Дневник автопробега «К истокам истории номадов тайги» по маршруту Якутск—Байкал

Дневник автопробега «К истокам истории номадов тайги» по маршруту Якутск—Байкал

01.10.2012 | 14369 просмотров

Краткая информация об автопробеге

В июне 2012 года эвенки Якутии совместно с эвенкийской общественностью Республики Бурятия и Амурской области провели межрегиональный молодёжный культурно-исторический автопробег «К истокам истории номадов тайги» по маршруту «Якутск—Улан-Удэ—Байкал».

Автопробег такого плана проводился впервые. Цель участников — достичь Прибайкалья, где в свое время были обнаружены памятники археологической культуры, названной исследователями «глазковской», датируемой поздним неолитом (3—3,5 тыс. лет). По результатам исследований (в т.ч. генетических) данная археологическая культура наиболее близко сопоставляется с протоэвенкийской.

В экспедиции приняли участие пять экипажей. Маршрут длиной порядка 3000 км (в одну сторону) проходил по территории четырёх регионов: Якутии, Амурской области, Забайкальского края и Бурятии.

По маршруту следования экспедиция посетила места компактного проживания эвенков (с. Хатыстыр Алданского района Якутии, с. Иенгра Нерюнгринского района Якутии, с. Первомайское Тындинского района Амурской области), где была организована культурно-познавательная программа — круглые столы, спортивные состязания, концертные программы.

Автопробег стартовал 14 июня в 13 часов с площади Дружбы города Якутска. Старт автопробега посвятили году Единения и дружбы народов в Республике Саха (Якутия). Финиш состоялся 21 июня 2012 г. в г. Улан-Удэ, где участники экспедиции приняли участие в межрегиональном фестивале молодежи «Икэн-Одёра».

В завершение проекта эвенками разных регионов вблизи Байкала был установлен памятный камень с «Иты» — эвенкийскими заповедями жизни.

Организаторами автопробега выступили Ассоциация эвенков Республики Саха (Якутия), Республиканский центр эвенкийской культуры «Арун» (Республика Бурятия), Межрегиональный центр эвенкийской культуры и языка «Эян» (с. Иенгра Республики Саха). Автопробег организован при поддержке Департамента по делам народов Республики Саха (Якутия) и Министерства по молодежной политике Республики Саха (Якутия).

Экипажи:

14 июня из Якутска в путь отправились четыре машины:

  • Экипаж Александра Варламова. Автомобиль Honda HR-V:
     Александр (научный сотрудник);
    жена Мария (домохозяйка, помощник супруга);
    дочь Юлия — 12 лет.
  • Экипаж Семёна Саканина, «Газель»:
     Семен (строитель, предприниматель);
    жена Варвара — музыкант, помощник супруга.
  • Экипаж Петра Герес, Toyota Caldina
    Петр — строитель, предприниматель;
    дочь Милена — 12 лет.
  • Экипаж Нюргуна Андреева, Toyota Land Cruiser Prado;
    Нюргун (сотрудник авиакомпании);
    жена Алена (госслужащая);
    сын Назар — 11 лет, племянницы Люда — 14, Валерия — 16 лет.
  • 15 июня выехал экипаж Петра Андреева, Toyota Caldina.
    Петр (инженер авиакомпании);
    жена Сындыма (домохозяйка, помощница супруга);
    сыновья Семен — 14 лет, Саша — 7 лет.

Из Якутска наша команда выехала с особой миссией — мы должны были доставить на Байкал гранитный камень с нанесенными заповедями эвенков — Иты,..

…а также наш ритуальный столб Сэвэк-мо — священное дерево, символизирующее строение вселенной по эвенкийскому мировоззрению.

Подготовка заняла очень много времени: занимались камнем. После того как забрали из мастерской, где при помощи компьютера были нанесены тексты заповедей Иты и изображение древнего «глазковца», мы 13 июня 12 часов подряд, не вставая, прорисовывали буквы краской. Также готовили жерди для чума и прочих хозяйственных построек, покупали необходимый инвентарь и пр. Вечером 13 июня допоздна занимались подготовкой к старту — наклеивали логотипы, паковали вещи и пр. Наконец, логотипы наклеены, вещи упакованы — машины готовы к пробегу!

14.06.12. Первый день

14 июня в Якутске было солнечно, стояла жаркая погода — за 30 градусов. На площади Дружбы г. Якутска собрались участники автопробега и провожающие — родственники, эвенки, живущие в Якутске, а также официальные лица и пресса.

Автопробег «К истокам истории номадов тайги» отправляется в путь — к отрогам Байкальского хребта. Именно там, по мнению ученых-тунгусоведов прародина тунгусских народов. Ученые в последнее время доказывают, что таинственные глазковцы, жившие более трех тысяч лет назад возле Байкала и есть предки тунгусов, об этом говорят как генные исследования, так и исследование материальной и духовной культуры.

Идея автопробега родилась в просторах интернета на страничке сообщества эвенков России Вконтакте. Степан Габышев — эвенк из села Куду-Кюель Олекминского района Якутии озвучил полтора месяца идею автопробега по маршруту кочевья предков. Так, день за днем, идея начала обрастать новыми деталями и конкретными предложениями. Сначала вырисовался маршрут, затем наметилась дата, а дальше пошла уже подготовительная работа.

Был задействован Международный культурный центр эвенков, который находится в селе Иенгра. Ведь предстояла очень важная работа по согласованию общих мероприятий-встреч по пути следствия, а это национальные села Хатыстыр, Иенгра, Первомайское (Амурская область). К нашему пробегу присоединились участники из других регионов России — команды Красноярского края, Иркутской области, а также Республики Бурятия.

