|
Этот рассказ для тех, кто впервые собирается в дорогу за машиной на край земли Российской. Чтоб значит, прочитали и сказали: - «А я чем хуже, не боюсь, справлюсь!».
Прочитал в отзывах «исповедь» Волговода, нынешнего владельца АДешки, и аж прямо на душе светлее стало. Я тоже начинал свою недолгую карьеру автолюбителя именно с этого корабля, только ГАЗ 3102 (96 г.в.) двигатель 402. Сколько она из меня крови и денег высосала – считать боюсь!!! Неделю ездишь – два выходных под ней, родимой или ковыляешь на ней в автосервис, а то и на лямке в сервис тянут. Как сказали умные люди: «Если под Волгой лужи масла нет, то в Волге масла нет вообще!». Летело все, что может! Шибко «уставшую» купил. Поменял сцепление (корзину, диски, выжимной), главный и рабочий тормозной. Откапиталил двигатель с заменой цилиндров, поршней, всех потрохов головки двигателя. Перетряхнул переднюю подвеску. Автоэлектрик перебрал всю проводку и электрооборудование. Все равно «чих - пых», то пердит, то стреляет. Масло жрет, бензин просто хавает. Но первая машина, а она у меня первая была, как первая женщина – незабываемая. Продал я свою «ласточку», достала. Продал, то продал, но проблема в другом! Работаю в Екатеринбурге, а живу в 45 км от него. На работу, почти каждый день надо. Машина нужна, как воздух, а денег на новую, нет. Покупать шушлайку отечественную, даже новую – не на столько я богат. Опять в сервисах деньги просаживать, опять зубами скрипеть, когда она в пробке городской встанет или того хуже в мороз на трассе. В кредит брать, в автосалоне, то ярмо долговое и на долго! Я в пожарной охране служу и этим все сказано. Это в Америке пожарные самые высокооплачиваемые бюджетники, а у нас.… Ну да это лирическое отступление-вступление.
На подвиг меня вдохновил сослуживец. Пригнал с Уссурийска HONDA CIVIC. Ему то не впервой. Не страшно. Третью уже гонит. Для себя, не на продажу. Дороговастенькая для меня такая. 2000 года, за $8 000. Стал я в Инете рыться. Именно на этом сайте и нашел Ваньку своего. VAN – значит Ванька. Понравился он мне с первого взгляда и внешне и по цене. Цене во Владивостоке, конечно. Я еще на екатеринбургский привоз съездил, для сравнения. С умным видом попросился у продавца в машине посидеть, под капот заглянул, стойки потряс. У нас за этот «овощник» 2001 года, в зависимости от комплектации 205-220 тыс. перекупщики просят.
Присовокупил поездку к отпуску, благо требование на самолет в нашей структуре один раз в год, к отпуску, дают бесплатно. Дело было в конце сентября 2006 года. Должны были со мной еще двое наших сотрудников лететь, с той же целью. Но что-то у них с финиками не срослось, и в результате у трапа огромного самолета я стоял один. Что лечу один, выяснилось за два часа до рейса. Регистрацию уже прошел, деньги в кармане, а в душе тоска и смятение. Ну, как тут на попятную пойдешь? Впереди полная неизвестность и если честно признаться, то обгладывали меня такие сомнения и картины жуткие!!! Одно маленькое уточнение о причинах моего кошмарного состояния. Я дальше 200 км, в одну сторону, сам за рулем не ездил. Еще я никогда до этого не ездил за правым рулем и на машинах с автоматической коробкой. Да и водитель (читай чайник) я с марта 2005 года. Ни на Ж/Д доставку или еще на какой другой вид доставки я рассчитывать не мог, фиников нет. Вариант только один – сам за руль. Вот такой расклад перед боем. Не мой расклад, но играть буду!
В самолете одни мужики, окромя стюардесс. Многие наверняка за машинами летят. У меня опять тоскливая мысль: «Если самолет брякнется, то-то радости у мародеров будет!!!». Мысль моя наверняка всем понятна, у пассажиров, кто за машинами, деньги на карманах и не малые. Семь часов ужаса. Высоты не боюсь, профессия такая, но тут не такая высота. Сидишь, как в банке таракан и дрожишь. Чтобы от страха мозгами не потечь смотрел видики весь полет, да ел и пил, то, что стюардессы постоянно таскали. Даже поспал чуток. Хорошо, что с краю сидел, не так душно. Я сам не маленький 186 рост и 110 кг весу, а рядом монстры еще круче сидели. Теснотища. Перегарище! Болтало, хрустело, но, слава Богу, долетели. При посадке по мониторам передавали картинку рассвета, неба, приближающейся земли. Красота неописуемая. Бымс об бетонку и покатил самолетик уже по земельке. Пот со лба вытер и из самолета как можно быстрее ломанулся. Пока получал багаж, да стоял, курил в сторонке в себя от полета пришел. Нужный рейс автобуса на Уссурийск я проворонил, т.к. самолет с сорокаминутным опозданием прибыл. Там всяких такси стоит много, но цена 400-500 рублей!? Автобус – 80 руб. до Уссурийска стоил тогда. Дождался и поехал.
Почему в Уссурийск? Может и не правда это, но мне так объяснили, что во Владивостоке на «Зеленоугольном» авторынке в основном все площади заняты фирмами. У площадки с 10-20, а то и более машинами бегает один посредник, с которым ни поторговаться, ни обсудить детали. Бери и все, не рассуждай! Да и с ПТС обмануть могут. Вот я в Уссурийск и двинул. Сначала я в город поехал, устроится. Я один за 8 000 км от дома. Жуть. Ладно, думаю, пожарный пожарному друг и брат. Помогут. Так, в общем-то, и оказалось. Дай Бог им здоровья и всех благ земных.
От пожарной части до рынка доехал на такси. Пока ехал, на встречу штук десять АДешек попалось. Ну, думаю, мне не останется. Загрустил. Но на рынке эта мысль прошла. Их еще много было, но расхватывали, как горячие пирожки. Только у тех, что я спрашивал, движки все были 1,3, а я хотел 1,8, ну на крайняк 1,5. Подхожу к тетеньке какой-то, она сидит в Адешке. Спрашиваю у нее, опять 1,3. Ну, что за черт! А время идет. Уже 13:00 по местному. Тетка мне вещает, что зять ее с Владивостока 20 минут назад выехал, на АДешке 1,5 2001 года, только документы оформил. А меня тоже предупреждали, что надо смотреть на транзитки, чтобы срок действия их еще был достаточный для перегона, а то продавцы полосатых палочек заколебут на трассе, если просрочены. А ехать-то мне долго, а сколько я в дороге пробуду неизвестно и платить этим «товарищам» практически не с чего.
Помотался я по рынку, нашел одну АДешку сребристую 1,8, но коцаная справа. Дверь водительская мятая, на пороге вдавыш. Продавец, типа скину цену, бери. Но стоило за столь тысяч верст лететь, что бы коцки покупать. Остальные все 1,3, хучь ты плач! Вернулся я к тетке. Разговорились. Люблю я с новыми людьми общаться. Тем более дальний Восток и Урал, люди разные. Общительнее будьте, не будьте буками и проще будет. То да се, как дела, как бизнес, про погоду опять-таки. Власти поругали за пошлины немереные, дороги за их отсутствие. А тут, за разговором, как раз затек ее подъехал. Смотрю, мой Ванька стоит! Движочком шепчет. Белый, блестящий. Как выяснилось, он еще в мойку заруливал перед рынком. Мужик тоже разговорчивый попался, но неуступчивый зараза. Продает за $5 200. Смотри, дескать, найдешь косяк какой, будем рубиться за цену. Я дотошный. Хоть ничего в японках не понимаю, обнаружил, что немного продавлено водительское сидение, не иначе борец «Сумо» на ней ездил, и есть несколько царапин на пластике багажника. Остальное вроде бы ничего. Заглянул я под капот, а там, как в аптеке, все на месте, ничего лишнего. Да, еще, лучше брать машину с немытым движком. Мытый – подозрительно, а на немытом потеки виднее. Такая, несильно большая, рабочая грязь. Ну, пыль с дороги, но чтоб значит ни капли масла, ни где. Мой Ванька таким и был, с в меру грязным двиглом, но без потеков масляных. Можете ржать, конечно, но я покупал кота в мешке, потому, что кроме Волги до этого ничего не видел. Но скинул таки мужик 100 баксов. И то мясо! А для чего тогда рынок-то? Побежали мы к нотариусу. Документы оставили. Пока то да се, он мне показал, что где чего крутить и что включать. А потом и тест-драйв устроили. У него кто-то из близких родственников тоже в пожарной охране служит, поэтому, как-то нормально, в душевном русле весь процесс передачи транспортного средства прокатил. Сгоняли до рядов, где всякую автомелочь продают. Там я аптечку, знак аварийный и огнетушитель купил, да еще насос ножной. Потом в другой палатке так называемый «жидкий чехол» взял три банки. И еще четыре колеса уже чуток подальше съездили, взяли. С дисками, зимние. А цена, аж прослезился. У нас бы втрое дороже обошлось. Сторговал четыре липучки зимние Бриджстоун Близзак с дисками, металл, не литье, за 2,7 тысячи рублей. Во как! Забегая вперед, могу сказать, что за всю долгую, в 7 800 км дорогу, я ни разу не менял колес, даже запаску не снял. Два раза только подкачивал для профилактики равного давления. Пришли к нотариусу, доверку забрал. Рассчитались. Да я еще в страховую компанию забежал, застраховался на 20 дней в Уралсибе. Мне мужик этот сказал, что страховка, которую он мне всучить хотел – липа. Так они, продавцы и делают. Страхуют и тут же пишут заявление о расторжении договора страхования (ОСАГО). Сам сертификат остается у продавца. Они их и всучивают, как подарок.
Ну, так, пожали лапы, и… остался я один на один с Ванькой и с дорогой дальней. Романтик блин. В общем, выехал я с рынка уже ближе к пяти вечера. Уссурийск – город оказывается не маленький. Ехал на такси и дорогу не запомнил. Запомнил только, что рядом с пожаркой оживленный перекресток, мост, заправка и магазин продуктовый. Но нет худа без добра, движение в городе не ахти какое, не Екатеринбург, и я пока по нему колесил, а ездил я где-то полчаса искал, попривык к рулю правому и к коробке автомату.
Начальник караула, что дежурил в эти сутки, встретил, показал, куда машину приткнуть.
Погода в этот день, блеск. Одно, что конец сентября. Вечер, а градусов двадцать было. Солнышко, тепло и кровососов уже нет, кончились. Выпросил я у парней ведро с губкой, и мыть значить Ваньку стал. Перед тем, как замазать жидким чехлом, вымыть значит надо, инструкция о том вещает. Пока мыл, вокруг меня парни из караула начали собираться. Я бледновато, в смысле транспортного средства на фоне их «тачил» выглядел.
Там все Марки, да Крузаки, Караваны у пожарных. Не хило живет пехота. Но ничего, не прикалывались над Ванькой моим. Разговорились. Темы общие, пожарные. Напрягли несколько моментов в нашей беседе. На мой ответ, что я один еду и без оружия последовал возглас: «Безбашенный и самоубийца». Может жути нагнать по дружески хотели, может это приколы местные такие? Не знаю. В субботу, на следующий день начкар Андрюха сопроводил меня в автосервис к своим знакомцам. Загнали машинку на подъемник и, как независимые эксперты проверили подвеску, тяги рулевые, потом амортизаторы на стенде. Электронику проверять не стали, потому, что у них не было программного обеспечения для такой модели. Но наперед предупредили, что лучше в эту хрень, процессор в смысле, без надобности не лазить, не тестировать. Пиратской программой, можно сбить настойки и писец машине боевой. Сказали, что машинка добрая попалась, никаких следов «усталости». Успокоили, значит, душеньку мою, а то если честно, шибко переживал. В другом боксе поменяли масло в движке, в коробке и антифриз в радиаторе и расширительном бачке. Масло вроде было не сильно грязное, но я же для себя, ее беру, поэтому озаботился. Операции все выполнялись какими-то аппаратами, в автоматическом режиме. Сервисную книжку дали, все там записали, печати, подписи. Я с таким в наших куширях не сталкивался. Может и пыль в глаза, но приятно и впечатляет. Потом адаптер в радио поменяли, и оно заговорило. Хотел магнитолу воткнуть, но опять финики пожалел. В дорогу лучше больше оставить. Хотя пожалел потом, что не поставил, денег не шибко потратил. Да, на бензин и еду в дороге у меня ушло где-то около 8 500 руб. + 2 700 руб. колеса с дисками + 6 200 - (масло (Visco 5 000 – 3 кг), антифриз (марку не знаю, но до - 40), в коробку какой-то «матик» залили, красноватого цвета (полная замена) + «жидкий чехол», лампочки по одной в запас, цену не помню, и воздушный фильтр взял. Обмазал тройным слоем вкруговую, от порогов сантиметров на 40, а еще капот до половины, задний и передний бампер. Как резины слой получился. Потом в Тюмени в пожарке снял, как чулок, без всяких усилий и следов на краске. Это не реклама, а делюсь опытом. С кленками и скотчем возиться дольше. Да и отлетает по дороге, а этот, как антигравий держался. Тут вымыл и на сухую намазал. Только температура окружающей среды должна быть не ниже 10 градусов и поверхность сухая. В дождь и мороз бесполезно. Кстати, помогла дрянь эта, камней летело от обгоняющих машин уйма, а краска целая. + где-то 1 500 руб. на аптечку, огнетушитель, знак аварийный, насос и манометр для проверки давления, ах да еще трос такой, путевый и жратвы немного, воды много и шоколадных батончиков «Сникерс» 20 штук. Взял энергетический напиток, но лучше бы этого не делал. Сердце колошматится, в висках стучит, а понту нет, усталость все равно накатывает. Главное в дороге отключиться, не думать, сколько проехал и сколько еще впереди. Просто ехать. Итого: 19 500 + 14 2800 (машина $5 100 * 28 руб. курс продажи бакса в нашей «Северной казне», банке в Ёбурге тогда был такой, в 2006 году, в сентябре, когда к поездке готовился) = 162 300. Как уже говорил, у нас АДешка 2001 года с двигателем 1,5 стоит 210 000. То есть сэкономил приблизительно 47 000. Да еще впечатлений массу получил. Отдохнул, как это нестранно звучит. Ну да все по порядку.
Выехал я из гостеприимного Уссурийска в 3:30 утра в воскресение. Говорили мне про какие-то объезды Михайловки по деревням, карты показывали, но я решил по главной магистрали топить. Перекрестился и в путь. Вот она, злополучная, по рассказам Михайловка. Пост продавцов полосатых палочек. Сбросил скорость. Крадусь. Вроде тишина, никого. На посту сидит какой-то, а на улице нет. Я ужо хотел по газам, но нет в жизни счастья! Откуда он вынырнул? За урной прятался, что ли? Властный жест палочкой, свисток блин! Выскребаюсь из машины. Не жду, когда подойдет. Не думаю, что стоит понты колотить. Выйди, улыбнись! Ну и я то ж, что, дескать, сержант, чем провинился я? Еду, понимаешь, никого не трогаю! Путь дальний и все такое, документы протягиваю, страховку. Вынимаю из файла с лобовухи транзитку. Опережаю все вопросы. Лезу за аптечкой. В общем, изображаю законопослушного гражданина страны родной. При этом о погоде, о службе их нелегкой. Посмотрел он на меня, на документы отрешенно. Спросил только о наличии оружия. Я кулаки показал. Все, говорю, кроме этого нет ничего. Козырнул, счастливого пути пожелал и опять в темноту ушел. Вот так, как-то буднично и без приключений. Ни тебе предложений подождать сопровождения и заплатить за него, ни шмона машины. Даже ПТС на проверку не взял. А может машина такая, не интересная им? Что, дескать, с ентого крестьянина и его овощника взять? Я в гражданке ехал и ксивой не махал. Да и не катит наша ксива с долбанной аббревиатурой МЧС сейчас. Раньше, когда в МВД были – без вопросов, а сейчас нет. Рассовал я документы по карманам, в машину и в темноту нырнул. Совет умных людей небольшой, для чайников, таким как я, переданный! А я значит, вам говорю! Следите за документами, особенно, когда их гаишникам отдаете, чтоб вернули все, что взяли на проверку. Периодически проверяйте наличие документов и держите только в одном определенном месте, по машине не разбрасывайте. Лучше в карманах за пазухой, чем в барсетке. Дома понтоваться будете. Это так, совет добрый. Когда ты один, за тыщу верст от дома, да еще про-б-л документы, грустно это. Или не согласны?!
Кстати свет у Ваньки, в тысячу раз лучше, чем у любой нашей отечественной. Дальше ничего интересного в дороге. Местами был асфальт, местами куски грунтовки с щебенкой и ухабы. Запуганный, я ехал без остановок. Только один раз на заправке тормознул. Где надо свернул, чтоб Хабаровск объехать, ориентир мне дали, где свернуть и выскочил уже за пределами города. Пост ГИБДД оказался закрытым и я счастливым ломанулся дальше.
Очнулся я уже в Биробиджане, в 15:00 по местному времени. Завернул в город, как оказалось не туда. Дорога в объезд идет. Потерял дорогу. Да и устал, честно сказать. В глазах мельтешение как-то. Таких пробегов, как я говорил, я еще не совершал. Сколько там 800-900 км проехал от Уссурийска до Биробиджана, сейчас уже не помню. Мне говорили, что до Биробиджана дотянешь, а там уже можешь расслабиться. Остановился в каком-то дворе. Барак деревянный с сараями, рядом «хрущеба» с магазином на первом этаже. Жрать и кофе - страсть как хочется! Вышел, как удивительно именно вышел, а не выполз. Если на Волге столько проехать мне довелось, то наверняка буквой «Зю» из машины вылезал бы, а тут даже как-то ничего! Только зад отсидел, а спина в порядке. Хотя у меня со спиной проблемы. Если на овощнике так, то в более навороченных еще лучше, наверное. Поприседал, попрыгал, руками помахал. Аборигены на меня ноль внимания. Привыкли, наверное. Ну, это и к лучшему. Послушал движочек. Шепчет, лапа моя! Как будто и не ехал столько. Ремешки на месте все. Все пучком. Солнышко опять-таки. Воробьи чирикают. Ляпота! Итак, про кофе! Чайник, который от прикуривателя робит, почему-то нихрена не нагревался. Хотя прикуриватель работал. Я и телефон подзаряжал и прикуривал, когда в дороге зажигалка под ноги улетела, и я ее доставать на ходу не рискнул. Хуч ты плач! Побрел я в магазин. Маленький такой магазинчик. Почти сельпо. Там тетка продавщица от мух отбивается. Я к ней, дескать, красавица, налей кипяточку путнику усталому, Христа ради. Но вот ведь биробиджанская торговка. Купи касатик к чаю что-нибудь тогда и кипятка получишь. Делать нечего, купил печенюшек. Вкусные, к слову сказать, оказались. Получил кипятка и в машину бегом. Боялся я его оставлять надолго. С Ванькой я конечно бомж всея Руси, пока до дому не доехал, но бомж моторизованный, а без него, кто!? Вот и получается, что не будьте ротозеями, не оставляйте свое транспортное средство одно надолго. Полопал я от пуза мяса консервированного, да колбасы, кофею откушал. Потом заехал ближе к кустам каким-то высоким там же, во дворе, чтоб значит, солнце не мешало и на массу. Вырубился просто. Проснулся, уже стемнело. Сумерки такие вечерние и похолодало. Завел, зашептал друган мой. Вышел, покурил, опять руками, ногами помахал. Морду из фляги помыл свою, да стекло заднее и лобовое у машины. Ну, думаю, дальше пора двигаться. Дорогу спросить надо. Смотрю, мужик у стены этого дома, где магазин, опалубку ремонтирует, на ночь глядя. Оказалось, дорога-то за бараком, вот из двора, где я стою выехать, и сразу за бараком она начинается, на Читу. Поехал в ночь. Не помню, сколько отъехал от Биробиджана километров, но помню, что съехал я с асфальта очень быстро, и началось что-то неописуемое.
Подвеска у Ваньки довольно-таки жесткая, и кочки он встречает ощутимо. Да и жалко его, свой все-таки. Снизил я скорость до 30 км в час. Так и крался почти всю дорогу. 30-20-10-40 км. Перегонщики ломят все 70-80, камнями кидаются. Ну да я их понимаю, им быстрее надо. Пейзаж вокруг зловещий. В свете фар валуны, то тут то там. Объезды дороги, когда сначала почти вертикально вниз, а потом так же вверх. Крадусь. Почему-то вспомнилась песенка из мультфильма «Федорино горе», как посуда пела «А посуда вперед и вперед, по полям по болотам идет! И чайник шепнул утюгу: «Я дальше идти не могу!». Насчет чайника – это я в свой адрес, а слово «болотам» заменил на «ухабам» и крутил в голове, как навязчивый мотивчик. Радио не ловит почти. Какая-то китайская галиматья, да иногда маяк, что ни будь, прохрипит. В темноте проезжал мимо стойбищ строителей дороги. Развилки встречались часто. Там, если в темноте, можно свернуть не туда. Совет. Стой, жди перегонщиков, они знают, куда ехать! Куда они, так и ты туда же. Но за ними не гонись, чревато, в кювет улететь или нарваться в темноте можно. Опасайся «Белазов» и грейдеров. Лучше на обочину от них сверни. Там почти в усмерть пьяные водилы да трактористы ими управляют. Я как-то пытался, дальше, уже после Ерофей Палыча у одного дорогу спросить. Молча на меня, смотрит, а глаза стеклянные. Только головой кивает. Во как. Не пытайся валуны, так называемые «черепахи» пропускать между колес. Не рассчитаешь высоту валуна и просвет и писец! Лучше рулем поработай. Были моменты, когда я вообще плохо понимал, где я, и что я делаю. Дорога идет под очень крутым углом вверх, справа скальная порода стеной. Внизу, довольно-таки глубоко под дорогой, работают бульдозеры, грейдеры. Только огоньки фар видны, да шум доносится. Потом она, дорога, так же круто уходит вниз, да еще с поворотом. Ну ни хрена ж себе, думаю, обкатка молодых шоферов! А это все еще и ночью, в темноте. Притулился я в эту ночь у какой-то заправки. Там уже много на ночлег встало перегонщиков. Я почти за будку операторов заехал. Заправка такая, справная. Да там и участок дороги интересный был. Асфальта нет еще, но уже стояли отбойники и все знаки. Щебень мелкий на дороге и хорошо укатанный. По местному времени было около двух ночи. Пожевал я бутербродов с колбасой, сникерсом закусил, попил минералки и спать. Да, совет номер… В общем так, запасайтесь водой питьевой в канистрах и минералкой сильно газированной в Уссурийске. Кстати, углекислый газ бодрит. На трассе, в кафешках продают в основном дрянь несусветную, особенно в читинской области. Я с собой взял две упаковки, по шесть бутылок минералки, парни в пожарке посоветовали, название не помню. Да пять канистр пятилитровых воды питьевой. Умыться, да руки вымыть, побриться. Мойте руки перед кафешками, да перед тем, как пожрать, ну и после само собой разумеющегося конечно. Пользоваться для питья водой из колодцев, которые в деревнях у дорог и на объездах не советую. Сэс там сроду не было. Вы со своими желудками городскими можете такую хрень словить... Хватило мне запаса воды почти до Красноярска.
Заправки, у-у-у-у, заправки там, в ЕАО и Читинской области, отдельная история! Просто песня! Я таких чудесных заправок на большой земле не видел уже давно. Особенно запомнилась одна, самая замечательная и запоминающаяся, на которой вынужден был заправиться, т.к. Ванька запросил кушать, а ближайшая, кроме этой, только километров через 150. «Это неописуемо!!!» - воскликнул пес, глядя на баобаб. Но я попробую. Значит так, на обочине расчищена площадка. На этой площадке, прямо на щебенке стоят три емкости по 20-25 м3 каждая. В меру ржавые. Местами крашенные. Стоят на голой земле, кренясь в разные стороны. Ни тебе опалубки, ни тебе обвалования. На каждой, грунтовкой коришневой, небрежно так, кисточкой, с потеками сделаны незамысловатые надписи – «ДТ», «80», «92». Прямо из горловин ентих, с позволения сказать, сосудов выходят шланги прямо к насосам, которые вращаются электродвигателями. Причем ни о каком заземлении, ни о взрывобезопасном исполнении электроустановок речи и быть не может. Я посмотрел и… замер. Коробка электродвигателя, в которую входит электрический кабель питания, не закрыта!!!! Мама дорогая! Далее, этот натюрморт продолжает колонка топливораздаточная. Я такую видел в фильме «Королева бензоколонки». Только видимо с тех пор она на свалке лежала, но устроители ентой «автозаправочной станции» ее там нашли, мал-малё очистили и приспособили. У каждой ТРК в землю воткнута труба, пятидесятка. Стоит, значит, столб изображает. На трубе закреплена лампочка «Ильича». Просто, на проводе, без плафона. Обычная лампочка накаливания. Шланг ТРК весь в трещинах глубоких. Рукоятка «пистолета» не фиксируется. Про автоматику отключения при полном баке… Да вообще о чем я!? Меня просто трясло, пока 10 литров бензина накачивалось в моего Ваньку. Я ожидал хлопка, взрыва, всего чего угодно. Но бог миловал. Про качество бензина я вообще боялся думать. Но цена – 22 рубля литр – это что-то. А куды денешься!? В будке деревянной тетя сидит. Ентим вот бензином торгует. Будка та, операторной АЗС обзывается. Чудеса. А стоит она, аккурат в конце площадки, в углу, у скальной породы отвесно вверх уходящей. Уклон площадки в сторону операторной, т.е. в случае разгерметизации емкости, или срыва шланга вся муляка горящая потечет в сторону будки, и тетя будет изображать альпиниста или шашлык. Последнее более вероятно. А хозяин АЗС с юмором пацан. Не находите!? Заправил десятку и поехал дальше искать нормальную заправку. К слову сказать, прошло без последствий. Слопал мой Ванька эти десять литров муляки и не подавился! А там я удобоваримую заправку нашел. Далее, ничего интересного. Сопки, поле, дорога. Лес редкий. Названий населенных пунктов я особо не запоминал. Шумно в машине. Звукоизоляция слабенькая, но не было пыли!!!! Я ехал с закрытыми окнами, кондишн не гонял, просто убрал печку на ноль и включил вентилятор на тройку. Обдув на себя. Даже, не переключая заслонки вентиляции на замкнутый цикл, в салоне не было пыли. Чуть - чуть на панели. В наших шушлайках пыль бы уже пришлось лопатой выгребать. Это я понял по тому, что, вытащив ячейку воздушного фильтра двигателя, мне пришлось сначала его просто постучать об землю, а потом одежной щеткой почистить. Ехал я медленно и вся пыль от машин перегонщиков была моя! Но несмотря на это перегонщикам респект, уважуха, в общем. Много раз они указывали мне верное направление. А один раз, увязавшись за колонной из трех грузовиков… Погодите… это нужно описАть (ставьте ударение правильно), а вдруг кто читать будет, впервые, как я такого способа доставки и не видел. Ну, значит грузовичок японский, в кузове которого, под углом, половина на кабине грузовика, а половина в кузове возлегает NISSAN SANNY, далее, в этом же кузове, позади первой легковушки, примостырили TOYOTA VITZ, а сзади, с заклеенной мордой и лобовухой, на жесткой сцепке тащится какой-то минивен, заклеенный так, что разобрать марку невозможно. Вот за таким караваном я и пристроился, когда что-то грустно мне стало, потерялся я маленько. Ехал за ними и охреневал потихоньку, то есть потихоньку ехал и сильно охреневал. Все-таки чудеса на Руси великой такие, что ах…! От избытка чувств, сматериться хочется! Ну, блин Задорнов этого не видел! Вот где тема-то! Это ж только в России придумать могут. Четыре машины, один водитель и все двигается. Да америкашки издохли бы от зависти. «Топ гир», правила они нарушают, на болидах гоняют по ровной, асфальтированной трассе, понты дешевые.
Только дальше немного пришлось отвлечься, не до смеху стало. Ехали через какую-то деревню. Все заброшенное, страшное. Тетка сидит у дома без окон. Окна заколочены. Морда у тетки разбитая, одежда драная, а в грязи рядом двое ребятишек копаются. Дети, оборванные вдоль дороги. Всю мелочь, что была, ссыпал. Остатки сникерсов отдал. Колбасы кусок. У самого дочь. Как представил ее на этой дороге! Всюду, куда не глядел дома или заколоченные или без окон, а то и сгоревшие. К бомжам на вокзалах и в подъездах мы как-то попривыкли уже, а эти заложниками стали. Ведь там раньше какое-то производство было. Люди в советское время туда работать и жить приехали. Много всяких разрушенных объектов видел. Да дома трех-пяти этажные стоят, без окон, без дверей. Мертвое все. Грустно. Очень. Едешь, сам радуешься, машину купил, дома ждут, а тут такое. И бессилен…
Ну что, дальше едем. Как оказалось, проехав за этим караваном напрямую, я срезал изрядный кусок дороги, километров 80. Обедал в кафешке на развилке дорог. Салат из свеклы с чесноком и майонезом. Рассольник с приличными кусками мяса. Котлета, в которой больше мяса, чем хлеба. На гарнир - макароны. Порции размером, объелся я в общем. Двойной черный кофе на десерт с булочкой хрустящей. Вкусно и дешево. (90 руб! за все!!!). Настроение несколько поднялось. Дождя нет, свежо, ветерок и солнце. Люблю такую погоду. Вышел из кафешки. Опять Ваньке стекла вымыл. Убрал естественную тонировку. Ремешки пощупал. Масло посмотрел, жидкость охлаждающую. Все о,кей! Масло, где был уровень, там и стоит! Вот япошки! Ну, самураи, блин!
Тут меня знак на развилке заинтересовал. Сигарету в зубы и туда. Смотрю, указатель – «объезд». Ну, теперь нас этим не запугаешь, но прямо дорога новая, хорошая. Мелкий отсев и укатанный. Широкая…, а перед началом ее знак тупик, да еще расстояние указано – 400 м. Ну объезд, так объезд. Пока шел к машине, смотрю от кафешки колонна машин на дорогу выезжает и туда, в тупик. Чой-то они, думаю, сослепу что ли? Да непохоже. Ребята бывалые, сразу видно. Машины не чета моему Ваньке. «Крузак» в колонне один был, да Функарго, да Либерти, да еще какие-то навороченные. В общем, ломанулся я за ними. Подъезжаю к так называемому тупику. Просто гора грунта на всю ширину дороги насыпана, а дальше-то дорога, да еще какая!!! Укатанная, хорошая. Но… объезд этой горы, по обочине. Колея и страшно мне что-то. Но те уже на той стороне. Я тихонечко, на цифре 1 коробки влез на обочину и вперед. Скребу днищем о грунт. Песок и земля, не страшно. Машину поставило так, что я почти лежал на двери. В какой-то момент показалось, что все, писец, сейчас на бок лягу. Клял себя, на чем свет стоит за то, что полез, но вот, Ванькина морда нависла над краем обочины и я выползаю на дорогу!!! Стою на обочине, курю. Далее, оказалось, что я оказался тысячу раз прав, что увязался за этими товарисчами. Объезд, по которому по идее надо ехать самый хреновый и протяженный. Слепили его наспех, не удосужившись даже укатать в дорогу куски скальника. Сколько там машин поразбивали. Но я то ехал! И ехал с умопомрачительной скоростью – 80 км в час!!!! После тряски и ухабов, это было нечто. Песочек, укатанный и мелкий щебень. Несколько раз, правда, пришлось лавировать между строем, на всю ширину дороги двигающихся грейдеров и бульдозеров. Это они специально насыпали кучу грунта, чтобы не ездили и не мешали работать. Ну да простите меня. Я еду домой. Хотя до дому еще…! Нет, лучше не думать. Ни заправок, ни кафешек. Заправки есть, даже в евро стиле. Но недоделанные, новостройки. Да и что-то перегонщиков нет. Я сначала обеспокоился, а потом понял, что тут инфраструктура дорожная только строиться, а никого нет, потому, что далеко не все такие наглые, а может глупые, как я. Ехал долго. Опять завал поперек дороги. Но тут народу на машинах много скопилось. В том числе и те, за кем увязался. Стоят, матерятся, репу чешут, как проехать, обочины нет, скальник. Тут подъезжает, с той стороны фура. Корабль этакий. Ну, американец «Интернешенель» кажется. Ну тот, у которого морда длинная и однокомнатная квартира со всеми удобствами к кабине прицеплена сзади. Номера Краснодарского края. Два субъекта, один живописнее другого выскакивают. Достают две лопаты и кричат: «Каждый по двадцать лопат и прокопаем». А нас там человек пятнадцать скопилось. Ну, мы и взялись. Я лопату не брал. Я вывороченные камни убирал. Не прошло и получаса, проезд готов. Дальнобоям уважуха, пропустили вперед, а потом и сами помалеху проскреблись. Дорога опять ничего, но отстал я от всех. Боюсь я быстро ехать. А эти гонят, как черти. Темнеет быстро, включил фары. Стрелочке указателя топлива осталось одно деление пройти. Совсем стемнело. Курю одну за другой. Минералку пью. Пыли нет, так как на дороге один, открыл окно. Ветер свежий, хорошо. За обочиной тайга. На обочине стоит техника дорожно-строительная. Куда все подевались? И когда будет какая-нибудь заправка, да и жрать хочется. Радио молчит. Тоска, но еду. Ванька упрямо тащит. Зверь машинка. Я не раз возвращался к мысли, что любой представитель нашего отечественного легкового автопрома, как бы его не готовили к дороге, валялся уже грудой металлолома на обочине. Или, в лучшем случае, просто рассыпалась подвеска, и выявилось еще тридцать три мелких неисправности, которые в совокупности превратили бы дорогу в ад кромешный. Ура, огоньки вдалеке! Поднажал. Подъезжаю, стойбище строителей дороги. Вот они все где. У обочины стоит топливозаправщик. Мужик соляру продает. Остановился, вышел. Мужик кривой, но вменяемый. Огорчился, что мне соляры не надо, но сказал, что до ближайшего населенного пункта, где есть заправка километров 50. 50 км! цифра смешная. Вперед!
Въехал в населенный пункт, когда уже глубокой ночью. Название не помню, помню только, что там железная дорога начинает идти параллельно дороге автомобильной. Еду по улице. Ямы, канавы. У какого-то дома чуть не наехал на свинью, лежащую у обочины, почти на дороге. Нашли время и место хозяева свинтуса выгуливать. Нажал на клаксон. Свин метнулся в сторону. Два пацана, на раздолбанном запорожце ушастом проехали параллельно мне, подскакивая и ныряя по кочкам-канавам. Запор без стекол. Остановились у колонки и вытащили фляги для воды. Подъехал, спросил про заправку и кафешку. Оказалось, что заправок две, но на одной бензин дороже, но качественней, а другая чеченов, и этим все сказано. Про кафешку говорят, что далеко она, на трассе. В поселке только магазины и столовая, которая закрыта уже. Поехал на дорогую заправку. Бензин 92 – 21 рубль за литр. Операторная – вагончик строительный, ТРК – а-ля «Королева бензоколонки». Заправил 40 литров, вроде ничего бензин, как потом оказалось. Машинка справно тянула. В вагончике – мини маркет. От сигарет, до тушенки. Вижу мой любимый PALL-MALL8. Запас кончался, приобрел блок сразу. Силы на исходе, а ехать надо. За заправкой умыл рожу холодной водой. Проверил давление в колесах, держит, лапа моя. Еду дальше. Выезжать на дорогу пришлось по той же улице. Свинтус так и валяется, только ближе к дому. Населенный пункт кончился. На обочине встречной полосы стоят две фуры. Давно видно стоят. Импровизированный верстак, на котором стоит движок полуразобранный. У одного тягача поднята кабина. Оттуда и достали. На обочине стол, из досок сколоченный, горит костерок. Две тусклых лампочки освещают этот унылый пейзаж. Метров за тридцать от их вынужденного бивуака сооружен завал из валежника, на котором намотана красная тряпка. Да, встряли ребята. Не дай бог! Перекрестился, причитал отче наш, сколько помнил. Километров через 50-70, вижу, на обочине стоит грузовичок японский. Рядом мужик в свете фар рукой машет. Эх, говорила мне мама, не останавливайся на ночной дороге и не подсаживай незнакомых! Да только надо же человеку помочь. Остановился. Тот объясняет, что коробка накрылась, скорости не переключаются. Домой хочет. Где дом, спрашиваю? Оказалось, деревня рядом. Только свернуть чуток надоть. Вроде мужик на бандюка не похож. Не бывает бандюков с такими ручищами, на которых мозоли, как у меня пятка. Да и видать копался он с машиной долго, учухался весь. Да и не ездят наверняка бандюки на грузовиках. Бросил я байковое одеяло на сиденье переднее. Садись, говорю, едем. Что тут долго рассуждать. Километров, через пять свернули в какой-то поселок. Поселок справный, дома не плохие. Не то, что там, где давеча проезжал. Долго крался по улице. Медленно ехал, километров пять в час. Дорога такая. Еду, матерюсь про себя. А вдруг зацеплю чего-нибудь, очень уж дорога узкая, да канавы глубокие. Темень. За колеса переживаю, а вдруг пробью. Мужик молчит. Что-то переживает. Это напрягает немного. Ожил мужик, только когда к его дому подъезжать стали. Все, говорит, приехали. Я естественно, как выехать обратно спрашиваю. Объясняет, что дорога рядом, надо только до конца улицы доехать, повернуть на право, а там дорога опять на трассу выводит. V образная такая дорога. Только я говорит тебя просто так, без угощения не отпущу. Веришь, говорит, нет, два часа хоть бы одна сволочь остановилась. Я отвечаю, дескать, что ты хочешь, ночь ведь. Боятся. И не надо угощения и благодарности. Все люди вроде, человеки. Тут его хозяйка вышла. Поняла тему и тоже уговаривать начала. Дескать, мужа ждала к ужину. Все горячее, свежее. Мясо, борщ и все такое. А я есть хочу, аж в глазах темнеет. Где ента кафешка, хрен ее знает. В машине, кроме хлеба и тушенки холодной ничего. А горячего, так хочется. Ну, как по русскому обычаю они три раза уговаривали, а я три раза отказывался, но потом согласился. Хозяйка пошла стол на веранде накрывать, а мы с Володей (так мужика зовут) закурили, разговорились. Сам он родом с Дагестана, из Махачкалы, но служил в этих куширях, тут и остался на сверхсрочку, но потом из армии ушел. Контракт закончился. Оказалось, что мы оба в одних войсках служили. Внутренних. Только он ДМБ 89, а я ДМБ 93. То, да се. Он объект охранял. А я по командировкам. Веселые года выдались, да еще войска такие, внутренние, веселые. Ну да не про это речь. Тема общая просто, время скоротали. А тут и хозяйка его, нас позвала. Ух, ты!!! Помните стол, из кино про Ивана Васильевича, который профессию меняет. Вот, так почти и было. Только икры заморской, баклажанной не было. Слюни до полу. Старался сдерживаться, а то, что подумают. Я вообще пожрать люблю. А тут вкуснотища, да какая. Ребрышки копченые, икра, рыбка соленая и копченая. Картоха вареная и куски жаренного мяса отдельно! Борщ! Соленья! Грибочки маринованные, ммм, грибочки! Слабость моя! Вах! И еще хозяйка запотевший графинчик на стол вставляет. Самогончик! Володя его гонит, как потом рассказал для себя, для внутреннего употребления. Чтобы поменьше сивушных масел было, пропускает через фильтр с активированным углем, еще через травы какие-то. Я вообще-то себе полностью сухой закон на весь путь до дому объявил, но тут устоять не возможно. Закусь, самогончик. Стало быть ужинаем, даже не ужинаем, для ужина поздновато, одиннадцать по-местному уже. Я не постеснялся, все попробовал. Мясо, ароматное и по кавказски острое. Рюмашку, другую хлопнул. Хозяйку и хозяина поблагодарил за щедрое угощение. Чувствую, хана, глаза слипаются. Пошли с Володей еще покурили. Поговорили о том, о сем. Про службы в армии. Какая была и какая стала. Про область читинскую, про оккупацию китайскую. Про бардак в стране. О женщинах и жёнах. К выводу пришли: «Хороша ты Мать Россия, да порядка в тебе нет!». Ваньку на подворье загнал, а спать завалился на сеновале. Так я еще не спал. Свежо, но под тулупом тепло. Проснулся, уже расцвело. Чайку попили, обменялись телефонами, адресами и двинул я дальше в путь. Настроение – блеск! Выспался, погода замечательная. Ванька радует, тащит, лапа моя! Скорость 30-40-20, но это не огорчает. Начались мосты через реки и речушки. Интересно, едешь по дороге – грохот в машине. На мосту асфальт и две-три секунды полной тишины. Потом опять грохот. Пейзаж все тот же – поле, перелески, сопки, тайга редкая. Описывать нечего, еду молчу, радио не ловит. Китайскую болтовню слушать не хочу. Давай петь громко. Ну нихрена ж страшного, что медведь на ухо наступил, зато душевно вывожу репертуар Трофима. Никто не слышит ведь. Можно и во все горло. Перегонщики гонят опять по левой стороне. Пыль за ними. Я в этом облаке крадусь. На обед заезжал в кафешку. Поел вкусно и дешево. Оставил на стене под скотчем 10 рублей с приветом Ебуржцам. Пожалел, что баллон с краской не взял. Там на скальной породе столько надписей. А может быть и к лучшему. Что природу надписями гадить, она и так загаженная. В это день без приключений проехал хрен знает сколько, не останавливался. Ехал, пока в глазах не замельтешило. Даже на часы не смотрел. Стемнело уже давно, по-местному два ночи. Я двинул в путь в восемь утра. Останавливался на час, на обед и на все такое. Смотрю целый оазис освещенный. Много кафешек, штук пять на одной площадке. Баня, мотель а-ля Читинская область, заправка. Есть не хотелось, а вот кофе!
Пошел в ближайшее. Заказал двойной кофе, потом подумал и еще заказал яичницу с колбасой и булочку. Опять цена убила – 50 рублей всего. Посидел, посмотрел телевизор и на то, как перегонщики водку хлещут. Удивительно. Я бы не рискнул. Ну да бог им судья. Забрался с Ванькой к какому-то забору. Рядом Вин стоит, еще и еще. Вся площадка забита. Сначала встал лицом к площадке, но уже, через двадцать минут понял, что совершил ошибку. Машины заруливают, фары слепят и не дают уснуть. Вертанулся и встал наоборот, уснул сразу. Двигатель не выключал. В кабине теплынь. Уютно.
Проснулся рано оттого, что рядом какой-то мастодонт-грузаль решил двигатель прогреть. Уже рассветало. Это третья ночевка в дороге, до Читы еще километров 600-700. Умылся и пошел утреннюю дозу кофе принять. Опять на яичницу с колбасой соблазнился. Выехал со стоянки и в путь. Описывать нечего, только радость прибавилась. «Маяк» заговорил, да хорошо так. С сотовой связью проблем вообще не было. У меня МТС. Связь была почти всегда. Это не реклама, а факт. Домой докладывал постоянно, СМСки отправлял, а утром и вечером дозванивался. По Екатеринбургскому времени, конечно. Дорога шла по каким-то деревням, петляла по краю сопок. Но вот во второй половине дня, ближе к вечеру, опять про населенный пункт не могу сказать, но помню, что там ферма, коровы гуляли и поле большое, пошел асфальт!!!! Сплясал бы от счастья, да ехать надо. Еду, радуюсь. Душа поет, и я пою. Да все равно на газ давить боюсь. Крадусь 80-90, а вдруг опять неожиданно асфальт закончиться или яма какая. Но 90 не 30. Просто песня. А перегонщики все 120-150 лупят, меня как стоящего на обочине. Ну да хрен с ним. У меня задача, до дому благополучно добраться и Ваньку живым пригнать. Не до понтов дешевых. Еду, красотами земли Российской любуюсь. Особенно запоминающегося ничего нет. Даже на километровые столбы не смотрю. Еду и еду, как могу. Проехал знак большой, и он вещает, что до Читы 200 км всего. Ля-ля-ля. Вперед! Но вечер подкрался. Октябрь все-таки, темнеет быстро. Жрать хочу, без обеда ехал. На сникерсах, минералке и сигаретах. Только Ваньку кормил регулярно. Расход не пойму, какой, но по моим прикидкам, как на асфальт выбрались, стал, есть не более 6,5-7 л. на сотню. Вот это расход, по сравнению с Волгой, которая жрала – 13-15 и не расход вовсе. Да не жалко для Ваньки ничего, ведь едет, да еще как! Ничего не скрипит, не брякает, несмотря на пройденные километры, да по таким направлениям. Язык не поворачивается их дорогами назвать. Только колеса в багажнике подпрыгивают. Я их стянул между собой, и они подпрыгивали одновременно. Печка исправно греет, дворники чистят, омыватели брызгают, фары светят. Движок почти не слышно, как мне кажется. Хоть и читал, что цепной двигатель немного того, шумноват. Только обратил я внимание, что пыльники на стойках на резиновые кольца распались. Огорчился, но старался не думать об этом. Приеду домой, все исправлю.
Ну, вот совсем стемнело, вечер и опять кафешка у дороги. Все-таки, как хорошо, что они есть везде. Пообедал, точнее, поужинал, но в объеме обеда. Подороже, 120 рублей обошлось, но и взял, почти в два раза больше. Когда кофе допивал, уже что-то глаза слипались. Нахрен напряги, у кафешки стоянка уютная, завтра Читу увижу. Спать!
Рано утром, еще часов в шесть, уже умытый и откушавший кофею с булками ломанулся дальше. На Читу!!! Пост ГАИ. Останавливаюсь сам, спрашиваю, куда Читу дели?! А они мне, что, дескать, ослеп? Вон дорога на Читу налево, а трасса-то мимо идет, дальше на Улан-уде. Понял, не дурак. Поехал на лево. Проехал километров 12. Мимо стрельбищ и танкодромов. Танков там, наверное, у всей армии ФРГ столь нет. Ну да не буду секреты военные выдавать. А, что меня в Читу погнало, так человек столько в дороге. От собственной вони в машине в обморок падаю. На трассе были бани, сауны. Но, во-первых, я боюсь какую-нибудь кожную заразу подцепить, боюсь Ваньку без присмотра оставлять, а документы куда? Некуда голому в бане документы с деньгами девать. Может, и безосновательны мои опасения, но береженного бог бережет. Заправился уже в городе. 92 бензин 19,50. В городе заехал в первую попавшуюся пожарную часть. Нашел начкара, представился. Он меня огорчил. Душевая и баня на ремонте сами страдают. Но, как я уже говорил, что как бы нас, пожарных, МЧС не гробила, пожарный для пожарного друг и брат. Чем могут, всегда помогут. Объяснил, нарисовал схему, как доехать до ближайшей части, где есть и сауна и душ. Да еще созвонился с начкаром, чтобы тот ждал и нагреватели в сауне включил. В общем, часа через два я уже, как медный самовар сиял и сидел с ребятами пил чай в комнате отдыха. Беседовали о том, о сем. Как у них, как у нас все одинаково МЧС – дурдом и могила для пожарной охраны. Так, что братцы, между делом сообщаю, по окончанию Шойгенских реформ пожарной охраны, к 2009 году запасайтесь каждый сам огнетушителями, водой и всякими другими видами средств тушения пожаров. И все это поближе кладите, под кровать, например. Пожарные не пьяные и не без воды, просто скоро профессионалов не останется. Скоро на пожары ездить некому будет и не на чем. МЧС деньги налогоплательщиков вбухивает в покупку вертолетов, катеров, чтоб на рыбалку ездить, да покупают самолеты БЕ-200 или БЕ-труп, как мы их называем. Сами подумайте, как с вертолетов квартиру налогоплательщика потушить? А пожарным машинам средний возраст 20-25 лет. Бяда! Ну да я отвлекся.
Вымытый я и вымытый до скрипа Ванька выбрались из Читы на трассу уже ближе к полудню. Беседа затянулась. Если, кто из пожарных из Читы читает, (простите за каламбур), то низкий Вам братья поклон и душевное спасибо!
Дальше опять трасса. Поля в основном, перелески, а дорога асфальт! К хорошему быстро привыкаешь. Еду уже смелее 100-110. Заправляюсь периодически. Уверился, что расход при скорости 100 км/ч где-то 7 л на сотню. Нормально. Не допускаю больше, чтоб Ванька есть просил. Чуть стрелка покажет ниже половины бака – заправка. Так и еду. Да, перегонщики опять озадачили. Подъезжает, значит, колонна, машин 7-8 к заправке. Сразу видно знакомые все. Ржут, прикалываются. Встают к ТРК, и давай, значит, друг другу пистолет передавать. Один полный бак заправил, отъехал в сторону, второй, третий и.т.д. Потом по факту расплачиваются. Все хорошо, да пережидать их долго. Наблюдал, как один поднял капот, вытащил воздушный фильтр и давай его об асфальт колотить. Впечатление, как будто пылесборный мешок у пылесоса вытряхивает. Другой камень откуда-то из пространства около коробки трубой выковыривает. Веселятся, в общем, ребята. Безбашенные парни. Хорошо я в тот день проехал по асфальту. К темноте уже был на границе с Бурятией. Ехал, пока не замельтешило и не затошнило. Полная ночь. В свете фар увидел интересное название населенного пункта – Петровск-Забайкальский, кажется. За ним, у какой-то кафешки, среди монстров дальнобойщиков и заночевал. Да, кстати, советом делюсь. Обедайте в кафешках, где стоит много дальнобоев. Они знают, где лучше.
Пропущу описание Бурятии. Проехал, через все посты ГИБДД, где буряты гаишники без проблем, не остановили. Природу Бурятии нужно видеть своими глазами. Описывать не возможно. На серпантинах особо башкой не покрутишь. А посмотреть есть на что! Осень ведь! Столько красок! Пожалел, что камеру с собой не взял. Заснял, что влезло на камеру сотового. Только ради этого стоит там проехать. Красота природы, адреналин в крови. Над Байкалом стоял плотный туман. Снимать было бесполезно. Да и дорога не позволяла останавливаться. На перевале поел горячей копченой рыбы, взял с собой штук шесть разных. Думал с желудком будут проблемы, но ничего, переварил.
Въехал в Иркутск, еще было светло. Усиливался ветер. Ваньку даже немного раскачивало и приходилось крепче баранку держать. Когда вышел на улицу на заправке, чуть не сшибло с ног. Такого я не видел. Вдруг, после почти ясного неба наступила ночь. Ветер, пыль и песок такой плотный, что дышать практически не возможно. Смотрю, люди вокруг засуетились и кто, куда давай прятаться. Что за апокалипсис такой, думаю. Пока думал и оглядывался, вообще кошмар начался. Еще сильнее ветер, еще больше песка. Влез я в Ваньку и по коробке. Влетел в какой-то переулок и влез между гаражей. По тише вроде, но все равно страшно. Машинку аж подбрасывает слегка. Во весело! Прождал я часа полтора, когда немного утихло. Посветлее стало. Выбрался на дорогу, определился с трассой М 53 и двинул. Проехал Иркутск. Немного заблудился в Ангарске. Опять не там свернул. Проехал по краю Усолья-Сибирского. Трасса там проходит. Уже в темноте, когда трасса шла по полю, сначала полетела снежная крупа, потом хлопья снега, а потом началось такое… Буран настоящий. Не видать ничего. Полное мельтешение и темень перед лобовым. Крадусь 5 км в час и не только я, все. Обочину не вижу. Все, помимо света, включили аварийки. Я не опытный водила, мне страшно, в такой обстановке я еще не бывал, чтоб за рулем. Больше чутьем, чем зрением, угадываю расширение дороги. Там стоит какая-то фура. Угадываю габариты и заезжаю за нее. Стою. Ветер воет. Снег летит. А в салоне тепло. Шепчу Ваньке, только не заглохни. Стоял долго. Фура уехала. А я не могу найти в себе силы, чтобы на дорогу выехать. Страшно. Не стихает.
Кое-как уговорил себя двинуться дальше. И был вознагражден. Метров через пятьсот, забрезжили неясные огоньки, а потом грузаль, впереди меня показал левый поворот и стал влево уходить. Я за ним. И оказался на довольно-таки просторной площадке, как утром выяснилось, у заправки. Ее огни я и увидел. Поел рыбы и лег спать. Проснулся – машину трясут. Оказывается, в темноте я подпер дальнобоя. Хорошо он на своем Мане меня разглядел, а то бы закончилась моя поездка. Дверь толкаю, а открыть не могу. Вся сторона, которая на ветер заледенела, покрылась толстым слоем льда. Спросонья не могу понять, что делать-то. Потом сообразил, перелез на другую строну, открыл, выбрался. Бог ты мой, вокруг все в снегу и мороз ощущается. А дальнобой стоит, ждет. Отъехал я от него подальше. Умылся, в себя пришел. Домой сообщил, что, дескать, жив, здоров.
Что меня удивило, рань такая, а по трассе уже идет спецтехника. Снег убирает. У нас в Свердловской области, пока машин пять на трассе Пермь-Екатеринбург не поубивается, дорожники не чухаются.
Опасаясь за краску, убирать лед с Ваньки не стал. Тихонечко удалил только с переднего бампера, т.к. лед почти половину отверстий закрыл. Заправился на гостеприимной заправке до полного бака и ломанулся дальше по М 53, в строну Красноярска. Без приключений особых. Доставал только одна проблема – обмерзали арки. В красноярском крае дорога пошла мерзкая. Асфальт перемежался с щебенкой. На поверхности чача из воды, снега и грязи. Мороз где-то минус 2-3 градуса. Вот и замерзает. Когда уже вертеть руль, становилось невозможно останавливался и, рискуя оторвать пластик защиты, сковыривал пласты льда.
Уже в Красноярском крае на дороге подобрал мента участкового. Стояли они на обочине и ковырялись в шестерке. Попросил добросить до райцентра.
Рассказал про историю пленения, убийства и место захоронения известного офицера штаба белой армии, автора «Психической атаки», которую хорошо показали в фильме Чапаев. Про житье-бытье в деревнях Красноярской глубинки. А вокруг природа, сказка. Снег искрится. Одно огорчает – очень много леса порублено. На эту тему поговорили. Стал я упрекать его, что менты и не только менты, а и все чиновники продажные, и с их собственно ведома беспредел творится. Обиделся он очень. Замолчал, а потом и говорит: «Видел, на каких машинах ездим, а радиостанция одна на все отделение. Сотовая связь – не берет. А зарплата у мента?». В общем, каждый остался при своем мнении. А тут и вышел он в какой-то деревне. Дорогу мне указал и подсказал где заправиться лучше. И на том спасибо.
Дальше описывать нечего. Дорога, дорога. Разная. Деревни, города. После Красноярска я пошел на Томск. В населенном пункте Мариинск у кафешки развилка трасс. Одна на Кемерово, а вторая на Томск. Вот я на него и пошел. Объяснили, что так дальше, но проще. Трасса свободная и не плохая. И по городам не пробираться. Отвыкаешь от интенсивного движения города на трассе. Опасно. Новосибирск я тоже объехал, уйдя вправо, в районе населенного пункта Колывань. Самый тяжелый участок у меня был от Омска до Тюмени. Пер без остановок, очень хотелось домой. В пожарке в Тюмени отмыл Ваньку, отмылся сам. Переоделся в цивильное. Стал похож на человека. Утром пошел на Екатеринбург. В родном Екатеринбурге попал в пробку. Даже развеселило немного это.
Вот итог: на спидометре – специально не сбрасывал – 7 852 км. Выехал из Уссурийска 01.10.2006 года в 3:30 утра (по дальневосточному времени). В Ревду, домой прибыл в понедельник 09.10.2006 в 11 утра. Жив, здоров.
Ванька бегает до сих пор без проблем. Меняю масло, фильтр каждые 10 000 км строго. Воздушные фильтры поменял раза три. Прокачал стойки, поменял пыльники и отбойники. Купил чехлы, оплетку на руль и колпаки. Чехол заднего сидения с подголовниками. Салон по-другому смотрится. В багажник застелил коврик. Там у меня собака ездит иногда. Недавно поменял тормозные колодки. В общем-то, и все.
Друган мой дожидается меня на стоянке у нашей конторы. Почти, ежедневно, пробегаем 120 км. Едем домой в Ревду через Е-бург, берем пассажиров. Не для заработка, а бензин оправдать, да еще на вечернее пиво остается. По трассе еду 110-120 км/ч не больше. Один раз разогнал Ваньку до 160, но больше не буду. Никого «рвать» на трассе не пытаюсь. Пусть себе тазики мчатся. Обгоняют лихо, но почему-то очень часто потом, на обочине, что-то ищут под капотом. Что, только им ведомо. Я не лазил, и даст Бог, не буду.
В октябре в отпуск. На Дальний Восток, в Уссурийск за Авениром. Хочу такой. Люблю универсалы. Отдохну, развеюсь. Покупатель на моего Ваньку уже есть. Отдаю в сентябре, в хорошие руки. Не жалко. Ему хорошо там будет.
С уважением, ко всем присутствующим. Перегонщикам – здоровья и ни гвоздя, ни жезла.
(07.06.2007 г.)
Александр. |