С Востока на Юг — путешественники во времени. Владивосток — Краснодар

26.06.2019 | 39712 просмотров

Здравствуйте, друзья!

В 2013 году мы с мужем Анатолием и кошкой Шерри переехали из Владивостока в Краснодар. Я уже рассказывала на просторах интернета о причинах переезда, о том, как мы летали на разведку, и о том, как прошло наше путешествие-переезд.

И вот, спустя 5,5 лет, мы продали машину в Краснодаре и отправились за новой — во Владивосток, ибо рассматривается только праворульная Тойота, менталитет ДВ в нас живёт навсегда. Ну и, конечно, повидать родственников и друзей (в прошлый раз летали 3 года назад).

Машина куплена (Тойота Рактис, 2011 год, объем двигателя 1,3), вещи собраны, и мы снова в пути! Дорога заняла 16 дней — с 25 апреля по 10 мая 2019 года.

Маршрут: Владивосток — Хабаровск — Биробиждан — Свободный — Сковородино — Чита — Улан-Удэ — Утулик (Байкал) — Иркутск — Нижнеудинск — Мариинск — Новосибирск — Омск — Ишим — Тюмень — Екатеринбург — Пермь — Ижевск — Казань — Ульяновск — Хвалынск — Саратов — Волгоград — Элиста — Краснодар.

Едем немного другим маршрутом, чем в первый раз, чтобы увидеть новые места. Есть участки, где всего одна дорога и которые нам уже знакомы, поэтому их проезжаем быстрее, без подробного осмотра, чтобы остановиться в неизведанных далях.

Поехали с нами?

Наше путешествие в инстаграме по тегу #двоенарактисе, в постах у меня и Толи, а также сохранено в вечных сториз в наших профилях.

ВЛАДИВОСТОК — БИРОБИДЖАН. ПО УССУРИ И АМУРУ

25 апреля 2019 года в 6 утра по местному времени мы выехали из Владивостока. Цель дня — Биробиджан с проездом через Хабаровск. Машина загружена по полной: вещи, провизия для путешествия, гостинцы, еда (мамины банки, приморские консервы и прочее), но без ущерба — не просела, не слишком напрягается в движении. Даже осталось место, можно было загрузить еще банок, как просила мама, но зато нам не будет страшно в бездорожье (забегая вперед — оно нам почти не встречалось). Вперед!

Низководный мост через Амурский залив. Владивосток.

Просторы Приморья.

К 10 часам проехали 265 км, до Хабаровска остается еще 482 км. Дороги в целом хорошие, встретили пару ремонтов аварийных мостов. Так что, все же можно надеяться, что Приморье станет, как и заявлено, «территорией опережающего развития». Опережающего хотя бы чжурчженей.

Приморский край. Кочки на сухих болотах.

Комментарий водителя Анатолия: Машина идет хорошо, дорога тоже едет нормально. Все в порядке. Скоро будет кофе и горячий бутерброд.

К 10:40 проехали Шмаковку (п. Горные Ключи, курорт Шмаковка), реку Уссури, дороги здесь даже починили по сравнению с прошлым нашим путешествием. Так что пока дороги радуют, тьфу-тьфу-тьфу.

Река Уссури.

Дороги Приморья.

Около полудня тормозим на заправке ТТК. Весьма неплоха для той глуши, где мы находимся — шиномонтаж, мини-магазин, чистый ватерклозет. Путешественникам на заметку. По дизайну АЗС косят под Роснефть. Где-то в 50 км после Шмаковки, село Тамга.

Здесь мы заправились, пообедали, поменяли ниппель на одном из колес (барахлил еще до поездки).

В 13:30 мы уже проезжаем Лучегорск, всего проехали 473 км, до Хабаровска еще 274 км, расчетное время до Хабаровска 3 часа 40 минут. Вокруг Лучегорской ТЭЦ симпатичный пейзаж. Погода начала немного хмуриться, а вокруг равнины, поля, сухие болота с картинными кочками на поверхности и синие сопки.

Недалеко от лучегорской ТЭЦ.

Синие сопки Приморья.

В 14 часов пересекаем границу Приморского и Хабаровского краев — мы официально покинули малую родину. Теперь нам предстоит движение на север, потом на запад, затем на юг. На данный момент сделали 508 км и до Хабаровска еще 240. Дорога хорошая, погода хмурая. А на душе радостное ощущение от того, что Приморье хоть и черепашьими шагами с улиточьей скоростью, но развивается.

Хабаровский край.

В 17 часов мы в Хабаровске. Дорога прошла без приключений, покрытие хорошее, усталости почти нет, поэтому смело держим курс на Биробиджан, ночевка раньше нам не понадобится. Хабаровск проезжаем по центру города. Что самое смешное — покрытие на трассе было лучше покрытия в городе, там шел ремонт.

Ремонт дороги в Хабаровске.

В 18 часов мы проехали мост через Амур и уже заказали гостиницу в Биробиджане для ночевки. Гостиница «Апартаменты на Миллера», 1000 рублей двухместный номер с удобствами. Проверим, что нам предложат за эти деньги.

Хабаровск. Мост через Амур.

Хабаровский край.

К 21 часу мы уже в Биробиджане. Навигатор, зараза, нас немного заплутал, повел кругами через два пересечения железной дороги, пришлось еще ждать на переездах, но мы нашлись.

Еврейская АО. Биробиджан.

Что сказать о гостинице. Нормальные апартаменты, среднего класса, в цокольном помещении, одну ночь переночевать сойдет. При учете, что это в пяти минутах от центра (если вы собираетесь его осмотреть), вполне удобно. Приятный хозяин, все условия.

Гостиница в Биробиджане.

Город мы осмотрим уже завтра, а сейчас нам нужно как следует отдохнуть.

БИРОБИДЖАН — СВОБОДНЫЙ. НА РОДИНЕ ЛЕОНИДА ГАЙДАЯ

26 апреля 2019 года просыпаемся в Биробиджане. Скорый завтрак и отправляемся осмотреть город. У нас не так много времени, вечером уже нужно быть в Свободном (Амурская область), а это 600 км хода. Плюс хотим приехать пораньше — там живет мой двоюродный брат с женой, чтобы пообщаться. У них же и заночуем.

Недалеко от гостиницы в Биробиджане. Доверяйте полиции.

Ну что ж, это все будет через несколько часов, а пока держим путь в центр, до которого из гостиницы 5 минут езды. Вообще, Биробиджан небольшой город, на столицу региона совсем не похож. Забавно было, когда мы спросили у хозяина гостиницы, где мы находимся, в каком районе города (думая, что мы на окраине, судя по окружающему пейзажу), и он сказал нам, что мы в самом центре.

Биробиджан. По дороге в центр.

Мы съездили на жд вокзал — там памятник первым переселенцам, фонтан. На вокзале стоят поезда, все живет, все движется — обычное рабочее утро в штатном режиме.

Недалеко от вокзала. Как можно судить по форме одежды, на Дальнем Востоке в конце апреля еще свежо.

Памятник первым переселенцам у жд вокзала Биробиджана.

После крутнулись на набережную реки Бира — это буквально 5 минут от вокзала. Тут нас встретили утренняя тишина и спокойствие. Все омрачил только акт вандализма на одной из колонн беседки-ротонды, где одна из жительниц города поведала нам о своей неразделенной любви.

Биробиджан. По дороге на набережную.

Биробиджан. Набережная реки Бира в утреннем свете.

Биробиджан. Скульптура с аистами на набережной реки Бира.

Биробиджан. Центральная площадь. Ленин смотрит на спокойные воды реки Бира.

И вот уже 9:20, а мы на трассе между Биробиджаном и Свободным, здесь нас настигла первая 1000 км этого путешествия. Еще 9000 впереди.

Просторы Еврейской автономной области.

Еврейская АО.

К 10:00 мы уже проехали Теплоозёрск и тормознули на техническую остановку. Дороги в целом неплохие. По Дальнему Востоку достаточно часто встречаются отвороты на трассе (туалет, перекус, есть с эстакадой, мусорными баками и туалетом типа сортир), в отличие от, забегая вперед, европейской части России. Кстати о мусоре. Мы в течение дня свой складывали в фасовочный пакет и вечером в гостинице его выбрасывали.

Дорога серою лентою вьется в Еврейской АО.

А в Известковом у нас встреча с Толиной боевой подругой из отряда проводников, тоже в свое время бывшей командиром отряда, как и Толя.

Вскоре мы сменили часовой пояс и попали в прошлое — на сегодня мы выиграли час. Продолжаем полет в штатном режиме, дороги все еще очень неплохие, вокруг лес и горы, состоящие из скальных пород. К слову о дорогах. По сравнению с нашим аналогичным путешествием пятилетней давности дороги просто сказка. Асфальт, разметка, отвороты. Мечта путешественника. Есть, конечно, огрехи, но в целом очень даже.

Еврейская АО. Езда без плотного трафика одно удовольствие.

Ну вот, теплая встреча старых друзей состоялась и была отмечена горячим вкусным чаем. Немного вспомнили старое, и Лене пора возвращаться на работу, а нам двигаться дальше.

Встретились нам несколько ям, но не критичных, в остальном дорога удовлетворительная. Вокруг родные просторы, в машине музыка, а на дороге практически никого. Кстати, еще одна отличительная черта дальневосточных дорог — можно ехать 2-3 часа и никого не встретить, в отличие от плотного трафика дорог центральной и западной России. И это огромный плюс. Едешь и едешь, не нервничая из-за плетущихся фур и обгонял-смертников. Более-менее можно рассчитать свое время в пути, потому что пробок тут нет.

В 14 часов местного времени тормозим на всероссийско-известной стеле Москва—Владивосток. Находится она в Амурской области (а мы уже покинули Еврейскую АО и оказались в Амурской области). Очень удачно успели запечатлеться на ее фоне, потому что практически сразу за нами приехали еще несколько машин. Ну вот, наша прошлая машина, Витц, видела эту стелу, а теперь и Рактис посмотрел. Это весьма популярное место, и там даже размечены места для инвалидов на парковке. Россия заботится о своих маломобильных гражданах. Теперь они тоже могут с комфортом припарковаться в первом ряду у стелы. Дает ли им это право сфотаться первыми, не уточняется.

Мы с Рактисом на фоне знаменитой стелы.

Стела Москва—Владивосток.

Долго ли, коротко ли, а километры наматывались на колеса, музыка играла, сториз в инстаграм снимались и с огромным опозданием из-за качества связи выкладывались, и к 17:30 мы ворвались на родину Леонида Гайдая — в город (хотя правильнее будет городок, а то и село) Свободный.

Амурская область.

Амурская область. Бетонный дедушка-столб отслужил свое, и ему на смену приходит ажурная современная конструкция.

Первые впечатления (такие же, о которых нас предупреждал брат) — городок убитенький, убогенький, дороги оставляют желать лучшего, но при этом практически на каждом перекрестке есть указатели улиц, что приятно радует — даже без навигатора (а кто, кстати, в наш век обходится без навигатора?) не заблудишься. На центральной площади, как и полагается любому советскому городу, живет вождь мирового пролетариата и указывает путь в светлое будущее. Город очень обычный, ничем не выделяется, от сотни других городов России не отличить. Но и здесь живут люди, трудятся, гуляют, занимаются своими обывательскими делами. Хотя, как поделились с нами брат с женой, по вечерам лучше не гулять в одиночестве. Что они в таком случае там забыли? Работают по контракту на нефтеперерабатывающем заводе.

Вид на Свободный.

Вообще, людей на строительство, а потом и на работу на НПЗ приехало много. И что бы вы думали произошло в Свободном? Ну, конечно же, взметнулись ввысь цены на квартиры. До заоблачных высот. Как на съем, так и на продажу.

Но не будем о грустном. Мы провели прекрасный вечер в кругу ребят и кота Бублика, с которым удалось подружиться через утиную соломку, отлично выспались, так как до следующего пункта всего 500 км, и после завтрака, прощаний и поездки в магазин выехали из города аж в 11 часов.

СВОБОДНЫЙ — СКОВОРОДИНО. ОДНИ НА ТРАССЕ

27 апреля 2019 года мы отлично выспались, так как до следующего пункта, Сковородино, всего 500 км (по сравнению с перегоном в 900 км, это уже кажется «всего»), и после завтрака, прощаний с двоюродным братом, его женой и котом Бубликом, у которых мы ночевали, и поездки в магазин выехали из города аж в 11 часов.

Амурская область.

В Сковородино нас (по анонсу в интернете) ждет гостиница с видом на озеро и номером на двоих (удобства общие) за 1500 руб.

Вообще, Сковородка, как этот город зовут в народе, весьма недешев. В прошлом перегоне у нас тоже был номер за 1500, но это был прямо мрак. Та гостиница у меня до сих пор перед глазами, будто это было вчера, а не 5,5 лет назад.)) Другие места для ночлега примерно по такой же цене.

Почему? Потому что на большом отрезке пути от Свободного до Читы (1400 км, не каждый преодолеет в один присест) это единственный населенный пункт, где есть нормальный (относительно) ночлег. Просто бизнес, ничего личного.

Дороги Амурской области.

Рядом с Шимановском тормозим заправить машину бензином, а себя кофе и хот-догами. Надо отметить, кофе довольно неплох для такой глуши. Радует, что цивилизация потихоньку сюда приходит, можно нормально перекусить, воспользоваться приличным туалетом.

Тот самый отворот после Шимановска.

Через 100 км от Шимановска тормозим на отвороте, но там уже хозяйничает большое семейство огромных шмелей, которых мы сразу не заметили, один из них даже успел погостить у нас на панели, и, конечно же, был сфотан в той макросъемке, на которую способна наша мыльница. Ни на Кубани, ни в Приморье нам не встречались такие гиганты. Они, как бомбардировщики, начали кружить вокруг нас с громким предупреждающим гулом. Ретируемся.)

Макросъемка грозного полосатого муха.

Останавливаемся на следующем отвороте, там был один такой шмель. Видимо, отстал от своих. Или, наоборот, улетел.)

Удручает, что уже на протяжении всего пути, и Амурская область не исключение, мы встречаем горящие и горевшие леса. Где-то все вырублено и сломано, но все же растет подлесок, где-то еще лес отстаивает свои позиции — сгорела только трава и кустарники. В целом очень ярко выражено пагубное влияние человека на природу.

Амурская область.

Дорога по-прежнему неплохая, хотя кое-где начали встречаться знаменитые амурские волны. Но по сравнению с прошлой нашей поездкой эти совсем незначительны. А волны эти представляют собой результат скорой укладки асфальта перед путинским проездом на ладе калине — он местами вздулся и машина едет, аки корабль по волнам плывет. Важно не торопиться на таких участках, ибо подлететь можно знатно. О чем зазевавшегося водителя предупредят яркие следы торможения его предшественников.

Амурская область. Русский пейзаж.

Встречаются мелкие ремонтные работы, в основном благоустройство имеющихся дорог.

Едется намного легче и комфортнее, чем в прошлый раз, когда здесь была сплошная грунтовка, и не самого хорошего качества, а то и вовсе бездорожье. Мы приятно удивлены тем, что трассу довели до ума, а не бросили.

Амурская область.

Местное время 15:30, нам ехать еще 138 км. А к 17 часам мы преодолели вторую тысячу километров путешествия, и до Сковородино каких-то 32 км и 26 минут.

Вокруг начали понемногу зеленеть деревья (несмотря на середину весны, дальневосточный климат еще не отпускает природу из зимних объятий), так что уже перед глазами картинки повеселее, чем серость и следы пожаров в голом лесу.

