Хан Соболь: шесть всадников экономкласса на недомаршрутке. Экспедиция в Монголию

19.03.2020 | 9802 просмотра

«Люблю, когда всё идет по плану»

Предисловие

Майские праздники в России — это всегда лакомый кусок для матерых путешественников, уже переросших типичный отдых офисного планктона в формате «морской пляжный тюлень». Почему?

1. Май хорошо подходит для посещения тех мест и стран, где летом было бы слишком жарко, а также для дальних поездок на автомобилях: ехать можно уже на летней резине, на асфальте нет снега и льда, а двигатель меньше рискует перегреться и закипеть в сложных условиях.
  2. В популярных туристических местах ещё нет ажиотажа (студенты и школьники заканчивают учебный год в городах, дачники десантировались на грядки и не создают пятнично-воскресные пробки на междугородних трассах) и соответствующих ему цен «высокого» сезона.
  3. «Склейка» с общими выходными небольшого числа отпускных дней дает в сумме вполне достаточные для путешествия каникулы.

Поэтому, созерцая из окна дома недавно приобретенный 7-местный микроавтобус, просто невозможно отказать себе в жгучем желании отправиться в автопутешествие вместе с друзьями. Тем более что состоявшаяся в мае 2018 года поездка в Астану прошла успешно, и наш неофициальный тревел-клуб под названием «Решка и Решка» в количестве шести человек (включая автора этого текста) дружно осознал, что нам хочется более масштабной следующей экспедиции. Дорога зовёт!

После недолгих раздумий целью на май 2019 года была единогласно выбрана Монголия. Маршрут на первый взгляд простой: Новосибирск — Иркутск — Улан-Удэ — Улан-Батор (обратный — той же дорогой). Но подготовка заняла достаточно много сил и времени.

Подготовка

Тут, пожалуй, сделаю ремарку.

У меня есть лучший друг, тоже любитель путешествий, в том числе мотоциклетных (в Монголию, кстати, он ездил). Однако его формат — это сначала почти умышленно создать себе максимум проблем (технических, логистических, временных, финансовых, лучше — всех сразу), а затем героически их преодолевать и гордиться, как же он круто, брутально и смекалисто всё «разрулил». Это у него называется «приключения». Разумеется, потом по таким поездкам намного веселее травить байки и писать рассказы, ведь слушатели и читатели больше обращают внимание на истории, насыщенные происшествиями, материальным ущербом и неожиданными «поворотами сюжета». Человек оценит, может даже восхититься и посочувствовать, но… сломанное транспортное средство, испорченная одежда, экстренные покупки и прочий урон от «приключений» всё равно обернулись головной болью и дырой в бюджете для их героя.

«Решка и Решка» исповедует другой принцип. Мы соизмеряем желания с возможностями и действуем, как полковник Ганнибал Смит из сериала «Команда А». Его коронная фраза «Люблю, когда всё идет по плану» гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд — не просто красное словцо для поднятия собственной важности в глазах окружающих, а кредо. Относительно автопутешествий его следует понимать так: лучше пусть поездка будет предсказуемой, и со стороны потом скажут, что она получилась скучной, чем стоять на обочине другой страны со сломанной машиной, заблудиться в пустыне или лесу, застрять в песках, лежать в заграничной больнице или сидеть в «обезьяннике».

Держа в уме всё вышеизложенное, мы коллективными усилиями готовились к путешествию в Монголию не спеша и тщательно, суммарно около 3 месяцев. Подбирали «лайтовые» достопримечательности недалеко от Улан-Батора и составляли примерную программу их посещения. Выбирали и бронировали квартиру в Улан-Баторе, а также квартиры в России — под промежуточные ночевки в дороге. Изучали таможенные правила Монголии, чтобы избежать возможных конфискаций предметов на границе. Готовили документы: гражданам России виза для посещения Монголии не требуется, если срок пребывания меньше 30 дней, но нужны действующий загранпаспорт и миграционная карта, которая заполняется на погранпосте (или в аэропорте).

Мой автомобиль — ГАЗ 2217 «Соболь Баргузин», 2007 год выпуска, двигатель ЗМЗ 405.22 (ГБО нет), задний привод, салон «Ривьера», без кондиционера. Перед стартом получил тщательное техническое обслуживание, требуемый ремонт и необходимые замены расходников — всё было рассчитано так, чтобы в дороге максимально ничего не пришлось делать.

