|
Первые два наших путешествия на Алтай прошли по самым популярным его местам: Чемальскому, Телецкому и, конечно, Чуйскому тракту. И вот теперь наконец-то дошли руки, докатились колёса и до самых необычных, атмосферных мест… Улаганский тракт — начинается от Чуйского тракта в селе Акташ и поднимается по ущелью реки Чибитки. Далее эта очень необычная горная дорога идет по высокогорному Улаганскому плато через сёла Улаган и Балыктуюль на легендарный перевал Кату-Ярык и резко спускается вниз во впечатляющую долину реки Чулышман! А ещё на этом тракте можно свернуть на настоящее бездорожье и добраться до Акташского ретранслятора, подняться на машине так высоко, куда на Алтае нигде больше не получится.
Серьезный перепад высот и температур, очень красивые пейзажи вокруг, малонаселенная дикаяю местность и довольно сложная дорога — всё это делает Улаганский тракт и рядом с Акташем — действительно очень атмосферным местом, во всех смыслах этого слова. И мы очень хотели там побывать, показать это всё детям.
Вообще, вопроса, куда можно съездить на неделю в отпуск в нынешних условиях, почти не стояло. Очень уж манит к себе Горный Алтай. Ещё столько удивительных мест хотелось увидеть в этом самом красивом регионе нашей страны. И его относительная близость к Красноярску (всего день езды на машине как минимум до Бийска или Барнаула), несомненно, говорит за него. В прошлом году летом по понятным всем причинам съездить никуда кроме дачи не удавалось. Но в начале этого лета, хоть вирус ещё никуда не ушёл, по крайней мере базы и кемпинги Алтая работают без ограничений. Как и аквапарк в Барнауле, куда мы поедем на обратном пути в ДР детей.
Так уж получилось, что все три уже путешествия на Алтай прошли у нас на трёх разных автомобилях. Причем меньше чем за 3 года. Сначала вдвоём на старом Аутбэке BP9: Путешествие к «Золотым горам» Алтая золотой осенью. Затем через год с детьми взяли в аренду целый настоящий автодом на базе Ford-Transit: Дом там, где хочется его припарковать. Горный Алтай летом на прокатном Автокемпере.
Общий вид маршрута: Красноярск — Бийск — Акташ — Кату-Ярык — Усть-Ульча — Акташ — Мажойский каскад — Барнаул — Красноярск.
Свои преимущества и недостатки были у каждого из этих путешествий на Алтай. На легковой машине намного быстрее, легче в управлении, экономичнее и проходимее. И в целом дешевле. На автодоме зато конечно намного эмоциональнее для семьи, больше свободы действий и комфорта, больше места для пассажиров и всех вещей. Но очень медленно, а съезжать с асфальта вообще не рекомендуется. Так что для поездки далеко по Улаганскому тракту, через Кату-Ярык, едем только на своей машине, на этот раз на более свежем Аутбэке BR9, уже свозившем нас дважды в Ергаки покататься на лыжах. И вот пришло время и для настоящего путешествия летом на Алтай. Чтобы оно прошло еще более комфортно, решил взять в аренду багажный бокс на крышу. Тем более в комплектации авто были не только полноценные рейлинги, но и складные поперечины! Надо же воспользоваться этой отличной опцией тоже.
За несколько недель до отпуска забронировал 400-литровый бокс на свои даты и даже съездил, примерил его на свои штатные крепления.
Цена 200 руб./сутки. Если неделя и больше, то двое суток бесплатно. Итого вышло всего 1 400 руб. Аналогичный новый бокс стоит в 10 с лишним раз дороже.
Но бокс как на фото мне совсем не понравился, хоть и удачно встал на крышу. Форма не самая аэродинамическая, цвет целиком чёрный, замок и петли крышки почему-то слева. Но, главное, они мне хотели выдать совсем уж латанный и переклёпанный после какого-то удара бокс, с трещинами… При этом в договоре цена стояла очень даже как за новый.
В итоге учитывая все мои замечания, в назначенный день я забрал уже совсем другой бокс, Yuago — с правильной аэродинамикой, замком c той стороны, где нужно, двухцветный, и главное целый)) Цена та же, ведь объем практически тот же 430 л.
Этот дополнительный объем позволил не закидывать под завязку салон и багажник, оставив и воздух, и полноценный обзор назад. К тому же я решил взять ещё и полноценную запаску, которая занимает много места в багажнике (помимо штатной докатки под полом). Оставшееся места заняли чемоданы и прочая мелочевка. А наверх отправились объемные, но легкие кемпинговые кресла в чехлах, набор для пикника, коробка с дровами (обрезками), коробка со штативом и 4 пары кроссовок. И еще осталось куча места.
Загрузка багажников. Впервые можно не переживать, что что-то не влезет))
Конечно, багажник на крышу это здорово в путешествии, но не менее важно перед поездкой на Алтай ещё и проверить техническое состояние машины. Учитывая предстоящий штурм перевала Кату-Ярык, особе внимание состоянию тормозных колодок, системе смазки и охлаждения. Колодки были ещё в норме, охлаждайку долили, масло поменяли. Кстати, во время поездки узнал, что снова выиграл уже на будущую замену масло Mobil 1, всего лишь рассказав в их официальном паблике ВК про свой подробный план путешествия сюда на это лето. Масло за всё путешествие не ушло ни на грамм. Подвеску, состояние ремней и т.д. проверил ранее, и всё, что нужно заменил. Но, несмотря на все это, без небольших технических неприятностей не обошлось.
День 1. Дорога Красноярск — Кемерово — Бийск. Немного более 1 000 км
До Кемерово всё как обычно, дорога очень активно ремонтируется. Что туда, что обратно было реверсивное движение в 6 или 7 местах, причем по несколько км. Где-то успевали проскочить на зелёный, а где-то пришлось постоять в пробках. Многочисленные остановки, конечно, сказываются на времени в дороге. Так что это нужно учитывать. Ещё нужно учитывать, что там везде очень много ограничений по трассе и камер контроля скорости…
Зато порадовало, что наконец-то открыли новую прямую объездную дорогу Мариинска, теперь можно не терять время по городу, или через старую объездную, которая добавляла времени еще больше, чем через город.
Добравшись до Кемерово, заскочили в ТРЦ «Лапландия», перекусить в кафе с видом на город и на Томь. А на обратном пути выяснилось, что это был последний день, когда их снова закрыли, и мы проехали уже мимо абсолютно пустой парковки… Также увидели и новую впечатляющую Кузбасс-Арену, в т.ч. для хоккея с мячом. Выглядит она внушительнее, чем даже наш стадион «Енисей», при этом они очень похожи по архитектуре. Зимой надо будет обязательно съездить сюда на игру «Кузбасса» с нашим чемпионом из Красноярска.
Автобан Кемерово-Новокузнецк. Меняемся с Машей местами. Ехать ещё долго, поэтому можно немного отдохнуть.
Решаю ехать по дороге Кузбасс-Алтай, а не через Новокузнецк и напрямую на Бийск. Та дорога хоть и короче, но по времени заняла бы больше, да и разбитых грунтовок у нас потом будет ещё предостаточно. Кузбасс-Алтай же — отличная дорога, невероятно выровненная по профилю, без перепадов высот и в основном прямая и ровная. Некоторые виадуки вообще проходят выше кромки леса по сторонам от него. Даже возникает ощущение, что летишь над лесом на приличной высоте. Единственное, что надо знать, как правильно попасть на эту дорогу со стороны Кемерово. Вариантов там масса. В этот раз мы немного дали крюк через Белово и Гурьевск, чего можно было и не делать. Навигатор в телефоне разошелся во мнении с моим традиционным навигатором Garmin)) А нужно было ехать мимо сёл Мереть и Грамотеино, пусть тоже с крюком, но поменьше.
Наверное, самый оптимальный из многочисленных способов попасть с магистрали Кемерово-Новокузнецк на трассу Кузбасс-Алтай.
На обратный путь присмотрели себе остановку с песчаным пляжем на реке Чумыш в районе села Залесово. Его очень хорошо видно, когда проезжаешь по мосту в сторону Алтая. Эта река, в принципе, очень богата песчаными пляжами, судя по картам Google, некоторые из них, вообще, похоже дикие. А до некоторых рукой подать от дороги, как, например, дальше по ходу движения у села Акулово.
На Чуйском тракте таких песчаных пляжей на берегах рек уже не будет, но там и своя красота. Перед Барнаулом идет масштабная реконструкция, строят новые полосы и развязки. Но хотя бы без реверса. Зачем-то задумался и случайно свернул в Барнаул, вернее, поехал прямо, пришлось разворачиваться уже после моста через Обь. Посмотрели раньше времени город ближе к закату) Ведь у нас по плану было на обратном пути остановиться здесь сразу на 2 ночи. Наконец, часам к 10 вечера добираемся и до Бийска. Гостиница «Апарт-отель Облака» на ул. Октябрьская находится в центре, недалеко от символичного нулевого километра Чуйского тракта. Хороший отель и по рейтингу и по цене-качеству. С полноценными завтраками на четверых наш номер обошелся всего в 4,2 тыс. руб. В номере есть «второй свет», но туда забираться по узкой крутой лесенке удобно только детям. А вид из окна вообще удручил, лучше не смотреть, что там. Быстренько позавтракали утром и в путь!
День 2. Бийск — старый перевал Чике-Таман — село Акташ. Почти 450 км
В прошлый раз на автодоме не стали останавливаться у нулевого километра в Бийске и проехали ходом из Барнаула. Сегодня же мы практически рядом с ним ночевали, и нам ничего не мешает, времени еще много. К тому же здесь рядом и большой магазин Мария-Ра, где можно докупить все необходимое для поездки.
Знаковое место Чуйского тракта. Сегодня у нас также еще будет возможность прикоснуться к истории.
Нельзя просто так взять и проехать мимо исторического нулевого километра.
Проезжаем Манжерок, как обычно очень много машин и туристов. На обратном пути традиционно покупаем здесь мёд. Ещё довольно много автодомов, прицепов-караванов в этом году. Вспомнили, как мы ехали тут на автодоме в прошлый раз, и тут же увидели на встречке эту же самую машину с номером 087! Кто-то уже возвращался с Горного Алтая в Барнаул) Жаль не встретили его где-нибудь позже или на стоянке.
Вначале пути было то пасмурно, то небольшой дождь, лишь в районе полей с жарками, как по заказу, стало немного проясняться.
Всё-таки Чуйский тракт даже до перевалов и настоящих гор — очень живописная дорога.
Начинаются поля с жарками вдоль обочины в районе Семинского перевала.
На этом 90-градусном повороте в районе съезда на пасеку «Огоньки» традиционно, больше всего машин и вспышек фотокамер.
Самое «жаркое» место на Алтае — по нашу сторону от Семинского перевала.
После перевала снова в основном только зеленые луга.
И очень много красивых лошадей!
Гуляют себе между дорогой и речкой, с кормом и водой тут у них проблем нет.
Проезжая между Семинским перевалом и перевалом Чике-Таман предлагаю своему экипажу свою идею — подняться на последний не по новой дороге, а по старой, исторической. Ну и по нему же и спуститься. Осенью мы уже проезжали один такой старый участок в районе Белого Бома. Виды оттуда обалденные, и сама дорога с аккуратной хорошо сохранившейся каменной кладкой, с изгибами вплотную к скале очень впечатлила. А про «старый» Чике-Таман я узнал позже. Когда ехали на автодоме в последний раз, я, конечно, не сунулся бы на него, а вот сейчас снова на Аутбэке — можно попробовать. Там достаточно одного полного привода для уверенного подъема. Но сейчас там местами размыло камни и не помешает еще и большой просвет, хотя бы 20 см. А еще местами переживал за бокс на крыше, т.к. в паре мест дорога прилично заросла кустарником даже сверху.
Поворот направо на тропинку к старой дороге находится перед первым крутым левым поворотом новой трассы. Сначала едем по долине с покосами. После покосов начинается подъем прямо в лес. В паре мест очень круто и узко, и сами повороты закрытые.
Поднялись на промежуточную смотровую площадку Старого Чике-Тамана.
Старая дорога была основной до 1984 г., когда рядом построили новую трассу. В наше время по старой дороге можно подняться на полноприводной машине, пешком или велосипеде. Старая дорога на Чике-Таман односторонняя гравийка, местами уже сильно размытая, разбитая и заросшая. По бокам дороги в наиболее крутых местах стоят старые бетонные ограждения. Местами эти бетонные блоки уже заросли мхом, и от этого дорога смотрится таинственно. Есть место ближе к вершине, где дорога проходит сквозь лес, затем резко выходит на открытый участок прямо над обрывом. И там уже нет никаких ограждений! Потихоньку природа забирает старый перевал себе, и думаю, совсем скоро от него останется только пешеходная тропа.
Это одно из немногих мест старого перевала, где всё ещё можно спокойно разъехаться двум машинам.
Со старого перевала прекрасно виден новый, а вот с нового перевала разглядеть старый, в такой густой заросли, уже сложно!
Новый перевал по сравнению со старым — практически автобан! Две полосы с обочинами, плавные изгибы серпантина, более щадящий профиль для двигателя и тормозной системы автомобилей… В итоге даже грузовики поднимаются туда достаточно легко. Только когда я поднимался на автодоме, устал переключаться на механике с непривычки))
Зато на старом перевале ты один, никакой суеты, можно выйти прямо на дороге и сделать пару красивых фото.
Пока делали эти самые фото, унюхали запах бензина… Явно нашего, больше тут никого. С тревожными мыслями открываю капот, но, к счастью, там всё сухо. Горловина и крышка бака тоже. Заглядываю под бензобак и вот там справа, где топливный насос, уже видно небольшое пятно бензина снизу. Приехали… Хотя вряд ли это механическое повреждение, ничего не цеплял, пока поднимался, и расход топлива не изменился. Скорее всего, при резком подъеме сюда на эту смотровую бензин просочился, как раз где-то в районе фильтра и насоса. Но лучше, конечно, проверить машину в ближайшей СТО как можно скорее.
Ничего не поделаешь — нужно ехать дальше.
Доехали до вершины перевала у смотровой площадки. Но уже про спуск с перевала по этой же старой дороге не думаю. Наверху есть срезка к новому перевалу, правда там не всё так просто. Она сегодня вся заставлена лавками с местной сувениркой, мёдом, едой и т.п., и днём весь проезд загорожен еще и столиками со всем этим добром. Ещё несколько лет назад ничего подобного не было, и проезд был свободен для всех и в любое время.
Это уже самый верх старого перевала и его смотровая.
