|
Вступление
Идея съездить на Байкал появилась у нас в 2008 году. Как раз недавно получили права, корефан купил себе машину, еще у одного машина была уже давно, и хотелось посмотреть на мир, оторваться от города, увидеть новые места. Однако, и у того, и у другого были гениальные творения Автотаза (которые называют волокушами в известной сказке) — ВАЗ 21093. Сеня позже продал свою, и купил Subaru Impreza 2000 года выпуска, универсал, с полным приводом и механикой, чему очень доволен. Ну а на Лехиной «девятке» — особо гениальном изделии волжан 1992 года выпуска ехать куда-либо от города дальше чем до Дивногорска (36 км от Красноярска) было просто опасно. В любую секунду на ней могло сломаться что угодно. Кроме того, этот автохлам под конец его полуторагодичного использования ездил на двух цилиндрах, несмотря на ремонтированный двигатель, в салоне все дребезжало и отваливалось, и гремел глушак. Но наконец осенью 2009 тарантас был продан перекупам, и вместо него появилась Toyota Carina ED, 1994 года выпуска, с механикой и движком на 1,8 л. Учитывая наличие нормальных японских машин, было принято решении наконец то осуществить давно задумываемое путешествие.
Лето. Подготовка
Хотя изначально поездка намечалась на конец июля, получилась небольшая нестыковка отпусков, и все передвинулось на начало августа. Примерно за две недели мы начали подготовку: купили две палатки: двух и трехместные, туристические коврики (они же карематы или пенки), китайскую печку на маленьких баллонах, и к ней восемь запасных баллончиков, набор котелков и другую походную утварь. Спальники у нас уже были, а также складной стол и стулья к нему. Еще нужно было подлатать «Карину», поменять резину, сделать развал и помыть ее (на последнее из-за каждодневных дождей мы в итоге забили).
Закупка провизией была намечена на день перед поездкой, чтоб всей толпой завалиться в супермаркет и там каждому взять себе по вкусу, но в последний момент из-за сложных семейных обстоятельств Сеня и его подруга вынуждены были отказаться от путешествия. В итоге мы решили не отменять поездку и отправиться на Байкал втроем. За день перед поездкой закупились провизией, средствами против комаров, одноразовой посудой, клеенкой. Захватили из дома ножи, пару топоров и складную лопату, на случай если придется откапывать несчастную машину на наших «направлениях» (лопата так и не понадобилась в итоге).
Нарезали с десяток дисков быстрой и жесткой музыки («Алиса», «Ария», «Сектор Газа», «Iron Maiden», «Scorpions», «Rise Against», etc) чтобы спать в дороге хотелось поменьше. В качестве GPS-навигатора использовали нетбук с картами SAS и GPS-приемник. Для питания бука купили инвертор от прикуривателя на 220в (который в первый же день сломался). Изначально маршрут намечался на остров Ольхон, после хотели заехать в Аршан и затем на теплые озера на южном побережье.
День первый (01.08.2010)
Выезд наметили на восемь утра, чтобы до темна добраться до Иркутска, но пока утрамбовали вещи и сами расположились поудобнее, прошло почти час. В итоге выехали мы в 9, а границу города пересекли минут через 20. Утро было пасмурное, машин в восточном направлении много, как и по встречке, а строящаяся федералка еще не открыта, так что пришлось нам плестись в потоке, держа 80 км из-за обилия тазов с прицепами. Но где-то в районе села Вознесенка дорога расширилась на несколько полос, так что мы смогли обогнать всех тихоходов, и в дальнейшем держали скорость 110-130 км/ч почти до самого Бородина. Неподалеку от Бородина дорога как будто по болоту проложена была, асфальт во многих местах провалился, пришлось сбросить скорость до 40 км/ч и вилять между провалов, или очень медленно через них перебираться. Бородино проскочили быстро, не осматривались. С виду тихий городок, народу на улицах и машин было немного, хотя уже было около 11 часов. После Бородина дорога тоже не очень, но больших ям не попадалось. Отъехав от города километров на 7, остановились перекусить.
Красноярские пацаны Славик и Димон. Они все никак не могут доехать до Байкала.