«Соболь» открывает немыслимые для городского «легковушечного» сознания возможности как в дороге, так и на привалах. Тут тебе и три ряда сидений, и раскладной стол, и вторая печка, и шторки на окнах. Хочешь — устраивай пикник на обочине из запасов еды со свежим кофе с заправки, хочешь — валяйся на широких и мягких «диванах» (если качество дороги позволяет); одно из задних сидений может служить полноценным спальным местом для уставшего водителя.

Две «нижних полки».

Для багажа шести человек места достаточно, половина сумок и вовсе помещается в салоне, так что для доступа к ней даже не нужно останавливать машину и открывать багажник.

Багажный «рундук».

Если бы мы поехали на двух «легковушках» или внедорожнике, устали бы в разы сильнее, а так у нас был, по сути, целый плацкартный вагон.

И раскладной стол. Не автокемпер, конечно, но уже и совсем не легковушка.

Маршрут по России

Наконец день старта — 1 мая 2019 года, 5 утра — настал (обратно домой в Новосибирск вернулись утром 12 мая).

Передвижение по России (как на Восток, так и обратно на Запад) прошло гладко: едем, пока светло, заселяемся в квартиру, ужинаем, ночуем, и с утра — дальше в путь.

«За проезд передаем!»

Фура сзади — самый часто наблюдаемый в автопутешествиях объект.

По пути в Монголию мы ночевали в Канске, Иркутске и Улан-Удэ, на обратном — в Улан-Удэ и Иркутске (в них состоялись полноценные туристические прогулки).

Иркутск удивил большим количеством сохранившейся исторической застройки, в том числе деревянной и дореволюционной. Ценителям зодчества, старины и храмов посетить Иркутск однозначно стоит.

Насмотревшись на архитектурный калейдоскоп Иркутска, выдвинулись в столицу Бурятии — город Улан-Удэ.

Перед Улан-Удэ нас постигло фиаско: от превышения допустимой (не только по ПДД, но и из-за конструктивных особенностей и возраста машины) скорости у «Соболя» выдавило из двигателя не менее литра масла. Откуда именно, так и осталось неизвестно. В итоге пришлось срочно менять масло с фильтром, благо нужное количество и новый фильтр были с собой в запасе. СТО, готовое на замену масла в 5 утра, найти было непросто, но оно нашлось!

После получения такого горького урока конструктивную скорость «Соболя» оба водителя более не превышали, и масло больше не давило (аллилуйя).

По приезде в Улан-Удэ первым делом убедились, что знаменитая голова Ленина всё ещё на месте. А также были шокированы тем, насколько же она огромная. Никакие фотографии впечатлений от её размера не передают.

Голова создает впечатление, что она — часть огромной статуи, которую просто забыли увезти туда, где стоит остальное «тело».

Центр города понравился: уютный и достаточно ухоженный.

Отдельно порадовала хоть и современная, но гармонично стилизованная под старину «триумфальная арка». Ночью она и главные здания города красиво подсвечиваются.

Завершили прогулку по центру в этно-кафе «Влад.Д» на ул. Ленина, чтобы потренироваться в поглощении кочевой кухни.

Тренировка прошла успешно! Буузы, бухлеры и цуйваны были на высший балл и ушли, как в песок. Рекомендую это место всем, кто окажется в Улан-Удэ.

Переход границы и путь до Улан-Батора

Наступило новое утро. Вчерашние буузы переварены, растворимый кофе разлит по желудкам сонных путников. Спешные сборы, выселение из квартиры и загрузка поклажи в «Соболь»: на границу лучше не приезжать поздно.

После Улан-Удэ горно-таёжный ландшафт Байкала постепенно сменяется лесостепью и степью. Асфальт на трассе хорошего качества, фур мало, населенных пунктов вдоль трассы почти нет. Вождение в этой местности — истинное удовольствие.

Одно из святых мест на вершине перевала по федеральной трассе.

Перед въездом в Монголию заправили бак «Соболя» и свои баки «под горлышко»: следующий прием пищи неизвестно, когда и где состоится.

Российско-монгольскую границу проходили без особых проблем. Но и сказать, что было легко, тоже нельзя.

С российской стороной (МАПП «Кяхта») худо-бедно разобрались — благодаря родному языку. С монгольскими же пограничниками, хоть они владеют немного английским и почти уверенно русским, пришлось повозиться. Порядок заполнения бумаг отличается от нашего, сами бланки составлены на смеси монгольского и английского, нужно посетить много точек для разных печатей и контроля — в общем, квест не для слабаков! Пассажиры и водитель проходят оформление отдельно, периодически воссоединяясь, так как водитель должен собирать паспорта у пассажиров, чтобы предъявить их вместе со своим паспортом и документами на машину разным сотрудникам погранпоста. На некоторых этапах побегали в поисках первого попавшегося пограничника с просьбами о помощи; где-то выручили случайные «гражданские» монголы, знающие русский. Как говорится, язык до Улан-Батора доведёт.

Весь процесс занял около двух часов.

Очередь на досмотр на МАПП «Кяхта».

Документы, оставшиеся в результате прохода паспортного контроля на границе, берегите так же тщательно, как сам загранпаспорт! Часть заполненных миграционных «корешков» будут нужны при выезде из Монголии: в них добавляют отметки на выезд и окончательно заполненные забирают для отчетности на последнем этапе прохождения границы.

Обязательные сборы и пошлины за въезд автомобиля на территорию Монголии принимают в рублях: 300 рублей — транспортный налог за въезд, 70 рублей — т.н. «санитарная обработка» (по факту — просто лужа для мойки колес, через которую нужно проехать). Также обязательно оформить местное ОСАГО в отдельном вагончике сразу за таможней (продается также за рубли). Цена страховки зависит только от рабочего объема двигателя (в нашем случае — 2,5 л — страховка обошлась в 2 750 рублей), а водителей, допущенных к управлению, можно вписать сколько угодно.

Деньги меняйте сразу на границе и делайте это с большим запасом. Российские рубли на местные тугрики можно менять напрямую. Курс у обменщиков на границе не сильно отличается от курса в банках Улан-Батора (как обстоит с этим в аэропортах, не подскажу, ибо там мы не обменивали). Не надейтесь на безнал! Он работает не во всех местах даже в столице. Если вдруг увидите терминал, не радуйтесь преждевременно: большинство монгольских терминалов не принимают международные и российские банковские карты. Мы один раз сильно встряли на трассе, когда не хватало наличных, чтобы рассчитаться за уже залитый в бак бензин, а терминал не принимал ни Visa, ни Mastercard, причем от разных российских банков. Выкрутились чудом, уболтав заправщицу принять рубли, и заплатили при этом больше, чем стоил бензин.

По поводу бензина, кстати, не переживайте: он в Монголии импортный, из России. Стоит, разумеется, чуть дороже — 46 руб./л (92-й). Во всяком случае, в Улан-Баторе, за остальную Монголию, конечно, ручаться не могу. Если ваша машина требует 95-го бензина, тщательно продумайте свой маршрут, а если обязателен 98-й — подумайте, предназначена ли для путешествий по плохим дорогам и степям такая машина в принципе?

Важное примечание: не тратьте время на поиск и покупку местных сим-карт в придорожных магазинах. Работать сразу после установки в телефон они всё равно не будут: активировать их можно только в салоне связи после предъявления загранпаспорта. Доехать до Улан-Батора без связи вполне безопасно, а в городе без проблем купите симку в салоне оператора, где продавец внесет ваши данные в базу, тем самым активируя её.

Трасса от Кяхты до Улан-Батора отвратительная. Плохие куски чередуются с очень плохими. Но иногда даются «паузы» в пару километров хорошего асфальта. По-видимому, это технологически предусмотренные отрезки, чтобы путник имел возможность собрать высыпавшийся в трусы позвоночник и установить его обратно на штатное место.

За окнами неспешно плывет степь, которая иногда чередуется с элементами пустыни.

Ехать по монгольской «федералке» в темноте — это пытка: монголы почему-то используют дальний свет фар. Постоянно и поголовно. Кто знает, почему они так делают, напишите, пожалуйста, в комментах. Ответ на этот вопрос нам не смог дать даже местный гид.

Улан-Батор и окрестности

В столице Монголии заселились в трёхкомнатную квартиру. Бронировали заранее через Airbnb.com, вносили предоплату за 2 месяца до заселения. Приготовлением еды в квартире не занимались, ели и пили только готовое, принесённое с собой. Единственной весомой бытовой проблемой оказалось дождаться своей очереди в ванную/туалет по утрам и вечерам — типичная картина студенческой общаги.

Улан-Батор оставил хорошие впечатления (кроме огромных проблем с поиском свободных парковочных мест). Это растущий современный мегаполис с азиатским колоритом, где удивительным образом переплетается историческое и современное, коммунистическое и капиталистическое, кочевое и оседлое. Чётко прослеживается урбанистическое влияние Кореи и Китая в архитектуре, градоустройстве и городских коммуникациях. Здесь есть на что посмотреть, но ждать идеального городского благоустройства, покоя и тишины точно не стоит.

