|
Киргизия стала четвертой и последней страной нашего путешествия по Средней Азии. Хоть потом обратная дорога домой пролегала через Казахстан, на той границе уже не было особо ничего нового. По традиции рассмотрим все основные моменты автопутешествия по Киргизстану.
Автопутешествие по Киргизии: граница, дороги, цены на топливо
Граница
Киргизия граничит с Китаем, Казахстаном, Таджикистаном и Узбекистаном. Мы заезжали в нее со стороны Таджикистана через Памирский тракт.
Со стороны Таджикистана граница проходит на высоте 4200 метров на перевале Кызыл-Арт.
После нее следует жуткий и опасный спуск в сторону Киргизии. Лучше всего взять цепи на колеса, чтобы не соскользнуть куда-то.
Либо вообще не ехать на легковушке, разве что только летом, когда есть нормальное сцепление с дорогой.
Пограничный пункт Киргизии находится уже в начале Алайской долины. Хоть тут уже и есть интернет, в отличие от Таджикистана, работают тут из рук вон плохо. Сначала мы около часа ждали окончания их обеда, потом еще около часа, пока включится их интернет и они смогут занести нас в базу и пропустить. Самое интересное, что из всех четырех стран Киргизия стала единственной, где мы ничего не платили на границе — ни страховок, ни всяких пошлин.
После проезда границы не забудьте посмотреть налево, чтобы увидеть пик Ленина — один из «семитысячников» и высочайших вершин бывшего СССР.
А потом вновь на перевал, теперь под названием Талдык. Высота перевала 3615 м.
С юга с перевала дорога спускается впечатляющим серпантином.
Перевал Талдык соединяет Алайскую долину с юга и долину реки Гюльча на севере. Здесь уже начинает виднеться цивилизация.
Обменять деньги можно в любых крупных городах в банках или снять через банкоматы, мы обменяли уже в Оше. На пограничных поселках, например, со стороны Таджикистана в кафе принимали как киргизские деньги, так и таджикские.
Дороги
Основные дороги в Киргизии отличного качества. Серпантины, перевалы — сделано все супер! Только в одном месте за дорогу придется заплатить — на отрезке Бишкек-Ош. Отдали мы там 350 сом.
Мы съезжали с основных дорог, и могу отметить даже хорошее качество грунтовок, за которыми следят и постоянно укатывают.
Один раз полиция пыталась содрать взятку за какой-то выдуманный штраф, я отказался платить, ссылаясь на отсутствие нала и предложил им выписать мне штраф, который бы я оплатил в банке. Они поугарали и отпустили меня:)
Топливо
На момент путешествия 1 рубль стоил 1,06 сом, поэтому переводя на рубли:
Все цены на топливо актуальны на апрель 2019 года.
На многих заправках принимают только нал, картами можно воспользоваться на крупных сетевых. Газовые заправки стоят отдельно за специальной стеной. Цена за газ варьировалась от 21,5 до 22,7 сом (от 20,25 до 21,38 рубля) за литр.
Как живут в глубинке Киргизии
Я уже давно убедился, что самые ценные кадры из путешествий — это не только красиво получившиеся достопримечательности, но и фотографии местных жителей с жизнью и бытом региона, куда ты приехал. Мы проехали Киргизию с юга на север, объехали озеро Иссык-Куль и побывали в отдаленных поселках, где посмотрели, как живут киргизы.
Киргизия — это потрясающая природа и очень бедное население. Кто смог, давно уехал из дальних поселков, где нет работы, либо в крупные города Киргизии, либо в Россию на заработки.
Кто не смог, либо пьют (а алкоголь в Киргизии очень дешевый), либо стараются выжить подсобным хозяйством.
Кто-то продает ревень вдоль дороги.
Дома в поселках в основном саманные.
Остатки колхоза.
Но большинство жителей Киргизии связывают жизнь с лошадьми.
Лошадь тут и как средство транспорта,
и помощник при выпасе скота.
А еще вкусное мясо и молоко, из которого изготавливают кумыс.
Здесь даже дети с малых лет умеют сидеть верхом на лошади.
И помогают родителям, пропуская школу.
В таких климатических условиях вырастить что-то сложно, поэтому очень часто люди живут за счет животноводства.
Пастухи в Киргизии живут в юртах, которые устанавливают на сезон.
Внутри все просто. Печка, традиционный низкий киргизский стол.
И пол, застеленный коврами, на котором и спят, постелив матрасы.
Такие пастухи выращивают телят,
овец.
Причем как своих, так и чужих за деньги или взяв в аренду.
И сдают молоко в местные комбинаты.
Жизнь в Киргизии очень непроста: отсутствие работы, алкоголизм, традиция иметь большие семьи, труд детей с самых малых лет.
Увидеть красоту дороги из Оша в Бишкек и не умереть
С прошлого путешествия по Киргизии в 2015 году у меня оставался незавершенный гештальт — прокатиться по трассе из Бишкека в Ош. Я по этой дороге хоть и ездил, но киргизский таксист, с которым мы ехали, пообещав провести по ней нас днем, выехал только вечером, поэтому единственное, что мы тогда видели — это полную темноту. И вот пришло время закрыть этот гештальт.
Из Оша в Бишкек около 600 километров пути по красивейшим перевалам с потрясающими пейзажами, дорога эта преодолевается примерно часов за 12, но мы уже особо никуда не спешили и решили разбить ее на 2 дня, чтобы вдоволь нафотографироваться и налюбоваться природой Киргизии. Это один из самых доступных горных путешествий по этой стране, где на всем протяжении лежит хороший асфальт.
Из Оша до Шалды-Сая самый скучный участок трассы — это объезд Ферганской долины Узбекистана. Потом начинаем двигаться вдоль русла реки Нарын.
На Нарыне существует целый каскад мощных ГЭС, некоторые хорошо видны с дороги. Это Ташкумырская ГЭС.
Ташкумырское водохранилище. Вода имеет красивый бирюзовый цвет.
Едем дальше вдоль Нарына.
Как на американских горках.
Далее видим Курпсайская ГЭС — вторая по мощности, после Токтогульской ГЭС, гидроэлектростанция страны.
Плотина ГЭС образует Курпсайское водохранилище недельного регулирования.
Здесь еще выращивают рыбу.
Единственный пункт оплаты автодороги из Оша в Бишкек, где я отдал 350 сом (около 300 рублей).
Перед озером Токтогул начинаются очень красивые серпантины.
Виды тут потрясающие.
Бетонная плотина, построенная в 1976 году в узком горном ущелье на реке Нарын, образовывает самое большое в Средней Азии Токтогульское водохранилище.
Сделал тут панорамный снимок Токтогула на фоне величественного Тянь-Шаня.
Типичные виды Киргизии:
Огибаем озеро с восточной стороны.
И делаем привал около одноименного города Токтогул, где и решили остаться на ночевку, чтобы продолжить путь на следующий день с утра.
Сразу после Токтогула дорога начинает идти вдоль реки Чычкан.
Вверх на перевал Ала-Бель.
Перевал Ала-Бель является перемычкой между Суусамырской долиной и ущельем Чычкан.
Его высота около 3200 метров, и снег на нем сходит только в июле.
А это был конец апреля.
Судя по всему, совсем недавно тут случилась небольшая лавина.
Этот перевал — часть стратегической трассы Бишкек — Ош, поэтому открыт круглый год.
На самом верху перевала:
Дорога не настолько опасна, как в Таджикистане, но все-равно гнать не стоит.
Сусамырская доли́на.
Далее идет еще один перевал Тоо-Ашуу (или Верблюжий перевал) на высоте 3400 метров, который связывает Чуйскую долину с Суусамырской. Перевал Тоо-Ашуу в древние времена являлся важнейшим перевалом Великого Шелкового Пути. Именно по нему шли на Запад многочисленные караваны верблюдов, груженые товарами. Но мы свернули на грунтовую и более короткую дорогу в сторону Иссык-Куля.
Иссык-Куль не впечатлил.
Второй раз уже бываю на Иссык-Куле, но до сих пор не могу понять смысл отдыха на этом озере и почему сюда тянутся туристы. Ладно уж, местные, им деваться особо некуда, если хочется посетить красивую природу на выходных где-то поблизости, но вот прилетать сюда специально я бы точно не стал.
Иссык-Куль — второе по величине (после Каспия) соленое озеро в мире, расположено на высоте 1609 м. Озеро в длину 180 км и 70 км в ширину. Очень сильно отличается отдых на юге и севере озера, это нужно учитывать, если вдруг сюда соберетесь.
Юг подходит для более дикого отдыха. Тут немного пансионатов и отелей, по ощущению, качества асфальта похуже, а дорога идет дальше от береговой линии озера.
Условия на турбазах тут спартанские, но идеальные пляжи для установки палаточного лагеря, где на несколько километров не будет других людей. Уровень цен тут заметно ниже, чем на севере.
В качестве развлечения можно съездить на каньоны.
Или покататься по ущельям.
Где еще можно найти горячие источники.
Северное побережье более развито в плане туризма. Качество асфальта лучше, дорога тянется многие километры прямо возле берега.
На севере популярно санаторно-курортное лечение.
А береговая линия возле населенных пунктов застроена коттеджами и домиками для сдачи в аренду. Также есть парки развлечений, множество аттракционов, кафе и рестораны.
Очень часто сюда приезжают на спортивные сборы, т.к. местность находится на высоте, а стоимость проживания и питания очень низкая.
Иссык-Куль — это горное озеро, поэтому вода в нем холодная даже летом, разве что разогревается где-то на мелководье или в бухточках. Сервис тут совковый независимо от того, где будете отдыхать, разве что на севере немного получше. После того, как объедете все каньоны и ущелья, которые станут на тот момент однообразными, станет реально скучно. Природа, да, красивая, но после того, что мы увидели за две недели путешествия по Таджикистану и самой Киргизии, уже не так сильно впечатляло. Проехав озеро вокруг полностью, мы поехали домой через Бишкек.
Бишкек. Как я вернулся обратно в СССР
Удивительно, насколько по разному относятся к достоянию бывшего Советского Союза в столицах республик Средней Азии: в Душанбе всю советскую застройку уничтожают, в Казахстане вообще сменили столицу, построив все с нуля, а в Бишкеке словно законсервировали. Сохранилось с советского времени практически все: и здания, памятники, и лозунги, и звезды на домах. Такое ощущение, что временно снова оказываешься в СССР, и появляется легкое чувство ностальгии.
Советская монументальность:
Звезды на зданиях:
А здесь прям как в Москве. Кыргызский экономический университет и Международный университет Кыргызстана.
Конструктивизм:
Памятники тоже все сохранились.
Памятник Дружбе Народов (1974), его поставили к 50-летию Киргизской ССР.
Даже Ленин, от которого в других бывших республиках все старались избавиться. Этого же просто перенесли.
Маркс с Энгельсом:
Как это все могло сохраниться?
В парках и скверах очень чисто.
И можно выпить кваса, или чего-то с местным колоритом)
Киргизия не ввязывалась в гонку флагштоков как Азербайджан, Казахстан или Таджикистан. Флагшток тут высотой 45 метров, а в том же Душанбе 165 метров, а Баку 162.
Да и сам флаг тут скромный, всего 10 на 15 метров.
У основания флагштока стоит почетный караул.
Посмотрели здесь смену почетного караула.
Площадь Ала-Тоо — Сердце Бишкека. Изначально была площадью Ленина, и памятник Владимиру Ильичу стоял в её центре.
На северной стороне площади находится Государственный исторический музей. В 2003 Ильича перенесли за этот музей и воздвигли монумент Эркиндик — местную Статую Свободы, допустив кучу ошибок при ее строительстве. В 2011 Эркиндик демонтировали, поставив вместо него два главных столпа киргизской культуры — Манаса на коне
и задумчивого Чингиза Айтматова.
За ним находится здание Агропрома. Оно обрамляет главную площадь страны, являясь ее неотъемлемой частью. На верхушке его красуется купол, напоминающий юрту, что весьма символично для Кыргызстана.
По сторонам площади расположены еще два здания с куполами, которые построены в том же стиле и дополняют ансамбль.
В зданиях с куполами (одно из которых изначально было вообще швейной фабрикой) сейчас обитает всякая всячина, от чего они выглядят современной вариацией торговых рядов.
В аркаде одного из домов:
Если перевести с сомов на рубли (а это еще примерно -10%), цены тоже смешные, как в СССР.
Пообедали и поехали в сторону дома через Казахстан, планируя по пути посетить еще несколько интересных городов.
Алексей Жирухин (Инстаграм).