Дром

Комментарии

 
Сообщений: 7487
Монголия кайф
TURBOCAFE здесь все секреты
18
6
Ответить
 
Сообщений: 195
Молодцы!
Фото отличные, хорошо передают монгольские красоты.
Бывали и мы в этих краях, правда, давненько. Еще по визе ездили.
14
5
Ответить
 
Сообщений: 195
Где-то по дороге к озеру Толбо
7
3
Ответить
  
Сообщений: 455
Подскажите пожалуйста, когда в Монголии начинает зеленеть?
Rocky, 1.6i, мкпп.
3
2
Ответить
    
Томск
Сообщений: 47
Новый Дагестанец
Молодцы!
Фото отличные, хорошо передают монгольские красоты.
Бывали и мы в этих краях, правда, давненько. Еще по визе ездили.
На 70ом фото Витц а не Приус.
19
3
Ответить
6226038
Gunner
Подскажите пожалуйста, когда в Монголии начинает зеленеть?
В июле точно зелено будет, Хотя какие районы рассматривать? В пустыне Гоби может и не зазеленеть. Чем больше высота, тем позднее весна приходит
6
 
Ответить
6226038
tolyan70rus
На 70ом фото Витц а не Приус.
Да, точно Витц
1
 
Ответить
   
Барнаул
Сообщений: 600
"...Кстати, по пути к озеру пару раз останавливаемся и набираем разбросанный по дороге каменный уголь. Несколько его ведер должно хватить для вечернего костерка. Только откуда он взялся, здесь, в поле? Просыпался с грузовиков или «растет» в округе?"

с шахтерского поселка везут в Улгий мимо АчитНуур
10
 
Ответить
8617317
Якутск
фото отличные
7
1
Ответить
нгифе
Улан-Удэ
Вот почему в любой стране мира мороженое всегда вкуснее, чем в России? Тоже заметил
3
9
Ответить
   
Новосибирск
Сообщений: 719
На фото рыбина - осман. Щук в этой стороне нет.
9
 
Ответить
Ник.
Иркутск
Спасибо ребята ! С большим удовольствием прочитал ваш отчёт ! Молодцы !
4
1
Ответить
Алексей
Новокузнецк
Скажите пожалуйста, я так понял, до Ховда по большей части асфальт проложен, легковая машина (седан Флюенс) спокойно проедет?
И сможет ли к озёрам проехать?
2
 
Ответить
  
Камень-на-Оби
Сообщений: 11047
Сколько же ваше авто кушает бензина. Я на двенашке товарищ на филдере С Кош агача до Джумалинских потом оттуда как вы на карагемский прорыв . И до Кош агача. у меня 23 литра всего расход на филдере 25.литров.
1
 
Ответить
  
Камень-на-Оби
Сообщений: 11047
Интересно где возле села Усть Муны есть бесплатная парковка на берегу. Там по моему везде просят денег.
1
 
Ответить
6226038
Алексей
Скажите пожалуйста, я так понял, до Ховда по большей части асфальт проложен, легковая машина (седан Флюенс) спокойно проедет?
И сможет ли к озёрам проехать?
До Ховда от Улгия 100% асфальт. От границы до Улгия еще грунтовка очень хорошего качества. Тут 100% проедет
До Толбонуура тоже нормальная дорога. До ХарУсннуура тоже без проблем. А до Ачита если через Улгий ехать, то нормальная грунтовка
3
 
Ответить
6226038
Серенький 13
Интересно где возле села Усть Муны есть бесплатная парковка на берегу. Там по моему везде просят денег.
51.8114723917 85.7612726558
Пожалуйста, вот Вам точка
5
 
Ответить
  
Камень-на-Оби
Сообщений: 11047
6226038
51.8114723917 85.7612726558
Пожалуйста, вот Вам точка
Судя по координатам это не Усть муны .Это между селом Манжерок и Известковый. Вам просто повезло вы попали раньше открытия сезона. летом там платная парковка.
 
 
Ответить
21599722
нгифе
Вот почему в любой стране мира мороженое всегда вкуснее, чем в России? Тоже заметил
Видимо вы так думаете...
А это далеко не так.
3
 
Ответить
   
Барнаул
Сообщений: 600
Алексей
Скажите пожалуйста, я так понял, до Ховда по большей части асфальт проложен, легковая машина (седан Флюенс) спокойно проедет?
И сможет ли к озёрам проехать?
Через Тыву если заехать,,, ?? ,,, до Тариата (вулкан,,, ТцаганНуур,на север до каменного городка прокрасться),, Хархорин и далее до УБ асфальт
1
 
Ответить
6226038
Серенький 13
Судя по координатам это не Усть муны .Это между селом Манжерок и Известковый. Вам просто повезло вы попали раньше открытия сезона. летом там платная парковка.
Да это между Манжероком и Известковым.
Возможно. До этого в августе стояли, за оплатой никто не приходил
1
 
Ответить
7092763
Пермь
6226038
51.8114723917 85.7612726558
Пожалуйста, вот Вам точка
Откуда столько запятых и зачем?) До миллиметра что ли?
 
 
Ответить
7092763
Пермь
Поход отличный.
1
 
Ответить
11478209
Томск
Здравствуйте. Отчет понравился. Возможно ли повторить подобный маршрут на легковом авто?
1
 
Ответить
   
Барнаул
Сообщений: 600
11478209
Здравствуйте. Отчет понравился. Возможно ли повторить подобный маршрут на легковом авто?
Монгольскй маршрут будет вообще без проблем. В сторону/от АчитаНур нормальная монгольская гребенка, но после дождика незаметные ручейки могут стать речкой, а угольные большегрузы в некоторых местах могут увеличить колейность в направлении Ульгия.
За Джазатором после дождя можно не проехать, посуху можно по Самахе прокатиться, до перевала Верблюжья шея возможно и доскребетесь (2е фото перед развилкой на перевал)... Если Серенький13 (Камень-на-Оби) будет утверждать, что запросто и фотки постить своей 12ки и друга филдера, сначала взвесьте "а оно надо?!", он "жипер" с лучшей прокладкой за рулем, правда иногда маршрут нивы с 12й путает или не доехал всего-то 3км (из свеженького)
3
 
Ответить
  
Камень-на-Оби
Сообщений: 11047
6226038
Да это между Манжероком и Известковым.
Возможно. До этого в августе стояли, за оплатой никто не приходил
Наверное сезон уже закончился. Мы как то на майские на базу в Менах приехали хозяева там. Спрашиваем что стоит палатку поставить. Они а сезон еще не начался. Ставьте ничего брать не будем. В ботаническом саду тоже на майские . ничего не взяли.
1
1
Ответить
Алексей
Новокузнецк
Ещё вопрос, как там с клещами дела обстоят? Весна же
1
 
Ответить
6226038
Алексей
Ещё вопрос, как там с клещами дела обстоят? Весна же
В Монголии нет леса - нет клещей. В Джазаторе видимо из высота (~1600 м) тоже не встретили. А вот, например, в Аржан-Cуу словили парочку. Значит не высокогорье есть клещи
2
1
Ответить
  
Камень-на-Оби
Сообщений: 11047
ИRiо
Монгольскй маршрут будет вообще без проблем. В сторону/от АчитаНур нормальная монгольская гребенка, но после дождика незаметные ручейки могут стать речкой, а угольные большегрузы в некоторых местах...
Ни разу не лез в экстремальные места после дождя.
1
1
Ответить
  
Камень-на-Оби
Сообщений: 11047
6226038
В Монголии нет леса - нет клещей. В Джазаторе видимо из высота (~1600 м) тоже не встретили. А вот, например, в Аржан-Cуу словили парочку. Значит не высокогорье есть клещи
Клещи есть везде. Однажды ходили на шинокский. Когда вернулись на мне больше десятка и это несмотря на то что я брызгался химика тами . На товарище ни одного.
1
1
Ответить
  