Амурская область. Результаты человеческой деятельности.

У нас на сегодня большие планы в связи с ранним приездом — начать писать заметки о путешествии. Пока только посты и сториз в инстаграм.

Мы проехали небезызвестный среди перегонов населенный пункт Магдагачи, бывший в эпоху великого перегона японок с востока на запад приютом усталым водителям. Там был оазис цивилизации среди тайги — кафе, шиномонтажки, заправки, ночлег.

Перегоны 90-х и 00-х вспомнят Магдагачи, и скупая мужская слеза скатится по их небритой щеке.
Сейчас перегон практически мертв — за 2000 км мы встретили несколько машин. Когда мы ехали 5,5 лет назад, они встречались ОЧЕНЬ часто.

Амурская область. В конце апреля еще лежит снег.

Около 17:30 мы уже в Сковородино, не торопясь, в комфортном режиме проехали 500 км за 6,5 часов.

Сковородино. Подъезд к гостинице.

Мы сегодня ночуем в гостиничном комплексе «Платина», номера разделены на блоки по 4 номера, в каждом блоке кухня, душ, туалет. Номера очень небольшие, но зато чисто. Ночь переночевать сойдет. Позже выяснилось, что стены тонюсенькие, мы отчетливо слышали разговор наших соседей и концерт камеди клаб. Многозначительное покашливание сделало звуки за стенкой потише. Здесь же рядом заправка, если нужно, есть ресторан (хотя, сдается мне, что по факту кафе).

Сковородино. Гостиничный комплекс «Платина».

Анонсированный вид на озеро имеется, но не из нашего номера. Это озеро Солдатская падь, спустились к нему на фотосессию. Оно еще сковано льдом, и снег на берегу лежит.

Сковородино. Вид от гостиницы на озеро.

Погода уже теплая, около 20 градусов было сегодня.

Завтра ранний выезд — до Читы нужно преодолеть 900 км.
К сожалению, наши планы по написанию заметок не сбылись , сказалась усталость предыдущих дней. Ну и лень немного.))

Сковородино. Озеро Солдатская падь.

СКОВОРОДИНО — ЧИТА. СТЕПЬ ДА СТЕПЬ КРУГОМ

28 апреля 2019 года, 6 утра, мы покидаем Сковородино. На улице весьма зябко, тут вам, конечно, не юг, машина в инее, лед на озере Солдатская падь за ночь не растаял.

Амурская область. Дороги близ Сковородино.

Цель на сегодня Чита, и нужно преодолеть 960 км. Зато уже завтра мы будем на Байкале и кинем там якорь на пару дней (как думается нам сегодня).

Природа в Сковородино лучше, чем инфраструктура: тихо, спокойно, сопки, озеро. Но при этом, на наш взгляд, жить в такой необустроенной глуши тяжело и грустно.

В 9 часов по местному времени въезжаем в Забайкальский край, который, после недавних поправок в нашем географическом законодательстве, теперь тоже Дальний Восток.

Граница регионов.

Дорога пошла хоть и асфальтированная, но стала хуже, встречаются волны, ямки, ремонт дорог, так что стоит быть осторожнее на этом отрезке.

Забайкалье.

Забайкалье. На трассе так пустынно, что легко можно сделать такой кадр.

Очень много следов торможения, видимо, водители несутся, не думая о том, что может встретиться плохая дорога. А в России к такому нужно быть готовым всегда.

До Читы еще ехать и ехать. И указатель на ту самую Могочу из поговорки «Бог создал Сочи, а черт — Могочу».

Со связью дела обстоят плохо, звонки еще более-менее, интернет никакой.

Ремонты дорог в Забайкалье.

Вокруг сопки, леса и стрела дороги. До Читы еще 685 км прямо и 703 км всего. Вообще, интересно ехать по Дальнему Востоку и восточной половине Сибири — забиваешь в навигатор город, а тетя тебе говорит: «Двигайтесь 500 км прямо».)))

Навигатор нам показывает 8,5 часов езды, но с учетом остановок, и, возможно, плохих дорог, это будет часов 9-10.

Забайкалье. Классика — матрешка перегона.

В пути не было ничего особенного, но ехали сегодня тяжело — много километров, много ремонтов, слушали музыку, говорили о разном, снимали сториз. Останавливались передыхать, но все-таки мы это сделали.

Забайкалье. А дорога все бежит и бежит...

Забайкалье. Наклонилось вдруг небо ниже...

И вот в 20 часов по местному времени мы на окраине Читы.

Забайкалье. Такой пейзаж на большей части нашего сегодняшнего пути.

Мы остановились в хостеле «Как дома» на Бекетова, 34. Удобное расположение и вполне приличный ночлег. Есть супермаркет (правда, выбор невелик) и кафе. Все удовольствие нам обошлось в 1000 рублей.

Номер небогат обстановкой — кровать, тумбочки, сплит, вешалка, зато не тесный.
Кухня общая, есть все необходимое. Душ, туалеты общие, но очереди не было, хотя хостел был почти полон. Есть отдельно умывальники. Есть общий холл с диваном и большим телевизором. Все чисто, для своей цены вполне достойно.
Очень приветливая администратор.
Одним словом, для одной ночевки приличное место за вменяемые деньги.

Забайкалье. Вид от одного из отворотов. Водитель спит, оператор снимает.

Мы прекрасно отдохнули, набрались сил и полны воодушевления снова повстречаться с Байкалом.

В Чите уважают творчество лидера группы «Кино».

Подробности о Чите были в нашем прошлом путешествии. На этот раз мы только переночевали здесь и отправились дальше.

ЧИТА — УЛАН-УДЭ. СПОКОЙНОЕ ВЕЛИЧИЕ ПРИРОДЫ И ПОЗЫ

29 мая 2019 года. Мы отправляемся из Читы в Улан-Удэ. Раньше планировали, что уже доедем до Байкала (п. Утулик), но расстояние великовато, решили разбить на 2 дня.

29 мая встречает нас плохой погодой.
29 мая утром мы еще думаем, что на Байкале будем 2 ночи.

Однако, уже к вечеру решаем, что не сбудется этот наш план — дорого, да и по разным причинам домой нужно доехать быстрее. Поэтому в данной ситуации нам остается только переночевать на окраине Улан-Удэ, не слишком отклоняясь от трассы (сам город мы осмотрели в прошлом автопутешествии), и на следующий день всего ничего проехать до Байкала. Таким образом, мы проведем там почти полный день. Хуже, чем 2 дня, но лучше, чем 1 вечер.

Кроме того, нам уже нужно немного отдохнуть от дороги, поэтому нам выгоднее приехать так: до обеда быть на Байкале (что возможно при выезде из Улан-Удэ), до вечера отдых и прогулка, а на следующий день с утра пораньше снова в путь.

Итак, в 8 утра по местному времени выселяемся из хостела в Чите.

Сначала едем в супермаркет (нашли по картам, супермаркет «Царский», круглосуточный), так как вчера в округе приличного не увидели, пополняем запасы и вперед. В Улан-Удэ у нас гостиница на объездной, навряд ли там найдется хороший магазин. Успешно закупившись, выезжаем из города.

И вот, в 9:40 по местному времени мы преодолеваем очередную тысячу километров, и одометр нам показывает уже 3000 на табло.

Доронинское озеро недалеко после Читы.

Доронинское озеро недалеко после Читы. Побывать здесь нам посоветовал хозяин гостиницы в Биробиджане, заядлый путешественник. Озеро примечательно залежами соды. Памятник природы. Форма овальная, вытянутая с севера на юг. Площадь водной поверхности изменяется от 3,7 до 4,8 км². Наибольшая глубина — 6,5 метров.

Доронинское озеро. Увы, к воде не ходили, погода не располагала, плюс непонятно было, что с подходом/подъездом.

Сегодня отвратительная погода: хмуро, морось, сильный ветер.

Забайкалье.

Но нас греет мысль о бурятских позах (они же бузы, они же буузы), которые мы отведаем вечером. Кто не в курсе — это такие хинкали, но вместо хвостика у них отверстие, национальная бурятская еда. А смысл тот же — мясо с бульоном внутри теста.

Плохая погода осталась позади. Забайкалье.

Начался сильный ливень, сносящий боковой ветер — сегодня боремся со стихией. Степи сменились редкими деревцами, елками. Дорога пока хорошего качества. Жаль, что ветер не попутный, так бы мчал нас с опережением графика.

Забайкалье.

Постепенно степь полностью заменил хвойный лес, местное время полдень, а мы все мчим по трассе Р258.

Встретили небольшой ремонт дороги с грунтовкой.

Забайкалье, ремонт дороги.

Дождевая туча осталась позади, нам уже ярко светит солнце, мы едем ему навстречу, километры постепенно наматываются на колеса, мы все ближе и ближе к Улан-Удэ.

Забайкалье.

А еще нам довольно долго, несколько регионов, встречались машины с иностранными номерами. Думаем, это туристы из Китая.

А вот и Бурятия. Мы официально покинули Дальний Восток, выиграв еще час времени. Теперь по местному 15:45. И вокруг нас просторы Сибири.

Стела Бурятия.

Сегодня мы встретили много обгоняющих, и легковых, и грузовиков, многие мчали вопреки знакам и через сплошную, но особенно нам запомнился самосвал с навозом, который мчался волосы назад, а какашки разлетались во все стороны, потому что водитель, видимо, не слышал о том, что сыпучие грузы положено накрывать тентом. Потом они еще долго, как мячики, прыгали по дороге.

Бурятия.

Проезжаем деревню Деревянково, которая, как гласит плакат, носит гордое звание лучшей деревни России.

Деревня Деревянково.

В начале седьмого мы уже на подъезде к Улан-Удэ. Движемся где-то в пригороде, судя по всему, тут много домов. Проехали живописную реку Селенгу. Увы, в этот день нам не удалось поймать красивый кадр с ней, зато на следующий день она долго была открыта нам, и я сделала много снимков. Покажу вам их в следующем дне, чтобы не нарушать отчетность (с). Степь сочетается с невысокими горами. Дома пока что все частные, деревянные.

Бурятия.

Дальний Восток и Восточная Сибирь примечательны тем, что кирпичных или каменных домов практически нет, в основном деревянные. Дерево это уже старое, потемневшее, выглядит очень удручающе.

Бросается в глаза различие между югом и востоком России — по качеству домов, виду селений, уровню жизни, инфраструктуре. Причем не только инфраструктуре населенных пунктов, но и дорожной. Меньше заправок, они хуже оснащены, мало кафе, а если они и встречаются, то есть в них не особо тянет. Деревни обычно очень компактные, не раскидываются на большой площади — дома становятся кучкой в одном месте, а вокруг поле. Много таких деревень вдоль дороги, посреди голой степи. Зато плюс в том, что люди могут взять себе земли, сколько нужно. Участки у всех огорожены большие.

Въезд в Улан-Удэ.

Долго ли, коротко ли, прибыли мы в гостиницу на объездной Улан-Удэ. «Исток», 3 звезды, 1000 руб./номер. Если вам не нужно заезжать в город, требуется только переночевать, это отличный вариант недалеко от трассы. Гостиница очень приличная, номера с удобствами и всем необходимым. Можно постираться (200 рублей), веревки для сушки во дворе. Во дворе же можно бесплатно поставить машину.

Номер в гостинице, Улан-Удэ.

Ну, что ж, мы привели себя в порядок, постирали, отведали национального бурятского блюда — позов, с национальным дальневосточным блюдом — морской капустой, и нам пора отдыхать.

Завтра ранний подъем и встреча с Байкалом, надо выспаться!

УЛАН-УДЭ — УТУЛИК. ЦАРЬ-БАТЮШКА БАЙКАЛ

Итак, мы отдохнули, выспались, и в полном воодушевлении от скорой встречи с полюбившимся нам с прошлого путешествия Байкалом готовы отправляться в путь!

На выезде из Улан-Удэ.

В 8 утра по местному времени выезжаем из приютившей нас на ночь гостиницы с приятной и заботливой хозяйкой. Нам нужно проехать 316 км, навигатор считает, что это займет около 4 часов. Ну, что ж, это будет видно по состоянию дороги и нас, как скоро мы прибудем.

Селенга и окружающий пейзаж на выезде из Улан-Удэ.

Спокойные воды Селенги.

Идеал перфекциониста. Елки слева, березы справа. Стройными рядами.

Уже сегодня мы снова обнимем Байкал, купаться, правда, пока не будем — головой лед пробить не получится, хотя можно будет попытаться.)))

Просторы Бурятии.

А вот и ремонты с плохими объездами подъехали.

Сегодня нас впервые ждет небольшой серпантин. Вокруг очень красиво — с одной стороны елки, с другой стороны березы, и горы вокруг. Какое-то время нас сопровождала красавица Селенга, сейчас она течет где-то рядом, но нам не показывается.

Периодически мы встречаем Транссиб. А ведь ему уже 128 лет!

Такова Сибирь — 30 апреля еще снег в горах.

Дорога стала хуже, чем была до этой точки — убитый асфальт, встречаются ремонты, одно радует — дорога достаточно живописная, вдоль лесов.

Местное время 10:17, до Байкала осталось 174 км.

Очередной позор дорожных служб.

Река Переемная.

Трафик стал существенно больше, чем на Дальнем Востоке, уже сложнее обгонять, и в принципе встречается больше машин, которые нужно обгонять. Так что едем не так свободно, как по ДВ. Зато появилось больше придорожной инфраструктуры: приличные заправки с туалетами и перекусами, кафе. Можно нормально ехать, переходим со своих запасов на горячую пищу. Проблема пустого бака (для прожорливых машин, но это не о нас) также осталась позади.

Иркутская область.

По дороге от трассы к базе отдыха.

А в 10:30 мы увидели Байкал. Хотя на самом деле, он сопровождает нас уже очень давно, но прятался. А там, где мы будем, в Утулике — это самый кончик озера.

Собирающимся на Байкал — вариант места отдыха. Гостиница администратора базы отдыха. Говорит, недорого.)

Жаль только, что дорога к такой красоте оставляет желать лучшего — отвратительная, все чаще встречаются ремонты. Плохая дорога около Облучья (Дальний Восток, Еврейская АО) пятилетней давности переехала сюда, в Сибирь. На ДВ дороги починили, а в Сибири сломали.

Территория базы отдыха и сама база. Территория большая, достаточно лавочек, есть мини-сцена, много деревьев.

На берегу Байкала.

Местное время 12:30, и мы пересекли границу Иркутской области, на что нам указала стела. До нашей базы отдыха в Утулике осталось 28 км. Через 16 км, в Байкальске, планируем затариться омулем и по пивку на вечер — как без этого на Байкале.))) А как приедем, сразу отправимся гулять по берегу.

На берегу. Пес живет у охранника, увязался с нами гулять.)

Байкал.

И вот оно, разочарование — эпик, как говорится, фэйл. Доехали уже до Утулика, а омуля нет! Не продают! Около Байкала рыбы нет, позорище... В Бурятии стояли у дороги несколько частников, но они не вызывали доверия к качеству рыбы. Мы, помня прошлую поездку, и по логике заключили, что это же Байкал, тут везде рыба есть. А нет. Нет здесь рыбы.

К 13:00 мы прибыли на базу, заселились в свой номер. База еще пустая — сезон начинается завтра, 1 мая. И завтра же вырастут цены. Хотя и сегодня недешево — 2700 за одноместный номер. База отдыха «Чайка» (гостиница «Кедр»). Пять лет назад здесь дешевле было! :) Взяли его, ибо двухместный еще дороже (2600 с человека), а в долгом путешествии финансы нам еще пригодятся. Сейчас быстро перекусим и пойдем здороваться с озером.

Байкал. Вид с пирса на берег.

Поговорили с администратором гостиницы — реально рыбы нет. Есть варианты, где лучше не брать — некачественное. В последнее время много случаев отравления, поэтому вдоль дорог у непроверенных людей рыбу лучше не покупать. Тех, кто сейчас торгует омулем, по пальцам пересчитать. Плюс некоторые магазины, но нам такие в пути не встретились. К счастью, у администратора есть такая знакомая, но она сегодня в Иркутске. Она созвонилась с ней, и попросила заскочить вечером на базу, продать нам несколько рыбок на ужин, а то как же так — ехать так далеко и остаться без символа Байкала! Цена на рыбу с прошлой поездки не изменилась, 100 рублей за штуку.

Толя в начале нулевых состоял в студотряде и работал проводником (воспоминания из той поры в цикле Записки проводника на канале), он с грустью вспоминал, как в то время куча торговцев прямо на перроне продавали омуля по 30-50 рублей за связку, и то народ его неохотно брал. А сейчас дефицит...

Байкал.

Качество базы с прошлого раза не изменилось — очень прилично, территория все такая же, будто и не прошло столько времени.

К 15 часам мы пообедали, передохнули и идем к Байкалу. А на вечер у нас намечается ставший уже традиционным байкальский ужин — омуль и пиво.))

Байкал еще во льду, в снегу, у берега есть проталины, но в целом озеро еще во власти зимы. Вдали синие горы. А мы находимся на южной оконечности.

Сегодня нам очень повезло с погодой — безветренно и солнце, около +6 градусов, тепло, приятно, хорошо. Докуда хватает глаз лежит снег. И мы окружены горами.

На берегу Байкала.

Мы были здесь больше 5 лет назад, видели Байкал летом, в жидком состоянии, а теперь, весной, видим его в переходном состоянии из твердого в жидкое. Красота! Чистый воздух, простор, что еще нужно! Приезжайте на Байкал!

Лед Байкала.

К 18 часам мы нагулялись по берегу, собрали немного красивых камушков для своего прудика, чтобы частица этого волшебного места всегда была с нами. Сделали множество свежих фото и видео с величественным озером и окружающей его природой.

Байкал.

Вернулись в номер, передохнем пока, а через часик уже и рыбка подъедет. Доставка в нумера!) Пенное уже охлаждается в холодильнике, и мы ждем символ Байкала к столу.

Медведь вас очень просит!

Омуль прибыл без опозданий, и мы готовы трапезничать. Все-таки хоть и пресноводная он рыба, но какая вкусная! Байкальская программа выполнена, и с чистой совестью и легким сердцем мы готовы продолжить наш путь! Но это будет завтра, сегодня спать... В тесноте, да не в обиде.))

Берегите, пожалуйста!

БАЙКАЛ — ИРКУТСК — НИЖНЕУДИНСК. ПО АНГАРЕ, ПО АНГАРЕ, ПО АНГАРЕ…

Вчера мы наслаждались вторым нашим свиданием с Байкалом, но все хорошее кончается, и нас снова зовет дорога.

Сегодня 1 мая, местное время 8:30, поселок Утулик Иркутской области, что на берегу Байкала, мы готовы ехать дальше, в Нижнеудинск через Иркутск, где у нас будет обед и прогулка. Общий километраж сегодняшнего дня примерно 650 км. А сейчас я прозвоню варианты гостиниц Нижнеудинска (которых не так-то и много), чтобы определиться с местом ночевки.

Вид на Байкал.

Проезжаем Слюдянку. По сравнению с теми поселками и деревнями, что мы видели на Дальнем Востоке и востоке Сибири, создается совершенно другое впечатление. Конечно, это не центр цивилизации, но на фоне того, что мы видели, Слюдянка выглядит очень прилично. Городок живет своей жизнью, дышит, строится. И это радует. Вообще, чем дальше мы продвигаемся на запад, тем лучше обстоят дела в деревнях — начиная от домов и заканчивая инфраструктурой.

Выезд из Слюдянки.

На Дальнем Востоке деревни состояли из домов из черных покосившихся досок с таким же покосившимся забором. Многие из них пустые, заброшенные... Увы, на Дальнем Востоке жизнь есть только в крупных городах, все, что меньше — очень плохо себя чувствует.

Элементарный пример. Местная газета Сковородинского района Амурской области. Раздел новости. Поселок Ерофей Павлович (до постройки федеральной трассы в обход селений известный, кстати, бандитизмом против перегонщиков и прочих проезжающих). В 21-м веке его жители получают питьевую воду за счет ее подвоза автоцистерной. Новость о том, что люди получат новую водовозку, так как старая 1970 года выпуска и постоянно ломалась, из-за чего были перебои с доставкой воды. Глава поселка обратился к главе района, который не остался безучастным к данной проблеме, а помог ее решить. Нашли средства в бюджете, разыграли тендер, и вот — новая машина к услугам жителей поселка. Фото счастливых жителей с водовозкой. Это, пожалуй, все, что нужно знать о состоянии дальневосточной глубинки.

Но вернемся к путешествию. Дорога, по которой мы проезжаем, оставляет желать лучшего. Где-то старый убитый асфальт, где-то уже убитый новый — с волнами, с кочками, с продавленными полосами. Местами встречается приличное покрытие. Асфальт-то везде, качество разное. Таких ужасных грунтовок, которые встречались нам 5,5 лет назад, уже нигде нет. Встречаются ремонты, но это ремонты текущие, а не брошенные. Так что радует, что дорожная наша инфраструктура хоть и черепашьим темпом, но движется в светлое будущее. Пожелаем нашим дорожникам дальнейшего развития и не останавливаться на достигнутом! Интересно сравнить, какой будет дорога еще через пять лет, когда мы помчим за новой машиной.)))

Едем по Култукскому тракту, среди гор, здесь, наверху, дорога серпантинная, с ограничениями скорости и по правилам, и по здравому смыслу. Смотровую площадку, которая была раньше у Слюдянки, убрали, так что теперь сверху Байкалом уже не полюбуешься, и не махнешь ему на прощание, только смотреть из окна машины.

В 9:17 мы бросаем взгляд на последний видимый нам кусочек Байкала, и прощаемся с ним на несколько лет. Теперь мы будем ехать вдоль леса до Иркутска, впереди еще 89 км, а мы становимся все ближе и ближе к дому.

Прощальный взгляд на Байкал.

А в 9:40 нам покоряется очередная тысяча километров, и на одометре их уже 4. Впереди еще 6. Завтрашний перегон 900 км (из Нижнеудинска в Мариинск), и сегодня еще не окончена дорога, так что завтра мы преодолеем экватор пути.

Так как сегодня начало праздничных первомайских выходных, мы встречаем множество машин, едущих в сторону Байкала, и радуемся, что наше направление свободно. После Дальнего Востока уже непривычно видеть такой трафик, отвыкаешь от обгонов, пробок.

Дороги Сибири.

Народ, к сожалению, обгоняет, как отбитые — через сплошную, под знаками, в закрытых поворотах. Возможно, они считают, что знают трассу как свои пять пальцев и им все можно, но с таким стилем вождения когда-то настанет и последний раз...

В 10:40 мы официально въехали в Иркутск — проехали под стелой. Справа сразу же начались пятиэтажки, а слева все еще поля и лес. Посмотрим, каков он, Иркутск.

Въезд в Иркутск.

Иркутск.

К 14 часам мы уже погуляли по Иркутску, были в самом центре — на набережной Ангары, на бульваре Гагарина, немного осмотрели окрестности центра, когда ехали на обед, плюс, конечно, осмотрели город (ну, в большей степени, я), когда ездили по нему. Застали первомайскую демонстрацию. Обедали мы в кафе Ургы на улице Ленина — обстановка простая, но вкусно и недорого. Брали борщ, солянку, позы (бурятские хинкали), морс, боовы (или бовы, бурятский хворост).

Набережная Ангары.

Памятник первому космонавту на бульваре его имени. Жаль, что только голова, даже не бюст...

Сбербанк расщедрился на лавочки с цитатами великих для набережной, но, увы, корректора нанять забыли. Цитата на лавочке на фото написана грамотно, а вот о цитатах на многих других лавочках не могу сказать того же.

Иркутск нам понравился. Город живет, развивается, есть красивые места для прогулок. На набережной Сбербанк установил лавочки с цитатами великих людей об Иркутске. И все бы хорошо, если бы не уровень грамотности в этих цитатах. Тот случай, когда на лавочки хватило, а на корректора — нет. Увы. Но спасибо хотя бы за лавочки в центре.

Набережная Ангары. Памятник императору Александру III, установлен в 1908 году по итогам всероссийского конкурса, объявленного в 1902 году. Снесён в 1920 году на основании декрета «О памятниках республики». Восстановлен в 2003 году.

В честь завершения работ по строительству Транссибирской железной дороги было принято решение о возведении памятника царю в благодарность за принятое им решение о строительстве. В связи с решением в 1902 году был объявлен всероссийской конкурс. Вскоре одобрение получил проект Роберта Романовича Баха, который был признан лучшим, за что Бах был награждён премией в размере двух тысяч рублей.

Иркутск. Памятник деревянного зодчества.

Иркутск. Памятник Максиму Горькому.

Иркутск, Ангара.

Мы прогулялись вдоль Ангары, добавив в свою копилку увиденных рек России еще одну.

Иркутск. Памятник старины, потрепанный временем.

Иркутск. Подарок городу от Бюро финансовых решений — памятник иркутянам и кошкам, живущим в нашем городе.

Иркутск, кафе «Ургы», обед. Позы и боовы.

Теперь, когда все запланированное в Иркутске сделано, мы готовы двигаться дальше, в Нижнеудинск. Забиваем в навигатор место сегодняшней ночевки, и вперед. Нам нужно проехать 520 км, и навигатор считает, что мы уложимся в 6,5 часов.

Иркутск.

Памятник основателям Иркутска от горожан.

Выезд из Иркутска.

В 14:20 мы уже выехали из Иркутска и оказались на Московском тракте. Ну, что ж, проверим качество покрытия здесь.)

Ангара.

К 20 часам мы проезжаем Тулун, где мы ночевали в прошлой своей поездке — на жд вокзале. В этот раз мы мчим дальше, в Нижнеудинск, до которого нам осталось 115 км и примерно 1,5 часа времени. Дорога в целом более-менее, лишь боковой ветер нарушал спокойствие пути — снова встречались большие промежутки без деревьев, где вольно разгуливали воздушные массы.

Дорога все бежит и бежит вперед, а мы все наматываем и наматываем километры на колеса...

Видели по дороге дым неясного происхождения. Наверное, опять жгут траву...

К 21:20 мы въехали в Нижнеудинск и направляемся к месту ночевки — на Октябрьскую, 1Б. Дорога сегодня была долгая, непростая, с преодолением перевала, серпантины... Мы устали. Плюс, конечно, трафик. Вспоминаем Дальний Восток, где мы ехали одни, нам никто не мешал, мы никому не мешали, благодать!

Почти к 22 часам прибываем в гостиницу. Это самый-самый центр, но создается впечатление, что это рабочая окраина. Гостиница неплохая, номер большой, в целом нормально, пойдет.

Просто всегда от маленьких городков остается удручающее чувство, что ты вообще где-то на задворках мира. Будем бороться с такими ощущениями и стараться помнить только хорошее.

Вообще, забавно вышло у гостиницы — мы приехали на адрес, навигатор уверенно говорит, что мы прибыли, а мы оглядываемся вокруг и думаем, что заблудились — буераки вместо дороги, деревянные строения вокруг, то здание, на которое указывает навигатор, внутри забора из штакетника. Выходим из машины, идем к зданию. Там играет музыка, написано, что это кафе, и на улице пара парней курят, уточняем у них, есть ли здесь гостиница. Они говорят, что где-то рядом есть, но точнее не знают. Тут же, в этом дворе, который разделен заборчиком на парковку и территорию этого здания, со стороны сторожки на парковке к нам идет мужичок, и спрашивает, мы ли заказывали на сегодня гостиницу. Говорим, что мы, и он приглашает нас заехать на парковку, по дороге к воротам говоря, что ему хозяин поручил встретить нас и поселить. Паркуемся, берем вещи, мужичок помогает нам их нести, оказывается, гостиница в этом же здании, только вход с другой стороны. Что ж, обходим и идем смотреть номер. Провожатый говорит, что кроме 1300 за номер (про которые мы знаем), нужно заплатить еще 100 рублей за парковку. Предлагаем сразу рассчитаться, он отказывается, мол, утром с хозяином и рассчитаетесь. Ну и чудно. Устраиваемся отдыхать. Завтра нам предстоит долгий путь.

Гостиница в Нижнеудинске.

Наутро при расчете оказалось, что никакие 100 рублей за парковку платить не нужно, только за номер. Видимо, охранник что-то напутал, ибо, как мы заключили, если бы у него был злой умысел на эту сотню, взял бы деньги сразу. Утром нас выпускал его сменщик, так что истина осталась тайной.)

НИЖНЕУДИНСК — МАРИИНСК. ИСТОРИЯ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Вчера мы остановились на ночевку в гостинице Нижнеудинска. Хорошенько отдохнули и утром готовы к сегодняшнему марш-броску в 900 км.

2 мая 2019 года, 9 часов утра по местному времени, будем покидать Нижнеудинск, нам нужно постараться преодолеть 900 км до Мариинска, но мы пока не загадываем, хватит ли сил доехать, учитывая увеличившийся по сравнению с Дальним Востоком трафик, где 900 км делались без проблем.

Нижнеудинск.

В гостинице нас накормили завтраком — яичница, сосиска, хлеб, кофе. Стол был накрыт в отдельной комнате, приборы на несколько человек, одновременно с нами завтракал еще один постоялец, с которым мы очень мило поболтали за завтраком.

Он поведал нам, что после многих лет отсутствия приехал повидать малую родину, чтобы его не глодало чувство, что он что-то не сделал, что-то не успел. Нет уж давно его дома здесь, только пустое место, поросшее травой. Зато он повидал старых друзей и теперь со спокойным сердцем может вернуться домой. А у вас есть чувство долга побывать на малой родине, если вы там не были десятки лет?

Ночевали мы в самом сердце города, рядом с городской администрацией (представлявшей из себя двухэтажную пластиковую коробку), но ощущения, что мы в центре, не было вообще. В целом Нижнеудинск оставил очень грустные впечатления — уездный город, каких сотни в России, неухоженный, заброшенный, серый.

Нижнеудинск. Чтобы вы понимали, это центральный городской парк. Прямо так и было написано. На фото плохо видно, но это место больше похоже на центральную городскую помойку. Мне кажется, маньяки промышляют именно в таких парках.

11 часов, около 0 градусов, снежит, сейчас ближайший к нам населенный пункт Тайшет. Вчера было 30 градусов, жара, а сегодня такой резкий контраст. Вот такой вот май в Сибири.

Иркутская область.

Иркутская область. Остановились передохнуть.

Еще через час мы покидаем Иркутскую область и, судя по отсутствию стелы Красноярского края, едем по ничейной территории. Все дальше и дальше мы от Приморья, от родных краев, но мы едем ДОМОЙ.

Красноярский край.

Красноярский край. Река Бирюса. У кого был одноименный холодильник?)

Река Бирюса.

Знаете, я иногда задумываюсь, а где я дома? Таких мест три: родная деревня в Приморье, отчий дом; деревня в Приморье, где живут родители отца (теперь уже только дед) и где я проводила много времени в детстве и отрочестве; и нынешний дом, наше с мужем семейное гнездо, которое мы вместе обустраиваем. Теперь, с течением лет проживания в своем доме, я все больше чувствую его своим родным местом, хотя отчий и дедов дом все равно всегда в моем сердце.

Но, уже дважды быв на малой родине после переезда в Краснодар и обзаведения своим домом, каждый раз я чувствовала, что меня тянет сюда, в Краснодар, теперь это мой дом. Точнее, 3,5 сотки земли и строение на них, а не весь город целиком. А у вас как?

Красноярский край.

Красноярский край. Вождь всегда с нами.)

Красноярский край. Триумфальная арка близ Канска.

Что ж, хватит лирики, вернемся к дороге. К 14 часам мы сменили еще один часовой пояс, вновь обыграв время. Теперь разница с Москвой 4 часа, а с Владивостоком 3. Заехали на Газпром, заправили машину и себя. Радует, конечно, что сейчас пошли заправки с полной инфраструктурой. Можно поесть, удовлетворить все свои надобности, и заправить машину без опаски, и передохнуть. Это не Дальний Восток, где ты должен обходиться своими запасами и строго следить за наличием бензина в баке, так как нормальные заправки расположены не так уж и часто. До Мариинска еще 611 км и примерно 7 часов.

Красноярский край. Канск, центр города. Площадь Коростелева.

Красноярский край. Канск.

Мы прошли психологическую отметку путешествия, экватор, 5000 км осталось позади, 5000 км впереди. Прошла ровно неделя от начала путешествия, и застала нас эта отметка в Красноярском крае.

В 430 км от Мариинска встаем в пробку — авария, ждем, пока освободят дорогу, органы уже работают на месте. Находятся умники, по обочине подъезжающие к началу пробки, возможно, у них в машинах кошки рожают, или им какать приперло, граждане не могут ждать, им нужно мчаться. Иные лица едут по объездной дороге, видимо, старая трасса, она находится слева от основной дороги и проходит где-то в полях, причем у них там уже образовалась пробка. Позже мы их встретим выезжающими на основную трассу, через пару десятков километров от места происшествия.

Место аварии.

А дорогу освободили буквально через 5-10 минут, и все поехали. Авария с фурой, у нее голова отдельно, кузов отдельно, водитель хорошо улетел.

Красноярский край.

Красноярский край. А перед нами как в той сказке — налево пойдешь, коня потеряешь, а направо и прямо можно ехать.)

К 16 часам мы на объездной Красноярска (подробно город мы осматривали в прошлом путешествии и ночевали там же), пересекли Енисей и мчимся дальше. До конца маршрута 378 км и 4,5 часа.

Красноярск вдалеке.

К 20 часам мы на вотчине шахтеров — в Кемеровской области, до Мариинска всего ничего — 103 км и чуть больше часа езды.

Кемеровская область.

Дорога сегодня хорошая, переносится относительно легко, по крайней мере, не с такой усталостью, как вчера — по серпантину и по ремонтам. Сегодня лучше, хотя километраж больше.

К 21:16 прибываем в Мариинск и почти доехали до гостиницы. Делая вывод дня, можно сказать, дорога прошла относительно несложно и неплохо. Доехали — уже хорошо.)

А Мариинск нас встречает деревянными домиками с частыми окнами, на окнах ставни, а вокруг домиков резные палисадники. Мы будто попали в прошлое. Хотя, постойте, ведь это так и есть! Мариинск — это же музей под открытым небом! Что и явилось причиной, почему мы останавливаемся именно здесь. В прошлой поездке мы прошли мимо.

Наша сегодняшняя гостиница зовется «Дилижанс», по адресу Макаренко, 38, и встречает нас рыжий котик Семен и приветливая администратор. Гладим котофеича и осматриваем номер. Все очень здорово, уютно, чисто, гостиница новая. Пока это лучшая гостиница на нашем пути. Приятная ванная со всем необходимым, сантехника жизнерадостного желтого цвета, навороченная душевая кабина, в которой Толя даже радио опробовал. Чайно-кофейный набор, комфортная постель. То, что нужно усталому путнику. Цена, как и во всем Мариинске, кусается. Зато здесь могут посчитать полсуток при позднем заезде. Итого удовольствие нам обошлось в 1500 руб.

Семен следит за порядком в «Дилижансе».

Так как сегодня у нас позднее прибытие, прогулка запланирована на завтра. Сегодня мы только успели посмотреть на город в сумерках, пока ехали к гостинице. Первое впечатление приятное — тихо, чисто, уютно. После Нижнеудинска услада для глаз.

Мариинск. Гостиница «Дилижанс».

Отправляемся в сон после долгой насыщенной дороги. Завтра нас ждут новые виды и новые приключения!

МАРИИНСК — НОВОСИБИРСК. СТОЛИЦА СИБИРИ

Итак, вчера мы приехали в Мариинск, город-музей под открытым небом. Здесь застыла история, и мы решили, что просто не можем проехать мимо. Набравшись сил в уютных постелях гостиницы, мы готовы к осмотру города и дальнейшему пути.

Мариинск.

Мариинск. Сам цесаревич, перегоняя свою японскую праворульную карету из Владивостока в Москву, ночевал в Мариинске.))

3 мая 2019 года. Встаем с утреца пораньше, выселяемся из гостиницы и едем гулять в центр, осмотреть достопримечательности. Потом выезжаем в Новосибирск, к месту сегодняшней ночевки.

Мариинск. Увы, быстрые фото из окна машины не всегда позволяют выстроить композицию.

Мариинск. Фонарщик.

В Новосибирске мы забронировали гостевой дом на окраине (нам в город ой как не надо, чтобы не тратить время. В столице Сибири мы были в прошлом нашем путешествии), в садоводческом товариществе. В Новосибирске, как выяснилось, проблема с гостиницами на объездной трассе. Мало вариантов, все дорого, и гостиницы в Новосибирске, более-менее подходящие нам по расположению, тоже дорогие. Удалось найти бюджетный вариант на окраине. Хотя, если ужинать захотим в кафе, а не из своих запасов, придется все же в город скататься. В Новосибирск должны будем прибыть ранним вечером. Там у нас будет достаточно времени для отдыха, а завтра нужно будет выезжать с утра пораньше и ехать до упора — как можно ближе к Тюмени (потому что до Тюмени точно не доедем), мы хотим подробно осмотреть город.

Мариинск. Памятник борцам за власть Советов.

Мариинск.

Памятник императрице Марии Александровне установлен в г. Мариинске, на ул. Ленина, 37, около здания библиотеки имени Владимира Чивилихина на набережной реки Кии. Скульптор памятника Леонтий Усов.

В 2007 году в г. Мариинске был открыт памятник императрице Марии Александровне. Императрица известна тем, что была инициатором создания открытых женских гимназий, ею организован Красный Крест, по этим причинам (и по многим другим) в ее честь в 1857 село Кийское получило статус города и было переименовано в Мариинск. Императрицу, подарившую имя городу, решили увековечить в бронзе в связи с юбилеем г. Мариинска.

Мариинск. Памятник основателям берестяной школы Кузбасса.

Долго ли, коротко ли, а к 9:30 мы уже закончили прогулку по исторической части Мариинска. Бросается в глаза, как инородно смотрятся современные вывески на исторических зданиях (да что там, они попросту их уродуют). А сами здания в разном состоянии — какие-то лучше сохранились, какие-то хуже. В целом, часа на осмотр достопримечательностей Мариинска достаточно — там, где можно найти что-то интересное и сделать фото. Так что имеет смысл этот город проходить проездом при возможности — осмотреть, но не ночевать (ибо дорого). По логистике нашего пути пришлось ночевать, радует то, что гостиница была хорошая.

Мариинск. Памятник картофелю.

Мариинск. Центральная площадь. Тут и Владимир наш Ильич, и доска почета. А под доской почета стоят лавочки. Но это не просто лавочки. На каждой из них расположена табличка, извещающая всякого проходящего, что это парковый диван, который подарен городу каким-нибудь чиновником местным. На собственные, между прочим, от семьи оторванные средства. Вот так-то! А один из диванов подарил городу не кто-нибудь, а сам Тулеев!

Мариинск нам понравился — и исторический центр (где сосредоточены все старые здания), и жилые районы (хотя там тоже памятников истории предостаточно). Тихий, уютный город, в котором нам было приятно побывать. Стоит выделить ему время, если вы едете мимо.

Мариинск.

Мариинск. Памятник павшим в Великой Отечественной войне.

К полудню мы уже в Кемерово. Здесь мы встретили табличку — через 2 км поблагодарите храм за дорогу (денежкой, конечно же). Сам храм мы действительно встретили через 2 км. То есть я должна благодарить какой-то храм за эту убитую дорогу. Логичненько, конечно, в 21-м веке благодарить за дороги храм. Или он спонсор автодора? Дружно с Толей посмеялись и поехали дальше.

Кемерово.

Хотели здесь же, в Кемерово, пообедать. Начали искать столовые на картах, и смотреть отзывы. Нашли вариант, указано, что открыто, приехали, а фигушки. Праздничный день. Ну что ж, сама судьба указала нам на Бургер Кинг. У этих нет ни выходных, ни праздников, молодцы.)) Что интересно, вопперы у них вкуснее, чем в Краснодаре.))

И в 13:30 мы уже двигаемся из Кемерово на выезд.

Выезд из Кемерово.

К 15 часам мы сменили Кемеровскую область на Новосибирскую. 92й бензин тут уже чуть дешевле — 40,65 руб., а был 41 руб. Мелочь, а приятно. У нас небольшой привал на заправке.

Кемеровская область.

Въезд в Новосибирскую область.

Еще Новосибирская и Кемеровская область отметились большим количеством скрытых камер на ограничение скорости — без предупреждающих знаков. Да и вообще в целом по стране понаставили этих камер в неимоверном количестве — по сравнению с тем, как это было 5,5 лет назад. В деревнях и на трассе много камер на скорость, на обгон. Будьте внимательны!

Новосибирская область. Интересно, хорошо ли живут люди в Деревне Мира?

К 17 часам мы на северном обходе Новосибирска, и через какой-то 41 километр будем в сегодняшнем лагере отдыха. Это гостевой дом в СНТ Елочка-2, где половина названий улиц совпадает с названиями улиц в СНТ в Краснодаре, где мы живем. Смеемся, что приехали домой. Хотя до дома еще 4000 км. Мы будем жить сегодня на улице Ольховой, а у нас дома это соседняя с нами улица. Так что можно сказать, что мы в одной улице от дома. Только до нее еще 4000 км.

Окраина Новосибирска.

Новосибирск. Просто и красиво.

Центробанк в Новосибирске. На фото не все здание.

Через час прибываем в гостевой дом. Его плюс в том, что он недалеко от аэропорта — если кому-то нужно переждать долгую пересадку, он может здесь остановиться (в целом, так и происходит — большинство постояльцев обычно ждут следующий самолет). Хотя состояние дома оставляет желать лучшего, но ночь переночевать сойдет. Удобства и кухня общие, номера малюсенькие. Обычный двухэтажный частный дом. На второй этаж ведет крутейшая лестница (крутейшая не в смысле классная, а в смысле неудобная) — видимо, хозяева решили сэкономить на нормальном удобном варианте и место, и деньги, и поставили этот кошмар, по которому спускаться и подниматься нужно в предельной концентрации внимания.

СНТ, где мы ночевали. Дороги в нем, конечно... Ехали, зажмурившись. В нашем СНТ лучше.))

На ужин решили обойтись своими запасами, хотя, как сказала хозяйка, сюда ездят сервисы доставки еды.

И, как это бывает в СНТ, рубануло свет. Мы почувствовали себя совершенно как дома.)) Выяснили у хозяйки подробности — авария, прогноз ремонта неизвестен. Время 21 час, решаем ложиться спать.

Номер в гостевом доме. Фото от входа. Еще немного места слева от левой кровати и все. Дверь никуда не ведет. Это второй этаж, мансарда.

Но паника оказалась напрасной, свет дали через полчаса, мы снова в цивилизации, сон отменяется, будем продолжать проработку логистики на оставшийся путь.

Сделав свои дела, ложимся спать — завтра будет долгий день.

НОВОСИБИРСК — ИШИМ. РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ

Набравшись сил вчера в гостевом доме на объездной Новосибирска, сегодня мы планируем доехать как можно ближе до Тюмени (до самой Тюмени далеко), в идеале до Ишима. Удастся ли нам это, утром мы еще не знаем.

Итак, 4 мая 2019 года. 6 утра, выезжаем из сонного Новосибирска, но сначала нам нужно поменять масло в машине. Через интернет накануне нашли круглосуточный сервис и записались. И вот, уже через полчаса, мы на месте. Перед воротами автосервиса мы оказываемся с отметкой 5999 км, то есть за 1 км от рекомендованного пробега замены масла. Тютелька в тютельку!))

Столица Сибири на рассвете.

Вокруг светает, а мы уже едем дальше.

После замены масла сразу рвем когти на выезд. Крупные пункты по пути, в которых можно переночевать — Омск, Тюкалинск, Ишим. Чем ближе к Тюмени, тем лучше — меньше останется ехать завтра. В планах осмотреть Тюмень в день приезда, чтобы потом рано утром выезжать дальше.

Выезд из Новосибирска.

Новосибирская область.

Вчера составили до конца маршрут. На Волге решили уже не стоять — в целях экономии, и домой надо быстрее. Так что получается, что 10 или 11 мая мы должны быть дома. Зато добавили в маршрут Ульяновск и Элисту. Выходит, что как в следующий раз поедем за новой машиной, смотреть в пути будет особо нечего.)) Тогда, скорее всего, целенаправленно на Алтай и больше Байкала, а остальной путь бегом по объездным.

За полчаса нас обслужили на сервисе, и мы поехали. Пока цель — Омск, а там будет видно по времени и силам.

Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути. (с)

Русские пейзажи.

Что можно сказать о дорогах Сибири по сравнению с Дальним Востоком?

Сибирские дороги хуже в плане большого трафика, камер (с предупреждением и без), многие из которых там, где они вообще не нужны — на ровных участках с прерывистой разметкой и возможностью обгона, то на 70, то на 50 там, где спокойно можно ехать 90. Так что навигатор здесь хороший помощник — предупреждает обо всех камерах. Мы не гонщики, но там, где можно идти 90, стоит камера на 50, что есть маразм. Чьи-то кармашки нехило пополняются. Сейчас, к примеру, за три минуты мы встретили 2 камеры. Не многовато ли?

Дорога манит.

Новосибирская область.

Новосибирская область. Кружащие хищники в нашем путешествии встречались часто.

Встречается больше ремонтов дорог по сравнению с ДВ — видимо, из-за плотного трафика он требуется чаще.

Цены на гостиницы. Неоправданно дорого. Дешевые только койко-места в хостелах. От 1000 и выше, и не факт, что удобства будут в номере за эту цену. Это может быть клетушка с общей ванной, а стоить будет как комфорт с удобствами. И чем в большей дыре мы находимся, тем выше цены. Монополия во всем ее проявлении. Причем гостиница может находиться в каком-нибудь отвороте с ужасной дорогой, с убогим ремонтом, а цена — будто это минимум три звезды.

Новосибирская область.

Но не гостиницами едиными жив путешественник. Главное — это виды, природа, открытие новых для себя мест.

Новосибирская область, например, это сплошные поля и березы — тот самый русский вид и дух, воспетый художниками и поэтами.

За дорогой время летит незаметно, и вот уже 10 часов, проехано всего 6186 км, за бортом 11 градусов. Нам 172 км до привала — будем отдыхать и обедать, нашли вроде по отзывам неплохое место у дороги, проверим.

