|
Утро. Проснулся, но будильник еще не звонил. Внутри уже слишком душно, хоть и стою я в тени.
Я высунул голову из палатки и тут же понял — это всё было не зря. Долгая подготовка, дорога, увольнение с работы и прочее — всё не зря.
За дверью моего брезентового дома стояла волшебная погода и открывался не менее волшебный вид. Утреннее ленивое солнце, спокойная речка, горы и море зелени. Ночь прошла без происшествий, да и чувствовал я себя неплохо.
Заряжаю powerbank через солнечную панель.
За последние дни это было мое первое утро, когда я никуда не торопился. И я наконец смог спокойно сварить себе кофе и открыть печенье. Съев ещё и добрую порцию каши, что должна будет помочь мне на перевале, я хорошенько размялся и двинулся в путь.
Завтрак. Каша с курагой и орехами, а также кофе!
Долина была все так же живописна, и я жалел, что не еду по этой дороге совсем один; то и дело проезжали машины.
До перевала предстояло проехать еще около 30-40 километров тяжелой каменистой дороги, а солнце поднималось все выше. Начало ныть левое колено. Ту часть подготовки, что отвечала за изотоники, витамины, соли и прочие полезные и необходимые в пути добавки я проработал чертовски плохо. Так что оставалось только подмотать колено эластичным бинтом и поехать дальше.
Вынужденная остановка. Чиню колено.
Следующая моя остановка также была вынужденной. Объектив своей камеры я закрывал специальной крышечкой. Я постоянно что-то снимал, особенно на ходу, и в какой-то момент обнаружил, что крышечки уже нет. Вернулся на 200-300 метров пешком, но ничего не нашел. Потом попробовал проехать ещё дальше на велосипеде, но также впустую. Ничего не оставалось, как двинуться дальше (спустя 10 дней камера упадет и сильно поцарапается, чего можно было избежать, не потеряй я крышку).
Но мне тут же вернулось с лихвой. Меня догнал Уаз Патриот, и его водитель устроил мне небольшой тест на тему, не терял ли я вчера флягу. Я чертовски обрадовался, ведь неожиданные приятные события радуют гораздо больше, чем ожидаемые. Вот так Дорога разменяла мне крышку камеры на флягу, и я был рад.
Запомните его в лицо! Тот самый герой, что вернул мне флягу!
Любуясь огромными водопадами, я пробирался по 30-градусной жаре. Вода заканчивалась, а я всё никак мог найти чистый источник воды. Пара попутных речушек оказались грязными, поэтому воду экономил.
Дорога выматывала. Рюкзак на руле сидел паршиво, терся о колесо на кочках, и я останавливался раз 10, чтобы его поправить. Жара не спадала, пил я мало. Психологически было не легче, чем физически, но каким-то магическим образом в этом и был весь смысл. Ведь «ты» забрался далеко, где дорога бросает вызов. И если ты принимаешь этот вызов, то в награду получаешь этот миг, этот вид вокруг и эту дикую природу, до которой можешь дотронуться.
Оглядываясь назад, мне кажется, что будь эта дорога легкой, я бы получил гораздо меньше. А теперь эти эмоции — мой трофей на всю жизнь.
Большой водопад с большого расстояния.
Приближался перевал, а у меня осталось около 0,4 литра воды. Основную реку я долгое время избегал, потому что опасался пить из неё воду и к ней не было удобного спуска. Однако до перевала оставалось менее 5 км и дорога как раз пошла вдоль берега, так что я отбросил опасения и набрал несколько литров Чулышмана, что оказался вполне чистым на вид.
Когда я уже начал беспокоиться, ничего ли я не напутал с километражем до перевала, появился первый подъем. У меня был четкий план что-то скушать перед стартом. Во-первых, чтобы набраться сил, потому что я уже ехал много часов, не обедал и мало пил, а во-вторых, чтобы повысить сахар в крови.
Достаю орехи, нужно подкрепиться перед Перевалом.
У меня сахарный диабет 1-го типа. Если кратко — физическая нагрузка снижает уровень глюкозы в крови (далее УГвК). При диабете, если УГвК упал, то нужно срочно его поднять, скушав что-то сладкое, иначе ты просто упадешь в обморок через 30 минут, а ещё через 30 впадешь в кому. Поэтому я постоянно ел конфеты на протяжении всего маршрута, и особенно много собирался (скорее вынужден был) есть перед перевалом, ведь нагрузка ожидалась нешуточная.
Опасности диабета при постоянной физической нагрузке.
Взглянув на первый уклон, я понял, что залезу на велик и попробую заехать — чисто символически. Опыт предыдущих дней подсказывал, что подниматься мне придется пешком. Так как я весь день только и думал, когда же начнется моё испытание Перевалом, то психологически пошел достаточно устойчиво (хоть и ворчал и пыхтел).
Туалет перед подъемом стоит не просто так.
Первый серпантин был чертовски длинным и крутым. Я помнил, что будет 9 «ступеней» (ада?) подъема. Если впереди ещё восемь таких серпантинов, то кажется поднимусь я только к ночи. Но, обогнув гору, я увидел, что оставшиеся восемь «ступенек» как минимум в два раза короче. Заметно приободрившись, двинулся дальше.
«Включи аудиокнигу!» — советуют ребята.
Отдыхал, как правило, на поворотах. И еще один раз пришлось отдохнуть, когда я упал и меня накрыло велосипедом. Проблема была даже не в большом весе (60+), а в том, что этот вес очень неудобный. Вот и я потерял на миг концентрацию и тут же был наказан. Каждый поворот я радовался, что успел набрать воды. Потому что не будь у меня воды, я бы просто начал просить её у проезжающих по перевалу машин, настолько хотелось пить. Благо в таких местах и условиях большинство людей отзывчивы. А ещё я чертовски радовался, что поднимаюсь в тени.
Остатки разбитой машины на перевале Кату-Ярык.
Спустя два часа я был наверху (из них минут 20 съемка — бросить вел, поставить камеру, вернуться к велу и снять «проезд», опять бросить вел и обратно за камерой). И стоя там, наверху, мне показалось, что поднялся я довольно быстро. Ведь два часа — не три и не четыре, как я думал вначале. Посмотрев, какое крошечное всё внизу и каким, наверное, крошечным был я два часа назад, я двинулся дальше, с пройденным перевалом за плечами. Необходимо было решить две задачи: найти воду и найти место для ночлега.
Поднялся. Справа от меня тот самый серпантин. Слева дорога, откуда я начал восхождение.
Когда ты ожидаешь, что впереди тяжелый перевал и затем заступаешь на него, ты готов ментально и нагрузка воспринимается легче. Когда ты пропекся 6-7 часов на жаре, вытряс из себя все ругательства на каменистой дороге и прошел перевал, то ожидаешь спокойную дорогу, ведь самое сложное позади. Но впереди оказались очередные подъемы, и я пошел тяжелее. Не только потому, что устал, а потому, что не ожидал и не настраивался на очередные горки.
Хуже 15 градусов я встречал только 18 за весь маршрут. Вот так награда за пройденный перевал!
Еще раз выпала фляга, но в этот раз я хотя бы заметил. А потом я встретил двух собратьев по дороге — велосипедистов. При других обстоятельствах мы могли бы проговорить и час и два, потому что это были первые за долгое время люди, которые понимали всю суть дороги так же, как её понимал я последние пять дней. Но время поджимало, и мы, пожелав друг другу удачи, продолжили путь, каждый в свою сторону.
Ребята! Едут на заслуженный спуск, ведь последние дни они карабкались только вверх.
Я судорожно поедал конфеты, потому что сахар (глюкоза) в крови постоянно падал. Это в очередной раз меня задерживало, потому что глюкоза из конфет всасывается в кровь и дает свой результат минимум через 10 минут. Ехать в таком состоянии дальше — самоубийство. Поэтому, как правило, я ждал минут 5, а потом начинал потихоньку идти.
Конфет всё меньше. Вынужденный перерыв. Снизился уровень сахара в крови, не могу продолжать путь.
Минут через 30 добрался до источника с водой. В это же время там проезжали местные алтайцы и порекомендовали мне заночевать прямо за источником, потому что там ровная, уединенная полянка. Шел 10-ый час вечера, так что я последовал совету, и, черт возьми, это была самая шикарная полянка за последние 5 дней. Укрытое от дороги, с источником воды и даже туалетом (!) — это было идеальное место для ночлега. И хоть я экономил газ, желания делать костер во мне не нашлось.
Стремительно приближалась ночь, загорались звёзды. День забрал много сил, и я рад был их отдать, потому что это был один из лучших дней в моей жизни.
Моя личная полянка. Хотя бы на одну ночь.
А вот и полноценный ролик об этом дне:
Продолжение следует.