|
Даже не знаю, с чего начать... Путешествие получилось не совсем однозначное, даже больше — совсем неоднозначное... Записи не вела, потому как после определённых событий стало просто не до отметок в путевом журнале, хотя на протяжении всего пути и всех остановок мысленно отмечала, чем хотелось бы поделиться. Но так и не сподобилась взять карандаш в дороге, поэтому постараюсь восстановить всё по памяти, пока при памяти)))
Итак, поездка планировалась по маршруту: Чита — Иркутск — Северобайкальск — Казачинское — Братск — Красноярск — Тулун — Улан-Удэ (под вопросом) — Чита. Перегоны для нас все подъёмные, немного длинноват первый Чита — Иркутск, но в принципе тоже не критичный. Сразу напишу, что водитель у нас один — муж мой Максим. Я, при номинальном наличии прав, машину не вожу (не хочу). Пассажиров, собственно, трое — я и двое наших детей (Наташе — 10 лет, Данилу — 16). Машина Mitsubishi Pajero (дизель 2,8, коротыш, во втором кузове, 1996 год, двигатель 4М40, откапитален в 2011 году). Поэтому перегоны в 1000 км с крейсерской скоростью в 90 км/ч как раз на весь световой день.
Ездим мы уже далеко не первый год, хоть и не каждый. Первая поездка была в 2008 году в Аршан, потом был Байкал (этот маршрут уже как «за здрасте»), потом в 2014 году было эпохальное путешествие из Читы в Грузию, еще через 3 года проколесили всю южную Сибирь (Западный Саян, Тыва, Хакасия, Республика Алтай и Алтайский край) и теперь вот решили покорить Северный Байкал (это я к тому, на всякий случай, что муж у меня водитель уже с определенным опытом). Если бы кто знал, чем всё может обернуться, может быть 15 раз подумали бы о поездке или о корректировке маршрута хотя бы.
Первый день (Чита — Иркутск) проехали спокойно, без происшествий и приключений. Выехали из дома в 7 утра, всю дорогу по Забайкальскому краю сыпал дождь. К Петровскому разъяснило, в Бурятии было солнечно, остановились пару-тройку раз по дороге: один раз набрали чабреца, второй раз — поели в позной-бузной. Еще раз останавливались (не помню, Бурятия еще была или уже Иркутская область), купили пелядь на ужин, омулем, к сожалению, больше пока не торгуют на трассе — мораторий на вылов на три года. К Слюдянке подъезжали, уже откровенно серело, и по иркутским серпантинам ехали, когда солнце село. Для меня испытание еще то, очень напрягает, даже на пассажирском сидении. Но до Иркутска, как и писала ранее, добрались без приключений. Федералка уже почти везде нормальная: есть где ещё поработать над дорогой и у нас в крае, и в Бурятии, а в Иркутской области федералочку уже пригладили основательно.
Сняли квартиру (технология ночевки в другом городе отработана уже с 2014 года, когда проехали всю Россию), поужинали пелядью (не омуль, скажу я, не омуль совсем, хоть и похожа, больше брать не будем), переночевали, и с утра в путь — на север Байкала.
До Северобайкальска планировали добраться до ночи (наивные!) через Усть-Орду — Качуг — Жигалово — Магистральный. Всего 875 км. Через Тулун и Братск решили не ехать — эта дорога длиннее на 442 км. По идее, так-то, приличная экономия во времени должна была получиться. Почему-то при планировании маршрута никто не озадачился тем, что при определенном масштабе на яндекс-картах дороги от Жигалово до Магистрального нет...
В общем, из Иркутска двинулись тоже часов в 7 утра. Сразу отмечу, что в Иркутской области из дорог хорошая только федералка, остальные — от «не очень» до откровенного «дороги нет». По Усть-Орде дорога плавающая и волны нереально большие, хорошо хоть в одном направлении. Потом, не помню уже где, в районе Качуга или Верхоленска, асфальт заканчивается, начинается грунтовка. Пока вполне себе ничего. Скорость 70 км можно держать. И пейзажи очень живописные.
От Качуга и до Жигалова дорога идет вдоль Лены. Нереально красивые места, видно, как река набирает силу и полноту: совсем неширокая речка постепенно превращается в полноводную настоящую красавицу Лену с удивительными берегами: где-то лес вплотную подходит к самой воде, где-то скалы. Скальник прорывается наружу красными камнями. Дух захватывает от красоты. Если бы не дым от лесных пожаров (весь север горит), получились бы отличные фотографии.
Верхоленск тоже произвел очень сильное впечатление: старый город, интересная деревянная архитектура, церковь, построенная, чуть ли не в годы основания города, датируется 1600-каким-то годом. Закрываешь глаза и очень красочно сразу представляется городок 17-18 века, в тайге, сообщение с большой землей только по Лене, а жизнь кипит, люди куда-то спешат по своим делам, прямо вот атмосфера всего этого сохранилась до сих пор, не знаю, в воздухе, в земле, в реке или где-то еще, но чувствуется былая сила городка... Только нет уже этого ничего, Верхоленск сейчас, к сожалению, обычный умирающий городок: ни инфраструктуры, ни развития, хотя дорогу пробили, в речном сообщении нужды нет, туда-сюда шныряют шустрые маршрутки и даже автобусы. |
После Верхоленска точно асфальта уже нет. Зато есть старые, почти уже умершие деревеньки. Домики — совсем завалюшки-развалюшки, в основном все заброшенные уже давно, не один десяток лет. Но кое-где кто-то еще живет, бывает, что на целую деревеньку всего один или два жилых двора, но живут еще.
Не доезжая до Жигалова километров 6, навигатор поворачивает нас направо и ведет через какие-то деревни, по каким-то проселочным дорогам, где яма на яме, ямой погоняет, в итоге выводит на понтонный мост через Лену в деревни Тутура — типа сэкономил нам целых 10 км, гад! В итоге мы не попали в Жигалово, где можно было заправиться, следующая заправка окажется только в Магистральном. Но мы еще не знали, что навигатор нам подложил свинью в том, что мы не попали на заправку (в принципе бак был полный, должно было хватить). После переправы (понтонный мост — это прикольно, может быть всего раз в жизни и получится проехать по такому мосту) остановились где-то в полях, перекусили и дальше. От переправы еще километров 30 идет грунтовка вдоль речки Тутуры, а потом начинается полный атас. Дорога отворачивает от реки и уходит вверх, и до следующего населенного пункта, на протяжении 250 километров идет по хребтам. Я поначалу даже взялась их считать, на восьмом или девятом перевале сбилась со счета и бросила это дело. Назвать грунтовкой эту дорогу язык не поворачивается, это голимый скальник, реально дорога Испытаний с большой буквы. Она тяжелая во всех отношениях: и физически, и психологически. Тяжелая не только для людей, но и для машин. Нескончаемая извивающаяся по северным хребтам желтая лента. И по ней идут большегрузы, летят маршрутки до Иркутска, едут за каким-то хреном обычные люди. Каждый день совершая маленький подвиг. А вокруг шумит многовековой ельник, местами настолько старый, черный и сухой, что жуть берет. И куда ни кинь взгляд — «зелёное море тайги», и ни конца ему нет, ни края.
Параллельно дороге тянут газовую трубу (правда, труба — это, скорее всего, причина, а дорога уже следствие). Которая по всей видимости будет стыковаться с трубой в районе Сковородино. Которая идет в обход Бурятии и Забайкальского края. По диким и нежилым северАм, где нет абсолютно никакой инфраструктуры. В обход населения двух регионов, которые не прочь приобщиться к радостям газового отопления в долгие зимние периоды. Слышала версию, что труба проходит по северу Байкала в частности из-за того, что южные районы Байкала очень сейсмоопасны, а север практически никогда не трясёт. Лично мне в это верится как-то с трудом. А еще в разговорах слышала, что после того, как трубу затянут, дорогу сделают и закроют, чтобы только газовики могли ею пользоваться. Ну или сделают платной. Тогда останется дорога через Братск, которая на 440 км длиннее и, что немаловажно, тоже далеко не в идеальном состоянии. Честно, я не любитель обсуждать власть и её политические и социальные решения, понимая, что то, что говорят и как всё преподносится, может быть очень далеко от истины. Но путешествие по этой дороге вызывало во мне бурю негодования и эмоций: и эта газовая труба, и сама дорога — очень хотелось, чтоб наш президент или хотя бы премьер совершил путешествие по маршруту Иркутск — Жигалово — Северобайкальск, скажем, на УАЗ-Патриоте. Но мало ли что кому хотелось бы, изменить мы в этой ситуации, к сожалению, ничего не можем, поэтому лирику я оставляю и возвращаюсь к описанию путешествия.
Километров через 100-120 после отворота от реки Тутуры, после хребтов появляются участки уже отсыпанной дороги (газовики работают) — укатано очень хорошо, почти уже асфальт))), в одном месте уложены даже бетонные плиты (может всю дорогу бетонкой делать будут?). Но такое счастье ненадолго. Еще через 30-40 км первый за всё это долгое-долгое время дорожный указатель отправляет направо — в Карам, налево — в Магистральный. До первого населенного пункта перед Магистральным — поселка Окунайского — остается всего ничего, чуть более 80 км. Но в этот день нам не суждено было попасть ни в Окунайский, ни в Магистральный. Про Северобайкальск речи уже не было вообще.
Не доезжая до Окунайского 60 километров с небольшим, уходили вправо от большого камня, вывороченного до этого грейдером, прошедшим по левой стороне дороге и выбросившим все камни на нашу половину, зацепили бровку и... Переворачивались очень медленно и аккуратно. На правую сторону. В памяти как кино с замедленной съемкой. Все живы и здоровы, практически без единой царапины. Только муж, когда выбирался из машины поранил руку битым стеклом. Двигатель после переворота еще работал, муж быстро его заглушил. Всё, слава Богу, обошлось. Это было самое главное, остальное всё... всё остальное потом.
Правда «потом» стало наступать достаточно быстро. На улице ночь, вокруг тайга, север, уже прохладно, хоть ещё и лето, трафик стремится к нулю. Сколько километров до ближайшего населенного пункта — неизвестно. Из машины вытащили весь скарб, решили ночевать сначала около, потом через разбитое правое стекло забрались все внутрь нашего джипика и в полудреме (дети всё-таки спали), как-то разместившись вчетвером на крыше, дожили-доспали-додремали до рассвета. Так не хватало спальников, чтобы утеплиться (ночи по-настоящему прохладные), но все спальники были в чемодане, чемодан на крыше, а теперь уже и от него самого, скорее всего, там ничего не осталось, так что утеплялись двойным и тройным слоем одежды. Так закончился второй день нашего путешествия на север Байкала.
Ещё, наверное, сделаю небольшое лирическое отступление, чтобы уже картина была совсем полной. По дороге было два предупреждения, или знака, можно называть как угодно, о том, что нужно хотя бы остановиться и перевести дух, переждать что ли. Первое — часа за 3-4 точно — оторвалась левая противотуманка. Сначала не поняли, я только в боковое зеркало увидела, что от машины (на ходу) что-то покатилось, похожее на ведро. Надо было остановиться и посмотреть, но отсутствие противотуманки обнаружили уже позже, возвращаться не стали. И, по всей видимости, зря. Второе предупреждение было незадолго до аварии, когда оторвался от тряски «хвост» от оберега, висевшего на зеркале. Тоже не остановились, просто сняли остаток оберега и поехали дальше.
Наутро после аварии первой остановившейся около нас машиной оказался жигуль темного цвета. На заднем сидении машины «ехала» наша потерянная противотуманка — вернулась. А глядишь, сами бы остановились и подобрали, может и не было бы таких приключений.
Наутро уже всё закрутилось-закружилось. Остановился большегруз, потом сразу же две легковушки, куда загрузили вещи и меня с детьми. Так мы наконец добрались до Окунайского. Выгрузились в ближайшем кафе, почистились, переоделись. Муж подъехал чуть позже на большегрузе, поели и вперед на амбразуры: найти кран, потом стошку, решить вопросы с ГИБДД, определиться с объемом работ по машине. Пострадал только кузов, его нужно было вытянуть, выпрямить, купить и поставить лобовое и правое водительское стекла. Двигатель и ходовка оказались полностью в исправном состоянии, масло только вытекло из двигателя через фильтр). В этом во всём я уже участие никакого не принимала.
Потом всё складывалось просто удачно, все двери открывались. В Казачинском у мужа жил сокурсник (к нему, собственно, и ехали на пару дней повидаться), он как раз всю работу по машине и организовал плюс мы еще и оказались у него в гостях на полторы недели вместо двух-то дней. Огромная человеческая благодарность и низкий поклон ему и всей его семье)))
Видимо, нужно обязательно написать и про Казачинское, если мы так в нём задержались. Правда, мы так до сих пор и не поняли, зачем нам нужно было так надолго именно сюда, но, думаю, что этого мы теперь вообще никогда не узнаем.
Казачинское — районный центр, село, классное село причем. Возраст ему насчитывают в районе 240-250 лет. Если честно, таких сел я не встречала, а проехали за эти годы их мы очень много. Может быть, дело в том, что оно находится в стороне от основных автомобильных и железнодорожных артерий. Но село действительно замечательное. Оно большое (около 3000 жителей) и очень светлое что ли. Дороги широкие, дома чистые, многие усадьбы отмечены табличками как образцовые. Есть церковь, школа искусств, библиотека, спортзал (железо) и клуб, вернее, дом культуры. Причем это не просто название здания, где время от времени проводятся деревенские дискотеки. Это действительно дом культуры: там есть танцевальные коллективы, есть те, кто занимаются вокалом, есть ансамбли, есть что-то вроде театральной студии. И это всё живет. И люди в селе живут, строятся, занимаются своими домами и хозяйством, и творчеством в том числе. У некоторых ставни и заборы просто произведения искусства. Даже бетонные блоки у аптеки и то не оставили без рисунков. Заброшенные дворы есть, но их мало, и они не бросаются в глаза своей унылостью и заброшенностью. Я не знаю, с чем это связано, но именно здесь уместна фраза мамы дяди Фёдора: «Если бы у меня была еще одна жизнь, я бы провела её здесь».
За время пребывания в Казачинском друг свозил мужа в Братск за лобовым и боковым стеклами. Ремонтировались, собственно, в Магистральном. Несмотря на то, что Казачинское — районные центр, вся инфраструктура уже давно в Магистральном (здесь и железная дорога, и больницы, магазины, стошки, заправки и всё остальное), но неуютный он какой-то, как большинство поселков городского типа, через которые проходит железная дорога. От Магистрального до Казачинского километров 20.
В Северобайкальск мы всё-таки попали. Опять же свозил друг на своей машине. Дорога немногим лучше, чем та, с которой мы вылетели. Та же грунтовка, те же камни, также грейдер почему-то ходит только по одной стороне. Различие было в том, что эта дорога не настолько дикая, что ли: идёт вдоль железки и ты не чувствуешь себя таким оторванным от всего остального человечества. Эта была моя первая поездка после аварии. Ехать было страшновато, особенно когда каменюки с дороги долбили по днищу авто. Кстати, машине без защиты днища там просто нечего делать. Несколько раз попадались авто с пробитыми колесами — на этих дорогах совсем обычное дело. Когда смотрела километраж в интернете до Северобайкальска, наткнулась на какую-то запись, что время в пути около трех часов. Фигня. 200 километров мы ехали около 5 часов туда, и более 5 часов уже по темноте обратно. Быстрее не получается.
По Иркутской области природа красивее, чем в Бурятии (я имею в виду дорогу до Северобайкальска). Природа дикая, северная, горы высокие. Красиво. Снимков хороших нет совсем. Весь север горел, дымно очень, даже фотоаппарат не доставала.
Остановились на горячих источниках, в Гоуджиките. Две ванны под открытым небом, в одной вода градусов 37-40, в другой — 55. Очень слабый сероводородный запах. Говорят, что вся прелесть горячих ключей здесь раскрывается зимой, в морозы, на контрасте. В общем, скважин несколько, стоят гостинички, можно приезжать, отдыхать, принимать ванны и наслаждаться северной природой в тишине. Зимой работает горнолыжный курорт, в прокат вроде всё есть.
Кстати, северА не только дружно горят, тайгу здесь очень активно пользуют. Такого объема вырубки леса я даже представить не могла. Про тот лес, который рубят в Забайкальском крае и Бурятии можно уже даже не упоминать, эти объемы вообще ни о чем — баловство одно. Основное расхищение леса скрыто от глаз, сюда не поедут ни журналисты проводить свои расследования, не поедут честные чиновники проверять объемы вырубки — слишком уж тяжело добираться, нет тут ни дорог, ни инфраструктуры. Вереницы большегрузов с лесом, невероятных площадей (ну просто огромные) лесозаготовительные или лесоперевалочные базы — вот уж поистине, где «лес рубят, щепки летят». Живем одним днем или заставляют нас жить одним днем, постоянно вливая в уши с экранов телевизоров и радио политические и социальные помои, типа, народ всё схавает. Простите за слог(((. И это ведь не мужики-воровайки, которые рубят для себя и чуть-чуть на продажу. Когда видишь масштабы своими глазами, уже невозможно поверить, что всё законно и нет в этом никакой коррупции.
Сам Северобайкальск произвел какое-то унылое впечатление. Город временщиков. Как будто туда до сих пор приезжают на вахту и никто там не задерживается более этого срока. Сначала не понятно было, почему такое впечатление сложилось, а потом дошло: вроде и дома-пятиэтажки стоят, а вокруг них нет ничего — ни деревьев, ни кустов, ни цветов. Просто на пустыре построили дома, между домами кое-где детские площадки, асфальт накидали и всё. Нет больше ничего. Нет даже намека хоть на какой-то уют. Центр оказался немного более зеленым. Но и в центре присутствовало ощущение общей неустроенности. Хотели доехать еще до Нижнеангарска, но не поехали. Завернули поздороваться с Байкалом, потом свозили нас еще на Слюдянские озера и обратно, в Казачинское.
В конце концов, дней через 10, машина была приведена в то состояние, когда можно было наконец продолжать путешествие. Нас ждал Красноярск, дети туда очень хотели, а мы бы с мужем уже с удовольствием оказались бы просто дома. Но домой по-любому нужно было возвращаться не через Жигалово. Взяли курс на Братск через Усть-Кут и далее, в Красноярск, внимание, барабанная дробь!!! через Тайшет (ну почему не через Тулун?! опять экономия в км...). В общем, все дороги от Магистрального, в любую сторону (на запад, на восток, на юг, и на север тоже, наверное — туда еще не ездили) — полное г... Не дороги это, а просто направления.
От Магистрального до Усть-Кута — 173 км, от Усть-Кута до Братска — 350. Но это направление однозначно лучше, чем то, с которого мы заезжали. Здесь хоть асфальт есть (но не везде, до Усть-Кута грунтовка опять же), правда, местами он такой, что лучше бы его вообще не было. И между Усть-Кутом и Братском асфальт, но тоже плохонький, чем дальше от Усть-Кута, тем больше плохонький. Всё-таки, действительно, дороги в Иркутской области совсем не очень.
А дорога опять по живописным местам, вдоль речки Куты, красотень))) До Братска мы не доехали 40 км, нас там никто не ждал, квартиру снять даже заранее не смогли — в Братске на эту ночь был просто аншлаг какой-то, всё, что сдавалось посуточно, оказалось занято. За Братском в Вихоревке нашлась одна свободная квартира, но пока мы были в пути, пришла смс-ка с отказом (и слава Богу, как оказалось потом).
В общем, не доезжая Братска остановились в какой-то придорожной кафешке, там оказался один свободный нумер с тремя кроватями, так что мы особо привередничать не стали.
В 6 утра снова на Братск, через Тайшет (это где-то около 300 км), и этим днем должны были, в конце-то концов, добраться до Красноярска. В Братск въезжали в туман-туманище. Реально, как молоко.
Доехали до Вихоревки, повернули на Турму.
Где-то между Вихоревкой и Турмой или сразу за Турмой (не помню), асфальт кончился!!! Началась грунтовка. Блин, блин, блин!!! Это, оказывается, Чунский тракт. Сплошное де жа вю: тайга, грунтовка и никого больше нет, кроме нас. Как там у Гоголя было? «Редкая птица долетит до середины Днепра»? Так и у нас, редкая фура прогромыхает навстречу по Чунскому тракту... Причем части этой дороги не было даже в свежих картах для гарминовского навигатора. Ооо, как мы мечтали о федералке.
В общем, в этот день мы добрались до Красноярска. Часов в 8 вечера. Обратная дорога домой через несколько дней уже была не так увлекательна и интересна. Да и что там интересного может случиться на федералке?
Бюджет поездки — неизвестен, только в общих чертах можно прикинуть. Подъем машины краном и доставка её до стошки обошлась в пятерку. Стекла вместе с маслом и поездкой в Братск — около 10. Ремонт в Магистральном, чтобы можно было своим ходом добраться до дома — в 13. Сколько будет стоить ремонт машины дома — вопрос открытый.