Мурманск — Хельсинки — Тиват и обратно в смутное время (сентябрь-октябрь 2022)

02.11.2022 | 12572 просмотра

«Сколько раз, покатившись, моя голова
с переполненной плахи летела туда, где
Родина…»
(ДДТ)

Вижу, что на Дроме многие отчеты стали начинаться со слов — «после февральских событий». А я вот по свежим ранам хочу рассказать про события сентябрьские, которые оглушили обухом (хотя похоже на топор) по голове.

Предыстория поездки не менее интересна. В ноябре 2021 куплен тур в Доминикану, аккурат с вылетом на 27 февраля. Ну, дальше вы знаете. Отмена тура, деньги не возвращают, предлагают только перебронировать. Выбор сужался каждый день, пришлось обменять на Турцию. Все мое нутро этому противилось, и в июле я предприняла еще одну попытку сдать путевку. Получилось! Деньги вернули, удержали что-то, но уже было неважно. Ведь нужно было ехать в Черногорию, помочь себе с документами. Поэтому без задней мысли купила билеты через Хельсинки (дешево! виза была еще старая, 5-летний норвежский шенген). Настроение — «антиотпуск». И вот, 19 сентября, старт из Мурманска.

Волнительное состояние из-за ужесточения прохода границ. Мониторю чат финских переходов, паникую, конечно. Пересечь границу я решила через Саллу, это самый юг Мурманской области. Была здесь один раз, очень давно. С Финляндией как-то не складывались у меня отношения. То штраф, то колесо пробью. Поэтому волновалась, как первокурсница на экзамене.

А осень уже глубокая (для Крайнего Севера).

Путь длиною чуть больше 300 км пролетел незаметно, и вот уже и граница. Ни-ко-го. Ни одной машины. Люди добрые, да что же это делается. С непривычки (последний раз проходила границу в 2020 году, в марте) ломанулась не в то окно, наш добродушный (нет) пограничник приободрил криком — да вас за такое вообще можно! (не дослушала, что можно). Потом долго проводили ликбез, чтобы обратно сыр не тащила, а с 01 октября и вовсе нормы урежут. Но пропустили.

Дьюти фри не работает по понедельникам! однако. Информация была бы полезна, но теперь уже вряд ли кому-то пригодится.

И вот и они. Горячие финские. Не зря я мандражировала. Очень жестко проверяли. Мои распечатки с отелями, билетами и прочее смотрели под лупой. Я еще забыла вытащить свои документы личные, которые не имели отношения к делу. Выписку на земельный участок финн рассматривал как наскальный рисунок. Но самый провал случился на досмотре. Сначала вышел приятный дедок, мельком глянул и уже почти сказал, что все в порядке, как вдруг выскакивает тот самый молодой финн, который вертел мои документы. С криком — я должен убедиться, что вы везете достаточное количество вещей на 2 недели — требует открыть чемодан. Ну, я и открываю. А там!

А я что, а я ничего. На панике заказала себе номера без флага. И даже не думала их прятать. Финн сразу в них вцепился. Вас из дас? Я сначала всё как есть, по правде. Мол, это номера, так как немного опасаюсь. Вижу — бесится. Резко меняю легенду. Номера, говорю, для приятеля, он их коллекционирует. Но момент был упущен, мои номера уплыли с двумя финнами в здание пограничного пункта. И время пошло. 40! 40 минут. При этом все так же не было ни одной машины.

Вернулся. Итс э проблем, говорит. Мне уже ничего не надо было, только выпустите меня. Ну и сказала, чтобы выбросил. На том и порешили. Первые минус 3500 рублей улетели в финскую помойку.

А я в Финляндии. Теперь путь в Хельсинки!

Дальше было веселее, хоть и погода включила всю серость на полную. Появились долгожданные мохнатые попки оленей. И, конечно, мысли — ну почему у нас не так чисто, не так ладненько?

В итоге попасть в отель Ounasvaara в Рованиеми не удалось — идея приехать туда в 16, чтобы на следующий день ехать почти 1000 км показалась бредовой. Поэтому, попивая черную жидкость, которую почему-то любят и варят на заправках Финляндии, я открыла карту и выбрала оптимальный по времени прибытия городок. Название не говорило ни о чем, но из Википедии я узнала, что там варят пиво и еще забыла что.

Вот такие обеды на заправке за 12 евро.

Городок оказался маленьким и уютным, гостиница также нашлась на карте почти в центре. Наличным везде рады, а без карты чувствуешь себя «по средствам» — вот сколько есть, столько и есть, и не покупаешь лишней ерунды. Опыт интересный.

Iisalmi. Никак не могу запомнить название.

А дальше было оно — холодное, ирландское! В России пропало из всех баров еще летом, а здесь есть. Газету взяла вот бесплатную. Надо сказать, что на всем протяжении поездки, почти на всех главных страницах я видела одно и то же.

Газетку вот взяла полистать)

Это в отеле. Интересный факт в этот город был эвакуирован Валаам. Об этом и фреска.

Следующий день был в пути, постоянные знаки 50 выматывали, но вот ведь человек — заграницей нарушать страшно, потому что дорого. А у себя вроде как и не жадничаешь 250 рублей отдать.

Хельсинки. Красивый город. Была до этой осени в нем несколько раз, в том числе, и на новый год. Людей сейчас стало меньше, сезон уже закончился. Русской речи тоже меньше. Отель в центре — просто потрясающий. Правда подземный паркинг — 35 евро за сутки, но это того стоило. Вещи в номер и гулять! Погода срывалась на дождь, но была святая цель — поесть финской ухи в аутентичном месте. Отзывы не обманули, это было потрясающее лохикейто. Такое вот прощание с Финляндией и прошлой жизнью, когда посещение соседней страны казалось обыденностью.

Подают рюмку кошкин корва.

Кстати, как раз в новогоднее посещение Хельсинки, очень я хотела попасть в Fazer кафе. И народу тогда было — ну точно пингвинов в стае — все в шубах/куртках, толпятся, кричат. А сейчас — тишина, половина столов пустует. Но я после ухи смогла просто посмотреть. Покупать ничего не стала — карты-то нет)

Любимые синие конфетки.

Раз

Два. Кстати, вокзал.

Рейс был ранний, в 6 утра. Как заправская бабуля, в аэропорт я выехала за 3 часа. Надо ли говорить, что приехала я туда уже в 3:30? Машину оставила на парковке (это ключевое событие для дальнейшего повествования) и притулилась в ожидании, когда заработает автоматическая лента приема багажа.

Вдруг кому-то пригодится — начинает работать только за 1,5 часа до вылета. Выключаем бабку и не приезжаем рано.

Потом все стандартно, самолет — битком. И вот в иллюминаторе видна земля Черногория и ...жуткий холод! Хорошо, что это было только один день, следующие две недели было 22-25, солнечно и дождливо пару раз.

На парковке меня ждал черногорец Веско, за 300 евро на две недели в моем владении оказалась малышка Ярис. Уже потом мне сказали, что это дорого и все такое, но машина была довольно чистой и свежей. Вспоминаю арендованную в сезон Ладу в Геленджике за 2000 в сутки и рыдаю (от жалости к себе и Ладе, видимо, повидала она многое).

Но вернемся из мыслей о прекрасной Черногории к дате, когда мой самолет приземлился в Тивате. 21.09 около 9:30. А что было в этот день? Правильно, объявили мобилизацию. Честно — первые дни я была просто в состоянии упасть и лежать в умиральной яме.

Ну, а сейчас немного фото для успокоения перед самой нервной частью рассказа.

На стоянке у маленького отеля. Вкусный кофе! Первый мой после прилета.

Адриатическое море потрясающее.

Детали местной жизни.

Люблю это фото. Назвала бы банально Старик и Море.

А это уже Котор.

Сезон гранатов только начинался. В горах много деревьев, только имей силы подняться и принести сколько съешь.

Скадарское озеро. Самое большое на Балканах.

Интересно, что облегчение от нервных новостей я испытывала только в море. Даже не знаю, с чем это связано. Вспомнишь тут энергопрактиков и силу воды. Но настроения не было, даже еда особо не входила в меня, хотя в Черногории все очень хорошо с качеством продуктов.

Ну, и чтобы я не расслаблялась, мои любимые финны (с которыми ну просто не складывается у меня!!!) закрывают границы. Приехали. Билет Тиват—Хельсинки можно выкидывать в помойку. Ну, а дальше начинается бесконечное чтение форумов и телеграм-каналов. Сразу появляется миллион новостей о том, кого сняли с рейса, не пустили, унизили, распяли за паспорт РФ.

Моя повышенная тревожность подняла на уши всех — я написала трем перегонщикам в Спб, начала искать, кто передаст ключи и документы, дернула всех близких и дальних родственников в Европе, нашла таких же бедолаг с авто в Хельсинки, и каждый день мы переписывались как сумасшедшие, обсасывая жареные факты и заранее сочиняя, что будет с нашими авто.

Сейчас, печатая этот отчет, я кажусь себе со стороны немного не в своем уме. Или более чем. Но тогда, в моменте, мне не хотелось ни Адриатики, ни холодного белого, ни граната прямо с ветки. В итоге я купила новый билет из — внимание! — Хорватии в Осло!

Просто прямой в Норвегию был только оттуда, а виза у меня норвежская, поэтому я рассудила, что норвежцы точно пустят, а дальше внутренними рейсами я просочусь к машине.

А знаете, что еще самое интересное? В 2018 году я была в Черногории с друзьями и очень хотела посмотреть Дубровник, где снимали «Игру престолов». Но не у всех из нас были шенгены, а хорватскую визу не захотели делать. И тут вот случается 2022, я теряю нервы, деньги и способность адекватно мыслить и еду в Хорватию. Это не первый такой случай в этой поездке, дальше расскажу про второе совпадение.

Итак, решено было ехать на автобусе. Машина сдана, документы удалось сделать не все, но время уже не позволяло остаться, да и новости были одна хуже другой (кстати, и есть).

Теперь немного о Хорватии. Она давно член ЕС, но в обороте местные куны и евро, обменники везде и всюду. На границе с Черногорией никаких очередей. Те, кто на машинах, даже не выходят из них, документы в окошко и гудбай. Мы, черногорские пассажиры, вышли из автобуса и гуськом прошли пограничников. Ни одного вопроса. Ни единого. Всем фиолетово — зачем ты едешь и вообще кто ты. Поэтому минут за 20 оба контроля были пройдены, и началась Хорватия. Ох, какие же виды! В Черногории не такой масштабный вид на Адриатику. И тут я увидела его — старый город Дубровника, который так хотела посетить. Ну что, бойтесь своих желаний? Ведь они могут сбываться и таким странным образом.

Как водитель без машины я наконец упала в кресло какого-то ресторана, выпила ледяной апероль за 800 рублей (считаю по курсу 65 рублей за евро — как меняла в Черногории). Кстати, в Сутоморе он стоит 390 рублей. Пишу сейчас эти предложения и думаю — вот как подкрадывается взросление — пишешь про чудесную локацию с вкусным коктейлем и сразу гундишь, как все дорого.

В общем, Дубровник мне очень понравился. Красивый, а вода какая! Не зря им голубые флаги раздали. Конечно, чувствуется, что ЕС. Ну, это я с Черногорией сравниваю. Получила эстетическое и всяческое наслаждение. Туристов много, кстати. Кайф.

Узкие улочки Старого Дубровника.

Такси в аэропорт из центра — 40 евро. По счетчику, кстати. И вот я уже жду свой вылет, попивая капучино на оставшиеся куны. В магазине схватила пршут, чтобы не везти чужую валюту, и пошла на посадку.

А вот здесь было неприятно. Проверяют посадочные в ручном режиме, и хорват, взяв мой паспорт, спросил у своего коллеги — а мы русских пускаем в Норвегию?

Хорватский я не знаю, но две страны в одном предложении и его пауза с моим паспортом сработали лучше гугл-переводчика. Но его друг кивнул, и я кинулась в самолет. Дожили, как говорится.

На паспортном контроле в Осло мне предстоял выбор — симпатичная девушка или викинг. Девушка всем улыбалась, и очередь двигалась у нее быстрее, а вот бородач был угрюм. Ну, вы поняли, куда я пошла и не зря. Столько сочувствия к своему красному паспорту я еще не видела за 2,5 недели в Европе. Дай Бог тебе здоровья и мужа богатого, — это я ей мысленно пожелала, а она поохала и впустила меня в Норвегию. У меня получилось!

А дальше был отель, который оплатила сестра со своей карты. Крон у меня не было, обменники закрыты. В отеле оказалось, что надо предъявить карту, которой был оплачен номер. Потеряла минут 20 на ресепшн, но опять сыграл человеческий фактор. Первая сотрудница сказала, что не заселит меня, а вторая вошла в положение, попросила только в ресторане ничего не есть, так как я не предъявила карту. Смешно было, когда меня попросили ХОТЬ КАКУЮ-НИБУДЬ карту приложить к терминалу. А у меня была только очень нужная карта МИР с дизайном под хохлому.

Спать, скорее спать. Ведь в 8 утра рейс в Хельсинки.

Как вы думаете, во сколько я пришла в аэропорт? Ну, правильно, около 6 утра. Испытала всю легкость бытия, которая случается в молодости, когда у тебя ни копейки. Сидишь себе, 100500-й крем в дьюти фри не берешь. Да что там крем — сидишь даже без кофе, постепенно чувствуя желание прибить кого-нибудь. Надо всерьез подумать о кофейной зависимости, кстати.

Радости прибавило осознание, что пршут остался в холодильнике отеля. Вот же… До сих пор жалко.

Когда стал известен gate, я начала кружить вокруг него как ворона, с удовольствием отметив, что проход в самолет через автоматические двери. Это значит, что паспорт показывать я не буду! И, скорее всего, в самолет попаду. Именно эти финские авиалинии не пустили на рейс россиян в Германии, но они на стойке регистрировались. Я же по-шпионски все сделала в терминалах и таки оказалась в самолете. Я это сделала!

Дальше было уже дело техники. Правда, возникла заминка на выезде — парковка была оплачена онлайн, но заехала я на нее раньше времени. Пока смотрела на терминал, поглотивший мой парковочный талон, услышала крик откуда-то сбоку на финском. И увидела, что шлагбаум уже давно поднят. А машины все на РФ номерах стоят на парковке…

В машине я выдохнула.

Состояние было смешанным — и облегчение, и нервозность. Вообще, еще попивая черный «каффа» с видом на Адриатику, я планировала ехать через всю Финляндию и выскочить через Норвегию. Опять же, триггером послужили новости о том, что финны могут аннулировать визу, так как пробралась я к ним уже после запрета въезда. Но мое морально состояние просто не позволяло мне ехать дальше через всю страну. Нет, отношение хорошее. Евро есть. Но не могу, не хочу, требуется снять напряжение этих дней. Выпив опять черной воды на заправке, я решила выскочить на переходе «Брусничный». Никогда не была там, никогда не была в Сортавале и… всегда мечтала! Как я хотела увидеть Рускеалу, дачу Винтера, природу эту нереальную. И вот, такие обстоятельства заставили меня там оказаться. Бойтесь своих желаний? Я уже говорила, — да.

На границе — никого. Улыбчивые финские пограничники. На Салле просто звери в сравнении с этими милыми ребятами. Вопрос один — где была? «Суоми, Монтенегро, Кроатия», — говорю я. Ладно, ладно, гуд бай.

И это все? А как же допрос с пристрастием, аннулирование визы, презрение и публичная казнь? Да уж, воистину — не читайте форумов перед поездками!

Вы себе не представляете, какое облегчение на меня нашло после прохождения границы. Мозг хотел безопасности, привычного ритма. Даже несмотря на весь ахтунг кошмар, пресловутые березки действовали как антидепрессант.

К слову, природа и правда очень красивая в Сортавальском районе. Гранитные скалы, обилие воды, безумные цвета осени. Конечно, телефон не передает, но каждый, кто любит осеннюю пору, почувствует этот кайф.

Можно я не буду подписывать концептуальное фото?

В Сортавалу я въехала уже затемно, около 20:00. Увидела, что именно в этом районе находятся два отеля «Точка на карте», на которые я давно была подписана и восхищалась красотой природы вокруг. Но в одном был хамский администратор, который сразу вернул меня в реальность, а во втором не было своего кафе, хотя находится он в лесу. И так я попала в отличный отель «Родина». Летом там почти нет мест, а сейчас повезло. Опять повезло! Надо было в эту поездку билет лотерейный купить, что ли.

Две настойки, опять лохикейто, грузди, потом еще лисички с картошкой. Ничего не доела, но вкусно было очень.

Утром я рвалась в Рускеалу. Но оказалось, что парк работает то ли с 9, то ли с 10, а я в 7:30 уже была собрана и активна. Да и погода шептала — не сезон. Мелкий дождь, по-осеннему прохладно. И тогда я позвонила в отель «Дача Винтера» — моя мечта. Но почему я там не ночевала? Да так, не было желания. Шутка. Просто номер стоит 27000. И я хотела увидеть это своими глазами. По телефону мне сказали, что можно позавтракать за 1800, так как я не постоялец отеля. Окей, беру кофе в своей «Родине» и еду 7 км до Дачи. Времени было 8 с копейками, завтрак с 9. Охранник открыл шлагбаум без вопросов, ну, точнее, я сказала про завтрак, и он пустил. Территория красивая, ухоженные дома, озеро. Но вот российская действительность сочилась и справа, и слева — на противоположном берегу грустили покосившиеся домики, как и на пути к Даче. Через забор проглядывали какие-то сооружения (как мне сказали потом — там дача того, кого нельзя называть). Погуляла я до 8:40 и на завтрак не осталась. Может, и зря, конечно. Ресторан Дачи очень хвалят. Но по меню он работал только с 12, а шведских столов в моей жизни было много. Мокрая, но с закрытым гештальтом, я покинула Сортавалу. Увидимся ли еще? Ведь на чудесном поезде я не прокатилась.

Красиво.

Банально, но «уж небо осенью дышало»

А дальше была дорога до федералки, поиск фермерских продуктов в Петрозаводске (не нашла, и даже авито не помог), какой-то новый ресторан на набережной (просто чтобы подбодрить себя перед 1000 км). И, собственно, эта 1000 км впереди. Дорога знакомая максимально, 10 часов и дома.

В ресторане Joki на набережной в Петрозаводске. Ура, вкусный кофе!

Обожаю Карелию. За дары, за природу, за воду.

А это уже Мурманская область. 200 км до Мурманска.

Как перестать фотографировать белые грибы? у нас они не растут.

Первые дни после приезда — легкий шок, а потом работа, быт и все как прежде. Как будто и не было этого безумного путешествия. Но со Скандинавией было чувство недосказанности, и уже через неделю после возвращения, пока действовала зеленая карта, я съездила в любимый Киркенес, просто подышать, привезти сыр и вспомнить, какое чудесное мирное время было когда-то. И как хочется, чтобы оно снова наступило.

Обед с видом на Баренцево море в Киркенесе.

Всем мира.

Напряжённая история с хэппиэндом!

нахрена сейчас куда то ехать.
TOYOTA COROLLA 1994 5A
HONDA ORTHIA 1999 B20B
все в прошлом (Иркутск)

Сейчас финны прочитают отзыв о туре и сделают выводы - заткнут все дыры)))
Как ГЛБ вела себя в дороге?
ДИВАНИО Диванный X Перд
И каково это после такой красоты возвращаться обратно в Мурманск?

Сахалин
Очень приятный слог. С интересом прочитал
Новый Уренгой
Увлекательно!
Всё хорошо, что хорошо заканчивается...
Хотя, хорошо - это теперь не про нас. Хорошие сценарии закончились, остались только интересные.
Фото красивые, рассказ увлекательный. Автор, судя по всему, девушка умная.

gunn40
Сейчас финны прочитают отзыв о туре и сделают выводы - заткнут все дыры)))
Как ГЛБ вела себя в дороге?
Граница больше 1000 км, все дыры не заткнешь)
В районе Сортавалы звук уже стал напрягать меня. В Мурманске заехала на диагностику и оказалось, что шкив коленвала развалился почти полностью. Минус 44 000 руб. Вспоминаю родные тойоты с грустью)

ДИВАНИО Диванный X Перд
И каково это после такой красоты возвращаться обратно в Мурманск?
как в анекдоте про двух червяков: "есть такое понятие - Родина, сынок"

Хоккейная столица России
Пожрать вкусно можно и в Москве (если прям захотелось чегой-то удивительного), до которой от Мурманска лететь "всего ничего" - и на круг расходов меньше будет.
Да и постоянно оправдываться перед представителями закона стран ВЦМ за свой паспорт - ну так себе удовольствие.
Заодно поглядели мы поглядели - на торжество демократии.
Ведь это только в лозунге - все equal, а по факту все соприкосновения с властями давали автору намеки, что "она 2й сорт".
Хотя казалось бы, какое она отношение имеет ко всему происходящему.
Мой отзыв: Лада 2109 1988
Maxsimus 70
Софья молодец! Прочитал с удовольствием ! С выдержкой и смекалкой все в порядке))) выкрутится в любой ситуации . А главное есть цели и мечты, что то еще в будущем посмотреть, куда то вернуться не успев охватить за одно путешествие...

О, Софья из Мурманска вернулась на дром! )) На 6 лет пропала после грузинского отчёта, я уже думал, не случилось ли чего...Но, судя по машине и недвижимости в Черногории, дела у Вас идут замечательно, и это хорошо! Рад был прочитать новый интересный рассказ. Не пропадайте надолго, здесь не так много авторов-старожилов осталось! ))

alaska70
Спасибо) много всего было, вплоть до аварии, где машина "восстановлению не подлежала", ну а я жива) Только недавно думала об авторе - по-моему Елене - которая с мужем-дальнобойщиком ездила. Вот это были отчеты! пропала...

Софья с Севера
Да уж, почти угадал со словами "не случилось ли чего..." Здоровья Вам, успехов, новых увлекательных путешествий со счастливым концом и сбычи других мечт, которые ещё остались! ))
Городец
Ну ты взбаломошная БАБА! Сидела,думала,вскочила,полетела!!! У большинства читателей только одно в голове-"А что это было?".Не каждый,далеко не каждый, представитель мужского пола на такое способен,а тут Барышня! Очередной раз удивляете!!! "ПОЖРАТ",конечно можно и Москве(только цены и порции другии),да и в Мурманске,думаю тоже.Но ведь автор не только за этим поехала туда,уважаемый "Поджог Сараев",это эмоции и впечатления именно от авто путешествия,а не от скучного пакетного тура!!! Сам проходил через это в 2012 году ,когда из Нижнег Новгорода до Хорватии доехали,да ещё и с велосипедом на крыше!
Софья,давно ничего не писали здесь,этот отчёт прямо настроение поднял!!! Всё будет хорошо,и в Росии много всего интересного есть! В Моём сообщении нет ни грамма хамства(я про БАБУ),просто это эмоции после прочтения! Ну Вы хоть замуж то вышли?
Софья с Севера
Там не отчёты,а целые книги были!
Софья с Севера
Граница больше 1000 км, все дыры не заткнешь) GLB начал "свистеть" под капотом еще до выезда (54000 км пробег). Но я думала, что мне показалось, ведь с таким пробегом машины не могут ломаться)...
Да,тойоты ,конечно более выносливые.Я свою продал с пробегом 780 000 км(из них 680 моих за 9,5 лет),и по двигателю только 1 раз была замена цепи и больше НИЧЕГО!

Софья, вы молодец ( или молодица:)?) - такой квест прошли. Отдельный "+" за стиль рассказа.
А как сейчас норвежская граница, с финским шенгеном пропускают или надо "обоснования"?
Питер.
Мой отзыв: Toyota Hilux Surf 1999

Софья, вы прекрасно пишите. Было интересно.

Максимальная по странности поездка конечно, ещё и пресловутый МИР, который сделал СПЕЦИАЛЬНО для Турции, не работал ни разу. Интересный опыт, ощущения как раньше. Месяц только кэш и только плохие новости из своей страны. Даже чтобы на общественном транспорте поехать нужна карта, а у тебя миллион всяких карт и не одной НОРМАЛЬНОЙ. В банках одни русские, все хотят карту и идут почти на любые условия (ну типа заморозить 5000 баксов на карте на полгода). Но по березкам всё равно соскучился, удивительно конечно. Ни о чём не жалею, даже от такой поездки кайфанул, такие нынче путешествия....

БАБА - нормально, а вот простая русская баба - в нынешнее время можно и за оскорбление принять) Спасибо за эмоции!

Sergey211
Спасибо молодецкое) Норвежцы пропускают с любым шенгеном, но если чужой , то более тщательно допрашивают куда едешь и зачем, просят показать деньги (знают про наши карты). Но эта "тщательность" - из-за отмены соглашения об упрощенном режиме между шенгенской зоной и РФ. Так что у иностранцев все в рамках закона.
На самом деле, как много тех, кто против россиян - столько же тех, кто сочувствует.

ezalabasov
Софья, вы прекрасно пишите. Было интересно. Улетали в неолинклюзивную Турцию из Сибири, вести про мобилизацию догнали на стыковке в Домодедово. Максимальная по странности поездка конечно, ещё и пресловутый...
О, как мы понимаем друг друга. Особенно про березки, сама от себя не ожидала. Тоже ни о чем не жалею. И, главное, - хочу еще!
Софья с Севера
Спасибо! А я вот очень в Мурманск хочу прокатиться, ну или хотя бы в Карелию.Только летом нет такой возможности из-за работы.А зимой не скучно будет у Вас в Мурманске или всё-таки летом врямя найти?
София мне сказала, что ей стало ясно
Что она прекрасна, но жизнь напрасна
И ей пора выйти замуж за финна;
София мне сказала
Софья с Севера
как в анекдоте про двух червяков: "есть такое понятие - Родина, сынок"
Интересен первоисточник бесплатный : что перечислено в газете , как " Ужасающие проблемы Путина " ?

Тип
В основном, про демотивацию военных. Ну, что смогла перевести.
Софья с Севера
В основном, про демотивацию военных. Ну, что смогла перевести.
Понял. Там интервью с дезертиром-контрактником , который политическое убежище под Турку получил ?

Прекрасно написано!
Не очень переживаю из-за запретов. Успел с конца 80-х и до 2020 наездиться всласть. Финляндия и вовсе за заграницу не считалась.
А вот молодым ребятам сочувствую. Конечно, Азия открыта, и Африка, и Южная Америка, но краше старой Европы на мой вкус ничего нет. Лет 5 придется подождать, не меньше((

Прошу, если можно, дать справку по поездке в Мурманск, куда который год все пытаемся поехать на новогодние каникулы, посмотреть северное сияние. Слегка пугает не километраж, а именно время года. Поэтому:
1. Доезжаем ли Мурманск зимой за 2 дня из Москвы? Или как мурманчане ездят в нашу сторону, где ночуете?
2. В Вашей стороне максимально были в Кеми (летом) , а дорога далее такая же, как на фото в рассказе?
3. Если остановиться в Азимуте - нормальная гостиница?
4. Можно ли зимой добраться до Териберки? Машина Т. Прадо.
Спасибо заранее!

Читал как ироничный детектив, даже переживать начал, несмотря на то, что человеком сентиментальным вроде бы не являюсь)
Кратенько, с юмором, получил удовольствия от повествования, увидел много знакомых мест. В Сутоморе мы по-моему в этом же отеле останавливались в 17 году.
Софья, не пропадайте надолго, Вы большая молодчина и хорошо пишете, ей богу)
Очередные пять баллов от меня.

Софья с Севера
а кто же вам не даёт купить тайоту ? люди кто хочет берут с япии, и будите кататься на ней лет 500 без поломок ( здесь на ДРОМе ) они все так ездят.

получил истинное удовлетворение от прочтения данного опуса, хотя сюжет отчасти драматичен. Причиной тому - безразмерная самоирония и отличный слог. Молодца - Софья Северная! Такая в жизни везде "просочится" Удачи на дорогах.
Creative
Краснокаменск
Интересно было читать, спасибо!
... одного только не понимаю, зачем номера без флага?

Ivanyc1
Здравствуйте! Да, давно Вас тут не было. Благодарю за очередной рассказ о загнивающей Европе. Судя по всему, нам там сейчас не здорово... Прошу, если можно, дать справку по поездке в Мурманск, куда...
Спасибо! отвечаю по делу:
1. За два дня можно, но очень тяжело зимой, особенно если один водитель. Я езжу так: 1100 от Мурманска - ночую на границе Лен области и Карелии, второй день - по новой федералке до Тверской области, на утро уже Москва. есть еще северный путь через Вологду - тоже хорошо и спокойно. Зимой все время темно и 130 не поедешь. Лучше не спешите
2. да, от Кеми такая же хорошая и пустынная дорога до самого Мурманска
3. Азимут - самый центр, сетевой отель с хорошим сервисом, но здание наполовину офисы - наполовину отель, движ в общем. И цены стали кусаться. напротив есть отель Меридиан - выбирайте там номер "хаски" - очень в северном стиле и цена дешевле.
4. До Териберки можно доехать круглый год, дорогу чистят. но! очень часто случаются снежные метели и дорогу просто закрывают. Можно доехать до Териберки, а вечером уже не уехать - и дорога может быть закрыта неделю (был опыт). Но это обычно февраль. На новый год там шикарное северное сияние и незамерзающее море в полной темноте - очень необычно.
Приезжайте!

Creative
Интересно было читать, спасибо!
... одного только не понимаю, зачем номера без флага?
Я ехала через всю Финляндию с севера на юг и также планировала обратно. Были случаи, когда машину красили или били стекла за рос.номера. Возможно, это были единичные случаи, но я решили перестраховаться.
п.с. - никто ни разу не глянул на меня неодобрительно из-за номеров
Русофобия финнов может быть вылечена гуманитарной поставкой неограниченного количества микстуры мягкой рецептуры.
С пожеланием Вам : личных благ и всяческих удовольствий !

Щёлково
Спасибо за рассказ. Жесть конечно с закрытиями. С благополучным возвращением в Мордор!)

прокуратор

Тип
Врать не буду - дальше не переводила, но целый разворот посвящен. Вообще, все газеты с одной темой на главных полосах. Еще одну норвежскую привезла, но такое вообще нельзя в РФ показывать, чьи фото там в один ряд. Посадят!

Очень приятно читать, взгляды автора по душе)
Eugene Eremeev
п.с. - никто ни разу не глянул на меня неодобрительно из-за номеров
Случаи вандализма были единичные и можно было нарваться на такое и раньше - неадекваты есть везде, а уж пьяные финны не лучше пьяных русских. Номера бы никак не спасли, тем более как бы вы их не сделали - их "не европейское" происхождение бросается в глаза :)

Перед закрытием успел сам съездить в Финку - в приграничной зоне вообще никаких изменений, думал за время ковида и после февраля там совсем всё грустно - но нет, всё как и прежде, магазины работают, в выходные все кафе и рестораны битком, на русскоязычных не косятся да и вообще вроде и не замечают.
Везде и всегда работает правило - "как ты относишься к людям, так и к тебе относятся". Если видеть везде врагов, то ни к чему хорошему это не приведет.
Софья с Севера
Австрийский художник с усами и чёлкой руку жмёт мастеру спорта СССР по дзю-до ?
Какой-такой в Киркенесе уникальный сыр - из молок несовершеннолетних лососей ?

Тип
Австрийский художник с усами и чёлкой руку жмёт мастеру спорта СССР по дзю-до ?
Какой-такой в Киркенесе уникальный сыр - из молок несовершеннолетних лососей ?
Еще грузина забыли, которого в детстве сбил фаэтон.
Сыр вкусный, уж не знаю, что туда кладут кроме молока
Софья с Севера
Еще грузина забыли, которого в детстве сбил фаэтон.
Сыр вкусный, уж не знаю, что туда кладут кроме молока
Гришу Лепса сбивал в Сочи ФольксвагенФаэтон во время мутации голоса и поэтому он фальцетить могёт ?

Софья с Севера
Спасибо! отвечаю по делу: 1. За два дня можно, но очень тяжело зимой, особенно если один водитель. Я езжу так: 1100 от Мурманска - ночую на границе Лен области и Карелии, второй день - по новой федералке...
Да, понял. Спасибо еще раз!
Юрий
Симферополь
с удовольствием прочитал рассказ...респект!!!!

zhen
нахрена сейчас куда то ехать.
А душнить зачем?

Поджог Сараев
Честно говоря, путешествие превратилось не в отдых, а в преодоление различных квестов и логистических задач. Пожрать вкусно можно и в Москве (если прям захотелось чегой-то удивительного), до которой...
Во-первых, Москва это просто огромный и дорогой город, автор хотела отдохнуть, а не устать. Во-вторых, в чем второсортность? Ее везде пустили, пошли навстречу и все ок.

Красивое путешествие, что северные края, что теплый Тиват)

А вот с оленями - медленно ехали, нет ли риска, что резко выпрыгнут? Или они ученые, дальше обочины не ходят?)

Сообщений: 2068
Что называется шмыганула в закрывающуюся форточку Европы 🤣
Ivan
Софья, как же я рад Вашему возвращению, разве можно так на долго пропадать, Вы в ответе за тех, перефразируя классика, кому понравились. У Вас все тот же легкий, литературный стиль, как и шесть лет назад, он просто неподражаем и очередное путешествие прочиталось на одном дыхании, заставили сопереживать и любоваться красотами. А в Рускеала жаль не заехали, я был в сентябре, "золотая осень", Карелия оставили самые яркие впечатление. Я рад что у Вас все хорошо, обязательно пишите о новых путешествия, берегите себя. Как и раньше ждем Вас на Балтике.

Приятно вновь увидеть Софью за любимым занятием.Продолжай движение!

Саранск

Тоже стало интересно)

Златоуст
Софья С Севера, приветствую! Рад снова читать, слишком долго не было!

Ассоциацию с картинкой рассказ вызвал. Только вот где россия, а где заграница - непонятно.

Ivanyc1
Немножко дополню ответ .в Мурманск и слегка далее ездил во второй половине января 20-го. Погода была до +1-2 в Заполярье,на дороге каша,снег шел так,что впереди идущая машина воспринималась как едущий белый шар .в Мурманской области дорогу техника чистила постоянно.несмотря на это на 100 километров одна фура на боку . Световой день практически никакой,средняя скорость если немного за 60 то здорово. Ночевать мотелей на самой р21 вне городов практически нет, Топаз- Кола только вспомнилась. Северное сияние ветреная штучка,с первого раза не вышло.
P.s.Софья,спасибо за отчет-историю,редко чьи приключения с упоением читаешь.
Eugene Eremeev
Усвоил это правило ещё в 92м году. Такие страшилки гуляли в СМИ! В реалиях - всё иначе. Как и теперь, собственно..

JokerSL
Прекрасно написано! Можно, конечно, жить, читая отчеты только по "внутреннему" туризму. Но раньше-то повеселее было на этой форумной ветке. Не очень переживаю из-за запретов. Успел с конца...
Ford Taurus 1993

не понял сути паники, обмороков и умирания конкретно автора
тема не раскрыта
Если следовать мотивациям поездок :
Архитектура
Ландшафт
Гастрономия
чем удивительны США по этим пунктам ?
Одноэтажная Америка в 1935-36 -
пропагандистская
книга авторы Ильф + Петров
Одноэтажная Америка в 2008 -
пропагандистский
телесериал авторы Познер - Ургант.
Про Финляндию-Скандинавию они
тоже наснимали ми-ми-шную киношку,
аж застыдиться можно , в какой суровой
дремучести и отсталости от цивилизованного
мира мы мучаемся и зачем нам это вот всё
послано и за какие грехи ?

Тип
Если следовать мотивациям поездок : Архитектура Ландшафт Гастрономия чем удивительны США по этим пунктам ? Одноэтажная Америка в 1935-36 - пропагандистская книга авторы Ильф + Петров Одноэтажная...
1. Небоскребы. 2. Нац. парки. 3. Хот доги )))
постучать ногой в ворота Форт Нокс ?
фестиваль Burning Man ?
схомячить Настоящего БигМака
с аутентичной Пепси & Cola ?
потусить в Лас Вегас ?
поглядеть на игру Овечкина ?

Тип
Чем удивительна? В американских пригородах очень спокойно и комфортно, большие просторы, невысокие цены. Понравится тем, кто никогда нигде не был. Особенно если сравнивать российские и американские пригороды, после посещения вторых, вы никогда не заходите возвращаться назад)
Не убедил -
в турагенство USAliance продавать экскурсии на Ниагарский водопад тебе отборный конкурс не пройти-

Тип
постучать ногой в ворота Форт Нокс ?
фестиваль Burning Man ?
схомячить Настоящего БигМака
с аутентичной Пепси & Cola ?
потусить в Лас Вегас ?
поглядеть на игру Овечкина ?
Странный выбор но каждому своё

Не убедил -
Конечно не убедил, он просто наверное знает что лучший вид на этот водопад с канадского берега )
fizzeg
Штаты еще визы россиянам спокойно выдают, а Америка намного интереснее Европы
Это да. Разнообразнее, насыщеннее и тупо дешевле)
Noah ZRR 70,143 л.с.
Noah ZRR 70, 143 л.с.
Zelatti
Тоже стало интересно)
Noah ZRR 70 ,143 л.с.
сергей
Такой вопрос а какая цель поездки была???

сергей
Такой вопрос а какая цель поездки была???
"Ведь нужно было ехать в Черногорию, помочь себе с документами" (с)
остальное - личное
VALERY 70
Головокружительно , если долго глядеть на водопад Angel Falls ...
А для трагического понимания бытия посетить Navajo Nations -
Кто был никем , тот станет всем ?
Так изъясняются культурологи : американская нация не создала
ничего первичного , все их шедевры копиистичны и что самое
удивительное : деньги изобрели не они , в чем уверены свято и
безоговорочно современные , насквозь долларизованные , дети.

п.с. - никто ни разу не глянул на меня неодобрительно из-за номеров
В августе ездил на Нордкап, туда через Мурманск, обратно через Финляндию на Сортавалу. Негатива тоже не встретил, наоборот норвежцы помогли вечером заправиться бензином по своей карте взамен нала, знают про наши трудности).

Ооо, Софья появилась снова опять:)))
Спасибо огромное за труды! Очень интересно, информативно, легко читаемо и ... даже узнаваемо по стилю.
Удачи на дорогах и в жизни!!!
синбад
Софья ветер можно вас так назвать? Хорошо что все хорошо кончается, в 1998 году мы тоже зависли с Американ экспресс в Испании только соотечественники и помогли с налом потом вернули. Все замечательно у вас, перерывчик правда был длинною в 8 лет со дня последнего отчета.Удачи и успехов вам во всем.

Возрождение перечеркнуто

Очень патриотично... А поговорка про патриотизм и идиотизм не из этого рассказа родилась? В такую "бурю" Ехать в ЕС???? Накуа? Я не осуждаю, сам был и влюблён в Черногорию(Церну Гору)... Есть же прямой Москва-Белград, Сербские авиалинии регуляр. Из Белграда хоть на машине, хоть на басе, хоть на поезде в Черногорию... Хорошо, что хоть так всё окончилось...

Лев 52
Есть еще поговорки про слабоумие и отвагу!
Как оказалось в действительности - буря только в телевизоре РФ.

Софья с Севера
Есть еще поговорки про слабоумие и отвагу!
Как оказалось в действительности - буря только в телевизоре РФ.
Дааа? Надо перечитать тогда....

Штаты еще визы россиянам спокойно выдают, а Америка намного интереснее Европы
А можно с этого места поподробнее ? Моя прошлая виза закончилась два года назад. Как её продлить ? Раньше я просто оплачивал 160 баксов, заполнял анкету и отправлял паспорт в посольство. Две прошлые визы так получал. В 20-м году выдачу виз приостановили из-за ковида, да так и не возобновили вроде.
Honda Pilot
Мой отзыв: Chevrolet Tahoe 1995

1. Небоскребы. 2. Нац. парки. 3. Хот доги )))
Страна охрененно большая, и посмотреть там очень много чего есть. Я три раза был, в разные годы, проехал за рулём около 6 тыс. километров. И то далеко не все места посетил, какие хотел
Honda Pilot

shabba
Я там проехал несколько больше и то считаю что галопом) На визу США можно подаваться в любой стране мира, но лично и хорошо знать английский ибо русскоговорящего сотрудника везде иметь не обязаны.

shabba
Если вы на территории РФ хотели визу в консульствах получить, то сейчас это крайне сложно. Вам надо через другую страну делать, как через условный Казахстан, так и через Францию, правда, если вы не знаете английский, вам скорее всего услуги переводчика понадобятся. Это самый рабочий способ из всех на данный момент. Можно через Мексику попробовать, но там будет сложновато, т.к желающих там очень много
Ford Taurus 1993

Экстремальная поездка. Представляю сколько нервов убили!
Молодец 👍

С возвращением! Интересный отчет.

Zelatti
А душнить зачем?
современный слэнг не воспринимаю
TOYOTA COROLLA 1994 5A
HONDA ORTHIA 1999 B20B
все в прошлом (Иркутск)
Спасибо, а ведь хочется вернуться к эльфам, а не оркам)
не расстраивайтесь, ибо в наше время абсолютно нет возможности понять, кто из них- где... ))
Аlex fcsm72
Спасибо, а ведь хочется вернуться к эльфам, а не оркам)
ну и оставалась бы там, в лгбт-раю.