|
Маршрут в первую дорогу: Нижневартовск — Екатеринбург — Орск — Актау. Всего около 3500 км.
Всем привет! Хочется поделиться авто путешествием на побережье Каспия в июне 2018 года. Думаю, данный отзыв поможет некоторым читателям прояснить некоторые вопросы планирования и осуществления поездки в данном направлении.
Почему Актау? Давно хотелось побывать в Казахстане. Причем, чтобы и покупаться и погреться на солнышке. Нашел на карте Казахстана Каспий и на побережье город Актау, предложил друзьям. Ну, а дальше Ютуб, отзывы и все такое про этот город. В целом отзывы про сам город были достойные, есть даже несколько передач про отдых в тех краях. И было решено с друзьями рвануть на 2 машинах.
В нашем распоряжении Toyota Highlander 2011 г.в. и Nissan Murano 2005 г.в., оба черные.
Как бывает, «заgoogлили» маршрут, и он выложил тот, что на рисунке. Так вот, то ли мы в настройках Гугл чего-то не поняли или не нажали, но он (Гугл) не принял во внимание качество дорог при прокладке нашего маршрута, а просто повел нас по кратчайшему пути.
В принципе, мы знали, какие «отличные дороги» есть в Казахстане и были готовы к некоему бездорожью. НО! То что мы увидели и ПРОЕХАЛИ, запомнится очень надолго.
Как искали жилье? Хотелось приехать и сразу заселиться, не тратя время на поиски. Сайт КРЫША.KZ в помощь. Сначала тупо занимался перепиской с хозяевами жилья, а потом нашел риелтора, который нам подобрал нужное жилье без всякой предоплаты. Еще рекомендую скачать приложение 2 ГИС, там есть карта Актау, поможет найти все, что нужно. Также перед поездкой рекомендую помониторить наличие по пути сетевых АЗС, таких как Казмунайгаз, Синооил, Гелиос. АЗС немного, но нам хватило, имейте ввиду, что все время приходится ехать с кондером.
Описывать дорогу по России не буду, первый день ушел на дорогу до Екатеринбурга.
ДЕНЬ ВТОРОЙ
Екатеринбург — Кандыагаш, 1000 км.
Граница Орск-Актобе
Проблем нет вообще, ни с нашей стороны, ни с казахской. Заполнили карточки, осмотрели авто, вещи не доставали и все. Затратили 30 минут на оба КПП.
Итак, мы в Казахстане. Сразу за КПП стоят вагончики, где страхуют авто и меняют деньги. Зашли в первый, полис ОСАГО на 1 месяц обошёлся мне в 2600 рублей, казах сделал скидку в 300, итого 2300 руб. В соседнем вагончике обменяли немного денег по курсу 1 рубль — 5 тенге (курс банка в тот день был 5,3 тенге). В том же вагончике стояли коробки с казахской водкой. Спросил: «Продаешь?» «Нет, конфискат, не пустили через границу», — ответил казах.
Кстати, отдельно про провоз алкоголя. Инфа в интернете сильно разнится, сколько все-таки можно его провезти? Говорю 100% — 10 литров на взрослого человека, и не имеет значения пиво это, водка или коньяк. Цены на местный хороший коньяк и водку (альфа спирт) 1000-1500 тенге за 0,5 л. Дороже брать смысла нет, это уже понты.
Страховка есть, местная валюта тоже (хотя мало поменяли, в надежде, что снимем дальше по курсу банка, об этом позже) едем в Актобе, планируя там переночевать.
Перед поездкой многие пугали, какие «суровые» у них гайцы и штрафы. Так оно и есть, изучив КоАП РК становится ясно, что минимальный штраф в наших рублях примерно 2400 руб., можно до 50000 руб. попасть, можно и на лишение за очень грубые нарушения. Поэтому, пройдя границу, решили не пренебрегать ПДД РК и ехать как положено.
Сейчас смешно вспоминать, но было так. Застраховав машины, едем метров 500 по хорошему асфальту, готовясь соблюдать местные ПДД, вдобавок у меня антирадар запищал. Ии-и-и через 500 метров дорога заканчивается…((((((((((((((((
Точнее, она есть, подобие асфальта с огромными ямами, поэтому уходим в поле по левой стороне, и там едут все, как хотят. Полос море, выбирай любую, иногда даже можно разогнаться до 80 км. Очень пыльно. И вот так, с переменным успехом, иногда возвращаясь на отремонтированный асфальт, мы ехали 170 км до Актобе. Нужно сказать, что в то время много где шло ремонта дорог и, скорее всего, сейчас некоторые участки привели в нормальное состояние.
