|
Это третья поездка. О предыдущих двух есть отчёты по ссылкам: travel.drom.ru/79270/ — по первой и travel.drom.ru/79291/ по второй.
Ничего не изменилось, машина и экипаж — все те же. На борту: автохолодильник, мультиварка (обычная — не авто) и навигатор. Добавились видеорегистратор и радар-детектор. Теперь уже не знаю, чего не достаёт! Если кто посоветует — буду признателен. Конечная точка похода — город-герой СЕВАСТОПОЛЬ!!! Во время поездки было много заездов к родственникам и друзьям, что не сильно интересно почтенной публике. Поэтому формат отчёта будет сильно изменён: о дневниках не может быть и речи. Ограничусь только дорожными и не только наблюдениями, которые меня задели.
Дороги. Самые плохие в Ярославской и Тверской областях. В остальных субъектах несколько получше. А на юге, начиная от Воронежа, почти приличные. Не идеальные, конечно, но проехать можно без риска оторвать колёса. Проезжая по Брянской области, видел занятный щит: «Не жгите лес — негде будет партизанить!!!» Впечатляет ландшафт: насколько хватает глаз — всё в подсолнухах! Море подсолнухов!!!
В районе Ростова присутствует ПОСТОЯННАЯ необъяснимая пробка! Обычно причинами пробок бывают аварии, ремонт дороги, уменьшающий количество полос движения или какой-то иной видимый затор. Здесь же все вдруг ни с того, ни сего начинают на всех полосах ехать очень медленно: 1-2 передача, а иногда и до полной остановки. И так продолжается км 30. А потом без видимых причин все опять поехали быстро — как обычно на трассе. Парадокс. И так в этом месте почти круглосуточно, вечером и ночью поменьше. Дороги очень прямые: иногда больше 10 км ни единого даже плавного поворота! Почти идеальное покрытие расслабляет. Недолго реально заснуть, пока едешь!!!
Белгородская область. Народ живёт побогаче, чем в среднем. Тем более что рядом Украина, где смешные цены. Даже в клубы и кабаки ездили в Харьков, не то что в супермаркеты. Теперь война, и шоколада стало поменьше. Печалька. Ещё регион знаменит тем, что в частных подворьях нет ни одной свиньи. Всех их приказом губера извели подчистую под предлогом свиного гриппа. Болезней там и в помине не было, просто агрохолдингу надо продавать свинину, а губер, судя по ситуёвине, в доле. Ходили по дворам, отбирали и уводили скотину, а иногда и стреляли, выплачивая при этом символическую компенсацию. Сколько же горя людям?! Даже при Сталине так не борзели!!! Хорошо, что их власть распространяется только на одну область, а то бы голодала вся страна, ибо продукция у них дорогая и говённая! А в других регионах, говорят, также гусей режут под предлогом птичьего гриппа! Вряд ли дети голодали у тех, кто всё это затеял! Неужели и я за деньги могу стать таким уродом?!! «Капитал» Маркса не устаревает!
Маршрут: от Воронежа на Ростов-на-Дону — Тимашевск — Темрюк и далее по указателям до переправы «Порт Кавказ».
Переправа. Всё организовано вполне прилично. Можно бы и получше, но и так нормально. С момента, как встали в очередь, и до того, как погрузились на паром, в обе стороны, прошло час-полтора. Без всяких электронных билетов, которые мы так и не поняли, как покупать. Может и повезло, а то, когда скорость ветра заваливает за 20 м в сек., паром перестаёт ходить. И стоит всё это неприлично дорого! Мало того, что берут деньги за машины, так ещё и за каждого человека (не важно водитель он или пассажир) надо платить и немало! Ребята! Нельзя быть такими жадными!!!
Крым. Первые ощущения. Ва-а-аще!!! От Керчи можно было по вполне нормальной и привычной дороге проехать в село Рыбачье, где нам посоветовали остановиться, через Симферополь, но мы выбрали СЕРПАНТИН от Феодосии по побережью. Обстановочка!! Ничуть не хуже Альп!!! Природа, море, горы и дорога, на которой уснуть невозможно! Очень узкая, разъезжаться с грузовиком трудно. И ещё: резина и тормоза должны быть свежими, а то и вовсе новыми. Любопытная организация дорожного движения: по скорости почти не ограничивают. Висит знак «70», а и «30»-то ехать бзделовато! Вот бы на всех дорогах так! Правда, процентов на 70-80 везде сплошная. Но это вполне оправдано — практически все повороты слепые. Что ещё радует, так это почти полное отсутствие идиотов, устраивающих гонки на серпантине, вылетающих на встречку через сплошную, обгоняющих на слепых поворотах и т.д. Страшно представить, если такой вылетит тебе навстречу в такой ситуации, когда ты и сам-то едешь на пределе возможностей твоих, машины и тормозов или близко к этому. Все катят относительно дисциплинировано, осмотрительно, осознают близкую опасность. Видать, серпантин добавляет мозгов, да и пожить ещё хочется!
