|
Автор: Escudnik Палыч. Авто.
Данный одиночный тур посвящаю любимому ресурсу Drom.ru, Новосибирскому клубу X-Trail, с участниками которого меня связывают теплые дружеские отношения, Новосибирскому клубу Хонда CRV и своему родному дядьке Сергею, который во время поездки тяжело болел, а к моменту написания покинул наш бренный мир.
Но не будем о грустном… Интрига побывать где-нибудь далеко и круто давно витала в мыслях, и вот оказалось, что друг детства зовет моего корефана в гости на Байконур. Спецпропусками (все-таки закрытый город), жильем и радушным приемом обещали обеспечить в полной мере. Пролопатив инет, практически не обнаружил описаний и подробных карт пути следования, никакой информации по состоянию дорог. Только краткая информация о пробеге «Байконур—Новосибирск» в 2011 г., посвященный юбилею. Автопробег длился 12 суток (более 92 часов). К слову, у нас дорога заняла четверо суток всего — двое суток с ночевкой на Байконуре, и двое суток с ночевкой обратно. Только вскользь упоминалось на Drom.ru информация о ремонте дороги участка Кызылорда — на запад.
Подготовка к авторалли была проведена по полной — прилепили наклейку «RUS» (кстати, обязательно должна быть черно-белая стандартная), залили в GPS навителовские карты Казахстана. Кстати, о картах — исходники были взяты по ссылке на Drom.ru из темы «Всем, кто собирается в Казахстан» - ИМХО очень полезная тема. Но на казахском ЖПС клубе карты всех областей оказались разрозненными и пришлось обращаться к специалисту чтобы собрал карты для всего маршрута. Кстати, если бы не ЖПС — плутали бы по-серьезному. Так шта рекомендую. Купил дополнительно карту Казахстана в бумажном варианте — проблема найти достойную, и вообще любую карту Казахстана, в Новосибе (продается магазин Плиний Старший на по. Ленина) и всего за 99 рублей.
Предварительно заехав на СТО, проверил ходовку — как обычно все в порядке. И вот ранним утром, в пять утра стартуем. У нас по погоде плюс один.
Стела Хилокский пост ГИБДД на выезде Новосибирска.
Заранее заправив полный бак 95-м, двинули в путь. Планировали с утра пораньше пройти границу в районе Карасука, т.к. по рассказам «бывалых» в это время можно свободно, без очереди.
И правда — около 11 утра там стоял только УАЗик-«буханка» с одним пассажиром. Предварительно оформив на нашей стороне на 15 дней казахскую страховку, пошли на штурм границы. Страховка обошлась в 380 рублей. Сдачу в 20 рублей получили в 100 тенге одной монетой — первая наша валюта.
Заранее озаботились наклейкой «RUS» на заднем стекле с левой стороны, дабы исключить любые поползновения к коррупции местных гайцежолов.
Российскую границу прошли вообще в 5 сек. Нас предупредили, что казахи очень ревниво относятся к знаку «СТОП» и к «СТОП-ЛИНИИ» на границе и за нарушение настойчиво просят мзду на чай. Каждый раз, оставляя машину на стоп-линии, перлись пешком к вагончикам таможни. Таких линий было четыре. Оформили документы (виза) — где сразу нас фотали и заносили в базу. По документам было с собой: доверенность генеральная на меня (машина оформлена не на меня), паспорт РФ, техпаспорт на авто, казахская страховка, рукописная доверенность на второго водителя, водительское удостоверение.
Впечатление от казахских таможенников интересное — как будто попал на тусовку дембелей. Красивая парадная форма, значки, все начищено и аксельбанты кило на полтора. Посмотрели машину поверхностно — в багажнике только туристические пожитки — палатка, спальники, чайник, газовая плитка. Туристы, одним словом…
Итогом казахскую границу минут за 15 прошли. По погоде — плюс 10.
Пограничный пункт со стороны Казахстана.
В метрах в пятиста, возле придорожного кафе сели на хвост колонне из трех новосибирских внедорожников и перли до Павлодара под 150 за ними. Природа изменилась — после Карасукских солончаков пошла степь и кони.
Дорога до Павлодара нормальная. Колонна ушла по объездной, а мы двинули в центр Павлодара — поискать обменный пункт и обменять рубли на тенге. Курс обмена — 4,8. Про паспорт даже не спросили. Повеселил дизайн новой валюты — яркие фантики, похожи на евро — только меньше размером.
Обменяв деньги, заехали на заправку. На заправке приобрел первую ценную вещь (случайно) — лимонад «Холидей» оказался вкусом «Буратино» из далекого детства. Да, именно того, НАСТОЯЩЕГО «Буратино», а не той дряни, что продают повсеместно. Так что за казахский «Саксаул-Батыр» я плюсанул +100500!!!
На заправке очень удивлялись, что заправляемся 95-м. Стоит он 139 тенге (разброс от 135 до 145). По словам заправщика им заправляются очень богатые люди и это бывает раз в неделю-две. На пистолете висела паутина и долго закачивали топливо в колонку — поэтому, похоже на правду. Цены на бензин такие же, как у нас. Хочется отметить, что везде бензин хорошего качества — даже на невзрачных и несетевых заправках.
Первая встреча с ЖОЛ Полицыясы была на стационарном посту Павлодара перед мостом на Иртыш.
Проверили страховку и техпаспорт. Смотрели всегда минимум документов — в основном спрашивали. Спросили куда-откуда едете. Как вышел из машины — сразу здороваются и прощаются, пожав руку. Далее — все инспектора отмечались рукопожатием. Забегая заранее скажу, что останавливали ВСЕ посты, кто был на дорогах. Проверяли документы, скорость, ремни… Никто не вымогал, кроме одной ложки дегтя — на обратном пути, перед Павлодаром, ночью с противоположной стороны широкой трассы мелькнула красная морковка Жола — увидел краем глаза. Долго думал — показалось или нет — и решил от греха подальше остановиться и посмотреть. Проехал метров 50 уже от места. Смотрим — бежит… Ну, далее процесс многим известен. Сторговались на тысяче рублей. На прощание Жол произнес: «Только никому не говори, наших здесь много…». Вот он, который испортил офигенно положительное впечатление от сотрудников Жол Полицыясы. Все остальные были доброжелательны и корректны. На выезде с Жесказгана разговорились и даже подарили экипажу сборник анекдотов. Скучно стоять в пустыне на жаре. Обещали на обратном пути нам рассказывать. В Кызылорде нас честно пытались поймать на скорость в движении, но радар-детектор нам неоценимо помог. Ехали мы демонстративно со скоростью 35 км/ч. Обогнав нас патрульная машина демонстративно развернулась перед нами и сверкнув фарами умчалась восвояси. И в любом случае они честно пытались нас поймать. Так что респект им и уважуха.
Участок трассы Павлодар-Караганда тоже оказался вполне приемлемый со стороны Павлодара, но, не доезжая 230 км До Караганды все оказалось грустно — бомбометание на трассе производилось регулярно, а ремонтные работы — нет. Исключением оказался еще один участок в 10 км (ремонт дороги и объезд по гравию). Что примечательно — объездную гравийную дорогу поливала от пыли специальная машина (см. фото).
Сразу бросается в глаза: Казахстан — это небо! Бескрайнее небо, разное небо, красивейшее небо….
На протяжении всей трассы повсеместно встречаются МАФы (малые архитектурные формы) в виде животных, сердец, памятников непонятного назначения, стел, колонн и т.д.
В степи очень красиво весной! Почва — голимый щебень…а все цветет!
По плану доехали до Караганды. Возле стеллы на въезде встретили пару машин с кемеровскими номерами и группой молодых людей. Земляки, однако!
Звонит жена:
— Ты где?
— В Караганде!
— Ну хватит прикалываться…!
В городе по пути заехали в кафе «Избушка» пошашлычить. Взяли усиленный набор по 500 гр шашлыку за 1 100 тенге. Обед на двоих с полным набором обошелся в переводе за 500 рублей. Шашлык сказочный!!!
Решили обзавестись местной симкой. Долго искали место продажи. Проявилась одна особенность местного колорита — ну, о чем казаха не спроси: «не знаю», «не в курсе», «не видел». Партизанские корни, что-ли? Обычно опрос местного населения помогает ориентироваться — но не тут-то было… Добрались до какого-то супермаркета и купили симку. Опять ждало удивление — с нас не попросили никаких документов на оформление!!! Покупай и проваливай!!! Прямо как в обменнике. «Билайна» симки кончились — нам втюхали «Теле2», уверив, что работают по всему Казахстану. К слову, за Карагандой связь и пропала. Как потом нам объяснили — реальные пацаны пользуются только «Билайном».
Заночевать собирались в палатке, устроив бивак на озере Топар в 90 км от Караганды. Прибыли туда около 10 вечера, проехав около 1 000 км Озеро очень красивое, места живописные — местная курортная зона: много домов отдыха и ближайший к трассе берег практически весь занят базами. Есть единственное НО — на берегу стоит огромная ТЭЦ и в две трубы коптит бесперестанно. Нашли место, разбили лагерь. Всю ночь булькала выпь в кустах, плавали нырки, шелестела и плюхалась рыба — но нам было уже не до нее… По запарке забыли пропиленовые коврики и пришлось спать практически на камнях. Бока сутра побаливали. Даже колышки для палатки вбить не смогли — одни каменюки. Раннее утро, Топар.