Камень-на-Оби
Сообщений: 11047
ИRiо
Монгольскй маршрут будет вообще без проблем. В сторону/от АчитаНур нормальная монгольская гребенка, но после дождика незаметные ручейки могут стать речкой, а угольные большегрузы в некоторых местах...
Вот доеду до каракольских тогда скажу что доехал и фото покажу.
1
1
Ответить
19487890
Осинники
а загран паспорт нужен, и сколько он обойдется если не трудно напишите
1
 
Ответить
   
Барнаул
Сообщений: 600
19487890
а загран паспорт нужен, и сколько он обойдется если не трудно напишите
Загранник нужен + водитель должен быть собственником авто или по нотариальной доверенности от собственника, даже если авто на юр.лице и водитель является юр.собственником.
Монгольская страховка в 22г стоила 1600р, брали в рублях. Если выезжать ч/з Ташанту монголы берут транспортный налог перед п/постом, если не ошибаюсь, в 16 было 500р.
Если въезжать и выезжать через разные погранпосты, монголы должны доп.бумагу оформить.
2
 
Ответить
   
Барнаул
Сообщений: 600
alex028
На фото рыбина - осман. Щук в этой стороне нет.
точно
он еще и разный, на Толбо и Хубсугуле большущий и белый, на Хяргасе меньше и золотистый - вкуснее
2
 
Ответить
Сергей Русский
нгифе
Вот почему в любой стране мира мороженое всегда вкуснее, чем в России? Тоже заметил
Там нет Володина, который везде добавляет пальмовое масло.
4
1
Ответить
27087233
Gunner
Подскажите пожалуйста, когда в Монголии начинает зеленеть?
Когда съезд экологов проходит
 
 
Ответить
    
Сеул
Сообщений: 2017
В 88 году пиво можно было купить только если принес на обмен пустую бутылку. Пластиковых ПЭТов не было, но Боргио и тогда было лучшее пиво.
Поставки автомобилей из Кореи без посредников!
https://t.me/donsautoclub
Watsap +821094715561
1
 
Ответить
   
Новосибирск
Сообщений: 719
ИRiо
точно
он еще и разный, на Толбо и Хубсугуле большущий и белый, на Хяргасе меньше и золотистый - вкуснее
Османа сразу отпускали. С хариусом, по вкусовым качествам, его не сравнить
 
 
Ответить
    
Кызыл
Сообщений: 52
Уголь на дороге высыпался с грузовиков перевозящих уголь в Улгий с месторождений Шанага и Хотгор Шанага на территории Увс аймака.
 
 
Ответить
 
Сообщений: 172
Подскажите а 98 бензин есть в Улан-баторе?
 
 
Ответить
drom_ru_autoregistered
Екатеринбург
Отличный отчёт, как и все у автора.

В авг 2023 тоже побывали в Монголии: Екб - Омск - Новосиб - Горный Алтай - Ташанта - Улгий - оз. Толбоо-нур - Ховд - оз. Убсу-нур - Улангом - Хандагайты - Кызыл - Абакан - Кемерово - Екб.

Икстрейл.

От Ташанты до Ховда везде асфальт.

От Ховда до Улангома 200 км каменистой степи с накатанными 5-7 параллельно колеями. Убийство для колёс, скорость 40 км/ч едва. Машин нет вообще. Полная ненаселенка, страшновато.

Озеро Убсу-нур фантастическое. Тёплое и соленое, как Красное море.

Напишу отчёт как-нибудь
 
 
Ответить
   
Кемерово
Сообщений: 783
drom_ru_autoregistered
Отличный отчёт, как и все у автора. В авг 2023 тоже побывали в Монголии: Екб - Омск - Новосиб - Горный Алтай - Ташанта - Улгий - оз. Толбоо-нур - Ховд - оз. Убсу-нур - Улангом - Хандагайты - Кызыл...
Есть какой-то способ связаться? Напишите в ЛС. По поводу нюансов поездки вашей поинтересоваться
 
 
Ответить
drom_ru_autoregistered
Екатеринбург
jager52
Есть какой-то способ связаться? Напишите в ЛС. По поводу нюансов поездки вашей поинтересоваться
Привет. Пожалуйста: eav @ sofp.ru
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром