История одной мечты, или Лиссабон туда-обратно

29.12.2019 | 11778 просмотров

Примерно лет 10 назад на одном интернет-ресурсе прочитал статью дальневосточника, который на своем авто из Владивостока доехал до Португалии и обратно. Представил, что дорога по России — это больше экстремальное путешествие, а маршрут по европейской части — это удовольствие для любого автолюбителя. Так и родилась маленькая мечта о том, как бы посмотреть и пощупать это удовольствие.

Апрель 2019. Со своим знакомым зацепились мыслью — если бы поехали по Европе, то какой бы маршрут каждый предпочел. Составили, обсудили, помечтали: футбольные чемпионаты, дороги, гастрономия, достопримечательности, свобода передвижения…

Июль 2019 (первая декада).

— Даров!
— Чо решил?
— Еду с женой, примерно, программа на месяц. А ты чо?
— Даже не знаю.
— А чо ждать? Всегда будет «некогда», «в другой раз» и, если не с кем, езжай один…

С апреля по июль свою программу крутил по-всякому. Менял страны, направления, даты (пытался подстроиться под европейские чемпионаты), но одно было неизменным — увидеть Атлантический океан. На момент диалога была уже окончательная версия маршрута.

25.07.2019 г.

В начале шестого утра выехал из Москвы. В навигаторе маршрут Москва — Минск… «Я еду к океану!!!»

Республика Беларусь. 25.07-26.07.

От Москвы до границы с РБ примерно 460 км. Это первое сольное автопутешествие в Европу, поэтому было небольшое волнение по поводу пересечения границы. Мало ли что. Развернут из-за какой-нибудь ерунды, и накрылась моя мечта.

При подъезде к границе понимаешь, что это граница. Добавляются полосы, заборы, грузовые фуры, издалека выглядит как что-то серьезное с КПП. Невольно напрягаешься, скидываешь скорость, делаешь серьезное ответственное лицо, чтоб, если кто-то из пограничников посмотрел, понял, что все в порядке, водитель отдает отчет своим действиям, можно пропускать — НИКОГО нет на границе. Где-то там кто-то ходит, и им никакого дела до тебя и куда ты едешь. Спокойно проезжаешь без остановки и едешь дальше куда хочешь.

Была эйфория, когда ехал по белорусским дорогам. Во-первых, потому что это мое первое свободное (еду, куда хочу) пересечение границы на авто. Во-вторых, сейчас все будет по-другому, не как в России. Белорусская эйфория отпускает достаточно быстро. Кроме названий на указателях (по-белорусски) ничем особо не отличаются дороги от российских. Местами есть колдобины (небольшие, больше как потёртости на дороге), изредка. Еще одно отличие — это бескрайние поля. Нет, не картофеля, а пшеницы и кукурузы. Все время искал глазами эти картофельные «джунгли» и «плантации». Не видел.

В Минске остановка в гостинице «40-лет Победы» (Минск, ул. Азгура, 3, 1805 руб./ночь). Есть парковка возле входа на 5-7 машин. Приехал примерно в 14-15 часов.

Первым делом надо бы поесть, дорога до Минска была на семечках, шоколадках и яблоках. Рядом с гостиницей Ресторан белорусской кухни «Камяніца» (Минск, ул. Первомайская 18). Идти минут 10 через дворы. Во одном из дворов росло большое дерево, на котором росли яблоки. Яблоки достаточно крупного размера, такие, которые покупаю в родном магазине. Для меня это было очень необычно, т.к. в своей юности с друзьями по двору всегда были в поисках халявной еды, поэтому срывали дикие груши (кислючие) и абрикосы. Срывали так, чтоб съесть все, что можно было съесть. А тут целое дерево нетронутое, еще и на земле валяются (не гнилые). Странно. Может время другое… или яблоки…

Ресторан конкретно белорусский, ну или дают понять, что это белорусский ресторан. Официанты все в «униформе» из далекого белорусского прошлого (как мне показалось). Музыка, что-то белорусское, по-моему, современное. В зале один. Пока ждал заказ, вошла большая семья: папа, мама, двое детей и вроде бабушка. В меню не было гамбургеров и картошки фри — ушли. Заказал комплекс — цена 8,3 белорусских рубля (примерно 270 руб.). Суп ничего так, второе не очень. Был голоден, все зашло.

Небольшое время для прогулки. Погода была пасмурная, изредка капал небольшой дождь, тепло. Прогулялся по Центральному парку имени Максима Горького, посмотрел, как девушки гоняли хоккей с мячом на открытой площадке возле арены ХК Юность-Минск, хорошо гоняют. Красивый парк. Вдоль реки Свислочь прогулялся до Площади 8 Марта и через Дворец Республики обратно в гостиницу. Выезд в 5:00 утра.

Примерно 2-3 часа гулял по городу, и Минск оставил приятные впечатления, несмотря на серую погоду (по дороге в гостиницу обратно пошел ливень, который пережидал в продуктовом). На обратном пути обязательно задержусь подольше.

26.07, пятница. примерно в 5:00 еду дальше. Следующая остановка — Гродно. Заехать на АЗС, заправиться по полной и въезжать в Европу, где топливо будет уже совсем по другой цене. Доехал примерно за три часа.

Из Гродно еду на КПП Брузги. Ехать всего около 20 км, но по дороге через деревушки с одной полосой в каждую сторону, где ездят маршрутные автобусы со скоростью 40 км/ч. Так что этот участок едешь либо в полном релаксе на 40 км/ч, или в постоянном желании рвануть в обгон,, чтоб оторваться и быстрее добраться. Почти весь маршрут проехал за автобусом разглядывая задние фары и изредка выглядывая из-за него на встречную полосу.

КПП Брузги. Приехал примерно в 8:30, пятница. Подъезжая, понимаешь, что это КПП. Уперся в хвост из машин, и примерно метрах в 300 от меня виднеется место, где начинается Польша (как я думал). Вдалеке виднеются подобие ворот со светофорами (где горит красный). Двухполосная дорога в сторону Польши ограждена с обеих сторон отбойниками. Слева за отбойниками стоят фуры в одну полосу — их много. Справа за отбойниками лес с протоптанными тропинками (через некоторое время понял, куда они ведут, сходил пару раз). Достаточно быстро хвост за моей машиной увеличивался. Машина заперта. Выехать невозможно.

Прошел примерно час, машины стоят на месте, вдалеке горит красный свет. Справа от меня старенький ауди с молодым парнем, который стоит, облокотившись на свой авто.

— Привет, не знаешь, надолго это?
— Привет, часа 3-4 точно…

Выезжая утром из Минска, планировал приехать в Варшаву к обеду. Погулять полдня и готовиться к следующему маршруту.

В итоге с этим парнем параллельно и двигались, и общались к КПП. Приятный общительный парень (зовут Миша), живет рядом с Гродно. Достаточно часто мотается в Польшу, по каким делам, не расспрашивал. На тыльной стороне ладони тату «За ВДВ…». За семь часов много чего интересного рассказал. Вот немногое из полезного, что узнал:

• если едете в Польшу и не хотите попасть в затор, никогда не едьте в пятницу, а обратно в РБ не в воскресенье или понедельник — это самые загруженные дни на границе. В это время белорусы и прочие едут отдыхать или за покупками в Польшу и возвращаются обратно домой; в другие дни можно проехать границу за час-два; если попадаете на пиковые дни, он советует ехать через Литву там меньше очереди, но дополнительная дистанция по дорогам. Брузги — КПП с самой большой пропускной способностью;
  • в крайней правой полосе он прижимается к отбойнику, чтоб особо наглые «ребята» не проехали вдоль отбойника вперед;
  • алкоголь в DUTY FREE между РБ и Польшей дешевле, и закупиться в ней можно только в сторону Польши, обратно не получится;
  • на КПП велосипедисты могут проезжать без очереди. За время ожидания один парень в Польшу поехал пустой, обратно через несколько часов с огромным рюкзаком на спине;
  • за время пока стоишь, можно сходить в кафе, но только если вместе с соседней машиной, чтоб перегородить дорогу для всех, кто позади вас, иначе все объедут и ждать не будут (мы перегородили и оставили небольшой зазор между нашими машинами, пока ходили, в кафе машины за нами протиснулись в этот зазор, не повредив, и в итоге пропустили вперед 15-20 машин);
  • польские таможенники не любят русских и осматривают их с особой изюминкой (машины передо мной на белорусских номерах, европейских осматривали быстро: документы, открыли багажник — езжай. Посмотрели мои документы, расспросил куда зачем, сколько дней и т.д, затем попросил показать аварийный знак, номер двигателя, номер кузова, сходил куда-то и принес штуку для снятия отпечатков. Долго снимали отпечатки, затем таможенник сказал, что эта штука не работает. Отправил на досмотр машину. Порылись в вещах. Минут через 40 отпустили. Обратно все то же самое и на рентгене смотрели авто);
  • в Польше самые вкусные яблоки. Пробовал, вкусные, но мне показалось, яблоки из Новой Зеландии на Дальнем Востоке России тоже вкусные;
  • с ограничением по ввозу в РБ алкоголя и прочего все строго. Если поляки пропустят, белорусы развернут обратно. Вы не просто выбросите все то, что сверх нормы, вы выбросите на польской земле, т.е. развернетесь, там выбросите и снова встанете в очередь. На себе не проверял и не хотел;
  • в Белоруссии общаются только на русском;
  • он знает город Хабаровск по хоккейному клубу, который приезжает в Минск.

556 км по РБ.

1,66 белорусских рубля = 1литр дизель

2 заправки в сумме 89,35 л. (Минск и Гродно)

Итого: 148,3 бел. руб. или 4732,25 руб.

На АЗС сначала блокируется сумма на карте с запасом, заправляешься, после чего идешь на кассу и списывается сумма по факту.

Польша. 26.07-27.07

Примерно в четвертом часу проехал границу и въехал на территорию Польши. До Варшавы 257 км или примерно 2,5-3,0 часа пути.

До Белостока дорога не очень комфортная. Сама дорога европейская — прямая, ровная, чистая, почти идеальная. По ней комфортно ехать со скоростью 110-130 км/ч, но дорога в одну полосу, в каждую сторону идет в лесной полосе. Деревья находятся близко к трассе, и вся дорога в фурах, которые едут со скоростью 80-90 км/ч. Хорошая скорость для фур, но не для тех, кто хочет пораньше приехать в конечную точку. Для маневров и обгонов крайне опасная, о чем свидетельствуют памятники вдоль дороги. Такого количества напоминаний о том, что можно не доехать, встречал только в России, в Европе таких мест больше не видел. Так что аккуратней, не гоните.

После Белостока начинаются нормальные автомагистрали в две полосы в каждую сторону. Дорожное полотно лучше, чем в РБ, но не самое лучшее в Европе. Правая полоса забита фурами их очень много, это, наверное, польская специфика (яблоки везут), так как в других странах правая полоса гораздо свободней.

Сама дорога по Польше напоминает Беларусь — поля, поля, поля, лесочек, поля. Только указатели на польском подсказывают, где ты. Маршрут не самый зрелищный с точки зрения видов, красот и невероятных мест.

В Варшаву приезжаю ближе к семи. Подъезжаю к городу, виднеются какие-то шпили, башни и прочая архитектурная красота. Хочется направиться туда и полюбоваться. Поехали. Катаясь по городу, глазами ищу, где можно поставить машину и немного погулять по центру Варшавы. В дороге 14 часов. У голода были свои планы!

Polskie Pierogarnie (al. Jerozolimskie 28, 02-024 Warszawa) — ресторан национальной кухни. О да! На входе встречают девушки в национальных костюмах что-то мне по-польски с улыбкой, я им по-русски с улыбкой. Короче, мы друг друга поняли. Сижу на маленьком столике в проходе, заказываю то, что хочется просто съесть без дегустаций, смакования и наверняка — вареники (9 штук, по три с разной начинкой: с мясом, с капустой, сырные — вкусные, большие, очень сытные, но соленые, если просто так, нужно пиво/вино, но за рулем). Еле съел, хотя я достаточно прожорлив, цена 26,97 злотых (463 руб.).

Подкрепившись, надо было обязательно полюбоваться местными достопримечательностями.

Łazienki Park. Очень уютный парк, в котором каждый найдет, чем заняться и как созерцать тишину и спокойствие в центре европейской столицы: парочки, распластавшись на пледах, рассуждают о том, какая дорогая коммуналка; спортсмены заполняют круги на своих гаджетах; туристы, как на птичьем рынке, стараются перекричать друг друга своим национальными языками; молодые девушки кушают ароматные вафли, которые тут же предлагаются — свеженькие, горяченькие; одиночки тоже найдут место, где укромно в тишине порассуждать о захвате мира. В центре парка пруд, в котором огромных размеров плавают сазаны. Долго стоял на небольшом мосту всматривался в зеркальную поверхность пруда, в котором отражалась вся окружающая природа. Напротив моста небольшой дворец, который практически без искажений копирует водная гладь. За то недолгое время, которое провел на мосту, не видел, чтоб кто-то пытался поймать сазанов на шарабан. Лепота.

Ближе к 21:00 добрался до гостиницы West Hotel (Dźwigowa 43, 02-437 Warszawa. 1976 руб./ночь). Это был небольшой трехэтажный хостел на окраине города, как раз в ту сторону, куда ехать дальше. Рядом парковка на 3-5 машин.

Выезд в 6:00 утра, но сначала надо подкрепиться. В это время выручает McDonalds. 29,6 злотых (507 руб.). Гамбургер (с яйцом), салат, чай, шоколадное овсяное печенье (очень вкусное).

772 км по Польше.

Дороги бесплатные.

5,14 польских злотых — 1 литр дизеля (АЗС Orlen).

1 заправка на 49,06 литра (на выезде из города).

Итого: 4630 руб.

На АЗС заправляешься столько, сколько надо, затем идешь в кассу, называешь колонку и оплачиваешь.

Германия. 27.07-28.07

Германия — это рай для автомобилистов. Попробую объяснить, для девушек рай автомобилиста — гуляя, заходите в неизвестный вам ранее торговый центр, где все для девушек и, куда бы ни зашли, все сразу подходит. Туфли — все красивые и все размеры. Платья — все уникальные и все превосходно сидят (попа, талия, грудь — все идеально). Вот так же чувствует себя автолюбитель на дорогах Германии. Все идеально.

За все небольшое путешествие — это самая комфортная автомобильная часть пути.
Три полосы в каждую сторону, места для обгона куча, скорость можно 100 ехать, можно 150. Дорожное полотно, как попа любимой женщины (не плоская, а без шероховатостей)). Если ведутся дорожные работы, то они организованы так, будто это часть дорожного движения — безупречно. Согласен, идеализирую, но это мои ощущения по немецким дорогам в сравнении со всеми остальными где ездил.
Единственный нюанс, который немного омрачает — на скорости 115-120 км/ч на круиз-контроле почти в самом экономном режиме 7,0-7,3 л/100 км ты самый медленный. Даже увеличив скорость до интервала 125-130 км/ч, ты начинаешь догонять только автомобили, перевозившие лошадей или мебель в прицепах (расход увеличивается до 7,5-7,7 л/100 км)! Девушки на маленьких хэтчбеках ездят быстрее, дедушки на микроавтобусах ездят быстрее, все ездят быстрее. Студенты человек 5-7 в красном седане примерно 1970-1980 года выпуска почти ехавшем на днище из-за загруженности ехали быстрее. При обгоне показали мне шарф болельщика с какой-то немецкой надписью. Уверен, надпись была «пересаживайся к нам, твоя не едет!»

Разрушен один из стереотипов, который был до этого — по крайней левой полосе ездят самые известные в мире суперкары. Не было ни одного! За все время езды по немецким автострадам только дважды мимо меня пролетели на скорости за 200 — это Volkswagen Tiguan и Audi Q7.
Потом узнал, где тусуются суперкары, но об этом чуть позже.

Границу между Польшей и Германией пересекаешь, как и в большинстве европейских стран — за километр до границы стоит указатель и на самой границе указатель с название страны, куда въезжаете (посты, шлагбаумы, КПП и т.д. ничего такого нет, сплошная трасса). Далее появляются указатели на местном языке.

Картинки за окном автомобиля не такие монотонные как по польским или белорусским дорогам — они разнообразны, они заставляют тебя всматриваться в безграничные горизонты, они фокусируют твое внимание на мельчайших деталях, они также возбуждают как первое свидание — это и есть мое первое свидание с местной «красавицей» — сложно описать эти ощущения их надо пробовать.

Лейпциг. Один из самых длинных участков путешествия (Варшава — Лейпциг) — 734 км. Около 8 часов пути, несмотря на высокую среднюю скорость, несколько раз останавливался просто полюбоваться природой. Для перекуса не останавливался. Яблоки, черника, семечки, шоколад, сок — это мой рацион путешественника.

В городе был примерно в обед. Первым делом в гостиницу. Novum Hotel Aviva Leipzig Neue Messe (Zschortauer Str. 96, 04129 Leipzig, 2646 руб./ночь). Гостиница расположена на окраине города, добираться в центр на общественном транспорте не решился, т.к. много времени туда и обратно. Поехал на авто, опять без пива!

Bayerischer Bahnhof (Bayrischer Pl. 1, 04103 Leipzig). Ресторан выбирал по принципу: не в центре (т.к. могут быть сложности с парковкой), национальные блюда (сосиски, пиво и т.д.), визуальная оценка. Этот ресторан был первым в поиске и сразу понравился. Большая парковка, перед зданием приличная территория ограждена небольшим забором и кустами, за которыми на свежем воздухе между деревьев за столиками достаточно много людей едят, пьют, ржут, отдыхают и наслаждаются кухней ресторана. Немного растерялся от ассортимента в меню. Это, наверное, самая сложная часть в любом новом ресторане. Когда по меню без картинок, только по описанию что тебе принесут, ты должен представить, что принесут и как оно вкусно. При этом у тебя голод — 1шт., блюдо, которое можешь съесть — 1шт., ассортимент в меню — 100 шт., вот и попробуй найти блюдо с одной попытки, после которого ты скажешь — это лучшее из того, что пробовал! Рядом стоял невысокого роста паренек, как понял, он тут постоялец. На английском (спасибо моему учителю) попросил его рекомендовать блюдо. Стейк с картошечкой и капустой под кока-колу (пиво нельзя, безалкогольное не понимаю). Очень вкусное, нежное мясо, неплохая картошечка. Капуста подается, как я понял, к любому блюду. Кока-колу не допил. 26,3 евро (1920 руб.).

Время на прогулку 2-3 часа. По моим ощущениям, город не очень большой. Достаточно чистый, уютный. Дороги в городе, как в любом российском городе, — нормальные, ездить можно. Прогулялся до Площади Августа — это небольшая площадь с уличным фонтаном, в котором плескаются дети, также на ней расположена достопримечательность — Церковь Паулинум (внешне необычная церковь). Немного по соседним улицам и обратно в гостиницу.

Именно в этом путешествии, сольном, пришел к мысли, что мужик путешественник по большей части прагматик. Ему достаточно осознания того, что он был в этом месте. Не принципиально, посмотрел все достопримечательности, о которых пишут и рассказывают популярные ресурсы/личности, или нет; пофоткал самые мимишные места или нет; может он насоветовать места к посещению или нет.

Все просто — я был в Лейпциге. Это Германия.

Ну и как тебе Лейпциг?
За-ши-бись!
А ты был на рыночной площади?
Нет!
А ты видел Церковь Святого Фомы?
А ты был на круговой панораме «Панометр»?

Но если мужик-путешественник едет не один, а с попутчицей, то это совсем другая история. Он знает все достопримечательности в каждом городе и сможет показать без карты. Он знает краткую историю каждой архитектурной достопримечательности. Он знает самые романтичные места с мороженным и знает клички голубей (ну или почти всех) на центровой площади.

И даже если вам собираться и выезжать дальше по маршруту через полчаса, то «у нас еще куча времени, чтоб все посмотреть».

Франкфурт-на-Майне. Примерно в 400 километрах от Лейпцига или примерно 3,5 часа пути. Это было незапланированное посещение, т.к. мой маршрут пролегал мимо этого города, решил заехать немного передохнуть от дороги, перекусить и одним глазком посмотреть. Подъезжаю к городу, виднеются небоскребы, которые и стали маячком, куда ехать. Заезжаю в город, по ощущениям он крупнее Лейпцига, чем ближе к высоткам, тем выше плотность застроек, меньше парковочных мест и больше деловитости по дресс-коду, машинам и в целом по атмосфере. Припарковался возле одной из высоток. Удивился, что так удачно нашел место, специально несколько раз осмотрел улицу на предмет знаков, бегущих охранников из высотки. Класс. Сейчас кайфанем от центра. Как и в большинстве городов, двигаюсь туда, куда глаза глядят. Отходя от высоток, естественно, сначала смотришь вверх, разглядывая блеск окон на небоскребах, завораживает. Высоток немного, дальше просто симпатичные офисные домишки, автобусы, люди.

Прошел не больше 200-300 метров. Ооо, какие-то магазинчики начинаются, кафешки. Еще метров 100. Toy shop, XXX shop, Private Video, Massage — «эт четакое». Наступаю на что-то, смотрю — шприц. Эйфория от делового центра спадает, начинаю осматриваться — какой-то бордель кругом. Полуушатанные хиппи валяются вдоль домов, афроамериканцы кучками сидят хихикают, еле передвигая ногами, обшарпанные чуваки бесцельно двигаются по улицам и кругом яркие вывески SHOP, XXX, PRIVATE и т.д. Прикольный центр. Надо валить, пока против моей воли не стал свидетелем или участником какой-нибудь оргии. Я охренел. Знал, что проституция в Германии легализована, но чтоб это выглядело вот так. Что-то хреновые маркетологи и пиарщики работают в этой сфере.

По-быстрому свалил и добрался до Площади Хауптвахе. Там уже спокойно переваривая увиденное и употребляемое в McDonalds (5,57 евро, 407 руб.), наслаждался своим нахождением в очередном немецком городишке. На все про все у меня было около часа. Симпатичные площади, интересные памятники (один из них похож на Бременские музыканты), есть в центре и зеленые зоны. Мне кажется, неплохой город для гуляния, вот только начинать надо не с тех мест, откуда я начал (хотя каждому свое). Еду дальше.

Картинки за окном продолжают удивлять. В одном из мест, примерно в 100 километрах от Франкфурта, вдалеке виднеется огромная песочница. Песочница, как в фотошопе на картинке. Это невозможно, но она есть. Сколько ехал по горе, все время смотрел на нее и не мог понять, что это. Даже если это какая-то производственная база по добыче и складированию песка — она огромная, эта куча. Остановился, на свой страх и риск перебежал/перепрыгнул отбойник и трассу, чтоб всмотреться и сфотографировать. Фото не передает массивность кучи на фоне леса и гор. Так и осталось загадкой это место. Пытался найти на карте — не нашел.

Приближаюсь к границе с Люксембургом, дорога преимущественно горная (невысокие). Не автострада, но две полосы в каждую сторону. Местами съезжаешь в однополосную извилистую трассу. Погода сильно испортилась, шел сильный дождь (дворники на максимуме). Чем выше поднимался, тем гуще был туман. Местами скорость приходилось скидывать до 60-70 км/ч. В общем, уже едешь не на расслабоне, а полностью сконцентрирован на дороге. На одном из спусков в месте пересечения дорог метров за 200 образовалась небольшая пробка. Подъезжая, по проблесковым маячкам понимаешь, что кто-то был невнимательным. Приехали два полицейских микроавтобуса, на каждой из дорог близ места пересечения стоял полицейский регулировщик, которые координировали действия всех участников движения. Метров за 100 до аварии наша полоса двигалась все медленнее, временами останавливалась. Первая мысль от увиденного, что скорее всего авария очень серьезная, возможно, лобовая. Проезжая место ДТП — виновный не пропустил по главной, у него оторван бампер, у пострадавшего поцарапана левая часть на две-три детали, стоит метрах в 5-10 от виновного на моей полосе. И эта организация движения не в центре города и даже не в поселке. Это непонятно где. Только горы, леса, дождь.

818 км по Германии.

Дороги бесплатные.

1,61 евро — 1 литр дизеля (дорогая заправка, были дешевле на уровне 1,4-1,5 евро).

1 заправка на 31,43 литра (город Teuchern).

Итого: 3984 руб.

Люксембург. 28.07

Люксембург планировал проездом во Францию. Одним глазком. При подъезде к границе из Германии лил неслабый дождь. Очень переживал, что в Люксембурге также будет ливень и не удастся посмотреть. Мне повезло, дождь закончился, как только въехал в карликовое государство. Было пасмурно, но, главное, смогу немного погулять по центру Люксембурга (город, столица государства Люксембург).

При въезде в город первое ощущение было, что попал в недалекое будущее: современные, невысокие, необычной архитектуры здания (возможно, что жилые) с огромными окнами вдоль проезжей части рядом с трамвайными путями и озеленением — все это оформлено эстетично, рационально (ничего лишнего, постороннего); на улицах малолюдно. Трамваи как из фантастических фильмов. Длинная капсула, практически полностью из тонированного стекла, которая движется почти бесшумно и перемещается без малейших зазоров между землей и самой капсулой. Возможно, это новый район, который недавно был создан, поэтому он выглядит действительно фантастично, т.к. ближе к центру начинают появляться исторические сооружения вперемешку с современными, но привычными образами. При этом все равно общая картина Люксембурга отличается от того, что видел за все свое путешествие. Микс из исторической архитектуры с непривычными современными зданиями увлекает.

Маршрут по городу был спонтанным — ехал по дороге, стараясь заехать в самый центр. Мне это удалось. Добрался до площади Мучеников (Place des Martyrs). Под самой площадью есть платная парковка (2,5 евро=182 руб. заплатил за пару часов). Туда и поставил машину для того, чтоб немного прогуляться. Город небольшой, без высотных строений, но здания расположены очень плотно, и создается впечатление мегаполиса из достаточно плотного траффика и большого количества туристов и жителей. Немного омрачило впечатление большое количество ремонтных дорог по центральным улицам.

Пока бродил, обратил внимание, что город разделяет парковая зона, которая находится ниже уровня города и на противоположной стороне виднеются смотровые площадки, замки. Поехал на ту сторону. Припарковал на Gracis square, огромная бесплатная парковка. На Google.com/maps на этом месте какой-то палаточный городок и цирк. Вероятно, 28.07 не было никаких мероприятий поэтому это была просто большая парковка. Пешком дошел (минут 15) до военного мемориала «Золотая дама», с которого открывается красивый вид на парк, расположенный ниже города, центральный мост, церковь. Прекрасное место, но для полноты ощущений не хватало ясного неба. Создалось впечатление, что в городе осень. Погода была не жаркая, градусов 15-20, ветрено. Обратно по пути к машине шел через центровой Парк Кэннексвисс (Parc Kinnekswiss), душевное семейное место. В центре парка большая открытая площадь, но трава была сухая — это и усилило ощущение того, что на улице не лето, а осень. Странно. В солнечный день с зеленой травой это место очень уютное.

В Люксембурге был примерно часа 3. По дороге к гостинице заехал на АЗС с небольшим магазином. Часов в 8 приехал г. Тьенвиль (Франция) на ночевку.

В магазине на АЗС решил купить поесть в гостиницу и купить наконец-таки пиво! Светлое, нефильтрованное, холодное. Был Franziskaner и Paulaner из тех, что предпочитаю. Беру баночку Paulaner и по российской привычке ищу, что там можно почитать на обороте. Почему в Люксембурге рядом со страной производителя пива на этикетке написано по-русски с указанием импортера какое-то ООО? Приехал в Европу, чтоб наслаждаться исходниками, а не производными с непонятной логистикой. Купил Leffe … без импортера ООО «Что-то там».

55 км по Люксембургу.

Дороги бесплатные.

1,11 евро — 1 литр дизеля (Aral).

1 заправка на 40,36 литра (город Berchem).

Итого: 3212 руб.

Франция. 28.07-02.08

«Кескесе», «вуаля», «оревуар», «уи», «вулеву куше авек муа се суар» — это мое знание французского, которое возникло в голове, как только пересек границу. При этом в школе с 5 класса по 11 учил французский — романтичный, сексуальный язык для картавых. Прежде чем подойти на ресепшн, для того чтоб заселиться в гостиницу, крутил в голове комбинации из французских слов, которые знаю, для того чтоб составить предложение. Ничего не получалось. Только пошлятина. После этого мне точно дадут боковушку возле туалета…

Hello! Can i check in?

Premiere Classe Thionville (29 rue des Frères, 57100, Thionville 2908 руб./ночь). Город Тьенвиль был конкретно транзитным. Когда составлял маршрут из Лейпцига в Париж с обязательным посещением Люксембурга, ближайший недорогой вариант на ночь был в этом городке. Ничего не могу сказать, чем он хорош и примечателен, кроме как удачное расположение в моем путешествии. Приехал вечером, выезжать утром часов в 8:00 (завтрак был включен). Но я его запомнил.

Выезжаю из городка, как всегда, телефон с навигатором в руке, т.к. подставка сломалась, а из города надо выехать не заблудившись. На очередном светофоре остановился, сижу настраиваю маршрут. Пока ковыряюсь, неожиданный дикий, громкий стук в водительское окно. Первое, что пришло в голову — задремал или что-то случилось, чего не увидел. Поднимаю голову, смотрю вперед — ничего, при этом кто-то долбится в окно. Смотрю налево — мужик, бородатый, возрастной, какой-то возбужденный. Неужели царапнул или из гостиницы догнал — что-то забыл. Орет. Ну, как орет. Француз орет — это будто телевизор громко включен на французский канал. Ничего не понятно, но сейчас что-то будет. Орет и орет. Боязно опускаю стекло, немного, чтоб воздуха хапнуть и проявить эмпатию. Стало громче орать, но есть знакомое слово «…фон». Потом он достает на цепочке на шее висящий жетон, где я прочитал «Полиция». Продолжает орать, показывать на телефон и все чаще стал слышать «…фон». Я чет напрягся и напугался — страшно орет. И вспомнил, мне кто-то рассказывал, что в Европе, если полиция увидит водителя с телефоном — наказывают незамедлительно. Пусть даже и рублем, но это не 500 руб. Его громкость начала стихать, как только медленно без резких движений положил телефон со словами «only map». Короче, последний раз меня так отчитывали в школе, когда с подоконника разбил горшок — это был директор. Обделался легким испугом. Оказывается, он вышел из впереди стоявшей машины, полицейский по гражданке, остановился на светофоре и зачитал мне лекцию о вреде пользования телефоном за рулем. Когда мы тронулись, он перестроился в правый ряд, я ехал по левому. Всю дистанцию, что ехали параллельно, он смотрел на меня, я ехал с двумя руками на руле, как новички в автошколе. В общем, обошлось только мокрыми штанами.

И еще этот городок запомнился тем, что, когда выезжал из него, по левую сторону от меня где-то очень далеко был фестиваль (наверное) воздушных шаров. Их было очень много. В какой-то момент появилась мысль дернуться туда, посмотреть и вернуться на маршрут в Париж, но по их размерам понимал, что это минимум 100 км, а может и больше. Прикинул, что это примерно в районе Страсбурга (в одном из планируемых маршрутов рассматривал вариант из Люксембурга в Страсбург, а затем в Париж). Утро 29.07 было безоблачным.

Дорога до Парижа примерно 330 км. По времени около трех часов. Дорога скучновата. Холмы, лесочки, поля. Все очень просто. От воздушных шаров до Парижа больше зрительной эйфории не было. Дорога неплохая. Две полосы. Траффик не насыщенный. Скорость 115-120 км/ч. Начались платные дороги.

Во Франции основные трассы платные. Механизм простой: въезжая на платный участок (кпп на трассе), достаешь из автомата билетик и поехал, куда надо. Когда начинаешь съезжать с платной трассы, снова въезжаешь в кпп, вставляешь свой билетик, на мониторе автомата видишь сумму к оплате — наличные, банковские карты. Где-то обратил внимание на указатель 1,2 евро за 10 км дороги. По трассе Тьенвиль — Париж был один чек на 23,7 евро (1730 руб.) и несколько небольших сумм.

Париж. 29.07-01.08. К Парижу подъехал примерно к 12:00. На подъезде к городу чувствуется, что это центр чего-то масштабного — магистрали, ведущие в город, битком. В очень плотном траффике со скоростью 40-50 км/ч едешь по направлению к центру Парижа. Машины разные. На вкус и цвет. Уже ближе к центру справа обгоняет Mustang 1969-1970 года зеленого цвета. Красавец. За рулем мужчина в деловом стиле, возраст примерно 40-45. Выделяется из основной массы авто. Надо быть внимательней, т.к. в левой руке телефон (да знаю я, что мне прочитали лекцию), в правой руль, надо смотреть на дорогу, повороты, карту, машины разглядывать, парижан, городом наслаждаться, парижанки, искать Эйфелеву башню — блин, почему у меня не фасеточное зрение.

е-мае — это же триумфальная арка!!! Я еду прямо к ней по каменной мостовой. Пищал, как девчонка, но это внутри, снаружи старался не выделяться от остальных водителей с утомленным равнодушным взглядом — что я тут не видел, пфф…

Когда въехал в город, у меня был план «нет никакого плана». Ехал опять же по дорогам, которые по карте показывают, что ведут в центр. Видел вдалеке Эйфелеву башню, затем свернул куда-то. Потом непонятным образом проехал мимо красивейших дворцовых стен (потом посмотрел по карте и понял, что там Лувр), выехал на площадь Согласия и далее по Елисейским полям в сторону Триумфальной арки. Когда съезжал с площади Согласия на Елисейские поля, по краям дороги стояли сиденья в два, три уровня вдоль дороги, на столбах были флаги — походу было какое-то празднование. Траффик дикий. Машин очень много. Все время, пока ехал, искал парковки — их нет. Нет мест.

Все это время, пока ехал по центру Парижа, я кайфовал не от того, что я в Париже, а оттого, что еду на авто по Парижу — туда, куда хочу. Это то, зачем я ехал в свое приключение — свобода передвижения. Когда ты не зависишь от расписания туристических групп, расписания общественного транспорта, никакого расписания, никакого маршрута — только туда, куда глаза показывают и за что цепляются. Я прочувствовал Париж, как его житель в повседневные будни. Пробки, пешеходы, светофоры, среди машины шныряет молодежь на мопедах, электроскутерах. Один раз мимо меня пролетел молодой парень на моноколесе и, лавируя среди плотного потока машин примерно на скорости 40-50 км/ч, молниеносно исчез. Он был одет в деловой стиль: рубашка, брюки, туфли, шлем и сзади в руках кейс. Я охренел. Не от делового стиля, а от уверенности своего вождения, маневров и знания того, что он доедет туда, куда едет, вовремя. У нас бы он не прижился. Он бы не доехал. Я, вообще, удивился тому, как устроено движение в европейской столице не за счет знаков и светофоров, а за счет взаимоуважения и внимательности всех участников, несмотря на то, что большинство ездят, как и у нас, с телефоном в руке. Они все и всех видят, пропускают, не спешат, не борзеют. Просто едут из точки А в точку Б, не создавая никому проблем. Я в этом потоке, наверное, был самый сконцентрированный — новый траффик, много машин, непонятная разметка, куда ехать, 3-5 полос в районе площадей, кто кому должен уступать, при этом абсолютно спокойно въезжал в их дикий траффик — никто не гудел, не орал, не материл, никто не обращал внимания, все едут по своим делам. Сколько ездил по Парижу, ни разу не слышал сигнала клаксона, даже если кто-то тупит на светофоре. За три дня я не видел ни одной аварии!

Триумфальная арка для меня была и экстазом, и шоком одновременно. Экстаз от того что — вот она, слева, в 20-30 метрах, я вокруг нее еду. Шок — вокруг арки дорога минимум в 4 полосы и примыкает до хренища улиц, все с машинами, чем они руководствуются — я не знаю, я въезжал просто тупо смотрел налево (движение против часовой стрелки) и «врезаясь» в этот поток — благополучно. И так же благополучно выехал из него. При этом затупил и понимая, что пропускаю поворот, резко пошел вправо через полосы — абсолютно спокойно выехал без злых гримас у сзади едущих водителей, они на меня даже глаза не поднимали.

Короче, я кайфанул от покатушек по Парижу. Не без «приключений».

Дорога от Лувра до Триумфальной арки — прямая, с арки решил съезжать на эту же прямую и ехать дальше посмотреть, что там еще. Тем более, вдалеке виднелись какие-то современные высотки. Приближаясь все ближе, понимаешь, что выбрал правильное направление — очень красивое место. Высокие современные здания, сверкают, переливаются на солнце. «Вишенкой на торте» в этом районе является дом с дырой внутри (не знаю, как по-другому объяснить) — необычное здание, этим оно и привлекает. Даже удалось фото сделать из авто. Почти доехал до этих зданий, дорога уходит в подземный туннель. Ну, думаю, сейчас буду выезжать прям к ним, даже телефон приготовил сфотографировать. Еду в подземке. Долго еду. Никуда не сворачиваю. Уже начинаю понимать — «вишенка на торте» позади. Ничего страшного, развернусь. Но я продолжаю ехать в подземке. По моим подсчетам, проехал, наверное, километров 5-10. И когда я выехал, реально, всех этих красивых домов даже не видно.

Нажимаю в навигаторе примерное место, где это было, едем дальше по приборам. Снова туннель. И тут выяснился интересный момент с навигатором — он не работает под землей. Зависаешь точкой, где он последний раз тебя помнит. Повороты, развязки под землей — наугад. Когда я выехал — тут же настроился навигатор + 13 км через платный участок. Развернуться нельзя. Платный участок начинается метров через 400-500, видны это «оброчные врата». Поматерился от души вслух. Машин в этом районе маловато, никто не слышал. Поехал. В этом месте оплата не по билетам, а просто мзда за проезд. Уже не помню, какая стоимость, примерно 5-6 евро за проезд (умножаем на два). После того как съездил туда-обратно, решил ехать в апартаменты заселяться, немного передохнуть с дороги и снова вернуться в центр.

Местом остановки выбрал апартаменты через сервис Airbnb. Наиболее подходящий вариант по стоимости и картинкам интерьера был в пригороде Парижа, городке Athis-Mons (9513 руб. за 3 ночи), примерно в 20 км. Когда выбрал этот вариант, переживал за район, спокойствие и безопасность, т.к. машину придется оставлять на улице.

Атис-монс. Из центра Парижа ехать примерно 15-20 минут на машине. В городок ведет магистраль, поэтому добраться не сложно. Дорога проходит мимо одного из парижских аэропортов (Орли), точнее под ним. Каждый раз, когда едешь туда или обратно наблюдаешь как, взлетают/садятся самолеты. В самом городке шум самолетов не слышен, даже вечером в полной тишине. Опасения пропали полностью, когда приехал и увидел район, где находится дом. Тихо, чисто, аккуратные дома, никаких маргиналов или маргинальных жилищ. Дом, в котором мои апартаменты — трехэтажный, огороженный забором. На этажах ковролин, который каждое утро пылесосит консьержка. Окна во двор и вообще смотрят на весь район — лепота. Больше похож на коттеджный городок, т.к. только одно-двухэтажная застройка с конусными крышами и большим количеством зелени и деревьев. Единственный нюанс, тот, кто не на машине, на общественном транспорте до центра Парижа согласно навигатору, можно добраться за один час в один конец с пересадкой. Изначально планировал на машине не перемещаться, чтоб и с парковкой в центре не было проблем и игристые напитки попробовать. Ну ладно, на машине, значит, на машине.

Часа в четыре после заселения вернулся в Париж, пора знакомиться с достопримечательностями.

Вернувшись в центр, первым делом — перекус. Был сильно голоден, поэтому — McDonalds forever. 12,25 евро (894 руб. цены повыше, чем в той же Германии).

Немного про достопримечательности.

Эйфелева башня. Подъезжая, испытываешь волнение от того, что вот она — самая романтичная штуковина Парижа. Припарковав авто в подземной парковке торгового центра в 15 минутах ходьбы до башни (при этом посмотрев тарифы, вроде все по-божески, вроде 1 или 2 евро/час), я иду на свидание к ней — она очень доступная, от этого и привлекательна. Издалека, конечно, смотрится красиво и необычно. Чем ближе к ней, тем больше народу. Возле нее романтизм начинает улетучиваться, так как количество людей похоже на муравьев возле оставленного столика на пикнике с едой — тьма (никого не хочу обидеть). При этом этот «столик» тоже весь в муравьях ))). Обошел с левой стороны от реки, т.е. зашел сразу возле основания. Огромная толпа в очереди, чтоб подняться на первый уровень или на самую высоту. Зеленая аллея, которая идет от Эйфелевой башни, полна туристов — по мне так тут вся романтика испаряется, хотя достаточно много парочек на вытоптанной аллее размещаются и нежно воркуют о своем, бытовом. Конечно, это место нужно посетить каждому, кто мечтает и не мечтает — уверен, каждый найдет для себя прелесть этого места. Увидев сам, могу сказать, что на картинках она выглядит гораздо целомудренней и нежнее, от этого и сентиментальней, чем есть на самом деле.

Идем дальше. Дошел до Музея Армии со стороны реки Сена. Возле входа красивый газон, на котором сидят чайки и скачут кролики (!). В центре города кролики. Мимимишно. От Музея Армии через мост Александра III вышел к памятнику Уинстону Черчиллю, от него до Площади Согласия и далее Лувр. Сам музей не планировал посещать, только снаружи. К Лувру ведет дорожка через Сад Тюильри. В общем, это пеший маршрут первого дня. От Эйфелевой башни до Лувра примерно пара часов неспешной прогулки (по указанному маршруту). Возле Лувра я почувствовал, что на сегодня достаточно увиденного и впечатлений. Обратная дорога пешком до машины без остановки с увеличенным шагом примерно 40-50 минут. Жаль, что заранее не зарегистрировался в прокатных конторах велосипедов или электросамокатов — было бы пободрее и больше можно было охватить. Мест проката по пути очень много. Берите на заметку.

Сел в машину на парковке — пора ехать домой. Подъезжаю к паркомату для оплаты, вставляю карточку, полученную при въезде — итоговая цена за три часа 18,2 евро (1328 руб.) Схренали… Оказывается, там прогрессивная шкала: 2 евро первые полчаса, вторые полчаса тоже 2 или 3 евро и дальше за каждый час там еще больше. Короче, будьте внимательны! Я домой, спать.

Париж. 30.07.

Прежде чем ехать по достопримечательностям, надо понять, что делать с парковкой, т.к. в Париже либо дорого, либо негде. Погуглил и вот какую инфо нашел (надеюсь, французские полицейские не читают это и не объявят меня в розыск). Что будет, если поставить авто на платную парковку на улице и не платить? Дежурный инспектор по району, где оставили авто, должен зафиксировать факт, что машина стоит не оплаченная. После этого должен пройти час, и он вам положит квитанцию штрафа (под дворник). Минимум через час после этого он снова проверит ваше авто и, если штраф не оплачен, положит еще один (возможно больше). И снова через час, если он видит, что штрафы не оплачены, он может или повесить замок на колесо или эвакуировать. Получается, если вы припарковали авто и сразу после этого инспектор начал бдить за вашим авто, у вас есть мах 3 часа. Но на практике, сколько ни парковался, инспекторов не видел, поэтому у вас есть точно 4-5 часов (конечно, на свой страх и риск). И еще один важный нюанс: если вы на авто на российских номерах, вам штрафы не страшны (они не доходят до России), если вы на арендованном, тогда у вас меньше времени и большая вероятность получить штраф. Я был на российских номерах. Поехал смотреть достопримечательности.

Версаль. Волшебное место, но очень популярное. Это понял по очереди, которая выстроилась змейкой на площади перед входом. Во внутренние помещения не планировал идти (очередь именно туда). Версальские сады бесплатны, находятся за основным зданием. Вот там волшебно. Огромные парковые зоны, пруды, лабиринты из кустов, фонтаны. Места для созерцания, романтики и для того, чтоб отлучиться в нирвану.

Следующая остановка футбольный стадион (Парк де Пренс) центрального клуба Парижа — ПСЖ. Приобрел билет на экскурсию по стадиону 25 евро. За эти деньги вы посмотрите внутренние помещения, посидите на трибунах, спуститесь на само поле (бровка за воротами), прогуляетесь по местам, где ходят футболисты (раздевалка, зал послематчевых интервью, коридоры, по которым ходят футболисты), вип-ложа и музей. Музей очень скудный, несмотря на богатую историю клуба, больше похож на зону ожидания тура по стадиону. Разочаровался. Был на стадионах Сантьяго Бернабеу и Камп Ноу — вот там богатая история и потрясающие музеи за эту же цену.

После стадиона поехал к сверкающим высоткам и дому с дырой.

Район называется La Defense. Дом с дырой — Большая арка Дефанс (Grande Arche de la Défense). Чтоб попасть в центр арки, необходимо подняться по высоким ступенькам, на которых расположилась молодежь, туристы и прочие любители посидеть, посмаковать вид на этот офисно-развлекательный район. На арку можно подняться, наверху есть смотровая площадка. По цене, точно не помню 15-20 евро/чел. Не стал подниматься. Вообще, после уже привычных исторических сооружений по всему Парижу этот район переключает вас с истории в современное время. Красиво тут. Офисные здания с зеркальным остеклением, торговые центры, зоны перекуса и просто площади для прогулки. Стоит посетить. Пока любовался современными постройками, ко мне незаметно подкрался голод. Голод не тетка, голод дядька. Привет Mcdonalds — небольшой перекус, примерно 5 евро (365 руб.). Поехал дальше.

Базилика Сакре-Кёр. Припарковался где-то в узеньких кварталах рядом с Мулен руж, дальше решил идти пешком. Идти минут 10 в горку. К этому времени тучки немного затянули небо и изредка покапывал небольшой дождь. Про саму базилику ничего не скажу — смотреть надо. Внутрь не заходил. Постоял на вершине, посмотрел на город с высоты. Посмотрел на толпы туристов, которые обсуждают эту достопримечательность на различных языках, включая родной язык. Притом родной узнаешь преимущественно по фольклорным эпитетам, которые передают всю прелесть этого места одним-двумя слова. Мечтательное место. Стоя у подножья этого храма (это же храм?), немного зависаешь мыслительно, глядя на крыши огромного и необъятного города. Город, который для тебя мечта, а для парижанина место, где он платит коммуналку и ругается с местной почтой. Город, в котором для тебя любая вещь как диковинка, а для парижанина поход в булочную мимо Мулен руж — это рутина. И в это время парижанин в каком-нибудь Сургуте, Пемзе или Ростове-на-Дону смотрит с высоты на город и наслаждается местными красотами. Я ж говорю, мечтательное место. Я не курю )))

На сегодня достаточно достопримечательностей. Перенасыщен эмоционально. Пора нормально поесть, тем более вчера приглядел, как мне показалось, хорошее место.

LES PARISIENNES (17 Avenue de la Motte-Picquet, 75007 Paris). Не был настроен на гастрономические эксперименты и созерцание французских яств. Хотел тупо поесть. Само место находится неподалеку от Эйфелевой башни, при этом улица малолюдная, тихая. Сел на улице, чтоб кушать и смотреть (привычка такая). Выбор простой: курица с овощами и салат с куриной грудкой, грибами, сыр (не помню какой) и вроде бекон. Конечно, по-французски звучит как песня и в меню написано точно не «курица с овощами» — не запомнил название. 38,5 евро (2810 руб.).

Париж 31.07.

Так. Чо у меня осталось из достопримечательностей? Нотр-Дам-Де-Пари …, чо еще … Все!? Нармуль …

Запарковал машину рядом с рекой Сеной около музея Орсе, иду смотреть Нотр-Дам. Вдоль реки расположились продавцы раритета и антиквариата. Комиксы, книги, журналы, пластинки, брелоки, столовые принадлежности, постеры, порнографические открытки, карты — преимущественно бумажная продукция. Несколько раз порывался что-нибудь купить, как рядом подходит еще покупатель и проходишь мимо открыток. Нотр-Дам видно издалека, но старался не смотреть на него, чтоб сохранить эффект неожиданности и восхищения. Только когда уперся в забор, который ограждает здание от туристов, поднимаю и глаза и любуюсь… что-то тут не так. Или в связи с последними событиями, связанными с Нотр-Дамом, или так и ранее было, но вся территория ограждена строительным забором, рядом красуется автомобильный кран, и все это попадает на фото. No good. Без всего этого было бы гораздо эффектней и завораживающей. Снова толпа туристов. Ну а вы как хотели? Больше всего в этом месте понравилась девушка, которая играла на скрипке в тон с электронной музыкой на ее музыкальном центре. Очень круто сочетает классику с электронной музыкой. Обычно это слушаешь в своих наушниках или в клубах, а тут вживую.

Рядом с Нотр-дам отмечал место, которое очень хотел посмотреть и попробовать. Кондитерская LADUREE (21 Rue Bonaparte, 75006 Paris) с их известными (в интернете так написано) макарунами. Три штучки 6,3 евро (460 руб.). Взял шоколадный, ежевичный и третий, не помню какой. Вкусно. Очень вкусно. Далее еще одно место — да, я сладкоежка — булочная ERIC KAYSER (18 Rue du Bac, 75007 Paris). Взял простую булочку с шоколадом 1,7 евро (124 руб.). Это тот случай, когда проще сказать шоколад с кусочками теста, а не наоборот. На сегодня все, отдыхать перед дорогой.

Конечно, мест, которые стоит посмотреть в Париже, гораздо больше моего перечня. Специально во время написания статьи залез в интернет, глянуть, какие ТОП места есть в Париже и сколько их. Ого, ТОП 30. Посмотрим… Эйфелева башня, Музей Лувр, Триумфальная арка, Нотр-Дам, Базилика Сакре-Кер, Елисейские поля, Версальский дворец, Люксембургский сад, Монмартр, Остров Сите, Площадь Бастилии, Латинский квартал, Сорбонна, Центр Жоржа Помпиду, Музей Орсе, Опера Гарьне, Кабаре Мулен Руж, Дом Инвалидов (он же музей Армии), Консьержери, Пантеон, Башня Монпарнас, кладбище Пер-Лашез, катакомбы Парижа, мост Александра III, бульвар Капуцинок, Булонский лес, Сад Тюильри, река Сена, галерея Лафайет, Диснейленд. Большой список.

В первый свой день посмотрел самые популярные места Парижа в простой пешей прогулке за 2-3 часа. Второй день, покатался по отдаленным достопримечательностям. Третий день, осталось одно ТОПовое место. К чему я это все. Самое ТОПовое место в Париже —это сам Париж. Банально, согласен, но это так. Прогулки по Парижу в формате «куда глаза глядят» — это самая главная достопримечательность. «Провалиться» в повседневные маршруты французов, не эти зомби-пути, вы их увидите, когда человеческая толпа несется от точки ТОП1 к точке ТОП2, а в формате «не туда забрели»: посмотреть, как простые французы сидят на лавочке, а их дети играют с собакой; посмотреть, как отец с сыном бросают тарелку друг другу; как пенсионеры прогуливаются вдоль аллеи с аккуратно высаженными массивными деревьями; как женская команда тренируется в регби.

Кстати, в перечне ТОП 30 нет ни Большой Арки, ни стадиона ПСЖ (согласен, на любителя, но рядом интересный спальный район для прогулки). Уверен, есть еще места, о которых не сказано в ТОП 30 (конечно, кладбище и катакомбы надо посмотреть), но вы найдете их сами, и это будут ваши ТОП, а не ТОП копирайтеров. Не бойтесь любопытства, будьте искателем.

Париж — Бордо 01.07. 585 км. 5,5-6,0 часов в пути. Выезд в 9:00.

Этот участок пути хотелось бы, чтоб был незабываемым, но получилось наоборот — незапоминающийся, кроме процесса оплаты. Всего за эту дистанцию заплатил 55,9 евро (4141 руб.). Нет, конечно, есть на что посмотреть по дороге, но в целом достаточно монотонная и усыпляющая. Спасали семечки, снова ягода (клубника, черника, ежевика), музыка и аудиокнига «Sapiens. Краткая история человечества» Юваль Ной Харари.

Изначально планировал в Бордо посмаковать винишко, понаслаждаться романтическим городком с картавым произношением, но скорректировал свои планы под другое место, которое расположилось в 66 километрах (около часа езды) на побережье Бискайского залива.

Дюна Пила. Когда планировал Францию, гуглил различные места, куда можно заехать полюбоваться природой. Дюна Пила сразу влюбила в себя. Не представлял, как возможно, что песчаная дюна может быть выше деревьев, даже представить не могу.

Подъезжая к побережью понимаешь, что это место привлекательно не только дюной. Часто встречаются указатели, которые обозначают место притяжения туристов — Arcachon и La Teste-de-Buch. Много машин едут в этом направлении, и переживал, что будет очень много народу.

У подножья (!) Дюны кемпинговая территория с платным въездом. Нашел место для автомобиля рядом со входом. Пошел пешком через кемпинг, который больше напоминает маленький поселок из палаток, небольших домиков (арендуемые), кемпинговых авто и общественных туалетов, как в лагерях. Много желающих насладиться этим чудом природы. Чем ближе подходишь к подножью Дюны, тем шире улыбка от эйфории и детского задора от огромной песочницы, которая возвышается над деревьями. Правда. Такого удовольствия от места в моем путешествии еще не было. Первые мысли, которые приходили в голову, почему она такая огромная — это какой-то горный массив, занесенный песком. Песок, наверное, будет холодный, крупный, может, вообще не песок, а твердая порода похожая на песок. Разуваюсь, на всякий случай… первые шаги, ноги тонут в горячем и мелком, как мука, песке… кайф. Я на пляже. Вертикальном пляже. Передо мной пляж высотой метров 100-150. Море не видно. Оно за дюной. Начинаю подниматься, мне кажется, дюна чуть выше деревьев, но, когда вышел на высоту деревьев, с которой можно смотреть поверх верхушек, понимаю, что не прошел даже половины пути, и у меня уже одышка. Идем дальше. Опять остановка, опять одышка. Еще подниматься и подниматься. На гребень поднялся с третьей попытки. Информация для качков (особенно для девчат, кто хочет попу-орех): упражнение ходьба по ступенькам отлично прорабатывает ягодичные мышцы, икроножные и бицепс/трицепс ног. Ходьба по песочным ступенькам сделает из вас ягодичную (не та, что ягоду точит) богиню. Нормально подкачался на этом подъеме.

Вид с гребня потрясающий. Позади меня зеленый «ковер» из верхушек деревьев, передо мной безоблачное небо и умиротворенно спокойное море, которые едва заметно разделяются линией горизонта.

Конечно, там есть люди, чайки, катера где-то там внизу вдоль берега оставляют «штрихи» на море. На все это мало обращаешь внимание. Сел на гребень. Просидел около часа. Все это время просто рассматривал горизонт и все то, что с ним соприкасается, это гипнотизирует и не отпускает. Пора ехать на ночлег.

Дюна Пила — место, в котором ты становишься ребенком. Ну и что что нет лопатки и ведерка, ты и так кайфанешь.

…оказывается, чуть правее от места, где я поднимался, есть лестница. Для слабаков.

В Бордо приехал ближе к шести. Надо хоть немного посмотреть этот город. Подъезжаю к городу. Снова достаточно плотный траффик со скоростью 30-40 км/ч. Очень много машин.

Припарковался рядом с площадью Кинконс, прогулялся до площади с фонтаном «водное зеркало». Фонтан необычный, называется «водное зеркало», т.к. фонтан — это водное полотно глубиной сантиметров 5, от которого при определенных ракурсах отражается площадь. Понаблюдав за озорством детей и весельем взрослых, пошел далее по узким улочкам до Собора Сен-Андре и потихоньку до машины. По пути перекусил. Subway 12,3 евро (910 руб.) На гулянку по Бордо выделил чуть больше часа. Дорога без остановки из Парижа дает о себе знать. Пора передохнуть. Приятный городок, смог оценить за короткое пребывание, но есть «ложка дегтя». Река, на которой стоит город, очень грязная. Неприлично грязная. Сам живу в городе на реке, которая коричневого цвета, так вот эта река более коричневая (если можно так сказать) и с высоты моста кажется погуще (не самые приятные ассоциации).

Гостиница Study Hotel Bordeaux Lormont (19 Rue Louis Beydts, 33310 Lormont, 2570 руб./ночь) расположена в городке Лормон севернее Бордо.

Выезд в 9:00. Прежде чем въезжать в Испанию по плану было посетить еще пару мест на побережье Бискайского залива — Le Penon и Biarritz. В Le Penon планировал заехать посмотреть на сёрфингистов, на одном из ресурсов прочитал, что это место достаточно популярное, но у навигатора были другие планы. Не вовремя показал мне поворот, после чего он предложил ближайший путь, чтоб вернуться в городок через Biarritz. Ага щас. КПД = 0. Биарритц так Биарритц.

Biarritz. Тоже был указан как место для сёрфингистов и просто известный курортный городок. Припарковав авто возле частного домика неподалеку от берега, решил идти пешком чтоб осмотреться, насладиться. В итоге вышел на маяк (Phare de Biarritz). Есть, оказывается, места для парковки, почти все пусто, ну да ладно. Возле маяка есть небольшая смотровая площадка, с которой открывается вид на общественный пляж, но хочется поближе к морю, т.к. часть обзора закрывают кустарники. Прогуливаясь, увидел тропинку за забором. Перепрыгнул. За зеленью и забором есть каменистая поверхность, о которую бьются волны. Никого нет, кроме тебя и моря. И еще пара рыбаков что-то ловят на самом обрыве — экстремалы. Возле одного из обрывов небольшой мемориал, на котором сказано, что у одного из путешественников жизнь остановилась на отметке чуть больше двадцати лет. На ваш страх и риск это место. Я к краю не подходил ближе чем на 10 метров, на всякий случай. В этом месте шум только от моря, которое бьется об скальные берега. Романтичное, экстремальное место. Теперь надо пляж посмотреть.

В этот раз машину поставил возле Rocher du Basta — тоже мыс только без маяка и тут можно спустится к морю. На протяжении почти всего берега школы серфингистов. Волны невысокие, наверное, не сезон. Вода прохладная, как они купаются. Даже дети в плавках, не серфингисты плескаются.

Хорошее место для посещения, для релакса, чтоб развеяться или, наоборот, подумать о чем-то важном отфильтровать ненужное. Завораживающие виды на море, шум волн, чайки, массаж ступней от крупноватого песка в этом помогают.

Кстати, пока бродил по набережной, поймал себя на мысли, что это место за счет большого количества пенсионеров, наверное, считается неким санаторием. Тут много пенсионеров и тех, кто в ближайшее время им станет.

Одинокий путешественник, гуляющий по пляжу, невольно смотрит на загорающие женские тела, но сплошной стыд и срам. Пенсионерки топлесс — это что такое!? Как им не стыдно ходить и светить вот этим всем. Ай-йяй-йяй. А еще они нас учат быть скромнее…

1174 км по Франции.

Дороги платные, не менее 79,6 евро (5871 руб.), есть объездные бесплатные.

1,43 евро и 1,51 евро — 1 литр дизеля (Total).

2 заправка на 64,88 литра (Ballainvilliers, Lormont).

Итого: 6922 руб. (АЗС) + 5871 руб. = 12793 руб.

Испания. 02.08-03.08

Изначально из Франции в Португалию планировал через Мадрид. Был в Мадриде полтора года назад (январь, 2018). Очень понравился этот город. Но это крюк + 200 км (или дополнительно 2 часа пути). В последний момент решил, что не буду заезжать, т.к. для этого города надо выделять больше времени, а с другой стороны, в прошлый визит почти весь его облазил. В следующий раз.

Снова наличие границы между двух стран — это указатель примерно за километр до нее и указатель, когда пересекаешь границу. Первым делом, заправиться. Топливо не намного, но дешевле, чем во Франции. Вторым делом перекусить. Все это совместил в одном месте. Как раз на АЗС была территория для отдыха от дороги. 2-3 деревянных столика с крышей, Wi-fi. Когда парковался, подошел ко мне цыганского вида испанец и предлагал сигареты. Пока сидел перекусывал, остались какие-то крекеры, сок и ягода, наблюдал за этими испанцами с сигаретами. Предлагали всем подряд, пока не наткнулись на более предприимчивого вроде испанца. Этот испанец выезжал уже с территории, товарищ с сигаретами остановил его, предложил купить папиросы, дал ему блок и на секунду отвлёкся, как товарищ на авто по газам и остался цыганский испанец у «разбитого корыта» — весело тут.

Рядом с зоной отдыха были поля подсолнуха (за забором). Огромное количество солнечных «голов» смотрело в одном направлении — на Францию )). Решил перед отъездом запечатлеть это солнечное «царство». Перед забором невысокие, примерно с человеческий рост, кусты. Растут достаточно плотно, но нашел место, где часто «заходят» пофотать. Полез и я. Еб …, че за …, ааа … Все кусты — это как искусственный забор — сплошные колючки. Пока добрался до забора, все руки были, будто кошка подрала, на одной руке остался «коготь» одного из кустов размером как реальный коготь кошки. Вся нижняя часть тела — шорты, носки, кеды в маленькой колючке, но в таком количестве, что шнурков и носков не было видно. Волосатые ноги тоже были в колючках. Прикольно слазил. Еще обратно лезть…

Вот я и нашел занятие в дороге. Пока ехал, обкалупывал сначала ноги, потом носки. Шнурки неудобно. Да и не мешают, по итогу со шнурков снял только дня через 3-4.

Первая половина дороги (до Вальядолида) очень живописная. В районе Бильбао дорога идет сплошными горами, туннелями, полями с подсолнухами. После скучных французских дорог эта как фантастический фильм. Все время хочется смотреть по сторонам и разглядывать открывавшиеся виды с высоты. Ближе к месту остановки больше равнины, но все равно интересней французских.

До Систерниги (городок под Вальядолидом) доехал быстро по ощущениям (хотя время было около пяти.) Не потому что дистанция небольшая (Лормонт — Систернига = 587 км + остановка в Биарриц), а потому что дорога была захватывающая и время пролетело незаметно.

Хотел прогуляться по Вальядолиду, но остановило меня две вещи: жара (температура была +36) и город не особо привлекал (по тем районам что проехал — просто испанский городок).

Гостиница Hotel San Cristóbal (Av. de Soria, Nº30, 47193 Cistérniga, Valladolid, 2186 руб./ночь). Рядом расположен супермаркет. Прикупил немного еды на вечер и отдыхать.

Часов в 9 утра выезд. Хотелось куда-нибудь заехать перекусить перед дорогой. Пока ехал, в глаза бросился очередной супермаркет (по-моему, Lidl). Вспомнил, что ранее видел готовую еду в подобных маркетах — чем не перекус. В итоге купил: багет, салат, хамон, сыр, печеньки разные, соки, воду (11,67 евро = 864 руб.). Решил устроить себе нормальный брутальный завтрак на парковке (это не та парковка, которая возле наших супермаркетов). Тут небольшая парковая территория соседствует с парковой. У меня был с собой стульчик складной. Нарезал себе бутербродов, открыл салатик, уселся в стульчик и вот он мой завтрак — кайф. Не знаю, как вам, а я себя ощущал охрененно, завтракая в таких условиях где-то в Испании (!). Не могу объяснить почему, но такие моменты мне гораздо сильнее врезались в память, чем строения, архитектура, история и т.д. Дальше больше.

Дорога до Португалии была больше равнинная. Горы остались позади. Хотя по левую сторону (юг Испании) виднеются горные массивы.

Граница с Португалией пролегает через небольшой городок, и здесь уже есть пост. Как выяснилось — формальный. Полицейские ходят, останавливают машины, на мою даже не посмотрели. Без остановки проехал — я в Португалии.

Кстати, дороги по Испании практически весь маршрут были платные. Формат оплаты немного отличается от французских. На этом маршруте КПП по оплате стоят чаще, и там ты оплачиваешь сразу за пройденный участок.

600 км по Испании.

Дороги платные, не менее 22 евро (1639 руб.), есть объездные бесплатные.

1,30 евро — 1 литр дизеля (Carrefour).

1 заправка на 45,78 литра (Logrono).

Итого: 4365 руб. (АЗС) + 1639 руб. = 6004 руб.

Португалия. 03.08-05.08

Примерно лет десять назад (нихренассе время летит) думал о том, как доберусь до Португалии. На тот момент думал о ней потому, что количество миль на кобрендинговой карте Трансаэро было около 35000. Неоднократно заходил на сайт, обсчитывал маршрут, и получалось из Хабаровска до Португалии (туда и обратно) перелет в баллах примерно в этих цифрах. Красота. Оставалось только запланировать и слетать. Помню, как копил эти баллы, рассчитываясь только этой картой везде, где можно было. Даже кухонный гарнитур покупали на мой день рожденья, т.к. в этот день начислялось в два раза больше баллов. Короче, боготворил эту программу. Прошло время и мечта … пфф … вместе с компанией Трансаэро. С тех пор, карты только с кэш-беком в виде «живых рубликов» (поподробнее об этом позже). Именно эти мысли периодически посещали мою голову, когда я ехал по Португалии на своей машине и наслаждался красотами страны по истечении десяти лет. Мой маршрут был в Лиссабон, хотел провести пару ночей, но невнимательность немного скорректировала планы.

Днем ранее, во Вальядолиде вечером искал варианты проживания в Лиссабоне или ближайшие места. Нашел хороший вариант по цене и, как мне показалось, рядом с Лиссабоном. После бронирования сразу решил обозначить на навигаторе, чтоб проще было строить маршруты перемещения. Город Алкобаса. Забиваю в навигатор дорогу от Алкобасы до Лиссабона. 108 км!!! Как я смотрел при бронировании!? Планировал две ночи провести в Лиссабоне, в итоге запланировал в Алкобасе, т.е. чтоб посмотреть столицу Португалии в два дня, мне пришлось бы кататься туда-сюда 400 км (это трата топлива и времени). Вообще не вариант! Минут через 10 после бронирования пишу в гостиницу сообщение с просьбой аннулировать бронь. Сам я не могу этого сделать, будет штраф в размере 50% брони = 43 евро (3052 руб.). Пришел отказ. Корректируем планы…

Дорога по Португалии интересная. Конечно, не такая, как север Испании или Германия, но тоже есть чем любоваться за окном. Холмистая, вдалеке, как мне казалось, в моем направлении виднеется какая-то массивная гора. Пока ехал, постоянно в нее всматривался. Погода по дороге от Франции до Португалии была «на заказ» — безоблачно, но впереди виднелась плотная занавеса серых облаков. Она была очень плотная и бескрайняя, как горизонт, и находилась, по моим расчётам, в аккурат там, где португальский берег омывается океаном. Совпадение? Не знаю. Возможно, действительно есть какая-то магия природы и столкновение стихий над океаном.

До Лиссабона оставалось примерно 80-85 километров. Эта мысль меня подталкивала, но история с «кривым» бронированием напрягала. Именно в этом месте и скорректировал свой маршрут. Посмотрев на карту в навигаторе ткнул в ближайшую точку на побережье океана. Peniche. Посмотрю океана и недалеко от Алкобаса.

Cabo Carvoeiro Lighthouse. Место, где я познакомился с океаном и идеальное место, чтоб посмотреть, что такое край Европы. Обрыв. Место, где океан всей своей мощью безжалостно «съедает» землю. Можно встать на самый край и посмотреть вниз, что там творится примерно с высоты метров 15-20. Если ты сорвешься, вряд ли успеют спасти. Я боялся подойти к краю, чтоб мое приключение случайно не закончилось в месте моей мечты.

Не хотел покидать океан. Да с берега это такая же вода как море или чистая река, в котором не видно противоположного берега, но все равно осознание того что ты стоишь на «острове», который именно эта водная гладь может поглотить и не оставить не песчинки — гипнотизирует. Просто стоишь и смотришь туда …

Не далеко отъехал от маяка. Полуостров Baleal (чуть северней Peniche). По краям от полуострова небольшие пляжи. Надо помочить ноги. Погода градусов 20, плотные облака, солнце не греет. Вода холоднючая. Практически все место на пляже занято местными, которые пришли позагорать, покупаться, отдохнуть. Бабушки, дедушки, родители, дети — все ведут себя так, будто градусов 30-35 и солнце печет. Чудики :) Ребятишки бегают в одних плавках. Стою в кофте, ноги начинают замерзать. Через минут 20-30 с океана пришел густой туман. Походу здесь это нормально. На парковке не было мест, на пляже нет места разместиться. Вот у кого горячая кровь. Прочитал занимательную статью про португальских девушек. У них очень страстный темперамент и в отношениях допустима женская измена. Интересно … походу они тут все друг другу родственники.

Пора перекусить. Всю дорогу из Минска хотел поесть супа. Либо не было в меню там, куда заезжал (не про Mcdonalds), либо непонятно, что за суп. Ресторанчик у моря BOCAXICA, тут все просто. Рыбный суп и суп пюре. Заказал себе рыбный суп, на вид как морковное пюре, но вкусное, с морепродуктами и стейк из тунца, тоже вкусно. Итого 19,6 евро (1450 руб.). в два раза дешевле и в два раза вкуснее, чем в Париже.

Вообще, говорят, что Португалия бедная страна. Немного отъезжая от центральных мест это видно. Сразу начинаются одноэтажные кварталы. Малолюдно. Грязновато. Местами полуразрушенные домики и заброшенные участки. Хочется поскорее выехать на магистраль из этих мест. Подъезжая к Алкобаса виды повторяются. Какие-то кладбища, неработающие производственные базы, склады. Мрачновато. Мало того, что далеко от Лиссабона, так еще и непонятно где. Больше всего переживал за авто, которую придется оставить на улице. Но эти все места остаются позади, и когда въезжаешь в городок, виды меняются. Вначале настраивался после выезда из гостиницы написать самые жуткие отзывы и за то, что отказались снять бронь, и за убогое место. Но в итоге мне понравились и городок и гостиница Hotel Santa Maria ( R. Dr. Francisco Zagalo 20, Alcobaça, 6104 руб./2 ночи). Гостиница расположена в самом центре на площади рядом с Mosteiro de Alcobaça (огромный монастырь), наверное, главная достопримечательность этого городка. Возле этой площади много маленьких ресторанчиков, кафе. Очень уютное место, чувствуешь себя «как дома», спокойно, не шумно, цивильно. Прогулялся в соседний магазин, купил местного вина, мяса и сладостей (без них никуда). 8,35 евро (617 руб.), вино 2 или 3 евро (Joao Pires Branco 2018).

04.08. Утром решил пожертвовать второй ночью в Алкобасе ради португальского побережья. Примерно часов в 10:00 выехал из гостиницы и в районе 11:00 был в Лиссабоне.

Когда собирался в маршрут по Европе, в первую очередь смотрел страны, где будут платные дороги (виньетки или оплата на трассе). Про Португалию ни слова. Копирайтеров на кол! По португальским дорогам все двигаются с виньетками. Примерно каждые 10 километров над дорогой камеры, которые считывают эту самую виньетку, и перед каждым таким местом, примерно за километр, стоит знак, на котором указана стоимость для различного транспорта (легковые 1,1-1,2 евро). У меня авто на российских номерах — не страшно. Тем, кто арендует — имейте ввиду. Кстати, на полуострове Baleal специально ходил смотрел на лобовые стекла автомобилей — куча наклеек на каждой.

В Лиссабон въезжал, как обычно, поглубже в центр, поближе к достопримечательностям. Учитывая, что здесь проведу не более 2-3 часов, рассчитывал посмотреть только самые-самые места. В первую очередь, посмотреть на город со стороны статуи Кришту Рей (Santuário Nacional de Cristo Rei). На мост попал не сразу, эти дурацкие развязки и подтормаживающий навигатор не в первый раз предлагают покататься по несколько кругов в одном месте. На мосту не сразу понял, что за звук жужжащих пчел или мотоциклетных выхлопов. По три полосы в каждую сторону, и центральные полосы в обоих направлениях едут по покрытию, будто очень плотно лежит арматура. И чем быстрее едешь, тем сильнее этот гул. Вероятно, из соображения безопасности сделали, или бетона не хватило. Черт его знает, но по всему мосту едешь с этим психологически давящим гулом. Съезжая с моста, проезжаешь место оплаты дороги. Мимо проехать не получится, и для выезжающих из города — бесплатные ворота. Интересно, для тех, кто едет от статуи в город, тоже бесплатные ворота? Да, по-любому…

По навигатору подъезд к статуе через жилые районы. Поставил автомобиль во дворе пятиэтажки, почти такая же, как в родном городе. Пешком минут 10, и я на месте. Тут, оказывается, парковка… походу интеллектуальный навигатор у меня. С функцией «оторви жопу и пройдись пешком».

Статуя высотой 20-30 метров с обзорной площадкой и вид оттуда, наверное, еще лучше, чем с парковой зоны, но очередь желающих торчит из здания на улицу примерно те же 20-30 метров. Иду мимо. Обзорность на город с площадки рядом потрясающая. Ничего не загораживает вид, т.к. с этой площадки дальше обрыв почти к самому морю. Поэтому разница обзора на город у подножья статуи или с высоты статуи малозаметна. Повторюсь, погода безоблачная. Видимость отличная. Слева мост, по которому только что ехал сюда, перед тобой город как на ладони — всматриваешься в каждый дом. Слева над мостом каждые 7-10 минут идет на посадку самолет — такого авиационного траффика еще не встречал. Хорошее место для посещения и для того, чтоб сделать фотокарточку на память как на гаджет, так и в своей голове на всю жизнь. Просто стоишь и любуешься.

(на видео тот самый шум)

Так, подъезжаю к мосту, впереди ворота оплаты проезда на этот самый мост в город. Где-то должны быть бесплатные. Ворот не менее 10. За короткое время надо успеть по указателям над этими воротами понять, где для туриста со статуи. Вроде вот. Без шлагбаума, вроде эти машины от статуи ехали. Подъезжаю к месту, где обычно суют денежку, машина впереди меня просто проезжает. Еду за ней. СИРЕНА!!! Ааа … валим, валим, валим. Че не так!? Надо в топку — впереди мост и плотный траффик. Щас будет бралово, щас будет бралово. Погоня, вертолеты, шипы, и я буду бежать по кукурузному полю…

Весь мост пялился назад в поисках проблесковых маячков. Смысл со мной гнаться, если с моста срыва нет и можно просто на съезде меня упаковать. Подъезжаю к противоположному берегу — никого нет. По-быстрому съезжаю с основной трассы и растворяюсь где-то в лиссабонских дорогах, адйос, лузеры!!! Для меня так и осталось загадкой, в какие ворота ехать туристу бесплатно со статуи.

После статуи очень хотел посмотреть площадь Коммерции (Praça do Comércio, которая считается одной из крупнейших в Европе) и от нее идет также достаточно популярная у туристов улица (Rua Augusta).

Площадь, действительно, большая, много туристов, местных жителей. Площадь расположена у самого берега и есть ступеньки, по которым можно зайти в воду, но в этом месте, вероятно, от прилива/отлива все в тине и не совсем эстетично и красиво. Вся красота площади в сторону города. Статуя на коне, арка и начало одной из центровых у туристов улицы. На фоне голубого неба все эти места очень яркие и сочные. Гуляю по площади и по улицам, или у местных полицейских планы горят или в городе решили увеличить доходную часть от туристов, но неоднократно мне предлагали папиросы (не с табаком) и еле шепотом «Кокаин?». Первый раз такое встречаю в центре города в людных местах.

Rua Augusta, действительно, туристическая улица. Чистая, аккуратная, с красивым узором на протяжении всей прогулки. На одном из пересечений слева можно увидеть еще одну достопримечательность — городской подъемник 1902 года (Elevador de Santa Justa). По этой улице дошел до площади Дом Педро (Praça Dom Pedro IV) и после свернул в сторону, где припарковал авто. Пора было выезжать дальше. Конечно, на этот город надо больше времени, но мне вполне хватило увиденного. Меня больше интересовало следующее место в моем маршруте, которое было в 300 км. Sagres.

По навигатору почти 330 км. Нужна заправка. Нахожу ближайшую АЗС, которая находится на съезде с магистрали. После этого решил не выезжать на автостраду, т.к. есть дорога короче по километрам, но немного дольше. Да и ладно. Зато крюк не буду делать (если в карте введете маршрут Лиссабон — Сагреш, увидите этот крюк).

Не зря я выбрал этот маршрут, съехав с магистрали. Эта дорога проходит через плантации фруктов (груши, яблоки), здесь открываются виды на португальский ландшафт с высоты холмистых дорог, здесь первые мини серпантины в моем путешествии. Очень живая и динамичная. Первые километры ехал за БМВ 5-ой серии, водитель которой тоже кайфовал от постоянных маневров, резких поворотов (за которыми, кстати и обрывы и встречка!). После того как мой «попутчик» свернул, я уже в одиночестве продолжил этот драйвовый трип. На одной из грушевых плантаций все-таки решился остановится и взять немного в перекус. Они еще не созрели. Жаль.

Sagres. К краю земли приехал в районе пяти часов дня. Навигатор показывает, что я нахожусь в пункте назначения (Sagres Fortress). Конечно, меня интересовал не сам населенный пункт Сагреш, а крайняя точка Португалии. О том, что там находится какая-то крепость, узнал, когда парковал свой авто. Все ставили машины вдоль дороги от крепости. Крепость представляет собой невысокое, но массивное сплошное заграждение от края до края, для того чтоб не могли попасть на мыс. Проход вроде 3 евро, и ты попадаешь на пустынный участок, который со всех сторон омывается океаном. Очень сильный ветер. Несмотря на то что погода чуть ниже 30 градусов и безоблачно, тут прохладно. Был в шортах и кофте с капюшоном, который спасает от ветра. Без капюшона уши надует быстро. Из растительности только какие-то кустарники, которые распластались по земле. Дорожки идут вдоль обрыва. Высота не меньше 20 метров, внизу камни и волны. Есть ограждения, но по следам и тропам видно, что они не останавливают тех, кто хочет кадр получше. Тоже слазил в одном месте, насколько страх позволял. В середине этого пустыря есть невысокие сооружения вокруг подземных гротов, которые ведут куда-то вглубь, и слышно шум воды и завывание ветра. Одно из сооружений по типу маленького кругового лабиринта, внутри которого тот самый грот и чувствуется запах тех, кто либо испугался этого грота, либо просто не дотерпел. На выходе из крепости слева открывается вид на небольшой пляж среди обрывов и камней, на котором бушуют волны. Одно из красивейших мест всего путешествия.

Солнце близится к закату. Сегодня никуда не еду. Ночевать буду тут — в машине. Вернувшись к авто, увидел на заднем стекле на грязи «Привет! Мы из Уфы». Приятно! ТОТ, КТО НАПИСАЛ — тебе тоже Привет. Я с этой надписью приехал домой.

Рядом с крепостью есть территория для кемперов. Там уже стояло больше 10 авто, готовящихся к ночевке. Всякие разные и большие кемперы и небольшие универсалы. Среди них тоже нашел место. В это время солнце практически вплотную приблизилось к водной глади где-то там. Быстро добежав до обрыва, с которого открывается вид на закат, разместился, чтоб посмотреть эту красоту в самом романтичном месте. Самый красивый закат из тех, что когда-либо наблюдал. Красота была не только в картинке, а в ощущениях. Край земли, шум волн, океан, нирвана…

Разложил задние сиденья, открыл бутылку вина, купленную накануне, запустил ноутбук —кайф. После небольшой холостяцкой вечеринки пора спать. Постелил пенку и уснул в чем был: кофта, шорты. Тепло. Чтоб свежее было, приоткрыл немного окна.

Проснулся от какого-то стука. …Это з-з-з-зубы стучат. Что ж так-холодно-то. Я сильно замерз. Надел на себя всю одежду что было: 5 или 6 футболок, джинсы, спортивные штаны, пару носков, накинул капюшон… Колбасило не по-детски. Если сейчас не согреюсь, завернусь еще в пенку или резиновый коврик в багажнике. Печку не хотел включать, т.к. не знал, хватит ли топлива до утра, если усну. Немного согревшись, уснул. Проснулся рано, т.к. все равно было свежо. Прогулявшись по берегу, согрелся. Хорошая ночка выдалась. Мужской романтизм.

05.08. Много чего сегодня надо посмотреть и главное, постараться успеть…

Дорога из Сагреша в Испанию на следующее место остановки на ночевку идет вдоль берега, поэтому решил по ходу заехать в какие-нибудь живописные места.

Benagil Beach. (68,7 км от Sagres). В интернет-ресурсах вычитал, что это пляж, расположенный по соседству со скалистыми красочными выступами. Подъезжаю к конечной точке, дорога сначала спускается круто вниз, поворот на 180 градусов и резко поднимается вверх. В этом самом повороте и расположен вход на пляж. Все заставлено машинами, много народу спускается с обеих сторон дороги — место явно популярное. Проехав вход на пляж, ищу место, куда поставить машину. Наверху есть большая территория, адаптированная для парковки авто. Места много, свободных мест куча. Приехал часов в 10. Когда уезжал, все было в машинах. Прошло максимум час-полтора. Учитывая, что приехал созерцать природные красоты, решил не идти на пляж, а осмотреть береговую линию с высоты скалистых берегов, что окружают это центровое место.

Достаточно быстро тропинка от парковки выводит к берегу. Высота этого берега 10-15 метров. Наверное, центровое место здесь — не пляж. Стоя у самого края берега (почти у края, обрыв все-таки), жадно всматриваешься, что там внизу и где заканчиваются эти обрывы. Самое жадное, по мнению твоих глаз, — это любопытство от неповторимых береговых контуров, изолированных пляжных участков, которые расположены внизу и к которым можно попасть только с воды или, прыгнув с 15-метровой высоты. На этом жадном любопытстве идешь и не можешь остановиться. За каждым поворотом или холмом очередное природное произведение искусства. Смог остановиться только тогда, когда понял, что мне сегодня надо преодолеть 600 км. Эти места гипнотизируют.

Albufeira. (84,6 км от Sagres). Не доезжая до этого городка, остановился также возле небольшого пляжа. Посмотреть на очередные местные природные достопримечательности и перекусить. Перед входом на пляж также есть парковка, но она меньше той площадки, что на прошлом пляже и места уже нет. Все в машинах. При спуске к пляжу наблюдал интересную картину. Обратил внимание на две пожарные машины, которые стояли рядом с местом, откуда люди спускаются к морю. Пожарный микроавтобус и большая машина-лестница. Рядом с берегом возвышаются небольшие каменистые островки. На одном из них в кустарнике, что растет на самой вершине, застряла лапкой чайка(!). Пожарные машины приехали спасать чайку (!). Люди вокруг толпились, на склоне, на берегу, и все наблюдали за спасательной операцией, как один из спасателей карабкался на эту гору. Конечно, он освободил лапку чайки, она спланировала и села на водную гладь. Люди вокруг аплодировали спасателю. Я такое вижу первый раз.

Пляж длиной метров 100-150 также окружен скалистыми берегами. На один из этих берегов взобрался, чтоб осмотреть все с высоты: пляж, море, людей, чайку. Место у моря, конечно, не как в райских уголках известных рекламных роликов: есть водоросли как у входа в воду, так и на берегу, местами камешки, людей многовато, но все те, кто здесь отдыхают, чувствуют себя как в райском месте. Песок здесь мелкий-мелкий. Чисто. Мусор нигде не валяется. Достаточно ухожено все кругом, несмотря на большое количество отдыхающих. Красивые места.

Пора перекусить. Ресторанчик на берегу São Rafael. Снова рыбный суп, как днем ранее, и сытная большая тарелка салата 19 евро (1416 руб.).

Конечно, покидая Португалию, хотелось посмотреть еще подобные места, заехать, например, в Фару и Лагос, который проехал уже, но для этого нужно посвятить отдельный трип португальским берегам. В другой раз. Меня ждало еще одно место, которое никак не хотел пропустить.

Гибралтар. К этому микрогосударству летел очень быстро, т.к. по моим расчетам уже не успевал. Севилью проехал в районе 4 часов дня, ехать еще два часа, и это еще не конечная точка сегодняшнего дня, и при этом очень хотел побольше посмотреть на этот микромир британского государства.

Дорога от Севильи до Гибралтара увлекательная видами, т.к. эти места гористые и достаточно неплохие пейзажи кругом, но на скорости 160-180 км/ч стараешься не отвлекаться от трассы. Это единственное место на всем моем европейском маршруте, где позволил себе гнать как бешенный по ощущениям, но при этом абсолютно спокойная по факту. По пути машин было немного, и в полосе для обгона идешь комфортно на этой скорости, которую совсем не чувствуешь из-за отличного дорожного покрытия.

Гибралтар хотел увидеть не только как самостоятельное государство, но и хотел посмотреть на африканский континент с европейских земель. Именно по этой причине включил это место в свой маршрут. Это было мое второе желание в путешествии (увидеть океан — done; увидеть Африку из Европы — …). Именно по этой причине форсировал свою сегодняшнюю «гонку» из Сагреша.

Уже не помню в какой момент, но, посмотрев на карту, увидел, что есть место ближе к Африке, чем Гибралтар — Тарифа. В районе городка Лос-Барриос решил по-быстрому съездить в Тарифа и на обратном пути в Гибралтар. От Лос-Барриоса погонять уже не получится. Дорога идет по горам и в основном одна полоса в каждом направлении, при этом впереди будет тот, кто не торопится. Обогнать практически на всем маршруте до Тарифа не получалось. В одном месте удалось немного обогнать колонну, но в основном спокойная езда 60-70 км/ч. Весь этот маршрут был на нерве, т.к. время уже было седьмой час. Солнце начинало близиться к горизонту, и было переживание, что не успею посмотреть на Африку во всей дневной красе. И плюс ко всему, ехал в место, где не знал, что будет и придется еще долго искать место для обзора. Пока ехал, всю дорогу гоняли именно эти суетные мысли «скоро закат-найти место-еще Гибралтар-че за водитель впереди» (в общем, нормальная российская суета за рулем), при этом слева от меня было то, ради чего вся эта суматоха. Вид с гор был просто сказочным. Видно море. Видно пролив. Видна Африка. Меня гнали мысли, что если тут так охрененно, то как будет в Тарифе/Гибралтаре. При приближении к Тарифе дорога спускалась с гор и виды терялись за деревьями, холмами. В городке тоже все было против меня — красные светофоры, какие-то затупы на дорогах, куда ехать. Выбрал на карте самое крайнее место к морю. Подъезжая, понимаю, что не будет просто так Африки на ладони. Нет мест. Заборы. Тупики. Разворачиваюсь…

Снова лечу по дороге в обратном направлении, поднимаюсь в горы, где открывался потрясающий вид. Вот та небольшая смотровая площадка с парковкой, миникафе (Mirador del Estrecho) и вид на Африку. Запарковался. Бегом до заграждения возле склона горы. А вот она и Африка…

Красотищщща. Передо мной гора Джебель-Муса, которая находится в Марокко. На фото получается совсем не так, как видишь вживую. На картинках она меньше чем когда сидишь и смотришь на нее. Возможно, в этих местах есть точка обзора получше, но из тех мест, где проезжал и останавливался, эта самая обзорная из обзорных.

Теперь на такой же суете «летим» в Гибралтар. Снова все медленно, снова никого не обгонишь. Время восьмой час. Солнце еще светит. Успею! Дорога идет вдоль набережной, бесконечные перекрестки с круговым движением. Гора, которая занимает, наверное, половину площади страны, видна издалека — это ориентир. Она все ближе. До последнего момента был уверен, что на горе точно есть смотровая, на которую можно забраться, но об этом потом.

Подъезжаю. Вереница машин выстроилась и неспешно поворачивает на полуостров через КПП. Я рядом. Ха-ха. Почему моя дорога ведет прямо, а их прямо и направо в новую страну. Как так. Промахнулся. ААААА!!!! Нормально. Щас разрулим. За мной пока никого нет. Сдаем назад. Остается 2-3 метра до того, чтоб повернуть на нужную дорогу, и меня подпирает испанец, который специально притопил, чтоб не дать завершить маневр. Даже в России так не делают. У нас понимают такие ситуации. Короче, он меня подпер. Выхожу, чтоб объяснить свои желания. Он машет рукой, мол, «проезжай вперед». Я на факах и на русских «эх ты, товарищ» объясняю, что так не делается. Со словами «доброго пути, нехороший человек», приправив фольклором, сажусь в машину. Наши полосы разделяет бордюр. «Я посмотрю Гибралтар!» Въезжаю на бордюр (вот и пригодились внедорожные возможности авто), переезжаю его. Вуаля. Все, кто стоял в очереди, похоже, видят первый раз такое действие — судя по их глазам и вниманию на мои маневры. Это все происходит метрах в 50 от КПП. С надеждой, что КППшные ребята увлечены контролем на границе, спокойно стою в очереди, как и все.

Подъезжаю к таможеннику, чет разволновался и воткнул Паркинг во время хода. Что-то крякнуло в районе движка. Классно я придумал, сломать коробку на границе Испания — Гибралтар. Слава богу, обошлось. Таможенник попросил паспорт. Спросил, есть ли британская виза. Ответил: «NO!» (английский рулит). Посмотрев мои документы, попросил отъехать в сторонку. Походу, их впечатлили мои маневры, и они хотят пригласить на службу за предприимчивость и неординарность в безвыходных ситуациях. Ушел с моим паспортом куда-то в помещения. Минут через пять выходит, протягивает паспорт: «Welcome».

Крохотная страна. Это становится ясно даже не от географических знаний, а от того, что дорога в страну начинается по взлетной полосе местного аэропорта — поперек. И, соответственно, выезжаешь из страны так же. Вероятно, полеты здесь редкость. Раз в неделю или раз в месяц. Перекрывают дорогу. Прилетел/улетел, и снова каждый едет по своим делам. Занятно.

Еду к самой крайней точке страны с видом на африканский континент. Дорога идет вдоль подножья горы. Проехал, как я понял, армию страны, которая занимает площадь как небольшое ГСК. Слева водопад. Площади. Детские площадки. Фонтаны. Туннель размером с внедорожник, грузовик уже не проедет. Все как везде, только все равно создается ощущение Гулливера в стране лилипутов. От КПП до моря ехать минут 15 не спеша. Припарковав авто, прохожу мимо стадиона, который принимает сборные стран, когда проходят отборочные матчи на ЧЕ или ЧМ. Стадион расположен поперек полуострова, и, как мне кажется, если сильно кто-то из футболистов пробьет выше ворот, то мяч придется доставать из моря ))). Забавно.

Я на месте. Вид с мыса открывается на пролив между двумя континентами. Видна африканская гора. Видны европейские холмы. Конечно, картинка уступает тому месту возле кафе, но факт своего нахождения в этом месте ничуточку не уступает по волнительности и кайфу нахождения «черти где» на карте Европы.

Обратная дорога по правой стороне полуострова вдоль отвесной стороны гор. В этой части пути только гора слева, море справа и дорога. В одном из мест дорогу пересекают железные пути. Попал на красный свет. Думал, посмотрю хоть на их паровозики. Не было. Пока едешь вдоль горы, на разных высотах виднеются отверстия, местами с решетками. Интересно — это тюрьма, катакомбы, замок внутри горы или торговый центр? В этой части полуострова дорога периодически уходит в гору, и едешь по туннелю, который выглядит как нормальный туннель для разных машин, в т.ч. грузовиков. На саму гору попасть в свое ограниченное время не удалось, но уверен, такая возможность точно есть. Вот и снова взлетка. Побольше бы времени, чтоб и на водопад посмотреть и на площади погулять. В другой раз. Выехал за пределы государства, еще немного полюбоваться горой и в дорогу на ночлег.

Изначально планировал остановку на ночь в Малаге, но понимал, что посветлу уже не успеваю. Поэтому остановка в Марбелье (77 км от Гибралтара). Из Гибралтара выехал в девятом часу. Солнце уже было на горизонте.

В Марбелье въехал в десятом часу. Уже темно. Планировал остановиться на ночь где-нибудь в районе парковки возле моря, но единственное место, которое быстро нашел на карте, оказалось частной территорией. Развернувшись, на карте установил точку, где точно можно переночевать — это торговый центр Ла Каньяда (La Cañada Shopping), который проезжал 10 минутами ранее. Ни времени, ни сил больше не было искать, выбирать. Припарковался в самом дальнем углу парковки, вдалеке от транспортных развязок и огромных прожекторов. Ох, и насыщенный был сегодня день. Распластался и практически сразу уснул, но перед этим мелькнула мысль: только один смог бы увидеть сегодня все это!

998 км по Португалии.

Дороги платные (виньетка), откатал бесплатно.

1,33 евро — 1 литр дизеля (Intermarche).

1 заправка на 48,91 литра.

Дорога по Испании — 16 евро (1192 руб.)

Итого: 4794 руб. (АЗС) + 1192 руб. (дорога) = 5986 руб.

Испания. 05.08-07.08

Как бы красиво ни звучало название Марбелья и сколько бы ни возникало в голове картинок пляжей из интернет-ресурсов, не планировал в своем маршруте знакомиться с этим городом. Хотя годом ранее, когда катался только по Испании, очень хотел посмотреть все побережье от Барселоны до Севильи, но тогда остановился на варианте Барселона — Валенсия — Мадрид. Сейчас хоть и не был ограничен временем путешествия, но была одна дата, под которую подгонял свой маршрут (об этом чуть позже).

06.08. Позавтракав в автомобиле тем, что осталось, а это, как правило, молочка, овсяные печенья, фрукты, поехал дальше. Сегодня дорога достаточно длинная — еду в Валенсию (720 км).

Практически весь маршрут дорога идет вдоль береговой линии, но красота этой трассы в другом. Горы. Практически до самой Валенсии дорога идет по горам. Они хоть и не высокие, наверное, не больше 1000 метров, но дорога идет на приличной высоте. Отсюда красиво все. Пейзажи в основном гористые, периодически комбинируются с маленькими городами у побережья. Туннели, обрывы, деревушки, где-то там внизу море. Красота. Дорога до самой Валенсии по моим ощущения прошла быстро, т.к. дорога с ее живописными картинами увлекает. За каждым поворотом или туннелем открывается очередная неповторимая композиция, в которой всматриваешься в мельчайшие детали, изгибы, и «вишенкой на торте» было — соседство с морем. Потрясающие виды. Одна из самых красочных частей моего путешествия.

Не без капли дегтя — места оплаты дороги. Оплачиваешь по факту пройденного пути. Всего получилось 26,45 евро (1971 руб.)

По обе стороны от дороги практически всю ровную местность покрывали теплицы. Огромное количество теплиц. Были места, где только верхушка горы, дорога, а все остальное теплицы. Что там растет, не удалось рассмотреть, т.к., наверное, еще не урожайное время. Просто какие-то кусты, но по этим объемам понимаешь, что испанцы едят местные фрукты и овощи круглый год. Это не те «пластмассовые» фрукты, которые в родном городе покупаю из Аргентины, Новой Зеландии и созвездия Кассиопеи. Просто ради любопытства посмотрите на Google/maps район городка Эль-Эхидо.

Первая остановка за сегодня — Торревьеха. Прошлая моя поездка в Испанию вызвала во мне интерес — как переехать жить в эту страну. Искал различные достоверные (не компиляция) источники о жизни, быте, заработке и т.д. и нашел один ресурс, который ведет россиянка, переехавшая из России с двумя детьми именно в Торревьеху. Поэтому и решил заехать глянуть одним глазком на место, которое расхваливается тем, что здесь 350 дней в году солнце, достаточно много русских и соседство с моим любимым городом Валенсия. И еще одна причина остановки — розовое озеро.

Конечно, за время пребывания в этом городке сложно сказать, что удалось посмотреть одним глазком, скорее полглазком. Но на эти полглаза достаточно милое место: низкоэтажное строительство по типу таунхаусов, достаточно чистый городок, маргинальных застроек не увидел, много торговых центров с развлекательными площадками для детей (по вывескам видно), аквапарк, много родителей с ребятишками по улице гуляют, рядом бесконечная береговая линия с пляжами. Несмотря на то, что погода была +36, не было убийственно жарко. Ладно, все равно проездом и говорить о том, что это место самое-самое, неправильно. Общее представление хорошее, и чувствуешь себя уютно. Поехал искать розовое озеро… и АЗС.

Где-то в интернете видел фото, где на одной картинке девушка стоит между розовым и обычным озером, и выглядит все это очень красиво — вот это место поехал искать. Доехал до самого узкого места между двух озер и… Чтоб сделать подобное фото, нужно или штатив метров 100 или оооооочень длинная рука. Короче, не в этом месте сделано было то фото ))), расстояние между озерами приличное. Теперь надо найти место, где можно подойти как можно ближе к воде. Со стороны города по западной части озера не особо искал места, т.к. ехал к самому узкому месту, а оно находится почти в северной точке, поэтому свои поиски начал с этой части озера. Крупная трасса проходит далековато от озера и постоянно всматривался в навигатор, чтоб съехать на какие-нибудь проселочные. Нашел дорогу, которая идет достаточно близко к озеру, и подумал, что найду какой-нибудь выезд к воде. Асфальта в этом месте нет. Простая дачная дорога среди испанских дач. Между мной и озером высокий сухой кустарник высотой не менее 2 метров. Ехал против часовой стрелки вокруг озера и старался въезжать во все повороты налево, по-любому есть дорожка, если что, ногами дойду. Ооо, поворот, который ведет прям к озеру (думал я). Ширина дорожки не больше машины, с обеих сторон тот самый кустарник высотой выше, чем машина. Чем глубже въезжал, тем уже становилась дорога. Ветки начали «гладить» авто с обеих сторон, пока в одном из мест здравый смысл не одолел мою упрямость — дальше только на велосипеде или через кустарники с мачете. Мачете с собой не было. Да и место настолько глухое, что я не рискнул бродить в одного — мало ли что там по дороге будет — змея, собака, чупакабра… Короче, задним ходом выехал к месту, откуда свернул и решил рвануть на восточную часть озера подальше от этих дач — там точно будет место съезда к озеру.

В итоге я действительно нашел место, где стоишь в одном шаге от розовой жижи. Доехал до южной стороны и въехал через дворы Урбанисасьон Лаго Хардин. Стоял там минут 20, т.к. смотришь на эту водную гладь и не можешь понять, что за системный глюк — розовая вода. Вода голубая, коричневая, не совсем вода, но может быть желтая. Как так. Конечно, это соленое озеро, которое приобрело свой оттенок из-за особого вида водорослей. Это все понятно, но вживую — это реально какой-то глюк. Грибы не ел, не курю и т.д. Удивительно. Когда уезжаешь с автострады, видна вся эта розовость среди зеленых деревьев, домиков и голубого неба. Да не, по-любому чего-то надышался в тех самых кустарниках. Надо проветрить машину, чтоб единорог с пегасом меня сейчас не отчитывали за превышение скорости…

До Валенсии 217 км, примерно два часа пути. Дорога достаточно спокойная, равнинная. Уже нет тех высотных видов, которые сопровождают от Малаги, нет бескрайних полей подсолнечника, как на севере Испании — просто дорога, а может быть был сконцентрирован на том, что осталось совсем немного до города, который для меня как девушка, с которой только что познакомился — еду на свидание. Волнительно. Я не знаю, почему мне так нравится этот город. Я был в нем всего 2,5 дня за все время путешествий, когда посещал Испанию (полдня в этом приключении и полтора дня в 2018), и все это время провел преимущественно в районе Города искусств и наук. Гастрономия — оба раза фаст-фуд. В первый визит от голода успел только добраться до гамбургерной и в этот визит McDonalds (8,3 евро = 618 руб.). Хотя Валенсия родина паэльи. Море — только в этот раз один разок искупнулся утром перед отъездом, хотя море как молоко и бесконечная береговая линия с потрясающим чистым пляжем, несмотря на количество купающихся. Парки — опять же, гулял только по высушенному руслу реки, из которого сделали протяженную парковую территорию, которая выводит к городу наук. Розы — за всю жизнь много дарил роз, но именно здесь я впервые ощутил их запах. Божественно. Я не знал, что у роз такой аромат. Они просто растут на клумбах в парковой зоне. Больше мне нечего рассказать про этот город. Ну разве что в парковой зоне есть Гулливер-парк (посмотрите в google/maps, вам понравится). Возможно, узнав чуть больше про Валенсию, начну взвешивать все за и против, но пока у меня простое чувство влюбленности. Ничего не нужно, только увидеть ее и походить по ней (звучит как БДСМ увлечения))).

Вечером после прогулки по городу отправился искать место для ночевки. Уже точно не помню, но скорее всего в Валенсии решил, что на протяжении всей дороги вдоль побережья Средиземного моря буду ночевать в авто. Во-первых, ночь в гостинице в разгар сезона на одного человека доходит до 100 евро (жаба давит отдавать столько за сон), во-вторых, места в машине достаточно для комфортной ночевки (купил туристическую подушку, пенку и спальник) и при этом можно ночевать возле моря. Так и сделал. Нашел парковочное место для кемперов возле пляжа La Malva-rosa и утром первым делом купаться и тонизироваться морской свежестью. Кайф. Все остальные водные процедуры — на пляже есть душевые и рано утром мало людей.

07.08. После водных процедур меня ждет дорога и снова не менее 600 километров. В этот раз еду в очередное карликовое государство. Завтрак на этот день уже стал стандартным в виде мюсли, йогурта, овсяного печенья и молока. Ничего другого утром не хотелось. Молоко иногда заменял соком или холодным чаем. Кофе не пью. В Carrefour приобрел себе небольшую пластиковую миску для замешивания мюсли с йогуртом и завтрак на стульчике (приобрел еще в Москве) под шум моря — это лучший ресторан в моем путешествии.

Дорога до Барселоны (примерно 350 км) прошла достаточно быстро и незаметно или потому что в свое время здесь уже ездил, или потому что был увлечен прослушиванием аудиокниги (упоминал выше). Не доезжая Барселоны дорога уводила меня на север. Барселона не была в моем маршруте по той же причине что и Мадрид, был здесь год назад. Дорога шла в горы. Эта дистанция не очень популярная, судя по количеству машин на трассе. Редко встречаются попутки. Через некоторое время широкая магистраль становится однополосной в каждом направлении, и тут машин становится больше из-за тихоходов в виде грузовиков и прочих крупногабаритных машин. Извилистая трасса среди холмов также не дает возможности обгонять, и приходится просто ждать момента, спасают длинные прямые участки, где удается обходить неспешных водителей. Дорога до Андорры заняла примерно 4,5-5,0 часов. Можно, конечно, быстрее пройти 450 км, но на последних участках это проблематично из-за низкой скорости на извилистых участках.

1687 км по Испании.

Дороги платные — 62,98 евро (4692,75 руб.)

1,20 евро — 1 литр дизеля (ср.цена): Los barrios (Repsol) — 1,27; Alicante (Gestilan) — 1,14; Valencia (Carrefour) — 1,20.

3 заправки на 114,81 литра .

Итого: 10253,89 руб. (АЗС) + 4692,75 руб. (дорога) = 14946,64 руб.

Андорра. 07.08.

Граница между Испанией и Андоррой есть, но опять-таки формальная. Есть пункт пропуска, ходят пограничники или таможенники, в общем кто-то в форме, но проезжаешь без остановки. Дорога идет между невысоких гор. Неспешно едешь и любуешься. Эта горная страна (столица на высоте 1000 метров над уровнем моря, самая высокая столица Европы) — должна удивлять горными видами, массивами, но пока просто невысокие горы. На этой неспешности въезжаю в столицу Андорра-ла-Велья и первым делом ищу место, куда поставить авто, чтоб немного прогуляться. Маленькая страна, много машин, плотная застройка — куда ставить-то!?:) Просто так тут нет парковочных мест на обочине. В итоге увидел платную огороженную парковку (примерно за два часа отдал 2,6 евро=194 руб.) рядом с центральным парком, но для этого пришлось сделать пару кругов по местным кварталам. Очень узкие дороги. Ехал максимально аккуратно, т.к. боялся, что кто-то вырулит, выйдет или заеду на встречную полосу.

С погодой не повезло. Было пасмурно, изредка капал небольшой дождь, низкая облачность. Все это не дало насладиться красотой места, в котором расположена столица. Она среди гор, и их макушки были в густых облаках. Какой здесь вид, когда безоблачно — даже представить не могу, но одно из красивейших мест — это точно. Ладно, побродим. Первым делом в центральный парк столицы, который рядом. Он небольшой, примерно, как футбольное поле, может даже меньше. Несмотря на непогоду, какая-то школьная экскурсия или просто дети группой/классом идут на занятия с учителем или вожатым. В парке есть ребятишки. Все очень уютно. Моя прогулка была вдоль реки, которая находится ниже уровня дорог/тропинок и, как мне показалось, разделяет центр пополам. Река непонятно, или натуральная с тюнингом или искусственная, но протекает по бетонным плитам. Местами есть перепады, барьерчики, создающие дополнительный шум воды и небольшие водопады, трамплины. Короче, андоррцы «прокачали» реку.

Посмотрел на статую «жидкие часы», мост Andorra-la-Vella и пора решать насущные проблемы: перекусить и найти двусторонний скотч для держателя телефона. Первая проблема была решена в ресторане REFUGI ALPI (19,95 евро = 1486 руб.) в виде комплекса. Вторая в местном магазинчике, которым заправляют азиаты, и товары у них, как на нормальной барахолке в любом российском городке, только это центр Андорры. В итоге купил двусторонний скотч фирмы 3M где-то около 2-3 евро (во Франции в Carrefour такой стоит от 9 евро) и маленькие ножницы. Магнитный держатель телефона лежал в бардачке, наверное, из самой Франции — тогда пришел в негодность последний нормальный кусок скотча, и с тех пор телефон с навигатором или в руке (небезопасно) или в подстаканнике (неудобно).

Возвращаюсь к машине. Дождь немного усилился, местные все пооткрывали зонты, и я добрался до парковки с авто. Пора покидать это крохотное государство. Выезжал немного расстроенным, т.к. погода не дала насладиться прелестью этого места, но, как потом оказалось, раньше времени «нос повесил».

Дорога из центра потихоньку начала уходить в горы, т.е. вверх по извилистым дорогам и чем выше, тем круче. При этом на этой крутизне был город. Дома, улочки, автобусные остановки, но при этом склон был такой крутизны, что без одышки пешком сюда не дойти. Интересно, как у них зимой в этих местах — наверное, эта улица любимая горка всего города. Я б сам оторвал бы где-нибудь картонку и сиганул до самого низа с такими видами, поворотами, скоростью и дистанцией — это была б самая классная горка для катания. Нашел чью-то частную парковку возле дома, въехав на бордюр и под знак «частная территория остановка запрещена», на свой страх и риск пошел глянуть на город, но уже с высоты + 100 метров (наверное). Какой был бы вид, если б не погода. Эх… ну да ладно. Едем дальше. Дорога продолжает идти вверх. Столица осталась где-то внизу. Дорога — настоящий горный серпантин. Она извивается как змея. И все время вверх. Проехал какое-то маленькое поселение. Снова вверх. Вот коровы пасутся рядом с обрывами. Опять дорога ведет к небу. Виды просто бомба — даже пасмурная погода уже не портит картину. Увидел среди гор вершину, и дорога ведет туда. На этом участке самый пейзажистый пейзаж, самый нереальный подъем на авто, самый крутой серпантин в прямом и переносном смысле слова. На протяжении этого небольшого участка все время хотел запечатлеть на фото эту картину, но не смог. Во-первых, обеими руками вцепился в руль — было страшно видеть сбоку от себя обрыв вниз, отделяемый небольшим отбойником. Во-вторых, практически нет мест для остановки, а если есть, то его видишь только тогда, когда проезжаешь. Это самый охрененный участок пути на всем моем маршруте. Вспоминая об этой дороге, хочу снова съездить на этот перевал. Обязательно прокатитесь по этому маршруту. Конечно, где-то есть дороги и покруче, но это часть пути лучшая из тех, где когда-либо катался.

На самой вершине, проезжая, где-то боковым зрением увидел указатель 2800 метров. За достаточно небольшой путь из столицы поднялся почти на 2 километра вертикально. Перевалив через гребень и немного спустившись, нашел место для того чтоб осмотреться. Чувствуешь себя покорителем гор, хоть и на педальной тяге.

Вспомнил. В одной из передач TOP GEAR ведущие поднялись на авто на высоту 5200 метров, и была гипоксия не только у ведущих, но и в автомобилях. 2800 метров — not bad.

Начинаю спускаться. Спуск вниз не менее захватывающий, чем подъем. Спуск проходит через небольшой городок Пас-де-ла-Каса. Подъезжая уткнулся в небольшую пробку. Как оказалось, она больше, чем казалась. Перед поворотом в городок АЗС, и как выяснилось, она одна из причин затора — дешевое топливо, все хотят заправиться или перед Францией, или приехав из нее. Мне тоже требовалась заправка по той же причине, что и всем — цена 1 литр дизеля = 1,04 евро. Разница почти в пол-евро. Еще одна из причин, как мне показалось, была распродажа в магазинчиках этого города. Дорога от АЗС шла по улицам городишка, и везде висели вывески SALE, народ двигался с огромными пакетами, не было свободных парковочных мест. В итоге вся пробка от верхней части города до низа шла плотным потоком. Ну, как шла, в основном стояли все. Через какое-то время добрался до выезда, и снова все колом. Встали и стояли. И так, наверное, минут 30 точно, может больше. В чем причина, так и не понял. Предположил, что или смыкаются две трассы и там поочередно пускают направления, или какое-то КПП, которое в итоге не увидел. Расстояние в 1,5 километра преодолел за 1,0-1,5 часа.

И вот теперь начался спуск с гор. Мне предстояло преодолеть 170 км для места для ночлега, и навигатор показывал, что потребуется минимум 2,5 часа пути. Брехня. Чо-то тупит. Даже на скорости 100 км/ч это полтора часа максимум. Проехав километров 10, понял, что это правда, про 2,5 часа. Кстати, тут я познакомился, наверное, с самым лучшим другом, на которого можно 100% положиться — это педаль тормоза. Дорога по аналогичному серпантину, как и подъем, спускалась с гор, и от этой высоты тебя оберегали отбойничек и педаль тормоза. Вот первый поворот — ты едешь на скорости 70 км/ч, дорога перед тобой заканчивается малоприметным заборчиком и огромным количеством метров вниз, далее направо и вся эта пустота слева от тебя. Жуть. Потом то же самое налево. Потом снова направо. Снова налево и так ехать, пока не спустишься до низу. Перед тобой вереница авто спускается точно так же. Скоростное ограничение 60-70 км/ч. Но никто не спешит тут гонять. Все едут предельно аккуратно. На средней скорости 60-70 начинают высчитываться 2,5-3,0 часа пути. Капец. Время было около шести. По темноте совсем не хотелось ехать, тем более по горной местности. Об обгонах вообще не было речи. Нереально. Хотя, может, кто-то из сограждан скажет — слабачок, но его век не долог. Ровно до следующего поворота, а у меня еще программа на пару недель.

В какой-то момент почувствовал себя тест-пилотом машины, на которой путешествую. Позволил себе немного побыстрее входить в повороты, державшись двумя руками за руль. Если до этого скорость была 60-65 км/ч, то сейчас набравшись мужества — 65-67 км/ч. Врум-врум. Ващее сорви голова.

И все-таки это самое классное место в автопутешествии. Ты едешь по реальному горному серпантину, где дорога шириной ровно в две машины, сбоку от тебя обрыв на -дцать метров, двумя руками не просто держишься за руль, а постоянно маневрируешь из поворота в поворот, и, кстати, были места для обгона и приходилось топить в пол, чтоб успеть на коротком промежутке перед очередным слепым поворотом встать в свою полосу. Это самое драйвовое место. Да, у машины большой крен на поворотах, да, тяги на средних оборотах иногда не хватает, да, иногда недостаточно оперативно отзывается на педаль газа в пол, но кайфуешь от полноценного участия в трассе. Не в развалочку 100-150 км/ч по прямой, а 60-100 (с ускорением для обгона) км/ч полное погружение в драйв. Что испытывают на этой трассе те, кто едут на спорткарах или мотоциклах и есть возможно динамично спускаться по трассе. Даже не представляю. То, что кладут под задницу клеенку — это факт, но снаружи, когда тебя такой обгоняет, ты этого не знаешь и просто завидуешь. Меня обгоняли пару и оба раза это были Porsche 911 turbo. Может, это был один и тот же, не знаю, но они себя чувствовали в своей стихии.

На одной из участков в зеркале заднего вида увидел, как «летит» какой-то аппарат, обгоняя всех, не боясь ни узких дорог, ни слепых поворотов, ни обрыва. Что за чудик. Не исключаю, что русский. Вот и моя очередь быть обогнанным. Всячески даю понять, что я тоже тороплюсь и тоже заточен на обгон, но ему все равно. На маленьком пятачке обгоняет по встречке и «полетел» дальше, обгоняя всех. Это был 3-дверный хэтчбек. То ли Рено, то ли Ситроен, но абсолютно простая заводская версия на французских номерах. Молодой парень за рулем. Не седой. Не слепой. Нормальный. За батоном поехал для любимой. Она, наверное, пообещала хороший вечер при свечах…

Давно уже еду по французской земле, граница Андорра—Франция практически на самом верху. Как обычно, отмечена просто указателем на дороге. Практически у подножья горы после примерно полутора часов пути небольшая пробка из машин. Впереди в месте, где затор, виднеются полицейские авто и жандармы (наверное, так они называются). Осмотр или ДТП, или еще что-то. Абсолютно спокойно двигаюсь за впереди идущим авто. Вот уже его очередь, жандармы ему показывает — проезжай. Я следующий, жду, когда и мне дадут отмашку, проезжай, но жандарм мне показывает в другую сторону в район места, где стоит полицейский авто. Может че спросить хотят. Остановился, подходит девушка в униформе, сначала что-то по-французски спрашивает, хочется ответить: «Вуле ву куше авек муа се суар», но после этого точно до вечера не появлюсь в запланированном месте ночевки. Отвечаю, что немного английский знаю. Она просит предъявить документы, после чего выйти из авто. Возле меня три жандарма, включая девушку. Один из них отводит в сторону и объясняет, что необходимо осмотреть авто. Как я могу возразить. Пока парень и девушка копошатся в автомобиле, тот, что рядом, на английском расспрашивает, кто я, откуда, куда, что за маршрут, почему один и т.д. Эти двое рыщут, будто заначку у меня оставляли. В рюкзак с личными вещами. Постиранное белье, что сушится на спинках сиденья, разглядывают — фетишисты. Короче, типа подозрительный я. Ничего не нашли. Слава богу, труп гонщика на Ситроен раньше сбросил в речку. Шутка.

Оставшаяся часть пути ненамного лучше и быстрее, чем на серпантине. Только доехал до города Перпиньян, началась нормальная магистраль, где можно ехать со скоростью 100 и выше. К этому времени солнце уже село. Небольшая усталость от концентрации последние пару часов. Еду в место ночевки, которое не знаю, что из себя представляет, но было все равно. Хотелось просто уже лечь спать. Примерно в десятом часу доехал до города Лёкат (Leucate), на карте остановкой было место для кемпинга. Когда доехал, понял, что за дополнительную плату можно въехать на огороженную территорию. Припарковал авто рядом с въездом, разложил свой пятизвездочный бесплатный люкс. Уснул моментально.

45 км по Андорре.

Дороги бесплатные.

1,040 евро — 1 литр дизеля (Gasopas).

1 заправки на 35,03 литра.

Итого: 2700,88 руб.

Франция (Монако). 07.08-09.08

Лёкат. Транзитный город. Переночевал и еду дальше. Кроме того, что рядом по карте должно быть море и немного тянуло запахом тины, больше ничем не запомнился. Завтракать решил чуть позже, после того как немного проедусь по дистанции. Остановку на позавтракать выбрал голод. Пора перекусить. Не буду изменять традициям — завтрак у моря. В супермаркете SPAR взял свой утренний набор: йогурт для мюсли, молоко, печенье (4,7 евро = 350 руб.). Сами мюсли в Испании купил большой пакет на несколько дней. Шоколадные.

Остановка в Carnon. По карте выбрал ближайшее место у моря. Вдоль береговой линии тянутся невысокие двухэтажные жилые домики. Да и вообще весь городок низкоэтажный. С парковкой тут тоже проблема, походу все уже на море. Еле как нашел парковочное место возле чьего-то дома. Я на полчаса, ничего страшного не случится. Прихватив с собой стульчик и утренний рацион, пошел до моря. Пешком метров 300. Песок как мука. Разместился рядом с волнорезом из щебенки. Пора завтракать. Снова утром на берегу преимущественно пенсионеры. Значит, морем буду любоваться, раз некем.

08.08. Впереди меня ждало одно из романтичных мест Франции. Лавандовые поля. Мне очень хотелось посмотреть на эту красоту вживую, а не на картинках, поэтому Марсель, Монпелье — пардон, в следующий раз.

Выехал на автостраду и в путь, по платным дорогам Франции. Еду, еду, все как обычно. Дорога, машины, развязки, аудиокнига. Жизнь — кайф. Краем глаза обращаю внимание, что справа от дороги на небольшом месте для остановки транспорта дежурят два жандарма на мотоциклах — ну и ладно. Летим, мчим, наслаждаюсь солнечным утром. Слева обгоняет меня полицейский мотоцикл, становится передо мной, начинает сбавлять скорость и жестами показывает притормаживать — сзади едет второй полицейский. Че за облава. Примерно на скорости 60 км/ч едем, затем впереди едущий жандарм показывает, что сейчас будем поворачивать направо, и потихоньку сбавляем скорость. Он походу дирижером на полставки работает — все жесты отточены и однозначны, при этом едем по магистрали. Или ходит на курсы «как манипулировать людьми, сидя на мотоцикле». Короче, остановился на каком-то съезде. Припарковали мотоциклы спереди и сзади. В голове возникает картинка из кино — сначала сбиваю задним ходом одного, потом по газам, сношу другого и мчу в Мексику. Нее. Топлива не хватит. Ладно послушаем, что они французскими губами мне нашлепают. Просят документы. Все ясно. Просят выйти из авто. Вышел. Смотрю подъехала машина, из которой вышел мужик по гражданке с собакой (овчарка). Класс. Шмон второй раз за 100 км по Франции и менее чем за сутки. Далее все как днем ранее, только с собакой (и высушенное белье уже в рюкзаке). Один стоит развлекает меня расспросами откуда, куда, почему один, какой маршрут и т.д., насвистывая удивляясь моей программе. Двое с собакой ищут то, что предыдущие не нашли — совесть и уважение к туристам. Все обнюхали, все облазили. Собака грязными лапами оставила грязь на сидушках. Ничего не нашли. Про труп уже шутил… Осмотрев машину, те двое с собакой пошушукались о чем-то, отдали документы и пожелали хорошей дороги. Разворачиваясь и улыбаясь, пожелал этим меньшинствам доброго пути в их ответственной и нелегкой работе.

Большую часть пути до сиреневых полей рассуждал, чем я так приглянулся этим и тем. Российскими номерами, или то, что один, или потому что на немаленькой вместительной машине, или тем что, проезжая мимо, показывал средним пальцем «посмотрите вверх» (шутка)? Короче, непонятна причина остановки. Вернее, она ясна, но получается, они всех по такому профилю останавливают? Тогда тем, кто реально что-то хочет провезти, проще «спрятаться» в потоке. И еще, если ничего не нашли, разве нельзя за собой все сложить аккуратно, как было и протереть сидушки от собачьих следов? А если на улице будет грязь после дождя, она все равно будет прыгать по авто? Короче, по-скотски как-то получается. Чет не очень мне нравится Франция.

Тем временем уже еду не по магистрали, а по узким дорогам, которые ведут меня холмами, деревушками. Вероятно, скоро будет та неземная красота, которую не раз видел на картинках и которая свои цветом напоминает кадры фильма «Аватар». Скоро-скоро все увижу. Волнуюсь, как девчонка, которая едет выбирать себе лучшие духи на земле, но мне нужно тупо зафоткать это место, т.к. к сильным ароматам у меня с детства аллергия. Ниче, почихаю немного, посопливлю и дальше поеду.

… Бескрайние ряды кустов вижу, цветов не вижу. Все кругом в лысых лавандовых полях или полях, которые только пропололи. ГДЕ ЛАВАНДА?! Согласно интернет-ресурсов она цветет (конкретно onetwotrip.com) «с конца июня, когда лаванда зацветает, и до начала августа, когда её собирают». Сегодня 08.08 — начало августа!!! Е-мае! А может, жандармы меня тормозили потому, что не успевали собрать лаванду к моему приезду?

Поля огромные, если бы все было в цветах, это было бы просто космически, а сейчас это просто поля, на которые в школе за картошкой ездили. Да немного поухоженней и чище, но картошка. Французская. Поля лаванды окружают меня со всех сторон. Неспешно еду, осматриваясь, с надеждой, что может где-то не успели прибрать. Увы. Въехал в городок Валансоль. Сразу видно, что это центровое место у туристов после лавандовых полей. Вдоль дороги куча ларьков, киосков, магазинчиков, прилавков, и все изобилует сиреневым цветом. Открытки, плакаты, флажки, какие-то мешочки с чем-то, колбочки и прочее лавандовое разнообразие. Поставил машину, решил пройтись. Зашёл в один из магазинчиков и спросил у продавщицы про цветение, она сказала, что все — тютю. Через дорогу в кафе взял мороженое (3,8 евро = 283 руб.) со вкусом лаванды — не понял вкуса, просто сладкий шарик сиреневого цвета. Ладно. Не судьба.

Дорога из Валансоль идет снова через необъятные поля, где должна была цвести лаванда. В одном из мест решил остановиться — много воды выпил. Съехал чуть с дороги. И вид во время созерцания одиночества с края холма на аккуратно разграниченные участки и геометрически ровные грядки, и в воздухе чувствуется аромат цветения. Жандармы точно тормозили из-за лаванды. Реально на полях еще остался косметических запах, который именно здесь зарождается.

Дороги не по магистралям в 100 раз информативней и захватывающей, если хочется посмотреть на красоты той или иной страны. До следующего места остановки трасса шла через леса, поля, луга Прованса. Извилистая двуполостная дорога была практически одинокая. Машины встречаются крайне редко. На всем протяжении наслаждаешься местной природой, проезжаешь мимо частных участков, где люди живут всю жизнь и занимаются домашним хозяйством, необычного цвета речки, нереальной голубизны озера. Проезжая одно из таких озер, сначала не обратил внимания на него, просто большое скопление машин, кемпинговые территории, много людей идут с пляжными зонтиками и прочим водным инвентарем, и вот за очередным поворотом водная гладь цвета, название которого я не знаю. Голубо-зеленое или зелено-голубое. Почему оно такого неестественного цвета? Неестественного по моим мерках, т.к. в России озера цвета детского рисунка — голубое или синее. А здесь такого цвета, что каждый занудный родитель скажет своему ребенку что такого цвета не бывает. Бывает! Вот оно. Озеро Кастийон. Рядом с берегом оно прозрачное, но, когда смотришь поверх озера — оно фантастического цвета.

Оставшаяся часть пути шла в расщелине горного массива рядом с речкой Вар. Эта дорога тоже одна из самый красочных и красивых в моем маршруте. Сама речка обмельчала и занимает примерно четверть ширины русла и, кстати, цвет у нее тоже не такой, как горные речки Дальнего Востока. Она или светло серого, или мутно белого оттенка, не прозрачная, как у нас, и тем более не коричневая. Может, потому что она бежит по белым камням? Возможно. Дорога до самого морского побережья идет вдоль гор по руслу реки. По навигатору оставалось километров 10, а я все еще в горах. Конечно, по таким дорогам по сравнению с магистралями один минус — средняя скорость. Магистраль, скорость не менее 100 км/ч и это твое желание, по бесплатным трассам местами едешь и 40 км/ч против своего желания — просто впереди грузовик, автобус или дачник везет навоз. Дороги извилистые, места для маневра приходится долго ждать, но они очень живописные.

А вот и Ницца. Из Валансоль расстояние 170 километров, но в пути почти три часа неспешного маневрирования среди гор, рек, озер (было одно). В Ниццу въехал часов в пять. Погода шикарная, безоблачная, температура +33 +35. Первым делом найти парковку рядом с центровым местом и прогуляться по Ницце. Прокатившись по набережной, нашел платную открытую парковку рядом с Монументом Погибшим на Рауба-Капеу (Monument aux Morts de Rauba-Capeù). Пока парковался, рядом пристроился BMW 6 кабриолет на французских номерах, из которой вышли молодая пара с ребенком, что-то обсуждающие на русском. Здесь очень часто слышишь родную речь. Из всех мест, где уже побывал, это первое, где такая концентрация русскоговорящих. Ощущение, что попал или в Турцию/Египет или вернулся в Россию. Притом они не как классический образ русских туристов (обвешаны фото/видеотехникой, майки с надписями I love Nice, шлепки на носки и фастфудный передоз (без обид)), а тщательно мимикрируют под местных так, что только по разговору можно понять, что русские.

Гулял по Ницце примерно пару часов. Поднялся на Замковый холм, что рядом с парковкой. Тут есть смотровая площадка на английскую набережную и, самое главное, убежище от солнца под кронами деревьев. Жарковато ходить под палящим солнцем. Далее прошелся вдоль набережной, где снова большую часть отдыхающих составляют пенсионеры. Вдоль набережной большое количество спортсменов, бегают, катаются на велосипедах, гоняют на роликах. Набережная каменистая, берег пологий, песочка нету, и чем она так привлекает всех? Надо погуглить. По мне так валенсийская набережная в сто крат привлекательней. Не суть. Далее забрел на площадь Фонтан Солнца (Fontaine du Soleil), полюбовался Променад дю Пайон (Promenade du Paillon) — это фонтан-зеркало. Душевное место. Фонтан, по которому можно ходить, бегать, кататься на велосипеде и при этом поверхность практически зеркальная. Вот ребенок бегает босиком по фонтану, и на скамейке сидит читает журнал мать-француженка. «Сына, не убегай далеко!» — а нет, не француженка. Классно слилась с местностью. Залипательный фонтан. Струйки бьют из-под земли в такт музыке — очень красиво и успокаивающе. Любому невротику сюда на релакс. Жаль, нет такого места в нашем городе, часто заходил бы ))). Не стал много ходить-бродить. Жара все-таки выматывает. Обратно к машине по набережной, с которой открывается интересный вид. У местного аэропорта взлетная полоса как раз на набережную. Неоднократно засматривался, как взлетает самолет, летит на набережную, затем резко уходит влево. Класс.

Пора искать место на ночевку. Учитывая высокую плотность респектабельных мест вдоль берега, понял, что припарковать авто рядом с берегом на неприметном месте будет проблематично. В итоге доехал до Сен-Жан-Кап-Ферра западней от Ниццы и нашел небольшую парковку вдоль одной из дорог, ведущих вглубь полуострова. Перед сном решил прогуляться по райончику и найти место перекусить. Сначала хотел, как обычно, найти супермаркет в пешей доступности и купить еды на перекус и завтрак. Время было 20:00, ближайший супермаркет закрылся, в пешей доступности больше ничего нет. Рядом ресторан Anao Plage, пока изучал меню, мимо прошла красивая молодая пара, ведущая беседу на русском языке. Цены в меню стартуют от 20 евро, тут же вспомнился мой перекус в Париже, где за 40 евро поел как за 10. Короче, не время дегустаций — тупо перекусить и спать. Добрел до пиццерии LE POINTU и тут я понял, что хочу ПИВА. За весь пройденный маршрут это третий раз, когда позволил себе алкоголь. Пиццерия в хорошем месте, с небольшой террасой, много посетителей, хорошая пицца (судя по количеству жующих клиентов), но проблема с обслуживанием. Фактически один человек в персонале, он и принимает заказ, он разливает пиво, он разносит еду, он протирает столы, он везде и значит нигде. Долго ждал, когда принесут пиво, и тем более долго ждал стейк, но мне было все равно. Просто глоток хорошего пива (2 бокала) и стейк из тунца с картошкой фри (21,9 евро = 1632 руб.). После небольшой трапезы пора провалиться в сон.

Ночь была дикая. В эту ночь я прослушал звучание моторов и выхлопных труб всех производителей суперкаров и мотобайков. В один из моментов даже показалось, что на меня летит метеорит, и с ужасом проснулся, не понимая, что за рев. Наверное, это был V8. Никогда не паркуйтесь на ночь рядом с дорогой. Век живи — век учись. Каким бы вы соней не были, на вас найдется нужный мотор, чтоб вывести из сказочного сна. Суки. Но это реально одно из мест, где можно увидеть и послушать лучшие образцы автомобилестроения. Писал выше, что в Германии ожидал на дорогах увидеть суперкары — они все здесь и в следующем месте остановки.

Утром съездил еще раз на английскую набережную немного посмотреть, как встречают день в этом прекрасном месте. Не особо отличается от вчерашнего дня, разве что только меньшим количеством людей-туристов и большим количеством спортсменов во время утренней пробежки и велосипедных покатушек. Хоть я и не выспался, но сегодня меня ждет дорога всего 13 километров.

Монако. 09.08. Монако — это город/страна кротов ))), мне кажется, большая часть дорог здесь в туннелях. Одна из дорог была спиралевидной. Ехал снизу-вверх за каким-то маршрутным автобусом, и по моим ощущениям, поднялись примерно на третий этаж (по количеству витков). В местный Carrefour смог заехать только с четвертого раза. Въезд в него через туннель, а я ранее писал, что навигатор в туннеле не работает. В Carrefour ехал по единственной причине — хоть там можно припарковать авто. Очень мелкий городок, но при этом очень популярный. Мест нет. Передо мной искал место припарковаться желтый Lamborghini, так он просто встал перед входом в какой-то ресторан. Я себе такого позволить не мог, хотя черт его знает, я не пробовал. Монако — город/страна высокой концентрации помпезности и роскоши. Автомобили здесь на любой вкус и цвет. Перед одним из очередных ресторанов стоял Mercedes-Benz, обтянутый крокодиловой кожей. Вообще, люксовых авто и суперкаров на дорогах большое изобилие, и довольно быстро насыщаешься их любованием. Сегодняшний день — просто гулянка по Монако и посмотреть по возможности центр, а вечером мероприятие, из-за которого приходилось немного форсировать свой маршрут — проехать запланированный маршрут с обязательным посещением океана и 9 августа быть в Монако. К этому вернемся чуть позже.

Автомобиль поставил на территории Франции, небольшая платная парковка (Promenade cap D'ail) рядом с небольшим пляжем (Marquet Beach ). На этой парковке можно будет и заночевать. Паркуясь, обратил внимание, что все идут к паркомату и вносят средства, чтоб оставить авто на нужное им время. Я придерживался своей тактики — русские номера — все побоку, но на всякий случай думал оплатить час, чтоб видели, что не просто халявщик. Подходила моя очередь к оплате, и в этот момент рядом со мной проходила парочка — мужчина солидный в возрасте, выглядят дорого по-монаковски, и дама, видно, что почти ровесница, но выглядит потрясающе, как подруга солидного монаковского мужчины — разговаривают по-русски. О, соотечественники, но язык не повернется такое сказать.

— Извините, не подскажите, мне стоит оплачивать парковку?
— У тебя машина на каких номерах?
— На российских.
— Не парься. Даже если выпишут штраф, не дойдет.
— Спасибо.

Она в шляпке и парео, он в шортах с сумкой и полотенцем в руках, неспешно побрели в сторону шезлонгов, что находятся на ближайшем пляже. «Классная Бэха у них, на французских номерах, по-любому живут здесь», — подумал я. Вроде тоже BMW 6-ая модель, кабриолет, как днем ранее в Ницце. Они передо мной заезжали на парковку, с открытым верхом. Я еще подумал тогда, что на русских похоже. Красавцы.

От пляжа до территории Монако метров 500 или минут 10 ходьбы. Нет никаких границ, указателей или чего-нибудь еще, говорящегоо том, что сейчас ты входишь на территорию соседнего государства. Прошел теннисные корты, на которых молодые теннисисты готовятся к Ролан Гарросу, как минимум, вот и домашняя арена футбольного клуба «Монако» Луи II. Вышел на небольшую площадь рядом с каким-то центровым портом (Port de Fontvieille). Перекусить и дальше ходить-бродить. Рестораны — будет дорого, уверен, в центре Монако дешево не поесть, фаст-фуд только в крайних случаях — японская кухня, тем более, видел одно место, пока крутился в этом районе в поисках парковки. JDF MONACO — по крайней мере у меня в транзакциях по карте такое название заведения. Расположено возле порта Эркюль на бульваре Альберта I (Boulevard Albert 1er). Мисо-суп отстойный, роллы — нормуль, что-то еще брал и пиво 0,33 — 28,9 евро (2153 руб.). Так себе японский ресторанчик. Во второй раз не зашел бы.

На обратной пути заглянул в Сады Святого Мартина (Jardins de Saint-Martin), здесь хорошие смотровые площадки и на порт Фонвьей и на Океанографический музей и, главное, можно спрятаться в кронах деревьев от палящего солнца. Погода + 35 точно. Пока наслаждался невероятной синевой моря, на утес, где стоял, подошла большая группа российских туристов, которым русский гид рассказывал о местных достопримечательностях. Как же все-таки российский турист бросается в глаза по внешнему виду и поведению в сравнении с остальным потоком любознательных туристов. И как интересно наблюдать и слушать со стороны, делая вид, что ты не понимаешь, о чем они говорят.

— Света, у меня пот уже в трусах!
Ма, скоро эта нудятина закончится?
Костя, от тебя че так фонит!

Конечно, не исключаю, что иностранный турист может об этом же разговаривать, но в ушах красивая зарубежная речь (французский, итальянский, испанский и т.д.), кажется, что говорят о высоком и о чем-то сентиментальном, но по факту это может: «Людовик, у меня трусы уже врезались …, пойдем лучше шлифанем это дело».

Какой-же кайф иметь свою лодку/яхту в таких местах. Купил еды/выпивки, собрал подруг/друзей и рванул в бескрайние морские просторы плескаться, загорать, куролесить или просто в уединение от суеты. Это не зависть, это просто фантазия. Именно такие мысли посещают, когда смотришь с утеса на водную парковку. Где стоят и маленькие лодочки, для того чтоб удочку по забрасывать, и те, где можно укрыться от солнца в каюте.

Тем временем добрел до супермаркета Carrefour, это место что-то типа центра Монако. Здесь расположен Зоологический сад Монако, Сад Юнеско, Музей марок и монет Монако, Monaco Naval Museum и музей, в котором решил коротать время до вечернего мероприятия. Monaco Top Cars Collection — звучит, конечно, круто — TOP CARS, но на деле, исходя из названия внутри, это автомобильный музей королевской семьи. И тут работают кондиционеры. Вход 8 евро = 596 руб., приличное количество экспонатов. Начиная от старинных и заканчивая болидами формулы-1. Стоит заглянуть.

По окончании просмотра автомобилей вышел на небольшую площадь перед супермаркетом, уже было ясно о каком вечернем мероприятии идет речь. Практически все присутствующие в этом месте были в футболках местного футбольного клуба «Монако» и гостей из Лиона. Вся эта толпа сидела вместе в кафешках, ела мороженое с детьми, просто гуляла по улочкам. Сегодня матч Монако—Лион, открытие чемпионата Франции 2019/2020. Под этот матч много чего корректировал в своем маршруте. Исключил Голландию и Бельгию (на следующий раз). Я хотел вживую увидеть трех звезд местного клуба — Головин, Фалькао, Фабрегас и Мемфиса Депая из Лиона. Меня поразила атмосфера перед матчем. Практически весь город был перемешан цветами этих двух клубов, и они вместе пили пиво, обсуждали командные успехи и неудачи, уход героев прошлых лет, бытовые вопросы, и при этом все очень культурно, спокойно, без пьяных «аборигенов» и желающих «понаезжать». Футбол здесь праздник, а не повод выплеснуть свои неудачи, комплексы и психологические проблемы. Не хочу глубоко погружаться мыслями о сравнении культуры боления на родине и за рубежом, но это абсолютно разные планеты. Может, в этом разница уровня футбола? В отношении…

Билет приобрел на сайте ФК Монако 04.08.2019 г. Выбираешь место, указываешь банковскую карту, списание и получаешь билет в электронном виде на почту. Проходил просто, приложил штрих-код билета на телефоне к турникету. Цена 50 евро = 3675 руб.

Главным разочарованием стало отсутствие звезд, которых хотел посмотреть — перебор желтых карточек Головина из прошлого сезона и вроде небольшая травма Фалькао. Фабрегас в этом матче получил прямую красную через VAR. Итог игры 0:3. Стадион полный, но небольшой по вместительности, вроде чуть больше 20000. Депай забил один из голов. В конце игры на фанатском секторе Монако все-таки проявили себя подвыпившие и требующие адреналина болельщики. Появился даже французский ОМОН, но достаточно быстро изолировали и успокоили суетившихся.

Передо мной сидела французская семья: папа, мама и три девочки старшей было не более 7 лет, младшей, наверное, не больше 4. Интересно было наблюдать, как за моей спиной кто-то на французском покрывал матом судью за удаление Фабрегаса и девочки с открытым ртом познавали прелести французской речи. Родители не знали, что с этим делать, рук на всех, чтоб закрыть уши, не хватало. Отвлекали как могли.

Немного разочарованый, но все равно получивший свою долю кайфа от мероприятия, иду на парковку к авто. Ооо, на стекле бумажка. Штраф 25 евро. Прикольно. Впервые за все время. Надо сохранить на память. Тем временем на парковке почти нет машин, но много молодых групп, которые походу собираются тут балагурить у моря с музыкой, кальяном. У нас разные планы на это место — кому-то спать, кому-то куролесить. Чувствую, не дадут поспать. Уже вечер. В Монако найти место у моря на авто для ночевки так же не реально, как и в Ницце. Еду на глаз, ищу что-нибудь у моря — тихое, спокойное с легким морским ветерком.

В итоге доехал до Ментона (Menton). Очень красивая вечерняя иллюминация. Длинная набережная с дорогой вдоль берега. Романтичный городок для неспешной вечерней прогулки парой. Правда. Одному не до романтики, но обязательно остановился бы в этом месте, чтоб показать красоту для девушки. В итоге остановился возле площадки для бочче (Stade Rondelli) — не знаю, что это такое, но рядом большая парковка, много свободного места и в самом дальнем углу расположился для сна. Насыщенный день.

717 км по Франции (Монако).

Дороги платные 28,05 евро (2090 руб.) и бесплатные. Монако бесплатные.

1,40 евро — 1 литр дизеля (Ницца).

1 заправки на 20,59 литра.

Итого: 2147 руб. (АЗС) + 2090 руб. (дорога) = 4237 руб.

Италия. 10.08-11.08

10.08. Проснувшись, первым делом надо искупаться и позавтракать. Кругом береговая линия с пляжами. Вода утром потрясающая. Теплющая и при этом освежающая. Вылазить не хочется. И традиционно завтрак на набережной. Мюсли, йогурт, молоко, печенье.

В планах было остаться в Монако еще на один день, но к этому моменту за все свое путешествие уже чувствовалось перенасыщение архитектурными достопримечательностями и хотелось побольше природы, да и в Монако посмотрел почти все, что хотел. Монте-Карло хотелось глянуть, но не настолько, чтоб оставаться ради этого на денек. Следующее место в маршруте — одно из красивейших мест, но раз появился один дополнительный день, то заеду в новое место проживания одного из величайших футболистов современности — Турин.

Дорога до Турина порядка 200 километров, в пути часа три точно, т.к. первая часть дороги идет через горы и снова извилистые участки, где часто приходится ехать в колоне. Неоднократно ловил себя на мысли, что если не сильно загонять себя во временные рамки авто путешествия, то наслаждаешься подобными дорогами. Автомагистрали, повторюсь, не дают возможности насладиться дорогой. Просто из точки А в точку Б. Конечно, если бы весь свой маршрут спланировал в объезд платных магистралей, то потребовалось бы больше времени запланировать на все путешествие и, возможно, сокращать время в городах. Хотя, пока не попробуешь, не узнаешь.

В Турин приехал к обеду. Культурная программа была минимальная. Немного пройтись по городу, заехать на пару достопримечательностей, Juventus Store и в гостиницу. Город показался каким-то угрюмым. Однотипные мрачного окраса здания, очень плотно расположены и немного давят. Хоть и выбрался из этого лабиринта зданий на площадь Кастелло (Piazza Castello), но ненадолго «хапнул» глоток свободного пространства. Далее снова тесные улочки с нависающими над тобой строениями. Не исключаю, что мнение от города могло сложиться из-за мрачной погоды или перенасыщения городами, но впечатление от него осталось именно такое — мрачный, серый город. Интересно, гуляет Роналду по городу или нет? Мадрид в этом плане очень красивый город для пешей прогулки. Понятно, что он себе такого позволить не может, но все-таки.

Спонсор моего путешествия McDonalds (но они об этом не знают). На площади Кастелло перекус 5,3 евро (395 руб.). По дороге в гостиницу 7 ROOMS TURIN (Via Vanchiglia 10, Турин, Италия, 1897 руб./ночь) купил на ужин немного еды 10 евро (745 руб.).

Кстати, рядом с гостиницей есть сложности с парковкой, поэтому поставил авто вдоль трассы рядом с трамвайной остановкой. В этом месте разметка синей линией (с этим строго в Европе), и был уверен, что это или платная, или для местных, короче, на свой страх и риск. Брелок с сигнализацией положил рядом, чтоб, если что, сразу нестись к авто. Все было спокойно. Как выяснилось позже, синяя линия парковки — это для всех.

11.08. Выспавшись, не спеша собрался на очередной маршрут, который составлял всего 170 километров, и конечный пункт одно из долгожданных мест, в которое давно уже хотел попасть, но об этом чуть позже.

На выезде из Турина заехал в супермаркет, который находится рядом с домашней ареной «Ювентуса». Купил себе ингредиенты для завтрака. Там же на парковке, сидя в машине, перекусил в дорогу. Полюбовался стадионом красавцем, в котором не скоро начнутся игры. После ознакомительного тура по стадиону ПСЖ мне не очень хотелось выбрасывать деньги за такую ерунду. Поэтому Альянц-Стэдиум посмотрю снаружи и когда-нибудь во время матча.

В дорогу. Она обещала быть захватывающей своими картинами вокруг. Меня ждали горы Монблан.

В этом маршруте красота кругом, впереди виднеются горные стены с белыми шапками на вершинах, по дорогам встречаются сочные яркие итальянские суперкары, едущие с тобой в одной направлении. Не часто, но попадаются.

Решил выпить чая с плюшкой на одной из АЗС. Подъезжаю к парковке, стоят две Ferrari California, красный и серый. Рядом с ними и припарковался. Присел на скамеечку возле них, полюбоваться и по Face-time показать своим на родине. Поболтали, показал тачилы. Поохали, поахали. Все это время рядом со мной метрах в пяти стояли две пожилые пары, которые болтали непонятно на каком языке, вроде и английский проскакивал, немецкий, еще какой-то, но они болтали, как соседи по лестничной клетке — о жизни, о рассаде, о наркоманах/проститутках, повышении пенсионного возраста. Закончили болтать. Что-то пожелали друг к другу и направились к своим авто. Одна пожилая пара к серой Ferrari, другая к красной. Я сидел напротив серой. Они опустили крышу. Пенсионерка обмотала голову какой-то шалью (не знаю, как эти платки называются). Завели свои аппараты с возбуждающим звуком мотора для каждого ценителя. Развернулись и обе авто уехали в направлении гор. Походу, вряд ли они о рассаде болтали… скорее за гречкой поехали, ищут, где подешевле.

Сел в свой обычный авто с обычным звуком мотора и поехал вслед за ними. Горы все ближе, и виды все круче. Дороги среди равнин закончились, и теперь они снова петляют из стороны в сторону среди невысоких гор. Снова приходится любоваться задней частью впереди идущих машин и невысокими горами по бокам. На одном из таких неспешных участков ехал за интересным авто. Даже за кайфовым авто, за рулем которого, наверное, так же, как и за рулем Ferrari, все автомобилисты хотят посидеть. Это был американец 60-70-х гг. с опущенной крышей. За рулем взрослый дядька и рядом с ним тетька. Сколько ехал за ними, столько и кайфовал за них. Погода была идеальной для того, чтоб ехать с опущенной крышей, скорость километров 40 в час. Они никуда не торопились. Они наслаждались жизнью и, мне кажется, друг другом, по версии тетьки. Дядька наслаждался управлением этого агрегата. Но мне не давала покоя одна мысль — передний диван в таких автомобилях монолитный, не раздельный, дама сидит вплотную к водителю, т.е. справа от нее место на еще одного человека. Почему она всю дорогу сидит, прижавшись к нему, а не развалилась на своей половине дивана? Не было никаких пошлых мыслей. Или это у меня такое скудное представление об отношениях в возрасте? Хотя мне на его месте было бы тоже приятно ехать с такой дамой, которая просто сопровождает/дополняет тебя в вашем путешествии, а не пытается управлять/руководить маршрутом. Походу повседневная российская рутина искажает представление о реальных отношениях. Ну да ладно…

А тем временем передо мной горы Монблана с ледяными шапками, у меня дух захватывает от этих картин, это одно из самых ярких ощущений приключения. Не знаю, откуда у меня такая тяга к горам. Может, это стереотипное представление о природной красоте, но я всегда хотел прокатиться на автомобиле среди гор, у подножья гор, подняться насколько возможно по дорогам и смотреть вниз с высоты. На всем своем пути всегда всматривался в горизонт в поисках контуров гор. В январе 2019 отдыхал в Милане, и вид из гостиницы был как раз на горы Монблан. Каждый день, когда был в гостинице, обязательно было время, когда просто стоял возле окна и всматривался в горный горизонт. Когда погода была безоблачной, горные массивы было очень хорошо видно. Они были далеко, но можно было разглядеть неровные линии, снежные вершины и просто рельеф. Да, я всего лишь в точке среди всей вереницы гор, но это была самая крутая (в прямом и переносном смысле) точка.

Я нахожусь в маленьком населенном пункте, откуда дорога в Шамони ведет через туннель протяженностью 11 километров. Оказывается, не все так просто, приехал, проехал и ты во Франции в Шамони. Во-первых, желающих воспользоваться туннелем очень много, пробка начинается задолго до КПП и пробка приличная, которая слабо двигается. Во-вторых, проезд платный 46,4 евро (3503 руб.) за легковое авто в один конец, за дистанцию в 11 километров. Конечно, есть и другой проезд в Шамони из этого места, но это плюс 150 километров, есть платный участок и по времени около 3 часов. Я выбрал туннель, т.к. больше времени хотел провести по ту сторону горы, но в следующий раз выберу объездную дорогу. Мне кажется, там потрясающие виды.

Въезд в туннель, тут все строго. КПП как на границе с досмотром, только его здесь нет (досмотра), но вероятно, все сделано в целях безопасности (в 1999 году случилась трагедия, унесшая 39 жизней). Машины выстроились в очередь друг за другом на две линии. Оплата производится перед самым туннелем. После оплаты тебе открывают дорогу только после того, как впереди едущая машина проедет метров 100. На всей дистанции туннеля указатели соблюдать дистанцию до впереди идущей машины 100 метров. Все соблюдают. Никто ни к кому не жмется и тем более не пытается обогнать. Вот и свет в конце туннеля…

402 км по Италии.

Дороги платные 39,03 евро (2928 руб.) и бесплатные. + проезд во Францию 46,4 евро.

1,44 евро — 1 литр дизеля.

1 заправки на 20,3 литра .

Итого: 2179 руб. (АЗС) + 2928 руб. (дорога) + 3503 руб. (проезд) = 8610 руб.

Франция — Швейцария — Лихтенштейн. 11.08-14.08

Перед выездом приготовил телефон для видеозаписи, был уверен, что сейчас передо мной откроется невероятный мир с динозаврами, фиолетовыми облаками, радуга на радуге и маленькими полуголыми человечками — ну и надымыли в туннеле. Не было того, что описал, но картинка из туннеля все равно красивая. Въезжаешь в долину среди гор. Внизу виднеется какая-то деревня. Это и есть Шамони. Первая остановка сразу как только выезжаешь и проезжаешь маленький мост, под которым бежит мутно-белый ручей с ледников. Небольшая площадка, на которой достаточно оживленно от туристов и путешественников, кто только что приехал сюда. Тоже решил остановиться и глянуть на Монблан с этой стороны. Паркуясь, обратил внимание на идущих в сторону моста молодых дам, которые с интересом рассматривали мое авто. Выходя из машины, они проходили мимо и поздоровались со мной: «Здравствуйте!» Это были молодая мама с дочкой. Тоже поздоровался. Краем уха услышал, как дочь спрашивала про меня, как он добрался сюда на российских номерах. Приятно. Дошел до моста, примерно в 100 метрах от площадки. Отсюда видно, что водные потоки идут с самого верха, где виднеется ледовая вершина. Походу тают. Красивая природа.

Шамони расположена рядом с туннелем. Первым делом поехал заселяться в гостиницу Hôtel Vallée Blanche (36 Rue du Lyret, Chamonix City Centre, 11112 руб./2 ночи). Это была самая дешевая гостиница в Шамони на эти даты. Дешевле были варианты на AIRBNB в 70-100 километрах и с учетом горных дорог — это около двух часов в одну сторону. Не решился на эти варианты. Да и не факт, что получится дешевле с учетом топлива.

В городе очень людно. Доехал до гостиницы — места припарковаться нету. Поехал по центральным улицам — все везде в машинах, куча людей, гуляют, пьют, шопятся — очень оживленный центр. Теперь понятна цена проживания. Популярное место. Ехал со скоростью не более 20 км/ч, и чтоб не пропустить место и чтоб кого-нибудь из туристов не зацепить. В итоге поставил авто где-то за километр до гостиницы, вдоль реки, которая течет через город. При заселении сказали, что у них своя парковка и я ее не увидел потому, что она за соседним домом под шлагбаумом.

Этот день решил просто немного прогуляться и все оставить на следующий день. Главной целью было подняться на пик Эгийи-дю-Миди (Aiguille du Midi), высота 3800 над уровнем моря и в оставшееся время просто погулять по городку. Больше ничего особо не планировал. Просто природа.

Сначала добрел до касс на подъемник к тому самому пику. Объяснили, что кассы работают с утра и тогда и нужно покупать билеты. Желательно пораньше приходить, т.к. много туристов. Ну ладно. Приду утром. Часов в 7 проснусь и пойду за билетами. Далее пошел вдоль речки, просто вглядываясь в вершины гор, в сооружение, которое находится на пике, куда завтра поеду, в фуникулеры, которые поднимаются-опускаются с гор по обе стороны, вертолет летает — кайфовое место. Решил дойти где поменьше строений и сделать фото/видео ледника, гор, места, куда завтра поднимусь. Снимал ледник на видео в формате Time-lapse, т.е. делается многократно фото через интервал времени, соединяются и в итоге получается ускоренное статичное видео. За минуту видео можно увидеть, что происходило за двадцать минут (у меня такой был интервал). После просмотра (хорошее видео получилось, живое) заметил, что облака полностью «съели» вершину и продолжали накрывать горы и долину. Ну и ладно. Облаком больше, облаком меньше. Потопал обратно к гостинице. Время было уже примерно часов 6-7. Хотелось перекусить, отдохнуть и пораньше лечь спать перед ранним подъемом. Купил на вечер продуктов, пивасика 19,47 евро (1451 руб.). Кстати, цены в Шамони выше, чем в других местах Франции, где был. По возвращении в гостиницу спросил у девушки на ресепшн по поводу билетов на подъемник. Она подтвердила, что надо рано утром идти в кассы и приобретать там. Желающих будет много.

В интернете нашел ресурс, где все сказано про данный подъемник: время работы, погодные условия, цены, гиды и т.д. Много всего полезного, но заострил свое внимание на разделе погодные условия и работоспособность подъемника. Вечером был статус, что остановлен в связи с сильным ветром. За окном и правда прилично «гулял» ветер и неба уже не было, куча облаков, которые у нас уже называются тучами. Рассосется, но до последнего следил за данным показателем.

12.08. Рано утром стало понятно, что не видать мне пика и видов гор с высоты 3800 метров — за окном был не ветер — ураган. Конечно, не ураган, но ветер был очень сильный еще и с дождем. Короче, погода полное гэ. На сайте инфо — все подъемники остановлены. Почти до самого вечера просидел в номере. Весь день лил дождь с сильным ветром. Сходил на обед, купил себе еды в McDonalds 15,8 евро (1177 руб.).

Под вечер решил немного прогуляться, подышать свежим воздухом. К этому времени дождь был редким и небольшим, было пасмурно, безветренно. Из окна отеля был виден небольшой водопад, вот до него и решил прогуляться. В итоге по трекинговой тропе поднялся, наверное, на высоту 100-200 метров. Достаточно крутая и отлично вытоптанная тропа. Навстречу при подъеме встретил парочку пенсионеров. Чуть выше, когда начался небольшой дождь, бежали вниз отец со взрослым сыном. Я пешком-то боялся спускаться, т.к. крутая тропа, глиняная и от дождя стала скользковатой, а они бежали вприпрыжку. Чудаки. В общем, и посмотрел на город с высоты, и добрел до мелкого водопада, и промокший от дождя и мокрой травы вернулся в гостиницу. Это был самый статичный день во всем моем путешествии и при этом самый природный. От этого места осталось только одно разочарование — не попал на пик. В остальном — это романтичное, с потрясающими видами и местами для уединения, для пеших прогулок и покатушек на фуникулерах, в общем, фантастическое место. Вернусь сюда обязательно.

13.08. Завтрак по типу шведского стола, но прелесть его в панорамном окне, которое находится над речкой, протекающей возле гостиницы. Конечно, перед дорогой к следующим остановкам сел позавтракать возле окна. Идиллия — хороший завтрак и прекрасный вид.

Примерно часов в 11 я готов был ехать дальше. Обязательная остановка в Carrefour закупиться едой в дорогу 3,83 евро (286 руб.).

Вчера, когда у меня был весь день, шарил в интернет-пространстве, куда можно сходить еще в Шамони. Есть пара горных озер с красивыми местами, но туда трекинговая дорога примерно от двух часов в одну сторону. Точно не в этот раз. Хотя на картинках места действительно живописные. Натолкнулся на озеро Эмосон, которое расположено рядом и автомобильная дорога ведет почти до самого берега. Оно в Швейцарии сразу на выезде из Франции, т.е. на моем маршруте. Отлично. Туда и поеду.

До сопки, на которой расположено озеро (Lac d'Emosson), ехать недалеко — 32 километра. Дорога среди гор. Красивая. Как и та дорога, которая начинает вилять по самой сопке. Ехать по ней страшновато. Видно, что дорога, не рассчитанная на интенсивный траффик, ширина в большинстве мест не более полутора машин. Очень часто виляет и довольно стремительно набирает высоту. Никаких отбойников, ничего. Дорогу от пропасти отделяет небольшая полоска щебенки с травой. Местами очень тонкая полоска щебенки. Чем выше, тем уже дорога. И дальше, чтоб разъехаться, приходиться, выезжая из поворота, смотреть вниз или верх, чтоб не было встречки, и стараться ускориться до поворота. Захватывающая дорога. Еще ехать вниз.

На самой вершине большая площадка для авто и туман или облака. Ничего не видно. Кругом все в тумане. Видно небольшую группу людей, какой-то небольшой магазинчик. Озера нет, люди стоят на развилке и читают надписи на указателях. На одной из них написано Emosson и время пешком от 30 минут. Елы-палы. Дошел до какого-то фуникулера, который ведет вниз, в это время подул ветерок, и озеро открылось прям передо мной. Я стоял перед самой дамбой. Охрененно. Когда зашел на саму дамбу, глянул вниз — весь этот туман — это облака поднимаются между сопок и сейчас время, когда закончились облака. По другую сторону безмолвная водная гладь бирюзового цвета на фоне зеленых гор, облаков и голубого неба — это картинка с рабочего стола, но живая. Облака из-за твоей спины периодически добавляют воздушность этому месту. Визуальное ощущение, что ты не стоишь, а падаешь вниз среди облаков. Вот здесь я, пожалуй, перекушу свой туристический паек: йогурт, мюсли, молоко с шанешками. Пока питался, мимо меня прошла молодая пара, болтающая на русском. За ними еще одна русскоговорящая. Знают, куда ехать. Через дамбу и по другой стороне горы уходит тропинка, по которой куда-то все идут. Вероятно, там верхняя часть озера, но мне пора было собираться дальше.

Меня ждал спуск. Правостороннее движение добавляло непередаваемых ощущений к спуску. Обрыв вот он. Все прошло отлично. Эта дорога сплошная обзорная площадка на соседние сопки, деревни, дороги и «гуляющие» среди них облака.

До следующего места дорога была вся в горах, описывать нет смысла, по ней надо просто ехать. Опять же не самая скоростная, если вы торопитесь, но точно незабываемая, это факт.

За весь это промежуток от озера Эмоссон до Лаутербрюннена посещала только одна мысль: нужен отдельный автотрип для Швейцарии. На всем протяжении нет однообразия, постоянно глазами в поисках чего-то нового, захватывающего, и этого вдоволь. Я как водитель получал нереальный кайф от управления по этим местам. В пути точно три часа, но они не чувствуются. При этом куча мест, где хочется остановиться и просто зафиксировать глазами кадры на память. Понятно, что на фототехнику это тоже все защелкать, но остается это в зрительной памяти лучше. Для любителей поселфиться на фоне потрясающих мест — тут этого валом.

Лаутербрюннен (Lauterbrunnen). Это самое красивое место, которое когда-либо видел. Когда я въехал в это место, я понял, что фото не буду делать — это нереально, передать техникой то, что видишь вживую. Я все-таки сделал фото, только для того чтоб:

-Был?

— Был.
— Где доказательство?
— Вот фото!
— Ладно, верю…

Кругом одни водопады. Кругом каменные стены, по которым сочатся, льются, падают, стекают водные потоки. Их много. Они разные. И при этом не видно источника воды, создается ощущение, что они из воздуха.

Это место, где я чуть не стал виновником ДТП. Небольшая двухполосная дорога, по одной полосе в каждую сторону. Я залип в левое окно, немного наклонившись, чтоб смотреть вверх, и не заметил, как мое авто выехало на встречное движение. Только несколько секунд спустя решил глянуть на трассу, и в этот момент передо мной дама на малолитражке смотрит на меня дикими глазами и не сворачивает, не сигналит, не тормозит. Успел вывернуть. И хорошо, что скорость не более 50 км/ч. По даме понял, что в ее жизни ни разу не было такой ситуации и она не знала, что делать. На всякий случай немного притопил и скрылся в поворотах. Вдруг она сейчас в полицию и все, проведу 14 дней за решеткой в горе, любуясь водопадами.

Доехал до Штехельберга, далее тупик. На авто не проехать. На самой высокой горе виден крупнейший из этих мест водопад. Очень хочется посмотреть поближе, но понимаю, что пешком идти прилично. Немного побродил по полям, дошел до ближайшего водопада. Посидел на траве и посозерцал природный «шум»: водопад, ветер и идеальную тишину в голове. Ничего лишнего и постороннего. Спускаясь обратно к машине, обратил внимание на необычной формы автобусную остановку. С обратной стороны выглядит как холмик с травой, со стороны дороги пространство для пассажиров. Сначала подумал, что сделали для того, чтоб не портили эстетичный вид природы. И только по картинке рядом понял — это защитное сооружение от лавин. В этом месте все автобусные остановки слева, когда въезжаешь — защитные от лавин. Справа обычные.

Пора ехать дальше. Это место обязательно вносить в навигатор при путешествии по Швейцарии.

Оставшаяся часть пути до Цюриха уже обычная трасса, по сравнению с тем, что было ранее. Справа появилось озеро, но с дороги его редко видно. Время было седьмой час. Хотелось уже приехать в город, перекусить, найти место для ночлега. Дорога в Цюрих вроде как и магистраль, но все едут ровно 80 км/ч. Сначала ехал немного на нерве, не понимая, почему все так «плетутся». Привык к скорости 110 и выше. И трасса какая-то ограниченная. По одной полосе в каждую сторону. Постоянно сплошная. Никто не обгоняет. И только позже, «покопавшись» в памяти, вспомнил, что Швейцария отличается своими дикими штрафами за минимальные нарушения. Вот поэтому все соблюдают то, что указано на знаках. Ладно. Плетемся вместе. Ближе к городу дорога начинает баловать двумя и тремя полосами в каждом направлении. Пока, лузеры. На одном из автомобильных столбов вдоль дороги какая-то вспышка. «Наверное, что-то бликнуло», — подумал я. Через несколько километров в небольшом туннеле снова вспышка, сначала спереди слева на стене, затем, как проехал, вспышка в зад. Бляха. Вот после этого штрафы и приходят. В Швейцарии на мне висит два штрафа за превышение. Даже не хочу знать, какие суммы. В Италии минималка была 50 евро (списали с карты, когда арендовал авто, 2 раза).

В Цюрих въехал, когда уже темнело. День был насыщен на впечатления. Только поесть и спать. Автомобиль запарковал возле Цюрихского озера на автопарковке (Mythenquai 21 Parking). Места много. Вроде платная, но я как обычно. Через maps.me нашел ближайшее место, где можно отведать местной кухни в ресторане (Restaurant Zeughauskeller). Возле ресторана есть столики под открытым небом. Внутрь не захотел, там шумно, и теплый вечер располагал к трапезе на открытом воздухе.

Beer, please!
— Ви рюский? — спросил официант.
— Да!
— Прювет! — с улыбкой с диким акцентом сказал официант.
— Можно мне вашего лучшего пива?
— Конешна, щас всо будит! Местнае, сами варим…

Не знаю, что за пиво, но вкусное. Заказал пару бокалов. Также заказал какое-то местное блюдо картофель как-бы пюре, но с комочками, соленая с колбаской. Вкусно. 42 швейцарских франка включая чаевые 10% (2940 руб.).

На сегодня все. Просто спать.

14.08. Утром вся парковка была в автомобилях. Люди работать приехали, а я тут в машине разлегся.

Цюрих как транзитный город — это интересно. Когда составлял маршрут движения изначально планировал тут остаться подольше, посмотреть город, но потом, немного поковырявшись в информации про Цюрих, ничего не зацепило настолько, чтоб задержаться на день. В любом случае Швейцария — это повод для отдельного путешествия.

Пора ехать дальше. Первым делом найти место возле воды, чтоб позавтракать — это стало традицией. В итоге доехал до местечка под названием Хурден (Hurden). Заехал в какую-то мини-курортную зону: небольшие домики с огороженной территорией, обслуживающий персонал подметает тропинки, кто-то готовит на свежем воздухе. Скорее, это мини-гостиницы. И рядом с одной из них есть замечательное место для завтрака. Пара скамеечек прям перед озером Обер (Obersee). Расположился, замешал свой завтрак — мюсли с йогуртом. В это время ко мне поближе подплыли какие-то водоплавающие пернатые, одни похожи на простую утку, вторые не знаю кто, но отлично ныряют и гоняли уток. Они ждали кормёжки. Шоколадные мюсли с охотой ели. Отличное место для завтрака или просто отдохнуть от движухи или шума. Тихо. Слышно только птиц, что рядом плавают. Чуть позже вышли пара дам из гостиницы, присели на соседнюю скамейку, любоваться и болтать о чем-то швейцарском на швейцарском, наверное.

Одной ногой в Лихтейштейн и далее по маршруту. Хотел только въехать, на что-нибудь глянуть местное, лихтенштейское и в Германию. Не готовил никакой список достопримечательностей, ехал просто на глаз. Какой-то небольшой городок с маленькими улочками. На возвышении увидел замок. Ооо, туда поеду. Ткнул в навигаторе на тот район — это было рядом. Поднялся по извилистой трассе чуть выше замка, тут есть парковка. Пешком немного спустился до древнего сооружения. Пешеходная тропа идет вдоль дороги и мимо замка. Остановился чуть выше него, неплохой вид на местные окрестности, соседние горы, замок, город из которого поднимался, облака. Пока стоял, подошли еще туристы из разных стран. Рядом на поляне сооружали какую-то сцену, вероятно, будет или дискотека для местных или фестиваль урожая 2019. В общем, в Лихтейштейне был )))

Швейцария и Лихтенштейн запомнились тем, что дизель стоит дороже чем бензин, по сравнению с другими странами, и топливо в этих странах самое дорогое. Литр дизеля был 1,7-1,75 евро. Старался экономить топливо, чтоб не заправляться по этим ценам, а еще у нас лютуют, что топливо дорогое. Надо добраться до Германии, там дешевле минимум на 30 евроцентов.

449 км по Швейцарии, Лихтенштейн (Франция от Шамони).

Дороги по Швейцарии платные. Скорее всего виньетка. Пунктов оплаты на трассе не видел.

1,39 евро — 1 литр дизеля (Шамони). 1,70-1,75 евро — 1 литр дизеля (Швейцария и Лихтенштейн).

1 заправка в Шамони (Carrefour) на 29,11 литров.

Итого: 2995 руб. (АЗС)

Германия. 14.08-18.08

Германия. Прежде чем ехать в Мюнхен, хотел увидеть пару мест, про которые вычитал неплохие отзывы. Первое место — замок Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein). Говорят, известное место, сказочный замок, надо увидеть. Из Лихтенштейна 160 километров через Австрию или пара часов пути точно, т.к. снова горные участки с невысокой скоростью. То, что я ехал через Австрию, понял позже, мне казалось, что маршрут сразу будет в Германию. Про Австрию читал, что дороги по виньетке и, когда въезжал (думал, что Германия), удивился, почему столько баннеров, постеров, киосков, вывесок про виньетки, когда немецкие дороги бесплатны и я уже до этого проехал полстраны. Как только въезжаешь в Австрию, там реально все о виньетках — вряд ли забудешь купить, но только не я. Я ведь в «Германию» въехал. Короче, бывает. А еще чему удивился, топливо стоит чуть дороже 1 евро. Швейцария 1,7, проезжаешь несколько километров и 1,1 евро.

Подъезжая к замку, понимаешь, что действительно известное место, куча машин вдоль обочины, автобусы, люди. Такое ощущение, что в Мюнхен приехал. Вверху виднеется тот самый замок. Из-за деревьев видно только шпили замка. Чтоб увидеть его во всей красоте, походу надо куда-то идти и скорее всего там, где толпится весь народ и все желающие. Судя по карте идти не близко. Не настолько хотел увидеть замок, чтоб потратить на это час, может быть больше. Зашел на территорию какой-то школы и с футбольного поля сфотографировал то, что смог, замок видел— едем дальше. На выезде от замка приличная пробка, которая неспешно двигается. Скорее всего, это все отсюда выезжают. Несмотря на большое количество машин, пробку проехал минут за 10-15.

Вторая остановка — Грайнау (Grainau). От замка ехать 70 километров.

Грайнау небольшой городок, скорее, по наших меркам, поселок, и по соседству расположены действительно красивые Доломиты, но на эту же самую гору вид был с дороги ранее более захватывающим. Еще сверял по навигатору, что эта красота передо мной, скорее, и есть та гора, куда я еду. Припарковался на небольшой парковке возле частных участков. Кругом домики по типу дач или коттеджей с огороженными территориями, и за одним из секторов домов увидел пригорок, с которого должен быть получше вид. Дошел по тропинке до забора одного из участков, передо мной небольшой кусочек чьей-то придворовой территории, а за ней тропа на холм, к которому шел. По-быстрому перепрыгнул, пробежал и вышел на ту тропу, по которой спускаются туристы. При этом тропа как бы спиралевидно поднимается на холм, а передо мной вытоптанная широкая полоса, по которой можно подняться напрямик. Одно но — вдоль нее пасутся коровы с колокольчиками. Кушают травку, и от звона колокольчиков не слышно ничего кроме них. Короче, пойду напрямик, если че убегу. Телочек было минимум штук 20. Пасутся ближе к вершине. Пошел. Когда дошел до места, где «кушают травку», увидел, что это не телочки — это «поцики». Бычки, телята. Надо идти дальше, но чет очкую. Не деревенский, не знаю, как «поцики» реагируют на прохожих. Перед глазами картинка из бычьих забегов, где человечки убегают от быков. Но эти-то траву едят не для забегов ведь. Медленно пошел среди них. Из-за колокольного звона ничего не слышно, они кругом. Постоянно озираюсь с надеждой, что под шумок не бежит на меня сзади один из них. Короче, этот отрезок шел постоянно оборачиваясь и запоминая, куда бежать, «если че». Добрался до вершины без «проколов». Но все время казалось, что они приглядывают за мной, когда я отвлекусь, чтоб продыроколить. Они и вправду периодически на меня посматривали )))

Красивое место. Завораживающие Доломиты. Бычки. Сочная зеленая долина.

Следующей остановкой должен был быть Берхтесгаден (Berchtesgaden). Из Грайнау 200 километров, часть пути магистральная. По моим расчетам, все три места мог успеть в один день, расстояния небольшие, даже с учетом просмотра этих мест. В районе озера Хим (Chiemsee) был часов в шесть. Оставшаяся часть пути — это еще около часа, и есть вероятность, что приеду в сумерки и не смогу увидеть всей прелести того места. В общем, ночевать буду возле озера. Несмотря на то, что вроде немного мест и небольшие расстояния в этот день, но эти ощущения были обманчивы. Более 400 километров, около шести часов пути, две-три остановки на полюбоваться. Чувствовалась усталость и хотелось перекусить, т.к. был на завтраке и фруктах.

Возле самого озера крупная парковка, где есть место и для кемперов и для обычного транспорта. Оставив авто — где поесть? На карте был ресторан рядом с озером — закрыто. Больше ничего на карте не было. Вдалеке вдоль озера виднелось что-то типа кафе под открытым небом, ломанулся туда. Ура, пиццерия. Еще и пиво на розлив. Превосходно. Можно шлифануть этот день замечательным вечером возле озера. Так и сделал. Пицца и пару бокалов. Только наличка. Не помню, сколько отдал. Перед тем как уснуть, прокрутил в голове сегодняшний день. Места красочные. Есть схожесть с югом Швейцарии. Много гор, доломитов, интересные дороги. Эти места точно стоит дополнительно покатать. И очень захотелось отдельно посмотреть Австрию. Там должно быть сказочно, ничуть не хуже горных Швейцарии и Германии.

15.08. Утро. Озеро. На берегу мама-утка спит с утятами. Небо похоже на голубой мрамор — не знаю, есть такой или нет, но это очень редкий вид мрамора. В этот момент понимаю, что тревел-блоггеры, которые больше тревел, чем блоггеры, в обычной повседневной жизни, наверное, испытывают сильнейшую депрессию — их эмоции требуют постоянных визуальных перемен и зрительных оргазмом от неповторимых природных слияний. Это не зависть — это дело выбора. На текущий день просмотрел кучу потрясающих мест и непривычных утренних картин, но при этом было ощущение небольшой передозировки от всего этого. Мне хотелось одновременно и ехать дальше по маршруту и остановиться, или быстро вернуться в Москву, домой, чтоб немного осадить свои впечатления, переварить их, так как понимаю, что «потребляю» больше, чем могу усвоить. Наверное, это дело привычки, а может стоит немного сбавить темп.

До Берхтесгадена около часа езды. 65 километров через кусочек Австрии. Сначала доехать, потом завтракать. Неспешно добрался до небольшого немецкого городка среди гор. Хорошее место. Если сравнивать с Грайнау, если это возможно, горы в Грайнау помассивней и доломиты добавляют прелести того места. Из Берхтесгадена вид на горы, но основные массивы находятся дальше, туда точно есть дорога, но неповторимость этого места в соседстве с красивым бирюзовым озером среди холмов — Кёнигсзе (Konigssee). Позавтракать возле озера — хорошая идея. Вот и супермаркет. Закрыто. Все соседние киоски и лавочки закрыты. Спрашиваю у местного — сегодня праздник, магазины не работают.

Опять McDonalds приходит на помощь — он работает. 14,18 евро (1071 руб.). Находится рядом с парковкой возле озера. Парковка огромная, но мест нет. Все приехали к озеру или побродить по парковой территории, которая окружает озеро. Пешеходная дорожка до озера настроена под туристов: киоски со всякой сувенирной дребеденью, перекусы, фотокарточки и открытки. Это центровое озеро, судя по инфраструктуре. Последние 100 метров до берега людская очередь — это посмотреть или потрогать? Не сразу ясно, куда они все стоят. На самом берегу пристань, от которой ходят водные трамвайчики до другого берега в глубине парка. Очередь достаточно быстро двигается. Рядом с пристанью туристы оккупировали почти весь берег, сидят ноги мочат, мороженку едят, болтают на всех языках мира. Озеро и вправду отдает зелёным оттенком, и при этом возле берега кристально чистое и прозрачное, в котором плавают уточки. Почему такой оттенок?

От пристани слева тропа ведет в лес вдоль берега озера. Часть туристов идет в этом направлении, и я двинул туда же. Тропа сначала идет в гору, затем вниз, снова верх — хорошее кардио. С непривычки — одышка от интенсивной пешей прогулки. Через некоторое время популярное у туристов смотровое место. Скамеечка за деревянным забором, который огораживает зевак от случайного нырка с высоты в озеро. Место облеплено туристами, и при этом оно действительно волшебное. Даже несмотря на пасмурную погоду, вид потрясающий. В солнечную погоду оно будет еще фантастичней из-за яркости красок. Пора обратно. Пока шел назад, заметил, что на склоне вдоль тропы имеются протоптанные спуски до воды. По-пацански среди камней и заваленных деревьев спустился к воде. Здесь никто не мешает кайфануть от природы. Изредка проплывают парочки на арендованных лодках, в которых слышны охи вздохи, но не от физиологической близости, а от того, что задолбался грести. Романтик по-немецки. Надо закругляться, меня ждет Мюнхен.

До Мюнхена 150 километров, почти все время автомагистраль. Привычные 120 км/ч, идеально ровные дороги. По пути впервые за долгое время микроавтобус на российских номерах. Не запомнил регион, пока ехал за ним, он свернул, как мне казалось, куда-то, а оказалось, это я проехал поворот и пришлось разворачиваться на небольшой дороге через сплошную — удачно выбранное место, т.к. метрах в 100 позади стояла полицейская машина, которую не увидел. Не знаю, что тут за сплошную, но деньгами вряд ли отделался бы.

Мюнхен. Непривычные все-таки дорожные развязки в европейских городах. Постоянно надо следить за навигатором и тем, что на самом деле на трассе. Неоднократно поворачивал не туда, и приходилось делать дополнительные маневры, чтоб вернуться на маршрут. Не стал исключением и Мюнхен. Первым делом в Мюнхене поехал на Альянц-Арену (Allianz Arena). Стадион расположен не в черте города, на периферии. Ехал за билетом. 16.08 матч открытие Бундеслиги Бавария—Герта. Покупка билетов на Баварию очень специфичная. В кассах стадиона нет продажи. На сайте клуба необходимо зарегистрироваться, и билетов все равно нет. Надо ждать. Периодически обладатели абонементов размещают свои места на сайте, и в это время их ждут многие желающие. Только появились 5-10 билетов, через 5 минут их уже нет. Снова ждать вброса билетов. Билет «ловил» числа с 10-го. То слишком высокие места, то не успевал забронировать из имеющихся, то был глюк при оплате. Поэтому и решил ехать на стадион. Мне сказали «Impossible» на вопрос, где купить билет. В гостинице около часа времени провел перед компьютером, чтоб приобрести. В итоге удалось купить в угловом секторе в среднем ярусе. Цена билета 60 евро + 14 евро какие-то сборы (5531 руб.).

Не было никаких планов на этот день. Просто заехать в центр, немного пройтись по туристическим тропам. Как обычно, напряженка с парковочными местами. Нашел маленький пятачок возле кафе, знаков нет, разметка белая. Паркуюсь. Это был самый центр, т.к. до известного пивного ресторана HOFBRAEUHAUS минут 10 пешком. Народу рядом с пивным рестораном — тьма. Очень шумно кругом, все немного под градусом или входят, или выходят. Походу в Мюнхене быть трезвым неправильно ))). Заглянул в ресторан — огромные пространства, на которых нет места. Все что-то едят и пьют пиво. Ладно, завтра сюда наведаюсь. Еще немного побродив по округам, захотел перекусить и желательно супчика, а затем ехать в гостиницу заселиться, приобрести билет на футбольный матч (выше уже писал) и отдохнуть. Рядом с местом, где оставил авто, было японское кафе SHOYA — тут точно есть суп. Взял только мисо-суп, большая тарелка. 14 евро (1057 руб.).

Гостиница (AZIMUT Hotel Munich, Kronstadter Straße 6-8, Богенхаузен, 9874 руб./3 ночи) находится в восточной части города, минут 10-15 на машине — не центр. При этом место очень тихое, рядом еще пара каких-то отелей. Тихий, спокойный спальный район. В 5 минутах на авто маркет, в котором каждый день закупал перекус в номер. Все как обычно: молочка, сладкое, фрукты.

16.08. Проснулся впервые за долгое время не по будильнику. Позавтракал. Посмотрел кино на ноутбуке, уже не помню какое и в районе обеда собрался знакомитбся с Мюнхеном. Накануне погуглил места, которые могут быть мне интересны. Не собирался носиться в поисках достопримечательностей, мне по душе простая прогулка, идти куда хочу и рассматривать что найду. Из того что нагуглил — первое место музей БМВ (BMW MUSEUM). Как увидел в достопримечательностях это название, сразу как мальчишка захотел нестись в это место. Поэтому с огромным нетерпением ехал туда. Самая главная мысль, которая крутилась в голове по дороге к музею — хоть бы не лажа. Как уже писал ранее, к дорогам в Европе привыкаешь долго, не смог с первого раза повернуть, куда надо к музею, в итоге сделал круг по кварталу. Возле самого музея нет парковочного места, несмотря на то, что на карте есть и даже вывески есть, что для посетителей. В итоге доехал до какого-то университета (вроде) и в подземной парковке оставил авто. Минут 10 ходьбы. Возле музея БМВ стоит красивейшее сооружение, большое, вместительное, сначала думал, что это и есть музей, но спросил дорогу, на всякий случай. Мне показали простое серое здание напротив. Еще и людей что-то немного, все в основном толпятся возле той красотищи. Ладно, потом посмотрим, что это. Билет стоит 10 евро (755 руб.) и далее тебя отправляют в историю одной из лучших автомобильных марок Европы.

Музей большой. Несколько этажей. Непростая логистика, но все с навигацией и организованно последовательно для изучения становления бренда. В общем, если обращать внимание на указатели, то ничего не пропустишь и рассматривать экспонаты будешь последовательно. Классное место и для автолюбителя, и для остальных. Понравится всем. Здесь представлены и старые автомобили, и мотоциклетная история, есть зоны дизайна и интерьера, места спортивной истории марки, ныне современная гибридная тема совместно с экологической революцией в автомобилестроении. Получил удовольствие от этого места.

На выходе терзали два вопроса: что в здании напротив и есть ли возможность взять прокатиться на одном из творений БМВ. Здание напротив это BMW Welt, с немецкого Мир БМВ. Перевел, когда зашел туда. Это выставочный центр. Тут представлены современные модели марки БМВ во всей красе с ценниками. Конечно, только ТОПовые комплектации. Помимо этого, здесь еще стоят автомобили марок Bentley, MINI, также BMW store с одеждой, аксессуарами, игрушками от БМВ. В общем, место, где глаза разбегаются от ярких красок, хрома и кожаных интерьеров. В дальней части от входа есть место перекуса и малоприметная стойка. Стойка, где можно взять напрокат на любое время заряженные версии БМВ: М1, М2, М3, М4, М5, М6 и джипы с индексом М. Время, на которое можно взять, начинается от часа и вроде до нескольких дней. Все эти авто стоят рядом с входом снаружи здании — просто звери и красавцы одновременно. Особенно М6. Долго выбирал между эМками какую выбрать. Конечно, речь шла о простых М1 или М2. Другие брать — просто очковал. Стоимость часа стартовала от 30 евро за самую младшую эМку. Ее я и хотел взять, но… Формат аренды: понятно, что подписываешь документы, снимают копию с водительского — не суть, у меня все было. Выезжаешь отсюда и едешь, куда хочешь, и даже рядом с тобой не будет сидеть представитель БМВ на всякий случай. Депозит 2000 ЕВРО только на карте. К этому времени такой суммы на карте не было. Вот и все, покатался. Расстроился, т.к. я уже представлял, как дам повизжать резине одной из бешеных красоток. Все равно кайфанул от этого места.

Рядом с музеем БМВ находится Олимпийский стадион со всей инфраструктурой. Мюнхен принимал Олимпийские игры в 1972 году. Кто более-менее смотрит Олимпийские игры, уверен, может назвать самыми запоминающимися олимпийскими объектами — это стадион гнездо в Пекине и стадион в паутине в Мюнхене. Конечно, эта олимпиада запомнилась совершенно другими фактами. Те, кто не знает, посмотрите Википедию или фильм МЮНХЕН.

Рядом со зданием Мир БМВ находятся какие-то непонятные строения похожие на контейнеры, разукрашенные разными цветами. Возможно ранее они были частью олимпийской деревни. Проходя мимо, понимаешь, что эти сооружения типа общежитий с индивидуальными входами в каждую комнату. По тому, что написано на дверях, или то, что стоит в окнах — это точно место жительства молодежи. Немного ускорив шаг, мало ли кто вынырнет из своих комнат и под чем, тем более место малолюдное, добрался до пригорка. Отсюда недалеко и до главной арены.

На сам стадион можно попасть за отдельную плату. Вокруг высоченный забор, через который можно немного рассмотреть, что там внутри и рядом кассы, в которых ранее продавали билеты на олимпийские мероприятия. Вся прилегающая территория стадиона оккупирована развлечениями для детей и взрослых: аттракционы, зоны перекуса, развлечения и все то, что есть в любом детском парке. Через озеро находится высокий холм, с которого открывается отличный вид как на олимпийские объекты, так и на Мюнхен в целом. Хороший вид и хорошая погода.

На обратном пути пошел через озеро. Для меня, дальневосточника, было необычно увидеть в парковой зоне рядом с озером свободно гуляющих лебедей, уток, чаек еще каких-то пернатых, не голубей и воробьев. В озере плавает огромное количество большущих сазанов. Их реально много. Как только облокачиваешься на перила моста, они подплывают и ждут, когда ты бросишь им поесть. Мне кажется, если спуститься к берегу, то их можно будет погладить. Тут же приплывают утки и вперемешку с рыбой ждут хлебушек. При этом сазаны могут реально уток съесть, настолько они огромны. И необычно в этом то, что никто не затаился за деревом или мостом с удочкой, сачком или еще чем-нибудь, чтоб отловить на шарабан. Люди просто кормили птиц, сидя на скамейке, лежали на лужайках под деревом, гуляли и наслаждались.

Культурна программа подошла к концу, пора пиво пить. Конечно же в HOFBRAEUHAUS. Пивных мест куча, но я иду в центровое в Мюнхене.

Доехал на машине до центра, где днем ранее парковался. Внутри ресторана, как на рынке — движуха дикая. Галдеж нереальный еще и немцы не очень тихие. Короче, нашел место где-то с краю. Долго теребил меню на разделе пиво. Безалкогольное или алкогольное, но чуть-чуть. Время до футбола есть. Идти больше никуда не собираюсь. Короче, взял 0,5 литра алкогольного (прошу за мной не повторять, и я осознавал последствия). Так долго ждал этой встречи. Просто хорошее место, просто немецкое пиво, просто никуда не надо. И, конечно же, сосиски с картошечкой. 12,4 евро (936 руб.). Насидевшись, двинул в сторону машины. Абсолютно адекватный и трезвый — я мог не только по прямой пройти, протанцевать, выговорить любую скороговорку. Короче, вы поняли, я мог управлять авто. Теперь то, что нужно знать. Допустимая норма алкоголя в крови в Германии 0,5 промилле, если водительский стаж более двух лет. 0,5 промилле — это литр пива через час. Конечно, алкоголь на каждого действует по-разному, поэтому полицейские помимо промилле будут смотреть на адекватность. Так что, неадекваши, пейте пиво дома или без машины.

Пора на футбол. Конечно, я рассматривал вариант добраться из гостиницы до стадиона без авто, но это то еще приключение в моем случае. Поэтому только на авто. В день матча в городе не видел такого «десанта» болельщиков, как в Монако. Вообще, ничего не говорит о том, что сегодня футбол. Только подъезжая к стадиону, понял, что все едут в одно место. Чем ближе, тем плотнее траффик. Возле стадиона вообще очень все плотно. Мысль, куда ставить авто, отвалилась сразу. Рядом 3- или 4-этажная парковка. Въезд бесплатный. С парковки выходишь на крыше и идешь к стадиону. Вот где все болельщики. Людской поток окрашен в домашние цвета родного клуба — красный. Все в красном. Только красный. Такое чувство, что Бавария встречается с клубом тоже красного цвета. Стадион красавец. Он тоже подсвечен красным.

Конечно, на стадионе непередаваемые ощущения. Он полный. Стадион ликует, когда игроки выходят разминаться. Они в один голос представляют каждого игрока основного состава. Рядом со мной справа возрастная пара, передо мной молодые парни, слева от меня седой болельщик. По ходу матча мужчина справа постоянно со мной обсуждал острые моменты. Я только улыбался и играл мимикой. Во втором тайме он ко мне обратился с каким-то вопросом и на мой ответ «Little English» он потерял ко мне интерес. Матч был шикарный по накалу. В какой-то момент начал поддерживать Герту и боялся быть сброшенным, но все очень культурно, несмотря на фанатичное боление за своих всех вокруг. Итог игры 2:2.

Теперь самое страшное, как я думал. По окончании матча все ломанулись на выход. На улице все максимально быстро двигались к парковке, кто-то бежал. Я тоже шел очень быстрым шагом. На выезде из парковки шлагбаум. Выезд платный ))) 10 евро. На удивление достаточно быстро все разъехались из парковки и из основных дорог, идущих от стадиона. Вот это система. Когда выезжал, полицейские перекрыли часть второстепенных дорог, чтоб никто не мешал этому потоку добраться до своих домов.

17.08. И снова спать, пока не надоест. Я посмотрел обязательную программу в Мюнхене, сегодня день ничегонеделанья. Просто покатался немного на авто, пока ездил, искал куда сходить и что можно посмотреть. Проезжая мимо олимпийского стадиона увидел, что на парковке какая-то ярмарка или что-то типа блошиного рынка. Пойду посмотрю. Вся парковка была в местных жителях, которые продавали свое барахло. Чего только не было. Старые пластинки, обувь, одежда, все для рыбалки, компьютерные игры на кассетах и сами приставки, значки, ножи охотничьи, игрушки, лего, солдатики, машинки, зонтики, плакаты, старые телефоны как стационарные, так и мобильные. Уйма всякого разного. Были и просто коммерсанты, кто привез всякую китайскую ерунду. И было много тех, кто все это покупал. Тоже искал что-нибудь необычное, но ни за что глаза не зацепились.

После этого поехал в уже привычный район пивного ресторана. Это центр, и там сконцентрировано все архитектурное и туристическое. Не буду перечислять места, которые смог посмотреть. Просто не гуглил, как они называются и даже сейчас не смотрел их название. Дошел до какой-то площади с огромным домом с остроконечными шпилями и крышами. Тут народу очень много. Прошагав кучу кварталов и кучу улиц, нагулял аппетит. HOFBRAEUHAUS меня ждет. Мне очень понравилось это место. Несмотря на большое количество желающих, там есть места. Тут вкусно. Недорого. Хорошее пиво. Центр. На улицах большое разнообразие пивных мест, но я возвращался в этот ресторан. В этот раз мне попался официант, который говорит на русском. Сначала попробовал блюдо, в котором представлены четыре вкуса сосисок с квашеной капустой. После этого блюда осталось чувство голода, и он порекомендовал мне рульку. Это был перебор, но я этого еще не знал. С хорошим пивом зашла и рулька. Все это время я смотрел прямую трансляцию футбольного матча английского чемпионата. Пара бокалов пива. 38,2 евро (2884 руб.). Когда засобирался уходить, вот тут я и понял, что перебор. Я столько никогда не ел. Ноги спрашивали меня: кого мы еще несем, почему перегруз. После этого я не ел, наверное, сутки.

Немного отсидевшись и отдышавшись, двинул по немецким улочкам еще посмотреть на то, как проводят время туристы и местные. Мне очень понравилось одно место, не знаю, как называется, но это небольшая площадь рядом с пивными барами и кафешками. На площади небольшие киоски, в которых тоже продают алкоголь, деликатесы, закуску, и рядом с ними столики, как в советские времена возле пивнушек, для того чтоб далеко не ходить и выпить прям здесь. Возле этих столиков, попивая вино, пиво и еще какие-то благородные напитки, стоят дамы в фантастических платьях, на шпильках или просто в красивых туфлях, с потрясающими прическами — красивейшие девушки/дамы, рядом с ними стоят не менее импозантные кавалеры. Все это выглядит будто это светский вечер или как минимум дорогой ресторан. А это место не отправляет тебя в советское прошлое только из-за отсутствия авоськи, висящей на крюке под столиком. У них это нормально. У нас это алкаши. На них приятно посмотреть. У нас только от вида появляется привкус алкоголя во рту и стойкий аромат «амбре».

Дошагав до места, где оставил машину, краем глаза увидел какую-то пафосную кондитерку. Ноги меня туда понесли, походу растряс немного место. Красивый яркий интерьер. Внутри все, как в пряничном домике, выглядит сладко и призывающе. На витринах лежат какие-то красотющие вкусняшки. Надо взять. Вдруг это произведение кондитерского искусства. Взял какое-то пирожное. Девушка упаковала в очень красивую коробочку. Домой летел, а не ехал. И быстро, и осторожно, чтоб пирожное не повредить. У меня сегодня свидание с самой вкусной вкусняшкой. Разворачивал, как девственник самую красивую девушку…

Фу.., че за крем, как на советском торте из сплошного маргарина!?
— че за кунцевская булка, окрашенная в шоколадный цвет?!

Вот это разводняк. Сделал два укуса и остальное выбросил в корзину. Я многое чего могу съесть, но эту хрень не мог. Это хуже, чем просто маффин из пакета в супермаркете.

819 км по Германии.

Дороги бесплатные.

1,21 евро — 1 литр дизеля (Исни), 1,15 евро и 1,12 евро — 1 литр дизеля (Австрия).

3 заправки в Шамони (Carrefour) на 85,23 литров.

Итого: 7575 руб. (АЗС)

Чехия. 18.08-20.08

18.08. Мюнхен отличный город для простых прогулок. Светлый, просторный, много скверов, площадей, он не давит мрачной расцветкой или нагромождением домов. Центр похож на одну сплошную пивнушку в хорошем смысле слова. В воздухе как будто присутствует аромат пива. Добротный аромат. Атмосфера расслабленная, легкая, жизнерадостная. Из тех мест, что проехал, немногие создают такое ощущение свободы. Следующий город в маршруте — это как родная сестра Мюнхена. Она такая же легкая и непринужденная. В любом состоянии и настроении она своя. Это как приходишь в гости, тебе говорят: «Будь как дома», и ты реально как дома. Хоть до трусов разденься, но ты реально в-гостях-дома.

Прага. 380 километров от Мюнхена. До границы доезжаешь быстро. Как только въехал на территорию Чехии, сразу за виньеткой. Только потом, через несколько десятков километров сообразил, что можно было не брать, т.к. на российских номерах и до этого проехал Португалию и Швейцарию без нее. Ладно. Приклеил на лобовое, как положено. Уже не помню точную цену, примерно 15 евро. На АЗС, где приобретал, можно за кроны, за евро, но только за наличные.

Дороги Чехии — поля, поля, красные черепицы, поля. Незаметно добрался до Праги. Въезжаю в город, на окраинах, как дома. Стоят пятиэтажные панельки, как на родном районе, только посвежее и покраше. Не удивительно, что россияне переезжают в Чехию — здесь все вокруг, будто переехал внутри родного города из одного района в другой. Конечно, в центре это уже другая страна. Дороги из камня, старые красивые постройки, периодически среди крыш видны шпили достопримечательностей. Вот проехал известное «помятое» здание, будто кто-то огромной задницей облокотился. Вдалеке через реку видны огромные темные пики здания, к которым хочется съездить глянуть, что за сооружение. Снова ездил по принципу «что увижу, туда поеду». Пока катаешься по дорогам, думаешь, сколько по этим булыжникам ездят машины местных, ходовка разбивается, наверное, быстро. Пока ехал до шпилей, все хотелось свернуть куда-нибудь в поисках асфальта. Не доехал до Пражского замка (Pražský hrad). Покрутился на районе возле него, не нашел парковку и поехал на другую сторону реки. К этому моменту, при всей своей исторической красоте города, мне уже было не совсем интересно всем этим любоваться. Хотелось просто гулять.

Запарковал авто на одной из центровых улиц, пошел бродить в поисках обеда. Погода солнечная, жарко. Температура примерно +33 +34. Несмотря на жаркую погоду, людей на улице много. По национальному проспекту дошел до Пороховой башни (Prašná brána), от нее до Пражских курантов (Pražský orloj), через музей секс-устройств (Sex Machines Museum) снова вышел на национальный проспект и к авто. Небольшой круг по центру Праги. Город увлекает, на каждом перекрёстке останавливаешься и думаешь, куда идти дальше, т.к. и там и там интересно. Пока гулял по этому маршруту, зашел в чешский ресторанчик (PAVAON NA PRIKOPE) перекусить. Впервые попробовал новые вкусовые сочетания. Пиво с солеными огурцами и с хреном. Первое было томатный суп — очень вкусный. Второе — сосиска с хреном, солеными огурцами и бокал Старопрамена. Цена 247 крон (748 руб.).

Музей секс-устройств — трехэтажное не очень больше здание со всякими приспособлениями. Оказывается, скромность и консерватизм — это в человеке, а не в периодах истории. Баловаться хотели и могли. Можно сходить ради любопытства.

После гулянки по Праге поехал заселяться в гостиницу Hotel Prokop (Pod Žvahovem 50, Прага, 4923 руб./2 ночи). Расположена в тихом, спальном районе минутах в 15 езды от центра. На сегодня программа была исчерпана.

19.08. Это последний день перед обратной дорогой домой. Когда проснулся, мне никуда не хотелось. Количество культурной программы за все время путешествия было запихнуто больше, чем ожидалось. Передоз, и все-таки ноги снова понесли меня в центр города. я должен был увидеть известный пражский мост — Charles Bridge (Karlův most). Погода испортилась. Небо затянуло. Накапывал дождь. В центре это поубавило количество туристов. Проезжая в сторону Карлова моста, обратил внимание на островок под соседским мостом, с которого вид на реку и сам Карлов мост. На этом островке был только я. Никого нет. Небольшой дождь. И утки с лебедями спрятались под деревом. Вид хороший, если бы было безоблачно. Так немного серовато. От острова по левому берегу добрел до моста. Туристов непогода от этого места не отпугнула. Куча туристов, куча групп, куча дождевиков. Рядом с мостом меняют защитные деревянные опоры. На мосту все ходят и прикасаются к бронзовым фигурам, которые в местах прикосновения отшлифованы. Главная достопримечательность Праги не теряет своих фанатов даже в непогоду.

Далее немного прошелся по городу, снова до Пражских курантов, далее до Пороховой башни и во вчерашний ресторан. Тот же суп, другая сосиска, пиво. Цена 241 крона (726 руб.). Когда добирался до машины, на одном из перекрестков автомобилист немного поддел капотом пешехода. Было интересно, как у них это решается, но не стал оставаться в предвкушении ареста/денежного возмещения/дарения авто пострадавшему. Когда искал место для парковки, на одной из второстепенных и малоподвижных улиц передо мной проехал Mercedes-Benz AMG GT (дорогое авто, суперкар), абсолютно спокойно проехал, без форсажа, визгов шин, и следом за ним ехал полицейский мотоцикл. Полицейский его остановил. Просто. Вероятно, проверка документов или еще какая-то формальность. Мне показалось это чем-то невероятным и при этом стандартным в их мире, т.к. не встречал подобных ситуаций в Москве или в родном городе, когда полицейский безбоязненно делает свою работу. Хотя… может, он его сын и решил спросить у гонщика-отца, что купить домой.

Возвращаясь в гостиницу, решил взять, как обычно, перекус на вечер. Зашел в магазинчик на районе. Их не много, судя по карте. Этот выглядит как центровой минимаркет. На кассе пацанчик лет 15 зависает в телефоне и не обращает на меня внимания. Никого нет. Цены все в кронах. Карты не принимают. У меня крон нету. Конечно, принимают евро, но курс дикий. Я, конечно, показывал ему курс ЦБ или примерный курс, по которому делал расчеты по карте. Ему пофиг. Он выдает свой курс со словами: «Я не банк!» Вся покупка вышла в пределах 4 евро (всего ничего, но, по моим расчетам, потеря около 1 евро = 25% погрешность от курса), но будьте аккуратны. Девушка на ресепшн, я у нее спросил про магазин, сказала, что они, действительно, могут озвучивать, как хотят, и вообще, лучше брать продукты в центре. И цены нормальные и свежее все. Мои пачки печенья и не помню, что еще брал, были с огромной пылью. Я походу сделал им выручку дня.

Прага — город, который оставил себе на повторное посещение. Однозначно, это место, где нужно начинать свое путешествие, т.к. он крайне позитивный, отличный антидепрессант, заряжает даже в пасмурную погоду, т.к., несмотря на эмоциональную обесточенность, я с радостью провел часть дня в дождливой Праге.

306 км по Чехии.

Дороги платные, по виньетке.

34,90 крон — 1 литр дизеля (Horovice).

1 заправка (Mol) на 15,22 литров.

Итого: 1520 руб. (АЗС) + ~1000 руб. (виньетка) = 2520 руб.

Польша. 20.08-21.08

Дорога Прага — Варшава 635 километров. В дороге часов 6 точно. Учитывая монотонность польской трассы, понимал, что нужно будет делать однозначно перерыв. Город Вроцлав выбрал как место для обеда. В самом центре выбрал ресторан национальной кухни WYWROTOWA WROCLAW. Официантка, которая принимала заказ, свободно говорит по-русски. Порекомендовала мне два блюда, которые должны понравиться. Суп — хлебный горшочек с хлебной крышкой и внутри что-то типа харчо. Вкусно. На второе вареники, 6 шт. по два вида каждой начинки, капуста, сыр, мясо. Очень сытно и очень вкусно. Цена 37,98 злотых (678 руб.).

В Варшаву приехал по вечеру и сразу в гостиницу готовиться ко сну. Гостиница, она же хостел V Hostel (Odkryta 36 A , Бялолека, 03-140 Варшава, 1395 руб./ночь). На самом деле, это простая пятикомнатная двухъярусная квартира (мне досталась одна из комнат) в небольшом микрорайоне, который имеет по периметру забор и КПП для въезда на территорию этого райончика. Крайне своеобразное жилье, но мне нужны были только кровать и сон. Дорога меня немного измотала.

Наутро по-быстрому собравшись, двинулся к границе с Белоруссией. Запомнилось мне 7-часовое ожидание на границе в эту сторону. Очень надеялся, что обратная дорога дастся легче. Тем более, будни и толпы не должно быть на границе.

754 км по Польше.

Дороги бесплатные .

5,36 злотых — 1 литр дизеля (Plock), 4,91 злотых — 1 литр дизеля (2хWarsaw).

3 заправки (Orlen, 2xCarrefour) на 60,61 литров.

Итого: 5133 руб. (АЗС)

На АЗС заправляешься столько и затем подъезжаешь к КПП, оплачиваешь, открывают шлагбаум и свободен.

Республика Беларусь. 21.08-22.08

На границе Польша — РБ был примерно часов в 11. Длинных очередей нет. Все более-менее свободно. Занял очередь к КПП и был, наверное, машиной десятой. Всего лишь. Отлично. Поток впереди стоявших машин медленно, но движется. Примерно минут 5 на каждую машину тратят таможенники. Взяли документы, поторчали в своем окошке. Вышли, осмотрели салон, капот и отпускают. Делов-то. Когда остается пару машин до КПП, начинаю вспоминать, какие номера были у машин впереди. Ни одного русского. Или белорусы, или европейцы. Сейчас что-то будет. Моя очередь. Тетушка просит предъявить документы. Закрылась. Проверяет. Минут через пять выходит и просит показать номер кузова на авто. Кроме плашки в районе двери больше не знаю. Уходит. Снова приходит и просит показать номер кузова. Ищем вместе. Нашли под сидушкой. Снова уходит. Не торопится. Вышла и попросила открыть багажник. Посмотрела. Ушла. Жду минут 10. Выходит и говорит, что надо досмотреть авто. Я уже с улыбкой ей: «У вас особая любовь к русским?» Походу она поняла. «Да не, мы всех так досматриваем», — говорит тетушка, и в это время ее нос начинает расти. Я вежливо: «Я стоял за машинами, на которые вы тратили 5 минут, мы стоим уже 20 и еще досмотр». Приносит мне лист А4, на котором по-русски выдержка из какого-то регламентного документа, где сказано, что они имеют право досматривать любые машины. Суки. Мимо пробегали. Приехал фургон, и таможенник рукой показывает следовать за ним. Поехал. Заехали в какой-то огромный бокс, из которого только что выехал трейлер. Сказали оставить машину и отвели в комнату ожидания. Немного на нерве, т.к. в этот момент они могут закинуть в тачку что угодно, даже труп или стащат мои крекеры. Успокаиваю себя тем, что вроде камеры и это все-таки граница, по-любому здесь такого нету. Минут через 10 пригласили к авто. Опять фургон. Опять следовать, но в этот раз провезли к самому крайнему месту возле границы, убрали ограждение, отдали документы и попрощались.

Впереди РБ. Подъезжаю к КПП. Родненькие. Просят документы, с удовольствием отдаю. «Они всегда так русских теребят?» — спросил у девушки, кому протягивал документы. «Поляки? Да. У них к вам особая любовь. Но вы не переживайте, мы вас в обиду не дадим. Все будет хорошо» — с приятной, теплой улыбкой ответила девушка-таможенник. Отдала документы, направила дальше, где машины останавливаются и там так же осматривают салон, под капотом и отпускают. Машин практически нет. Второй в очереди. Достаточно быстро наступает мой черед. Посмотрели салон, под капотом. Человек с моими документами куда-то пошел. Обратно идет не один. Еще один таможенник с собакой. «Не возражаете, если машину собакой проверим?» — спросил таможенник с документами. «Да не, какие проблемы, смотрите», — спокойно ответил я. Все, осмотрели, вроде пора ехать дальше. Тот, что с документами: «Надо сейчас проехать на рентген, посмотреть машину, ожидайте». В обиду не дадут. Все то же самое, только по-русски говорят. В итоге просветили мою машину. Предварительно по-человечески рекомендовали вытащить продукты, на всякий случай. Радиация все-таки. Поляки, скорее всего, делали то же самое, когда уводили в комнатку. Только не предупредили. Во всем же надо искать положительное. Как заметил мой знакомый — теперь машина без микробов, после двойной дозы рентгена. Короче, два часа я провел на границе по часу на каждой. За весь маршрут — это единственная граница, где ты чувствуешь себя реально на границе двух разных стран.

Полный осмотр. Вспоминал слова Миши, с которым стояли в Польшу, не брать сверх лимита алкоголь и ничего запрещенного, т.к. белорусы развернут. Оказывается, они это и искали, когда общался с ними. И удивились, когда сказал, что знаю нормативы провоза.

По дорогам РБ чувствовал себя почти дома, во-первых, дороги местами походи на наши, во-вторых, нет границ, где будут досматривать. Заехал в маленький угрюмый городок Лида перекусить. Второе и салат мне вышли 15,73 белорусских рубля (529 руб.). Далее в Минск ночевать перед последним отрезком. Гостиница IT Time Hotel (Kuprevicha Street 4, Первомайский, 220141 Минск, 1677 руб./ночь).

557 км по Республике Беларусь.

Дороги бесплатные.

1,65 белорусских рубля — 1 литр дизеля (Гродно).

1 заправка (Белоруснефть) на 30 литров.

Итого: 1611 руб. (АЗС)

На АЗС сначала оплачиваешь, затем заправляешься.

Россия. 22.08. К границе подъезжал с чувством ожидания этого момента. Мое приключение почти закончилось. Осталось всего-ничего. Нет никаких препятствий, формальная граница, где таможенник ходил с чайником где-то вдоль дороги. Передо мной идут две машины на российских номерах. Впереди виднеется пост милиции (Беларусь). На дорогу выходит ГИБДДшник и тормозит все три машины, включая меня. Что-то новое. Сначала подошел к первым двум, затем ко мне. «Предъявите документы», — просит инспектор. После того как выдал: «У вас имеются штрафы за превышение скорости, пройдите в киоск». Прикольно. Сажусь к другому инспектору, и он на экране монитора показывает 4 штрафа. Два от 26 июля и два от 21 августа. Общая сумма штрафов 165,75 белорусских рублей.

— Я ведь могу оплатить в любой день, любым способом?
— Да.
— Я не обязан сейчас оплачивать?
— Я могу идти?
— Да. Сейчас только временное водительское вам сделаем и можете идти …

Оказывается, в их правилах есть такое, что за пределы государства иностранного гражданина с неоплаченными штрафами могут выпустить только по временному удостоверению и вернуть основное после оплаты. Конечно, у них тут же киоск приема оплаты. Пришлось платить. 165,75 белорусских рублей = 5557 рублей. Как они узнали перед границей, что именно у меня есть штрафы? Т.е. остановка была изначально спланирована. Они стояли и ждали именно мою машину? Это тупо и долго. Секрет выяснил чуть позже недалеко от границы.

Я в России. Ох, соскучился. Еще 460 километров. Все отлично. 4-5 часов. Почти…

Выезжая из гостиницы в Минске, проверил масляный щуп, на нижней риске. Простые математические вычисления, если на полном щупе проехал примерно 12000 километров, то на оставшиеся 500-600 хватит точно. Еду. Немного не доезжая до границы с Россией появилась надпись что-то про масло. Напрягся. Про то, что, если мало будет масла, может клинануть двигатель, я наслышан за все время эксплуатации автомобилей. Когда въехал в Россию, загорелся значок мало топлива. Друг, который проживает в Москве и ездит на дизеле, рекомендовал заливать только на Газпромнефти. Еду и ищу глазами Газпромнефть. Нету. Опять же математические вычисления и топлива точно хватит до Смоленска. Теперь у меня нерва и из-за масла, и из-за дизеля, но математика точная наука. Все-таки решаюсь заехать на ближайшую заправку. Заехал. Припарковался сбоку, не подъезжая к колонкам. Настраиваю навигатор на Смоленск (заехать масла долить хотя б литр). Глохнет двигатель. … Удачно заехал на АЗС, дотолкаю. Вставил пистолет, залил 17 литров (точно до Смоленска хватит). Завожу, не заводится. Ок, постоял, покачал авто, подождал, пока засосется туда, куда надо. Завожу — не заводится. Нерва. Жду. Завожу, не заводится. «А если двигатель клинануло — топлива по расчетам было». Откатил авто от АЗС. Звоню в мастерские Смоленска, описываю ситуацию про щуп, масло, надпись. Хором говорят, что скорее всего реально двигателю пипец.

Я не расстроился. Просто прикинул, сколько надо добавить на новый двигатель и сколько времени провести в Смоленске. Дохрена, но других вариантов нет. Вызываю эвакуатор из Смоленска. Примерно через час приезжает, упаковывает меня. Едем. Болтаем о том, о сем, в первую очередь об этой замечательной ситуации.

— У тебя дизель?
— Да.
— Ты же знаешь, что если дизель заглох, он может сам не завестись?
— Нет, это первый дизель, только на бензинах ездил.
— Поехали заедем в дизельсервис, скорее всего у тебя просто дизель надо качнуть.

Впоследствии так и оказалось. Реально не знал таких приколов с дизелем. Когда по студенчеству на бензиновых кончалось топливо, заливал из бутылок (сколько было денег) и ехал. А тут вся паника из-за масла. В дизель-сервисе посоветовали следить за ГСМ и топливом, и машина не подведет. Двигатель в остальном почти вечный.

Теперь о секрете с белорусскими ГИБДДшниками. Этот же парень на эвакуаторе рассказал, что незадолго до границы у них камера, которая считывает номера и выдает им списки, кто едет со штрафами, так нас и остановили. Он как опытный просто в нужном месте жмётся за фурами и проезжает без остановки со штрафами. Кто ж знал. Первый раз.

После всего этого, когда уже ехал из Смоленска, подумал, как хорошо, что все эти эксперименты и познания дизеля случились в России. Кучу бабла сэкономил, наверное.

Автомагистраль до Москвы, самая необычная магистраль на моем пути. Когда выезжал, еще не с чем было сравнить. Ограничение 110 км/ч, через пару километров 90 км/ч, светофор, перекресток, стоим. Зеленый. Едем дальше, проезжаем на 110 км/ч километров 5-10, снова 90 км/ч, снова светофор, перекресток, стоим. Дебилизм. И так последние 150 километров регулярно. КПД = 0. А может это не магистраль.

Въехал в Москву уже потемну, наверное, часов в восемь-девять. Уставший от всего этого путешествия и в то же время впервые так кайфанувший. Весь этот маршрут был один — это огромный плюс в моем «диком» формате, т.к. мне было все равно на режим, на питание, на усталость, на прочие комфортные привычки — меня каждый день несла вперед мысль о том, что там то, чего я никогда не видел. От этого дикого любопытства я забывал обо всем привычном. Я кайфовал от дороги даже если она была монотонна, от трафиков внутри европейских столиц, от вроде наличия плана, но в любой момент корректируемого под желания, от простых вещей вроде завтрака возле моря и принятия душа на пляже в Валенсии, от ночевки в авто на оживленной улицы Ниццы до заката на крае Европы. Усталость, с которой я приехал, эта усталость от эйфории, но она быстро прошла и до сих пор ковыряю в голове свои маршруты, куда можно было еще завернуть, куда надо ехать снова, что не успел посмотреть, что можно не смотреть.

Теперь технические моменты моего приключения.

Автомобиль. Toyota RAV4, 2013 года. 2,2 литра, 150 л.с., 4 WD, дизель. Долго выбирал своего «попутчика».

Были варианты Nissan Qashqai — мало места сзади, да и был уже и не понравился; Nissan Xtrail — чет просто не цепляет; Volkswagen Tiguan — на Дальнем Востоке хрен продашь; BMW X1/X3 — тем более не продам, хоть и нравится X1; Mazda 3 — мало места; Mazda MX5 — круто, но спину бы оставил где-нибудь, про спать вообще молчу; Mazda CX3 — хорошая, но тоже не очень котируется на Дальнем Востоке; Volvo V40 — тоже на Дальнем Востоке детям достанется.

Короче победили практичность, прагматичность и здравый смысл.

Расход. Выезжал из Москвы 90 км/ч на круиз-контроле = 6,5 литров/100 км. По Европе 115-120 км/ч на круиз-контроле = 7,0-7,5 литров/100 км.

Ночевка. При сложенных сиденьях места в полный рост (мой 176 см) для двоих с комфортом.

Двигатель. Не эксперт, но периодически при резких ускорениях на серпантинах не хватало в диапазоне от 100 км/ч. На меньших скоростях ускорения хватало, вероятно, турбина вытягивает.

В итоге. Абсолютно доволен своим помощником.

Сотовая связь.

Сим-карта Drimsim. Симка, которая автоматически определяет оператора в каждой стране, куда приехали/прилетели. Въезжал во Францию, минут через 10 высветился оператор, и я на связи вместе с интернетом. В Испании, Португалии и остальных странах аналогично.

Стоимость услуг, например,

Франция:

Интернет 0,01€/МБ

Входящие бесплатно

Исходящие 0,15€/мин

Исходящие на дримсим 0,05€/мин

Смс 0,04€ (в т.ч. Россия)

Исходящий в Россию (моб) 0,25€/мин

Испания:

Интернет 0,01€/МБ

Входящие бесплатно

Исходящие 0,12€/мин

Исходящие на дримсим 0,10€/мин

Исходящий в Россию (моб) 0,30€/мин

Смс 0,16€ (в Россию 0,04€/мин)

Всю эту информацию отслеживать не приходится. В приложении подробная инфа о тарифах, при въезде в страну приходит смс с тарифами. В приложении информация об остатке онлайн.

За время путешествия пользовался в основном интернетом там, где не было Wi-Fi. Звонил через What’sUp и FaceTime.

На сотовую связь потратил около 50 евро.

Стоимость сим-карты 10 евро + 4 евро доставка до Хабаровска. В мой город пришла в течение недели на почту.

При использовании реферальной ссылки получил +7 евро на баланс.

Если сим-карта активирована и после путешествия просто лежит, 360 дней она «живая» (при этом ничего не списывается), после 361-го будет списываться 0,5 евро/мес.

Изначально планировал брать симку в Европе, предпочтительней был оператор ORANGE (в Испании пользовался), но ДримСим не только Европа — весь мир, поэтому и выбрал ее.

Если вам потребуется ДримСим, по моей ссылке получите +7 евро на баланс.

Банковские карты.

Две карты HomeCredit, дебетовые (не кредитные).

Польза. Кэшбек:

На сайте банка и в приложении большой список партнеров с кэшбеком до 10%;

АЗС, аптеки, кафе и рестораны — 3% кэшбек (периодически заправлялся по этой карте);

Любые прочие оплаты — 1% кэшбек.

Процент на остаток:

Если сумма не более 300000 рублей и совершена покупка не менее 5000 рублей — 10% годовых (акция для новых клиентов и оформивших карту до 30.12.2019), вне акции — 6%.

Если сумма остатка более 300000 рублей и совершена покупка не менее 5000 рублей — 3%.

Карта бесплатная, т.е. нет годового/месячного обслуживания (если в месяц потратили более 5000 руб. или остаток более 10000 руб.). Нет комиссии за выпуск.

Travel. Кэшбек:

На сайте банка и в приложении большой список партнеров с кэшбеком до 11% (по этой карте оплачивал гостиницы на Booking.com, кэшбек 7%);

Категория Путешествия — 5%;

Любые покупки за рубежом — 3% кэшбек (перекусы покупал).

Любые покупки в РФ — 1% кэшбек.

Также по карте есть страховой полис путешественника (забыл про него и оформил дополнительно). Доступ в бизнес-залы аэропортов и прочее.

Бесплатное снятие в любых банкоматах до 5 раз в месяц (один раз воспользовался в Лейпциге).

*кэшбек — возврат средств. По обеим картам возврат только в рублях. Ни баллы, ни мили или еще какие-нибудь единицы измерения. Только рубли. Привет Трансаэро.

По ссылке при заказе карты вам будет начислено 500 руб.

На выбор предлагается три карты Польза, Travel, Свобода (можете хоть все три).

Росбанк МожноВсе

Также дебетовая карта.

Кэшбек. На выбор две категории: автолюбителям; геймерам; детям; кафе и рестораны; отдых и развлечения; красота; такси и городской транспорт; товары для дома; цветы; аптеки; дьюти фри.

В этих категориях повышенный кэшбек — от 1% до 10% в зависимости от совокупных расходов по карте в месяц.

Например, мой выбор Автолюбителям и Кафе и рестораны.

Если все мои расходы до 10000 рублей/мес., то по выбранным категориям — 1%;

Если от 10001 до 40000 — 2%;

Если от 40001 до 100000 — 5%;

Свыше 100001 — 10%.

Остальные покупки — 1% кэшбек.

Этой картой оплачивал большая часть АЗС и кафе, рестораны и прочие расходы для увеличения общей суммы и суммы кэшбека. В путешествии расходов точно более 40000, т.е. мой кэшбек был — 5% по выбранным категориям. На сегодня это моя основная карта для расчетов.

Процент на остаток.

При оформлении карты открывается дополнительный счет, который виден в мобильном приложении. Большая часть средств размещена на этом счете под проценты.

Если сумма до 100000 — 3%;

До 300000 — 4%;

До 500000 — 5%;

До 700000 — 8%.

В случае необходимости пополнения карты, моментально через приложение.

Кэшбек тоже только рубли.

Приложения.

Основные приложения — это навигация. Приоритетный навигатор — maps.me (офлайн).

Изначально закачал карты всех своих маршрутов и, если где-то съезжал с первоначального маршрута, докачивал (ДримСим). Также этим приложением пользовался во время пеших прогулок (очень подробная). Отмечал на карте, где оставлял автомобиль. Также расставлял все флажки на достопримечательности, кафе, гостиницы, зона кемпинга и т.д. Для меня очень удобное приложение, использовал не только в Европе, но и в Азии.

Дублер maps.me — это Google/maps/. Считается онлайн навигатором, но если в интернете составить маршрут из точки А в точку Б и отключить интернет, то будет вести по всему маршруту.

Дороги по главным автомобильным трассам, например, Москва — Минск, Париж — Бордо также выставлял на навигаторе в машине. Там карта всей Европы точно, но немного устаревшая и не все второстепенные и объездные маршруты есть.

Конечно, навигаторы maps.me и google/maps не без изъянов. Приходилось быть внимательным при рекомендациях свернуть с магистрали куда-нибудь в объезд. Неоднократно попадал в ситуации, когда навигатор советует съехать с автострады, проехать по второстепенной дороге вдоль магистрали и через некоторое время снова выводит на трассу, по которой ехал. Зачем? Пробок не было, ремонтных работ не было. Потеря времени и скорости. Так же с развязками, но это вопрос понимания, как они устроены в Европе. Например, едешь по автостраде, навигатор советует съехать направо, по карте видно, что твой поворот дальше и не понимаешь зачем, если сейчас съезд не на твой поворот и только потом выясняется, что, съехав направо дорога дублирует магистраль и идет две дороги: прямо до нужного поворота и направо. Много раз так попадался. Были ситуации (единичные), когда откровенно тупит, говорит ехать направо, при этом по карте видно, что ехать влево. Едешь налево и попадаешь туда, куда надо. Зачем направо? Не понятно.

Банковские приложения Home Credit и Rosbank, DrimSim, Booking.com, Airbnb. С этими приложениями все ясно, все просто.

Популярным TripAdvisor’ом не пользовался. Большинство мест были на слуху и знал, что увижу. Места питания (рестораны, кафе) выбирал на глаз или опять же как главные достопримечательности города (например, HOFBRAEUHAUS в Мюнхене).

Проживание.

Минск, Варшава, Лейпциг, Тьенвиль, Лормон, Систернига, Алкобаса, Турин, Шамони, Мюнхен, Прага — все эти города бронировал через Booking.com. Основная причина — это кэшбек 7% от стоимости проживания по карте Travel (выше). И цены были адекватные (на мой взгляд).

Еще одним из критериев выбора Booking.com — это минимальные риски по проживанию. Имею в виду, что знаю, что получу за свои деньги: фото номера, заезд/выезд, парковки, определенный уровень сервиса, местами завтрак. Без подводных камней, так все и было за исключением хостела в Варшаве на обратном пути.

Airbnb — выручил в Париже, т.к. гостиницы были дорогие (пик сезона). Ничего привлекательного не нашел и через Airbnb подобрал отличный вариант (реально не ожидал, что так понравится) + был бонус за то, что в свое время рекомендовал этот сервис знакомому. До этого в 2018 году, когда путешествовал по Испании, все жилье бронировал только чрез Airbnb. В Мадриде пришлось переехать из одной квартиры в другую, но все быстро и гладко. Данный сервис для меня на сегодня остается одним из приоритетных, т.к. вариаций проживания уйма, ценовой диапазон в первую очередь бюджетный полностью устраивает, и иногда хочется местного колорита, как было у меня в Париже, Валенсии, Барселоне и Мадриде.

По ссылке ниже вы получите скидку 2100 руб. на проживание через Airbnb:

Расходы.

Общая сумма расходов из Москвы и до Москвы. Без учета перелета из родного города.

Авиабилеты приобретал через ресурс OneTwoTrip.com.

При заказе авиабилетов через этот сайт по промокоду ILYA4886 вам будет скидка 500 руб.

Можно ли сэкономить? Можно.

1. АЗС. расход примерно, 7,5-8,0 литров/100 км. Если расход будет на 1 литр меньше, то экономия примерно 10000 руб., т.е. при расходе 5 литров/100 км получится около 50000 руб. (экономия почти 30000 руб.) и если выбрать страны где топливо подешевле. Франция, Испания, Италия, Швейцария дизель от 1,35-1,4 евро за литр.
  2. Проживание. Можно вообще исключить данный пункт, если адаптировать авто под ночевку. Возможно, расход увеличится с 5 литров, но экономия 60000 рублей — заманчиво. Гигиена и бытовуха — это все можно организовать. Есть места с хорошими общественными душевыми, которыми пользуются многие путешественники.
  3. Дорога. Однозначно. Это у меня маршрут был спланировал по времени и местам. С более свободным графиком можно ездить только по бесплатным, т.е. экономия 38000 руб. (если не нарушать правила и не кататься на эвакуаторах).
  4. Покушать. Возможно. У меня средний чек около 1000 руб. McDonalds 11 раз = средний чек 580 руб. (это просто для инфо))). Я питался в основном в центровых кафе и ресторанах, где цена выше. Неоднократно видел рекомендации, что можно питаться не рядом с достопримечательностями и в местах по типу наших столовок. Качество отличное, цена ниже.
  5. Продукты. Да. Я много ел плюшек, сладкоежка. И много фруктов: малина, черника, смородина, клубника, яблоки, груши.
  6. Шоппинг. Тут каждому свое. Я не много покупал. Сэкономить можно.
  7. Развлечения. Думаю, да, но это часть путешествия. Иногда приходится платить. Пока ехал, очень хотел увидеть выступление какой-нибудь звезды. Один раз рядом был с выступлением Black Eyed Peace, но все-таки не стал делать крюк.
  8. Страховка. Да. Оформив карту Travel личная страховка не потребуется. Экономия 3000 руб.
  9. Виза. Да. Если уже есть. Экономия 6000 руб.
  10. Парковка. Да. Можно находить места, где не надо платить. Экономия 2429 руб.

Итого можно сэкономить при желании = 110000 от моей суммы при условии, что расход останется 8 л/100км и будете спать только в машине. Не хило. Если б знал, так и сделал бы.

В заключение.

Страны: Республика Беларусь, Польша, Германия, Люксембург, Франция, Испания, Португалия, Гибралтар, Монако, Андорра, Италия, Швейцария, Лихтенштейн, Австрия, Чехия.

Населенные пункты: Минск, Лида, Варшава, Вроцлав, Лейпциг, Франкфурт-на-Майне, Мюнхен, Люксембург, Тьенвиль, Париж, Бордо, Лормон, Биарриц, Систернига, Лиссабон, Пениши, Алкобаса, Сагреш, Марбелья, Торревьеха, Валенсия, Андорра-ла-Велья, Лёкат, Валенсоль, Ницца, Монако, Ментона, Турин, Шамони, Лаутербрюннен, Цюрих, Вадуц, Грайнау, Берхтесгаден, Прага.

Период: 25.07.2019 г. - 22.08.2019 г.

Расстояние: 11579 километров (еще + 1000, катаясь по городам)

Топливо: 941,5 литра.

Средний расход: 7,5-8,0 литров/100 км.

Инстаграмм профиль с дополнительным видео: @look_a_listen