Поездка в горный Алтай и Монголию — 2019

06.10.2019 | 33617 просмотров

Всем привет.

Сразу оговорюсь, что все сравнения и оценки сугубо индивидуальны. В планах не было никого обидеть. Как говорится, на вкус и цвет…

Мысль о посещении горного Алтая не давала мне покоя несколько лет. И вот наконец в этом году мы решились ее воплотить. Маршрут начал строить чуть ли не за год. Узнавал на просторах паутины где и куда можно съездить, что посмотреть. Узнавал у соседей, друзей и знакомых, кто уже был на Алтае. Скажу сразу, большинство новосибирце, кемеровцев, омичей и прибрежных с Алтаем регионов никогда не были на Алтае. Ну или же считают, что были, побывав в Белокурихе или на озере Ая. При этом мне рассказывают про красоты Алтая… Но большинство — это не есть все. Много кто и был, много кто что видел.

Итак, после того как было все изучено, родился следующий маршрут. Тарко-Сале (ЯНАО) — Тюмень — Петропавловск — Омск — Новосибирск — Горно-Алтайск — Чемал — Ташанта — Баян Улгий — Омск — Екатеринбург — Пермь — Ханты-Мансийск — Тарко-Сале.

Вводные:

Автомобиль — Cadillac Escalade, объем 6.2, 409 л.с.

Навигатор — Maps.me для работы в режиме «без интернета» и с возможностью нанесения точек.

Решено провести на Алтае 7-12 дней, с учетом проживания в палатках около 50% ночей.

Полный багажник — палатка, два спальника, подстилки, одеяла, подушки, стол и стулья, посуда, газовая плита, мангал, штатив для фотоаппарата и многое другое. Было решено поехать вдвоем с супругой, так как старший сын отправился в лагерь, а младшим на Алтае будет по-любому неинтересно, они отправились к бабушке. Уже за неделю до выезда планы поменялись. 6-летный сын сказал «хочу ехать с Вами», и мы ему купили билет из Анапы до Тюмени. Поэтому в маршруте присутствует Тюмень.

Итак, настал день выезда. Про дорогу до Тюмени писать особо нечего, 1600 км прошли без особых напрягов. Единственно, мешают многочисленные ремонты дорог. С Тюмени рванули в Петропавловск, навестить родственников супруги. Про границу особо тоже писать нечего — загран паспорта не нужны, на круглосуточной (!) таможне (потом объясню почему я заострил внимание) все четко и интуитивно понятно.

Проведя день в Казахстане, выезжаем на Омск. Кстати, в Казахстане 95-й бензин 160 тенге, учитывая курс 1 к 6, получается 26,6 рублей. Как-то так, братцы.

Пару дней в Омске и двигаем на Новосиб. Погода меняется, вместо +30 дождь и +17, темень, портится настроение.

Снимаем гостиницу. Гостиница улыбнула. Все чисто, но туалет со стеклянной стеной, прикрыт шторкой. Причем шторка снаружи, и ситуацией владеет не тот, кто в туалете, а тот, кто в номере.

Наутро встречаемся с одноклубником «СЭМ Сибирский» с форума «Escaladeclub.su». Давно общались на форуме, а увидеться довелось только сейчас. Затем посещение знаменитого Новосибирского зоопарка и выдвигаемся на Алтай.

Итак, первая запланированная остановка на Алтае, это деревня Сростки, родина Василия Шукшина. На въезде в поселок с левой стороны есть ряд торговых лавок с зеленой крышей. Там очень вкусные беляши и чебуреки по приемлемым ценам. Есть еще и дальше, но цена выше и не так вкусно. Не доезжая до АЗС «Лукойл» направо уходит дорога, сворачиваем на нее и затем в первый же поворот налево. Дорога мимо кладбища уходит круто вверх и наверху открывается вид на памятник Шукшину. Мы приехали часов в 6 вечера туда, народу никого абсолютно не было. И в такой миг понимаешь, почему именно тут Шукшин любил проводить время. Вдалеке деревня, внизу река, тихо.

Первая мысль была поставить тут палатку на ночь. Сели, поели чебуреки. Решили не оставаться, двинуть до Горно-Алтайска, заранее выбрав гостиницу на букинге.

На подъезде к Горно-Алтайску стоит стела «Республика Алтай». Первая встреча с рекой Катунь, фотки с металлическим туристом и собакой.

Едем в гостиницу. Городок небольшой, по навигатору сразу нашли гостиницу «Парнас». Все чисто, в стоимость включен завтрак. Цена, точно не помню, но в районе 2200 за номер. Оставив вещи решили прогуляться, времени было в районе 9 часов вечера. Походили по местному парку, заглянули в несколько магазинов. Взяв на вечер пивка, решили обсудить дальнейшие планы и заглянуть в прогноз погоды на ближайшее будущее. Честно говоря, прогноз не радовал. Каждый день был нарисован дождь. Но делать нечего, зря ехали что ли, тем более по градусам было в районе 17-22 градусов. На Телецкое озере было решено не ехать, так как там по оценкам «бывалых» нечего делать.

Утром, позавтракав, выезжаем на озеро Ая. Предварительно заскочив в Майму, там на въезде есть большой «охотнико-рыбацкий» магазин. Спиннинг с мононитью в багажнике, блесна тоже. Беру местную снасть «сплетня» и банку червей. Ая… Ну что сказать тем, кто мне его хвалил… Делать там нефиг. Большая лужа, все плещутся и орут. Подъехать негде. Искупались и назад до машины, жаль потраченное время.

Сразу от озера есть поворот на достопримечательность «Чертов палец», сворачиваем туда, но натыкаемся на шлагбаум, где чувак в потрепанной куртке предлагает нам заплатить 350 рублей за посещение. Отказываемся, и не из-за того, что денег жалко, а оттого, что от того, что мы ему заплатим, не станет лучше дорога, не станет лучше сервис, да и, в конце концов, не его этот чертов палец. Да и ехать еще километра 1,5 по бездорожью, а потом придется возвращаться. В общем, не едем. Следующая точка — Манжерок. Подъезжаем к стоянке, встать негде, все везде занято, по ощущениям на стоянках около полутысячи машин. Встают где попало. Паркуемся. Наша цель — кресельный подъемник в гору. Очередь в кассы видно метров за 300. Впрочем, длина очереди не далеко ушла от этого, две очереди в две кассы метров по 70. Час стояния в очереди. Взрослый билет, если точно помню — 390, детский в районе 200. Еще такая же очередь на сам подъемник после покупки билетов. Но мы заранее заняли очередь и за билетами и на подъемник, поэтому все получилось в 2 раза быстрее. Подъем около 25 минут. Спуск тоже. На горе традиционно прохладно, лучше взять вещи.

На самой горе делать вообще нефиг, поэтому через 10 минут едем вниз. Вид отличный, к посещению рекомендую лишь для того, чтоб посмотреть с горы и прокатиться на подъемнике. Поверьте, есть с чем сравнивать (к примеру Роза Хутор или Ай-Петри). Спускаемся вниз, больше тут делать нечего, держим путь на Бирюзовую Катунь. Заезжаем через платный мост в сторону бирюзовой Катуни и Тавдинских пещер.

Проезд 100 рублей наличкой в автомат. После моста направо — на озеро, налево — в Тавдинские пещеры. Доехали до озера, посмотрели, даже выходить не стали. Вообще там делать нефиг. Очередное расфуфыренное озеро. Поехали в пещеры. Как обычно, сталкиваемся с очередью в кассы, причем продав определенное количество билетов, для 1 группы, касса закрывается, потом открывается только через полчаса. Как раз в двух этих получасовых перерывах, пока шла наша очередь, мы успели перекусить в местном кафе. Но в пещеры мы так и не попали, начался дождь, и как нам пояснили, на время дождя экскурсии прекращаются… Принимаем решение посетить пещеры на обратном пути.

Двигаем на Чемал. Кто не знает, Чуйский тракт — от Новосибирска до Ташанты, но, чтоб попасть в Чемал, приходится свернуть с тракта в сторону. Дорога хорошая, нужно ехать километров 70. Доезжаем до поселка Чемал. Здешние цели — Чемальская ГЭС, остров Патмос, водопад, смотровая площадка Че-Чкыш. Подъезжая к поселку видно множество разных баз, домов отдыха, но мы едем дальше, проехав отворот на Чемальскую ГЭС в сторону Куюса. Сразу за поселком есть поворот направо, с баннером «Турбаза у Михалыча». Едем туда и попадаем в туристические кемпинги. К Михалычу мы не попали, остановились в том, который прямо на слиянии Катуни и реки Чемал. Уже вечер, подошли, спросили, где можно поставить палатку. Выбрать место нужно было самим. Стоимость 100 рублей с машины и 300 за палатку. Разбиваем лагерь.

Недалеко есть еще несколько компаний с палатками, туалеты, в которых чисто, за 100 рублей дрова, и питьевая вода. В дополнение ко всему приятный, но довольно сильный шум Катуни.

Приготовив поесть на плите, посидев под винцо на свежем воздухе — ложимся спать. Утро встретило солнцем, решаем день провести тут. Идем на Чемальскую ГЭС, опять традиционный вход 100 рублей. Берем билет, проходим на плотину. С плотины вход в машинный зал Чемальской ГЭС, которая давно не работает. Две девицы- экскурсоводы, увидев нас внутри зала, чуть не ногами вытолкали нас наружу, при этом обвиняя нас, что, дескать, как вы набрались наглости-то зайти сюда с билетами за 100 рублей.

Нужно было типа брать за 250. Пытаюсь объяснить, что я не в курсе и нам никто не говорил. Но это не помогает, нас выпроваживают. Не смертельно — но осадок остался. Пройдя по канатному мосту на другую сторону Чемала, можно попасть на остров Патмос. Классный мост, уютная часовня на острове.

Не более того, по слухам ожидал большего. Возвращаемся. Сына прокатили на тарзанке за 500 рублей и вернулись к палатке на обед. После обеда выдвигаемся на водопад и смотровую площадку. Ехать километров 15. Дорога хорошая, но вдруг начинается дождь, но не большой. К водопаду вход — традиционные теперь уже 200 рублей. Берем. Идти к водопаду в гору около километра. Водопадик маленький, вода ледяная, но считаю стоящим путешествие. Даже искупались.

По возвращении заглядываем на смотровую площадку. Вид, в принципе, себя оправдывает.

Наскальные рисунки есть дальше, километров 30, где-то возле Куюса. Но туда не поехали. Спускаемся вниз и едем в сторону палатки. По пути решаем, что остаемся еще на одну ночь и неплохо бы заехать в магазины и набрать провианта. Чемал в принципе большой поселок, есть как продуктовые супермаркеты, так и хозяйственные. Пополнили запасы газа, продуктов, купили свежего хариуса, шашки с нардами и двинули «домой». Вечер как всегда приятный, шум воды и больше ничего. Никто из соседей никому не мешает, все наслаждаются тишиной.
Выспавшись, собираем вещи, палатку и выдвигаемся опять на Чуйский тракт. Следующая наша цель — Семинский перевал. Многие говорят «СемИнский перевал», хотя я считаю, что раз есть река Сёма, значит тут и перевал Сёминский.

Подводя итог первой части, скажу: в те места, которые описаны тут, я бы, возможно, больше не поехал при следующей поездке. Чемал — сильно туристический, завален туристами, шумно, не тот отдых, которого я ждал. Но самое интересное еще впереди.

Итак, сегодняшняя наша первая цель — Семинский перевал. Утром моросит дождик, прохладно. Выезжаем на Чуйский тракт и далее все по прямой. Сам перевал неинтересен, затяжной, не крутой. На вершине, вообще, почему-то оказалось холодно, хотя высота-то небольшая, видимо, роль свою сыграла погода. К слову сказать, в таких перевалах и вообще на высоте появляется ощущение, что машина не тянет. Так и есть, ведь воздух в горах разреженный. В общем, наверху целый базар. Очень понравились манты, в кафе с правой стороны, если ехать на Ташанту. Чай, мед, носки, тапки… ничего решили не покупать, так как едем дальше. А уж тут купить все можно и на обратном пути. Фото на стеле, посещение кафе и туалета и двигаем дальше.

Такая дорога на спуске. К слову сказать, весь Чуйский тракт почти идеален в плане качества дороги.

Следующая точка нашего путешествия — наскальные рисунки в селе Бичикту Боом. Вообще, про наскальные рисунки в этом поселке знают немногие, поэтому в месте, где рисунки, ни одного человека. Итак, за Семинским перевалом сворачиваем в село и, проехав его, становимся в ступор. Навигатор (мапс ми) показал за поселком дорогу 100 метров и возле какой-то скалы сказал, что вы прибыли. Да куда прибыли-то?.. Слева поле, справа скала. Давай звонить знакомым, которые тут были, оказалось, навигатор привел правильно, и прям на скале вверху видны импровизированные металлические колья с натянутым тросом. Эдакие перила. Однако, облазив все, ничего не поняли, да где же рисунки- то. Возле нас остановилась еще машина, видно, тоже по навигатору, люди мимо нас, залезли на скалу и углубились в горы. Стою чешу репу, как вижу, внизу едет форд фокус с пробитым колесом, а водитель, похоже, и не знает, что колесо пробито. Свистим водителю, машина тормозит. В салоне 3 женщины. С ужасом смотрят на свое колесо. Предлагаю им безвозмездно услуги «переобувальщика», и через 10 минут машина уже на запаске. Одна из женщин оказалась экскурсоводом и в знак благодарности многое что нам показала и рассказала. Было очень интересно. Оказалось, что мы несколько раз прошли мимо этих рисунков. Вот они крупным планом.

Полазив по рисункам, немного передохнув, двигаем дальше. Следующая наша остановка — перевал Чике-Таман. По пути до перевала попадаются довольно крупные поселки, но мы как-то в них не останавливаемся, максимум в кафе за пирожком. Сам перевал Чике-Таман покруче Семинского, машина традиционно идет внатяг, но 6-литрового движка хватает за глаза. Сложность перевала еще и в том, что он как серпантин, то в одну сторону, то в другую, аж укачивать начинает. Забравшись на перевал, останавливаемся на стоянке. Людно, много машин. Но вид с перевала красивый.

Особенно если отойти подальше, пройдя через весь базарный ряд. Традиционно ничего не покупаем, у нас цель другая. Малой уснул в машине, поэтому мы на перевале не надолго. Выглянуло солнце, день наладился. Загружая фотку, вспомнил, что еще в Леруа Новосибирска мы купили калоши для всей семьи и эта покупка в принципе была не лишней. Оттого, что просто иногда лень переобуваться, я треть поездки на Алтай провел в них). Вот дальше, на мой взгляд, Алтай меняется. Те, кто не доезжал до этого перевала, наверняка не увидели всей красоты Алтая. По мне, так вообще, все до этого перевала можно проехать одним духом. Меняются виды, меняется природа, деревни. Едешь часто с открытым ртом, успевая фоткать. Очень красиво проходит дорога, прям заглядение. Повсюду ходят коровы и овцы. Ходят, как у себя дома, ничего не боятся, так что нужно быть осторожнее. Овцы вообще странные, часто стоят в кучке головами друг к другу. И объезжай их).

Следующей остановкой была точка слияния Чуи и Катуни. Красивое место, две реки сливаются, мутная Катунь и более чистая Чуя, и текут какое-то время, не смешиваясь. Получается очень красиво.

До Акташа ехали, разинув рты) Очень красиво, ощущение, что ты сидишь в 3 д кинотеатре, скорость выбираешь минимальную, останавливаясь то тут, то там для фотографий. Очень начала портиться погода, буквально на глазах все потемнело, начался дождь и сильный ветер. Для ночевки в палатке уже речи не идет. Решено было доехать до Акташа. Предупрежу сразу, о чем предупреждали и меня, но я почему-то не принял это во внимание. К вечеру мы замучились искать ночлег в Акташе. Все занято. Перерыли весь букинг, все сайты, проезжали по поселку, видели объявления на заборах, звонили и все без толку. Если была бы хорошая погода можно было б переночевать в палатке. В итоге нам дали номер телефона какого-то частного дома. Делать нечего, звоним, цена 500 руб. с человека, нас трое, значит 1500, плюс 700 рублей за час бани. То, что предстало нашему вниманию, — это треш. Комната с низкими потолками, печкой и кроватью. В комнате ни телека, ни тем более холодильника, вообще ничего. Смотрите фото, там все поймете.

Так как мы люди особо не привередливые, остались ночевать, благо хоть постельное белее-менее нормальное. Кинули сумки и поехали в Марию Ра, благо там можно купить что-нибудь поесть. Больше в поселке делать нечего, вернулись домой. Из заправок в Акташе их две. Ника и Расул. Более нормальный на Нике. Дозаправляю полный бак, завтра ехать на Кату-Ярык. Кстати, позже, когда выезжали на Улаган, за Акташем тоже много сдается ночлега. Но мы тогда этого не знали…

Итак, утро следующего дня. Прощаемся с люксовым номером, заезжаем в Марию-Ра для того, чтобы на пару-тройку дней запастись провизией. До Улагана 56 км, до Кату-Ярыка — примерно 100. Навигатор без проблем показал выезд из Акташа, приемлемый асфальт. Но за поселком он заканчивается. Начинается грунтовка.
Про дорогу вообще отдельная тема, она грунтовая, с мелкой рябью. Суть вот в чем, если ехать 20 км в час, нормально, но это очень медленно. Если ехать 30-50 км в час и притормаживать на лужах или кочках, машина попадает в дикий резонанс, ощущение, что ты на вибростоле, отовсюду все падает. Приходится ехать со скоростью 60-70 км в час, это для меня был самый приемлемый вариант. Забегая вперед, скажу, что до перевала я 3 (!) раза порывался развернуться назад. Километров через 10 от Акташа примечательное место — Красные ворота.

Традиционно — фотосессия и разговор с коллегами по несчастью))) Группа из двух машин развернулась назад. Спрашиваю почему — отвечают, что по слухам дорога хреновая, и наш коллега вчера пробил там колесо, так что не хотим рисковать. Я же принимаю решение ехать дальше. Спасибо моей супруге за поддержку). Колесо, кстати, тут пробить вообще делать нефиг, легко и просто, часто торчат острые камни. Но меня Бог миловал. По дороге до Улагана попадается кусками довольно приличный асфальт. Так что 50 км мы проехали, наверно, за часа полтора-два, со всеми остановками.

Но это не та дорога, по которой мы едем)))

А вот — та:

Доезжаем до Улагана. На редкость оказался большим поселком, все-таки районный центр. Тут есть Мария-Ра, прокуратура, сбербанк, пенсионный фонд. В общем, удивил поселок в положительную сторону. Нам в принципе ничего не нужно было. Купили по мороженке и отправились дальше. Вот такая заправка есть в Улагане. Стали бы заправляться?

От Улагана до Кату-Ярыка больше асфальта нет. А ехать еще 50 км. Очень жалко машину. По дороге встречаются очень много сусликов и очень красивые места.

Наконец-то добираемся до перевала. Сказать, что там красиво — это не сказать ничего. Наверное, я назову это место кульминацией нашего путешествия. Вид просто завораживает. Огромный каньон, где внизу течет река и домики турбаз сверху выглядят точками. Выходим из машины и проходим вдоль смотровой площадки. Повсюду фотографируются люди, запускают дронов. С полчаса я находился прям в восторге. Мысль о спуске с перевала меня отрезвила. На самом деле перевал выглядит страшновато. Рядом с нами туристы на микроавтобусе. Их гид говорит, что мы спускаться не будем, не хочу рисковать Вашими жизнями. Супруга услышала эти слова. Становится все более сложно ее убедить спускаться. Да и у самого забрался червь сомнения. Тем не менее, думаю, ну не зря же я ехал 100 км по убитым дорогам сюда. Кстати, вся дорога заняла около 4 часов. Отъезжаем в сторону, расстилаем покрывало, достаем стулья, варим кофе.

Супруга с сыном решили спускаться пешком, длина перевала 3,5 км, перепад высот около 850 метров. Я много читал за перевал, поэтому решил полностью остудить тормоза. Пока остужали тормоза, сходили к памятной стеле перевала, где написан очень красивый стих.

Мои ушли минут на 15 раньше, чем я начал спуск. Первые два поворота не страшно, ширина нормальная, не очень круто. Дальше спуск круче. Через три поворота прижимаюсь в разъезде, чтоб пропустить местных лихачей на буханке, поднимающихся вверх. Спускаюсь еще на 2 пролета. Торможу, чтоб проверить тормоза. Диск, не тормозной, а колесный, нагрелся так, что в районе ступицы к нему не прикоснуться. Минут 5 перерыв. Снизу поднимается авенсис, проехал мимо меня, метров через 50 он зачем-то скинул газ, и машина начала шлифовать, параллельно его тащило вниз, на меня. От греха подальше отъезжаю от него вниз. Он забрался, но пришлось ему задом пятиться на один пролет, чтоб взять разгон. Скажу сразу, если вы в здравом уме, то без полного привода в перевал лучше не спускаться. А так, в принципе, даже машина с низким клиренсом, но полным приводом поднимется. Спускаюсь до последнего пролета. Он самый крутой и самый длинный. Как раз подошли мои. Еще раз остудил тормоза и в путь. Это писать легко, а спускаться ушло времени чуть больше часа. Ну и адреналина тоже хапнул.

Слава Богу, спуск закончился, внизу вообще все супер красиво. От перевала до южного берега Телецкого озера около 70 км, у меня изначально в планах было поехать туда, посетить каменные грибы, порыбачить, но мне банально стало жалко машину, и мы решили на пару дней остаться на здешних турбазах. На второй турбазе спрашиваем хозяйку, сколько стоит снять домик. Она загадочно так улыбнулась и говорит 1000 рублей сутки. Мы аж опешили, я думал 2-3 будет. Отдал пока за 2 дня. Домик просто супер, все чисто, все деревянное, печка есть. На потолке лампочка, розеток нет. Связи тоже. Кстати, на соседней базе есть спутниковый интернет. Хозяин за 10 минут общения в ватцапе просит 150 рублей. В принципе вариант, если что-то случилось или вообще не успел сказать близким, что тут связи нет.

В общем, в Чулышманской долине (внизу течет река Чулышман) мы провели 3 дня. Ели, спали, играли в футбол, рыбачили, купались. В общем, наслаждались природой. Вечером тишина и темнота, супер для спокойного отдыха. На рыбалке получилось поймать только одного хариуса. Рыбак, наверное, из меня никудышный. Хозяева на реке соорудили искусственную запруду, в которой довольно-таки глубоко. Можно купаться. Но вода… Пока переходишь речушку, уже сводит ноги. В общем, только нырнуть и бежать греться). Но мы с сыном сделали программу минимум).

