|
Всем здравствуйте! Сезон активных отпусков ещё не закончился, поэтому хотелось бы поделиться впечатлениями от нашего немаленького путешествия. Может, что-то из обретённого опыта кому-то и пригодится…
Поездку задумали ещё год назад, но до последнего момента не было полной уверенности, что она состоится (слишком уж серьёзным казалось мероприятие). Тем не менее, обстоятельства сложились в нашу пользу.
Экипаж всё тот же, уже проверенный: две женщины и мужчина, почти шести лет.
Машина: Toyota Corolla 2006 г., 4WD, с пробегом 36 тысяч км, в самой полной комплектации, купленная на аукционе за месяц до трагических событий в Японии.
Маршрут: Новосибирск — по России — Тамань — Керчь, далее по всему побережью Крыма до Черноморска, обратно через Симферополь — Геленджик — Туапсе — Армавир — Элиста — Астрахань — по Казахстану с заездом в Астану — Карасук — Новосибирск.
Дорога до Тамани заняла четверо суток. Ехали только световой день, ночевали в мотелях. Ежедневно проезжали не менее 1 000 км. Очень напрягла объездная дорога через Ишим: бесконечный ремонт с пропуском движения временными светофорами в одну сторону (продлится до октября). Урал перевалили весь в дождях и тумане.
Дальше стало солнечнее и веселее. В Башкортостане вдоль дорог огромное количество нефтекачек. Но цены на бензин, выросшие ещё в Кургане, уже не падали и держались стабильно — 25-27 рублей за литр. Бесконечный поток фур иссяк только после Самары. Далее ехали через Сызрань — Саратов, дорога стала намного свободнее. Волга очень хороша, требует отдельного путешествия, но со знающими людьми. Объездные были практически у всех городов на нашем пути, кроме Волгограда. Там «пилили» через весь город часа два, схватили единственный за всю дорогу штраф за нарушение разметки (прямо перед постом). После Волгограда ехали второстепенными дорогами с низким трафиком через Сальск, Тихорецк. Конечным пунктом перед дорогой в Крым был посёлок Веселовка под Таманью. Место весьма уединенное и тихое. Для тех, кто устал от городской суеты. Море чистое, пляжи широкие, хозяева замечательные.
Так бежала на пляж, что с трудом догнали для фотосессии!
Отдохнули три дня. Хотя, правильнее, ночевали три ночи, а за три дня объехали весь Таманский полуостров: погуляли по Анапе, покатались на водных лыжах на единственном в России водном стадионе, искупались в Джемете, Тамани и Веселовке. Вода показалась слишком прохладной для этого времени года. В Таманском заливе, правда, было теплее, но уж слишком грязно.
Этнографический комплекс «Атамань».
Утром четвертого дня выдвинулись в порт Кавказ, чтобы пересечь границу на пароме.
Учитывая украинские цены на бензин (37-38 рублей за литр) надо заправлять полный бак на нашей территории. Но заправки заканчиваются километров за 35 до таможни. Мы об этом не позаботились, так что заправляться пришлось дорогим украинским бензином уже за Керчью.
Выбрали дорогу с паромной переправой, зная, что в начале сезона очередей больших на паром нет, уезжали первым же рейсом и туда, и обратно. Но российско-украинская таможня проходится долго и муторно. Всего вместе с таможнями переправа в одну сторону заняла более четырех часов, из них, собственно, водная часть минут 30.
В Керчи поменяли немного денег и двинулись в сторону Щелкино поплавать в тёплом Азовском море (26 С). Море действительно тёплое, пляжи ракушечные, посёлок небольшой — подходит для стационарного семейного отдыха. Из достопримечательностей здесь — мыс Казантип (республика Казантип отсюда давно уже съехала) и так и недостроенная и уже полуразрушенная Щелкинская АЭС. Посетили обе. На мысу — заповедник, пускают только с экскурсией по определённым дням, но за наличные оформляют разрешение и на месте. Ничего заповедного, кроме огромного количества нефтекачек, там мы не обнаружили.
Следующим пунктом путешествия стала Арабатская стрелка.
Очень красивые малонаселённые места, пустые пляжи, чистейшее море. Идеально для туристов с палатками. Однако, по причине испортившейся погоды, решили двигаться в сторону ЮБК.
В Феодосии посетили музей Айвазовского, отстояв часовую очередь, погуляли по городу, полазили по крепости. Хотели остановиться на денёк-другой, но, узнав, что температура воды 10 С, решили ехать дальше и долго плутали в хитросплетении узких улочек города, видимо, отпускать нас он все-таки не хотел.
Поскольку такая температура воды была на всём побережье, запланированный пляжный отдых с радиальными экскурсионными выездами стационарным не получился. В поисках тёплого моря мы проехали по всему побережью:
в Судаке посмотрели крепость и парк.
Как бы так загореть, чтобы не замерзнуть?;)
Прошли по Голицинской тропе в Новом Свете.
По горе Карадаг в Коктебеле.
Водная часть экскурсии чуть меньше часа — вокруг горы и Золотых ворот.
Пешая «прогулка» обратно — 7 км., 4 часа пути.
Съездили на водопад Джур-Джур.
Крайне недовольная Маша — ложка есть, а мёда НЕТ!
Нашли каменные грибы в долине реки Сотеры.
Погуляли по набережной в Ялте.
Поднялись на Ай-Петри.
Насладились дворцово-парковыми ансамблями в Ливадии и Алупке.
Прокатились на кораблике до Ласточкина Гнезда,…
Удивились прекрасному запущенному парку и чистейшему морю в Форосе.
Смотрите путеводитель по Крыму.
Покупаться и позагорать удалось только за Севастополем (экскурсия по городу и бухтам), съездили в Херсонес, температура воды 22 С (наконец-то!).
В Бахчисарае не могли не посетить ханский дворец.
А затем, в поисках новых впечатлений решили забраться в пещерный город Чуфут-Кале. Поехали по верхней дороге, где возят экскурсии на УАЗах, пригодился полный привод. В городе поразила глубина колеи на дороге, выбитая колёсами телег в камне за многие века. Проживание в пещерах — нестандартный вид решения жилищного вопроса. Кстати, в некоторых (возле Бахчисарая) живут, но есть и свободные места :).
В Евпатории — обзорная экскурсия по городу на двухэтажном автобусе с открытым верхом. Понравились обновлённые старые караимские кварталы.
Разрекламированную караимскую кухню попробовали — не впечатлило, может, просто не повезло. Перед городом — километры шикарных пустынных пляжей.
Крайней точкой нашего крымского путешествия стал мыс Тарханкут. Остановились в Черноморске (в нём самом делать нечего) и оттуда съездили на Атлеш и Джанкуль. Красиво и дико — дико красиво!
Дороги в Крыму прекрасные, горные серпантины добавляют остроты ощущений. DАIшники добрые, и их мало. Нашими документами полюбовались пару раз. Местные ездят без фар, обгоняют, невзирая на сплошную, но даже в чистом поле останавливаются перед знаком «STOP».
Земляков на машинах в Крыму не встречали. Только раз в Новом Свете видели кемеровские номера.
Понравилось — чистое море, хорошие дороги, природа, интересные и красивые места, вкусное вино, доброжелательные люди. Проблем с проживанием не было, жильё не бронировали, приезжали и останавливались на 1-2 дня. Жильё разных ценовых категорий, цены несколько ниже, чем на наших черноморских курортах.
По Крыму катались 15 дней, возвращались в Россию тем же водным путём. В Пересыпи покупались в тёплом Азове, полетали на парашюте, заправились «дешевым» бензином и двинулись в Геленджик.
Там отдохнули три дня перед долгой дорогой. Понравилось всё: и город, и море, и пляжи, и набережная, и развлечения. Отдыхали на пляже санатория «Красная Талка» — недорого (150 руб. за день, полный сервис) и очень комфортно! Наконец-то купили шляпу и выгуляли её.
Тенистая набережная просто великолепна!
Рекламный лозунг: «Лучше один раз прокатиться, чем сто раз потрогать!».
С удовольствием приедем ещё!
А теперь, если кто-то дочитал до этого места, об отличительной особенности маршрута — возвращаться в Новосибирск решили югом, через Казахстан. Путешествие по этой стране в прошлом году прошло замечательно, из дополнительных «плюсов» — свободные дороги, дешевый бензин и новые впечатления. Доехали до Туапсе, повернули на Майкоп. В Туапсе не заправились, так как на карте заправки были обозначены через каждые пять километров. Но они не работали. Все! Дотянули до Хадыженска с помощью доброго самаритянина, который слил нам пять литров из своего бензобака. Спасибо ему огромное! Далее ехали через Армавир и Элисту, в которой остановились, сраженные великолепием буддийского храма, на фоне общей бедности.
Дороги до Астрахани хорошие, плотность движения невелика. За городом переправились через понтонную переправу (80 рублей с машины), доехали до таможни.
Обе границы прошли за полчаса. На казахстанской стороне из-за прошедшей грозы отключили свет. Страховку оформить на границе мы не смогли. На приграничном посту нам разрешили ехать до Ганюшкино без страховки, там мы заночевали и с утра оформили все документы. Страховка на 10 дней (минимальный срок) на наши деньги стоит 100 рублей. Бензин в Казахстане тоже недорог — 20 рублей за литр 92-го. Заправлялись на «КазМунайГазе», бензин хороший.
Очень хотелось поехать посмотреть на Каспий. По карте от дороги недалеко, километров 30-40. Но оказалось, что пляжей на северной оконечности Каспийского моря нет, всё побережье заболочено, и купаться надо ехать на Мангышлак — 800 км. Оставили это на следующий раз.
В Атырау поменяли денег, поразились хаотичному городскому движению, и двинули прямо на Актобе. Решение это было неправильным, потому как дороги в привычном её понимании там нет, хотя на карте она обозначена магистральной автодорогой. На протяжении больше 400 км есть остатки асфальта, все в огромных ямах и с обеих сторон от него относительно ровные, но жутко пыльные грунтовки.
Скорость движения по ним около 50 км/час. Транспорта мало, указателей нет вообще. Много верблюдов. Мотель без кроватей, и это счастье, что он вообще там оказался! Экзотика и «впечатления»… Потратили день пути. А ехать надо было в объезд через Уральск. Это лишние 300 км, но по приличной дороге.
Далее от Актюбинска ехали без приключений. Дорога Актобе — Кустанай — Кокчетав отремонтирована и вполне прилична. В паре мест есть небольшие объезды (заканчивают ремонт).
Практически единственные попутчики :).
В прошлом году, путешествуя по Казахстану, мы так и не доехали до Астаны. В этом решили сделать небольшой крюк и от Кокчетава повернули к казахстанской столице. От Щучинска с удовольствием промчались по прекрасному автобану. Поразила низкая загруженность трассы. Впрочем, вся дорога по Казахстану была достаточно свободной.
В Астану приехали уже к вечеру и не отказали себе в удовольствии полюбоваться ночным городом.
А утром, переночевав в гостинице, пошли смотреть чудо-город при свете. Очень красив, современен и самобытен! Удивила малолюдность Астаны, даже в старой части города народу немного. Считаем, что заехали не зря — уникальный город, которым можно гордиться!
Людей нет! Да и машины только на стоянках… город — призрак!
Виды города с башни «Астана-Байтерек», высота около 100 м.
После обеда выехали в сторону Павлодара, оттуда — к российской границе. Таможню проходили в Лозовом (около 1 часа). Заправили полный бак на новенькой заправке перед казахстанской границей. Заночевали уже в Карасуке. День провели на базе отдыха в Шарапе: использовали с толком последний выходной — прошлись на яхте по родному морю, и вечером были дома.
Итого
Пропутешествовали 30 дней, из них 21 день — на море, один — в Астане, восемь дней — в дороге туда-обратно.
Проехали 11 600 км. Средний расход — 7,1 литров/100 км пути. Потратили денег на бензин — 18 700 рублей.
Проблем с авто в дороге не было. Полный привод позволил нам наконец-таки свернуть с трассы и получить удовольствие от лёгкого крымского бездорожья. Под Таманью планово поменяли масло и фильтры (везли с собой). До Веселовки ехали с навигатором, и так ему там было хорошо, что продолжать маршрут он отказался наотрез. Реанимировать не стали, далее двигались по-старинке: по картам и указателям, нигде не заблудились.
Всем хороших дорог и удачных путешествий!
Предыдущий рассказ автора: