Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Автопробег "Азия-2001" на ВАЗ 2108 (2001 г.)

Автопробег "Азия-2001" на ВАЗ 2108 (2001 г.)

22.01.2002 | 7655 просмотров

Вступление

Идея возникла еще зимой 2001 года в морозный февральский вечер за очередной кружкой пива и воспоминаниями о нашем прошлогоднем путешествии по северным землям нашей державы. Но надо ведь что-то решать, куда ехать дальше, ведь не за горами то время, когда нельзя спокойно усидеть на месте в душном, суетливом городе, а душа рвется на свободу к бескрайним просторам земли и дорогам, уходящим под колеса мчащегося авто.

НО КУДА??? Ткнули пальцем в карту. На тебе! – прибрежные степи Аральского моря! Но это не Россия! Это Казахстан – земля нам незнакомая и далекая. Но почему бы нет? Ведь именно незнакомые земли всегда так притягивают своей непредсказуемостью и неизвестностью. Да и почему бы действительно не погреться на солнышке после холодных, северных ночей? "Но там же змеи! Там же пауки!!" – взвыла Наташа. На том и забыли о глупой идее.

Шло время; от нас "откололся" наш единомышленник, хороший друг, посвятив себя полностью семейной жизни. Но идея "покорения" Азии почему-то застряла в голове и не покидала нас. Читались материалы, выискивалась информация, изучая которую, становилось все яснее и яснее, что не столь опасна живность, живущая там, сколько нравы людей, свободных в своем мышленнии и действиях.

Так же становилось ясно, что придется отказаться и от привычного спокойного передвижения с остановками и наслаждением природой, и от ночевок в палатке, столь привычных нам посиделок у костра и вдыхания предзакатного воздуха. Одна из главных целей – посещение загадочного степного Аральского моря отпала сама собой в связи с большими географическими изменениями и опасностью пребывания в этих наиболее диких местах. К тому же незадолго до отъезда возникла опасность в связи с бубонной чумой, распространявшейся в тех регионах.

Много раз мы с Наташей отказывались вообще от всей затеи: и от безвыходности ситуации, связанной с бесполезным поиском надежных людей, готовых составить нам компанию в нелегком деле, трудностей в финансовом плане да и по многим другим причинам, коих оказалось не мало. Много раз менялся и основной маршрут, все удлиняющийся и в конце концов дошедший аж до далекого Иссык-Куля. Ведь хотелось повидать все уголки необъятной азиатской части нашего бывшего государства; познать людей, нравы красоту земли.

И все решилось буквально за две недели до отъезда; топнув ногой и сказав "едем", мы начали подготовку к маршруту. Но что можно сделать за эти несколько дней? Ничего.

Перебрали всю ходовую машины, поменяли старый карбюратор на экономичный новый и заткнули все дырки, способные пропускать пыль, а она должна была быть ужасной. Обязателен техосмотр – пришлось купить. Антирадар – без него в Узбекистане худо. Да и масса запчастей, занимавших пол багажника давала большую уверенность в успехе.

А главное – документы, бумаги, сопроводительные письма – официальные и не очень. Это не Россия, и только они способны помочь в сложных отношениях. И конечно же вера в успех в достижении цели, помогшая нам преодолеть эти навсегда оставшиеся в памяти 12000 километров пути.

Начало пути

11:00   20 августа 2001 года.

Наконец выезжаем. Немного страшно. Что нас ждёт там - впереди в бескрайних степях Казахстана, в горах Узбекистана и Киргизии? Как встретят нас дороги и отнесутся люди? На эти и другие вопросы мы едем искать ответы.

Многие пугали нас: сгинете в пустынях, будете ограблены местным населением, раздавлены местными властями, схвачены за перевозку наркотиков или вообще окажетесь в "камышовом рае".
Свидетельством тому является то, что за полгода мы не нашли ни одного попутчика, готового следовать за нами по всему маршруту.
Тщательная подготовка машины ВАЗ- 2108, видавшей виды, и составление официальных документов, таких, как: маршрутная книжка и сопроводительные письма от организаций; уведомления посольств республик, подтверждающие наши добрые намерения, служат единственной гарантией успеха. И конечно сбор информации из всех источников, редкой - на вес золота (спасибо всем, кто помогал нам).

Итак, тронулись в 13-00 из подмосковного города Троицка.
Эскорт состоял из двух машин - моей и Нивы-тайги (это наши знакомые Дмитрий и Борис, с которыми нам предстояло сделать первые шаги по Казахским землям и отдохнуть на экзотических берегах Каспии, полуострове Мангышлак, где нас уже ждали их влиятельные знакомые). Как положено отметили наш отъезд, разлив шампанское на машины и отхлебнув немного (т.к. сухой закон за рулем у нас действует повсеместно) двинулись в путь. Было решено не возвращаться на МКАД, а выехать окольными путями на трассу М6, сократив при этом километров 30 (Дмитрий, любитель комфорта и продуманности вычислил это на компьютере). Очень интересная трасса: фактически ни одной деревни по дороге - все в стороне, а тем более города. Средняя скорость может быть высокой, но мы держим 90-100.

Тамбов остался в стороне. Жара. Вся трасса заполнена большегрузами, везущими арбузы и дыни. На дорогах торгуют яблоками - цена смешная. Мы купили и жевали всю дорогу (очень хорошее средство не спать). Борисоглебск - справа, Новоаннинский, Михайловка, Фролово - слева. Потихоньку наступает ночь, но уже чувствуется, что намного раньше и резче, чем в Москве. Очень тепло. Много кафешных городков. Еда вся кавказская, цены чуть ниже московских. Наконец, ближе к трем не выдерживаем и ищем место для ночлега. Заправляемся; поражает обилие цветов вокруг заправки. Находим ночлег, не доезжая 60-ти км до Волгограда, возле какого-то памятника, где уже стоят машины и в них мирно похрапывают люди. Уже так сильно чувствуется юг: звездное небо склонилось, кажется на высоте вытянутой руки; теплый ветерок несет стрекотание цикад.

Ставим палатку, боясь испачкаться о горелую траву. Дима и Боря спят под открытым небом.

К границе

Подъем около 6-00, рано, впереди дальний путь. Вчера я сделал 1000 км, это много. Вылез из палатки - вокруг выжженная, чёрная земля. Везде грязь, бутылки, консервы. Большая зеленая ящерица сидит на бугре и наблюдает за нами, играясь своим язычком. Наташа хотела её схватить, но та быстро улизнула.

Не позавтракав, умылись и двинулись в путь. Быстро преодолев 60 км, въехали в Волгоград. Город с населением более 1 млн. жителей растянулся на многие десятки километров вдоль правого берега р. Волги. Никакой большой вывески с названием города, а только монумент в виде солдатской каски с красной звездой и огромной дырой от осколка. Потихоньку деревенские домики сменяются пятиэтажками, затем высотками; зелеными парками и памятниками. Много зелени, ровные аллеи для прогулок, скамеечки для отдыхающих. Очень чисто. Оставили Мамаев курган и попытались проехать к реке, но так и не найдя подходящей дороги выехали из города больше чем через час.

Решили двигаться по правому берегу, т.к. переправа займет массу времени. До Астрахани почти 400 км. Кругом степи, степи; изредка видны низкорослые деревца. Иногда где-то вдали мелькает синевой величественная Волга. Везде нормальный асфальт, двухполоска. Изредка попадаются продавцы арбузов и дынь, сидящие на обочине. Высоковольтные провода.

1035 км. Астраханская область. Удивляет полное отсутствие фур; видимо они идут другой дорогой. И уже встречаются отары овец. Солнце не щадит, больше 40 градусов в тени. Попадаются деревни: Пришыб, Соленое Займище. Какой-то базар на дороге, останавливаемся перекусить. Очень дорого и невкусно. Дыни -4 рубля за кг; у столовой грязный бычок роется в куче мусора.
В районе пос. Цыган-Аман трасса М6 пересекает небольшой участок республики Калмыкия, что в принципе никак не ощущается ни на состоянии дорог, ни вообще. Диковатые, узкоглазые пацаны заметив нас сразу же подбегают к машине с желанием заработать.

Не доезжая Нариманова "полетела" помпа - хорошо, что вовремя заметили. В городе зап.частей море. Интересная психология; на вопрос "Откуда помпа?" (в смысле - где сделана) ответ с явной гордостью: "ИЗ МОСКВЫ!". Знак качества (ха-ха). Ремонт занял 2 часа; ребята злятся - опаздываем, и жрут арбуз.

И опять степи, степи; ни одного деревца, жара и... посты, посты. Выходишь, проверяют документы, и подходишь отметиться к маленькому окошечку. Везде предупреждения: "ХРАНЕНИЕ И ЭКСПОРТИРОВАНИЕ ОСЕТРОВЫХ РЫБ КАРАЕТСЯ УГОЛОВНО И ИЗЪЯТИЕМ".

Въезд в г. Астрахань - двойной контроль, небольшой "шмон". Город - перемешка домов 9-12 этажей с деревенскими домиками и запутанной паутиной улиц. Рекламные щиты местных сотовых кампаний. Снующие люди разных национальностей; мы им завидуем, ведь они объедаются рыбой и икрой! Но как оказалось, рыбой здесь не торгуют в каждой подворотне, а в магазинах цены имеют не "аховую" разницу с московскими.
При выезде из города - пост, вежливо просят остановиться. Куда едем, цели? Смотрят в багажник и под капотом. Потом просят пройти к окну и отметится, а там - очередь. И раздражают постоянно проходящие вперед некие "блатные", давшие "на лапу". Принципиально отстояли два часа и рванули в Красный Яр к границе Россия - Казахстан. Дорога примерно 30 км, хороший асфальт, упирается в речку - разлив Волги. Переправа на пароме, он только ушел. Женщины цыганской наружности предлагают семечки, пирожки, яблоки. Невдалеке привязана лошадка - кости да кожа, такой я никогда не видел. Но вот, наконец, подходит паром. Услуга 8 руб. Толкает его катер, а с двух сторон по берегам он привязан тросами, по ним и ходит.

Быстро темнеет, не как у нас, в Москве. Заправляемся до отказа; у меня на крыше 2 канистры - солидный запас. Там же затариваемся газ. водой (дальше сырую воду пить нельзя) и ужинаем. Уже в кромешной тьме подъезжаем к российской границе. Открывают шлагбаум; огромные прожектора притягивают всех кровососущих, выйдя в шортах из машины, сразу же оказываешься покусанным. Весь асфальт кишит странными насекомыми, похожими на саранчу. Это медведка - не страшнее таракана, но, сколько же её здесь!
Быстро проходим все формальности и награжденные напутственными словами: "Это у нас так хорошо, а на казахской границе вас обдерут как липку", едем до следующей переправы. Старый казах и молодой паренек, не понимающий по-русски ни слова, ждут нас на очередном пароме. "Старый" называет сумму - 100. Чего? Рублей? Долларов? ТЕНГЕ! А что это??? Но можно и рублями: 1 к 5=20 руб.

Нормально: за ту же услугу почти в 3 раза дороже! Хорошо живем! По чужой земле Казахская граница. То же самое, но люди, говорящие на другом языке. Вежливо "шмонают" и предлагают оформить декларацию на ввоз машин (300 тенге - 60 руб).
- На какой срок?
- На 40 дней.
- Нет, только на 1 неделю, хочешь больше - плати тенге (и потирает большой палец об указательный).
- Нет вот наши документы автопробега, ваши власти уведомлены, НИЧЕГО ПЛАТИТЬ НЕ БУДЕМ! Очередной раз бумажка делает свое дело.
Проходим еще одну инстанцию дорожной полиции. Всегда улыбка на губах у представителя местных властей.
- Автопробег? О, хорошо, спорт, спорт, хорошо. А что это, у нас так нельзя, это не права. (И показывает на мое временное разрешение в связи с утратой - наилучшее средство против коррупции). Вежливо доказываешь, что это официально, в вашем посольстве подтвердили и т.д. Главное не показать, что ты не знаешь законов. Тогда тебе крышка - обдерут всего и передадут по рации на посты дальше.

И вот дорога, ТАКОЙ Я НЕ ВИДЕЛ НИКОГДА!!! Асфальт с огромными выбоинами; можно оставить всю подвеску. Темно, ничего не видно, реальная скорость 30-40, можно и 80, но диски станут квадратными через 5 км.
ЭХ, КАЗАХСКИЕ ДОРОГИ, ЛУЧШЕ НЕТ НА ЦЕЛОМ СВЕТЕ! Проезжаем около 100 км в сторону Атырау (Гурьев) и сворачиваем в степь, предварительно, будучи остановленными в полнейшей темноте охотящимися здесь МАИшниками, но опять бумаги делают свое дело.
- Ребята, мы спешим, надо ехать. Да, автопробег. Весь год машины готовили.
- А что делали?
- Да, движки форсировали, "ходовая" своя…
- ДА-А??? Ну, езжайте, счастливой дороги!

Кружка крепкого чая дала нам заряд, и мы покатили по бесконечной земле солнечного Казахстана. Стада верблюдов паслись вдоль дороги и поодаль, не обращая ни на кого внимания и пересекая её когда им вздумается. Нигде не было видно пастухов, и мы решили остановиться. Какие же они страшные! Особенно старики: зубы торчат наружу, глаза угрожающе смотрят на тебя, готовые броситься. Мы не подходили, из-за боязни быть оплеванными - отмыться будет сложно.

Люди! Опасайтесь верблюдов, они не боятся машин! Верблюд может неожиданно бросится под колеса, когда вы ничего не подозреваете. Разобьетесь насмерть или будете выплачивать хозяину за его скотину, а это не маленькая сумма может достигать до 1-2 тыс. долларов.
Потихоньку дорога становится лучше и лучше. Пассажиры машин с казахскими номерами выворачивают головы, удивляясь нам. Наконец достигли Атырау. В город не поехали, а лишь сфотографировались у местной "крутой" заправки. АИ93 - 50 тенге (10 руб. Рубли не берут).

До Доссора - 101 км нормальной дороги, идем 100 км/час.
Пустынно, верблюды, лошади; вдалеке нефтенасосы, заводы - видимо заброшенные. Жара. Дыни у дороги - можно скидывать 50% цены, хотя дешевле - только даром.
Доссор, поворот на Бейнеу. До Кульсары трасса местами плохая, а после асфальт плавно переходит в степную дорогу, вернее в три. Какую хочешь - такую и выбирай. Но рядом идет "железка", не заблудишься. Вдоль дорог огромные солончаки - ровные платформы земли с выступившей солью - как гладь замершего озера.

Дорога становилась все разбитие и разбитие; мы кидались в поисках лучшего пути. На одной из кочек я разбил поддон (нет защиты по некоторым причинам), масло все вылилось. Что делать? Снял, большая дыра. Попытались ввернуть болт и залить герметиком, но, проехав 2 км, поняли, что масло течет все равно. Быстро смеркалось, и мы разбились прямо на дороге. Я опять стал снимать поддон и вдруг смотрю - по моей руке спокойно ползет… СКОРПИОН!!! Посмотрел вокруг, ба-а, да их тут целое полчище! Хорошее время провождение среди степей, на чужой земле, когда по тебе ползают скорпионы, лезут в глаза мошка и летучие бабочки (они вообще не давали работать - летели на фонарь и кружились вокруг целым облаком).
Все легли спать. Борис помог мне с картером; герметик должен был застыть за ночь. Думали, все будет нормально. Часа в 2 ночи легли и мы.

Такая разная Азия

Доброе утро, Азия! (Время съехало на 1 час вперед). Подъем около 6-ти; уже какой день не высыпаемся после бессонных ночей; впереди бездорожье Казахстана. Как доехали до Опорного сам не знаю; хуже дороги я не видел: сотни пересекающихся колей с ухабами и ямами делали нашу скорость 10-20 км/час.

Хоть бы где радующая глаз водица. Одни солончаки и степь, пустынная и страшная. Страшная своим палящим солнцем, серостью и величием. Как здесь живут люди? Здесь, куда почти не ходят машины и не заплутает странник. Что едят, что пьют? Дети и кажущиеся совсем взрослые ребята, абсолютно голые, носятся и играют камушками в пыли дорог.

Чайхана под названием "столовая" была рядом с вдруг начавшейся отличной асфальтовой дорогой. Дима заверил, что это километров на 20, но старый казах стоявший рядом порадовал нас больше - макс. 1,5 км. Помыли руки; с водой здесь плохо - экономия. Традиционно при входе в чайхану снимаешь обувь. Женщина, приготовившая суп и макароны с мясом была не любезна и видимо хотела поскорее получить деньги и распрощаться. Кое-как перекусив, проехали по "сказочной" дороге и погнали по щебню, оставляющим желать "лучшего" нашим колесам. Можно было выехать в степь на многочисленные колеи, ведущие вдоль основной трассы, но не выиграли бы ничего, кроме лишней пыли.

Перед Бейнеу - пост, знак СТОП. Поворот направо в объезд города. Остановились залить канистры в бак, до Актау должно хватить. Девочка настойчиво предлагала купить у нее газировку, ведя себя довольно нагло, залезая в машину, трогая и прося разные вещи. Только тронулись, как сразу нас " подрезают" УАЗик и Нива.
Выпрыгивают. Мы показываем документы.
- Что, рыбу едите нашу ловить?
Всегда улыбаются, веселые. Распрощались по дружески, пожав руки. Кстати, не удивляйтесь те, кто захочет посетить эти экзотические страны Востока: разговор с работниками дорожной полиции и иных чинов людьми всегда начинается с рукопожатия. Потом вас, возможно, спросят: "Как здоровье? Жена? Дети?" Но не надо расслабляться: о своих обязанностях и обязанностях своего "кармана" они помнят всегда. В Казахстане же они напоминают мне детей, которым все интересно: "А что это у тебя?", "А сколько это стоит?", "Дай подержать…"

20 км асфальт, потом крупный щебень. Скорость 80 км/час - колеса УЖЕ КВАДРАТНЫЕ! Пыль - страшная, весь чешешься; она проходит везде: в багажник, в бардачек, в пакеты с едой, в сумки с чистой одеждой. Жара просто не выносима, несемся как сумасшедшие. Думаем только об одном - скорее добраться до моря. Два раза прокол, хорошо, что две запаски, а то чинить негде.

Неожиданно дорога падает вниз - о, Господи, ТАКОГО Я ЕЩЁ НЕ ВИДЕЛ: отвесные скалы, каньоны, напоминают в точности американские вестерны; огромные глыбы камней со странными геометрическими формами, выдуваемые ветром нависают над дорогой; вертикальные пропасти под нами приводят в ужас! А какой вид впереди - равнина, степи; но они где-то там - внизу. Такое ощущение, что мы смотрим НА ЗЕМЛЮ С НЕБЕС!

Это и есть она - знаменитая впадина Карагие, находящаяся на 132 м. ниже уровня мирового океана и это и есть САМОЕ НИЗКОЕ МЕСТО на территории бывшего СССР.

Прeвратности дороги

Подъемы заменяются спусками, долины - горными перевалами. Отары овец, пасущихся под строгим наблюдением мальчишек; табуны лошадей, стоящих поодаль и провожающих нас взглядом. Ах, москвичи! Видели ли вы свободу! А вот она: эти степи, эти горы…

У Димы прокол второго колеса и я решил съездить в Шетпе, ближайший населенный пункт, оставив его и Наташу на трассе. С Борисом быстро нашли шиномонтаж, и немного сторговавшись, сделали сразу 4 колеса. Молодые ребята лет двадцати в это время проявляли свое любопытство: заглядывали в окна машины, оттягивали и отпускали "дворники". Когда Борис открыл дверь и попытался что-то взять, они зажали его между собой и хотели протиснуться в салон, но огромным телом Бориса были вытолкнуты назад. Видимо, их очень привлек телефон, лежащий на передней панели автомобиля. Покрутившись по поселку (очень зеленый, парк, аллеи, лавочки, памятник), мы вернулись к нашим.
В это время Наташа занималась поиском тушканчиков в степи, но найдя массу нор сусликов и периодически вылезающих от туда самих хозяев удовлетворилась этим. Поменяли колеса.

После Шетпе - дорога отличная, заправились бензином, насколько хватило тенге (рубли нигде не брали). И через пару часов, минуя массу подъемов и спусков, въехали в город Актау.
У поста МАИ остановились разузнать, можно ли у них сделать регистрацию. Оказалось, что прибывающим иностранцам более трех дней в Казахстане надо иметь что-то типа приглашения. Весь город горит огнями словно современный европейский CITY. На длинном мосту нас уже ждал Димин друг Сахи, с которым мы проследовали в кабак на открытом воздухе.

За шашлыком и водкой было много тостов; нас учили традициям казахского застолья. Традиционный хлеб - лепешки в виде нашего лаваша, куда кладем зелень, помидоры, огурцы и поливаем соусом, потом заворачиваем и используем как хлеб. К сожалению; мы очень устали и были настолько в пыли, что не могли себя чувствовать нормально и все отправились с санаторий на берегу моря, некогда бывший закрытым и служивший местом отдыха чиновников. Приняв радоновые ванны и подкрепившись еще немного (искупаться в море просто не было сил, да и напугали нас тем, что в темноте могут покусать тюлени) нас с Наташей уложили спать в комнату, а ребята остались у машин на своих раскладушках.

Хоть первый раз выспались, благодарили хозяйку дома. Море бескрайнее, каменистое дно и очень соленое. Кругом гуляют люди, много русских, но мы и наши номера машин вызывают интерес и удивление.
- Мужики, "50" - это откуда?
- Это московская область.
- А-а, ассалам алейкум!
- Алейкум ассалам!

Вскоре нас встретил человек Сахи - Коля (не помню настоящего имени) неопределенной национальности и повез в город. На торможение милиции не выходим из машины - Коля разговаривает сам. Город красивейший, чистый; водители не "лихачат", не подрезают, уважают друг друга. Огромные высотки возвышаются на берегу Каспийского моря, великолепный песчаный пляж отделяет их жителей от вожделенной воды.

Купающихся мало: температура воды 25 градусов, воздуха - 32 - слишком холодно для местного населения. Проезжаем центр города. Огромный современный памятник, купол которого обливают множество фонтанчиков.

Продолжение истории и фотографии можно найти на сайте Клуба "Нас Много": http://www.nasmnogo.ru/filipp/

Филипп Орлов
http://www.nasmnogo.ru/filipp/

Комментарии

 
Балашиха
Сообщений: 174
Охинея, а не отчет...
3
9
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 174
Курнул.
1
2
Ответить
    
Ревда Свердл. обл.
Сообщений: 1201
Vistavod-150:
Охинея, а не отчет...
Че сразу ахинея, человек старался.
Опять же тогда - это не сейчас, экстрима было куда больше...
Тем более на советских аффто.
Молодцы в любом случае
Москвич 412->Honda Partner->Airwave->StepWGN Spada Z

Лучше Honda нет коня
Остальное все...
5
 
Ответить
   
Хаджимэ!
Сообщений: 21719
за отвагу что на ВАЗе 5)))
5
 
Ответить
Андрей
Это же только начало рассказа. Я читал его раньше на сайте "нас много" .
Там масса интересных фото и интересное продолжение. Авторы герои...в 2001 году, на простой машине.
2
 
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 2785
Автопробег)))
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром