|
«Сколько раз, покатившись, моя голова
с переполненной плахи летела туда, где
Родина…»
(ДДТ)
Вижу, что на Дроме многие отчеты стали начинаться со слов — «после февральских событий». А я вот по свежим ранам хочу рассказать про события сентябрьские, которые оглушили обухом (хотя похоже на топор) по голове.
Предыстория поездки не менее интересна. В ноябре 2021 куплен тур в Доминикану, аккурат с вылетом на 27 февраля. Ну, дальше вы знаете. Отмена тура, деньги не возвращают, предлагают только перебронировать. Выбор сужался каждый день, пришлось обменять на Турцию. Все мое нутро этому противилось, и в июле я предприняла еще одну попытку сдать путевку. Получилось! Деньги вернули, удержали что-то, но уже было неважно. Ведь нужно было ехать в Черногорию, помочь себе с документами. Поэтому без задней мысли купила билеты через Хельсинки (дешево! виза была еще старая, 5-летний норвежский шенген). Настроение — «антиотпуск». И вот, 19 сентября, старт из Мурманска.
Волнительное состояние из-за ужесточения прохода границ. Мониторю чат финских переходов, паникую, конечно. Пересечь границу я решила через Саллу, это самый юг Мурманской области. Была здесь один раз, очень давно. С Финляндией как-то не складывались у меня отношения. То штраф, то колесо пробью. Поэтому волновалась, как первокурсница на экзамене.
А осень уже глубокая (для Крайнего Севера).
Путь длиною чуть больше 300 км пролетел незаметно, и вот уже и граница. Ни-ко-го. Ни одной машины. Люди добрые, да что же это делается. С непривычки (последний раз проходила границу в 2020 году, в марте) ломанулась не в то окно, наш добродушный (нет) пограничник приободрил криком — да вас за такое вообще можно! (не дослушала, что можно). Потом долго проводили ликбез, чтобы обратно сыр не тащила, а с 01 октября и вовсе нормы урежут. Но пропустили.
Дьюти фри не работает по понедельникам! однако. Информация была бы полезна, но теперь уже вряд ли кому-то пригодится.
И вот и они. Горячие финские. Не зря я мандражировала. Очень жестко проверяли. Мои распечатки с отелями, билетами и прочее смотрели под лупой. Я еще забыла вытащить свои документы личные, которые не имели отношения к делу. Выписку на земельный участок финн рассматривал как наскальный рисунок. Но самый провал случился на досмотре. Сначала вышел приятный дедок, мельком глянул и уже почти сказал, что все в порядке, как вдруг выскакивает тот самый молодой финн, который вертел мои документы. С криком — я должен убедиться, что вы везете достаточное количество вещей на 2 недели — требует открыть чемодан. Ну, я и открываю. А там!
А я что, а я ничего. На панике заказала себе номера без флага. И даже не думала их прятать. Финн сразу в них вцепился. Вас из дас? Я сначала всё как есть, по правде. Мол, это номера, так как немного опасаюсь. Вижу — бесится. Резко меняю легенду. Номера, говорю, для приятеля, он их коллекционирует. Но момент был упущен, мои номера уплыли с двумя финнами в здание пограничного пункта. И время пошло. 40! 40 минут. При этом все так же не было ни одной машины.
Вернулся. Итс э проблем, говорит. Мне уже ничего не надо было, только выпустите меня. Ну и сказала, чтобы выбросил. На том и порешили. Первые минус 3500 рублей улетели в финскую помойку.
А я в Финляндии. Теперь путь в Хельсинки!
Дальше было веселее, хоть и погода включила всю серость на полную. Появились долгожданные мохнатые попки оленей. И, конечно, мысли — ну почему у нас не так чисто, не так ладненько?
В итоге попасть в отель Ounasvaara в Рованиеми не удалось — идея приехать туда в 16, чтобы на следующий день ехать почти 1000 км показалась бредовой. Поэтому, попивая черную жидкость, которую почему-то любят и варят на заправках Финляндии, я открыла карту и выбрала оптимальный по времени прибытия городок. Название не говорило ни о чем, но из Википедии я узнала, что там варят пиво и еще забыла что.
Вот такие обеды на заправке за 12 евро.
Городок оказался маленьким и уютным, гостиница также нашлась на карте почти в центре. Наличным везде рады, а без карты чувствуешь себя «по средствам» — вот сколько есть, столько и есть, и не покупаешь лишней ерунды. Опыт интересный.
Iisalmi. Никак не могу запомнить название.
А дальше было оно — холодное, ирландское! В России пропало из всех баров еще летом, а здесь есть. Газету взяла вот бесплатную. Надо сказать, что на всем протяжении поездки, почти на всех главных страницах я видела одно и то же.
Газетку вот взяла полистать)
Это в отеле. Интересный факт — в этот город был эвакуирован Валаам. Об этом и фреска.
Следующий день был в пути, постоянные знаки 50 выматывали, но вот ведь человек — заграницей нарушать страшно, потому что дорого. А у себя вроде как и не жадничаешь 250 рублей отдать.
Хельсинки. Красивый город. Была до этой осени в нем несколько раз, в том числе, и на новый год. Людей сейчас стало меньше, сезон уже закончился. Русской речи тоже меньше. Отель в центре — просто потрясающий. Правда подземный паркинг — 35 евро за сутки, но это того стоило. Вещи в номер и гулять! Погода срывалась на дождь, но была святая цель — поесть финской ухи в аутентичном месте. Отзывы не обманули, это было потрясающее лохикейто. Такое вот прощание с Финляндией и прошлой жизнью, когда посещение соседней страны казалось обыденностью.
Кстати, как раз в новогоднее посещение Хельсинки, очень я хотела попасть в Fazer кафе. И народу тогда было — ну точно пингвинов в стае — все в шубах/куртках, толпятся, кричат. А сейчас — тишина, половина столов пустует. Но я после ухи смогла просто посмотреть. Покупать ничего не стала — карты-то нет)
Раз
Два. Кстати, вокзал.
Рейс был ранний, в 6 утра. Как заправская бабуля, в аэропорт я выехала за 3 часа. Надо ли говорить, что приехала я туда уже в 3:30? Машину оставила на парковке (это ключевое событие для дальнейшего повествования) и притулилась в ожидании, когда заработает автоматическая лента приема багажа.
Вдруг кому-то пригодится — начинает работать только за 1,5 часа до вылета. Выключаем бабку и не приезжаем рано.
Потом все стандартно, самолет — битком. И вот в иллюминаторе видна земля Черногория и ...жуткий холод! Хорошо, что это было только один день, следующие две недели было 22-25, солнечно и дождливо пару раз.
На парковке меня ждал черногорец Веско, за 300 евро на две недели в моем владении оказалась малышка Ярис. Уже потом мне сказали, что это дорого и все такое, но машина была довольно чистой и свежей. Вспоминаю арендованную в сезон Ладу в Геленджике за 2000 в сутки и рыдаю (от жалости к себе и Ладе, видимо, повидала она многое).
Но вернемся из мыслей о прекрасной Черногории к дате, когда мой самолет приземлился в Тивате. 21.09 около 9:30. А что было в этот день? Правильно, объявили мобилизацию. Честно — первые дни я была просто в состоянии упасть и лежать в умиральной яме.
Ну, а сейчас немного фото для успокоения перед самой нервной частью рассказа.
На стоянке у маленького отеля. Вкусный кофе! Первый мой после прилета.
Адриатическое море потрясающее.
Люблю это фото. Назвала бы банально — Старик и Море.
Сезон гранатов только начинался. В горах много деревьев, только имей силы подняться и принести сколько съешь.
Скадарское озеро. Самое большое на Балканах.
Интересно, что облегчение от нервных новостей я испытывала только в море. Даже не знаю, с чем это связано. Вспомнишь тут энергопрактиков и силу воды. Но настроения не было, даже еда особо не входила в меня, хотя в Черногории все очень хорошо с качеством продуктов.
Ну, и чтобы я не расслаблялась, мои любимые финны (с которыми ну просто не складывается у меня!!!) закрывают границы. Приехали. Билет Тиват—Хельсинки можно выкидывать в помойку. Ну, а дальше начинается бесконечное чтение форумов и телеграм-каналов. Сразу появляется миллион новостей о том, кого сняли с рейса, не пустили, унизили, распяли за паспорт РФ.
Моя повышенная тревожность подняла на уши всех — я написала трем перегонщикам в Спб, начала искать, кто передаст ключи и документы, дернула всех близких и дальних родственников в Европе, нашла таких же бедолаг с авто в Хельсинки, и каждый день мы переписывались как сумасшедшие, обсасывая жареные факты и заранее сочиняя, что будет с нашими авто.
Сейчас, печатая этот отчет, я кажусь себе со стороны немного не в своем уме. Или более чем. Но тогда, в моменте, мне не хотелось ни Адриатики, ни холодного белого, ни граната прямо с ветки. В итоге я купила новый билет из — внимание! — Хорватии в Осло!
Просто прямой в Норвегию был только оттуда, а виза у меня норвежская, поэтому я рассудила, что норвежцы точно пустят, а дальше внутренними рейсами я просочусь к машине.
А знаете, что еще самое интересное? В 2018 году я была в Черногории с друзьями и очень хотела посмотреть Дубровник, где снимали «Игру престолов». Но не у всех из нас были шенгены, а хорватскую визу не захотели делать. И тут вот случается 2022, я теряю нервы, деньги и способность адекватно мыслить и еду в Хорватию. Это не первый такой случай в этой поездке, дальше расскажу про второе совпадение.
Итак, решено было ехать на автобусе. Машина сдана, документы удалось сделать не все, но время уже не позволяло остаться, да и новости были одна хуже другой (кстати, и есть).
Теперь немного о Хорватии. Она давно член ЕС, но в обороте местные куны и евро, обменники везде и всюду. На границе с Черногорией никаких очередей. Те, кто на машинах, даже не выходят из них, документы в окошко и гудбай. Мы, черногорские пассажиры, вышли из автобуса и гуськом прошли пограничников. Ни одного вопроса. Ни единого. Всем фиолетово — зачем ты едешь и вообще кто ты. Поэтому минут за 20 оба контроля были пройдены, и началась Хорватия. Ох, какие же виды! В Черногории не такой масштабный вид на Адриатику. И тут я увидела его — старый город Дубровника, который так хотела посетить. Ну что, бойтесь своих желаний? Ведь они могут сбываться и таким странным образом.
Как водитель без машины я наконец упала в кресло какого-то ресторана, выпила ледяной апероль за 800 рублей (считаю по курсу 65 рублей за евро — как меняла в Черногории). Кстати, в Сутоморе он стоит 390 рублей. Пишу сейчас эти предложения и думаю — вот как подкрадывается взросление — пишешь про чудесную локацию с вкусным коктейлем и сразу гундишь, как все дорого.
В общем, Дубровник мне очень понравился. Красивый, а вода какая! Не зря им голубые флаги раздали. Конечно, чувствуется, что ЕС. Ну, это я с Черногорией сравниваю. Получила эстетическое и всяческое наслаждение. Туристов много, кстати. Кайф.
Узкие улочки Старого Дубровника.
Такси в аэропорт из центра — 40 евро. По счетчику, кстати. И вот я уже жду свой вылет, попивая капучино на оставшиеся куны. В магазине схватила пршут, чтобы не везти чужую валюту, и пошла на посадку.
А вот здесь было неприятно. Проверяют посадочные в ручном режиме, и хорват, взяв мой паспорт, спросил у своего коллеги — а мы русских пускаем в Норвегию?
Хорватский я не знаю, но две страны в одном предложении и его пауза с моим паспортом сработали лучше гугл-переводчика. Но его друг кивнул, и я кинулась в самолет. Дожили, как говорится.
На паспортном контроле в Осло мне предстоял выбор — симпатичная девушка или викинг. Девушка всем улыбалась, и очередь двигалась у нее быстрее, а вот бородач был угрюм. Ну, вы поняли, куда я пошла и не зря. Столько сочувствия к своему красному паспорту я еще не видела за 2,5 недели в Европе. Дай Бог тебе здоровья и мужа богатого, — это я ей мысленно пожелала, а она поохала и впустила меня в Норвегию. У меня получилось!
А дальше был отель, который оплатила сестра со своей карты. Крон у меня не было, обменники закрыты. В отеле оказалось, что надо предъявить карту, которой был оплачен номер. Потеряла минут 20 на ресепшн, но опять сыграл человеческий фактор. Первая сотрудница сказала, что не заселит меня, а вторая вошла в положение, попросила только в ресторане ничего не есть, так как я не предъявила карту. Смешно было, когда меня попросили ХОТЬ КАКУЮ-НИБУДЬ карту приложить к терминалу. А у меня была только очень нужная карта МИР с дизайном под хохлому.
Спать, скорее спать. Ведь в 8 утра рейс в Хельсинки.
Как вы думаете, во сколько я пришла в аэропорт? Ну, правильно, около 6 утра. Испытала всю легкость бытия, которая случается в молодости, когда у тебя ни копейки. Сидишь себе, 100500-й крем в дьюти фри не берешь. Да что там крем — сидишь даже без кофе, постепенно чувствуя желание прибить кого-нибудь. Надо всерьез подумать о кофейной зависимости, кстати.
Радости прибавило осознание, что пршут остался в холодильнике отеля. Вот же… До сих пор жалко.
Когда стал известен gate, я начала кружить вокруг него как ворона, с удовольствием отметив, что проход в самолет через автоматические двери. Это значит, что паспорт показывать я не буду! И, скорее всего, в самолет попаду. Именно эти финские авиалинии не пустили на рейс россиян в Германии, но они на стойке регистрировались. Я же по-шпионски все сделала в терминалах и таки оказалась в самолете. Я это сделала!
Дальше было уже дело техники. Правда, возникла заминка на выезде — парковка была оплачена онлайн, но заехала я на нее раньше времени. Пока смотрела на терминал, поглотивший мой парковочный талон, услышала крик откуда-то сбоку на финском. И увидела, что шлагбаум уже давно поднят. А машины все на РФ номерах стоят на парковке…
В машине я выдохнула.
Состояние было смешанным — и облегчение, и нервозность. Вообще, еще попивая черный «каффа» с видом на Адриатику, я планировала ехать через всю Финляндию и выскочить через Норвегию. Опять же, триггером послужили новости о том, что финны могут аннулировать визу, так как пробралась я к ним уже после запрета въезда. Но мое морально состояние просто не позволяло мне ехать дальше через всю страну. Нет, отношение хорошее. Евро есть. Но не могу, не хочу, требуется снять напряжение этих дней. Выпив опять черной воды на заправке, я решила выскочить на переходе «Брусничный». Никогда не была там, никогда не была в Сортавале и… всегда мечтала! Как я хотела увидеть Рускеалу, дачу Винтера, природу эту нереальную. И вот, такие обстоятельства заставили меня там оказаться. Бойтесь своих желаний? Я уже говорила, — да.
На границе — никого. Улыбчивые финские пограничники. На Салле просто звери в сравнении с этими милыми ребятами. Вопрос один — где была? «Суоми, Монтенегро, Кроатия», — говорю я. Ладно, ладно, гуд бай.
И это все? А как же допрос с пристрастием, аннулирование визы, презрение и публичная казнь? Да уж, воистину — не читайте форумов перед поездками!
Вы себе не представляете, какое облегчение на меня нашло после прохождения границы. Мозг хотел безопасности, привычного ритма. Даже несмотря на весь ахтунг кошмар, пресловутые березки действовали как антидепрессант.
К слову, природа и правда очень красивая в Сортавальском районе. Гранитные скалы, обилие воды, безумные цвета осени. Конечно, телефон не передает, но каждый, кто любит осеннюю пору, почувствует этот кайф.
Можно я не буду подписывать концептуальное фото?
В Сортавалу я въехала уже затемно, около 20:00. Увидела, что именно в этом районе находятся два отеля «Точка на карте», на которые я давно была подписана и восхищалась красотой природы вокруг. Но в одном был хамский администратор, который сразу вернул меня в реальность, а во втором не было своего кафе, хотя находится он в лесу. И так я попала в отличный отель «Родина». Летом там почти нет мест, а сейчас повезло. Опять повезло! Надо было в эту поездку билет лотерейный купить, что ли.
Две настойки, опять лохикейто, грузди, потом еще лисички с картошкой. Ничего не доела, но вкусно было очень.
Утром я рвалась в Рускеалу. Но оказалось, что парк работает то ли с 9, то ли с 10, а я в 7:30 уже была собрана и активна. Да и погода шептала — не сезон. Мелкий дождь, по-осеннему прохладно. И тогда я позвонила в отель «Дача Винтера» — моя мечта. Но почему я там не ночевала? Да так, не было желания. Шутка. Просто номер стоит 27000. И я хотела увидеть это своими глазами. По телефону мне сказали, что можно позавтракать за 1800, так как я не постоялец отеля. Окей, беру кофе в своей «Родине» и еду 7 км до Дачи. Времени было 8 с копейками, завтрак с 9. Охранник открыл шлагбаум без вопросов, ну, точнее, я сказала про завтрак, и он пустил. Территория красивая, ухоженные дома, озеро. Но вот российская действительность сочилась и справа, и слева — на противоположном берегу грустили покосившиеся домики, как и на пути к Даче. Через забор проглядывали какие-то сооружения (как мне сказали потом — там дача того, кого нельзя называть). Погуляла я до 8:40 и на завтрак не осталась. Может, и зря, конечно. Ресторан Дачи очень хвалят. Но по меню он работал только с 12, а шведских столов в моей жизни было много. Мокрая, но с закрытым гештальтом, я покинула Сортавалу. Увидимся ли еще? Ведь на чудесном поезде я не прокатилась.
Банально, но «уж небо осенью дышало»…
А дальше была дорога до федералки, поиск фермерских продуктов в Петрозаводске (не нашла, и даже авито не помог), какой-то новый ресторан на набережной (просто чтобы подбодрить себя перед 1000 км). И, собственно, эта 1000 км впереди. Дорога знакомая максимально, 10 часов и дома.
В ресторане Joki на набережной в Петрозаводске. Ура, вкусный кофе!
Обожаю Карелию. За дары, за природу, за воду.
А это уже Мурманская область. 200 км до Мурманска.
Как перестать фотографировать белые грибы? у нас они не растут.
Первые дни после приезда — легкий шок, а потом работа, быт и все как прежде. Как будто и не было этого безумного путешествия. Но со Скандинавией было чувство недосказанности, и уже через неделю после возвращения, пока действовала зеленая карта, я съездила в любимый Киркенес, просто подышать, привезти сыр и вспомнить, какое чудесное мирное время было когда-то. И как хочется, чтобы оно снова наступило.
Обед с видом на Баренцево море в Киркенесе.
Всем мира.