Море. Оно и есть море!!! Из него не хочется выходить!!! Пляжи в основном галечные. Песчаных пляжей в Крыму вообще очень мало. Некоторым это ещё и больше нравится, а по мне так не очень. Надо покупать специальную обувь, чтобы ходить по пляжу. Говорят, зато вода прозрачней, но я что-то не заметил. Песчаные пляжи мы видели только в Феодосии, но, к сожалению, мы были там только проездом. Остановились, искупались (не утерпели!) — и поехали дальше. Балтика с Чёрным морем и рядом не стоит! Не исключаю, что это лучшее море в мире! Впрочем, я повидал ещё недостаточное количество морей.
Отдых. Мы остановились в селе Рыбачье, но ничего особенного в нём нет — все условия везде примерно одинаковые. Жильё на любой вкус и кошелёк. Из бюджетного можно найти 300 руб. за чел в сутки, причём некоторые соглашаются на то, что если «супруги» спят на одной кровати, то и брать с них как за одного. Из ВИП-жилья цены могут расти до бесконечности, но я это не исследовал. Продукты (в том числе свежие овощи и фрукты), на мой взгляд, неоправданно дорогие — в полтора, а то и в 2 раза дороже, чем в Москве. Много заведений с вывеской «Столовая», но этому можно верить только отчасти. Сервис как в совдеповской столовой (но весьма богатый выбор), а цены как в дорогом кафе! Если поставить цель — можно найти комплексные завтраки, обеды и ужины по приличным ценам. И хотя качество приготовления везде ХОРОШЕЕ, это довольно серьёзная проблема. Я, например, не понимаю, как с таким сервисом и ценами на продукты, паром и бензин (примерно на 5 руб. больше, чем в остальной РФ) они будут конкурировать с Турцией, Болгарией, Египтом, Таиландом эцетера, эцетера, эцетера. Пишу это потому, что мне не всё равно, и я искренне хочу, чтобы Крым процветал! Особенно, в составе РФ!!! А вообще, все недостатки пребывания с лихвой компенсируются наличием моря! Мы планировали день лежать на пляже, а день — ездить по экскурсиям с достопримечательностями. Этот опыт могу назвать удачным, т.к. ничего не успевает надоесть и устаёшь меньше.
Партинит. Достойный конкурент Никитского ботанического сада. Очень много всевозможных растений, в том числе и экзотических, большая площадь территории, за которой тщательно и добросовестно ухаживают. Ощущения такие, будто находишься в раю: красивые деревья, красивые цветы. А какие ароматы!!!. И всё это великолепно оформлено в смысле ландшафтного дизайна, на различных ярусах по высоте (в Крыму вообще мало что бывает на одном ярусе) и в грандиозных масштабах.
Никитский ботанический сад. Примерно то же самое, только больше по территории и ещё есть пристройки-филиалы за отдельную плату. Ухожен менее тщательно, чем Партинит. Аборигены уверяют, что, когда Крым был украинским, финансовое положение у них было лучше, хотя и не блестящим. Всё дело в большем числе посетителей. Трудно было и тогда, и теперь. Но они не прекратили заниматься наукой и поддерживали как могли своё детище. Может, когда война прекратится, положение выравняется. Всего-то и надо, чтобы туристов было больше. Это касается всего Крыма.
Ласточкино гнездо. Чуть ли не единственный бесплатный объект! Красиво, смело, оригинально!! Парковка от него довольно далеко, и чтобы добраться, надо перейти с одной горы на другую. И пока переходишь эту то ли ложбину, то ли долину, приходится пройти 1200 ступенек!! А потом столько же обратно!!! По пути бесчисленное множество желающих помочь утолить жажду усталому путнику или подкрепить его другим способом — главное что-нибудь продать! Демпингующих среди них я не заметил! После прохождения этого «допа» для меня уже не было разницы поднимаюсь ли я по лестнице или иду по ровной дороге. Всем рекомендую! Это делает отдых разнообразным!! Главное — выбрать правильный темп!!!
Ай Петри. Если в первый раз, то подъём на фуникулёре завораживает! Правда, некоторым страшновато (особенно, когда кабина раскачивается), но красота необыкновенная!!! Удовольствие сильно гасит длинная очередь, которая медленно двигается из-за недостаточной пропускной способности фуникулёра. И тут спешат предложить свои услуги маршрутчики: по цене фуникулёра (300 руб.) они готовы без очереди домчать клиента по серпантину в тот же пункт назначения, скромно умалчивая при этом, что, согласившись на это, ты увидишь далеко не всё!
После подъёма на плато виды открываются ещё более впечатляющие. Можно подниматься и дальше, но уже пешком и за дополнительную плату. А на самой верхотуре — подвесной мост, по которому можно походить, заплатив ещё. Ещё там есть ледниковые пещеры, из которых граф Воронцов таскал себе лёд для охлаждения шампанского. Есть конные прогулки, можно погулять и пешком — пространства хватает. Воздух шикарный, и нет такой изнуряющей жары, как внизу. Есть смысл отправляться туда на целый день, отправившись как можно раньше. Есть шанс проскочить без очереди. С голоду плохо не станет (кафешек там уйма), а силы накопить успеешь, так как, чтобы спуститься вниз на фуникулёре, надо отстоять очередь час-полтора, а то и больше. Можно и без очереди, но для этого надо ждать конца дня. Фуникулёр работает до последнего человека на плато (по крайней мере, они это утверждают). У кого нет терпения ждать и желания стоять в очереди — выручат стервятники на маршрутках.
Бахчисарай. Особо не впечатляет. Это не дворец Персидского шаха. Сногсшибательной роскоши здесь не увидишь. Да и откуда она возьмётся у Крымского хана?! Он не шибко торговал и не ахти как лихо воевал! При такой жаре и дефиците воды сельское хозяйство в то время тоже особо не разовьёшь! Вот и тратил большинство налогов на армию, а на дворец уж что останется! Порядочный, видать, был хан!! Нам бы таких чиновников в министерство обороны!!! За высокой оградой дворца несколько зданий: мечеть, диван, покои (мужская половина), гарем и др. Остальное — парки с цветниками для скрытых от посторонних глаз прогулок, отдыха и других государственных дел. Отдельно огорожена территория для прогулок контингента гарема! Логично!!
Мы собирались ехать в Бахчисарай через Симферополь, но «знающие» люди нам посоветовали через Ялту, типа так короче. И мы поехали!!! Сразу после Ялты пошёл бесконечный подъём по серпантину. Думаю, у них это самый жёсткий серпантин! Когда подъём закончился, мы выехали на равнину, где есть люди, кафе и пр. Но что-то нас насторожило, чувствовался какой-то подвох. На вопрос, куда мы приехали, нам ответили: «Ай-Петри!!!» О как!!! И правда короче, только немного не учли, что сначала надо подняться на км с лишним по жесточайшему серпантину, а после по нему же головокружительный спуск! Уши закладывает на раз!!
(На снимке Ай-Петри, на которую заехали по ошибке)
Где-то когда-то я слышал, что у Крымского хана было 350 жён! И они от нехватки мужиков или по какой-то другой причине наплакали целый фонтан слёз, а Пушкин всё это воспел (во дворце есть его бюст). Оказалось, мои слухи были очень сильно не проверены!! По Корану больше 4 официальных жён иметь нельзя. В качестве выхода из положения разрешается ещё иметь наложниц (этакие полуофициальные жёны). Вот их-то и было у хана аж 12! Повторяю, это не шах Персии, у которого это число запросто могло перескочить за 1000!! Получается, что ради каких-то 16 баб, которых даже и не видели, мы перескочили через километровую гору!!! Да нет, конечно же, мы об этом не жалеем! Ради острых ощущений мы сюда и ехали, но баб могло быть и побольше!
В Бахчисарае самые вкусные в мире чебуреки и другая крымско-татарская национальная кухня. Всем рекомендую, а сам после этого в России чебуреки уже есть не буду. То, что делают у нас (не в Крыму), чебуреком назвать нельзя.
Обратно возвращались через Симферополь. Длиннее, но дорога и шире, и почти равнинная. А после Симферополя вообще ходит троллейбус по маршруту «Симферополь — Алушта»! По 2 полосы в каждую сторону. Лети с любой скоростью! Цивилизация здесь тормознулась где-то на девяностых годах (бандитов только не заметно), и радаров или мало, или вовсе нет.
Массандра. Дворец красавчик, в хорошем состоянии. Ландшафт не идеален, но видно, что персонал старается. В некоторых местах даже красиво! Даже очень красиво!!
Знаменитый массандровский винзавод подавил своими ценами. Я рассчитывал купить по дешёвке ящик или два в заводском магазине. Ан нет!!! Когда я увидел цены — захотелось бросить пить! Позднее, в Алуште в обычном магазине, я видел те же вина значительно дешевле! Говорят, и Инкерман страдает тем же, и мы его даже не посещали. Так, а кто, кроме минздрава, выиграл от того, что они не продали, а я не купил?! Сдаётся мне, что фишка, заточенная на поиск лохов, ещё долго не сыграет! Но как поменять менталитет?!
Ливадия. Всё так же хорошо, как и в массандровском дворце. И дворец, и окрестности содержатся на совесть! Поражает щит с текстом послания-завещания Александра Третьего Николаю Второму. Наши чиновники своим детям такого не напишут!
Ялта. Город, избранный всеми! Здесь подолгу жили Чехов (есть его великолепный дом-музей), София Ротару (у неё музея нет, но тоже ничё так) и многие другие. Даже конференцию провели здесь Сталин с двумя утырками! Все дороги ведут сюда и отсюда недалеко до большинства достопримечательностей Крыма: Ай-Петри, Партинит, ботанический сад, Ласточкино гнездо, и я чего-нибудь не назвал. И короткая дорога на Бахчисарай идёт отсюда, НО!!!
Дорога идёт через Ай-Петри со всеми выходящими! Езда же по самой Ялте — это серпантин в городских условиях! Сумасшедшие подъёмы сменяются такими же спусками на недопустимо узких улочках, задуманных для разъездов на ишаках, в крайнем случае, на лошадях. Но не на авто!!! Часто приходится одному участнику движения при неожиданной встрече сдавать назад. А они тут все или неожиданные, или нежеланные! И ещё весьма часто случается, что ведёт, ведёт тебя навигатор по всем этим загибам (как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости), далеко ведёт. И вдруг на дороге лежит бетонный блок, перекрывающий дорогу! Мало того, что развернуться проблема, так ещё возникает необходимость выбирать другое направление, и не факт, что там не будет какой-нибудь гадости! А ещё местные особенности, милиция… В любом случае, езда по Ялте тонизирует!!! Рекомендую без острой необходимости в город не заезжать, а следовать объездной дорогой, благо она есть и в хорошем состоянии. Также наряду с навигатором советую пользоваться картой для контроля.
Севастополь. Жемчужина русского флота! Город-легенда, где на абсолютно каждом шагу кто-нибудь совершил какой-нибудь подвиг!!! Далее отмечу просто те немногочисленные места, которые мы посетили и всем советую!
Херсонес. Колыбель российского православия. Всё такое древнее, что с трудом верится, что это в России.
Сапун-гора. Диарама.
Тридцать пятая батарея.
Балаклава. Музей холодной войны.
Панорама обороны Севастополя.
Кроме того, что это город-музей и город-воин, здесь ещё можно и достойно отдохнуть! Пляжи, инфраструктура и культурно-развлекательная программа, как минимум, не хуже среднекрымских! Правда, цивилизация и тут отдыхает пока! В большинстве магазинов ценников просто нет. Цена товара зависит от внешнего вида, выражения лица, наличия спутника у женщины и др., от чего определяются финансовые возможности покупателя и степень бесстыдства продавца! Разница может быть в 2 и более раза. О кассовых чеках никто и понятия не имеет! А вот про супермаркеты такого не скажешь: порядок в наличии. Думаю, в ближайшее время всё наладится, и Крым станет по настоящему Российским!
