В Турцию на Рено Каптюр

09.04.2019 | 21269 просмотров

Добрый день всем путешественникам и мечтателям о путешествиях.

Мы — семейная пара, нам слегка за пятьдесят, и живем мы в небольшом шахтерском городе на юге Ростовской области.

Супруг  — водитель со стажем, но первая собственная машина появилась в нашей жизни в 2009 году. С этих пор болезнь по имени «Дорога» стала неизлечимой. Поначалу с нами путешествовал сын, но, повзрослев, он приобрел свою компанию и свои дороги, поэтому в поездки мы отправляемся обычно вдвоем с мужем, иногда с друзьями. Муж — единственный водитель. Я водительское удостоверение имею, но за руль меня пускают неохотно, полагают, что моё место почетное, пассажирское, по правую руку от мужчины. Раньше меня это задевало, но в последнее время, наблюдая за тем, что творится на дорогах нашего перенасыщенного транспортом региона, я за руль и не рвусь. Было несколько ситуаций (не по нашей вине), когда от беды спасла только реакция мужа. Я бы не справилась.

Турция зрела давно.

Но всё как-то не складывалось. То рубль перестал дружить с долларом, то Россия с Турцией…

Но пришел 2018 год. Отношения между странами вроде бы наладились, разница в цене на бензин у «нас» и «там» перестала шокировать, да и поездки по России (в 2015 — Байкал, в 2016 — Соловки, Кольский, Средний и Рыбачий, в 2017 — Дальний Восток через Горный Алтай и Монголию) оказались не столь бюджетны, как хотелось бы.

Итак, решено: едем в Турцию. После предыдущих маршрутов с приличными участками неприличного бездорожья путешествие по гладким дорогам Турции представлялось нам легким танцем на паркете. Так оно и было.

Время поездки — октябрь-ноябрь 2018 г.

Наша рабочая лошадка — Рено Каптюр, 2016 года рождения, механика, передний привод, пробег на начало поездки чуть больше 90000 км. Машинка не очень экономная, в спокойном режиме кушает бензин порядка 9-10 литров, при хороших скоростях и на крутых горках — от 12 и поболе. Но что имеем, то имеем.

Из подготовки прошли обычное ТО, посмотрели ходовую, приобрели набор для ремонта шин (пригодился), масло на долив (у Каптюра движок прожорливый, при больших оборотах доливать приходится через каждую 1000 км), обновили аптечку и купили второй знак аварийной остановки, прочли на форумах, что в Турции их требуется два. Хотя в самой Турции, встречая на трассах заломавшиеся машины, наблюдали помимо знаков что угодно: и обмотанные тряпками пятилитровки с водой, и даже пирамидки из камней.

По рекомендации форумчан решили взять с собой запас топлива — 20-литровую канистру. Перед границей с Грузией хотели её залить, но заправщик отговорил, предупредил, что грузины к себе бензин ввозить не разрешают. Рисковать не стали, и действительно, канистру проверяли. Запаслись бензином перед турецкой границей, всё же в Грузии он дешевле. Канистра не пригодилась, но нервишки нам сберегла: несколько раз в горах дотягивали до заправки на горящей лампочке.

Традиционно взяли с собой дорожный набор посуды и сумку-холодильник. Также в поездке незаменим полулитровый электрочайник с функцией отпаривателя. Не во всех отелях в номерах есть чайник, а со своим и чаю попить, и термос залить, и вещи отглаживает не хуже утюга. Газовую плиту решили не брать, о чем впоследствии пожалели. В некоторых случаях отель завтрак не предоставлял, и яишенка с утра была бы очень кстати.

Закачали на смартфон Марs.me. В целом навигацией остались довольны, хотя извилистые улочки старых районов Сафранболу и Анталии приводили Мапсика в ступор, зависал он на них стабильно и поглумился над нами от души. Несмотря на свежую версию, некоторые развязки Мапс не видел, вел нас на съезды в город, которые уже не существовали. Но в основном Мапсик со своей задачей справлялся, оценка — твердая 4. Дополнительно при планировании маршрутов на день иногда заглядывали в карты.

Финансы: приобрели 1000 долларов (67000 руб.), 100$ остались не потрачены и легли в копилку на следующую поездку. На две карты положили по 50 тыс. рублей, одна карта не понадобилась. Ну и в карманах было около 30000 рублей, часть из них благополучно вернулась домой. По финансам я приведу каждодневные траты, может, эта информация кому-нибудь покажется лишней, но мне при подготовке к поездке и расчете допустимого бюджета её не хватило.

Связь. Поскольку характер работы не позволяет кануть в неизвестность, на мою Мегафоновскую симку положили 3000 руб. и подключили опцию «Весь Мир». Подключение 0 руб., абонентская плата 99 руб. в сутки. Опция позволяет ежедневно бесплатно принимать 40 минут входящих звонков. Этого вполне хватило, чтобы решать все неотложные производственные вопросы.

Планируя путешествие в Турцию, мы не стремились углубиться в неизведанное. Целью было обзорное посещение приглянувшихся мест (как говорится, галопом по Европам). В помощь пошли отчеты с Дрома, с форумов Винского и с сайта Отзыв.ру. Очень полезным оказался, на мой взгляд, сайт Елены Трувы. В итоге примерный маршрут сложился следующим образом:

День Маршрут, места посещения Расстояние, км
11 Олюдениз-Фетхие; Фетхие-Патара пляж; Патара пляж-Капуташ-Каш 20; 75; 45
12 Каш-Мира-Демре; Демре-Чиралы 50; 80
13 Чиралы-Янарташ (Химера) 6 в оба конца
14 Чиралы-Агласун; Агласун-Саголассос; Саголассос-Анталия, парк Куршунлу 190; 30; 130
15 Анталия; - ул. Ишихлер, шопинг; - старый город; - водопады Верхний; и Нижний Дюден 70<
16 Анталия —Аспендос; Аспендос-Гринканьон; (по дороге водопад Манавгат); Гринканьон-Сиде 50; 50; 30
17 Сиде-Аланья (крепость); Крепость-пляж Клеопатры -Сиде 70; 10; 70
24 запас
25 запас
26 запас

При планировании маршрута с большим сожалением пришлось отказаться от посещения Стамбула, так как отпуск ограничен по времени и чем-то всё равно пришлось бы пожертвовать. Изучая достопримечательности этого города, пришло убеждение, что Стамбул — это отдельная песня. Стамбул не возьмешь набегом, на знакомство с ним необходимо выделить несколько дней. В перспективе планируется путешествие по Греции, вот здесь Стамбул сам по пути просится в дорожную карту.

Кроме того, уже в ходе поездки из-за производственной необходимости отпуск пришлось сократить почти на неделю, что тоже сказалось на маршруте. Но невозможно в одну поездку объять необъятное. Из незапланированного добавился Немрут-Даг, о чем нисколько не жалеем. Одно из мест, которое впечатлило на все сто.

Места ночевок заранее не бронировали. Бесплатный вай-фай в отелях присутствовал по всей Турции. Накануне просматривали информацию о предполагаемом месте ночлега, забивали в Мапс.ме метки с отелями, предпочтительными по цене и местоположению и, как правило, первый же вариант оказывался удачным. Всё-таки не сезон-с. Единственное место, где свободный номер нашли с трудом — это Сафранболу. Но надо понимать, что в этом городе гостиничный бизнес в основном семейный, отели расположены на верхних этажах жилых домов, где на первом этаже живет семья хозяина отеля. Потому количество номеров ограничено, а туристов о-о-о-очень много. Есть в Сафранболу и большой современный гостиничный комплекс, но номера там стоили от 400 лир (4800 руб.), и мы от этого варианта отказались.

Страховка. В Грузии с марта 2018 г. ввели обязательное страхование транспортных средств с иностранными номерами. Стоимость на 15 дней — 30 лари, на месяц — 50 лари. В 15 дней мы не укладывались, решили оформить на месяц, по деньгам это выходит дешевле, чем две по 15 дней.

Грин-карта в Грузии не действует.

А вот для поездки в Турцию лучше оформить грин-карту. Это значительно дешевле, чем оформлять страховку (сигорту) на границе. Мы зелёную карту оформить не успели. Из-за продолжительного путешествия, чтобы подчистить все «хвосты» на работе, месяц перед отпуском пришлось трудиться в авральном режиме и без выходных. Выезд наметили на 18.10.2018 г., но и в этот день пришлось поработать. Освободились ближе к пяти вечера. Попытались поймать удачу, благо все страховые компании сконцентрированы в центре города. Но, увы, рабочий день заканчивается в 17:00, задерживаться никто не хочет, ответ у всех один: приходите завтра. Не судьба.

Нет так нет. Вещи в багажнике, сумерки надвигаются, пора в путь. Мы не любители поездок в темное время суток, но решаем выехать в ночь и проехать сколько сможем. Должен же отпуск начаться, в конце концов!!! ПОЕХАЛИ!!!

18.10.2018 г. День 1. Шахты — Кропоткин.

На выезде из города заправляемся до полного. После покупки машины мы пользовались АЗС Газпрома. Но на экране бортового компьютера стал периодически мигать чек о неисправности топливной системы. Диагностика неисправность не выявила, нам посоветовали сменить АЗС. Стали заправляться на ТНК или Лукойле. Чек мигать перестал. «Народное достояние» народ качеством не балует, но, может, это только в нашей местности?

