Турция или Крым, куда поехать на автомобиле? Плюсы и минусы

31.08.2020 | 16872 просмотра

Стали поступать просьбы написать отчёт о поездке в 2019 году в Турцию на машине и сравнить данное путешествие с поездкой в Крым.

Начал было писать отчёт год тому назад, сразу после возвращения, но т.к. слог у меня тяжёлый и корявый, забросил это дело. И вот пришлось опять вернуться к повествованию.

При подготовке к поездке пользовались отчётами других путешественников, их предостаточно. Особенно помог канал Александра Пилота на ютубе. Очень много видео про Грузию, и про Турцию тоже есть. Нам эти материалы очень помогли. Надо бы при случае товарища задонатить.

Не буду долго растекаться по древу. Постараюсь кратко остановиться на основных нюансах. Напишу свои общие впечатления о поездке и некоторые лайфхаки или непонятности, которые в других обзорах не найти.

Начали с того, что за последние несколько лет мы объездили практически весь Краснодарский край, Кубань (Район Азовского моря), Крым и Адыгею. В общем, вся береговая линия российского Чёрного и Азовского морей изъезжены, нужны были новые впечатления, новые места.

Несколько раз пробовали сделать заход на Абхазию, но каждый раз отказывались из-за неоднозначных отзывов про безопасность. Несколько раз делали заход на Европу — Черногория, Болгария и т.д. Останавливало то, что нужно делать визы (а нас 5 человек) да потом ещё их обкатывать (если делать финскую), по бюджету дорого получается, да и при просмотре обзоров мы как-то не увидели ничего такого, чтобы нас прям зацепило.

Много слышали про Грузию положительных отзывов — в первую очередь про величие гор и гостеприимство местного населения, поэтому очень захотелось посетить данную страну, одна проблема — в Грузии нет моря (ну, в нашем понимании нет, для нас море — это чистейшая бирюзовая вода, безлюдные пляжи с белым песком, избалованы такими местами Западного Крыма как Беляюс, Громово, Марьино, Оленёвка). Поэтому был выбор на море из Грузии ехать либо в Крым — 1500 км, либо на Средиземное море в Турцию (тоже 1500 км). Очень долго по этому поводу думали и выбирали. Против Турции было много аргументов: бензин 80 руб./литр, границы, к которым мы не привыкши, чуждая страна с языковым барьером, валюта, непонятная медицина (у нас трое детей и этот вопрос немаловажный, случались проблемы и у наших и у соседских. Один раз у соседей взорвался газ, пришлось пятилетнего соседского мальчугана с развороченными в мясо ногами везти в больницу на своей машине. С нашей медициной всё понятно и всё адекватно решалось без каких-либо проблем. Мальчугана зашили, через три дня в футбол играл) и т.д., но жажда новых открытий нас всё-таки захватила и решили ехать в Турцию в район Аланьи.

Наш выбор пал на небольшой городок Авсаллар — между Аланьей и Анталией. Мы давно поняли, что на первой линии снимать жильё нет смысла — дорого, суетно, толпы народа и орущая музыка. Поэтому выбрали аппарт-отель «Олив Гарден». Расположен примерно в 2 км от береговой линии, у моря спокойно можно припарковаться. Сам аппарт-отель — состоит из 5 или 6 домов высотой 10 этажей, новый, весь в мраморе и керамограните, на территории большой бассейн с 3 водными горками, фитнесс, хамам, игровая — всё входит в стоимость проживания. Сам номер — двухкомнатный с кухней, посудомоечной машинкой и т.д., всё удобно, всё необходимое есть. Цена номера на наши деньги — 2000 руб./сутки. Заполняемость отеля была не более 30%, поэтому всем хватало места в бассейне, на горках без очереди, всегда свободные лежаки у бассейна и свободные лежаки у моря.

Бассейн комплекса Олив Гарден.

По страховке (медицинской) — была приобретена страховка на всех членов семьи (5 чел) обошлась в 15000руб. В Турции пригодилась. У младшего начался сильный конъюнктивит, пришлось обратиться в страховую. Осложнялось тем, что это произошло на праздник Курбан Байрам, когда на несколько дней все магазины, больницы, аптеки не работают, всё закрыто. Страховая нормально отработала, ночью к нам приехало такси, заказанное страховой, отвезла в частную клинику в Аланию (похоже, вызвали врача чисто под нас), осмотрели, выписали лекарства, такси отвезло в работающую аптеку, таксист помог купить лекарства (какие-то копейки по стоимости). В общем, вопрос нормально был решён.

Дороги. Волновали в основном три вопроса — заправки в Турции, полиция в Турции, ночлег в Турции (по пути в Авсаллар). Дороги от Грузии до Авсаллара — протяжённость 1500 км, класс дорог на всём протяжении как М4, только асфальт немного хуже и более извилистая. Машин ОЧЕНЬ мало и машины очень старые, современных практически нет, попадаются наши ВАЗы и фиаты (из которых наши ВАЗы проектировали). Ездят спокойно. Удивила турецкая особенность — всё выбрасывать из окна машины по дороге — пустые пачки из-под сигарет, пустые пластиковые бутылки, стаканчики из-под кофе. У нас такого уже нет. Заправок достаточно, много заправок Лукойл. Выбирать заправки смысла нет, везде бензин качественный. На заправках два вида топлива — Benzinal — бензин (95-й, 92-го в принципе нет) и Motorin — дизель.

Заправка в Турции

Полиция. Основной страх был это полиция в Северной Осетии — много читал про разводы на кавказских дорогах, да и близость к Чечне пугала своими кавказскими нравами, про полицию в Турции вообще ничего не понятно, отзывов нет. При подготовке маршрута стали натыкаться на хорошие отзывы путешественников о Чечне. В результате жажда новых открытий опять победила страхи и предрассудки, и маршрут был скорректирован через Дагестан и Чечню. Общение с сотрудниками полиции/ГИБДД было и на М6 и в Дагестане и Чечне и Турции. На въезде в Дагестан и Чечню стоят усиленные блок-посты, всех останавливают, досматривают, отправляют на регистрацию. Всё наше общение сводилось к вопросам от сотрудников на тему — всё ли у Вас в порядке, нет ли кого постороннего в машине, пожеланием хорошего пути и, если что случиться, обращаться к сотрудникам ГИБДД.

По поводу регистрации на блокпостах (а такая процедура при въезде и в Дагестан, и в Чечню) нам сказали, что не будут нас мучить и мы можем проезжать. Вообще, последнее время у меня сформировалось устойчивое ощущение, что сотрудники ГИБДД это друзья и помощники, заботящиеся о твоей безопасности. Много читал страшилок про пост в Цукеровой Балке, Сочинских сотрудниках ГИБДД, везде было с ними общение, причём прицепиться то было к чему, то дети не все пристёгнуты, то колесом сплошную задел на повороте, но обычно делали вид что этого не замечали, проверяли документы, спрашивали всё ли в порядке и желали быть осторожнее. В Турции посты полиции выглядят сурово — будка на подобие нашего поста ГИБДД, у будки стоят бронещиты (наподобие тех, что использует ОМОН при разгоне демонстрантов) и рядом броневик, перед постом дорожными конусами выставлено сужение в одну полосу. Проехав достаточно большое расстояние по Турецким трассам начали искать место для отдыха.

