|
«Нельзя в одну реку войти дважды».
Гераклит
«Про озера не сказано — значит снова едем на Байкал».
Собственные размышления
Еще на обратном пути Алтайского вояжа наша команда решила, что следующее свое приключение мы посвятим Байкалу, тем более что Рита и Рома увидели его лишь мельком. Пару лет мы решали личные и глобальные проблемы, приходили в себя и копили неуемное желание отправиться в путь. Так мы выбрали датой для нашей поездки июль 2020 года. Ха, ха и еще раз ха.
Невозможно представить и сосчитать скольким людям нынешняя пандемия зловредного вируса подпортила планы по отпускам — думаю, что счет идет на сотни миллионов рассерженных и расстроенных путешественников. Вот и мы с друзьями тоже были в этом списке, поскольку российские регионы повсеместно вводили локдауны, а сфера обслуживания переживала худшие времена. Хотя кому я рассказываю — на одной планете живем. Все планы откладываются на послепандемийные светлые времена, если они, конечно, наступят.
Новый год принес какую-то надежду на улучшение эпидемиологической ситуации, поэтому в январе я открыл порядком запыленные файлы с картой и маршрутом, а во вкладке браузера выбрал раздел «Путешествия» на Drom’е. Изменений внес по минимуму, поскольку в прошлом году уже плотно поработал над планом поездки и развлечений в нем.
В угоду своему внутреннему параноику и перестраховщику, в апреле начинаю искать и бронировать гостиницы. Благо, что абсолютное большинство броней не требуют предоплаты и отменяются без каких-либо последствий. Проблемы доставила лишь одна локация — Максимиха. На Букинге представлены лишь две или три гостиницы, которые нас не устраивали ни ценой, ни форматом. Поэтому пришлось вручную перелопачивать разные туристические агрегаторы региона с сомнительными списками гостиниц и баз отдыха, попутно пытаясь отыскать о них хоть какую-то информацию кроме фотографий плохого качества и прайсов двух-трехлетней давности. В итоге была найдена и забронирована путем предоплаты прекрасная база «Кумуткан», которая устроила и ценой, и качеством. Попутно составляю план сроков и пробегов
Дата | Куда | Расстояние |
1 июля | Ерофей Павлович | 1350 |
2 июля | Улан-Удэ | 1390 |
3 июля | Максимиха+дацаны /Усть-Баргузин | 310 |
4 июля | Баргузинский заповедник | 0 |
5 июля | Выдрино (Теплые озера) | 430 |
6 июля | Аршан | 300 |
7 июля | Аршан | 0 |
8 июля | Иркутск | 210 |
9 июля | Листвянка | 75 |
10 июля | Ольхон | 360 |
11 июля | Ольхон | 0 |
12 июля | Ольхон | 0 |
13 июля | Улан-Удэ | 760 |
14 июля | Ерофей Павлович | 1390 |
15 июля | Хабаровск | 1350 |
7925 |
Подобные мероприятия очень сильно раззадорили меня — с каждым днем все сильнее хотелось отправиться в дорогу и вновь очутиться на Байкале. Но до отпуска еще почти три очень долгих месяца… В начале мая по идейным соображениям мы с Димой делаем прививки от COVID-матьего-19, поскольку было ощущение, что общая ситуация с пандемией лучше не станет, а слечь в поездке и загреметь куда-нибудь в карантин не было ни малейшего желания. Тем более, что в ноябре я уже болел и повторять очень не хочется.
Наступает лето. Машина получает порцию свежего масла на промежуточном ТО-7500, попутно ставлю сетку перед радиатором и бронирую фары. Пожалуй, на этом подготовка автомобиля в дорогу кончается — всё новое, всё работает как надо. Знакомые, которые обещали дать в поездку квадрокоптер, звонят и рассказывают, что благополучно его разбили. Обидно… Вспоминаю, как мы бесполезно свозили на Алтай неработающий дрон в огромном кейсе, как часто и как горько сожалели о невозможности снять невероятные красоты Горного Алтая, и, задушив жабу, иду в магазин за DJI Mavic Mini. Первые пробные полеты вызывают восхищение качеством и возможностями этого малыша, а также дарят надежду на то, что контент с этой поездки мы привезем отличный.
Буквально за неделю до отъезда Бурятия объявляет локдаун из-за обострившейся ситуации с вирусом. Сфера обслуживания снова «на лопату», обещают посты на дорогах, дабы не пропускать отдыхающих к Байкалу, ну и прочие сопутствующие моменты. Немая сцена как в «Ревизоре» Гоголя. Сперва, конечно, выругался матом. Потом еще раз. И еще… Сделал паузу, позвонил Диме, поматерились вдвоем. Позвонил Рома с понятной реакцией. Немного остыв, попытались разобраться в ситуации. Оказалось, что никто толком ничего не объявил, кроме самого начала ограничений, мол, «подробности письмом». В совершенно расстроенных чувствах еще пару дней ждем тех самых «подробностей».
В итоге:
Пожалуй, это самые ключевые моменты, которые касались непосредственно нас. Чешем в затылках и… теряем второй экипаж из Владивостока. Наши друзья решили не рисковать здоровьем в сложившейся ситуации. Никоим образом не осуждаем их и не обвиняем, но до сих пор жаль до глубины души — мы вчетвером так мечтали об этой поездке. Собираем с Димой практически военный совет перед ведением действий в условиях, приближенных к боевым. Прививки у нас есть, гостиницы забронированы, возможность сделать командировочные документы для нахождения на территории региона есть, маски и антисептики в ассортименте, непреодолимое желание ехать присутствует. Едем!
День первый (01 июля)
На сцену выходят главные действующие лица — Витя, Дима и Hyundai Santa Fe 2020.
В семь утра мы перегружаем Димины вещи мне в багажник, ставим его машину вместо моей в гараж и отправляемся в путь.
ЕАО проходим без особых проблем за три с половиной часа, позавтракав и заправившись в Архаре. Делаем традиционное фото на стеле Москва-Владивосток.
В Амурской области на федеральной трассе по-прежнему нет сотрудников ГИБДД и минимум стационарных радаров, поэтому к скоростному режиму относимся с некоторой вольностью, благо машина на трассе ведет себя просто превосходно — двигателя хватает для обгонов на любой разумной скорости, интеллектуальные системы помогают держать полосу, подвеска отрабатывает ямы и кочки на ура. До Ерофея Павловича доезжаем в 19 часов (20 по Хабаровскому времени).
С ночевкой в Ерофее предыдущие две поездки у нас складывалось не очень хорошо. В 2013 году поздним вечером мы не нашли никаких гостиниц и вернулись на трассу, заночевав прямо в машине на стоянке для дальнобойщиков. А в 2017-м я каким-то чудом заранее наткнулся в интернете на комнаты отдыха, в которых можно было переночевать за смешные деньги. Да, это было лучше, чем ночевка в машине, но не более того. В этот раз мы ночевали в заблаговременно забронированной гостинице «Удача». Приличное место, особенно по сравнению с другими вариантами. Цена за люкс с душем — 3400.
День второй (02 июля)
Встаем около 6 утра, душ, сбор вещей и в дорогу. Погода радует переменной облачностью и комфортной температурой. Ненадолго останавливаемся на перевале им. Юрия Тена у часовни Николая Чудотворца. Просто хотели посмотреть на трассу хоть с небольшой, но высоты и запустить дрон.
Вид на трассу «Амур» с перевала Юрия Тена.
Завтракаем и заправляемся около 11 часов в Чернышевске. Дорога стелется под колеса совершенно незаметно и практически не откладывается в памяти. Этому немало способствует очередная аудиокнига, которыми мы предусмотрительно запаслись заранее. В этот раз это была серия «Багдадский вор» Андрея Белянина. В алтайской поездке мы слушали его же «Меч без имени». Легко, смешно и позволяет сохранить ясность сознания, которое внимательно следит за нитью сюжета и повествования. Особенно когда озвучка сделана хорошим актером — тогда уж вообще получаешь истинное удовольствие.
Читу обходим без остановок и начинаем гнаться за тучей.
Грозовая туча между в районе Читы.
После того как вырываешься из зажатой лесом трассы Амур, просторы Забайкалья и Бурятии воспринимаются с особым трепетом. Да и вообще, самые пасторальные пейзажи, подобные знаменитым обоям Windows XP мы за все наши поездки встречали именно в Бурятии. Останавливаемся на трассе, чтобы посмотреть на реку Хилок, которая извивается где-то внизу. Обычно мы делаем здесь фотопанораму, но теперь еще сняли небольшое видео с нашего летающего видеооператора.
В этот раз мы подъезжали к Улан-Удэ сильно засветло, поэтому наконец-то получилось посетить обзорную площадку на горе Омулевка (она же «Спящий лев»). Прекрасное место с невероятными видами на реку Селенга и окрестности, к тому же легкодоступное.
Добираемся до забронированной гостиницы у моста через Селенгу, предъявляем справки о прививках и заселяемся. Кроме нас гостей практически не было — введенный карантин сильно сократил поток отдыхающих.
День третий (03 июля)
Утром, после пополнения запасов в супермаркете, мы направляемся на север в Максимиху. Сразу на выезде из города нас останавливают на специализированном посту и проверяют документы: паспорта, справки о прививках и путевку с базы отдыха, в которой обязательно указано, что бронирование и оплата были раньше введения ограничительных мер в регионе. Документы полностью устроили проверяющих, поэтому без проблем продолжаем движение. Как только дорога пошла вверх, нас накрыло плотное облако тумана, поэтому все серпантины мы проходили на низкой скорости и со всеми включенными фарами, поскольку видимость была метров 30.
За Гремячинском при первой же возможности съезжаем с дороги и радостно бежим на берег. Вот он — долгожданный Байкал! Прохладно, очень свежий ветер и совершенно потрясающий воздух, который можно есть ложками.
Волну эйфории от встречи с любимым озером несколько разбавляет вид ржавого забора особой экономической зоны «Пески» чуть дальше по трассе. Его мы видели практически новым 8 лет назад и радовались, что на Байкале будет что-то хорошее, новое и интересное. Не сбылось….
До Максимихи добрались довольно быстро, поскольку дорога за эти годы стала ощутимо лучше. Гостеприимная девушка на баре рассказала, как обстоят дела в регионе в связи с ограничениями и подсказала несколько интересных локаций в Баргузинской долине, о которых мы даже не слышали.
Карта достопримечательностей Баргузинского района.
После обеда мы отправились в Забайкальский национальный парк. В прошлый раз нас подвела погода, и на эту локацию времени попросту не хватило. Вопреки опасениям, у нас не стали спрашивать никаких прививочных документов и просто взяли деньги за пребывание на территории заповедника.
Дороги по парку грунтовые, что ожидаемо, но достаточно приличного качества. Самое большое разочарование поджидало нас на берегу Баргузинского залива. Еще при подготовке маршрута я наткнулся на фотографию этого места с потрясающим видом на полуостров Святой Нос (автора так и не смог найти, чтобы указать)
В реальности весь берег был затянут плотной пеленой тумана. Это, безусловно, придавало загадочности и атмосферности (как и медвежьи следы на берегу), но совершенно убивало эпичность. В качестве утешения Дима забрался на пожарную вышку, а я снял его на видео.
Побережье Баргузинского залива (наша версия).
Продолжая ехать по этой дороге по пляжу, а потом по лесу, мы добрались до Монахово, но ничего примечательного в плане видов там не нашли. Решаем доехать по лесу до Курбулика, находящегося на восточной стороне полуострова, тем более что цель в нашем путешествии одна — увидеть как можно больше за ограниченное время. Вот тут мы, пожалуй, впервые встретили следы проливных дождей, которые лютовали в регионе перед нашим приездом — дорога была довольно размыта и приходило быть очень осторожными. В Курбулике ожидаемо посмотреть тоже было не на что, зато мы развлеклись на обратном пути, преодолевая размытые спуски и подъемы и представляя, что участвуем в гонках по пересеченной местности. До базы добрались засветло и без происшествий.
День четвертый (04 июля)
В Баргузинской долине у нас изначально была запланирована только одна локация — Дацан у Лика Богини Янжимы-Сарасвати. Меня совершенно пленил вид Дацана на фоне Баргузинского хребта (на фото из интернета), опять же в той стороне мы еще не были. По подсказке девушки-бармена с базы мы решили посетить Сувинскую саксонию и Парк камней, который находились примерно в том же направлении. Утро, завтрак, в путь. За Адамово кончается строящаяся дорога и начинается грунтовая до самого Баргузина. В который раз замечаем насколько меняется температура по мере удаления от Байкала: в Максимихе на побережье около +14, буквально в 10-15 километрах от озера уже +28. Сразу при въезде в Баргузин поворачиваем направо в направлении Суво. Дорога весьма среднего качества — то грунт, то разбитая асфальтовая, то дикая мешанина из них двоих, потом опять грунт. Примерно через минут 40 мы начинаем замечать, что к нашей дороге все ближе подступает вода — ее отблески часто виднелись в окружающих полях. В итоге мы просто уперлись в водоем, в который ныряла дорога. На краю двух стихий стоял трактор с флегматично курящим парнем.
— Эмммм…. А это что?
— Да разлилась тут. Вчера перекопали в одном месте, вроде на убыль пошла.
— А проехать-то можно?
— *затягиваясь Волга с утра вроде проехала.
— Ну Волгу, наверное, не так жалко?
— *затягиваясь Наверное….
В этот момент из-за поворота дороги-реки бодро выехал грузовичок, водитель которого машину не жалел точно. Его подкидывало на кочках, брызги летели во все стороны, волна пару раз заливала лобовое. Пока я с ужасом наблюдал за происходящим и мысленно прощался с Сантой, Дима хладнокровно и предусмотрительно запоминал самые большие кочки и траекторию движения. В итоге все оказалось не так страшно, как выглядело со стороны, но пару-тройку раз мое сердце ухнуло вниз вместе с машиной, попадавшей в ямки, а в голове билась громкая мысль «Hyundai за гарантийный случай это не примет!» Но проехали мы без происшествий, хорошенько промыли арки и тут же их забили грязью на грунтовке.
Через какое-то время мы уже наблюдали издалека торчащие из холма зубцы скал, которые напоминали остатки стен средневекового замка, разрушенного в ходе битвы с драконом. Порядка получаса мы потратили на осмотр окрестностей, фотографирование и запуск дрона. Впервые я испугался за Mavic’а, поскольку на скалах живет огромное количество ласточек, которые кружили вокруг квадрокоптера как голодные комары вокруг дачника с особо вкусной группой крови. Но вновь обошлось — просто запугивали писком и мельтешением.
Кое-как поймав интернет, построили маршрут до Ининского сада камней и отправились в путь. По левую сторону величественно возвышался на горизонте Баргузинский хребет. Солнечная погода позволяла рассмотреть его достаточно подробно, и он постоянно притягивал к себе наш взгляд, порой в ущерб подвеске, потому как, отвлекаясь от дороги, я периодически пропускал ямы и выбоины. Сад камней ничем особым не удивил, особенно после Саксонии. Специально сюда мы бы точно не поехали, а вот с оказией по пути — вполне. Зато как рады были нам местные полчища комаров! Их было столько, что в какой-то момент даже мелькнула мысль, что могут и утащить куда-нибудь в лес, дабы сожрать в спокойной обстановке.
Вновь на остатках интернета строим маршрут до Дацана и потихоньку ползем по достаточно убитой дороге. Пару раз Дима в светлом спортивном костюме выходил, дабы героически разогнать стада коров, которые почему-то избирали местами своих лежанок грязные лужи на нашем пути, а не луга с красивой зеленой травкой. С другой стороны, не боднули и не лягнули машину — и на том спасибо. До Дацана добрались уже порядком уставшими — внутрь не пошли, лик богини искать не отправились. Подняли квадрокоптер и засняли вид местности сверху. К сожалению, достаточно сильно парило, поэтому горы вышли в дымке.
Пожалуй, сегодня были самые плохие дороги за время нашего отпуска, но машина выдержала все испытания достойно. До Максимихи добрались засветло, договорились на ранний завтрак с администратором и пошли прогуляться по тихому поселку через сосновый бор на берег Байкала. Вечер провели под шашлыки и гитару с хорошими ребятами из Улан-Удэ.
Берег Байкала у соснового бора.
День пятый (05 июля)
На следующий день мы покинули гостеприимных хозяев и поехали в сторону следующей локации — базы отдыха на реке Снежной. К сожалению, из-за упомянутых выше дождей паромная переправа в районе Татаурово была закрыта, поэтому пришлось делать крюк через столицу Бурятии. На блок-посту Улан-Удэ нас уже ни о чем не спрашивали и не останавливали, поэтому город прошли быстро, как и всю дорогу до Выдрино. Повернули с трассы в сторону Карьерских озер и увидели, что в том же направлении движется достаточно много машин и пешеходов. Дорога порядком убита, поэтому ехали осторожно. Через какое-то время наткнулись на огромное количество припаркованных вдоль дороги автомобилей, а мимо них в нужном нам направлении двигался поток людей. В этой «пробке» мы тихонько доехали до шлагбаума, где подтвердили наличие забронированного и оплаченного нами номера в Экопарке, после этого нашу машину пропустили на территорию.
Расположение, инфраструктура и отношение к гостям в Экопарке просто отличные. Но все меркнет перед сами озерами — они великолепны. Сложно описывать словами — надо просто увидеть хотя бы раз. Само собой, мы с Димой искупались в Измурудном озере, повалялись на шезлонгах, а потом отправились покидать спиннинг на берег реки Снежной. Ничего не поймали, зато полтора часа провели в тишине в самом умиротворенном расположении духа.
День шестой (06 июля)
Подъем у нас был назначен на 7 утра. В хорошем темпе дошли от гостиницы до озера Теплого, в полнейшем одиночестве послушали тишину и посмотрели на клочки тумана, плавающие над водой.
Потом посетили часовню Соломона, установленную на противоположном берегу Изумрудного озера, и дошли до озера Сказка (оно же «Мертвое»).
Жилье в виде домиков хоббитов у озера Сказка.
Как раз за этим озером находилась гора Шапка Мономаха, которую мы и собирались посетить этим утром. Перед восхождением наткнулись на указатель, который информировал, что восхождение не рекомендуется детям и пожилым людям. Честно говоря, в итоге нам и самим было очень непросто — во-первых, мы взяли достаточно высокий темп; а во-вторых, перед самой вершиной склон был порядком размыт дождями, и даже с натянутой страховочной веревкой забираться было очень и очень непросто. Зато открывшийся вид компенсировал все неудобства, только бы не смотреть непосредственно вниз — высоко и страшно. А уж когда мы запустили квадрокоптер, чтобы обозреть окрестности и поймали ракурс, с которого видны все три озера и вид на долину, восторгу не было конца.
Спуск ожидаемо был легче, хотя коленям досталось. Уверенным шагом мы обогнули гору Верблюжью и по берегу Снежной через полчаса вернулись на базу. Купание в озере, душ, завтрак, дорога.
В супермаркете Слюдянки пополнили припасы, в Култуке немного постояли на внушительном ремонте дороги и повернули в сторону монгольской границы. По дороге мы попадаем на очередной блок-пост, о котором нас предупреждали звонком из забронированной в Аршане гостиницы. Вновь проверили паспорта, справки о прививках, померили температуру и лишь потом отыскали наши имена в списке «разрешенных к проезду» людей, которых подал наш отель.
Перед тем как отправиться в Аршан, мы хотели посетить радиоастрофизическую обсерваторию «Бадары», которая находится на территории Тункинского национального парка. Очередное фото из интернета показывало множество радаров (или локаторов), смотрящих в одну сторону на фоне Саянских гор, и вызывало стойкое желание увидеть это слияние техники и природы своими глазами. Реальность опять показала, что фотографам стоит верить не всегда. В обсерватории идет массовая замена оборудования: кругом стройка, траншеи, куча запчастей, разобранные локаторы. А тот интересный ракурс, пожалуй, является единственным красивым в этой локации. Благо, что времени на дорогу мы потратили немного и раздражения это не вызывает. Зато нам весь день вновь везет с погодой, и вот уже не первый час мы имеем счастье лицезреть Саяны во всей красе, восемь лет назад они были скрыты плотной пеленой облаков. При этом на улице +36, и для фотографий выскакиваем из машины буквально на минуту, бегом запрыгивая обратно и обливаясь потом.
Радиоастрофизическая обсерватория «Бадары».
В Аршан въезжаем буднично и незаметно. Поселок будто вымер — машин очень мало, людей не видно, базы закрыты. По навигатору находим наше место для проживания — Семейное поместье «Солнечное». Совершенно потрясающее по своему уюту и доброжелательности администратора место, оставившее после себя только приятные воспоминания и впечатления.
День седьмой (07 июля)
Следующим утром после завтрака едем вглубь поселка, чтобы отправиться в сторону пика Любви, высшей точки Аршана. Из разговора с нашим администратором мы узнали, что путь до вершины занимает около 3-4 часов, а на улице меж тем +35, да и днем ранее мы уже порядком утомились на Шапке Мономаха. Поэтому принимаем решение взойти лишь на обзорные площадки, а потом спуститься вниз и сходить к водопадам реки Кынгырга.
Дорога до площадок порядком благоустроена — хорошо утоптанные широкие дорожки, небольшие мостики в трудных местах, стоят лавки, кое-где натянуты страховочные веревки. Прогулка по этим местам точно доступна для людей любых возрастов, вопрос лишь наличия свободного времени, чтобы следовать комфортному для себя ритму подъема. С верхней (четвертой) площадки мы вновь запустили дрона, чтобы обозреть долину Аршана и часть Саян с еще большей высоты птичьего полета.
После спуска мы проехали чуть дальше по поселку и припарковались у большого моста. До первого водопада реки Кынгырга дошли достаточно быстро и без проблем — в лесу отдыхающими протоптан настоящий проспект к этому месту, надо лишь смотреть под ноги и следить за корнями. Очень-очень аккуратно запускаем в этом лесу дрон и практически наощупь отправляем его полетать по ущелью над рекой.
Прогулочным шагом по жаре мы вернулись к машине, пообедали «на вынос» в одном из очень немногочисленных кафе и отправились отдыхать в гостиницу. Вечер, гитара, хорошая компания.
День восьмой (08 июля)
Сегодня нам надо быть в Иркутске не позже двух часов — еще в Хабаровске я записался на ТО-15000, которое по моим расчетам должно было наступить примерно в эти даты. После завтрака тепло прощаемся с гостеприимным местом и отправляемся в дорогу. Наибольшее опасение на предстоящем участке дороги у меня вызывали серпантины между Култуком и Иркутском. Мы ездили на этом участке 4 раза (два туда и два обратно), и каждый раз очень много негатива испытывали от людей, которые или в горку по встречной идут, или обгоняют в закрытые повороты. Но дорога стала лучше и местами заметно шире, поэтому этот участок проходим довольно быстро и без проблем.
В Иркутск приезжаем еще до обеда и заселяемся в гостиницу, находящуюся в знаменитом 130-ом квартале. Хотя локдауна, как в Бурятии, здесь нет, все равно чувствуется напряжение — в гостинице попросили справку о прививке, в ресторане очень категорично заставляли надеть маску для передвижения по залу.
После обеда загнали автомобиль на ТО, а сами отправились отдыхать. Обслуживание никаких проблем с машиной не выявило (да и мы претензий никаких не имели), к тому же нам ее помыли, за что большое спасибо сервису дилера — сами понимаете, в каком виде находится автомобиль после длинных летних пробегов. Как-то неожиданно накатила усталость от уже увиденного и пережитого, поэтому гулять мы никуда не пошли днем, а отправились подремать перед ужином. Вечерний ливень, переходящий в проливной дождь, заставил нас отказаться от прогулок по городу и сосредоточиться на «хлебе и зрелищах».
День девятый (09 июля)
Торопиться нам совершенно некуда, поэтому встаем почти в 10, да и то от стука администратора, принесшего завтрак. Так же спокойно собираемся и около 11 часов выезжаем в Листвянку. По трассе машин в этот час немного, поэтому едем спокойно и без особой суеты. При заселении в гостиницу «Даурия» спросили у очень дружелюбной девушки-администратора, а можно ли нам попасть на прогулку на катере до Кругобайкальской железной дороги, поскольку данное мероприятие было у нас в списке желаемых. На это мы получили грустный ответ, что все катера ушли еще в 11 и сегодня больше никто в том направлении не собирается. Нельзя сказать, что мы сильно расстроились, поскольку общая усталость по-прежнему давала о себе знать и отдых был вполне себе желанной альтернативой тому, чтобы куда-то ехать. Дабы не закиснуть окончательно, отправились на Камень Черского — небольшая гора с видом на Байкал и вытекающую из него Ангару. Поездка на горнолыжном кресельном подъемнике, небольшая прогулка по лесу и шикарный вид на окрестности.
Обзорная площадка у Камня Черского.
Обратно спустились на креслах, хотя нам предлагали околоэкстремальный спуск на зип-лайне за адекватные деньги. Наверно, стоило согласиться… Пообедали в кафе с видом на озеро и отправились в отель отдыхать и смотреть сериал на планшете. Ужинали шашлыком, пожаренным в мангальной зоне на территории гостиницы.
День десятый (10 июля)
Очередной подъем около 6 утра, быстрый сбор и дорога, которая должна нас привести к паромной переправе на Ольхон. Усилиями Димы добрались меньше чем за 4 часа, попутно отметив, что дорога гораздо лучше, нежели в предыдущий наш вояж. В очередь на паром мы встали около 10 часов утра и были в ней десятыми.
В спокойной обстановке позавтракали, прогулялись по окрестностям и через час погрузились на третий с момента прибытия паром — было много местных, которые формируют отдельную приоритетную очередь. На воде ожидаемо холодно и ветрено, но виды совершенно умопомрачительные. А цвет озера и стаи чаек дарят полное ощущение того, что ты на море. Хотя, зачем нам море, если есть Байкал? До своей гостиницы в Хужире «У Лукоморья» мы доехали минут за 40. Грунтовая дорога вполне приличная, и можно держать скорость около 80 км/ч.
Меж тем гостиница оказалась самым теплым и душевным местом, которое мы посетили в этой поездке. Во-первых, она новая и очень ухоженная, во-вторых, из наших окон открывался прекрасный вид на Малое море, и в-третьих (самое главное), владеет этим местом совершенно замечательная девушка Элина, которая относится к своим гостям как к любимым друзьям, которых здесь давно ждут и очень соскучились.
Бросив в номере вещи и перекусив в ближайшем кафе, отправляемся бороздить холмы Ольхона. Для начала отправляемся в Падь Ташкиней, попутно минуя соленое озеро Шара-Нур. В лесу по пути мы вновь натыкаемся на следы прошедших дождей — дорога сильно размыта и приходится искать объезды. Благо, что на Ольхоне, кажется, у любой дороги в любом месте есть или объезд, или альтернативный путь.
До Пади добираемся примерно за час, поскольку особо здесь не разгонишься, делаем несколько фото и видео и с интересом наблюдаем за группой медитирующих расположившихся на склоне в стороне от дороги.
На обратном пути Санта демонстрирует, что он вполне себе справляется с диагональным вывешиванием, но непрозрачно намекает, что для подобных дорог и внутренней уверенности надо бы резину позубастее, а не эту «дорожку». Перевалив в итоге через основную Ольхонскую дорогу, мы заехали в несколько бухт на побережье Малого моря. Конечно, совершенно волшебные места. Вообще, весь Ольхон является местом силы — такой атмосферы как здесь, такой природы мы не встречали нигде больше на Байкале.
Ужинали уже в гостинице. А вечером на штатной костровой площадке устроили посиделки с хозяйкой, гитарой, кальяном и прекрасным настроением.
День одиннадцатый (11 июля)
На этот день мы договорились о морской прогулке с осмотром достопримечательностей. В 10 часов уже были на мысе Бурхан и сидели в катере.
Правда, оставшаяся группа так и не появилась, поэтому нас в последний момент «сплавили» на другой катер к другой группе, о чем, впрочем, жалеть не пришлось. Первым делом наш путь лежал на остров Огой к буддистской Ступе Просветления. Байкал все так же прекрасен и дарит ощущение простора, восторга и восхищения. Буквально через час мы стояли возле ступы и наблюдали, как наши соотечественники совершали какой-то буддистский обряд, детали и смысл которого мы пропустили.
Затем катер повез нас на материк ровно напротив Хужира. Там, на склоне горы, находился какой-то двойной источник, до которого мы с удовольствием прогулялись. Хоть и забрались высоко, никаких впечатляющих видов не получили — дорога шла по лесу и вид на Байкал заслоняли деревья. После прогулки был заслуженный обед в кафе на берегу озера и отдых. В Хужир вернулись уже около 16 часов.
Сев в машину, заехали в Островное лесничество Прибайкальского национального парка, чтобы оформить себе въезд на его территорию. Это совершенно необходимо, чтобы доехать до мыса Хобой — самой северной точки Ольхона. Ужинали опять на базе. А вечер и часть ночи прошли практически в том же составе и в столь же теплой обстановке (благо что этой ночью правда было теплее — около +10).
День двенадцатый (12 июля)
Спокойно позавтракав и вылив в бак припасенную двадцатилитровую канистру (на Ольхоне по-прежнему нет заправок), отправляемся на сервер острова. При въезде на территорию парка перед нами разворачивают машину с новосибирскими номерами — видимо, про оформление пропуска они не знали. Восемь лет назад с нами поступили точно так же. Едем по парку достаточно уверенно, хотя в некоторых местах дожди сильно размыли дорогу. Буквально неделей ранее север Ольхона был попросту закрыт для посещения из-за дождей. Небольшой песчаный участок проходим без проблем.
Первой точкой был намечен мыс Саган-Хушун, у которого останавливаются все экскурсии, но случайно свернули раньше и оказались на соседней скале. Причем так получилось даже удачнее — виды с нее еще лучше, а людей нет.
Невероятное место. Хочется просто сидеть в тишине, смотреть вдаль и в самого себя…
Минут через пятнадцать продолжаем свой путь и все-таки заезжаем на Саган-Хушун. Несколько УАЗиков-«таблеток», десятка три человек, и никакого следа от недавнего состояния умиротворения, поэтому задерживаемся буквально пару минут.
Дальше дорога идет по полям и холмам, поэтому скорость передвижения возрастает. Достаточно быстро доезжаем до стоянки автомобилей недалеко от Хобоя, паркуемся и идем по дороге в окружении людей. Складывалось ощущение, что попал в какой-то человейник: превеликое множество туристов вокруг, куда ни кинь взгляд — припаркованы УАЗики, редкие частные кроссоверы и джипы. На седанах сюда ехать абсолютно точно не стоит — лучше заплатить за экскурсию и поберечь свою машину. От подобного столпотворения мы уже порядком поотвыкли за время отпуска.
Мыс Хобой все так же монументален и величественен. Но фотографировать очень сложно, поскольку фотографов вокруг десятки — обязательно в кадре будет несколько лишних человек. Запускаем дрон и облетаем мыс кругом.
Чуть в стороне видим двух ребят, которые практически лежат животами на земле и пристально смотрят куда-то вниз. Оказалось, что где-то там видны нерпы, валяющиеся на камне. С высоты обрыва их было видно еле-еле, поэтому отходим в сторонку, снаряжаем квадрокоптер и отправляем его в полет. К нерпам пришлось подбираться издалека, приближаясь по чуть-чуть, чтобы не спугнуть жужжанием пропеллеров. Но все-равно часть животных спрыгнула в воду. Уважаемые нерпы, если вы это читаете — извините, пугать не хотели :)
На этом вдохновляющем моменте мы собираем снаряжение, идем к машине и отправляемся в обратный путь к Хужиру. Уже возле поселка вспоминаем, что так и не посетили ни в прошлый, ни в этот раз Сарайский пляж, поэтому решаем исправить этот весьма позорный для нас факт. Поплутав по узким улочкам, паркуемся у забора какой-то базы отдыха и идем пешком по благоустроенной дороже через лес в сторону берега
Место оказалось очень необычным и красивым. Озеро, песок, трава, болотца, сосны. И все это вместе на небольшой площади — прекрасное сочетание, на мой взгляд.
Уставшие и под макушку переполненные впечатлениями отправляемся на базу. Вечером нас ждала баня на берегу Байкала, которую любезно помогла забронировать Элина. Наконец-то сбылось желание искупаться в великом озере! Но вот только ни разгоряченное состояние после парилки, ни эйфория от происходящего не могут побороть низкую температуру воды. Еще и дно оказалось очень пологое, поэтому чтобы глубина была хотя бы «по пояс» надо было пройти метров 15, а к этому времени ноги уже сводило судорогой. Поэтому остается быстро окунуться и на уже негнущихся ногах ковылять обратно в парилку, которая кажется еле теплой. Через два часа подобных процедур мы были полны сил и энергии, которую и выплескивали до трех часов ночи на костровой, перебрав в тот вечер половину репертуара отечественных рок-групп.
День тринадцатый (13 июля)
Пробуждение в 05:45 было попросту мучительным. В полусне покидав вещи в сумки, а сумки в багажник, мы покинули сказочное «Лукоморье» и поехали на переправу. В очереди на паром мы были третьими и переправились первым же рейсом в 7 часов утра. Завтракали в Иркутске. Ужинали в Улан-Удэ в гостинице «Орда». Как раз только-только сняли локдаун и можно было поесть с комфортом, что мы с удовольствием и сделали. Около 800 км за 10 часов с остановками.
День четырнадцатый (14 июля)
Шесть утра. Душ, сбор вещей, дорога. Встроенный в машину навигатор построил маршрут до Читы по альтернативной (не федеральной) дороге, посчитав его наиболее быстрым и оптимальным. К сожалению, мы не сразу сообразили, что едем «куда-то не туда», но попытались перестроить маршрут по еще одной альтернативной дороге, чтобы в районе Петровска-Забайкальского выйти на федеральную трассу. В итоге этот непродуманный маневр стоил нам сотни километров по весьма средней дороге, почти пятидесяти километров по размытой грязной грунтовке и потерянного часа времени. Но в целом получилось без происшествий. Ночевали опять в гостинице «Удача» в Ерофее Павловиче. Добирались с трудом, поскольку в сумерках начался сильный дождь, который сильно повлиял на видимость и скорость передвижения.
День пятнадцатый, заключительный (15 июля)
Шесть утра. Опять. Снова. Самое популярное время пробуждения в нашем вояже. Быстрый сбор и домой. Амурскую область прошли быстро, а вот сразу за Облучьем попали в сумасшедший ливень, шедший стеной. Весь поток сбросил скорость до 40 км/ч, включил все фары и лампочки. Так ползли почти полчаса, пока ливень не стал просто дождем и не позволил ускориться. Как потом оказалось, где-то повредило линию электропередачи, поэтому на заправках не было света и возможности заправиться. А нам уже надо — лампочка горит. На режиме «Eco», езде накатом и нервах мы добрались до заправки ННК на объездной Биробиджанской дороге, где влили полный бак и уже в нормальном режиме поехали дальше.
Около 19 часов мы въехали в Хабаровск.
Конечно, конец путешествия опять был смазан — и в эмоциях, и в описании происходящего. Эмоций через край, впечатлений больше, чем можешь осознать. Все это выматывает, даже несмотря на позитивный окрас — хочется остановиться, выдохнуть и перезагрузить мозг. Поэтому мы просто ехали, просто слушали книгу, ели и пили, будто роботы с автопилотом. Такими у нас получаются окончания всех наших поездок.
В качестве послесловия небольшая статистика:
Комментарии и размышления:
Мы с Димой по-прежнему не геи — можно не поднимать данную тему в комментариях. Мы всего лишь дружим уже 26 лет.
Локдаун и пандемия как таковая порядком проредили поток отдыхающих, поэтому чувствовали себя в этой поездке достаточно вольготно. Думаю, что с этим просто повезло в какой-то мере — даже восемь лет назад людей вокруг было в разы больше.
Билайн по-прежнему работает на Байкале хуже остальных. Поэтому в этот раз у нас были симки трех операторов, но все-равно были места, где не ловил никто.
Hyundai и DJI делают прекрасные вещи, которые приносят радость и удовольствие от использования (не реклама!).
Россия прекрасна и разнообразна: и природой, и людьми. Все-таки в путешествиях по родной стране есть свое неповторимое очарование, несмотря на большую, скажем так «качественность», зарубежного сервиса.
Результатом нашего путешествия стало вот это видео, в которое я постарался собрать все красивые места, снятые нами за эти две недели.
Спасибо за то, что прочитали.