На 1001 километре выезжаем на трассу М4 «Дон». До Ростова 60 км, добираемся быстро. Немного потолкались на объездной в Аксае. Время — шесть вечера, народ спешит с работы домой. В 2018 году объявили о начале строительства новой объездной г. Ростова-на-Дону, в обход всех населенных пунктов. Завершение строительства планируют в 2024 году.

За Батайском начинается платный участок с 1091-го по 1119 км. Стоимость в дневное время с легковушки 50 руб. Разрешенная скорость 110 км/ч, все мчат 150, с удовольствием вливаемся в общий поток. Грузовые пыхтят справа, на обгон друг дружки не стремятся, нашу полосу не закупоривают. Столбы освещения есть, но в большинстве своем лампы не горят. Дорожное полотно отличное, платный участок промелькнул, как и не было.

Въезжаем в Краснодарский край. Здесь тоже готовят дорогу к переводу на платный режим, много участков с ремонтом, где-то съезжаемся в одну полосу. Но трафик небольшой, задержек нет.

С М4 уходим в полной темноте. Трасса убегает направо, на Краснодар, мы же движемся прямо по Р217 «Кавказ», бывшая М29. Сразу за развязкой дорога сужается, становится однополосной. Разделяющих барьеров нет, встречка слепит, неуютно. Большегрузы собирают за собой целые вереницы машин, обгон затруднен, скорость падает. Решаем добраться до Кропоткина и там искать ночлег.

Первые два отеля мимо. В одном удобства на этаже и прокуренные номера, во втором просят 2600 руб. за стандартный номер. При пустом отеле! Почти на выезде из города заворачиваем в отель «Ной». Небольшой, но чистый и уютный номер, все удобства, стоянка под окнами, ведется видеонаблюдение. 1500 руб. цена вопроса. Остаемся. Ужинаем запасами из дома.

Итого за день: пройдено 305 км, время в пути 2 часа 40 минут, потрачено за день 3050 руб.

19.10.2018 г. День 2. Кропоткин — Пасанаури.

Сегодня день доездинга. Цель — добраться до российско-грузинской границы и, если получится, пройти её. Дорога до Владикавказа знакома, проезжали по ней неоднократно, трудностей никаких. Заправлялись дважды до полного: в Новокубанске на Лукойле и перед границей в Чми (АЗС «Стандарт»).

Пятигорск обошли по новой объездной, навигатор её не знает, двигались по указателям на г. Грозный.

В Кабардино-Балкарии вдоль трассы яблоневые сады, прикупили ведро яблок за смешные деньги. Ели их всю поездку. Перед Владикавказом пообедали свежеиспеченным осетинским пирогом. Вкусно.

Грузинская страховка обошлась на наши деньги в 1350 руб.

Перед КПП проезжаем мимо длинной вереницы из фур. Перед шлагбаумом никого, проверка загранпаспортов и без задержек пропускают. Для прохождения легкового транспорта открыто две полосы, перед каждой очередь машин 7-8. На обе границы ушло чуть больше часа.

На российской стороне досмотр формальный, пассажиров не высаживают. На грузинской — пассажиры паспортный контроль проходят отдельно. Ожидаемо пристали к канистре. Убедившись, что она пустая, настойчиво стали выяснять, везём ли мы незадекларированный товар, например алкоголь. Пугали разными страшилками. При этом содержимое багажника осматривали визуально, вытащить поклажу не потребовали. Супруг признался, что везем бутылку водки, это количество разрешено провозить без декларации. Таможенник важно пояснил, что декларированию подлежит весь алкоголь (!!!), но раз водитель о наличии алкоголя заявил, то он его задекларировал устно (!!!). Вручил бесплатно брошюрку с картой и достопримечательностями Грузии, на том и отпустил. Не знаю, что это было с устным декларированием. Улыбнулись и поехали дальше.

На грузинской стороне непосредственно после КПП маленький участок полного бездорожья, потом неплохой асфальт.

В горах темнеет очень быстро. С Военно-Грузинской дорогой нам не везет. В 2014 году в июне путешествовали по Грузии, но перед поездкой сошел сель, дорогу размыло, движение перекрыли. И туда и обратно пришлось добираться через Азербайджан.

В этот раз Крестовый перевал проходили в кромешной тьме, красотами полюбоваться опять не удалось. Машин немного, но груженые фуры тормозят движение, скорость небольшая. Из-за серпантина мест для обгона немного, обойдя один большегруз, через какое-то время упираемся в другой. Терпеливо ползем, ищем место для ночлега.

Остановились в гостевом доме возле Пасанаури, 25$ (1675 руб.), мы единственные постояльцы. Номер просторный со свежим ремонтом, стены, полы, потолки — все обшито деревом, запах обалденный! Из минусов — неработающий телевизор и отсутствие отопления. На улице морозно, лужи на обочине поддернуло льдом. Принесли маленькую теплушку, думали, ночью замерзнем. Но за час комната прекрасно прогрелась. Поужинали своими продуктами.