На площади в торжественной обстановке прозвучали приветственные слова Президента Ассоциации эвенков Республики Саха Николаева Бориса Ануфриевича (посередине), а так же руководителя Департамента по делам народов РС(Я) Сергучева Алексея Егоровича (справа). Пользуясь случаем, от имени всех участников автопробега и эвенкийской общественности выражаем большую признательность Алексею Егоровичу за помощь в организации нашей акции. Также мы очень благодарны министру по молодежной политике и спорту РС(Я) Подголову Александру Григорьевичу. Благодаря этим двум нашим республиканским ведомствам наш автопробег выглядел достойно — мы смогли купить и оформить памятный камень, подготовить наклейки на авто, заказать единую форму, флаги и другую символику. Записали и растиражировали диски с песнями группы «Мит эвэнкил», фольклорными записями эвенков, а также русско-эвенкийским разговорником и обучающим аудиокурсом по эвенкийскому языку. Так же мы купили хорошие призы для проведения спортивных состязаний и конкурсов, сшили несколько эвенкийских костюмов — в общем, смогли подготовиться за такой короткий срок достаточно основательно.

Все собравшиеся на площади совершили коллективный обряд — привязали ленты материи на общую «саламу» — коллективное обращение к верховным божествам. Эта салама также отправилась в путь, где ей предстояло собрать подобные символичные обращения эвенков, проживающих в Якутии, Амурской области, Бурятии и других регионах.

По эвенкийской традиции все значимые мероприятия не обходятся без хороводных запевов. Главный эвенкийский хоровод «Дэвэйдэ» берет истоки с эпохи неолита и происходит от существовавшего когда-то у тунгусов культа охры, символизирующей кровь и родовое единство. Кроме Дэвэ, мы «играли» и динамичный эвенский «Хэдьэ», что в жару далось всем не так уж легко.

Молодые эвенкийские таланты исполнили традиционные и современные эвенкийские песни. На фото Маргарита Иванова — выпускница Арктического института искусств и культуры.

Поет Александр Константинов — солист группы «Мит Эвэнкил», ставшей популярной буквально 2 месяца назад, благодаря выпуску первого диска песен (спасибо Дьулустану Сидорову). Несмотря на молодой возраст исполнителей (второй солист Никита Оветчин, земляк Александра — оба исполнителя родом из с. Иенгра Нерюнгринского района Якутии), ребята не только создают хорошую музыку, но и пишут зрелые тексты.

Во время мероприятия, посвященного старту автопробега мы успели пообщаться с представителям прессы. На снимке Семен Саканин дает интервью на родном языке.

Коллективная фотография перед стартом. Настроение прекрасное, сердца полны решимости достичь конечного пункта маршрута — Великого Ламу (так на эвенкийском языке звучит название озера Байкал).

Звучит команда «По машинам!».

И мы отправляемся в путь.

Итак, мы стартовали с Площади Дружбы г. Якутска и двинулись в далекий путь. Первые километры мы ехали с поднятыми флагами Автопробега, Ассоциации эвенков РС(Я) и флагом Республики Саха. Перед переправой в п. Мохсоголлох у моей машины случился прокол колеса. Шедший сзади на «Прадо» Нюргун остановился и мы быстро сменили колесо. На переправе через Лену особых сложностей не возникло — не простояв и 15 минут мы загрузились на паром и отправились на ту сторону Лены. Во время переправы обратились к духу могучей сибирской р. Лена.

После переправы прошли через сито легкого рэкета (с нас взяли оплату по 100-150 руб. с машины за проезд по «частной дороге». Эта легкая пакость не могла испортить нашего прекрасного настроения.

Впереди нас ожидали еще почти 1000 км одной из самых сложных трасс России, где очень многое зависит от того, не идут ли дожди и работают ли грейдеры…

В Качикатцах шиномонтажники уехали в свою деревню и мы решили рвануть до 130 км. Трассы М-56 — Якутск—Большой Невер. Благополучно доехав до 130 км, мы сдали колесо в ремонт и отправились в кафе перекусить. Руководители экипажей (Петр Герес, Нюргун Андреев, Семен Саканин и я) обратились к духу дороги М-56. После того как наше колесо было готово, мы двинулись колонной далее по трассе.

Якутская дорога традиционно была «не очень хорошего качества». Выбрали наиболее подходящую крейсерскую скорость в 40 км/ч. До п. Улуу (250 км) доехали без приключений, заправили баки и дождавшись Петра Герес, который заезжал к своим родственникам, продолжили путь.

Петр, видимо, окрыленный встречей с родней решил рвануть вперед и... пробил колесо, да так, что ремонту оно уже не подлежало.

Наконец, усталые, но не потерявшие боевого настроя, мы к половине первого ночи добрались до местности Верхняя Амга. Время в пути от Якутска составило 11 с половиной часов. Путь оказался нелегким, так как дорога не позволяла порой ехать более 20 км./ч. Разбив лагерь на берегу р. Амга и поужинав, участники обсудили результаты первого дня. Там же произошла первая встреча с эвенками по пути следования — в лагерь приехали эвенки с. Хатыстыр — Велингтон Прокопьев с товарищем Ильей. Это знакомство оказалось очень полезным для нас на следующий день.

15.06.12. Второй день

Утром все встали довольно синхронно, не торопясь позавтракали, искупались в чистых водах красавицы Амги, привели себя и своих железных оленей в порядок (как следует отмылись от пылищи) и стали собираться в путь. Оказалось, что у нас так много скарба, что собрать его быстро было не так уж и легко. Выехали только в 12 часов.

От моста в Верхней Амге нас ожидал приятный, асфальтированный отрезок длиной несколько км. А дальше нас снова встретила наша «якутская» дорога…

До Томмота добрались благополучно. Заправившись на въезде в город, мы отправились перекусить, так как Петру все равно нужно было купить пару новых баллонов и установить их на свое авто. Отмечу, в Томмоте на въезде отличный магазин автозапчастей — выбор просто огромный, так что проблем с поиском новой резины для Петра не было вовсе. Так же стоит сказать всем, кто надумает перекусить в Томмоте. Там, напротив заправки есть два кафе. В одно из них, с названием «Драйвер», ходить не рекомендуем — посуда старая и моют ее плохо. При этом еще и персонал довольно хамовитый. Про качество и вкус пищи говорить не буду — есть не стали из гигиенических соображений.

Сделав свои дела, мы парадной колонной (с поднятыми флагами) прошли через Томмот и двинулись в Хатыстыр.