Прощаемся с Крымом, испытывая сильнейше сожаление, что всё кончается! Несмотря на мелкие недостатки, это всё равно НАШЕ РОДНОЕ!!! Обратно едем по тому же маршруту. До Воронежа всё ок. А потом!! Пошли платные дороги!! Я бы назвал это проклятием России! ТАКИЕ платные дороги нам совершенно не нужны!!! Почти полчаса стою в очереди на оплату этой долбаной платной дороги! Кассирша берёт деньги (да просто деньжищи — 35 руб.!!!), отсчитывает сдачу, печатает чек. И всё это на тормозах!!! А потом! Открывается шлагбаум, и ты катишь по ПЛАТНОЙ дороге ЦЕЛЫХ 15 км!!! Удовольствие! Ух!! Господа! Если по бензину выходит примерно 2 руб. с км, да ещё и тут больше 2 руб. с км, не учитывая прочих расходов, то где же такие зарплаты-то взять?!! Или вы хотите, чтобы люди вообще не ездили?! А на трассе «Дон» 4 платных участка! ПОКА!!
После проезда второго такого участка, где стоишь в очереди за свои деньги, решил плюнуть и поехать по бесплатным дорогам. Ага! Щас!! Мало того, что они кривые, как моя жизнь, так ещё проходят через множество населённых пунктов, в абсолютно каждом из которых (по-видимому, с целью загнать нас на платную дорогу!!!), абсолютно после каждого перекрёстка стоят знаки «30!!!»
Ну не козлы?!!
Повернул с трассы «Дон» (М4) на трассу «Крым» (М2), благо там было недалеко, и вышел на неё возле Тулы. Там такого свинства не было, и я благополучно добрался до Москвы. Из всех родственников и друзей не охваченными остались только питерские. Туда и пошёл. В Химках от трассы М10 ответвляется платная М11 «Москва — Санкт-Петербург». Где это — я не нашёл, да особо и не искал. Во-первых, машина у меня не скоростная, а во-вторых — вот они где у меня! Так и шёл по М10.
А тут всё по-другому! Неужели и тут менталитет?! Да, не суперпрямая, да, через населённые пункты, но!! Там было можно держать законные «60», а значит и полузаконные «80», что меня вполне устраивало, особенно после «Дона». Тем более, у меня радар-детектор на борту и работает…
Когда прошёл примерно полдороги, начал искать место для ночлега. Оказалось — тщетно! Или цены запредельные за 5-6 часов сна, или пахнет тараканами пополам с дихлофосом или ещё что не так. Апогеем всего этого стал какой-то комплекс, где были заправка, стоянка, баня, прачечная, кафе и гостиница и может ещё чего! Цена ночлега оказалась дороговатой, но более-менее приемлемой. Мы стали спрашивать, что там есть. И на вопрос про душ нам ответили, что он есть, но надо перейти через стоянку!!! Честное слово!!! Так и было: баня, а через дорогу раздевалка! Если там никто ничего не понимает, пусть слушают меня! Думаю, что выражу мнение многих. Одно койко-место должно стоить в районе 400 руб. плюс-минус, в зависимости от прочих условий. За эти деньги усталый путник должен получить койку без клопов, тараканов и ненужных запахов, стоянку без беспокойства за машину и ДУШ! Всё остальное (стаканчик виски) пусть варьируется. И все будут счастливы! Путешествующие отдохнут, бизнесмены заработают.
Но пока этого не было, и пришлось отдыхать в машине, что не делает отпуск полноценным. Через 5 часов сна без приключений добрался до Питера, а потом и до дома.
Финансы. Всего пройдено расстояние почти 7500 км. Неожиданно много. Потрачено на бензин чуть меньше 15000 руб. Неплохо, учитывая езду по серпантину. Остальные расходы можно варьировать от нуля до бесконечности. На такое путешествие вдвоём можно было бы уложиться в полтос, особо не ужимаясь. Мы не уложились, но мы и не стремились. Когда жена рядом — сэкономить всё равно не получится!
Связь. В Крыму только МТС как бы Краснодарского региона. Симка стоит 200 руб., на счёте 50 руб. Нагловато, но от них другого и не ожидали. Паспорт спрашивают не везде. Качество связи хорошее. О правах потребителя эти уроды делают вид, что ничего не знают. Понапхали кучу ненужных платных услуг, и счёт довольно быстро и незаметно обнулился. Связь внезапно оборвалась. Ругаться с ними не стал: пусть это пойдёт им на лекарства! Счёт тоже не пополнял — уже пора было уезжать. Не хотел связываться с жуликами, но других операторов здесь нет. Пока нет!
Автомобиль. Как всегда, на высоте, ничего добавить не могу.
Общее впечатление. Доволен. При следующей возможности катим для сравнения в Абхазию.