Итого за день: пройдено 630 км, время в пути с остановками и прохождением границы 11 часов, потрачено за день 7795 руб.

20.10.2019 г. День 3. Пасанаури — Хопа.

Ещё один день доездинга. Наша цель на сегодня — пересечь границу через КПП Вале-Пософ и достичь Хопы, а также полюбоваться по пути красотами а/дороги Ардахан — Артвин, о которых читала в интернете (полностью согласна: там есть что посмотреть).

От погранперехода в Сарпи отказались сразу. На форумах пишут, что там в последнее время большие очереди и часто случается многочасовое ожидание.

Осенняя Грузия особо ничем не запомнилась. Разве что утренним синим небом без единого облачка. Подумалось, как красив был бы Казбек на его фоне, если б мы штурмовали Крестовый перевал сегодня.

Возле нашего отеля утром.

В июне 2014 г. Грузия была куда как живописнее. Ослепительные снежные вершины и зелёные альпийские луга, разноцветье долин, безумные по красоте и незабываемые по остроте ощущений дороги Тушетии и Сванетии, перевал Годердзи и т.д. и т.п. — одни из самых ярких воспоминаний. Мцхета и старый Тбилиси — тоже хороши, но природа нас манит больше, чем города. Хотя и древние каменюки я люблю.

Сейчас же Грузия показалась нам унылой. Всему своё время. Жинвальское водохранилище обмелело и светило грязными проплешинами. К обеду небо затянуло тучами, и все краски окружающих пейзажей стали блёклыми, серо-коричневыми, с редкими вкраплениями зеленых ёлок. Ну и ладно, мы же всё равно транзитом.

Перед Мцхетой сворачиваем на трассу Е60, качественный автобан, жаль, что короткий и в Грузии пока единственный. Разрешенная скорость 110 км/час. Что удивило — минирынки на обочинах автобана. Местные жители и здесь торгуют чем могут, от тюков с сеном до овощей, занимая не только обочину, но и часть дорожного полотна. На автобане!!! Конечно, днем их видно издалека, но тем не менее — опасно. В 2014 году мы такого не наблюдали.

В районе Хашури уходим на Боржоми и дальше на Ахалцихе. Мне нравится эта дорожка: петляющая вдоль Куры, какая-то уютная, ненапряжная и очень симпатичная, с минимальным трафиком, подуставшим, но ровным асфальтом. И природа здесь повеселее, осень только вступает в свои права.

Расстояния в Грузии небольшие, бензина истратили немного. На заправке в Ахалцихе заливаем бак до полного и канистру. Деньги в Грузии не меняли, в отеле платили долларами, на заправке расплачиваемся картой. В пересчете на наши деньги с карты сняли 2000 руб.

За городом остановились на обед, перекусили бутербродами и чаем из термоса, полюбовались открывшейся с возвышенности панорамой.

Грузия, пока-пока!

На погранпереходе пусто. Возле будки с паспортным контролем единственная машина с азербайджанскими номерами. Знаю по отчетам, что пассажиры границу проходят отдельно от водителя, и грузинскую, и турецкую — пешком. Неспешно катимся к знаку «стоп», я отстегиваю ремень и тянусь за курткой на заднем сиденье. Скорость не более 5 км в час. Только остановились, тут же рядом с машиной вырастает человек в форме и на хорошем русском начинает рассказывать, что я не пристегнута, и мы нарушили закон. А у меня ремень ещё в руке, я его и отпустить не успела. Постепенно разговор переходит в более дружелюбное русло, пограничник интересуется, откуда мы и куда едем, бывали ли раньше в Грузии и каковы наши впечатления. Объясняет, что по местным ПДД нельзя отстегивать ремень до полной остановки. Понимаю — спорить и доказывать, что отстегнулась за секунду до оной, бесполезно. Решила, что проще извиниться за своё незнание правил. Закончилось предупреждением подобревшего стража порядка и моим обещанием правила больше не нарушать.

Я прошла грузинскую границу за две минуты, но мужу пришлось подождать. У азербайджанца возникли сложности, и минут двадцать с его документами ходили взад-вперёд. К супругу вопросов не возникло, беглый взгляд в багажник, штамп в паспорт, Турция, здравствуй!

На турецкую границу потратили около получаса, но только из-за оформления страховки. После паспортного контроля водителю надо пешком пройти за территорию КПП, там оформить сигорту и вернуться для прохождения таможни. Была бы грин-карта, уложились бы в пять минут. Таможенник заглянул в багажник, сообщил нам, что «No problem» и махнул рукой на выезд.

Сигорта обошлась в 100$ и оформляется минимум на 3 месяца.

После Пософа дорога шла по местам не туристическим. Мы не знали, доберемся ли до Хопы, или придется заночевать в дороге, где будем ужинать, примут ли к оплате карту. В Турции обменом валют занимаются не банки, а почтовые отделения (Ptt), поиском которых специально заниматься не хотелось. Да и солнце клонилось к закату. На границе курс валют негуманный, но на всякий случай разменяли немножко долларов и в путь.

Дорога до Ардахана — асфальт, трафик почти отсутствует.

Разрешенная скорость в Турции согласно ПДД:

В реальности множество ограничений скорости в 40 км/ч, 70 км/ч либо 82 км/ч.

На платных участках автобанов встречали знаки, разрешающие легковым автомобилям двигаться со скоростью 130 км/ч.

Допустимая погрешность — 10% от разрешенной скорости.

Виды по пути живописные, но зарядил моросящий дождь, для фото не останавливаемся.

Мапс ведет по прямой в Ардахан, но, выскочив на бугор, краем глаза замечаю указатель на Артвин перед самым примыканием объездной города. Видно, что дорога новая, Мапс её не знает, асфальт уложен недавно, разметки ещё нет. Перестроиться не успеваем, проскакиваем поворот. Место для разворота далеко внизу, затяжной спуск, непрерывная сплошная. Предлагаю мужу согласиться с навигатором, проехать через город, заодно и посмотреть, как местный народ живет. Мда, знали бы мы, сколько их будет, этих небольших турецких городов, в основе своей похожих друг на друга как близнецы. Лучше бы развернулись. Толкаясь по узким улочкам Ардахана, потеряли больше часа, и красоту окрестностей Артвина успели увидеть только краешком, потому что в горах, как известно, темнеет быстро.

Выбравшись из Ардахана, утыкаемся в первый на нашем пути блокпост. Всё серьезно, бронетехника, военные вооружены, на лицах — балаклавы. Дорога перегорожена бетонными блоками, двигаемся змейкой. Впереди несколько машин с турецкими номерами, проверяют всех. Полицейский опускает взгляд на наши номера и машет нам рукой, чтобы проезжали. Забегая вперед, отмечу, что военных блокпостов мы встречали много, как и патрульных машин, контролирующих скоростной режим («Трафик-контроль»). Но останавливали нас редко: пару раз для проверки документов, один раз заглянули в багажник, и несколько раз остановили, чтобы просто поинтересоваться, откуда мы, нравится ли нам в Турции и пожелать хорошего пути.

В районе Артвина, несмотря на приличный серпантин, дорога отличная. Перед въездом в город 10-километровый спуск, виды с серпантина на светящийся огнями город космические.

В Хопу добираемся в темноте. Довольно долго тянется промышленная зона, потом вырываемся на набережную и попадаем в муравейник из машин и людей. Чудом втискиваемся в свободное маленькое пространство на обочине. Вдоль дороги — отель на отеле, идем на разведку, цены и условия примерно одинаковые. Заселяемся. Машину бросаем там, где остановились, другого места просто нет.

Номер тесноват, но всё необходимое присутствует. А главное — огромная кровать с шикарным, удобнейшим матрацем, на которой мы замечательно выспались. Обратили внимание, что в Турции даже в убогоньких отелях спальное место всегда было на высоте. Цена — 120 лир. За лиру дают 11,6 руб., но для удобства умножаем на 12. Поужинали в кафе при отеле за 40 лир.

Ура! Завтра наше путешествие вступает в основную фазу!

Итого за день: пройдено 580 км, время в пути с остановками и прохождением границы 10 часов, потрачено за день 10620 руб.

21.10.2018 г. День 4. Хопа — Панагия Сумела — Самсун.

Утро выдалось неласковым.

Сегодня у нас по плану монастырь Панагия Сумела (40°41'21.72"с.ш. 39°39'30.13"в.д.).

Православный монастырь Панагия Сумела расположен в окрестностях Трабзона довольно высоко в горах и высечен в меловой скале. Помимо красивого ущелья, хотелось увидеть и доступные к осмотру помещения, и сохранившиеся на стенах фрески.

До Трабзона долетаем быстро. Дорожное покрытие отличное, по две, иногда по три полосы в каждую сторону, встречка отделена газоном, реже — разделительным барьером. Населенные пункты идут друг за другом, но местное население в основной своей массе скоростной режим не соблюдает. Немного поосторожничав, вливаемся в общий поток.

В Турции радар-детекторы запрещены, штраф от 1305 до 1965 TL, на наши деньги получается приличная сумма. Но без радар-детектора непривычно, убираем его с глаз долой и оставляем включённым. Несколько раз спасал.

В Трабзоне уходим с основной трассы на Мачку, по дороге заправляемся на 2600 руб. и в пекарне покупаем вкуснейшие лаваши.

По рекомендации форумчан заправляемся на АЗС с нарисованной на стелах головой собаки. Присутствует и Лукойл, но он дороже.