Оставляю машину здесь на развилке и иду разведывать обстановку, пока мои любуются видами и изучают сувенирку и что тут по шашлыкам. Пятно на баке вроде немного уменьшилось. И запаха бензина стало уже меньше после самых крутых участков. Значит, это точно не механическое повреждение хотя бы.
Перед развилкой между спусками с перевала по новому и старому трактам.
Виды отличные и локации для них тоже.
Прошел вдоль всего ряда лавок. В паре мест было заставлено так, что и пешком сложно пройти. Пришлось договориться максимально вежливо и предупредить, что сейчас тут спустится «неисправная» машина и просьба подвинуть на время столики. Туристов было не так много, и все тоже понимающе пропускали машину на аварийке. Ждать, пока все закроются и разъедутся по домам, точно не вариант, а спускаться по старому Чике-Таману с другой стороны уже не хотелось.
Через этот торговый ряд и пришлось протискиваться.
Теперь осталось протиснуться лишь через один ряд припаркованных машин.
Вернее, на пути была всего одна машина, как раз одного из торговцев сувенирами. И парень рядом, у которого мы купили по шашлыку, любезно согласился найти и попросить его отогнать свою машину, чтобы освободить проезд.
В поисках лучшего места мы остановились на пикник здесь, под каменной кладкой последних метров старого Чике-Тамана.
После спуска с перевала уже по новой дороге, вдоль берега реки Большой Ильгумень, заканчивается спуск через лес и со старого Чике-Тамана. Там же он соединяется и с Чуйским трактом, где мы и остановились на пикник. Очень знаковое и красивое место!! Дальше такие полянки и беседки будут ещё почти на всем протяжении реки, но уже без исторического антуража. Как только сели в беседку, подошёл администратор кемпинга и запросил 150 руб. за остановку на час. Сошлись на сотке. В итоге это место так и осталось единственным, где с нас попросили денег просто на часик-два на время пикника.
Берег реки Большой Ильгумень в районе кемпинга.
Прогулка пешком наверх по заключительной части старого перевала Чике-Тамана.
Каменная кладка старого Чике Тамана в этом месте очень похожа на ту, что и в районе Белого Бома. Её основательность и сохранность позволяет предположить, что выполняла она ещё и оборонительные функции. По крайней мере, за ней легко спрятаться и наблюдать за противником.
Едем дальше. Машина, кажется, в порядке, в отсутствие резких подъемов и спусков нет пока и проблемы с бензином. Но впереди же ещё будет перевал Кату-Ярык…
Чуйский тракт:
После Ильгуменских порогов снова появилась Катунь, и начинается очень эффектная часть дороги с множеством смотровых площадок.
Ещё одно место, где мы каждый раз останавливаемся в пути — это слияние Катуни и Большого Яломана.
Красивое место, и видно, как в этот раз реки полноводнее, чем в прошлые наши остановки.
Слияние Катуни и Большого Яломана.
Всегда интересно и завораживающе наблюдать за слиянием разных по скорости течения, цвету и прозрачности воды горных рек Алтая. Пусть это даже совсем небольшие реки. Что уж говорить про место слияния двух крупных рек Горного Алтая — Чуи и Катуни. На него можно смотреть бесконечно, лишь меняя точки обзора. На самой популярной прямо у дороги мы уже были. Теперь проедем дальше и пониже, и даже в итоге переедем по мосту через Чую.
В июне реки пусть ещё не такие прозрачные, как осенью, но имеют благородный оттенок, от песчаного или оливкового — до сочного изумрудного.
И наконец, новый ракурс на слияние Катуни с Чуей — за мостом через последнюю.
Завершает парад традиционных любимых мест — смотровые у памятника шофёрам Чуйского тракта.
Но вот крутой подъем на участок старого Чуйского тракта теперь перекрыт для машин.
Теперь на подъёме стоит монумент, посвященный коренным жителям Алтая, «чья история тесно переплетена с историей Чуйского тракта». Коренные жители выполнены почему-то из пластика, хотя искусно замаскированы под медь.
Немного прогуляемся снова и по этой части старого тракта.
И едем дальше к месту отдыха в Акташ.
По пути нам также постоянно встречались стада коров, овец, лошадей... Но самое удивительное, было встретить прямо на дороге двух гуляющих верблюдов!) Они даже создали небольшую пробку из проезжающих и желающих их поснимать. Последний раз мы встречали на дороге этих животных, когда ехали через пустыню Руб-Эль-Хали.
Верблюды на Чуйском тракте:
Ближе к вечеру добрались и до нашей базы в самом начале Акташа. Aktash Village — это новый эко-отель с деревянными комфортными домиками и беседками возле реки Мены, который открылся вот только в мае 2021 года и продолжает строиться. Забронировали его случайно, когда искали другую базу, но там уже было всё занято и нам посоветовали эту новую, дружественную им базу. Хозяева и управляющие — очень приятная семейная пара из местных. Стоимость 3800 руб. в сутки на четверых, но без завтрака.
Наш номер на 2 этаже со своей отдельной террасой.
С балкона, где много места для посиделок вечером или утром, хороший вид на лес и дальше горы.
А за домиком можно поставить качели, прямо у речки.
День 3. Село Акташ — Улаганский тракт — перевал Кату-Ярык — Долина реки Чулышман и обратно. 270 км
Маршрут мечты на сегодня: Акташ — Кату-Ярык — Долина Чулышмана.
Ну что ж, этот день я ждал очень давно, с тех пор как первый раз увидел фото этого легендарного, опасного перевала, ведущего в красивую долину реки Чулышман. Манила и дорога до него, и после него по долине, и, конечно, было очень интересно покорить сам перевал на машине, посмотреть сверху на всю эту красоту! Маша тоже очень хотела в это место, которое я ей уже давно показал.
Очень переживал, чтобы была хорошая погода и видимость на перевале, никаких осадков сегодня не надо! И с этим нам повезло! Но до перевала ещё нужно доехать, а это 100 км не самой простой дороги. Забегая вперед, скажу, что нас такими дорогами не напугать, обычная грунтовка и разбитый асфальт. И если бы не многочисленные остановки для фото, из Акташа до Перевала можно спокойно доехать меньше чем за 2 часа. Ну по крайней мере на кроссовере или универсале, как наш.
Конечно, немного переживал, как будет ситуация с бензином на перевале. Но бензин снова дал о себе знать только перед подъемом на Улаганский перевал.
Итак, просыпаемся пораньше, быстренько готовим завтрак сами и вперед. Чемоданы заранее оставили в номере, а значит, из бокса можно переложить всё только нужное вниз и ехать налегке. Жаль только, что времени было всего один день, и вряд ли бы мы успели сходить на Каменные грибы хотя бы.
Проезжаем через знаменитое урочище Красные Ворота, узкий проход в высоких скалах с красным оттенком, а дорога вьется, повторяя изгибы реки Чибитки с очень приличным уклоном. Это самое узкое место между Айгулакским и Курайским хребтами. Это только первое из многочисленных красивых мест Улаганского тракта. Далее тракт идет вдоль берега длинного озера Чейбеккёль — Мёртвое озеро. Озеро кажется просто спокойным, немного безжизненным, а вот дорожка прямо вдоль берега — мёртвая в прямом смысле, сплошные ямы. Далее дорога проходит ещё мимо нескольких озер, куда более приятных и живописных, где уже стоит остановиться.
Турбаза «У Валентина» со своими знаменитыми атмосферными инсталляциями из советских машин, рядом с озером Узун-Кёль.
Узун-Кёль — высокогорное озеро (1985 м), и самый большой водоем в бассейне реки Чибитки.
Здесь начинается затяжной подъем и тракт поднимается на вершину Улаганского перевала, высота которого 2080 метров.
Озеро Киделю — самое живописное на маршруте, но утром не все снежные шапки были ещё видны. Заедем сюда вечером.
Вершина Улаганского перевала на высоте 2080 м.
На самом верху снова дал о себе знать бензин и снова небольшое пятнышко на дне бака справа. Ну, значит, точно что-то с фильтром или насосом. Пока проверял машину и строил гипотезы, мои ушли прогуляться. А тут наверху очень свежо с утра в июне, градусов 5-6 всего тепла. Наверху перевала можно погулять в лесу, где каждое дерево и кустик пестрят белыми тряпочками… Много народу побывало тут до нас уже, но сейчас никого, тишина и умиротворение…
Улаганский перевал:
И где-то в конце тропы был бы очень красивый вид на озеро.
С перевала тракт спускается вдоль реки Сарыачик, на берегах местами лежит снег!
Через 50 км после Акташа, за мостом через реку Башкаус, заезжаем в село Улаган. Село большое, есть даже целый стадион, названный в честь реки. Может, и какой-нибудь ФК «Башкаус» имеется. Население этого села чуть больше 3000 человек.
Улаган. Последний островок цивилизации.
Если вы не успели заправиться в Акташе, последняя возможность сделать это есть здесь. А мы в кафе у Марии-Ра подкрепились вкусным завтраквом, уже более основательно. Кстати, цены очень даже приемлемые.
Еще через 20 км нас встречает село Балыктуюль, поменьше, но поживописнее и опять же атмосфернее, чем Улаган.
Оформление стелы на въезде периодически меняется, в разые годы у разных путешественников — это разные сюжеты по мотивам жизни местного алтайского населения. Можете добавить в комментариях, кто ещё видел и другие картины на ней.
Оформление стелы несколько лет назад, на фото найденном в сети.
Село Балыктуюль с населением более 1300 человек. От него идут две грунтовые дороги: одна идет до села Паспарта, другая — до села Балыкча. Нужная нам дорога справа через живописный мостик. А за ним играют местные маленькие дети. И именно к нам они почему-то проявили свой живой интерес. Может, бокс на крыше их так удивил?
Вид с мостика через Балыктуюль.
А вот кому было абсолютно всё равно до нас, и вообще, что там происходит дальше на дороге — огромное стадо овец и барашков.
Пришлось несколько минут постоять в такой пробке, чтобы всех пропустить.
Действительно, из всех дорог и трактов Горного Алтая — Улаганский, конечно, самый атмосферный.
И последняя остановка в интересном месте перед Кату-Ярык — Изумрудное озеро.
И ведь реально изумрудное, которое отлично видно прямо с дороги. Проезда в его сторону нет, можно полюбоваться только издалека, а соседние с ним 2 таких же изумрудных озера, вообще не видно.
За нами сразу пристроился УАЗ-Патриот №093 с группой туристов из Акташа.
А один из четвероногих туристов нам даже очень обрадовался.
А между тем, уже видны снежные шапки гор, за перевалом Кату-Ярык, осталось совсем немного через лес!
Последние километры, наверное, были самыми сложными, Местами дорога через лес, очень узкая и с крутыми спусками-подъемами. А местами повороты вообще закрытые, нужно быть начеку. Но блин… это всё того стоило, когда мы наконец подъехали к перевалу, где открываются те самые фантастические виды!
Наконец-то мы доехали до перевала Кату-Ярык. И даже до одной из самых крутых смотровых .
И такой прекрасный вид открылся сразу, просто фантастика! Наконец-то мы видим это своими глазами!
Но перед спуском непосредственно по тому самому перевалу, нужно обязательно прогуляться по гребню…
Перевал Кату-Ярык:
… полюбоваться на долину, реку Чулышман и водопад Карасу со всех ракурсов. Обрыв впечатляет, самая настоящая пропасть.
Карасу, действительно, очень красивый, но странный водопад, Он обрывается высоко над уровнем реки, но места впадения в Чулышман вообще не видно. Куда девается вся эта вода из него? Ладно, оставим этот вопрос учёным, мы приехали сюда насладиться этими видами и получили сполна эмоций! А ведь ещё даже не спускались вниз.
Но теперь я хотя бы понимаю туристов, которые просто приезжают сюда из Акташа, потратив на дорогу полдня, сделают кучу фото наверху и почти сразу обратно, не прикоснувшись к Чулышману и долине.
Что уж говорить, если экскурсионные вертолёты для всяких випов — летают ниже тропы, по которой мы сейчас идём вдоль обрыва!
Не поленился притащить на самый верх и край гребня любимое кемпинговое кресло)
Но посидеть на нем больше никто не отважился. Ровных площадок особо нет, а те, что есть, имеют уклон в сторону обрыва и ущелья…))
Прекрасная долина Чулышмана, с высоты 600 м!
И не менее прекрасный перевал Кату-Ярык.
Еще раз уже лично внимательно изучаю все его изгибы и загруженность машинами перед спуском…
Необыкновенные чувства, когда наконец-то сам едешь по этой дороге, про которую столько читал, смотрел, размышлял… Ну что ж, по крайней мере, спуск в общем-то ничего особо страшного, хотя в некоторых местах дорога идет прямо над обрывом, в несколько сотен метров! Всю дорогу на тормозах и первой передаче (на вариаторе режим М, 1). Особенно медленно пришлось ползти на последнем спуске, там и круто и очень разбита дорога, с камнями и ямами. Видимо, тут по-прежнему испытывают судьбу водители переднеприводных машин, и далеко не всем удается преодолеть этот подъем. Вот и стоят, шлифуют, а потом медленно пятятся назад. К нашей машине никаких нареканий пока нет, кроме того, что где-то по дороге сюда обломилась одна из колесных шпилек вместе с гайкой. Но у меня в машине всегда есть запасные шпильки и гайки, чтобы поменять при первой возможности на СТО или шиномонтаже.
Острожный спуск по перевалу. Внизу настоящий обрыв.
На спуске нам попался навстречу один старый Аутбэк и ещё пара машин, разъехались со всеми удачно, а в паре мест на всякий случай остановился остудить тормоза.
Та самая дорога через долину Чулышмана. Сама по себе тоже большая достопримечательность.
Дорога в долине Чулышмана:
Дорожка местами убитая, местам просто пыльная гравийка. А местами очень узкая, между больших валунов. Кстати, опасность камнепада здесь и на перевале ранее всегда реальна, а камушки могут достигать размеров с грузовик. Так что средняя скорость ещё меньше, чем до перевала. Но скалы с водопадами вокруг впечатляют! Даже больше чем похожий Юпшарский каньон в Абхазии. Время уже близится к обеду, понятно, что до конца Чулышмана нет смыла ехать по такой дороге. Так что ЮБТО, поход на «Каменные грибы» и водопад Учар оставим на другой раз.
До самого кемпинга «Каменные грибы» мы доехали, но мест там не было даже для пикника на пару-тройку часов. Поехали в соседние, в устье реки Чульча. И там гораздо свободнее, на одной из них мы и остановились у свободной беседки, где кроме нас ещё пара машин возле домиков и всё.
Напротив устья Чульчи нашлась отличная база, и почти никого.
Место на самом деле очень живописное, не хуже Каменных грибов и прочих более известных кемпингов.
Отличное место для пикника днём, всё необходимое для него как раз с собой уже есть.
Администратор, алтаец, разрешил побыть здесь, сколько хотим, и совершенно бесплатно, прайс у них только на установку палаток или ночевки. Странно, что в таком месте не было ни одной палатки в этот день. Хотя одно объяснение этому я заметил — ветер из ущелья иногда тут дует такой, что палатки просто бы сдуло.
Долина Чулышмана 15.06.2021
Вода в Чулышмане, конечно, бодрящая, попробовал умыться после готовки шашлыка на жаре. Тут намного теплее, чем на верху перевалов, уже почти 30 градусов. А ведь ещё часа 3 назад на вершине Улаганского перевала было всего 5!
Турбаза «Ромашка» и абсолютно свободный берег реки на панораме!
Возле этого валуна с берёзой есть даже маленький песчаный пляж
Дорога обратно вдоль Чулышмана.
Возвращаемся обратно в сторону Кату-Ярык. Солнце теперь освещает долину очень ярко. А когда перед тобой никого и нет пыли над дорогой, виды изумительные.
Остановились у моста, левая часть которого сейчас в приятной прохладе тени.
Машину лучше оставить в тени деревьев внизу на берегу, подальше от пыльной дороги.
На том берегу солнце и печет сильно, а Чулышман течет мощно и глубоко.
Когда солнце стало заходить за левый обрыв долины, мы подъехали к Кату-Ярык. Сразу подняться не удалось, т.к. на последнем спуске ползли вниз сразу несколько машин, с приличным интервалом. В итоге на жаре пришлось постоять минут 25. Тень была только с середины перевала. Как только спустился последний автомобиль, сразу стартую. И вот тут я допустил ошибку, просто забыл... Надо было сразу врубить печку и кондиционер на полную…
Успешно и даже непринуждённо преодолев первую самую сложную и затяжную часть перевала, на втором отрезке заметил, как стрелка температуры двигателя медленно, но уверенно поползла вверх. Ещё не к красной зоне, но уже неприятно. До спасительной тени еще половина перевала. Останавливаюсь сначала после второго витка, на самом солнцепёке. Минут десять или пятнадцать даю двигателю поработать на холостых с включенной печкой и немного остыть, и еду дальше. К четвертому или пятому витку температура снова пошла вверх, но, к счастью, тут уже тень и можно спокойно остыть в кармане. В принципе, к такому развитию событий я был готов, учитывая жару и такой затяжной и крутой подъем. Главное следить за температурой.
Хорошо, что в этом поколении Аутбэков после рестайлинга исправили досадную ошибку, и вместо тупой синей лампочки поставили нормальный стрелочный указатель. Для EJ25, конструктивно склонного к перегревам, это критически важно. Помню, на предыдущем Аутбэке с таким же двигателем, лишь однажды за все 11 лет стрелка чуть поползла вверх. Когда мы штурмовали крутой перевал к пади Ташкиней на острове Ольхон. Тоже были те ещё приключения)) 8 Жемчужин Приольхонья. Семейно-внедорожное путешествие по Байкалу в июне 2015 года
Даю двигателю остыть в тени на середине перевала. Самые крутые участки уже хотя бы пройдены.
Перевал Кату-Ярык. Остановка на подъеме:
Оставшаяся часть перевала прошла уже в обычном режиме, и дальше Улаганский тракт уже не воспринимался чем то, таким уж сложным. По дороге обогнали едущую на галстуке Мазду-6 со стороны перевала. Видимо, не выдержала подъема на него. К таким приключениям нужно осознанно подходить и к выбору машины, и к своим навыкам.
Улаганский тракт на обратном пути проходит с видами на вершины Восточного Алтая и Курайский хребет.
Курайский хребет — горный хребет на Восточном Алтае, водораздел рек Башкаус и Чуя. На юге хребет граничит с Чуйской и Курайской степью. Хребет соседствует: на севере с Улаганским плато, на востоке с хребтом Чихачева, на юге с Северо-Чуйским хребтом и на западе с Айгулакским хребтом.
На обратном пути и озеро Киделю предстало во всей красе, с уходящими лучами солнца. Так, что мы решили не просто остановиться на обочине, а пройти чуть дальше к берегу, где устроен своеобразный обзорный амфитеатр из простых деревянных лавочек.
Киделю (Кеделю) — горное озеро, расположенное на южном склоне Улаганского перевала. Озеро небольшое, но своей красотой покоряет всех! На его фоне стоит стеной Курайский хребет, вершины которого белые от снега даже жарким летом. Озеро Киделю расположено в настоящем высокогорье: вокруг растут лиственницы, кедры, карликовые березки, можжевельник. Озеро отдает свою воду через соседнее озеро реке Сарыачик, впадающую в реку Кубадру, приток Башкауса, который в свою очередь впадает в реку Чулышман, главный приток Телецкого озера.
Великолепный вид на Курайский хребет и озеро Киделю.
Дальше уже осталось немного, по пути остановились только у Красных ворот, т.к. утром там всё было в тени и как-то мрачно. Вечером чуть лучше освещение, но уже и много туристов из Акташа.
Скала Красные ворота и река Чибитка на обратном пути.
Скала Красные ворота:
Насыщенный на эмоции обзорный маршрут, к которому шли несколько лет. В следующий раз обязательно поедем в долину Чулышмана уже на несколько дней. Это место стоит того! А дорога до перевала не так сложна, но очень живописна. Сам перевал, конечно, впечатляет, там уж точно нужно быть начеку!)
День 4. Акташ — Мажойский каскад — Чибитская поляна и обратно. Около 25 км
Сегодня у нас также очень насыщенный день, продолжаем знакомиться с другими атмосферными местами Алтая, где не были раньше. Сначала мы хотели сразу с утра поехать на экскурсию на Акташский ретранслятор, но не успели вовремя и машина уехала с другой семьей из нашей базы без нас. Договорились на послеобеденное время и уже только для нас, и на самой лучшей для этих целей машине.
Пока же прокатимся сами по красивым местам рядом с Акташем. Хотели бы посмотреть на два 12-метровых водопада: Радужный (Чибитский) и большой Уларский. Это не так далеко от Чибита и Акташа, и теоретически до них можно было проехать по тропинке на машине. Но сразу за мостом через Чую в их направлении оказались заборы и ворота на замке. Теперь это чьи-то покосы и частная территория, и за проход, скорее всего, нужно было платить. Либо заказать конную экскурсии по указанному на воротах телефону. Вот так, посмотрели называется... Пешком, конечно, по жаре не пошли, да и время не хотелось терять. Лучше подольше погулять и отдохнуть в другом месте.
Сворачиваем в село Чибит, там, где кто-то построил странный каменный замок, аккуратно между Чуйским трактом и рекой Чибитка. Проезжаем по мосту и далее в сторону ущелья Чуи с левой стороны постепенно наверх.
Тропинка из Чибита в строну Мажойского каскада на Чуе.
За селом сначала преодолели очень крутой и узкий подъем, примерно как был в одном месте на старый Чике-Таман. Затем дорожка шла то по лесу, то по полю. Местами с очень глубокими ямами и вырытыми камнями. Приходилось просчитывать траекторию и медленно проходить эти сложные места. И так километра 3-4. Сюда без полного привода, думаю, не подняться, тем более дорога еще и местами сырая от дождей.
Добрались. Тот самый открыточный вид перед нами.
Дальше этого места спускаться просто опасно. Очень крутой и узкий спуск вдоль обрыва, размытый, с ямами и камнями. Лучше прогуляться пару километров пешком. Ну, а про подъем по тропинкам наверх, куда-то вдаль, вообще не говорю…))
Мажойский каскад:
Фото совсем не передают крутизны дороги дальше вниз, и каких-то совсем уж конных троп наверх.
Но крутые склоны, ущелье и поток Чуи среди скал глубоко внизу очень впечатлили.
Мажойский каскад — это 17-километровый участок Чуи от устья реки Маашей и до поселка Чибит. Каньон насчитывает 54 порога 5 и 6 категорий сложности. Каскад интересен не только для туриста-водника, но и для автомобильного путешественника. Попасть сюда можно из с. Чибит, двигаясь по грунтовой дороге, проходящей через село. Далее дорога становится проходимой только для полноприводных машин. Местами очень крутой подъем и много камней. Зато отвесные скалы и снежные вершины делают это место очень живописным.
А ведь ещё несколько лет назад здесь планировали строительство ГЭС, что привело бы к затоплению уникального каскада. К счастью, сегодня эти планы уже не реализуются, ведь ГЭС нужно строить в других местах и намного более эффективные.
На краю обрыва можно увидеть и тот самый каскад в сторону Оройского моста.
Чуя. Мажойский каскад:
Невероятное место, которое обязательно стоит увидеть, тем более оно рядом с Акташем.
Обратно наверх поднимались по более короткой, но и крутой тропе, мимо очередных красивых алтайских лошадей.
Едем обратно по тем же тропам.
Едем обратно, по пути встречаем туристов, идущих пешком на Каскад. Спросили нас, как мы смогли доехать до места? Они свой Спортэйдж оставили внизу, ещё перед первым подъемом. Был бы он у них полноприводный, заехали бы, в принципе, спокойно.
Спуск со склона. Внизу стоянка из машин, кто не рискует или не может заехать выше.
Там же внизу развилка и спуск резко вниз к Чуе. Это место называется «Чибитская поляна» — база отдыха с кемпингом на берегу Чуи. Присмотрели её, когда забирались сюда. Но туда ведет ещё более резкий спуск, а потом обратно и подъем. Но нас после Кату-Ярык и старого Чике-Тамана не удивить уже ничем))
Оригинальный ракурс на Чую и Чибитскую поляну.
Спустились вниз на кемпинг возле базы Чибитская поляна.
И снова здесь почти никого. На самой поляне только мы и всего одна палатка с другой стороны. Администратор подошёл, но, узнав, что мы только на пикник, денег не взял.
Приятное место для отдыха в тени деревьев и с видом на Чую.
На поляне жара, можно загорать, но через пару часов у нас будет возможность охладиться в горах и погулять по снегу!
Между поляной и селом Чибит, Чуя красиво огибает островок с лесом.
Да, еще у нас сегодня долгожданная экскурсия на Акташский ретранслятор. Но туда на своей машине я бы даже не сунулся. Поэтому лучший вариант — это экскурсия с водителем-гидом на подготовленном внедорожнике.
В Акташе цена экскурсии на ретранслятор составляет 2000 рублей с человека или 1500 рублей, если едешь семьей из 4 человек. Но машину лучше искать покомфортнее и проходимее одновременно.
Нам повезло, что как раз сегодня был свободен лифтованный 105-й Крузер владельца этой же базы, на огромных колесах МТ, шнорехелем, силовыми бамперами и т.д. Уже на полянке в статике этот танк внушал уважение и уверенность, что пройдет везде. Рядом с ним даже потерялся сам по себе немаленький и также подготовленный Патрик.
На базе нас уже ждут две машины, 105-ый Крузер и УАЗ-Патриот, тот самый, что встретился нам вчера по дороге на Кату-Ярык.
Водители договорились ехать в паре, специально ждали и нас и другую пару туристов, наших соседей. Патриот уехал чуть раньше, но мы его догнали и, начиная с самых трудных участков, уже ехали за ним. Можно было наблюдать, как работает на бездорожье Патриот, задействовав весь свой внедорожный потенциал — та ещё залипательная картина. Но его пассажирам, конечно, было не так сладко. Наш же Крузак проходил все эти трудные места как-то даже играючи.
В самом начале подъема, глядя на встречный Дастер, казалось, что тут смог бы проехать и я на своем Аутбэке…
Затем дорога идет в окружении леса к истокам реки Ярлыамры, дорога в булыжниках с промоинами. Это один из самых off-road-ных и сложных участков маршрута, легковые машины там не проедут.
Самое веселье было в лесной части, где просто огромные ямы, промоины, камни — и всё это в нескончаемый подъем.
Местами казалось, что и Патриот в таких местах просто ляжет на бок.
Эта дорога только для настоящих внедорожников, желательно подготовленных. И, конечно, для опытных водителей. В основном нам попадались УАЗы и Крузаки, один Патруль, один Паджеро, китайский Ховер и… почти на самом верху абсолютно стандартная старая трёхдверка Honda H-RV!! Да, может, по геометрической проходимости она тут и пролезала со скрипом, на своих стандартных колёсиках. Но это было явно на грани возможностей машины и уж точно за разумным пределом её эксплуатации. Представляю, как весело было внутри для её экипажа)
Акташский ретранслятор. Подъем:
Далее пейзаж начинает меняться, все меньше становится растительности, горы становятся более безжизненными. Доезжая до отвалов рудника дорога делится на две части, поворот налево — более крутой подъем ведет в объезд Акташского рудника, но зато проходит в окружении леса. Дорога правее ведет к шлагбауму рудника, который открыт для местных гидов. Здесь дорога выходит на относительно равнинный участок вдоль реки, и можно немного перевести дух перед следующим крутым подъемом.
Пирамида из отработанного материала при добыче ртути так и останется навечно здесь похоже.
Месторождение ртути в этом месте было открыто в 1842 году. Активно добывать руду начали только к концу Второй мировой войны. Село Акташ было основано именно для работников этих рудников. Недалеко от поселка Акташ находится километровый тоннель, по которому возили вагонетки с рудой. Через единственный цех завода тянулась огромная труба. С одной стороны в неё засыпалась руда, и нагревалась до 1000℃, при этом происходила возгонка ртути, которая затем конденсировалась и приобретала привычный вид. До 2004 года эти рудники были единственными в России по производству металлической ртути. В 2004 году предприятие было ликвидировано, рудники в данный момент не работают.
Подъем к ретранслятору:
Теперь там обитают любители поискать ценные минералы и даже организовали лавочку по продаже их проезжающим туристам.
Крутой поворот дальше наверх к тому самому единственном цеху завода.
Всё, что осталось от зданий 1964 года постройки…
Дорога снова крутыми подъемами и серпантинами идёт всё выше, на вершине горы уже виднеется сам ретранслятор и белые ледники снега. Назад смотреть совсем не хочется — снизу обрывы. Высота и масштабность этих мест завораживает, а мест для фото и видео предостаточно. Теперь осталась самая страшная часть подъема, когда узкая дорога петляет вдоль обрыва… Зато уже полностью виден весь Северо-Чуйский хребет, невероятно, мы уже практически на одной высоте с его вершинами!
Акташский ретранслятор. Подъем наверх по обрыву:
Невероятные виды открываются уже до самой вершины.
На самый верх к ретранслятору на машине сейчас не подняться. Позднее лето, очень снежная зима — в итоге оставшаяся часть пути ещё заметена снегом, который и не думает пока таять.
Останавливаемся здесь, на ровной площадке, где можно развернуться. Выше уже не получится.
У нас есть примерно полтора часа погулять здесь и подняться повыше к леднику у подножия ретранслятора. Но и этого более чем достаточно! Тем более, на самой вершине вид чуть хуже и намного ветренее и холоднее. Отсюда же просто отличный вид на Северо-Чуйский хребет, гораздо круче, чем на холмах в Курайской степи.
С заслуженным покорителем бездорожья.
Весь Северо-Чуйский хребет как на ладони.
Акташский ретранслятор — радиорелейная вышка УРС 08609, которая обеспечивает связью Республику Алтай, расположен на высоте 3038 м. Ретранслятор знаменит своими потрясающими видами вокруг, а в ясные безветренные дни можно увидеть даже величественную Белуху. Сам маршрут, ведущий на ретранслятор, очень красив и увлекателен, и даже немного страшен)).
Акташский ретранслятор. Подъем на верх пешком:
Дошли до маленького, но настоящего ледника!) Тут, конечно, совсем свежо.
Вон на том холме справа две маленькие машинки, ждут нас.
Так высоко мы ещё нигде не забирались, тем более на машине! Фантастика!
Теперь нас ждёт другой аттракцион — спуск!)) С самого верха вдоль обрыва, на тормозах и понижающей. Но иногда Крузак позволял ехать и быстрее.
Акташский ретранслятор. Спуск:
В какой-то момент догнали на спуске стандартного Ховера и, не задумываясь, обогнали его по встречке, если это можно так назвать здесь. Получилось эффектно!
Акташский ретранслятор. Спуск. Обгон Ховера:
Снова по лесной части через ямы и промоины!
Акташский ретранслятор. Спуск. Вдоль реки в лесу:
Да, экскурсия что надо! Море впечатлений и эмоций от увиденного там наверху, и по дороге туда. И настоящее внедорожное приключение!!
Наш водитель-гид Серикжан Манарбекович и его вездеход — настоящие профи. Проверено Ретранслятором.
Очень рекомендую прокатиться именно на его машине туда, особенно когда всей семьей. Очень комфортный, быстрый и безопасный вездеход. Это хоть и настоящий 105-ый по ходовке, на мостах, но бензиновый и в богатой комплектации — для арабских рынков. Контакты водителя машины можно узнать на базе Aktash-Village прямо на въезде в Акташ за аркой с камерами.
Вот такая коротенькая, но насыщенная и эмоциональная программа у нас была в Акташе. Все остальные достопримечательности рядом и до Курая мы уже видели раньше. А завтра стартуем уже обратно в сторону Барнаула.
День 5. Акташ — Манжерок — Барнаул. 600 км
Как бы ни хотелось остаться здесь подольше, но пора ехать. Завтра у детей ДР, и мы решили подарить им в т.ч. и целый день развлечений в аквапарке Барнаула. У нас в Красноярске пока такого даже нет. А там уже успели построить очень приличный центр, с 5 разными горками и трубами.
Поэтому сегодня спокойно едем по Чуйскому тракту, уже почти никуда не заезжая. Разве что в паре мест отдохнуть, и найти наших знакомых, по осеннему путешествию, пасечников, прикупить их вкусного проверенного мёда.
Первое такое место не заставило себя долго ждать. Проезжая его в прошлые годы на обратном пути, всё не находили времени заехать посмотреть, куда в ущелье убегает Катунь от Чуйского тракта. Наверняка место очень красивое. К тому же знаменитое.
Немного в сторону от тракта по тропинке и мы на месте.
Об Ильгуменском пороге можно сказать, что это одно из многих красивейших мест Горного Алтая. К тому же он причислен к IV категории сложности в мире рафтинга. Здесь регулярно проходят соревнования. Протяжённость порогового потока примерно с полкилометра.
Кордон Кур-Кечу в створе Катуни и Ильгуменских порогов.
Только что через сам кордон было не проехать по закрытой территории к месту слияния рек Катунь и Большой Ильгумень. Либо опять же за плату.
Сделали несколько фото, едем дальше. Остался позади Чике-Таман, на этот раз я уже не стал экспериментировать со старыми его участками. Заехали в большое село Онгудай, там есть и Сбербанк, снять наличку, и большой магазин Мария Ра, прикупить что-нибудь к обеду. Вот только обед был отложен почти на час из-за капитального ремонта дороги и реверсивного движения длиной почти 2 км сразу за селом. Пробка собралась знатная в обе стороны, сначала с нашей, а потом, когда всё-таки поехали — с другой. Когда ехали сюда, реверс тоже уже был, но мы его очень удачно проскочили сходу на зелёный.
До начала подъема на Семинский перевал осталось немного, и мест для пикника на берегу реки уже скоро не останется до самого конца перевала. Наконец нашли подходящую полянку недалеко от тракта на берегу речки Урсул, практически перед самым началом Семинского.
Относительно тихая полянка недалеко от тракта на берегу Урсула.
Недалеко от места нашей остановки Урсул течет прямо у обочины Чуйского тракта, и там уже отдыхают много экипажей. Кто-то после затяжного перевала, кто-то перед ним.
Тоже отличное место для пикника и немного отдохнуть.
Далее в Шебалинском районе около села Черга начинается сначала дождь, который резко перешел в ливень, а потом еще несколько минут и в сильный град! Настолько сильный, что я стал переживать за сохранность стёкол и бокса на крыше, там ведь всего лишь тоненький пластик. Но он выдержал, и защитил еще и крышу машины. Удивительно, ровно 2 года назад, ровно в этом же месте нас застал подобный ливень с градом и на автодоме. Тогда он барабанил по пластику корпуса еще сильнее.
Ливень и град на Чуйском тракте:
После всех этих осадков снова солнце и начинается обычный Алтай, более равнинный, зато здесь и самый вкусный мёд, и огромный его выбор. Но у нас уже есть знакомые пасечники и производители мёда и продукции из него, по первому нашему путешествию на Алтай осенью. Договариваемся с ними по телефону, куда нам подъехать в этот раз. Теперь точка и продавец у них на муниципальном рынке в селе Манжерок. Там выбираем себе и родителям мёд и немного продукции пчеловодства. Как всегда, мёд у них отменный, вкусный и есть из чего выбрать. Привет Александру и Татьяне.
Традиционная пасека семьи Назаровых и их точка с большим выбором мёда в селе Манжерок. Рекомендую.
Привезли домой Горный, Донниковый и Акациевый мёд.
Пока выбирали мёд и немного медовухи, заметил колоритного интересного шамана с бубном у входа на рынок.
Как выяснилось, это девушка-шаманка. Подробности рассказала автор композиции, Елена Степанова, знакомая наших пасечников. По её задумке и идее, это белый шаман, который встречает гостей под деревом и дарит людям только добро. В данном случае можно ещё и загадать желание и три раза ударить по бубну, чтобы оно обязательно сбылось.
За всем эти я чуть не забыл, что осталась неисправленной одна проблема — а именно необходимо было заменить шпильку на правом заднем колесе, а то без одной гайки как уж слишком долго катаюсь. И слишком далеко ещё ехать до дома. В Барнауле завтра тоже не охота тратить на это время. Поэтому ищу подходящую СТО по дороге.
Нашёл такую в селе Сростки. Очень приличную и оригинальную, где рабочая зона у отличного мастера плавно перетекает в жилую, и небольшой огородик. Пока менял шпильку, мы прогулялись через дорогу на другой рынок, там еще немного прикупили местных вкусняшек и вперед. Цены чуть поменьше, чем в селе Манжерок и тем более на перевалах.
«Живёт такой парень» на СТО в селе Сростки. Поменял отломанную шпильку колеса.
Больше с машиной до самого дома, к счастью, ничего не случалось, ничего не пришлось ремонтировать. Только несколько штрафов за превышение прилетели позже и всё. А тем временем мы добрались, наконец, и до Барнаула. Уже второй раз за этот отпуск!
День 6. Барнаул. Центр — ТРЦ «Европа» — Центр — Парк, Набережная. Итого 20 км
Апарт-отель «Чкалов» в самом центре Барнаула по ул. Чкалова, на 2 суток.
В Барнауле мы уже были 2 года назад, когда забирали в аренду автодом, и вот снова здесь. На этот раз у нас гораздо больше времени изучить этот славный город. Красивый центр, отличная летняя погода. Но огромное количество комаров и мошки по вечерам прямо на улицах, в парке и набережной немного испортили впечатление.
Отель в Барнауле выбрали традиционно из соотношения цены/качества (7560 руб. за 2 суток на четверых) и по хорошим отзывам, а также по его расположению. Не так далеко от ТРЦ с аквапарком и совсем рядом с Нагорным парком и Набережной Оби и совсем рядом с кафе в центре, где можно посидеть вечером.
А это уже сам аквапарк в Барнауле. Для детей нашего возраста самое то на ДР!
Аквапарк очень хорош, всё продумано от входа до выхода, везде на всех постах маршалы следят за безопасностью. И не так много народу в пятницу днём. Открытые горки впечатлили, особенно синяя — очень кайфовая. Зелёная тоже ничего, очень понравилась. А вот в закрытых трубах реально страшно было даже мне!)) Есть и совсем простая желтая, где можно спускаться даже вдвоем. С учетом постоянной беготни наверх по лестницам к ним, тренировка получилась что надо.
Главное, дети в восторге и оригинальный ДР только для них. На четверых на весь день он обошелся в 5600 руб., еще 1245 руб. там пообедать в кафе. Всё это время на улице была жара за 30, а у нас там водичка и прохлада, красота! Надо будет еще как-нибудь сюда съездить.
Сворачиваем на центральную улицу — Ленина. Центр Барнаула довольно красив и ухожен
И сама улица Ленина, утопающая в зелени с множеством красивых исторических зданий.
А уже вечером после жары прогулялись от Большой Олонской улицы по Нагорному парку и набережной Оби.
Красивое место, но местные комары и мошка в это время просто звери.
Хорошо, что прямо на набережной продают спреи от насекомых, уже проверенные. На прогулку по набережной их эффекта как раз и хватает. Иначе сожрут и не заметят, особенно приезжих. Местные, судя по всему, к ним привыкли.
Барнаул с высоты парка на закате.
Завтра утром уже едем домой, снова почти тысяча км: по Чуйскому тракту, трассе Кузбасс-Алтай, Кемеровской области и нашего Красноярского края.
День 7. Барнаул — Красноярск. Итого 925 км
По трассе Кузбасс-Алтай заезжаем отдохнуть в то самое присмотренное местечко на реке Чумыш. Машин в выходной день было около десятка. Кто-то уже успел развернуть лагерь и злоупотребить. В общем, ничего удивительного. Народ купается, дети с ними тоже, значит, можно и нам.
Проехать на пляж можно не сразу, а свернув на тропу заранее и далее проехав под мостом прямо берегу.
Хороший, на удивление чистый песчаный пляж, и очень теплая вода реки Чумыш.
Еще одно красивое и заключительное местечко для остановки на отдых в нашу коллекцию впечатлений от Алтая.
А впечатлений этих было масса. Конечно, на автодоме в прошлый раз было и интереснее и вообще более необычное путешествие. Но в этот раз на своей машине и удачно подобранные экскурсии, эмоций добавили не меньше. Эта неделя эмоций, как говорится, год кормит! И это было наше самое атмосферное путешествие на Алтай!
Время подвести итоги.
Общий пробег составил почти 3500 км. По борт-компьютеру расход топлива составил 8,6 л/100 км. И это с горными перевалами, относительным бездорожьем и полной загрузкой с багажным боксом на крыше. Итого ровно 300 литров бензина на сумму почти 14 тыс. руб.
Проживание на отелях и на базе, за неделю и 6 ночей. Сумма 22,5 тыс. руб.
Экскурсия на ретранслятор 6,0 тыс. руб.
Аквапарк в Барнауле с обедом 6,9 тыс. руб.
Продукты для пикников и ужины в кафе, точно не считал, но около 10-11 тыс. руб.
Ремонт машины по дороге, запчасти и аренда багажного бокса 3,5 тыс. руб.
Итого на недельное путешествие на четверых ушло примерно 63 тыс. руб. Плюс мёд, сувенирка и т.д. — традиционно у каждого свои хотелки.
Так же, как и самая неприятная статья расходов — штрафы за превышение. Через Кемеровскую область, где итак сплошные ограничения, да ещё и в период бесконечных ремонтов, не попасться ни разу — наверное, очень сложно. На Алтае тоже есть места, где камеры висят ну совсем уж в неожиданных местах, и тоже довольно много ограничений.
Машина в целом, несмотря на небольшие проблемы с бензином, температурой и обломанной шпилькой, показала себя отлично. Места для нас всех и вещей полно, с учетом бокса на крыше — тем более. Отличный баланс между управляемостью на хороших дорогах и проходимостью на плохих, везде было одинаково комфортно. Мы проехали везде, где хотели, и забрались туда, куда было разумно залезть. При этом я почти не устал за рулём. Круиз-контроль — для отдыха и, наоборот, ручной режим с переключениями на руле — когда совсем скучно. Расход топлива очень даже приемлемый, расход масла Mobil 1 5W30 нулевой. Припасенные полторы запаски так и не пригодились, отлично показали себя шины Bridgestone Dueler SUV, которые, как и сама машина, отлично сбалансированы для езды как по асфальту, так и по разбитым грунтовкам.
Сразу по приезду заехал в свой сервис Мир-Авто, к ребятам, у которых давно обслуживаю машины. У которых и менял недавно топливный фильтр. Разобрали всё, снова собрали, проверили все уплотнители, в т.ч. основной пластиковый. Он то и был, скорее всего, причиной утечек, как раз по моим симптомам. Больше ничего не обнаружили.
В общем, путешествием мы очень довольны! Такого заряда эмоций в начале лета хватит на все летние каникулы! И не слишком дорого по нынешним временам. Алтай, как всегда, просто бесподобен! Уже третий раз, а всё не перестает восхищать сочными красками, необыкновенным рельефом, чистым воздухом и своей атмосферой! Пишу рассказ и уже мысленно обдумываю, куда и когда мы там поедем в следующий раз…
Всем спасибо за внимание.
Михаил424, г. Красноярск