Въезжаем в Омскую область.

Кстати о дорожных гаджетах. Наш навигатор пылится в бардачке, всю дорогу пользуемся картами в телефоне — удобно. Актуальные данные по знакам, ремонтам, ограничению скорости, обозначены едальни, заправки. Но из минусов — таким картам нужна стабильная связь. А просторы России таким похвастаться не могут. Так что забивать маршруты и что-то искать можно только с появлением стабильной связи, достаточной для интернета.

Омская область.

Местное время почти 13 часов, мы перекусили в найденном по картам кафе «У камина». Начало было многообещающим — на парковке тусовались дальнобойщики (что, согласно дорожному языку, означает, что это кафе достойно внимания всякого проезжающего), но едальня надежд не оправдала — туалет на улице, еда так себе, но недорого. Если будете умирать от голода — можно остановиться. Гурманы рискуют разочароваться.

Мы въехали в Омскую область и отбили еще час у мирового времени. Мы стали на один часовой пояс ближе к дому. Теперь разница с Москвой 3 часа. Сил еще достаточно, поэтому планируем доехать-таки до Ишима, чтоб до Тюмени завтра осталось всего ничего.

К 15:30 мы уже обходим Омск с юга и мчимся дальше, на Ишим. А еще мы сегодня встретили птицу-суицидника — летела прямо в лобовуху, в последний момент увернулась. А уж сколько обгонял-суицидников — не сосчитать! Как же они надоели! Плевать на себя, о других бы подумали! Летят прямо в лоб, заскакивая в свою полосу на последних секундах. Приходится из-за этих дебилов оттормаживаться и нервничать. Так что будьте внимательны и берегите себя.

Омская область.

Омская область. Радует, когда встречаются красивые указатели, а не просто ГОСТовская табличка.

А к 18:45 мы сменили Омскую область на Тюменскую.

Тюменская область.

Еще через час мы уже в Ишиме. До гостиницы всего 11 км, а общий счетчик на одометре достиг 7000 км. Очень устали сегодня, это самый длинный перегон за всю поездку — 1000 км.

Тюменская область. Ишим.

Гостиница оказалась очень приличной — «Авангард», ул. Курганская, 95А, 1000 руб., удобства на этаже. Ее хозяин — фанат хоккейной команды Авангард (Омск), в коридорах была атрибутика этой команды, плакаты с автографами игроков.

Ишим. Едем к гостинице.

Ишим. Гостиница «Авангард».

Приводим себя в порядок и валимся в кровати без задних ног — сегодня был трудный день. Завтра ехать всего 300 км и гулять по Тюмени, ночевка там же.

ИШИМ — ТЮМЕНЬ. ЛУЧШИЙ ГОРОД РОССИИ СОГЛАСНО НАРОДНОМУ РЕЙТИНГУ

Вчера мы оказали сами себе неоценимую услугу, найдя в себе силы доехать до Ишима. Это значит, что сегодня совсем коротенький перегон — 300 км, и мы будем гулять по Тюмени — городу, постоянно лидирующему в народных рейтингах, как самый лучший для жизни. Мы просто обязаны это проверить! К тому же, Тюмень — первый русский город в Сибири, основан в 1586 году. Целых 2 причины не проехать мимо! А мы и не проедем. К машине!

Наступило утро нового дня — 5 мая 2019 года, воскресенье, местное время 8:26. Уже второй раз за наше путешествие мы проспали. Видимо, все-таки сказывается дорожная усталость. Выезжаем мы всего лишь на полчаса позже запланированного времени, поэтому это нам никак не помешает.

Тюменская область.

Держим путь в Тюмень, плюс нужно заскочить там же в Ленту за некоторыми товарами повседневного спроса, потом заселимся в гостиницу, а потом отправимся гулять по городу. Наша гостиница практически в центре, так что будет очень удобно добраться до достопримечательностей. Посмотрим, единственный ли это ее плюс, или она достойна внимания и других путешественников. На данный момент откровенного гостиничного треша у нас не было — либо это были хорошие варианты, либо средние, одну ночь можно спокойно переночевать в каждой из них.

Въезжаем в Тюмень.

Сегодня, на 8-й тысяче километров путешествия, произошел исторический момент — нас впервые остановил гаишник, и то только потому, что, выезжая с заправки, забыли включить фары, о чем мы прямо и сказали представителю дорожной власти. Мы при нем включили, он пожелал счастливого пути, и мы распрощались. Так же было и в нашем первом перегоне — нас остановили единожды просто проверить документы, это было примерно в середине пути. Хотя гаишников мы оба раза встречали достаточно, они нами не интересовались. Каждый раз, когда читаем о том, что люди жалуются, что их останавливают чуть ли не через каждый километр, удивляемся — это ж как надо ездить, чтоб тебя так часто проверяли? Кстати, забегая вперед — ни одного штрафа нам вслед не прилетело.

Тюмень. Дворец бракосочетания.

За 80 км от Тюмени наконец-то началась попутная двухполоска, где можно спокойно без риска и нарушений обгонять тихоходов. Не помешало бы такое решение для всей России, особенно рядом с крупными городами с большим трафиком, ибо это отвратительно, когда по одной полосе в каждую сторону, и ты тошнишь за тихоходом (40-50 км/ч) без возможности обогнать. Обратили внимание на большое количество нелогичных запретов обгона при идеальных условиях — прямая стрела дороги, ровный асфальт, отличная видимость, а при этом знак и сплошная. Мы заключили, что они появились либо до того, как на этой дороге наступили идеальные условия, либо это чей-то хороший заработок. Больше все же склоняемся ко второй версии.

Тюмень. Свеча памяти. По ночам «пламя» светится.

Магистрали нам пока не встречались.

Очень много и на ДВ, и в Сибири пала травы, пожаров. Один раз мы увидели, как какие-то неодаренные умом вредители либо специально подожгли траву, либо выбросили окурок или еще что — трава горела рядом с заправкой. Приехали пожарные. Увы, нашему народу до сознательности и бережного отношения к окружающей среде, как до Луны пешком. Нечаянные пожары — от оставленного костра или брошенного окурка, специальный пал травы, наносящий один вред и ни капли пользы — сгорают и теряют свои дома мелкие животные, идет низовой пожар по лесам, причиняя непоправимый ущерб деревьям, грибам, кустарникам... Это крайне печальная картина.

Тюмень.

Поэтому пора уже прекратить распространять ложную информацию о пользе пала травы для сельского хозяйства, и избавляться от прошлогодней травы более правильными и безопасными, хотя и более трудоемкими и затратными способами. А службам наказывать несознательных и ленивых уродов так крупно и серьезно, чтоб неповадно было.

В Тюменской области нас опять окружают невероятные виды родных просторов — березы, хвойные деревья, мирно пасутся стада коров, лошадей.

Тюмень. Около МВД.

Тюмень. Памятник крупным планом.

Периодически встречается знак, что на дорогу может выбежать олень. В принципе, такой знак можно установить в начале российских трасс, а окончить его действие в конце страны. Потому что оленей на дорогах более чем. Притом четвероногих мы не встречали ни разу, а вот двуногих полно — и в плане обгона, и в плане подрезания, и в плане общей дорожной культуры. Не будьте оленями, ребят!

Тюмень. Сквер сибирских кошек.

Тюмень. Сквер сибирских кошек. Там несколько таких столбов с резвящимися кошками.

К 11:30 мы проехали Ялуторовск, в котором мы ночевали в прошлой поездке, а в этот раз едем мимо. На данный момент мы прошли 7233 км, и до Тюмени 65 км, что около часа езды.

Тюмень. Опасно там в центре.

Вообще, многие места нам знакомы по прошлой поездке, можно сравнить тогда и сейчас. Приятное чувство, когда узнаешь мелочи на местности. И все это мне кажется знакомым. (с)

В прошлый раз от этого места мы пошли через Курган, в этот раз — через Тюмень.

Тюмень.

Удобно, что многие города на нашем пути мы осмотрели в первой поездке, и сейчас экономим время, проходя их по объездным, или просто проезжая, не задерживаясь. В этот раз наши перегоны за день стали больше (за редким исключением) — потому что в прошлый раз мы останавливались буквально на каждом полустанке, мы ехали впервые, и хотели объять необъятное. Сейчас неизведанных мест на пути из Владивостока в Краснодар остается все меньше и меньше.

Цветной бульвар, цирк и памятник клоунам.

Ну вот, местное время 12:18, и мы под песню Любэ «Ребята с нашего двора» официально врываемся в Тюмень. Едем в Ленточку на закупку, затем заселение и небольшой привал, потом отправимся гулять.

Тюмень.

Цены в тюменской Ленте уже близки к краснодарским, что приятно — мы почти дома. От цен на ДВ и в восточной Сибири дергался глаз.

Вот мы и в гостинице. Она находится в жилом доме, вход отдельный, занимает примерно этаж, комфортные номера, удобства общие. Еще порадовала цена — 1000 руб. за практически центр Тюмени. Недалеко до еды, достопримечательностей. Плюс удобный подъезд — нормальная широкая дорога, а не козьи тропы. Называется Отель «4 комнаты», по городу три адреса: Минская, 47 (где были мы); Энергетиков, 39; Пржевальского, 35/2; номера с удобствами 1500 руб., без удобств — 1000 руб.

К 15:30 мы уже отдохнули в гостинице, постирались там же (бесплатно, но со своим порошком, что заранее уточнили у хозяина). Единственное, что не было сушилки для гостей (в отличие от Улан-Удэ, где стирка была платной, но зато и веревки с прищепками присутствовали (хотя прищепки у нас были с собой, главное веревки), но ничего — пришлось выходить подручными средствами — была большая вешалка и плечики — на них развесили крупняк, а мелочь разложили на подоконнике на бумажные полотенца и открыли окно. На следующий день недосохшее досушили на задних сиденьях в машине, открыв окна.

Тюмень.

Едем гулять в центр с планами на перекус и мойку машины.

Перекусили в вареничной «Маруся» по адресу Таймырская, 72А, очень неплохое место — это столовая с линией раздачи плюс вареники/пельмени, которые готовят перед подачей. Вкусно, недорого, приятная обстановка, недалеко от центра.

Помыли машину там же рядом — быстро и недорого. Мы ничего не обклеивали (как и в первой поездке), это лишняя трата времени и сил (особенно потом, на снятие), единственное, что мешает — это насекомые, находящие свое последнее пристанище на капоте, решетке, боковых зеркалах. Вот их и дорожную пыль мы и смахнули керхером.

Тюмень. Набережная.

Прогулялись в центре, зашли на набережную. Везде очень красиво, ухоженно, широкие проспекты. Были на Цветном бульваре — там цирк, парк аттракционов, памятник известным клоунам. Одним словом, очень симпатичный город, по крайней мере, в центре.

В старом центре исторические деревянные дома. Приятная набережная, здесь протекает река Тура.

Вообще, от Тюмени осталось очень хорошее впечатление. Естественно, не стоит путать туризм с эмиграцией, но на беглый взгляд Тюмень очень симпатичный город.

Тюмень. Набережная.

Причем забавно вышло со временем: Тюмень — это уже новый часовой пояс, телефоны автоматически поменяли время, а мы и не заметили сразу.)) И время-то сменилось еще вчера, в Ишиме, но мы так устали с дороги, что даже не обратили внимания.

Итого, уже +2 часа от Москвы, осталось всего ничего до нашего часового пояса.

Тюмень.

А вот уже и вечер... Мы вернулись в гостиницу, перекусили своими запасами, и нужно ложиться пораньше — завтра длинный перегон: 350 км до Екатеринбурга, там обед и прогулка; потом 350 км до Перми, где будем ночевать.

Вечер не обошелся без приключений — гостиница на первом высоком этаже, мы открыли окно для сушки белья и прохлады, а под окнами собрались не то, чтобы асоциальные, но хабалистые элементы, среди них были и женского пола, которые газовали машиной и орали матом на всю улицу — это они так мило болтали между собой (причем при детях, которые были с ними же). Пришлось пригрозить вызовом правоохранительных органов. Поначалу граждане хорохорились, но все же испарились.

Тюмень. Гостиница «4 комнаты».

А мы — отдыхать. Завтра будет новый день и новые приключения.

ТЮМЕНЬ — ЕКАТЕРИНБУРГ — ПЕРМЬ. ЧЕРЕЗ СТОЛИЦУ УРАЛА К СОЛЕНЫМ УШАМ

Вчера мы гуляли по лучшему, согласно народному рейтингу, городу России. Тюмень нам понравилась. Красивый город. И бросились в глаза любители долбящей из машины музыки. Для нас до сих пор остается загадкой, что движет такими любителями децибелов. Понты или?...

Свердловская область.

Прекрасно выспались и готовы продолжить путешествие. Сегодня целимся в Пермь, но сначала прогулка и обед в Екатеринбурге. Кстати, в Екатеринбурге мы уже были — 2 месяца назад, здесь была пересадка нашего рейса Краснодар — Владивосток. Целых 12 часов. Даже поужинать успели в кафе возле аэропорта. А теперь рассмотрим столицу Урала подробнее.

Въезжаем в Екатеринбург.

Центр Екатеринбурга.

6 мая 2019 года. Сегодня нам предстоит преодолеть 700 км, разделенных пополам Екатеринбургом. Сегодня ранний выезд, в 7 часов. Тем более, что это уже будний день, пробки, люди спешат в свои офисы.

На трассе зато, надеемся, народа будет не так много.

Чувствуем себя хорошо. Рактис, конечно, выигрывает у Витца (нашей прошлой машины, на которой мы ехали в первом путешествии) по всем параметрам комфорта: выше потолок, более удобные сиденья, у водителя больше места, немного больше багажник, больше расстояние между задними и передними сиденьями. По техническим параметрам примерно такой же. Мы рады, что прислушались к советам обратить внимание на Рактис и в итоге выбрали его. Хотя изначально мы ехали за Витцом.

Центр Екатеринбурга. Подземный переход.

Центр Екатеринбурга. Подземный переход (тот же).

В 8:46 пересекли очередную границу регионов — въезжаем в Свердловскую область.

Центр Екатеринбурга.

Сегодня немного дождит, на Екатеринбург тоже мрачноватый прогноз, но в целом погода уже очень приятная. Мы уже одеты по-летнему. На трассе красота — зелень, елки, березы — есть за что глазу зацепиться. По ДВ мы ехали, вокруг была будто осень — голые деревья, жухлая трава.

Центр Екатеринбурга. Местный арбат.

Трасса от Тюмени достаточно хорошая, попутная двухполоска. Встретили небольшой ремонтец, но асфальт был вполне приличным.

Центр Екатеринбурга. Местный арбат в деталях.

Центр Екатеринбурга.

В 12:43 местного времени мы въехали в столицу Урала — Екатеринбург. У нас есть пара часов на осмотр центра и обед. А еще нас здесь ждет встреча — с моей бывшей коллегой еще с Владивостока. Она вернулась на историческую родину. Привет тебе, Алёна!

Паркуемся и вперед! По пути увидели кафе и хотели сразу зайти пообедать, а фигушки — полная посадка! Обед, чтоб его! Ну, что ж, решаем сначала насладиться духовной пищей, а потом уже физической.

Движемся на выезд из Екатеринбурга.

Обошли центр, встретились с Алёной, и пошли все вместе в то же кафе обедать. О, счастье, один столик был свободен! Насытившись, идём на местный арбат. А после него с чистой совестью, что уральской столице уделено должное внимание, изрядно уставшие, идем к машине, чтобы мчаться дальше.

Покидаем Екатеринбург.

Свердловская область.

Впечатления от города Е по сравнению с Тюменью не очень приятные. Продавленные дороги, пыль, общая неухоженность, мало зелени. В центре совсем немножко красоты. В общем, сердце не дрогнуло. Этакий транзитный хаб, промышленный рабочий город. Хотя виден масштаб. Есть красивые исторические здания. Широкие улицы, жаль, что не всегда с качественным покрытием. Очень много людей на улицах, несмотря на будний день. Каждый, конечно, судит по своим критериям, но нам этот город комфортным не показался.

Пермский край.

Очень жарко сегодня. А всего каких-то несколько дней назад здесь были снега, и родственники боялись, как же мы там проедем, хотя мы на зиме, в такую-то снежину. А тут вон что! Язык на плече и пот градом!)))

В 15:40 мы уже движемся дальше, в Пермь.

В 18:26 вместе с Толей и Женей Белоусовым врываемся в Пермский край. И тут же, на границе регионов, нас встречает ремонт. До конца сегодняшнего пути еще каких-то 160 км. А уже завтра мы будем гулять в центре Перми и, возможно, повстречаем пермяка солёные уши.)

Пермский край.

Судя по спускам и подъемам и небольшому серпантину, похоже, мы именно сейчас проходим Уральские горы. Если это они, но эта дорога намного лучше, чем через Уфу и Челябинск. Там трафик фур, намного круче перевал и серпантин и много торопыг-обгонял.

Пермский край. 6 мая еще не весь снег съело солнце.

Пермский край не блещет идеальными дорогами — продавленные, с ямами, с выбоинами. Зато какие здесь виды! Бриллиантовая зелень, березовые леса, воздух, простор! Предзакатное солнце добавляет красок в наши впечатления.

Пермский край.

А через каких-то 50 км мы будем в Перми. У нас там заказан целый полулюкс, посмотрим, что он в себя включает. По картинкам вроде бы неплохо, по факту — увидим.

Пермский край. Подъезжаем к Перми.

На подъезде к Перми отличная трехполоска в каждую сторону, отбойники, освещение. Все бы подъезды к городам были такими, цены бы им не было! А еще лучше, чтобы не только у городов были приличные трассы, а и на всем протяжении дорог. А то ведь как — едешь ты по федеральной трассе. А там ни освещения, ни разметки, ни даже полос обгона. Ну куда это годится? Стыдно, граждане чиновники!

Пермский край. Почти в Перми.

Около 21 часа мы в гостинице. Отель «Альбатрос», ул. 3-я Теплопроводная, 5. Номер с удобствами 1000 руб. Полулюкс по-пермяцки — огромный номер, отличная постель с качественными подушками и матрасом, и логотипами отеля на белье, чай-кофе, наборы для душа, много полотенец и протекающий душевой шланг.

В гостинице.

Гулять мы пойдем завтра с утра пораньше, а сегодня отдых, отдых, отдых...

ПЕРМЬ — ИЖЕВСК — КАЗАНЬ. ОТ АВТОМАТА КАЛАШНИКОВА К ЧАК-ЧАКУ

Вчера мы приехали в Пермь. Приехали довольно поздно, а потому город не осмотрели. Так что прогулка нам предстоит сегодня, потом заедем на прогулку и обед к «оружейникам», а оттуда в прекрасную, как говорят, Казань. Столица Татарстана есть в нашем путешественном виш-листе, поэтому сейчас убьём двух зайцев — осмотрим город по пути маршрута и не придется потом ехать сюда специально. Плохо лишь одно — времени на осмотр у нас будет завтра несколько часов перед выездом. Катастрофически мало, посмотрим, что успеем, но больше времени сейчас нет. Путь сегодня неблизкий — 660 км, плюс надо учитывать трафик, а оттого засыпаться никак нельзя.

Итак, 7 мая 2019 года. Около 8 выезжаем из гостиницы и едем в центр, к достопримечательностям и набережной. Город пуст, красота!

Пермь любит вас.

В центре мы, конечно же, идем к памятнику Пермяк соленые уши. Кстати, а вы знаете, почему соленые? Давайте совершим краткий экскурс в историю.

Издавна добыча соли была основным промыслом для Урала и средством к существованию его жителей. Процесс добычи соли был очень сложный (для тех времен) и трудоемкий. На одном из этапов производства соли приходилось таскать мешки с солью из амбаров на баржи. Была отдельная профессия — носильщик соли. Работали в ней как мужчины, так и женщины. Человек, который всю жизнь носил соль на плечах, получал своего рода профессиональные травмы. Соль как агрессивная среда, попадая на уши, с годами начинала разъедать кожу. Уши становились красными, шелушились, иногда ухо воспалялось. По ушам узнавали место жительства человека, если он уезжал из дома: «Пермяк соленые уши приехал». Позднее это прозвище распространилось на всех жителей Прикамья.

Пермь. Скульптура Пермяк соленые уши и фотограф.

Пермь. Пермяк соленые уши.

Еще мы пожали лапу пермскому медведю и поздоровались со скульптурой река Кама.

Пермь. Пермский медведь.

Скульптура река Кама.

У медведя мы встретили командировочного, который, стесняясь, подошел и попросил его сфотографировать с медведем, а то он один, и ему не удается взять другого ракурса, кроме селфи. С удовольствием помогаем человеку пополнить альбом фотографиями.

Пермь. История.

А пока мы шли к скульптуре (там все рядом сосредоточено — и Уши, и медведь, и Кама), увидели девушку, которая шла и снимала влог на телефон.) Почему влог? Ну, а что, блогер блогера не распознает что ли?)) Пока мы обнимались с медведем, она ушла вперед, и настигли мы ее у Камы, там пришлось фотографировать так, чтобы не мешать ей в кадре.))

А сейчас поедем к настоящей Каме.

На набережной нам понравилось. Та точка, где мы были, не сказать, что прогулочное место, но вид красивый.

Пермь. У набережной.

Пермь. Река Кама.

В целом впечатление от Перми приятное — чисто, широкие проспекты, есть красивые здания, ухоженно. Но нельзя сказать, что есть какое-то веское отличие от других городов. Что это Пермь, ясно только из памятника Пермяку и отеля «Кама».

Пермь.

В 10:30 по местному времени мы уже закончили осмотр и мчим дальше.

Заезжаем на Газпромнефть, здесь завтракаем хот-догом и кофе. Это уже стало нашей традицией этого путешествия, когда появились нормальные заправки на пути, заправлять не только машину, но и себя. Кстати, вполне приличный завтрак, скажу я вам. Все вкусно, и у нас ни разу не возникло желудочно-кишечных проблем. Машину сейчас не заправили — до Ижевска бензина хватит, зальемся там.

Стела Пермский край.

Пермский край.

В Ижевске погуляли в центре и там же нашли столовую, которая хвастает национальной кухней в меню. На выбор много пельменей, и посмотрим, что еще есть аутентичного. Вообще, стараемся пробовать что-то новое,  где есть возможность отведать национальной кухни — непременно пользуемся. Макдональдс и картошку с котлетой мы и дома поедим.))

Местное время 12:10, еще один часовой пояс остался позади, а мы въехали в Удмуртскую республику. До Ижевска 162 км. Погуляем там, и еще одно белое пятно на нашей карте России будет закрыто.

Виды вокруг просто потрясающие — зеленые поля, начинающие набирать прическу березы, плюс мы все ближе и ближе к югу — все больше зелени на нашем пути. Серая лента дороги в сочетании с такими пейзажами, голубое небо с воздушными фигурными облаками — вот наш персональный кайф от поездок (кроме осмотра новых мест, конечно же).

Торопыги умчались вперед, тихоходы остались позади, и мы наедине с дорогой и природой — только мы с нашим Рактисом-конем по Прикамью идем.

В Удмуртии чисто и ухоженно, милые домики в деревнях, просторно, широко и пахнет дождем. И Рома Зверь сопровождает нас в этой республике.

Начинается Удмуртия.

Удмуртия.

Около 14:30 мы въехали в Ижевск официально, а по факту еще пока что едем в лесу. Город еще не видно, хотя юридически мы в нем. Погода захмурилась, нависли тучи, не исключаем дождь. Зато не жарко и не сонно.

Ижевск.

К 15:48 мы уже осмотрели центр Ижевска и почти готовы ехать дальше. Как же нам здесь понравилось? Докладываем.

Ижевск — это город оружейников. Отсюда родом автомат Калашникова (что даже на магнитиках отдельно подчеркнуто). В 1948 году по предписанию Главного маршала артиллерии Н. Н. Воронова Михаил Калашников был направлен на Ижевский мотозавод для авторского участия в создании технической документации и организации изготовления первой опытной партии своего автомата «АК». К 20 мая 1949 года задание было выполнено: 1500 автоматов, изготовленных на Мотозаводе, успешно прошли войсковые испытания и были приняты на вооружение Советской Армии. Впоследствии на Ижевском машиностроительном заводе на базе конструкции АК под личным руководством Калашникова были разработаны десятки опытных образцов автоматического стрелкового оружия. Михаил Тимофеевич Калашников умер 23 декабря 2013 года на 95-м году жизни в Ижевске.

Город создает очень приятное впечатление — чистый, ухоженный, небольшой. Нет ощущения толпы, скученности. Широкие ровные улицы, красивые исторические здания в центре.

Ижевск.

Обедали мы в столовой-пельменной «Горячий Пельмень» по адресу Пушкинская, 223. Это самый-самый центр, рядом с главной площадью. Очень вкусно, недорого, сытно, большой выбор бизнес-ланчей с 12 до 15, приятная атмосфера, чисто. Мы потратили всего 640 рублей на двоих, наевшись до самого вечера.

Дождь нас все-таки застал, поэтому центр пришлось не обходить, а оббегать.))

Понравилась интересность — перед пешеходным переходом на тротуаре кроме плитки для слепых еще и светодиодная линия, которая то красная, то зеленая в зависимости от сигнала светофора.

Ижевск.

А еще видели одинокого мужчину-пикетчика с плакатом, протестовавшего против засидевшегося у власти царя.

Почему я выше написала, что почти готовы? Потому что в Ижевске есть еще одно место, которое турист пропустить не имеет права. Это набережная реки Иж. Мы уже повидали столько рек, и Иж не станет исключением — мы копим не только регионы, но и реки.)) Все меньше и меньше белых мест и белых рек остается на нашей карте родины, и нас это радует, мы идем к своей цели. А цель эта — посетить каждый регион, увидеть все реки.

Ижевск. Набережная реки Иж. Монумент дружбы русских и удмуртов.

Побывали мы на набережной реки Иж. Тут стоит монумент дружбы русского и удмуртского народов — очень величественный, впечатляющий, и спокойно несет свои воды река.

Ижевск. Река Иж.

Какой у нас вывод в целом по Ижевску. Побывать здесь стоит, но достаточно будет нескольких часов — например, проездом в другой город. Так что, если будете проезжать мимо — заедьте, посмотрите.

После Ижевска попали в большой дождь, будем отстаиваться, если совсем дело плохо будет.

Удмуртия.

Повезло, мы выскочили из дождевой зоны, не пришлось терять время на остановку, едем дальше.

Местное время 17:35, и мы уже в Татарстане. Правда, не знаем, сколько еще километров до Казани — навигатор выключили, заряжаем телефон, все равно ехать все прямо да прямо.

Татарстан.

Здесь мы посмотрим на нефтекачалки, попробуем эчпочмаки, погуляем по кремлю, пробежимся по центру, сколько успеем, отведаем пирогов и чак-чак.

В поселке Можга встретили грузовик с бревнами, видимо, он везет их на линейки. Теперь мы знаем, где производятся те самые знаменитые деревянные линейки, с которыми прошли наши школа, институт, и мы продолжаем идти с ними рука об руку в офисах. Пластиковые линейки никогда не заменят настоящую деревянную.))

Снова включаем навигатор и узнаем, что до Казани осталось 200 км и 2,5 часа ходу. М7 была трехполосной, сейчас двухполосная (в одну сторону), отбойник посередине, красота! Очень хорошая, удобная трасса — быстренько обогнали всех тихоходов, не потеряв время. Всем бы трассам России брать с нее пример!

Так, глядишь, и обгоним время, которое нам пророчит навигатор. Дождя пока не видно, но небо местами голубое, местами тучное, не исключено, что нас опять водопад догонит.

Татарстан.

Въезжаем в Казань в девятом часу. На трассе появились фонари. И хочется спросить у дорожников, почему нельзя их сделать по всей трассе. Неужели они не являются одной из основ безопасности дорожного движения?!

Казань уже светит на нас кучей огней, выходим на финишную прямую сегодняшнего пути.

В 20:45 мы прибыли в гостиницу. Хорошо, что сегодня сменилось два часовых пояса (Ижевск и Казань), и мы выиграли время. Хотя на нашей усталости это никак не отразилось — смотреть на ночную Казань уже не пойдем. Все прогулки завтра.

Неплохая у нас сегодня гостиница — просторный чистый номер, балкон, почти центр, что удобно, удобства общие, но очередей нет — их хватает на всех. Гостиница «Акспай», ул. Парижской Коммуны, 14. Двухместный номер с двумя кроватями без удобств — 1300 руб.

Благодаря расположению гостиницы завтра машину брать не будем — обойдем все пешком, плюс много мест для перекуса в округе.

Вечер спокойным не вышел — сработала пожарная сигнализация. Я пошла смотреть, в чем дело. Народ выглядывал из номеров, но эвакуироваться не спешил. На ресепшене пояснили, что что-то сломалось и срабатывает сирена, ждут мастера. Еще где-то с полчаса она периодически визжала, но потом все затихло. И вот мне подумалось — а если бы и правда пожар? У нас вещи были компактно собраны, мы готовы были устремиться, но так как не было запаха дыма, то я решила сначала узнать, что случилось, а потом мы были готовы скоренько покидать здание. А люди сонно выглядывали из номеров и дальше двери не шли.

Убедившись, что все в порядке, ложимся спать. Завтра с утра пораньше на прогулку, а потом дальше — к Волге.

КАЗАНЬ — УЛЬЯНОВСК — ХВАЛЫНСК. И СЛЕЗАМИ КАТИЛАСЯ ВОЛГА — НЕОБЪЯТНАЯ НАША РЕКА.

Вот и наступило утро нового дня. Вчера мы приехали в Казань, но было уже поздно и не до осмотра. На сегодня план такой — берем с утра пораньше Казань, завтракаем, покупаем с собой чак-чак и пироги и устремляемся дальше. А дальше — это на Волгу. Да-да, мы и сейчас рядом с Волгой, но она — не основная цель. По дороге заедем в Ульяновск — Толя там встретится с бывшим коллегой и осмотрим город заодно. Потом едем к месту ночевки и отдыха — в Хвалынск (Саратовская область) и, возможно, по пути заглянем в Сызрань. Всего нам предстоит преодолеть сегодня 460 км. Не так уж много, но мы хотим приехать в Хвалынск пораньше, да и Казань одним часом осмотра не обойдется. Так что расхолаживаться некогда!

Казань.

Казань. Интерактив на набережной — можно самому крутить все шарниры и устраивать водопады.

8 мая 2019 года. Местное время 7 утра. Выселились из гостиницы, загрузили вещи в машину и идем гулять по городу. План — кремль, центр, завтрак.

Казань. Местный арбат.

Казань. На арбате. Фонтан для голубей. Здесь вместе купаются живые и застывшие птицы.

Казань. Местный арбат. Музей самогоноварения.

