|
Маршрут: Омск — Петропавловск — Атбасар — Астана — Есиль — Костанай — Рудный
Добрый день, господа автопутешественники.
Когда-нибудь тема самоизоляции изживёт сама себя, и любопытные туристы вновь потянутся в неизведанные дали, или же к любимым курортам, это кому что больше нравится. Верю, откроются границы и автопутешественники вновь наполнят опустевшие дороги.
Не думаю, чтобы мир автотуризма кардинально изменился. Поэтому поделюсь наблюдениями и практическим опытом поездок по северному Казахстану, а именно — дорожной инфраструктуры. Перефразируя классика: «Я Вам не скажу за весь Казахстан», ибо опыт поездок у меня имеется только по Костанайской, Северо-Казахстанской и Акмолинской областям. Но, как показывает опыт общения, эти маршруты подходят для большинства автопутешественников, поскольку позволяют добраться практически в центр Казахстана — до его столицы.
Итак, хочу поделиться информацией о местах отдыха во время поездки по названным направлениям.
Да простят меня поборники строгой морали, но слово «северный» напишу с маленькой буквы, ибо речь идёт не только об области. Для тех же, кто только рассматривает себя в роли автотуриста по Казахстану, могу сообщить несколько «Фактов о Казахстане».
В Казахстане имеется Северо-Казахстанская область. Есть Костанайская. Географически, и первая и вторая находятся в северном Казахстане. Отсюда и величина букв в прилагательном. Если я не прав, пусть филологи меня поправят.
В общем, продолжаю рассматривать наиболее популярное направление — в город Нур-Султан (Астана).
Варианты поездки в Нур-Султан из Челябинска. При необходимости можно дополнить своими путевыми линиями. Всё равно результат будет одинаков.
Поскольку он находится почти в центре страны, то у жителей северных (наверное, и южных) областей поездка не вызывает трудностей. У российских же путешественников могут возникнуть некоторые вопросы. Один из них связан с местами отдыха. Ни для кого не секрет, что переход границы занимает какое-то время. Иногда это около часа. Иногда — несколько часов. Такой разбег вносит свои коррективы в план поездок. И может наступить такой момент, когда силы уже заканчиваются, а цель поездки даже на горизонте не виднеется. В этом случае приходится искать гостиницы, мотели, стоянки для автомобилей.
Вопросы не придуманные, от настоящих людей. Ответы основываются на личном опыте и наблюдениях.
1. Вопрос о бензине: где лучше заправляться на этих трассах, на каких заправках, стоит ли везти с собой запас в канистре?
С бензином сейчас проблем нет. Не думаю, что они возникнут и в мае. Для себя я вывел правило: «Никаких контейнерных АЗС». Кто знает, что в тех контейнерах плещется и когда их последний раз чистили? Я обычно заправляюсь на КазМунайГазе. Можно ещё обратить внимание на КазМунайОнимдери. Кажется, это казахстанский вариант «Газпромнефти». В смысле — государственная компания. Зимой у них были проблемы с качеством бензина — после реконструкции НПЗ никак не могли дать качественное топливо. Много воды было. Но сейчас всё наладилось — расход топлива по трассе соответствует паспортному. «Гелиос» многие ругают — расход топлива большой, а толку нет. По дискуссиям в интернете, В Астане и в сторону Алматы хвалят «Синойл» и «Газпром». Да-да — там присутствует российский бензин.
Канистру с собой не брал ни разу. От границы Костанайской области до Есиля проблем с заправками нет. Встречаются с интервалом 80-120 км друг от друга. За Есилем заправки закончатся до Атбасара. Возле него есть АЗС «Юна» (зелёная ливрея) — бензин хороший. Можно заправиться до полного. Потому что следующие 200 км до Астаны АЗС могут и не встретиться. Впрочем, за два года ситуация могла и измениться и появились новые АЗС.
Возле этой АЗС имеется вполне приличное кафе. Располагается на объездной возле Атбасара.
За Астаной с заправками немного сложнее. Но если следовать правилу 1/3, то доехать можно. В том смысле, что, если в баке осталась треть топлива, — едем на АЗС. В Караганде лучше заправиться до полного бака — следующий раз АЗС может встретиться где-то под Балхашом.
Вообще, с сетью АЗС проблем нет. За 200-250 км хоть одна стационарная АЗС да появится. И уж в мало-мальски большом населённом пункте будет АЗС «КазМунайГаза». Бензин и «92», и «95», и «солярка». C 98-ым могут появиться трудности, но на АЗС «КазМунайОнимдери» он точно есть. В Северо-Казахстанской области появляются АЗС «Эталон» — там тоже встречается этот вид бензина. Но, пожалуй, вот именно в этом случае есть смысл брать с собой резервную канистру с запасом топлива.
Примерно с такой же периодичностью встречаются и газовые заправки. Так что канистру с резервным запасом можно брать больше для самоуспокоения (ну, или поездка будет простираться дальше, в южный Казахстан). Многие АЗС имеют в своём активе мини-маркеты, в которых можно приобрести какие-нибудь печеньки-шоколадки-воду. Ну, или масло-антифриз-вонючки для авто. Каждая АЗС имеет в активе скворечник-туалет более-менее приличной чистоты. Есть и небольшая парковка на три-пять авто. Но на долгий постой вас туда не пустят. Максимум: размять ноги и перекусить. Ночевать — ну уж нет, не выйдет!
Цены — в тенге. Действительны были на январь 2019 года.
Кстати, на днях (информация от 03/12/2019 г.) объявили об увеличении цены на бензин на 10 тенге. Мол, на следующий год запланировали социальную поддержку населения, увеличение зарплат бюджетникам и прочие плюшки. А бюджет-то — не резиновый. Опять же — топливо гораздо дешевле, чем в соседней России, вот и увозят всякие нехорошие дяди и тёти в своих бензобаках немалую толику топлива. Словом, пора увеличивать цену на топливо.
2. Где можно остановиться для кратковременного отдыха: размять ноги и покушать?
На дорогах для этого организованы съезды к стоянкам различной величины. Иногда на пять машин, иногда — и два десятка большегрузов вместятся. Как правило, все они кучкуются возле населённых пунктов. Только следует учесть, что Казахстан — край бескрайних степей. Поэтому деревьев на тех стоянках может и не оказаться. Зато могут оказаться эстакады и контейнеры для мусора. В некоторых случаях даже будут туалеты-«скворечники». Но чистота их — вопрос сомнительный. Но если встать с наветренной стороны, и отвернуться в поле, то вид очень даже ничего!
Как я уже говорил, переночевать на АЗС вас не пустят. Как вариант: либо парковки возле редких мотелей, либо — вот такие карманы-стоянки. Думаю, здесь не будет лишним правило автотуриста: «Останавливаться возле групп дальнобойщиков» и «Лучше встать на ночлег засветло, чем в темноте искать стоянку».
3. Где можно переночевать на маршруте?
Если вы едете в столицу Казахстана из Петропавловска или из Костаная, то ответ будет простым: в Астане. Только надо выезжать с утра. Если же ваш маршрут начинается из-за границы, то вопрос становится более чем актуальным. Но, полагаю, в этом направлении у меня не очень добрые вести. По какому-то стечению обстоятельств, самой насыщенной на мотели, кафе и придорожные стоянки оказывается Костанайская область. Причём она настолько насыщенная, что, к примеру, из Челябинска в Астану можно выезжать даже во второй половине дня.
Спокойно, наслаждаясь дорогой, доехать до Костаная, где и остановиться на ночлег. Квартиру посуточно можно подобрать на сайте krisha.kz. В новостях писали, что сейчас ведётся реконструкция погранперехода «Кайрак-Бугристое», поэтому сам переход может потребовать немного больше времени и сил, чем хотелось бы. Так что ночлег в Костанае — наиболее оптимальный вариант. А на следующий день, утром, выезжать на Астану. Впрочем, теперь это город Нур-Султан. К вечеру будете в столице. От Костаная до Астаны путь займёт 12-14 часов. Это если не ставить перед собой рекордов из разряда «Щас махну пятилетку за три дня»!
Альтернативные варианты с ночлегом:
1. Остановиться на отдых за Карабалыком. По правую сторону от дороги будет большущий комплекс для водителей-дальнобойщиков — мимо проехать и не заметить просто невозможно. Но в этом случае расстояние для перехода на Астану увеличивается километров на 150-200 и составит порядка 900 км. На мой взгляд, несколько длинный маршрут для одного дня и одного водителя.
2. Проигнорировать Костанай и следовать далее. За Аманкарагаем (90 км от Костаная) начинают встречаться придорожные кафе. Иногда они встречаются в комплексе с небольшими (6-8 номеров) мотельчиками. Я в них не останавливался, но внешне выглядят прилично. Да и фуры возле них толпятся частенько. Главное, не выскочить за границу Костанайской области. Вообще, на трассе следует руководствоваться правилом: «Останавливаюсь там, где останавливаются водители-дальнобойщики». Там и накормят вкусно и, вообще, безопасно. Потому что у дальнобойщиков правило: «Обедать там, где обедают экипажи ДПС». А уж их-то точно никто травить не станет)))
3. В 230 км от Костаная вам встретится село Октябрьское. Не промахнётесь — трасса проходит вокруг него. Дальше следует посматривать на левую сторону дороги — вскоре должен показаться комплекс: парочка двухэтажных зданий из красного кирпича и под красной железной крышей. Там есть и кафе, и ресторанчик, и сауна, и гостиница. Местечко, видимо, приятное — потому что всегда толпятся машины и люди возле этого комплекса.
4. Можно тянуть до Атбасара. Не доезжая до него километров 30-40 попадётся (тоже по левую руку) мотель — белое одноэтажное здание — и, кажется, возле него будет какое-то кафе. Судя по обширной парковке перед заведением — рассчитано на дальнобоев. В самом Атбасаре что-либо найти сложно. Он хоть и город, но с населением в 25 тысяч человек. Лично мне в нём не удалось обнаружить гостиницу. Впрочем, там можно найти квартиру посуточно — «крыша.КЗ» такой вариант допускает. Но, на мой взгляд, тянуть до Атбасара, да ещё с переходом границы — это слишком жестокое издевательство над собой…
В общем, придорожные мотели закончатся сразу же, как закончится Костанайская область. По осени ездил по маршруту «Костанай — Есиль — Атбасар — Кокшетау — Петропавловск». Весь маршрут присматривался именно к инфраструктуре дороги. Вот и получается, что придорожные СТО, кафе, мотели — обитают только на территории Костанайской области. А дальше — степь бескрайняя. Обидно, конечно. И неудобно.
А вот если ехать по маршруту «Челябинск — Курган — Петропавловск — Кокшетау — Астана (Нур-Султан)», то здесь выбор очевиден: на ночлег останавливаемся в городах. Я специально рассматривал трассу «Петропавловск — Кокшетау» на предмет мотелей. Всё тоскливо: как только проехали Бешколь, так на мотели можно не надеяться. Их не будет до самого Кокшетау. Впрочем, перед Кокшетау их тоже не будет. Словом, тут только города: либо гостиницы на выбор, либо квартиры посуточно. Но с владельцами стоит созваниваться заранее. Ибо может получиться, как со мной: владелец квартиры передумал её сдавать. Пришлось судорожно перебирать варианты заселения. А на часах почти полночь. А в календаре — пятница. Кстати, учтите этот факт при планировании поездки: с пятницы по понедельник и в праздничные дни в Астане проблематично снять квартиру или номер в гостинице. То, что поприличнее — уже занято. Осталось либо дорогое, либо вовсе непотребное.
Ну, а если уж вы путешествуете компанией, а квартиры уже не досталось, то могу посоветовать гостиницу «Азамат» (Нур-Султан). Не Бог весть какие хоромы, но там есть многоместные номера. И персонал приветливый. И завтраком накормят.
4. А если потребуется техническая помощь: станции техобслуживания, вулканизация/шиномонтаж, эвакуатор и т.д.?
С этим сервисом, наверное, сложно. Смотря с чем сравнивать. Если с Центральным округом России, то их здесь просто нет. Но учтите особенность «Зауральского» региона: пространства большие, дистанции долгие. От одного населённого пункта до другого может быть по сотне-второй километров. А, как ни крути, «центром логистического кластера» Казахстану стать так и не удалось. Впрочем, такая ситуация на многих трассах нецентрального округа.
В общем, не будет вам ни вулканизации, ни СТО, ни рекламных щитов об услугах эвакуаторщиков. Опять же, ориентируемся на населённые пункты — там можно найти и первое, и второе, и третье. Но до населённого пункта ещё надо добраться. Тут рекомендации, может, и прошлого века, зато до сих пор актуальные: запасное колесо, комплект для ремонта бескамерных шин, набор автомобильного инструмента, буксировочный трос — всё это будет весьма нелишним. Скорее всего, это не потребуется. Но лучше быть готовым к неприятностям, чем сидеть на обочине и ждать запаску от подходящего авто.
На самом деле авто на дорогах — не редкость. Но каждая ли машина сегодня остановится вдали от жилья?
Опять же: если у вас авто нехарактерное для Казахстана — можно и вовсе остаться без помощи. Например, «Вольво», «Опель», «Французы» — все они редкие «жители» солнечного Казахстана. Поэтому путешествуя на таких авто следует быть несколько более внимательным. Впрочем, не воспринимайте это слишком мрачно. Автор этого текста уже не одну тысячу километров проехал по северному (и не очень) Казахстану и ни разу не пришлось встать где-то в тьмутаракани из-за пробитого колеса. Правда, я не пользуюсь низкопрофильными шинами: все колёса в моих поездках имели профиль не ниже 65.
5. Где лучше менять рубли на тенге: на российской стороне или на казахстанской?
Пожалуй, разочарую, но на территории России рубли на тенге поменять просто негде. Точнее, есть в аэропортах — в крупных авиатерминалах — обменные пункты, которые меняют редкие виды валют. Но курс у них сильно занижен. Не выгодно там обменивать. В обычной же жизни на территории России торгуются доллары, евро и, местами, юани. Казахстанских тенге там нет. Поэтому спокойно едем к границе. Спокойно её пересекаем. И спокойно обмениваем валюту в обменных пунктах. Это если вы едете со стороны Челябинска в Костанай. Обменный курс будет немного ниже, чем средневзвешенный. Можно тянуть до Карабалыка — в нём, возле АЗС «КазМунайГаз» был круглосуточный обменник. Курс вполне приемлемый. Рекомендую поменять именно в нём. Вот только в текущем году приняли законы в отношении обменных пунктов. Например, одно из положений нового закона запрещает работать обменникам ночью. Поэтому старайтесь обменять валюту засветло.
Если же, например, едете в сторону Петропавловска… ну, если очень надо — попробуйте поговорить с клерками, оформляющими страховку. Думаю, чем-то да помогут. Курс, конечно, могут немного занизить, но не до неприличного уровня. Если же острой необходимости нет, то можно тянуть до Петропавловска. Там рубли можно обменять в любом филиале любого банка — курс у всех будет примерно одинаковым.
Вообще, с обменом наличности проблем нигде нет: в каждом городе есть банковские отделения; есть обменные пункты; были и круглосуточные обменные пункты (надеюсь, они ещё вернутся в нашу жизнь). Но в магазинах не обменяют. И на АЗС тоже. И не продадут ничего.
6. Для обмена лучше иметь наличные рубли или карта прокатит? (платить комиссию банку за конвертацию и обналичку, честно говоря, не хочется).
Для обмена можно иметь банковскую карту. В этом случае можно сразу искать банкомат и снимать тенге там. Но электронный курс заведомо невыгодный. Да ещё банки возьмут свою комиссию. Однако это всяко удобнее и безопаснее, нежели везти с собой пачку наличности.
Впрочем, совсем без наличных денег вам обойтись не удастся — банковские терминалы всё ещё есть далеко не везде. А там, где есть, предпочитают ими не пользоваться (по возможности): то связь пропадёт, то «есть, но он не работает».
В своих поездках я использую оба варианта: для экстренных расчётов есть небольшая сумма наличности. А покупки в супермаркетах и крупных торговых центрах, на АЗС я оплачиваю банковской картой. Я, конечно, не могу утверждать за все банки, но, кажися, если оплачивается покупка электронными деньгами, то просто курс немного невыгодный — комиссия с транзакции банком не взимается (с покупателя).
Вот в таких вагончиках работают агенты по оформлению автостраховок.
7. Страховка для машины. Везде пишут, что на границе выдают страховку минимум на 2 недели. Я планирую пробыть в стране не менее 1,5 месяцев. Можно ли оформить страховку сразу на больший срок? Выгоднее ли это сделать сразу, чем покупать двухнедельную, а потом продлевать или покупать новую?
Полис обязательного страхования — есть документ обязательный! Каждый экипаж дорожной полиции, каждый служивый на посту будет стараться всеми правдами и неправдами проверить у вас его наличие. Отсутствие полиса карается весьма солидным штрафом. Минимальный срок оформления страховки — 14 суток. Максимальный — один год. Чем дольше срок действия полиса, тем он дешевле обходится. К примеру, на Опель двухнедельный полис стоит около 2000 рублей. А на год — около 9 000 рублей. Как говорится: «выгода очевидна». Страховой полис можно оформить на любой срок, из линейки: «2 недели; 1 месяц; 2 месяца; 3 месяца… и далее до одного года с шагом в один месяц». Но если вы оформили полис, скажем, на две недели (месяц, два месяца) и он истёк, то нет никаких проблем с его продлением. Приходите в офис страховой компании и оформляете новый. Я, обычно, оформляю полис с небольшим запасом по времени. То есть, еду на полтора месяца — оформляю полис на два. А если собираюсь ездить чаще, то и, вообще, сразу на год. Удобно.
Иногда я бываю уставшим и небритым.
8. Есть ли разница, в какой компании страховаться? Если я правильно понимаю, эта страховка — что-то вроде российского ОСАГО, действует на случай, если ДТП произойдет по моей вине. Стоит ли заморачиваться со страховкой на случай причинения ущерба моему автомобилю?
Здесь сколько людей, столько и мнений. Мне, хвала Аллаху, страховка ни разу не пригодилась. Из личного опыта — страховался в «Казахинстрахе». И в «ВСК». А вообще, думаю, все они на одно лицо. И — да, этот полис есть аналог российского ОСАГО. Можно заключить и договор КАСКО. Но ценник на него конский. Не уверен, что его стоимость сопоставима со стоимостью ущерба в ДТП. Хотя, если оно будет тотальным, то…
Вот о чём бы я ещё побеспокоился, так это о страховке собственного здоровья. Реально. Так уж получается, что иностранцам в Казахстане с медицинской помощью весьма сложно. Настолько сложно, что даже «Скорую помощь», де-юре, вызвать не получится. Есть, конечно, частные клиники, которые за деньги Вас подлечат. Но какой у них ценник, Вы знаете? Высокий у них ценник. Стоматологическую помощь, конечно, всё равно оплачивать из своего кармана. А как всё остальное? А если, не приведи Бог, какая-то травма? Или отравление? Не-е, лучше оформить медицинскую страховку. Особенно, если ехать на месяц и более. Самим же спокойнее будет. Как ни печально, но надо принять факт: для Казахстана вы — иностранцы, чужие, неместные. Чего о Вас заботиться сверх нормы?
9. Что насчет сим-карты с интернетом? Какого оператора лучше подключить на время пребывания в Казахстане?
На территории Казахстана работают несколько операторов, представленных следующими брендами: «Билайн», «Актив», «К-Селл», «Теле-2». Выбор бренда — дело вкуса, цена у всех, примерно, будет одинаковая. Тарифные планы есть различные: и с интернетом, и посекундный, и на неделю, и на месяц. Из опыта: предпочитаю пользоваться «Активом». Потому что с ним можно включить раздачу интернета со смартфона, а, например, «Билайн» в такой функции отказывает.
Приобрести сим-карту не вызывает никаких проблем — конверты с симками продаются и на АЗС, и в любом мало-мальски крупном магазине. Можно и в офисах продаж от операторов. Но для этого потребуется загранпаспорт.
Патрульные машины дорожной полиции оснащены и камерами, и радарами.
10. Как казахстанские гаишники реагируют на установленное в автомобиле допоборудование: антирадар, видеорегистратор?
Антирадар, как и во многих странах, запрещён к применению. Заметят — ввалят штраф и конфискуют прибор. А если речь идёт о радар-детекторах, то их применение никак не запрещается. Видеорегистраторы тоже не запрещены к использованию. Главное правильно их разместить.
Зоны для размещения дополнительного оборудования в автомобиле.
Скорее всего трассу М-36 в этом году продолжат ремонтировать.
PS. И ещё немного на отвлечённую тему:
— как я уже говорил, в Казахстане все иностранцы — иностранцы. Поэтому к поездке следует подходить взвешенно и вдумчиво. И — осторожно. Ещё раз повторюсь о медицинской страховке: хорошо, если она не потребуется. Но лучше её иметь с собой. Оформить, кстати, можно и нужно на территории России;
— загранпаспорт. Если планируете совершать какие-либо дорогостоящие покупки, или получать справки в государственных органах — попросят загранпаспорт. И ещё один документ — ИИН — Индивидуальный Идентификационный Номер. Его присваивают в Налоговой инспекции при личном обращении. Для этого тоже нужен загранпаспорт и его нотариально заверенная копия. Срок оформления ИИН — 2-3 рабочих дня;
— на миграционный учёт допускается не становиться, если Ваше пребывание в стране составит не более 30 суток. Если сверх того, то добро пожаловать на регистрацию по месту пребывания;
— максимально разрешённая скорость в населённых пунктах: 60 км/час. За городом — 100 км/час. Допускаемая погрешность — 10 км/час. Частенько путешественники из России попадают на привычной погрешности «+20»;
— обязательно наличие диагностической карты о прохождении техосмотра — автоиснпекторы запросят обязательно;
— наклейка «RUS» на задней части авто — о ней прописано даже в ПДД Республики Казахстан (сам видел — автоинспектор показывал). Да, обычно не обращают внимания, но если служивый попадётся не в меру ретивый и голодный, то прицепится точно!
А в целом — приятная страна, хороший отдых.
Если ехать из Петропавловска в сторону Новоишимска, то можно увидеть целое поле таких вот ветрогенераторов.
КазМунайГаз — это мой выбор! )
Для тех, кто уверен, что его ксенон — ващще не слепит!
Словом, други мои, не бойтесь путешествовать в Казахстан, по Казахстану, и вообще. Главное, как показывает опыт поездок, грамотно составить маршрут! Я же езжу регулярно по Казахстану и — ничего, живой и довольный. О моей поездке в Астану можно прочитать по этой ссылке: travel.drom.ru/47779/ )
А вот, что пишут о своей стране в Казнете (не моё, но мною дополнено и подкорректировано):
1. Если вы въезжаете в Казахстан из … откуда хотите — мы всем рады! Принципиально ничего не изменится, однако вы сразу заметите некоторые визуальные отличия:
2. Домены на билбордах заканчиваются не на *.ru и не на *.by, а на *.kz.
3. Цены указаны в тенге, по меркам всех приезжих они достаточно низкие. Российский рубль около 5,5 тенге. Так что — разница не особо.
4. Названия многих компаний начинаются на «Каз» или комбинированные названия: «Казахтелеком», «КазРосИмпорт», «БелКазСтрах» и т. д.
5. Официальная символика своя. Здесь вы нигде не увидите двуглавого орла. Точнее, орла вы увидите на флаге, только с расправленными крыльями и с одной головой :)
6. Население Казахстана на 1 мая 2016 года — 18 653 500 человек. Из них почти два миллиона проживают в Алматы.
7. Алматы является городом-миллионером. Второй по величине город — Нур-Султан (Астана) — столица Казахстана — насчитывает 1 136 000 жителей;
8. Служба в армии — 1 год. Откупиться можно. ОДНАКО! Призывники только и ищут способ отдать долг отечеству. Попасть в армию гораздо дороже, чем откосить, Т.к. служба в армии это +50% к шансам попасть на государственную службу.
9. В Казахстане есть метро. Да, да, да. В Алматы было открыто 1 декабря 2011 г. Маленькое, но гордое метро! :)
10. Самые широки степи в Казахстане. Являются первым природным объектом Всемирного наследия в Казахстане и Центральной Азии. Внесены в список 7 июля 2008 года на 32-й Сессии Комитета Всемирного наследия в Квебеке, Канада. О, как!
11. В Казахстане есть космодром Байконур, с которого запустили не только первый искусственный спутник Земли, но и уважаемого и горячо любимого в Казахстане Юрия Алексеевича Гагарина.
12. КГБ у нас КНБ или УКК (Комитет Национальной Безопасности — Ултык Кауiпсiздiк Комитеттi).
13. В Казахстане делают кумыс (кымыз) — безалкогольный (хотя кто как сделает) напиток из кобыльего молока. Можно пить всегда и везде, но лучше потом за руль не садиться — покажет 100%, а с бодуна — самое то. Да и в жару то. Всегда ТО, ЧТО НУЖНО.
14. Валюту можно обменять в любом из банков. При этом нет никаких посредников и прочей фигни. Единственное, что у банков курс может отличаться, но не на много.
15. Столица Республики Казахстан — город Нур-Султан. Компактный, но не сильно удобный для проживания город. Был до этого маленьким и симпатичным городом Целиноград. Потом Акмолой. А потом Президент наш (о нем позже) решил перенести сюда столицу. Не мудрствуя лукаво назвал город Астана (в переводе столица) и начал стройку века. Потом, правда, город переименовали в Нур-Султан. Но все продолжают называть его «Астана», по старой памяти.
Город постоянно строится, куча непонятного народа. В основном все приезжие. Если вам встретился местный астанчанин (который еще целиноградец), то считайте, что вам крупно повезло. В целом люди неплохие, есть хорошие, есть очень хорошие, но встречаются индивиды (надеюсь, вам не встретятся).
16. В Казахстане в ходу монеты. Но это не копейки. Это ходовые бумажные тенге, замененные на металлические. Номинал 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100 тенге. Очень удобно при расчетах. Хлеб 80 тенге, проезд 100 тенге и т.д. (правда, в разных городах — разные цены). Были копейки (тиыны), но они быстро себя изжили. Однако в банковских операциях. могут встречаться.
17. Реклама, вывески, визитки, ВСЯ рекламная продукция делается на двух или трех языках. Казахско-русский, англо-казахский, англо-русский (в основном иностранцы и редко) или сразу казахский-русский-английский. Никого особо не напрягает.
18. В Казахстане нет религиозной вражды. Людям вообще фиолетово, кто какую религию исповедует. Иногда, правда «попукивают» радикалы, но нам на них так же фиолетово. Баптисты, пофигисты — встречаются, но на них так же фиолетово, пока они не пукают.
19. Государственный язык — казахский. Русский — язык межнационального общения. Многие русские свободно общаются на казахском, практически все читают и понимают общие фразы, еще больше русских понимают, но не говорят по-казахски (стесняются). Казахи говорят по-русски, но иногда с акцентом и поэтому тоже стесняются. Но нормальным парням — фиолетово, т.к. мы иногда такое выдаем на казахском, что старые аксакалы падают от смеха навзничь.
20. Змей Горыныч по-казахски не Шайтан-Батыр и не Огнемет-Батыр. Окно — терезе, подоконник не подтерезник, а терезе алды. Однако Колобок — Баурсак.
21. В Казахстане нормальные дороги. Хорошие дороги там, куда обещает приехать Президент, а отличные — там, где он ездит. В целом, нас, жителей областных центров, все устраивает, но если соберетесь ехать на окраину, то иногда будет ппц.
22. Самое смешное для наших гостей узнать, что шторы по-казахски — перделер.
23. В каждом областном центре, маленьком городе и ауле будет площадь Независимости. Этим мы гордимся и 16 декабря празднуем.
24. Наверное, Казахстан — единственная страна, где есть южная и северная столицы. Хотя нет. Россия с Москвой и Петербургом тоже. Но это понятно. Мы же соседи :)
25. В Казахстане три GSM-cотовых оператора: K-cell, Beeline и Tele 2. Есть CDMA оператор Altel и спутниковая Turaya. Покрытие у всех говняное.
26. Средняя месячная зарплата в Казахстане (на руки) — около $250. Цены нормальные.
27. В Казахстане развито скотоводство. Скот — самая твердая валюта (особенно лошадь).
28. Кстати, правильно Костанай, а не Кустанай.
29. В казахстанских школах и вузах отметки выставляются по 5-балльной шкале. Хотят ввести 12-летку, но пока думают. В 6 лет пойти в «нулевой» класс — не проблема.
30. Все повально изучают английский, китайский и т.д. Китайский, кстати, я бы и сам изучил, т.к. граница очень рядом и знание этого языка очень пригодится. В торговых отношениях, а не в случае того, чего вы подумали.
31. Парни с девушками обычно знакомятся, где хотят. На улице, в вузах, на работе или в компании друзей. Пофиг где. Исключения составляют отдаленные местности.
32. Республика Казахстан очень многонациональна. Почти каждый месяц можно сходить на всевозможные тематические вечера.
33. Казахский язык не сложный. Выучив его, можно разговаривать с узбеками, уйгурами, монголами, короче, с большой группой соседних тюркских стран.
34. Интересные слова по-казахски: «ауежай» — «аэропорт», «автотурак» — «автостоянка». Про «перделер» напоминать не буду.
35. Казахский язык постоянно дополняется новыми словами. Поэтому не удивляйтесь, если вас не поймут с первого раза.
36. Казахи — очень гостеприимный народ. Лишь бы гости себя хорошо вели.
37. Да и за рубежом к нам нормально относятся. Иногда, правда, за глаза, называют Боратами.
38. Культурную и историческую близость с Россией в Казахстане помнят и уважают.
39. Водка по-казахски будет «арак», а пиво «сыра».
40. На улицах много полиции. У нас первые переименовались :)
41. Дать взятку ГАИшнику легко. Но сноровка тоже требуется. Если не понравится лицо — не возьмет, а если есть видеорегистратор, то точно не возьмет. Не допускается алкоголь в крови. Если вы попались пьяными — права отберут точно или отвалите взятку $700-1000.
42. В Казахстане стараются соблюдать ПДД. Переход пешехода на красный свет крайне редок. Водители всегда пропускают пешеходов.
43. В Казахстане 14 областей.
44. От областного цента отталкивается и название области, например, Караганда — Карагандинская область. Но не всегда, например, Уральск — Западно-Казахстанская область, а Петропавловск — Северо-Казахстанская область.
45. Деревни (аулы) у нас поживают не совсем хорошо. Но государство старается это исправить.
46. У Казахстана со всеми нормальные отношения. Тьфу-тьфу-тьфу :)
47. В Казахстане нельзя пить пиво и спиртное на улице. Оштрафуют. После 23:00 алкоголь в магазине не продадут. Даже в крупном супермаркете. (Хотя и в магазине можно купить, если вас знают). Курить пока можно, но хотят ввести запрет.
48. В Казахстане нет казино. Только в двух местах. Боровое и Капчагай. Подпольные есть, но не много. Развиты лотереи «Бинго» и букмекерские конторы. Вторых реально много.
49. Курить марихуану, разумеется, нельзя. К сильным наркотикам у многих отрицательное отношение, так же, как и к алкоголю.
50. В Казахстане очень много национальностей. Все стараются дружить. За межнациональную рознь можно очень сильно встрять на реальный срок. Кстати, если ты из Узбекистана, то должен оформлять рабочую визы, иначе — домой через 30 дней. Миграционка у нас жесткая (конечно, не без взяток).
51. Такси в Казахстане недорогое. Бомбилы с бордюра дерут три цены. Зависит от вашей неместности. В общественном транспорте недорого. Пробок мало, но в крупных городах встречаются.
52. Велосипеды не очень популярны, но набирают оборот. В основном в столице. За отсутствие шлема на мотороллере, мопеде или мотоцикле — строгая кара.
53. Самые известные казахские поэты и деятели — Абай Кунанбаев. Сын бая (купца, богача). Открывал школы, учил детей грамоте. Жамбыл Жабаев автор строк: «Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!». Еще много, но это на заметку.
54. Среди народов Азии казахи самые лояльные мусульмане. Без фанатизма и походов в бар.
55. Половина Казахстана хочет переехать в Астану, а другая в Алматы, однако это сложно. Там неместных и так хватает. Много русских хочет уехать в Россию, но пока не много уехало…
56. В Казахстане есть преступность. Но в отдельных районах городов. В принципе, можно гулять ночью, не боясь за свою безопасность, наряды полиции ходят и защищают, но… береженого Бог бережет.
57. Жилье стоит от $700 за м2. Аренда однокомнатной квартиры — около $200 в месяц, двухкомнатной — $300. В крупных городах и центрах городов — дороже. Намного дороже.
58. Герб и флаг Казахстана небесного цвета с позолотой и национальной атрибутикой. А вот к гимну приложился не так давно сам Глава государства. Немного изменив слова старой народной песни.
59. Казахстанская водка хорошая и коньяк неплох. В супермаркетах много иностранной водки, виски и т. д.
60. В каждом городе есть Вечный Огонь или Парк Победы.
61. При вхождении в Таможенный союз в Казахстане нифига не поменялось. Перестали везти автохлам. Хороших машин много. Очень популярны джипы. Можно и по городу, и в колхоз смотаться к родственникам и друзьям.
62. Новые здания строятся. В основном торговые центры. Но и много садиков и школ построили за счет бюджета. Новые дома строятся для госслужащих, но и существуют государственные программы получения жилья, в том числе через государственный банк путем накопления 50% от стоимости квартиры.
63. Спорт очень любят в Казахстане. Бокс — это вообще наше все. Борьба тоже. Караганда и Астана улетают по хоккею.
64. Несколько лет назад убрали все киоски возле остановок. Шаурму и самсу можно купить только на рынке. Да и рынки сейчас очень напрягают строительством крытых павильонов, а также все стоянки хотят переделать в крытые и многоярусные.
65. Попрошайки и бездомные есть. Поют песни в автобусах. Их гоняют, они исчезают, потом снова появляются.
66. Серик Сапиев и Геннадий Головкин — наши чемпионы. Боксеры.
67. В Казахстане много религий. Основные — ислам и православное христианство. 7 января на Рождество страна отдыхает. На Крещение в проруби купаются все. И русские и казахи. На Пасху все красят яйца, на Айт, Курбан байрам все кушают баурсаки и бешпармак и тоже отдыхают. Ходят друг к другу в гости. Не удивляйтесь, если казах скажет русскому «Христос Воскрес», а он ему ответит как в порядке вещей «Воистину Воскрес». Так же и наоборот. Если русский скажет казаху «Айт кабыл болсын», а тот ответит «Бирге болсын», это тоже никого не удивит.
68. Национальная валюта — тенге. Обычные такие бумажные деньги. Иногда выпускают юбилейные. Например, юбилейные 2000 к Азиаде.
69. Многие улицы и села в Казахстане переименованы, но иногда простреливают улицы Ленина и 25-й съезд ВЛКСМ.
70. При этом, когда приезжающие бравируют тем, что они приезжают «в бывшую советскую республику», это может немного насторожить казахов. Мы живем в настоящем, а не в Советском Союзе.
71. В Казахстане жили очень много евреев и немцев. Сейчас намного меньше.
72. На территории Казахстана находится Семипалатинский ядерный полигон, ныне закрытый. На нем проводили многочисленные испытания ядерных бомб.
73. Очень много казахов воевало на фронтах ВОВ. Плечом к плечу с братьями славянами. Много предприятий перевезли к нам. Все для фронта, все для Победы. До сих пор приятно видеть, как обнимаются ветераны на 9 мая вне зависимости от национальности.
74. Смертная казнь под запретом. Пожизненное заключение — нет. Если в Аркалыкской тюрьме особого режима (в простонародии «крытка»), то лучше смертная казнь.
75. Срок может получить любой человек. Чиновник или судья. Все равно. Если станет откупаться, то останется без штанов, иногда и вовсе откупиться нереально.
76. Если говорить про национальные блюда, то это бешпармак и баурсаки.
77. Президент Республики Казахстан — Касым-Жомарт Токаев. А до него был Нурсултан Абишевич Назарбаев. Нормальный такой мужик. Работал с 24 апреля 1990 года.
78. Доля городского населения выше, чем в селах. Все стараются уехать в город. В основном молодежь. Однако в село сейчас вливаются хорошие деньги со стороны государства, так что имеет смысл остаться.
79. Казахстан очень активно ведет внешнюю политику, но без переусердствований.
80. В настоящее время в Казахстане пенсионный возраст для женщин составляет 59 лет, для мужчин — 63 года. Женщинам поднимают. Много криков по этому поводу, я промолчу.
81. Повторюсь, что в Казахстане очень много памятников ВОВ. Очень много Героев среди казахстанцев. Маншук Маметова, Нуркен Абдиров и многие другие. 9 мая очень почитаемый и светлый праздник.
82. Казахстан очень много сделал для победы в ВОВ в своих тылах, чем все очень гордятся.
83. В городах Казахстана стараются насадить много зелени и соорудить фонтанов. Разрядить степной сухой воздух.
84. К сожалению, мы мало экспортируем.
85. Зато импортируем только хорошее.
86. В Казахстане было ядерное оружие, но его вывезли в Россию в начале 90-х. Так что теперь Казахстан — безъядерная территория.
87. Республика Казахстан образована первоначально как Киргизская АССР в составе РСФСР 26 августа 1920 года со столицей в Оренбурге; в феврале 1925 года Оренбургская область была выведена из состава Киргизской АССР и передана РСФСР, а столица была перенесена в Кзыл-Орду (1925), потом в Алма-Ату (1929). В результате национально-государственного размежевания Средней Азии в 1924-1925 гг. все казахские земли объединились. Тогда же Киргизская АССР была переименована в Казахскую АССР. В марте 1930 года от нее была отделена Каракалпакия, позже переданная в состав Узбекской ССР. 5 декабря 1936 года Казахской АССР был придан статус союзной республики с названием Казахская Советская Социалистическая Республика. Вот такая вот интересная история.
88. Границы с Россией есть. И из-за нелегалов из Узбекистана стало тяжелее границу проходить. Хотя, может, и к лучшему. Но если у вас все в порядке с документами, то проблем не возникнет. Проход занимает от 20 до 30 минут.
89. В Казахстан приезжает много туристов из США. Для них это что-то вроде экзотики.
90. В Казахстане можно хорошо потусить не при наличии денег, а при наличии хороших друзей.
91. В Казахстане нет митингов. А если и случаются, то они быстро ликвидируются.
92. В Казахстане можно поступить в ВУЗ по блату. Но с каждым годом это становится сложнее.
93. Если ехать по дороге в России за окнами будет лес, лес, лес, то в Казахстане это степь, степь, степь.
94. В Казахстане много государственных и частных предприятий.
95. Казахи очень любят и ценят свой язык, свою культуру и быт.
96. По телевизору очень много каналов. Много у кого стоят спутниковые антенны. Несколько лет назад из эфира крупного поставщика кабельного телевидения выпилили телеканал ТНТ.
97. Многие верят, что в Казахстане все живут в юртах и пасут баранов. Это очень глубокое заблуждение.
98. В Казахстане есть вся таблица Менделеева.
99. Кстати, о полезных ископаемых. Нефть добывают на шельфе Каспийского моря. В тех краях самые высокие зарплаты, но и цены самые космические в стране.
100. Также после распада СССР в Казахстане много чего отошло в частные руки. Вместо садиков стали появляться дома-коттеджи. Теперь это нужно возвращать государству.
101. Виллы и коттеджи у нас есть, но беднее, чем виллы под Москвой, Киевом или Минском.
102. Великую Отечественную войну преподают тщательно в школе и университете.
103. АИ 92 — 152 тенге за литр (25 рублей), АИ 95 — 163 тенге за литр (28 рублей).
104. В целом Республика Казахстан очень хорошая страна. Добро пожаловать! Мы всем рады.