Доехав по трассе до п. Нижний Кураннах, мы свернули на Хатыстыр, до которого нужно было пройти около 30 км. Дорога была грунтовая, узкая, но довольно ухоженная, что позволяло ехать преимущественно на 3-4 передаче. Правда, вновь ожидала пыль, поэтому для безопасности мы разорвали дистанцию, пропустив вперед Петра Герес и Семена Саканина. В одном месте (на развилке) мы с Нюргуном съехали с правильного направления, но вовремя поняли свою ошибку.

Наконец, мы въехали в Хатыстыр и прямиком направились к Велингтону, который по-эвенкийски встретил нас, накормив всю нашу большую команду. У Семена стала расти температура в двигателе. Оказалось, что виной тому были бабочки-капустницы, которые сплошным слоем покрыли наши радиаторы, фары и прочие укромные места автомобилей. Велингтон выделил нам удобную щетку, которой мы усердно очистили свои радиаторы. Кстати, пока мы ехали от Амги до Кураннаха, у всех в бачках омывателей закончилась вода — все ушло на уборку бабочек с лобовых стекол. Там же, во дворе Велингтона, мы проверили свои воздушные фильтры — у меня за месяцы езды такого количества пыли никогда не набиралось. Мы с Нюргуном сменили фильтры, а Петр с Семеном ограничились чисткой.

Пообщавшись с Велингтоном и его супругой Кристиной, отправились выполнять свою миссию.

В Хатыстыре нам нужно было сделать 3 глобальных дела: 1. Вручить диски с русско-эвенкийским разговорником, аудиокурсом, песнями «Мит эвэнкил» и образцами фольклорного творчества эвенков представителям администрации; 2. Собрать саламу эвенков Хатыстра; 3. Забрать по просьбе моего коллеги жесткий диск с результатами совместной научной работы наших лингвистов и хатыстырских педагогов. Благодаря Велингтону, который везде сопровождал нас и все организовывал, мы сделали свои дела быстро и в полной мере.

В заключение мы пофотографировались и, недолго задерживаясь, отправились в сторону города Алдана. Дело близилось к вечеру.

До Алдана доехали быстро, сфотографировались, сделали обряд Имты Алданской земле, заправились и, не задерживаясь, поехали далее по Неверской трассе (М-56). Впереди нас ждала встреча с могучим Алданским нагорьем. Путь, как и ожидалось, оказался нелегким — то и дело встречались участки дороги, на которых проводился ремонт полотна. Петр Герес (горячий эвенкийский парень), «разогнавшись» на 10 км/ч более рекомендуемого нами, пробил стойку и заработал грыжу колеса.

Дорога в целом была намного лучше, чем ранее, и мы «вскоре» (часам к 12 ночи) добрались до посёлка Хатыми. До Нерюнгри оставалось 80 км, но каких!.. Информация, собранная от водителей встречных машин, была неутешительна — на дороге велся активный ремонт полотна и максимальная скорость большинства машин составляла 20 км в час, что означало, что в окрестности Нерюнгри мы могли бы попасть только под утро. Поначалу решили не рисковать и остаться ночевать на реке Хатыми, потому что двое из нас уже клевали за рулем носом.

Отправив всех ужинать в придорожное кафе, мы с Нюргуном поехали на разведку потенциального места для ночлега. Нашли один съезд к реке, но очень крутой (Калдина Петра могла туда только спуститься, обратный путь был чреват как минимум срывом глушителя). Кроме этого берег оказался сырой. Посовещавшись, решили рискнуть и доехать до Чульмана, чтобы утром рано помыться самим и помыть своих железных оленей. Недолго думая, двинулись в путь в спарке — мы пошли с Нюргуном, а Петр с Семеном. Вместе ехать по такой сложной трассе было сложно, ведь местами дорога становилась очень узкой, что в пыли представляло большую опасность. Примерно на середине пути (через полтора часа), мы потеряли Петра и Семена. Нюргун собирался вернуться за ними, беспокоясь за машину Петра. Все же мы решили подождать их. Ожидая, умылись холодной водой — стало немного легче (сон, казалось, отступил). Наконец, примерно через минут 20-25 наши экипажи смогли нас догнать. Оказалось, пробитая стойка Петра не давала возможности ехать местами даже 15 км/ч. Покурив и посовещавшись, поехали дальше в ночь. Связи по трассе нет, кроме окрестностей поселков, и это очень неудобно. Я в очередной раз пожалел, что мы не нашли возможности купить рации. В полусонном состоянии мы доехали до Чульмана и, покрутившись в поисках места для ночлега, решили доехать до Нерюнгри и уснуть прямо в машинах. Поступало предложение доехать до Иенгры, но Нюргун к тому времени уже практически спал за рулем. Еще раз умывшись, рванули к Нерюнгри. Было уже полчетвертого утра. Добравшись до Нерюнгри, мы просто провалились в сон на стоянке большегрузов.

16 июня, 3-й день

Утром в 8 часов мы проснулись, умылись, заправили «жидким ягелем» своих железных оленей и, попрощавшись с Петром, который поехал ремонтироваться в город, отправились в сторону села Иенгра. По пути я разбудил звонком своего друга Александра Колесова из Иенгры, сообщил о нашем приезде и узнал, где можно слегка искупаться и помыть машины. После вчерашней ночной гонки по пересеченной местности, наши машины были покрыты полусантиметровым слоем пыли. Возле Беркакита нас остановили «доблестные» сотрудники ДПС. Было крайне неприятно наблюдать за их излишней внимательностью к соблюдению законности. От нас потребовали убрать флаги. Особенно позабавило их внимание к детям: в нас почему-то увидели возможных похитителей детей, требуя документы на детей. Лишь невключенная камера, направленная на них, слегка остудила их пыл. К своему счастью, два ДПС-ника нашли нарушение — непристегнутого спящего ребенка на дополнительном сиденье джипа Нюргуна. Все же такие мелочи не расстроили нас (немного разозлили, правда) и мы вновь, демонтративно подняв флаги, двинулись в путь.

Встретившись в назначенном месте с Сашей, мы помыли-помылись в речке, на которой еще не растаяли наледи (брр! — было холодновато) и как истинные «арийцы таежных просторов», приехали в Иенгру к 12 часам дня (как было заявлено в предварительно-согласованной программе).

Заезжая в поселок, мы включили одну из песен «Мит Эвэнкил», подняли флаги и сделали круг почета по поселку. Даже собаки с удивлением наблюдали наше прибытие.

После круга почета, наша колонна подъехала к этноцентру «Эян».

Там нас встретили сородичи-эвенки во главе с руководителем этноцентра Татьяной Геннадьевной Кирилловой (на фото ее можно узнать легко — статная эвенкийка в белой блузе).

Татьяна Геннадьевна провела нас с ознакомительной экскурсией по ставшем уже знаменитым этноцентру «Эян».

Творческий коллектив этноцентра, состоящий из представителей разных поколений эвенков-иенгринцев является неоднократным победителем и лауреатом конкурсов самого разного уровня, вплоть до международного.

Экскурсия была очень интересной и содержательной и несмотря на сильное коллективное чувство голода, все участники нашей команды слушали и внимали с большим интересом.

Не менее интересной и содержательной оказалась экскурсия по поселковому музею, которую провел для нас Андрей Семенов — преподаватель по народной культуре (на фото справа в красной рубашке).

Андрей Владимирович рассказал нам про историю создания музея, ознакомил с экспозициями, многие экспонаты которых можно с уверенностью считать уникальными.

Вдоволь нафотографировавшись, мы колонной выехали к месту, где эвенки Иенгры проводят свои праздники. На «полянке» иенгринцев нас ожидали хозяева — люди разных возрастов, организующие нашу встречу. Мы прошли обряд очищения, улганни и сообща водили-играли старейший хоровод эвенков «Дэвэ». Слушая песенные слова импровизации Неустроева Петра Степановича (одного из старейшин поселка) в его запеве Дэвэ: «… как ветер прилетели вы — гости издалека..», — мне стало понятно и радостно, от того, что нас приняли как своих близких, несмотря на то, что многие из нас понимают родную речь с большим трудом (а кто, к сожалению, и вовсе не знает).

Затем нам показали отличный небольшой концерт. Несмотря на то, что основные творческие силы в то время находились на празднике Бакалдын в Якутске, тот небольшой состав поселкового актива организовал все просто на высочайшем уровне.

Мы вручили администрации этноцентра и передали для школы привезенные нами диски, повязали саламу, на которую эвенки Иенгры привязывали свои обращения до позднего вечера.

Потом нас просто о-о-очень вкусно и сытно накормили — мясо оленя, котлеты, картофель отварной и много еще чего прочего.

Наша символика всем очень понравилась.

После такого обеда так захотелось спать, но времени на это не было. Мы провели круглый стол об истории эвенков, пообщались в иенгринской молодежью, провели соревнования для детей и были участниками многих других небольших мероприятий. Молодежь Иенгры очень заинтересовалась нашей символикой. Мы подарили несколько футболок, бейсболок и наклеек на машины. Я пожалел, что не смог заказать футболок штук 200, а не 29, как у нас было к моменту старта.

Место на берегу Иенгры оказалось замечательным — добрым и каким-то своим, родным. Кроме мероприятий, мы искупались и даже поели мясо «дяди Миши», которым нас угостил Саша Колесов. Вечером приехал другой мой товарищ Евгений Марков, и мы с Александром, Евгением и другими иенгринцами вдоволь наговорились обо всем, интересующем нас общем.

К тому мы были чрезвычайно рады пополнению в своей команде, так как к нам присоединился экипаж Петра Андреева, который с супругой Сындымой и детьми Семеном и Сашей, догнали нас в этот день на своей Калдине. Теперь в нашей команде стало 5 экипажей. Спать в эту ночь легли как обычно поздно.

17 июня, 4-й день

Утром всех разбудила Алена — жена Нюргуна. Мы к тому времени уже привыкли, что она в нашей команде самый надежный человек, чтобы поднять всех вовремя.

К тому моменту мы более или менее разобрались со своими ролями и местами вещей в кузове «Газели» и поэтому собрались довольно быстро. Нас приехала провожать Татьяна Геннадьевна. Также Саша Колесов с другом решили нас проводить и поехали с нами до села Первомайского.

Попрощавшись с гостеприимными хозяевами иенгринской земли, мы поехали в сторону Амурской области.


Природа Южной Якутии.


На границе Якутии и Амурской области.

В Нагорном появилась связь и мы смогли созвониться с первомайцами (они к тому времени стали уже волноваться).

Этот день пути оказался более легким в отличие от предыдущих, потому что основная часть грунтовки незадолго до нас была пройдена грейдером, а примерно за 70 км до Тынды (от красивой реки Лапри) начался асфальт. Так что к 12 часам дня мы были уже на подступах к Тынде.

Сделав коллективные фотографии на въезде в город, мы поехали на заправку.

На заправке наше появление вызвало легкое недоумение местного населения — все с интересом читали наши надписи на машинах и футболках и разглядывали наши флаги.

С поднятыми флагами мы прошли по Тынде и свернули на дорогу, ведущую в с. Первомайское.

Приехав в Первомайское, мы дали круг почета по поселку и заехали к школе, где нас ожидало много сородичей.

Мы стали участниками эвенкийских обрядов, «играли» Дэвэ и другие хороводы, добавили в нашу саламу дары первомайцев, посмотрели хороший концерт и даже устроили небольшой митинг, на котором вручили свои эвенкийские дары, получив в ответ не менее ценные подарки от первомайцев.

Встречающие сородичи организовали все просто замечательно. Директор школы-интерната Головин Александр Федорович решил все хозяйственные вопросы на высшем уровне. Амурские эвенки — Татьяна Семеновна Сафронова с супругом Анатолием Сафроновичем и другими сородичами с. Первомайского и расположенной рядом Тынды организовали культурную программу на отлично!

После программы встречи и общения особое внимание встречающих вызвал наш камень с Иты. Ознакомление с камнем плавно перетекло в дискуссию об истории тунгусов.

Нас разместили в комнатах интерната, и это было очень кстати, потому что к вечеру хлынул сильнейший дождь и если бы мы поставили палатки, то все было бы насквозь мокрым. Потом все стали заниматься своими делами — женщины готовить ужин, мужчины отдыхать, а мы с Петром Герес поехали к учительнице местной школы Галине Сафроновне Макаровой, чтобы получить доступ к сети и отправить первый предварительный отчет о ходе автопробега. Там же у нее мы помылись в бане, а кто не захотел в баню, сходили в душ в интернате.

 

После этого радушные хозяева накормили нас вкусным обедом. После обеда мы выехали в «эвенкийскую деревню», которую широко рекламировали по центральным каналам СМИ. Кроме экскурсии, мы успели искупаться в быстрой и чистой реке Гилюй (по которой когда-то неоднократно кочевали мои прадед и дед).


Экскурсия по этноцентру в Первомайском.


Жители с. Первомайское и мы на концерте.


Выступает творческая группа, возглавляемая Т.С. Сафроновой.


Амурские эвенки читают Иты.

18.06.12. Пятый день

Утром встали в полседьмого, попили чай и стали собирать свой многочисленный скарб. Хочется еще раз сказать «Спасибо!» директору школы-интернат Головину Александру Федоровичу (в центре в рубашке в полоску) за комфортный ночлег (тем более, в ином случае нас ожидал сырой ночлег и удары града).

Огромнейшее спасибо нашим амурским сородичам — Татьяне Семеновне (слева), Анатолию Сафроновичу (по середине), Галине Иннокентьевне (справа) и многим другим сородичам, которые сделали наше пребывание в Первомайском практически домашним.

Также в моей душе есть определенное сожаление о том, что мы не смогли уделить время молодежи Первомайского — мы с Петром Гересом занимались подготовкой и размещением информации, а дать задание своим я забыл. К тому же наши устали и большинство просто свалились в кровати. Прошу простить, на обратном пути постараемся сие упущение исправить.

По просьбе Надежды Шеметовой для предстоящего обряда на Байкале нашли у амурских эвенков оленину в сыром и сушеном виде. Упаковав свежее мясо в два термоса и поставив под холодный воздух кондиционера, понадеялись, что мясо доедет до конечного пункта (при условии, что днем машина выключаться не будет вообще).

Выехали в Тынду и сняв деньги с карточек, закупив продукты, воду, положив деньги на телефоны, в 11 часов выехали по трассе в сторону Большого Невера. Асфальт закончился практически за Тындой и нас вновь ожидала пыльная дорога. Справедливости ради, отмечу, что качество ее было намного лучше нашей «якутской» — временами нам удавалось разогнаться до 50-60 км/ч. До Соловьевска дошли часам к двум дня и прошли его не останавливаясь с поднятыми флагами. К этому моменту действия нашей команды стали слаженными и практически синхронными — стоит первой машине поднять флаг, как буквально через 5 секунд вся колонна приобретала торжественно-парадный вид с идеально-равномерным расстоянием между экипажами.

Через 40 км нас ждал очередной большой перевал, перед которым сжималось не одно мужественное сердце водителя (особенно в зимнее время). На подъеме мы увидели лежащий на боку КАМАЗ, водитель которого обреченно сидел прямо на земле. На одном из крутых поворотов нас прижала фура — ощущения были не из приятных. Спустившись с перевала, мы решили поблагодарить его дух, сделав обряд Имты — привязав на ветви деревьев отрезы материи. К слову сказать, для общения с духами-хозяевами подобных мест мы наготовили множество мелких монет, которыми задабривали их во время пути.

Пройдя еще немного, мы наконец торжественно въехали на пересечение дороги с федеральной трассой «Хабаровск-Чита». На развязке мы обратились к Большой Дороге, пофотографировались и продолжили свой путь. После нашей грунтовой дороги федеральная трасса показалась нам просто «лучшим в мире хайвеем». Мы быстро приноровились синхронно перестраиваться, чтобы пропускать и обгонять попутные машины. Через какое-то время в Тахтамыгде мы заправили полные баки и поели. После общения с подвыпившей местной компанией, которая проявила большой интерес к нашей истории и культуре, мы двинулись дальше. Дорога — сказка и наше продвижение просто колоссально ускорилось. Оптимальной скоростью для колонны оказалось 80-90 км/ч., т.к. при ускорении колонна начинала разрываться. В пути мы записывали и смотрели по карте топонимику — практически все встречающиеся названия были эвенкийские.

На одной из остановок мы решили поспать часок. Проснувшись, мы собрались двинуться в путь, но тут у Нюргуна напрочь пропали тормоза. Это было уже серьезно и мы долго копошились, стараясь найти причину. Пока мы искали причину поломки, тормоза, как по волшебству, вновь появились.

В целом этот день прошел довольно быстро и к вечеру мы достигли Могочи. В Могочи нас встретил начальник Могочинского отделения ГИБДД Орлов Максим Николаевич — очень приятный молодой человек. Максим Николаевич по нашей просьбе проводил нас на берег реки Амазар, где мы остановились на ночь. Несмотря на близость с населенным пунктом и железной дорогой, река Амазар оказалась очень чистой каменистой горной рекой. Мы быстро обустроились и стали ужинать. Наш ужин затянулся глубоко за полночь. Петр Герес был в ударе и смешил нас часа два подряд. В итоге у всех от смеха сильно заболели мышцы живота, а Нюргун от смеха упал со складного стульчика. После долгого «вечера юмора», мы легли и по обыкновению провалились в сон.

19.06.12. Шестой день

Утром встали рано, но пока собирались-варили-умывались прошло довольно много времени. Перед отъездом вновь созвонились и тепло попрощались с Максимом Николаевичем и двинулись в путь. Огромное спасибо руководству ГИБДД Забайкальского края — на границе каждого из районов нас встречал лично начальник ГИБДД.

День этот был ничем особенно не примечательный, разве, что многих из нас просто поражали бескрайние просторы нашей необъятной России. Горно-таежные массивы перемежались лесостепными, степными, сменялись вновь горно-таежными…

В пути у Петра Гереса немного выдавило масло из коробки и мы несколько раз останавливались проверить состояние машины. На счастье все оказалось в порядке. В этот день мы пытались достичь Читы, но ближе к ночи некоторые из нас начали клевать носом и мы решили остановиться на ночлег не доезжая г. Чита. Один из встречавших нас сотрудников ГИБДД посоветовал удобное место для ночлега. Экипаж Петра Андреева решил доехать до Читы и переночевать у родственников его супруги.

Решив не тратить времени на приготовление ужина, мы поужинали в придорожном кафе и отправились к месту ночлега. К этому времени нас застал сильный дождь и мы, понимая, что обустроить комфортный ночлег нам не удастся, решили заночевать на стоянке в машинах. Это решение оказалось верным, потому что иначе, мы бы ко времени не успели (но об этом позднее).

20.06.12. Седьмой день

Встали в 6 утра и, не завтракая, двинулись в путь и часов в 8 достигли Читы. Проехав Читу нашли удачное придорожное кафе «Толон» за городом, где вкусно и плотно поели. Там же встретились с экипажем Петра. Далее колонна двинулась в полном составе. В пути нас вновь встречали сотрудники ГИБДД, а в одном из районов (Петров-Забайкальском), нас даже проводили с почетом. Этот день был очень нелегким, потому что к этому времени накопилась усталость и то и дело кого-либо из нас клонило в сон. После обеда нам даже пришлось остановиться, чтобы поспать часок. Для этого мы заехали в лес и моментально уснули.

После сна дела пошли веселее и мы стали продвигаться быстрее. Экипажи братьев Андреевых ушли вперед, чтобы повидаться с родней. По этой причине мы немного выбились из графика. К этому времени встречающая сторона (бурятские эвенки в лице Надежды Шеметовой) стала беспокоиться.

Дело в том, что нас встречала целая делегация — актив этноцентра «Арун», ансамбль и телевидение. Надежда то и дело звонила, справляясь, где мы едем. Мы к этому времени торопились как могли, но ехать слишком быстро было опасно — начался сильный дождь и видимость ухудшилась. Дело близилось к вечеру. Нас снова стало клонить в сон, мы пару раз останавливались, чтобы полить друг друга холодной водой (один раз Петра Гереса по ошибке умыли газировкой)).

Нас ждали на мосту «с оленями», как его называют улан-удэнцы. Этот мост располагается на объездной трассе на Иркутск. Добравшись наконец до города, мы подняли флаги и при полном параде проехали по мосту. За мостом нас встретила машина и мы, повернув к горе, увидели, что нас ожидал крутой подъем. Дав по газам мы взобрались на гору и на вершине увидели встречавших нас сородичей. На горе мы стали участниками обряда, зрителями небольшого концерта и вдоволь налюбовались на прекрасный вид сверху.

Далее нас ждало испытание. Бурятские эвенки и родственники Андреевых взялись проводить нашу колонну к центру «Арун», где мы решили оставить грузовик. Влившись в поток мы почему-то понеслись со скоростью 70-80 км/ч. С такой же скоростью мы неслись по улицам ночного города. В итоге Семен на своей «Газели» отстал (удивляюсь, что мы вообще все не растерялись в этой дикой ночной атаке). Наконец все нашлись, собрались и решив текущие вопросы, разъехались на ночлег.

21.06.12. Восьмой день

Утром в назначенное время мы прибыли в «Арун» и в течение дня приняли активное участие в программе фестиваля: экскурсии по музею, созданному благодаря поддержке Фонда семьи Туракиных «Татьяна»; семинаре, посвященном традиционная одежде эвенков; презентации виртуальной выставки искусств эвенков Бурятии.

В завершение нам посчастливилось побывать на новом спектакле, созданном усилиями сестер Ольги и Ангелины Сафроновых, а также их единомышленниками. Описывать спектакль детально не буду, но единодушное мнение нашей команды одно — ПРОСТО СУПЕР!!!

 После спектакля, мы собрались и купив барана (по предварительной договоренности), выехали к месту предстоящих мероприятий. По нашей традиции до места мы добрались в кромешной тьме. На месте нас встретили несколько парней, занимавшихся подготовкой необходимых атрибутов для предстоящего мероприятия. Обустроившись, мы еще долго разговаривали у костра.

22.06.12. Девятый день

Утром рано мы с Петром Андреевым взялись поправлять надписи на камне. Управившись довольно быстро, мы поставили свой дюкча (чум) и стали готовиться к приезду основной части участников фестиваля.

Сообща установили привезенный из Якутии Сэвэк-Мо.

В 12 часов действие началось. По традиции провели обряд «Чичипкавун» (очищение), привязали большую саламу, которую мы собирали в пути.

После этого шаманка провела обряд-камлание по поводу установки камня с нашими Иты. По словам шаманки наш камень имеет огромную силу, потому что заряжен высокими чувствами и любовью множества людей.

Камень и обряд, связанный с его установкой произвели серьезное впечатление на собравшихся…

Далее по программе были конкурсы творческих коллективов из районов Бурятии, спортивные состязания.

Наша делегация представила краткую спортивную программу, а также организовала круглый стол, посвященный истории эвенков.

Праздник завершился поздно вечером, все собравшиеся были удовлетворены встречей. Старшее поколение еще долго было занято разговорами, а молодежь — играми, песнями и танцами. По единодушному мнению, мероприятие удалось и сторонами было приято решение сделать подобные межрегиональные встречи традицией, направленной на эвенкийскую молодежь.

23.06.12 Десятый—двенадцатый дни

Следующее утро было посвящено сбору вещей и уборке территории (удивительно, но нашлись и такие люди, которые оставили после себя неубранный мусор). Наконец все вещи были собраны. Перед отъездом от себя мы провели один секретный обряд и двинулись дальше — теперь нас ждал Ламу (Великий Байкал-батюшка). Место, где установлен наш камень располагается недалеко от с. Дулан, которое находится недалеко от побережья Байкала.

Проехав в парадной колонне совсем немного, мы достигли Байкала в районе вип-зоны отдыха Энхалук.

Выбрав живописное место, мы быстро обустроили лагерь и посвятили оставшееся время отдыху и обсуждению проделанного..

26.06.12. Тринадцатый день

Сегодня мы выехали с Байкала в Улан-Удэ. Семен с супругой Варварой отправились по магазинам. Экипажи братьев Андреевых забрали родственники. Мы с Петром Гересом провели пол-дня в очереди в автомастерскую, где нам после процедуры проверки сказали, что машины в удовлетворительном состоянии и обратную дорогу выдержат. У меня по словам мастера проблемы с коробкой (шестеренка либо выжимной подшипник). Мне думается, что дело в чем-то другом. Остается надеяться, что слова мастера окажутся пророческими, потому что времени у нас нет — завтра выезжаем в обратный путь.

27.06.12. Четырнадцатый день

С утра, собравшись в условленном месте, мы закупили продукты в дорогу, заправились и двинулись в обратный путь. На выезде мы сфотографировались на перевале, уводящем дорогу от поймы Селенги. Для этого мы забрались на высокую сопку.

Путь до Читы занял весь день и к столице Забайкальского края мы прибыли лишь к 22 часам. Изначально в наших планах было посещение знакомых в крупном селе Агинское (250 км. от Читы), но экипажи Петра Гереса и Семена Саканина сильно устали и мы решили разделиться — Семен и Петр решили заночевать в окрестностях Читы, а наши три машины пошли по намеченному плану… Если бы мы знали, каким долгим окажется наш крюк, то скорее всего, остались бы в Чите. Петляя в темноте по окрестностям Читы, а затем во многочисленных развилках, мы добрались до Агинского лишь в 3:30 утра. Поужинав (или уже позавтракав) и поговорив с друзьями Петра Андреева, которые были нам всем очень рады (стол был шикарный), мы поспали кто по сколько успел (от 1,5 до 3 часов).

28.06.12. Пятнадцатый день

Следующее утро было не столь ранним, наш завтрак состоялся лишь в 10:30. Связавшись с нашими, которые остались ночевать на трассе, мы скоординировали планы и, попрощавшись с гостеприимными хозяевами, двинулись в сторону трассы по проселочным дорогам забайкальских степей. Красота неописуемая — гряды синих сопок, достающих местами «до неба», бескрайние просторы — все это было для нас, якутян, чем-то невиданным. Дорога была нелегкая, местами ее в общем-то не было. Каким-то чудом мы умудрились не заплутать в этом степном пространстве и к 15 часам вышли на трассу Чита—Хабаровск в районе Шилки. Тут вновь появилась связь с нашими. Оказалось, что они уже проехали степную зону (Чернышевск — последний населенный пункт, расположенный в степи) и движутся к границе Амурской области.

Остаток дня ушел в быстрой погоне за ушедшими вперед Семеном и Петром. Наконец, поздно вечером мы нагнали их на реке Уруша, что уже в Амурской области. Поужинав и немного поговорив, мы все просто «упали в сон».

29.06.12. Шестнадцатый день

Я проснулся утром очень рано и решил использовать свободное время в личных целях. Разбудив Нюргуна, я предупредил его, что отправляюсь в Сковородино, чтобы попытаться найти информацию про своего прадеда, который похоронен на этой станции. Мой прадед является героем гражданской войны и когда-то в «советское» время его имя было нанесено на мемориальной доске в числе воинов, защищавших Амурскую землю от японских интервентов.

Вскоре я был в Сковородино, объехав которое, к своему огорчению убедился, что того советского мемориала уже нет. Опрос местных жителей ничего не дал — я объездил все возможные места, где могла быть та надпись. Даже в местном музее мне не смогли сколько-нибудь помочь.

Наконец на кладбище мне удалось найти тот самый памятник, но уже без мемориальных досок с надписями.

По договоренности со своими, я выехал один в сторону Тынды, так как мне нужно было увидеться с друзьями по спорту и Сафроновыми, чтобы передать им небольшую посылку от детей.

Едва я съехал с трассы Чита—Хабаровск, как понял, что обратный путь для нас всех будет тяжелым — проливные дожди превратили грунтовку в какую-то лунную поверхность, по которой на средствах передвижения с колесами можно двигаться 10-15 км/ч. Любая попытка существенно увеличить скорость могла привести к поломке (что доказывали обгонявшие меня машины, которые я через некоторое время встречал стоящими на обочине).

До Тынды я добрался лишь к 16 часам, порядком подуставший. Встретившись с друзьями, получив от них дары в виде продуктовых припасов, я зашел к Сафроновым. Там я не спеша принял душ, вкусно поел, рассказал о поездке и стал ждать свою колонну. Связи не было и я стал порядком волноваться — по такой трассе легко могла случиться поломка. Наконец, в пол-восьмого колонна прибыла в Тынду. Какие-то 160 км. пути нам пришлось добираться целый день. К тому же, оказывается у Газели Семена отломилась пружина возврата газа и на поиск поломки и ремонт ушло около часа. В Тынде мы перекурили, закупились продуктами, заправились и двинулись в путь. Нас уже ждали в Иенгре — Саша Колесов и Женя Марков периодически звонили, справляясь где мы находимся.

Наконец, к 12 ночи мы добрались до Иенгры. На мосту нас встречала небольшая делегация — Саша с Женей. Петр Андреев с семьей решил ехать дальше — 1 июля ему нужно было выходить на работу. Хорошо, что в составе его экипажа было 2 водителя — супруга Сындыма показала себя за время пути хорошим водителем. Остальные поехали в Иенгру и разместились у Александра и Евгения. У кого оставались силы, те сходили в баню.

30.06.12. Семнадцатый день

Утром мы не спеша собрались, перегрузили часть вещей из грузовика Семена и к обеду добрались до Нерюнгри.

В Нерюнгри наши экипажи разделились. Мы с Нюргуном отправились в сторону Якутска, а Петр с Семеном остались в Нерюнгри, чтобы попутно сделать свои дела.

Дорога, как и ожидалось, нас не порадовала и мы не спеша, но поторапливаясь, двинулись по «родной» трассе М-56.

Путь по ставшей уже знакомой трассе к счастью не принес неожиданностей. Разве что с каждой сотней километров добавлялись новые стуки в ходовой — моя машина говорила на своем языке: «Я, конечно, довезу тебя до дома, но мой ремонт обойдется тебе хозяин вовсе не дешево».

Особенно тяжелым был отрезок пути от Верхней Амги до Улуу — из-за дождей местами был риск попросту увязнуть в колее. В пути мы поспали 1,5 часа в 100 км от Качикатцев и к утру следующего дня добрались до паромной переправы.

01.07.12. Восемнадцатый день

Вот и мы матушка-Лена, вернулись из далеких краев. Хорошо все-таки оказаться дома после такого трудного пути!

Переправившись через Лену, мы спокойно доехали до Якутска и сделав круг почета (с нашими флагами, порядком потрепанными ветрами четырех регионов) по улицам города, тепло попрощались с командой Нюргуна. Созвонились с оставшимися в Нерюнгри, доложили о своем возвращении и состоянии дороги М-56.

Все — наш автопробег завершен, пройдено 18 дней пути (получилось по числу 18-ти эвенкийских заповедей). Сделано много, а все результаты нашей, несомненно, важной работы, еще предстояло осознать позднее.

Спасибо всем участникам, а также всем, кто нам помогал в пути!


Дром

Комментарии

  
Мурманск
Сообщений: 413
Такие отчеты действительно интересно читать! Много нового узнала,спасибо!
п.с.-отличный автопробег!)
25
1
Ответить
   
Саянск
Сообщений: 637
Круто! молодцы!
Subaru Legacy BP5 EJ203 2005
15
1
Ответить
     
Кимберлитогорск
Сообщений: 306670
Очень здорово и познавательно!
кто пятнице рад - тот за неделю пьянь
санки грязи не боятся
17
1
Ответить
  
Сообщений: 392
C огромным удовольствием прочитала. Познавательно. Радует - много неравнодушных, с хорошим душевным порывом людей. Спасибо, отличный рассказ! Это - зимний пейзаж в Якутии.
17
1
Ответить
NAR
 
Сообщений: 4443
пять+
5
1
Ответить
     
Чита
Сообщений: 82929
классно
GET BIG OR DIE.
4
6
Ответить
 
автор
Якутск
Сообщений: 4
Спасибо за хорошие отзывы!
3
1
Ответить
     
юрга
Сообщений: 66
ни о чем.....
8
31
Ответить
  
Мирный
Сообщений: 12061
молодцы!!!
Toyota - управляю мечтой
7
1
Ответить
 
Иркутск (р-н)
Сообщений: 7959
Street Storm:
классно
да тема...
Мой отзыв: Honda Avancier 2001
2
1
Ответить
     
элиста
Сообщений: 89
+100500
 
1
Ответить
  
Мирный
Сообщений: 12073
Не хотел бы я на газели туда-обратно прокатиться )))
3
2
Ответить
  
Улан-Удэ03rus
Сообщений: 454
в следущий раз надо проехать к Курумканским эвенкам через Баргузин и на обратном пути с УланУдэ в Читу ехать через Романовку с заездом к Баунтовским эвенкам. Места там красивые с горячими ключами
были SubaruLegacy, HondaStream, Odyssey, BMW-525i, ToyotaCamry, MB-ML320, MB-E320, сейчас BMW-320i
3
 
Ответить
  
Улан-Удэ
Сообщений: 361
Молодцы!
Nissan Patrol ZD30 2008 г.в.
Мой отзыв: Subaru Forester 1998
3
1
Ответить
    
Сообщений: 1066
Эххх чувствуется родная речь... Земляки)))))
Фальши больше, правды меньше, люди хуже. Никому никто по большому счету и не нужен.
Мой отзыв: Subaru Legacy B4 2002
 
1
Ответить
    
Рубцовск
Сообщений: 52081
Этно-ТУР-авто-пробег!!!
Здорово!!!
Пятак!!!
Жизнь,это пьеса ...
И,не важно,длинная она,или нет...
Важно:КАК ЕЁ ИГРАЛИ)))
3
1
Ответить
  
KJA - WRO
Сообщений: 14184
хорошо прокатились..познавательно...н о с логотипом, уж простите... понимаю - это бубен...но напомнило помятую пивную пробку...
1
1
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 2785
Супер!
 
1
Ответить
 
автор
Якутск
Сообщений: 4
Если вдруг кому интересно, ролик в ютубе посмотрите: https://www.youtube.com/watch?v=lRssLMh-NRs
 
 
Ответить
     
Волгоград
Сообщений: 2093
нормалек!!! 24 года по м56 катался до сих пор вспоминаю)))))))))))))))))) в Волгограде хоть асфальт но не лутше м56, даже хуже))) за отчет 5+
 
 
Ответить
     
Сообщений: 78
Молодцы ребята!Спасибо!Побольше таких отчётов!
1
 
Ответить
 
Чита
Сообщений: 150
Позновательно, спасибо за отзыв, и за Забайкальских Гайцов порадовался!
Только 5!
1
 
Ответить
     
Томск
Сообщений: 95
Широка страна моя родная...
Мой отзыв: Toyota Corolla 2001
 
 
Ответить
     
Томск
Сообщений: 2893
Ай да молодцы!
Я за любой кипиш!
Тел. 89138808000
1
 
Ответить
    
Усть-Нера
Сообщений: 37
интересно
1
 
Ответить
   
Комсомольск-на-Амуре
Сообщений: 21875
Спасибо. Много познавательного. Так держать!!!!
Смешон кричащий в ярости... Но страшен молчащий в гневе !!!
1
 
Ответить
 
автор
Якутск
Сообщений: 4
Еще раз хочу поблагодарить за добрые слова поддержки (ваши отзывы). Очень радует, что в России все-таки люди очень толерантны к культуре другого народа.
1
 
Ответить
   
Благовещенск
Сообщений: 913
Молодцы! Традиции любого народа - это важно! так держать!
 
 
Ответить
    
Мирный
Сообщений: 40
супер. молодцы. по чему не на газели? да хоть на велике или пешком лишь бы были единомышлиники. здорово!
Мои отзывы: Лада 2101 1973, Volvo XC90 2004
 
 
Ответить
    
Сообщений: 38700
Фото отличные!
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром