|
Давно хотели съездить на малую родину, в места, где прожито много лет, навестить родственников, друзей, убить в себе ностальгию. С тех самых пор, как переехали в Самару на ПМЖ два года назад. О том, как мы ехали сюда на машине в декабре 2012 года, в сорокоградусные морозы, следовало бы, конечно, написать отдельную историю. Но по приезду было не до этого (поиски жилья, работы, куча проблем по обустройству), а потом впечатления потускнели, детали забылись.
Как только стало известно, что мой отпуск выпадает на июль (у жены вариантов не было — у учителей отпуск всегда летом, а у сына-студента каникулы), было решено ехать и ехать именно на машине. План путешествия складывался следующим образом: сначала к тестю, в деревню Хайта Усольского района Иркутской области. Там гостим у него, отдыхаем, периодически выезжая в Иркутск. И в Ангарск, где прожили 18 лет до отъезда в Самару. Также планируем на неделю съездить в Бурятию, побывать на малой родине моей и жены, навестить там родственников и друзей. По пути планируем побывать у родственников в Новосибирске.
Помня о том, как мы ехали зимой 2012 года от Челябинска до Самары по трассе М5, было решено данный отрезок пути проложить южнее. М5 — это плотный поток фур, повсеместный запрет обгона, бдительные гаишники и постоянный ремонт дороги. После долгого поиска вариантов в интернете, был выбран следующий объезд М5. От Самары на Оренбург: Самара — Кинель — Богатое — объезд Бузулука — Тоцкое — Оренбург. От Оренбурга налево по Р240 до Новомурапталово, это километров 80, и направо на Тюльган, далее после Ивановки 6 км грунтовки и выходим на Р361. Дальше Исянгулово — Зилаир — Сибай — Южноуральск — Челябинск. Дальше по расстоянию на 200 км, но оно того стоит. Трафика никакого, обалденные красоты Южного Урала, в основном приличная дорога. Ну а дальше на Восток вариантов выбора пути, по сути, нет, единственное — можно срезать километров 300 через Казахстан, но решили не рисковать и ехать по России.
Наступило время заняться средством передвижения. Автомобиль Опель Зафира 2007 г.в., 140 сил, коробка робот (изотроник). Пробег на момент отбытия 73000 км. Перед поездкой были поменяны еще родные стойки и амортизаторы (если бы не путешествие, то смело до зимы можно было бы еще откататься), тормозные колодки по кругу и тормозные диски спереди, некстати загудевшая левая передняя ступица, фильтр салона, комплект свечей. Бюджет мероприятия — около 25000 рублей. Так как пробег на замену масла выпадал где-то на середину путешествия, на экзисте была заказана канистра опелевской синтетики GM Dexos 2 и масляный фильтр. Последующая диагностика подвески показала, что все в норме. Советую всем: для авто с пробегом перед дальней дорогой обязательно отрегулируйте схождение колес! Я этот момент упустил, за что поплатился, но об этом ниже. Почти оформил аренду бокса на крыше, чтобы освободить салон и устроить там постоянное спальное место. Но супруга категорически заявила, что ночевать мы будем только в гостиницах, и я эту идею оставил. В итоге с учетом экипажа из трёх человек все прекрасно разместилось и даже осталась куча места! И это с тем, что с собой брался полный комплект снаряжения для дикого отдыха на Байкале (палатки, спальники, газовая плита и т.д.).
По поводу ночевок. Попробовав заранее забронировать по интернету номера в гостиницах, пришли в тихий ужас от цен. Кто-то подсказал про съемные квартиры. Посидев часок за компьютером, я выписал кучу телефонов в разных городах с объявлений о сдаче квартир посуточно. Пригодилось на все сто. Очень удобно: за час-полтора звонишь, договариваешься, получаешь адрес, забиваешь в навигатор и все! Во всех квартирах, как правило, микроволновка, посуда, стиральная машинка (порошка нигде не было, наверное, чтоб не машинку не юзали), пара спальных мест. Цена за однокомнатную везде примерно одинакова — от 1000 до 1300.
К выезду практически все готово. До Хайты планировали доехать за пять дней. Расстояние — 4500 км. Вообще ехать на Восток тяжелее, чем на Запад. Получается, ты догоняешь землю, дорога убегает из-под тебя, сутки в движении за счет смены часовых поясов становятся меньше на час. На запад все наоборот.
Дорога до Хайты. День первый.
И вот наступил день старта — 3 июля. Планировали выехать пораньше, но пока укладывали багаж, собирали харчи, ждали сына, который уносил нашего кота к другу на постой. Короче, получилось выехать только в одиннадцатом часу.
Температура воздуха уже ползет к 30, кондиционер на полную — в машине прохладно. На Зубчаниновке на Роснефти заливаемся под пробку 95-м по цене 33,30 за литр и держим путь на Оренбург.
Не забываем переключить рацию с канала 32 FM Самарского авторадиоклуба, членом которого я формально являюсь, на канал дальнобойщиков 15 АМ. Сразу готовим уши к ненормативным связкам слов. Изысканностью выражений тут никто не заморачивается. Вообще, рация в машине незаменимая вещь! Где какая опасность, будь то ступенька на асфальте или засада гайцев, ты предупрежден заранее. Если ты сам предупредишь кого-то о чем либо, то тебе непременно расскажут, какая дорожка ждет тебя впереди. Про это много написано, повторяться не буду.
Итак, едем.
Дорога местами отличная, местами как везде. Трафик свободный. Проезжаем мимо Тоцкого. Кто не знает — на Тоцком полигоне в 1954 году маршал Жуков проводил войсковые учения с применением атомной бомбы мощностью 38 килотонн. Участвовало в учениях порядка 45 тыс. военнослужащих и 1,5 тыс. единиц техники. Многие облучились. Сейчас в месте взрыва стоит памятная стела.
Ближе к Оренбургу начинается капитальный ремонт дороги. Примерно километров 10-15 объездов. Машин становится побольше.
Подъезжаем к флагману Оренбургской экономики — газовому и гелиевому заводам. Переводим заслонку в режим внутренней циркуляции, от заводов идет своеобразный аромат. Опять заправляемся под пробку по 33,70.
С объездной Оренбурга поворачиваем на Р240. Проезжаем Октябрьское, как и предупреждали в интернете, тут дежурят гайцы. Дорога хорошая, но движение довольно плотное, обгоны затруднены. Перед Октябрьским авария — лобовое столкновение двух легковых, похоже, есть жертвы. Отрезвляет здорово.
Где-то в районе Октябрьского красивая церковь.
Доезжаем до Новомурапталово и в середине села поворачиваем налево. Поворачиваем аккуратно, так как есть риск пересечь сплошную, если немного срезать поворот. Но я об этом заранее прочитал в интернете! А вот и режиссеры-постановщики сидят в машине и снимают кино про сплошную. Но я не их персонаж. Идем дальше на Тюльган. Дорога абсолютно пустая, резкий контраст с Р240.
Подъезжаем к Тюльгану.
Пейзажи обалденные!
Перед выездом на Р361 6 км грунтовки приличного качества, 70-80 идешь без проблем. Поворачиваем на Исянгулово. Вижу встречную Волгу с антенной, запрашиваю дорожку, и не зря! Предупреждают, что через пару километров ограничение скорости, и в кустах стоит тренога. Дальше все чисто. Проезжаем Исянгулово. Еще пару пейзажиков:
Зилаир обходим по объездной. Между Зилаиром и Сибаем отвратительные продольные волны на асфальте. Надо быть постоянно начеку, скорость не выше 90. Хотя местные тазики обходили, как стоячего. Или они каждую кочку тут знают, или подвеска у них адаптирована под местные условия.
Время к вечеру. Решаем, что для первого дня достаточно и пора остановиться на ночлег в Сибае. Разница по времени с Самарой тут 2 часа, так что день искусственно сократился. Тормозим в Юлдыбаево, звоним по первому телефону из списка. Договариваемся на однокомнатную в Сибае за 1000 руб. Забиваем адрес квартиры в навигатор, едем дальше.
На въезде в Сибай наблюдаем отвалы Сибайского медно-цинко-колчеданного рудника. Карьер является одним из самых глубоких в мире.
Опять заправляемся на Башнефти до полного. Пока ехали до квартиры разглядывали городок. Все чистенько, ухожено, город производит благоприятное впечатление. Квартирка, кстати, тоже на уровне. Есть wi-fi, смотрим дорогу на завтра. Готовим ужин, в душ и спать. Итого за день пройдено 760 км, средняя скорость по БК 85 км/час, расход 8,5 л/100.
Дорога до Хайты. День второй, 04.07.2014.
Одной из промежуточных точек нашего маршрута является поселок Сокур под Новосибирском, где живут наши родственники. До него примерно 2000 км, делим на два и вычисляем точку следующей ночевки. Это город Ишим Тюменской области, до него от Сибая 980 км.
Встаем рано, в 6:30 уже выдвигаемся. Немного петляем по Сибаю и выезжаем на трассу.
Между Сибаем и Агаповкой трасса пустая, идем хорошо. Правда, донимает колейность дороги, при выезде из колеи машину ощутимо бросает. Приспособился и еду по гребням.
Агаповка. Кузя из Универа отсюда.
Начинаются промышленные пейзажи Магнитогорска. Фото есть только с обратной дороги.
От Магнитки начинается немного убитая четырехполосная магистраль, видимо, еще советской постройки.Тем не менее, удается поддерживать скорость 140-150 км/ч. Скорость фиксирую по навигатору. Спидометр на такой скорости врет километров на 10-15. Магистраль неожиданно сужается до двух полос, хотя полосы отсыпаны и асфальтированы и дальше, но почему-то перекрыты и заросли бурьяном. По рации предупреждают, что в районе развилки на Троицк работает машинка. Предельно осторожен. Перед Южноуральском опять шоссе в четыре полосы.
Между Южноуральском и объездной Челябинска движение плотное, обгоны затруднены. Идем с потоком. Тут супруга (по совместительству штурман и фотограф экипажа) сообщает, что сели аккумуляторы в фотоаппарате, ставим на зарядку, поэтому фото до Кургана не будет. На объездной Челябинска заправляемся по 32,60 и как-то быстро перемещаемся к Кургану.
По рации постоянно предлагают: «Коньяк, водка, шарики». Что такое шарики мы не поняли, но казахского коньяка прикупили. Поскольку домашний харч был уже подъеден, остановились на стоянке дальнобойщиков и пообедали в столовке. Плотный обед на троих обошелся в 700 руб. За Курганом останавливают гаишники. Инспектор представляется и требует документы для проверки. Интересуюсь, на каком основании. Говорит, что есть ориентировка на серебристые машины и что ищут какой-то деревянный ящик. Даю документы. Предлагают открыть багажник. Возмущаюсь — на каком основании, где понятые, протокол! Но вижу, что инспектор настроен серьезно и что все процедуры будут исполнены, поэтому открываю. Глядя на его измученный вид, решаю внести чуток позитива и поздравляю его с вчерашним днем ГИБДД. Доки отдают, едем дальше. Поскольку через Казахстан мы не едем, поворачиваем на Ишим.
Подъезжаем к Бердюжью. Главной достопримечательностью Бердюжья является кусок убитой дороги длиной 20 километров. Насколько я понимаю, это дорогу никто и никогда не ремонтирует. Два года назад ехал по ней — было то же самое. А люди в интернете пишут и про пять и про восемь лет тому! Была б дорога, про Бердюжье никто б не знал, а так вот оно! В канале сей факт бурно обсуждается. Уши вянут… Везде знаки ограничения скорости 50. Никто не нарушает…
Убивает знак НАЛИЧИЯ пешеходного перехода. Где-то в кустах, видимо, стоят резиновые сапоги для пешеходов.
Нашел фото с обратной дороги, выложу сейчас! Я обманул — ремонт идет, дорожник красит знак! Он повернулся спиной, ему стыдно. Обсуждение в эфире не менее бурное.
Вовремя успеваем закончить трофи рейд, как прохватывает ливень. До Ишима совсем немного, и вот мы на очередной ночевке. Квартира хорошая, но везде слой пыли. Не понравилось. Ужинаем и в койку. Итог дня: пройдено 980 км, средняя скорость по БК 87 км/час, расход 8,4 л/100. Заправлялись два раза, где не помню, цена была 31,23 и 31,25 за литр 95-го.
Дорога до Хайты. День третий, 05.07.2014.
Сегодня цель нашего маршрута — поселок Сокур, пригород Новосибирска. Выезжаем в 7:00 по местному. От Ишима немного хорошей дороги, потом начинаются ремонты и объезды, которые заканчиваются перед мостом через Ишим. Дальше дорога вполне сносного качества. Сели на хвост Вольво с ханты-мансийскими номерами, он идет хорошо 130-140, и мы за ним удачно поспешали километров 100. У него антеннка, связались, спросили не напрягает ли его слежка? Говорит, не жалко, поговорили о том кто куда. Ему в Омск, потом в Казахстан.
Свернули на Газпромнефть, пожелали Вольво хорошей дороги, заправились по 33,30 за литр. Пообедали в столовой на стоянке дальнобоев в Малиновке. Вышло 700 на троих.
На подъезде к Омску, в канале опять начали предлагать казахский алкоголь. Причем цены за бутылку водки опустились до 80 руб. Цена не обозначает, что продукт плохой. Просто в Казахстане, в отличие от России, акцизы на алкоголь в разы меньше. Объездная Омска в ужасном состоянии. Объездной можно назвать с натяжкой, т.к. частично она проходит через город, со светофорами и сложными перекрестками. После Омска два кольца отворотов на Калачинск, и начинаются Барабинские степи с перелесками. Километров за сто до Новосибирска попали в сильный ливень. Видимость никакая, с трудом видишь только полосу обочины, остановиться страшно, потому что можно уплыть с потоком воды в кювет, да и боишься, что сзади могут въехать. Как раз в этот момент за рулем был сын, хорошая практика для него. Ближе к Новосибирску стали появляться тумбы камер видеофиксации. Похожи они на памятники и почти все пустые. Никаких проводов, антенн и т.д. не видно. Может, кто-нибудь тумбочку выбросил…
Точно памятник! И поминали недавно…
Дорога скучная, без достопримечательностей. Или, может, мы просто устали и их не видим. Как и везде, при приближении к крупным городам ремонты и объезды. Звоним в Сокур, там ждут. Встреча, ужин, разговоры и опять в сон.
За день пройдено 1000 км. Еще два раза заливали по 30 л, по 33,30 на Газпромнефти. Средняя скорость и расход те же.
Дорога до Хайты. День четвертый, 06.07.2014.
В 6 утра уже в пути. Выехали на голодный желудок, решив перекусить где-нибудь по дороге.
При въезде в Кемеровскую область дорога меняется на хорошую:
Остановились позавтракать, виды:
Проезжаем отворот на Юргу. Город Юрга, в/ч 33643, 386 танковый полк, отвернуть бы и посмотреть, как изменились места моей срочной армейской службы (1985-1987 годы)! Но далековато от трассы, времени в обрез.
Въезжаем в Кемерово, объездной нет, главное запомнить номер своей дороги (у нас для М51 это -1), либо довериться навигатору. Вышли в канал 18 Кемеровского авторадиоклуба, попросили вывести на какой-нибудь сетевой продовольственный магазин (все припасы подъели). Подсказали и вывели на гипермаркет «Семья», где мы и закупились. Поговорили в канале ни о чем, пожелали друг другу удачи. Спасибо всем кемеровчанам, оказавшим помощь в эфире!
Держим путь на Мариинск. Проезжаем горки после Кемерово. Дорога активно ремонтируется, особенно нравится, что повсеместно устраиваются обгонные полосы:
Далее до Мариинска отличная дорога:
Перед Мариинском покрытие дороги очень шумное:
Эх, а до моей Петропавловки в Бурятии, где я родился, ещё 2500 км:
Мариинск:
В Мариинске живет бывший коллега по работе на АЭХК в Ангарске, но в этот раз решили к нему не заезжать. Едем до Ачинска. Ачинский глиноземный комбинат — зрелище поражает своими масштабами:
Чем ближе к Красноярску, тем плотнее движение в попутном направлении — воскресенье, народ возвращается с отдыха. После отворота на объездную становится посвободнее. Подъезжаем к Енисею:
Енисей:
Мост в идеальном состоянии:
На выезде из Красноярска ситуация обратная — плотный встречный поток. Ночевать решили в Канске. Телефон о сдаче квартир списали с транспаранта у обочины. Созваниваемся, договариваемся на двухкомнатную за 1500. Квартира очень хорошая, все на уровне. Ужин, сон. Завтра к тестю в Хайту!
Заправлялись два раза. В Кемерово по 32,40, и в Ачинске по 31,65 за литр 95-го. Средняя скорость 85 км/ч, расход 8,6 л/100.
Канск:
Дорога до Хайты. День пятый, 07.07.2014.
Утром немного задержались — ждали горничную, что бы сдать квартиру. Выехали в 7. Предстоит преодолеть 700 километров. После перегонов по 1000 км для нас это ерунда. Да и настроение приподнятое, ведь едем в родные места! Дорога сама стелется под нас.
Пересекаем границу Иркутской области. Начинаются повсеместные ремонты дорог и объезды. Уже сделанные дороги отличного качества, много мест, где дорога спрямлена. Карты Сибири у нас в навигаторе старые, поэтому навигатор порой показывает, что мы едем прямо через тайгу. Перекусить планируем в Алзамае в кафе «У Петра». Про это кафе, а так же про кафе «Паллада», которое находится напротив, на Дроме много хороших отзывов. И действительно все было на хорошем уровне. За плотный обед отдали 650 руб на троих.
Фотографии делали, но они не привязаны к местности. Где то между Канском и Иркутском:
Все! Свернули с М51 на грунтовку. До Хайты 26 км
Спуск к Мишелевке
Подъезжаем к дому. Тесть ждет у ворот — улыбка от уха до уха. Встреча, слезы радости. Баня готова, стол накрыт.
Итого от Самары до Хайты Усольского района Иркутской области пройдено 4550 км. Средняя скорость составила 87 км/ч, средний расход 8,6 л/100 км. Сегодня заправлялись три раза по 33,00 33,90, 34,40 руб/л.
Машинка молодец! Отдыхает после трудов
В Хайте.
Отдыхаем, загораем, жарим шашлыки. В перерывах окучиваем картошку, занимаемся огородом.
При осмотре машины увидел, что подъедена наружная сторона левого переднего колеса. Поехал в Усолье-Сибирское на СТО «Боярд». Проверили ходовку, передние колеса перекинули назад, на их место задние (заново отбалансировали). Отрегулировали схождение колес, которое было в «минусе» (надо было еще в Самаре делать!). Поменяли масло в двигателе. В сервисе нет установки по замене масла через отверстие щупа, пришлось при замене масла доплачивать 100 рублей за снятие защиты. Цены не самарские, за все заплатил 1500 рублей. Недорого! Пока я был на сервисе, жена оккупировала соседний оптовый рынок. Приехав в Хайту, обнаружил, на что на одном из колес отсутствует эмблема «опель». Позвонил в сервис, эмблему нашли. Назавтра поехали в Ангарск, по дороге забрали.
В Ангарске встреча с друзьями, бывшими коллегами, назавтра опять на базу в Хайту. В Ангарске наш экипаж разделяется: сын забирает туристическое снаряжение и со своими ангарскими друзьями уезжает отдыхать на Байкал в устье Мамая.
Бурятия.
Созвонился с родной сестрой, которая живет в Бурятии. В данный момент отдыхает в Крыму, 19 июля прилетает в Улан-Удэ. Договорились, что встречаем её в аэропорту г. Улан-Уде и вместе едем к ней, в село Петропавловка Джидинского района Бурятии, т.е. на мою малую родину, где я родился, вырос, окончил школу, работал после службы в армии и после учебы в институте. Если бы не разруха 90-х годов, может быть, и до сих пор бы жил и работал там, а так пришлось уезжать в поисках лучшей доли.
13 июля выезжаем в Улан-Удэ. Не торопимся, т.к. до цели всего что-то около 500 км.
Далее начинаются Култукские перевалы. Это 70 км серпантинов, подъемов и спусков. Два года назад ехал зимой по М5 через Урал. Так вот, Урал — это детские покатушки по сравнению со здешними перевалами. Со стороны Иркутска активно дорога ремонтируется, устраиваются полосы для обгона. Дорога меняется. Помню, в первый раз я проехал по ней за рулем в 1990 году на Москвиче-2141, и после ежегодно ездил, случалось даже зимой. Видно, что трасса год от года становится лучше..
Рыночек на спуске к Байкалу перенесли ниже в поселок, т.к. на этом месте ведутся работы по спрямлению дороги. На рынке купили омулей горячего и холодного копчения. Слюнки текут, но мы терпим до места всегдашней нашей стоянки на берегу Байкала в устье реки Переемной. После Култука наконец-то строится виадук вместо злополучного ж/д переезда, на котором можно было и по 2 часа простоять (правда, меня бог миловал). Лет пять назад ремонтировали дорогу, и люди стояли больше суток. Готовность виадука с подъездными путями примерно 90%. Но к моменту моего пути обратно точно не успеют. Проезжаем Слюдянку. На серпантинах между Байкальском и Слюдянкой движение на удивление свободное:
Доехали до реки Переемной, ныряем под ж/д мост и мы на берегу Байкала. Раскладываем стол, достаем стулья, газовую плиту. Накрываем обед, варим чаек из байкальской водички. С удовольствием потребляем рыбку, пьем чай, дышим свежим воздухом, никуда не торопимся.
Набрать с собой байкальской водицы.
Часам к пяти въезжаем в Улан-Удэ. Из города пробка, все едут с работы, в город свободно. Улан-Удэ со всех сторон оброс пригородами, понастроенными без всякого плана. Деревянные однотипные домики, взгляду не за что зацепиться. Инфраструктуры, похоже, никакой. Все утром едут на работу, везут детей в школы, в садики, вечером назад. Как я понял, в республике безработица, работа есть только в Улан-Удэ, вот все и стремятся здесь зацепиться. Перевозят из деревень дома, ставят, где попало, лишь бы поближе к городу. Такое я видел только здесь. Движение соответственно очень плотное. Правила редко кто соблюдает. Пример: стоим на перекрестке перед стоп-линией, ждем разрешающий сигнал. Сзади сигналят, чтоб продвинулся к светофору, я не двигаюсь, меня объезжает иномарка и вылазит на полкорпуса за светофор, по пути кидая возмущенные вгляды. Только загорается желтый, иномарка срывается с перекрестка, а сзади уже возмущенно сигналят, видимо, считая желтый сигнал светофора разрешающим. Очень агрессивно тут народ катается.
Улан-Удэ здорово меняется между периодами моих редких посещений. Построена куча новых красивых зданий, новые автомобильные развязки (самая глобальная в районе рынка). В Улан-Удэ я учился в Восточно-Сибирском технологическом институте с 1987 по 1993 г., жил в общаге за кинотеатром «Дружба». Кинотеатра давно уже нет, на его месте построен Русский драматический театр.
Фото Улан-Удэ:
Поначалу немного охренел: показалось, что рядом с российским флагом висит жовто-блакитный.
Ночуем у родственников и утром 14 июля едем в аэропорт «Байкал» встречать сестру. С сестрой не виделся больше двух лет, скайп не считается. Едем в Петропавловку Джидинского района. До цели 230 км. По этой трассе в свое время наездился вдоволь, сотни раз туда и обратно. Традиционно заезжаем на Оронгойку, отведать бурятских поз (блюдо такое — типа мантов). Фото по дороге не делали, было не до того, давно не виделись — всю дорогу вели разговоры.
В Петропавловке провели всего три дня, график нашего путешествия поджимает — 2 августа надо быть в Самаре. Пообщались с сестрой, съездили отдохнуть в местность Черемушки. День потратили на то, чтобы отремонтировать памятник на могиле матери. Узнал, что я пролетаю побывать на 30-летии выпуска моего класса, которое состоится 25 июля. Жалко, конечно, но что поделаешь!
Фото родных мест:
Река Джида. Джидаи из Звездных войн здесь не были.
Время пролетело быстро. Пора уезжать. Нам надо еще побывать в деревне Старая Брянь Заиграевкого района, на родине жены.
22 июля выдвигаемся назад к Улан-Удэ. Бросаю грустные взгляды на родное село — придется ли еще приехать! Петропавловка крайняя точка нашего маршрута — до нее от Самары 5400 километров. Дальнейший путь будет только приближать нас к дому. Трасса Р440 Петропавловка — Гусиноозерск не меняется с годами. Ямы, ухабы, участки плохого покрытия находятся именно на тех самых местах, где были 20 лет назад. Меня не покидало чувство, что по этой дороге я езжу каждый день. К примеру, поднимаешься в тягун и помнишь, что в этом месте на Москвиче-2141 переключался на третью передачу, за этим поворотом будет гребенка, а в этом месте сколько асфальт ни кладут, он куда-то девается. Дежа-вю, короче.
За мостом через Темник обгоняю редкую в здешних местах фуру. Слышу по рации:
— Опель самарский в канале?
— Да, — отвечаю, — говори!
— Тебя каким ветром сюда занесло?
Рассказываю, что и как, желаем друг другу удачи. Впервые в Бурятии, помимо трассы М51, конечно, услышал что кто-то есть в канале.
При выезде на А165 качество покрытия резко улучшается:
Открывается вид на озеро Гусиное:
На берегу озера расположена Гусиноозерская ГРЭС и город Гусиноозерск. ГРЭС топится бурым углем, месторождения которого расположены вокруг озера.
Отвалы породы:
Трасса А165 это основная дорога, соединяющая Россию и Монголию, поэтому за ней следят:
Стоянка с кафе-позными, где мы остановились позавтракать:
Проезжаем через Улан-Удэ:
Описывать, как ездили в Старую Брянь, не буду, только покажу несколько фото сибирских красот оттуда:
20 июля заканчиваем вояж по Бурятии. В Хайту едем опять через Улан-Удэ. Ночевку, встречу с родными описывать не буду.
21 июля выезжаем рано, в семь утра. Город пока пустой.
Погода пасмурная, очень жаль, ведь сегодня мы хотели провести день на берегу озера Байкал. Изначально при планировании поездки думали, что поживем на озере пару дней в палатке. Но времени в обрез, да и все наше снаряжение у сына. Хотели забрать его с побережья, но выяснилось, что он выехал в Ангарск уже два дня назад. Что же, будем завидовать ему весь год.
После Улан-Удэ дорога очень красивая, идет вдоль левого берега реки Селенги:
Подъезжаем к ж/д мосту:
На правом берегу Селенги расположены воинские части, в том числе танковые. Рассказывают, что недавно тут был Шойгу с инспекцией. Вопрос министра о том, куда пойдут маршем танки, если взорвать ж/д мост, говорят, поставил всех в тупик. Действительно в/части находятся между рекой и горами, выход только через горы или мост. Армия потихоньку возрождается, начинается восстановление многих разрушенных и брошенных военных городков на территории Забайкалья. В частности, возрождается военный аэродром на станции Джида, где в советское время дислоцировались два авиаполка. Там в ДОСах (домах офицерского состава) жила в период ухаживания моя будущая жена (учила офицерских деток в местной школе).
За ж/д мостом начинается небольшой перевал. На перевале обгоняю дромовскую Гранту. Откуда она здесь? Уже в Самаре прочитал, что в Бурятии проходил дромовский фестиваль. Машем руками, кричим в радийку — нет ответа!
Время завтрака. Пропускаем Гранту вперед. Удачной дороги!
Уважаю дромовцев! Хорошее дело делают ребята! Я сам и покупал, и продавал машины, запчасти через этот сайт. А сколько отзывов о путешествиях было прочитано тут в период подготовки к поездке! На заднем стекле Гранты Спорт вопрос — едет или не едет? Мне показалось, что Зафира на горках пошустрее. Хотя мы же не гонялись.
В Бабушкине набираем рыбки горячего и холодного копчения. Запах в машине! На Байкале начался клубничный сезон. Вдоль дороги то тут, то там продают ягоду. Основная продажа будет в Байкальске, но мы решаем купить в Клюевке, тут вроде подешевле.
Погода вроде налаживается, поэтому подъезжая к Переемной, решаем съехать на берег. Только расположились — стал накрапывать дождь, так что обедали под зонтиками. Но понемножку тучи начали рассеиваться, солнышко заиграло, и Байкал преобразился:
Отдохнули пару часов и дальше:
По дороге не раз заправлялись. Если в первой части путешествия я досконально помнил где, когда и за сколько, то сейчас все замылилось. Но в конце отчета я выложу полный расклад по бензину и пробегу.
Проезжаем Слюдянку. Виадук над ж/д переездом, как я и предполагал, не закончили. Работа проделана большая, на фото начало подъезда к виадуку:
Проехали переезд, и за ним остановились. Подождали, когда он вновь закроется, прикинули время, и минут за пять до открытия поехали. Сделано это было для того, чтобы отпустить впереди идущие машины подальше вперед и потом не тащиться на Култукских перевалах за какой-нибудь фурой. И точно, перевалы прошли на одном дыхании, и первую фуру догнали уже перед Мотами. Здесь выигрыш не во времени, а в комфортной езде.
Иркутск обходим по объездной. На подъезде к Ангарску въезжаем в ливень:
Немного погостили в Ангарске и в Хайту:
Все когда-то кончается, в том числе и наш отпуск. Наслаждаемся отдыхом, потихоньку собираемся в обратную дорогу. На работу мне выходить 4 августа, но решаем выехать за неделю раньше т.е. 27 июля. Так, на всякий случай, чтобы было время в запасе.
Хайта — Самара. День первый.
Выезжаем затемно в 5 утра.
Вообще, Хайта расположена в часовом поясе более комфортно, чем Самара. Светает здесь в июле в 7, темнеет в 24. То есть можно прийти после работы в шесть вечера и чем-то заниматься в светлое время. В Самаре в этом плане полный бред, притянули её по времени к Москве. Рассвет там в 4, закат в 9. Весь вечер при электричестве. А в двухстах километрах Оренбургская область, так там разница с нами два часа. Вот кому надо было подобной ерундой заниматься? По моему мнению, это манкирование со временем никаких реальных выгод не несет никому, только отвлекают народ от реальных проблем. Ну да ладно, это к слову.
Сегодня наша цель — Ачинск. Ехать на запад не в пример комфортнее, поэтому дневные пробеги на обратной дороге будут поболее. Рассвет встречаем в дороге:
Корейский джип везет корейский грузовик:
Нижнеудинск:
Сибирские просторы:
Обедать останавливаемся в кафе «Паллада». Все очень вкусно. Заплатили 700 рублей за троих. Верный признак — если стоянка забита фурами, значит, здесь кормят хорошо.
В Красноярском крае хорошая дорога:
В Канске петляем. Когда ехали на восток, мы шли по навигатору на адрес съемной квартиры. А тут будто следы заметаем. На всем пути есть три города с петлями: Канск, Ачинск и Мариинск. Канские ворота (где-то тут проходил Каннский кинофестиваль):
Перед Красноярском трафик уплотняется:
Подъезжаем к мосту через Енисей:
Звоним в Ачинск, тел.89632591721 Алексей, договариваемся на однокомнатную за 1000 рублей, вносим адрес в навигатор. Ачинск:
Квартирка очень хорошая, чистая, уютная. Правда, нет интернета, но есть мегафон 4G. Прогулялись до магазина. Готовим ужин, отдыхаем. За день пройдено 1150 км. Средняя скорость 83 км/ч, расход 8,3 л/100 км.
Хайта — Самара. День второй.
Поскольку в Новосибирск нам заезжать не нужно (наши родственники уехали отдыхать), планируем остановиться где-нибудь между Новосибирском и Омском. Выехали в 6 утра по местному. Между Ачинском и Мариинском дорога приличного качества, и в это время суток достаточно пустая. Заметил, что при наборе скорости 130 и выше, на руле возникают неприятные вибрации. Перед Мариинском остановились на шиномонтажке, кое-как достучались (разбудили) мастера. Сняли передние колеса и увидели, что все балансировочные грузики, которые налепили при балансировке колес в Усолье, поотлетали. Видимо, двусторонний скотч, на который грузики лепятся, был не очень. Пришлось делать балансировку заново. После Мариинска пару раз разгонялись до 170 — вибрация ушла.
Мариинск:
Хотели посетить музей жертв политических репрессий. Но было закрыто:
После Мариинска низкое небо:
Кемерово проехали как-то быстро, даже фото не осталось.
Новосибирская область:
Где-то тут и обедали.
Объездная Новосибирска:
Догнали монстра:
Ночевать решили в Барабинске. Лучше бы до Омска дотянули! Самое худшее жилье за все время пути. Даже не буду описывать, противно вспоминать. Сын даже предложил палатку посреди комнаты растянуть. И ведь проехали немного — всего 950 км, могли бы ехать и ехать. Короче, бес попутал.
Средняя скорость и расход устаканились за большой пробег, и до Самары больше не менялись. Скорость 84 км/ч, расход 8,4 л/100. Данные по бензину, примерно совпали с общим балансом, выведенном позднее по чекам заправок и пробегу — 8,33 л/100.
Хайта — Самара. День третий.
Зато в пути мы были уже в четыре утра по местному. Наша цель на сегодня — как минимум Курган. Дорога пустая, до Омска долетели на одном дыхании. После Омска ждем, когда появится Малиновка, там мы обедали по пути сюда, там же будем обедать и на обратном пути. Пообедали плотно и вкусно. Едем до Бердюжья. Здешнее бездорожье я уже описывал выше. С Бердюжьем у меня связана неприятная история, произошедшая в декабре 2012 года по дороге в Самару. Вечер, темно, только проехали участок бездорожья, въехали в поселок, навигатор показывает поворот налево на Курган (именно поворот, а не кольцевое). Я поворачиваю налево и в последний момент вижу знак кольцевого движения. Получается, я проехал по встречке. А надо сказать, что дорога перед кольцом широченная, и знак направления главной дороги где-то справа, не совсем заметен. Проезжаю с километр, и вот они с мигалкой догоняют. Получается, прятались где-то и ждали. Хотят забрать права, а где мне их потом добывать? Я ведь выписан из Ангарска и не прописан нигде! В итоге цена вопроса — 5 тыс. рублей. А ведь могли бы и войти в положение, трасса ведь пустая, угрозы никому не было. Но целенаправленно разводили на деньги. И ведь все предусмотрели — даже убедительно попросили стереть запись с видеорегистратора. Из-за таких к… ко всей милиции неоднозначное отношение.
Звоним в Курган, 89195637590, Света. Договариваемся на однокомнатную за 1200. Самая лучшая квартира за время нашего путешествия. Большая, стерильно чистая, кофе, чай, бутилированная вода, интернет. Вид из окна квартиры:
За день прошли чуть более 1000 км. Завтра предстоит финишный рывок — 1400 км до Самары. Что-то мы устали отдыхать, хочется домой!
Хайта — Самара. День четвертый.
Опять стоим перед выбором: ехать через Южноуральск — Оренбург или по М5. Первый вариант побеждает. Утром в Кургане достаточно прохладно — плюс 12. Выезжаем в семь утра. Проезжаем мимо большого завода, у проходной стоит на постаменте боевая машина пехоты. Интересно, получается, что эти машины выпускают здесь? А я думал, что в Кургане делают только автобусы КАВЗ на базе газиков. На стеле нам налево:
По дороге туман:
Дорога Курган — Челябинск, узкая и перегруженная. Интересно, что южнее, между Южноуральском и Магнитогорском целый четырехполосный автобан, по которому трафик в разы меньше. Кто у нас планирует, где какие дороги делать?
После Южноуральска проезжаем под единственной в мире линией электропередач выполненной в габаритах 1150 киловольт. ЛЭП Экибастуз — Кокчетав была построена на закате СССР для обеспечения электроэнергией промышленных районов Казахстана. К сожалению, на миллион вольт линия так и не получила, по ней сейчас передают 500000 вольт.
Один изолятор такой линии размером с канализационный люк.
Асфальт местами зеленого цвета:
Вскоре у нас опять сели аккумуляторы фотоаппарата (забыли в Кургане воткнуть зарядник в розетку). Все, фото не будет до самой Самары. Да и не было дальше ничего интересного. Или мы просто хотели побыстрее оказаться дома и ничего не замечали. В Самару приехали в восемь вечера по местному. В этот день в пути мы провели 16 часов и проехали чуть более 1400 км.
Итого за всю поездку заправлялись очень много раз, сожгли кубометр бензина. Бортовой компьютер показал среднюю корость 84 км/ч, расход 8,4 л/100. Расход, исходя из пробега и чеков, составил 8,33, что примерно одинаково. Средняя скорость реально, конечно, ниже, так как спидометр завышает. Так и одометр, получается, тоже врет? Данные по заправкам сведены в таблицу:
Дата | Литры | Сумма | Цена л/руб | Пробег |
03.07.2014 | 40,00 | 1332 | 33,30 | 73101 |
03.07.2014 | 41,04 | 1383,05 | 33,70 | 74106 |
03.07.2014 | 30,65 | 999,19 | 32,60 | 74470 |
04.07.2014 | 32,02 | 999,98 | 31,23 | 74831 |
04.07.2014 | 31,70 | 1000 | 31,55 | 75218 |
05.07.2014 | 31,90 | 1172,23 | 36,75 | 75600 |
05.07.2014 | 30,03 | 1000 | 33,30 | 76000 |
05.07.2014 | 30,03 | 1000 | 33,30 | 76414 |
06.07.2014 | 30,87 | 1000 | 32,39 | 76740 |
06.07.2014 | 31,60 | 1000 | 31,65 | 77100 |
07.07.2014 | 30,30 | 999,9 | 33,00 | 77510 |
07.07.2014 | 19,17 | 649,86 | 33,90 | 77917 |
07.07.2014 | 40,96 | 1409,02 | 34,40 | 78138 |
12.07.2014 | 28,49 | 1000 | 35,10 | 78617 |
14.07.2014 | 33,21 | 1165,67 | 35,10 | 78825 |
15.07.2014 | 37,10 | 1250,27 | 33,70 | 79307 |
17.07.2014 | 29,15 | 999,85 | 34,30 | 79767 |
18.07.2014 | 14,66 | 499,91 | 34,10 | 79900 |
21.07.2014 | 29,15 | 999,85 | 34,30 | 80277 |
21.07.2014 | 29,85 | 999,98 | 33,50 | 80632 |
25.07.2014 | 29,85 | 999,98 | 33,50 | 80860 |
27.07.2014 | 40,47 | 1412,4 | 34,90 | 81345 |
27.07.2014 | 20,00 | 660 | 33,00 | 81662 |
28.07.2014 | 31,69 | 999,82 | 31,55 | 82075 |
28.07.2014 | 21,14 | 699,73 | 33,10 | 82300 |
28.07.2014 | 32,10 | 1123,5 | 35,00 | 82800 |
29.07.2014 | 25,00 | 832,5 | 33,30 | 83040 |
29.07.2014 | 30,00 | 990 | 33,00 | 83377 |
29.07.2014 | 25,00 | 842,5 | 33,70 | 83665 |
30.07.2014 | 30,96 | 1000 | 32,30 | 84088 |
30.07.2014 | 25,00 | 827,5 | 33,10 | 84322 |
30.07.2014 | 30,76 | 999,7 | 32,50 | 84645 |
30.07.2014 | 38,01 | 1300 | 34,20 | 85135 |
Итого | 1001,87 | 33548,39 | 33,46 | 12034 |
Средний расход | 8,33 |
Уже дома прикинули, сколько бы мы потратили на дорогу, если бы ехали поездом. На билеты только до Иркутска и назад, на троих: 12000 купе *2*3=72000. А ведь мы ехали дальше Иркутска. Но это так, для справки, ведь изначально рассматривался только автомобиль.
Бюджет поездки уложился в 80000 рублей запросто. Может чуть больше. И это особо не экономя и мало в чем себе отказывая.
Надеюсь, не утомил вас своим длинным рассказом.