|
Надеюсь, мой рассказ кому-нибудь такому же нерешительному, как я, поможет решиться на самостоятельное путешествие :).
Мне очень хотелось свозить маму в дальние северные страны, мы поехали в наше дальнее путешествие в апреле. Сначала побывали в снежном в этом году Минске, оттуда полетели в Хельсинки. В принципе, были не против туристической путевки, но мне ничего из предлагаемого не понравилось и не подошло. Планировали поездку в Лапландию по маршруту Хельсинки—Куопио—Хаукупидус (Оулу)—Рованиеми—Оулу—Ювяскюля—Хельсинки, я решила, что в состоянии преодолеть путь в одну сторону около 1 000 км с двумя ночевками (итого, неделя — две ночи в Рованиеми и по одной — во всех остальных городах).
Специально дома купила навигатор (страшный и неведомый для меня зверь, называется Explay, карты Navitel) и пыталась научиться им пользоваться, надо сказать, не слишком успешно.
Самым трудным было решиться попробовать. Почему-то самым страшным представлялось то, что у машины будет, — о ужас-ужас, — Левый руль! Я живу в краю праворульных машин, на Сахалине. Четыре года езжу на Toyota Vitz, это моя первая и единственная машина — ни о чем другом и не мечтаю :). Мое знакомство с возможностью управления автомобилем состоялось в возрасте 30 лет, где при посещении курсов вождения в моем чистом мозгу прочно засела мысль, что руль у машины по умолчанию должен быть справа, и никак не иначе. С большим и честным трудом я сдала экзамен по вождению с шестого раза… Езжу в пределах города и летом на море (40-50 км туда и обратно). Самая дальняя моя самостоятельная поездка на авто была из Южно-Сахалинска в Холмск (около 80 км), передвижение по незнакомой дороге оставило мне непередаваемое ощущение напряжения на последующие полдня… Поэтому мне сложно самой себе объяснить, как я собиралась ехать 2 000 км в чужой стране на чужой машине. Наверное, меня сподвигла мысль — а когда же еще, если не сейчас. Возможно, потом я уже никогда и не решусь. И еще — почему-то никто из тех, кто был в курсе моих планов, не сказал мне: «Не надо, тебе будет трудно, а может быть ты даже и не сможешь»…
Аренда авто на неделю обошлась в 15 тыс. рублей (в том числе брала страховку «все включено» — я, эээ, мягко говоря — не очень уверенный в себе водитель). Машина с автоматической передачей (ну не умею я ездить на механической и даже не училась никогда, да что уж там — некоторые считают, что я и на автомате не очень-то умею…). На бензин потратили чуть больше 8 тыс. рублей, расход получился около 6,5 л/100 км.
День 1-й
В 9:30 утра в центре Хельсинки в прокатной фирме мне выкатили машину из гаража. Я бронировала Opel Astra, подразумевался класс «компакт». Этот компакт оказался чуть ли не в два раза длиннее, чем Vitz. Не смейтесь (те, для кого это не имеет значения), но я весьма привязана к ощущению себя в своей машине и ни на чем другом ездить не пробовала :). Но надо было садиться и ехать. Начало было грандиозным верхом — при попытке движения замигала и запищала какая-то красная лампочка, мы проверили двери, проверили ремни. Отъехав 10 метров от офиса я вышла и пошла обратно спросить про мигающий rad lamp. Вышла девушка менеджер, сняла мне машину с ручника и сказала: «Ок, бай-бай» (нуууу, как-то не доводилось мне пользоваться ручником в повседневной своей жизни). Мне было страшно обернуться, казалось, что они сейчас всем офисом выйдут посмотреть, куда и как Оно вообще собралось пытаться ехать.
Первый день вспоминать трудно — я вообще не все из него помню (себя в нем — в том числе). Я сбилась с пути, проложенного навигатором, на втором же перекрестке (где несколько улиц расходятся хаотично от маленького кольца, и как бэээээ не сразу понятно, что из них прямо, а что из них второй съезд). Хотя предварительно смотрела симуляцию маршрута и старалась осознать, что я вникаю и понимаю. Помню, что просила маму смотреть, чтобы я никого не задавила правым боком машины, потому что я не очень ощущаю, где он находится. Несколько раз дергала дворники вместо поворотников, после примерно пятого раза это прошло. А потом много-много раз левая рука машинально тянулась к переключению передачи, я, кажется, ни разу с первого раза так и взялась за нее осознанно правой.
В городе минут через пять навигатор переложил маршрут, мы выехали из Хельсинки не так, как изначально планировалось. А должны были ехать по магистрали E-75 до Лахти. Ехать по указателям я тогда была еще не в состоянии, ехали по навигатору. Еще пару раз заблудились… Еще час в Микелли ушел на поиски Huolto (автосервис) — это слово теперь навсегда останется со мной :).
В машине зажглась надпись на финском языке, вещающая о чем-то вроде необходимости замены масла. Переговоры о местонахождении Хуолто я безуспешно вела на ближайшей заправке (с просьбой показать это нужное мне место в навигаторе), на парковке дальнобойщиков (с просьбой показать на большой карте не стенде — водители говорили только на финском, договориться о взаимопонимании друг друга как-то не удалось). Во все-таки найденном мной бооооольшом сервисе около заправки ABC я нашла менеджера, который смог понять зачатки моего английского, приобретение которого закончилось в средней школе 17 лет назад. Мало того, листая книжку из бардачка и смотря в циферки пробега, он еще смог мне доходчиво объяснить все, что стоило мне понять. В Куопио мы приехали в шестом часу вечера. Надо сказать, конечно, провели часа полтора в ресторане заправки ABC, да и так много просто останавливались по пути. Но мне казалось, что этому дню просто не будет конца.
Все, дальше было однозначно легче. Это был самый большой отрезок пути (примерно 390 км). Мне хотелось проехать на север туда и обратно по разным дорогам, чтобы, так сказать, получить разные впечатления. Оставить самый большой участок пути Хельсинки—Куопио на обратную дорогу я не решилась, потому что вернуть машину надо было к обозначенному часу.
Когда в Куопио я вышла из машины — у меня качалась земля под ногами и небо над головой. В отеле я впала в глубокий транс от мыслей — а что, если дальше будет также долго-трудно-тяжело? Попыталась проложить и четко просмотреть в навигаторе завтрашний путь, уяснила, из скольки частей он состоит, и на каком участке по какой дороге нужно ехать. Кстати, сначала хотела поехать через Кааяни, с мыслью возможно полюбоваться озерами. Но в Куопио стало ясно, что озера все во льду, и любование ими в этом же городе и закончилось. И так как путь через Кааяни был не самый короткий, я его из планов исключила. Поехать решила более короткой дорогой.
Тем не менее, хотелось посмотреть то, что мы хотели увидеть в Куопио — башню Пуйо. В отеле выяснили, что она уже закрыта в это время. Дошли пешком до центра, нашли едальню, работающую до 11 вечера, вернулись обратно на автобусе. Машинко спала на парковке.
Проложила маршрут с заездом на башню и в еще один Huolto (хотелось мне еще с кем-нибудь обсудить тему масла — ага, обсудили утром, правда с обоюдным английским ничего не вышло, поговорили на языке жестов).
День 2-й
Утром как планировали заехали на башню. Да, с высоты смотреть интересно и впечатлительно, но лучше в другой сезон — все озера во льду…
Далее путь лежал в Хаукипудас. Согласно моему плану, в районе Оулу ночевать нужно было два раза (на пути туда и обратно), решила взять отель где-нибудь в другом городе, чтобы не повторяться. Теперь я была уже в состоянии получать удовольствие от дороги и от поездки. Стали встречаться лесовозы. И вообще пейзажи напоминали те места в центральной части Сахалина, где мы прожили много лет. И тоже лесовозы :). Мама была в шоке — почему после такого движения дорога остается в пригодном состоянии? При передвижении по Южно-Сахалинску сейчас очень хочется плакать и плакать, и кое-где пронести бы машинку на руках.
Помню, что как раз где-то на этой дороге там нам встретился город с названием Ii (Ии), что дало нам повод для веселья — надо же, все-таки бывает, что необязательно называть населенные пункты длинными словами состоящими из нескольких двойных букв.
Сам Оулу проехали мимо. На меня произвела впечатление дорога, проходившая мимо города (видимо, как в нашем понятии — объездная), где мне второй раз после Хельсинки досталось много машин. Все бодренько ехали в два ряда на скорости 100 км/ч, и на такой же скорости въезжали в поток с прилегающих развязок. Мне показалось, что я смотрю со стороны как в кино — как другая машина просто встает передо мной как мне кажется метрах в 1,5 и все не сбавляя скорости едут дальше. Я очень ждала, когда эта дорога закончится….
Сам Хаукипудас запомнился только тем, что в отеле нереально дул централизованный кондиционер, который, как пояснили с сожалением на ресепшн, отключить не представляется возможным. Поменяли номер на другой. Там было эээээ немного получше. Но адская штука все равно дула (я так и не осилила — зачеммммммм, в апреле!). Спросили у яндекса как по-фински «скотч», пошли в маркет и купили самый большой «теипи». Мой творческий подход к заклейке дулки кондиционера доставил нам с мамой немало веселых минут). Кстати, большой «теипи» нам пригодился еще раз потом в отеле в Оулу.
День 3-й
В Рованиеми ехали через Кеми, не помню, по 4-й или 5-й дороге (несколько раз ехали по той и по другой). Навигатор предлагал другой путь, минуя Кеми и как бы короче по расстоянию, но включаю дорогу 78, про которую я была начитана неоднократных нелестных отзывов. Проложила маршрут мимо Кеми. Утром спросила на ресепшн, где по пути в нужную мне сторону есть «заправка с людьми», а то вот напротив через дорогу стоит автоматическая, но я ей пользоваться не умею, мне бы такую, где люди есть. Девушка, смеясь, мне объяснила с рисунком на листочке, где через пару километров будет ABC). Я не стала себе мозг ломать, на заправке воспроизвела несколько волшебных фраз о помощи мне, плиз, чтобы сделать full tank, и все у нас получилось.
Оставшаяся дорога до Рованиеми (200 с небольшим км) казалась прости финишной прямой. Тогда у меня стали появляться нереальные ранее для меня мысли типа «всего 100 км осталось — о, так близко» или «о, всего час еще ехать — всего ничего».
А подъезде к Кеми обнаружилось заколдованное место, которое также не дало покоя навигатору и на обратном пути. По большой развязке с мостом я послушно проехала трим круга, когда уже стало доходить, что что-то тут не так. Просто съехали в сторону Кеми (навигатор бился в истерике), я уже почти без дрожи в руках перепроложила маршрут.
Кстати, чем ближе к северу, тем становилось теплее и солнечнее :).
В Хельсинки нам достались и метель, и дождь, и просто снегопад…. А тут в пути — только глаз радовался и радовался). Везде вокруг — цветные красные и желтые домики. Вообще я поняла, финны любят красный цвет для раскраски жилищ, может быть, он скрашивает долгий холодный сезон.
Останавливались зайти на заправке в супермаркет. Надпись на стене на русском языке: «Туалет внутри, бесплатный». Блииииин, специально для наших ведь уточнили, чтобы за угол никто не ходил….
В Рованиеми приехали к обеду. Жили в Ounasvaarana Pirtit. Шикарное место. Коттеджный городок. Машинко стоит под окошком в двух шагах от крыльца. В домике есть все: кухня (плита, чайник, микроволновка, вся-вся-вся посуда), ТВ, диванчик, еще два спальных места на «антресолях», сауна. Домик деревянный, прямо просто пахнет этим деревом. Несколько минут на авто и до центра города, и до деревни Санта Клауса.
Рядом — гора Ounasvaara. Народ бурно катался. Меня посетила было мысль взять в прокате и катануться тоже…, но что-то как-то не сильно настойчиво посетила. Вообщем, я обошлась.
В Рованиеми после первой поездки в город ездили без навигатора. На дверях торгового центра объявление только на русском языке (жалею, что не сфотографировала), примерное содержание «Парковка бесплатна в течение двух часов при наличии парковочных часов (СИНИЕ)». Ниже приведено изображение этих часов. Еще ниже приписка «Часы продаются здесь в супермаркете … таком-то». Стало одновременно и смешно, и стыдно. Ну неужели всем и так понятно, и только для русских еще нужно расписать пошагово отдельно.
День 4-й
Сказочное место — деревня Санта Клауса. У мамы так светились глаза, как они, наверное, светятся в самом-самом настоящем детстве :). Людей было немного, но мы застали в маленькой очереди к Санте и совсем малюсеньких детишек в колясках, и совсем пожилых людей, передвигающихся с помощью специальных тележек с ручками. Все едут к Санте. И надпись перед дверью — «Санта вышел, но вернется в час (показано на часах)». Надо же — чтобы никто не заволновался, что Санта вообще ушел).
Столбики за моей спиной — линия Полярного круга.
Санта был любезен, насколько это у нас получилось — мы вели беседу. Когда сказали, откуда мы (да да, с самого Дальнего Востока России, почти 9 часов лететь от Москвы на восток, около Японии) — достал свой пухлый атлас, нашел наш город! Он там отмечает людей, из каких городов к нему приезжали, отмечены и Хабаровск, и Владивосток, и города Японии… Обвел Южно-Сахалинск, мы написали свои имена. Но неужели до сих пор никого там не было ни из Южно-Сахалинска, ни вообще с самого Сахалина?...
Чудные- чудесные ощущения оставил нам этот яркий солнечный день :).
Почта Санта-Клауса, письма, который уйдут с его штемпелем, и короб для скидывания детских пустышек — видимо, дети расстаются с ними в пользу (Санты?).
А это мой хомяк на полярном круге. Ну люблю я свою механическую зверушку :). Подруга дома решила меня подколоть: «Только не говори, что ты брала его с собой :)» — «Аааа, ты знала, ты знала!!!» :).
Гыыыыы, белка реально на меня посмотрела! :)
День 5-й
Дорога от Рованиеми до Оулу прошла уже вообще бодренько. Не считая заколдованного моста около Кеми. Я сделала все, как сказал навигатор. Но он тут же принялся высказывать свое недовольство :(. Минут 15 продолжалась несмолкающая болтовня — поверните налево, развернитесь, поверните направо. Причем все это при движении по дороге с разделительным бетонным бордюром и отсутствием каких-либо съездов направо. Потом успокоился — ладно, давайте прямо. Вообще я поняла наконец-то, сколько км я в состоянии за раз проехать в адеквате — до 300. А вот прямо за границей этой цифры сразу начинается усталость. От Рованиеми до Оулу было меньше 300 :).
В Оулу движение по центру мне показалось сложным — улицы с односторонним движением, и если без навигатора не знать, где они — я себя слабо представляю как ехать. Погуляли на рыночной площади, старые домики, памятник пузатому рыночному полицейскому.
Памятник Рыночному полицейскому :).
В продуктовый супермаркет не успели — суббота, он до 18:00. Ага, после шести не есть :).
Вообще магазины как бы не очень то работают вечером, также как и точки питания (не считая всевозможных гамбургерных и пиццерных). Уже была мысль поехать поесть в аэропорту — там то должно что-то допоздна работать. В отеле нам рассказали и показали на карте, где есть маркет, работающий до 11 вечера. Вообще — какие везде отзывчивые люди, как приятно, что все с удовольствием готовы постараться понять и помочь.
Вечером я стала вспоминать, что еще где мы хотели посмотреть. Скульптуру с идущими людьми. Почему-то мне казалось, что она в следующем городе, Ювяскюля (мама это название так ни разу и не смогла выговорить :). Но Яндекс сказал нам, что они все же в Оулу. Решили сходить к ним утром.
День 6-й
Утро воскресенья встретило нам тишиной и пустотой. Пошли дошли пешком до центра, нашли людей, скульптурная композиция называется «Течение времени», идут друг за другом люди разных эпох, начиная с древних времен и заканчивая человеком с мобильником. А впереди сидит маленький мальчик, заботливо укутанный в такие же маленькие вязаные шапочку и что-то наподобие свитера. Мама так жалела, что у нас только по одному шарфу, нам нечего им оставить…
Утро воскресенья — никого, ничего, и все закрыто…
От Оулу до Ювяскюля доехали тоже весьма спокойно. С большим перерывом на заезд на заправку ABC в Пюхяярви, мы там реально провели часа 1,5. Девушка, которая помогла мне с заправочным автоматом, встретилась нам на выходе из ресторана, смеясь погладила живот и сказала, что здесь у нее тоже full tank). Буфет на АВС — это, конечно, нечто! За примерно 400 рублей ты ешь все, что есть, и сколько хочешь. Мне хотелось остаться там жить :). И особенное впечатление произвели заправочные туалеты с, простите, биде. Я пробую представить на наших заправках ну хоть какой-нибудь туалет вообще — не получается…
Парковочные места для собак на заправке.
Этот путь был больше 300 км, я утомилась. Но ни в какое сравнение в первым днем не идет, так что было уже вполне нормаль.
В Ювяскюля, как и везде, сходили вечером погуляли по пешеходному центру. Потом пошли смотреть их знаменитый светящийся мост над озером. От ветра и близости воды было жутко холодно, но созерцание местной красоты потребовало от нас этих жертв.
Окна номера выходили на улицу и железнодорожные пути за ней. Кто-то в отзывах на booking жаловался, что было шумно. Не знаю, не обратили внимания, легли и уснули. Только засыпать почему-то не хотелось. Может, от чувства, что близится конец поездки. Машину в Хельсинки отдать нужно было в 14:00, во исключение излишних волнений выехать решили в 8 утра, ехать около 280 км.
День 7-й
Зачем-то несколько раз пытался нас запутать навигатор, но я уже заучила — нам по Е-75, и ничего другого не знаю и слушать не буду. Он повозмущался и соглашался. В итоге, по-моему, больше половины пути ехали от Лахти по магистрали со скоростью 120. Когда я поняла, что до въезда в Хельсинки остается км 10, а времени еще несколько вагонов, остановились и заложили в навигатор заезд в терминал Олимпия (оставить чемоданы в камере хранения до парома) и на заправку в городе (чтобы вернуть машину точно с полным баком).
В городе трястись по мостовым мне не очень понравилось, но таких улиц реально много. У терминала первый и единственный раз пришлось воспользоваться платной парковкой, я накидала в парковочный автомат каких-то монет, что-то нажала, он мне выдал что-то с устраивающим меня временем. Оставили чемоданы, поехали на заправку. Она, естественно, оказалась автоматической — просто две колонки посреди города. И как-то вокруг никаких стоящих авто с признаками наличия водителей. Подошла к прохожим парням с вопросом — умеют ли они пользоваться этой штукой. Пошли со мной, помогли, поулыбались, пожелали доброго пути :).
Поехали сдавать машину в офис. Вот тут-то нас и настигла неведомая фигня. Как только навигатор говорит: «Поверните налево/направо» — так в этом месте как раз оказывается стоит знак, запрещающий этот самый поворот. У меня рука не поднялась крутить в ту сторону руль. Продолжалось это на протяжении, наверное, получаса, крутились по самому центру и все никак он нас до места не хотел по правилам довести. Я потом уже увидела знакомую улицу Runeberginkatu, выключила навигатору голос, потому что без него уже четко обозначилось, что нужно с нее на Salomonkatu и потом на Malminkatu (названия улиц, видимо, со мной навсегда останутся :).
Приехали в конечную точку маршрута, а навигатор так и рвался все указать развернуться и еще куда-то ехать. Отдали машинко. Мама гладила ей «ушко» и говорила — пока пока, наша умница :). Вот так благополучно и закончилась наша финская машинная неделя :). А дальше нас ждал паром в Швецию и Стокгольм. Но это уже другая, немашинная история :).
О чем жалею, что не было больше времени на подготовку к поездке дома, например, не подумала найти и взять с собой карту автодорог Финляндии. Конечно, везде в отелях есть вай-фай и я смотрела карты на ноутбуке — но это реально было не то, как если бы можно было развернуть бумажную. И купить нигде не догадалась, видимо, от излишнего волнения в пути.
Хватило ли времени и не было ли его мало? Да как-то в принципе хватило. Во всех городах есть свои любимые местные достопримечательности, все свои города любят и называют кто «Самый умный город» — Оулу, «Город света» — Ювяскюля, «Самый большой город Европы» (по площади, включая все его леса) — Рованиеми. Везде есть музеи, но мы не ходили. А так, полдня по каждому городу погулять — нам достаточно показалось. В Рованиеми можно было бы побыть подольше. Можно при желании покататься на лыжах и съездить на оленью и собачьи фермы за городом. Мы по срокам возврата в Хельсинки и дальнейшего путешествия были ограничены, все рассчитано заранее. Но и два дня тоже были вполне интересными. Везде интересно, везде красиво. Очень хочется когда-нибудь еще обязательно съездить и летом в те такие дальние для нас северные края!
Мама сказала, что она таких ярких впечатлений и положительных эмоций не испытывала ни от каких югов и теплых стран. Я тоже довольна (если первый день не очень вспоминать :)).
Так что, если кто хотел бы так поехать, но сомневается в себе и своих силах — езжайте, все у вас получится!
Если уж даже у такого абсолютно неприспособленного и неподготовленного к самостоятельным путешествиям человека, как я, получилось :).
Удачи!