|
Pajero vs Казахстан. Дороги и направления. 2019 год
Большое путешествие по Казахстану завершено почти успешно. Чуть ли не вся страна пройдена вдоль и поперёк — от Актау до Аягуза, от Кокчетава до Алма-Аты. Расстояние между крайними точками маршрута — почти 2500 километров «по прямой», которая состояла из автобанов и солончаков, дорог и направлений. Рассказ начинался как путевые заметки, которые я размещал в своём блоге во время поездки. Делал это прямо из машины в тех местах, где был хороший мобильный Интернет. Так сказать — по горячим следам, телеграфным стилем. Теперь же, вернувшись домой, можно спокойно, не торопясь, дополнить эти заметки подробностями, фотографиями и видеороликами.
Минувший год прошел у меня под знаком Киргизии — побывал там три раза, любовался горами Тянь-Шаня. А в этом году решил посмотреть несколько интересных мест родной страны: Каспийское море и чинки Мангистау, Байконур — город и космодром, оазисы Казахстана — горы Кент и Боровое. Чуть позже об этом будут отдельные рассказы, а пока «легенда» — по каким же дорогам я проехал к этим интереснейшим местам.
Цели поездки понятны, теперь средства. Это автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model, видеорегистратор, навигатор, телефоны, фото-видео, канистра бензина и огромное желание доехать туда и обратно (всё как обычно).
Маршрут намечается следующий: Алма-Ата — Тараз — Чимкент — Кызыл-Орда. В Байконуре экскурсия по городу и космодрому и — Аральск. Дальше кусочек авантюры — через Саксаульское и Бозой на Бейнеу. Затем на Каспий: Актау и пару мест на побережье. Потом следую через Жанаозен в пустыню, смотреть чинки Мангистау. После этого от Бейнеу еду на Атырау, поворачиваю на Актюбинск — Кустанай — Кокчетав. Посмотрев Боровое, через столицу по двум автобанам достигаю Темиртау, перед которым ухожу налево, на Каркаралинск. Здесь у нас горы Кент, озеро «Бассейн». Снова кусочек авантюры — дорога на Аягуз, от которого еду через Талды-Курган домой, в южную столицу Казахстана.
Была ещё мысль — через Лепсы заехать на озеро Балхаш, но, преодолевая направление Каркаралинск — Аягуз, я так набрался впечатлений, что по трезвом размышлении решил уже не усугублять.
Карта не отражает правильно весь маршрут в западной части Казахстана. О том, что от Аральска через Саксаульский (точка С) можно проехать на Бейнеу по короткой «дороге», Гугл даже не догадывается. А в остальном всё верно.
Здесь можно прочитать прошлогодний рассказ о дорогах Казахстана-2018 по маршруту Алма-Ата — Талды-Курган — Аягуз — Усть-Каменогорск — Семипалатинск — Павлодар — Астана — Караганда — Балхаш — Алма-Ата.
04 .05. 2019. День первый.
Субботним утром Ташкентская трасса пустая, от города вся в заплатках, после зимы ямы заделали, но только километров 40 от города. Дальше ямы очень опасные. Километрах в 60 начинается строительство новой дороги, сбоку новая насыпь.
Ямы на дороге почти до границы Джамбульской области. Ближе к Курдаю, на 135-м километре от Алма-Аты, пять участков объезда ремонта дороги на протяжении пяти километров. Этот участок почти не изменился с прошлого года. Как делали эти мостики через ручьи, так и продолжают делать.
Участок от Алма-Аты до поворота на Курдайский перевал — это узкое место транспортного коридора «Западный Китай — Западная Европа». От границы, от Хоргоса, трассу до Алма-Аты сделали прекрасную, она уже стала платной. А вот этот кусочек прямо «бутылочное горлышко» — тесная и загруженная дорога. И такая она будет ещё, как минимум, пару лет.
После поворота на Отар дорога идёт в обход Курдая, и здесь бетонка плохая, стыки крошатся, стучат по колёсам. Постепенно состояние улучшается, примерно километров сорок такой дороги. Дальше бетонка отличная.
До Мерке нет заправок, почти нет магазинов и кафе, дорога идёт вдоль киргизской границы.
Вот такая небольшая лирическая зарисовка — красная степь цветущих маков. Обратите внимание на груженный микроавтобус с прицепленной машиной. Об этом ещё будет сказано подробнее.
После Мерке и до Тараза будет два участка ремонта, метров по пятьсот-семьсот, половина дороги закрыта, другая сторона разделена бетонными блоками. Километров за восемьдесят до Чимкента участок дороги идёт через село, новую дорогу строят чуть в стороне, а машины идут километров пять пока по старой. Перед Чимкентом трасса уходит направо, на Кызыл-Орду, а прямо к городу идёт асфальт ужасного качества. Он начинается резко, без всякого предупреждения, на него вылетаешь на скорости 110 км/час. Только успеваешь удивиться этому событию, как через 400 метров стоит табличка — город Чимкент. Но до первых признаков мегаполиса ехать ещё минут десять по холмам и полям.
Сотовая связь. До Чимкента была везде, отъехал километров 50 в сторону Кызыл-Орды — здесь пока тоже связь есть (Билайн). АЗС — кроме участка дороги, которая идёт в объезд Курдая, есть везде и разные. Полиция — не то чтобы много, но бдят, на моих глазах догнали и тормознули Прадо, который ехал по посёлку Молдыбай с превышением километров на тридцать. Основная масса водителей сбрасывают скорость на въезде в населённый пункт, едут около 60 км/час, отдельные личности считают, что ограничения их не касаются. Иногда получается, иногда нет. Так что соблюдайте, граждане, скоростной режим, соблюдайте. Ещё в паре мест полиция каталась не спеша с радаром. Так, чтоб стояли в кустах — такого нет.
05. 05. 2019. День второй.
Рассказывать о дороге от Чимкента до Кызыл-Орды особенно нечего. Полностью готовая прекрасная трасса, два ряда в каждом направлении, разделительная полоса с ограждением, практически идеальное покрытие — до Туркестана в основном бетон, дальше асфальт. Знаки, разметка и указатели — всё присутствует. Вся дорога, начиная от поворота на Курдай (Джамбульская область) и до Кызыл-Орды, буквально утыкана асфальтированными парковками с эстакадой, туалетом, ёмкостями для мусора и беседками (последнее не всегда, но часто). Так что есть где остановиться по пути.
От Чимкента до Туркестана движение интенсивное, дальше машин поменьше. В основном местный транспорт, но много легковых машин с номерами Узбекистана, часто нагруженные тюками на крыше. Туда едут с тюками, обратно с тюками, в общем — снабжают Россию и Узбекистан через Казахстан. Современный «Шёлковый путь» действует, везут не только тюки на крыше, но ещё прицепят легковую машину и ей на крышу тоже нагрузят.
Много иностранного транспорта на дороге «Чимкент — Самара», видел легковые машины из Киргизии, Узбекистана, Туркмении, Таджикистана, Грузии, Армении и даже одну из Молдавии. Фуры из России, Узбекистана, Польши, Белоруссии и Украины. Так что транспортный коридор далеко не пустует, ведь ехать по такой дороге действительно приятно.
С топливом без проблем — АЗС встречаются постоянно, но местные операторы. Операторов республиканского значения на этом участке трассы не видно. В Кызыл-Орде есть, заправился только что на «Казмунайгаз» по 146 тг. (бензин АИ92).
Сотовая связь присутствует, постоянно на телефон не смотрел, глянешь нет-нет, была всю дорогу.
Полиция также присутствует, стояли в одном месте с «Визиром», контролировали встречный поток. Да ещё пара машин каталась по трассе, но детектор не среагировал ни разу. Возможно, не «стреляли» в меня, еду не спеша, больше сотни не разгоняюсь, мне спешить-то некуда. Имеется один стационарный пост примерно на полпути между Туркестаном и Кызыл-Ордой.
Областной центр Туркестан. Перед самым городом — лес строительных кранов, строят новый областной акимат и жилой микрорайон. На плакатах названия известных компаний, прямо всенародная стройка. Так понимаю, что теперь всей страной будем строить Туркестан. Уже вернувшись из поездки прочитал, что в Туркестане заложили первый камень в строительство международного аэропорта.
Город-герой Кызыл-Орда. И люди, здесь живущие, тоже герои. Другие, наверное, и не выживут в таких условиях — ещё и лета-то нет, а уже тёпленько, сильный ветер, полгорода под пыльной бурей.
После Кызыл-Орды дорога уменьшается вдвое — всего по одному ряду в каждом направлении, никакой разделительной полосы. Но качество асфальта остаётся достаточно хорошим, транспортный поток относительно небольшой, так что грузовики не сильно тормозят движение.
Парковочных площадок постепенно становится меньше по мере удаления от Кызыл-Орды, но периодически встречаются целые комплексы — АЗС, кафе, мотель, баня на одной территории. К этому прилагается большая, как правило, асфальтированная парковка, платная в ночное время.
Такое впечатление всё же складывается, что после Кызыл-Орды инфраструктура как бы редеет.
Примерно на 650 -675 километрах трассы «Чимкент — Самара», незадолго до Байконура, есть три участка дороги протяженностью 1200-1500 метров, ограниченные знаками «неровная дорога» и «60». Только на последнем участке есть довольно большая яма в одном месте, в остальном асфальт точно такой же, как и везде по трассе. Но полиция патрулирует эти участки двумя машинами, стреляя на самых первых и последних метрах ограничения. Весь первый участок полиция ехала прямо за мной, включая радар на каждого встречного. Потом патруль меня обогнал, потом снова отстал, но на последних метрах последнего участка обрёл добычу — встречная узбекская машинка, с традиционными тюками на крыше, не успела сбросить скорость на въезде под ограничительный знак и была поймана.
Ещё за пару десятков километров до Байконура виден первый признак космодрома — комплекс «Сатурн». Он появляется на горизонте, ты едешь-едешь, а он ближе не становится. И ты понимаешь — каковы его размеры. Подробно о Байконуре — городе и космодроме — будет отдельный рассказ.
07.05.2019. День четвёртый.
Потеряли меня? Привет из Бейнеу! Вчера до обеда провел время на Байконуре — посмотрел космодром и город. Затем поехал к Аральску. Инфраструктура редеет, заправок почти нет, указатель в Аралкуме сообщает, что до ближайшей АЗС 46 километров. Мобильная связь временами отсутствует, полиции не наблюдалось. Но дорога очень хорошая, хоть и всего две полосы. Машин также стало поменьше.
Такая скучная дорога мне надоела, и решил проехать от Арала на Каспий по кратчайшему маршруту: Аральск — Саксаульский — Бозой — Бейнеу. После Аральска, километров через 20, поворот налево, затем 37 километров до Саксаульского (асфальт с ямками, но неплохой).
Дальнейший мой путь показан на этом ролике: от Саксаульского минут десять по асфальту до какого-то объекта компании «КазТрансГаз», там спросил дорогу, и вскоре начался технологический грейдер. Ездить по нему вроде как нельзя, стоят щиты с запрещающими надписями, но все едут.
И едут быстро, дорога неплохая, потому как не государственная, можно разогнаться до 110 км/час. Встретил земляков, из Алма-Аты, едут с Каспия домой. Эта встреча в середине ролика. По этому грейдеру до Бозоя двести километров. Дорога идёт вдоль трубы газопровода «Бейнеу — Бозой — Шымкент».
Коллеги из Алма-Аты рассказали следующее: впереди будет плохая дорога, так что зря так поздно я еду — в темноте опасно. Они ехали от Бейнеу до Бозоя семь часов. Ещё сообщили, что в Бозое заправок нет, но, узнав, что у меня есть двадцать литров бензина в канистре, успокоили — топлива хватит до Бейнеу. Ну, а там уже сплошной асфальт, море бензина — жизнь, одним словом.
Уже в темноте подъезжаю к Бозою, он остаётся справа от грейдера, на котором стоит, строго посередине, Toyota Land Cruiser. Двери в обе стороны распахнуты, на обочине сидят два мужика, угощаются беленькой.
— Эта дорога на Бейнеу?
— Эта, вдоль трубы.
— А что, бензина в Бозое нет?
— Как это нет? Три заправки.
Опаньки, думаю я. Как же так земляки меня информировали, чуть было напрямую не поехал. Ладно, заедем в посёлок, заправимся. Разворачиваюсь, сразу на въезде — АЗС. Наливаю двадцать литров АИ-92 по 160 тг/литр и традиционно спрашиваю «за дорогу».
— Вдоль какой ещё трубы? — удивляется заправщик. — Через посёлок надо проехать, там повернуть налево, потом направо и вдоль железной дороги — на Бейнеу. Я, — говорит, — всех туда направляю, ещё никто не вернулся…
Ладно, попробуем. Еду через посёлок, смотрю — стоит УАЗик, в нём люди. Опять спрашиваю.
— Зачем железная дорога, надо ехать на Бейнеу вдоль трубы, это лучше будет, мы там зимой ездили.
Итак, счёт 2:1 в пользу «трубы». К тому же оба указания исходят от водителей, а не от «безлошадного» заправщика, отправляющего всех туда, откуда ещё никто не вернулся. Несколько минут езды по грейдеру, и справа появляется огромный, ярко освещённый, производственный комплекс. Возможно, компрессорная станция. Проезжаю мимо, теряюсь в пересечении дорог. А тут ещё один УАЗик, водитель в спецодежде газовиков. Дальше, говорит, по грейдеру не ездят, он закрыт, едут рядом с ним, надо проехать ещё чуть-чуть и повернуть налево.
В темноте нахожу этот поворот, еду слева от насыпи по укатанной дорожке и …
Дело в том, что грейдер до Бозоя был укатан, передний мост я не включал, так и поехал дальше. А после Бозоя картина совсем другая. Теперь продолжим.
… и чувствую, как машина начинает уходить вниз. Вижу слева, совсем рядом, сухую поверхность, вроде уже выехал, но тут машину ведёт вправо и передние колёса (правое — по ступицу) уходят в грязь.
Подкопал, чуть-чуть попробовал выехать сам — бесполезно. Переднее правое колесо держит мёртвым якорем, только зароюсь «по брюхо». Тогда уже только трактором. Прошёл до компрессорной станции, попросил помочь. Вскоре подошла машина, выдернули меня с первого раза. Спасибо вам, мужики! Ночевал у ворот этой станции.
С рассветом в путь, на Бейнеу. Проехал это злополучное место, удивился — как же это так смогло получиться? Здесь коллеги оказались правы — ночью ездить опасно. А по насыпи ездить нельзя, видно на фото, как перегорожено всё кучами грунта.
Получилось 265 километров почти что бездорожья, по песку вдоль газопровода. С сожалением обнаружил, что видеозаписи этой дороги у меня нет — перепутал карточки регистратора при копировании на компьютер и запись не сохранилась. Так что только с моих слов: это был самый «весёлый» участок моего маршрута. Недавно прошли дожди, на пути появлялись колеи глубиной до полуметра — здесь ездило что-то страшное. Такие участки приходилось объезжать, удаляясь от трубы всё дальше и дальше. В одном месте я заблудился, поехал вдоль другой трубы, через десять километров ошибка выяснилась, вернулся назад. Встретил только одну машину, примерно посередине дороги. Невероятно, но тоже земляки — из Талгара, километров двадцать от Алма-Аты. Они подтвердили, что я на правильном пути.
На официальную дорогу я вышел около станции Турыш. Потом были семьдесят километров жёсткого грейдера до трассы, идущей на юго-восток, в Узбекистан, совсем маленький кусочек нового асфальта и напрочь убитая дорога (километров двадцать) перед Бейнеу и в самом городе. Идёт строительство новой.
В Бейнеу я распугал почти всех городских верблюдов, посмеялся с местной полицией над здешними дорогами, наконец выбрался на хороший асфальт и, проехав по центральному проспекту города, двинулся в сторону Шетпе и Актау. Погода стояла ясная и тёплая, термометр показывал +32 градуса по товарищу Цельсию.
08.05.2019. День пятый.
От Бейнеу до Актау прекрасная, полностью готовая дорога. До поворота на Жанаозен она двухполосная, дальше четыре полосы с разделительным ограждением. Инфраструктура вокруг дороги практически отсутствует — до Шетпе всего три комплекса отдыха, да и то — два из них выглядят весьма и весьма средненько. На них есть АЗС без названия.
Примерно двести пятьдесят километров от Бейнеу дорога идёт по ровной, монотонной степи и, вдруг, резко спускается вниз, теряя в высоте двести метров. Начинаются чинки Мангистау — обрывистые труднодоступные уступы (обрывы) высотой до 350 м, образовавшиеся в незапамятные времена на месте древнего моря. Следующий ролик был снят в этом месте на обратном пути. Сначала на меня кинулся верблюд, потом видно дорогу, идущую в коридоре скал.
В районе поворота на Жанаозен — поля нефтяных качалок. Мобильная связь присутствует, а вот полиции не видел до Актау. Зато сколько её в Актау!
Затем поехал в сторону Форт-Шевченко. На 43-м километре очень хорошей дороги повернул налево, сначала был неплохой асфальт, потом начались волны, ямки, ямы, асфальт исчез, но проехал я там всего с десяток километров. Ещё и не успел сильно испугаться, как приехал на берег Каспия — «ракушечный пляж». Искупался, вода — чудо как хороша! Там же, рядом, в десяти километрах — «голубая бухта». Теперь в путь на Жанаозен, там дальше тоже есть интересные места.
Подробный рассказ о побережье Каспия и «глубинке» Мангистау будет чуть позже.
09.05.2019. День шестой.
С праздником Победы!
От посёлка Жетибай до Жанаозена делают новую дорогу. Одна сторона (к Жанаозену) почти полностью готова, остался участок старой дороги не более 10 километров примерно посередине пути. В основном движение по ней. Вторая половина (к Жетибаю) разной степени готовности: где-то уже разрешили движение, а где-то ещё только делают насыпь. Разделительное ограждение ещё нигде не начато, разметки тоже нет. Стоят знаки ограничения скорости «50», но все едут не меньше сотни, полиции не видно вообще. На этом участке только в одном месте два стареньких здания, на одном надпись «отель» — такое место отдыха. Связь вроде есть.
Честно говоря, не совсем понимаю, для чего здесь нужна дорога на четыре полосы. Движение на этом участке оживленным не назовёшь, от Бейнеу до Актау машин было побольше, а ведь весь участок Актау — Жанаозен будет четырёхполосным. Возможно, эта дорога будет частью трассы из Туркмении, видел в Жанаозене указатель на Туркменбаши, но в каком состоянии там дорога — не знаю. Опять же — большие сомнения у меня в отношении огромности предстоящего транспортного потока. Ну а пока дорога здесь такая, и некоторым водителям мало своей стороны даже на готовых участках — «встречка слаще»:
После Жанаозена асфальт идет на Бекет-Ата, я поехал прямо до поселка Сенек, где плохонький асфальт закончился совсем. Дальнейшее направление движения надо описывать в теме «Казахстан внедорожный», но именно там находятся необычные и величественные уголки природы.
Заправляюсь бензином, в основном, на «Казмунайгаз», в Таразе цена 146тг/л, в Шетпе и Жанаозене — 152 тг/л, в Бейнеу — 143. С 7 мая есть акция — скидка 3 тенге за каждый литр при заправке более 20 литров.
Как только выехал из песков около Бейнеу и начал движение на Актау и Жанаозен, сразу обратил внимание на большое количество газовых заправок — ГАЗС. Газа здесь много, цена невысока, и очень много машин переоборудованы на газ, начиная с «уазиков-буханок» и кончая современными и дорогими. В Актау мне даже пришлось постараться, чтобы найти АЗС «Казмунайгаз» — несколько встреченных заправок были газовые.
При движении от Шетпе за 160 км. до Бейнеу стоит знак «неровная дорога» с зоной действия 25 км. На этом участке изредка попадаются кочки. Ограничения скорости нет.
Полицию за весь день увидел только на въезде в Бейнеу.
Отправляю это сообщение из Бейнеу и начинаю движение на Актюбинск.
10.05.2019. День седьмой.
Сначала в продолжение дня предыдущего. Состояние дороги «Актау — Самара» после Бейнеу стало ухудшаться. Конечно, не настолько, чтобы ругаться, но восхищаться уже стало нечем. Сначала пошли заплатки на асфальте, потом появился знак «неровная дорога» на 30 км. Машина стала раскачиваться, постоянно нырять в незаметные на глаз вмятины в асфальте. После границы Атырауской области дорога вроде стала лучше, но потом появились колеи в асфальте. Нигде ограничений скорости из-за неровной дороги нет и держать сотню можно очень легко, но прежняя дорога, которая до этого была практически идеальной, закончилась. Потом пошёл участок жёсткого и шумного асфальта, большой отрезок с большими заплатками — по сути почти весь асфальт заново положили, и только километров за сорок от Доссора появилась гладкая дорога с новенькой боковой разметкой и отсутствующей центральной.
От Бейнеу до Доссора сервис практически отсутствует, точки общепита только в населённых пунктах, а их там очень мало вдоль дороги — пустыня вокруг. Мобильная связь только в посёлках. Полиция стояла в Кульсары и на въезде в Доссор, по трассе не видел.
От Доссора свернул на Актюбинск. Пошла хорошая новая дорога на Макат, затем большой кусок объезда (рядом дорогу делают). После Маката километров двадцать хорошего асфальта, а потом началось… Дальнейшее направление на Актюбинск также можно отнести к теме «Казахстан внедорожный». Напрочь убитый грейдер, древний асфальт, грунтовка без всякого покрытия с ямами в полметра глубиной. Мой Паджеро прыгал по ним, как лодка по волнам. К тому же — ночь. Решив не искушать больше судьбу, съехал с «дороги» и лёг спать.
Уже дома, в процессе написания рассказа меня спросили — можно ли там проехать на кроссовере? Посмотрев следующий ролик, каждый может сам ответить на этот вопрос.
Вспомнил, как в районе Жанаозена разговорился с водителем «Нивы» с актюбинскими номерами.
— Как ездите от Атырау на Актюбинск? — спрашиваю.
— Через Уральск, там хорошая дорога, — отвечает.
— А прямо на Актобе почему не ездите? — снова интересуюсь.
— Да там никто не ездит, — говорит. — Эти пятьсот километров…
И тяжело вздохнул.
Но вот я не послушался и поехал напрямую, по короткой дороге.
Теперь день сегодняшний.
Дорога Атырау — Актюбинск. От Маката настоящий «бурыбайтальский аягуз», будь он неладен. Все возможные дефекты дороги представлены здесь в своём высшем проявлении. Нет только одного — собственно дороги, небольшой кусочек отличного асфальта (около 20 км), который существует примерно посередине дороги, не в счёт. Основная часть пути — большая стройка дороги, причём на ранней стадии.
Постоянные объезды, по готовому асфальту ещё никто не ездит, да и нет его почти. В этом году, да и наверно в следующем, здесь будет так же плохо, эта стройка надолго. Сейчас дорожные службы заняты, в основном, обустройством объездов и мостов через ручьи.
Незадолго до Актюбинска асфальт появился — не шикарный, но терпимый — и здесь меня поджидало новое приключение. Заметил, что в салоне появился запах бензина. Лёгкий, едва уловимый временами, но появился. Первая мысль — канистра потекла. Открыл отсек, где лежит канистра, понюхал — ничего. Открыл капот — ничего похожего. Заглянул под машину — никаких намёков. Да что ты будешь делать! Снова иду к канистре — рядом запаха нет. Вытаскиваю её из ниши задних сидений — опаньки! Коробка снизу мокрая, канистра чуть треснула и побежала. Монголию выдержала, Дальний Восток перенесла, горы Тянь-Шаня высотой 4000 метров победила — Актюбинску проиграла. Дороги Казахстана — штука серьёзная, последнее время машину на кочках швыряло не по-детски.
Сейчас из Актобе направляюсь в Кустанай. Надеюсь, что дорога будет лучше. Следующий сеанс связи из Кустаная.
11.05.2019. День восьмой.
Такое ощущение, что дороги в Актюбинской области долго не живут. Ехал по плохой дороге Атырау — Актюбинск и мечтал, как поеду по прекрасной М32 от Актюбинска к Кустанаю. Но дорога разочаровала. Во-первых, после Актобе трасса идёт по холмам, никаких дополнительных рядов на подъёмах не сделано, и фуры, которых здесь немало, заметно тормозят движение. Слепые зоны затрудняют обгон, на этом участке крутится дорожная полиция. К тому же — ограничение скорости. Вскоре холмы заканчиваются, но появляются проблемы с асфальтом — несколько участков снятого покрытия, много больших заплаток, много ям диаметром до полуметра, временами колеи в асфальте. Нет, не та эта М32, по которой я ехал до Аральска с юга. Постепенно дорога улучшается и к развилке «Чимкент — Кустанай» становится снова очень хорошей. Здесь есть АЗС, кемпинг, кафе, и постоянно патрулирует машина полиции.
Далее, на Кустанай, дорога вроде неплохая. Её можно было бы назвать отличной, если бы не ямы. Их немного, но они «качественные» и внезапные. Едешь по прекрасному асфальту, вроде расслабился, а тут тебе раз — и ямка! Ночью, да ещё при обгоне, это может кончится весьма печально. Дорога здесь почти всё время прямая, обзор отличный, мобильная связь поначалу была, объектов придорожного сервиса очень мало.
По мере приближения к Денисовке дорога становится почти идеальной, ямки очень и очень редкие, но сильно расслабляться не стоит — сразу за Денисовкой дорога портится километров на сорок.
Некоторые водители даже объезжают этот участок по полю. Здесь и заплаты, одна поверх другой, и ямы разного размера, а колеи в асфальте такие, что ещё немного и легковые машинки начнут брюшком шлифовать гребни асфальта. Потом потихоньку становится лучше, и к Лисаковску подъезжаем уже не по «убитой» дороге, а так — по раненной.
К тому же, дорога после Денисовки поворачивает на восток, восходящее солнце бьёт прямо в глаза, отвлекая и мешая «любоваться» асфальтом. Такая же дорога с вариантами «то хуже, то лучше» сохраняется до Рудного. Хорошо, что машин сейчас здесь не много, их стало больше перед Рудным, но там уже дорога несколько улучшилась.
А сам город мне понравился, по крайней мере то, что я увидел. Не знаю — каково здесь зимой, но сейчас, тёплым майским утром, было хорошо. Тихо, чисто, просторно, аккуратно. Ностальгия, наверное.
Затем до Кустаная идёт четырёхполосная дорога с разделительной полосой. Моя половина дороги полностью готова, встречная половина разная — старый асфальт, большой участок снятого асфальта, немного нового. На той стороне ограничение скорости «50».
Полиции от поворота на Чимкент и до Кустаная не видел.
12.05.2019. День девятый.
Вчера проехал от Кустаная через Сарыколь и Рузаевку до Кокчетава. Сначала дорога началась бодро, даже торжественно — с прекрасного асфальта, который через километров тридцать стал ухудшаться, потом чуть лучше — и так несколько раз.
Но лучше становилось меньше, а хуже — больше, пока в районе Сарыколя дорога не превратилась в настоящий танкодром, окружённый со всех сторон водой.
На границе Северо-Казахстанской области резко началась очень хорошая дорога, но затем история с ухудшением повторилась. И только незадолго до Кокчетава был хороший участок асфальта. Дорога почти пустая, транспорта мало, инфраструктура практически отсутствует.
От Кокчетава до Щучинска сначала километров десять ремонта дороги, одна сторона полностью под отличным асфальтом, другую делают. Но места для машин хватает, пробки нет. Проехал эти десять километров — и трасса. Ничего плохого про неё сказать нельзя, даже если придираться. Почти не заметил, как добрался до Щучинска и повернул налево, глянуть на озеро Боровое.
Конечно, такие замечательные природные оазисы Казахстана, как курортная зона «Боровое» и горы около Каркаралинска, не могут быть упомянуты вскользь, и поэтому чуть позже будет отдельный рассказ.
Ну а от Щучинска на столицу Республики Казахстан — город Нур-Султан идёт платная автомагистраль — 200 тенге. Столько же вам предстоит заплатить, чтобы добраться от сердца страны до города Темиртау. О состоянии пути говорить нет смысла, всё отлично.
А вот сервис на столичной АЗС меня удивил, мягко скажем так. Перед окружной дорогой — заправка. Захожу, прошу налить бензина до полного за наличный расчёт — как всегда. Кассирша с ходу — предоплату давайте! Тут я слегка оторопел, потому как никогда на АЗС системы «КазМунайГаз» с подобным не сталкивался. Да и в эту поездку, ровно сутки назад, поздно вечером, в глухой степи между Актюбинском и Кустанаем, девочка-кассирша без слов включила колонку и налила мне бензина на такую же сумму. Заправка того же бренда. А тут сидит в углу перекормленный охранник, читает газету, лень ему от кресла оторваться и выйти на улицу, посмотреть, как я буду заправляться. Моя машина на заправке одна! Предоплату, конечно, я оставил — зачем спорить, топливом заправился, но осадок, как говорится, остался.
Перед Темиртау я повернул налево и поехал на Каркаралинск, посмотреть природу. Дорога, на удивление, оказалась вполне терпимой — старая, но практически без ям, ожидал гораздо худшего.
Сейчас нахожусь в Каркаралинске. Прогулялся по здешним горам и теперь определяюсь, как ехать к Алма-Ате — через Аягуз или назад, на Караганду. В любом случае путевых заметок больше не будет, теперь уже напишу из дома.
14.05.2019. Уже дома.
Ну вот я и приехал домой — вчера вечером, часов в шесть. Как же это получилось? От Каркаралинска поехал на Аягуз. Вы скажете — думаю, что там дороги нет. Отвечу — правильно думаете.
То, что я прошёл, дорогой назвать нельзя. Сначала несколько километров асфальта, а потом пошёл грейдер. Вы опять же скажете — ну и что, грейдер тоже дорога. А вот здесь не соглашусь. Он тогда дорога, когда сделан временно, как объезд ремонтируемых участков. Когда же он постоянный, то слово «грейдер» у нас является заменой слову «бездорожье». Ну в самом деле — нельзя же сказать, что на участке Каркаралинск — Аягуз триста километров нет дороги. Вот и говорят — грейдерная дорога.
Сразу, как только появляется возможность уклониться от этого грейдерного безобразия, машины уходят в степь, здесь дорожки помягче, их побольше. Пыль сзади, как дымовая завеса, когда тебя обгоняют — дорога исчезает на время. Ну, на предыдущем ролике это видно.
От Каркаралинска до Аягуза — 500 километров — я доехал за девять часов. Водитель фуры, которую я встретил в самом начале пути, ехал от Аягуза 16 часов.
Скорее всего, такое плачевное состояние дороги объясняется ведущейся здесь разработкой месторождения медной руды, Кусмурын-Акбастау. Дорога общего пользования используется как технологическая — две трети грейдерного участка очень жестко вымощены и укатаны, грузовики с породой идут один за другим.
Так что всё правильно, смысла делать асфальт нет, он не продержится здесь и несколько дней. Ну а карагандинцу, который наслушался баек об озере Алаколь и захотел прикоснуться к этой жемчужине Восточного Казахстана по самой короткой дороге, всегда можно посоветовать хороший «губозакатыватель».
После рудника жесткость грейдера уменьшается, зато появляются глубокие плавные ямы на полколеса Pajero. Вот в такой, далеко не самой глубокой, я и остановился для фотосессии.
Асфальт появляется за 150 километров до Аягуза, и я понимаю — грейдер был лучше. Напрочь убитый, весь в ямах, этот асфальт никак не способствует увеличению скорости движения. Крохотный кусочек ровной дороги упирается в такие страшные ямы, что следующий раз разгоняться до 60 км/час уже не хочется. И только за сто километров до Аягуза асфальт, для начала покачав машину на крупных волнах, начинает оправдывать своё название.
После Аягуза и до самого Талды-Кургана постоянно видишь ремонт дороги. Где-то только начинают делать объездные пути и движение идёт по старому асфальту, полному заплаток и новых ям. В месте пересечения с железной дорогой будет новый мост — с одной стороны сделана огромная насыпь. Много мест, где движение идёт по объездной дороге, а на старом пути делают мосты или кладут трубы для пропуска воды.
Готовый участок дороги только один — перед посёлком Алмалы в объезд Сарканда. Двухполосный кусочек отличного асфальта длится всего километров двадцать, но даёт понять — какова будет эта новая дорога.
Вот по всем этим старым дорогам и новым ремонтам я доехал от Аягуза до дома за десять часов с небольшим. Тем, кто планирует летом ехать из Алма-Аты на озеро Алаколь, следует учесть, что на пути будет очень много объездов, очень плохой кусок от Кольбая до Кабанбая и практически не будет новой дороги. От Аягуза до поворота на Учарал я доехал за три часа, и потом ещё больше семи часов до Алма-Аты.
Наконец-то закончили кусочек дороги около Талды-Кургана в сторону Алма-Аты, так что теперь весь этот участок полностью готов. Летом прошлого года километров двадцать ещё доделывали.
Так что теперь от областного центра до южной столицы можно доехать за два с половиной часа, полностью соблюдая скоростной режим и отдав 100 тенге за проезд по автобану «Капчагай — Алматы».
Эпилог.
Пройдено 7972 километра, потрачено чуть больше девятисот литров топлива (АИ92). Минимальная цена бензина была в Бейнеу и Доссоре — 140 тенге за литр, минус скидка 3 тенге за литр при покупке более 20 литров. Максимальной ценой — 152 тенге — меня порадовал Жанаозен. Правда, был ещё Бозой, где залил 20 литров по 160 тенге, но с этим местом всё понятно — глухомань.
Около Байконура прикинул средний расход топлива, вышло чуть меньше 11 литров на сто километров, сказались хорошие дороги и попутный ветер. Ну а потом, конечно, побольше получалось.
С полицией первый раз общался на въезде в Тараз — спросил, как лучше и интересней проехать через город. Объяснили доброжелательно, чётко, ясно. Второе общение состоялось в Бейнеу — вместе с инспектором посмеялись над здешними дорогами, это есть на видеоролике.
Что получается в итоге? Дороги строят, это однозначно. Много уже сделано, и сделано хорошо. Введена оплата на трёх участках моего маршрута, в сумме отдал 500 тенге. Автодорогу «Алма-Ата — Усть-Каменогорск» делают быстрее, чем я предполагал в прошлом году. Не спешат с ремонтом дороги «Атырау — Актобе», понял это из бесед с местными водителями. Разумного объяснения кошмара в районе Сарыколя дать не могу. От Караганды на Аягуз (через Каркаралинск) в ближайшие годы лучше не ездить. Дорожная полиция южных областей Казахстана действует, но не злодействует — на мой взгляд. С бензином и мобильной связью проблем нет — если ехать по официальным дорогам. По маршрутам «дальнобоев» инфраструктуры, в целом, достаточно.
Welcome to Kazakhstan!
Этот рассказ впервые опубликован в моём блоге Автопутешествий roadstravel.ru.