|
В сентябре-октябре 2008 года я проехал по маршруту Мурманск — Сочи — Байкал — Мурманск на Hyundai Accent и в тот момент, когда доехал до Байкала и посмотрел атлас, мне подумалось — а ведь и до Владивостока оказывается не так уж и далеко… Даже ближе, чем вернуться обратно! С тех пор в голове зрела поездка через всю страну!:)
В итоге в апреле 2009 года я купил новую Skoda Octavia и через полтора года отправился в путь! Один! В неизвестность… :)
Сразу прошу прощения за корявый текст — писатель из меня никудышный! :) Если что — задавайте вопросы — отвечу! На момент отъезда пробег «Октавии» составлял 24 с небольшим тысячи километров. На всякий случай сделал на полгода страховку КАСКО и проверил у дилера подвеску. Интересный факт: на официальном сервисе, когда узнали мой маршрут, то кроме оплаченной диагностики ходовой мне бесплатно сделали компьютерную диагностику двигателя, о которой я не просил — приятная мелочь! Никакого криминала ни там, ни там не было, и я отправился в путь!
Выехал из Мурманска в районе обеда 2 сентября 2010 года. Шёл дождь, что вроде как хорошая примета (я, правда, в них не верю, но всё же…).
До Медвежьегорска ехал по единственной дороге, федеральной трассе М-18 «Кола». Качество её оставляет желать лучшего, особенно на участке Зеленоборский — Медвежьегорск.
Хотя в Мурманской области — отличная дорога! Приличных заправок тут хватает. В Мурманской области это «Роснефть», в Карелии — «ТНК». В Медвежьегорске свернул вдоль Онежского озера на Пудож, Вытегру. В первой и заночевал в Машине на заправке под проливным дождём! В Вытегре заправка «Лукойл» находится чуть в стороне от маршрута, в сторону Питера. А ещё там есть подводная лодка-музей! Правда, в неё я, к сожалению, не попал — работает она с 9 утра, а я проезжал на полтора часок раньше! Там же находятся шлюзы Волго-Балтийского канала.
Участок Медвежьегорск — Вытегра не отличается хорошими дорогами — местами грунтовка, местами асфальт такой, что лучше бы была грунтовка! Дальше по планам маршрут должен был пролегать через Липин Бор, Никольский Торжок и в Вологду, но… Пока завтракал на «Лукойле» в Липином бору узнал, что в 70 км в стороне, в Белозерске находится подруга — пришлось из данной точки изменить маршрут: Липин Бор, Белозерск, Шексна, Вологда. Провёл несколько часов в Белозерске, прогулялся, размялся. Когда доехал до Шексны — встретился на полчаса с сокурсником! Участок Липин Бор — Белозерск это километров 60 грунтовки с паромной переправой через Волго-Балт. По атласу, кстати, дорога обозначена как «главная, с твёрдым покрытием»! Паром мне напомнил мотоцикл с коляской — небольшой буксирчик с приделанным к нему плотом-платформой! Расписание — в дневное время раз в час.
От Белозерска до Вологды — отличная дорога! Дальше мне друзья советовали маршрут через Тотьму, Никольска до Шарьи, но я, поверив атласу, решил по-другому: по федералке М-8 «Холмогоры» до Пречистого, а дальше налево на Любим, Буй, Галич, Нею, Мантурово, Шарью, Котельнич. Честно говоря, о своём решении не пожалел только потому, что по хорошим дорогам иногда ехать скучно! На большем участке этого пути дорог в общепринятом понимании нет вообще!
Грунтовки и чуть ли не полевые дороги! Учитывая то, что недавно прошёл дождь — иногда посещала мысль, что если остановлюсь в грязи — могу не тронуться! А по атласу уже знакомая «главная, с твёрдым покрытием»! Хотя! На одном из участков неожиданно в ночи появился асфальт! Причём с хорошим качеством, первые километров 10 вообще прямая без поворотов и без машин! И широкая! Даже возникла мысль — не запасной ли это аэродром! А потом снова бездорожье! Правда, уже с капитальным строительством новой дороги! :) За Шарьёй населённый пункт с интересным названием — Бурундучиха!
Когда выехал на трассу «Вятка», то в зеркало заднего вида увидел знак, что там, откуда я приехал — тупик… Немного поразмышлял о дороге, атласе и знаках (ведь с другой стороны, откуда я приехал, знаков тупика не было, зато были указатели, что еду в правильном направлении)! Где-то под Котельничем на заправке «ТНК» (замаскированную под «Славнефть») переночевал второй раз в машине. Когда проснулся, уже светило солнце, которое до Владивостока ни разу не заволокло тучами! Поехал дальше, по трассе «Вятка» до Кирова и… ошибся дорогой! От Кирова нужно было через Кирово-Чепецк и Зуевку в гости в Глазов, а я почему-то поехал через Слободской на Омутнинск, в сторону Перми! Строго говоря, если бы не планы в Глазов, то этим бы маршрутом и надо было ехать! А в итоге за Омутнинском свернул на Глазов по дороге, в атласе отмеченной, как «местная с твёрдым покрытием», а на деле — обычная дорога между деревнями — то по полю, то по лесу, глубокие колеи чуть сровненные трактором с чем-то тяжёлым на буксире! В дождь бы сюда я уже не сунулся!
Но в итоге благополучно проехал эти полсотни километров и в обед 4 сентября добрался до Глазова. Несколько часов погостил и поехал дальше до населённого пункта Игра, где повернул на Пермь и вскоре остановился на третью ночёвку. Утром поехал дальше. Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск. За Тюменью в плане заправок балом правит «Газпромнефть» (правда, в некоторых местах заправки ещё не переделали и на них вывески «Сибнефти»). Где-то в перед Омском четвёртая ночёвка в машине. Кстати, на подъездах к Омску «порадовали» дорожные указатели — когда в пределах 20 метров стоят два указателя, на одном из которых расстояние до Омска указано 96 км, а на другом — 110! Называется: не верь глазам своим!
Проехав Омск немного пофотографировал машину в окружающей природе — в поле и в берёзовой роще!
Во второй половине дня приехал в Новосибирск. Там мне нужно было пройти плановое ТО-30 000. Пока крутился по городу в поисках стоящего официального такси, на одном из круговых движений, при выезде с него не заметил в листьях деревьев знак «Стоп», за что был остановлен ДПСниками. Как они сказали, знак повесили недавно, поэтому ловили нарушителей каждые минуты две! Когда сели оформлять протокол, старлей посмотрел откуда я, что тоже, как и он, офицер, спросил куда еду. В итоге не только не стал выписывать штраф, но и объяснил, как проехать в тот район города, где находится дилер! За это ему большое спасибо!
Проехав по его легенде, увидел таксиста на «Шкоде», который указал точное место салона! После того как нашёл нужное мне место, я поехал ночевать в гостиницу — 5-6 часов сна в машине — легко, а тут до времени ТО оставалось целых 12! Техобслуживание заняло два часа. При этом, кроме предусмотренных регламентом работ, я попросил на всякий случай поменять свечи, проверить подвеску вручную и на стенде и сделать развал-схождение. В результате стоимость ТО увеличилась с 6 до 11 тысяч, но я не жалею. По результатам проверки ходовой, мне по гарантии заменили тяги заднего стабилизатора. Сказали, что они должны были уже постукивать — но стуков я не слышал, да и ладно! А вот то, что я сразу не заметил, что в счёт они включили 5 литров моторного масла вместо 3,6 — это плохо! Это испортило положительное впечатление от дилера!
Дальше мой путь лежал через Кемерово, Красноярск, Иркутск. До Кемерово поехал не по федералке, а по указателю на Ленинск-Кузнецкий и от него только в Кемерово. Получился небольшой круг, зато я не петлял по городу в поисках трассы, а поехал сразу по вполне нормальной дороге. На выезде из Новосибирска находился большой рынок с которого уходили доверху загруженные микроавтобусы со всяким тряпьём — на трассе они смотрелись забавно! Также проехал населённый пункт Мусохраново. Причём ехал быстро, на указатель взглянул мельком — прочитал не правильно, вернулся и посмотрел — ошибся! Но зато повеселился немного!
Доехав до Красноярска порадовался построенной объездной дороге — два года назад, когда я ездил на Байкал, её ещё не достроили и пришлось частично ехать через город! Но зато чуть не обсох в тех краях — надеялся на заправки известных операторов, а их всё не было! «Роснефть» появилась уже за Красноярском, около поворота на Уяр, когда у меня по компьютеру оставалось 15 километров до пустого бака! Всё это время у меня в багажнике лежала пустая канистра, но её не использовал, помня с предыдущей поездки, что заправки есть! За Канском закончилась нормальная асфальтовая дорога. Пошли грунтовые участки федеральной трассы М-53 «Байкал»!
Справедливости ради хочу сказать, что дорога по сравнению с 2008 годом стала значительно лучше! И идёт строительство новой дороги, в объезд населённых пунктов и по новым стандартам! Это радует. Хотя не думаю, что они доделают дорогу к следующим президентским выборам (это к тому, что Путин сказал, что от Москвы до Владика открыто сквозное асфальтовое движение!)! А пока на участке от Канска до Тулуна большая часть дороги находится в отвратительном состоянии, местами асфальта, кажется, никогда и не было и лишь в нескольких местах открыто движение по вновь построенным участкам. Причём как-то непонятно, почему строят не от начала до конца, а как-то отрывками и посередине! Заночевал в машине в Тайшете. Два года назад ночевал в том же месте — там очень приличное кафе. Раньше дорога проходила через Тайшет и на выезде была заправка «Роснефть», сейчас сделали объезд, заправка осталась в стороне. Во второй половине дня 8 сентября проехал Иркутск.
В шутку можно сказать фразу из фильма «Назад в будущее»: «Точка невозвращения» :) — за Иркутском официальных дилеров ни «Шкоды», ни родственного «Фольксвагена» нет! Перед городом перегорела лампочка ближнего света, причём понравилось то, что борткомпьютер об этом сообщил мне по-русски: «Проверьте ближний свет справа!» — до этого момента я не знал, что все лампочки диагностируются! Был приятно удивлён! Сразу за Иркутском начинается 70 километров горной дороги, о чём предупреждает указатель. Этот участок напоминает участок дороги вдоль Чёрного моря от Джубги до Сочи, только тут слева озеро Байкал. А так — такие же повороты, в которые фуры не всегда с первого раза вписываются! На этом перевале в районе деревни Большая Глубокая по левую сторону тоже очень хорошая кафешка, которую тоже я для себя открыл ещё два года назад!
До Улан-Уде периодически встречаются заправки «Роснефть». Если не ошибаюсь, последняя в Бабушкине. Дальше, до Владивостока, вроде как «Роснефть» где-то и есть, но как-то уж очень она прячется! Про других наших гигантов вообще молчу — ни «Лукойла», ни «Газпромнефти», ни «ТНК» там нет и в природе! «Роснефть» строит заправку в Чите, но пока она не работает. + есть она и в самом Владике. Про Хабаровск что-то не помню… Что-то я забежал вперёд… В общем, после заправки в Бабушкине я провёл очередную ночёвку в машине перед Улан-Уде, после которой утром поехал по местности с очень красивыми пейзажами! Даже не знаю, как их назвать! Что-то среднее между степями и горной местностью!
Очень много территории без деревьев или с отдельно стоящими деревьями, при этом всё покрыто травой! На участке Мухор-Шибирь — Глинка на перевале стоит памятник — военным дорожникам, которые ещё 1 октября 1979 года проложили трассу Улан-Уде — Чита!
Мне кажется, если бы им дали задание, то ещё через пару лет они бы и до Хабаровска достроили! А так — прошёл 31 год, когда доделали этот участок! :) Перед Читой, километров за 100, в районе населённого пункта Улёты, по правую сторону будет заправка «КОРС», местные таксисты её рекомендовали. В самой Чите она же находится в центре города. По трассе там (в районе Читы и в самом городе) периодически встречаются заправки «НЕФТЕМАРКЕТ», но на большинстве из них нет 95 бензина и, говорят, бензин там не очень… На «КОРСе», кстати, цена бензина зависит от количества заправляемого топлива — чем больше заливаешь, тем дешевле литр!
В Чите залил полный бак до краёв (55 литров) и канистру до краёв (ещё 24) и поехал в ночь по вновь построенной трассе М-58 «Амур», где за пару недель до меня Путин катался на Калине! :) Скажу честно — дорога — как за границей! Отличный асфальт, разметка, знаки, катафотики на отбойниках! Дорога всего по одной полосе в каждую сторону, но на подъёмах добавляется ещё одна полоса. Правда, на момент 9 сентября, когда я туда ехал, ещё около сотни километров находилось в виде грунтовки, о которой по телевизору не говорили,
…но остальные тысяча с лишним километров… Движения ночью практически нет, населённых пунктов нет, ДПС нет… Практически весь этот участок я буквально пролетел — скорость держал 180-200, а то и выше! А утром поставил свой рекорд — 215 км/ч по спидометру! Момент 210 км/ч даже сфотографировал! :)
За такую скорость поплатился расходом бензина — бак закончился, залитая канистра закончилась, а нормальных заправок всё нет… Когда по компьютеру осталось ехать 30 км до полного израсходования топлива, от безысходности заехал на местную заправку возле поворота на Семиозёрный. Она представляла собой три цистерны, три старых ржавых совдеповских стрелочных колонки, деревянную будку с окошком, в котором сидел небритый мужик-кассир! И всё это глухой ночью! :) 95 бензина, естественно, нет! Вставил пистолет с 92, подошёл к кассиру, спрашиваю, хороший ли бензин, не отравится ли двигатель? В ответ услышал с обидой в голосе: да нормальный У МЕНЯ бензин! :) Поверил, залил 20 литров! На них проехал вроде бы без проблем до пересечения с федералкой М-56 «Лена» — сразу за ним по левой стороне заправка НК «Альянс», на которой 95-й с припиской Green Eco. В тонкости не вникал — видимо, это что-то типа «Экто» у «Лукойла» или «Пульсара» у «ТНК».
К слову, дальше эти заправки присутствуют в достаточном количестве вплоть до Владивостока! На них и заправлялся, тем более, что приличной альтернативы больше и не было! Ночевал снова в машине, немного не доезжая Амурской области. Кстати, впервые за поездку спал не на стоянке между дальнобоями, а в одиночестве, в тайге! Когда проснулся — вокруг уже гоняли дорожные работники со своей техникой! Утром въехал в Амурскую область. Не доезжая километров 80 до поворота на Сковородино — первая после Читы нормальная заправка! Эта же заправка сразу после поворота, там же и гостиница. Завтракал в Талдане — неплохое кафе, где питаются немногие в тех краях дальнобои, перегонщики и водители строительной техники.
Следующие 400 км ехать было повеселее — появился попутчик — брат моего сослуживца. Но эти 400 км пролетели быстро — дорога всё ещё отличная, соответственно и скорость тоже! :) До города Свободный, в принципе, ничего интересного больше не происходило, а в нём я остановился на сутки с двумя ночёвками в гостях! Там до Китая — 150 км, поэтому с сослуживцем, который был там в отпуске купили четыре или пять сортов китайского пива и немного отдохнули! Хорошо, утром никуда не надо было ехать — организму, ослабленному восьмидневным марафоном, наутро было тяжело! В Свободном первый раз фотографировались с моей машиной — во-первых, номера мурманские, во вторых, там вживую «Шкод» ещё никто не видел! :)
Утром 12 числа поехал дальше, в Хабаровск, там недалеко, километров 800, но я сделал крюк, километров в 250 — заехал «по пути» в Благовещенск — захотелось посмотреть на Китай, пусть и с другого берега реки Амур! :) На том берегу находится город Хэйхэ, который до нашей перестройки был деревней, но вырос на деньги наших челноков в 90-е годы!
Вернулся на трассу в районе Белогорска, там уже закончилась новая дорога, поэтому качество асфальта испортилось раза в четыре! Хотя в Еврейской АО дорога снова стала отличная! :) Немного не доезжая Еврейской АО, есть место, где все фотографируются! Если не ошибаюсь, стела «Москва — Владивосток» стоит сразу за рекой Бурея. Минус её — фонарные столбы и их провода стоят так, что с любого ракурса попадают в кадр! :)
Вечером 12 числа приехал в Хабаровск. Перед городом — мост через Амур — его построили не так давно, несколько лет назад, а до этого город был как бы отрезан от остальной России! В Хабаровске я снова остановился на сутки в гостях, немного погулял по ночному городу, 13 числа планировал посмотреть город днём, но… тут меня догнала акклиматизация! Температура 38,5, болит голова, живот… В общем, проспал весь день и утром 14 отправился к конечной точке маршрута — ВЛАДИВОСТОКУ! Дорога проходит параллельно границе с Китаем, качество — ниже среднего, но ехать можно! 765 км проехал за 9 часов. И вечером 14 сентября 2010 года доехал до своей цели! :)
Итого на путь Мурманск — Владивосток у меня ушло (если вычесть по одному дню, что я просто гостил в Свободном и в Хабаровске) десять дней и проехал я 11 тысяч километров! При этом каким-то чудом меня не остановили для проверки документов НИ НА ОДНОМ СТАЦИОНАРНОМ ПОСТУ ДПС! Как на машине-невидимке ехал! :)
Во Владике остановился в первой попавшейся мне гостинице, где были свободные номера — «МОРЯК» (1800 рублей за двухместный номер в сутки — одноместные все заняты!) — поставил машину и до отъезда обратно, до 18 числа, за руль больше не садился! Ездил на такси или просто пассажиром!
15 числа поехал купаться и загорать чуть подальше от Владика. Кстати, когда я выезжал из Мурманска, я даже не узнавал про погоду во Владике! Поэтому был удивлён, что там ещё сезон купания! Был приятно удивлён!
Вечером гулял по городу — вроде на дворе среда, а людей гуляющих множество!
16 на пароме поплыл на остров Русский — там красивая природа и красивые виды на окружающие его заливы! И ещё там находится один из фортов и батарея, защищавшая город!
17 числа просто гулял по городу, а вечером попал на концерт группы «Машина Времени» на центральной площади!
За три дня, проведённых во Владивостоке, решил, что надо посетить его ещё раз! Только, наверно, уже не на машине, а на самолёте и не на три дня, а недельки на две! Чтобы просто поваляться на пляже, покупаться в море, да осмотреть все окружающие город форты! Сейчас в городе ведутся масштабные работы по подготовке к саммиту АТЭС в 2012 году, строят новые развязки, мосты, путепроводы, расширяют дороги… Поэтому в городе множество пробок и т.д. Местные в шутку говорят, что живут не во Владивостоке, а во ВладиМостоке! :) А на острове Русском вырублено множество деревьев — строятся гостиницы и деловые центры к саммиту… Местные не особо этому рады… Вантовый мост на остров Русский будет самый длинный вантовый в России и седьмой по величине в мире! Возводят его раза в три быстрее, чем это делают во всём мире и многие сомневаются в его качестве… Расстроило, что из-за дорожных работ на въезде в город не было возможности сделать памятную фотографию рядом с дорожным знаком «ВЛАДИВОСТОК»! :( В самом городе поразило движение — все улицы очень извилистые, и с перепадами высот, множество нерегулируемых перекрёстков — а машины летают, как по автобану! Было интересно ездить в день приезда!
Три дня пролетело очень быстро, и утром 18 числа я поехал в обратный путь! Главным отличием пути назад было то, что я заехал в гости ещё в несколько городов, в результате чего протяжённость возвращения увеличилась на 6 тысяч километров!
Первые два дня пути — ничего интересного — та же ночёвка в Хабаровске.
И следующая в Свободном!
В Хабаровске кстати, попался человечный инспектор — в черте города я нарушал на 500 руб., а он выписал мне квитанцию, как гостю города, всего на сотню! :) И ещё, по пути обогнал «Опель», обклеенный наклейками «Новороссийск-Владивосток» и номером телефона! Позвонил водителю, пожелал счастливого пути! :) На третий день пути, 20 сентября, обедая перед поворотом на Сковородино и листая атлас, решил свернуть в сторону Китая по трассе М-56 «Лена» — там возле границы есть Албазинская крепость! Всего в ста километрах от трассы! Но! Когда я уже почти доехал, оказалось, что это погранзона и пропуска в неё нужно за месяц заказывать! В итоге поехал обратно! Да, забыл сказать — весь этот участок федералки — грунтовка!
И только пересечение с путинской трассой «Амур» — асфальтовый отрезок в обе стороны и отличная развязка!
До ближайшего поворота! :) Но та грунтовка — в принципе, неплохая — машин немного, шёл по ней 100-120 — пыль столбом, но ничего страшного! :) Да и природа там красивая! После возвращения на свою трассу сделал ещё одну отворотку в сторону — посмотреть на городок Ерофей Павлович! Просто интересное название и плюс читал, что когда федералки ещё не было — ездили через него! Сам город назван в честь Ерофея Павловича Хабарова — открывателя этих мест для России! Понравилось оформление вокзала!
И опять — только грунтовка! Когда вернулся на трассу — уже темнело, но по великолепному новому асфальту ехать в темноте — чуть ли не приятнее, чем днём — разметка блестит, знаки новенькие-чистые, на отбойниках все отражатели на месте — всё, как за границей! :) Но это снова был тот самый глухой участок, где практически нет никого и ничего! Один нюанс — теперь ехал со скоростью не более 140 — поэтому полного бака + канистра 24 литра мне хватило до Читы! Сэкономил литров 20 на этом отрезке! :)
Ночевал где-то километрах в 200 от Читы. Когда ложился спать, температура была в районе нуля, минус одного. А утром, когда поехал, был удивлён забортной температурой — в 9 утра термометр показал -9,5 градусов! И это при голубом небе и восходящем солнце! Возникла мысль, что хорошо, что не пасмурно — дорога бы покрылась коркой льда и ехать на летней резине было бы проблематично! А так — сухой асфальт! Но на всякий случай стал сбавлять скорость в поворотах! :)
Перед самой Читой навстречу мне попался караван машин, сопровождаемых десятком гаишных автомобилей — думал, что какой-то местный царёк поехал, и только потом, сопоставив числа подумал, что возможно это была комиссия — госприёмка трассы! Журналисты, Минтранс… Меня эта кавалькада, кстати, чуть с трассы не вытолкнула — хорошо был отбойник, к которому я прижался! А так — первая ДПС-ная машина, увидев меня, выехала мне в лоб, моргала дальним светом и что-то орала в матюгальник (что — я так и не понял, так как громко играла музыка :) ).
Так вот, я прижался к отбойнику, а навстречу мне пронёсся весь кортеж, не соблюдая ни скорости, ни рядности — у них было две полосы, у меня одна — но при этом они занимали ВСЮ дорогу! Возникла мысль — а как за пару-тройку недель до этого ехал кортеж Путина? :) Кстати, как мне сказали местные, он всю дорогу не осилил — где-то за поворотом на Сковородино его забрал вертолёт! :) Причём площадку делали там, где жили вахтовики — прокладчики очередной трубы, так вот, их заперли в домах, дали водки — только чтобы не попадались ему на глаза! :) В общем, до Читы я доехал утром 21 числа. Перед городом в лесу захоронение расстрелянных в сталинские времена людей! На трассе стоит памятный крест.
Где-то за Читой подумал, раз машина есть на фоне полей и берёз, то можно и на фоне сосен остановиться! :)
К вечеру приехал в Улан-Уде, заночевал чуть в стороне от трассы — возле стен буддийского храма — Иволгинского дацана! Жалко, проснулся рано, поэтому просто прошёлся по территории, но внутрь храма не заходил… Там ещё все спали, а ждать несколько часов не хотелось… Но и снаружи мне понравилось — я такого в живую ещё не видел!
Перед Иркутском догнал два автовоза, которые везли десять «Шкод-Йети»! Это те машины, которые с рекламой проехали от Москвы до Забайкалья! А обратно их своим ходом не погнали! Далеко им до меня! :)
После обеда доехал до Иркутска и решил сделать ещё один крюк — в сторону Листвянки. Не доезжая неё километров 15, находится архитектурно этнический музей Тальцы. Это как в Великом Новгороде музей деревянного зодчества Витославицы, только помасштабнее немного! И опять небольшая неудача: приехал туда к 17:30, а музей работает до 18… На осмотр всей экспозиции нужно часа два, а тут уже домики закрывались… Пришлось снова только снаружи погулять и ехать дальше…
В населённом пункте Тельма прямо на трассе стоит храм — говорят, днём он очень красивый, но я его проезжал уже ночью — мне понравился тоже!
Ночевал в машине где-то в районе Черемхово. А утром снова началась плохая дорога — граница Иркутской области и Красноярского края — грунтовые участки федералки с деревянными мостами! Но к ним мне было уже не привыкать! :)
Доехав до Красноярска, я повернул на север — 300 км вдоль Енисея в Лесосибирск в гости.
Что интересно — дорога хоть и не федеральная, но на два порядка лучше, чем все федералки в округе, да и заправок на ней чуть ли не больше (с одной оговоркой — 95-й есть далеко не на всех!)! Полтора дня и две ночи провёл в Лесосибирске, отдохнул, помылся в сауне и часов в 5 вечера 25 сентября поехал дальше. В тех краях температура ночью, да и периодически днём, опускалась ниже нуля градусов — немного переживал — передние колёса мало того, что летние, да уже были почти лысые! Но всё нормально — покинул северные места, стало потеплее! :) Было уже за полночь, когда проехал Мариинск. Остановился, посмотрел мемориал памяти узникам сибирских лагерей.
При выезде из города понравилась вывеска города — в таком русско-деревянном стиле! Жаль, ночь была — на фото плохо видно!
Спать лёг в машине где-то под Кемерово. На следующий день как-то ничего интересного не происходило — просто проехал Кемерово, Новосибирск, Омск…
За Омском мне нужно было в сторону Челябинска, но трассу строили в советские времена, а в нынешних реалиях она километров 200 проходит по Казахстану! Приходится делать крюк — через Ишим — лишних километров 150 выходит! (Для тех, кто поедет в противоположную сторону, от Кургана на Омск — внимательнее — по атласу почему-то указано, что с федералки М-51 объезд Казахстана на Ишим сворачивает в Петухово, а на самом деле — на 55 километров раньше — в Макушино! Не провороньте! Хотя там стоит указатель!)
Между Омском и Ишимом идёт масштабное строительство дороги — движение затруднённое, т.к. поток машин очень плотный. Скорость маленькая. Перед Ишимом у меня была очередная ночёвка в машине. Утром поехал дальше, на Челябинск. Там у меня было запланировано ТО-45 000 на 15 часов по местному времени. Однако приехал на три часа раньше — приняли без проблем! Кроме плановых работ опять попросил сделать диагностику подвески — ручную и стенд. По результатам — проблем никаких, что я в принципе и предполагал — ни посторонних стуков, ни увода машины я не замечал! Дилера в Челябинске нашёл легко — доехал до большого проспекта, за 41 рубль купил автомобильную карту Челябинска, оказалось, что ехать нужно на другой конец города, но! Никуда не сворачивая с этого проспекта! :) А там — через улицу! В принципе, так же и выехал — от сервиса второй, кажется, поворот направо — а дальше просто прямо, до Уфы! :)
К ней подъехал уже ночью, и в последний раз за отпуск заночевал на трассе в машине! Дальше все ночёвки были в гостях! Да и перегоны относительно короткими! Между Челябинском и Уфой — Уральские горы! Дорога очень загружена, узкая и извилистая! Много фур, которые в горы ползут с черепашьей скоростью, а обогнать получается с трудом! Хотя, если сравнивать с горным серпантином под Иркутском (или вспомнить прошлые поездки в Сочи!), то Уральских хребет не кажется таким уж и трудным — так, разминка! :) В общем, заночевал под Уфой, а на следующий день, к полудню 28 сентября был в Самаре! Между Уфой и Самарой — просто отвратительная дорога! Этот участок федеральной трассы М-5 «Урал» чуть ли не на всём протяжении имеет колейность, местами сантиметров свыше десятка высотой! Причём не плавную, а достаточно крутую! Во некоторых местах из-за неё на прямых стоит знак «Обгон запрещён» и дежурят ДПС-ники! Сам попался — отдал тысячу без протокола! :) До Самары я как-то доезжаю с интервалом в два года — 2006, 2008 и сейчас, в 2010 годах! :) Там у меня одноклассник и подруга. В общем, отдохнул в гостях до 1 октября!
Заодно выкинул передние колёса — они уже превратились в слики! :) На моей «Октавии» с завода стояли «Matador Elite 2», таких у нас, кажется, не продают, поэтому купил «Бриджстоун Туранза ЕР300» два колеса, поставил их назад, а ещё вполне живые два «Матадора» сзади — вперёд! Всё по советам шинников! :)
Дальше мой путь лежал в Нижний Новгород, к родственникам. На выезде из Самары попался на камеру ДПС, 141 км/ч. Не спорил — у меня по круиз-контролю стояло 140! :) Отдал 500 руб., опять без протокола! Это, кстати, все штрафы, что я заплатил за отпуск! С учётом пробега и моей скорости — считаю, что немного! Хотя можно ещё ждать писем счастья от автоматических камер… :) Планировал проехать по маршруту Самара — Димитровград — Ульяновск — Чебоксары — Нижний Новгород. В 2006 году я проехал в одну сторону Нижний — Саранск — Ульяновск — Самара, Обратно Самара — Сызрань — Пенза — Саранск — Нижний! Сейчас захотел новый маршрут посмотреть — не получилось!
Произошла одна интересная история! При подъезде к Димитровграду обратил внимание на белую «БМВ»-«копейку», которая ехала в том же ритме, что и я — то есть скорость в районе 140. Мы так вместе и ехали, обгоняя других и не отрываясь друг от друга! За рулём была девушка, рядом с ней — монахиня! :) В центре Димитровграда она мне посигналила на светофоре и через окно спросила, правильно ли едет на Ульяновск! Я ответил, что да, и что сам туда же еду! После чего она пристроилась позади меня и до Ульяновска ехала за мной! В нём, на очередном светофоре мы помахали друг другу руками, считая, что разъезжаемся в разные стороны, но! Ещё через несколько светофоров выяснилось, что едем мы всё равно вместе! :) После чего она остановилась и махнула мне рукой. Поговорили, оказалось, она из Уфы едет в Рязань и хотела у меня спросить дорогу на Саранск! Они с попутчицей по атласу посмотрели, что ехать из Самары до Рязани короче будет через Ульяновск и Саранск, чем просто по федералке М-5 «Урал»! Они не учли, что на карте страны параллели не горизонтально расположены, а полукругом, с прогибом вниз! :) В итоге они не только поехали более длинным путём, но и вместо федеральной прямой поехали «короткими перебежками» от города к городу! Где, не имея опыта дальних поездок (а у Карины его не было), легко можно заблудиться!
В общем, когда они поняли, что засветло им до Рязани не доехать, выяснилось, что им на обратном пути нужно было ещё в Дивеево (Нижегородская область), а это и ближе, и мне по пути (если я поеду не через Чебоксары, а через Саранск)! Как можно отказать девушке? Пришлось ехать по известному мне маршруту, а она за мной! И так через Саранск до Арзамаса! В итоге, мы вместе ехали в сумме часов 8! А когда в Арзамасе разошлись — она с непривычки (за полдня она привыкла не смотреть на указатели, а ехать за мной! :)) проехала первый же поворот! Причём, на который я ей показал, что на нём надо повернуть! :) Ладно. В итоге все добрались до места — и она до Дивеево, и я до Нижнего Новгорода! Да и ехать нам вдвоём друг за другом было веселее! :)
Кстати, от Саранска до Арзамаса дорогу ремонтируют, причём не ямочно, а основательно обновляют! А от Арзамаса до Нижнего Новгорода качество дороги отличное, с одним но! Там сплошные крутые спуски и подъёмы, и при этом очень интенсивное движение, в результате обгонять тяжело, много запрещающих знаков и машин ДПС, ориентированных исключительно на ошампуривание тех, кто нарушил знак или сплошную! Скоростью они как-то не особо интересуются! Но я ехал уже в районе 22 часов, машин было меньше, ДПС вообще отсутствовало! Поэтому проехал с ветерком, как на американских горках! :) И к ночи был в Нижнем Новгороде! А на утро 2 октября поехал с родственниками в деревню к деду, в Мордовию. Получилось частично обратно — до Арзамаса. А там на Первомайск и до Краснослободска. В общем 300 км в одну сторону. Только уже не на пустой и лёгкой машине, а с четырьмя пассажирами! Что понравилось в Мордовии — что там тоже строят и ремонтируют дороги! В районе Краснослободска все главные дороги в отличном состоянии! Минус только в том, что известных заправок нет! :)
Третьего числа снова вернулся в Нижний Новгород. Там, кстати, наконец-то открыли половину объездной дороги — раньше весь транспорт ходил через город и дальше на Москву, а теперь часть следует в объезд! А четвертого числа сделал ещё одну небольшую поездку из Нижнего Новгорода — искупаться на святом источнике Никола Ключ. Это по другую сторону Нижнего, в сторону Бора и дальше за Городец. В общем, километров 70 в одну сторону! Взбодрился в ледяной воде! :)
Пятого числа просто отдыхал, заодно поменял передние тормозные колодки. Причём ехал к дилеру «Шкоды», но по пути заехал на «Фольксваген» — там всё было, там и поменял! Кстати, притом, что «Фольцы» и «Шкоды» идентичны технически и у дилера «Фольксвагена» могут сделать все работы по «Шкоде» без проблем, но цены на работы на «Фольксвагене» для родной марки и для «Шкоды» сильно отличаются — 1300 и 800 рублей нормочас соответственно! Соответственно, выгоднее обслуживать «Шкоду» на «Фольксвагене», чем на родной станции! Единственное, они не поставят отметку в сервисную книжку! 6 октября поехал в Питер.
В районе Владимира на трассе продают много хрусталя — продукция из расположенного неподалёку города Гусь Хрустальный. Остановился, посмотрел, но ничего не купил! :) Дальше была Москва. В саму Москву я, конечно, не заезжал и даже не доехал до кольцевой! За поворотом на Орехово-Зуево я свернул на дорогу А-108 и по большому радиусу, через Сергиев Посад и Дмитров выехал сразу в Клин. Тем самым я миновал возможные пробки на МКАД и на Ленинградке от Москвы до Солнечногорска! Обедал я уже в Твери — там у меня одноклассник живёт, который давно звал в гости, но останавливаться я не стал и поехал дальше. К вечеру был уже в Санкт-Петербурге, где провёл целых две недели и где моя «Октавия», наконец, смогла отдохнуть от дальних перегонов! Эти две недели провёл во встречах с друзьями.
За то время, пока был в Питере, у меня дома на севере уже выпала куча снега (которая правда потом растаяла), но это побудило меня купить и поставить перед отъездом на север зимние колёса, так, на всякий случай. За одно выкинул оставшиеся два «Матадора» — они тоже уже облысились и к следующему лету всё равно купил бы новые!
20 октября я поехал домой! Но, не напрямую, а «по пути» заехал в Великий Новгород, взял подругу, которая там была в отпуске и уже оттуда — в Мурманск. В Новгородской области удивило то, что цена на бензин на заправках «Киришиавтосервис» и «Сургутнефтегаз» заметно отличается, притом, что первый принадлежит второму и бензин у них один и тот же! Из Новгорода ехал через Кириши, на Волхов. Дорога там так себе, зато короче. И её всё же подлатали, по сравнению с двухгодичным периодом! А дальше началась знакомая с самого детства (с 84 года с родителями по этой дороге ездили!) федеральная трасса М-18 «Кола»! Как обычно, хорошая дорога на ней заканчивается сразу за Медвежьегорском и до Мурманской области едешь, конечно, быстро, но это если не жалеешь машину!
Кстати, в Медвежьегорске достаточно недорогая государственная гостиница — то, что надо, чтобы только переночевать в пути! Что я в ней и сделал! :) Утром выехал около 7 утра и следующие 700 км проехал за 7 часов. Это с учётом двух остановок перекусить. Перед поворотом домой, в свой гарнизон чуть в стороне от Оленегорска, решил опять «по пути», не заезжая домой, проехать ещё сотню километров до Мурманска — забрать из ремонта хлебопечку, которая меня там дожидалась уже почти месяц! :) В итоге, домой, в Оленегорск-2 я вернулся в 17 часов 21 октября 2010 года!
Итог за отпуск:
Пробег: 28 000 км (11 000 туда и 17 000 обратно).
Время: 50 суток (10 дней туда, если не считать двух дней остановок у друзей — уже на Дальнем Востоке! Остальное — по всем перечисленным городам обратно).
Бензин: 2 300 литров 95-го бензина (Министерство Обороны мне оплатит 1 493 литра).
Средняя цена АИ-95 по стране: 25 рублей 30 копеек.
Штрафы ГИБДД: 1 (100 рублей) +2 без квитанции (1 000 и 500 рублей).
Поломок автомобиля «Шкода Октавия»: 0 (ноль)!
Расходные материалы: один литр масла на доливку (два раза по 0,5 литра на 27 000 и на 43 000 км), одна перегоревшая лампочка ближнего света на 31 000 км, замена передних тормозных колодок на 47 000 км пробега, два новых колеса на 48 000 км пробега.
Крейсерская скорость по трассе: 140 км/ч.
Максимальная скорость по трассе: 215 км/ч.
С собой было: одна сумка с личными вещами, пустая канистра + воронка, штатное запасное колесо, штатный домкрат, электрический насос, знак аварийный, аптечка. Никаких запасных частей, расходников я с собой не брал — да и ничего и не потребовалось! Масло, которое доливал — купил по мере необходимости!
О машине:
«Шкода-Октавия» 1.4TSI, 122 л.с., механика, шестиступка, 2009 г.в., вишнёвый металлик, комплектация «Elegans» и + к ней докуплена ESP, датчик давления в шинах, накладки на пороги. Резина летняя, штатная, «Матадор Элит 2».