Поднялись в 6 утра, позавтракали и двинули дальше.
Участок Караганды—Жесказган в плане природы оказался уже другим. Холмы и огромные плато. Брутальные остановки как элемент самобытности МАФ.
Стада овец, коров, лошадей… Все реки, озера и болотца (судя по ландшафту) либо высохли, либо сильно обмелели.
Стелы…
И тут началась сказочная красная дорога и не менее сказочная красная степь…
Попадался и суровый «челябинский укроп» размером с куст крыжовника…
Проезжая мимо одного аула, наткнулись на местную батыр-братву. Ситуация: подъезжает машина с новосибирскими номерами, вылезает крендель, всех фотает вместе со стелой и уезжает. Явное удивление на лицах местного населения… Думал, догонять будут… Спрашивать…
Дорога на троечку с плюсом. Есть объезд меднорудного разреза (около 4-5 км) — плохая, но вполне терпимая дорога. Попадаются уже более серьезные ямы, приходится петлять. Машины встречаются нечасто, поэтому маневры удаются легко. Средняя скорость — 110 км/ч. АЗС есть редко, но вполне достаточно, чтобы не встать посреди степи. Ближе к Жесказгану степь становится пустыннее.
Мой батыр-авто на фоне жесказганской степи.
Очередная Малая архитектурная форма (МАФ) перед Жесказганом.
Обратили на себя внимание кладбища-могильники. По рассказам местных — в них хоронят сидя, заворачивая тело в ковер. Что интересно — расположение таких мест показалось хаотичным. Где захотели — там и похоронили. Степь она большая, места много…
Объездная дорога была закрыта и ЖПС завел нас через аварийный мост на жесказганский медеплавильный комбинат. Циклопическое сооружение, трубы видно за десятки километров. Дым и выбросы тоннами уносит в пустыню.
Перед въездом стоит статУя — дядька на барсе с копьем, весь блястючий…
На выезде с Жесказгана — офигенно здоровая композиция казахского воина-освободителя.
Очень жаль, что в Жесказгане нам так и не попалось ни одного кафе, и в полдень, впроголодь, мы двинули из города в пустыню. Уже в 10 км от города, пройдя через кордон жарившихся на солнцепеке ЖОЛ полисыясов, (которым кстати, и подарили сборник анекдотов) дорога перестала радовать совсем, становилась хуже и хуже и уже через 70-80 км пропала совсем — превратившись в зубодробильную щебеночную. На фотке ровная получилась, но по ощущениям — реальная терка…
Пожалев подвеску, съехали в пустыню. Колея от дальнобоев не радовала, пару раз серьезно давала знать об этом… Дорога пропала совсем… Теперь я понимаю, как сложно ездить на ралли Париж—Дакар.
Через пятьдесят-сто километров попадались шайханы, где дальнобой-батыры чинили и меняли шины на своих рефрижираторах (колотун-арбах по-местному). Вот типичная шайхана.
А вот нетипичная шайхана, больше похожая на землянку. Дак и понятно — градусник показывал 43 по цельсию. Лучше глубже зарываться в землю, поддаваясь природному инстинкту. Создавалось ощущение, что попал в духовку.
Ну и какая пустыня без верблюдов!!! Ага!!! Попались!!!
Ну где верблюды — там и саксаул! Примечательно два факта о нем — саксаул не пилится пилой, а только ломается. ВСЕ им топят печи и жарят шашлык, а между тем, он занесен в Красную книгу.
Фауна не сильно разнообразна — лошади, коровы, бараны. А вот и он — ослик!
Песок был везде — на зубах, в глазах, в машине…Пару раз вдалеке, проносились небольшие смерчи, высотой метров по пятьдесят.
Дорога вся усеяна сильно поврежденными шинами, лежащими кучами через 50-100 метров по обеим сторонам трассы. Кстати, посреди пустыни сами поймали саморез и потеряли некоторое время на замену запаски. Когда меняли заднее колесо, из суппортов высыпалось ведро песка.
Вдруг посреди пустыни — 20 километров отличного асфальта. Откуда что взялось — не понятно. Наверное, наследие Советского Союза…
Запечатлел для своей жены именную шайхану. Перекусывать в таких заведениях не рискнули. Решили харчеваться в Кызылорде.
Дорога стала лучше, появился асфальт. Вот она цивилизация — Кызылорда! Заправившись, решили отобедать, отужинать и как оказалось потом, и отзавтракать… Харчевня была прямо на въезде в город. Кормили хорошо, дешево. К слову о придорожных забегаловках: еда везде отличная и дешевая. Особо отмечу кофе с молоком — хороший кофе с настоящим, хорошим молоком!!! И даже никто не помышлял налить нам пойло «три в одном». Мяса всегда много и очень вкусное. К примеру, обедая на обратном пути здесь же — жаркое с картошкой, 2 больших стакана кофе с молоком и термос полтора! литра кофе с молоком обошелся нам в 140 рублей. Платили, естественно, тенге.
