Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
С лыжами за Полярный круг (В Лапландию 2020)

С лыжами за Полярный круг (В Лапландию 2020)

18.05.2020 | 2897 просмотров

Острое нежелание просидеть дома все новогодние праздники 2020 года, полное отсутствие снега в Санкт-Петербурге и мотивационные видео (см. Приложение) запустили цепочку приготовлений к поездке без особо очерченного плана.

Старт — Санкт-Петербург. Цель — горнолыжный курорт Леви, Финляндия.

Примерный набор планируемых впечатлений: посетить ботанический сад в Йонсео, этнографический музей Кареликум там же, Дед Мороз/Санта Клаус/Йолопукки в Рованиеми, зоопарк в Рауна (не состоялось), Арктический музей в Рованиеми (не состоялось), покататься на собаках, покататься на горных лыжах в Леви, увидеть северное сияние (пункт плана перенесен на последующие поездки).

Экипаж — Андрей, 43 и Никита, 6. В последний момент через сервис поиска попутчиков находится Сергей до Рованиеми (он так и не выдал цели своей поездки, но мне почему-то кажется, что его могли бы заинтересовать готические соборы).

Транспорт — Шевроле Нива 2013 г.в., пробег на начало поездки 144 тыс. км с небольшим. Сначала специальная подготовка шнивы к поездке не планировалась, но потом, охваченный легкой паранойей, все-таки профинансировал сервису ряд следующих работ:

  • замена ОЖ,
  • замена масла во всех агрегатах,
  • замена рабочего и главного цилиндра сцепления (они еще не текут, но свежи в памяти моменты, когда всю Латвию до самой Юрмалы я таки полил тормозной жидкостью в количестве трех банок),
  • ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ замена сцепления (йо, пробег уже 144 ткм, а сцепление все еще родное — непорядок), с выжимным подшипником и вилкой,
  • замена кардана (чтой-то он подразбился),
  • замена топливного фильтра,
  • замена свечей (старые в багажник),
  • замена бензонасоса (старый также в багажник),


Родное сцепление после 144 тыс. км. пробега.

Ну и до кучи САМОСТОЯТЕЛЬНО меняются дворники (хотя зачем они нужны, я ведь еду на север, в страну без соли на дорогах) и заедающий замок двери багажники (а то вдруг на границе полезут искать сыр, а багажник не открыть — неудобно получится).

По результатам профилактический замены сцепления и бензонасоса в сервисе на меня смотрят с подозрением (типа рано его выпустили, не долечили), но, прикидывая в голове стоимость финского эвакуатора, нахожу внутри себя оправдание этим тратам.

За два дня до выезда обнаруживается легкое пятно на земле под бампером, по результатам ревизии меняется (родной еще) бачок ОЖ с трещиной (долго, однако, держался).

Параллельно была активирована работа по КАСКО ремонту, и к моменту выезда ШНИВА обрела новый задний фонарь, лишилась легкой царапины на заднем левом крыле, также свое место занял новый задний бампер (старый сочетал в себе свежие царапины и легкий надрыв давностью в несколько лет от пенька в Геленджике).

Очень долгие раздумья идут при выборе резины. Варианты — новье Continental Conti Contact 4*4 (такой же был на новой машине), либо Nokian Nordman RS (без шипов).

Я, конечно, в курсе, что Continental — он как бы летний, а Nordman — он как бы зимний, но я также знаю, что на льду Nordman скользит как корова на коньках (при работающей ABS), а Continental цепляется и тормозит, не беспокоя ту же ABS. В результате еду на Continental (зря он, что ли, M+S, или нет).

С собой берутся вышеупомянутый бензонасос, лампочка ближнего света, канистра 10 л (очень хорошая, кстати, канистра латвийского производства, г. Валмиера) с воронкой, цепи на колеса (лежат нераспакованные со времен перехода через Альпы), трос, спальник, некоторое количество ключей, отверток, свечной ключ, парковочные часы для Финляндии. Тормозные башмаки спрятались, и в поездку их было решено не брать.


Типичный январский план для Санкт-Петербурга в 2020 г.

Страховки. 4 часа трачу в офисе Ресо на покупку страховок (Зеленая карта, медицина обычная и медицина с горными лыжами). Агент ничего не умеет, пытается только убедить в том, что как я хочу — нельзя, а можно как она умеет (так дороже). Главная причина разногласий — мне категорически предлагается на ВСЮ поездку оформить страховку с горными лыжами. Каждый день страховки с горными лыжами стоит, конечно, дороже, чем день страховки без горных лыж. Но позвольте, я же еду не только кататься не только на лыжах, но и на машине, и на собаках, и на санках… А это совсем другая степень риска! Какие только аргументы не идут в ход со стороны агента — и что система не пропустит две страховки на год, и что вторую страховку я могу оформить, только(!) выехав назад в Россию, и прочие фантазии. В результате — как я хочу (одна страховка на несколько дней без лыж, и вторая страховка на несколько дней с лыжами), экономия денег, трата времени, и мысли о том, что в следующий раз надо перейти на онлайн-страхование.

