|
Маршрут: Ставрополь—Краснодар—Крым (Судак—Ялта—Бахчисарай—Севастополь)—Ставрополь.
31.12.12 — 05.01.13
Автомобиль: Citroen C4, 2012 г. в. дв.1,6 л. (120 л.с.) автомат.
Всем привет! Пару слов о своем нике: Невинка — обиходное название моего родного города Невинномысска, находящегося в 50 км от Ставрополя. Буду рад увидеть отзывы от земляков, надеюсь, и остальным форумчанам мой отчет будет чем-нибудь полезен.
Итак, в преддверии нового 2013 г. и следующих за ним выходных встала дилемма: как отпраздновать НГ и что делать десять январских дней? На ум приходили традиционные варианты: снять «домик в горах»-теплая компания-оливье-похмелье. Именно в силу традиционности данный вариант был отвергнут. Хотелось чего-либо нового. Ближе к 30 декабря план окончательно созрел. Решено: едем на машине в Крым по «короткой» дороге (через паромную переправу) на 5-7 дней. Аргументы: никогда не был в Крыму, трафик с учетом праздников обещал быть свободным, по той же причине не ожидалось больших очередей на паром (главная «страшилка», из-за которой до тех пор не был в Крыму, хотя езды туда — 500 км) Экипаж — я и моя супруга Юля. Автомобиль — Юлин Citroen C 4 дв.1,6 л. (120 л.с.) АКПП, купленный за три месяца до этого. При выборе авто, на котором ехать (в семье на тот момент был еще VW Passat CC 1,8 л. DSG), остановились на Ситроене по нескольким причинам:
Не зная точно состояние дорог, по которым предстояло пройти, был выбран автомобиль, имеющий лучшую геометрическую проходимость (база, клиренс, свесы).
В общем, загрузив вещи, в 13 час 31 декабря выезжаем из Невинки (вы уже знаете, где это :)) Погода — так себе, на полях снег, состояние дороги хорошее. Впереди (по направлению Краснодара) в тучах виден просвет.
Уже не первый раз замечаю: стоит отъехать 100-150 км от Ставропольского края, как будто попадаешь в другой климатический пояс. Вот такие поля мы проезжали в районе Кропоткина спустя два часа после выезда.
Приехав в Краснодар (270 км, 3,5 часа пути по отличной трассе), останавливаемся у племянника в центре города и по ул. Красной оправляемся гулять. Приближение НГ чувствуется, все навеселе, город в праздничной иллюминации.
На центральной площади собралось около 5 тыс чел, все веселятся, ждут наступления НГ. Интересно ощущать себя единственным (ну или почти единственным) трезвым среди тысяч подвыпивших человек, их веселье передается тебе :). Город очень понравился — впервые был в нем ночью, и есть ощущение, что это тот город, в котором ты бы мог жить (далеко не обо всех городах я так могу сказать). Сразу после полуночи собравшихся побаловали фейерверком, после чего мы отправились спать.
На следующее утро выезжаем в 9 час утра из вымершего города.
На середине пути до переправы, проехав около 120 км от Краснодара, в населенном пункте не-помню-каком в тумане натыкаемся на экипаж ДПС. Радар среагировал, а я нет :). Удивленные гайцы (утро 1 января, а кому-то не спится!), предварительно принюхавшись, после моего поздравления их с НГ отпустили, предупредив о стоящих далее экипажах. И на том спасибо!
По пути к переправе проезжаем вдоль Азовского моря, не удержались, спустились к пляжу за Голубицкой. Машину пришлось оставить наверху, боялся не выехать обратно по крутому склону. Пляж (мелкий ракушечник) понравился, как и море. Забегая вперед, скажу, что на майские праздники 2013 г. съездили еще раз на Азовское и Черное море, первоначальные впечатления подтвердились, сейчас планируем поехать на недельку на Азов в августе.
Ну вот и Порт Кавказ. Пройдено из Краснодара около 250 км за 3 час. Какие все-таки на Кубани отличные дороги! Навигатор не видит переправу и гонит нас обратно. В очереди мы 17-е — гарантированно попадаем в первую партию (вместимость парома около 25 машин), но парома пришлось ждать около четырех часов — его просто не было, так что приведенное расписание — НИ О ЧЕМ. Въезжать на Украину (или В Украину? :)) лучше по загранпаспорту — сэкономите время на оформлении миграционной карточки. Стоимость провоза авто точно не вспомню — но точно знаю, что она зависит от длины авто. До 420 см — одна цена, свыше — дороже. Помню это потому, что длина С4 — 4,23 м, поэтому из-за трех см платили как «взрослые».:-) Проверяют принадлежность авто — если едете без собственника — надо оформить нотариальную доверенность с правом выезда за границу. При нас одну машину без такой доверенности завернули назад. Кроме того, были проблемы у женщины, имеющей неоплаченные штрафы — подробностей не знаю. Особого усердия при проверке погранцы не проявляли, поэтому заехали быстро и поплыли.
Время парома в пути — около 25 мин, быстрая разгрузка, и вот мы на Украине. Учитывая потерянное при ожидании парома время, тороплюсь — в планах сегодня заночевать в Судаке. Проезжаем Керчь (запомнился плохими дорогами, какой-то серостью и необычными маршрутками на базе Газелей, привожу фото, сделанное уже на обратном пути).
Когда стемнело, еще раз убеждаюсь в полезности навигатора: без него я бы потерял очень много времени, пока нашел бы Судак. Дорога, особенно перед Судаком, достаточно извилистая и мрачноватая, а в одном месте прямо на крутом изгибе еще и подмороженная. Обошлось. По ощущениям (точно уже не помню) от переправы до Судака километров 170, но эта не та дорога, что была на Кубани!
В Судаке мы уже ближе к полуночи, подмораживает. Останавливаемся в хорошей с виду гостинице, номера приличные, но в номерах — холодина, несмотря на дополнительный электронагреватель. Стоимость двухместного номера — около 400 грн (1 600 руб.), принимают кредитки. Обзорная экскурсия по ночному Судаку с выходом на море — не впечатлило. В памяти остались кипарисы, грязный пляж и мрачная парочка в парке с бутылкой в руках. Хотим отведать местную кухню (борщ, вареники и т.д.) — облом, работает только фастфуд, долго и невкусно. Перекусив, отрубаемся в холодном номере, разочарованные первым знакомством с незалежной…
Встаем в 8 часов и понимаем, что жизнь налаживается. Солнышко греет, в номере к утру потеплело. Едем искать Генуэзскую крепость. Хотя что ее искать — ее отовсюду видно. Часы работы еще не наступили, но, поздравив сторожа с НГ, попадаем внутрь. КРАСОТА!
Ну ладно, выдвигаемся дальше. Следующий запланированный пункт — Тропа Голицына — тропинка длиной несколько километров вдоль моря по красивейшим местам (это в пос. Новый Свет) Ехать по очень живописной горной дороге совсем недолго (меньше 20 км). Прогулка по тропе платная, но нам и здесь везет — кассиров еще нет, а ждать их мы не стали :). Забегая вперед скажу, что этот объект посещения нам понравился больше всего в Крыму, все ОЧЕНЬ красиво.
Пройдя по тропе около 1,5 км, поворачиваем назад. Выезжаем в Ялту. По пути встречается много виноградников и, как ни странно, заброшенные корпуса гостиниц возле самого моря. Неужели невыгодно их содержать? Поразило наличие свободных и пустынных площадей, примыкающих прямо к морю (по крайней мере в районе Судака). У нас на Черноморском побережье это редкость. Дорога так себе, узкая и неровная.
По пути в Ялту заехали в Партенит — рассматривали возможность переночевать там, но запах сырости в приглянувшемся отеле и мрачность персонала отбили всякую охоту. Едем дальше. На въезде в Ялту (дорога значительно улучшилась, мы едем по трассе Симферополь—Ялта, обгоняя знаменитые троллейбусы) останавливаемся у машины, на которой стоят предлагающие жилье люди. Снять номер на одну ночь в Ялте, даже зимой, довольно сложно, но нам предлагают подходящий вариант, который нам должен показать «человек на велосипеде, стоящий около дороги через 5 км». Отмахав 10 км и не увидев никакого велосипеда, решили не возвращаться на его поиски, а найти жилье самостоятельно. Учитывая, что у нас мало времени, решаем ехать в центр и там искать. Улочки в центре серые, но интересные.
На центральной улице, выходящей к набережной, бросаем машину и идем гулять. Предложений о сдаче жилья — море, НО… Во-первых, неприятно удивляет цена — от 500 грн (2 000 руб.) в сутки за частное жилье средней паршивости до 2 000 грн в приличной гостинице. Кроме того, на сутки сдавать не хотят. Решили пока поужинать, а там видно будет. Ужинали в довольно популярном заведении в центре Ялты, средний чек — около 700 руб., особого восторга от кухни нет. Когда вышли, уже стемнело, и цены резко упали. Дело в том, что предложение превышало спрос, и с каждой минутой вероятность того, что жилье не будет сдано, увеличивалась. На этой позитивной для нас ноте сбиваем цену до 300 грн за приличную квартирку в старинном доме (с камином!) в трех минутах ходьбы от набережной с местом под машину.
Заселяемся и идем гулять. Народу много, весело, шумно. Под фонарем местные жители играют в шахматы.
Отведали на набережной блинов (вкусно) и, вконец замерзнув, идем спать.
На следующее утро определяем очередной объект must see — гора Ай-Петри. Дорога на нее идет по старой дороге на Бахчисарай. Был наслышан о том, что дорога не из легких, да еще и в самом ее начале висит информационный щит о том, что зимой движение без полного привода затруднено. Однако повезло, зима выдалась малоснежная, поэтому на обычной зимней липучке поднялись без проблем. Дорога очень живописная, состояние покрытия на троечку, ближе к вершине все чаще лед, лучше не спешить. На самом верху очень ветрено и куча навязчивого сервиса. Недалеко какие-то шары. Будучи наслышанным о качестве еды наверху, решаем не рисковать и от предложений позавтракать отказываемся. Вид сверху потрясает. Поэкспериментировал с разными режимами съемки на своем «Никоне».
Спускаемся вниз и держим путь на Севастополь. Увидев поворот на Балаклаву — не удержались и заехали, хотели попасть в музей, в скале вырублен ангар для подводных лодок. К сожалению, музей был закрыт, но об изменении маршрута не пожалели. Красивая бухта с узким выходом в море, в которой было ну ОЧЕНЬ много медуз. Сам городок показался не очень, может быть оттого, что небо заволокло тучами и резко похолодало.
Еще немного в дороге — и Севастополь. Въезжали через Сапун-Гору, побродили по площадке с военной техникой. Хотели попасть на диораму — отпугнула хамоватая кассирша, у которой не было сдачи. Сам город понравился. Такой он весь… Русский, что ли? Нет, мы нигде в Крыму особо не ощущали, что находимся за границей, но в Севастополе точно были как дома. Позволили себе остановиться ну в очень приличной гостинице и отправились гулять. У меня была надежда, что хоть здесь попробуем украинскую кухню, но опять облом. В одном из кафе на набережной, которое нам посоветовали в гостинице, поели местных морепродуктов (барабулька, ставридка) М-м-м. Обед обошелся где-то в 1 700 руб, было очень вкусно. Посетили все места, известные по «картинкам», накупили сувениров, съездили в супермаркет.
По супермаркету — отдельные впечатления. Нас сориентировали на самый известный в городе торговый центр (спустя полгода не помню его название), который находится на выезде из города и где скупаются местные. Ну что сказать… Все-таки Украина отстает от нас лет на 10… И вид, и ассортимент, и обслуживание — из начала нулевых. НО! Учитывая дружбу Украины и Грузии, там ПОЛНО настоящего грузинского ВИНА и БОРЖОМИ!!! Так что главные сувениры из Украины были made in Georgia :) (вы помните, что эта поездка состоялась полгода назад?).
К сожалению, в самом начале вечерней прогулки по Севастополю сдохла батарейка на фотике (не уследил!), так что фотографий вечернего города нет.
На следующий день ранний подъем, и переезд в Бахчисарай. В планах на сегодня — добраться до Керчи, там заночевать и завтра — ДОМОЙ! По пути проезжаем какие-то объекты, вырубленные в скале, дорога приличная, в багажнике приятно звенит грузинское вино. Подъезжаем к Бахчисараю. Вдоль дороги продают самсу — это такая булочка с начинкой из мяса внутри прямо из тандыра, которые устанавливают в кузова «каблучков». Покупаю два шт. Специфичный вкус, мясо острое и соленое, внутри очень много жирного бульона, Юля отказывается, съедаю оба, горячо и вкусно.
А вот и Бахчисарай. На удивление, городок понравился — колоритный, хотя и бедновато. Жалею, что не посетили пещерные города, на что нужно было потратить часа три — уже дома в Интернете узнал, что это стоило посетить. Дворец так себе, масштабы не очень. Маршрутки необычные.
Выезжаем. По пути — Симферополь. Обычный степной город, чем-то похож на Ставрополь. Проезжаем сквозняком и берем курс на Керчь. Расстояние — около 200 км по хорошей ровной дороге, проезжаем незаметно. Уже думая, где остановиться в Керчи, видим указатель на Казантип, до которого рукой подать — около 60 км. Сворачиваем. Проезжаем город Щелкино и упираемся в заборчик из колючей проволоки. Учитывая, что прорех в заборе достаточно, заезжаем внутрь, надеясь увидеть место проведения легендарного фестиваля. (Уже по возвращении домой узнали, что он проводится на другой стороне Крыма, в пос. Николаевка — по крайней мере, так пишут в Инете). Дорога все хуже и хуже, погода дрянь — поворачиваем назад. Потом в местном магазине нам сказали, что повезло не нарваться на патруль, который ловит на территории заповедника таких вот туристов и нещадно их штрафует ;-). Подъезжаем к морю для снимков, и тут я допускаю ошибку — заезжаю на песок, который оказался очень вязким. Повезло, выбрались сами, но зерно сомнения по поводу отсутствия в семье авто с полным приводом этот случай посеял.
Ну что, время еще раннее, мы уже в Керчи, порядком уставшие от такого графика, а осознание того, что дом — он рядом, подкидывает мысль попытаться переправиться сегодня. Приезжаем на переправу — очередь машин на 60, но двигается быстро, запустили второй паром. В результате после двух часов ожидания переправляемся. Дальнейшая дорога до Невинномысска ничем примечательным не интересна, и глубокой ночью мы дома, преодолев за день около 800 км.
Итак, что в итоге? К сожалению, в этой поездке я не фиксировал таких важных для отчета параметров, как пробег, заправки, названия гостиниц и т.д. Просто не думал, что когда либо составлю и размещу свой отчет. Но уже по возвращении, «подсев» на Drom.ru и получив из отчетов других путников нужную мне информацию, решился и сам вспомнить о своем пробеге. В следующий раз обещаю быть более внимательным к сбору такой информации :)/ Ну а что касается этого путешествия — пройдено около 2 000 км, средний расход топлива около 10 л АИ-95 на 100 км, получено множество впечатлений от посещения ранее незнакомых мест. Мой штурман проявил себя молодцом, С4 не подкачал. Самое главное, что я вынес с этой поездки:
Планировать поездку надо в более размеренном темпе, чтобы больше время приходилось на сами достопримечательности, нельзя поддаваться соблазну «объять необъятное» за один раз.
Именно после этой поездки я задумался о смене своего авто на более универсальное, позволяющее проехать там, где обычная «пузотерка» не пройдет, что еще более расширит наши горизонты и даст еще больше свободы. Результатом стало приобретение «Фрилендера 2», на котором мы уже успели побывать в Грузии, Турции и Армении. Но это уже совсем другая история…
Спасибо всем, кто дочитал мою пробу пера и до встречи!