Проезжаем мимо такого вот блок-поста в Турции, жена кричит, что справа детская площадка, давая остановимся. Я по тормозам, внаглую проезжаю между конусами, разворачиваюсь против движения и встаю на обочине за конусами в паре сотен метров от полицейского поста. Выгружаемся, посмотрев на детскую площадку, понимаем, что это не детская площадка, а территория завода по изготовлению оборудования для детских площадок и это выставочный образец, рядом стоит грузовик, в который работники грузят свою продукцию. Чешем репу, чего делать, идти или нет? Уже начали загружаться обратно в машину. В это время с блок-поста выбегают трое полицейских, двое в бронежилетах и с армейскими калашами, один в белой рубашке, и к нам. Ну, думаю, ща наваляют за нашу наглость! Подбегают, чего-то на турецком лопочут, там даже непонятно то ли ругаются, то ли нет. Я, естественно, по-русски объясняю, что на площадку хотим, показываем руками в сторону площадки. Он чего-то по-турецки и тоже в сторону площадки. Ничего не понятно. В результате от турецкого полицейского прозвучала универсальная фраза, понятная на любом языке — NO PROBLEM. Он подошёл к работникам завода чего-то переговорили, и все замахали руками и закричали NO PROBLEM и позвали на площадку. Было ещё общение с турецкими полицейскими на обратном пути недалеко от грузинской границы. Проверили паспорта, что-то долго говорили между собой, скорее из какого-то любопытства к нам, нежели что-то реально пытались проверить. В общем, с полицией проблем нет, везде всё адекватно.

Про трудности перевода. С языком в Турции так — в курортных городах Аланья Анталья — практически все турки великолепно говорят по-русски. В остальных курортных городах английский. Но стоит отъехать от береговой линии на 50 км — кроме турецкого никто ничего не знает. Мы поставили на телефон гугл переводчик. Иногда помогала, но далеко не всегда, чаше понимали друг друга на уровне смеси жестов с английским. Гугл транслейт программа забавная, ты ей говоришь по-русски, а она сразу переводит на турецкий и тут же вещает это на турецком. Но чаще турки мотали головой, что не понимают. Но иногда и помогала. При выезде из Авсаллара вообще учудила — мне нужно было объяснить, что у меня нет сдачи в евро, а только в лирах. После долгих разговоров на пальцах и недопонимания, я с гордым видом достал свой телефон, включил гугл переводчик — сказал соответствующую фразу, на что он мне тут же озвучивает — Ваша фраза «Ты что совсем дурак?» будет переведена на турецкий, и тут же озвучивает это по-Турецки… Поржали вместе с турком. Видимо, перевела правильно.

Про гостиницы — в Турции не очень развит букинг, бронировали на Аренби. Этим вопросом занималась жена. Были опасения, что приедем, а нам откажут, скажут, что номер занят, или то, что нас 5 человек, а бронь обычно не более чем на 4 человека. Натыкались на отзывы, что просят за лишнего человека доплатить 100USD либо номер более дорогой брать и т.д. В общем, ситуация с отелями не совсем была понятна.

Первая ночёвка на территории Турции — городок Эрзиджан, приехали примерно в 10 вечера. На рецепции нас ждали, но ни по-русски (ну мы и не ожидали), ни по-английски не говорят, предустановленный гугл транслейт на телефон тоже как-то не помог. Мы даём карточку, карточку не берут, даём наличку, наличку не берут. В общем, понимаем, что у нас какие-то проблемы, но не понимаем какие. Нас 5 человек, бронировали на 4. В общем, общение не получается, начали нервничать. На рецепции прозвучала опять хорошо известная фраза — NO PROBLEM и нас повели в номер. Подождали, пока мы разместимся, принесём сумки, как-то отойдём от дороги и снова позвали на рецепцию. На рецепции турок созвонился со своей знакомой, которая разговаривает по-английски. Она мне объяснила, что деньги за номер у нас уже с карточки автоматически списали, но нас не 4, а 5 человек и нужно доплатить за ещё одного человека. Доплата составила в районе 300 руб. Весь номер на пятерых нам обошёлся менее 2000 руб. На обратном пути тоже ночевали в Эрзиджане, но в другой гостиннице. Тут нас ждал неприятный сюрприз. Приехали по навигатору на адрес гостиницы (адрес с официального сайта), а гостиницы там нет. Вместо гостиницы какой-то ресторан и местные турки в нём куролесят, время уже 12 ночи. Мы покрутились, репу почесали, чего делать не знаем. К машине из ресторана подходит турок, темень, ресторан, причём на отшибе, ни домов вокруг, ресторан и лес, стрёмно. Жена аккуратно приоткрывает окно машины, показывает сайт отела, Турок что-то лопочет и машет руками вперёд. Ну, мы поняли, что нужно немного проехать, поехали. Дорога через полкилометра уперлась в какие-то ворота, то ли завод, то ли заброшка какая, лес кругом. Вернулись обратно к ресторану, там хоть какой-то свет есть и люди. Покрутились, репу почесали, поехали ещё раз в ту сторону, куда показал турок, уперлись опять в ворота в лесу, темень, глухомань, ни души. Тут нас на своей машине догоняет тот самый турок, который показал, куда ехать. Машет руками, поняли, что ехать за ним. Едем 5 минут, 10 минут, въехали в город, выехали в лес, жена уже орёт — ну его нафиг, он нас сейчас завезёт куда-нибудь, нервяк. Через минут 15 приехали точно к отелю, который мы забронировали, нас там уже с собаками начали искать.

Связь. В Грузии всё просто — въехал, купил в любом ларьке грузинскую симку, обойдётся в 500-1000 руб. на весь период. В Турции долго читал про связь, ничего не понял. Там хитрая система — нужно купить симку, потом её зарегистрировать (это тоже платно, да ещё и гемор). Если не регистрируешь, то через месяц или два у тебя блокируется телефон, и ты не можешь им пользоваться на территории Турции, даже с другой симкой. С оператором я определился заранее, выбрал TURKcell. В первом попавшемся городе нашёл офис этой компании (есть нюанс — по выходным они не работают), там мне всё оформили каким-то пакетом, обошлось что-то вроде то ли 2000 руб., то ли 3000 руб. Хватило на 3 недели и звонки и интернет. Насчёт регистрации в этой турецкой системе я так и не понял, вроде должно было входить в стоимость, но по факту не знаю, не проверить. Когда в следующий раз поеду, если телефон не заблокируется, значит оформили. Вообще, то, что тебя в Турции хотят напарить, не ощущается и с этим не сталкивались. В отличие от Крыма.

Граница Россия-Грузия.

Страховка на авто. Для Грузии — своя страховка, для Турции — своя. По Грузии можно купить на границе, а можно онлайн. Мы покупали онлайн на сайте, информацию можно в интернете найти. Онлайн (заранее) проще и дешевле, нам вышло в районе 1000 руб. Автостраховка в Турции интересней, можно купить прямо на границе, а можно купить Гринкарту. Из Грузии в Турцию есть два погранперехода — это рядом с Батуми (переход Сарпи), там страховка на машину стоит 2500 руб., есть переход в Вале — там страховка на машину почему-то 5000 руб. У нас маршрут проходил через Ахалцихе, рядом с переходом Вале, поэтому нам выгоднее было купить Гринкарту ещё до поездки, обошлась в 4500 руб. Сарпи переход загруженный, много грузовиков и туристических автобусов. Переход Вале — вообще никого.

Валюта. Заранее оформили карту Тинькофф с валютными счетами, доллар, евро, лари, лира. В Грузии всё просто — подходишь к банкомату (их достаточно) и снимаешь со счёта лари. Насчёт комиссии не помню, то ли её нет, то ли она мизерная. Курс в Тинькове очень выгодный, практически по ЦБ. С Турцией не всё так однозначно. Читали, что в ДенисБанке (дочка Сбера) можно снимать без комиссии в банкоматах. По факту, если снимаешь Лиры со счёта в Лирах, доллары, с долларового счёта и т.д., всегда берётся 6% комиссия. Хорошо, что мы взяли деньги за жильё наличкой, иначе пришлось бы +6% отдавать. На рынке нужно было какую-то фигню сувенирную купить за 1000 руб. (ну, в лирах, разумеется) у продавца не было терминала, а у нас налички. Он отвёл к какому-то банкомату, я снял 1000 руб. (в лирах со счёта в лирах, т.е. без конвертации), а через 2 дня с меня сняли ещё 500 руб. в этом же турецком банке. Непонятная система. В общем, рекомендация везти с собой наличку для оплаты жилья, иначе у вас оплата жилья будет на 6% больше. Немного лир для покупки мелочей на рынке. В остальном в магазинах и ресторанах везде принимают карты и оплата идёт без комиссии. Конвертация в тинькове практически по ЦБ.

Итак, наш маршрут. Санкт-Петербург (выезд из дома), Москва две ночевки (посетили Москва Сити и Красную Площадь); Волгоград, две ночевки — место силы, Мамаев Курган, Панорама, дом Павлова; Элиста (проездом) заехали в Буддистский храм, красиво; Дагестан и Чечня (три ночёвки); Владикавказ (только ночёвка перед границей с Грузией); Степанцминда (три ночи); Тбилиси (три ночи), Кутаиси (две ночи); Местиа (две ночи); Батуми (три ночи); Ахалцихе (две ночи); Эрзиджан (ночёвка в дороге); Каппадокия (Гёриме) (три ночи); Авсаллар (три недели). Хотели ещё на Кипр (Турецкий) на машине на пароме махнуть. Но дети уже взбунтовались — вы родители охренели, сказали едем на море, а уже три недели лазаем по горам. Пришлось отменить. Так же много было запланировано в Турции посетить мест, но пришлось только по разным пляжам кататься. Общий пробег составил около 15 000 км.

Маршрут.

Из-за того, что отменились поездки по достопримечательностям Турции, высвободилось порядка 30000руб. Было решено их потратить на шмотки. Тоже читал про шмотки отзывы, были рекомендации от бывалых — закупиться шмотьём. На выделенную сумму были одеты все члены семьи с ног до головы, всё кроме зимней одежды. Каждому куплено по несколько пар джинсов, рубашек, футболок, кожаной обуви летней и осенней, толстовки, полотенца и т.д. Я переживал только за то, чтобы это всё в машину влезло и на границе нас пустили. Но супруга справилась, всё поместилось. Нет, мы не дикие, у нас в Питере тоже есть шмоточные магазины типа H&M и т.д. Но когда берёшь в руки турецкие шмотки — понимаешь, что она по качеству (материал на ощупь) на порядок выше, чем в том же H&M и др., а по стоимости раза в два дешевле. Рекомендую обратить внимание на данный факт.

Общее впечатление от поездки. Насыщенно. Ночёвки по 2-3 дня маловато, хочется побольше, вроде много чего увидели, но всё бегом. Волгоград — как уже писал — место силы. Мамаев Курган очень понравился, Музей Панорама Сталинградской битвы — шикарное место, я его совсем другим представлял, думал что-то старое, а он полностью современный, однозначно стоит посетить. Сам город красивый, особенно на берегу Волги.

Смена караула на Мамаевом Кургане.

Дагестан и Чечня — это просто открытие для нас, ломка стереотипов, регионы явно недооценены с точки зрения туризма. Дагестан поразил своей природой, правда успели посетить только Сулацкий каньон, очень красивое место, своими висящими садами и текущими по ветвям деревьев (кустов) водопады очень напомнили Таиланд (был опыт путешествия Бангкок — Краби — Пхукет — Пхи-Пхи). Чечня — красивая, отстроенная, современная, с великолепными мечетями, парками и садами. Красавец город Грозный, люди, чеченцы — спокойные, все с жёнами и детьми гуляют, не встретишь ни одного чеченца с алкоголем или сигаретой. Чеченки стройные, высокие, красивые. Обязательно в длинной юбке до пяток и платке. Жена тоже о таком наряде заранее побеспокоилась. К русским вполне нормально и доброжелательно относятся, никакой агрессии. Ожидал встретить горячих джигитов на дорогах, гоняющих на приорах. По факту, действительно, приора — самая распространённая машина, со светофора любят стартануть с визгом колёс, есть такая фишка. Но ездят спокойно — стартанул с визгом и дальше как тошнот едет. Не подрезают, не носятся, как угорелые, ездят нормально.

Сулацкий каньон. Дагестан.

Мечеть Ахмата Кадырова. Грозный.

Грозный Сити. Грозный.

Парк. Грозный.

Грузия — это край величественных гор, высоченных, бурлящих водопадов, каньонов, громадных пещер и, конечно же, грузинской кухни. Хинкали, хачапури, аджахури, лобио и т.д. Полностью аграрная страна, живущая только за счёт туризма. Очень гостеприимный народ, очень хорошо относятся к русским и всегда нам рады. Жильё в основном — частные дома без изысков, всё просто, но по-домашнему уютно. Ходить в рестораны здесь одно удовольствие. Здесь каждое блюдо — произведение вкусового искусства, хотя вроде всё просто. Ну, суп из телятины и тархуна где ещё найдёшь? Средний чек на пятерых с вином — от 1000 руб. до 1500 руб. Жильё 1500-2000 руб. (нас пятеро). Порции такие, что мы забирали с собой и нам ещё на весь следующий день хватало. Очень красивая и гостеприимная страна. Море сомнительное, нам такое не нравится.

Степанцминда. Около Гергетской церкви. Грузия.

Местиа. Грузия. В кафешке.

Ресторан в Тбилиси. Вино божественное. Ни на что не похожее. Это абсолютно другой напиток нежели мы все привыкли пить.

Турция — чувства смешанные. Особенно после Грузии, которая насыщена природными достопримечательностями. Крым, кстати, тоже насыщен, как природными, так и архитектурными достопримечательностями. От Грузии до Авсаллара мы проехали 1500 км. При этом особо нечего было смотреть. Очень стоящее место — это Каппадокия (Гёреме), ничего подобного я нигде не видел.

Каппадокия.

Ещё, пожалуй, интересно Паму-Кале, но мы туда к сожалению не доехали, были запланированы ещё посещения каньонов и водопадов, но после Грузии это всё выглядит «пресным». Поэтому в Турции кроме Каппадокии мы остановились только на бассейне с водяными горками и ближайшими к Авсаллару пляжами. Плюсы Турции — высокий уровень жилья и сервиса. Относительно дёшево. Для такого уровня — жильё очень дешёвое. Питание — в магазинах можно приобрести всё, что хочешь, и раза в два дешевле, чем в РФ. Очень развита молочка, огромное разнообразие всяких йогуртов, сыров. Очень вкусно. С мясом тяжеловато. Полуфабрикатов разных полно, фрукты, овощи в изобилии и в 2 раза дешевле, чем в РФ. Рестораны — тоже в изобилии, средний чек в рыбном ресторане на 5 чел с пивом (турецкое вино нам совсем не зашло, после Грузии-то, кстати, крымское после Грузии тоже перестали пить) — 1300-1500 руб.

Море. Средиземное море более солёное, чем Черное, это сильно ощущается. Пляжи в районе Аланьи все забиты туристами под завязку. У нас от аппарт-отеля был свой участок пляжа. Т.е. это большой городской пляж, на котором стоят шезлонги от нашего отеля, всегда для нас свободные лежаки, но это муравейник. Мы к такому не привыкли, поэтому такого пляжа нам хватило на 3 дня, и мы начали искать другие пляжи. Поехали на знаменитый пляж Клеопатра — берег песчаный, вход в воду — плоская каменная скользкая плита, опять муравейник. Больше не ездили. Нашли ещё пляж Инжекум, парковка 5 лир в день. Хороший песочек жёлтого цвета, отличный пологий песчаный вход в воду, народу поменьше, но всё равно муравейник. Народ на пляже курит, бычки — в песок. Море в середине августа начало немного цвести. В сравнении с тем же Крымом, хоть все говорят, что в Крыму грязно, а море Фууу, я увидел ровно наоборот. В Крыму мусора на пляжах меньше (он тоже присутствует, но его на порядок меньше), море в Крыму мне понравилось больше.

Пляж Инжекум.

Стоит ли ехать в Турцию на машине или лучше в Крым? Ответ не однозначен, смотря за чем. Мы в 2020 г. выбрали Турцию на машине. Поехали в Крым по понятным для 2020 г. причинам. Готовиться к следующему лету мы начинаем с осени. Изначально было принято решение ехать в 2020 г. в Крым. Но уже были более высокие требования по жилью. Хотелось уже, чтобы был бассейн с горками. Начали искать, смотреть отели — в Крыму с бассейном вообще проблема, не говоря уже о бассейне с горками, в Краснодарском крае попроще, предложения есть. Но это в любом случае будет муравейник, переполненный народом, нам это не подходит. Да и к тому же, посчитав проживание в отеле с бассейном, на нашу семью из 5 человек на 10 или 15 дней (не помню точно на сколько дней считали) выходило от 150 до 250 тыс. рублей. За что??? Это практически весь наш бюджет за 2 месяца отпуска, а тут только за проживание и только за 15 дней.

Поэтому начали рассматривать вариант Турция — самолёт и Грузия — Турция — самолёт. Но билеты на самолёт на нас получаются 100-120 тыс. руб., на бензин в 2019 г. у нас ушло 110 тыс. руб. По финансам для нашей семьи нет разницы на самолёте или на машине, но машина даёт более широкие возможности. Поэтому окончательное решение было принято в пользу Турции на машине с заездом в Кабардино-Балкарию (Эльбрус и Приэльбрусье) на неделю, Грузия на неделю, тот же Авсаллар две недели и на Эгейское море две недели. Всё было забронировано и внесена предоплата в декабре 2019 г. По известным причинам всё отменилось, включая Кабардино-Балкарию (она только в середине июля открылась) и поехали в Крым. Кстати, все деньги сразу вернули.

Пришлось открывать Крым заново, открыли для себя Керчь и Генеральские Пляжи, больше ориентировались на пешие прогулки по горам, открыли новые безлюдные пляжи на Западном Крыму, старые места такие как Беляус, Марьино оказались уже раскрученными и заполнены народом. Немного фото с Крыма для сравнения:

Западный Крым.

Беляус. Крым. Снято 7 августа 2018 г. примерно в 12 дня. В 2020 г. здесь попу положить некуда было.

В поисках диких пляжей в 2020 г. натыкались на нудистские — в районе Солнечной Долины, в Районе Судака (у Меганома) в районе Нового Света (около пляжа Черепашка), в Форосе и на Тарханкуте. Нудисты занимают самые красивые и чистые пляжи. На залётных в купальниках реагируют спокойно. Лежишь на чистейшем малолюдном пляже средь скал и сосен, а из моря выходят обнажённые русалки — сказка. В Турции такого нет. В общем, в сервисе мы в этом году потеряли, но сполна насладились морем и природой Крыма. Турция прекрасна по-своему, Крым — по-своему, Грузия — по-своему, выбирать только Вам самим. Надеюсь, моё повествование поможет принять правильное для Вас решение.

Отличное пособие...

антон
здравствуйте!тоже планировали в Турцию в августе 2020 ехать,с Кемеровской области но вирус все планы спутал.а в 2017 ездили в Адлер Абхазия ,в этом году поехали Адлер Абхазия крым в Крыму до Бахчисарай доехали.на машине всё таки больше возможностей.в Абхазии тоже очень классно уже два раза были люди вполне доброжелательны проехали почти всю Абхазию вдоль и поперёк .в Абхазии реально много пустынных пляжей где можно прям на машине приехать покупаться пожарить мяска)и горы классные заезжали на перевалы высотой 2100 метров

Новосибирск, Академгородок
Что съездили в Турцию и открыли для себя новое место, это здорово! Но так как ехали ради пляжа и осели в одном месте, то толком ничего не увидели. Вы пишите, что море в Крыму вам понравилось больше, при этом вы проехались по побережью Крыму, а в Турции, по сути, почти негде не побывали. Городской пляж в Аланьи только пригоден для бессмысленного ежедневного загорания. Само Средиземное море значительно интересней Чёрного. Полно мест, где чистейшее прозрачное море, полно разных рыбок, больших морских черепах. И при этом чистые пляжи, окружённые хвойным лесом. Фото такого места я прикрепляю. Про достопримечательности я вообще не говорю - всё побережье усеяно древними развалинами античных городов.
Да, и между Грузией и Турцией три КПП, а не два.

Доброго дня. Посоветуйте безлюдный пляж в Крыму.
Генеральские пляжи норм, а так вообще не доезжая моста в КК есть поселок Веселовка, там гигантская коса, если у тебя внедорожник, спокойно проезжает по косе на 10 км и расстояние между соседями примерно метров 300-500, из того что нужно с собой взять это хороший ветроустойчивый шатер, т.к. тени совсем нет, но каждое утро купаешься вместе с дельфинами охотящимися на рыбу.

pivot
Эти локации я знаю и там достаточно просто полного привода чтобы проехать.

Полезный отчет, спасибо. А в Эрзинджане где вы останавливались?

zeleke
Эти локации я знаю и там достаточно просто полного привода чтобы проехать.
Не спорю, можно даже без полного привода проехать, но это может сделать один из 100, поэтому чтобы было с запасом, нужен внедорожник.
Плотников Андрей
ДмитрийС
Полностью поддерживаю. В прошлом году поколесили по Турции, а в этом по Крыму. Не скажу что больше не поеду больше в Крым, но в Турцию больше хочется. Море интереснее, комфорта больше (именно для автопутешественников). Кемпинги на порядок лучше по сервису. Слегка дороже из за бензина, но впечатлений больше осталось от Турции ( конечно Грузия тоже внесла в копилку впечатлений свои нотки)

pivot
Я там на пузотерках ездил как и на бугазской косе до самого конца))xdrive рулит как и Quattro. А вот прадо там часто сажали на брюхо. Но там водители сами виноваты , колёса чуть подпускать нужно было.

Электроугли
Азовское побережье Крыма

Arkady
Азовское побережье Крыма
Классное фото .

zeleke
На 31м ХТрэйле без подключения полного привода раньше ездил без проблем, давление только в колесах 1 и все.

pivot
Ну вот я о том и говорю ,что внедорожник там не особо то и нужен.

zeleke
Ну вот я о том и говорю ,что внедорожник там не особо то и нужен.
Это если по песку можешь ездить, я в Благу и Веселовку с 1991го езжу сначала с родителями на Жигулях, а потом сам, и на легковушках и на полном приводе, но я столько раз там отказывался пока опыта не набрался, что все таки рекомендую на полном приводе ехать, сам в этом году позвал друзей, одни на Рио другие на Октахе, по три раза каждого вытаскивал пока ехали по косе со стороны Витязево к Благе, хотя там чуваки на легковушках спокойно гоняли, так что 4х4 оно надёжней

Энгельс
Молодцы! И с почином, и с ответом!!!

pivot
Ну конечно все от опыта и понимания ситуации зависит но все же не критично иметь полный привод. Помню трактор там дежурил на постоянку ))

И сейчас дежурит.
Иваново
Был на машине и в Крыму и Грузии и Турции. Для себя сделал вывод, что Турция самая лучшая из этих стран. В этом году опять хотели в Турцию, конечно через любимую Грузию.За один раз много не успели посмотреть в Турции. Но облом. Только что вернулись из Абхазии. Пять лет там не были и еще столько не захочется. Абхазы все еще безобразят, только и слышишь, то документы с ключами от машины украли, то зеркалку. И цены конские .
Кстати Кападокия в Турции показалась разрекламированным местом, не впечатлила.

Белоярский-Советский-Югорск, ХМАО
Апарт-отелем такие комплексы называть не совсем корректно. Это жилой комплекс. У каждой квартиры есть свой хозяин, сдающий хату лично, но чаще через агента..
Узнавал про стоимость, ради интереса.. В Екатеринбурге квартиры дороже :)
travel.drom.ru/47630
travel.drom.ru/65839
travel.drom.ru/73071
Мой отзыв: Toyota Sprinter Marino 1994

интересный отчет, спасибо,
если Вы решили сравнивать кишащие людьми турецкие пляжи - то сравнивайте их с такими же в Крыму - дальше наверно не стоит даже результаты обобщать, что в чью пользу получается, и сколько где окурков валяется))),
а отличные турецкие пляжи (даже не идеальные) - в разы круче любых идеальных крымских,
ну и позыв, что в Турции с мясом тяжеловато - ну просто умора)))
а так конечно - отдыхать везде хорошо, и каждому свое
***
Автор, ваш опыт очень интересный, и выводы у вас логичные, в таком случае вам нужно ездить в крым. Без стеба говорю, оставьте турцию тем, кто умеет и знает. А крым - он же ваш !

ДмитрийС
Да, у меня тоже осталось впечатление, что далеко не всё посмотрели. Но, из достопримечательностей были отмечены водопады Манавгат, Ликийская тропа, каньон реки Дальян, озеро Салда, ещё пара каких-то каньонов. Если бы ничего похожего в Грузии не видели, то, наверно было бы интересно. По пляжам открывали Maps Me и искали пляжи, чтобы были в отдалении от наслённых пунктов, ничего такого не удалось найти. Обзоров диких, малолюдных пляжей просто нет. Есть обзоры диких пляжей в районе Чешме и Олюдениз, но это всё сложно назвать дикими пляжами, всё-равно всё застроено домами. Я старался написать обзор таким образом, чтобы он был полезен тем, кто собирается ехать в Турцию на машине, и старался затронуть такие вещи и ньюансы, которые сложно (по крайней мере мне было сложно) найти в обзорах других авторов. Если Вам удалось увидеть Турцию с другой стороны - поделитесь своим опытом про дикие пляжи, их геолокацию, плюсы и минусы этих мест. Я уверен это будет полезно многим путешественникам и мне в том числе, надеюсь не последний раз ездил в Турцию. Может видели что-то ещё интересное в центральной Турции? Автопутешествие тем и отличается от самолёта, что едешь смотреть водопад Манавгат, а после посещения водопада Кинч-Ха в Грузии, понимаешь, что Манавгат не впечатлит и смысл к нему ехать уже пропадает.

pivot
Веселовка была хорошим местом пока не застроили. Волна была хорошим местом пока нефтяной порт не построили, Коса Чушка была классным местом - с одной стороны Чёрное море, с другой стороны Азовское. Попал там как-то когда на Азовском был шторм и море чёрного цвета, а на Чёрном море полный штиль и прозрачная вода и эти две стихии разделены косой шириной 15-20 метров, удивительное зрелище было. Сейчас там мост построили. К сожалению на Таманском полуострове пляжных мест не осталось.

Prepod81
В Волне не нефтяной терминал а пальмового масла, в Веселовка ничего не застроено, на косе не вариант строить она каждый год ходит в стороны, Бургасская коса отличное место для отдыха в тишине.

Анютыч :)
Полезный отчет, спасибо. А в Эрзинджане где вы останавливались?
Когда ехали в турцию останавливались в отеле Hayat Palas, на обратном пути в Erzincan Sosyal Tesisler

***
Ну речь идёт всё-таки о поездке на машине, а не на самолёте. На самолёте всё понятно, Крым однозначно в проигрыше. На машине немного по другому. До Турецкого Средиземного моря более 6000км, т.е. минимум неделя пути туда и неделя обратно. Нужны очень веские причины чтобы проделать такой путь. К веским причинам можно отнести следующие:
Уникальные, неповторимые природные достопримечательности;
Уникальная культура;
Уникальная кухня;
Уникальная история
а лучше когда всё сразу и для того чтобы всё это прочувствовать лучше быть на машине. К сожалению в Турции этого не прочуствовалось. Из уникальных мест пожалуй только Каппадокия и Паму Кале. Наверно и культура и история имеет место быть, всё-таки тысячелетняя османская империя, но это всё как-то надо поискать. Едешь по России - упераешься в города Золотого Кольца, там не надо искать культуру и достапримечатальности - всё есть, Калмыкия - центр буддизма, Дагестан, Чечня, Осетия, Грузия - везде своя культура, своя кухня, свои природные красоты. В Крыму вообще намешано чёрта в ступе. А Турция получается едешь за сервисом и отелем. Не ну на самолёте всё правильно, но пилить неделю на машине ради отеля и аквапарка? Оно того стоит? У нас 150 км до финки - 6 часов до Хельсинки и ты в це Европе, сервис, гостиницы, аквапарки. Не надо неделю пилить на машине. Пока от поездки в Турцию очень запомнился Кавказ, а Турция в путешествии как бы была довеском.

hirschhorn
интересный отчет, спасибо, утверждение, что море в Крыму чище чем в Турции - ну очень спорное, если не сказать абсурдное), если Вы решили сравнивать кишащие людьми турецкие пляжи - то сравнивайте их...
Да хотелось бы посмотреть на безлюдные пляжи Турции и сравнить. Только их пока не удалось найти. Подскажите геолакации таких, обязательно сьездим и сравним. По мясу всё очень просто. Турция - мусульманская страна, это накладывает определённые ограничения на мясную продукции. С привычным для жителей центральной России шашлыком в Турции не то что плохо, а никак.

Kins
Авсаллар классное место! В 19 году жили в Emerald Park. Чуть ближе к морю от опасанного Вами. Апарт-отелем такие комплексы называть не совсем корректно. Это жилой комплекс. У каждой квартиры есть свой...
Да вы всё верно написали. У нас в Питере сейчас такие в моде. Строится дом, в нём продаются квартиры, хозяин прописаться в этой квартире не может, но может сдавать, причём вопросами сдачи занимается обслуживающая организация. Такие дома у нас называют (в рекламе от разных застройщиков) аппарт-отелями. Это устоявшийся термин, по крайней мере в Питере.

pivot
Место очень интересное. Отдыхал там несколько лет подряд. Последний раз в 2014г. Тогда там участок от солёного озера до вьезда на косу порезали на участки и начали застраивать, Тогда же и порт строили (масляный или нефтяной не суть важно) + мост построили. Всё это на экологии, как понимаете, не могло не сказаться. Поэтому пришлось таманский полуостров с Бугазской косой вычеркнуть из списка своих мест. В 2014г. на Бугазской косе ещё встречались нудисты. Сейчас они там попадаются? Я не любитель такого отдыха, но как писал в отчёте, - нудисты как лакмусовая бумажка - некий показатель малолюдности и чистоты пляжей. Если ещё встречаются, то может и не всё ещё потеряно :)

Prepod81
Диких пляжей в Турции значительно больше, чем на нашем всём Черноморском побережье, т.к. Турция имеет большую протяжённость границ на Средиземном море. А так как сезон в Турции длится дольше, чем у нас, ажиотажа на пляжах такого как на наших, нет. В видео, которое я прикреплю, я показал только три пляжа. Хотя я знаю подобных мест не меньше десяти. В ссылке есть координаты показанных пляжей и карта, как туда добраться. Меня ещё сильно удивило наличие источников с пресной водой рядом с этими пляжами.
Видео. До конца можно не смотреть, обратный путь я решил проложить через горы. Так ездить не обязательно.

Отчёт с координатами - http://sibtravel.club/index.php?topic=1007.0
Мои путешествия https://zen.yandex.ru/id/6002c4ae55477c0cad2ee777

Так нужен сервис или дикие пляжи?
ДмитрийС выше описал отличный маршрут. Проедьте по побережью между Кемером и Олюденизом. Международные аэропорты на юге Турции - это Анталья, откуда возят массового туриста в основном до Кемера и Текирова, и Даламан - оттуда до Фетхие и Олюдениза, дальше возить не выгодно. Поэтому в том же Каше туристов почти нет на пляжах и местных не много. Пляж Патара например. Есть раскрученный Капуташ, но он маленький и там многолюдно.
В Хельсинки особо смотреть нечего. Он много раз горел, основные достопримечательности в нем построены в 19 веке, когда он входил в состав России, но сервис да - на высоте. Стокгольм красивее.

Prepod81
Канэшно встречаются. Бугасская коса не тронута, все там нормально, а от моста какой урон экологии, это от паромов больше вреда было.
19475167
С шашлыком в Турции никак? 😳

VALERY 70
Так нужен сервис или дикие пляжи? ДмитрийС выше описал отличный маршрут. Проедьте по побережью между Кемером и Олюденизом. Международные аэропорты на юге Турции - это Анталья, откуда возят массового...
Интересно вы рассуждаете. Такое ощущение, что после Фетхие заканчивается цивилизация?! Наоборот, дальше самое интересное. Мармарис с Ичмелер, Бодрум, Измир, и все что к ним прилагается. Какой смысл читать одни и те же надписи, что на ККК, что на Средиземном на указанном вами участке. Да и климат Эгейского мягче летом. Я понимаю ещё сентябрь - октябрь в Анталии - Алании....Да, отдых на Эгейском дороже, но на своем транспорте всегда есть место для манёвров....
Снежинск
Prepod81
Если о Турции, то малолюдные обустроенные пляжи в Каргыджаке, дикие и безлюдные еще чуть дальше, это уже Демитрташ. Это все по побережью, по шоссе на восток от Алании. Не рвите цитрусовые и бананы на плантациях турок, за это у них отрубают головы :-).

Prepod81
ну геолокации бездюдных пляжей Турции Вы уж как-нибудь сами погуглите - думаю труда не составит,
все, что вне, или за, туристических населенных пунктов, и чем дальше, тем безлюдней - а там уже найдете свое,
и при чем тут мясо и мусульманская страна?) - возможно в мусульманской стране мяса еще поболе будет,
из мяса вот так, на вскидку, сразу:
Донер-кебаб, Адана-кебаб, Балык-экмек, Долма, Имам баялды, Су бёрег, Doluca, Лахмаджун - подают практически везде, шашлык шашлыком погоняет, и список можно продолжать,
или Вы свинину имели в виду? - ну этого добра Вы и дома от души отпотчуете, там колорит не для этого),
хотя можно найти - см. в самом дальнем углу в магазинах, где туалетная бумага лежит).

genevish
??? Прочитайте еще раз мой пост. Речь шла про участок побережья между Кемером и Олюденизом. При чем тут Измир и Мармарис? Я проехал вдоль берега до Чанаккале, но чем севернее - тем холоднее. Естественно пакетных туристов возят и в Мармарис и в Бодрум, но это в другую сторону.
Prepod81
Кавказ он разный. Советую посетить КБР, - Приэльбрусье, Чегемское ущелье с водопадами и древними мавзолеями, КЧР - Домбай, Архыз, при чём не просто посетить, а делать вылазки к горным озёрам, водопадам, ледникам, по природным красотам наш Кавказ ни чем не уступает той же Грузии, а в чём то и превосходит. Посетите КМВ, Кисловодск, Железноводск, прокатитесь от Кисловодска, по одной из самых красивых дорог России, ведущей к Северным склонам Эльбруса, в урочище Джилы Су. Посетите атмосферное место, плато Бермамыт.
По поводу шашлыка глупо спорить, но вы бы попробовали, как там умеют готовить баранину - это что-то!

vladimir26
Не хочу обижать, но все таки Грузия лучше, были там 2 раза. В прошлом году были в Дагестане и Чечне, в этом году провели отпуск в Ставропольском крае с вылазками в КБР - Приэльбрусье и Чегемское ущелье, которое конкретно разочаровало, а точнее не сама природная достопримечательность, а то что вокруг него происходит. Железноводск понравился, а точнее парк, а вот Кисловодский парк оставил ощущение разочарования, но больше всего разочаровали Есентуки. На плато Бермамыт наша "горная козочка", а в миру Honda Civic, по просмотренным отзывам и видео отчетам, не залезла бы, но мне туда очень хотелось. Возможно это повод для возвращения в эти края на другом авто.

VALERY 70
Ок. Промахнулся...

Kostya
Первоуральск
2018 проехали от Абхазии до Оленевки с заездами в курортные города и пляжи (все побережье РФ)
05.2019 были в Грузии на майские праздники очень понравилось(поехали спонтанно, потрачено не большое количество денег, т.к проживание и еда там стоит копейки), было решение еще раз съездить но на более больше по времени
08.2019 проехали Архыз, Домбай, Дагестан, Грузия с заездом в Турцию, Армения, денег ушло раза в 2 меньше чем в 2018г путешествуя по РФ
в 2020 году хотели ехать в сторону Азербайджана с заездом в Грузию но связи закрытием границ было принято решение лучше не куда не ехать т.к путешествовать по РФ очень дорого
если бы у меня стоял вопрос выбора Крыма, Сочи, Анапы, Грузии, Турции, Армении я бы не раздумывая выбрал последние 3 страны
выезд всегда был со Свердловской области город П.
19926079
Присоединюсь к комментариям по Турции. Странно сравнивать Грузию и Турцию в плане природных достопримечательностей, при этом сравнивая горы и пляжи. В плане водопадов и гор, конечно Турция проигрывает (скорее всего). Хотя попсовый Нижний Дюден, на мой взгляд, сильно не напрягаясь делает большинство водопадов. Манавгат- это вообще ни о чем, фигня фигнёй, его даже за достопримечательность трудно принять.

По пляжам вы сильно сказанули, конечно. По мне, так в Турции пляжей сколько угодно и каких угодно, благо вся южная граница страны морская )) Не совсем понятно, что вы имеете в виду под "дикими" пляжами. Любой неблагоустроенный пляж- это дикий, таких в Турции наверное пару тысяч км. ))) Найти красивые и выбрать по своему вкусу,я думаю не составит труда. Вы вроде ехали по Ликийской дороге? Так там же вообще машину бросаете в любом месте возле красивой бухты, благо их там несколько десятков, и вуаля: вот вам красивый дикий пляж с чистейшей водой, причём вполне возможно в единоличном пользовании. И начиная отсюда и примерно до Измира или Чаннакале будет миллион красивых бухт и пляжей, практически на любой вкус и цвет (буквально). Потрясающее море самых разных оттенков. Более менее известные можете погуглить, совсем неизвестные- просто съезжаете с дороги.

И примерно на этом же отрезке нереальное количество культурных достопримечательностей и красивых городков. То что вы написали, что культурные достопримечательности нужно поискать- это всё с точностью наоборот. Очень сложно проехать по дороге и не наткнуться на указатель к какой-нибудь достопримечательности. На заметку: они (указатели) коричневого цвета. Для любителей истории и развалин- просто рай. Больше, наверное, только в Греции, и то не факт.

Ну а за Османской историей (и Византийской)- это в Стамбул. Надеюсь, вам там не покажется, что достопримечательностей маловато )) Я вот больше десятка раз бывал (к двум уже наверное приближаюсь), но всё как-то с каждым разом ощущение, что толком ничего еще не видел ))) Так у меня ещё только с Римом (и с Италией в целом) случается.

И, предваряя вопросы и подозрения, что ничего слаще редьки не ел: помимо Турции побывал во многих странах (из европейских точно в половине), в большинстве неоднократно и не проездом. Так что есть с чем сравнить.

"Сулакский" каньон
Кислицына Ольга
Ессентуки понятно, там кроме санаториев и источников особых достопримечательностей нет, хотя некоторые памятники архитектуры впечатляют. А вот по Кисловодску вы зря, этому парку нет аналогов по многим факторам, да и посмотреть там есть на что. Интересно, что конкретно вас там разочаровало? Что бы его весь обойти дня не хватит, а вам наверное и часа хватило)))) В Чегемском ущелье тоже наверное дальше водопадов не поехали..

Кислицына Ольга
Соглашусь, что КБР по природным красотам не уступает Грузии. Очень много красивых и полных обзоров КБР на ютубканале "Пеший бродяга"

19926079
Ну, судя по комментариям про Турцию в ней действительно есть что ещё поизучать и посмотреть. Напрямую гугл по Турции в основном даёт обзоры основных туристических мест и городских пляжей, что нам не особо интересно. Благодаря отзывам хоть стало понятнее на какие места прибрежной Турции стоит более пристально обратить внимание. Отдельное спасибо ДмитриюС за ссылку на обзор, уже приметили для себя Каньон Ихлара, дорога в Текирова. Такие места нам по душе!

Каппадокия действительно очень раскрученное и разрекламированное место. Но чем это плохо? Сама Каппадокия - это несколько долин расположенных на обширной территории. Все туристы концентрируются в небольшом посёлке Гереме. Гереме да перенасыщен туристами и сопутствующими минусами, но они растекаются по разным долинам Каппадокии. Я бы не сказал, что долины забиты туристами.
19937700
Турция- сплошной плюс. Исторические памятники, еда, окружающий ландшафт, люди. Семейная пара 50+. Путешествия имеют познавательную историческую направленность. После нескольких лет Европы обратили внимание на Турцию. Вот что получилось. Кущевская-Мцхета(Тбилиси) -Ахалцихе-Ани(Турция) -Эрзиджан-Стамбул-Бурса-Измир-Эфес-Денизли-Триполис-Памуккале-Конья-Кападокия-Адана-Газиантеп-Шанлыурфа-Эрзерум-Тбилиси-Дом. Это только основные точки. Страховки все онлайн. Сим Туркселл купил подключили без проблем. Жилье -квартиры Airbnb. Деньги сбер карта и наличку доллары. Отдых, музеи достопримечательности и хороший шопинг, и по продуктам тоже( сыры, оливковое масло)

vladimir26
По Кисловодскому парку мы прошли пешком от верхнего входа до центрального, зашли на все что было указано на указателях, а потом по короткому терренкуру 2Б вернулись обратно к машине, и конечно же вы как высокий специалист, понимаете, что заняло это далеко не час, но парки Пятигорска и Железноводска с туристической точки зрения нам понравились намного больше.
Чегемские водопады вообще отдельная история, мы не то что дальше проехали, мы вообще были уверены, что это первые малые водопады, и сначала пошли пешком, а потом муж вернулся за машиной и мы просто поехали дальше, проехав немного, мы пришли к выводу, что все таки то что мы увидели и были Чегемские водопады и решили ехать дальше, ну раз уж приехали.

Кислицына Ольга
Мне просто интересно, - какие природные кросоты вас впечатлили? Даже сама по себе, без водопадов, Чегемская теснина интересна и уникальна тем, что в самом узком месте не более 20 м., а высота стен при этом более 300 м. Я живу на Кавказе, и благодаря этому часто провожу свободное время в горах Кавказа и Закавказья, а именно Грузии, Армении, совершал восхождение на Эльбрус, многодневные пешие походы, в том числе из Адыгеи к Черному морю, и каждый раз нахожу для себя что то новое, и интересное, даже в тех местах где уже бывал, но Нижегородские туристы видимо на столько искушённые, что их уже ни чем не удивить и не заинтересовать.
Автор говорит:
Если о таком говорите, то выкладывайте сравнительные фото. А так, это словоблудие. Все как раз наоборот.
В Турции очень много пляжей с "голубым флагом" выдают только там, где все реально чисто, а в крыму нет.
Так же, в крыму часто народ более ротавирусными инфекциями. Сливные сооружения на том же южном берегу крыма все в воду. А черное море менее соленое, чем средиземное, поэтому все зараза успешно проглатывается туристами.