Трафик на дорогах очень плотный, по-азиатски хаотичный. Такси недорогое, вдвоем-втроем можно перемещаться по цене российских городских автобусов. Долго ждать не придется (такси ездят в потоке), устанавливать какие-либо мобильные приложения и разбираться в них необходимости нет. С таксистами можно общаться, показывая точку назначения на экране телефона, в ответ на что они набирают тебе на калькуляторе стоимость поездки — такой вот язык IT-жестов.

Мы пытались покататься на местных автобусах, но в них нельзя ездить за наличные! При этом так и не смогли найти, где купить карты оплаты билетов.

Освещение улиц плохое, за городом — просто отсутствует, и обычай езды местных водителей с дальним светом фар распространяется, как оказалось, и на города тоже.

Супермаркетов достаточно, ассортимент привычный. Кафе, рестораны и даже пабы — в наличии. Всё чуть дешевле, чем в России, и порции больше наших. Европейская кухня также присутствует, причем весьма достойного уровня.

Где были и что видели

Суммарно как по плану, так и спонтанно, мы посетили следующие места и виды объектов:

1. Статуя Чингисхана в Цонжин-Болдоге (около 50 км за пределами Улан-Батора). Впечатляет своими размерами.

На примыкающей территории также есть реалистичные и «залипательные» скульптуры воинов Орды в натуральную величину. Рассматриваешь скульптуру и всё ждешь момента, когда воин сдвинется с места и ускачет вдаль покорять новые земли во славу хана.

В основании статуи находится богатый экспонатами музей монгольской культуры, в составе которого имеется даже самый большой в мире сапог (но это не точно).

На гриву коня хана можно подняться на лифте, и глядя в даль степи, чуть больше проникнуться духом степных кочевников.

На территории монумента очень кстати оказались туристические «развлекухи». Вместо банана с катером — верблюд. Вместо фото с обезьянкой — фото с беркутом. Вместо тира с «воздушками» — лук со стрелами и растянутая шкура в качестве мишени.

Стрельба из лука — это не мушку с целиком совмещать да на спусковой крючок жать. С первых выстрелов становится понятно, за что в древности ценили лучников и почему они так долго учились своему делу.

По дороге к следующему пункту программы у нас случился незапланированно крутой обед в настоящей юрте посреди степи.

Там мы отведали одни из лучших бууз и хушууров в нашей жизни; это была симфония мяса, теста и бульона…

2. «Ставка Хана» (Национальный парк «Монголия 13-го века», около 70 км за пределами Улан-Батора). Масштабная и колоритная инсталляция-музей, однозначно советую посетить (оптимальнее всего — заодно с монументом Чингисхана).

Степная дорога к парку — отдельное испытание для водителя. Не газ в пол давить и оттормаживаться на светофоре через 300 метров, повисая на ремнях — тут совсем другая атмосфера. Ты находишься вне границ разметки, асфальта, симметрии и ГОСТов дорожного строительства. Через некоторое время ловишь себя на мысли, будто вся твоя рутинная городская жизнь осталась где-то на другой планете, и отныне цель твоей жизни — бесконечно «скакать» вперед, пытаясь догнать горизонт. И не сломать при этом своего железного коня, ведь степь не такая гладкая, как кажется издалека.

Дозорная вышка на периметре.

Трон хана.

Сразу за юртой хана расположена пригодная для восхождения без специальной подготовки и снаряжения гора, с которой открывается потрясающий вид на другие юрты «Ставки Хана» и окружающую степь.

3. Мемориал в память советских воинов «Зайсан». Комплекс построен в честь поддержки Красной Армией монгольской Народной революции и советско-монгольской победы при Халхин-Голе на холме Зайсан-Толгой в районе Улан-Батора. Панно из мозаики впечатляют своей детальностью и богатством сюжета.

С высоты открывается отличная панорама на Улан-Батор.

4. Площадь Сухэ-Батора — главная площадь Улан-Батора.

Перед зданием Дворца Правительства расположены статуи Чингисхана, двух его ближайших соратников Мухали и Боорчу, а также известных ханов Монгольской империи Угедея и Хубилая.

В центре площади установлен памятник революционеру Дамдины Сухэ-Батору.

5. Буддистские музеи, исторические здания-памятники и действующие храмы в большом количестве.

Буддистская архитектура очень своеобразная. Для нашего современного сознания выглядит крайне непривычно, когда оказываешься рядом — как будто в исторический фильм попал. Резьба, орнаменты, сложность форм, сотни деталей — и всё это там, где сейчас бы сделали просто столбы, перекладины или рамы. Или противопожарную стальную дверь с порошковой окраской и пару фабричных пластиковых окон.

Впечатлило количество и качество буддистских артефактов, их разнообразие.

Яркие цвета орнаментов; сотни статуэток всевозможных существ, божеств и святых… И ведь каждая из них что-то означает, во многих наверняка заключены смыслы легенд и преданий... Просто нереально, как другая планета!

Будучи абсолютными нулями в мире буддизма, при посещении этих мест мы чувствовали себя неандертальцами, которым объясняют устройство ядерного реактора.

6. Ресторан национальной кухни Modern Nomads. Просто рай для мясоеда!

Монгольская кухня — страшный сон вегетарианца. Почти все блюда с мясом или из мяса, с несколькими видами мяса; бывает даже мясо, завёрнутое в мясо. Всё жирно, вкусно и питательно, по-домашнему просто и качественно приготовлено. Плохой еды за время поездки мы не обнаружили. Вдоволь насытиться настоящей кочевой пищей было одной из целей нашего путешествия, которую удалось выполнить на 200%, набрав по паре килограммов.

7. Шоппинг в местном ЦУМе (The State Department Store) и на главной торговой улице.

The State Department Store

Монгольские чаи, шоколад, местное вино, сумки, кошельки, кожаные перчатки — «натур продукт», и дешевле, чем в России.

День шоппинга был завершающим. На следующее утро стартовали домой, в Новосибирск.

Нам повезло, что в Улан-Баторе живет знакомый одного из участников нашей команды — русскоговорящий коренной монгол. Монумент Чингисхана, «Ставку Хана» и кафе-юрту в степи мы посещали в его компании. Узнали много интересного про монголов, их историю и нынешнее положение дел в стране, а также выбили скидки.

Возвращение домой

Нас ждала та же убитая трасса, но хотя бы на этот раз её предстояло проехать целиком засветло и со свежими силами, что придавало оптимизма. К тому же, как известно, обратная дорога всегда ощущается быстрее и короче.

Где-то по середине пути нас первый (и единственный за всю поездку) раз остановил монгольский дорожный полицейский. Вопросов к документам не возникло, взятки не вымогал, штрафов не выписал.

Обратный переход границы получился дольше из-за непонятных задержек на российской стороне. Монголы выпустили с той же скоростью, как при въездном контроле, а наши еле-еле шевелились. Досмотр как у монголов, так и у «своих» был чисто символический, «для галочки». Основное время убивается в очередях.

Когда наконец заехали обратно в Россию, я был готов выйти из машины и расцеловать наш асфальт, разметку и широкие полосы, и даже «чудесная» погода не особо портила настроение.

После ночевки в Улан-Удэ время позволяло заехать «отметиться» на Байкале.

Впрочем, в мае там ещё особо делать нечего. Разве что смотреть на величественные льды и проверять, насколько твоя одежда годится для сильного и холодного ветра.

Вечером в Иркутске было принято решение не ночевать в Красноярске, а устроить «пушечное ядро»: перегон Иркутск — Новосибирск (1900 км) без ночевки.

«Это не шутки, мы встретились в маршрутке…»

Водитель менялся каждые три часа. На среднем ряду спал уставший «пилот» (реально спал, а не просто валялся), а пассажирам пришлось тесниться на оставшемся сидении.

Позже это событие было наречено выполнением норматива «чугунные задницы» (по аналогии с мотоциклетным «iron butt»).

Вот так за две недели мы побывали в тайге, в горах, на озере, в степи, в пустыне, в юртах, на верблюде; пережили весну, лето, зиму и «дальнобойный» автомарафон…

Не считая фиаско с выдавливанием масла, «Соболь» не подвел — ничего не сломалось и не потребовало внимания.

О финансовой части путешествия

В основе его концепции было придерживаться эконом-формата, не раздувая бюджет поездки до «самолетно-пляжных» и «евросоюзных» величин.

Прямые транспортные расходы (бензин, масло, мойки) за всю поездку составили 40400 рублей на автомобиль. Косвенные транспортные затраты (монгольская автостраховка, сборы за въезд на границе, платные парковки и дороги и пр.) — 4600 рублей на автомобиль. Итого — около 45000 рублей.

В расчёте на одного человека вполне экономично — 7500 рублей (на всё, связанное с автомобилем, скидывались поровну все участники). Для справки: авиабилет экономкласса «туда-обратно» из Новосибирска до Улан-Батора с пересадкой в Пекине на одного человека в период подготовки к путешествию (апрель 2019 г.) стоил55 000 рублей… Разница, как говорится, налицо.

С жильем также удалось неплохо сэкономить. Стоимости ночевок в многокомнатных квартирах в пересчете на каждого всегда выходили на уровне хостелов: пять ночей в Улан-Баторе обошлись в 3200 руб./чел., пять ночевок по России — в 2400 руб./чел.

Остальные затраты на еду, развлечения и покупки у всех варьировались. В моем случае они составили:

• 1252 руб. — продукты и вода (Россия);
  • 400 руб. — сувениры и покупки (Россия);
  • 2334 руб. — сувениры и покупки (Монголия);
  • 323 руб. — прочее (Россия);
  • 160 руб. — прочее (Монголия).

Итого вся поездка обошлась в среднем в 28000 руб./чел.

Таким образом, наше путешествие было успешно (т.е. без ущерба, убытков и разрушений автомобиля, себя, личного имущества) и позитивно завершено в намеченную дату. Даже почти точно вписались в запланированные бюджеты по финансам.

Общие впечатления о Монголии

Монголия — одна из тех стран, которые ещё не испорчены туризмом. Успевайте побывать там, пока оно ещё так. Готовьте подходящую машину и езжайте компанией; в данном случае не стоит кормить авиаперевозчиков. Кроме языкового барьера (английский и русский языки знают далеко не каждый монгол), проблем у туриста в Монголии при должной предварительной подготовке возникнуть не должно.

Сами монголы — добродушный, простой, общительный и позитивный народ. Поначалу может показаться, что они «лезут», но делают они это не с целью что-то у вас «отжать», а в силу своей непосредственности и душевной открытости, как большие любознательные дети.

Посещать пляжные курорты успеете и на пенсии, а вот путешествия, подобные поездке в Монголию, лучше делать как можно в более молодом возрасте.

Так что смело езжайте в Монголию, если душа этого просит и есть возможность: получить удовольствие от поездки туда вполне реально.

«Люблю, когда всё идет по плану» (с)

Екатеринбуг
Прекрасная поездка
Водка не бензин, за городом расход выше
Мои отзывы: Honda Stepwgn 1999, Toyota Dyna 1995

djoq
Отлично. Но, хочется капельку добавить по поводу автомобиля: если так забивать багажник под потолок, то можно сделать одну- две полки для удобства размещения и вынимания нужных предметов. Заднее сиденье как в Соболе?, т. е. оно не то, чтобы не складывается вообще никак, но даже спинку не наклонить, хоть и место за спинкой много. Для дальней дороги огромный минус таких несгибаемых кресел. И в креслах среднего ряда ехать затылком вперед на большое расстояние, то еще удовольствие, но у них хоть спинка кланяется.

Костанай. Калуга. Омск
Отличная поездка, хороший рассказ. Очевидно: "Соболь" для поездок - это тема. Пожалуй, стоит присмотреться к нему повнимательнее))
Мои отзывы: Opel Corsa 2012, Kia Cerato 2012

Я один не понял, к чему тут было готовиться 3 месяца?
проминант, бифор, зинка, цэлка, чайник, линолеум, пасат, импреза, хомяк, аудиурод
Тлкп - есть
12120316
Naka
Я один не понял, к чему тут было готовиться 3 месяца?
Да, ты один отличился.

А через Хакасию на погранпереход Хандагайты (Тыва) не рассматривали?! Кольцевой маршрут, и Хубсугул прихватить как радиалку.
))туда/обратно одной дорогой...., непонятно лично для меня

Судя по всему, на этот сезон остаются только подобные поездки =/
Bertonne
Отличная поездка! «Люблю, когда всё идет по плану» (с) Думаю, через пару лет автор и его автомобиль будут выглядеть так)

Хороший отчет: и про авто, и "про пожрать", и про достопримечательности - все в пропорции.
Жаль, конечно, что от нас до Монголии - как до Марса, а так бы съездил.

И Б
))туда/обратно одной дорогой...., непонятно лично для меня
изначально мы хотели кольцевой маршрут Новосибирск-Ташанта-УланБатор-УланУдэ-Иркутск-Новосибирск. однако, изучив трип-репорты тех кто так уже ездил, быстро поняли, что такой маршрут: 1) занял бы больше времени чем у нас было доступно на всю поездку 2) недоступен для "асфальтового" заднеприводного Соболя. Заезд через Хакасию даже не рассматривали, но предполагаю, что этот маршрут так же не годится для нашего Соболя. конечно, обратный маршрут той же дорогой это нежелательно и неприкольно, но в нашем случае особо выбора не было.

Bertonne
Welcome to Russia, A-Team

djoq
Мой незаводской салон "Ривьера" очень даже как складывается. https://www.autozavod.com/auto/riviera_sobol
Мой салон точно такой же, как по ссылке.
Задние кресла ездят на рельсах, их спинки наклоняются "в горизонталь" при желании. В итоге весь задний салон можно разложить в единую почти ровную кровать.

Димитровград
Какой средний расход получился на машине,примерно сколько км дорог было в плохом состоянии? Есть задумка прокатится до Монголии.

конт
Средний расход за всю поездку вышел ровно 12 л на сотню (исключительно 92-й заливали)

конт
По РФ от Омска до Кяхты проблем не будет, трассы хорошие или даже околидеальные. От границы (МАПП "Алтанбулаг") до Улан-Батора трасса отвратительная и убитая, из 350 км хорошего качества максимум 50 км, остальное ужасное.

Димитровград
iBarabash
Ясно и это не радует,так как ездим с караваном,а он плохих дорог не любит.

НиколайЮКТ
Очень хорошо и подробно написали. Прочитал с огромным удовольствием. Как раз Монголия есть в планах на авто.

с удовольствием прочитала, вряд ли будем в тех краях, так хоть через интернет побываем

газель получше будет
Мой отзыв: Mazda Demio 2002

надо газель места больше проходимость лучше

сибирь-
газель получше будет
ГАЗель жестковата. Всё-таки в ней больше от грузовика.

А.В-ич
ГАЗель жестковата. Всё-таки в ней больше от грузовика.
рессоры можно подобрать под менее меньший вес,хотя ездил нормально-всё своё вожу с собой,по городу удобно туалет искать не надо

сибирь-
Не из мечты упражняться с рессорами, подбирая их под меньший вес ))

kazanetss
Судя по всему, на этот сезон остаются только подобные поездки =/
в Монголию не пустят...
RomNik24
Интересно, и за какое время вы проехали расстояние Иркутск-Новосибирск?

RomNik24
Интересно, и за какое время вы проехали расстояние Иркутск-Новосибирск?
Старт из Иркутска был 11.05 в 6 утра по Новосибирску. Прибытие в Заельцовский район Новосибирска 12.05 в 8 утра по Новосибирску. Итого 26 часов заняло "пушечное ядро" на 1900 км.
Два года живу, работаю и рулю в Монголии на Шкоде Йети. Вам повезло что ехали через Кяхту в мае 2019 года, летом там затеяли ремонт и 200 км от Дархана до Улан-Батора сейчас 99 дорог в степи, ночью легко заблудиться или потерять подвеску. Судя по всему летом 2020 года ремонт не завершится и это тяжелое и неожиданное испытание.
1. Дальний свет ночью действительно напрягает, я так приловчился, выключаю дальний прямо перед встречной и как правило, получается взаимно, но не всегда. Приходится привыкать к местным особенностям. Хотя и по монгольским правилам конечно тоже нужно переключать. Напрягает, что иногда кто-то едет сзади и постоянно моргает, думаешь может колесо спустило или другая проблема, оказывается ничего, просто так.
2. Бензин 95 во всех аймачных центрах есть, обычно заправляюсь в сети "Петровис", нареканий не было.
3. Монголы в основном на трассе ездят медленно, многие на полном серьезе 90-100 км. Я то же привык к такой скорости. За Улан-Батором движение редкое, спешить некуда. К тому же ровная дорога легко может привести к рукотворной яме никак не обозначенных дорожных работ или к волне на асфальте. После нескольких таких нежданчиков разгоняться не хочется, да и окружающий умиротворяющий пейзаж не располагает к быстрой езде.
4. Что касается маршрута через Хакасию и Туву (Хандагайты), то дорога по Монголии полностью асфальтирована, с границы через Улаангом до Улан-Батора 1400 км ехать комфортно, особенно на новых идеально ровных участках.
Отличная получилась поездка! Молодцы! Я дважды бывал в Монголии, ездил на мотоцикле. Жду когда откроют дорогу из Улан-Батора до границы с Алтайским краем, чтобы заехать со стороны Горного Алтая и выйти в Кяхте.

Хорошая поездка, тёлочки зачётные))

благодарю за подробные дополнения, надеюсь, они пригодятся нашим последователям) однако про "монгольский дальний свет" разгадки всё равно нет, есть лишь подтверждение факта этого явления)
Я у коллег монголов то же спрашивал, разводят руками. Нет рационального объяснения, здесь вообще люди очень свободно живут, как хотят, так и паркуются, как хотят, так ездят и светят.

Знающие люди смогут ответить, реально от Иркутска до Улан-Батора сколько по времени дорога возьмет. Спасибо.

А.В-ич
Не из мечты упражняться с рессорами, подбирая их под меньший вес ))
пехота

Ryzhabestia
Очень круто. Жаль, что не повторить пока, есть риск, что обратно не пустят.

kopanev
Ну так сам прикинь, смотря на чём ехать, посчитай время до Улан-Удэ, далее до Кяхты. Неизвестно сколько проталкаешься на погранпереходе и 300 км по ебеням плохой дороги, и вэлком столица Монголии.

RomNik24
По пункту 4 не везде хорошая дорога и не везде асфальт, смотря где ехать;)

pazik124
Хорошая поездка, тёлочки зачётные))
Спасибо😇😂

Виталий
RomNik24
По пункту 4 не везде хорошая дорога и не везде асфальт, смотря где ехать;)
Так раскажите где сиотреть и где ехать;)

Хандагайты - Улангом-Сонгино-Тосонцэнгэл-Цэцэрлэг-Хархорин-Улан-Батор. Полностью асфальтированная дорога, в основном хорошего качества. Людей может смущает участок от Сонгино до Тосонцэнгэла, но эти 200 км сдали в ноябре 2019 года, я в январе 2020 проезжал, отличная дорога.

romka1
Молодцы. Просто. Приятно.

Виталий
Так раскажите где сиотреть и где ехать;)
Уже ответили, это средняя дорога на восток, которая начинается с Улаангома на Наранбулаг и далее, мы ездили в июле 2019, кусками шло строительство. Есть дорога севером, там смотря на чём и куда. И третий вариант если уходить с Улаангома на юг на Ховд, там полная ****, всё в булыжниках, после дождей всё разливается, кому как повезёт, куча направлений. Местные объезжают как-то, через Наранбулаг на Олгий и дальше. На запад на Цагааннуур или Улгий, тоже направления, мы там в 2017 ездили, степи,горы,высота 1500-2000, речки, песок,камни всего хватает. На легковой машинке тяжеловато, ну, а если на броневике, то *****у. Природа и виды обалденные.

RomNik24
Самый полезный комментарий! Южная дорога малозависима от бродов-камней. Что изменилось?

Соболь с Газелью различаются? Чем? Поведайте, знающие люди!

Александр Шульга
Соболь с Газелью различаются? Чем? Поведайте, знающие люди!
Газель: длина кузова 5475 мм, колёсная база 2900 мм, передняя подвеска балка на рессорах, задний мост двускатный, снаряженная масса автомобиля в пассажирской заднеприводной версии 2500 кг. Крыша только "высокая".

Соболь: длина кузова 4880 мм, (короче на заднюю секцию с "квадратными" окнами), колёсная база 2760 мм, передняя подвеска независимая двухрычажная, задний мост односкатный (под обычные легковые диски), снаряженная масса автомобиля в пассажирской
заднеприводной версии 2200 кг. Бывают как с "высокой", так и с "низкой крышей" (ниже газели на 100 мм), в этом случае вместо двух распашных задних дверей как на газели применяется единая дверь, открывающаяся вверх (как на легковых универсалах).

iBarabash
Спасибо. Мы тут на Дальнем Востоке не шибко разбираемся в шедеврах отечественного автопрома.
Александр Шульга
Походу китайцы в асфальт закатали уже, если нет, то скоро, хороших путешествий ;)

Александр Шульга
Cогласен, на хайсе вэдовом веселее как-то.

Денис
Летом 2019 ездил до Монголии по республике Алтай. Вот где не реальная красота! Ездил на Хонда аккорд с семьёй. Изумительные виды, хорошая практически везде дорога

Денис
Я на Калине в 2018 году проделал с товарищами маршрут Новосибирск-Белокуриха-УстьКокса-Ташанта-Новосибирск. Тоже тогда невероятно кайфанули от видов, природы и дорог...

Классная поездка в хорошей компании.

очень интересно

Отличная поездка, но вот где находится «Ставка Хана»?
"В чем Сила, Брат? Сила, Брат, она в Ньютонах!"