На соседней базе даже есть магазин. Там мы купили пару шоколадок, и я взял пару банок пива. Цены вполне приемлемые. Очень, конечно, жалею, что не мы не попали в сторону ЮБТО (южный берег Телецкого озера). Говорят, турбазы тянутся прям до Телецкого. И по дороге многое что можно посмотреть. Наверное, нужно туда ехать на машине, которую не жалко). Немного докидаю фоток.

Так как мы чересчур активные, к концу второго дня нам начало все надоедать, лежать и ничего не делать. Хотелось двигаться дальше. В районе обеда завтрашнего дня решаем, что будем выезжать той же дорогой.

Честно говоря, я с опаской глядел на подъем в перевал, но мощи движка хватило за глаза, заехали за 15 минут без всяких проблем. Единственно, прям на одном из пролетов перевала стояла шестерка лицом в сторону подъема перевала с вывернутыми шаровыми, перекрывая 2/3 проезда. Но удалось ее обогнуть. Даже не знаю, как в этой ситуации ее ремонтировать. Обратная дорога на удивление прошла намного мягче и спокойнее. Я в принципе примерно знал, что ожидать, и выбирал максимальную скорость.

В Улагане сразу отзвонились всем, что живы и здоровы и двинули в Акташ. По прибытии в Акташ задерживаться не стали, лишь только дозаправились на Нике. Поездка в Кату-Ярык съела полбака бензина за 200 км. Итого 25 литров на сотню. Не кисло…

За Акташем есть местечко — Гейзерные озера. Свернули туда. Вход 50 руб. с человека, идти метров 500 по импровизированной тропинке. Выходит она на небольшое озерцо, голубого цвета. Купаться в нем, конечно же, нельзя, но постоять и посмотреть, как расходятся круги по дну озера, интересно.

Но быстро надоело. На раз глянуть. Вернулись к машине. Еще до поездки в Алтай очень много читал про Акташский ретранслятор. Место просто супер, ретранслятор уже не работает, но он на горе, откуда видно добрую часть Северо-Чуйского хребта. Если интересно, найдете фотки в интернете. Но чтоб проехать туда, нужно подготовленный джип. В наличии такого не имеем, поэтому на стоянке у Гейзерного озера подошел к парням на УАЗе, которые туда возят. Цена 1,5 рубля с человека, ехать час в гору, час там и час спуска. Итого 3-4 часа. Времени было уже около 3 часов, и пасмурно. А на ретранслятор нужно ехать, когда на улице нет туч, иначе есть риск ни хрена там не увидеть. Решили не заморачиваться, двинули дальше. По дороге встречаются небольшие участки ремонта дорог. Дорога петляет среди гор, но в плане вертикальности — почти ровная. Видны снежные вершины Северо-Чуйского хребта. Очень красиво.

Недалеко от дороги есть высокие бугры, откуда получаются очень красивые фотки с видом на хребет. Понемногу меняется пейзаж, стали чаще появляться равнинные участки.

По-прежнему очень интересно ехать. В поселке Кызыл-Таш можно посмотреть на марсианские пейзажи, сворачиваем туда. Недалеко после поворота стоит юрта, на улице обедает русская семья туристов. Спрашиваем про марс, говорят, что мы не поехали, но нужно доехать до деревни, свернуть вправо и ехать по этой единственной дороге. Так и делаем, но за поселком эта дорога неожиданно превращается в просто направление, заваленное острыми камнями. Ехать туда не решаемся, да и марсом в округе не пахнет. Зато вдоволь насмотрелись на сусликов, их там очень много). Делать здесь больше нечего, выезжаем из поселка. Кстати говоря, чем дальше едешь вглубь горного Алтая, тем мрачнее становится. Мрачнее деревни, мрачнее лица местных жителей, почти отсутствуют машины на дороге, практически все попадающиеся машины с 04 регионом. Кладбища на обочинах выглядят как-то по-другому, от памятников вверх поднимается высокий шест, метра на 1,5. Зачем это, так с супругой и не поняли. Все это как-то морально давит, плюс еще и пасмурная погода как-то добивает. Но мы упертые, едем к цели.

Так добираемся до поселка Кош-Агач. Поселок довольно большой, подъезжая к нему, видишь насколько он большой. За поселком расположена крупнейшая (наверно, в России) солнечная электростанция — Кош-Агачская СЭС мощностью 10 мВт. Фотка у меня плохая, не стану ее сюда грузить, но красиво, целое поле занимают огромные солнечные панели. Прибываем в поселок около 18:30. Традиционно фото на фоне стелы.

В поселке пытаемся найти где поесть. Но, на удивление, это очень непросто. Подсказывают пару адресов, но в них то нет еды, почти все закончилось, то заведения закрыты. Скорее всего, они не пользуются большим спросом, поэтому тут как-то к 7 часам вечера все замирает. В поселке есть Лукойл. Нарезав пару кругов по поселку и обзвонив с десяток гостиниц, выдвигаемся на ночлег. Цена номера в гостинице 2500. По пути заглянули в Марию-Ра, набрали провианта на вечер, посмотрели, где тут местный рынок. В гостинице все по-домашнему, народу мало, огромная кухня. В принципе, все чисто и аккуратно, есть телевизор, душевая кабина и холодильник. Вот вид из гостиницы.

Вечером, лежа в кровати, строим планы на завтрашний день. Бронируем на букинге гостиницу в городе Баян Улгий. Цена 66000 тугриков, это чуть больше полутора тысяч рублей, плюс включен завтрак. Ложимся спать, завтра тяжелый день, посещение Монголии.

Итак, утро… Завтракаем, решаем проехать на местный рынок и выдвигаться в сторону границы. На рынке утром не людно, товар только раскладывают, но, бегло пробежавшись, видим, что товар один и тот же, нового ничего нет. Фиксируем цены, дозаправляемся на лукойле и едем в Ташанту.

К слову, граница работает только по будним дням, с 9 до 18, каждый квартал стороны согласовывают нерабочие дни в период национальных праздников. Так что может оказаться, что будний день, но граница не работает из-за праздника в Монголии. Для проезда в Монголию необходим загранпаспорт. Оформление никаких виз не нужно, заранее оформлять также ничего не нужно. Так что узнавайте и планируйте заранее. В случае, если вы проезжаете одну из таможен, но не успеваете до 18:00 пройти другую, Вам придется вернуться назад на ту сторону откуда вы заезжали и утром проходить всю процедуру заново. А между таможенными пунктами около 20 км. В начале блога я делал акцент на круглосуточную работу таможни с Казахстаном. Вот и тот случай).

В общем, едем в Ташанту, это около 50 км. Это совсем маленький поселок, пара домов пограничников, таможня и вся сопутствующая инфраструктура, больше ничего нет. А, нет, есть Администрация))). Как оказалось, есть и гостиница, можно было переночевать в ней. На таможне мы в районе 10 часов, встаем в очередь, где-то наверно седьмыми. Впереди нас пара бензовозов, легковых авто, большой автобус с казахами и монголами и маленький микроавтобус. На улице 11 градусов, но в футболке комфортно, высокогорье все-таки. Подхожу к микроавтобусу, спрашиваю, нужно ли что-то брать заранее. Казах за рулем присел мне на уши, я узнал кто он, откуда, куда едет, кто его отец и дядя и много того, что мне нафиг не нужно.

Въезжаем на таможню, на российской стороне все четко, и досмотр и паспортный, предупреждают, что в выходные они не работают, и выпускают нас в сторону Монголии. Вся процедура заняла около 2 часов. Дорога отличная, асфальт, едем-радуемся. Через 10 км пост. Это физическая граница со столбиками границы. На ней российский парень, еще раз смотрит документы и открывает шлагбаум…

Ровно под шлагбаумом кончается асфальт… Дорога точно такая же, как на Кату-Ярык. Едем так 10 км. Открывается вид на таможню, вид унылый, все какое-то пошарпаное. На въезде стоит чувак с каким-то насосом и шлангом. Это типа у них санитарная обработка колес)))

Издалека побрызгал на колеса. Я заранее читал за эту смешную процедуру. За нее еще и берут деньги. Но с меня почему-то не взяли, как оказалось, 150 тенге заплатил мой друг казах))). Позже он мне сказал об этом, типа ты новый, а я бывалый, и с тебя б, наверно, содрали 150 рублей, а не тенге. Подъезжаем к посту досмотра. Ходит какой-то бухой монгол в штатском и до всех докапывается, что ему нужно, не пойму, он к нам не подходил. Как выяснилось позже, на границе у монголов работают, наверно, процентов 70 женщин, и живут они рядом с таможней, а их мужья бухают, ни хрена не делают и ходят к женам на работу. Вот такой тут порядок. Становится жутко. От женщины таможенника ни хрена не понимаю, только жесты, что нужно идти туда. Досмотр в принципе прошел штатно, но в здании паспортного контроля не понятна очередность прохода окошек, что куда, все ходят, галдят. В общем, побыстрее прошли все и на выезд. На выезде огромная яма, с торчащей арматурой, кажется, через которую, не распоров колесо, не проехать. Бог миловал.

Сразу за забором границы нас останавливает женщина в черной форме. Кто она такая, хрен его знает, но останавливаюсь. Кстати, мой друг казах застрял на досмотре. Жестами она меня зовет в вагончик. Захожу, показывает, мол, давай документы на машину. Даю ей свидетельство, она передает тетке за компом, и та начинает что-то заполнять. Спрашиваю, че за хрень, понимаю из ее ответов, что это страховка. Сколько говорю стоит? Она, как опытный коррупционер, показывает на калькуляторе 2,5 тысячи. Чего, говорю? Тугриков, Тенге? ответ — рублей. Охренеть. Я в Казахстане отдал 1600, а тут 2500. Не, говорю, не надо. Она говорит, ладно, давай 2200. Я категорично отвечаю, я же сказал нет, сейчас, говорю, приедет мой друг казах, я к нему пересажу пассажиров, а сам поеду назад. Конечно, я блефанул. Она говорит, ладно, давай 2000. Я забрал у нее документы и вышел к машине. Вслед услышал что-то про полицию и т.д. К слову, деньги они берут в любой валюте, тут же ходят обменщики. Бордель.

Сел в машину, лихорадочно думаю, что делать. Смущает, что эта женщина была в форме. Была не была, педаль в пол и рву по грунтовке в Монголию). Как писал выше, дорога грунтовка, да еще и с лужами. Еду, сам смотрю в зеркала, вроде как никто за мной не гонится)). Километров через 10 торможу по малой нужде. На улице 8 градусов, холодно, ветер сильный. Опять посещает мысль, а на хрена я сюда поехал. До города еще километров 70.

На удивление, километров через 30 появился асфальт, причем нормального качества. На полях по обочинам дороги бродят яки. Даже встретили верблюдов, прикольно.

Погода поменялась, выглянуло солнце. Так доезжаем до города Баян Улгий. Город расположен у подножья гор, окружающих его, поэтому на подъезде к городу его видно как на ладони. Чтоб не крутиться где попало, без страховки, решаем поехать сразу в отель, кинуть машину, а уж потом пойти прогуляться по городу. Навигатор привел без проблем к дому, в котором гостиница.

Правда через какие-то гаражи и сараи, сначала подумали, что не туда едем. Как выяснилось чуть позже, эти гаражи и сараи есть жилые дома для большинства жителей). Подъехали к дому, нас вышла встречать хозяйка. На лицо — монголо-казашка, взрослая, лет 50 с копейками. Сносно говорит по-русски. Училась при Советском Союзе в русскоязычной школе. Показала нам нашу комнату. Оказывается, у них большой двухэтажный дом. Дети взрослые довольно, учатся в Улан-Баторе. Поэтому пустующие комнаты решили сдавать туристам. Рядом с домом юрта. Она, кстати, тоже на букинге была, можно забронировать и ее. Так как лето, дети приехали в родительский дом, и если туристы снимают ночлег в доме, дети живут в юрте и наоборот).

Оставляем машину, спросили, как дойти до обменника, и выдвинулись в путь. Идти надо было около 2 километров. Бросается в глаза нищета. Все старое, дома без скатных крыш (говорят, осадков здесь не много, поэтому смысла их делать нет, хотя, кто побогаче, сейчас делают скаты), глиняные заборы. В городе запах, вот как будто в каждом доме палят свинью. Очень пыльно. Деревьев в городе практически нет. Асфальт более-менее сносный, но для пешеходов очень мало тротуаров.

Идешь по обочине в пыли. На зданиях вывески на монгольском, но нифига не понятно что это. Хотя с прокуратурой сразу разобрались).

По дороге пытаемся у местных спросить, как добраться до центра. Уже позже мы выяснили, что нынешняя молодежь знает больше английский, чем русский, но все-таки кто-то кое-что понимает, и жестами нас направляют. В общем, дошли мы до центра, увидели банк. В банке чисто, электронная очередь. В терминале, где брать талон, на главном экране две кнопки, на обеих написано по-монгольски. Хрен знает, что нажимать))) Нажал наугад. Очередь долгая, решаю спросить у кассира, а правильно ли мы стоим. Кассир нас не понимает. Из очереди откликнулась женщина, говорит, я понимаю по-русски, сейчас попробую выяснить. Разобрались. Обмен прошел штатно. Решили поменять немного, 7000 рублей. За них нам дали 280 000 тугриков. Миллионеры, блин). По выходу из банка начали спрашивать, где ж можно поесть. Та же женщина нам и подсказала, здесь неподалеку классный ресторан «Памукалле», туда все ходят. Нашли его. Внутри ну явно не ресторан, скорее кафе-столовая. Официант принесла меню, потрепанное, в нем картинки, а ценники где зачеркнуты и ручкой написано, где заклеены клейкими бумажками и сверху новая цена написана.

Из чего блюда — тоже огромный вопрос. Официантка из 10 слов, дай Бог, понимает одно. На большинство вопросов отвечает «да» и улыбается. Заказали малому котлеты и картошку фри, я взял что-то между супом и тушеной картошкой, супруга лапшу с овощами и мясом. Ну еще чай-компот и т.д. Котлеты у ребенка оказались из баранины, есть не стал, суп средней паршивости, но я не привередлив в еде — затолкал, а вот лапша оказалась из конины очень вкусной. Кстати, времени было часа 3 дня, а уже ни позов ни мантов не было. Вот тебе и ресторанный уровень.

После посещения «ресторана» пошли по центральным улицам. В городе два светофора. Когда мы еще только приехали, хозяйка сказала, что сегодня праздник в городе (несмотря на то, что сегодня среда). Какой-то там казах то ли сына привез с Казахстана, то ли что-то в этом роде, и он за городом устраивает праздник и приглашает весь город. Поэтому в городе относительно небольшое движение и не очень людно. В городе есть аэропорт. Периодически летают внутренние рейсы на Улан-Батор. Вообще, говорят, Улан-Батор отдельная тема и резко и контрастно отличается от Улгия. Там вообще прям столица, чисто, красиво, ухоженно. Но дотуда 1,5 тысячи километров по монгольским дорогам, решили, что на этой машине не поедем. Уже позже, изучая форумы я наткнулся на информацию, что по югу страны в принципе в подавляющем большинстве уже лежит асфальт. На центральной площади разворачивают оборудование для проведения праздника. Ну, наверно, на выходные что-то будет, подумали мы. Зашли на площадь к драматическому театру, там стоит инсталляция «Я лав Улгий», и небольшой сквер с фонтаном. Нужно ли говорить, что фонтан не работает, все осыпалось, лавки обшарпаны, на площади мусор и растущая сквозь асфальт трава. Удручающая картина для города.

Кое-где по городу есть магазины, где пытаются написать на русском, вот что из этого получается:

Примечательно, что на всех магазинах нет режима работы. Когда хотят, тогда и работают. Зашли в местные гастрономы, из дешевых продуктов только местная монгольская водка, 38 градусов, остальные продукты стоят не дешевле, чем в России, продуктов как таковых своих нет, все импортное. Бензин в районе 50 рублей. 95-го нет вообще, только 92 и ДТ. Весь бензин в этой части Монголии из России, круглосуточно ездят бензовозы из Барнаула. Пиво монгольское ниче так, понравилось. Возле драмтеатра нашли магазинчик с недорогими изделиями из верблюдов и яков, решили завтра сюда наведаться, если ничего больше другого не найдем. Погуляв немного еще по городу, двинули в сторону дома.

А вот это шиномонтаж:

Дома много о чем беседовали с хозяйкой, расспрашивали про жит-быт, погоду и так далее. Интересно все-таки. Все не буду расписывать, это надолго. Утром нас ждал сюрприз в виде завтрака. Стол накрыт по-казахски. Все сладости, что есть наверно в доме, выставлены на стол. Испечены блины, на столе яичница с колбасой. Колбаса из конины, мои есть не стали, я съел три порции. Хозяйка сказала, что увезет нас на своем Приусе в недорогие магазины с шерстяными изделиями. По факту привезла нас в те же магазины, где мы и были вчера. В общем, вещи примерно на 50-100 рублей дешевле, чем в Кош-Агаче, и на 100-150, чем на Чике-Тамане. В общем, если берете не много, то можно взять и в России. Цены примерно такие: носки из верблюда — 100 рублей, тапки кожаные — 300 рублей, наколенники верблюжьи — 100 рублей. В общем, набрали целый мешок всякой мелочи. Вообще, я указал лишь три позиции, на самом деле магазинчик большой и мелочи в нем очень много. Тугриков у нас не хватило, продавцы охотно взяли остатки рублями.

В связи с тем, что мы предположили, раз ресторан «Памукалле» был лучшим по отзывам, то не будем рисковать обедать в ресторанах ниже рангом, и опять же пошли в него. Сразу заказали лапшу с кониной с собой на вынос, плюс позы. Что-то съели там, а что-то забрали с собой. Нам любезно все упаковали в контейнеры. Расплачивались на сей раз картой. Все прошло нормально. Кстати, про цены я не написал. Я их уже и не помню, но когда мы заезжали до Алтая в Казахстан, то мне показалось, что там пообедать дешевле, чем в Монголии. Опять же тут-то ресторан, ептить.

Сегодня в городе прям кипеш. Машин куча, народу тоже. Оказывается, сегодня ж не праздник)) По дороге домой увидели монгольскую свадьбу. Чем-то похожа на кавказскую. Куча машин, из окон торчат монголы и казахи, орут, свистят, сигналят. На минуту напомню, что сегодня четверг). Дома мы хозяйку попросили посмотреть юрту, она нам не отказала.

После этого мы решили откланяться и ехать в обратную дорогу. В принципе, программу минимум мы выполнили. На выезде стояли 4 экипажа ГАИшников и свистели в свистки, останавливая чуть ли не все подряд машины. Смешно так, свистки, как из нашего детства). Но мимо них проезжают машины, где дети на передних сиденьях на коленях у взрослых, но их не тормозят. Может, это все по правилам? По дороге пара фото на пустынной дороге.

И встреча с яками)

До границы добираемся без особых проблем в районе половины второго. В очереди с десяток машин. Оказалось, что граница на обеде))) Монголы только идут на работу с обеда. И в два часа очередь даже не начала двигаться. Из впередистоящих машин выходят казахи с маленькими детьми. Тут же справляют нужду. Есть на обочине уличный туалет, но в него никто не идет. Чувак встал у толчка, открыл дверь, направил в него струю и дело с концом, и его не смущает, что на него смотрит вся эта очередь из машин. Периодически со стороны Монголии подъезжают какие-то местные подозрительные тачки, похожие на ведра с болтами, их пропускают на территорию. Все это и без того оттягивает очередь. А между прочим мы помним про правило до 18:00… И ночевать здесь нет никакого желания. По впередистоящим тачкам идет женщина и стучится в окошки. В ней я узнаю свою старую знакомую, которая мне впаривала страховку. Дело за малым, чтоб она меня не узнала)). Походит к нам, открываю окно. Говорит, транспортный налог с вас, 6000 тугриков. Судя по тому, что она быстро отходила от каждой машины и отдавала им какие-то бумажки, я понял, что все заплатили без вопросов. Решаю попарить ей мозг. Говорю, а какой налог-то, если дорог нету, а почему меня не предупредили при въезде? А у меня нет денег и так далее. Сую ей 500 тугриков, оставлял на сувенир, она поржала. В итоге я все равно отдал ей 150. Взамен получил какую-то квитанцию на монгольском.

Пока стоим в очереди, вижу, как чувак на мотоцикле, объехал таможенный пост по полю и поехал в горку в сторону российской границы. Для меня это было крайне удивительно, бардак. Но через какое-то время он выехал из-за горы уже с какой-то бабой, так же объехал пост и скрылся в полях. Все это наводит на мысль, что это Вам не цивилизованная страна, в которой вы можете пожаловаться в полицию, тут вообще всем на все похрен. А уж тем более на Вас. Только в половину пятого до нас дошла очередь. Иду за талоном в будку. Там открытое окно, сидит женщина в форме и заполняет мне талон, рядом сидит чувак, может, муж ее, в гражданке и жрет из солдатского котелка, и ему похрен на меня и на то, что она занята, он ей пихает котелок, что-то бубня на монгольском, типа поешь, она отталкивает… Баааа… Заезжаем на границу. Опять все ходят галдят, я так понял, у них проблемы с интернетом и поэтому долгий паспортный контроль. Но проходим относительно быстро и в 17:20 нас отпускают. Лишь бы успеть. Рву насколько это возможно, по дороге обгоняю 2 машины, которые раньше меня прошли досмотр.

Подъезжаем к шлагбауму, наш парень запрашивает по рации таможню, примут ли они нас. Томительные несколько минут и нам отвечают, что принимают. Едем до нашего поста. Там все четко, никто нигде не ходит, казахи начали ругаться у паспортного контроля. Наш сотрудник тупо закрыл перед ними форточку и говорит, прооретесь — начну отпускать, и пошел курить. Казахи присмирели, окно опять заработало. Меня почти не досматривали. Нужно было пройти какой-то еще транспортный контроль. Стоят у окошка 3 мужика, в руках листы формата А4, спрашиваю, где взяли-то это. В ответ бурчание по-английски. Понимаю, что чуваки не местные, путешествуют, у них особый контроль. Вышла девушка из двери, спросила российская ли у меня машина, получив утвердительный ответ, забрала доки и скрылась. Они же тоже люди и все хотят домой, поэтому все процедуры ускоренные. Вышла она через 3 минуты и сказала счастливого пути. Англичане очень удивились, ну а я не преминул блеснуть своим английским: «Вис из Раша, вис из май хауз!», на что они громко заржали. На этой ноте мы выехали за пределы границы в 17:45.

Писать про обратный путь по Алтаю не вижу смысла. Но на многое уже смотришь по-другому. Вернулся бы я еще раз на Алтай? Однозначно да. Погода здесь меняется очень часто, высокогорье, поэтому даже при низкой температуре — тепло. Жалею, что не посетил ЮБТО, ретранслятор, плато Укок, гору Белуху…

По итогу я проехал 10000 км, средний расход показывает 13,6 литров. В Омске заезжал на СТО, приговорили только втулку рулевой рейки, сразу тут и поменял. Но в мыслях прикупить хендэй старекс и двинуть в полный путь по Алтаю, с заездом в Монголию и выездом через Байкал, по пути зацепить южный Казахстан… А пока что в планах на следующий год Абхазия и Адыгея.

Всем ровных дорог, спасибо, что дочитали.

Отчёт о том как белый господин из "богатой" России заскочил в "нищую" Монголию
Да лана наезжать то - нормально ребята съездили! Молодцы, что почти всей семьей и малому показали «немножко мира».
владимир
Зря на вашем «танке» побоялись лезти на Акташский ретранслятор - по пути на него пришлось обгонять Каптиву, Эвок и Форестер, которые были точно без всякой подготовки, но ехали и по итогу почти доехали - тормознулись перед последним подъемом (на обратном пути с вершины проезжал мимо их стоянки). И честно сказать именно здесь надо за колодками следить, а не на Кату-Ярыке, на котором прямо передо мной спускался ГАЗ-53, груженый дровами, причем спускался без всяких остановок и довольно бодренько - ну и я подумал раз местный так наворачивает, то чего мне на новых колодках бояться?
владимир
Знатоки утверждают, что настоящий Горный начинается минимум через 100 км от Горно-Алтайска и думаю, что это действительно так - автору на будущее - посмотрите маршруты Кош-Агач - Джазатор (Джазаторская ГЭС - действующая, степь Самаха). Интересное место в горной котловине дорога к которой проходит на высоте до 2500 метров и имеет пейзажи, как в советских фильмах про Афганистан - именно в Джазаторе понимаешь, что Чуйский тракт все-таки «перенаселен». И еще есть интересное направление - в Черге поворачиваете на У-Кан (дорога идет мимо маслосырзавода, магазинчик при котором тоже рекомендую посетить - в продукции завода точно нет никакой пальмы - дай бог молоко успеть переработать), и далее через У-Коксу на Тюнгур и от него либо на Кучерлу (это наверное самый близкий к Белухе населенный пункт), либо по продолжению дороги в виде неширокой тропы до памятника погибшим красногвардейцам, хотя уже можно смело переименовать в «россиянам» - место наводит на философский лад, но там лучше побывать и самим увидеть, чем слушать мои россказни. Кстати, перед Тюнгуром есть шикарный съезд к Катуни - если вдоль бережка прокатиться против течения метров 200-300, то трасса окажется у вас над головой и ваша стоянка с дороги будет стопроцентно незаметна - полное единение с природой, река, релакс - что еще надо нам, замудоханным городами? Ну, и по этому направлению музей Н. Рериха в В. Уймоне, музей старообрядчества там же и много-много естетсвенных природных красот! Успехов в следующих путешествиях!
владимир
P. S. Обратный путь на Чуйский можно укоротить уйдя от У-Кана на Туекту - и расстояние до тракта почти вдвое короче и чтобы одной дорогой не езить

владимир
Мне кажется, если автор так испугался Кату-Ярык и ретранслятор в Акташ, то после Джазатора вдоль Аргута его вообще "кандрат" может хватить)) А если серьезно, то никакой подготовленной машины на ретранслятор не надо, спокойно заезжает гранд витара стоковая, неговоря уже о паджериках и крузаках. До ЮБТО через Кату-ярык вообще без проблем проезжабельная дорога даже для легковых 4вд.
Григас
Не понятно зачем вообще в Монголию заезжали. Тратили время, если б я сам не ездил по Монголии, прочитав этот отчет о путешествии, я б туда никогда не поехал. Как то Вы не удачно попали.
На фото слиянии Чуи и Катыни вы пишите, что Катунь более мутная, а чуя более чистая. На самом деле все наоборот, снизу течёт грязная и мутная Чуя, а сверху более чистая Катунь. После этого места трасса идет вдоль Чуи. А так конечно молодцы.
Виталий Почивалов
Улыбается сильно как белый человек людей называет Новосибирск - новосибирцы ,Кемерово - кемеровчани ,Алтай -алтайцы ,это для вас на будущие.На Алтай нужно ехать подготовленный как физически так инфармационно подготовленный ,а не так понахватались безпонтовой инфы и вперёд ,и ещё удивляется что платить везде нужно ,горный живёт за счёт таких туристов как ты ,мы практически не где за входят не платили ,будь проще и люди тебе улыбаться будут!!!
Александр_В_1986
Заблудился он в порывах страсти писать свою лепту)))))))

Григас
Все верно автор написал, в Монголии именно так и есть, тоже с экспедицией ездили, кое-как успели обратно выехать с их стороны. очередь 25 машин, со следующего дня закрывают границу на 3 дня так как народный праздник (!!!) и очередь стоит, так как кто-то из местных проезжает мимо очереди, пихает в карманы работникам границы кто конфеты, кто спиртное... и проезжают без очереди...
Toyota Crown JZS143 Royal Touring - Был
Nissan Cedric MY34 - Был
Mazda MPV LWEW - Есть

Прикольный рассказ.5!

Отчёт о том как белый господин из "богатой" России заскочил в "нищую" Монголию
Нет, не правда, без обид. Мне наоборот по душе такие места. Наоборот ещё хочу туда)

Спасибо

Antlopatin
Спасибо, учту. Хоть и машина большая у меня но это не джип по сути)

Александр_В_1986
Да, конечно, вы правы, возможно очепятка)

Но до ЮБАТО надо было доехать (дорога конечно ещё хуже чем до Кату-ярыка ,но красиво).
На ретрансляторе и в облачную погоду интересно,а в солнечную Белуху видно.
Ну и на Актру заскочили-бы.
А цензор снова недоволен
Чернее тучи за столом
Слюною брызжет, беспокоен
Метнуть бы *** в кого копьём
Писульку пишет в интернете
И ножкой правою сучит
Ну как же, ёпт, за всё в ответе
Да разве он когда смолчит
Вы на Алтай, на бегемоте?
Могли б немного поскромнее
Не посредствам видать живёте
Четыре сотни лошадей
Туда, смотрите, он не хочет
Сюда заехать западло
Нам пишет - голову морочит
И на границе всё*****о
Зажал убогой он две тыщи
Поди вон харю прокорми
Да и свисток не так мол свищет
А ты повесь на пуп ремни
И лезть не хочет в бездорожье
Асфальт ему везде подай
Ты поживи с монгольской рожей
Лепешки чаем запивай...
И вот брюзжа и прокляная
В воскресный день уже с утра
А ты читай страна родная
Про реки, горы на Алтае
Как отдохнула там семья..

А цензор снова недоволен Чернее тучи за столом Слюною брызжет, беспокоен Метнуть бы *** в кого копьём Писульку пишет в интернете И ножкой правою сучит Ну как же, ёпт, за всё в ответе Да разве он...
Круто! Без сарказма)
Гротэск. Ничего личного...

Гротэск. Ничего личного...
Пришлось даже загуглить)
Дружище, насчет заправки в Улагане. ты конечно приврал, там есть хорошая заправка, при чем и бензин качественный. Остальное все правильно. Я сам весь Горный объездил.
Vic Hera

А то почитаешь иные восторжённые женские опусы - и начинает казаться что во всех осмотренных ими медвежих углах уже давно воцарены лепота и порядок))

Впрочем, я и сам такой, считающий что если уж поехал куда отдыхать за тридевять земель - то и фокусироваться на негативе глупо попросту.

Честно, я ж не сказал что её там нет, я просто сфоткал ту, что попалась. А так конечно, улаган удивил, ожидал увидеть вообще глушь)
Молодец! Советую еще посетить Мультинские озера поселок Мульта это в сторону Усть-Кокса, Тюнгура к Белухе, Башталинские озера, Красная горка, Каменная баба, музей Рериха, Девичьи плесы, Джамалинские ключи там радоновые ванны, Карагемский прорыв, это через Джазатор, как писали выше где степь Самаха.

Vic Hera
Редкий случай когда автор в отчёте подробнее чем своё восхищение от увиденного описывает чуть-ли не на каждом шагу тут и там подстерегающий путешественника треш. Респект за это!) А то почитаешь иные...
Спасибо. Я действительно пишу свое мнение, то что я вижу. Повторюсь как в самом начале отзыва: это моё субъективное мнение, я его никому не навязываю.

Спасибо, однозначно учту, в следующей поездке.

Моя поездка на Subaru Forester в июле 2019 года. Барнаул - Новосибирск - Омск - Ишим - Тюмень - Екатеринбург - Пермь - Киров - Кострома - Ярославль - Ростов Великий - Переславль-Залесский - Сергиев Посад - Клин - Тверь - Бологое - Санкт-Петербург - Великий Новгород - Валдай - Тверь - Клин - Москва - Электросталь - Владимир - Нижний Новгород - Чебоксары - Казань - Набережные Челны - Уфа - Челябинск - Курган - Ишим - Омск - Новосибирск - Барнаул. Прошел 9000 км. В Питере заменил радиатор и ремень генератора. Лопнул бачок радиатора.

Красноярский острог
И? Этот пост в этой конкретной теме к чему - можете пояснить? Здесь вроде про Горный

Yazhek
Спасибо, однозначно учту, в следующей поездке.
На Мультинские озера не ведитесь - на своем авто туда вояд ли проедете, а трястись на УАЗике или шишиге - удовольствие из сомнительных! На Карагемский прорыв ездить можно только очень терпеливым - после где-то четырехчасового объезжания камней и выбора траектории движения восприятие красоты прорези в скалах, на дне которой бежит река, здорово померкнет, а ведь еще и назад в Джазатор придется ехать те же 25 ки и те же четыре часа!
Жизнь - это затяжной прыжок из роддома в могилу!

Блин, ну как так то? Дошкандыбать до Кату-Ярыка, спуститься вниз и не доехать жалкие 28 км до Грибов. Про Учар уж не говорю, ребёнок вряд ли оценит трёхчасовой путь по горным тропам.
Чунга Чанга
Все никак в толк не возьму.

Люди семьей поехали на отдых. Ребенок и Девушка!!!

А вы тут все гоните в какие-то е6уня, рассказывая о том, что вы все тут молодцы, что когда-то от нехрен делать залезли в ***у, и гоните туда других.

Вот правда. периодически читая отзывы о путешествиях на авто, всегда находятся какие-то умники, которые пихают свои маршруты или гогочат на тему того, в какую ***у автор не добрался А ЗРЯ.

Да кому куда надо, тот туда и доедет, будет желание.
То же самое, бл...

Все никак в толк не возьму.

Люди семьей поехали на отдых. Ребенок и Девушка!!!

Да кому куда надо, тот туда и доедет, будет желание.
Отчёт о том как белый господин из "богатой" России заскочил в "нищую" Монголию
А тут вообще охренеть не встать.

Надо было на повозке поехать что ли и вести старообрядческий образ жизни???

Человек позаботился о себе и о своих близких. Затарил все необходимое и поехал НА БЕЗОПАСНОМ И КОМФОРТНОМ АВТО.

И тут же претензия от неадеквата.

Ты сам лучше продай устройство, с которого написал эту блевотню, и переведи бабло в фонд африканских голодающих детей, больше пользы будет...

И, да.. Пользуйся противозачаточными, чтобы не совершить такую же ошибку как твой батя...

На Марс тоже неясно, чего бояться, пузотёрки едут легко.
Выше написано, жаль стало машину, да и не уверен был что грибы этого стоят. А про марс мы не туда просто заехали, там не то что пузотерки, там на уазе не проехать

BMW5Vit
То же самое, бл... Все никак в толк не возьму. Люди семьей поехали на отдых. Ребенок и Девушка!!! А вы тут все гоните в какие-то е6уня, рассказывая о том, что вы все тут молодцы, что когда-то...
Да, братец, тут ты прав. Каждому свой отдых. Был бы я с парнями вместо семьи, либо хотя-бы со второй машине в паре, как мы планировали изначально, список мест бы явно увеличился. А на одной машине с детьми... нужно отдавать себе отчёт, чтоб потом не корить себя.
Yazhek
Вы зачем пред всеми оправдываетесь-то?

Отдохнули - молодцы. Поделились с общественностью - мы Вам благодарны!

Но не нужно каждому на его высер отвечать и оправдываться.
Тут слюной брызгают Вам в лицо, а Вы ведетесь...

Я почитал Ваш отзыв, посмотрел картинки. Все интересно и понятно. Спасибо Вам. Я туда никогда не поеду и не собираюсь. Но увидел все "Вашими глазами".

Остальных в пекло!
С нетерпением будем ждать Вашего отчета. Уж если похвалились такой кругосветкой будьте добры представьте отчет и побольше фотографий, тут материала на три серии хватит. А если поленитесь это будет преступление перед всем человечеством читающим автопутешествия на ДРОМе. И старайтесь - Вас от Германии до Австралии читают!
СТАС
Отчёт о том как белый господин из "богатой" России заскочил в "нищую" Монголию
Может,Россия и не самая богатая страна,но точно Монголия ей не конкурент..
Антон
Antlopatin
На вице туда гонял, 1.3 вариатор.
СТАС
BMW5Vit
А тут вообще охренеть не встать. Надо было на повозке поехать что ли и вести старообрядческий образ жизни??? Человек позаботился о себе и о своих близких. Затарил все необходимое и поехал НА БЕЗОПАСНОМ...
за ответ неадеквату-5+!

Гранта на роботе, приора универсал на палке и киа сид вагон на автомате, с боксами и под завязку после 1,5 недельного отдыха в долине реки Чулышман с 1го раза забрались на Кату-Ярык. Дорога до южного берега Телецкого озера вполне нормальна и для пузотерок. При этом на первой же нашей стоянке мы застряли в палатках на 4 суток - шел проливной дождь и Чулышман разлился метра на 4.
К нам подходили владельцы джипов пока мы гуляли по долине с детьми и спрашивали не холодно ли в домиках спать)))
1 раз встретили снизу матиза)))
VW Passat 03 / 1.8T / AWT
Toyota Sprinter 99г./ EE-111/ 4E-FE 1.3/ XE Limited - Sold

Очень хорошо и смешно написано. Про туалет со шторкой вообще смешно))).Одно смущает что много экономите я так понял, сильно заморачиваетесь на ценах, думал люди которые ездят на таких машинах, на ценники сильно не смотрят. И от Кату Ярыка до Телецкого озера очень красивая дорога. Если вы были в восторге от ранее увиденного, то там бы вообще понравилось.

Антон
На вице туда гонял, 1.3 вариатор.
На базе «Кату-Ярык», что сразу после спуска направо, видел двух девчушек на Ниссан Микро - судя по их безмятежному виду они вообще не запаривались будущим подъемом на перевал,а просто отдыхали!
Жизнь - это затяжной прыжок из роддома в могилу!

Такое ощущение, что автор ездил в эту поездку на Матизе :-) Всего то он боится и каждую копеечку считает :-) Как говорится - бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе. Не по силам тянуть такую тачку, зачем брал? Смысл с машины пылинки сдувать? Я в этом году таки доехал до ЮБТО. Дорога там такая же как в целом по долине Чулышмана, не хуже. Плохая по настоящему дорога началась после Балыкчи. Но там до озера совсем недалеко. Узнал как паромы ходят. В планах через Телецкое на пароме проплыть. Машина у меня пузотерка Хонда Одиссей 4вд.
Гадок и ужасен каждый кто не я. Такова система ценностей моя

Мне отзыв понравился. Но я бы не рискнул на такой машине на Алтай и в Монголию. В случае поломки вряд-ли в Алтае и Монголии есть запчасти для него.

Zhiza
Ну или хотя бы колеса с высоким профилем взял бы.
Высокий профиль это да. Я в долине Чулышмана после поездки на ЮБТО грыжу на низком профиле заработал.

Чунга Чанга
Вы с таким подходом к путешествиям лучше бы вообще не комментировали! Карагемский прорыв , дорога до него и чуть дальше за него, это одно из самых душевных и относительно нетронутых массовыми туристами мест на Алтае. И ехать туда однозначно можно советовать. Красота нереальная!

Мультинские озера это не только, вернее вообще не дорога до первого озера куда везут на шишигах, а пешие маршруты до верхних озер, куда тоже очень рекомендую ходить, если конечно вы любите такой вид отдыха.

А с Вашим подходом... Ну сидите в районе Чемала на благоустроенных базах в окружении толп таких же "туристов" и покорителей Горного Алтая!

yura257
Машину я тяну, отзыв же не о зарплате, к чему бы это, просто голова должна быть всегда на плечах, в отличие от Вас, уважаемый, и каждой машине свое предназначение.

Zhiza
Ну или хотя бы колеса с высоким профилем взял бы.
Все верно, поэтому я и не поехал дальше, поездка была скорее знакомством с дорогами и маршрутами. На этой машине лучше ездить только по Чуйскому тракту, ну или недалеко от него)

Yazhek
Уважаемый, голова на плечах, это множество разных по сложности, но успешных поездок и походов, как у меня. А у вас - непродуманная поездка, неуверенность в себе и машине помноженная на чванство.
Николай
Очень круто! ) Молодцы!!!
В НСК гостиница "Discovery", тоже удивились дизайн решению.
Кату-Ярык преодолевали на Марк 2 4WD. Пузотерка еще та.
novosibiryak
"И ехать туда однозначно можно советовать."
Вопрос - кому советовать и на какой машине? Молодому человеку не очень-то хотелось после Кату-Ярыка машину "гробить". А вы советуете на Карагемский прорыв. Там же за Беляшами несколько бродов с живыми камнями. Может быть, что-то поменялось, но в одном из этих бродов я лет пять тому назад лонжерон на Делике подломил...
Стиль изложения и видение окружающего - это сугубо индивидуальные качества и претензий здесь быть не может. Тем более, что человек на ГА первый раз. Собрались, съездили - уже молодцы. Но подготовка... сколько раз было писано, если вы собрались на машине посмотреть и увидеть побольше, а тем более проехать весь Чуйский тракт - не надо тратить время на Аю, Тавдинские пещеры... Я бы и Манжерок пропустил. А вот в долине Чулышмана три дня гонять дуру и не побывать на Учаре и Грибах - это как-то я не понимаю. Они того стоят. Если в будущем, по совету бывалых (из комментариев выше), запланируете Карагемский прорыв и, тем паче Плато Укок - почитайте про дорогу туда. Не каждая птица долетит до середины... А вот Мультинские - это тема. Не надо ехать до самого Нижнего на своей машине. Оставьте ее в поселке. Я вас уверяю, поездка туда на шишиге - этот своего рода самостоятельное минипутешествие. А дальше в зависимости от времени и желания. Есть только один день - доехали до Нижнего, прогулялись до Шумов отдохнули и обратно. Два и больше - с палатками короткими перебежками насколько хватит сил Среднее, верхнее, Поперечное. Это абсолютно реализуемо и с маленькими детьми. Как-то так.

Друзья, считаю лишним тут ссориться. Очень много навязываний своей точки зрения. Да, приняли во внимание советы, но хотелось бы адекватных вопросов и постов по теме данного путешествия. Да, получилось так, куда получилось доехать, да, машина не*****омес и да, где то я экономлю. Не считаю что все так плохо как пишут некоторые). Посмотрите отзыв в самом начале, на вкус и цвет....

Коныр Лазков
Спасибо за адекватный ответ!

yura257
чего пристал к автору. ну не твой это формат поездки и что дальше? напиши свой отчет и покажи всем, какой ты ездун крутой.
такое ощущение что ты женщина в момент ПМС. только хамить и умеешь

Yazhek
Нормальный отзыв, без соплей. Я заезжал со стороны Бурятии в Монголию (можешь совместить с поездкой на Байкал) - такого треша на погранпереходе не было, все чинно быстро и работает круглосуточно.
проминант, бифор, зинка, цэлка, чайник, линолеум, пасат, импреза, хомяк, аудиурод
Тлкп - есть

Курчатов
хороший отчет и поездка, что бы тут не бубнили некоторые. молодцы и спасибо.
главное увидели новое и получили положительные эмоции.
Монголию, понятно, и не видели и не поняли ( Ну так да, куда там на таких низкопрофильных колесиках-то, %40 поди всего на вид? Всю подвеску там оставить )

Если пару дней жили внизу под Кату-Ярыком, и даже успели заскучать, стоило сходить на водопад Куркере. Идти час, тропа довольно легкая в том числе для детей. Сам водопад, как по мне, интереснее чем тот же Учар. А которые вы посмотрели в районе Чемала водопадики по сравнению с Куркуре - легкие демо версии.

DuckWader33
такое ощущение что ты женщина в момент ПМС. только хамить и умеешь
А ты поищи, тут есть мои рассказы. Скоро новый выйдет. А че, надо только хвалить? Критика никакая не принимается? На самом деле вызывает диссонанс наличие машины, которая кроме как демонстрировать статус больше ни на что не годится и постоянное кроилово.

Naka
Да нет никакого трэша ни в Ташанте, ни в Цаганнуур. Автор тут присгустил нехило. Наверное думал, что в Монголии как в Парижах будет.
Коныр Лазков
"И ехать туда однозначно можно советовать." Вопрос - кому советовать и на какой машине? Молодому человеку не очень-то хотелось после Кату-Ярыка машину "гробить". А вы советуете на...
Сейчас не броды там критичны, а камни на дороге - в прошлом году в августе был - два часа снимали Дастер на камнях зависший - видимо мужик наслушался советов, что Карагем - это быстро, легко и запросто - вот ходом и вывесил кроссовка «на пузечке» так, что пришлось в два домкрата поднимать и камнями дорожку выкладывать метров около пяти. Я вроде аккуратничал, но все-таки пришлось защиту снимать и править, поскольку продавил до картера - а жена всю дорогу от Краса спрашивала зачем кувалду с собой взяли? После Карагема вопросов не было, но и великого желания второй раз туда ехать тоже пока не возникает!

yura257
В Ташанте, если только не ехать, как автор отчета, в Монголию - делать, честно говоря, нечего - просто потом можно будет сказать «я там был» и на этом ее ценность заканчивается!

поздравляю.
критика у тебя неадекватная, ибо переходит на оскорбления. такая никому не нужна. и какое твое дело, какая у кого машина? кому комфорт подавай, кому полный привод, кому-то статус может, а иногда и все вместе может приспичить. это что, повод давать такие комментарии?
Хороший рассказ, люди отдыхали так, как им это нравится. И кстати про таможни - если ты видел одну азиатскую таможню, считай что ты видел их все) Проезжал на автомобиле казахскую, киргизскую, узбекскую, везде всё зависит от настроения таможенников. Могут пропустить не глядя, а могут задолбать левыми придирками, или еще хуже - просто ничего не объяснять.

DuckWader33
поздравляю.
Ты бы за своим блекотанием в мой адрес следил, дружок! Оскорбления он увидел! А ты вот просто идеал уважительного общения!

yura257
до тебя то мне далеко, конечно. с какого колхозу будете?

владимир
Впрочем в этой поездке так и получилось

Коныр Лазков
Да просто всем советую, хотя уже пожалел!) Пусть каждый сам уже оценивает возможности своей машины!

yura257
В Париже небыл, не знаю как там, я сравнил с Казахской таможней, заезжал в КЗ через Казанку, выезжал через Исилькуль, поэтому было с чем сравнить.

Григас
До Толбо нуура хотя бы можно было проскочить.

Максим
Очередной раз убеждаюсь, что нечего делать в попсовом ГАлтае.
За каждый чих плати, а сервис на уровне бесплатного.

Не пойму, тут модераторы есть или автор сам удаляет неугодные комменты?
А чо, истерика от гарного кубанского хлопца с использованием ненормативной лексики-это нормальное явление? Наhер вообще тогда выкладывать отчёт, если не готов чужие мнения читать?
Привет, я почти такой же маршрут проделал в 2014г. только без Монголии, немного не доехал до Ю. берега Телецкого озера. меня не покидало чувство искусственности и преувеличенной значимости многих туристических мест, фальшь какая то и при этом все сопровождается огромными толпами автотуристов, шумом, гамом и мусором. При этом природа Алтая чарует. Поэтому у меня зародилась мысль посмотреть Алтай в местах недоступных массовому автотуризму и летом 2016г ездил верхом в автономное путешествие на 12 дней.
Теперь могу сказать что автотуристы путешествующие по чуйскому тракту и Чемальскому тракту видят лишь отражение той красоты и величественности Алтая. Советую попробовать, можно на лошадках, можно пешкой. Но пешки более экстремальны, тащат все на себе и постоянно мерзнут.
Дядя Саня Оренбург
Телецкое замечательное озеро всё зависит где остановитесь. оочень зависит .

Интересный маршрут. Читая не зря провел время. Спасибо автору за труды.
Поездка была во второй половине июля? Шестёрка в Кату-Ярыке была вишнёвого цвета (баклажан)? Так это моя бывшая машина! Запоминающаяся была поездочка! Два дня штурмовал перевал с отломленным стабилизатором, пока, практически на вершине не оторвало переднюю балку, и не вывернуло шаровые. В итоге бросил его там, подарив местному знакомому на запчасти. Главное, чтобы убрал с дороги. Зато получше узнал характер своей, тогда ещё будущей, невесты. Ее поведение в сложной ситуации. Теперь шучу, что обменял машину на жену.😉
Velovod
До Толбо нуура хотя бы можно было проскочить.
я езжу каждый год с Монд через Хубсугул и до китайской границы разными путями в Гоби, и я не согласен с таким мнением автора, ну я правда на кадиллаках не езжу, может в этом дело, я так ближе к монголам по жизни и материальному уровню, может все поэтому? Каждому своё, братцы, ездите в Европу или еще куда.
Денис Садалов
Успехов в семейной жизни и счастья Вашей семье! А авто по большому счету просто железяка - сегодня как раз слышал фразу «верная и понимающая женщина рядом дороже любого Крузера» - полностью согласен!

владимир
Каждый год мой друг приезжает ко мне в гости на корона премио и каждый раз спокойно поднимается на ретранслятор. Один раз даже съездил на премке на Укок, а вы на жипах бздите.

Ездили как-то с ребятами на солярисах 1.4 2016 и 2017г на Чулышман. Спустились быстро, один раз только останавливались. Поднялись мы на солярисе на 1 подъем со 2 раза и то потому, что за руль сел мой друг и немного буксанув спустились вниз метров на 10 и на середине подъёма опять стартанули и поднялись. Второй солярис 2016 поднялся с 1 раза.
yakushev
Я думал, что в таких тапках на гравийке как по асфальту ездят.

Зачем столько негатива писать автору? Это его видение, это его путешествие и его машина. Я раньше тоже обращал внимание на все минусы и потом, в один прекрасный момент, переосмыслил всё. Путешествие делаем мы сами, а вот на положительных эмоциях или негативных решать нам самим. Возможно, автор придёт к этому сам...

Бенгальский
Не пойму, тут модераторы есть или автор сам удаляет неугодные комменты?
Ничего не удалялось, готов и читаю комменты, но много сводится к личному, какая машина, белый господин... К чему это. Я лишь хотел показать, что поездкой доволен и вернулся бы туда ещё раз. Но все в жизни гладко, и это я тоже показал.

Денис Садалов
Да, тёмная шестёрка)!!

Григас
А что не так в сравнении в Монголии с кадиллаком? Чем он вам не угодил? Плохо едет по бездорожью? Дак я это не скрываю а прямо говорю

yakushev
Я думал, что в таких тапках на гравийке как по асфальту ездят.
Профиль на 50, низковат. Для таких дорог. Но на асфальте прям самое то. Учитывая что я 9500 проехал по асфальту и 500 по бездорожью, выбор резины и колёс был очевиден
Честно, я даже не пытался, я и не видел дороги этой. Все по отзывам.
Хотя может и правильно, после ретранслятора остальные виды уже не такие красивые.

- Во, вот это я понимаю Монголия! )) А в Гоби - куда? И на чем? )) Я на кроссовере на шоссейных шинах на 60% до Хэрмен-цава доехал, но... ... ))) А вот обратно - через Кяхту, через озеро хотел но по времени не укладывался, ибо потерял на пустыне (. Думаю, дорожка вдоль озера не намного слаще чем у Гурвантэса например ...)
Вообще, монголы как люди нам понравились! И по материальному положению )) - они выше нас, ибо там, на вскидку, 50% приусов и 35% крузеров - в России все же в глубинке больше Жигулей ведь ))) (если проехать от той же Кяхты до Красноярска)
У автора не другое мнение, просто оно у него не полное, сложившееся под воздействием географии маршрута, - правильно ведь, у каждого свое )) Вот доедет до например Улан Батора - будет другое ))

Атаман
Ну, о-о-о-очень мне хочется почитать и посмотреть фотографии про то, как "корона премио" на Теплый Ключ или Богумуиз (на всякий случай - это основные перевалы по дороге на плато Укок) забиралась. Может поделитесь?

Кыштым
верное средство комфортного передвижения по грунтовкам Горного Алтая-сбрасываем давления в шинах до ! атм и катим как по асфальту.

Через весь отчёт сквозит - делать там не фиг)))
Что за чудеса такие хотел увидеть автор в горном, не понятно....

filatich
Через весь отчёт сквозит - делать там не фиг)))
Что за чудеса такие хотел увидеть автор в горном, не понятно....
Так чудеса то у каждого свои). Я жду не чуда, а хотел спокойного и тихого отдыха, и я его получил. Чтоб не ездили машины, не играла музыка. А таких мест на Алтае полно. Однозначно туда вернусь.

автоэлектрик-74
Велик шанс разуться или умотать резину вхлам. Может конечно резина АТ или МТ для этого подходит, но точно не моя.

Дорожные шины Мишки 245/60Р18 спускал с 2,4 до 2,1 - получше, но меньше побоялся ибо не просто ровная песочная поверхность, а куча ямок в которые хорошо так влетаешь

Слишком комфортабельная и пафосная машина для Алтая)))) Многих раздражает судя пол всему, хотя мне лично все равно. Но туда лучше бы на обычном Тахо, да на AT-Резине!
Были там год назад и в этом году, многое посмотрели, кроме Кату-Ярыка. Зато до Чертова пальца можно было спокойно и пешком дойти по тропинке. https://travel.drom.ru/64921/

Вот абсолютно здравые высказывания, особенно на фоне срача от некоторых комментаторов. Многое, конечно, можно увидеть и в автопутешествии, но это оооочень малая часть Алтая, говорю это как человек, который занимался спортивным туризмом и исходил его вдоль и поперек, включая Вершину Белухи. Что касается Автора, то да, где-то не доехал, перестраховался,. или по незнанию, где-то машину чересчур пожалел. Я тоже считаю, что заезжать в Монголию, корячиться на таможне ради того, чтобы поесть в местном ресторанчике и прикупить верблюжачьих носков с тапками ну не было смысла никакого. Был в Монголии два раза, правда, тоже не очень глубоко, в основном ради рыбалки. Природа там своеобразная и дикая, есть в этом что-то, но чтобы это прочухать, ехать надо всяко подальше Ульгия. Направлений там куча. Насчет Чулышмана, был в этом году и лет пятнадцать назад, небо и земля, народу тьма, машин на дороге как на Красном Проспекте, на пятаке на перевале шалман, но, природа так же вшторивает, Кату-Ярык впечатряет, прикольное сооружение, особенно для тех, кто первый раз, типа Автора. Ну без обид, местные, да и мы тоже гоняем там как за здрасьте, только шуба веет, опасаться туда ехать на Эскаладе, ну как-то для нас, непривычно, мягко говоря. Ну а так, не надо Автора пинать, съездил как сумел, а то что там советы, туда съезди да сюда съезди, там на полжизни наговорили. Да, я был практически везде в тех местах, что упоминались, так сколько лет-то на это понадобилось, Автор еще наверстает, если захочет. В этом ему удачи.

Честно, я даже не пытался, я и не видел дороги этой. Все по отзывам.
Ну вот примерно так это выглядит https://travel.drom.ru/56411/ , правда это Карагемский прорыв, на Укоке, однако покруче будет. Машины абсолютно неподготовленные, чего не скажешь о водителях. Конечно, это совсем другой формат путешествия, хотя для нас это лайт-вариант, прочтете отчет, поймете почему. Для таких дел помимо желания еще важна компания подходящая, а это не вдруг приходит. Еще раз пожелаю удачи и новых путешествий.

Вот Автор своим рассказом накидал гавна на вентилятор, в хорошем смысле. Похоже все умники собрались со своими советами. И короны премио на Укок и Богумуиз фигачат, во сказочники, обхохочешься.

шрек63
Спасибо, повторюсь, на одном "неджипе," с женой и ребёнком, честно говоря для меня было лучше перебздеть...

Yazhek
Да понятно, что лучше перебздеть, но раз доехали и спустились с Кату-Ярыка, можно было и дальше проехаться, красиво там, ну это на будущее, а то тоже полез с советами, сорри.

шрек63
Да не, нормально, не навязчиво же. Я адекватно отношусь к критике и советам. Я так понял из всех комментариев, что там дорога нормальная до самого озера. А раз так, то второй раз я скорее всего поеду как планировал в первый, но в силу того, что один экипаж отказался ехать мы поменяли маршрут. А ехать хотели до телецкого, потом на пароме до ЮБТО, выехать через кату-Ярык и далее на ташанту, это чтоб по дороге из Ташанты не ехать второй раз по Чуйскому. Но получилось так как получилось.

Принято, отчет почитайте по ссылке выше, там другой Алтай и другие дороги.

шрек63
Принято, отчет почитайте по ссылке выше, там другой Алтай и другие дороги.
Я уже прочитал. Сильный отзыв, сильная команда и сильные маршруты. Снимаю шляпу. Я бы тоже так хотел, но пока что мне до этого далеко.

Сообщений: 1942
ему машину жалко

сонный
ему машину жалко
Для этих маршрутов слово "жалко" не подходит. Тут эта машина ВООБЩЕ не подходит для них.

Сообщений: 1942
Андрей-575
На ретрансляторе и в облачную погоду интересно,а в солнечную Белуху видно.
Ну и на Актру заскочили-бы.
в смысле "заскочили" на актру,так говорите будто это как дважды два

владимир
Так не кто на газиках тормозами и не тормозит. У нас на шишигах отродясь тормоза не работают . Только скоростью и двигателем . в Черге масло испортилось . Делают 80% жирность, вместо 82. Сыр тоже не айс стал. Маршруты все хорошие предложили. Но вот наскоком Алтай не понять. Тут нельзя торопиться. Удачи вам.

11991126
Я два раза был в Монголии, заезжал через Ташанту. По сути Баян - начало путешествия по Монголии, мы двигались намного дальше от Баяна с проводниками ибо там в принципе нет дорог - направления. Посетить эти красивые места стОит, очень необычно все... Отличная рыбалка, красивые места и неповторимый колорит. Чьл касается Горного Алтая, так там я бываю много лет подряд по три четыре раза в году и не могу сказать, что видел все - Горный прекрасен - место силы и энергии, мы с семьей ездим много и далеко.

Гору Белуху наскоком не посмотреть, туда пешком три дня минимум в одну сторону

ЯМАЛ
Земляк молодец! Красиво написано! В каких числах ездил? Я был там в начале августа только до Монголии не ездил.

ЯМАЛ
Виталий Почивалов
Вам для начала русский подучить надо, много ошибок в тексте допускаете.

Отличная поездка. Если не секрет, каков бюджет, хотяб примерно?

Атаман
Ништяк! А у другана твоего случайно трек не сохранился? Я с семьей и друзьями в этом году, в августе, на вполне себе серьезной машине на Укок забирались, так поупражнялись вдоволь ))) Друзья с второй машиной не смогли поехать, так что одним экипажем по болотам на руках тачку таскали...))) Может мы чегота не так делаем или дорог правильных незнаем...

sarbaz81
Спасибо, земеля)

_ХРАМ_
Отличная поездка. Если не секрет, каков бюджет, хотяб примерно?
Честно говоря именно Алтай и Монголия не знаю, мы же ещё потом по гостям поехали. Все вместе на бензин ушло в районе 50000, гостиницы тысяч на 20, остальное еда и развлекуха, сотка с хвостиком наверно все вместе вышло судя по смс из банка)

pyssikat
Он доезжал до Аргамджи, броды она не прошла.

Атаман
Он доезжал до Аргамджи, броды она не прошла.
Поднимался он через старые Калгуты.

Коныр Лазков
Поднимался он через старые Калгуты (на всякий случай, это третья дорога на плато Укок по РФ) Ездил в одну машину, из потерь: оторвал брызговик и на обратном пути пробил колесо перед Тёплым Ключом. Доезжал до Аргамджи, броды премка не прошла бы.

Вот так люди доехали до Монголии, но в Монголии не были )) это тоже самое если бы вы в Алтае тока до Аи доехали
Монголия ценна своими степями, озёрами, горами и направлениями.
И да, есть надо в мелких газарах подальше от городов, ждать правда минут 40 пока пригоовят и все только из мяса: баранина и говядина

Атаман
Интересно сколько времени заняла дорога до Тёплого на премио? Оттуда когда ехали спортаджа обогнали, он тоже ехал - не вопрос. Но смотреть больно было на него.

Aids42
10 часов от Калгутинского своротка.

Атаман
10 часов от Калгутинского своротка.
Жесть

Атаман
А «вы» - это кто? Авто совсем не джип, хотя и не пузотер, но когда в последний раз ездили на ретранслятор, то на подъем хватило 40 минут

владимир
Да какой уж «наскок» - на Горном был уже восемь раз и еще намерен побывать не единожды - есть интересные маршруты и направления!

владимир
10 часов от Калгутинского своротка. "Вы" это туристы приезжающие на Алтай.
40 минут это нормально.

Снимаю шляпу...

Снимаю шляпу...
Очередной трёхтысячник покоренный премкой на Алтае.

Атаман
Очередной трёхтысячник покоренный премкой на Алтае.
Тогда нече сказать "безумству храбрых поем мы песню..." Если ехать в четыре мужика, то думаю премяху можно и на руках по болотам Укока поносить, нам тяжеловато было))) И к стати в Ютубе присутствует видео на котором парниша штурмует Ороткойский перевал на Карине "улыбке", обутой в цепи (видео не для слабонервных рекомендую) https://www.youtube.com/watch?v=wIg8sEIhhnU

pyssikat
105-ка зачётная, хочу себе такую только с 2uz.

Атаман
105-ка зачётная, хочу себе такую только с 2uz.
Ну это на любителя) 1 HZ в горах просто божественный))) Я заправился под завязку (100 л.) в Акташе, сгонял на Карагемский прорыв оттуда через Бугумуюз на Укок, там блуждания в пампасах (так как нынче мерзлота растаяла значительно сильней чем в прошлые годы), вышли через Теплый ключ. Из запасов топлива была только 20 ка которую залили только на Аргамжи (и то четверть бака оставалась). Ранее был опыт передвижения на LX 470 с 2UZ, так во он умудрялся стрескать весь бак на маршруте Акташ - ЮБТО -Акташ, возвращались на горящей лампочке. Так-что возить с собой дополнительные запасы бензина, причем в довольно значительных количествах, довольно спорное мероприятие. Тачка сама по себе тяжелая и не претендует на лавры болотохода)))

pyssikat
И по трассе как человек, акпп вообще не сравнить с мкпп, ну и в багажнике не нужно возить соляру.

Yazhek
Жалко на Эскалэйте ехать например вдоль Хубсугула. Красивая машина.

АвантЮра
Алейск
yura257
Поделитесь информацией как паромы ходят через Телецкое?

Евгений евгений
Дружище зачет за полное описание )) у меня один вопрос на эскалейде да еще и как мне кажеться на низкопрофильной резине в такие места не страшно что он подведет .а там кроме верблюдов ...... а на чертов палец я поднимался на тлк 100 там очень красиво . и не чего что 300 р за вход люди на это там живут . на телецком озере тоже красиво зря не поехал . там водопады . одно из сохранившихся в первозданном в мире место

Евгений евгений
и еще . видел чуваков с москвы они на ниссан кашкае в тайланд ехали . есть отчет на ютубе )) а недавно обогнал за новосибирском колонну из малайзии на джипах ехали в париж 14 окт должны были доехать на всю дорогу в одну сторону 2 месяца

BMW5Vit
Все никак в толк не возьму. Люди семьей поехали на отдых. Ребенок и Девушка!!! А вы тут все гоните в какие-то е6уня, рассказывая о том, что вы все тут молодцы, что когда-то от нехрен делать залезли...
Ничего не попутали? Именно я рекомендовал ебуня от которых я же сам и отговариваю? Читайте внимательнее комменты!

Роман
Белово
владимир
Не Сёма, а Сема и поэтому перевал именно Семинский. На слиянии - мутная Чуя, а Катунь чистая. В Акташе бензин лучше на Расуле, а не на Нике. На марсианские пейзажи не пос. Кызыл-Таш, а Чаган-Узун.

OlegPikap
Спасибо за рассказ! Собирался весной в сгонять в Улан-Батор. Но сейчас задумался или другой дорогой надо ехать. Из комментов тоже узнал много полезного. Удачи!

По поводу казахов не согласен
Да, порой долго и непонятно, чо стоим перед шлагбаумом.
Но НИ РАЗУ за более чем 30 переходов границы не было никаких намеков на подарки и т.п.
Всегда всё ровно. Подождать иногда надо, да. От получаса до полутора на переход границы итого. Считаю норм.

AE196
Автор! Молодец, отлично сгонял. Очень подробно и корректно.

Жаль, в Монголию недалеко забрался - планирую из Екатеринбурга через Ташанту в Монголию, но поглубже, на несколько сотен или тыщу км заехать. Мицубиси АСХ, по Мангыстау ездил, норм, и по Монголии думаю смогу.

Мой совет: если любишь на авто с семьей путешествовать, рассмотри вариант через Грузию в Турцию на море. Дорога офигенно красивая и простая.

А вам северянам, деткам особенно, солнышко и теплое море не повредит. Отпуска опять же большие. Советую! Спрашивай если что, я вот нынче ездил, в восторге.

Земляки почти)) бывал я в Тарко-Сале (как у вас поют, "нет лучше места на земле. Тот, кто однажды здесь побывал, тот не забудет чота там Ямал).

Удачи!!!

По поводу казахов не согласен
Да, порой долго и непонятно, чо стоим перед шлагбаумом.
Так и я про подарки не писал, чего нет, того нет. Хотя был один раз, когда пришлось звонить знакомому, тот звонил другому знакомому и так по цепочке, в итоге проходил границу "по встречке", с включенным на громкую связь телефоном в руке, откуда всем выбегающим навстречу и охреневшим пограничникам кто-то вещал, что это "мой родственник, и ему можно пройти")). Кто бы мне рассказал, что так можно, ни за что бы не поверил, но сам в этой авантюре участвовал. Это было в то время, когда киргизский президент поссорился с казахским и границу формально закрыли, за день на одном посту пропускали не более нескольких десятков человек вместо прежних сотен. Эта услуга мне ничего не стоила, просто попросили подвезти пограничника до Алматы, так ведь я туда и ехал).

BMW5Vit
Речь не об авто если читать умеешь. О противозачаточных от своего бати узнал когда он тебе о своей ошибке поведал, а вата?

Саныч
Осинники
Yazhek
Зря про Марс так! Обязательно посетите! Дорога нормальная, Ездили на Крете и Териосе. Без проблем. Нужно только км 3 пешочком до самой красоты лойти и будет Вам счастье!

Классная поездка.

АвантЮра
Поделитесь информацией как паромы ходят через Телецкое?
По телефону связываетесь с паромщиком и договариваетесь. Ценник - 15000 с машины. Иногда меньше.
Гадок и ужасен каждый кто не я. Такова система ценностей моя

В НСК гостиница "Discovery", тоже удивились дизайн решению.
Кату-Ярык преодолевали на Марк 2 4WD. Пузотерка еще та.
Спокойно спустились и поднялись на Кату-Ярык на Марк II Блит, задний привод . И приехали мы на этот перевел из Владика, нам "сгонять" на Кату-Ярык туда-обратно-15 тыс км почти)))

Lindu
Читал Ваши оба отчета о путешествии, Вы молодцы. Столько фото и описания, я ленюсь лишний раз остановиться и сделать снимок, но с возрастом спешка пройдет :) Тоже с супругой любим путешествовать на авто. Задний привод легко преодолевает Кату-Ярык, передний привод испытывает трудности, но и то, у неопытного водителя.

Спасибо,что читаете!рады,если наши отзывы полезны автопутешественникам! у нас много фото сделано прям из машины, по ходу движения)))если останавливаться везде,то мы будем путешествовать месяца два))) Вашей семье только ровных дорог и ярких путешествий!

Серега
Отчёт о том как белый господин из "богатой" России заскочил в "нищую" Монголию
Точно подметил. Иногда подзатыльник выписать охота

Ленинск-Кузнецкий
Доброго дня,были в это же время на Кату ярык.Жили с вами в соседних домиках.Прекрасное место ездим туда уже 5 лет.Если хочется тишины и покоя,отдохнуть от телефона и городской суеты то АЛТАЙ прекрасное место.

Ирина Щеколдина
Григас
Подскажите, пожалуйста, что все-таки нужно увидеть в Монголии , заезжая с Алтая и не дальше Ховда? Куда свернуть , где задержаться, чтоб поездка не была впустую?