Серебряное кольцо Севера (2001)

25.01.2021 | 7654 просмотра

В далеком прошлом я активно занимался спортом и туризмом. Мне это очень нравилось, и я надеялся заниматься этим всю жизнь. Но семейная жизнь оказалась не такой, как я ее представлял. Мои избранницы не разделяли моих интересов, и мои увлечения отошли на последний план.

Все изменилось в 2000 году. Я стал сам себе хозяин и решил воплотить свои юношеские мечты в жизнь.

В 2001 году я решил проехать по Северо-Западу России на Москвиче-2140. В те годы я не был знаком с интернетом, и информации о достопримечательностях у меня было мало. Мне хотелось увидеть самые известные монастыри.

Маршрут был приблизительно следующий: Северодвинск — Сия — Соловки (Кемь) — Валаам (Сортавала) — Псков (родственники) — Северодвинск. Это около 4300 км.

Машина особого внимания не требовала. Ремонт в гараже. (СТО раньше не было в моде).

Итак, загрузив в машину все необходимое, взяв свою любимую зеркалку Canon, я отправился в свое первое авантюрное путешествие.

Стоял прекрасный теплый июль. До развилки на Сию доехал легко. Дальше к монастырю ведет узкая, извилистая, асфальтированная дорога. Ехать одно удовольствие. Перед монастырем, как всегда, встречают ларьки с сувенирами и церковной атрибутикой.

Антониево-Сийский монастырь основан в 1520 году. В 16-17 веках он играл заметную роль в русской истории и культуре.

Самое большое впечатление получил от увиденных сводов внутри Троицкого собора.

Природа здесь шикарная. Если есть время, можно дойти до противоположного берега и оттуда любоваться монастырем.

Я решил остановиться на берегу озера на ночевку (уж больно здесь было хорошо).

Ранним утром следующего дня я продолжил свою поездку.

В Двинском Березнике решил перекусить. Поворачиваю руль, пропускаю встречную, даю газ, а машина с большим трудом едет, но… ПРЯМО. Я в шоке. Кое-как смог повернуть на площадку. Выхожу из машины. Смотрю… Передние колеса смотрят в разные стороны. Рулевая тяга висит. Полетела шаровая.

А если бы это случилось на скорости? Не представляю, какие были бы последствия.

Стал думать, что делать?

Немного предистории. У тестя был один из первых в городе ВАЗ-2101. Я с супругой на нем ездили и обслуживали. В 70-80-ые годы прошлого столетия была проблема с запчастями для Жигулей. Тормозные шланги, колодки и все другое приходилось искать по гаражам и переплачивать в несколько раз. Поэтому, когда мы созрели до своей машины, я сознательно хотел купить Москвич, для которого в магазинах было ВСЕ. И вот это случилось. С новеньким дипломом о высшем образовании я приехал из Питера на Москвиче.

В 2000-х годах дела с запчастями стали другими. На трассе стало много автомагазинов с запчастями для жигулей, а вот для москвича — надо поискать.

Так и в Дв. Березнике — все для ВАЗа и ничего для москвича. Местные мужики предложили один разбор, но не лучше моего. Ситуацию исправили в гараже какой-то конторы с помощью сварки.

Теперь встал вопрос: куда ехать? Вперед до ближайшего магазина (неизвестно сколько километров) или домой (360 км) и по-хорошему ремонтироваться.

После мозговой атаки выбираю второй вариант. ЕДУ ДОМОЙ.

Да, теряю дни, но не отказываюсь от поездки!

Домой вернулся благополучно. Отремонтировал машину, но неожиданно друзья предложили на теплоходе «Алушта» добраться до Соловков.

Это наш заводской теплоход, который официально выполняет экскурсионные рейсы на Соловки и туда же «закидывает» рыбаков и туристов. Хотя проблема была в том, что обратно мне возвращаться не надо, но и эта проблема была решена.

Жалко было отказываться от автомобильного маршрута, но взвесив все «ЗА» и «ПРОТИВ», я согласился на морской вариант.

Живя на берегу Белого моря, я ни разу дальше берега не был. А тут такой случай! Я увижу Белое море, его закаты и рассветы! А еще на работе рассказывали невероятные истории о ночной дискотеке на «Алуште». Все это меня и подкупило.

Договориться оказалось не сложно. Бросив в рюкзак туристическое снаряжение, я оказался на теплоходе.

Каюта мне не полагалась, и весь вечер я провел на палубе. Попытка присоединиться к экскурсионной группе на Соловках провалилась.

Дискотека и вправду была шумной и пьяной.

По счастливой случайности оказался в экипаже знакомый моторист, который на ночь приютил меня в своей каюте, а сам нес ночную вахту.

На следующий день мы ступили на соловецкую землю.

Первым делом осмотр Кремля. Затем определился с достопримечательностями, которые хотел увидеть, и пошел искать место для ночевки. Нашел шикарное место на берегу моря, где уже стояло несколько палаток.

Теперь вперед по достопримечательностям! Начинаю с самой дальней точки — Секирная гора. Погода позволяет с удовольствием прогуляться пару десятков километров. На полдороге остановился на берегу озера. Искупался, отдохнул. Мимо проехал автобус со студентами.

Поднявшись на Секирную, я увидел этих студентов. Это оказались будущие экскурсоводы. Инструктор рассказывал им секреты их будущей работы. Объяснял, как надо говорить, что говорить, показывал наилучшие места, откуда открываются шикарные виды. Какая большая удача! Я спросил разрешения послушать и получил «добро». Очень много узнал из этой незапланированной экскурсии. Интересный и познавательный рассказ о заключенных СЛОНА (Соловецкий Лагерь Особого Назначения), как с этой горы сталкивали зэков с привязанными к спине бревном, об истории единственной церкви —маяк, которая до сих пор несет свою вахту, указывая путь кораблям. Церковь закрыта для посещения, но в ближайшем будущем ее собирались открыть, поэтому инструктор подробно рассказывал про нее. Получилось, что мы смогли посмотреть не только саму церковь, но и подняться на маяк.

Это была шикарная экскурсия!

Мне было предложено с ними проехать на Савватьевский скит, но я отказался.

Так получилось, что первую ночь на Соловках вместо берега моря я провел в рубке радиста.

На следующее утро меня нашел экскурсовод одной из групп и предложил покатать московских дам на шлюпках по каналам (у них не хватило мужчин, чтобы сесть за весла). Разве от такого отказываются?

Получилась целая экскурсионная программа: шлюпочная прогулка по озерам и каналам, а на обратном пути — Ботанический сад.

Остаток дня провел в прогулках вокруг Кремля. Дошел до переговорного камня, установленного в память о переговорах настоятеля монастыря с англичанами во время Турецкой войны в 1855 году.

Вечером вышел на берег моря, разбил палаточный лагерь и любовался белыми ночами. Спать совершенно не хотелось.

На следующее утро, позавтракав, отправился на Большую Муксалму. В годы репрессий там находился женский лагерь. Дорога оказалась нелегкой.

На остров сооружена рукотворная дамба. Ее длина около одного километра. Дамба имеет необычный вид — она извивается как змея. При проектировании учитывались многие факторы. Благодаря своему «змеиному рисунку» ее не размывает уже несколько веков. Она имеет три арки, чтобы происходил обмен воды. Дамба выложена из местных валунов.

Остров заброшен. Экскурсии сюда не водят, поэтому ходить здесь надо с большой осторожностью. Сплошные то ямы, то ржавая колючая проволока тех времен.

На острове осталось несколько сооружений. Деревянное здание администрации лагеря снаружи выглядит неплохо, но внутри все порушено. Кирпичное здание женской тюрьмы стоит без окон, внутри можно увидеть остатки дымоходов для отопления камер, у многих камер сохранились двери с засовами.

В голове вертятся разные мысли и картинки.

Мне подсказали, что в одной из дальних камер оборудована ночлежка. Пройдя все здание, на втором этаже я обнаружил этот «гостиничный номер» в самой дальней камере. Внутри сооружен большой настил человек на 8-10, окна заклеены кусками полиэтиленовой пленки.

Возвращаться обратно я не захотел и решил переночевать здесь.

Здесь, на острове, погода совсем другая. Дует сильный ветер. Неуютно.

День близился к закату, и надо готовиться к ужину и запастись дровами для утреннего костра.

После ужина занялся благоустройством ночлега. Пришлось латать порванную полиэтиленовую пленку, стелить коврик и спальник.

Ночка прошла весело. Часто просыпался. Казалось, что кто-то ходит по коридору. Закрыл дверь. Подпер ее бревном. Ветер нещадно рвал пленку, и ее пришлось несколько раз ремонтировать.

Не выспавшись, я по-быстрому приготовил себе завтрак и поспешил покинуть это место.

На этом знакомство с Соловками закончилось.

На Соловки я попадал через Кемь, а обратно решил вернуться через Беломорск, чтобы хоть одним глазком увидеть Беломорканал. Мы прошли через последний его шлюз №19.

Дальше мой путь лежал в Петрозаводск — столицу Карелии.

Это было 2 августа. День ВДВ. По всему городу разъезжали автомобили и мотоциклы с флагами ВДВ. В парках и скверах «кучковались» компании дяди Васи. У меня было желание прокатиться по Онежскому озеру на ботике Петра, но, как мне объяснили, от греха подальше все водные прогулки отменяются.

Петрозаводск мне понравился, особенно его центральная часть. Понравились многоэтажки сталинских времен из коричневых блоков (кирпичей). Массивные, грозные.

На центральной площади стоит Музыкальный театр 1955 года постройки, а почти напротив бывший кинотеатр, а теперь Национальный театр 1963 года реконструкции. Разница в возрасте около 10 лет, а какие это разные здания!

Музыкальный театр 1955 года постройки.

Национальный театр удивил не только своей внешностью, но и содержанием. Оказывается, это единственный театр, где спектакли проходят на финском, карельском, вепсском и русском языках.

Национальный театр (бывший кинотеатр) 1965 год.
На заднем плане Музыкальный театр.

Впервые увидел здесь вежливых водителей (у нас такого еще и в помине не было — 2001 год). Только подходишь к пешеходному переходу, а машины останавливаются, даже автобусы стоят, пока все не перейдут улицу.

Из Петрозаводска мой путь лежал к водопаду Кивач. До войны он был еще более могуч, но после строительства ГЭС, его силы поубавились. Но, несмотря на это, им восторгаешься. Здесь я провел целый день, бродя по скалистым берегам. Глядя на эту красоту, я влюбился в Карелию, в ее гранитные скалы.

На следующий день в моих планах были Кижи. Я собирался при хорошей погоде отдохнуть на острове 2-3 дня. Оказалось, ночевки на острове запрещены. Закинув рюкзак в камеру хранения, я купил билеты на «Метеор».

Вступили на берег, нас встречает своей музыкой фольклорный ансамбль и ларьки с сувенирами.

Прогулка по острову не оставила равнодушным. По площади это, конечно, не наши Малые Корелы, но ансамбль «Кижский погост» с церквями Преображения Господня и Покрова Пресвятой Богородицы не могут оставить равнодушными никого. Невозможно представить, каким надо быть мастером, чтобы без современных инструментов, без единого гвоздя создавать такие шедевры! Даже сегодня надо иметь талант 3D, чтобы с нуля спроектировать что-то подобное.

Сравнил дома зажиточных крестьян Карелии с нашими архангельскими. Такие же красивые, добротные.

Очень доволен поездкой на Кижи.

До Сортавалы решил испробовать еще один вид передвижения — автостоп. За несколько приемов на легковушке и с дальнобойщиками я преодолел 250 километров.

Сортавала. Здесь в моих путевых записях ничего не отмечено. Значит, сразу решаем вопрос посещения Валаама. Нашел пристань, купил билеты, запрыгнул на катер.

Валаам. Спасо-Преображенский монастырь.

Мне было интересно увидеть копию Иерусалимской пещеры, в которой покоилось Тело Господне. Экскурсия по монастырю. Рассказ о Преображенском храме, зашли в Воскресенский. Рассказывают о торжественном и светлом верхнем приделе Воскресенского храма и ни слова не говорят о нижнем, посвященном апостолу Андрею Первозванному. Отстав от экскурсии, я спустился в нижний придел храма. Здесь полумрак. Скорбно и печально. В пещере, где находится лавица, ничего не видно (а так хотелось увидеть). Не знаю, можно или нет, но я направил фотоаппарат в пещеру, включил вспышку и пару раз щелкнул затвором. Изображение изучал уже дома.

Выйдя из Воскресенского храма, пробежался по часовням и успел еще взглянуть на Коневский скит. На этом время пребывания на архипелаге подходило к концу. Теплоход ждать никого не будет, поэтому надо торопиться.

Вернулся в Сортавалу, и встал вопрос: как добраться до Питера? Автостоп мне не понравился. Выбор пал на железную дорогу.

С пересадками, в переполненной электричке добрался до Питера. С вокзала сразу в метро.

Но СТОП! Не тут-то было.

Откуда нам в провинции было знать, что в Питере с электрички выход через турникеты по билетам?

Пришлось долго доказывать, что я не «заяц». Билет был, но при выходе его выбросил.

Пропустили.

Теперь в метро. Стою в очередь за жетоном. Никого не трогаю.

Подходит наряд милиции и просит предъявить документы. Предъявляю. В ответ приглашают пройти в отделение.

Как потом выяснилось, граждан с большими сумками и баулами проверяли по всей стране, т.к. в это время прогремело несколько взрывов в жилых домах по всей стране.

В отделении вскрыли мой рюкзак, вытащили топор, пилу, котелки, продукты…

— Что это?
— Я в отпуске. Путешествую. Вот прописка, вот отпускное удостоверение…
— Откуда приехали? Где билеты?
— Был на Соловках, сейчас возвращаюсь с Сортавалы…
— Покажите ваши билеты!
— Зачем вам билеты?

И так по кругу несколько минут. Сам не понимая этого, у меня «включился дурачок».

Я был в ступоре, когда они «треханули» мою поясную сумку. Хорошо, что перед Питером я переложил деньги в другое место. От такой наглости у меня был шок.

Пугали задержанием на трое суток до выяснения, но «честно сыгранная роль» под дурачка в результате победила.

Бросили мне в руки паспорт и отпустили.

Метро и автобус до Пскова.

В Пскове родственников не оказалось дома, и я решил прогуляться по городу. Зашел на ближайший рынок и потолкался у прилавков. Результатом этой прогулки оказалось отсутствие бумажника с документами.
Украли.

Все как в сказке про колобка. От одних ушел, попал в лапы к другим.

Целый день потом потратил на оформление заявления о потере паспорта.

Но все эти неприятности не смогли повлиять на радость встречи с родственниками.

Володя с Шурой свозили меня к себе на дачу, где я помог собрать им урожай. Сходили в лес за ягодами.

Познакомившись с Псковом, мы поехали смотреть Изборск.

Изборская крепость была построена в 1330 году и считается самой старой крепостью России.

До 15-го века она выдержала 8 осад. Ее захватывали крестоносцы и немцы, осаждали ливонские рыцари и поляки.

К сожалению, на территорию крепости попасть не удалось, и мы, обойдя ее по внешнему периметру, вышли к Словенским ключам.

Ключи считаются святыми и лечебными. Попробовали живую водицу, умылись и спустились на берег Городищенского озера. Здесь важно гарцевало лебединое семейство. Немногочисленные туристы фотографируются на фоне стаи лебедей.

Мы тоже не исключение. Только я успел принять позу модели, как рядом залаяла болонка, а за спиной я услышал угрожающее шипение. Мгновенно обернувшись, я без подготовки нажал на затвор фотоаппарата. Получился неплохой кадр, хотя не по центру, чуть-чуть с обрезанным крылом…

Время обеда. Мы поднялись на угор и устроили небольшой пикничок.

Спасибо большое Шуре и Володе за гостеприимство, а их друзьям за эту славную и познавательную поездку.

А меня впереди ждут Печоры.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь это один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. Название монастыря связано с находящимися в нём пещерами, называемыми «Богом зданными» (то есть созданными Богом).

Это единственный монастырь, который на протяжении всего времени с 1473 года ни разу не закрывался. Во время гонений советской власти на церкви и монастыри, Псково-Печерский монастырь относился к Эстонии.

Со времен образования монастыря псковские леса таили в себе много загадок. И одной из них стало обнаружение пещер, в которых поселились монахи.

Богом сданные пещеры это одно из тех сакральных мест, которое с тех пор являются местом паломничества для всех прихожан в Печерском монастыре. Вот и мне захотелось побывать там.

Но побывать не удалось. Туда пускали только организованные экскурсионные группы. И, тем не менее, я не сильно расстроился, т.к. меня поразили красота и величие монастыря. Ни один из увиденных мною ранее монастырей не может сравниться с Печерским.

Поражает и необычность строений, когда стена одного здания является стеной другого. Яркие цвета церквей, голубые и позолоченные купола — все потрясает впервые увидевших это.

Вот на такой позитивной ноте закончилось мое путешествие по северо-западу России.

Оно получилось колоритным на события, чем запомнилось надолго.

P.S. До дома добрался без происшествий.

Хорошая, интересная поездка.
Роман Синельников
Про полёты зэков с горы с бревном за спиной... Меня терзают смутные сомнения... Да ещё и 2001 год. Тогда тема репрессий была в зените и что же ради красного словца не приплести. Хотя кто знает...

Феноменальная память! Помнить все с 2001 года! Двадцать лет материал лежал на полке! Хороший рассказ, интересные места, вот вопрос, а каково сейчас там?

Сыгда
Фото прям как картины ;) пленочный, или уже цифровик?
на сканы фотографий похоже - пленка

Широко жил партизан Боснюк:

"

Так и в Дв. Березнике — все для ВАЗа и ничего для москвича."
Лёха
Топки
так и есть)
Химки
Был у меня Москвич. Как можно было довести до выпадания рулевой тяги не пойму. Корпуса там вечные, а пальцы и пластиковые вкладыши были расхожниками. И у любого нормального москвичевода их гостями было. Каждую весну трапецию перебирали.
как-то кажется, что раньше было лучше)
В плане моральной свободы и простого отношения к жизни, да. В плане материальных благ точно нет. А ещё тогда было 25, а теперь 45.
capoverde
душевнее.

как-то кажется, что раньше было лучше)
В нулевые годы? Не уверен....

Отчёт неплох, но он бы выиграл, если бы автор починил бы авто на коленке и продолжил путь.

Видное
"Мои избранницы не разделяли моих интересов"
Часто такое слышу и это печально. Ну нафига брать в жёны таких?
Перед свадьбой повёл будущую жену в небольшой поход и на рыбалку - сразу стало понятно, что мне такая нужна. Так вот и живём вместе, путешествуем.
Волшебство плёнки никто не отменял. Фотографии с душой. Когда-то сам снимал на Зенит-ЕТ с Гелиосом 44.
Я не боюсь трудностей, трудности боятся меня
Крайняя поездка: https://travel.drom.ru/82078/

это не кажется-было лучше
Мой отзыв: Mazda Demio 2002

Фото прям как картины ;) пленочный, или уже цифровик?
просто с языка снял вопрос))

как-то кажется, что раньше было лучше)
но сколько же было мучений с этой пленкой! Проявитель, закрепитель, глянцеватель и чертова куча прочего. Или - в ателье. Опять же: 36 кадров в пленке, сто раз подумаешь, снимать, или нет. Зато черно-белые снимки порой получались - просто восторг.

vershila
Простое отношение к жизни - это да! Точно знал: школа-институт-работа-пенсия. С голоду не помрешь, не дадут, на бычки в томате и макарошки хватит, и на водку иногда . И вокруг - почти у всех точно так же, завидовать некому особо.
Но и на авто нужно было 10 лет копить. И квартир отдельных было очень мало, в основном - коммуналки. На дачах не цветы выращивали, а картошку, потому как в магазинах - сплошная гниль. Вместо туалетной бумаги - газета "Правда", нарезанная квадратиками )) Испания? Италия?... да, по ТВ видели, но редко.
Книжек больше читали, фильмы получше были. Ну, девки, естественно, давали чаще и трава была зеленее ))
Насчет моральной свободы - не знаю. Мы ничего не знали об окружающем мире и считали, что то, что у нас - самое лучшее.
КПСС эта..., вранье сплошное - точно, как сейчас . Если в целом сложить все плюсы и минусы "тогда" и "сейчас"- получается примерно один хрен, ровно.
68 лет, пенс, работаю, еще вполне бодрый))
JokerSL
Глубоко копаете. Сами то СССР взрослым человеком застали? Я только подростком. И туалетная бумага у нас была. А тут речь идёт о 2001 годе, когда автор путешествовал.
JokerSL
Извиняйте, про 68 лет не дочитал. Про проявитель с глянцевателем у меня детские воспоминания, подобные сказочно у чуду. И красный фонарь тогда означал совсем не то, что теперь в Амстердаме. А в конце 90х уже несли плёнку в КОДАК и забирали готовые фотки. Волшебство ушло. А девки давали)))

vershila
Ну 68 лет ведь человеку, вопросов быть не может. У меня отцу 85, с грустью вспоминает те времена. Ударник производства, всегда на доске почета завода. Говорит - Самое время жить, все есть у людей, а нам помирать - обидно.

Фото прям как картины ;) пленочный, или уже цифровик?
были пленочные кадры. Эти оцифрованы.

Роман Синельников
это была информация для экскурсоводов. Не все,что знают они рассказывают.

Лев 52
после каждой поездки остаются записи. А эта поездка с ее событиями запомнилась надолго.

Лев 52
как сейчас - не знаю

Йошкар-Ола
У меня в гараже целое ожерелье из вкладышей рулевого висит, на антресолях гильзы цилиндров, поршни и тд., ничего за 18 лет эксплуатации с 1990 по 2008 г. не пригодилось. Заменил только 3 рублевую манжету рабочего цилиндра сцепления. Пробег был 42 т. км., не бит не крашен, на водительской двери краска 2-3 кв. см.начала облезать, продал за 15 т.руб. коллеге по работе. Сейчас пробег больше сотни заменены передние ступичные и сдуру шлифанули головку под 92, мотор был сельский вариант на 76 бензине.

JokerSL
просто с языка снял вопрос))
оцифровано

Kotokroly
"Мои избранницы не разделяли моих интересов" Часто такое слышу и это печально. Ну нафига брать в жёны таких? Перед свадьбой повёл будущую жену в небольшой поход и на рыбалку - сразу стало понятно,...
жен выбираем по - многим "параметром". В чем-то приходится идти на компромиссы и уступки. Не всегда после одной поездки/похода становится понятно. Надеишься на лучшее, а вот сколько времени и терпения потребуется, зависит от обоих.

JokerSL
темная ванна, красный свет...

Ферапонт Никодимов
JokerSL
В 2001-м это был не вопрос - фотопечатей на каждом углу. Но дороговато. 3 руб. вроде стоила 10х15. С другой стороны, это моменты жизни, какими деньгами их можно измерить...

Ферапонт Никодимов
vershila
Так в том и дело. Было лучше не "раньше", а в детстве-отрочестве. Детство всегда лучше всех, и не важно что тогда было. Главное, что родители были молодыми, прародители живы еще, бутерброд с утра схавал и побежал по крышам гаражей. Чё еще надо...

как сейчас - не знаю
Не тянет...?

Не хочется говорить избитую фразу, но вот напрашивается само... Как хорошее Вино с двадцатилетней выдержкой...

JokerSL
зато потом садились и смотрели альбомы)) а сейчас у каждого на телефоне по 2000 фото, и что толку...

Железнодорожный моск. обл.
В 2005 был на Соловках, тоже рассказывали. Но я читал про это и в других источниках, так что думаю, это правда.
Волга, Газель, Спортейдж I, Гранд Витара New, Соренто R, BMW X3

Железнодорожный моск. обл.
Роман Синельников
В 2005 был на Соловках, тоже рассказывали. Но читал про это и в других источниках, так что думаю, это правда.
Волга, Газель, Спортейдж I, Гранд Витара New, Соренто R, BMW X3

сергей
Прикольно)
Вмпомнил 2000е, вздрогнул)
А путешествие знатное получилось! Насыщенное!
Спасибо за отчёт, читал с удовольствием!

JokerSL
А сейчас для простого народа лучше, что-ли?
Из формулы выпал институт. Теперь школа - работа(если повезет, еще найти надо) - пенсия(если доживешь). Из простого народа точно в люди не выбьешься, если только не супергений какой-то.
Теперь есть кому завидовать. Значит и повод для преступления есть.
Простому народу, работающему за зарплату , и сейчас автомобиль недоступен, ибо уже простой автоВАЗ стоит под лимон. Коммуналки - это у вас в масквах и Ленинградах, потому, что туда, в мегаполисы, и при советах лимита пёрла толпами, отсюда квартирный вопрос. На местах, на периферии как-то проще с этим было, квартиры давали и слесарям и токарям и шоферам, смотря где работаешь.
Картошку и сейчас на дачах выращивают, неожиданно, да? Ты с точки зрения столиц судишь из СПБ.
Туалетная бумага - да, вот это стало доступно, спасибо единой партии и лично товарищу Пу! Хотя я вырос с газетами и не помер.
Мальдивы и прочие сказочно****и и теперь только по ТВ видим, ибо денех нету туда ехать.
Про книжки, фильмы и девок верно.
Раньше были деньги - кому надо, доставали за них все, что надо.
А нынче всё есть - только денег нету...
Действительно, та же морковка, только в профиль.

Вот именно.

nbt
А сейчас для простого народа лучше, что-ли? Из формулы выпал институт. Теперь школа - работа(если повезет, еще найти надо) - пенсия(если доживешь). Из простого народа точно в люди не выбьешься, если только...
Виртуально жму руку !))
Все верно, кроме картошки. Лет 30 назад заровнял все родительские картофельные грядки, сделал газоны. Сейчас начинаю постепенно распахивать газон под картошку и овощи. Круг замкнулся. Не из экономии - просто нравится )).
Но, в целом, конечно - С-Пб, Москва, Новосибирск, еще десяток мест, где можно заработать, не наживая инвалидность. А в глубинке, ясное дело, тяжко.

JokerSL
Виртуально жму руку !)) Все верно, кроме картошки. Лет 30 назад заровнял все родительские картофельные грядки, сделал газоны. Сейчас начинаю постепенно распахивать газон под картошку и овощи. Круг замкнулся....
НСК, поверь, тоже ни о чем. Уже давно.