От Мачки до монастыря по ущелью проложена узкая асфальтированная дорога, ограниченная с одной стороны скалой, с другой горной рекой. Обочина со стороны реки шириной около метра, дальше обрывистый спуск к воде. 21 октября выпало на воскресенье, местные жители массово выезжали на пикник. Впервые я встретилась с таким видом отдыха: турецкая семья располагалась у реки прямо на дороге. Съезжали на машине одним боком на обочину, за багажником размещали мангал и за ним друг за дружкой раскидные кресла или стулья. И усаживались всей семьей в ряд, лицом к реке, спиной к дороге. Порой такая семья собирала перед собой целый хвост машин, терпеливо пропускающих встречный поток, потому как, не выехав на встречную полосу объехать отдыхающих возможности не было. И никакого раздражения у проезжающих мимо водителей, никто не сигналит, не возмущается, не кричит в окно ругательных слов.

Впрочем, с таким количеством жителей и туристов на квадратный метр заселённой площади чему удивляться. Повернулся к обществу спиной — и ты уже наедине с миром.

Панагия Сумела находится на территории заповедника, въезд платный, 20 лир с человека. Мы приехали в обеденное время, шлагбаум открыт, в будке никого, все машины проезжают свободно. Потом по возвращению мы увидели, что сборщик податей на месте, исправно собирает плату за въезд. Вот такие вот в Турции правила: работник уходит обедать, а въезд оставляет открытым, чтобы люди не ждали. Приятно не столько от того, что немного сэкономили, а от самого отношения.

На каком-то из сайтов я вычитала информацию, что посещение монастыря возможно с апреля по октябрь с 9:00 до 19:00 час. Ага, как же. Приехав к началу тропы в монастырь, мы узрели большой амбарный замок на калитке. Только и осталось, что полюбоваться монастырем издалека.

Обратите внимание, как обрублены сучья на сосне. Ровно настолько, чтобы не закрывать обзор здания со смотровой площадки

Что ж, слезу оттёрли, губу подобрали, возвращаемся назад. Чуть ниже развилка, накатанная грунтовка уходит куда-то вправо. Поехали посмотреть. Очень скоро грунтовка переходит в отличный асфальт, дорожные работы идут полным ходом. Прокатились немного, полюбовались видами.

Внизу у реки заметили съезд на поляну, оборудованную беседками для отдыха. Спустились перекусить. Красота, речка журчит, воздух пьянит и вокруг ни души (и почему местные жители предпочитают обочину?!!! Загадка…).

Поскольку Сумела у нас не состоялась, решаем здесь не ночевать, а ехать дальше. Возвращаемся в Трабзон, держим путь вдоль побережья в сторону Сафранболу. Понимаем, что весь путь не осилим, остановимся, где ночь застанет.

Дороги Турции.

Периодически нас поливает дождь. В Орду въезжаем в сумерках. Подсвеченный огнями город красив. На часах ещё нет и шести, вроде и не устали, движемся вперёд.

Следующий город — Самсун. На окраине смотрим пару отелей, соотношение цена-качество не устраивает. Направляемся ближе к центру. На улице темно. Мапс съездов не видит, мы движемся по эстакаде, а он рисует нам круговые движения и предлагает повернуть туда, где дороги нет. Поворачиваем наугад. Впереди по правой стороне на крыше высотного здания огромные красные буквы неоновой рекламы — HОТЕL.

Но не всё просто. Мапс, оскорбленный нашим непослушанием, плотно завис. Мы движемся в сторону отеля по широкому бульвару, три полосы в одну сторону. Параллельно бульвару, ближе к зданиям идет более узкая дорога, по ней бегут машины в обоих направлениях. По мере приближения к отелю приходит понимание: с бульвара к отелю съезда нет. Отель остается далеко позади. Наугад поворачиваем направо, затем ещё направо. Каким-то непонятным маневром выскакиваем на ту двухполосную дорогу, параллельную бульвару. Вновь приближаемся к отелю. Съезда нет. Отель опять остается позади. Снова сворачиваем вправо в какие-то узкие проулки. Отель где-то рядом, но неоновых букв уже не видим.

Темно, вокруг ни души, кружим по неосвещенным трущобам, запутались окончательно. На пути появляется припаркованная машина, и вот везение, водитель собирается сесть за руль. Тормозим рядом. Турецкий не знаем, но приветствие «Мерхаба» выучили, а «отель» на всех языках звучит одинаково. Мужчина что-то нам пытается объяснить, видит, что мы ни черта не понимаем и, улыбаясь, жестом предлагает следовать за собой. Поворот, ещё поворот, движемся не больше минуты, и наш спаситель машет нам рукой в сторону очередного темного проулка. «Чок тэшекюр эдерим» (большое спасибо), и мы следуем в указанном направлении.

Метров через двести выезжаем на слабо освещенную стоянку. Здесь же вход в отель. Стоянка забита машинами, но по мановению волшебной палочки появляется молодой человек в белоснежной рубашке, и под его руководством втискиваемся туда, куда казалось бы невозможно. Предварительно высаживаем меня и вытаскиваем вещи.

Отель не совсем свежий, но цена приемлема. Мужчина за ресепшеном, разглядывая наши паспорта, долго цокает языком и качает головой, без конца повторяя, словно не веря: «Руссия»? Да-да, мы они самые.

Номер стоит 160 лир, завтрак включен. Здесь попросили наличные.

Поднимаемся на верхний этаж. Молодой человек в белоснежной рубашке помогает нам донести вещи. За помощь и за виртуозную парковку — башиш, 5 лир. Из окна номера шикарный вид на ночной город. Искать место, где поужинать нет ни сил, ни желания. У нас есть вкусные лаваши и кое-какие домашние припасы. Ужинаем и спать.

Итого за день: пройдено 620 км, время в пути с остановками и осмотром достопримечательностей 13 часов, потрачено за день 4664 руб.

22.10.2018 г. День 5. Самсун — Сафранболу.

Цель на сегодня — добраться до Сафранболу, родины шафрана. Маршрут проложили по побережью Черного моря, это на 40 км дальше, чем по материковой части, но виды ожидались симпатичнее.

По побережью добрались до Инеболу, оттуда свернули в горы. Дождик нас не отпускает. По пути заправились до полного. За 40,66 л бензина списали с карты 285 TL, на наши 3420 руб.

В Сафранболу добрались к вечеру. Мапс повел нас через центр, где благополучно уснул, и мы по незнанию туда сунулись. Это был АД из машин и людей. 2,5 км центральных дорог толкались больше 3 часов!!! Нигде больше я не видела такого апокалипсиса.

Но всё когда-нибудь кончается, и хорошее, и плохое. В итоге мы нашли отель в 4 км от старого города. Номер понравился. Огромный, в восточном стиле, с мебелью под старину и всеми удобствами. За две ночи отдали 300 лир, завтрак включен. Расплатились наличными. После шумного и хаотичного центра найденное место показалось нам раем.

Вот фото, сделанное следующим утром:

Этим вечером мы уже никуда не пошли. Пока искали отель, стемнело. Поужинали при отеле — 37 лир.

Утром произошел курьезный случай. Проход к номерам обустроен через жилую зону семьи хозяина отеля. Поэтому на входе в дом разуваемся, обувь хранится в специальной тумбе. Утром спускаемся — моей обуви нет. Хозяин переполошился, призвал к допросу детей. А их у него немало, штук семь погодок и все девчонки. Оказывается, детвора играла в какие-то свои игры, моя обувь пригодилась. Нашли по разным комнатам. Посмеялись.

(Все маленькие турчанки бесподобно красивые!!!).

Итого за день: пройдено 440 км, время в пути с остановками и пробками 10 часов, потрачено за день 7464 руб.

23.10.2018 г. День 6. Сафранболу — смотровая Kristal Teras — акведук — каньон Токатлы — Амасра — Сафранболу.

Сафранболу, как же ты хорош ранним утром! После вчерашнего содома ты представлялся нам уставшим и замусоренным, но нет! Всё вылизано до блеска, и когда успели? А самое главное вокруг ни единой души. Прокатились по улочкам старого города, появилось желание бросить машину и побродить по ним пешком. Но у нас на сегодня другие планы, решили от них не отступать, а прогулку по городу оставить на следующее утро, перед отъездом. Эх, знали бы мы, что планам на завтра сбыться не суждено, может быть поступили по-иному.

А пока народ не проснулся, двигаемся на выезд, в сторону деревушки Инджекая. К осмотру намечены стеклянная смотровая площадка Kristal Teras, акведук и каньон Токатлы.

По пути останавливаемся полюбоваться видами. Небо опять затягивает дымкой, но надеемся, что обойдется без дождя.

Вход на смотровую через территорию кафе, за двоих платим 10 лир, охраняемая стоянка — 5 лир. Людей ещё немного.

Со смотровой открывается вид на каньон, по дорожкам которого мы собираемся пройтись.

До входа в каньон расстояние совсем небольшое, можно дойти пешком, но мы этого не знаем и забираем машину. Через три минуты упираемся в тупик. Машину разрешают поставить рядом с кассой бесплатно. Вход в каньон — 3 лиры с человека.

По пути осматриваем акведук. По сравнению с другими, виденными нами, он небольшой, но качественно отреставрирован и впечатляет своей высотой.

В самом каньоне никого. Примерно на середине спуска дорожка расходится по разные стороны каньона. Для удобства, чтобы народ не толкался, движение организовано против часовой стрелки, о чем есть соответствующие указатели.

Прогуливаемся не торопясь, получаем удовольствие от симпатичных видов, свежего воздуха и пения птиц.