Деньги. С собой берутся дебетовка Тиньков (рублевая), кредитка ВТБ (рублевая), тысяч 10 рублей налом на всякий случай и евро мелочью для оплаты парковок. Гостиницы на «туда» оплачены заранее (ну как заранее — за несколько дней до поездки), обратно — как пойдет.

Навигация. На этот раз решаю взять с собой Ipad, туда закачивается mapsme, планшет крепится на держалку с минимальным перекрытием обзора. В последний момент закачиваю mapsme еще и на телефон.

Лыжи — едут наверху на багажнике Thule. Все остальное все-таки умещается в багажник и одно свободное заднее сиденье.

Просчет маршрута.

Как известно, шнива не самая экономичная машина, а бензин в Финляндии значительно дороже, чем в России, поэтому просчитывается несколько маршрутов — туда через Лаппенранту/Иматру (из Санкт-Петербурга по Скандинавии), либо через Вяртсиля (из Санкт-Петерубрга по Новоприозерскому шоссе на Сортавалу), либо по трассе Кола через Кандалакшку и Алакурти. Плюсы Кольской трассы — скорость +20, (а у финнов строго 80), мало населенных пунктов, дешевый российский бензин. Из минусов — некруглосуточный режим пропуска КПП, а также вспоминаются (от поездки в Кировск) — проблемы с заправками и отсутствие инфраструктуры (где переночевать, в случае чего). В итоге с расчетом объема российского топлива в баке, канистры 10 л, фактора круглосуточного КПП и сравнения гостиниц с финской и российской стороны побеждает въезд через Сортавала — Вяртсиля — Ниирала.

Первая гостиница — Йонсео, Green Star Hotel (Отель Зеленая звезда), забронирована заранее через букинг, но почему-то въезд до 20:00. Этот момент несколько волнует и напрягает (а что после?) Списываюсь с гостиницей — оказывается, что после — заселение автоматическое, по коду бронирования из букинга. Уфф, выдохнул. Можно ехать спокойно и не торопиться.

Выезд, день первый.

Выезд состоялся 1 января 2020 г. около 11 часов утра по времени Санкт-Петербурга, даже без особой суеты. Дорога свободная, асфальт чистый, едется хорошо. Забираю с Парнаса попутчика Сергея. Далее почему-то мой планшет теряет местоположение, навигация не работает. До Сортавалы я способен доехать самостоятельно, этот вопрос не напрягает, Сергей безуспешно пытается разобраться с моим планшетом. Ближе к Сортавале младшего члена экипажа начинает укачивать на карельских виражах. Я, дурень такой, забыл дома драмину, поэтому приходится ехать аккуратнее, с остановкой и проветриванием.

Первая попытка поесть приходится на Рускеалу. Свежо в моей памяти отличное кафе, в котором я был совсем недавно. Кручусь у Рускеалы, ощущаю себя топографическим кретином. Есть новый освещенный въезд с новой парковкой — но он ведет не к кафе. После нескольких разворотов в темноте нахожу старый въезд, до кафе с парковкой рукой подать, но — специально обученные люди у заграждений и знака КИРПИЧ дежурят и не пускают голодных путников к еде ДАЖЕ ПЕШКОМ. Выдают рекомендацию — поехать на новый въезд, оставить машину на новой парковке, заплатить за вход в парк(!), 15 минут (!) пешком пройтись до кафе и тогда покушать. Убедившись, что они не шутят, в очередной раз поражаюсь идиотизму на местах. Итог — едим бутерброды в машине, уничтожаем запрещенный к ввозу в Финляндию мясной продукт. Кафе лишается наших денег.

Граница в Вяртсиля — очереди нет, СОВСЕМ. Заправляемся по максимуму на газпромовской заправке рядом с КПП. При выезде с заправки, похоже, делаю неправильный маневр с левым поворотом, но, вопреки ожиданиям, никто не кричит и не штрафует, а лишь девушка на КПП вежливо и ласково объясняет, как в следующий раз сделать правильно (изобразить круговое движение).

Похоже, здесь я сделал два нарушения за 10 минут — при заезде на заправку и при выезде с нее.

Граница проходится очень быстро. Наши таможенники смотрят все вещи, даже лыжный чехол на багажнике расстегиваю. Простукивают запаску на двери, ничего, кроме родного воздуха, там нет. Ура, едем дальше. Финские таможенники смотрят машину… вообще не смотрят. Куда едем, сколько дней, штампик, киитос, до свидания!

