|
В 1990 году у моего друга Вадима, мама, работающая под Магаданом, по очереди получила ВАЗ 21063. Так как поставок автомобилей напрямую туда не было, забирать предложили из Тольятти. Прав у него ещё не было, почесал репу и предложил мне и ещё одному Вадиму «сгонять» за машиной за тридевять земель. Пролёт, еда, гостиницы и т.п. за его счет.
Мы — люди молодые, времени и денег было в достатке, поэтому сразу согласились. Тем более на шару и уксус сладкий. Правда, водительские удостоверения тогда выдавались временные: нельзя в тёмное время суток ездить и от родного города за 200 км уезжать. Прорвемся, подумали мы.
Сборы были недолги. Шорты, майки, цивильная одежда и набор инструментов. Ну, и красная икра для подарков, презентов.
Я холостой, они женаты, у каждого по сыну. Семьи помахали вслед самолету, пустили слёзы.
Ту-154 груженый, как карьерный БЕЛАЗ, разгонялся по полосе, не отрываясь, так долго, что мы подумали, что он так до Амура по пересечённой местности и доедет. Еле оторвались от земли и вперед.
Август месяц, 90% пассажиров с северов в отпуска летят на большую землю. Пьющих в таком количестве спиртного людей я до сих пор не видел. В Иркутске и ещё где-то (не помню все посадки) они набирались и набирали водки ещё и ещё... Жесть, как сейчас говорят.
В Самаре взяли такси и поехали в Тольятти. В то время в гостиницах никогда не было мест, но маленькая баночка икры делала чудеса. Трехместный номер вдруг нашелся. Утром, поймав бомбилу на жучке и договорившись полдня нас повозить, поехали выкупать машину. Я крайне удивился, что водила, решив закурить, начал скручивать козью ножку из бумажки с махоркой. Как раз начинался кризис с куревом (кто помнит). До Хабаровска он ещё не добрался, а западной части СССР уже курево исчезло. В поездку я брал с собой блок «Опала». Вот за пачку сигарет этот водила нас полдня и катал. Пропущу всю суету оплаты и получения машины.
Эх-ма! Вот он, новый автомобиль, с конвейера! ВАЗ-21063(двиг. 1.3 литра). На сидушках целлофан, всё смердит химией (а тогда восхищались — новой машиной пахнет) Что-то не прикручено, торчит. Но это мелочи. Главное — автомобиль у нас. Коврики положили, дворники и зеркала прикрутили, переглянулись, мол, чего ждём — поехали домой?
ПОЕХАЛИ! Двигатель сильно крутить нельзя. Так на 80-ти км/ч выехали из Тольятти в ночь. От Волги и до Амура, почти через всю Рассею в три очкастые морды. Заскочили в самарский аэропорт купить еды, воды и поехали дальше. С собой был атлас дорог СССР, по нему ориентировались всю дорогу. Но сами знаете, что верить ему можно процентов на 50. Маршрут проложили: Уфа — Челябинск — Курган — Омск —Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Чита — Хабаровск.
Перед Уфой, по регламенту сервисной книжки, подошло время переставлять местами колеса. Открыли багажник и обнаружили такую картину: всё, что там находилось, было в шоколаде. В прямом смысле. Дело в том, что в те времена на Дальнем Востоке, да и много где, продукты питания являлись дефицитом вообще. А шоколад был из области фантастики. Увидев в тольяттинском гастрономе в свободной продаже шоколад, я с «испуга» купил сорок плиток (больших), сложил их в пакет и не завязав его, аккуратно засунул в багажник. А ровно снизу выхлопная труба. По дороге и в жаре все 40 плиток растеклись ровным слоем. При очистке багажника я много узнал нового о себе, своей маме и всех родственниках. Хорошо, что рядом обнаружился прохладный ручей. Всё, что можно метнули в воду, шоколад застыл и легко отламывался. Я глотал слёзы и грустил.
Преодоление Уральских гор происходило ночью. Долгий, извилистый путь наверх. При обгонах ползущих фур на серпантине адреналин впрыскивался в кровь слоновьими дозами. Ползешь в крутую горку за ней и думаешь: сорвётся она, не сорвётся. Начинаешь обходить, а тут уже поворот или встречка. К тому же, начался туман, стёкла запотели. Дорога всё выше. И тут выскочили из этого тумана и поняли, что это были тучи. Мама дорогая. Мы выше туч! Наверху луна и звезды, внизу облака. Красотищи такой не видели никогда.
Город суровых мужчин — Челябинск ничем не запомнился. Разве что обилием заводских труб. Пообедали в каком-то кабаке. В шортах нас в кабак не пустили, мы залезли в машину, стоящую прямо перед входом, переоделись в цивильное и зашли обратно. Администраторша обалдела от такой метаморфозы, но впустила.
Подъезжая к Кургану около двух часов ночи, нас остановили на посту ГАИ. При проверке документов инспектор, сделав удивленное лицо, спросил откуда и куда едем. Получив ответ, охренел, сказал, типа, ну, вы, блин, даете. А потом говорит: «С временным удостоверением ночью ездить нельзя. Вставайте в карман и спите». Заехали туда, выключили фары. Минут через десять потихоньку без света выехали, пока гай был занят и ходу.
Омск. Как раз подошло время первого ТО. Нашли СТО ВАЗ-овское, заняли очередь. В принципе, проходило все быстро. Заехали утром, выехали через часа три. Большинство слесарей разговаривают через губу, но нам попался нормальный. Сменили масло, антифриз, сход-развал, регулировка карбюратора. Все бесплатно. Выскочили. Доехали до какой-то площади с круговым движением и ГАИшниками. И тут машина глохнет. Оттолкнули к бордюрине и давай ковыряться в движке. Ни хрена не сделали. Решили толкнуть. Метров 200 толкали и еле завели. Обороты не держит, чихает, пе+дит, но едет Обратно до СТО с трудом доехали, нашли нашего слесаря, и давай он полдвигателя разбирать. Оказалось, что в карбюраторе воды две трети. Где-то дерьма залили, а сработало после всех регулировок. Далее еще раза три так было — по трассе обороты большие и нормально, как только деревня или город, обороты сбросишь и вот тебе пожалуйста — двигатель глохнет и пока не снимешь воздухан и не вымакаешь салфетками воду из карбюратора — не поедешь.
Дорога Омск — Новосибирск начиналась с хорошего асфальта, но километров через 50 пошла гравийка. Хороший такой щебень, гранитный, крупный. Знаки стоят с ограничением в 60 км/ч. А мы и не торопимся — 15 еле-еле идем. Зубы стучат, глаза от тряски из-под очков вываливаются. Ехали вдоль обочин, по глине, где нет кюветов, по траве рядом с дорогой. Ночью заехали в какую-то деревню, и начался асфальт. Я за рулем, остальные спят. Разогнался до сотни, дорога как стекло. И тут в свете фар асфальт резко заканчивается, а дальше ничего нет. Уже в полете увидел какие-то колдобины. Слава Богу, было невысоко и ударились правым колесом, так скажем, мягко, но друзей моих об потолок шарахнуло. Остановились, машину обсмотрели — все в порядке (потом, ближе к дому шаровая застучала).
Строительство дорог в те времена не затронуло Барабинские степи. Асфальта не наблюдалось даже фрагментами. Но были направления, обозначенные в атласе как «автострада». Хрен там. Глиняная дорога медного цвета, пылища, жара. Одурев от такой дороги, мы ехали и орали под магнитофон песню «Сингарелла, сингарелла» и тут из под капота свист, пар. Тосол ушел. Что делать? Оказывается, сгорел предохранитель на вентилятор радиатора. Должен стоять на 15А, а на заводе вонзили на 7А. С этим разобрались, поставив «жучок». А вот воды не было. Лимонада и пепси немеряно, но не зальёшь ведь в радиатор. Стали машины тормозить, воду спрашивать. Кто-то, не притормаживая, проходил, видно, не внушали доверия три чумазые морды. У кого-то воды не было. Вскоре остановился ГАЗ-53 с дачниками. Они нам воды и отлили. А мы взамен ящик лимонада отдали. Все сделали и поехали дальше. Но «сингареллу» больше не включали никогда.
Недалеко от Новосибирска решили спросить у дедка на «Москвиче», много ли ещё гравийки. «Километров 60» — отвечает. И тут он у нас спрашивает: «А сколько до Омска гравийки». Отвечаем: «Пятьсот». Дед охреневает и со словами «Да ну его к такой-то матери» разворачивается обратно в Новосибирск.
В Новосибирске купили пончики (вкусные, прямо при тебе жарят) и молоко. К этому времени запасы сигарет закончились. Но у цыганок в те времена было все. Два рубля пачка болгарских сигарет — хош бери, а хош нет. Спросили дорогу на выезд и вперед.
В те времена по трассе харчевен почти не было. Мы насчитали всего две. Поэтому продукты покупали в городах на рынках. Пару раз ночевали в местах остановок дальнобойщиков.
А с бензином ещё веселее. Такого обилия заправок, как сейчас, не существовало. Многие заправки работали только по талонам и частникам не продавали. Смотришь по карте — обозначена АЗС, подъезжаешь — облом — только для гостранспорта. Бывало, что в поисках АЗС сворачивали с трассы и на 5 км, и на 20. За Новосибом заехали в какую-то глухую деревню. Заправку, слава Богу, нашли, залились под жвак и решили купить продуктов. Мама дорогая! Как будто попали в 19 век. Все женщины от мала до велика в платках, в каких-то юбках до пола, дети в шароварах и чуть не в лаптях. Сидят на завалинке, семечки щёлкают, пацанва в луже играется. Галдели они, пока нас не увидели и замолчали. Мы вылезли из машины в шортах и к магазину пошли. Дети, как по команде, заржали: «Дядьки как маленькие», тетки зашушукались, пальцем в нас тычут. Да и пофиг.
В магазине — изобилие товаров. Почему так деревни снабжали, до сих пор не знаю. Обувь немецкая, чешская, батники, свитера, И тут видим — канистры лежат (дефицит страшный был) Плоские, 30-ти литровые. Всего две были, обе и купили. Девчонка продавщица обрадовалась, никто не покупал, говорит. Набрали детям одежды детской и по водяному пистолету. Здесь же в магазине их наполнили водой. Продавщица долго благодарила, что план ей выполнили, а мы на улицу выскочили и давай друг друга из пистолетов поливать. Это был фурор. Аборигены аж взвыли от увиденного. Наверное, потом часто вспоминали мужиков в шортах с водяными пистолетами.
В Красноярск въехали ночью. Почему-то решили добраться до вокзала. Поспрашивали дорогу и благополучно нашли. Но подъехали по односторонней дороге против шерсти и были радостно встречены гаишниками. Надо отдать должное — гаишники оказались людьми нормальными и юморными. Тоже удивились, откуда и куда едем, не стали штрафовать и пожелали счастливой дороги. Мы встали у здания вокзала и заночевали в машине. Утром умылись в вокзальном туалете, на удивление большом, чистом и с умывальниками. Набрали жареной курицы и двинули в сторону Иркутска.
Трасса Красноярск — Иркутск проходит по Саянским горам. Асфальтового покрытия было мало, почти везде знаки «Ремонт дороги». Дорога вечно петляла, а многочисленные объезды превращали езду в нервотрёпку. Ночью пристроились за какой-то «жигой» и, выключив фары, на одних габаритах шли за ней метрах в шести — семи, чтобы не слепить. Думали, водила местный, т.к. шел ходко и дорогу знает. Так до утра и гнали. Я пытался спать на заднем сиденье, но ударялся то об двери головой, то подлетал до потолка. На остановке разговорились с тем водилой. Оказалось, что тоже перегон, очень торопится домой в Тынду. Распрощались, и он ломанулся дальше. Позавтракав, поехали не спеша.
Недалеко от Ангарска попался кусок хорошего асфальта. Душа запела, прибавили ходу. Скоро появились знаки ограничения скорости, а затем знак очередного объезда. Асфальтовая дорога уходила в гору, а объезд куда-то далеко вниз, в грязь. Как неохота было объезжать! В это время с горы спускался грузовик, и мы, остановив его, спросили: «А пройдём ли мы по этой дороге через гору?». На что водила ответил: «Пройдёте», и главное, гад, так уверенно. Дебилы!!! Нашли кого слушать — водителя ГАЗ-66. Перевалив гору, оказались на таком «Париж — Дакаре», что выбирались ещё полдня до трассы.
К вечеру добрались до Ангарска грязные, как черти, и решили найти гостиницу, чтоб помыться и выспаться в человеческих условиях. Гостиница нашлась кооперативная. Нормальная, чистая, свежее бельё. Спросили у горничной про душ, она говорит: «Без проблем, но горячей воды нет». Да нам не страшно — каждое лето дома горячей воды не бывает, моемся под холодной, на Амуре 1 мая купальный сезон открывали. Но мы ещё не знали, что такое Ангара. Вода +8 в середине августа. Намыливаешь и смываешь каждую часть тела отдельно, потом туловище. Мыло в такой холодной воде хрен смоешь. Крики, маты.
Переночевали и поехали в Иркутск. Устав от всех приключений, решили попробовать поставить машину на ж/д платформу. Четыре дня прошли в поисках конторы, занимающейся этим делом, но так и не получилось. Пинали от одного начальника к другому, никто ни за что не отвечает. Всё это время жили в гостинице «Иркутск» (не помню точно). В один из дней собрались съездить на Байкал. Быть в Иркутске и не побывать на Байкале представлялось преступлением. Дорога ровная, только по горам — вверх, вниз. Так пролетели километров сорок. Вдруг смотрим, справа между деревьев водная гладь. Свернули и, петляя между деревьев, выкатились прямо на берег. Руки в воду погрузили — вот он Байкал. На травке покушали, посидели с полчаса, любуясь природой, и поехали обратно. Уже, когда были под Читой, и рассматривая карту дорог, обнаружили, что до Байкала мы не доехали, а руки мочили в Иркутском водохранилище. Ну и ладно, в следующий раз доедем!
С платформой ничего не получилось, сказали — двигайтесь до Чернышевска, там всех на платформы загоняют. И двинулись.
Байкал объезжали в тумане, поэтому опять ничего не увидели. Улан-Удэ прошли ходом ночью и к утру были в Чите. Там долго не задержались и погнали в Чернышевск.
В Чернышевске порасспросив дорогу на вокзал, подъехали к перегонам и заняли очередь. Когда в конторе все оплатили стоимость проезда, всем выдали гвозди, бруски и проволку для фиксации машины. Получилось пять платформ по три машины. Мы на последней в конце. И уже перед отправлением ещё одну платформу прицепили с ЗИЛ-157. За «Зилом» в полу кто-то проломил доску и получился отличный сортир.
Во всей суете с отправлением, мы совсем забыли купить еду и воду. Состав пошёл, народ начал снедь раскладывать, кто на капоте, кто в салоне. Одни мы, дураки, смотрим на них и слюни глотаем. Спасибо двум хорошим мужикам Юре и Толику, которые гнали машины до Тынды. Они и накормили, и напоили нас.
Где-то в Могоче или Ерофей Палыче, к платформам подходили разные люди и спрашивали: «Где медведь?». Да хрен его знает, где он и что имеется ввиду. Оказалось, это вагон, в котором бравые кавказские мужчины перевозят бормотуху в огромных флягах и всем в розлив продают. Мы этого «медведя» нашли, в полиэтиленовые пакеты налили 6 литров винища и вечером усугубили с Юрой и Толиком.
В Сковородино наши попутчики нас покинули и мы остались одни. Когда состав тронулся, Вадим решил посетить сортир. Мы махали руками, прощаясь с мужикам, как сзади раздался жуткий рёв. Орал Вадик, что мы остались без толчка. Оказывается, что задняя платформа с «Зилом» осталась на станции.
За четверо суток езды по железной дороге приходилось ругаться на станциях по громкой связи, т.к. про нас забывали и не отправляли полтора суток. Катали с горок на сортировочных, в Архаре приходилось с голодухи воровать арбузы с вагонов. Ходили за продуктами на станциях по одному, взяв с собой вещи, документы и деньги, на случай отправки состава. Один раз пришлось догонять. Сигареты закончились и пришлось покупать у проводников почтово-багажного вагона, т.к. из официальной продажи курево исчезло. Проводники предложили только северо-корейскую «Птичку». Люди лет сорока помнят эту хрень. Жуткие «противозачаточные» и вонючие сигареты — одна-две затяжки и ты в ауте.
Доехав до Биробиджана, захотели разгрузиться прямо здесь, заехать к отцу одного из Вадимов, живущему тут. Нашли сцепщиков, маневровый локомотив и за 25 рублей (бешеные деньги в те времена) оказались на твёрдой земле. У отца поели, помылись и выпив самогонки (кто за рулем не пил) поехали в Хабаровск.
К паромной переправе, а моста ещё не было, подъехали рано утром. Паром ещё не подошёл, заняли очередь, а сами спустились с насыпи к Амуру. Мы проехали и повидали почти все великие (с большой буквы) реки России: Волгу, Иртышь, Обь, Енисей, Ангару, но Амур для нас, да и всех дальневосточников остаётся самой великой рекой.
Вот мы и дома. Ровно 16 дней длилось наше путешествие. Машина оказалась молодец — ни одной поломки, ни одного проколотого колеса (не считая предохранителя и шаровой).
По истечении двух месяцев хозяином были получены права и наступила пора лихачества, как это бывает почти у всех. Молодой водитель думает, что он уже всё умеет, все вокруг козлы и чайники. В общем, за год эксплуатации машина перекрашивалась раз шесть полностью, морда вся восстанавливалась раза три. На дорогу «сами» выбегали деревья, ворота гаража оказывались не в том месте, какие-то бочки, бетонные блоки лезли под колёса, шлагбаумы автоматически падали на крышу. Короче, этот водитель и эта машина оказались несовместимы. Даже когда стояли на перекрёстке на красный, огромный сенбернар с разбегу башкой влупил в дверь и убежал — в двери вмятина, а спросить не с кого.
Года через три машина была продана, а хозяин получил бесценный опыт по ремонту и покраске автомобилей. Теперь у него свой большой автосервис по этой сфере.
P.S. События и даты помню не очень хорошо, поэтому прошу извинить за неточности.