В самом доме, над столом, оказалось гнездо ласточки. Она шныряла туда-сюда и кормила своих четверых желторотых птенцов. Ну, прямо «В мире животных» в натуральную величину. Сфотал на телефон.
Звонит супруга:
— Ты где?
— В Кызылорде!!!
—Бля, опять издеваешься! То в Караганде он, то в Кызылорде…
Теперь самая крутая отмазка у меня на вопрос «Ты где?» отвечаю — в Кызылорде!!
Что не понравилось: Ориентироваться по указателям дорог достаточно сложно, особенно когда ЖПС от жары глюкнул, а бумажная карта местами не соответствовала.
Оказалось, что интенсивное движение по казахским дорогам бывает ночью. Причем неприятная особенность — ВСЕ лупят на дальнем свете. Пока сам в ответку не врубишь — выключают, и то тянут до последнего. Пока сами не ослепнут. Обратно доехали до России — такого нигде нет. Водители у нас воспитанные и вежливые.
Попытались сделать пробитое колесо, но никто уже не работал!!! Проехали пять шиномонтажек и безрезультатно. Остановивший нас очередной Жол Полициясы сказал, что есть круглосуточная по трассе на Байконур. Но ее по дороге мы так и не увидели.
Ну и осталось нам каких-то 250 км До Байконура. Время 21:00, и мы рассчитывали добраться до места не позднее 12 часов. Выезд из города был классным! Новая дорога, вокруг каналы, заводи, растительность… Но счастье кончилось через 30 км Такого ремонта дороги я в жизь не видел, и дай бог не увижу никогда!!! Все разворочено, объездов практически нет, пылища по колено, ямы только для камазов по силам. Со скоростью 20 км/ч, как в кошмарном сне, мы ехали 200 км практически шесть часов. Периодически меняясь, т.к. в руки бил сильнейший «кондрат» от неровностей дороги. Пробивали стойки, подлетали, отрывались от земли пару раз. Кавардак со знаками — даже свернули разок не туда. Но ЖПС нас вернул на путь истинный. Этот кусок трассы показался нам наиболее тяжелым. Перед Байконуром дорога стала хоть более-менее сносной — и 20 оставшихся километров мы проехали уже под 80 км/ч. На обратном пути нам подсказали объездной путь — повернули на Джусалы и через Желагаш и по более-менее сносной дороге добрались до Кызылорды за планируемые ранее три часа.
К КПП Байконура мы доехали в четырем часам утра и запарковались возле новой мечети. Наши друзья сильно переживали наше затянувшееся прибытие. Прошли КПП, запарковали у одного из друзей (Андрея) на работе под навесом наш шайтан-броненосец. В очередной раз убедился, что Хонда Форева!!!!
Про обратный путь рассказывать не буду, кроме нескольких моментов, которые позабавили — это дезинфекция ночью на пограничном КПП. Двое парнишек с «прыскалкой» всего за 70 рублей избавили нас от неизлечимых инфекций, которые мы якобы нацепляли на казахских дорогах. Бугага.
Это орлиные гнезда на опорах ЛЭП.
Военные учения в Караганде — все ПолисЖолы были на охранении, и мы проскочили город по зеленке.
И офигенная радуга в степи после дождя…
А вот и родимый край…. Подъезжаем к Ордынке.
Часть вторая. Байконур ака Байконыр
Ну вот он, долгожданный Байконур. Раннее утро, пятый час.
Слегка взволнованная и мучительными ожиданиями принимающая сторона. Из-за местного «Теле2» были в информационном вакууме и только перед городом новосибирский «Мегафон» зароумился к местному оператору. Мы отзвонились и сообщили по скорой встрече..
Машину поставили у одного из друзей на работе, под навесом. Кстати говоря, до самого отъезда мы автомобиль и не трогали — он отсыпался после трудной дороги.
Приехали на квартиру к брату друга, который был в отпуске в России. Обычная однешка, с простым и чистеньким ремонтом. И о, какое счастье — там был кондиционер! Эту прелесть мы оценили в последующем.
Фото — дом, где мы проживали. Примечательно, что газонов, как таковых, практически нет. Голая, выжженная глинистая почва вперемешку с песком, камнями и осколками бутылок. Частного сектора тоже практически нет — все дома государственные.
Рядом стояли два корпуса разграбленной и опустошенной гостиницы «Казахстан». Много зданий были законсервированы — т.е. окна заложены кирпичом, стояли антивандальные двери, все коммуникации в порядке и в рабочем состоянии. В основном, это военные здания — все военные сейчас на Плесецке.
Но не все военные покинули город. Вот, например, типичный военный камуфляж от жары.
