|
Москва — Сием Рип — Хошимин (Сайгон) — Муйне — Нячанг — Москва
В отличие от предыдущих моих рассказов это весьма слабо связано с автомобилями. Но зато в нем много автобусов.
Часть первая — планирование. Под конец зимы всегда хочется погреться, осталось только выбрать вариант по бюджету, по интересам и по времени. Ну и по билетам, конечно. Выбор пал на Юго-Восточную Азию. В Таиланде уже были, Бали дорого — завлекли рассказами о дешевом Вьетнаме. Значит, базовая цель есть. Осталось определиться с конкретикой. А вот с этим типичные проблемы — хочется и всего побольше, и разного, и чтоб не все время в переездах. А тут еще и мысль заскочила — все равно в тех краях — почему не посмотреть на Анкгор Ват, раз это все равно рядом? Сели стыковать переезды, проживание, билеты. Чуть не поубивали друг друга, но все обошлось и нарисовался вот такой вот маршрут.
Часть вторая — подготовка. Тесно переплетена с планированием. Если агрегаторов авиабилетов пруд пруди, с жильем тоже, то вот с переездами по Азии выбор более скудный. Наш выбор (собственно, его и не было) пал на 12go.asia/ru. Бронирование любых транспортных средств — автобусы, такси, поезда (да, они там тоже есть, редко где, но есть), самолеты. Собрали паззл из переездов и гостиниц и стали ждать… А собственно, и ждать-то уже не надо было. Вся идея от начала задумки до вылета заняла 2 недели. Последние 3-4 дня были плотно отравлены начавшимся индо-пакистанским конфликтом — над их границей объявили закрытую для гражданских рейсов зону, что привело к коллапсу. Ведь абсолютное большинство рейсов летают из Москвы в Азию именно через нее. За 3 дня до вылета один из рейсов нашей авиакомпании вообще отменили, за 2 — дали задержку на 10 часов, за 1 — на 3 часа. Но нам повезло — улетели вовремя.
Часть третья — собственно, сама поездка. Все-таки, стыковка 4 часа — это не так много, как кажется. Пока выгрузишься, пока выйдешь, пока поймешь, куда идти — времени уходит много. Ну а если еще задержку рейса добавить, то вообще адреналин прет изо всех щелей. Но все хорошо, садимся в самолет, час полета и все — на месте.
СИЕМ РИП (Ангкор Ват)
Такси по городу на мотоцикле с прицепом — 9$ (там эту бричку именуют тук-туком и такие прицепы производят промышленно, а не кустарно. Но тяга к украшательству там соответствует пакистанским дальнобойщикам с поправкой на бюджет, конечно). Столковались на 40$ за 2 дня, включая рассвет. Программу и время нужно оговаривать крайне подробно. Английский здесь плохой, русского не знают вовсе. В принципе, можно и дешевле, но это уже порядком выматывает нервы. Кстати, в этой части Азии торговаться надо везде и всегда, что приводит иногда к трудностям при формировании средней цены. Исключение, пожалуй, только сетевые магазины, где ценники написаны на бумаге.
Территория огромная, пешком обойти невозможно, имейте это ввиду. Некоторые экстремалы катаются на велосипедах. Да, я тоже их люблю, но +35 в тени, длина малого круга в 30 километров, большого — все 50 и необходимость подниматься по ступенькам в каждом храме на вершину приведет к тому, что вечером Вы проклянете все на свете, а утром завтра — просто не встанете. Кстати, в тех широтах утро и вечер как понятие очень недолгие — по 30-40 минут. Светает около 6 утра, сумерки, резко переходящие в ночь — 6 вечера. Имейте это ввиду при планировании осмотра. Временной промежуток с 11 до 3 дня — абсолютное пекло. Всегда иметь с собой 1,5 литра воды.
Итак, 2 дня — 1 день малый круг, один большой. Кому интересно почитать, что это такое — Интернет в помощь, здесь несколько фотографий для передачи ощущений.
Город очень маленький и контрастный — некоторые ездят так…
А некоторые — так. Автомобили среднего класса отсутствуют как понятие.
Храмы большого и малого круга вперемешку и без названий — не обессудьте, всех названий и порядок не помню.
Ворота продолжают выполнять свою функцию, как и сотни лет назад.
Начало рассвета — время около 5:30 утра.
И так это выглядит со стороны — толпа людей смотрит на болото. И фотографирует, фотографирует…
Чуть в стороне есть нормальный действующий монастырь — а это кладбище при нем. Монументальность во всем.
Для голодных посетителей, которые остались без завтрака так еду готовят…
Если присмотреться, то можно увидеть рыбака. Интересно, что можно поймать в таком болоте?
Относительно проживания в целом. Сием Рип вполне цивилизованный (для Азии, конечно) туристический город. Планировка типичная — узкий фасад и здание, уходящее вглубь. Соседство может быть каким угодно — гостиница и ремонтная мастерская, кафе и сортировка мусора. Частная собственность, однако. Как и везде в Южной Азии все провода — на столбах. Я называю это кошмаром электрика или связиста.
Из вариантов размещения есть как виллы, так и фанерные (буквально) домики, поесть на выбор тоже. Русскоязычных на улицах почти нет, их завозят организованными экскурсиями из Таиланда в основном, и они встречаются около храмов, но не в городе. Много европейцев, в первую очередь французов и испанцев.
Архитектура разная. Как уже говорил — от фанерных домиков до вполне себе вилл на звезд и торговым центрам.
Основная жизнь начинается ночью. Там есть туристическая улица (Bar Street). Центр жизни после заката, тусуются все приезжие, много местных. Продают жареных кузнечиков, змей, скорпионов, сувенирку и прочий ширпотреб. Для определения масштаба цен СНАЧАЛА сходите в местный супермаркет (там он есть недалеко), а уже потом на рынок. Осознаете степень накрутки.
Рабочие тащат картонную снежинку. Интересно, они живьем снег видели хоть раз?
На улицах города днем. Национальный вид спорта — бадминтон + некая игра, аналогичная соксу, только специальным воланчиком с перьями.
Но достаточно об этом месте. Пора выдвигаться во Вьетнам. При бронировании билетов обязательно уточняйте, где находится точка отправления (на сайте агретатора рисуется карта). Понятие автовокзала в Азии присутствует, но оно больше распространяется на местные автобусы, а не междугородние, которые держат разные частные конторы и которые отправляются прямо от офисов перевозчика. Иногда расстояние до центра города может быть и 5 и 10 километров. Приезжать к офису нужно минимум за 30 минут, отдать бумаги с бронью и получить посадочные талоны. Ездят на таких автобусах и местные, и туристы.
Теперь о типах автобусов. Так как расстояния там не очень маленькие, а с железными дорогами не очень (они там есть далеко не везде, качество вагонов во Вьетнаме на уровне нашего нормального плацкарта судя по фото), то автобусы в большинстве мест — безальтернативное средство передвижения. Необходимость ездить по 8, 15 и более часов привела к появлению кучи модификаций в виде так называемых слипперов или слиппербасов. Нам довелось ездить на двух модификациях — Hotel Bus и Semislipper. На первом мы ехали из Сием Рипа в Хошимин, на втором — передвигались по Вьетнаму. Есть и обычные сидячие, но они рассчитаны для местных, чей рост редко превышает 170 см, так что крупным людям поездка может быть мучительной.
Итак, Hotel Bus — это полностью лежачее место, в нашем случае оно было двуспальным (хочешь спать один — выкупай 2 места). Длина — как в плацкарте на боковушке. Время поездки — 15-16 часов, включая переход через границу. Санитарные остановки каждые 2-3 часа, собственного туалета нет в автобусе. Кондей шумит и работает всю ночь, берите беруши и теплые вещи, свитер как минимум. И опять — это Азия, вас тут все хотят развести на деньги. На окраине Пномпеня была плановая остановка с подсадкой пассажиров. Метров за 500 была заправка, на которую заехал автобус, вокруг кружились таксисты. Народ побежал в туалет, а я остался за всем присматривать и хопа… водила дал газ и тронулся. Крики, оры, люди, оставшиеся в туалете — никого не волновало. Еле остановили, все загрузились, проехали чуть дальше и стоит минут 20. Это стандартный развод — выходишь из туалета, автобуса нет и моментально прибегают местные таксисты, предлагающие за … долларов догнать автобус. Так что будьте внимательны, не ездите так в одиночку и ВСЕГДА носите с собой деньги и документы, даже в туалет.
Погранпереход не круглосуточный, открывается в 6 утра. На нейтральной полосе выстроены огромные казино и гостиницы на китайские деньги. Часа 1,5 на пересечение и снова в автобус. Кстати, всегда уточняйте, есть ли смена автобуса — иногда практикуют и такое — до границы едете на одном, а после пересечения — на другом. Еще 2 часа и мы в Хошимине. Часок потолкаться по пробкам (об этом позже) и приехали.
ХОШИМИН (САЙГОН). Столица Южного Вьетнама, вопреки расхожему мнению, стоит не на реке Меконг, а на реке Сайгон. После поражения Южного Вьетнама в гражданской войне переименована в Хошимин (как у нас Ленинград), но в быту его многие местные продолжают называть Сайгоном.
Итак, Вьетнам. Это в первую очередь социалистическое государство, которое строит социализм (да-да, не смейтесь), но по мягкому пути. Днем по городу ходят пионеры и играют в оркестре, все выглядит в духе позднего СССР времен Брежнева, но вот ночью… Ооо, это рассадник всего, чего только можно придумать. Любые развлечения на любой вкус и кошелек. Французское колониальное прошлое и транзитное местоположение между Индией и Китаем привело к тому, что здесь очень дико и разнообразно переплетаются все культуры – европейская, индийская, китайская, буддистская и местная. Здесь однозначно нет места религиозной нетерпимости. Русскоязычных здесь очень мало, но много европейцев и американцев.
В парках играют пионерские оркестры.
Католическая церковь – наследие колониального прошлого.
С проводами тут еще хуже, чем в Камбодже. Впрочем, это только в старых районах. В новых все намного аккуратней.
Храм Сайгонской Божей Матери. Все материалы везли из Франции.
Очень много мотоциклов. Во Вьетнаме 100% ввозная пошлина на авто, поэтому абсолютному большинству жителей автомобиль не по карману.
Несмотря на то что мотоцикл меньше, чем автомобиль, пробки там грандиозные. Светофор редкость. При необходимости совершенно не напрягаясь едут и по встречке, и по тротуару.
Типичный вид из окна в старом городе. Не сильно отличается от такого же, но в Барселоне (см. мой предыдущий отчет).
Зоопарк Сайгона. Дорожки сделаны прямо над вольером.
Зал с птицами огорожен тамбурами, и можно рассмотреть их совсем вблизи.
В парке наглядно обозначено, чем рекомендуется заниматься…
Розовая церковь – гламурно или готично?
Ночная жизнь старого квартала:
Вообще, в самом городе и вокруг есть на что посмотреть (партизанские тоннели, дельта Меконга), но времени у нас в обрез, двигаемся дальше и вечером выезжаем в Муйне, прибытие ночью. Обязательно смотрите, где гостиница и где автобусная станция. Такси в час ночи будет стоит серьезных денег.
Автобусы по городу ходят, но нечасто. Расстояния между остановками большие. Могут останавливаться на разных остановках. Например, если есть 2 автобуса в нужную сторону, то один может остановиться здесь, а другой – за 2 квартала, а здесь – нет. Для перехода дороги в плотном потоке нужно поднять руку и МЕДЛЕННО идти через дорогу. Никто не остановится, но будут объезжать. Поначалу страшно, но потом привыкаешь.
Автобусы типа SemiSleeper выглядят вот так. Полусидишь-полулежишь.
МУЙНЕ
Вообще административно это часть города Фантьет. И даже сайт с автобусными билетами их позиционирует как одно место. Но не ведитесь на это. От деревни Муйне, которая на мысе до Фантьета идет дорога вдоль побережья, вдоль которой почти непрерывно стоят гостиницы, кафе и прочий турбизнес. В зависимости от того, насколько Вы ближе к краям этой полосы, будет и разное количество народу. Мы были примерно посередине, и вполне реально было быть одним на 100 метров вокруг. Ветер почти постоянный, потому в море много мусора (муть, водоросли — бытового мусора почти нет). Муйне — рыбацкая деревня, в бухте много раковин и их регулярно выбрасывает на берег. Набрать можно целый мешок очень быстро. Соседство очень разное – между хорошими гостиницами на 3-4 звезды могут стоять гостевые дома из тростника, а то и вовсе рыбацкий причал с сетями и бытовым мусором.
Берег оснащен бетонной системой от размыва берега, поэтому за песочком нужно пройтись, если не повезет. Естественно, никаких шезлонгов и зонтиков тут нет, разве что на территории гостиницы. Мы взяли велосипеды и поехали на Красные пески.
Собственно, само побережье в Муйне (в самой деревне).
А это кусок побережья километрах в 3 от деревни, где мы и жили.
Было 8 марта, так что надо было как-то отметить. Вдоль дороги на выезде из деревни был вечерний развал с довольно дешевой рыбой. Других цен не помню, но лобстер был по 1000 рублей за кило. Это самое дешевое предложение во всем Вьетнаме. Субъективно – большая креветка на вкус.
На следующий день выселились и отправились к конторе перевозчика. В районе Муйне представлены все основные перевозчики во Вьетнаме, но совершенно в разных местах, так что еще раз уточняйте, где именно остановка. Автобус может быть и проезжим (например, сюда мы приехали на ночном автобусе, и он шел из Хошимина в Нячанг), и отправляться с конечной (так отсюда уезжали). Иногда он выбивается из графика, причем в сторону опережения. Например, сюда мы должны были приехать в 2 часа ночи, но были в 1:15. Люди уже стояли и ждали нас, а если бы нет? Так что приходите заранее. Отъезд с конечной станции всегда происходил вовремя, задержки не более 5-10 минут.
НЯЧАНГ
Чисто курортный город. Все застроена гостиницами, барами, кафешками, массажными салонами и прочим турбизнесом. В туристическом районе цены абсолютно столичные. Деньги берут за все, первый признак накрутки — вывеска на русском языке. Валюта тут ходит всякая, но лучше с долларами и менять на месте в донги, в том числе в ювелирных магазинах. Если отойти от моря за 3-ю линию или уехать за реку Кай, то будет намного дешевле и вкуснее.
Особо расписывать этот курорт не буду, и так много всего в сети. Просто добавлю несколько фото. Немного про транспорт — возьмите в любой туристической конторе карту города с автобусными маршрутами. Сами автобусы хорошие, проезд 8к донгов по городу, но вот остановки далеко друг от друга и автобусы там не всегда останавливаются. Нужно привлекать внимание водителя — махать рукой с улицы или просить остановить внутри автобуса. Могут и проехать мимо, как иногда говорят.
Да, икона в католическом соборе во Вьетнаме выглядит вполне в новой русской иконописной традиции.
Буддийский храм. До него довольно далеко добираться, но он симпатичный.
Вид на реку Кай. Особенно интересно смотрится дом на острове.
Здесь и ниже будет несколько фото из Винперла — такой местный Диснейленд. Вход около 40$ с человека, причем выгодней брать через агенства.
Расположен он на острове, соединенный канатной дорогой. Общая длина около 3 км.
На территории есть зоопарк, дендрарий, аквапарк, парк аттракционов.
На месте так же брали экскурсию в Далат (единственное, что не стали планировать сами — слишком многом мест и раскиданных далеко друг от друга). Это довольно своеобразный город, построенный для колониальной элиты. Климат и ландшафт примерно соответствует нашим летним Карпатам или Алтаю — днем +25, ночью +5. Это все за счет того, что он в горах 1500 м над морем. Дорога живописная, но опасная — ночью туда никто не ездит, а терять день на переезд жалко.
Так растет кофе, из которого потом делают Лювак.
Сумасшедший дом или Crazy. Гостиница в Далате в духе Дали.
Водопад Понгур. Он есть не во всех программах экскурсий, так как далеко расположен. И будьте физически готовы — пешком спускаться и подниматься метров 50.
Второй водопад (название не помню, там еще дегустация кофе, катание на слонах, страусах и прочий туристический бизнес).
Третий водопад. Опять-таки испытание для выносливых — подъем и спуск около 70 метров по ступенькам.
Бутылочный храм. Облицован битой посудой и стеклом. Смотрится потрясающе вблизи.
ОТЪЕЗД
Билеты были со стыковкой в Китае. Такси до аэропорта Камрань 300к донгов. Формально ходит автобус (с желтой полосой, междугородний), но его расписания никто не знает. Местным он не нужен, а в агентствах называли то 6 часов, то 8 вечера последний рейс, добавляя слова «Вроде» и «Ну если самолет местный, то он поедет, а если нет — то нет».
Вылет из Камрани был фееричным. В аэропорту там не напрягаются и просто на каждую стойку толпой стоят все люди, у которых там ближайший рейс. На табло это могут и перепутать. Стоим, ждем в очереди посадку на Ченду, вокруг куча китайцев. Там их везде много. Вообще очень редкие кадры без них. Они везде. На табло надпись —Чэнду… Ииии хоп — резко меняется на Сиань. Люди как стояли, так и стоят, а мы в ах.е. До вылета 1,5 часа. Начинаем бегать и искать правду, причем не только мы, но и еще несколько китайцев из этой же очереди. В конечном итоге у нас приняли багаж.
Пересекли границу, сидим ждем вылета, осталось полчаса. Прибегает таможенник или безопасник (трудно разобраться) и говорит, что проблемы с багажом. Единственное, что может быть проблемным — это бутылки с заспиртованными змеями еще из Камбоджи, но на въезде они ни у кого не вызывали вопросов. С приключениями добрался до таможенников (а они сидят ДО пограничников, то есть пришлось пересечь границу Вьетнама на несколько минут незаконно), выяснилось — они хотят отнять моих заспиртованных змей и скорпионов и в придачу — бутылку вьетнамского шампанского (да, его там делают, и довольно неплохое в Далате). Основание — «Запрет на перевоз стеклянных бутылок в багаже без упаковки». Никаких бумаг не дают, да и толку, что — они на вьетнамском. Попытки оставить несколько бутылок в подарок не принесли результата. Оставлять все было слишком жалко. Побежал трусцой до упаковщиков багажа, купил пенопластовую коробку за 100к донгов и начал распаковывать багаж (напоминаю, до вылета — 20 минут!) Упорство в своих обязанностях было вознаграждено зрелищем заботливо уложенного грязного белья, раскиданного по всей досмотровой комнате ))). 10 минут до вылета — у меня забирают багаж, галопом обратно через границу, досмотр, и нас везут до самолета одних в автобусе. Вылет!!!
В Китае стыковка прошла хорошо. Аэропорт Чэнду не имеет транзитной зоны, но россиянам разрешено без визы быть в городе 72 часа. Изначально было желание быстренько прошвырнуться, благо прямо к аэропорту подведено метро, но увы, сил уже не осталось. Продрыхли в зале ожидания для транзитников (там есть и диваны, и кресла, и даже душ), чуть не опоздали на рейс (забыли, что в Азии табло — это не руководство к действию, а рекомендация), за что были неожиданно вознаграждены — нас разместили в бизнес-классе. Разница в обслуге, конечно, аховая. Но и цена билета так же отличается в 5 раз, если покупать за полную цену.
Финансовая часть
Курсы валют:
ВНИМАТЕЛЬНО следите за тем, какие купюры дают вам на сдаче. Нам дали ветхие 20 баксов (просто помятые + 2 надрыва не более 10% от ширины купюры) — ими нельзя было рассчитаться или поменять на местные деньги. Даже в России их удалось обменять с большим трудом и по плохому курсу.
Самая дорогая часть — это билеты, более половины бюджета. Из столицы это вышло по 50 тыс. руб. с человека, но следует учесть, что срок планирования был очень короткий. Возможно найти более дешевые заранее, особенно из восточной России. Следующее по важности затраты — виза в Камбоджу (30 USD, здесь и далее — на человека), билет в Анкгор Ват (67 USD на 3 дня). Переезды относительно недорогие — 25 USD за 16-часовой автобус из Сием Рипа в Хошимин и по 180к донгов (~ 9 USD) из Хошимина до Муйне и от Муйне до Нячанга. Проживание можно найти на любой вкус и кошелек на букинге — от тростниковой хижины в Муйне за 3 USD койкоместо за ночь до 5 звезд в Нячанге или Хошиминие от 150 USD. Порция супа фо (они бывают разные, но непременно большие) — 50к донгов ~ 2-2,5 USD, в туристических местах все может стоить в разы дороже.
Правила вывоза чего-либо из Вьетнама отсутствуют во внятном описании, желающие могут ознакомиться с наиболее актуальной информацией на форуме Винского. Там и про фрукты, и про корзинки, и про ракушки. Сами вывезли кроме бутылок — 5 кило фруктов и ракушки россыпью в ручной клади, вопросов не возникло. Мое личное мнение — это банальное вымогательство. Ни в одном аэропорту мира меня не тормозили с бутылками. Да и полуразвалившаяся пенопластовая коробка никак не защитит бутыли от возможных падений, как сказали. Скорее, это натолкнет на мысли о том, как тут обращаются с багажом.
Всем спасибо за внимание.