|
Бухтарминское водохранилище, озеро Язевое, неудавшаяся Староавстрийская дорога, озеро Маркаколь, Киин-Кириш, Зайсан, Шекельмес.
Ну вот и свершилось наше давно планируемое путешествие по Восточному Казахстану, о котором хотелось бы написать.
Изначально планировали проехать по маршруту:
Но по ходу поездки планы пришлось корректировать, о чем напишу ниже.
Итак, 16.07.2013 г. наша экспедиция в составе двух машин (Geländewagen, Huynday Tucson) и трех человек выдвинулась из Караганды. В Усть-Каменогорске были где-то в 22:00, переночевали в гостинице и на следующий день выехали к месту первой стоянки на Бухтарминском водохранилище.
1. Усть-Каменогорск — Бухтарминское водохранилище
Маршрут частично пролегал по автодороге Усть-Каменогорск — Зыряновск. Состояние дороги до поворота на Серебрянск (пост ГАИ) — хорошее, далее — хуже: местами разбитый асфальт и грейдер, но местами попадаются хорошие участки дороги. Особенно запомнился на этой дороге Осиновский перевал, довольно интересно было пройти этот горный серпантин. Но вот только я мало себе представляю, как там разъезжаться со встречными фурами, особенно зимой и в гололед, хотя со встречным «Крузаком», тащившим за собой огромный катер, разъехались нормально. Не знаю, работает ли в настоящий момент Октябрьская переправа, но проверять не стали, проехали лишние 100 км., объезжая Бухтарминское водохранилище, тем более хотелось лишний раз посмотреть местные пейзажи, и я считаю не зря.
Место для стоянки нашли быстро. На снимках Google довольно четко видны галечные пляжи и подъездные дороги к ним. Погода стояла солнечная, вода в водохранилище теплая и чистая. Отлично покупались, приготовили плов, даже порыбачили, товарищ поймал судака на спиннинг.
2. Бухтарминское водохранилище—озеро Язевое
Переночевали и рано утром отправились к следующей точки маршрута — оз. Язевое.
В Болшенарыме дозаправились под горлышко, кстати, бензин АИ-92 здесь по 115 тг. за литр, по качеству нареканий не было. Почти всю дорогу до Катонкарагая лил дождь.
Вообще по прогнозу погоды хотелось бы сделать небольшое отступление. Есть сайт http://rp5.kz/, где можно узнать прогноз погоды практически по любому населенному пункту в Казахстане, и не только, на ближайшие шесть суток (Улкен Нарын, Берель, Урунхайка, Аманат и т.п.). Прогнозы подготавливаются Мет. Офисом Великобритании (Met Office) и предоставляются на сайте по соответствующей лицензии. Свежие данные наблюдений в формате SYNOP поступают на сайт восемь раз в сутки. Поездку и стоянки планировали и корректировали по прогнозу погоды с этого сайта, и хочу сказать, что у нас погода совпала в точности. Еще, как оказалось, июль — самый осадочный месяц в Катон-Карагайском районе и уровень воды в реках выше, поэтому поездку лучше было планировать на август, но это я узнал уже после согласования отпуска, и перенести поездку на август уже не было возможности, пришлось ехать в июле. Кроме того, знающие люди советуют ехать именно в августе — в лесах грибы, ягоды, сезон рыбалки в реках, опять-таки меньше осадков, соответственно ниже уровень бродов, короче сплошные плюсы.
Качество дороги от Большенарымского до Урыля хорошее. Горные пейзажи радуют глаз и вызывают желание непрерывно фотографировать и снимать. На вершинах гор лежит снег, от дороги до подножья раскинулись ярко зеленые альпийские луга.
Горы Сарымсакты вдоль катнокарагайской трассы.
Горы Сарымсакты вдоль катнокарагайской трассы.
Горы хребта Тарбагатай рядом с Урылем.
От Урыля до Береля дорога представляет собой каменистый грейдер, качество — терпимо. А вот от Береля до деревни Язевки грейдер совершенно разбит и изобилует ямами, но все равно ничего критичного, не спеша даже на легковой пузотерке можно без проблем проехать. Плохое качество дороги компенсируется красотой природы.
Река Бухтарма в районе села Берель.
Река Бухтарма в районе села Берель.
Река Бухтарма в районе села Берель.
Добравшись до КПП в селе Язевка оплатили за въезд, стоянку, торопу и еще чего-то там, с двух машин и трех человек получилось 4 124 тенге (как объяснили за два дня), в принципе, не дорого. Далее начался подъем на озеро Язевое… Ну что сказать… Камни «растут» прямо из дороги, пройти на кроссовере типа Hyundai Tucson, конечно, можно, что мы и сделали, но ситуация в нашем случае во много крат усугублялась глубокими лужами, из-под которых этих самых камней не видно. Дорогу в очень многих местах приходилось разведывать и направлять машину по безопасной траектории. Картер, конечно, защищен металлической защитой, но и без этого имеется много уязвимых мест в нежном «подбрюшье» моего тушкана. Гелент, к слову напрягов на подъеме на Язевое не испытывал вообще, просто проехал и все.
Поднялись, пофотографировались на фоне Белухи, разбили лагерь и встал вопрос: или рыбалка, или идти на водопады (на завтра по прогнозу был дождь). Язь перевесил! Накачали лодку и поплыли рыбачить, решив, что завтра заскочим на водопады под дождем. Язя, к сожалению, не поймали и вместо ухи готовили суп и жарили шашлык.
Белуха — наивысшая точка Горного Алтая (4509 м).
С часов четырех утра, как и обещал британский гидрометцентр, зарядил дождь. Собрались под дождем и выехали в 6:30 утра.
До сих пор испытываю глубокую признательность моему другу Володе, который героически облачился в ОЗК и направлял Туксона при спуске по камням, при этом проверяя каждую глубокую подозрительную лужу. Один раз дернулся в лужу без проверки, и вот, пожалуйста — наскочил на «подводный» камень, погнув защиту, хорошо, что ничего критичного.
В общем, до шлагбаума в Язевке спустились за три часа, с перекурами и небольшой внештатной ситуаций — на мокром земляном спуске, прям перед шлагбаумом выкинуло с колеи, развернув поперек дороги. Но все обошлось благополучно, выехал сам.
Жаль, что не получилось попасть на водопады, но не это было самым большим разочарованием. В районе берельского моста встретили ребят на «Прадо 120» и «Делике», они сказали, что были на австрийке со стороны Катона, рассказали, что уровень воды в броде больше чем по пояс, «делика» со шноркелем прошла, «прадо» не поехал, но дальше «делика» тоже не смогла пройти место в районе третьего моста, где сошла лавина, вернулась. Мы проверять не стали, поверили на слово и приняли решение поехать на Маркаколь в объезд через Большенарым, Курчум, Теректы.
По дороге от Язевки до Береля.
По дороге от Язевки до Береля.
По дороге от Язевки до Береля.
3. Дорога на Маркаколь через Курчум, Теректы, перевал Мраморный
На обратном пути съехали на поворот на австрийку, еще раз посожалели, что в настоящий момент нам не судьба там проехать. Правда была мысль — просто подняться на перевал Бурхат и съехать обратно, но отмели, вроде как дождь опять засобирался. Пофотографировались, да и поехали дальше объезжать по большому кругу.
Обычно в августе и осенью брод в районе разрушенного моста чуть выше, чем по колено (утром), люди на кроссоверах проходили без проблем, но в этом году зима была снежная, да и поехали мы рано (в июле), так что по объективным причинам — не судьба… Очень жаль... Может в следующий раз…
Туда мы, к сожалению, не поехали.
После Большенарымского в сторону Курчума начался грейдер, но там вроде начинают делать асфальтную дорогу. Дальше был небольшой отрезок асфальта.
Переночевали на Бухтарминском водохранилище и с «рассветом», где-то в 7:30 двинули вдоль водохранилища на Курчум.
После Курчума, через километров 50 плохая дорога закончилась… И началось просто «направление» — асфальт разбит, никто по нему даже не ездит, все ездят по обочине дороги.
КПП пограничников в районе Теректов с этого года, похоже, вообще не работает, на двери висит амбарный замок, шлагбаум открыт. Раньше здесь у всех проверяли разрешения на въезд в пограничную зону, но с 2013 г., в связи с принятием нового закона о государственной границе, гражданам РК таких разрешений оформлять не нужно. Погранцов, кстати встречали по дороге и на Язевом, и в районе Теректов, но они, видя казахстанские номера проезжали мимо.
Контрольно-следовая полоса вдоль казахстанско-китайской границы.
Далее поднялись на перевал Мраморный, с которого открывается отличный вид на пески Бландыкум (Китай).
Вид с перевала Мраморный на пески Бландыкум (Китай).
С Мраморного перевала до Маркаколя ведет землянисто-каменистый грейдер вполне терпимого качества. Дорога пролегает через живописные пейзажи зеленых склонов поросших лесами.
Приехав в Урунхайку согласовали въезд с администрацией Маркакольского заповедника. Кстати сказать, вполне адекватные люди, очень хорошо относятся к туристам. Провели инструктаж, чего делать можно, чего нельзя и запустили на территорию. Расположились недалеко от берега Маркаколя.
Потом, уже только на Геленте, форсировав пару ручьев, поднялись по дороге (больше похожей на конную тропу) на склон горы, с которой открывается панорама озера.
Немецкая машина на фоне Урунхайки.
Местные говорят, что в лесах много бурых медведей. Популяция значительно выросла после пожаров в Алтайском крае России, типа мигрировали. Ежегодно в сезон приезжают охотники и практически никто без трофея не остается. Так же рассказали, что недавно медведь похозяйничал в юрте, установленной всего в 5 км. от Урунхайки, людей тогда там не было, но, может быть, поэтому и залез. Принимая эту информацию во внимание, ходили так… с оглядочкой…
Спрашивали так же у местного населения о проходимости австрийки со стороны Катона, на что они сказали — сейчас лучше не стоит, по австрийке со стороны Катона прошел «Уазик» весь побитый: мосты, днище, пороги и т.д., короче, говорят, страшно смотреть было, еще говорят, что дорогу будут ремонтировать, но когда, не знают.
Переночевав, наутро договорились об экскурсии по Маркаколю на моторке. Классно покатались, отсняв фото — видеоматериал и до обеда отдыхали.
Сходили в Музей природы Маркакольского заповедника — ничего так, есть чучела медведицы с медвежатами, лося, волка и другие.
Спросили, где можно набрать воду, на что местные говорят — в ручье!
— Нет, нам в смысле пить!
— В ручье !
— ??? !!!
— А колонка, родник или еще чего есть?
— Родник далеко, мы все с ручья берем.
И правда, когда уезжали видели как набирают воду в самовар прямо с ручья.
Кстати, потом в дороге пили эту воду и готовили на ней — нормально.
Очень хотелось провести еще пару дней на Маркаколе, хоть для рыбалки в это время не сезон. Но короткий и маленький отпуск стремительно заканчивался, поэтому поехали дальше по маршруту.
4. Киин-Кериш, Зайсан, Шекельмес
Опять разбитая дорога после Теректов, свернув с которой, полевка в сторону Зайсана показалась автобаном.
Съезд с трассы на Киин-Кериш, Зайсан.
Выехали к Киин-Керишу как то неожиданно — раз и вот он внизу. Спустились, около получаса посветили фотосессии.
Говорят, лучшие фотографии получаются на закате или рано утром. Мы были где-то в 17:00, и небо было затянуто облаками, поэтому фото получились …, ну, как получились.
Через минут 20 выехали к Зайсану в районе Аманата, по той полевке можно ехать 80-100 км/ч!
Еще через полчаса были уже на Шекельмесе. Пофотографировались, покупались в Зайсане.
По плану была ночевка в районе Шекельмеса, но в связи с тем, что забыли озаботиться заранее дровами (на месте ничего кроме глины и жухлой травы нет) решили двинуть дальше. Уже поздно вечером доехали до Курчума, где и заночевали в гостинице. Стоимость четырехместного номера — по 2500 тг. с человека. Туалет и душ — в коридоре, в номере только умывальник, пойдет в общем. Гостиница, кстати, на мой взгляд нормальная, не клоповник, только если бы удобства были в номере — было бы вообще класс.
На следующее утро переправились на пароме через Бухтарминское водохранилище (Курчумская переправа). По времени переправа заняла около двух часов, стоит это удовольствие — 2 000 тг. с легковой машины.
Трасса от Курчумской переправы до Усть-Каменогорска хорошая, доехали быстро. Трудовой подвиг в виде проезда 1 200 км за день (до Караганды) решили не совершать, и по пути заночевали в районе Семипалатинска на Иртыше.
На следующий день к вечеру были уже дома — в Караганде. Вот и пролетели почти восемь суток экспедиции, 3 465 км. позади… дом, милый дом!
В целом поездкой все остались довольны, единственное, о чем жалеем, что не получилось проехать по Австрийке со стороны Катона, но с другой стороны — это лишний повод еще когда-нибудь съездить в ВКО!