Канск проехали через город. Так повел нас навигатор, хотя сперва хотели ехать по объездной. Позже прочитал в отзывах, что объездная вокруг Канска — это что угодно, но не дорога. Может и хорошо, что нас навигатор по ней не отправил. Зато после Канска дорога до самого Нижнего Ингаша была отличной, держали 120-140 почти все время. У Нижнего Ингаша идет ремонт, вместо асфальта отсыпанная дорога, на которой нам на «Карине» пришлось ползти 30 км/ч. А фуры и того меньше ехали, мы их постоянно обгоняли, чтоб пылью не дышать. Различные внедорожники и иногда бесшабашные водилы паркетников там и по 80 км/ч летают. Таких участков несколько, они сменяются асфальтом, а потом опять щебенка. Но дороги в самом Ингаше, может, не идеальные, но асфальт почти везде (во всяком случае по проходящей там федералке).
Строится федералка. Только грязно очень местами.
Проезжали мимо почти заброшенных деревень где-то за Поймой, с покосившимися домами, часть из которых уже сносят бульдозеры. Но асфальт там на удивление есть, хоть и с ямами, и не везде. Очередной участок стройки нас ожидал уже в Иркутской области. Не считая нижнеудинских, это худшая дорога на всем пути до Иркутска.
Самый протяженный участок строительства.
Раньше дорога проходила через Тайшет, но примерно за неделю до нашей поездки открыли новый участок федералки, в обход. Хотя навигатор упорно отправлял нас через Тайшет, мы поехали по новой дороге, а потом, посчитав пройденное расстояние, выяснили, что срезали км 50, да еще и по хорошему асфальту прокатились. Очень хотелось побывать в знаменитом мотеле «У Петра», но мы его так и не увидели. Знали, что он где-то за Тайшетом, думали, что стоит у дороги, и издалека его видно, а оказалось, что от дороги нужно было свернуть возле Алзамая. В Алзамае мы в первый раз за всю дорогу стояли у ж/д переезда и ждали, пока пройдут поезда. А прошло их целых три, так что ждать пришлось с полчаса. За время ожидания покормили пару местных псов. Хитрое зверье подходило с обеих сторон к каждой машине в очереди и клянчило что-нибудь. Брошенную им провизию сжирали на лету, причем им неважно, что кидают, печенье или сосиски. Одному псу даже помидор достался. Еще между машин бродили местные пацаны и клянчили денег. Или предлагали купить разной ягоды или варенье. Трое самых сообразительных или трудолюбивых продали спутнице какого-то уважаемого человека на «Крузаке» небольшое ведро грибов.
Еще перед выездом мы больше всего опасались за участок стройки перед Тайшетом, но когда въехали в Нижнеудинск, поняли, что не того боялись. Почти все, кто пишет здесь отзывы, отмечают «качество» нижнеудинских «направлений». Федералка хотя бы более-менее ровная, и ее строят, а в Нижнеудинске я асфальт видел только на мосту через Уду. По Нижнеудинску опасно ездить даже на танке, такое ощущение, что через «дорогу» рыли окопы и потом их наспех закапывали. Там даже фуры виляют, как слаломисты, чтоб объехать эти огромные ямы. Мы ехали после небольшого дождя, и потому хотя бы от пыли были избавлены, но подвеске карины досталось от Нижнеудинска очень серьезно. Только какой-то мужик на «уазике» пролетел на большой скорости. Видимо, местный, все ямы изучил.
Въезжаем в Нижнеудинск. Асфальт долой!
Федералка в Нижнеудинске выглядит так...
На автомойках можно озолотится. Если, конечно, местные вообще моют свои машины… при вечной-то грязи.
Такую ямку объезжал дальнобойщик.
Нижнеудинск кончился. Начался асфальт.
В Тулуне слегка заблудились и повернули на Р-419, которая ведет в Братск. Вовремя спохватился навигатор и сообщил, что мы едем неправильно. Развернулись и вновь понеслись по М-53. Где-то после Тулуна вновь был участок бездорожья, и там мы остановились на обед. Было уже 19:00 по красноярскому времени, и 20:00 по иркутскому.
Пообедав, поехали дальше. Не помню, как называется это село (Трактовое, наверно, но могу и ошибаться), но после него бездорожья уже не было. Но именно там у нас сломался инвертор. То ли от тряски, то ли от пыли, но он вдруг стал пищать, и никакого напряжения не выдавал. Пришлось ехать дальше без подзарядки нетбука-навигатора. Поскольку его батареи хватало на шесть часов, а трасса дальше без сложных мест, бук выключили, чтобы завтра тоже можно было ехать, ведь до Иркутска еще пилить и пилить, а в незнакомом городе плутать не хотелось. Поскольку времени было уже почти 23 по иркутскому, поняли, что в Иркутск не попадем, и решили остановиться на ночлег. Включили бук и увидели, что мы рядом с поворотом на Саянск, а по дороге на Саянск есть несколько озер. Особенно понравилось название озера «Страшное». Так что решили посмотреть, и там же расположиться на ночлег.
В итоге, прокатавшись с полчаса по грунтовкам недалеко от дач, по навигатору выехали к какой-то луже. Причем, если верить экрану бука, мы находились прямо в центре озера. Нашли ровную полянку, поставили палатку и завалились спать. ИМХО, Страшным эту лужу назвали из-за комаров. Их там были тучи, мы не успевали отмахиваться. Пока ставили палатку, комары облегчили нас каждого на пол-литра крови! Но купленная антикомариная спиралька все же воздействовала на этих вампиров, и в палатке их осталось 3-4 самых стойких, так что спали мы без проблем.
Пока еще светло, но комаров уже тучи.
День второй (02.08.2010)
Проснувшись с утра, не стали готовить завтрак, а сразу рванули в сторону Иркутска, рассчитывая уже там нормально покушать. На большом кольце при въезде видели знак, на котором было написано что до Иркутска 312 км (цифры не помню точно), а сразу после кольца 327 км. С телепортом кольцо, видимо. Далее трасса однообразна, дорога хорошая, только узкая, и обгонять грузовиков, тихоходов на тазах и особенно фуры. Встречки много, а дорога расширяется в основном только на подъемах и перекрестках. И то не везде.
Военный городок. С проходной и шлагбаумом. а за забором заброшенные дома.
Есть и жилые. Но обшарпанные какие-то.
Храм в Усолье-Сибирском. Красиво.
После Усолья дорога очень оживленная, много машин в обоих направлениях. И в самом городе тоже плотное движение. После Усолья, за развязкой на Ангарск, дорога стала двухполосной, на которой многие почему-то едут 150-180. Мы тоже решили проверить «Карину», и разогнались до 172 км/ч. Но вскоре движение стало настолько плотным, что все стали сбрасывать скорость до 100-110. Недалеко от Иркутска, сразу за трубопроводом, на котором висит реклама какого то трубного завода, видели аварию. Одна из машин перегородила полосу, стояла с разбитым передом, а другая лежала с мятым боком в кювете. На подъезде к Иркутску увидели сломавшихся посреди дороги милиционеров.
Не бережет нашу милицию автотаз.
Перед въездом в город включили бук, чтобы найти ближайший салон «ДНС» и купить инвертор. По навигатору забрались в центр, зашли в «ДНС», заодно заглянули в пиццерию и позавтракали. В Иркутске случилась единственная поломка у «Карины»: перестал вращаться вентилятор охлаждения и мотор перегрелся. На трассе на скорости двигатель охлаждался потоками встречного воздуха, а вот в городе да на солнце он закипел. Видимо, из-за тряски на бездорожье отошел какой-то контакт, пришлось делать принудительное охлаждение с помощью проводов. Оставив карину остывать, мы пошли искать клеммы для проводов, а заодно и посмотреть на Иркутск. Погулять удалось только в центре, но там нам понравилось. Тихий и спокойный, исторический центр Иркутска сильно отличается от центра Красноярска. У нас в центре вся деловая активность, народу полно днем и ночью.
Скоро и крестовый поход объявят.
Купив клеммы в большом торговом центре, пошли посмотреть на Ангару и набережную. На набережной в воде и на берегу много мусора, вода мутная, как у нас в Красноярске. Не любят на Руси природу…
Вечный огонь у набережной Ангары.
Набережная не столь впечатляет, как сам центр. Короткая она какая то. Но вид на Ангару красивый. Наверно там часто бывают свадьбы. Мы же видели в основном гуляющих десантников. Ведь попали как раз в день ВДВ. Десантники были повсюду и очень громко праздновали. А милиции было еще больше, чем десантников. В Иркутске десантников очень уважают. Мы и еще несколько прохожих стояли на переходе возле памятника Александру 3, ждали, пока нас пропустят, но никто не останавливался. Тут к переходу подошел пьяный десантник, и машины немедленно остановились, пропустив десантника, и нас вместе с ним. А еще группа десантников шла с флагом прямо по дороге и громко пела. Сзади ехали машины и терпеливо дожидались, когда десантники покинут проезжую часть. Что и случилось после просьбы милиционеров.
Десантники на площади у памятника Александру III.
Трезвый десантник с бутылкой газировки, и подругой. У дамы бутылка с пивом.
В Иркутске мы пробыли до вечера. Поужинав в «Амбаре» (заведение похоже на красноярские «Съем Слона», нам понравилось), заскочили в винный магазин и купили две бутылки португальского портвейна (водила не пьет вообще, а мы очень редко, но захотелось приезд на Байкал таки отметить). Долили в радиатор охлаждающей жидкости вместо выкипевшей и поехали к основной цели нашего путешествия — острову Ольхон. В Иркутске очень мало светофоров, в основном, знаки приоритета, нам очень непривычно, так что пару раз чуть не попали в ДТП, и развязки есть похуже, чем даже в Красноярске. Дорога на Ольхон идет, в основном, по степи, но после поворота за поселком Баяндай начинаются горные перевалы.
Коров встретили очень много. И все они любят гулять по дороге. А вот чем пастухи заняты — непонятно. Вокруг пастбища огромные, а у них скотина возле дорог пыльную траву жует.
После поселка Еланцы начинается жуткая дорога. Такое ощущение, что едешь по стиральной доске. Убитые Нижнеудинском передние стойки отбивали автоматную очередь. Скорость держали 30-40 км/ч, иначе «Карина» бы развалилась, наверно. По бокам слева и справа есть объездные дороги, многие ехали по ним, но и там не лучше. Все встреченные нами «невнедорожники», включая «рав-4» и пару «кашкаев», ехали очень медленно, и только «уазики» и «патрули» с «крузаками» весело неслись по кочкам.
Это не дорога, а стиральная доска.
К переправе мы прибыли чуть позже 22 часов и увидели уже отошедший от берега метров на 200 паром. Пришлось ждать следующего, он был последний, на 23 часа. Рядом с переправой уже расположились на ночлег несколько автомобилистов и стояла пара рейсовых автобусов. Мы же хотели попасть на остров, и присматривать место не стали. Зашли в кафе и заказали позы. Омуля уже разобрали, но и позами наелись до отвала. Отличная штука! Тут прибыл паром, все стали загружаться, и оказалось, что паром-то почти пустой. Кроме нас было еще машин 8. Наконец, погрузка завершилась, и в темноте паром двинулся к Ольхону.
По прибытии на остров с нас взяли пошлину за въезд, выдали карту и квитанцию, и мы поехали по направлению к Хужиру. Поскольку уже было больше часа ночи, начали искать место для ночлега. Свернули с главной дороге, и поехали по полевой в темноте, которую даже дальним светом не разогнать толком. Ориентируясь по навигатору, добрались до какой-то бухты в Малом море и там поставили палатку. Догрызли остатки сосисок и завалились спать.
День третий (03.08.2010)
Проснувшись утром, обнаружили, что до воды всего метров 50. Быстро собрались, вскипятили чай на плитке, а тут и дождик начал капать, так что пришлось срочно сворачиваться и двигать к Хужиру.
Палаточный лагерь из одной палатки. Нашей.
Ни ночью, ни утром не было комаров. Мы то думали, что у воды нас закусают, как у той лужи под Саянском, но не было даже мух. Шаманы что ли их разогнали, чтоб туристов не кусали?
По дороге к Хужиру видели несколько поселков. Видимо, для туристов, но народу в них замечено не было.
Добравшись до Хужира, покружили по поселку, но, видимо, мы приехали очень рано, все было закрыто и людей на улице мало. Поэтому заехали на гребень холма за поселком, чтобы увидеть мыс Бурхан и знаменитую Скалу-Шаманку. Дальше в основном фотографии, т.к. описывать Ольхон бессмысленно. Лучше увидеть своими глазами.
Палаточный лагерь на берегу. Рядом поселок Хужир.
Скала-Шаманка. Одна из девяти святынь Азии. Все, кто на Ольхон приезжает, ее фотографируют. И мы не удержались.
Самое синее в мире, Малое море мое...
Пустынный пляж. Как будто морское побережье где-нибудь на юге....
За надписи на камнях писателей надо оправлять на корм рыбам.
Лучше уж вот такое творчество.
Нагулявшись, мы вернулись в Хужир и наконец-то попробовали омуля. Только копченого в кафе почему то не было, и мы взяли омуля жареного, уху из омуля и позы. Зато разных сортов пива на разлив и в бутылках полно. Как запивка к омулю, наверно, хорошо продается. В Хужире несколько гостиниц с разного класса номерами, можно снять комнату или домик и в частном секторе. Есть вокруг поселка и целые комплексы домиков, и турбазы с разного рода развлечениями. Конные, пешие прогулки, на великах погонять, на мотоциклах, квадроциклах, внедорожниках. Туриндустрия развита неплохо. Но нам хотелось полной независимости, поэтому мы двинулись по берегу искать себе место.
Кто-то лодку бросил вместе с прицепом. У лодки мятые бока, а прицеп лежит в воде и полностью проржавел.
Уезжать далеко от Хужира мы не стали. Осмотрели несколько мест и остановились недалеко от небольшого мыса. Хотелось посмотреть северную часть острова, где, как пишут в отзывах, особенно красивые места. Но чтоб туда добраться, надо иметь внедорожник. Дорога неплохая, но есть полоса с песком, где вязли «рав4», «форестеры», «сорренты», а кто-то и «ниву» посадил. Хотя какие-то туристы писали, что проехали на «тазу-99», мы не рискнули туда ехать, карина и так намучилась на бездорожье.
Когда раскинули палатку, выяснилось, что питьевая вода, купленная в Иркутске, заканчивается. Поскольку ехать в Хужир было лень, решили испробовать воды самого большого хранилища питьевой воды в мире.
Первый пошел! Но ходил только один раз. Больше его в воду не загнали.
Второй пошел! Вода оказалась не такой уж и холодной. Было бы солнце, даже искупался бы.
Лазил за водой несколько раз. И просто так тоже. Вода гораздо теплее, чем в Енисее, только на ветру стоять все ж холодно. Не повезло нам, жары, как на западе, не было.
Медитируют. Один вкушает духовную пищу, другой — материальную.
Весь день бездельничали, ходили гулять по острову, видели какие-то ритуальные танцы шаманов у костра на берегу в паре километров дальше от нашей стоянки. Народу на берегу было удивительно мало, встретили четыре машины и еще пара местных на мотоцикле «Урал» с раздолбаной люлькой гоняла по округе.
А вечером вышло солнце…
К ночи распогодилось, стало тепло, но поднялся сильный ветер, когда мы легли спать, палатка хлопала на ветру, несмотря на глубоко вбитые колышки. Ночью ветер громко выл и мешал спать, но обещанного интернетом дождя не было.
День четвертый (04.08.2010)
Зато утро было ярким и солнечным, даже уезжать не хотелось.
Но хотелось еще посмотреть Аршан и Листвянку, поэтому мы быстро собрались и двинулись к парому. Возле парома собралась огромная очередь, пришлось ждать следующего рейса. Пока ожидали, зашли в кафе, где и попробовали наконец-то копченого омуля, заодно и позы взяли. ИМХО, омуль горячего копчения уступает по вкусу омулю холодного копчения, но все равно вкусно.
Переправились мы на 15 часовом пароме, вновь протряслись по «стиральной доске», затем съехали на объездную дорогу, но и там не лучше оказалось. Вместо трясучки — кочки и ямы. Заехали в Иркутск, проскочили мимо центра и двинулись в Листвянку. От Иркутска до Листвянки около 40 км, примерно как от Красноярска до Дивногорска, а дорога полегче, так что доехали меньше чем за час. У Байкала оказались около 20:00. Посмотрели на исток Ангары, жаль, что не увидели шаман-камня.
Просторы Байкала у истока Ангары.
Листвянка… курортный поселок на берегу Байкала. Видели иностранных туристов, но вообще как-то безлюдно. Я был в 88 году в Адлере и Сочи, так Листвянка напомнила Адлер советского периода. Не знаю, почему мне так казалось, вроде и гостиницы есть новые, «Маяк» например, но все же атмосфера советского курортного городка. Если удалиться от центральной улицы, она же набережная, появляются обветшалые деревянные домики, и какое-то кирпичное недостроенное здание, планировавшееся под гостиницу и сейчас продающееся.
Недостроенное здание гостиницы.
Нашли в частном секторе домик. Не знаю, как в других гостиницах, а в «Маяке» за трехместный номер запросили от 3 500 р. Зато за целый второй этаж в отличном деревянном домике с нас взяли по 500 руб. с носа, да еще и за 600 руб. баню приготовили. В таких домика много народу живет, мы встретили семью с Абакана, они снимали домик рядом с нами. Попарившись в бане, допили оставшийся с Ольхона портвейн, и легли спать.
День пятый (05.08.2010)
Проснулись часов в 9, простились с хозяевами, и пошли смотреть Листвянку, а заодно и позавтракать. Есть там кафе и беседки прямо на берегу Байкала, в которых за 100 руб. можно посидеть и покушать принесенное с собой. Мы ужинали там вечером, но мне не понравилось обслуживание, но шашлык был отличный, а вот позы совсем не такие, как на Ольхоне. Нашли гостиницу с рестораном и баром, почти пустыми с утра, (к ним потом заселилась целая группа иностранцев, бурно обсуждавших что-то по-немецки) и там позавтракали.
Зал ресторана при гостинице. Красиво.
Очень хотелось посмотреть на Байкал с воды, и мы отправились на экскурсию на теплоходе. Ждать, пока наберется достаточно народу, пришлось около часа. Сама прогулка получилась короткой, мы прошли вдоль берега до поселка «Большие Коты», и повернули назад. Видели огромное количество птиц, многие почти не боятся судов и даже не пытаются взлететь с пути их следования.
Ржавое судно и заброшенные корпуса. Промышленность в Листвянке не работает.
Вот на этой посудине мы ходили. У борта одиноко стоит капитан.
После прогулки, затупившись сувенирами, которых на набережной продается очень много (да только ассортимент у всех повторяется), загрузились в карину и направились ко второй основной цели нашего путешествия — Аршану. О Листвянке никаких сильных впечатлений не осталось, разве что мусора в Байкале у берега очень много. Хотя вода прозрачная, но на дне видны ведра, кастрюли, бутылки, прибой выбрасывает на берег пакеты и металлические банки. Что ж народ так мусорить любит у нас?
В Иркутске зашли на обед в «Амбар», а после двинулись к Саянским горам. Многие пишут, что серпантин на трассе между Иркутском и поселком Култук сложен для вождения. У нас, если не считать встреч с попутными еле ползущими фурами и грузовиками, которые сложно обгонять, сложностей не возникло. ИМХО, на дивногорской трассе подъемы и повороты покруче, да и на М-54, что на Кызыл идет, по перевалам сложнее ехать. А может, сказываются виденные в детстве серпантины Кавказа… В Аршан ехали посуху, при дневном свете яркого солнца, вокруг очень красивые горные пейзажи. На спуске у самого Култука купили омуля холодного копчения (две рыбешки по 50 руб.).
Хорошая ровная дорога с ограждениями. Могут, ведь, строить, когда не воруют.
Торговцы омулен на фоне Байкала и Транссиба.
После Култука, по дороге на Аршан есть участок строительства, где много камешков на дороге, и они жестко прилетают по стеклам, ехать нужно аккуратно. Нам пришлось ждать сигнала дорожников, потому что полоса была перекрыта техникой, и всех по очереди пропускали по одной полосе. Несколько раз встречали коров, они здесь тоже любят гулять по дороге.
Есть на трассе и такие места:
Если в России ставят знак «объезд», по прямой и танк не проедет.
От Иркутска до Аршана чуть больше 300 км, к вечеру мы добрались до Саян. Описать вид огромных гор, возникших на горизонте, невозможно.
А горы все выше, а горы все круче. А горы уходят под самые тучи.
Доехали до Аршана, посмотрели поселок, но решили не останавливаться ни в санатории, ни в частном секторе. В койках и дома наваляемся, в поездке интереснее спать в палатке. Да и свободы значительно больше. Вернулись на трассу, отъехали от Аршана километра на четыре, да свернули в лес. Дороги в лесу такие, что проехать можно на внедорожнике или кросовере, может на полноприводной машине типа «кариба», но не на «карине». Еще потихоньку поливал дождик, и далеко от дороги мы уезжать не стали. Нашли отличное место на поляне среди сосен. Там даже оказалась пара немаленьких валунов, разминка перед скалами, на которые полезем завтра. Огорчало, что вокруг много различного мусора. Видимо, приезжают на пикник, и оставляют все в лесу, и кучи разного размера разбросаны по дороге вдоль обочин. Пришлось ставить палатку в лесу, подальше от дороги, мусора и любопытных взоров. Дождь усилился, пока ставили палатку, промокли, да еще комары вились вокруг в большом количестве, и от такой жизни завалились мы спать, предварительно распробовав холодного омуля. Всю ночь нас бомбардировали шишки с окрестных сосен и стучал по тенту дождь.
День шестой (06.08.2010)
Утро порадовало нас теплой солнечной погодой. Дождь закончился еще ночью, к утру трава подсохла, и мы решили перед походом в горы слишком плотно не завтракать, дабы лезть полегче. Каша из консервных банок, разогретая на китайской плитке — лучший завтрак туриста. После приема пиши мы заехали в поселок, оставили «карину» неподалеку от монгольского рынка, да рванули в горы вдоль речки Кындарга, мимо рощи с повязанными тряпочками деревьями. Там проложена туристическая трасса, с перилами, лестницами и мостиками. Но все это до первого водопада (а всего их на реке по разным данным, от 12 до 17).
Речка Кындарга. За забором санатории и дома отдыха.
Мы полезли куда-то в горы, свернув с основной тропы (она проходит по мостику над речкой рядом с первым водопадом, и с этого мостика туристы его фотографируют), и полезли в гору.
Троп там различных много. Некоторые идут на другой берег, некоторые вдоль реки, а мы захотели подняться на саму гору. Вершина ее ~2 100 м. над уровнем моря (сам Аршан на высоте 900 м.). Называется она Пик Любви (но могу ошибаться, и это не он). Рядом находится Пик Дружбы, он на 300 м. выше. Далее только фото, ибо описывать увиденное невозможно.
Аршан и Кындарга. Высота ~ 1 км над уровнем моря.
Вид на Аршан. Высота ~1,5 км над уровнем моря.
Вид на Аршан. Высота ~1 700 м. над уровнем моря.
Мертвый лес. Он такой по всему склону. Похоже на верховой пожар.
Любимое слово на Руси. Даже на высоте почти в 2 км его можно увидеть.
Вершина. Судя по карте, это и есть Пик любви. Высота ~2 100 м.
Вид на Аршан. Высота ~2 км над уровнем моря.
Кындарга. Камешки — приколы туристов.
Весь подъем до высоты более 2 км и последующий спуск занял часа четыре. Очень трудных участков нет, склон слишком крутой. Когда идешь по лесу, кажется, что гуляешь по Красноярским Столбам. Те же деревья, камни валяются разных размеров, бурундуки носятся туда-сюда. Так же уходят за горизонт хребты гор, вокруг видно все на много километров, лес кругом. Только высота разная, и это чувствуется. Очень красиво. Мы хотели сходить на Хрустальное озеро, туда устраивают экскурсии, но времени надо много, до озера путь неблизкий. Кто живет в санаториях, или приехал в Аршан на несколько дней, тем проще. Говорят, что места там очень красивые, чистое горное озеро среди скал.
Есть в начале тропы к водопадам минеральный источник, по поверьям местным и по науке, обладающий целебными свойствами для глаз. Нужно умыться водой, когда из глубин земли выходят в воду пузырьки газов. Происходит это раз в несколько минут. Но очередь была такая, что мы не стали ждать и пошли к машине. Днем у тропы развернули свои товары торговцы сувенирами. Предлагали ножи различной формы, с разными ручками из кости, дерева, коры и даже камня, ножны расписаны рисунками и надписями и украшены мехом. А стоимость от 5 000 р. Есть сувенирные ножи, полностью сделанные из различных видов камня, у них ценник 3 000 р. и выше. Особенно хорошо такое берут туристы-иностранцы, их там немало. Мы же зашли на монгольский рынок, но поскольку времени уже было около 16 часов, рынок оказался полупустой. В основном остались торговцы меховыми изделиями и декоративными фигурками. С утра, там, как говорят, не протолкнешься. На рынке нашлось единственное работающее кафе, в округе не было света, а у них стояла печка, где все и готовили. Многие заходили туда просто выпить водки.
До возвращения в Красноярск мы хотели осмотреть еще южный берег Байкала, и теплые озера в районе Выдрино.
К вечеру добрались до Култука, долго ждали на переезде, много поездов пропускали. Движение по ж/д очень оживленное. Местные дети активно продают проезжающим всякие ягоды и соленья. Местные алкаши просят на бутылку.
Через Слюдянку на М-54, и по ней на Выдрино. Дорога хорошая, есть несколько мест, где ведутся ремонтные работы, едешь в объезд по грунту. Сейчас, наверно, уже закончены.
Но тут резко испортилась погода. На юге хлестал дождь, дорога была мокрой, и мы не сильно торопились.
Когда доехали до Выдрино, было уже темно, мокро, и от посещения Теплых озер мы отказались. Купаться в такую погоду неинтересно, смотреть в темноте не на что, а платить за стоянку и палатки не хотелось. Вот тут нас в первый раз подвел навигатор. Он утверждал, что есть дорога к берегу, но по всем грунтовкам, куда мы съезжали, можно было доехать только до ж/д путей. Искать долго у нас не было времени, поставили палатку на полянке недалеко от ж/д. дождь хлестал так, что идти куда-то не особо хотелось. И все же мы оставили водилу у «карины», и пошли через ж/д к Байкалу. Там рядом течет большая река, не помню ее название, вот вдоль ее берега мы и прошлись. Но до самого Байкала так и не добрались, темно было, и очень сыро. Мы дошли до устья, поглядели на островок и на ночных рыбаков на лодке, да повернули назад к палатке. Там есть дороги, но по ним на «батыре» только и ездить, такие колеи накатаны. Вернулись мы промокшие, да под грохот поездов спать легли.
День седьмой (07.08.2010)
Дождь и ветер все-таки промочили за ночь нашу палатку, да поезда спать мешали, и мы проснулись рано, быстро собрались и рванули назад. Дождь поливал до самой Слюдянки, потом на время прекратился, и мы закупились омулем рядом с Култуком. На перевалах дождь еще поливал, ехали в полусумерках по скользкой дороге, хорошо грузовиков мало было. Доехали до Иркутска часа за три, в четвертый и последний раз посетили «Амбар», чтоб позавтракать, и двинулись на запад. Целью было добраться до Красноярска к ночи. Про обратную дорогу много писать не буду, там почти ничего не изменилось. На участках строительства все так же бездорожье, и визуально асфальта не прибавилось. Хотели все же проскочить Канск по объездной, но вновь навигатор отправил нас по городу. Поскольку ехали уже поздно вечером, даже немного заблудились и покатались по Канску.
От Иркутска до Усолья трасса очень оживленная, а вот дальше транспорт встречается редко, местами мы по полчаса не видели ни встречки, ни попутки. Возле населенных пунктов машин много, но какую-то деревню мы проехали, так и не увидев никого вообще, ни местных, ни машин на дороге. А при выезде из Канска попали в небольшую пробку из-за нескольких медленно ехавших впереди фур и интенсивного встречного движения. Отъехали от Канска км на 10 — и вновь в темноте вдалеке мелькают фары, а вокруг никого. В этот раз мы не поехали через Бородино, а проехали мима села Рыбное, там дорога лучше, и по городу не надо крутиться. А где-то в районе Кускуна увидели творчество дорожников — новую версию М-53. Наверно, это лучшая дорога за все пройденные нами 3 000 км. Ровненькая, широкая, в некоторых местах сделаны стоянки для дальнобоев, с фонарями. Ехать по ней одно удовольствие. И вот, наконец, после 14 часов пути — вид на вечерний Красноярск (фото нет, т.к. фотоаппарат ночью не желает показывать ничего кроме черноты и светлых пятен). Около часу были дома, разобрали часть вещей — и спать. Ехать устали все, особенно водила. 12 часов после этого проспал.
Краткий итог
Пройдено 3 021 км, из них ~400 по бездорожью и приравненному к нему ямоасфальту. Использовано бензину ~300 литров. Средний расход по трассе для 95 — 9 литров, 92 — 10 литров. Особой разницы в динамике машины при использовании 92 и 95 бензина не замечено. Цена на 95 бензин от 25 руб. в Красноярске до 26,8 руб. за Иркутском. Если брать ценники по южному берегу Байкала, то там 92 стоил, как у нас, 95. Суммарные финансовые затраты: 28 тыс. руб. В авто убиты передние стойки, часть передних сайлентблоков и вентилятор. Небольшие кочки по кузову от летевших камней и увеличение трещины в лобовом стекле из-за вибрации.
В следующем году есть желание посмотреть Алтай, вновь посетить Ольхон (но на внедорожнике и большой толпой), может даже пробраться на восток до самого Тихого океана, увидеть Владивосток и другие восточные города.
P.S. Как показал опыт, одна 16-летняя Карина выдержала без серьезных поломок путь в 1,5 раза длиннее, чем три новых «Калины» с ВВП за рулем и целым эскортом внедорожников и эвакуатором.