Первое впечатление от Байконура — это как будто вернулся назад в 1985 год, во времена развитого социализма. Это моральная атмосфера такая — спокойная, доброжелательная, самодостаточная. ВСЕ люди улыбаются тебе просто так, потому — что настроение хорошее!!! ВСЕ очень красиво и опрятно одеты — будь то молодой парень или девушка, или люди в годах.
Пиво в бутылках или из баклашек пить просто не принято — ни разу не видел. Сам грешен.
Телевидение в основном спутниковое, все крыши утыканы тарелками. Эфирное телевидение просто ужасное — в последний момент отказал «первый» канал и я обломался с финалом по хоккею 2012.
Первый казус произошел, когда впервЫе пришли отовариваться в магазин. Приперлись туда с тенге. Скрипя сердцем, по просьбе товарищей, нам продали за тенге по грабительскому курсу. Честно говоря, для нас было как-то необычно: то были всюду тенге, а тут раз — и только рубли, везде за рубли… А потом вдруг дошло — дак мы же в России! Байконур — территория РФ. Хотя блок-пост на въезде в город совсем не похож на границу, честно говоря и думать не думал что границу пересекаем.
Алкоголь продают круглосуточно. И пьяных нигде нет. Никогда не видел смысла в этих запретах.
Цены на рынке запредельные на все. Примерно на 20-30% выше, чем в Новосибирске.
Радовало бесконечное разнообразие и красота полиэтеленовых пакетов, которыми нас снабжали при каждой покупке. В Новосибе они блеклые и однообразные. На фото — типичный представитель семейства байконурских пакетов.
Фото: забор — Вот она, типа, граница. Вообще, граница города идет по реке Сырдарья.
При такой жаре захотели искупаться, но нам тут же отсоветовали — зыбучие пески, двойное дно… — утянет и выловят километров за 200. А то и совсем сгинуть можно. Купающихся я так и не увидел. Зато стояли фонтаны-поливалки, под которыми резвилась детвора.
«Вода-это жизнь!» Такой плакат висит на въезде в местный Горводоканал. Но почему-то именно здесь по-настоящему понимаешь смысл этих слов. По сути, Байконур — это оазис в пустыне. К каждому дереву проложена труба, прорыт арык. Поливают весь город утром и вечером. И только поэтому здесь хоть что-то растет. Видели в парке родные березки по 2 метра и штук 5. Больше не растут, засыхают. Голубые ели выгорели почти полностью, и только пару веточек внизу подавали признаки жизни.
На фото — местный водозабор из Сырдарьи.
Это пейзаж «За городом». И смысл фразы «поехали за город на природу» теряет здесь всякий смысл.
Абсолютно нигде нет пластиковых окон. Все окна наглухо законопачены и закрашены наглухо, открываются только маленькие форточки. Это связано с песчаными бурями и суровой зимой (зимой там до -35 доходит с ветром).
На первый пилотируемый пуск мы не попали, т.к. было много высоких государственных лиц. Пуск наблюдали из города на расстоянии 50 км Фотки получились мелкие, но видно, как отошла вторая ступень. Первая ступень падает в Жесказганских степях, вторая — уже на Алтае. А кажется — вот, все рядом.
После пусков погода резко меняется — дырка в атмосфере дает о себе знать. К полуночи поднялся шквальный холодный ветер, да такой, что «сигареты вырывало прямо с зубами». Улетела бейсболка. Температура опустилась до 7 градусов. Холодный, колкий песок пронизывал иглами сквозь рубаху. Бррр… ощущение не из приятных. Зимой с таким ветром вообще жесть.
Основная фауна города — два представителя. Первый — «джингиль», кустарник с розовыми листочками и мелкими цветами, издающий благоухающий аромат. Очень приятно и душисто пахнет! Даже сравнить-то не с чем…
Второй представитель — «джидда», небольшое деревце, очень похожее на нашу облепиху. Цветет и издает такой же прекрасный аромат.
Совокупность запаха джингиль, джидды и жареного шашлыка витает по всему городу и кружит голову. Наверное, именно так должно пахнуть в раю…
Встречаются конкретные колючки или акации. Но их совсем мало.
На фото — конкретная колючка.
На фото — конкретная акация. Вдобавок, еще и цветущая!
А вот и местные ГИБДДшники. Чуть не обозвал их жолами полицыясами. Встречаются достаточно часто. Движение на дорогах не плотное, но достаточно интенсивное. Даже видел одну аварию.
Дороги в хорошем состоянии, но складывается впечатление, что это все наследство СССР.
Еще одно открытие Байконура — это такси. Как таковых с шашечками — такси мало. Но стоит занести ногу над поребриком — сразу останавливается машина, готовая отвезти тебя в любую точку города. По 25 рублей с человека! На двоих отдавали полтинник в любую точку города.
Разброс в моделях и марках авто в Байконуре ничем не отличается от общеказахского — это в основном «немцы» -седаны на механике 90-95 годов или совсем новые внедорожники. Российского автопрома нет практически.
Современная достопримечательность причудливой пост-модернистской формы. За внешний вид местным населением прозванная «Чупа-Чупсом». Вечерами и ночью этот «Чупа-Чупс» показывает погоду, время и давление.
А это одна из достопримечательностей Байконура, окутанная легендой. Настоящий, действующий, но законсервированный самолет Ан-12. История его такова, что в девяностые годы один неизвестный полковник продал за границу два таких самолета с полным вооружением и 20 двигателей. Из партии удалось задержать только этот самолет. Полковник, естественно, сел надолго, но память о нем осталась.
А это еще один летательный аппарат — памятник. Тоже действующий, но очень старый. Надпись СССР навевает ностальгические воспоминания…
Отдельной строкой хочу выделить пункты общественного питания — харчевни. Их очень и очень и очень много. Во всех достаточно неплохой ассортимент блюд. «Бывалые» провели нас по лучшим местам.
При каждом кафе обязательно присутствует сторожевой кот-попрошайка. Одним своим видом он как — бы говорит: «Monsier, je ne mange pas six jour...» (с) Киса Воробьянинов. На фото — типичный представитель. Полюбуйтесь — у него даже раскосые глазки….
Одна из лучших харчевен — ресторан «Байконур». Огромный выбор шашлыка — из баранины, говядины, свинины, на косточках, из печени, утка с яблоками, из сома….и т. д…. Цена любого шашлыка — 100-120 рублей. Подмечено, что вечерами ежедневно, жители семьями посещают кафе — ужинают.
Вот оно — древнее и наипрекраснейшее блюдо всех времен и народов! ШАШЛЫК! Харчевня «Домик Охотника»:
Тут внезапно пошел дождь… но внутри кафе, под деревьями было сухо. Листья, которые были до этого торцом к солнцу, моментально развернулись плашмя и жадно вписывали живительную влагу. На фото — харчевня при гостинице «Россия». Очень много иностранной речи слышно там…
Волшебная шурпа. И не надо слов…
А это просто шедевральный плов от шеф-повара Андрея. Простейший рецепт, без специй даже — только соль и чеснок. Такого наивкуснейшего плова я ни разу не пробовал в своей жизни. До сих пор яркие воспоминания о твоем плове, дружище!
Пару слов скажу о пиве. Потому что о нем не нужно говорить — его нужно пить. По 35 градусной жаре холодное пиво — это чудесно! Понятно, что его потребляют здесь в немеряных количествах. Сначала мы нарвались на сладкое «Пшеничное» и больше его не брали. А вот «Шимкентское» и «Карагандинское» — были лучшими нашими сопровождающими во время пребывания в городе. В отличие от Новосиба, в разлив в пластиковую тару практически нигде не продают. Был обнаружен единственный пеногаситель на рынке, и то установленный 2 дня назад. Пиво можно попить в любом кафе, за углом. И стоимость его будет аналогичная.
Великую сагу нужно пропеть аральскому лещу, купленному в магазине рядом с домом. Лучше рыбы я не пробовал — все, без лишних слов…
На пятый день местная еда достала… Вкусная, жирная и много… Пошли на рынок — купили продуктов на щи и пол-мешка картошки. Угостили байконурских товарищей родной русской пищей — жареной картошкой и щами. Получили зачет. Все дома на Байконуре газифицированы.
А вот и она — казахская минералка. С утра — вещь незаменимая. В повседневном быту — полезная.
….незаменимая, за исключением Тана. Этот чудесный напиток отменного качества я потреблял с утра по литру, из холодильника. Наши российские таны далеки от этого вкуса и качества.
Днем на улицах практически никто не ходит, если только в самом крайнем случае. Потому как пекло! Парк развлечений пустует. И улицы пустынны. Проходив пару часов под солнцем мы напрочь обгорели и старались без дела днем на улицу не выходить.
Основное движение начинается вечером, после заката и ночью. Ночью город хорошо освещен и можно гулять в свете практически везде. Народ толпами, с детьми, с колясками шарахается по ночному городу. А днем все спят, наверное…
Особым вниманием отмечу местный храм, который возвели буквально два года назад. На фоне голубого неба с облаками имеет исключительный вид, радующий глаз и душу.
На въезде в город тут же была построена мечеть. С подсветкой, ночью смотрится не менее торжественно.
Это дом приема иностранных делегаций со множеством флагов на фасаде. Похоже, они частые гости там.
Это наш гид Аман на типичном автопроме здешних мест… Номера 50/50 казахские и местные российские. Видел единственную неместную машину из 63 региона.
Кинокомплекс «Сатурн», где проводят выставки и т.д., но как таковой киноиндустрии там нет, уж тем более в 3D. Кино смотрят дома на ДВД.
Что касается названий различных кафе, клубов, магазинов и т.д. — все на космическую тематику: «Лунный», «На старт», «Сатурн», «Звездный» и т.д… Оно и понятно, космодром недалеко, надо соответствовать!
Вот он, наш ядерный щит! Памятник создателю межконтинентальных баллистических ракет «Сатана» — Михаилу Кузьмичу Янгелю. В городе буквально на каждом шагу то памятники, то мемориальные таблички. Эта земля повидала многих великих людей.
Центральный постамент с баллистической межконтинентальной ракетой.
— А может жахнем?
— Обязательно жахнем! Весь мир в труху, но потом… (с) ДМБ
А вот и мы, собственной персоной возле ракетной дудки.
Монумент-памятник покорителям космоса. Повествует, как развивался город, какие здесь работали и работают люди.
Корабль-призрак в виде стилизованного под «совок» кафе на берегу могучей Сырдарьи. В этом году засуха, поэтому река не такая могучая, как обычно.
Начиная с 1955 года поезда по расписанию возят людей на работу на космодром. Это же спецпердприятие «Космотранс» обеспечивает доставку ракет от места сборки до пусковой платформы. Наше ноу-хау (секретное) — перевозить ракеты горизонтально в специальных чехлах и ставят их вертикально уже на пусковой. Америкосы, в свою очередь, перевозят ракеты вертикально, что очень дорого и неудобно.
Спецплатформа на фоне ТЭЦ.
А вот и поезд на подлете к космодрому. Сказал-то как символично! Прет он под 120 км/ч. Фото похуже, на телефон сделал.
В центре наткнулись на еще одних автопробегистов из Кирова. Собственно, респект и уважуха! Наверное, полные карманы песка понабилось по дороге…
В центральном парке стоит памятник страшной трагедии, когда в 1960-м году на старте взорвалась ракета. Тогда погибло около 200 специалистов и военных, судя по мемориальным плитам, в основном это были 25-летние парни.
Рядом стоит обелиск поменьше — в память о другой трагедии в 1963 году. Катастрофа произошла в один и тот же день, что и в 60-м году. Вот такое печальное совпадение.
Перед 9 мая прошлого года ракету с этого постамента подрезали на металлолом. Всем городом искали паршивца и вернули к 9 мая ракету на место.
Камень закладки города, хотя тогда это был просто поселок Ленинский. Отцом-основателем города считается генерал-майор Шубников. Рядом с камнем расположен большой мемориальный комплекс.
А вот и сам Шубников. Солнце палящее и очень яркое, поэтому лица плохо видно.
Местный радиотехнический техникум считается одним из лучших учебных заведений в Казахстане.
Центральная площадь Байконура, где исторически проходят парады и торжественные мероприятия.
Рядом — гостиница «Центральная».
А это Байконурский «Арбат» — пешеходный участок с множеством кафе, магазинчиков, лавочек и развлекух.
Батут — обычное дело для детской развлекухи. Их стоит достаточно много в разных местах.
Совсем рядом находится проспект Абая. Все о нем слышали когда-то, но не знают, кто он такой. Уже потом мы выяснили, что Абай — великий казахский мыслитель. А что он намыслил — инет вам в помощь!
А вот и Королев. Тоже великий космический мыслитель.
Парковки для автомобилей все крытые, видимо, частично спасает от палящего солнца.
А это сцуко, злобное животное нашего друга Олега. Полулысый песчаный котяра-разбойник. Хотели нам всучить как сувенир, но мы благоразумно отказались…
Саксаул — низкое дерево с очень плотной древесиной, занесено в Красную книгу. Древесина настолько плотная, что она не пилится, а только ломается. Но это не мешает повсеместно им топить бани и жарить на нем шашлык. И шашлык на саксауле получается какой-то особенный.
Постоянно в город приезжают артисты. Вот одна из последних афиш.
Во время прощальной вечеринки около 12 ночи дружище Вован решил сделать нам подарок, а лучший подарок, как вы знаете — книга. Сгоняв в полночь до автора самой последней версии книги про Байконур — господина А. Я. Сорокина, разбудил его и подписал именные экземпляры книг. Плюсанем за геройский поступок автора! Обложка книги на фото (скан).
А вот и сам автор.
Внутри ВСЕХ подъездов Байконура — обычный совковый колорит — грязно, нассано, стены расписаны. ИМХО подъезды вообще не моют.
Имена надписей просто другие — а смысл везде один и тот — же. Салям, Бахытбек!
Ну а теперь сам космодром Байконур
Поход в музей оказался несколько сумбурным, с полусевшим фотоаппаратом. Случайно удалось прорваться через плотный график делегаций, и нам выделили 20 минут между экскурсиями только для нас двоих.
Дружище Стас нас доставил туда на своем жипе. Итак, в путь, на космодром!
Естественно, есть несколько КПП.
Станция слежения за пусками ракет. Ведет корабль от старта до выхода на орбиту.
Дом-музей Юрия Гагарина, где он отдыхал перед стартом. Рядом находится дом-музей Королева.
Въезд в Музей Космонавтики. Все огорожено, под охраной. Проверили спецпропуска. Сверили со списком посещений.
Оплатив экскурсию, мы приготовились к спринтерскому освоению музея. Двухчасовую экскурсию нам провели за 20 минут, вылив на нас примерно 8-10 терабайт информации. Еле успевали щелкать севшим фотоаппаратом, подключая периодически телефон…
Вот наш экскурсовод — суперпрофессионал своего дела! К сожалению, в попыхах, забыли его имя-отчество.
Краткий экскурс в историю создания города.
Множество стендов, посвященных создателям различной ракетной техники.
Оборудование слежения за полетом космического корабля времен первых пусков.
Держитесь за свои планшетники и ноуты? Да, это он, первый компьютер!!! Данные записываются на магнитную ленту — ноу-хау того времени.
А крылатая фраза — «КЛЮЧ НА СТАРТ!». Вот этот исторический девайс. В середине отверстие, куда вставляется специальный ключ (не путать с ключом 9х13) и производится набор команд на передней панели. После этого Алексеич и заорал — «ПОЕХАЛИ, мать вашу!» (шутка).
Это проект первой пусковой площадки. Площадку строили практически круглосуточно, без выходных в течении четырех лет. А климат на Байконуре суровый — летом плюс 40, зимой минус 30 и с ветром.
Фрагмент рельсы, которыми оснащали подъездные пути к космодрому. Спецзаказ высшего качества.
Это знаменитый Гагаринский китель. Размер очень маленький. Да оно и понятно, чем легче космонавт, тем дальше летит!
Представлены макеты различных типов ракет. Был удивлен таким разнообразием и широтой инженерной мысли.
Вот представлен легендарный «Восток»
Самый мощный и большой из существующих ракетоносителей — «Протон», на пуске которого мы непосредственно и были. Выход на орбиту — 10 минут, полезная масса груза — 20 тонн. Ну такая здоровенная ракета в живую — просто пипец!
В таком положении космонавты находятся сутки, до момента стыковки к орбитальной станции.
Слева — скафандр для повседневной работы на орбитальной станции. Справа — для выхода в открытый космос.
Вот в такой позе «ЗЮ» космонавты находятся в самой ракете. Не позавидуешь, там такие перегрузки…
Вид внутри спускаемой капсулы, которая на парашютах приземляется в степях Жесказгана.
Стенд, где оставляют свои автографы пилоты космических кораблей перед стартом.
У каждого экипажа, хоть раз побывавшего в космосе, имеется своя эмблема. Стенд, где размещены эмблемы, такой большой, что не хватило охвата объектива. Очень красочные эмблемы, вспышки дизайнерской мысли…
Макет МКС.
По ходу оставили свои новосибирские автографы в книге памяти музея.
Макет всего космодрома. Пусковая площадка «Протона» слева первая. Рядом, в 10 км на границе зоны безопасности находится смотровая площадка.
Различное оборудование — гироскопы, двигатели и другие труднозапоминающиеся на бегу приборы…
Чуть поодаль от здания музея нас встречает орбитальный космический корабль многоразового использования «Буран». Когда это корабль в автоматическом режиме осуществлял посадку, то в конце посадочной полосы встал генеральный конструктор этого корабля в качестве уверенности за точность и надежность посадки.
При посадке корабль остановился дальше от намеченной стоп-линии всего на 30 сантиметров. Представляете, какой на нем автопилот крутейший!
Сказали волшебное слово, и нас на 5 минут запустили внутрь «Бурана».
Итоговое фото на фоне ракетного двигателя. Интересно, а на «Хонды» такие ставят?
Ночные фото пуска получились не качественными. Фотки и видео хорошего качества еще не прислали с Байконура. Там с инетом совсем плохо. Если получится — прикреплю видео пуска среднего качества. Звук взлетающей ракеты сродни со звуком стада ревущих бегемотов. Запоминается сразу и надолго.
Всем спасибо за внимание.
Напоследок резюмирую — не бойтесь путешествовать, познавать мир, встречаться с новыми людьми. Этот автопробег в какой-то степени и был авантюрой, но, слава Аллаху, что все сложилось именно так.
Еще раз передаю привет и слова благодарности принимающей байконурской стороне — Олегу, Андрюхе, Стасу, Вовану и Аману.