К 11:30 мы закончили нашу прогулку и готовы выезжать. Гуляли в центре, на территории Казанского кремля, на местном арбате. Очень нам понравился город. Красивый, уютный, ухоженный, широкие проспекты, много достопримечательностей. Очень приятно здесь находиться.

Казань. Котиков любят везде!

Казань.

Казань. Сердце города — кремль.

Казань. У кремля.

Позавтракали мы весьма плотно и недорого в столовой «Копейка», отведав там эчпочмаков.

Казань. Кремль. Вид на город.

Казань. Кремль. Мечеть Кул Шариф. Вид сзади.

А потом у нас был самый настоящий квест. Мы искали, где можно купить чак-чак и местные пироги, которые нам так нахваливал Толин брат (был здесь в командировке) и советовал непременно попробовать. Обойдя весь центр, все открытые в это время продуктовые магазины и кафешки, нашли в итоге две сети — Добропек и Жар Свежар. Там продается татарская выпечка, мы взяли там чак-чак и пироги: с луком и яйцом, капустой, мясом. Вечером на Волге будем ими ужинать.

Казань. Кремль.

Казань. Кремль. Мечеть Кул Шариф. Вид спереди.

Рядом с нашей гостиницей есть музей чак-чака, там мы тоже прикупили коробочку. И что я вам скажу, друзья. Самый вкусный чак-чак оказался из музея. Видимо, ручная выпечка, а не промышленная. А пироги... Ну пироги и пироги. Вот честно. Ничего особенного.

Казань. Метро.

А еще, придя на парковку гостиницы, обнаружили, что народ стянулся на работу и нас плотненько так перекрыли. Вызываем хозяев и расчищаем путь.

Сейчас мчим на всех парах в Ульяновск, много времени провели в Казани, а еще ехать и ехать.

Татарстан.

Любэ поет нам песню, что дороги осталось совсем немного. Это и правда так, уже послезавтра нас встретят наши котофеичи.

Безумно красивая дорога сейчас, чем ближе к югу, тем больше зелени, цвета; засеянные поля.

В 14:00 с помощью стелы понимаем, что мы уже в Ульяновской области. До Ульяновска 53 км. Здесь много камер, много деревень с ограничениями скорости.

Ульяновск. Президентский мост.

По дороге в Ульяновск, почти перед городом, немного не туда свернули и побывали на Президентском мосту, соединяющем 2 части Ульяновска. Он прокинут через Волгу. Широка Волга-мать здесь — ехали долго, а потом еще до разворота и обратно.) Мост этот строили 25 лет, так что сама судьба завела нас сюда — посмотреть на местную достопримечательность.

Ульяновск.

Толин коллега при встрече рассказал нам, что строился этот мост долго и тяжело, все никак достроить не могли. А когда пришел к власти Самизнаетекто, очень быстренько его достроили, и в благодарность назвали мост Президентским.

Теперь едем в центр города. Прогуляемся, перекусим и бегом в Хвалынск. Кстати, время тут нам подложило свинью — прибавилось на час. Когда мы ехали в прошлый раз, от Самары уже было московское время. А теперь вот. Опять со стрелками поигрались.

Мы прошлись по главной площади, посмотрели сверху на набережную, вот и вся прогулка.

Ульяновск.

Ульяновск тих, зелен, провинциально спокоен и уютен. Где мы там перекусили, я уже не помню, записи об этом нет.))

Ульяновск. Памятник погибшим во время спецоперации в школе Беслана.

К 18 часам покидаем Ульяновск. В наших мечтах мы были уже почти в Хвалынске, но, увы, реальность такова, что не все идет по плану.

Ульяновск.

Оказывается, мы сделали уже на настоящий момент 9000 км, заметили это несколько позже по одометру, в 9026 км.

К 19 часам въезжаем в Самарскую область, Сызрань обходим по объездной, заезжать уже некогда. Видели только табличку и город издалека, и чуть-чуть зацепили на объездной. Как-нибудь в другой раз. Зелено, дорога хорошая, и 142 км до Хвалынска.

К началу девятого въезжаем в Саратовскую область. До Хвалынска еще полчаса.

На Хвалынск идет очень живописная дорога, вид на Волгу. Нам здесь уже нравится, хорошее предчувствие.

Въезжаем в Хвалынск.

К 21 часу заселяемся в гостиницу. Сегодня это Гостевой дом «Верста» на улице Урицкого, 36. 1700 руб. двухместный номер с удобствами (и это еще недорого!). А здание-то не простое, а, как и многие в Хвалынске, с историей. Ему уже 102 года, это была женская гимназия, потом начальная школа. Здесь высоченные потолки в 5 метров и очень уютно. У нас номер с видом на Волгу. А еще здесь очень приятная дама администратор. Она нам все показала, рассказала, приняла заказ на завтрак.

Хвалынск. Гостиница.

Сейчас, что интересно, в Хвалынске низкий сезон, оттого и цена «всего» 1700 руб.. Высокий сезон здесь зимой — оказывается, это горнолыжный курорт. И цены зимой в 2 раза выше. А мы-то, наивные, думали, что здесь привязка к отдыху на Волге. Нет!)))

Поужинали мы пирогами из Казани и отправляемся отдыхать.

Завтра прогуляемся по Хвалынску и едем в Волгоград, где исполнится наша мечта — побывать в городе-герое 9 мая. Мы хотели съездить туда на 70-летие победы, но не получилось.

Забегая вперед (к завтрашнему дню) — нам очень понравилось в Хвалынске! Там так мило, уютно, зелено, такие красивые исторические здания, что мы до сих пор вспоминаем с теплотой этот городок. Но покажу я вам его завтра, когда мы отправимся по нему гулять.

Одно жаль — не получилось нам в этой поездке пару дней на Волге постоять, домой пора, да и расходы это. Ну, что ж, остается незакрытый гештальт на будущее.

ХВАЛЫНСК — САРАТОВ — ВОЛГОГРАД. ОТ ЗАСТЫВШЕЙ ИСТОРИИ К МАМАЕВУ КУРГАНУ

Итак, вчера мы приехали в Хвалынск. Это милейший городок на берегу Волги в Саратовской области с всего 12 тысячами жителей. И сезон здесь зимой, а не летом — это горнолыжный курорт! А еще здесь очень, очень уютно!!! Здесь история тесно переплелась с природой и тишиной. Пение петухов, резные дома, цветущие дворы. Здесь остался кусочек моего сердца. Если будете мимо, обязательно заедьте! Давайте же взглянем поближе на эту красоту!

И, как только мы здесь прогуляемся, отправимся к следующей точке нашего путешествия, а заодно и сегодняшнему ночлегу. Это город-герой, город на Волге, раньше звавшийся Сталинградом. Мы здесь уже были, но такое место нельзя пропускать, даже если вы были здесь уже тысячу раз.

Тем более, мы закрываем нашу мечту — побывать в этом славном городе в День Победы советских войск над фашистской Германией.

9 мая 2019 года. Предпоследний день нашего путешествия. Уже завтра мы будем дома.

8 утра по местному времени (+1 от Москвы). Нас администратор накормила вкусным завтраком, только что собственноручно приготовленным — нежнейшие блинчики с сочной начинкой, ароматный кофе. Напомню, что ночевали мы в историческом здании, которому уже 102 года, которое было женской гимназией, потом начальной школой, а потолки в нем целых 5 метров. Так что впитывать историю этих мест мы начали еще вчера вечером.

Хвалынск. Наша гостиница.

Хвалынск. У гостиницы.

А еще у нас произошел забавный случай с петлей времени. Один из телефонов показывал московское время, другой — прибавил час. Интернет говорил, что здесь +1 к московскому времени. И мы были в недоумении, который же час на самом деле. Ибо 5,5 лет назад здесь было московское время. Администратор выступила третейским судьей, назвав нам точное время. Так еще и в Волгограде будет + час от Москвы. В общем, дяденькам в Кремле явно нечем заняться.

Хвалынск.

Сейчас мы едем в центр и к Волге. Потом выезжаем в Волгоград. Возможно, еще успеем на вечерние мероприятия, посвященные празднику. Даже если не успеем, все равно сходим к Родине-матери.

Хвалынск. Центральная площадь.

Хвалынск. Центральная площадь. Приготовления к празднику.

В Хвалынске есть картинная галерея (бывший дом Радищевых, 1865 года постройки) имени уроженца этого места Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, рядом с которой расположен памятник художнику, а также дом-музей Кузьмы Сергеевича. А в центре у дома культуры есть огромный деревянный красный конь. На одном из перекрестков на билборде репродукция знаменитой картины «Купание красного коня». Помнят своего знаменитого земляка хвалынцы!

Хвалынск. Центр.

Вообще, здесь, куда ни глянь, всюду история, красота, кирпичные старые дома, то одного купца, то другого. А еще тишина, покой и умиротворение. Такая провинциальная провинция, что чувствуешь себя здесь далеким от всего, наедине с собой, своими мыслями, перенося себя в те далекие времена, когда здесь только зародилось селение, представляя, кто ходил по этой земле, кто жил в этих домах. В каждом из этих памятников истории и архитектуры хочется жить — они дышат историей, культурой, у них есть стиль, выправка (в отличие от современных пластиковых коробок). Если бы не некоторые современные элементы, можно было бы подумать, что ты не в 2019, а в 1919 году, а то и раньше.

Хвалынск. Кот. Сам по себе кот, свой собственный.

Но тут ты возвращаешься в реальность и задумываешься — хорошо, конечно, жить в таком доме, чувствуя себя богатым купцом того времени, когда был построен дом, но как в этих домах обстоят дела с коммуникациями, не протекает ли крыша, и прочно ли стоят стены, не ведет ли дом, нет ли сырости — то есть в том ключе, реально ли жить в таком доме сегодня, наслаждаясь прикосновением к прекрасному, а не решая ежедневно строительные проблемы.

Хвалынск. Вот, что бывает, если на земле, выделенной под стадион, не строить ЖК. Привет краснодарским чиновникам.

Хвалынск. Гостиница купца Хренова. 1880 год постройки.

Интересно, так же прекрасны эти дома внутри, как и снаружи? Хорошо ли за ними ухаживают?

Все присутственные учреждения находятся в исторических зданиях. Люди живут в деревянных домах, сохранивших старый облик, но в хорошем состоянии. Во многих домах окна стеклянные, а не пластиковые. Может, от отсутствия денег (хотя городок бедным не выглядит), а может (во что хотелось бы верить), чтобы не портить архитектурный облик.

Хвалынск. Волга.

Побывали на центральной площади — здесь памятник воинам-хвалынцам, разбиты клумбы, и солнце пробивается сквозь вышеупомянутую деревянную красную фигуру коня. Вовсю идет приготовление к празднику.

Хвалынск.

Прошлись к набережной. Здесь нет обустроенного променада и пляжа — Волга в этой части для купания и отдыха не предназначена. Только дамба. Но вид завораживающий, особенно в утреннем свете. Вода сливается с горизонтом.

Хвалынск. Памятник К. С. Петрову-Водкину.

Хвалынск. Картинная галерея им. К. С. Петрова-Водкина.

А еще по дороге мы встретили совершенно довольного своей жизнью котяру, который, судя по лощености, любимчик всего района. Его взгляд говорил нам, что он уже привык к вниманию, но это ниже его достоинства — откликаться на какое-то там кис-кис, особенно от заезжих туристов. Он сам по себе кот, свой собственный, и нам следует идти своей дорогой, держа руки при себе. Впрочем, котенька снизошел до фотосессии.

Хвалынск.

Хвалынск. А вот как современность уродует историю.

Затем мы занялись крайне важным делом — поиском магнита (а мы покупаем магниты из всех мест, где бываем, если не забудем). Это было непросто. Мы объездили многие улицы (впрочем, это было не без пользы — мы основательно осмотрели городок и влюбились в него окончательно), измучили карту запросами, заходили в те немногие магазинчики, что были открыты в праздничный день в 9 утра, но увы.

И вот, мы увидели на карте Дом книги. Да вот же оно! — подумали мы и устремились. Зашли, огляделись, нет, вроде. На всякий случай спросили продавщицу. Она указала нам на дверь. Но не в смысле уходите, а за дверью, совершенно неприметно, висело несколько магнитиков. Выбрав лучший, идем расплачиваться. И тут с улицы заглянула тетенька, рекламировавшая фигурные шарики от этого магазина. Она попросила Толю достать танк. Мы сначала не поняли, о чем речь, и стали оглядываться в поисках танка. А тетенька сказала, что нужно смотреть наверх — гелиевый шар висел под потолком. Оказав помощь милой даме, мы заодно добавили себе пару кадров — с воздушным Т34.

Хвалынск.

Хвалынск. Действующая пожарная часть с каланчой.

Ну вот, все дела сделаны, и как бы ни было жаль покидать это чудесное место, пора двигаться.

Дорога из Хвалынска столь же живописна, как и сам городок — можно ставить фотоаппарат на серийную съемку, а самим ехать со скоростью 3 км/ч, настолько хочется все разглядывать.

Виды вокруг Хвалынска.

В 12:40 мы уже в Саратове, заскакиваем в ТЦ на окраине пообедать. На фудкорте обнаружили мини-столовую, где блюда продавались на развес, причем салаты и второе по одной цене за 100 грамм (53 руб.), а первое и десерт оценены за порцию. Вкусно и сытно, нам хватило 645 руб., чтобы наесться. Заодно остыли после улицы и отдохнули от машины, размялись.

В 13:30 мы едем в сторону СКАД — Саратовской кольцевой автодороги, и мчимся в сторону Волгограда. Еще 380 км предстоит проехать. Навигатор считает, что это около 5 часов пути. В сам Саратов не заезжаем — мы там уже были.

Саратовская область.

Последние несколько дней стоит жара уже с самого утра. Хорошо, что в первой половине пути мы застали прохладные погоды. В прошлый раз, когда мы ехали в августе, пекло на протяжении всего пути, а это не очень. И в сон клонит.

В 16 часов въезжаем в Волгоградскую область. До Волгограда еще 3,5 часа и 250 км. Жуем сухарики, чтобы не засыпать, а то на жаре, да после обеда ну очень хорошо спится. Да и общая дорожная усталость дает о себе знать. Завтра должно открыться второе дыхание, чтобы доехать до дома.))

Волгоградская область.

Проезжая Камышин, в первый раз за эту поездку увидели указатель на Краснодар — все ближе и ближе ставшие уже родными пенаты. А еще нас там ждут наши котики и соседи, приглядывающие за домом и котиками. Интересно, кто из них ждет нас больше?))

К 19 часам мы прибыли в Волгоград, до гостиницы всего 23 км — последний рывок на сегодня. Через полчаса мы уже у гостиницы. Останавливаемся там же, где и 5,5 лет назад. На подъезде там все так, как и было — асфальт не появился. С — стабильность. Мы в гостинице «Академическая» на улице Качинцев, 63. Номер с удобствами списал с нашей карты 1200 руб.

Волгоград.

Немного передохнули, привели себя в порядок и отправляемся к Мамаеву кургану. Кстати, от гостиницы это совсем недалеко.

Город пустой, паркуемся рядом с ТЦ у кургана. Парковка битком. Вот где все. Вместе с людским потоком течем к главной святыне города и одной из главных страны. Оттуда хорошо будет видно салют, поэтому толпы (а это именно огромные нескончаемые толпы) людей идут на курган занимать места.

Мы поднялись к Родине-матери и отдали дань памяти тем, кто спит здесь вечным сном. На салют оставаться не стали. Во-первых, мы представили, КАК мы потом отсюда будем уходить и уезжать, а скученность мы крайне не любим, а во-вторых нам нужно хорошо отдохнуть.

Волгоград. Родина-мать зовет!

И, даже несмотря на то, что ушли мы, даже не дождавшись начала салюта, мы встретили на парковке прямо жесткач. Это были приехавшие на салют. Они крутились по парковке, в надежде на освободившееся место, но нет — все хозяева машин были на кургане. Они вставали вторым рядом, перекрывая все и вся. Плюс к этому люди. Они шли со всех сторон.

Толя как следует понервничал, выезжая с парковки, иногда культурно, иногда не очень прося подвинуться встречных и второрядников. Но все же мы вырвались без потерь.

Вернулись в гостиницу, падаем отдыхать.

Завтра нас ждут Мамаев курган и набережная. Потом Элиста. Затем село в Ставропольском крае, где Толя встретится со своим бывшим коллегой. А после мы будем дома.

ВОЛГОГРАД — ЭЛИСТА — КРАСНОДАР. ДОМОЙ ЧЕРЕЗ СТЕПИ КАЛМЫКИИ И ДОМ БУДДЫ

Вчера, в День Победы, мы приехали в Волгоград. Сходили на Мамаев курган, к Родине-матери, почтили память павших.

Сегодня у нас запланирована прогулка по набережной и посещение кургана (мы там уже бывали, но никогда не будет лишним возвращаться туда снова и снова).

Затем мы выезжаем домой, в Краснодар, с заездом в столицу Калмыкии, Элисту — там прогулка и обед. В прошлый раз мы шли от Волгограда через Ростов-на-Дону, теперь посмотрим другой регион.

Итак, 10 мая 2019 года, последний день нашего путешествия. Сегодня нам предстоит преодолеть 800 км. Надежда на открытие второго дыхания.

Волгоград. Набережная.

В 7:30 местного времени (+1 от Мск) выселяемся из гостиницы и отправляемся в город.

Волгоград. Памятник А. С. Пушкину у ресторана.

Волгоград. Бетонно-стеклянный монстр пожирает красоту старой архитектуры.

Волгоград. Родина-мать.

Волгоград. Площадь Память поколений. Вводная композиция-горельеф «Память поколений».

Сначала идем гулять на набережную и вокруг. Вниз, к воде, не спускаемся, несколько кадров сверху и бегом дальше. Прошлись по окрестностям, встретили бронзового Пушкина у ресторана, пожали руку Александру Сергеевичу.

Волгоград. За нашу советскую Родину! СССР!

Волгоград. Вид на город с подножия Мамаева кургана.

Волгоград. Подъем к Родине-матери. Аллея пирамидальных тополей.

Волгоград. Вид на город с подножия кургана.

Затем отправляемся на курган. Подъезжаем к нему в этот раз с другого входа — в прошлый раз мы заходили со стороны Выставки военной техники, сейчас — со стороны площади Память поколений.

Волгоград. Мамаев курган. Площадь Стоявших насмерть. На переднем плане скульптура «Стоять насмерть».

Волгоград. Мамаев курган. Стены-руины. Стена Ни шагу назад. В этих стенах звучит голос Левитана, объявляющий начало войны, свист и разрыв бомб, строки песни «Священная война».

Волгоград. Мамаев курган. Стены-руины. Стена Только вперед. В этих стенах звучит голос Левитана, объявляющий начало войны, свист и разрыв бомб, строки песни «Священная война».

Волгоград. Мамаев курган. Стены-руины. В этих стенах звучит голос Левитана, объявляющий начало войны, свист и разрыв бомб, строки песни «Священная война».

Сложно что-то писать об этом месте. Здесь надо просто побывать. Помолчать. Пройтись. Подумать. Постоять у вечного огня в Зале воинской славы. Прочувствовать сердцем, ЧТО здесь было.

Вспомним всех поименно,
горем вспомним своим…
Это нужно —
не мертвым!
Это надо —
живым!
«Реквием», Р. Рождественский.

Волгоград. Мамаев курган. Площадь Героев. Скульптура Крах фашизма.

Волгоград. Мамаев курган. Вход в Зал воинской славы.

Волгоград. Мамаев курган. Зал воинской славы.

Волгоград. Мамаев курган.

Единственное, что можно отметить нейтрального — Родина-мать сейчас на реконструкции, и близкого подхода к ней нет.

Волгоград. Мамаев курган. Вид на Родину-мать из Зала военной славы.

Волгоград. Мамаев курган. Родина-мать.

Волгоград. Мамаев курган. Площадь Героев. Видны скульптуры Крах фашизма и Знаменосец.

Волгоград. Мамаев курган. Площадь Героев. Скульптуры слева направо: Крах фашизма, Знаменосец, Командир, Матрос, Санитарка, Выстояв, мы победили смерть. Вид на Волгу. Напротив скульптур Стена-знамя с надписью: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли и шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?!» (автор В. Гроссман).

Волгоград. Мамаев курган. Площадь Скорби. Скорбящая мать в Озере слёз.

Двигаемся на выезд из города. До Элисты 300 км.

Волгоград.

К Элисте дорога прямая и спокойная по трафику. Вокруг степи — ни деревца, только редкие одинокие домики, и катились через дорогу верблюжьи колючки. Минус такой местности — ветра. Нет, не так. Ветрищи!

Калмыкия.

Долго ли, коротко ли, а приехали мы в столицу Калмыкии. Паркуемся в центре и пробегаемся вокруг — погодка не шепчет, ветрено, хмуро и моросяще. Особых достопримечательностей нет, так что управляемся мы быстро, отсняв со всех возможных ракурсов то немногое, за что здесь может уцепиться глаз.

Но прогулкой единой сыт не будешь, и направляемся мы в кафе «Чиполлино», тут же, в центре, расположенное и обещающее национальную кухню. Заходим, а там! Полная посадка. Едва найдя свободный крошечный столик на двоих, листаем меню. Выбираем и идем к стойке делать заказ. А не тут-то было. Нам говорят, что время ожидания будет больше часа. Увы, нам ждать некогда. Решив, что перекусим где-нибудь чем-нибудь в пути, идем к машине.

Прежде чем покинуть Элисту, едем к дому Будды. Внутрь заходить не собираемся, но оценить архитектуру снаружи хотим. Весьма интересное здание.

А еще есть здесь одно место, о котором я знать не знала, а Толя хотел посетить. Это Город Шахмат — общественно-деловой, культурный и жилой комплекс, расположенный к юго-востоку от Элисты. Построен в связи с проведением в Элисте XXXIII Шахматной Олимпиады в 1998 году. Комплекс построен по проекту архитекторов С. Курнеева, Л. Амнинова и А. Босчаева. Центральный объект — Дворец шахмат (Сити-Чесс-холл), напоминающий калмыцкую кибитку, в котором проходила шахматная олимпиада и 69-й конгресс ФИДЕ. Сейчас это административно-территориальное образование с особым статусом, которое имеет свои органы управления, нормативную базу, службы жизнеобеспечения.

По дороге туда мы встретили памятник Остапу Бендеру и 12 деревянных стульев со столиками вокруг него. А охраняла все это черно-белая кошка, которая пристально за нами наблюдала, пока мы принимали позы и щелкали фотоаппаратом. Денег не взяла, и на том спасибо.))

Калмыкия. Элиста. Скульптура Остап Бендер.

Приехали мы в этот шахматный город. И что я имею вам доложить. Ничего особенного там нет. Точнее, когда-то было, когда Кирсан Илюмжинов (Первый президент Республики Калмыкия (1993—2005, 2005—2010 — Глава Республики Калмыкия), Президент Международной шахматной федерации (1995—2018) активно занимался этим местом. Сейчас там упадок и неухоженность. Так что мы проехали по главной аллее, купили магнит в сувенирной лавке, и отправились в сторону дома.

Небо так и не прояснилось, едем пока в хмурой серости, ну да оно и хорошо — не жарко. Калмыкия после столицы не изменилась — такая же пустынная степь. Вся жизнь сосредоточена в столице.

Калмыкия.

Разговорами да музыкой коротали мы дорогу, а тут уже и Ставрополье. На границе края и Калмыкии есть озеро Маныч — там Толя тоже успел поработать — делали капремонт моста. Не можем проехать мимо — останавливаемся для фото на память, заодно и разминаемся.

Ставропольский край.

Ставропольский край. Озеро Маныч.

В селе Дивном Ставропольского края заправляем машину и перекусываем на заправке.

Вот уже и вечереет, а у нас еще одно дело — заехать к бывшему Толиному коллеге в село Красногвардейское Ставропольского края.

Кстати говоря, как только въехали в Ставрополье, пейзаж тут же изменился — деревья, горы, красота!

Ставропольский край.

Заехали на поболтать, а время-то уже огогошеньки! А еще ехать и ехать! 243 км, уже 21:30, и силы на исходе. Но близость дома нас подбадривает, мчим!

Несколько раз останавливаемся отдохнуть и поспать: последний бой — он трудный самый!

В итоге дома мы около 2 часов ночи. Дома нас встретили коты и заросший двор. Нельзя уезжать из частного дома весной!))) Ну ничего, это все мы будем разгребать завтра и в последующие дни. А сейчас спать, спать, спать...

Цифры путешествия:

Общий километраж — 10 500 км, 16 дней.

Бензин — 23 594 руб., 565 л. Самый дешевый АИ-92 в Казани — 38,44 руб., самый дорогой — в Кудече (Могочинский район, Забайкальский край) 46,5 руб.. В среднем по стране — 42 руб.

Гостиницы — 18 270 руб. Самые дешевые, 1000 руб., в Чите, Улан-Удэ, Ишиме, Тюмени, Перми. Самая дорогая, 2570 руб. (это самый дешевый номер, одноместный), на Байкале, в Утулике (в 2013 г. двухместный номер стоил 1800).

Еда — 14 621 руб. + 5 000 руб. потратили во Владивостоке на провиант в дорогу (консервы, чай, кофе, сахар и т.п.; съели далеко не все).

Сувениры — 854 руб.

Прочее (стоянки, стирка, замена масла, мойка) — 2 782 руб.

Итого — 60 121 руб.

Цифры прошлой поездки (2013 год):

Общий километраж — 10 300 км, 19 дней.

Бензин — 19 280 руб., 647 л. Самый дешевый — в Красноярске (27 руб.), самый дорогой — в Чернышевске (Забайкальский край), 36 руб. В среднем по стране 30-32 руб.

Гостиницы — 26 370 руб. Самая дешевая — в Омске (800 руб.), самая дорогая — на Байкале, в Утулике — 1800 руб.

Еда — 13 216 руб.

Сувениры — 748 руб.

Прочее — 3192 руб.

Итого — 62 806 руб.

Хотим поделиться советами из собственного опыта по организации автопутешествий.

Первое и самое главное: соблюдайте ПДД! Всегда и везде! Не рискуйте своей и чужими жизнями и здоровьем!

ПЕРЕД ПУТЕШЕСТВИЕМ:

1. Проработайте схему маршрута с пунктами ночевок. При планировании имейте в виду, что на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири трафика практически нет, можно за день проехать больше километров, чем в европейской части России, где поток машин практически не прекращается.

2. Выберите по 2-3 гостиницы в пунктах ночевок, запишите телефоны, потому что в пути может не быть интернета.

Мы обычно выбираем гостиницы на 2-3 дня вперед, потому что, если выбирать заранее, в гостинице на момент заказа может не оказаться номеров, и работа будет проделана зря.

Кроме того, в пути могут поменяться планы — например, рассчитывали проехать до одного города, а смогли проехать дальше, или наоборот, проехали меньше.

Мы выбираем гостиницы на букинге, потом находим их сайт, смотрим номера и звоним заказать. Нет у нас доверия к электронным системам бронирования.))

3. Проверьте машину на готовность к дальней поездке: состояние аккумулятора (если он уже израсходовал свой ресурс, поменяйте), целое ли запасное колесо, нормальное ли давление в колесах, нет ли повреждений, все ли лампочки в фарах светят, поменяйте масла, если нужно, убедитесь, что номера прикреплены надежно.

4. Что взять с собой.

Продукты:

• консервы (паштеты на завтрак, салаты);
  • сублимированная лапша на всякий случай, если в округе не будет приличного кафе или магазина (на Дальнем Востоке, по крайней мере, пригодится :));
  • чай, кофе, сахар, ультрапастеризованное молоко (если нужно для кофе, оно не портится без холодильника);
  • перекусы в дорогу — снэки, орехи, сухофрукты, бананы, колбасно-сырные нарезки (в количестве на 1-2 дня), хлеб;
  • вода минеральная и обычная (для чая).

Для машины:

• компрессор;
  • набор гаечных ключей, отверток, плоскогубцы;
  • масло на долив;
  • средство для протирки стекол «антидождь»;
  • то, что необходимо вам для нужд вашей машины;
  • если у вас большой расход топлива и вы едете в не самые обеспеченные инфраструктурой места, возьмите канистру для бензина. Не забудьте ее наполнить!))

Вещи:

• пластиковая многоразовая посуда, открывашка, нож;
  • бумажные полотенца, туалетная бумага, влажные салфетки большого размера в пачке с пластиковой крышкой (чтобы не высохли), бумажные салфетки в коробке — поставить в машину;
  • машинные зарядки для ваших гаджетов;
  • запасные батарейки для машинной сигнализации;
  • мусорные пакеты, фасовочные пакеты;
  • прищепки;
  • на всякий случай, полотенца — если вы заказываете гостиницы класса эконом, можно столкнуться с отсутствием полотенец, или недостатком — бывало, нам в двухместном номере давали одно большое и одно маленькое полотенце;
  • удлинитель.

5. Оставайтесь на связи — выберите необходимые опции на своем тарифе, чтобы не переплачивать.

ВО ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВИЯ:

1. Заправляйтесь, когда осталось полбака, особенно, если вы в таких местах, где приличные заправки встречаются нечасто. Старайтесь не заправляться на безымянных заправках. Сетевые заправки обозначены на картах, и можно рассчитать свой заправочный маршрут.

2. Навигатору доверяйте, а сами не плошайте — смотрите на знаки и указатели.

3. На трассе останавливайтесь на перекус в тех кафе, где стоит много машин, в пустынных местах старайтесь обходиться своей едой — неизвестно, как организм отзовется на еду из безымянного кафе посреди тайги.

В городах, если хотите сэкономить, ищите столовые (только обращайте внимание на выходные и праздничные дни!), на фудкортах в торговых центрах обычно есть точки с едой на развес (не фастфуд), смотрите отзывы о кафе, обычно там указывается средний чек.

Пробуйте национальную кухню жителей региона, открывайте для себя новое.

На многих сетевых заправках сейчас можно купить неплохой кофе и перекус, часто бывают акции — например, два по цене одного.

4. Если хотите осматривать города в пути, заранее составьте список достопримечательностей, составьте удобный маршрут, пометьте особенности — например, нет парковки или на осмотр понадобится много времени.

Если хотите посетить музей или иное место с графиком работы, сделайте отметку, как это место работает, часто в музеях бывают выходные среди недели.

Если особых предпочтений нет или мало времени, съездите в центр города, прогуляйтесь по набережной или местному «арбату», если они есть — обычно вся красота сосредоточена там.

5. Если хотите написать статью о своём путешествии, то делайте заметки в пути — по прошествии многих дней будет сложно вспомнить, что и где происходило.))

ПОСЛЕ ПУТЕШЕСТВИЯ:

1. Проверьте машину, все ли в порядке, не нужно ли поменять масла и прочее.

2. Разберите фото, иначе они рискуют остаться гигабайтами лежащего мертвого груза.