|
Доброго времени!
Во время нашей первой внедорожной экспедиции Алтай — Тыва — Хакасия (travel.drom.ru/54490/) в голове уже были посеяны мысли о следующей поездке, которая должна быть более интересной и насыщенной. Перебрав варианты маршрутов по плато Укок, Монголии, Кавказу, Сибири, решили остановиться на Байкале, ведь Байкал — это не только заезженные Листвянка, Ольхон и прогулки на катере, это еще и тайга, горы, реки, болота, медведи и т.д. В общем, все то, что нам нужно;)
В составе экспедиции Семен Селедков, Дмитрий Решетников и Дмитрий Усынин. На фото в том же порядке.
Маршрут вокруг Байкала по 110-му зимнику был известен нам давно. По отчетам и видеороликам были оценены сложные участки, в зависимости от них автомобиль готовился к глубоким бродам и преодолению больших камней.
Запасных частей хватило бы собрать еще одну ниву. Многое пришлось грузить дополнительно на крышу. В большие драйбеги поместили легкое и объемное: спальники, карематы, палатку и т.д. Таким образом в салоне хватало места для троих.
Старт запланировали на 14 августа. Проводить приехали друзья из Новосибирского Ниваклуба, в котором мы состоим. Сделали общее фото, как без этого. Ниваклуб топ!
Вперед. Ехать решили в ночь, чтобы пройти территорию Кемеровской области в темное время суток. Дело в том, что блюстители закона Кемеровской обл. крайне не приветствуют, когда по дорогам общего пользования передвигаются автомобили с незарегистрированными изменениями в конструкции, которых полно в нашем авто, а посему нам категорически не хотелось иметь с ними дел. Риск встречи с ними ночью минимален, и наш план сработал. Мы спокойно проехали до Красноярска за ночь и в 09:00 уже были в столице дрифта необъятной.
Солнце палило так, будто у августа открылось второе дыхание и он решил порадовать нас жаркими днями напоследок. Мы с Диманом недолго думая направились на пляж острова Отдыха и не упустили возможность искупаться в Енисее на закате лета.
Зачем нам гостиница, если есть каремат? После ночи дороги падаем отдыхать прям на пляже.
Вечером встретились с друзьями из Краса, погуляли по центру и новой набережной. Все-таки после универсиады город преобразился.
Наутро мы отправились дальше по маршруту. Весь следующий день провели в дороге до Иркутска. На выезде из Канска Димон заметил на заправке две небольшие малолитражки, разукрашенные и в наклейках, на крыше вещи.
— Монгол ралли! — почти в один голос произнесли мы.
Сдаем назад и действительно, это две европейские машины, на которых из Праги уже второй месяц едут ребята из Словении. На каждой машине нанесена карта с прорисовкой их маршрута. 13000 км на машине с объемом двигателя 1 литр! Вот это я понимаю треш-тревел. Водитель одной из машин на ломанном русском рассказал, что они едут в город Улан-Удэ, туда они должны прибыть через 2 дня. Сейчас у них сломался глушитель, они остановились, чтобы починить его.
Проблему они решили оперативно. Штурман достал банку пива, всадил ее за минуту и нехитрыми движениями обмотал ею место стыка труб. Банку накинули на казахскую сварку. Готово!
С собой мы прихватили кофту с клубной символикой и подарили им на память. Они в свою очередь сообщили о том, что после финиша сдадут машину в утиль, а весь шмурдяк просто раздадут. Мы обменялись с ними контактами, чтобы встретиться в Улан-Удэ, и поехали дальше.
Совпало и так, что на этом месте мы разминулись с Евгением и его супругой, нашими товарищами, которые двумя неделями ранее отправились на маршрут сто десятого на Сузуки Эскудо из Казахстана (Усть-Каменогорск). С ними мы были на связи весь путь, и нам они очень помогли информацией по дороге и местам стоянок. Ребятам респект!
На подъезде к Иркутску уже в районе 5 часов утра встаем на отдых в придорожной лесополосе.
Изначально было желание остановиться на ночлег за Ангарском, чтобы утром можно было искупаться в Ангаре, но у местных комаров на этот счет были другие планы. Не успели мы выйти из машины — через открытое окно залетела стая голодных насекомых и разом атаковали нас с Диманом. Несложно представить, как обстояли дела с комарами там, на берегу у воды, и поэтому нам пришлось оставить Ангару на следующий раз.
В районе обеда мы направились в центр Иркутска, заехали в Ленту поправить запасы провизии и заодно купить новую палатку. Та, которую мы взяли, оказалась мала.
Движение в Иркутске напомнило индийские видосы с хаотичными перемещениями на дороге машин, пешеходов, коней, коров:D Ощущение будто там никогда не слышали о зеркалах и поворотниках, народ едет куда и как вздумается.
На выезде из Иркутска горы окутало туманом, остались считанные километры до Байкала, серпантины. И вот он! На спуске к п. Култук перед нами открылся старина Байкал. Огромный простор, бескрайний вид, будто на берегу океана. Пару фоток на спуске и продолжаем движение дальше.
В самом поселке по дороге много сувенирных лавок, кафе, в общем, место довольно популярное у туристов. Может, не так, как Ольхон, но видно, что какие-то движения есть.
Мы проехали почти всю прибрежную зону без остановок и решили остановиться на берегу Байкала в районе д. Клюевка. Чтобы добраться до берега, нам нужно пересечь ж\д пути, переезд далеко, давать круг не хотелось, и мы решили пойти короткой дорогой — по речке под мостом.
Речка оказалась быстрой, но не глубокой. Колеса едва скрывало водой, мы спокойно проплыли по течению под мостом и оказались на другой стороне путей. Уже по темноте мы искали место для ночлега, вышли на прибрежную зону и, свернув к воде, попали на кладбище. Wtf?! Кому пришла в голову мысль сделать кладбище прямо на берегу? Не в километре, не в 100 метрах, а прям вот сразу на берегу?! Нас этот вопрос мучает до сих пор.
Проехали дальше по берегу и нашли крутое место прямо у воды. По всей видимости здесь спускают на воду катера и просто собираются отдыхающие. Здесь мы отужинали парой торпед пенного и пошли спать.
Утром поднялся сильный ветер, но это не помешало нам искупаться в Байкале и зачилить на пару часов на берегу. Далее мы направились в Улан-Удэ, там должны встретить нашего третьего участника экспедиции Диму Усынина, прилет у него только на следующий день, поэтому у нас было время встретиться с нашими новыми друзьями из Словении, участниками Монгол Ралли, и погулять по Улан-Удэ.
По приезде в город мы первым делом направились в центр, и каково было наше удивление, когда на площади Советов в самом центре города стоял подиум для финиша ралли, палатка организаторов и куча финишировавших участников. Вот это нам повезло!
Мы подошли к ребятам, чтобы поскорее расспросить их о путешествии, но никто из них не говорил по-русски. И у нас с английским пока как-то не клеится. На самом деле мы давно интересуемся Монгол ралли, смотрели много роликов и читали отчеты на эту тему. Теперь вот даже лично знаем участников. Очень надеемся, что когда-нибудь нам удастся принять участие в этом путешествии.
Старший на финише тоже не говорил по-русски, но среди организаторов были и местные ребята волонтеры, которые помимо всего прочего выполняли роли переводчиков. Мы выразили им респект за крутую тему и, набравшись наглости, поинтересовались, можно ли нам на зеленке заехать на подиум для финишировавших. Сначала они отнеслись к этому не очень положительно, но мы убедили их что сами «в теме», показали пальцем на нашу машину, и они без проблем дали добро!
На шаг приблизились к нашей цели. На секунду представили, как заезжаем сюда на какой-нибудь Оке :D
Созвонились с друзьями-монголраллистами, они были недалеко от центра в гостинице, подкатываем. К этому времени они уже перебрали все вещи в машине и подготовились к перелету. Свое авто они подготовили к утилизации, вместе с ним они собирались отправить под пресс палатки, стулья, канистры и много еще какой полезной мелочи. Все это добродушно приняли мы и разместили на крыше, ведь в салоне места уже совсем не оставалось, а сзади завтра туда должен сесть Димон. В общем, это был самый сложный уровень игры в тетрис, мы распихали всю легкую мелочь в салон, а крупные и легкие вещи на крышу. Теперь со всеми этими баулами зеленка стала походить на цыган-кар)
Расспросили ребят о поездке, узнали для себя много нового. Обменялись контактами и поехали дальше.
Заночевать решили неподалеку от аэропорта Улан-Удэ на реке Селенга. И снова комары, в этот раз меньше, чем на Ангаре, но находиться на улице все равно невозможно. Поставили палатку и спать.
Диман должен прилететь к 6 утра, мы приехали за час до прибытия, пили чай и наблюдали, как лошади пасутся у аэропорта. Почему бы и нет.
Вот уже прилетел Диман, и теперь вся наша команда в сборе. В Улан-Удэ мы сделали контрольную закупку всего необходимого на зимник, и, казалось бы, это нива, но внутри все еще достаточно места! Мы чемпионы игры в тетрис (с) Диман У. Залили полный бак и 80 литров АИ92 в канистры на крышу.
Улан-Удэ в целом оставил положительные впечатления. Приветливые люди, красивый город, все чисто и цивильно.
Запас времени был большой, и поэтому мы решили посетить знаменитый Иволгинский дацан. Вообще всем, кто будет в тех краях, рекомендую побывать там. Очень необычные, самобытные буддийские строения, множество религиозной атрибутики, такой как крутящиеся молитвенные барабаны и вообще много всего необычного. Не отказали себе и в посещении резиденции нетленного тела Хамбо-Ламы Итигелова. Это очень известный буддийский лама конца 19 начала 20 века. Подробно о нем лучше всего скажет википедия или местный экскурсовод, ну а мы направляемся дальше, ведь нам предстоит путь в Баргузинскую долину и Джергинский заповедник.
К вечеру мы прибыли на берег Байкала в районе Гремячинска. Здесь есть хороший подъезд к воде, оборудованы стоянки для кемпинга, есть баня, волейбольная поляна, беседки и, главное, чисто вокруг.
В любом путешествии есть день, который запоминается больше всего. Так вот следующий день запомнился больше всего и этот день я бы назвал «Днем совпадений или случайности не случайны».
Дорога от Гремячинска до Усть-Баргузина.
Утро как утро, собрались и в путь. В Усть-Баргузине закончился асфальт и пошла гравийка. На самом подъезде к с. Баргузин пропала 5-я передача и послышался стук сзади. Диагностика на глаз выявила разбитые отверстия нижнего крепления заднего левого амортизатора. Лечится не сложно, нужны ремонтные шайбы, новые резиновые втулки и сварка.
Два аккумулятора есть, держак тоже, все можно сделать своими силами. Но к чему все это, когда мы еще в цивилизации? И поэтому мы решили заехать в ближайший по пути населенный пункт и воспользоваться сваркой у местных. С пятой передачей ничего решили не делать, так и ехали до Новосибирска на четвертой.
Заезжаем в первый же двор, в котором увидели ниву. Пока мы с Диманом У. договаривались с хозяином на сварку, Диман Р. отправился в полицейский отдел, который располагался в 100 метрах от нас за углом, чтобы уточнить у сотрудников, где можно починиться и приобрести запчасти. Так сказать, чтобы наверняка, решили узнать и там, и там) Мы уже договорились с хозяином первого двора и приготовились к ремонту, как тут же подъезжает Диман Р. с полицейскими на четырке и говорит, мол, договорился, все сейчас будет, в отделе есть один умелец-сотрудник, который на все руки мастер и все у него есть и сможет помочь и у него как раз сегодня выходной. Но и у нас уже все схвачено! Задрали машину и подготовились к сварке.
Автомагазин уже был закрыт, и у хозяина не оказалось нужных втулок. Тогда хозяин сказал нам, что позвонит своему знакомому, у которого должны быть подходящие запчасти и поинтересуется у него.
Как оказалось далее, этот знакомый человека, который нам помог сваркой, и тот самый умелец, к которому нас чуть было не проводили сотрудники, оказался одним и тем же человеком. То есть если бы мы заехали в отдел по этому вопросу, нас бы отправили к нему. И если бы мы не заезжали в отдел, а ремонтировались у местного жителя, на которого попали, то мы бы все-равно вышли на этого умельца, так как нам нужны были втулки, хозяин звонил как раз этому человеку.
По итогу вышло так, что и сотрудники звонили ему, и хозяин, что помогал нам сваркой, звонил ему) Пока мы варились, он приехал и привез нам втулки.
Пока мы с Диманом Р. делали крепление, Диман У. беседовал с Владимиром, так зовут человека, к которому сводились все пути в этот вечер. А вот теперь самое интересное: в ходе беседы выяснилось, что у Владимира фамилия Усынин, собственно, как и у Димона, и он является его родственником, единственным, который остался в Баргузине. И, что самое удивительное, за неделю до поездки ему рассказывали о том, что в этих краях есть его родственники, и вот теперь-то и все сошлось.
Нужно было видеть удивление на наших лицах, когда такое большое количество совпадений привело нас к Владимиру. Такого количества совпадений, казалось бы, просто не бывает! Поломаться именно перед Баргузином, заехать в первый же двор, обратиться в два места за помощью и выйти на единственного родственника в этом достаточно удаленном населенном пункте. Фантастика!
После ремонта он пригласил нас к себе в дом, супруга Владимира накрыла для нас шикарный стол с буузами, и мы круто провели вечер в семейной компании Усыниных. Большое спасибо за теплый прием!
Володя рассказал нам про достопримечательности в Баргузинской долине, про соленые озера, каменный сад, Сувинскую саксонию, про то, как и чем тут живут местные жители, про рыбалку, медведей, которые гуляют по окрестностям. В общем, узнали для себя очень много нового.
Заночевали мы в летней кухне, которая отлично выполнила функцию гостевого дома.
Наутро по общему решению мы направились не по основной дороге к Курумкану, а по круговой через достопримечательности Баргузинской долины. Посетили деревню Суво и ее главную достопримечательность — Сувинскую саксонию. Это большие острые скальники, выступающие из небольшой горы, похожие на древние замки. Местные говорят, что это очень популярное место у туристов.
А вот, кстати, один из них. Стоя у горы, со стороны деревни мы услышали чей-то спор.
— Это нива? — непонятно с какого двора доносился вопрос нам.
— Нива, нива! — отвечали мы.
— Я же тебе говорил! — радостный комментарий донесся от вопрошающего.
Любопытный местный житель выдал свое местоположение звуком запуска мотора мотоцикла. Он завел советский «тырчик» и уже через минуту был у нас.
д. Суво. Оттуда приехал местный байкер.
— Сидим мы с товарищем и спорим, нива это или нет. Я ему говорю «Нива», а он «джип»! — объяснил причину своего интереса к нам, — пьем мы, значит, увидели вас и поспорили, что это за машина встала у горы.
Как ни странно, спор он выиграл, и теперь его друг, оставшийся во дворе у застолья, должен поставить на стол что-нибудь горючее.
Увидев ИЖ планету-3, Диман Р. не удержался и взял прокатиться по деревне. Тем временем мы пообщались с местным. Его зовут Александр, он занимается хозяйством и очень любит рыбалку. Рассказал про засуху этого лета и о том, как много щуки в этом году ему удалось поймать в местных водоемах.
За прокат мотоцикла Диман был нагрет на читок, как сказал Александр: «Деревенский аттракцион, плати и кати». Посмеялись, обменялись рукопожатиями и со словами «доброй дороги» направились дальше по долине.
Совершенно иные рельефы, виды не похожи на те, что доводилось видеть ранее в горах Алтая, Шории или Саянах.
Затем по порядку у нас было посещение Баргузинского дацана, он же «Дворец Богини Янжимы». Он менее известен среди туристов, чем Иволгинский дацан и, как показалось нам, менее монетизирован. Сказывается удаленность от города. Здесь мы прошли по экологической тропе к камню с ликом Богини Янжимы. Сама тропа представляет собой путь к камню, аккуратно выложенный деревянными настилами, местами со ступеньками, пролегает среди хвойных деревьев и ведет вверх к большому камню, который оборудован для поклонения и молитвенных ритуалов паломников.
Весь лес в таких ленточках. Очень необычно смотрится.
Как поведали нам местные, каждый, взглянув на камень, видит лик богини по-своему. Кому-то она видится молодой девушкой, а кто-то видит ребенка. Возможно, это зависит от твоих помыслов и целей посещения, ведь многие верующие приходят сюда, чтобы помолиться за себя и родных, а кто-то делает подношение богине Янжиме для того, чтобы она наградила их ребенком.
Мы же дошли до заветного камня, сделали три круга вокруг него (гороо), покрутили барабаны и спустились назад к дацану. Через дорогу расположилась позная с отменными буузами. Мы приговорили по порции и двинули на Курумкан.
Впереди дорога в неизвестность. За Курумканом единственный островок цивилизации — это база с горячими источниками Умхей, на которой мы остановились в этот день на ночлег. Дело подходило к закату, и поэтому в этот вечер мы быстрым темпом посетили одну из двух купелей, искупались в большом термальном озере и немного повалялись в месте слияния холодного Баргузина и ручья из горячего источника.
Сюда на оздоровительные процедуры съезжаются люди со всей России. Среди желающих омолодиться много семей с детьми и людей в зрелом возрасте. Ну, а мы, сопляки, так, проездом) Место крутое, к посещению рекомендую.
Чилим в горячей воде, а за спиной холодный Баргузин.
Утром следующего дня мы посетили самую горячую купель, поварились там пару минут (больше находиться просто невозможно, температура больше 50 градусов) и отправились упаковываться, ведь сегодня наш ждет тот самый первый брод через р. Баргузин.
Информация в отчетах рознится, кто-то говорит, что его можно пройти на стоковой ниве, кто-то пишет, что без тягача в виде Урала или Зила там делать нечего. Ну, а нам куда деваться, мы едем в одну машину, в багажнике запас синтетики на 100 метров и куча зипа для реанимации утопленника. Лебедку, кстати, поставили в аккурат перед поездкой, даже в бою затестить не успели.
Момент подъезда нужно было запечатлеть хотя бы на фото, ведь то место, к которому мы приближаемся есть причина моей головной боли последнего года. В машине воцарилась тишина, только вой раздатки разбавлял этот напряженный в экипаже момент. Весь зимний сезон почти наизусть были выучены все возможные траектории проезда, были продуманы разные пути выхода из тех или иных ситуаций. В машине была выброшена вся шумоизоляция, голый кузов. И даже драйбеги, набитые экипой, красовались на крыше для прохождения этого самого брода.
На карте 300…200…100 метров до брода и вот он, широкий Баргузин со своим быстрым течением. Нам повезло, как позднее сказал лесничий, воды в этом сезоне было мало даже летом, а мы прибыли к броду 23 августа, считай, конец лета. С берега четко вырисовывается перпендикулярно течению траектория движения. По краям основной траектории виднеются большие валуны, это означает, что бродом кто-то занимался, либо валуны лежат от проезда местных Уралов.
Диман Р. экипируется в телепузы, снаряжается ломом, найденным на берегу. Лом-то, похоже, БАМовских времен, большой, ржавый и очень тяжелый. Теперь ни один Баргузин не унесет Димона с таким якорем)
Пока Диман Р. покорял Баргузин на своих двоих, мы с Димоном У. внимательно следили за происходящим и оценивали возможные пути проезда. В ходе разведки критичных участков замечено не было, пройти можно по основной траектории, не прибегая к островам и танцам со страховками.
Подготовили на всякий случай лебедку, достали тросы под руку, переоделись под ситуацию и в путь. За рулем был Диман Р., а Диман У. отправился на середину течения добывать кадры для нашего фильма о путешествии. Я же оказался почти не у дел прохождения брода и лишь сидел на пассажирском сидении, пилотируя коптером.
Весь брод можно разделить условно на два. Первая его часть — это самое глубокое место, но с меньшей скоростью течения. Затем на середине идет коса от острова, который располагается левее. На этой косе торчат камни, уровень воды небольшой, местами по щиколотку. Далее за косой идет место с самым быстрым течением, уровень воды здесь на 10-15 см меньше чем в первой его части. Воды мы набрали именно здесь, сказывается сила течения, вода врывается через дверные щели, заполняя пространство в салоне.
Вид с противоположной стороны.
На прохождение всего брода ушло чуть более часа. Основное время здесь это поиск траектории и подготовка к съемке. Оглядываясь назад, могу сказать, что пройти его можно было и без каких-либо заморочек с перекладыванием вещей на крышу и всего прочего, но на исключительной подготовке к броду настоял Диман Р. Не скажу, что это было лишним, ведь в воде может произойти все что угодно. На ютубе даже фильм есть, как в Бурятии компания друзей поехала на рыбалку на ГАЗ-66 и утопила его в похожем броде. Им пришлось жить 19 дней в тайге, пока на помощь не пришел УРАЛ и не забрал их. Не зная брода, не суйся в воду! Рекомендую всем предварительно проходить преодолеваемое препятствие перед проездом, внимательно осматривать траекторию движения и все вещи по максимуму располагать в верхней части авто. В идеале на крыше. Казалось бы, очевидно, но далеко не все об этом помнят.
Ну, а мы собрались на том берегу, ликовали от радости прохождения брода, ведь он одно из самых сложных мест на всем маршруте. Не пройдя его, мы не смогли бы даже ступить на 110-й зимник.
Через 300 метров после брода следует избушка местного смотрителя заповедника. Здесь мы остановились, чтобы оформить пропуски в заповедную зону.
— Кто такие? Ружья, капканы есть? А если найду? Выкладываем все содержимое из машины! — резко начал свой диалог смотритель.
— Да у нас-то не то чтобы ружья, у нас и рогатки с собой нет, — в недоумении ответили мы.
— Ладно, шучу! Здесь я уже 17 дней наедине с тайгой и медведями. Они сюда часто захаживают. Вы не стесняйтесь, проходите в избу, посидим, чай попьем, без людей тоскливо, хоть с Вами поболтаем.
Мы прошли в избу, оформили пропуски. Смотритель рассказал, как ему довелось в тайге повстречаться с медведем, показал шрамы руках. Говорит, очень повезло, что остался жив после этой встречи.
Шел по тропе вдоль реки и не заметил под деревом матку с медвежонком. Делать было нечего, встал на месте и стал ждать, что произойдет. Медведица напала и изрядно потрепала его, оставив лежать на том же месте, удалилась в тайгу. Через некоторое время, рассказывает смотритель, чудом очнулся. Исполосованный когтями, с множеством ран, он нашел в себе силы и дошел до ближайшего населенного пункта. Увидев людей, упал и очнулся уже в больнице. На память о встрече медведица оставила много шрамов, но главное, что остался жив. Он все равно очень любит тайгу, а про медведей говорит: «Это их дом, они здесь хозяева, а мы гости». Здесь я его, конечно, поддерживаю.
Оформив пропуска, мы отправились дальше по зимнику. Виды здесь ну просто шикарные. Сразу же кордоном следует подъем на перевал, по пути попадается множество следов медведей и копытных. В бардачке у нас есть сигнал охотника с десятком зарядов, упаковка шестого КОРСАРа, самых крутых петард веселого детства. Этот арсенал должен помочь нам при встрече косолапого, но мы все-таки надеемся её избежать.
Как стало известно ранее, воды в этом сезоне мало, поэтому все мелкие речки пересохли, оставив за собой каменистые русла, которые то и дело пересекает дорога заброшенного зимника. Несколько небольших бродов, колейные места, заброшенные стальные конструкции мостов БАМовских времен, по которым когда-то по зимнику доставляли все необходимое на стройку века. Некоторые конструкции, кстати, отлично сохранились, сказывается высокое качество литья и сырья для производства стальных изделий того времени. На каждом профиле отлито «завод им. Сталина». Прикоснувшись к такому, ощущаешь всю мощь и величие тех времен и людей, которые отвечали за качество продукции и выполняемых работ. Прошло больше 40 лет, а отголоски советской эпохи еще доносятся нам через следы великих проектов того времени.
От первого до второго брода через Баргузин 60 км. Второй кордон заповедника как раз находится на втором броде. Условие транзита по заповеднику — это прохождение его за один день, то есть нельзя остановиться ночевать в этом промежутке. А, да, мы заплатили по 250 руб. с чел за проезд по территории заповедника, и главным условием является прохождение его за световой день.
Достигнув второго кордона, мы повстречали там местных работников заповедника на двух Тойота ленд крузер 80. Нам сообщили, что территория заповедника заканчивается за перевалом Рухловского, прохождение которого у нас не должно занять более часа. Без проблем прошли второй брод через Баргузин, который оказался раза в два меньше первого, и пошли на подъем в перевал. Через 1,5 часа мы спустились в пойму реки Акумуту. Здесь у реки есть отличное место для стоянки, даже оборудованы баки под мусор, что очень порадовало. На территории всего заповедника на каждые 10 км стоят по 2-3 бака для ТБО.
Это наша первая ночевка на зимнике, здесь мы решили подойти максимально ответственно к возможной встрече с косолапым, установили дежурство со сменой каждые два часа. Дома эта идея казалась забавной, но после рассказа смотрителя мы взглянули на это иначе. Снарядившись арсеналом из петард принялись ждать мишу. Первым дежурил я, небо в эту ночь было ясным, и поэтому я решил совместить приятное с полезным, сделать пару кадров звездного неба.
Это особенный кайф, находиться ночью непонятно где в тайге, пялить в звездное небо, слушать треск костра и ждать медведя. Путешествуйте по родной стране, друзья.
В районе 2 часов ночи раздался шорох в кустах, растущих в 20-30 метрах от стоянки. Шорох не прекращался, а лишь усиливался. Пару раз я чуть было не зарядил сигнал охотника, но будить Димонов не хотелось, парни изрядно вымотались за день. В какой-то момент шорох оказался таким сильным, что рука сама потянулась за петардами, и я метнул в кусты КОРСАР-6.
БАХ!
Парни проснулись, уточнили все ли в порядке, я их успокоил, сказал, что спас лагерь и планету от рептилоидов и нам больше нечего опасаться.
Уже достоверно не помню, кто сменил меня, но фактом остается то, что спалось с дежурствами гораздо спокойнее. Все-таки машина у нас одна.
Наутро вся жидкость в посуде замерзла, и это 24 августа. То есть ночью был мороз под -2-3 градуса. Какая все-таки удивительная природа в тайге вдали от больших городов.
Собрались и в путь. По дороге слева увидели натоптанную тропу вверх к смотровой скале. Если Вы поедете туда, то точно не проедете это место, там натоптанная поляна для остановки в несколько машин и информационная вывеска. Оттуда открывается крутой вид на долину Баргузина. Внизу в обрыве лежит разбитая вахтовка.
Далее дорога ничем особенно не отличалась от первого дня. Все та же накатанная каменистая колея вдоль хвойного леса. Попадаются линзы, которые пересохли и совсем не похожи на огромные лужи из фильма «Дорогами БАМа». Справа попался знак 106-й километр. Оказывается, не только знак 110 км сохранился, вот еще один экспонат)
Вдруг, откуда ни возьмись, появляется знак 110-й километр, в честь которого и был назван легендарный зимник. Сейчас он больше похож на пугало, каждый приезжающий сюда норовит оставить о себе память в этом месте. Кто-то клеит наклейки, кто-то выцарапывает на рядом стоящем столе «Вася-2000», кто-то здесь оставляет футболки с символикой 4х4, а кто-то даже устанавливает рядом свои новые столбики. Кто на что горазд!
Здесь мы задержались на пару часов. Испили чаю, сделали фотки, записали видео на память и в путь. Трудностей пока не было, ждем чего-то интересного дальше.
Начались первые каменистые участки русел рек, по которым проходила дорога. С Диманом Р. мы меняли друг друга за рулем. Установленное понижение 3,15 в раздатку сыграло свою роль, и прохождение больших камней нам далось довольно легко.
Перед поездкой хотели поставить блокировку в задний мост, но все-таки решил остаться на свободных дифах, т.к. 90% маршрута асфальт и артикуляция заднего моста нивы позволяет цепляться при серьезных вывешиваниях. Собственно, так за весь маршрут мы ни разу нигде не сели. Хотя возможностей застрять там было достаточно.
В одном месте был грязевой участок с колеями урала и торчащими камнями отовсюду. Здесь пришлось немного повозиться. Сперва была выбрана неправильная траектория, сел на брюхо. Немного раскачавшись туда-обратно, Зелень выезжает назад, теперь уже готовимся к выбору траектории более основательно. В итоге едем так же, но чуть ходом и пролетаем участок.
Затем мы вышли к реке Светлая. Невероятно красивая река изумрудного цвета, вода здесь настолько чистая, что в местах, где глубина достигает 3 и более метров, мы можем разглядеть на дне каждый камень. Останавливаемся полюбоваться и сделать несколько фото.
Вдоль р. Светлой ехали недолго, решили найти ровное место и поставить лагерь. Увидели съезд с дороги в сторону реки, спустились по нему и оказались на берегу. Дорога дальше уходила в воду, выезда на том берегу не было видно. Предположили, что брод идет по диагонали либо вверх, либо вниз по течению, что весьма логично, но вот только куда он ведет? Колея Урала, следы свежие. У берега заприметили сети и места стоянки, теперь ясно.
Посреди реки оказался большой каменистый остров, мы пересекли первое русло и заехали на него. Весенним течением сюда намыло много дров, за лето они высохли, осталось собрать.
Решено! Встаем на острове.
До темноты поставили лагерь, развели костер. Выбранное место оказалось очень удачным во многих отношениях. 360 градусов вокруг шумная река, за рекой горы, на горах лес. Очарованные пейзажами вокруг, мы будто находились в центре всех стихий. Перед круговой панорамой даже прохождение маршрута как цель забылось и отошло на второй план, ощущение нахождения здесь и сейчас. Только ради одного этого места стоило тратить столько времени и сил.
Димон У. встал раньше всех, он поставил перед собой задачу что бы то ни было поймать хариуса и приготовить на костре. С 5 до 10 утра он прошел все перекаты в радиусе километра в поисках заветной рыбы. И вот удача! На крючке большой хариус на полкило. Тут же он был приготовлен на рожне у костра.
Уезжать совершенно не хотелось. Это место будто притягивало. Растягивался каждый миг нахождения здесь. Но нам нужно двигаться дальше, сегодня еще один серьезный этап прохождения маршрута — река Срамная.
Покинули наш остров и на третий, завершающий день на зимнике, отправились дальше по маршруту. Вдоль Светлой преобладает каменистая дорога. Иногда попадаются «перегоны» по несколько сот метров относительно ровной дороги, можно двигаться на третьей пониженной. Они часто обрываются каменными нагромождениями на дороге. Часто большие камни лежат посреди колеи, на них нацарапаны многочисленные следы металлических защит машин, цепляющих их при проездах. Короткой ниве камни даются легко. Ураловская колея пускается посередине и мы едем, прижимаясь либо вправо, либо влево.
Постепенно каменистых участков стало больше, мы отдалились от Светлой и спустились в пойму Срамной. Пошла жара) Сначала дорога петляла с одного берега Срамной на другой, а потом мы не заметили, как и вовсе оказались на русле. Камни здесь максимально большие. Уралы, проезжая, участвуют в движении этих камней, они постоянно смещают их, меняют колею и траектории движения. Нам по большому счету на колею никакого дела нет, в нее мы не попадаем, а вот огромный камень посередине это проблема.
Все проезжается довольно стабильно, каждый участвует в прокладке дороги. Подкидываем камни, проходим, по очереди дирижируем.
По разу стукнулись порогом, балкой и рычагами. Заднему яблоку досталось больше всего. Для понимания, нижнюю пробку моста зализало так, что откручивать ее по приезде для замены масла пришлось газовым ключом.
По дороге нападаем на поляну с голубикой.
Из потерь только пробка, надорванный передний брызговик и подмятый нижний кронштейн крепления поперечной тяги. Все! Еще начала вылетать вторая передача, но только с горки.
Прохождение Срамной закончилось так же неожиданно, как повстречался знак 110-й километр.
Пересекли русло крайний раз, едем вдоль реки, дорога пошла чуть лучше, и вдруг откуда ни возьмись стоит девятка. Это, вообще, законно?
Первый вопрос не «Как она сюда заехала», а «Это все?»
Это место оказалось Иркинским термальным источником. Сюда приехали местные из д. Куморы, чтобы отдохнуть.
Здесь закончилось для нас прохождение сто десятого. Мы тоже решили окунуться в купель источника и немного отдохнуть.
2,5 дня ушло на прохождение. Можно и быстрее, но лучше там задержаться. Природа тех мест завораживает. При возможности обязательно посещу еще раз.
На этом наши приключения не закончились. Мы отправились в Новый Уоян, там по появлению в сети сделали пару звонков домой. Диман У. созвонился с братом из Северобайкальска, который пригласил нас к себе, и мы отправились прямиком туда.
Напоследок мы решили заночевать на берегу Байкала в Нижнеангарске на пляже прямо у стелы «Самая северная географическая точка Байкала». Туда мы приехали глубокой ночью.
Димон У. сделал там несколько кадров.
Ветер на этом месте был очень сильный, поэтому мы не стали засиживаться и пошли спать.
Взглянули на Байкал и в дорогу.
Утром приехали к Александру, брату Димона У., у него мы погостили день и отправились в сторону Братска. Затем шла зубодробильная дорога от Северобайкальска до Усть-Кута, потом асфальт до Братска с редкими участками гравийки. На одном из таких участков нижнее крепление левого переднего аммортизатора не выдержало и оторвалось вместе с ушами.
Уже был вечер, в пос. Видим мы заехали в первый же двор, и здесь нам не отказали в помощи. Хозяин полностью сам изготовил новое крепление и приварил. Мы отблагодарили его копченым омулем, который взяли с собой на рынке Северобайкальска.
Ехалось на четырех передачах вполне нормально, средняя скорость не сильно упала, по трассе двигались 85-90 км/ч.
Далее Тулун… Красноярск… Кемерово… Новосибирск.
Рассказ о нашем путешествии подходит к концу. Я же хотел подытожить все вышеизложенное следующим:
- в период, когда воды мало, зимник проходим на стоковой ниве*. Если воды много, то держитесь там, всего доброго, хорошего настроения.
- не рекомендую ставить одной целью только прохождение зимника. По маршруту ОГРОМНОЕ количество крутых мест, куда можно было заехать. Сейчас бы, например, мы поехали обратно через Богучаны, а по пути на зимник заехали бы на Святой нос… но это повод вернутся туда еще.
- на автономный участок для нивы хватило топлива бак + 40 литров из канистр. Получается два бака ушло от одной заправки до другой. Мы брали 80 литров с собой и советуем того же.
- в одну машину ехать в такие путешествия опасно, но с умом люди кругосветку проезжают. Запчасти, сварка, болгарка, шурик, запасной акум, все это должно быть.
*стоковая нива — это моя мера измерения уровня бездорожья))) ну можно, конечно, придумать шкалу от 1 до 10, но с нивой все более-менее понятно) Опять же, топлю я за бюджетные решения поездок для таких как мы, простых любителей автотуризма.
Бюджет всего мероприятия 75-80 тыс. руб. на весь экипаж, при учете, что практически никто и ни в чем себя не ограничивал. Куча сувениров, кафешки, провизия с запасом. Можно меньше, нас все-таки было трое.
Средний расход вышел 12,7 литров АИ92. Это много. Будем бороться с этим. Примерно 32-33 тыс. руб. ушло на бензин.
Машина Нива 21213 1999 г., объем 1,7, карбюратор, колеса 30 дюймов МТ BFG, пары 4.3.
Пройденное расстояние по одометру 6100 км. По факту так и вышло, замерив уже дома все по картам.
Навигация MAPS.ME.
Как-то так! Всем респект за прочтение. Снимали не много, зимой сваяем видеозарисовку поездки и выложим на ютуб. По любым вопросам обращайтесь в ВКонтакте и Инстаграм.