|
Никогда не понимал путешественников. И когда в детстве читал книги из серии «Мир приключений», и когда фильмы смотрел, никогда не мог понять, как можно без прикладной цели пускаться в неведомые дали. Ладно там научные экспедиции, с ними всё понятно, но вот индивидуальные путешественники, за свои, лезть в дебри или снега... вообще не понятно, что движет такими людьми.
Так и продолжалось бы, возможно, и дальше, но в далёком уже 2012-м купил я себе Harley-Davidson Sportster XL883. И решил обкатать, прокатившись из Уссурийска в Хабаровск. И всё прошло здорово, даже небольшое ДТП на трассе, где я своим локтем разбил стопарь судье Ленинского района Владивостока, ту поездку не омрачил. И главное, что я тогда понял, что мне нравятся длинные прохваты. Особенно путь домой, когда после всего увиденного на знакомые вещи ты смотришь по-новому, с забытым с детства чувством удивления, надо ж тебе, всю жизнь тут езжу и не замечал, что с этого места виден мой дом. И решил я тогда замахнуться от души, и доехать до самого до Байкала, и про остров Ольхон не забыть. И доехал, и увидел и то и другое, и окунулся в озеро, и отведал омуля, и даже удачно вернулся без поломок и происшествий.
Про ту поездку я написал рассказ и опубликовал в разных местах, даже журнал «Мото» его напечатал в 13-м году в сокращённом варианте. Ещё тогда я неосторожно высказал мысль, что было бы неплохо пересечь на мотоцикле весь наш континент, предварительно скатавшись на Север, до Магадана, да сделать это в один присест. Наивен я был и неопытен. После той поездки, дальше Комсомольска-на-Амуре я не выдвигался. На мотоцикле, в смысле, не выдвигался. Но, как это и бывает чаще всего, мысль, обронённая на удобренную почву, дала всходы... спустя девять лет.
В этом году я понял, что тянуть дальше смысла нет. Почти все дела на России я закончил, ИП закрыл, к эмиграции почти готов, и если в этом году не поеду, то скорее всего не поеду никогда. Но свой тур-эндуро Honda Africa Twin я продал в прошлом году, а ничего другого подходящего к намеченному маршруту у меня нет, и надо что-то или покупать или менять на то, что есть. Проще было купить, но куда его, четвёртый мотоцикл, потом девать? Целый месяц безуспешно пытался обменять один из своих байков на приглянувшиеся мне тур-эндурики, пока наконец в конце июля я не обменял свой максискутер Honda Silwer wing 600 с моей доплатой на безумный даже сегодня, безпробежный КТМ 950 Adventure 2004 года, ещё карбюраторный, в прекраснейшем состоянии.
Обменял довольно поздно, а надо было выдвигаться в начале августа, до сезона дождей. Но как ехать много тысяч километров на неподготовленном и непроверенном мотоцикле? Поэтому выбрал маршрут в четыреста км в сторону моря под Находкой и поехал проверять что да как. И надо сказать не зря, например, форма и мягкость сидули на нём точно не рассчитаны на долгое времяпрепровождение в седле. Ещё не хватало USB зарядки, кронштейнов под телефон и центрального кофра, боковые стояли при покупке. А вот всё остальное было каким-то умопомрачительно эффективным в сравнении со всеми моими мотоциклами, бывшими до. Двигатель, тормоза, подвеска, проходимость, устойчивость, всё было на реально заоблачных высотах, да таких, что иногда я чувствовал себя всемогущим, и не менее! Я ехал куда хотел и как хотел. Я люблю японские мотоциклы и искренне считаю их лучшими в мире по сбалансированности характеристик и надёжности, но после этого КТМ я серьёзно пересмотрел своё отношение к европейской технике.
Все недостающие добряки заказал на Али, ибо переплачивать в две или две с половиной цены в местных магазинах не хотел. Скорость доставки, конечно, не впечатляет, но сэкономленные средства скрашивают ожидание. На счастье, надувная накладка на сидение и задний кофр пришли первыми, а вот комплект USB зарядки и кронштейн для телефона застряли на таможне, и, судя по сообщениям с Али, продлиться это могло очень долго. Пораскинув мозгами, вместо USB зарядки с собой был взят пауэрбанк, а роль кронштейна для телефона была возложена на штатный бардачок на баке. Точнее, между баков, у этого мотоцикла два независимых бака слева и справа по 11 литров каждый. Это пришло из мира ралли-рейдов по пустыням, где КТМ не единожды брал золото. Даже повредив один бак, ты всё равно поедешь дальше на втором. Этот мотоцикл в целом воплощение старой доброй формулы «гонки улучшают породу». Порой проезжал по таким участкам, что на них было страшно даже смотреть, но, если судить по поведению мотоцикла, на нём это не сказывалось вообще никак.
Кароч, приспособив надувную сидулю поверх штатной и загрузив все кофры полезными и не очень вещами, ранним утром 18 августа я выдвинулся в сторону Хабаровска, намереваясь там отобедать и решить, сколько ещё можно проехать в первый день.
До Хабаровска я ездил уже много раз и по знакомой дороге, обливаясь потом под палящим солнцем, довольно быстро прибыл на место. Там отстоловался в Додо-пицце и собрался было дальше, но вдруг понял, что забыл свой мощный кошелёк где-то там, в пиццерии. А там всё! Документы, карты, паспорт, куча денег, водительское. Словом, вообще всё, без чего ехать дальше не имеет ни смысла, ни возможностей. Но, тем не менее, с каким-то внутренним спокойствием я возвращаюсь в пиццерию и спрашиваю не отдавал ли кто часом найденный увесистый кошелёк? И так же спокойно меня просят сообщить фамилию человека на водительском, после чего отдают кошелёк обратно, в котором на месте вообще всё. Отдаю немного на благотворительность на кассе и еду дальше, поворачивая на выезде из города на запад, меняя северный азимут.
А дальше был Биробиджан, до которого я добрался в первый день и в той своей поездке на Байкал в 12-м году. Я даже хотел заночевать в той же самой гостинице, но не было мест. Потом в следующей гостинице тоже не было мест, и в следующей, и только в следующей за ней мне предложили люкс за какие-то невменяемые деньги. Кто обладает всей полнотой информации о городе как не местные таксисты? Все это знают, и в этот раз снова старый трюк сработал. Первый же таксист дал координаты людей, у которых можно снять квартиру посуточно, что я и сделал за всего 2500 рублей. И был вечер, и была ночь, день первый. Пройдено 850 км.
Отмывшись, отоспавшись и отзвонившись манагеру, закрываю квартиру и кидаю ключи в почтовый ящик. Погулял по городу, поглазел по сторонам, и с удивлением узнал, что Шолом Алейхем был реальным персонажем, на минуточку. Он писал стихи, и в Биробиджане ему стоит памятник. А мы так в детстве в шутку приветствовали друг друга, возгласом «шалом алейхем!». Вот ведь удивительное дело. Позавтракав в самой ранней столовке без окон, забираю мотак со стоянки и направляюсь дальше на запад, наматывая километр за километром по Еврейской автономной области.
Когда под колёсами стелется ровный асфальт, по которому можно ехать под 150 км/ч, не выискивая глазами подвохи на дороге, ехать можно очень долго. Так долго, что только лампочка резерва будет возвращать тебя на землю, заставляя искать заправку. К слову сказать, на полном баке моего мотоцикла можно проехать 410 км, включая резерв, но обычно я начинал высматривать заправки проверенных сетей после 350 км, чтобы не заливать в баки не пойми что.
Проезжаю через реку Хинган, границу между Еврейской и Амурской областью. Качество дорог становится ещё лучше, трафик всё реже, и я волей-неволей разгоняюсь ещё быстрее, порой обнаруживая себя мчащимся под 180 км/ч. Осаживаю свою прыть, т.к. 410 км общего пробега на таких режимах сжимаются до 250, если повезёт. На одном из перегонов жаждал увидеть любую заправку, хоть из канистры на обочине трассы, потому как резерв стремительно пустел, и когда я небесной милостью дотянул-таки до колонки, один бак был полностью сух, а во втором на дне плескалось всего полтора литра бензака.
После таких рекордных заездов я решил сбавить темп, дабы все воспоминания о дороге не состояли у меня из одних только линий разметки и АЗС. Да и знамение, которое я увидел в небе, намекало на то же самое. Я увидел пушистое облако, из которого вилась, как нитка из пряжи, другое облако. Память тут же включила песню Алисы «Веретено».
Когда-нибyдь замедлить бег
И yже не спеша
Увидеть как беpет pазбег
Дyша…
С целью замедлить бег, я изменил маршрут и свернул с федералки в сторону города Белогорск. Я много раз проезжал мимо, один раз был на ж/д вокзале, но сам город не видел ни разу даже со стороны. Решил остаться там с ночевой, сняв номер в гостинице, чтобы было время ознакомиться с ним, не спеша посидеть в кофейне, побродить по улицам этого небольшого, пыльного провинциального городка. В центре, рядом с кинотеатром, с 14-го года стоит памятник тем самым ихтамнетам, в девичестве «вежливым людям». Помните, как всё мило начиналось? Я тогда ещё верил в эту страну и всеми силами её поддерживал.
Бродил по улицам до темноты, пройдя через парк с высоченными мачтовыми соснами и выйдя на дикий неустроенный берег реки Томь, на которой стоит город. Интересно, что Благовещенск, тот, что на 120 км южнее, имеет прекрасно обустроенную набережную через Амур с видом на Китай. Так им есть с кем соревноваться, как сказал мне таксист, забиравший меня из этого комариного царства.
Вернувшись обратно в центр, я купил билет в кино. В прокате давали «Кодекс киллера» с Сэмюэлем Джексоном и Мегги Кью. Ничем особо не запомнился, но было приятно закончить день под его просмотр. А вот таксо в Белогорске по ночам не ездит, и мне пришлось в пешем режиме добираться до гостиницы почти четыре километра. А всего за день пробег составил 488 км.
На третий день я решил, что я достаточно отдохнул и потому надо бы сегодня добраться до Тынды, столицы БАМа. Судя по расстоянию и времени выезда, в Тынду я должен был приехать немного после обеда. Но уже ближе к обеду дорога впереди стала мокрой, а навстречу стали попадаться машины с включёнными дворниками. Плохой знак, значит, впереди дождь. Делать нечего, надеваю дождевик и сбрасываю скорость до 80 км/ч для езды по мокрой дороге. Хотя в таком режиме есть и плюс, расход упал и можно ехать дольше, не теряя время на заправках. Вскоре дождь разошёлся не на шутку и скорость пришлось снизить до 60 км/ч, перестроясь ближе к обочине. Так я и дотянул до Невера, где находится развязка на Якутск в сторону Севера и Читу дальше на запад. Там есть кафешка, в которую я заезжаю всегда, когда еду мимо. Перекусил, напился чая, зарядил телефон, почитал новости и снова под дождь, который и не думал стихать. Интересный факт, но в это место я практически всегда приезжаю под дождём, в разные года и месяцы.
До Тынды остаётся совсем ничего, 167 км, и надежда, что я приеду туда засветло даже с такой скоростью, ещё жива. Проезжаю Соловьёвск и, опа, скрепные дороги во всей своей неприглядной красе встают передо мною в полный рост. Ремонты, капитальные ремонты, реконструкции, какие-то вечные переделки и доделки, глина, жидкая глина, острый скальник, пыль, ямы и ямищи с тех пор будут постоянными моими спутниками на всей протяжённости этой трассы.
Едешь такой себе по асфальту законные 80 км/ч, а тут сбоку табличка: реконструкция дороги, 26 км... Или просто асфальт обрывается километра на два-три безо всяких там табличек, и ты плетёшься по скользкой глине или дырявой гравийке со скоростью 40 км/ч битый час, выматывая себя по изнеможения. До Тынды доехал уже потемну весь мокрый и грязный. Даже дождевику нужен отдых, и если его нет, то он начинает халтурить, то тут, то там пропуская воду. Под навесом заправки на въезде в город ищу гостиницу на Букинге, но, судя по ценам за номер, в них живут директора золотодобывающих предприятий. У обычного автолюбителя, заправляющего свою бричку рядом со мной, спрашиваю, есть ли в городе что попроще, для обычных пролетариев? Он сперва объясняет как доехать, но потом говорит, что чёртовы москвичи перерыли весь город со своими ремонтами и лучше он проводит меня до места, а то я вовек ничего не найду. Проезжаем тандемом пару километров до нужного адреса, и дядька даёт мне новые вводные, в какую дверь мне надо постучать кодовым стуком и в каком подъезде, чтобы меня впустили! Благодарю его и отправляюсь на ночное рандеву, в надежде спрятаться от дождя в тёплом номере. Но не тут- то было! Или я неправильно стучал, недостаточно точно выдерживая паузы, или ещё что, но дверь мне не открыли и внутрь не пустили! Перепробовав несколько вариантов, махнул рукой и решил снять номер для олигархов, не тусить же в подъезде до утра. Звоню в ближайшую и спрашиваю, может, есть что попроще, ведь мне только переночевать. И, оказывается, есть общие номера на три кровати для дальнобойщиков, 900 рублей с носа за койко-место и общий же душ. Но много ли надо уставшему путнику? Доезжаю до точки, оплачиваю место и обнаруживаю там же неплохую закусочную, в которой я и просидел часа два до самого закрытия. За день пройдено 694 км.
Утром понял, что нифига я не отдохнул и не выспался, а расчётный час вот он, приближается неумолимо. Позавтракав в той же кафешке и посмотрев расстояние до следующего своего пункта назначения, города Нерюнгри, а там жалкие 207 км, решил, что можно позволить себе погулять по городу до вечера, а потом за пару часов ненапряжного прохвата доехать к вечеру до Нюрки, где и заночевать. С этими мыслями я принялся исследовать город, порой приходя в ужас от условий быта местных хороняк...
И что характерно, на все мои реплики типа «как вы тут выживаете?!» они чуть ли не с кулаками лезут тебе в лицо, доказывая, что живут они тут припеваючи, но в процессе разговора остывают и сами начинают сетовать на всё вокруг...
Уже через пару часов этих мытарств я понял, что с меня хватит Тынды и, наверное, надо двигать дальше, как вдруг заметил на карте указание «Музей истории БАМа» и подумал, что будет лучше походить по музею, чем по отсутствующим дорогам и имитациям тротуаров города Т.
Так вот, в этом музее я завис на четыре часа с небольшим. Про него можно и нужно писать много и отдельным постом. Это самое яркое событие для меня во всей Тынде и самое лучшее место Тынды как таковой. Экспонаты, хранители, истории, атмосфера — всё великолепно. Если бы не этот музей, остались бы от Тынды одни лишь печальные воспоминания. Впервые в жизни увидел камень под названием чароит, на фотках он чёрно-фиолетовый. Самый молодой минерал, открытый на Земле. И есть только на территории Якутии и больше нигде, плюс обложен лимитом на добычу. Он настолько меня впечатлил, что я прочитал про него всё, что смог найти.
Бывшие нефтеналивные бочки, переделанные под элитные общаги. Да-да, именно лухари-стайл. Их была целая улица под названием Директорская, но т.к. на БАМе было много интеллигентов и людей всесторонне развитых, то улицу эту очень быстро стали именовать не иначе как улица Диогена).
После музея настроение моё резко улучшилось, да и погода распогодилась, стало теплее, и я даже расстегнул пуховик) Часа в четыре, закупившись сувенирами и наделав кучу фоток, седлаю свой байк и выезжаю на трассу в сторону Нюрки. Хотя там и ехать-то больше некуда, либо на Север в сторону Нюрки, либо в никуда по любому ответвлению с дороги, в которое можно уйти навсегда, как в Шамбалу. Асфальт временами заканчивается, временами начинается, но в целом дорога неплохая, совсем уж бардака километров, может, пятнадцать, и довольно скоро я добрался до границы республики Якутия. Там местные якуты и неравнодушные остальные оставляют подношения духам в виде оладий и прочих съестных припасов. У якутов считается, что местные духи предпочитают оладьи другим угощениям. Оладий у меня не было, и потому я привязал сигнальную ракетницу к ленточке, которая была привязана к столбу. Эти ракетницы я брал с собой, чтобы отпугивать внезапно подкравшихся медведей или любых других, решивших на меня покуситься.
Ближе к вечеру, перекусив по дороге национальными якутскими блюдами, добрался я до города Нерюнгри, полностью состоящего из серых бетонных многоэтажек, чужеродно торчащих в небо посреди тундры. Долил масло в двигатель, надел тёплый свитер и начал искать гостиницу. Как-то так удачно получилось, что я спонтанно остановился прямо напротив очень неплохого варианта с номерами по 2000 рублей, где и остановился. Думал пойти прогуляться, светлого времени оставалось с час ещё точно, но снова начался дождь, похолодало ещё сильнее, и навалилась какая-то мрачная волна уныния, апатии и безнадёги, скорее всего, от окружающего меня пейзажа, так что я предпочёл остаться в номере, где и чифирил до самой ночи. За день пройдено 207 км.
На четвёртый день своего прохвата, я понял, что те тёплые вещи, что я взял с собой, не такие уж и тёплые для конца августа в местных широтах. Ночью шёл дождь, а к утру, наверное, и подморозило, не знаю, но мотоцикл завёлся только с третьей попытки. После чего заглох и со второго раза завёлся уже окончательно. Поехал искать мойку, т.к. город Нерюнгри хоть и неприветливый и серый, но всё-таки город, не дело разъезжать по нему в таком виде. Потом припарковал мот около администрации, чтобы самому спокойно погулять, ужасаясь пейзажам.
Местный якут, по совместительству уборщик в администрации, вызвался присмотреть за мотоциклом, пока я буду любоваться местной урбанистикой. Оказалось, что он и сам убеждённый мотоциклист, и если бы не жена, давно бы сменил свою бричку на мотоцикл.
Люди уже утеплились, попадались и более тепло экипированные граждане. Мне пришлось тоже пододеть термобельё, чтобы не стучать зубами. Город, конечно, удручает взгляд, давит на психику и вкупе с низким тяжёлым небом утомляет. Конечно, можно привыкнуть и к такому окружающему пейзажу, но что хорошего в таком привыкании? Трижды правы все те, кто в подобных широтах раскрашивает эти бетонные коробки в яркие цвета. Здесь же ярким был один единственный детский сад, бросающий вызов окружающей серости.
Потусив в городе до обеда и практически полностью погрузившись в депрессию, решил немного скрасить своё пребывание в этом месте чашкой хорошего кофе и чем-нить легким, воздушным, неземным на десерт. В гугол-картах выбрал кофейню с хорошими отзывами и пошёл туда, в надежде обрести умиротворение и отдохнуть от безумных индустриальных пейзажей. Пришёл на место, заказал самый большой американо и один сочень (мне не даёт покоя его название, может, он называется так потому, что он сочный очень?), попутно вынимая из кармана пирожок с брусникой, оставшийся ещё со вчера. Как вдруг бариста на кассе встаёт в позу и заявляет, что со своим нельзя, кофе в таком случае просто на вынос, но т.к. я заказал не на вынос а в обычной кружке, то спрячь свой пирож обратно и не вздумай его оттуда доставать, иначе она меня выгонит! Ого! Пытаюсь объясниться, что я вот тут путешествую на мотоцикле, заехал к вам с надеждой и верою на приятное избавление от страданий, чтобы посидеть в тепле за чашкой ароматного кофе и надо ж тебе, в кармане как раз пирожок, не есть же мне его под дождём, и где как не в кофейне его употребить по назначению? Но она была непреклонна, или проваливай со своим пирожком или спрячь его подальше и не отсвечивай! Однако… Но я же не шиком брит, я просто положил пирожок в их фирменный пакет к соченю и спокойно съел под кофе)
Надо ли говорить, что после подобного, задерживаться в этом городе не было более никакой нужды? Я поехал дальше на Север, не особо торопясь, ведь до Алдана, который я хотел посмотреть, наверное, больше всего остального, было около 250 км. Да и холодный дождь, который накрыл меня вскоре после выезда из Нюрки, настраивал на неспешный лад.
Когда-то давно я читал повесть «Становой хребет». Там было много всего, но отдельным эпизодом было описано как раз становление посёлка Алдан на месте золотодобывающей артели, в 1924 году. Это было хоть и художественное произведение, но в основании имевшее реальные события с реальными историческими персонажами. Довольно красочно автор описывал первые постройки и быт переселенцев, и хоть я и не надеялся увидеть всё в первозданном виде, но кое-что, считаю, ухватил из тех времён.
А пока асфальт сменялся ужасной гравийкой и обратно, мелькали редкие постройки вдоль дороги, я заехал на перевал, где увидел лежащий снег! Ну хотя это я громко сказал, снег. Он был, наверное, ночью, а сейчас от него осталось лишь небольшое пятнышко размером с парковочное место для машины где-то на склоне сопки, но он был! При желании до него можно было дойти и взять его в руки, но понятно, что такого желания у меня не возникло. Как же там было холодно, на том перевале. С неба шёл холодный дождь, сбоку дул ледяной ветер, да ещё это холодное дыхание остывающей земли, которое ощущаешь просто нутром. Я включил подогрев рукояток и поплотнее сжал коленями бак. Скорость не увеличить, если не хочешь кувыркнуться через руль, так что приходится ползти со скоростью километров в 40, медленно объезжая ещё более медленно плетущиеся грузовики. На мой взгляд, в ту степь можно ездить только за очень большие деньги, и я наконец понял некоторых своих клиентов, отказывающихся от рейсов я Якутск, несмотря ни на какие деньги.
То были долгие 250 километров. Не знаю, от чего я устал больше, от дождя и холода или от ужасных дорог. В Алдан мне удалось приехать хоть и засветло, но под довольно неприятным дождём, напоминающем водяную пыль. Не самая лучшая погода для прогулок, но всё-таки любопытство взяло верх, и я сделал несколько кругов по городу на мотоцикле, выискивая, за что бы зацепиться взглядом.
После чего нашёл единственную открытую кафешку и заказал единственное доступное блюдо, шашлык с лавашом и соусом. Уплетая шашлык, просматриваю предложения по гостиницам на Букинге. Почему-то чем захолустнее место, тем более дорогие в нём отели. 7000 за сутки, 7500... 10000, и это в Алдане! Я, говорю им, золото тут не мою, есть что-либо попроще, переночевать и уехать? Предложили одну комнату, но без удобств, ремонта, отопления, со старой мебелью и без доступа к кухне за 2500... вежливо отказался. И вы знаете, им плевать на вас. Тётка на другом конце в ответ на вопрос «а чё так дорого-то?!», мне без обиняков сказала, что номера выкупаются этажами, да ещё и заранее, людьми из самого Москоу, после чего туда заселяются вахтовики, добывающие золото для… тут она немного запнулась? но продолжила, для страны.
Пока я обдумываю варианты, в кафе заходит местный таджик. Отдаёт долг на кассе и заказывает себе шашлык с лавашом, даже не поинтересовавшись, что есть ещё. Смотрит на меня и спрашивает, не мой ли это мотоцикл перед входом, и не в Магадан ли я на нём собрался? Это было немного неожиданно, т.к. он вообще первый, кто угадал конечную точку моей задумки. Да, говорю, всё верно, а как понял? А куда ещё на таком мотоцикле можно ехать, смеётся он. Но что-то ты поздно, там уже дожди начались, а потом сразу холода, раньше надо было ехать. А откуда едешь? Из Уссурийска, отвечаю я. О, Уссурийск! Я там служил в 78-м! Я надеюсь, ты не прямо сейчас уезжаешь? А то смотри, дождь усиливается, а следующее место, где можно нормально остановиться, это Нижний Бестях, а до него ехать и ехать. Сам знаю, вздыхаю в ответ и сетую на то, что в Алдане для простого путника вообще нет места для ночлега, в довесок ко всему. На что он хитро улыбается и говорит, что не стоит по этому поводу переживать. Набирает какой-то номер, с кем-то говорит на своём по телефону и спрашивает уже меня, есть ли у меня, где оставить мотоцикл? Отвечаю, что, конечно же, нету, он добавляет ещё что-то на своём, выслушивает ответ и заканчивает разговор. После чего с довольным видом усаживается напротив и объявляет, что моя проблема решена, мотоцикл я могу оставить на стоянке около СТО его брата а в нормальную гостиницу, которую держит друг его отца, он меня потом отвезёт сам. Очень гостеприимно) После ужина выезжаем под дождь. Я еду за его Пробоксом на стоянку, после чего пересаживаюсь к нему, и он довозит меня до гостиницы, вернее хостела «На паузе», которого нет ни на одном сайте. От души благодарю и насильно вручаю ему сто рублей за суету.
В хостеле чисто, тепло и по-домашнему уютно, несмотря на двухярусные кровати вдоль стен. Койко-место за 600 рублей и полный доступ ко всем благам, включая кухню. Вот это по-нашему, по-бразильски! С какой радостью я вскипятил чайник и заварил огромную кружку крепкого чая, из заварки, которую вёз с собой, и не передать. Вообще, для счастья нужно не так уж и много) Народу примерно половина от полной вместимости, так что не тесно. В основном таджики и узбеки, по утрам делающие намаз на молельном коврике. Ближе к ночи все затихают и очень быстро весь хостел погрузился в сон. Пройдено 268 км.
Наутро в Алдане меня начинают стращать разными историями о колымской трассе. Длинные перегоны без заправок, злые якуты в посёлках, переправа на Хандыге с паромом, который ещё нужно дождаться, отсутствие ночлега, ужасные дороги. На этом месте я невольно смеюсь и говорю, что ваши дороги я уже видел, и понял, какие они могут быть. После чего смеются уже они, говоря, что если я что и видел до Алдана, то это было лишь лёгкое бездорожье, не идущее ни в какое сравнение с тем, что ждёт меня впереди. Воодушевляет)
Плотно позавтракал в мусульманской чайхане с огромными порциями и пошёл за мотоциклом к таджикам.
Забираю его и тщетно пытаюсь дать им хоть сколько-то денег. Те ни в какую! За тебя попросили, поэтому никаких денег не надо, езжай себе спокойно. Приятно, ничего не скажешь) Заливаю полные баки на выезде из города по цене 55 рублей против 50 за литр на большой земле, выезжаю на трассу и в путь, помолясь. Как приехал под дождём, так под дождём и уезжаю, хотя он там лил уже третьи сутки. Не намечаю никаких планов на сегодня, потому что, как мне сказали, шутки закончились, гравийки станет намного больше и качество её станет намного хуже, плюс температура упала до +12 градусов, на ходу превращающиеся дай б-г чтобы в +5. Кароч, еду медленно, и теперь уже меня обгоняют грузовики, обдавая брызгами из-под колёс. Лишь на частых грунтовых участках я восстанавливаю статус-кво.
Заметил одну особенность гравийных участков: даже маленькая ямка диаметром сантимов пятнадцать вызывает содрогание всего мотоцикла, а те, что больше, так и подавно. Не поленился спешиться и разобраться в чём дело. Опускаю ногу в небольшую ямку на всю непромокаемую глубину берца и не могу достать до дна! Его там вообще нет! Все эти ямы по трассе они как колодцы, где колесо не может опереться о дно, а просто проваливается и упирается в края. И есть участки, где эти кратеры не объехать на протяжении десятков километров. Да, именно десятков. На щитах красуется информация о ремонтируемых участках: 12 километров, 17..., 26..., 30..., 42 километра... Втыкаешь первую передачу, встаёшь на подножки и пилишь 30 км/ч под вой вентилятора. Иногда удаётся взять вторую и разогнаться до 40-45, тогда мотору удаётся немного остыть, а мне выдохнуть. КТМ это не тот мотоцикл, который легко переносит перегревы, некоторые бывалые КТМоводы даже возят с собой ремкоплект водяной помпы, на всякий пожарный.
В этот день я выехал очень рано, не было и половины девятого, а к обеду проехал всего-то километров 200. В каком-то селе останавливаюсь около кафе. Заказываю обед и как можно больше чая, чтобы согреться и прийти в себя. Спрашиваю у тех, кто едет мне навстречу, будут ли ещё гравийные участки в сторону Якутска? Дружный хохот был мне ответом, и я понял, что да, их ещё будет...
Вот есть порядочные дальнобойщики, хотя они практически все порядочные. Всё-таки кочевой образ жизни на трассе накладывает отпечаток на характер и отношение к жизни. Всегда помогут, всегда что-то подскажут. Но есть и исключения, как и везде. С одним таким исключением я еле разминулся в узком месте очередного гравийного участка. Поздно заметил, что однополосная дорога перешла в двухполосную с насыпанными кучами щебня посередине. Мне надо было свернуть направо на свою полосу, но я проскочил знак и очутился на встречке. Встречка узкая, метра три; справа плотно насыпанные без зазора высокие кучи метров в пять высотой, а слева обрыв метров шесть. Развернуться не получается, ямы очень глубокие, половина колёс утопает в жидкой глине, вытолкать мотоцикл назад не хватит сил. Смотрю вперёд, там никого, и до следующего разъезда метров 60-70. Как можно скорее, насколько позволяют условия, мчу вперёд, как вдруг из-за перевала впереди показывается красная Вольво, которая недолго думая залезает в свою полосу и мчит навстречу так, как будто меня там и не стояло. Причём водила меня прекрасно видит. Насколько могу высоко заезжаю на кучу щебня, одновременно снимаю ногу с левой подножки и убираю её на другую сторону, наклоняя мотоцикл направо и удерживая на себе. Этот чудак просвистел мимо в двадцати сантимах, громыхая колёсами по ямам, даже не убрав ногу с газа. Следующий, кто ехал за ним, по всей видимости сам не ожидал такого манёвра, и как только увидел, что я остался живой и целый, начал моргать мне фарами и показывать рукой, чтобы я стаскивал мотоцикл с кручи и ехал до разъезда, он сзади никого не пустит.
Ближе к вечеру дождь наконец перестал, и за примерно 115 км до Якутска начался асфальт. У меня гудела голова, руки и колени. Я был задолбанный, грязный и мокрый как никогда в жизни. В сумерках я доехал до посёлка Нижний Бестях, который находится на восточном берегу Лены, тогда как сам Якутск находится напротив, на западной стороне. В тёплое время года попасть с одного берега на другой можно только на пароме, зимой же ладят ледовую переправу. Бензак снова подорожал, теперь за него приходится отдавать 57 рублей за литр 95-го. На заправке перед самым посёлком мотоцикл странно завёлся, как будто на полусевшем аккумуляторе. Не удивительно, целый день я ехал с подогревом рукояток и включёнными дополнительными противотуманками. Отключив все дополнительные потребители, неспешно качусь по посёлку, надеясь, что акум успеет подзарядится. Сам посёлок мне уже начинает нравиться, с первых метров. Не скажу точно почему, но он какой-то живой: ходят люди, дети бегают, таксисты снуют туда-сюда, много магазинов, гостиниц. А в Алдане и Нюрке с Тындой не покидало чувство запустения. Казалось, что все вымерли или попрятались, пережидая какой-то катаклизм или нашествие зомбей. Гостиницы есть, и какую выбрать я даже не сомневался, когда увидел перед одной из них автомобиль, который снимает панорамы улиц для интернет карт. Эти парни вряд ли станут останавливаться где попало, а мне в моём состоянии очень хочется как можно больше комфорту, и на цену за номер я и смотреть не стану. Мне нужен горячий душ, чайник для чая, розетки для зарядок и огромная мягкая кровать) Но меня по-хорошему удивили, объявив цену в 2500 за отдельный номер. Сперва я отмылся сам, а потом загрузил все свои грязные дождевики, куртки и берцы в душевую кабинку и принялся их усердно отмывать. Как нарочно в моём номере стоял напольный отопитель каких-то циклопических размеров, который хоть и весело гудел всю ночь, но исправно высушил все выстиранные вещи.
Перед сном не отказал себе в удовольствии зайти в местный супермаркет. Я уже давно был наслышан о якутских колбасных изделиях комбината Хоту-Ас. Все кто пробовал, говорили что лучшего и желать нельзя. Взял несколько сортов на пробу и таки да, людская молва не обманула, колбаса одна из лучших из тех что я пробовал. Думаю, даже сам великий Колбас не побрезговал бы ей причаститься. Слава колбасе! (Автор причисляет себя к некоему Ордену колбасистов, поэтому данный лозунг следует рассматривать исключительно сквозь призму сектанства и не воспринимать как руководство к действию. Прим.ред.)
За день преодолено 511 километров.
На следующее утро, седьмое по счёту, как следует понежившись в кроватке и от души взбодрившись чаем, прикидываю варианты дальнейших действий. Я ещё на подъезде к Нижним Бестяхам стал замечать странное поведение мотоцикла при торможении. Передние тормоза гудели и как-то ватно схватывали, а задние напротив, стали схватывать черезчур резко, но потом тормозное усилие передавалось рывками, как будто я погнул тормозной диск. Но чем больше я об этом думал, тем больше понимал, что сегодня я точно не буду ничего такого проверять и, вообще, самое время переставить мотоцикл на стоянку и отправиться в Якутск на своих двоих. И эта мысль пришлась очень даже ко двору. Но оказалось, что мотоцикл можно оставить там же, где он и стоял, во дворе гостиницы, да ещё и бесплатно! Мотоциклисты здесь наверное в почёте)
Потом короткий марш-бросок через лесопосад до берега Лены, и я попал в какое-то очень странное место. Судя по картам, где-то здесь паромная переправа, но среди намешанной глины и песка понять, в каком направлении топать, очень сложно. Кричу в кабину мимо проезжающему дальнобою, как попасть на паром и на каком можно отчаливать пешеходам? Он кричит в ответ что на любом, какой ближе. Демократично)
Подхожу к парому и вижу жуткую картину. Его аппарель опущена прямо на слабоподготовленный берег, после которого начинается длинный и крутой подъём к дороге и тяжёлые грузовики, выезжающие с парома на берег, разгазовывают моторы и срываются с места с дьявольским рёвом, чтобы хватило мощей взобраться на высокий бугор. Получается далеко не у всех, и тогда наступают томительные минуты ожидания под запах палёной резины.
Очередей на погрузку нет, но опустевший паром вновь заполняется машинами минут за пять-семь, после чего паром отправляется в обратную сторону. И так целый день.
Стоит это всё 120 целковых для пешехода. Паром идёт из Бестях в Якутск примерно полчаса, а обратно час, потому что против течения. Видел я там и скоростные катера, и даже один катер на воздушной подушке, типа Зубра. Это или МЧСники там развлекаются или же на нём возят с одного берега на другой глав золотодобывающих картелей или тех, кто помогает китайцам возвращать их тайгу на родину, в Китай.
На пароме холодно шо пипец! Холодный ветер с северов, не сдерживаемый на просторах Лены ничем, выдувает из тебя всё тепло минут за десять! А кают или чего-то такого нет и в помине! Автомобилисты пережидают переправу в салонах авто, а для пеших есть только лавки, установленные так, чтобы весь мир на тебя смотрел. Ушлые паромщики продают дешманский пакетированный чай в бомжовских пластиковых стаканчиках по 50 ржублей. О боги! Как же низко я пал. Да и замёрз он, едва я допил до половины.
На другом берегу ситуация ничуть не лучше. Та же грязная песчаная насыпь и больше ничего, только берег пониже.
Схожу на берег и с тоской смотрю на свои трекинговые кроссовки Lowa. Они такого точно не заслужили. Дочапав до остановки, беру влажную салфетку и как могу привожу обувь в порядок. Потом ищу урну и не могу её найти, а те, кто с интересом наблюдают за моими действиями, советуют не тратить время зря, урн здесь нет и, вообще, у них принято кидать мусор себе под ноги. Ей богу, они так и сказали! Ну и что мне оставалось делать? Грёбанный стыд!
Через полчаса приехал старый ПАЗик. Или новый ПАЗик, но уже старый, я не знаю. По внешнему виду отечественных бричек ведь не определишь, в какой именно эре их собрали, в мезозойской или палеолите. Еду по Якутску и глазею в окно, хоть и смотреть на окраинах этого пятого по величине города ДВФО решительно нечего.
Доезжаю до центра и перехожу в пеший режим. На улице хоть и теплее, чем было на пароме, но не тепло ни разу, всего +12. И это 24 августа. Немного побродил по самому центру и зашёл в какую-то благопристойную едальню с каким-то якутским названием. Самый интересный квест это пытаться угадать, что скрывается за тем или иным названием блюда) Как вам тиэстэлээх эт, чохочу или сыа этинэн сууламмыта) Хорошо главные блюда были с картинками. Насытившись под завязку, вывалился из кафе обратно на улицы. Всё-таки Якутск после всех ужасов пути прямо-таки оазис цивилизации посреди бескрайней тундры: высотные здания, «кофе с собой» на каждом углу, самолёты, взлетающие из аэропорта, офисы крупных компаний, да и просто шум обычной городской жизни успокаивают и возвращают в привычную колею. Поймал себя на мысли, что мне всё же больше нравятся сами города, чем дороги между ними.
Конечно, одного дня ничтожно мало, чтобы как следует ознакомиться с этим городом посреди вечной мерзлоты. Поэтому я практически не останавливаюсь, стараясь пройти через всякие мелкие улочки и переулки, а не только по центральным проспектам. Забрёл в какой-то исторический квартал, скорее всего, новодельный по большей части: деревянные срубы, забор из частокола, мостовая из пеньков. В самих зданиях различные магазины и даже ирландский паб. Еле удержал себя в руках, чтобы не зайти и не пропустить славную пинту ламбика) Вместо этого зашёл в кафе от Синабона и наконец-то отведал их великолепных булок)
Все дома стоят на сваях, чтобы тепло дома не оттаивало землю, и около некоторых установлены радиаторные установки по закачке атмосферного холода под землю, для термостабилизации грунтов под домом. Я видел такие раньше около мостов на территории вечной мерзлоты. Вообще, когда я читал с какими трудностями сталкивались первые дорожные строители в этих условиях, удивляюсь, что у них всё получилось. Ну может не всё, но кое-что получилось)
Те самые установки для закачки холода под землю.
Пока блуждал где-то между дворами и гаражами, обратил внимание на некий сруб, судя по всему оригинальный, без переделок и других пластиковых окон. Не знаю, как это объяснить, его даже можно покрасить, но ты всё равно будешь чувствовать его возраст. Что-то такое в этих старых домах есть, они всегда живут своей жизнью. Так это и оказалось, то был дом-музей «Якутская ссылка», в стенах которого я впервые услышал самое точное определение Северных территорий нашей необъятной, данное им ссыльными и каторжанами, — Тюрьма без стен.
В этом доме-музее, нетронутом и бережном сохранённом, чего только не происходило. Построенный как доходный дом ещё в 1880-м, уже до революции 17-го принимал у себя политссыльных, считавшихся врагами царской семьи. Один раз они устроили вооружённый бунт и дали самый настоящий бой страже, переросший в десяток убитых и раненных. Сохранилось даже повреждённое самими бузотёрами оружие, которое они привели в негодность перед капитуляцией. Есть там и оригинальные книги более чем столетней давности, с ятями и ерями, некоторые из которые можно подержать в руках и даже полистать их пожелтевшие страницы. А оригинальный державник 1722 года с манифестом его величества Императора на полуистлевшей бумаге, стоявший ранее в городском суде, вообще пригвоздил меня к полу на какое-то время. И его тоже можно потрогать и попытаться прочитать некогда пафосные строки. Некоторые экспонаты фотографировать не только не поднялась рука, а просто не дала какая-то сила. Например, доска с зажимами для рук и ног для телесных наказаний. Один б-г знает, сколько она впитала в себя боли.
Вообще, я считаю, что, если я был в каком-нибудь местном музее, то посещение города было полноценным и дальше можно спокойно и обстоятельно глазеть по сторонам, не пытаясь увидеть всё, что невозможно, и объять необъятное. Да и снова начал накрапывать дождь, а значит, самое время удобно расположиться за столиком одного из многочисленных заведений и послушать музыку под горячий кофе.
Ещё плюс большого города — это обилие гостиниц. От самых простых с общими номерами за символическую плату до люксов с ценой в 20К за сутки. Я обычно останавливаюсь в номерах в диапазоне 2000-3000 рублей за отдельный номер. Не вижу смысла переплачивать столько же за ненужные мне опции типа большого номера с толстым и мягким ковром и плазмой на полстены. В этот раз выбрал номер в семейном пансионе недалеко от центра за 2К денег и размеренно пошагал в его сторону. По пути стал очевидцем жуткой аварии и подвергся нападкам пьяного якута с пакетом вина в руках, настойчиво предлагавшего выпить с ним за дружбу народов) Но я был начеку, ведь все те, кто выпивали с якутами хоть даже и за вечную дружбу и выжившие после, рекомендовали мне не повторять их ошибок и не ввязываться в это дело. Поднимаю воротник и со словами «холодает, бляха-муха!» быстрым шагом удаляюсь прочь)
На следующее, уже восьмое, утро решаю, оставаться ли мне в Якутске ещё на день или всё-таки переправляться обратно и ехать дальше. Пока думал, узнал погоду там, и боги, хоть к пятнице и обещают +15, но по ночам температура уже минусовая! А значит, зависать в Якутске слишком долго не стоит. Позавтракав в якутской Додо-пицце, сажусь на автобус в сторону причала, после чего снова иду, чертыхаясь, по размокшей грязи и песку к берегу и захожу на ближайший паром. И если на прошлом пароме были хоть какие-то скамейки, то на этом не было вообще ничего и мне пришлось стоять около часа, разминая ноги перетаптыванием с ноги на ногу, потому что грязные машины расставлены зело плотно для большей вместимости и ходить тоже негде.
Когда увидел мотоцикл при свете дня, а наконец-то выглянуло солнце, сразу заметил какой он всё-таки грязный. Засохшая глина покрывала его всего, отчего он стал похож на глинобитное изваяние в духе абстракционизма. Срочно на мойку, а потом уже всё остальное! Но боги распорядились иначе: мотоцикл отказался заводиться, беспомощно треща релюхой стартера. А вот это уже тревожный звоночек, просто так он сесть не мог: это мог навернуться сам акум, или генератор или, скорее всего, сгорел реле-регулятор. Чтобы не занимать место во дворе гостиницы, выкатываю его на площадку перед дорогой, после чего достаю инструменты и пытаюсь подлезть к тому месту, где у него хитрые австрийцы расположили аккумулятор. Вообще, мне везёт на технику с необычным расположением аккумулятора. Когда-то я пару лет ездил на Волге Сайбер, в девичестве Крайслер Себринг, с аккумулятором слева снизу в бампере перед передним колесом. На этом же мотоцикле инженеры, уж не знаю зачем, расположили его хоть и в специальном двойном защитном отсеке, но тоже снизу, за передним колесом, и всё, что отлетело от колеса, прилипает в аккурат на эту защиту. Так что сперва я отбил пару килограммов глины, а потом уже добрался до болтов самой защиты.
Пока я ковырялся с мотоциклом, меня начали обступать якуты. Один сказал, что увлекается мотоциклами и просто посмотрит, второй вызвался помогать, подавая ключи, а ещё у двоих якутов на машине по случаю оказались провода для прикурки, и они терпеливо ждали, пока я доберусь до аккума, чтобы меня прикурить) По ходу работ первый якут со вздохом пожаловался, что он развёлся с женой, на почве несовместимости культур. А кто она у тебя, спрашиваю я его, русская? Не, говорит, она как раз местная, из эвенков, это я пришлый. Тут я реально заинтересовался и пристально всмотрелся в своего случайного собеседника. Якут как якут, никаких других черт. Какой, спрашиваю, ты пришлый? Ты же якут! А он мне и говорит, мол, якуты все пришлые, эта земля не была нашей и мы это знаем... Неожиданный поворот...
— А откуда тогда взялись якуты, — продолжаю я.
— Остались от войск великого хана, — не моргнув глазом отвечает якут. — Чингисхана, если не понял. Остались, ассимилировались да и прижились.
И тут я кое-что понял. Если я, путешествуя по Монголии, видел плакаты и прочее с атрибутикой Чингисхана в самых разных заведениях, то считал это понятным и естественным, а в Якутии же, видя то же самое не так уж и редко, немало удивлялся. Какое отношение имеет Чингисхан к якутам, что они его так почитают? Монголы что ль частенько здесь гостят? И вот тут кое-что встало на свои места. И когда он после моего удивления это подтвердил, остальные якуты только молча согласились. Реально не знал.
Пока суть да дело, я распечатал аккумулятор, освободив его из глиняного саркофага. После чего якуты прикурили меня от своей Тойоты, и я стал собирать всё обратно, кляня австрияков за подобную конструкцию: сперва закрутить неудобные горизонтальные болты отсека аккумулятора, после чего вертикальные болты защиты. Собрал и собрался на мойку, но тут же понял, что если я его заглушу, то мне снова придётся прикуривать и для этого снова всё разбирать. Блинский! Неудобняк. Ладно, пока мотак прогревается, осматриваю передние тормоза и опа, а передняя вилка-то потекла и масло попадает как раз на тормозные диски. Ещё один косяк. Смотрю на задний тормоз и вижу, что от колодок остались, считай, одни металлические пластины, а цепь зело провисла от работы в жидкой глине и скоро выработает свой ресурс. Вот так номер, а до Магадана то ещё две тысячи километров хз какой дороги!
Всё это происходило как раз на том месте, где заканчивается трасса Р-360 Лена и начинается 540-я Колымская, так что можно довольно подробно разузнать, что там впереди, у тех, кто только приехал. Первый дальнобой сказал, что там дожди и сегодня лучше не ехать, а подождать хотя бы день. Второй водила спросил, сколько нас и, когда узнал, что я один, округлил глаза и спросил, есть ли у меня с собой оружие. После чего показал на крышу своего тягача и рассказал, как ремонтировал что-то в дороге и вдруг услышал за спиной шаги, которые, как оказалось, издавал медведь! После чего мужик мгновенно залез на кабину и часа три сидел на крыше, спасаясь от голодного зверя, пока попутный грузовик медведя не спугнул. Почему не в кабине? Так медведю стекло разбить нечего делать, а мне потом без стекла ехать? Дальше больше. Заправок мало, на одну перед Хандыгой советовали не заезжать, а раз так, то мне не поможет и запасная канистра, потому что самая большая, что поместилась в полном кофре, это пятилитровая. Крепить её сверху некуда, да и на трясучей гравийке всё равно слетит. Потом паренёк на Эскудике, который искал СТО, чтобы ему приварили оторвавшийся глушитель, сказал, что он сам из тех краёв и это девятый год, как он к осени ездит из Магадана на своей машине в Благовещенск по каким-то делам, и что в этом году трасса в самом удручающем состоянии из всех тех случаев, что он по ней ездил. Кароч, совсем не сахар.
Итак, мотак сам не заводится, только прикуривать. Новый акум я могу и купить, но в нём ли дело? Могу купить и провода, но траффик на колымской трассе не сказать, чтобы интенсивный, можно и пару часов провести в ожидании машины. Вилка течёт, а значит, скоро вытечет вся и управляемость от этого не улучшится. Передние тормоза ватные от масла, а от задних остались крохи, которых не факт, что хватит даже на обратную дорогу. Да и я сам, хоть и отдохнул сутки в Якутске, но не сказать, что полон сил и готов к труду и обороне.
Таким образом, взвесив всё что полагается в таких случаях взвешивать, я принял решение не рисковать понапрасну, а разворачивать лыжи к дому. К тому же дорога домой тоже не будет лёгкой, ведь трасса вряд ли стала лучше за это время. Я никогда особо не переживаю о том, что планы не всегда можно выполнить полностью. Мне нравится философия, что раз это мои планы, то и менять я их могу как мне заблагорассудится)
У меня полные баки ещё с приезда, а значит обойдусь без заправок довольно долго. Это хорошо, учитывая, что мотоцикл может и не завестись сам. Но я же буду проезжать некий Булуус, который каждый местный считал своим долгом посоветовать мне посетить. Это такая долина, где находится ледник и бьёт ключ с чистейшей и вкуснейшей водой. Была не была, заеду я на этот Булуус, раз уж не попадаю в Магадан. К тому же оказалось, что Булуус этот от Якутска довольно далеко, километров девяносто, и скорее всего аккумулятор уже зарядился. Поворачиваю с трассы направо и ещё почти километр еду по довольно сносной грунтовке, после чего упираюсь в шлагбаум и сторожку. Только вход и он платный, в 100 рублей. Пожилой якут спрашивает, откуда я, и узнав что из Уссурийска, уважительно произносит: «С большой земли».
Иду на Булуус, и хоть лёд в этом году растаял, открывшиеся виды захватывают дух. Зелёная долина с протекающим ручьём и пасущимися лошадьми. Тот якут сказал, что это дикие лошади, они их постоянно гоняют, но они постоянно возвращаются. Спускаюсь вниз и набираю бутыль чистейшей ледяной воды. Потом выпиваю её на месте и набираю ещё раз. Может ли простая вода быть вкусной? Ещё как может, и эта одна из таких.
Подхожу к мотоциклу и здорово переживаю, а заведётся ли? Если нет, то до трассы катить его добрый километр, не ждать же заезжих туристов с проводами для прикурки, которых у них может и не быть. Но он завёлся как ни в чём не бывало, и я даже решил, что проблема была в дополнительной нагрузке и дальше всё пойдёт штатно. Бодренько выскакиваю на федералку и что есть силы мчу на юг, чему способствует подсохшая за вчера дорога. Выматывает не сама дорога, выматывают условия. В дождь езда не в кайф, очень много сил отнимает на контроль мотоцикла, на повышенное внимание на дорогу. К тому же дождевик, как ни крути, сковывает движение, что тоже не добавляет удовольствия от процесса. А сейчас относительно сухо, и та гравийка, по которой я позавчера плёлся 40 км/ч, сегодня вполне допускает и 80-90, а то и все 100, на участках после грейдера и с хорошим обзором.
Взяв хороший темп, не останавливаюсь почти нигде и, может быть, повезёт проехать до Алдана 511 км ещё посветлу или хотя бы к сумеркам. Ездить по ночам по незнакомым дорогам с таким непредсказуемым состоянием чревато. Хвалю себя за то, что отдохнул в Якутске, до самого заката усталости почти не чувствовал и проехал в чемпионском темпе почти 350 километров. Точно успею! Но не тут-то было, судя по всему дожди в Алдане и по дороге в Алдан не прекращаются никогда. Снова зарядил, да какой! Пришлось сбросить скорость, напялить дождевик и распрощаться с планами прибыть в нормальное время. Когда до места оставалось всего девяносто километров и был уже двенадцатый час ночи, я почти сдался. Заехал в какое-то кафе и с надеждой спросил, есть у них гостиница. Гостиницы не было. Жаль, как было бы хорошо.
Про проблему с аккумулятором я забыл и смело глушил мотоцикл на каждой остановке. С темнотой я включил свет, и тоже всё было гут. Смирившись с обстоятельствами и отключив по возможности все размышления, просто еду вперёд, считая километры по верстовым столбам и указателям. До Алдана 82 километра... 65 километров... 50... 54 километра... Мгновенно прихожу в себя! Что значит 54? Кто накинул лишние четыре километра? Это ещё какого хрена?! В таких условиях за каждый лишний километр можно и спросить с негодяев, или что, меня в моём полуобморочном состоянии развернуло в обратную сторону? Но следующий указатель меня успокоил, до Алдана уже 48. Оказалось, это частое явление, уже позже я не единожды слышал добрые слова в адрес тех, кто устанавливал эти знаки)
В Алдан я приплёлся почти в два. Вперился в хвост длинной колонне из грузовиков на гравийной дороге и тупо тащился за ними, даже не рискуя обгонять под проливным дождём. Дотянул до того же хостела, что и в прошлый раз, и даже не вспомнил про стоянку, просто оставил перед дверью, прихватив самое ценное. На полусогнутых добрёл до свободного места, раздеваясь на ходу и упал на кровать, даже не расправляя. Я всё-таки проехал эти 511 километров.
Ночью мне снились очень странные сны, наполненные вибрациями и дикими образами. Впервые был сон с такими явными физическими ощущениями, как будто я работал отбойным молотком. В каком-то бреду просыпался несколько раз, порываясь проверить как мотоцикл, но понимая, что я не смогу оторвать и головы от подушки, снова проваливался в некое подобие сна. Только ближе к десяти я более-менее почувствовал себя снова единым целым, прикончив все свои запасы заварки. Расплатился за ночлег и выполз на свет божий, под моросящий дождь. Чёртов Алдан! Завожу мотоцикл, но хэ тэ у, как говорил мой препод по ПДД, и означало это всегда одно и тоже, “х*й ты угадал». Он не заводился, и акум, судя по всему, был еле живой. Щайзе! Сейчас надо снова всё раскручивать и искать у кого прикурить. Но, на счастье, вчерашний дождь смыл почти всю глину с защиты и оказалось, что откручивать её минутное дело, если тебе ничего не мешает.
Первый автолюбитель оказался без прикурки, вторая автоледи тоже, а вот третий, пожилой якут, которого я нашёл немного дальше от места, любезно поехал со мной решать мою проблему и меня выручил.
Потом как-то до меня дошло, через урчащий желудок, что последний раз я столовался ещё вчера утром, в Якутской Додо-пицце, и за целый день более ничего не ел! Но мотоцикл я уже завёл и всё закрутил, и проделывать то же самое ещё раз не было никакого желания, но ёшкин кот, какой же я всё-таки голодный! Пока я решал классическую дилемму быть или не быть, дождь припустил сильнее, и я недолго думая сажусь в седло и спешу убраться из этого дождливого места подальше. По пути меня снова ждал тот перевал, на котором в прошлый раз был снег. В этот раз снега не было, но было ещё холоднее, и намного холоднее! В тот раз меня спасал подогрев рукояток, но сейчас мне боязно его включать. Там мне думалось что лучше всё же ехать, пусть и не чувствуя пальцы рук, чем стоять рядом с заглохшим мотоциклом, но с согретыми руками. К тому же после перевала дорога резко уходит вниз и становится теплее с каждым километром, а ближе к Нюрке я так и вовсе расстегнул молнию дождевика и поднял визор шлема. Дождь зануда перестал, а потом и небо прояснилось.
Перед поворотом на Нерюнгри мой желудок, минуя мозг, приказал рукам рулить в город. Да я и сам был не против разжиться чем-нибудь съестным, а заодно и бензака залить до полного. На заправке мотоцикл не глушу, хоть это и против правил. Но у меня свои правила, аккум уже скорее мёртв, чем жив, и лишний раз проверять это нет ни малейшего желания. Потом нахожу магазин с кулинарией и набираю полный шлем всякой вкусной снеди, после чего, уютно расположившись на бетонном основании рекламного щита, закидываю всё в топку. Какой же вкусный бездрожжевой хлеб пекут там)
Мотак, конечно же, пришлось заглушить около магазина, но я сразу заприметил стоящих напротив молодых пацанов на Мазде Демио с явно праздной целью. Капот открыт, двери открыты, чтобы музону ничего не мешало наваливать как следует, а сами они что-то там шарят под капотом, то протирая тряпочкой, то регулируя отвёрткой. Подкатываю к ним КТМ. Парни, выручайте, надо прикурить. Сидящий за рулём с серьёзным лицом протягивает мне зажигалку. Смешно, говорю, но я про мотоцикл. Сигарета почти падает у него изо рта, и он непонимающе спрашивает — а как это??? Начинаю рассказывать ему про процедуру, и тут он вспоминает, что видел у себя в багажнике какие-то провода с зажимами, лежат там с самой покупки, но он всё время забывает узнать, что это и для чего служит. Оказывается, бывает и такое. Сам цепляю провода и завожу мотак. Пацаны смотрят на меня так, как будто я сотворил чудо.
Но приключения только начинались. После Нюрки меня ждал один из самых длинных ремонтируемых участков в 42 километра. К тому же сегодня сухо, и вместо жидкого месива из глины, впереди уже виднелась пыль столбом до самых небес. Тут или или. Или будешь грязный и мокрый, или сухой и пыльный. И вроде всё прошло гладко, до конца участка оставался едва ли километр, как вдруг с мотоциклом стало твориться нечто странное. Он начал дёргаться и пытаться заглохнуть! Стрелка электронного тахометра стала бешено плясать по всему циферблату, а я стал молиться всем богам, чтобы дотянуть хотя бы до асфальта! Играя сцеплением и газом, каким-то чудом доезжаю до асфальта, после чего мотак глохнет, а я накатом проезжаю еще метров сто, подальше от пыли.
Ну что же, аккумулятор пал смертью храбрых. Это автомобили с их огромными генераторами могут себе позволить работать без аккумулятора, большинство мотоциклов так не умеет. На мотоциклах аккумулятор играет роль большого конденсатора, сглаживая пульсации генератора, и когда он выходит из строя, то ты приехал. Откручиваю защиту и с трудом достаю раздувшийся аккумулятор, после чего подручными средствами снимаю его размер, беру с собой самое ценное и оставляю мотоцикл прямо там, на обочине. А куда его деть? Дорога проходит по высокой свежей насыпи, ответвлений никаких, и где там дальше место для стоянки, через сто метров или десять километров, я не знаю.
Жёлтый щит сзади находится как раз там, где заканчивается асфальт. Ещё удачно встал.
Примерно с полчаса жду попутку. За всё время только одна Лада Калина просвистела мимо, не остановившись. А остановился первый же дальнобой на Ренаулте, молодой дагестанец. Без лишних вопросов подобрал меня и отвёз до Тынды. Я не доехал всего 78 километров. По пути знакомимся. Сам он из Махачкалы, и это его первый и последний рейс в Якутск. Вроде, говорит, заработал нормально, но на пароме составлял список того, чего надо отремонтировать и поменять после такой дороги, так уже больше сотни тысяч вышло. И этой суммой ремонт вряд ли ограничится. Говорит, вообще не понимаю тех, кто сюда что-то возит, сплошная нервотрёпка и убивание техники, и, если бы хоть кто-нибудь показал видео этой дороги, он ни в жизни бы сюда не поехал. Поэтому, братан, едем медленно и не спеша) Соглашаюсь с каждым его словом.
Часа через полтора он высадил меня на окраине Тынды, там, где я видел автомагазины. На прощание пожелали друг другу терпения)
Время уже половина седьмого, но есть надежда, что по трассе такие магазины работают допоздна. Так всё и было, и в первом попавшемся автомагазине я раздобыл мотоциклетный аккумулятор проверенной марки President. Недорогие и надёжные. Правда, у меня стоит 12-амперный, а здесь есть только 7-ми, но на самом деле страха нет, в дороге сгодится и меньшей ёмкости. Дальше интереснее. Прямо на кассе, отойдя немного в сторонку, заливаем с продавцом электролит в аккумулятор, после чего ему надо полчасика постоять и можно ставить на мотоцикл. Стоящий за мной в очереди таджик с банкой масла ждёт пока продавец освободится и безучастно наблюдает за нашими манипуляциями. Наугад спрашиваю его, в какую сторону он едет, и узнав, что он едет как раз в обратную сторону, в Алдан, прошу взять меня с собой, ведь где-то там, на обочине, меня ждёт мой механический кореш, а скоро стемнеет и, кто знает, дождётся ли он или уедет без меня в будке нечистого на руку злодея. Таджик немного подумал и сказал, что его басик забит битком, но сзади, в багажном отделе, лежит мягкая запаска, на которой я могу с комфортом разместиться, и если меня такое дело не смущает, то полный вэлкам) Мне ли жаловаться на недостаток комфорта) Таджик этот наверное увлекается гонками или просто быстрый по жизни, мы долетели до того места, где я оставил мотоцикл, минут за сорок максимум! Вот и ладненько, значит не придётся устанавливать аккумулятор в темноте.
Сердечно поблагодарил таджика и оперативно установил аккум на место. Мотак живо завёлся и даже не успел особо остыть. Красота! Всё-таки со щитом куда приятнее и правильнее, чем на щите. Приезжаю в Тынду, и останавливаюсь в той же гостинице, что и в первый раз, на тех же условиях. И снова я завис допоздна в той же кафешке под литр чая и картошку по-деревенски)
На десятый день меня здорово потянуло домой, ночью снилась баня) Как говорится, кто о чём, а вшивый о бане) Если акум неожиданно не помрёт, хорошо бы докатить до Хабаровска, а там и до дома всего 650 вёрст.
Над Тындой безоблачное небо, температура уверенно ползёт вверх, мотоцикл заводится как ни в чём не бывало, и настроение моё резко улучшается. Но не успел я отъехать от Тынды и десяти километров, как мерзкий дождь тут как тут! Снова дождевик и снова 80 км/ч. Но морально уже намного легче, после Тынды всего три гравийных участка: семь, два и двадцать один километр, после чего о грёбанном бездорожье можно будет забыть. На пару лет точно)
Когда доехал до развязки, которая связывает трассу Лена с трассой Амур, остановился, слез с мотоцикла (не глуша), и поклонился со словами «было круто». Поблагодарил за то, что остался целый и невредимый, практически живой и относительно здоровый.
Строго говоря, Амурская область началась уже давно, но морально это случилось только что, когда я выехал на трассу Чита — Хабаровск. По ней я проезжал много раз и чувствовал себя уверенно. Что и сыграло со мной злую шутку.
Погоду на этой трассе постоянной не назовёшь при всём желании. Дождь может сменяться сухим асфальтом три раза на протяжении одного километра. В один такой дождливый эпизод, когда я мчал аки посуху, на всём ходу залетел в невидимую под слоем воды яму. Удар был мощный! Поднятое мною цунами сбило мои ноги с подножек, но благо, я удержался в седле. Мне бы притормозить, да и пара горемык на обочине, меняющие пробитые колёса, на это недвусмысленно намекали, но я очень хотел домой и потому следующий удар не заставил себя долго ждать. Это снова меня не остановило, как и усилившийся дождь, который заливал визор до полного непроникновения дневного света. Я слишком поздно заметил оттормаживающийся впереди Форд и сколько было сил надавил на все тормоза! Но куда там, КТМ с заблокированными колёсами по мокрому асфальту поехал как санки. Но в целом свезло, Форд как раз резко ускорился и я его просто слегка подопнул. Мотоцикл заглох, я от удара сместился вперёд и левой ногой долбанулся об дугу, но устоял на месте и не завалился. Из машины под дождь вышли два дюжих мужика: «Братан! Ну неужели не видел?» Говорю: «Видел, но было уже поздно. Давайте смотреть, что я натворил». Смотрим в три пары глаз, но никто не может заметить ничего, причём самый удивлённый из всех троих это я сам. Открыли багажник, но и там никаких изменений. Посмеялись над ситуацией да поехали дальше. Они поехали, я пока стоял, не был уверен, что мотоцикл заведётся. Ну, просто просить у тех, кого только что пнул, прикурить, на мой взгляд, неэтично. Но КТМ это не мотоцикл, это автомат Калашникова, завёлся молодцом. Как приеду, сменю наклейку с его официальным девизом «Ready to race» на «Ready to everything»!
Понял, что выгоднее будет успокоиться, а то эти гонки до добра не доведут; сбросил со своих 140-150 до приемлемых 100-120 км/ч.
Но как бы сильно я ни стремился попасть домой, технические законы незыблемы и обмануть их не выйдет. Как только в прямой видимости появился поворот на Белогорск, мотак снова начал дёргаться и глохнуть. Уже зная к чему это приведёт, не мучаю мотоцикл почём зря, а просто включаю нейтраль и качусь накатом. Не докатившись метров семьдесят, вручную перекатываю байк через дорогу к заправке Роснефть, чтобы оставить его там под камерами, пока я буду в Белогорске добывать себе новый аккумулятор. Но из здания АЗС вышла некая матрона, по глазам явно недовольная жизнью, которая что есть сил завопила, чтобы я не ставил свой мотоцикл здесь! А ставил где угодно в другом месте, но не здесь! Хотелось, конечно, сказать в её адрес что-нить эдакое, но на часах снова половина седьмого, а магазин с аккумуляторами ещё надо найти, поэтому я коротко бросил «не ори!» и откатил мотоцикл подальше. Снова беру самое ценное и иду пешком по дороге на Белогорск, ловя попутку. В этих областях с этим похуже, машины пролетают мимо одна за одной, пока я с километр пути со шлемом в руках топаю по направлению к городу. Останавливается малолитражка, оттуда голос: «Твой мотак на заправке?» Отвечаю «мой» и коротко объясняю в чём дело. Паренёк говорит, что живёт немного не по пути, но довезёт меня до первой остановки, откуда автобусы идут в город. Прекрасно! Пока едем, ищу в сети автомагазины, и судя по всему пока ещё работает только «Гитлеравто» (Гиперавто, туды его в качель). Как раз доехали до остановки, а там и автобус подоспел. Благодарю человека за помощь и пересаживаюсь в маршрутку, на ходу набирая магазин.
— Здравствуйте, магазин «Гиперавто», менеджер Алексей. Чем могу помочь?
— Здравствуйте! Есть в наличии мото аккумуляторы на девять или двенадцать ампер?
— Есть и те и другие, цены такие то.
— У меня огромная просьба. Я прямо сейчас мчу к вам на всех парах, на автобусе, но судя по карте, опоздаю минут на десять максимум. У меня мотоцикл встал, пришлось оставить на дороге. Дождитесь меня, алста!
— Мы ещё работаем двенадцать минут, если успеете, то приезжайте, мы никого ждать не будем. Магазин встаёт на охрану в 19:00.
— Хорошо, тогда, алста, возьмите его с собой, я оплачу налом, плюс за помощь немного сверху, коробку оставлю вам, а завтра проведёте как покупку. Выручайте!
Долгое молчание...
— Алло! Слышите?
— Слышу. И как вы себе это представляете?
— Так и представляю. Я сам десять лет владел автомагазином, пока не продал его.
— Ну как бы там не было, я ничем таким заниматься не буду, у нас камеры кругом и меня спросят, куда я выношу аккумулятор.
— Так вы же его не воруете! Неужели сложно объяснить ситуацию, тем более деньги-то за товар вот они.
— Нет, всё равно я ничем не могу вам помочь.
— Понял, помочь вы мне просто не хотите. Тогда позовите к телефону кого-нибудь поответственней, кто хочет немного заработать и выручить меня.
— Никого нет.
— Тогда переведите звонок на старшего продавца, на директора филиала, на любого кто выше.
— У меня нет такой функции как перевод звонков.
— Ок, завтра утром приду к вам и скажу руководству какой вы прекрасный сотрудник и в целом человек, манагер Алексей. Всего доброго.
После чего это тело начало истерить в трубку что-то про семью и кучу других очень важных дел, про то, что он меня вообще не знает и с какого-бы он вообще кому-то помогал и мне в частности, но я его уже не слушал. Поганые люди есть везде, и среди коллег.
А раз я сегодня гарантированно остался без нового аккумулятора, звоню в гостиницу, ту же, где ночевал в прошлый раз, и бронирую номер, по старой схеме) Выхожу в центре, около «Гитлеравто» и смотрю на часы. Я опоздал на семь минут. Ну что ж, я без аккумулятора, а поганец Алексей без пятихаточки к зарплате.
Спешить некуда, сегодня я везде успел. Побродив по центру и подкрепившись в магазине кулинарии, беру яблочного сидра и снова иду в кинотеатр, на фильм «Воспоминания» с Хью Джекманом. Фильм понравился, хотя я не люблю, когда старина Хью играет нервных персонажей. Ему больше идёт образ спокойного и уравновешенного героя.
На следующее утро, после того как я отмылся и прекрасно выспался, меня угостили полноценным завтраком в гостинице, и я передумал идти в «Гитлеравто» дабы отпорицать манагера Алексея. Отпустило, знаете ли. Он сам себя накажет. Вместо этого я иду в другой автомагазин и покупаю там сразу два аккумулятора, руководствуясь тем, что до дома почти полторы тысячи километров и на одном точно не дотяну.
Доехав на автобусе до края города, поймал попутку до трассы. Молодой армянин довёз меня прямо к мотоциклу и не стал брать ни рубля из предложенного, хоть и ехать ему надо было немного не туда. Великодушно.
Уже привычно меняю акум и надеюсь сегодня ночевать уже дома, ибо зело устал я от непредвиденных трат. Но как говорил ещё сам Гёте, «На одно ты можешь рассчитывать точно, на непредвиденное».
Мчу. Без остановок и без перекусов. Включаю автопилот и мчу, волосы назад, домой! Вот и мост через Амур, за ним Хабаровск. Проезжаю без остановок и поворачиваю на юг, домой! Уже вечер, но ещё светло, часа два светлого времени есть точно, и не стоит тратить его зря. По моим расчётам, аккумулятор должен был выдохнуться в селе Хор, но я его пролетел, а мотоцикл и не дёрнулся. Вот и добренько, значит, будет больше шансов, потому что, когда стемнеет, придётся включить свет, а с ним запас хода станет много меньше. Заряд закончился примерно в десять вечера, уже на территории Приморского края. На дёргающемся мотоцикле, светя перед собой габаритами, качусь по абсолютно тёмной трассе, без светоотражающих отбойников и тем более фонарей. Не самое лучшее время и место, чтобы поменять аккумулятор. Всеми силами стараюсь продлить накат, как вдруг замечаю впереди какой-то свет. Уже лучше, если что, есть конкретное место, куда катить мотоцикл. Но он дотянул сам! Этот свет принадлежал одинокому фонарю, освещающему пешеходный переход около автобусной остановки.
Развернув мотоцикл к свету, меняю аккумулятор, и пока он активируется, проверяю масло, потом протираю влажными салфетками визор шлема и стекло фары. Ну всё, теперь уже точно без остановок. Затем ещё пара заправок, и я наконец-то качу по знакомым ночным улицам и проулкам, но всё это выглядит сейчас уже другим.
Любое событие в нашей жизни привносит что-то новое в привычную картину мира. Больше опыта, больше информации для анализа и объектов для сравнения. Да и я уже совсем другой, делаю неожиданные для самого себя выводы...
P. S. Уже дома, когда я приводил мотоцикл в порядок, я увидел, в чём была проблема. Дело оказалось в реле заряда. Австрияки опрометчиво разместили его около вентиляционного отверстия защиты картера, через которое его забросало жидкой глиной, и оно банально сгорело от отсутствия охлаждения.