Павлыш Николай
Автор говорит: "В Крыму мусора на пляжах меньше (он тоже присутствует, но его на порядок меньше), море в Крыму мне понравилось больше." Если о таком говорите, то выкладывайте сравнительные...
Это не так.
Во первых фото с Крыма в самом конце отчёта как раз выложены.
Во вторых, система водоотведения в любом городе мира организована таким образом, что сначала стоки проходят через очистные сооружения и сливаются в ближайшую реку, озеро, море. То что реки впадают в моря, обьяснять наверно не надо. Так что по большому счёту везде всё сливается в море. Речь, пожалуй, можно вести только о качестве очистных сооружений. Судя по тому, что Крымом никто не занимался и не развивал лет 30 как минимум, то с очистными там думаю вполне могут быть проблемы. Но это решается легко.
В третьих последние 10 лет каждое лето на два месяца - июль и август мы уезжаем на море - краснодарский край или Крым. Никто ни разу не болел ротавирусом или отравлением, а были у нас дети и 1,5 мес от роду и 1год и 2года и т.д. когда всё что видят тащат в рот и песок на пляже и камешки и т.д. В 2009 г. были пакетным туром в Турции - из 2х недель одну лежали с отравлением. Тут не вопрос со стоками (если конечно очистные в порядке), а вопрос количества людей на пляже, в бассейне и т.д. Если едете в муравейник - Сочи, Геледжик, Феодосию, Ялту, Аланию, Анталию и т.д, то да, подцепите чего-нить и не важно Крым это или Турция. У нас в 2009г в Турции просто выбор не правильный был сделан.
Если посмотрите последние фото в отчёте, то там пляж на несколько километров просматривается и на несколько километров ни одного человека. До ближайших посёлков от этих пляжей - 10-15 км минимум. Какие там могут быть стоки и какую заразу там можно "проглотить"? Уж извините, не фоткал как Турки выбрасывают всё подряд из машин, не фоткал окурки и толпы народу на пляжах, не приложил справку об остром конъюнктивите у ребёнка в Турции, а коньюктивит вообще-то инфекционная зараза. Да и не суть важно, минусы можно найти везде. Мы вот увидели Турцию такой, а Крым таким. Возможно сыграл 10 летний опыт поездок по КК и Крыму, научились легко обходить минусы наших курортов, а в Турцию на машине ездили первый раз.
По оставленным комментариям в Турции тоже есть безлюдные пляжи, в 2021г ограничения снимут - сьездим ещё раз посмотрим. Обзор всё-таки про поездку на автомобиле. Не забываем что на машине до Крыма 2200км - 2 дня пути максимум, в Турцию - 6500км и неделя в пути это минимум. Для такой длительной поездки должны быть железобетонные аргументы за поездку на авто в сравнении с поездкой на авто в Крым или поездкой в Турцию на самолёте с дальнейшей арендой там автомобиля. Опираясь на свой опыт ежигодных поездок на автомобиле к морю я не могу читателям однозначно рекомендовать потратить две недели своего отпуска на дорогу чтобы поехать в Турцию, вместо двух дней и отдыха на российском побережье или перелёта в Турцию. В большинстве случаев это будет неправильно. Да и за всю поездку по Турции на трассе я встретил только одну машину на наших номерах и ещё 2-3 на побережье. Это говорит о том, что поездки в Турцию на автомобиле далеко не всегда оправданы

vladimir26
Мир не ограничивается Россией и я не говорила что там не красиво, этот вывод Вы сделали самостоятельно, точно также, что в Кисловодском парке мы провели час. И если бы нас ничего не интересовало, мы бы сидели дома. И да мы еще много где не были, и много чего не видели, а вообще, на вкус и цвет все фломастеры разные, поэтому одним нравиться ходить по музеям и выставкам, а другим рассекать водную гладь, или парить в небе, или совершать восхождения. В жизни нужно попробовать всё, но это не означает, что тебе всё должно понравиться.

С чего взяли, что в Грузии нет моря? В Грузии на берегу Черного моря расположены города Поти, Кобулети, Батуми.

Новосибирск, Академгородок
Оно там не очень чистое. Если уж останавливаться на море в Грузии, то в Сарпи или Квариати. В Квариати хороший пляж, широкий, море неплохое. Фото этого места. Кобулети я вообще никому не стал бы советовать.
Prepod81
Это не так. Во первых фото с Крыма в самом конце отчёта как раз выложены. Во вторых, система водоотведения в любом городе мира организована таким образом, что сначала стоки проходят через очистные сооружения...
Это как раз такие так! Не хотел говорить об этом, но ладно. Я прожил в Крыму 20 лет, сейчас живу в материковой части России и знаю крым, как свои 5 пальцев. Где и какой слив и что все это не очищается, там знает любой местный и какая грязная вода бывает в июле, августе и сентябре.
Я не вижу смысла спорить, но море в крыму грязное и это факт и не только от приезжих и сливных труб, а теперь еще и от "бурного" развития после прихода туда россии.
Отдыхал в крыму раз 8 после отъезда от туда, но и то, только потому,что там остались родственники.
В дальние страны лучше летать самолетом, а не пыхтеть неделю в одну сторону, потом на машине в другую. Если живешь к примеру где нить за 5 т.км.
Это мое мнение. Пробовал и так и самолетом. Не вижу смысла тратить драгоценное время на машину, когда можно добраться за несколько часов на крыльях и кайфовать взяв тачку в аренду.
З.Ы. Был почти везде, так что есть с чем сравнить.

Раз уж на пляже Клеопатры были, то надо было не полениться и на крепость подняться. Можно на машине, можно на 4-ом автобусе, можно на фуникулёре. И в пещеру Дамлаташ слазить) Там всё рядом.
Командиры в кустах не слабятся!

Круто конечно! Молодцы, хорошо прокатились.
У меня нет возможности брать отпуск больше 2 недель, поэтому всегда самолет + аренда авто.
В Турции аренда авто не дорогая, впрочем как и везде. В Турции больше всего понравилось Эгейское побережье ( там и до Памукалле недалеко).

Я так и не понял - когда вы ездили в Турцию ???
Сборная солянка какая то...

Ишим
4 раза был в Крыму на авто, и один раз(в 2019 году) ездил Грузия-Турция на авто.
Крым здорово проигрывает дуэту Грузия-Турция по стоимости, уровню кафе/гостинок. Природа везде прекрасна. Но средиземное море круче черного) ИМХО конечно)
Турция вообще создана для автотуризма. Отличные дороги, АЗС с чаем/кофе.

Кислицына Ольга
На плато Бермамыт свободно даже на пузотерке, заезжали легко на Ниссан-блюбирд, было бы желание.

Странный спор, где лучше, как известно на вкус и цвет фломастеров не наберешься.

Чиралы
Это деревня 1,5 км в длину с населением 500 человек в 85 км от Антальи и 40 км от Кемера на побережье Средиземного моря.

Пляж Чиралы считается охраняемым заповедником, потому что здесь любят откладывать яйца морские черепахи Каретта-каретта, которые занесены в Красную книгу.Пляж тянется на 4 км, уходя далеко за горизонт. При этом людей на пляже мало. С одной стороны деревушки расположен древний город Олимпос, а с другой гора Химера,на ней наблюдают уникальное природное явление – огонь, который горит сам по себе. Из поверхности горы выходит природный газ. Он вступает в реакцию с кислородом и поддерживает горение круглый год.

Ruc
Кострома
жду не дождусь открытия границ с Грузией и Турцией, а Крым и Краснодарский рай это удел избранных.