Актобе
Не маленький город. Движение безобразное, впрочем, как и везде, где мы ехали по территории Казахстана. Сложно предугадать их маневры, много сигналят, причем зачастую без причины (на наш взгляд).
Время еще было, и решили проехать дальше до г. Кандыагаш и заночевать там. Рабочий день уже закончился, и местные сказали, что деньги мы обменять не сможем, нужно ехать в центр искать обменники, чего мы не захотели, либо ехать дальше в населенные пункты — там поменяют. Узнав по какому маршруту мы собрались ехать, те же местные сказали, что это будет непросто, хотя на таких авто проедете.
Кандыагаш
Дорога до Кандыагаш это сплошная стиральная доска, хотя и асфальтированная. Ехать можно до 100 км, жалко подвеску. Местные летают быстрее. Город стоит просто в степи — унылый пейзаж, редкие деревья, желто-коричневая почва и пыль. Банкоматов так и не нашли. Зато нашли самое приличное кафе, возле перекрестка с круговым движением, с каким-то памятником внутри. Там нас согласились покормить за рубли.
Теперь о вкусном. Заказали 3 порции мант, один салат, хлеб, соки и чай. Приносят огромную тарелку с 5 мантами (1 порция!!!), тарелку салата с горой.
Естественно, мы все это не съели, хотя было очень вкусно! По-домашнему! И было неудобно перед персоналом кафе оставлять все это добро на столе, хотя и объяснили, что все это съесть не реально. И вот за все это, на семью, мы заплатили 400 рублей!!! Сами были приятно удивлены, а потом привыкли.
В глубинке Казахстана, по крайне мере, там, где мы были, не очень хорошо понимают наш язык. Люди там самобытные. Но найти общий язык можно, хотя порой и непросто. Но удивило насколько они отзывчивые. Убеждались не раз. Любой вопрос, любая проблема, решается все. Подскажут, покажут, направят, помогут, позвонят куда надо, за это им низкий поклон. В городе народ уже не тот, «обрусевший», что ли, современный.
Ночевать мы остановились в новом отстроенном комплексе «Султан», с рестораном, гостиницей и огромным банкетным залом на 300 мест. Кроме нас никого не было.
Наш номер, еще одна кровать за кадром. Душ и удобства в коридоре.
В тот день ни одной души там не было, кроме сторожа. Разместились за 2500 рублей с семьи. Огромнейшее здание в распоряжении 7 человек. Переночевали и рано утром в дорогу, самое тяжелое было впереди.
День третий
Кандыагаш — где-то за Кульсарами… 530 км.
Дорога все так же не вызывала надежды на улучшение, хотя и был асфальт. Иногда попадались небольшие населенные пункты, поселения, все такой же унылый пейзаж уже без деревьев. Стали попадаться верблюды.
Первых, конечно, мы фотографировали и было интересно, потом привыкли и не обращали внимания. Дальше дорога вынуждала ехать так: несколько километров в поле, потом на отремонтированный асфальт, потом в поле, потом на плохой асфальт и так далее. Кто как хотел, вырваться значительно вперед было невозможно, экспериментировали). Иногда попадались плетущиеся фуры, бензовозы, со скоростью около 10 км/ч.
Сагиз
Перед Сагизом у нашего напарника на Мурике лопнул глушак, и ехал он дальше с рычанием по степям. В Сагизе нашли СТО у дороги, но местный мастер куда-то уехал. Поэтому на выезде из села мы занялись самостоятельным ремонтом на эстакаде. Пока наши семьи разминали свои тела, мы в 40-градусную жару ремонтировали лопнувший глушак, нашли подручные материалы, которые валялись повсюду. Проблему решили частично и не надолго, от хорошей тряски глушак сломался снова. Тенге уже почти закончились, в местной шайхане (так называются местные кафе) за рубли кормить не стали. Хорошо, что на всех АЗС принимают наши карты, так что с заправкой проблем не было. Вглубь села искать банкомат не поехали, и решили проехать следующие 40 км до Мукура.
Мукур
В этом селе, с населением около 3500 человек, мы планировали обменять деньги, поесть и отремонтировать рычащего Мурика. На окраине села встретили мужчину, рабочего газовой службы, который ковырялся в каком-то газовом оборудовании. Поведали о своих проблемах, мужик сразу указал нам на местное СТО в 200 метрах, позвонил хозяину СТО, чтоб нас принял. Далее позвонил на почту (там у них единственный банкомат), на почте был обед. Нужна была местная валюта, т.к. в самой приличной шайхане, при въезде в село, которую нам тоже указал мужик-газовщик, за рубли не кормили. Понимали мы друг друга также плохо. СТО оказалось в небольшом гараже и даже с подъемником, и пока ремонтировали тачку, я поехал на почту.
Несмотря на обед, здание было открыто и в окнах сидели 3 женщины. Слева стоял банкомат, на поддоне из-под кирпичей, и все провода к нему висели с потолка, смешное зрелище. И вот этот банкомат не хотел считать мои карты, в т.ч. и Сбербанка. Мало того, карту Сбера он «съел». Зашибись, думаю, снял деньги. На помощь пришла одна из женщин и, поколдовав с банкоматом, вернула мне карту, видать, я не первый такой. Затем я попросил обменять деньги у них в кассе, но их интересовали доллары или евро. Пришлось рассказывать о наших проблемах, что детей покормить не можем и очень нужны тенге, и я был согласен на любой курс для обмена. Женщина кому-то позвонила, разговор был по-казахски, предложила обмен по курсу 1:5, чему, конечно, я был рад и обменял 5000 рублей, на большую сумму они не согласились.
К тому времени Мурика почти подлатали, заварили глушак. Заплатив за ремонт немалые деньги (3000 руб.), мы поехали в шайхану на обед. В этом заведении было много дальнобойщиков, места как сидячие, так и лежачие. Помещение так себе, меню не особо разнообразное, но выбора не было. Поели и двинули дальше.
Дорога до Кульсар
Было два варианта:
1.ехать прямо через Доссор по такой же плохой дороге 140 км, затем по хорошей дороге на юг еще 120 км до Кульсар.
2. срезать по еще более плохой дороге (как высинилось позже, и этот маршрут указал ГУГЛ) прямиком на Кульсары 153 км.
Выбрали 2-й вариант.
Теперь о дороге. Многие ругают трассу Астрахань — Атырау, видео в Ютубе имеется. Так вот, трасса Астрахань — Атырау по сравнению с этой дорогой просто автобан. Когда-то здесь был асфальт, впрочем, как и на предыдущих дорогах. Но ощущение такое, что его просто вспахали плугом, а потом закатали как могли, или на всю трассу высыпали кассетные бомбы. Иногда попадаются ямы глубиной больше колеса Хайлендера, а по объему больше куба! Данный участок дороги в 153 км мы преодолели ВСЕГО)) за 4 часа!!! Передвигаться на седанах там точно не реально.
Когда ехать по «асфальту» стало почти невозможным, свернули в поле. Тот же мужик в Мукуре подсказал, что нужно ехать правее «федералки» по полю вдоль ЛЭП, так мы и сделали. Благодаря этому мы срезали несколько «дорогих» километров, на схеме. Единственный минус того, что мы «срезали» — мы не увидели горы Аккергешен, которые должны быть по маршруту.
Аккергешен. Фото не мои, взяты из интернета. Вот такую красоту мы пропустили.
Скорость достигала максимум 60 км/ч. Пыль повсюду, ехали только с кондиционером. Иногда поперек попадались колеи от трактора и приходилось оттормаживаться до нуля. Периодически проезжали фермы, загоны со скотом, где спрашивали правильно ли мы едем. Навстречу попались, наверное, 3-4 фуры и бензовоз. Но … тут случилось это — глушак снова отпал и уже волочился по земле и было опасно ехать, т.к. он рыл землю по ходу движения. Ремонт производили в поле, тем, что нашли в своих багажниках. Подвязали глушак и в путь. И вот когда уже было видно международную трассу Атырау — Кульсары, глушак на Муре отвалился окончательно. И оставшиеся несколько километров до СТО так и ехали с дребезжанием и искрами по асфальту.
Кульсары
На въезде несколько АЗС. Заправляемся. Ищем очередное СТО, а попутно и автомойки, т.к. на машины страшно смотреть — сплошной слой пыли снаружи и внутри. СТО нашли в частном жилом доме, и пока Мурку шаманили, я поехал искать автомойку. Трасса проходит через сам город, и вдоль дороги предостаточно автомоек, нашел свободную с названием ПАРАСАТ ЖУУ.
Отдельное внимание заслуживают казахстанские автомойки, а точнее цены за их услуги. За 600-700 рублей вам помоют и вытрут насухо кузов и коврики, пропылесосят салон, натрут полиролью торпедо, все двери и шины, помоют ДВС!!!
Это цены на автомойке в Актау, немного дороже.
Приведя в порядок наших коней, уже потемну, едем на ужин. На выезде из Кульсар находим вполне приличное заведение «Ташкент», с приличными, в хорошем смысле, ценами. Вообще, все, что касается «поесть», там очень недорого. Поначалу цены вводили в легкий ступор, т.к. они называют в тенге, но после быстрых калькуляций в голове с легкостью прощаешься с местными купюрами. После ужина едем дальше. Следующая остановка — Бейнеу.
Четвертый день
Где-то за Кульсарами — Актау 580 км.
Проехали час, нас рубит на сон. Встали в стороне от трассы и кимарнули 3 часа. Встаем рано утром и снова вперед. Температура в 5 утра без солнца +27!
Дорога отличная, асфальт, движение практически отсутствует. В Бейнеу заезжаем на АЗС Гелиос.
Перевал Маната. Считается опасным местом среди водителей, особенно зимой.
Ведутся работы по срезанию части перевала.
Сразу же за перевалом.
Бело-лунные пейзажи.
По дороге много статуй различных животных.
Дальше дорога особенным ничем не запомнилась, топим под 140 км/ч, ни одного полицая, трасса отличная. В Шетпе можно немного заплутать, если карты старенькие и вообще там несколько вариантов проезда.
Нужно отметить, что иногда на дорогу выходят верблюды и лошади, и даже лежат, то на обочине, то по центру. Поэтому нужно это иметь ввиду, особенно если дорога плохо просматривается, дабы не сбить животное и все вытекающее из этого.
Актау!!!
14 июня около 10:00 (кстати, время там такое же, как и в Екб) заехали в город и сразу попали в пробку. Слева вдалеке наблюдаем море, жара и предвкушение неизвестного). Доезжаем до места жительства.
Наш риелтор уже ожидал нас в квартире. Девятиэтажный жилой комплекс, с охраняемой парковкой и детской площадкой, столовыми, кафе, банками и различными магазинами на 1-м этаже, с дальним видом на море и абрикосами во дворе! Огромная 5-комнатная квартира 285 м2, с 3 спальнями, 3 с/у и т.д. И за все это — 25000 т. (~4700 руб.) в сутки за 9 человек!!! 2 человека прилетели самолетом.
Вид с балкона 3-го этажа. Охраняемая парковка и детская площадка.
За пятиэтажками море.
Что можно кратко сказать о городе? Современный, благоустроенный, чистый город. В принципе есть все, что нужно для жизни и отдыха, можно выбрать все по своему вкусу: много магазинов, ТЦ, кинотеатров, кафе, ресторанов и т.д., имеется большой частный сектор. Отличнейшие дороги! Хотя во дворах встречаются убитые участки. Много цветов, каждое дерево и каждый куст в городе поливается индивидуально. Для этого имеется система труб с краниками и приспособлениями для полива.
За весь наш отпуск не было ни капли дождя. Температура каждый день под 40 градусов, ночью без кондера грустно. Обгореть можно на раз. Если, например, сравнивать с Абхазией, то по ощущениям в Актау жарче градусов на 10. Климат больше сухой, степной, хотя море рядом.
Виды города с колеса обозрения в парке.
Единственный в мире маяк на крыше дома.
Почти у каждого дерева вот такое «кольцо», чтобы вода не растекалась.
Поиски пляжа
В городской черте есть несколько необорудованных пляжей, и изначально мы попали на один из них. Вода чистейшая, прозрачная и прохладная. На дне большие камни и каменные плиты, по которым скользко ходить. Вода слегка солоновата, но не такая соленая, как на Черном море. Что не понравилось, так это запах сероводорода, который появляется от гниющих на берегу выброшенных ракушек. За городом есть другие более оборудованные пляжи, где чистят берег от ракушек. На третий день находим пляж Достар. Рекомендуем. Проезд на территорию платный, вроде 500 т., причем платишь раз за день и потом можешь выезжать и заезжать сколько хочешь. Шезлонг с большим зонтом 1000 т. за день, без зонта обгоришь, душ бесплатный. Песок белый, заход в море плавный, само то для детей.
Участок набережной. Чуть дальше купаются люди на необорудованном пляже.
Есть один нюанс!!! В море у берега попадаются змеи. И когда мы в первый день увидели одну из них, то это был кратковременный шок и решили, что в море не полезем вообще. Но, пообщавшись с местными, выяснили, что все они безобидны и не ядовиты (полозы, ужи). И уже через несколько дней мы ловили этих змей, а наши детишки их гладили и разглядывали).
На пляже развлекух мало: бананы, таблетки и пара скутеров. Цены на банан 1000 т. с человека, катают конкретно долго и далеко от берега, оно того стоит. Скутер не помню, но вроде так же, как у нас на Черном цены. К сожалению, фото с пляжа Достар нет.
Экскурсии
Одним из критериев выбора Актау были также местные достопримечательности Мангистау. Перед поездкой определили несколько из них для посещения.
Не посетили и половины того, что запланировали, мы съездили на полуостров, в западном направлении, но там, где мы были, не пожалели — поистине МЕГА пейзажи и виды!!!
Вообще, к поездкам в те места нужно готовиться посерьезнее. Лучше на двух авто, и лучше на внедорожной резине, побольше воды с собой. Т.к. сломавшись в степи, при такой жаре и возможном отсутствии сотовой связи… А мы поехали просто, как говорится «на шару», на одной тачке при отсутствии всего вышесказанного. Дуракам везет)
Самые интересные места: Каменные шары, мыс Жигылган, мечеть Шакпак-Ата.
Встретили такую вот парочку. Нас не испугались и даже разрешили себя погладить.
Те самые каменные шары. Тянутся на несколько километров.
Размеры шаров разные, есть более 2 метров.
Случайно попали вот на такую красоту. Громадное ущелье около 70 метров.
Пещера, вырубленная в скале. Хозяина поблизости не было, и какое ее предназначение так и осталось для нас загадкой.
Вот так выглядит ущелье со спутника.
Древняя мечеть Шакпак-Ата. Перепечатывать ее историю из интернета не буду.
Мечеть построена, а точнее вырублена вот в такой меловой скале.
Издали кажется как будто оплавленный воск.
Повсюду древние надписи на стенах.
Внутри выполнена в форме креста.
Стены напоминают губку. Лично у меня возникли ассоциации с фильмом «Чужой».
Один из видов на мыс Жигылган. Точнее, сам мыс (его красивейшая часть) осталась справа примерно в 1 км. Мы туда не доехали, т.к. дети просто устали. Дорога до мыса терпимая, кругом степь, иногда попадается высокая колея и можно цапануть днищем.
Так что на седане лучше туда не ехать.
На заднем плане развалины домов. Насколько старые — неизвестно.
На обратном пути заехали в Форт Шевченко, поужинали в кафе. Смотреть в городе особенно нечего. Кроме…
Памятник Иса-Досану. Виден со всех уголков города. Красиво и мощно!
Не понравилось озеро Саура (Черепашье озеро), не впечатлила эта лужа, которую за озеро выдают, а может попали не в сезон. Зато дорога к озеру запомнилась наличием множества больших змей. Сначала слышно шипение, а затем и рептилию видно, хорошо, что сами змеи не заинтересованы в знакомстве и спешно уползают. Но зрелище неприятное и порцию адреналина получили все.
Вот и само озеро. В воде действительно было несколько черепах.
Ветряные мельницы по дороге в аэропорт.
Сделав работу над ошибками, в обратный путь двинули через Атырау и Оренбург, на 500 км дальше, но по хорошей дороге. В Атырау есть две трассы по разные стороны реки Урал, лучше уходить по дороге, как показано на схеме. Дорога хорошая, ни один гаец не попался, машин мало. В Индере мы ушли на другую сторону, хотя можно было ехать и дальше, но про качество дороги не знаю.
Дальше рассказывать особо нечего. Дорога и отличные воспоминания. Вся наша компания может сказать точно, что вернулись бы в Актау снова.
Спасибо за прочтение, хороших дорог и удачных отпусков!
P.S.