Ура, выехали в Финляндию без потерь нервов и времени. Путь до Йонсео ненапряжный и недолгий. Приезжаем к гостинице, ставим машину в подземный паркинг (вау, лифт прямо оттуда на этаж), идем гулять по вечернему городу. Никита с воодушевлением осваивает карточную систему доступа ко всем дверям в гостинице. Гуляем по городу, играем в снежки (да-да, тут есть снег!), ужинаем тем, что осталось, и ложимся спать…


Центр Joensoo вечером. Велопарковка, знак предупреждения о видеонаблюдении. Полицейский патруль мы вечером тоже встретили, что мне показалось достаточно необычным.

Вряд ли дело в плохой теплоизоляции подземной теплотрассы, скорее подогрев сделан специально. Дорожки посыпаны гранитной крошкой. Снег, где он есть — белый.


Аборигенов на улице практически нет, но мы все же нашли, с кем сфотографироваться.


Загадочная инопланетная форма, возможно — сценическая площадка. Обратите внимание на аккуратные указатели к ближайшим достопримечательностям.


Малая архитектурная форма.


Неизвестное здание.


Один из моментов эпической снежной битвы.


Припарковать можно любой велосипед.


Приятное глазу сочетание формы и цвета.

Перед сном изучаю вопрос с навигацией. Чтение форумных баталий приводит к неожиданному выводу — на Ipad без GSM модуля НЕТ GPS чипа. Местоположения, которые показывались до определенного момента, считывались каким-то образом с wi-fi точек. Нет wi-fi — нет координат. Apple, apple, такого крохоборства я от тебя не ожидал. Как кстати я закачал mapsme на телефон. Засыпаю с острым ощущением нелюбви к яблокам.

Финляндия, Йонсеу, день второй.

Стандартный финский завтрак — то есть с КАШЕЙ. Кофе, сок, нарезка — все как положено. Завтракаем и идем на прогулку. Первое место — магазин Carson (осмотр ассортимента игрушечного отдела). Ассортимент признан Никитой неудовлетворительным, идем дальше.

Пункт Культурной программы — музей Кареликум. Вход недорогой, экспонаты интересные. Ходим там, пока не откроется ботанический сад.


В жизни каждого мужчины должно быть что-то светлое, например — блондинка. Похоже, согласно преданиям, каждый финн может найти себе спутницу жизни, просто уйдя на прогулку в лес. (N.B. — здесь и далее подписи под фото могут не иметь ничего общего с реальностью).


Удачное место для хранения лодки зимой. Наклейка на кофте Никиты говорит о том, что вход оплачен.


Исключительно наглядная иллюстрация к школьному факту по зависимости числа колец от срока жизни дерева.


Нашлось в музее место и для артефактов недавних дней. Музыкальный аппарат — CD-changer, названия альбомов листаются кнопками, после чего в прозрачное окошко внизу приезжает нужный диск.


Целый ряд проекций карт разных времен.


Литва доходит аж до Крыма, вот фантазеры…


Набор охотника.


Мастер-класс по массажу в бане в 3D.


Возможно, отчет будут читать не только мужчины, отдадим должное гардеробу…


и моде.

Достаточно обширная военная часть экспозиции.

Ботанический сад заранее, еще через интернет, напугал меня стоимостью билетов. При личном знакомстве все оказалось не так страшно (возможно, в силу того, что зима и вход только в оранжереи). В любом случае, надо приехать сюда летом и посмотреть на обещанные тысячи специально выпускаемых бабочек. Оранжереи небольшие, но очень приятные и душевные. Для меня главный плюс — ходить можно без экскурсовода, никто не подгоняет и не одергивает. Более того — прямо в оранжерее есть столики, куда можно заказать еду из кафе при входе! Хочу — обедаю в тропиках, хочу — в субтропиках…


Приятно отдохнуть в лете посреди зимы.


Кактусы-рецидивисты под круглосуточным видеонаблюдением.


Проход свободен.


Выбери самого страшного жука и загадай, чтобы он приснился.


Так оранжереи выглядят снаружи.

После осмотра ботанического сада возвращаемся к гостинице и забираем Сергея. Ждем друг друга полчаса, поскольку друг друга не видим. Ну, все уселись, курс на Рованиеми.

До Рованиеми дорога неблизкая, есть о чем поговорить, делимся с Сергеем опытом поездок. Никита стоически переносит отсутствие драмины и поддерживает нашу беседу. Навигатор (телефон с mapsme, прикрепленный к планшетной держалке удачно подвернувшейся под руки резинкой от трусов денег), ведет нас явно не самыми главными магистралями, но в целом претензий нет. Скорость восемьдесят, едем и глазеем.


Штатная навигация на эту поездку. Снимок сделан уже после поездки, решение показало себя с лучшей стороны.

Первая заправка с финским топливом. Шнива получает порцию E10 со спиртом. Как-то она пойдет после этого??

Наконец, к вечеру мы добираемся к Рованиеми. Сергей отправляется в hostel ibedCity, мы с Никитой едем в апартаменты. От машины до входной двери добираемся с трудом — лед такой, что еле стоишь на ногах, когда не за что держаться. Нива держится крепче нас, даром что после спирта. Апартаменты очень комфортные и уютные.


Удобнейший диванчик напротив телевизора (ящичек пива — и дальше можно уже не ехать).


Из всех ночевок по пути здесь, конечно, была самая лучшая кровать.


На кухне кофеварка, чайник, посуда. Шоколадка Fazer нам в подарок.


Есть и стиральная машина, и гладильная доска, и все стирально-моющие средства.

День третий, Йолопукки.

Выспались, отдохнули. Утренний визит на заправку (Shell) напротив привел к выводу о скудости съестного ассортимента. Решено поесть во владениях Йолопукки. Ехать несколько километров, все близко. Вход в бывший военный бункер интересует меня с той точки зрения, что же здесь могло ездить, кроме танка. Приличных размеров тоннель идет под землю, открывая доступ к хорошему укрытию Санта Клауса (и не только).


Вход на подземную базу Санта-Клауса.

Под землей тоже есть полярный круг! И там задувает холодный северный ветер.

Ледовая комната, скорее, символическая. Тут будет уместно вспомнить прекрасную ледовую деревню в Кировске.

Утро, очереди к дедушке и на волшебный поезд еще маленькие, на несколько минут. Перед входом к Санта Клаусу Никита серьезно робеет. Но ничего, вместе вошли, дедушка нас приветствует по-русски с легким финским акцентом. Сели рядом, птичка вылетит вот оттуда, щелк! Как ни удивительно, фотографию можно сделать и самому. Щелкаю Никиту с Санта Клаусом на планшет. Аудиенция окончена, идем к выходу.

Да-да, он говорит даже по-русски! (Доцент тупой — прием, аппаратура при нем…)

На выходе из офиса Санта Клауса нас встречает негр-эльф. Или эльф-негр. Или эльф-афроамериканец — не знаю, как правильно, особенно учитывая, что всех их в общем-то не бывает. Варианты — 27 евро за фото на бумаге, та же сумма на фото на флэшке. На почту не высылают. Ну ладно, выбираю вариант на флешке. Почему-то списывают 32 евро (долбаные … эльфы, наверняка берут к себе в карман).

Дальше в том же бункере смотрим акробатическое представление эльфов (недурно, прямо скажу), украшаем имбирную печеньку (и съедаем тут же).


Мастер-класс по изготовлению имбирного сердечка.

Мастерская эльфов не зашла, покинули через пять минут после начала. Обедаем здесь же, в подземелье, после чего покидаем сие место и направляемся к конечной точке нашего путешествия.

Нет, стоп, рядом же есть еще и деревня Санта-Клауса! Заезжаем туда. Бегло осматриваем оленей, дежурно фотографируемся на полярном круге и идем кататься на собаках. Вооруженный знаниями из интернета, тяну Никиту в дальний угол деревни — там катание на собаках дешевле всего.

Едем на санках вдвоем, круг 2 км по лесу, сзади на санках стоит и управляет всей повозкой девушка. Никогда не думал, что мне будет так страшно! Мчимся по лесу мимо деревьев, санки клонятся то влево, то вправо, стволы деревьев проносятся рядом с головой. Ну почему мы не надели шлемы? В итоге, каким-то чудом не выпав из санок на поворотах, прибываем к финишу. Развлечение определенно стоит своих денег. Впоследствии пообщались с опробовавшими поездку на оленях — говорят, в сравнении с собаками такого драйва там нет.


Полярный круг не только под землей, но и наверху.

Итак, укатались и едем дальше на шниве. Дорога в этот день недолгая, но с горками, то вверх, то вниз. Повороты, правда, плавные, и оленей нигде нет.

Долго сказка сказывается, быстро дело делается… Приближаемся к каким-то освещенным горкам, начинаем с Никитой обсуждать — наши ли это горки. Никита сразу заявляет, что горки не наши, а даже если и наши, то кататься он не будет здесь, поскольку трассы очень узкие. Ну да, издалека да в темноте смотрится страшновато — какие-то просеки в лесу.

В итоге — горки оказываются наши. Мы проезжаем Sirkka, Levi (ура-ура), одно круговое движение, один правый поворот (с пересечением снегоходной трассы!) — и мы рядом с нашим Lapland Hotels Sirkantahti.

Регистрация быстрая, нам выдают невиданные доселе ключи-карты, напоминающие перфокарты в пластиковом исполнении. Перфокарты изрядно попользованные, с микротрещинами. После известия о том, что штраф за потерю ключа составляет 100 евро, Никита принимает очень благоразумное решение сдать мне свой ключ на ответственное хранение. Идем в номер. Номер отличный (хотя бы тем, что он уже есть), присутствуют кровати, пеньки вместо тумбочек, телевизор, холодильник, сушильный шкаф (!) для одежды и даже сауна. Закинули вещи, идем гулять.

Вечерний Леви.

Идем по интуиции, куда-то к центру. Снега вокруг много — на крышах домов сантиметров по 70 (лежит и не сползает). Между проезжей частью и пешеходной частью сугроб местами выше роста. Рядом с пешеходной частью еще и снегоходная трасса. Прикольно, что сказать. Путь лежит мимо свежих двухэтажных домов с ресторанами, сувенирными лавками, магазинами. Ну, это все видели, уже не удивишь.

Минут через 15 выходим на Zero Point — центральный (городской) склон. Рядом с ним эксклюзивное место зарядки электромобилей, видели Теслу. Станция проката, подъемники, спортивный магазин — все уже закрыто. Освещение на склонах выключено, дети (малые и не очень) массово катаются на пластиковых санках-корытах со склонов, тормозя о сетчатые ограждения. Находим в темноте зеленое корыто, оставленное неким самаритянином — и присоединяемся к веселью!


Тесла на зарядке.


Центральный склон вечером в день приезда.

Катание на санках определенно создает ощущение, что из России не выезжал. Русские дети, русские родители… Машин с русскими номерами около половины от общего числа. Популярное место (и где я раньше был?), но как они тут выживают без русских денег?

Накатавшись, идем в гостиницу. На ночь глядя — сауна.

Леви — катание. Три дня как один.

День начинается с завтрака. Каша, бекон, яйца, омлет, огурцы, помидоры, сыр, ветчина, виноград, апельсины, порезанный арбуз — все стандартно, не буду заострять внимание. Повторюсь лишь, что считаю завтрак в финских гостиницах правильной реализацией идеи о том, как должен выглядеть нормальный завтрак.


Административный корпус, здесь завтрак.


Папа, я не хочу есть кашу с клубничным вареньем!!


Единственный фотофакт присутствия Шнивы в Лапландии. На фото — жилой корпус гостиницы.

Садимся в машину и едем к Южному склону. Карта склонов изучена заранее, кататься будем там, где есть закрытые кабинки и скамейки. Бугели на таких подъемах забирают силы.

От гостиницы до South Point на машине — 5 км и чуть больше минут. За примерно 4,5 евро, по слухам, ходит автобус, но нам он не нужен.

Скипасс на двоих на три дня — 209 евро. Очереди на подъемник нет. Забираемся на скамейку, вверх! Сиденье-то с подогревом, а колпак закрывается… Все условия для комфорта! Вспоминаю Кировск и плачу (ударение допустимо в любом месте).

Наверху — красивейший вид. Солнце, чуть поднявшееся над горизонтом, замерзшие сосны, снег…


Выше солнце не поднимается.

Начинаем спуски. Конечно, все немного подзабыто, и поначалу — «папа, страшно!!!» Но потом — раскатались-таки. Опробованы south, west (оказывается, только что поставленный новый подъемник за 9 млн. евро), gondola 2000 и все трассы между ними, синие и красные. На центральный склон мы так и не пошли — не люблю голые прямые спуски, здесь же и повороты, и деревья, ощущаешь единение с природой. Также опробовали закрытую синюю трассу без искусственного освещения — снег не выровнен, брустверы от тракторов, ухабы. Спускаюсь, чертыхаясь. «Папа, это лучшая трасса!» — слышу от Никиты. Хм, действительно? Ну, тогда повторим.


Любимый спуск Никиты.

Для самых начинающих есть длинный травелатор в пластиковой трубе (от ветра и снега) — опробовали один раз ради интереса, подъемник с бугель тарелкой (а не шваброй) — тоже опробовали несколько раз.

При спусках замечаем на склоне деревянные домики без окон типа «чум». Останавливаемся, заходим. Оказывается, в домике посередине — костер, в крыше — дырка, вокруг костра скамейки, запас дров и все для жарки сосисок и бутербродов (купленных в магазине заранее). Очень интересное и приятное решение.

Все дни катания пролетели быстро. Иногда днем в перерыве ездим отдыхать в гостиницу.


Вид из окна номера. Во дворе стоянка снегоходов.

Вечером трассы освещены хорошо, но мои очки, конечно, темноваты для искусственного освещения. Температура в эти дни колеблется от -4 до -13, вечером очень полезными оказываются подшлемники с защитой подбородка, щек, носа (кому насколько налезет )) ).

Перед отъездом теплеет до -1...0. Запасаемся драминой (в Финляндии идет под именем Postafen), провиантом в дорогу (магазин формата крупной Пятерочки), выезжаем.

Первые сотни километров идут идеально. Сообщаю Никите, что мы едем на юг (чему он очень удивляется), поэтому все вокруг начинает таять. Снежно-ледовое покрытие на дороге с течением времени начинает подозрительно блестеть. С неба валится морось, дворники работают в двойном режиме, после встречных машин едва справляются. В какой-то момент я понимаю, что машина едет неуверенно, с некоторыми ощутимыми только пятой точкой подергиваниями в поперечном направлении.

Останавливаюсь, выхожу из машины и чуть не падаю — чистый лед, бугристый и толстый слой, мокрый сверху, покрывает всю дорогу! Дальнейшая езда (на несколько сотен километров) идет в режиме повышенной бдительности и выбора траектории движения подальше от глубоких обочин. Скорость колеблется в диапазоне 50-70 (при разрешенной 80). Периодически не верю своим ощущениям и выхожу из машины для проверки состояния дороги, потом уже просто открываю дверь и, не выходя, скольжу ботинком по льду! Нет, я, конечно, раньше катался по льду озера на заднем приводе, но тот лед и этот лед — это две большие разницы… В очередной раз выхожу из машины для проверки, когда глаза явно говорят мне, что на дороге впереди веером разбросан песок, а пятая точка протестует против этого факта и считает, что ничего не изменилось. Оказывается, сверху по-прежнему лед, а песок просвечивает из-под него. Периодически нажимаю педаль тормоза — тормозит нормально, без срабатывания ABS и скольжения.

Как едут остальные? Во-первых, машин очень мало. Они даже настолько редки, что это дает мне возможность держать траекторию близко к центру. Когда они есть — все едут по-разному. Кто-то бодро обгоняет, кто-то едет медленно и отстает, кто-то едет сзади с той же скоростью на приличной дистанции, пока не свернет на свой маршрут. Обгоняю белого RAV4 с российскими номерами, идет километров на 15 медленнее меня. По мере продвижения на юг — наконец-то — сплошной лед сменяется колеей до асфальта, потом становится чистым асфальтам с приличными лужами по обочинам и льющейся водой сверху. Удачно избежав аквапланирования, прибываю на границу. Очереди нет, совсем нет. 5 минут на финской границе, 5 минут на русской границе — все, погнали! Поворачиваю ключ, двигатель заводится и глохнет через секунду, подергавшись для приличия.

Усе, приехали — мысли в голове. Сделанные с интервалом несколько попыток ни к чему не приводят — стартер крутит, двигатель не схватывает. Ну что ж, открываю дверь и начинаю толкать машину к шлагбауму КПП на выезде. («Папа сильный», — сказал потом Никита. «Я думал, ты до города будешь толкать»).

У выезда показываю документы, еще один поворот ключа, и о чудо — завелась! Но — до Питера бензина не хватит, поэтому через 100 метров глушу машину и лью полный бак на Газпромнефть. Как вы понимаете, после заправки было то же самое. Отличие только в том, что отталкивал машину я не один, а с заправщиком, чтобы не блокировать ход бизнеса наших финских соседей по перевозке бензина из России в Финляндию.

Ну что же… Оттолкали… Попинал колеса, открыл капот. На вид все цело, сухо и на месте. Почти сразу подошел самаритянин с предложением дотащить на тросе куда надо, но куда мне надо в час ночи на тросе? Мне и у заправки хорошо))) Спасибо за отзывчивость. Пересадил Никиту, добрался до бензонасоса, скинул электрику, включил зажигание — завелся и заглох. Снова подключил питание бензонасоса, повернул ключа — завелся! Уф… После этого уже до Питера без остановок. Что это было? Не знаю. Забыл добавить — ошибок БК при этом не выдал. В Питере на следующих днях это повторилось еще один раз, поэтому не тешу себя мыслью, что скидывание контактов с бензонасоса было решением проблемы. Дальнейший ночной путь до Питера однообразен, Шнива с лыжами наверху едет, насколько это возможно, на одних воспоминаниях от финского спирта.

Питер, еду мимо Гранд-Каньона в 5:30 утра. Никита просыпается и сообщает мне, что у нас было кругосветное путешествие. Отлично, люблю позитивно настроенных попутчиков!

Послесловие и выводы:

  • Итого 1130 км в одну сторону,
  • приятно, когда выходные проходят не зря и есть что вспомнить (я не про оливье),
  • любая идея может быть осуществлена, надо только в себя верить,
  • в такой поездке, конечно, приятно было бы иметь автомобиль классом-двумя повыше, но препятствием его отсутствие не является,
  • планирование заранее помогло бы мне сэкономить некоторую сумму денег. В частности, бронирование гостиниц в последний момент — остаются не самые дешевые варианты.
  • опять же спокойная подготовка могла сэкономить 8% на гостиницах (упустил из вида акцию Mastercard по кэшбэку на booking, узнал о ней уже после бронирования),
  • «Тиньков наше все» — скипассы, посещение Санта-Клауса попали в категорию развлечения, итог — 5% кэшбэк от этих трат,
  • посещение с ребенком Санта-Клауса — предел возраста ребенка лет 6, на мой взгляд (для тех, кто верит в деда Мороза J ), далее уже рациональный подход. К слову, флэшка с фотографией от эльфа за 32 евро по приезде домой оказалась нечитаемой, но этот убыток пока не зафиксирован. (Дополнение: Тиньков оказался сильнее Йолопукки и в результате рассмотрения поданной жалобы вернул деньги. Интересно, праздник на моей улицей состоялся за счет Тинькова или же все-таки Йолопукки пришлось отдать золотую монету?)
  • отдельно по бла-бла кару. Его использование позволяет сочетать финансовую экономию и общение с интересными людьми. В то же время, обе стороны должны понимать определенные ограничения с двух сторон (если грубо — никто никому ничего не должен, поскольку с одной стороны — это не рейсовый автобус, а с другой стороны — пассажир билет не покупал). Я всегда смотрю запросы на бронирование со стороны пассажиров (у меня только ручное подтверждение) только в гостиницах, никогда не занимаюсь этим по пути, и, конечно, оставляю за собой право выбора, кого мне брать, а кого не брать в попутчики. По окончании этой поездки бла-бла-кар прислал мне грозное письмо, где говорится о том, как много у меня отмен, как на меня надеются пассажиры и как меня заблокируют, если это будет продолжаться. Прости, бла-бла, но это жизнь!

Всем спасибо за внимание, если будут вопросы — готов ответить. andre538@yandex.ru

Приложение

Список материалов для изучения и вдохновения.

Художественные фильмы

  • «За спичками»/ «Tulitikkuja lainaamassa» (1980 г)
  • «Лапландская одиссея»(или «Герои полярного круга»)/«Napapiirin sankarit» (2010)
  • «Санта на продажу»/«Rare Exports» (2010)

Документальные

  • «История обычного Финна. Уход за женой. Любовь к России. Нива» на канале «YuraPaPu - Жизнь в Финляндии» (этот ролик был триггером для данной новогодней поездки )

Гостиницы (все они рекомендуются для пребывания там)

Green Star Hotel (Joensuu) — недорогая, чистая комфортная гостиница в центре. Joensuu. За 8 евро есть подземный паркинг.

Apartment Suutarintie (Rovaniemi) — очень классные — комфортные и уютные апартаменты в Рованиеми. Цена высока, но при бронировании на новогодние праздники за несколько дней до нового года иного трудно и ожидать.

Lapland Hotel Sirkantahti (Levi) — очень неплохой отель. По ценам на новогодние праздники был в нижней части списка. Из плюсов — сауна в номере, сушильный шкаф для одежды, холодильник. Из минусов можно отметить страшные кары в размере 100 евро за потерю ключей и еще более страшные кары в случае ложного срабатывания пожарной сигнализации. А пожарная сигнализация может ложно сработать (по информации, любезно предоставленной для гостей) — в случае сушки одежды на батарее, в случае использования сушильного шкафа на температуре выше 50C, в случае использования сауны или приема душа без включения вытяжки в санузле (незаметная такая крутилка при входе).

POI (point of interests, достопримечательности)

Carelicum (Joensuu) — этнографический музей. Очень интересно (для тех, кто любит разглядывать артефакты разных лет). Вход на взрослого около 8 евро, ребенок бесплатно.

Ботанический сад (Joensuu). Обязательно приду сюда и летом, посмотреть на обещанные сотни выпускаемых бабочек.

СантаПарк (Rovaniemi). Санта-Калус/Йолопукки.

Катание на собаках (на любой кошелек, от двух км до двух дней).

Активный отдых — горные лыжи

Levi

Отличная карта трасс с указанием ветра и температуры

Live web-камеры, по которым я следил за наличием снега в точке назначения.

Levi Zero Point (центральный склон в Levi)

Levi South point (подъемник, которым мы в основном пользовались)

Не опробованы в Леви — снегоходы, снегоступы, беговые лыжи.


Дром

Комментарии

  
Энгельс
Сообщений: 340
В РЕСО дороже чем АльфаСтрахование. Да и медицинская страховка поинтересней будет....
2
 
Ответить
 
Челябинск
Сообщений: 216
В этом году смотрю даже Лапландия на снег скупа :)
1
1
Ответить
 
Томск
Сообщений: 6525
Класс скатались. Прямо очень завидно стало.
7
 
Ответить
   
Бордюровск
Сообщений: 19867
В 2008 на НГ были в Леви. Жили как раз напротив главного склона, первый дом от пиццерии, левая часть. И кто не умел на горных лыжах кататься вообще, через неделю добрались до черных. Но подвиг на трассе кубка мира не свершили. Подъемник завис, а мы реально испугались, там 56 процентов уклон местами)). 117 евро был скипасс на неделю тогда. Оборудование брали как раз в зеропойнт. Познакомились тогда с Жигуновым и его прекрасной няней). Они тоже с детьми и няней были.
Мои отзывы: Audi A6 2008, Volkswagen Golf 2010
5
 
Ответить
  
Орел
Сообщений: 356
Фото на флешке не читалось, возможно они вам скинули в формате RAW, самый распространённый у цифровых камер, а этот формат читается в определённых программах и в тех же программах переводится в JPEG, но очень лёгок для редактирования и "вытягивает" иной раз, напрочь убитые фотографии.
1
 
Ответить
автор
Сообщений: 3
57ВалеRUS
Фото на флешке не читалось, возможно они вам скинули в формате RAW, самый распространённый у цифровых камер, а этот формат читается в определённых программах и в тех же программах переводится в JPEG, но очень лёгок для редактирования и "вытягивает" иной раз, напрочь убитые фотографии.
На флешке не читалась файловая система. С эльфами я перед жалобой в банк списался напрямую:) Отвечали нехотя, через раз. После того, как в ответ на их запрос о времени фото (они собирались поискать в архиве) я им все отписал, отправил фото как выглядит сын - они окончательно перестали отвечать, и я дал ход жалобе через банк.
4
 
Ответить
автор
Сообщений: 3
genevish
В РЕСО дороже чем АльфаСтрахование. Да и медицинская страховка поинтересней будет....
Я был клиентом Альфы в районе 2000 (банк и осаго). Свою обычную Ниву, а далее Шниву (с 2013) я уже страховал по ОСАГО, КАСКО+GAP, расширение осаго, зеленая карта в Ресо. Все случаи, когда нужен был ремонт (а они были) решались с человеческим отношением. Про Альфу у меня таких воспоминаний нет. Медициной от Ресо пользоваться не приходилось (кроме покупки самого полиса), но в плане медицины я скорее возьму страховку на 100 рублей дороже, чем дешевле.
1
 
Ответить
автор
Сообщений: 3
svop
В этом году смотрю даже Лапландия на снег скупа :)
В самом Леви где-то на склонах был воткнут снегомер (линейка с делениями). Сейчас уж не помню сколько, но то ли метр, то ли с хвостиком снега было по показометру. Для лыж достаточно )
2
 
Ответить
  
Энгельс
Сообщений: 340
andre538
Я был клиентом Альфы в районе 2000 (банк и осаго). Свою обычную Ниву, а далее Шниву (с 2013) я уже страховал по ОСАГО, КАСКО+GAP, расширение осаго, зеленая карта в Ресо. Все случаи, когда нужен был ремонт...
Полностью сижу на Альфе. В том числе корпоративная медицинская. Да жмоты ещё те. СОГАЗ в этом отношении шел почти всегда навстречу. РЕСО один год кинул с сельским коэффициентом, поэтому не доверяю...
 
1
Ответить
     
Сообщений: 98
Не пользуйся блаблакаром если не нравится политика. Давай, тебе откажет такси "рожа не понравилась", тоже имеет право лол
2
2
Ответить
9001870
Замечательно!!! Молодцы!!! Завидую. Был в Рукке (в Финляндии частенько бываем. т.к. любим эту страну), очень понравилось(олени, снегоходы, склоны отличные). Даст бог и в Леви побываю.
Пользуюсь в поездках по Европе МапсМе- ни разу не подводил, правда есть особенность- Кипр например- путает право с лево(т.к. левостороннее движение). Поздравляю и желаю дальнейших путешествий и впечатлений. Удачи!
2
 
Ответить
 
nvkz
Сообщений: 137
Nachtwandler
Класс скатались. Прямо очень завидно стало.
А чем вам геш плох? Машины с томскими номерами часто вижу, бывая там, в среднем раз в две недели. Трассы не хуже, чем у финнов, а фрирайд, вообще, роскошен!
В любой непонятной ситуации, включай пониженную.
1
 
Ответить
 
Томск
Сообщений: 6525
freeclimber
А чем вам геш плох? Машины с томскими номерами часто вижу, бывая там, в среднем раз в две недели. Трассы не хуже, чем у финнов, а фрирайд, вообще, роскошен!
Разнообразия не хватает.
2
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие