|
Любите ли вы автопутешествия так, как их люблю я? Если да, то поехали. Во время трудового отпуска в начале июня 2020 года решаем посетить Рахмановские ключи, это Катон-Карагайский район Восточно-Казахстанской области. Расстояние от Астаны до Рахмановских ключей 1384 километра, к сожалению, а может и к счастью, добраться до самих Рахмановских ключей совсем не просто. Возможно поэтому эти места сохранились в таком первозданном виде. Собираем вещи: велосипед, палатка, запас еды, теплая одежда (едем в горы). Автомобиль — Митсубиши Аутлендер 2011 года выпуска с 3-литровым мотором V6 и настоящим АКП.
Подготовки не было, свежей информации о маршруте в интернете почти нет, еще больше удивило, что мало кто из наших знокомых был там. На сайте санатория «Рахмановские ключи» была информация, что рекомендуют ехать на автомобилях повышенной проходимости. «Да ладно, — подумал, — неужели аутлендер не проедет?» И движок вроде мощнный и клиренс немалый. Смущали в хлам изношенные шины, как раз и добью. Экипаж 4 человека: двое взрослых и двое мальчишек.
Выдвигаемся, первый маршрут Нурсултан — Павлодар, 430 км — отличный автобан, пока не платный, путь преодолён легко и быстро. Далее едем в Семей 333 км, дорога хорошая, ям почти нет. Немного отдохнув, следуем дальше в Усть-Каменогорск, еще 220 км на восток, трасса на твердую четверку. Уже темно, останавливаемся на ночёвку в гостинице «Семей» в Усть-Каменогорске. Такой плохой гостиницы давно не видел, но 8000 тенге или 1500 рублей за четверых, можно потерпеть. Сначала хотели ночевать на Рахмановских ключах в палатках или найти жилье на месте, но никакого жилья кроме санатория нет, а палатки не вариант, даже ночью прохладно и плюс медведи, волки. До санатория невозможно дозвониться, все телефоны заняты, решили заехать в их представительство в Усть-Каменогорске. Нашли быстро, сидят в автосалоне Рено, цены просто шокировали, за все надо платить, жилье отдельно, питание отдельно, лечение отдельно — сумма выходила нешуточная. Кроили, кроили и решили: берем питание на 1 взрослого и 1 детское, и вместо 4-местного номера берем 3-местное, обойдемся без лечения. Взяли бы 2-местное, но свободных не было. Был июнь, карантин только отменили, в другое время с нами даже не стали бы разговаривать и искать варианты, желающих всегда много, а так повезло. Уладив эти формальности, двинули дальше.
Дорога Усть-Каменогорск — Алтай (бывший Зыряновск), через пару километров из ровной и прямой превращается в череду бесконечных подъемов и спусков, крутых поворотов и серпантинов. Некоторые повороты настолько круты и извилисты, что удержаться на своей полосе совсем непросто.
Вокруг потрясающие виды, кажется, поднимаешься к небесам, и горы все ближе и ближе…
Но засматриваться на красоты водителю опасно, отвлекшись на секунду на одном из спусков, неимоверными усилиями удаётся чудом вписаться в поворот в нескольких сантиметрах от обрыва, 170 километров пути до Алтая (Зырьяновска) преодолеваются за бесконечные 3,5 часа.
Немного отдохнув, едем дальше в Катон-Карагай 150 км, дорога уже более прямая, но местами переходит в подъемы и спуски. Перед селом Урыль (Өрел) проверка документов на КПП, въезжаем в приграничную зону. Вот тут я не знаю, нужны ли россиянам и другим иностранцам какие-либо пропуска, гражданам Казахстана въезд безо всяких пропусков.
Местные дружно называют своё село просто «Руль». И вдруг во время движения происходит небольшой хлопок и резкий скрежет, машина кренится в бок и юзом скользит к обочине, инстинктивно нога тянется к тормозам, но понимаю, что не успеваю затормозить и возможно падение в обрыв. Резко нажимаю на газ, 3-литровый мотор вытягивает машину из скольжения и на ровном участке останавливаемся. Несколько секунд сидим переводим дух, все испуганы. Причина — яма и удар, в результате которого из мест крепления сошли тормозные колодки, которые притерлись и заблокировали диск. Снимаем колесо, обратно кое-как ставим колодки, возвращаемся в село «Руль». Мастер по имени Еркебулан все ставит на место, кстати, в селе лишь два человека занимаются ремонтом машин и обоих зовут Еркебулан. Потеряно более двух часов, уже сумерки, в горах быстро темнеет, переночевать негде, надо ехать дальше.
Въезжаем на «австрийскую дорогу» (местные зовут швейцарской), это дорога к самим Рахмановским ключам, построенная еще в 1915-1916 году австрийскими и немецкими военнопленными в период Первой мировой войны, все, что было до этой дороги, кажется нам легкой прогулкой, начинаются настоящие приключения.
Дороги как таковой нет, есть направление по камням, скорость минимальная, в час преодолеваем 5-6 км. Дважды на острых камнях прокалываем шины, хорошо, есть (рекомендуем иметь) набор для вулканизации. Самое тяжелое на этой дороге — отсутствие указателей и особенно с указанием километража до конечного пункта, это не 17 километров пути, а все двести. Уже появляются предательские мысли вернуться, но места для разворота нет, только вперед. Вот тут, наверное, стоит сказать, что сюда соваться на машине с вариатором возможно не стоит.
Иногда возникают миражи и кажется, за вот этой вершиной виднеется хорошая дорога, но нет, дорога чем дальше, тем хуже и хуже.
Дважды мелькают синие крыши домов, мы с радостью добавляем газ, но это лишь пункты отдыха, бревенчатая беседка с синей крышей. Мотор работает на пределе, кажется еще немного и он закипит. Слышатся удары об днище, это камни, в салоне трясет, все вещи летают, дети из последних сил терпят, все-таки мальчики, но по глазам видно испуганы, немного и расплачутся. Очень помог взятый складной велосипед, старший садится и выбирает наиболее подходящие для проезда участки дороги, но на одном из поворотов мелькает бурая фигура. Нас предупреждали, в этих местах обитают медведи и волки, дальше едем без разведки.
Встречаются несколько узких деревянных мостов. Кажется, им больше 100 лет, в некоторых местах по обочине дороги горелый лес, следы пожаров, на фоне сумерек выглядят зловеще.
И вот, когда уже все силы были на исходе, тормоза перегрелись и в салоне запахло горелым железом, внезапно камни сменяются на настоящую плитку, впереди КПП и живые люди. Все приехали. 17 км пути пройдены за 2,5 часа, проверяют документы, измеряют температуру, заезжаем в номер, не раздеваясь валимся спать.
Утром можем насладиться видами одного из красивейших мест Казахстана. А возможно и всей планеты.
После обеда солнце начинает припекать, решаем поплавать в озере, но вода оказывается настолько холодной, буквально ледяной, что с криками несемся к небольшой естественной ванне с горячим радоновым источником. Больше, несмотря на жару, купаться в озере мы не решились.
Два дня пролетели, как один миг, пешие прогулки вокруг озера чередовали дальними заплывами на лодке.
На парковке санатория в основном были любимые казахами Тойота Прадо и Крузаки, но, к удивлению, была и Шкода рапид и одинокая Лада Ларгус. Как они смогли сюда подняться, это загадка. Дорога реально тяжелая, но как сказал «великий» Доминик Торето: «Неважно, что у тебя за тачка, важно, кто за рулем».
Обратный путь был легким и быстрым. В селе Катон-Карагай закупаемся свежим медом, в магазине такого меда не купишь.
Делаем привал, в знаменитом «Голубом заливе» на берегу Бухтарминского водохранилища, искупавшись, берем курс на Усть-Каменогорск.
Не доезжая километров 50 до Павлодара, в степи замечаем небольшое озеро, туда со всех сторон едут машины, решаем посмотреть, что там. Это «Солёное озеро», любимое место отдыха жителей Павлодара. Вода в озере настолько плотная от соли, что тело держит на поверхности безо всяких усилий, а на берегу лечебная грязь. Наше купание прерывает внезапно начавшийся ливень, с грозой и молниями.
К ночи благополучно добираемся до столицы, мы дома.
И в конце посчитаем, во сколько обошлась нам эта поездка. Думаю, всем будет интересно.
Двое взрослых, 2 детей.
Бензин
Нурсултан — Рахмановские ключи — Нурсултан = 2770 км, всего израсходовано 300 литров АИ-92, общая сумма 45500 тенге.
Проживание
Гостиница в Усть-Каменогорске, 3-местный номер, ночь 9000 тенге, итого: 18000 тенге.
Санаторий «Рахмановские ключи», трёхместный номер «эконом-класса» 8000 тенге за 1 взрослого и 4000 тенге детям до 14 лет. Итого: 48000 тенге за 2 дня.
Питание
7000 тенге в день взрослый и 3500 дети до 14 лет. По совету людей, посетивших санаторий, взяли питание на 1 взрослого и 1 ребенка, этого с запасом хватило на всех 4, кормят много и часто. Итог: 21000 тенге.
Развлечения
В радоновые ванны мы не успели, очередь была расписана. Но, как оказалось, есть естественный горячий радоновый источник, бесплатно, без ограничений и на открытом воздухе.
Лодочные прогулки — 1 тысяча тенге час, покатались 3 часа — 3000 тенге.
Катание на байдарках — 1 тысяча тенге час, плавали 2 часа — 2000 тенге.
Баня на дровах — 15000 тенге, лучшая баня в моей жизни, настоящий сруб, полная аутентичность, профессиональный бородатый банщик, влюбленный в свою работу, с трепетом и вниманием придерживающийся всех банных ритуалов.
Въезд на «Соленное озеро» — 1000 тенге.
Покупка меда и сувениров — 10000 тенге.
Проезд на трамвае — 60 тенге, всего 180 тенге.
Ремонт тормозных колодок — 5000 тенге.
Дополнительно пришлось купить две шины, как оказалось, повреждения, полученные на камнях, оказались неисправимыми — 30000 тенге.
Итого: автопутешествие продолжительность в 6 дней и 5 ночей обошлось нам во вполне приемлемые 198680 тенге или 35000 рублей.
Надеюсь, статья была полезной, и вы решите посетить столь прекрасные места.
Всем здоровья и счастья.