|
Поначалу поездка не заладилась — потерял лишних полтора часа времени на получение результата ПЦР-теста, потом долго выбирался из города через пробки и участки ремонта дорог. Было уже девять часов утра, когда я вышел на трассу «Алма-Ата — Хоргос», облегчённо вздохнул, поставил круиз-контроль на 110 км/час и начал своё тысячекилометровое путешествие.
В последнее время карантинные мероприятия в Алма-Ате носили, так сказать, «разнонаправленный характер» — ограничения то усиливали, то ослабляли. Но до полного локдауна дело, к счастью, не дошло, правила выезда граждан Казахстана из страны наземным транспортом осталось прежним — не чаще одного раза в месяц без всяких оснований. Ну, а когда я прочитал, что с первого апреля стал действовать международный пункт пропуска «Каркара», то решение о поездке состоялось окончательно.
Итак, еду на Иссык-Куль. Цель поездки: северный берег этого озера с заездом в самые красивые ущелья хребта Кунгей-Алатау. Их выбрано два — Григорьевское и Семёновское. В идеале планируется проехать в одно через другое, чтоб не возвращаться той же дорогой. Ну и сама, собственно, береговая линия — от диких пляжей до современных отелей с громкими названиями.
Средства: автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model с полным баком бензина (88 литров) и обутый в резину Yokohama Geolandar A/T-S G012, навигатор, видеорегистратор и прочее фото— и видео. Лопата, топор, трос и канистра с бензином (не пригодились). И, как обычно, огромное желание проехать туда и обратно.
Новое и необычное дополнение к снаряжению: распечатка ПЦР-теста с отрицательным результатом. Штука весьма скоропортящаяся, срок годности — 72 часа.
Помчались!
Как уже сказано, выехать из страны можно без предъявления оснований, если сопредельное государство готово тебя принять. Киргизия готова принимать любых иностранных граждан, хоть конных, хоть пеших, не говоря уже о «крылатых», т.е. прилетающих на самолёте. Единственное условие — наличие ПЦР-теста с отрицательным результатом и давностью не более 72 часов.
Так что путешествие моё началось 15 апреля 2021 года от дверей лаборатории, где накануне и был сдан этот тест. Пока получил результат, пока выбрался из города, пока добрался до трассы — уже девять часов утра, так поздно в поездку я давно не отправлялся. Но спешить особо некуда, первая цель — добраться до границы и успешно её перейти.
Надо сказать, что добраться на машине от Алма-Аты до международного автомобильного пункта пропуска «Каркара» (42.802280, 79.182856) сейчас стало гораздо проще. Доехав до Чилика по прекрасной трассе «Алма-Ата — Хоргос», дальше едешь по отремонтированному Кульджинскому тракту. Шестьдесят километров хорошего асфальта (ущелье Кокпек, долина Согеты) пролетают незаметно. Потом становится несколько хуже, но не настолько страшно, чтобы бросить всё и повернуть назад. Появившийся каньон реки Чарын сглаживает негатив дорожного покрытия и служит промежуточным утешительным призом. Поэтому оставшиеся пятьдесят километров до посёлка Кегень проходишь на одном дыхании.
Здесь, в Кегене, я бы посоветовал заправиться полным баком. Пусть вас не смущает, что для этого придётся проехать сначала через весь посёлок, а потом вернуться обратно. Хотя АЗС «КазМунайГаз» расположена на другом конце посёлка (43.010214, 79.238888), но потеряете на этом вы всего минут пять. Зато достойно подготовитесь к встрече с Киргизией, которая начнётся через 25 километров и предложит вам бензин почти на пятьдесят процентов дороже.
Это фото АЗС в Киргизии, на самой восточной оконечности озера Иссык-Куль (42.740320, 78.344303). Цены, естественно, в сомах. В Кегене я заправился 92-м бензином по цене 165 тенге за литр, а в Курдае, на обратном пути, вовсе по 161 тенге. Считайте сами. Если ехать отдыхать на северный берег Иссык-Куля, то на полном баке можно проехать всю Киргизию насквозь и снова заправиться уже в Казахстане. Хотя вполне допускаю, что кому-то подобная экономия покажется смешной.
Последний этап — от Кегена до границы. Этот участок всегда отличался самой плохой дорогой, особенно последние десять километров перед пунктом пропуска. Ремонтируют его уже года четыре, но… Уже сколько было разговоров о переводе этого пункта на круглосуточный и круглогодичный режим, однако пока всё по-прежнему: с 1 апреля по 30 сентября, с восьми часов утра и до 6 часов вечера. В прошлом году работали до первого декабря, закрыли из-за плохих погодных условий, дорогу снегом замело. Да, зима каждый год у нас приходит неожиданно…
Сейчас всё работает, и я оказываюсь единственным посетителем этого места. Казахстан не пускает через границу иностранцев пешком или на машине, а наши граждане пока не очень рвутся поехать в Киргизию. Поэтому весь трудовой порыв и нерастраченный энтузиазм пограничники выплёскивают на меня. Машина тщательно осматривается, открывается каждая сумка, прощупываются мягкие вещи и, даже, трясут и переворачивают канистру с бензином — вдруг внутри что-то есть.
Не первый раз прохожу границу в этом пункте пропуска, но так еще меня не проверяли. Хотя, может быть, сам виноват: на вопрос пограничника — Есть оружие, наркотики, другие запрещённые предметы? — я задумчиво ответил: не знаю, жена в дорогу собирала… Ну и пошла массовка! :) Ещё спросили наличие ПЦР-теста, но смотреть не стали — это, мол, для киргизской стороны надо.
Пока пограничник оформлял мой выезд, спросил у него по поводу возвращения — как будет развиваться ситуация, если я вернусь без ПЦР-теста? И он мне всё подробно рассказал: впустить в страну — впустим, не можем не пустить своего гражданина. Сразу вызовут «Скорую помощь» и меня отвезут в районную больницу. Там сделают тест и изолируют до получения результата, на два дня. Будет тест отрицательный — отпустят восвояси.
Киргизская сторона начинается с карантинной службы. Первым делом измеряют температуру, потом требует ПЦР-тест. Пока один сотрудник записывает мои данные в журнал, другой проводит дезинфекцию машины — опрыскивает колёса и двери дезраствором. Хотел было снять этот процесс на камеру, спросил разрешения у пограничника, получил отказ — режимный объект, съёмка запрещена. Так что только с моих слов…
Убедившись, что ни я, ни моя машина не представляют теперь никакой опасности, меня передают пограничникам. Осмотр машины несколько мягче, но присутствует — не вызывают у них доверия мои ответы, что цель поездки — туризм, купание в Иссык-Куле. Приходится признаться, что ещё собираюсь поездить по горам Кунгей-Алатау. Посмотрев по компьютеру, что я уже несколько раз проходил границу в этом месте и ничего не натворил, меня впускают в страну.
Через шесть километров от границы убитый асфальт переходит в убитый грейдер, не чищенный ещё после зимы. Ещё тридцать километров такого пути — и пошёл асфальт, очень хороший асфальт, который начинается от посёлка Сарытолгой (42.725958, 78.797524). Дорога здесь идёт вдоль реки Тюп, и ущелье, достаточно тесное в начале пути, постепенно расширяется.
Дорога хорошая, но сильно на ней не разгонишься, посёлки идут буквально один за другим — на протяжении сорока километров до села Тюп их насчитывается около десятка. И, конечно, на дорогах бродит домашний скот, различной степени крупности и рогатости.
Около села Тюп — развилка дорог (42.738958, 78.345325). Налево уходит дорога на Каракол и дальше на южный берег озера. Я же поворачиваю направо, на берег северный. Вскоре становится виден Иссык-Куль, его восточная оконечность, с многочисленными заливами.
Еду вдоль северного берега. Дорога весьма средненькая, хороший асфальт закончился на развилке, посёлки встречаются всё чаще и чаще. Киргизия, вообще, страна небогатая, а уж восточная часть Иссык-Куля — и подавно. Это видно и по домам в посёлках, и по количеству туристических объектов на берегу озера, их весьма немного.
Но есть и обратная сторона медали — на берегу больше свободных мест, которые подходят для «дикого отдыха».
Чистейшая вода, тишина, яркое солнце, шелест волн — что ещё нужно для того, чтобы перевести дух после пройденных четырёхсот километров? В одном из таких мест я и остановился в нескольких метрах от воды.
Сразу разочарую любителей этого озера — не купался. Это на границе я повыделывался, дескать, морж в шестом поколении и море мне по колено. :) А здесь… Меня, честно говоря, и в августе месяце не шибко-то привлекает иссык-кульская водичка. А уж в середине апреля — вообще, ни разу. Предпочитаю любоваться издали, тем более что есть чем.
Здесь, конечно, не самое широкое место озера — максимальная ширина его будет где-то в районе посёлка Бостери. Но и сейчас дальний берег едва угадывается, и смотреть на этот простор можно долго и с удовольствием. Иссык-Куль, «горячее озеро», самое большое озеро Киргизии. Да и в международном масштабе оно выглядит не слабо, занимая двадцать шестое место в рейтинге самых крупных озёр мира.
Для тех, кто захочет повторить мой маршрут и оценить озеро с такого же ракурса, даю координаты точки стоянки — 42.723702, 77.829274. Здесь, кстати, совсем рядом несколько баз отдыха с горячими источниками на территории. И от дороги относительно недалеко.
Хотя, надо сказать, здесь всё недалеко от дороги. Все сто девяносто километров от Тюпа до Балыкчы (Рыбачье) вы едете вдоль берега, в виду Иссык-Куля. Где-то чуть дальше, километров семь от озера, в районе села Семёновка, а где-то в нескольких метрах от воды — так близко прикасается дорога к берегу между Корумду и Бостери. И это не прихоть или погоня за эффектными пейзажами, а суровая необходимость — горы Кунгей-Алатау оставляют порой очень мало места для дороги, буквально прижимая её к воде.
Так что, если хотите отъехать от озера подальше, то путь один — в горы. Вот туда я и направился, свернув с трассы А363 в самом центре села Григорьевка (42.718472, 77.484590). Через пять километров от поворота дорога ныряет в узкое ущелье, извивается вдоль реки, перепрыгивая с одного её берега на другой. И, естественно, поднимается всё выше и выше — начав подъём от водной глади Иссык-Куля, с высоты 1600 метров над уровнем моря, пройдя теснины вдоль реки Чон-Аксу и выйдя на широкую часть Григорьевского ущелья, вы окажетесь на высоте 2200 метров.
И до этого места дорога меня не баловала гладкостью полотна, ну а уж тут совсем озадачила. Лавина. Точнее — её остатки, огромная куча снега, покрытая грязью. И узкий проход по краю, нависающему над рекой.
Подъехал поближе, поставил машину в стороне, вышел посмотреть. Первое впечатление — поездка закончилась, надо назад возвращаться. Если бы кто-нибудь помог, посмотрел, поруководил, то можно было попробовать. А так, одному, не видя правого края дороги — страшновато. Пока раздумывал, из-за поворота, навстречу мне, показался уазик-буханка. Он не раздумывал, слегка снизил скорость и прошёл это узкое место сходу.
Ага, думаю, значит проехать можно. И даже места немного остаётся. Стал прикидывать — у меня ширина колеи 1570 миллиметров, колея уазика — 1453. Итого, почти на двенадцать сантиметров моя колея шире. Вроде должно хватить, если вплотную прижаться к снегу. Из снега, правда, ещё сучья торчат, но попробовать стоит. Опустил стекло, высунул голову в окно и потихоньку поехал. Слева от препятствий прошёл в паре сантиметров, а как далеко от обрыва были правые колёса — не знаю. Глядя на видео, которое посмотрел позже, возникает ощущение, что машина едет по воздуху.
Ущелье расширяется, поворачивает налево, и вскоре я подъезжаю к развилке дорог (42.830626, 77.446063). Прямо и направо вверх уходит дорога к Семёновскому ущелью через перевал Кокбель. Налево виден мост через реку Чон-Аксу и дорога, идущая вверх по Григорьевскому ущелью. Там есть пара красивых озёр, и я решаю посмотреть — можно ли проехать к ним в это время года и как выглядит сейчас ущелье.
Дело в том, что моё желание посетить эти места было, в большой степени, навеяно воспоминаниями. Треть века назад, в 1987 году, я прошёл пешком, из Алма-Аты через горы на Иссык-Куль. Тогда это был популярный туристический маршрут через два горных хребта: Заилийский Алатау с перевалом Озёрный (3503 метра) и Кунгей-Алатау с перевалом Аксу (4100 метров). Народ стремился сюда со всего света — кроме туристов из республик Советского Союза я встречал на этом маршруте и немцев, и чехов, ну а уж для любителей гор из Алма-Аты такое путешествие было чуть ли не обязательным.
Всё Григорьевское ущелье протянулось километров на тридцать, но проехать на машине можно не более двадцати, да и то — летом. Мне же с трудом удалось покорить десяток километров и достичь первого озера (42.839291, 77.391347). Да и то — как достичь? Подъехать к нему поближе и убедиться в том, что оно никуда не делось, но всё ещё покрыто льдом и особого интереса, на фоне жёлто-бурой прошлогодней травы, пока не представляет. Но летом здесь здорово!
Ближе к берегу подъезжать не стал, побоялся застрять. За пару километров до озера уже забуксовал в грязи, в канаве, промытой талой водой, едва выбрался, забрызгав почти всю машину жидкой грязью. К счастью, обошлось без копания земли и подкладывания веток, но повторить сие приключение желание не возникло. Ну, а что представляла из себя машина после «грязевых ванн», вы уже посмотрели на видео. Так что, разворачиваюсь и еду назад, пока ещё хоть часть машины чистая. :)
Летом, судя по всему, здесь кипит жизнь. Очень много стоит вокруг каких-то навесов, сарайчиков и беседок. Местные жители кочуют на летние пастбища, джайляу, везде стоят юрты, пасутся стада, и смотрится всё это весьма привлекательно. Не случайно в последние годы (за исключением пандемии) очень много туристов из Западной Европы едут в Киргизию за «экологическим туризмом». Здесь есть что посмотреть, ну а цены для них просто смешные.
Вернувшись к развилке дорог, я стал подниматься на перевал Кокбель. Дорога не радовала, но ещё больше не хотелось возвращаться к Иссык-Кулю снова по Григорьевскому ущелью, снова проезжать засыпанное лавиной место. По дороге текли ручьи, колёса пробуксовывали, но подъём на перевал продолжался. На удивление, плохой кусочек дороги оказался совсем небольшим, спуск с перевала — сухим и чистым, а панорамы ущелья — удивительно красивыми.
Ещё Семёновское ущелье знаменито тем, что здесь, в урочище Кырчын (42.822982, 77.504227), в рамках этнокультурной программы первых Всемирных игр кочевников, был развёрнут целый город из юрт и проводились показательные выступления по различным национальным играм. Это было в сентябре 2014 года, в играх приняли участие представители девятнадцати стран и жизнь здесь била ключом. Сейчас весна 2021 года, коронавирус и, проехав по ущелью от перевала до Семёновки, я не встретил практически ни одного человека.
Выхожу на трассу А363, поворачиваю направо и еду на запад. Пройдено чуть больше трети дороги вдоль озера, и дорога эта, к сожалению, далека от совершенства — старая, жёсткая и с многочисленными заплатами. Однако самые-самые туристические места Иссык-Куля впереди и есть надежда, что там с асфальтом получше будет.
Надежда оправдалась самым решительным образом в посёлке Корумду — резко начался прекрасный асфальт. Единственное, чего ему не хватало — это разметки. Но к ней, как я заметил, в Киргизии отношение особое: её рисуют далеко не везде, а там, где нарисовали, почти не обращают на неё внимания.
Участок берега от Корумду до Чолпон-Аты — это исторический центр туризма на Иссык-Куле. Здесь расположены корифеи прошлого века, пансионаты советских времён: «Солнечный берег», «Голубой Иссык-Куль», «Аврора», «Золотые пески». Не все из них находятся в идеальном состоянии, славу и туристов у них отбирают «резорты» с иностранными названиями и хостелы в частном секторе. Но именно благодаря «старикам» средняя треть северного берега наиболее благоустроена и хорошая дорога идёт примерно до международного аэропорта «Иссык-Куль».
Ну а потом… Потом опять старый асфальт, тряска и ухабы, небольшие кусочки ремонта — и так до Балыкчы, где заканчивается берег северный.
На выезде из Балыкчы, на кольце с флагом Киргизии (42.453420, 76.161575), я выхожу на дорогу А365 «Бишкек — Нарын — Торугарт». Рассказывать о дальнейшем пути особенно нечего, он подробно описан в конце этого рассказа, за два с половиной года там ничего не изменилось. Границу перешёл в первом пункте пропуска (42.857502, 75.285360), оказавшемся на моём пути. Это был «Токмок — Сартобе», прохожу здесь не первый раз, и подробности показаны на видео в этом рассказе.
Киргизия закончилась, впереди Казахстан, за время поездки прошёл четыре пограничных стороны (две в Каркаре, две в Сартобе) и сейчас хочу остановиться подробнее на особенностях прохождения границы в эпоху пандемии.
Основные моменты по ПЦР-тесту и прохождению границы Казахстан/Киргизия на машине.
С собой иметь отрицательный результат ПЦР-теста, с момента сдачи анализа должно пройти не более 72 часа. Повторяю, с момента сдачи, а не получения документа. Лучше (на мой взгляд) иметь документ в распечатанном виде с печатью лаборатории. При выезде из Казахстана наша сторона документ не требует, просто спрашивает его наличие, чтобы быть уверенными, что вас пустят в Киргизию.
Киргизская сторона начинает с наличия ПЦР-теста, данные с документа заносят в журнал. Измеряют температуру, проводят обработку машины снаружи. Сканирования документа не заметил. Спрашивают адрес, по которому будете находиться в Киргизии. В моём случае адрес не указал, так и сказал — буду ночевать в машине на берегу озера. Это возражений не вызвало. Уже затем, после медиков, идут обычные пограничные процедуры.
Теперь выезд из Киргизии в Казахстан. Киргизская сторона наличие теста не спрашивает вообще — уезжаете, так уезжайте. Казахстан так же начинается с вопроса о наличии теста и измерения температуры. Сканируют QR-код, данные заносят в журнал. Срок годности теста такой же — 72 часа. У меня был на руках один тест — казахстанский, с ним выехал из Казахстана и, с ним же, заехал обратно. Срока годности документа мне хватило для моей поездки по Киргизии. Вопросов — почему тест казахстанский, а едете из Киргизии — не возникало.
Если нет теста? В Киргизию вас просто не пустят. Обратно в Казахстан, как гражданина этой страны, впустят в любом случае. Отвезут «под конвоем» в ближайшую больницу, возьмут анализ и изолируют до получения результата. Всё.
Граница пройдена и забыта, но до Алма-Аты ещё остаётся двести пятьдесят километров пути. Еду к посёлку Курдай, там планирую заправиться топливом, чтобы уже до дома не думать о бензине. Да, кстати, о нём, о бензине. Как уже было сказано, залил полный бак в Кегене, потом проехал 520 километров (из них километров шестьдесят по горам) и в Курдае долил бензин снова до полного бака. Вошло 65 литров. Таким образом, средний расход топлива получился 12,5 литров на сто километров пути.
Но вернёмся к дороге и к той неожиданной встрече, что произошла вскоре после возвращения на Родину.
Приближается посёлок Курдай. Перед ним развилка, ухожу направо, на объездную. Дорога хорошая, еду под сотню, но не больше — уже темно, одиннадцатый час ночи, да и притомился за время поездки по горам Киргизии. Появляется знак ограничения скорости «70» вместе со знаком «Неровная дорога». Сбавляю скорость и метров через двести встречаюсь с патрульной машиной. Мой радар-детектор молчит, а «патрулька» включает маячки, мигает фарами, указывает остановиться. Торможу, стою, жду. Подходит служивый, неразборчиво представляется и укоризненно спрашивает — зачем скорость превышаете?
— А на сколько я превысил? — спрашиваю.
— Пройдите, посмотрите, — говорит.
Выхожу, иду смотреть. Документы мои пока никто не спрашивает.
— И какова же моя скорость? — интересуюсь у сидящего в машине полицейского.
— 107 километров в час, — отвечает.
Тут мою усталость как рукой сняло. Да вы обалдели, говорю. Ладно бы 75, ну 80. Да я до знака с такой скоростью не ехал, а уж после него и подавно. Покажите сертификат на прибор!
— Нет, мы сертификат только проверяющим показываем, больше никому. Вы, мол, можете в протоколе написать, что не согласны с нарушением.
— Вот я и напишу в протоколе номер вашего радара и факт отсутствия сертификата. Показывайте, — говорю.
Всё равно упираются. Ладно, пойдём другим путём. Достаю телефон и собираюсь снимать всю эту сцену с самого начала, с предъявления служебного удостоверения и до отказа показать бумажку. И тут же, о чудо, их как подменили. Езжайте, говорят, только больше не нарушайте.
Теперь уже я обалдел. Сказал этим пацанам несколько слов непечатных, всё, что я думаю об их действиях. Так они ещё и обиделись — нет, говорят, мы не такие, мы честные, белые и пушистые. На том и расстались. А сколько там патрульных машин крутится, пока спустишься с Курдайского перевала… Ну, прямо ночная смена, трудится служивый люд для пополнения бюджета, не смыкая глаз. Вот только чей бюджет они пополняют?
Весь участок пути от посёлка Курдай до выхода на трассу А-2 (43.406384, 75.097574) — это, как сейчас говорят, просто квест какой-то. Знаки ограничения скорости стоят так часто и интересно, что создаётся стойкое впечатление — их поставили с целью запутать водителя. Хорошо хоть асфальт неплохой и не надо отвлекаться на ямы, иначе была бы совсем беда. Не буду приводить конкретный примеры, можете сами поехать и посмотреть, но будьте предельно внимательны и осторожны — полиция там работает, похоже, круглосуточно.
Так же не буду подробно останавливаться на состоянии дороги по трассе А-2 до Алма-Аты. Проехал там совсем недавно, всё подробно изложил в рассказе о дорогах Казахстана. За истекшие два месяца здесь ничего не изменилось, готовые участки асфальта по-прежнему закрыты для движения.
Вот такая получилась поездка по сопредельной стране в период карантинных ограничений. Почему поехал сейчас? Было интересно посмотреть весеннюю природу, вне туристического сезона. Это удалось, теперь в копилку впечатлений остаётся только добавить осеннюю Киргизию, и сложится полная коллекция всех времен года этой страны.
Буду рад, если этот рассказ окажется полезным для тех, кто собирается на Иссык-Куль в ближайшее время. Удачи на дорогах!
Этот рассказ впервые опубликован в моём блоге Автопутешествий roadstravel.ru.