|
Один мой знакомый — широко известный в узких кругах (местная знаменитость) — в городской газете изрёк лёгкий дифирамб автотуризму: «У орнитологов есть такая фишка: птицы в стае резко тупеют. Ими руководит коллективный разум. Вот есть головной гусь, а за ним, не думая, летит вся стая. То же самое с пароходным туризмом или ещё каким чартером. А автомобилист — человек думающий, у него план, цель. Он в автономке, ему по-другому нельзя». У меня нет оснований с ним спорить. А по сему: лучше, по возможности, ехать в несколько экипажей (и веселей, и безопасней), но про меру надо помнить.
Это третья экспедиция в Крым. С прежними можно ознакомиться по ссылкам:
И мы долго её планировали. Хотели, чтобы она получилась идеальной. Ан, нет! Граблей вокруг много! Всё как всегда. Приходилось по ходу менять планы и не всегда в лучшую сторону. Хотя многое вышло неплохо. Но обо всём по порядку.
По дороге туда выяснили, что трасса М4 «Дон» изменений в лучшую сторону не претерпела. Отнюдь. Всё стало только хуже. А именно: добавился ещё один платный участок в Ростов-Донской области. А т.к. дурной пример жЮтко заразителен, то уже готовятся это сделать и в Краснодарском крае. Подготовочка уже прёт вовсю! Умом не получается, вот и наполняют бюджет как могут, болезные. Качество дорожного покрытия тоже не улучшилось. Единственный плюс в том, что в этот раз в Ростове пробок не было.
В Россоши, где мы сделали остановку на ночлег, утром нам с собой в дорогу в термос ёмкостью 600 грамм налили 800 грамм борща?! Сначала нас это удивило и возмутило. Но вскоре дошло, что мы уже на юге. В «Одесе» ведь запросто могут в пол-литровую кружку налить литр пива, и это все принимают как должное. С тем и продолжили путь.
К югу лучше ездить через Краснодар. Это несколько длиннее, но зато пробок меньше. Ибо в районе Тимашевска очень сильно затруднённое движение из-за довольно большого количества ж.д. переездов и, может, ещё по какой причине. Полузатруднённое движение, полупробка длится аж до самого Тимашевска. И здесь довольно активно пытаются подзаработать шустрые молодые люди, предлагая за 500 руб. провести мимо этого участка по широко не известной объездной дороге. Часть этого пути я видел и рискнул бы по нему проехать только на рамном джипе. Надо прыгать через бордюры, ехать по пашне и т.п. От назойливых услуг этих лихих ребят мы благоразумно отказались: лучше постоять в пробке, чем такой экстрим в начале поездки — целее будешь. Кроме нас желающих тоже очередь не стояла. А на обратном пути пошли через Краснодар, и всё было хорошо за исключением окружной Краснодара — там тоже потолкались в затруднении. Но возможная причина этого в том, что тогда была пятница вечер, а в другое время, может, и там ехалось бы легко.
В пробках, помимо того, что теряешь драгоценное отпускное время и паришься в машине на южном солнце, есть ещё неприятное обстоятельство: хамло едет по обочинам. Уже одно это не добавляет настроения, а тут ещё после них поднимается страшная пылюка. Один такой урод проедет, а пыль глотают все! Без кондея вообще вилы! Надо задраивать все окна и терпеть адское пекло, пока пыль не уляжется. А там уже новый негодяй и по-новой здрасте. С кондеем полегче, но всё равно неприятно. И ведь всё понимает, быдлота, а всё равно едет! И в чём вся подлость: ему пыли почти не попадает! Страдают невинные. Впрочем, это по всей стране так, да и мир вообще несправедлив. Судя по номерам, самые активные эгоисты — это Москва, Московская область, Краснодар, Воронеж и Ростов-Дон. Другие тоже есть, но их меньше. При этом всякие мысли в голову лезут.
Кстати. Говорят, что культура общества определяется культурой туалетов. В какой-то степени, это действительно так. И на брендовых заправках («Лукойл», «Газпромнефть», «Татнефть» и пр.) это блюдётся. Туалеты бесплатные (а кое-где и душ) прямо в здании заправки на высшем уровне цивилизации. Всё культурненько, пристойненько, ажурненько. Но это, пока не добрался до югов. Начиная, примерно, с Воронежа, всё это пропадает даже у заправочных мастодонтов. Туалетов либо нет вовсе, либо далеко в стороне от заправки типа «Сортир», который очень легко найти по запаху. Хотя кое-где положение постепенно выравнивается, но до средней полосы ой как далеко. Например, в одном из богатейших регионов РФ — Белгородской области мы не нашли (когда появилась потребность) ни на одной заправке ни одного туалета, даже платного. Вопрос, конечно же, решили, но факт остаётся фактом.
Мы, в соответствии с планами, не доезжая до Крыма, остановились в станице Голубицкая. Вообще, проезжая по этой местности, была замечена тенденция к соревновательности станиц на самое длинное название. Если бы я придумывал названия, то могло бы победить «Жуткосильнопрямокрепкочерезверхнеперевёшинская» или вроде того. Во всяком случае, когда проезжаешь мимо указателя с названием станицы, то еле успеваешь прочитать его. Не подумайте дурного: я читаю не по слогам. По крайней мере, «Войну и мир» осилил, что сделал не каждый. В самой же Голубицкой всё в целом чинно-благородно. Наши ожидания она вполне оправдала. Цены на жильё и продукты южные, но в пределах разумного. Приличное вино по ценам приемлемым или ниже оных. Азовское море такое же прекрасное, как и Чёрное, только немножко потеплее. Пляж песчаный — в Крыму это редкость, а я люблю. Много кафе и столовых, где всё удивительно вкусно. А, может, это виноват непомерный аппетит в южных широтах?!
Те же ощущения и во всём Крыму. Особых достопримечательностей нет, но не больно то и надо. Здесь есть море!!! А мы приехали сюда в первую очередь за ним! Всё остальное малозначимо. Один хозяин, предлагая мне в наём своё жильё, расписывал на все лады обои в комнатах, занавески, фигурки всевозможных зайчиков и слоников в палисаднике и пр. Для него, может, это и важно, но меня интересует МОРЕ. А на всё остальное почти наплевать. Но, справедливости ради, не могу не сказать про дельфинарий. В них я никогда не был и сравнивать не с чем. Поэтому скажу одно: он тут есть! У меня была давняя мечта поплавать с дельфинами. Воплотил!!! Очень захотелось, да здесь это и стоит дешевле, чем где-либо, по моему опыту. Понравилось. Рекомендую. От них исходит ощущение бесконечной дружелюбности. Кошка или собака может причинить тебе, хоть и лёгкий, но вред (прикусить, царапнуть), дельфин — никогда!!! Это даже лучше, чем лошадь, хотя согласятся с этим не все.
Как альтернатива Голубицкой рассматривался вариант Темрюка. Моря там нет, но есть целебные грязи. Думали, что до моря будем доезжать на авто, а во второй половине дня мазаться грязью. От этого варианта отказались, близость моря перевесила, и, как оказалось, не зря. Выяснилось, что посещение грязей стоит 300 с лишним рублей! Мало того, что моря нет, так ещё и за это платить! Короче, считаем, что в Темрюке делать нечего. И жильё там, по нашему опыту, дороже. А если у кого появится желание принять грязи, то в Крыму, конкретно в Саках, сделать это можно абсолютно бесплатно, с чем не стал бы мириться Остап Бендер. Тем более, курс состоит примерно из 10 сеансов.
Простились с Голубицкой и в Крым. По мосту!!! На этом положительные эмоции иссякают и начинаются недочёты. После невообразимого количества миллиардов рублей, потраченных на строительство, неплохо было бы выделить несколько копеек на указатели, где этот мост, собственно, есть! Мы несколько раз промахивались, пока его нашли. «Навител» ведь не видит его в упор! У нашего Крым до сих пор ещё украинский. Тогда поменять или обновить как-то руки не дошли, а теперь, когда пишу всё это, и другие навигаторы есть.
При проезде по мосту тоже «здрасьте вам»: две полосы в каждую сторону с разделением — лучше некуда! Над каждой из полос периодически нависает светодиодное табло и вещает «90» по каждой полосе. И радость эту нам обещают на протяжении аж 1600 метров. А далее висит такое же табло. И что же мы видим? А видим мы, что по правой полосе ехать вообще запрещено в связи с дорожными работами (которых нет и в помине), а на левой — знак «40»! Вот и катим мы, значит, по крайней левой полосе со скоростью 60 км в час. За нами собирается огромный хвост! Все гудят, моргают и всевозможными другими способами выражают своё недовольство, обгоняют справа, подрезают с целью проучить. А чё меня учить-то?! Ребята, я еду по ПРАВИЛАМ!!! Нарушаю, но в пределах! Если вы беспредельщики, то делайте, что хотите. Я вам не указ и никого не останавливаю. Но меня в это не впутывайте! Если у вас в родственниках менты-козлы или вы что-то знаете, то это ваше дело. Я же правила стараюсь не нарушать, хоть и получается это далеко не всегда. Но если уж нарушаю, то делаю это, когда Я считаю это нужным и допустимым, а не когда это приспичит кому ни попадя! И такая скорбная процедура длилась почти все 19 км крымского моста. Как всегда: исполнение испортило идею. Может, потом всё наладится? А?!
Предварительно планировали останавливаться в Керчи с посещением Аджимушкая, горы Митридата и ещё чего. Потом на пару дней — мыс Казантип с Азовским морем, но с другой стороны. Далее Феодосия с музеями Айвазовского, Грина и пр. А потом на «ПМЖ» в Рыбачье. Так я и советую сделать тем, кто едет впервые в Крым на колёсах. Мы же планы изменили, т.к. везде уже бывали, хоть и недолго. Поэтому направились сразу в «Рыбачку» с намерением оттуда повсюду ездить. И вот тут наткнулись на одну неожиданность.
Три года назад по серпантину все ездили как нормальные, адекватные, разумные люди. Всё-таки много слепых и крутых поворотов, спусков и подъёмов. Теперь ситуёвина изменилась в огромном размере. Дураков — откуда только и взялось столько?! Мчатся так, будто этот участок пути перед поворотом или спуском для них последний. Газуют до звона в ушах! Или думают, что на них законы физики не действуют?! Ум и страх отсутствуют полностью! И ведь рискуют не только собой, но и другими, которые ни в чём не виноваты. Иногда даже жалеешь о том, что гайцов мало или нет. В других обстоятельствах это выглядит кощунством, но тут как раз тот случай (один на миллион), когда они нужны. Наши жизни ими реально были бы защищены. По региональной принадлежности примерно то же самое. Местные ездят быстро, но не страшно. Для них серпантин — это почти прямая дорога! Если бы я тут родился и вырос, то, наверное, тоже так бы считал.
После того как обжились в Рыбачьем, съездили в Саки. По дороге туда было затруднённое движение почти от самого Симферополя. Причина неизвестна. Когда построят трассу «Таврида», все об этом забудут. Случится это радостное событие примерно через пару лет, а может и раньше. Кроме грязи в Саках ничего хорошего не увидели, да и цели такой не было. Зато водоёмы с грязью впечатляют: плавая в них, можно без затруднений, например, читать газету, лёжа на спине. Красное море, да и только! Обратно добрались без затруднений. С собой привезли и сакскую грязь. Мазались ей почти десять дней кряду. Особой пользы что-то не видно. Хорошо, хоть вреда нет!
В Керчи в этот раз заезжали только в Аджимушкай. Подвиг там был совершен грандиозный! А больше и говорить ничего не нужно. Если нужны положительные эмоции, то туда лучше не ходить. Трагедия произошедшего подавляет надолго.
На обратном пути хотели пополнить счёт за мобильную связь, который сдулся намного быстрее, чем ожидалось. Это оказалось не так легко, как у нас. Фирма «МТС» там шифруется — боится санкций. Под каким названием она там держит вывеску, сейчас уже не помню, но понять, что это она, легко. А вот комиссию за пополнение счёта там берут аж 10 процентов! Прямо как браточки из девяностых!! Может, лихие времена возвращаются потихоньку?! Поживём — увидим (если доживём). А вообще, само существование комиссии уже прикалывает: с тебя берут деньги за то, что ты платишь деньги. Сурово.
Под другим названием в Крыму вывешивается и «Лукойл», и другие тоже. «Сбербанком» тут и не пахнет! Зато есть банки, про которые мы и не слышали никогда. «Генбанк», например. Наверное, это правильно. Писать против ветра можно не всем.
Судак. Сначала мы твёрдо не планировали его посещать. Но местная реклама об исторических реконструкциях в так называемой «Генуэзской крепости» подвигла нас на поездку. Крепость удивляет своими необычными фортификациями, особенно то обстоятельство, что первая линия обороны защищает бойцов только с трёх сторон — спереди и по бокам, а сзади ничего нет. И, если атакующие её займут, они будут беззащитны против второй линии обороны.
Исторические реконструкторы ожиданий не оправдали. Амуниция красивая, но её обладатели дают себя фотографировать только за деньги. Бесплатное фото лишь со спины. Боевые доспехи на уровне, а вот сам бой — нет. Когда они бьют друг друга по щиту или какой другой защите, то лупят со всей дури, и здесь всё в порядке. А вот когда удар приходится по латам или кольчуге — то еле-еле, и это отчётливо видно. Короче — не верю! А постановочный бой неинтересен. Кричащей рекламы и боёв много, а впечатления — так себе. Рядом с крепостью есть столовая, где кормят вкусно и недорого. Большая редкость для Крыма. И, естественно, там большие очереди.
Феодосия. К сожалению, в этот город мы попали только на полдня. В целом он смотрится неплохо. Обычный город южного берега Крыма. Есть набережная, пляж, достопримечательности. Но всё портят стоки (фекальные) и железная дорога, отделяющие город от пляжа. Всё извиняет наличие множества музеев, в которые обязательно надо попадать.
Севастополь. Несмотря на бесконечное преклонение перед этим Городом — ДВАЖДЫ Героем, в этот раз мы ни в какие музеи не ходили, а ограничились дефиле по ПРИМОРСКОМУ БУЛЬВАРУ с заходом в один из ресторанчиков на набережной и лёжкой на городском пляже с целью выветривания лёгкого приёма спиртного (грапы). Всё великолепие приморского бульвара усиливается тем, что он таким был и 50 лет назад, а город (по понятным причинам) долго не развивался сравнительно с другими российскими городами. Восторг.
Севастополь. Приморский бульвар.
Пишу всё это через месяц с небольшим после Крыма, а кажется, что прошли многие годы. Между Крымской сказкой и суровой реальностью дистанция огромного размера. Впрочем, я хорошо понимаю, что Крым так воспринимается потому, что я сам там постоянно не живу. За это и люблю путешествия.
Когда шли обратно на участке Воронеж-Белгород-Смоленск-Псков-Санкт-Петербург в Вележе в этот раз решили всё-таки отдать упырям 200 руб. за платный участок для неместных (см. «Крым 2»). Нехай подавятся! Но когда нему поехали, то сначала исплевали всё лобовое стекло — деньги взяты, а дорога никакая! А потом, когда увидели в какой нищете здесь люди живут, какие обшарпанные у них дома, как они одеты, все 200 руб. до единой копейки мы им простили. Ярославская область тоже особым богатством никогда не отличалась, но, по сравнению с ними, даже мы олигархи! И у нас дома не все идеально выглядят. Но то, что видно с дороги, на совесть отштукатурено и покрашено свежей краской! А всё убожество планомерно спрятано на задах. У них даже на это денег, видно, нет.
ФИНАНСЫ. Жильё стоит так же, как и раньше. Предложение по-прежнему значительно превышает спрос. Он слегка возрос благодаря мосту (автотуристов стало больше, а вот авиаперевозки даже слегка подсократились), но на цены это пока не повлияло. В нормальных отелях (кондей, холодильник, телевизор, «вай-фай», душ-туалет) — от 1500 руб., у частников — от 250 руб. с человека. Мы на жильё потратили (20 дней) около 15 тыров.
В столовых (их сейчас трудно отличить от кафе, особенно по ценам) средний комплексный обед — 300 руб., как и раньше, т.е. в прошлом году. Появилось много магазинов с адекватными ценами и оплатой по карте. Так что, если готовить самому, то экономия значительная. Нам питание обошлось примерно в 20 тыров.
Вино стоит 200-300 руб. за литр. Коньяк, чача и пр. — около 500. Но качество хорошее — вкусно и голова утром не болит. Это была наша самая большая статья расходов (под тридцатничек), ибо мы много привезли с собой.
Музеи — от 200 до 1 500 руб. Мы потратили около пятёрочки. А все остальные пусть сами решают, что им нужнее.
92 бензин в Крыму стоит в районе 46,5 руб./л. За весь вояж было пройдено 7 685 км. Заплачено за бензин 21 860 руб. За все платные участки — 500 руб. Всего себестоимость пути — 2,85 руб./км, с учётом платных участков — 2,91 руб./км. Уже не помню, откуда взял данные, расход топлива вышел 6,32 л/100 км. Неплохо.
Итого в районе сотенки, как и планировали. Если не тратиться на спиртное, то экономия была бы значительной, но тогда было бы всё гораздо скучнее. А надо ли это?!! Экономика, само собой, должна быть экономной, но поиски истины тоже необходимы, а вино, коньяк и чача чрезвычайно приятны в описываемых обстоятельствах! После же умеренного употребления упомянутого зелья все люди становятся намного милее и прекрасней.
В целом, по моему мнению, Крым, безусловно, заслуживает того, чтобы его регулярно посещать, что мы и собираемся сделать через пару лет. Неохваченными ещё остались Гурзуф, Коктебель и много чего ещё. На Ай-Петри неплохо бы съездить на целый день. Да и Феодосия полностью не осмотрена. Короче, Крыма мы ещё не знаем, как хотелось бы, и, если позволят обстоятельства, удовольствие от свидания с ним испытаем ещё не раз. И уже сейчас руки чешутся сесть за баранку, по кочерге и в путь! А если хочется, то непременно когда-нибудь и сможется!