|
Всё началось с того, что у нас в Ебурге испортилась погода накануне майских праздников…Тут как-то всё одно к одному сложилось.
Во-первых, нам недолго молодыми гулять осталось, так как стараниями старшей дочери мы через месяц станем дедом и бабкой.
Во вторых, нет больше сил сидеть дома! Работа у меня (промышленное строительство) остановилась ещё в 2008 году. Где промышленность, там и строительство (темно, воняет и свет виден только через сфинктер). Лезу в долги, всячески изворачиваюсь, чтобы сохранить компанию. Ещё осенью казалось, что нам капец… Оказалось — не казалось!
В-третьих, пятого мая у нас серебряная свадьба. Если остаться дома, то это выльется в очередную заурядную пьянку. 25 лет назад в это время в Свердловске навалило столько снегу, что даже поезда не ходили, и моя мама чуть не опоздала на нашу свадьбу в Казань. «Это знак!» — решили мы, глядя в окно на завывание майской метели.
В итоге первого мая после обеда было решено лечить депрессию радикальными мерами. Едем к друзьям — сначала в Краснодар, потом в Казань. Натальину машину пришлось оставить дома из соображений безопасности. Ехать по сугробам на летней резине, да ещё на Toyota Corolla с передним приводом… По-быстрому поменял масло на своей Subaru Impreza, пропылесосил салон, и всё! Больше ничего не делал. А зачем? Она же японская.
Отступление от темы — про наши автомобили
Суммарный пробег у меня давно перевалил за миллион километров (нет рядом толкового проктолога, чтобы вытащил шило из задницы). Работа связана с постоянными разъездами, а страна у нас большая… На рыбалку мотаюсь то в Казахию, то в Югру, то ещё в какие пампасы. В результате в редкий сезон получается меньше 90 000 км на одометре. На праворульные машины пересел всего шесть лет назад. Каким идиотом я был все предыдущие годы! Сколько денег и сил растрачено впустую!
Изделий Тазопрома мне хватало только на 8-10 месяцев, да ещё постоянно ждёшь от неё, гадины железной, какой-нибудь подлянки. «Девятку» могу сейчас разобрать-собрать с закрытыми глазами в полевых условиях. А зачем мне это? Я же не автомеханик!
Подержанная европейка при таком режиме эксплуатации неизбежно становится пылесосом для кошелька.
Начитавшись отзывов на Drom.ru, попробовал пересесть на правый руль. Случилось чудо. Стал покупать четырёх-пятилетние аукционники, проезжаю на них 150-200 тыщ и продаю, почти ничего не теряя. Жып — для рыбалки, для командировок — машинки поменьше и поэкономичнее. Дети тоже ездят на правом руле.
Все мои машины едят газ. При таких пробегах монтаж оборудования окупается очень быстро, так как газ возле моего дома сейчас стоит 6,50 р., а бензин — 18,00 р.
С каждым годом приобретение очередного экземпляра становилось всё дороже и сложнее. И вот теперь, похоже, станет вовсе невозможным.
Итак, едем — меня зовут Ильсур, жена Наталья. Едем на «Импрезе» 2001 года, привод полный, руль, естественно, правый. Штурманом с нами едет навигатор «Garmin NUVI 300». Игрушка уже довольно старая, покоцанная в разнообразных приключениях и во многих случаях бесполезная. Тем, кто ездит меньше меня, она может быть и нужна, а я её использую только для того, чтобы знать, где находишься в данный момент, т.е. для привязки к карте. Всё, что ближе 5 000 км от дома, я знаю лучше любых америкосов с их GPS-ами. Просить её проложить маршрут можно, но не нужно. Маршруты эти не самые короткие и рациональные. Наталья ржёт надо мной, когда я спорю и ругаюсь с навигатором. Голос у него чрезвычайно сварливый, да ещё и женский. Я полиглот всем известный: владею производственным, матерным, родным татарским, немного русским со словарём, а с этой игрушкой ещё и по-аглицки ругаться научился.
Старт состоялся второго мая 2009 г. в шесть утра по нашему времени. Снегу за ночь навалило ещё больше… На обочинах валяются фуры и безумные гонщики. Слава Богу, крови не видели.
Маршрут первого дня: Ёбург — Н. Серьги — Михайловск — Большеустьинское — Месягутово — Сим — Уфа — Северное — Бугуруслан — Похвистнево — Отрадный — Объездная вокруг Самары — Новокуйбышевск. Получилось чуть больше тысячи км, больше проехать не смогли. Сначала 350 км по гололёду, потом горячо любимая федералка М-5 на участке от Кропачёво до Северного. Чем ближе к Симу, тем теплее становилось. Вся дорога покрыта здоровенными ледыхами, отваливающимися с машин.
За Симом видели камеры на штативах, а через пару км доблестные работники свистка и кошелька продавали тем, кто резво ехал, их водительские удостоверения. Местная такса — одна, максимум, две тысячи. Не вздумайте отдавать больше, они сначала вовсе десятку просят. Чем дальше на юг, тем дороже. Смело торгуйтесь с попрошайками, за грошик они удавиться готовы. Старайтесь не злиться и не обижать убогих, они и так уже гаишники… Обиженный гаишник становится опасным и непредсказуемым. Один такой отобрал у меня права три года назад в тундре за обгон трактора. Возврат обошёлся слишком дорого.
Проезжая Уфу, сильно пожалели о том, что попёрлись этим маршрутом. Можно было проехать быстрее и легче!
Вниманию тех, кто ездит с востока на запад мимо Уфы! Всё дело в том, что злых башкирских гайцев на колхозных дорогах в разы меньше, они там не такие воры, как на М-5 (возможно, генотип местной популяции какой-то другой). Я сдуру не поехал через Караидель, испугавшись паводка, и только в Симе сообразил, что это Павловское водохранилище и уровень воды там постоянный!
Более рациональный маршрут. Как говорил Ваня Сусанин полякам: «Водки не обещаю, но прогуляетесь хорошо!» Ёбург — Н. Серьги — Михайловск, дальше напротив Артей выезжаем через Карзи на Сажино — Бугалыш. Здесь поворачиваем налево и едем по дороге Красноуфимск — Месягутово до Большеустьинского. Большеустьинское проезжаем по деревне, так как там уже много лет не хотят асфальтировать кусочек дороги, всего-то пять км После Большеустьинского на перекрёстке налево на Месягутово не поворачиваем, а едем прямо через Алегазово, Сальёвку, Ярославку до Тастубы. В Тастубе крутой поворот направо на Караидель. Внимание! Участки Большеустьинское — Алегазово и Тастуба — Караидель — без асфальта! Это грейдеры весьма приличного качества. Крейсерская скорость тут 80 км/ч., но следует опасаться камней из-под колёс встречных машин. Дорога сказочно красива. Горы и альпийские луга. Даже нагадить по обочинам пока не успели. Ещё пять лет назад я там почти никого не видел, а сейчас вовсю едут машины 86, 89, 66, 96 регионов. Изредка попадаются местные 02 и 102.
В Караидели по понтонному мосту (30 руб.) переезжаем Уфу и едем прямо до Баженово. Заблудиться здесь невозможно, поворотов никуда нет. Перед Баженово налево на Бирск. В Бирске не едем на Уфу, а пересекаем Белую через очередной понтонный мост (40 руб.) и едем в сторону Дюртюлей. В районе Дюртюлей (не доезжая 30 км) пересекаем М-7 и через Чекмагуш выезжаем на М-5 уже далеко за Уфой перед Кондрами.
Внимание! Пересечение М-7 в районе Дюртюлей может оказаться болезненным для вашего кошелька. Будьте очень внимательны! Местные гадёныши постоянно изобретают тут капканы для машин с чужими номерами.
Этот объезд Уфы ничуть не короче федералок, но всё получается намного быстрее и спокойнее. Кто ездил по М-5, тот меня поймёт. В результате по мерзкой федералке М-5 едем только от Кандров до Северного, а это всего около 100 км, т.е. не более 10-15 гаишных засад и всего 30 км дороги, где из-за колеи в асфальте у вас может не хватить клиренса.
В Северном перед постом ГАИ поворачиваем налево и проезжаем Бугуруслан, через город по главной дороге, мимо ж/д вокзала и далее то справа, то слева вдоль железки через Похвистнево — Кинель-Черкассы — Отрадный — Кротовка — Георгиевка — Кинель — Алексеевка. Алексеевка — это уже пригород Самары, здесь с развязки уходим налево на объездную. Ночевать мы остановились уже за Новокуйбышевском, где-то напротив Чапаевска. 1200 руб. за двухместный номер с туалетом, душем и кондиционером. Можно переночевать значительно дешевле сразу за Алексеевкой, но эта гостиница была закрыта (кассовый аппарат, говорят, сломался).
Информация для тех, кто планирует маршрут заранее. После поворота с дороги 1Р-242 на Н. Серьги и до Октябрьского, т.е. почти 500 км еды и ночлега нет! Кемпингов и ночлежек самого разного качества навалом на М-5 от Октябрьского до Северного. На колхозных дорогах от Северного до Самары нет ни столовок, ни ночлежек. В районе Самары, сразу за Алексеевкой в синем трехэтажном фанерном доме у дороги дорого и шумно, в кирпичном — дешевле и спокойнее (он был закрыт). Далее почти 100 км объездной — нет ничего! От Чапаевска и дальше проблем с питанием и ночлегом нет.
Как уже писал, мало мы проехали в первый день. Соответственно до первой цели маршрута — станицы Ново-Титаровской под Краснодаром — оставалось ещё 1 600 км. Я по натуре жаворонок, а Наталья сова. Проснулся в четыре утра по нашему времени (местного три), загрузил спящую жену в машину и поехал. Наталья проснулась уже под Саратовом, а вечером везла меня спящего последние километры.
Чем дальше на запад, тем выгоднее в дороге жить по восточному времени и вставать пораньше. Утром есть целых четыре часа форы, пока спят дальнобойщики. Вечером есть возможность выбрать приличную гостиницу, пока в них ещё пусто. Об этом уже писали здесь мои земляки 17.04.2009. На первой же кольцевой развязке за Чапаевском, там, где поворачиваем налево на Пугачёв, увязалась за мной странная машина. Дорога абсолютно пустая, нет никого ни перед нами, ни навстречу. Ехал ровно 90 км/ч целых полчаса. Предчувствия меня не обманули! Когда он разворачивался, чтобы поехать обратно, стало видно в свете придорожных фонарей гаишную люстру на крыше. Подозреваю, что я их уже сердцем чую, как Шариков котов…
В Поволжье часто возле дороги попадаются дурилки картонные.
Дальше через Пугачёв, Балаково, Маркс, до моста через Волгу ехали легко и спокойно. На мосту перед носом едва тащилась драная «Волга» с тонированными стёклами (удивительная машина — без единого гвоздя построена!). Местные нас обгоняли смело и ничего им за это не было. А вот парня из 86 региона за мостом сразу тормознули. Сколько ни крутил головой, так и не понял, где там можно обгонять, где нельзя. Река на рассвете красивая, менты… они везде одинаковые.
На Саратовской объездной остановились в районе деревни Сторожёвки, поели в гостинице, перед которой совсем не было машин (видать, хреновая гостиница), кормили дорого, но вкусно. Люди здесь ещё только просыпаются, а мы уже 450 км отмахали.
Дорога от Саратова до Камышина была удивительно пустой и спокойной (летом тут всё гораздо хуже). А вот от Камышина до Волгограда она не асфальтом, она матом крыта. Был ещё один повод порадоваться мудрому решению ехать на «Субарике», а не на «Тойоте».
Дальше был Волгоград. Вдоль дороги продают яблоки. Польские, молдавские, краснодарские, даже чилийские, какие угодно, кроме местных. Цены несколько выше, чем у нас на Урале.
Перед Волгоградом поворачиваем направо по указателю на Водострой. Дорога широкая, ограничение скорости — 80 км/ч, она выводит в обход центра и Мамаева Кургана на М-21. Внимание! Вам сюда не надо! На выезде на М-21, там, где указатель на Ростов, круто поворачиваем на 120 градусов влево в сторону центра и едем по главной улице города направо до шлюзов. Далее направо вдоль Волго-Донского канала и сразу за мостом через канал налево на Сальск. Этот город здорово утомляет своей протяжённостью, а объездной нет, если не считать маленького кусочка через Водострой. Волгоград — Октябрьский — Котельниково — дорога хорошая. В Котельниково, если попадёте в полётный день, можете увидеть много интересного…
Дальше дорога ещё лучше, но там посты чуть не в каждой деревне. Глупые попытки разводов, типа, «Аптечка, знак, огнетушитель» или «Дыхни сюда, да от тебя разит!» Очень похоже на Казахстан, только там после неудачного развода говорят: «Ну, дай хоть что-нибудь». А здесь сквозь зубы желают доброго пути, что равносильно посылке по матери меня, жмота.
У вас, наверное, давно возник вопрос: «За что я их так не люблю?». Да нет, как можно хорошо или плохо относиться к божьим тварям, если среди них есть симпатичные зверушки и есть шакалы. Мы же не о людях.
Котельниково — Пролетарск — Сальск — Белая Глина — Тихорецк — хорошая, хотя и узковатая, дорога, местами очень красивая.
Трафик минимальный, гаишников видели только на постах. Есть на ней один капкан. За Сальском после Развильной, перед Песчанокопским надо пересечь дорогу Р-269. Не верьте карте! Проезда через Песчанокопское на Белую Глину нет! Точнее он есть, но это полевая дорога для тракторов. На самом пересечении стоит пост, где придурки бегут следом и глядят, не нарушу ли я требования разметки. А разметку они нарисовали так, что она только сама себя не пересекает.
Итак, на посту поворачиваем налево и едем на юг по Р-269 около 10 км, а потом поворачиваем направо на Белую Глину — Новопокровскую — Тихорецк. В Тихорецке пересекаем Е-50 и едем: Новорождественская — Новодонецкая — Выселки. За Выселками попадаем на М-4, по которой до Краснодара остаётся около 60 км. Дальше уже кому куда, а для нас море не было целью поездки.
Как вы уже поняли, мы проехали мимо федералок. Так получается и быстрее, и дешевле, и нервы целее. На всём маршруте поймал один штраф 100 руб., когда выехал с заправки в Симе и забыл включить фары. Кстати, в Ростовской области и под Краснодаром их включать вообще не принято!
А дальше были три дня задушевных разговоров под чудесное домашнее вино разных сортов. Светка, подруга моей жены, уже давно бабка. А мы ещё целый месяц остаёмся молодыми.
Старт в сторону Казани состоялся седьмого мая в пять утра по нашему времени, т.е. в три по местному. Ехали, никуда не спеша, до Саратова тем же маршрутом. От Саратова до Сызрани по 1Р-228.
В Сызрани заночевали в придорожной гостинице на объездной. 1 000 руб. за двухместный номер с туалетом, душем, телевизором и кондиционером. Номер хороший, а кормёжка дорогая и скверная. Когда вселялись, на стоянке мы были первыми, а когда уезжали в три утра по-местному, едва вылезли.
От Сызрани до Ульяновска — приличная, ничем не примечательная дорога. А вот объездная слева от Ульяновска на карте нарисована и реально давно построена, но в эксплуатацию её не сдадут ещё очень долго, поскольку она вся разваливается. На въезде на неё стоит вагончик, знак 3.2 «Движение запрещено» и шлагбаум. Шлагбаум этот три колдыря похмельного вида открывают всем желающим за 100 рублей (вот бы и мне такую шабашку!). Провалы в полотне присыпаны жёлтым речным песочком. Подъезжать к ним близко опасно! Упорхнёте вниз — материться устанете в полёте!
От Ульяновска через Буинск до Казани — дорога местами не шире моего носового платка. Ехать тяжело! Обгонять опасно для кошелька. Мои соплеменники с полосатыми палками страшнее (и тупее) любых башкиров и казахов. Разводы здесь ещё чаще, чем на югах. За годы, прошедшие после развала Союза, тут выросло целое поколение свистунов, не знающих русского, а родной татарский они и раньше никогда не знали. Сержант Галиев спрашивал меня, не пил ли я накануне кваса или кефира. Четыре раза спрашивал, пока я его, наконец, понял. Был послан и не обиделся, видимо, нифига не понял…
Ещё одно отступление. Кому интересны только дороги — дальше может не читать.
«А голова моя полна бессонницы,
Полна тревоги голова моя.
И как расти не может дерево без солнца,
Так не могу я жить без вас, друзья!»
Ю. Визбор
Ну а в Казани на даче у Малышевых, куда мы прибыли в час дня по-местному восьмого мая, уже начинали собираться наши КАИсты (Казанский Авиационный Институт, выпуск 1987 года, факультет летательных аппаратов). Собрались с семьями, с ребятишками.
Полёты на дельталётах, песни под гитару до утра…
Катались все — и взрослые и мелкие.
Жаль, что сюда нельзя засунуть кино. Когда мы с Вовкой пролетали над толпой, они выстраивались то цифрой 9 (9 мая), то смайликом, то ещё как-нибудь. Вместе с детьми сами резвились, как дети.
Теперь вы понимаете, почему я так скупо описывал свои автомобили. По сравнению с пепелацами это такая проза…
Как быстро растут чужие дети… За своими этого не замечаешь, они всё время рядом.
Запасённую водку почему-то съесть не смогли (даже половину). Получается, что все пили привезённое нами вино краснодарское, да и то совсем немного. Все за рулём, да и полетать шибко хочется… Оставшуюся водку торжественно зарыли у Малышевых в огороде и пометили табличкой.
10 мая утром съездили к Витьку Воронину, самому весёлому и самому изобретательному на разные проделки в нашей компании дельтанутых.
После обеда через Казань проезжал Натальин братец Андрей. Он выехал восьмого мая из Полярных Зорь, с Кольского полуострова, и дальше Наталья с ним отправилась навестить маму в Лениногорск. Это, видимо, у нас семейное — семь тыщ вёрст никому не крюк. Андрюша для нас младший братик, а для своих подчинённых он батяня-комбат, как в песне.
А мы ещё поболели за Россию (хоккей) и 11-го рано утром разъехались по стране — кто куда. Я вернулся домой через Набережные Челны, мимо Дюртюлей и далее описанным ранее маршрутом через Бирск — Караидель — Н.Серьги.
От Казани до дома получилось 940 км за 14 часов.
Итого: 5 400 км со 2 по 11 мая.
Два штрафа по 500 руб. за превышение скорости, один 100 руб. за фары. Очень маловероятно, что их придётся оплачивать. Иногородние грехи почти никогда не попадают в базу данных. Я гашу их скопом в конце года, т.е. не более 20% от реального объёма, только то, что есть в ментовском компьютере.
Очень мрачное впечатление от обочин дорог. Вся Россия завалена мусором. Повсеместно выжжены лесополосы. Это, как правило, не случайные возгорания — от идиотов спички надо прятать подальше!
Ещё более мрачное впечатление от родного города. По стране я мотаюсь очень много, есть с чем сравнивать. Екатеринбург самый грязный миллионник из виденных мною.
Про горючее: газ есть везде. Цена от 6,5 руб. в Ёбурге до 10,5 в Краснодаре. Бензин самый дешёвый у татар — 13,2 руб., самый дорогой в Краснодаре — 18,6 руб.
Татарский бензин. Заправка не из самых плохих. Это ресторанно-гостиничный комплекс «Дубай» на объездной Казани, мы тут 20-летие выпуска праздновали.
На форумах Drom.ru существует раздел «Путешествия и приключения», где можно обсудить планируемые и состоявшиеся поездки.