Место для самоубийц:

Страж каньона:

Встречаются маленькие водопады:

На дне каньона — место для пикника, где мы испили горячего чайку:

Вид на смотровую из каньона:

Подружились с местной живностью:

Неспешная прогулка по времени заняла чуть меньше трёх часов. С удовольствием вспомнили, что мышцы есть. Вторую половину дня решили посвятить Амасре, черноморскому городу, расположенному частично на полуострове, частично на острове, соединенном с материком мостом. Расстояние до Амасры от Сафранболу 90 км по живописной горной дороге.

Машину оставили на стоянке рядом с набережной — 10 лир. И направились к старому городу. Накрапывает дождик, но воздух ощутимо теплее, чем в горах.

Следуем к острову. Проезд по мосту разрешен только местным жителям. Ворота настолько узкие, что на машинах складывают боковые зеркала, иначе поместиться невозможно:

Встречаются забавные инсталляции:

Поднимаемся на холм. Отсюда хорошо видно расположение города на полуострове:

А это мост, соединяющий полуостров и остров:

Вид с моста:

Вечереет. Пора собираться в обратный путь. Амасра, ты нам понравилась!

Черное море, сегодня мы прощаемся с тобой, в этой поездке больше тебя не увидим. Ты немного другое, чем у нас, более суровое и пустынное. Но как всегда прекрасное!

По дороге заехали в магазин, подкупили немного продуктов и сувениров.

В отель вернулись по темноте, предусмотрительно объехав центр стороной.

Поужинали в кафе. Кебаб, овощи гриль, свежие овощи, острости, лаваш — 60 лир.

День прошел замечательно!!!

Итого за день: пройдено на машине 200 км, пешком 11 км, потрачено за день 1512 руб.

24.10.2018 г. День 7. Сафранболу — Памуккале.

Проснулись под шум дождя. Небо обложило свинцовыми тучами, просвета не видно. Сафранболу, ты обиделся на нас за то, что вчера мы пренебрегли тобой?

После завтрака ливень только усилился. Не судьба, но есть повод когда-нибудь вернуться.

Хозяин сопровождает нас к машине с огромным зонтом. Оставляем башиш 20 лир, нам очень-очень здесь понравилось.

С грустью проезжаем по улицам старого города. У нас есть с собой дождевики, но ливень такой сильный, что выйти из машины не помышляем.

Цель на сегодня — Памуккале или Хлопковый замок.

После Гереде навигатор выводит нас на платный автобан О-4, затем на объездной Анкары перескакиваем на платный автобан О-20.

В Турции не осталось привычной для нас системы, когда мы платим на месте при въезде на платный участок или при выезде из него. Для оплаты проезда требуется или бесконтактный датчик системы OGS или стикер (наклейка) HGS. Последний приобретается в отделениях почты, и чтобы он работал, мало наклеить его на стекло. Надо зарегистрировать данные о водителе и транспортном средстве на специальном сайте, что тоже можно сделать в отделении почты, по крайней мере, так писали на форумах.

Перед платным участком снижаем скорость до рекомендуемой (30 км/ч), и проезжаем по полосе с надписью «HGS». Если ехать слишком быстро или по другой полосе, то сканер может не сработать.

Если загорается зеленый свет, это означает, что сканер опознал наклейку и на табло высвечивается сумма, подлежащая списанию. Если загорается желтый или красный свет, значит сканер не смог опознать наклейку. Или её, как у нас, попросту нет. Несмотря на это, и на вой сирены, оповещающий всему миру, что мы «безбилетники», всё равно проезжаем вперёд, у нас есть 7 дней, чтобы приобрести стикер. В этом случае никаких штрафных санкций применяться не будет. После истечения 7 дней сумма штрафа составит 11-кратную стоимость проезда.

Мы оставаться «зайцами» не планировали. Дважды мы пытались приобрести стикер: в Памуккале и Анталии. Оба раза нам были готовы его продать, но для регистрации отправляли туда, не знаем куда. Нашей смеси турецкого и английского нам для понимания не хватило, разобрали только слова «главный офис».

Покупать стикер без регистрации смысла не было.

На форумах информация была разная. Одни писали, что сканер российские номера не распознает, другие, что с 2018 года вроде бы распознавать начал. Мы немного подёргались по этому поводу, но потом решили, будь что будет. Остановят на границе — заплатим штраф, по подсчетам выходило около 5000 руб. В итоге выпустили нас без вопросов, из чего делаем вывод, что российские номера сканер пока не считывает.

По дороге заправились до полного. За 43,95 л с карты списали 310 лир. При АЗС туалет, стоимость посещения — 1 лира. В какой-то маленькой деревушке заказали на вынос питу, 22 лиры. Объеденье.

Отель сняли с видом на Хлопковый замок. Вид из окна:

Номер обошелся в 160 лир + башиш 5 лир. Завтрак включен. Поужинали в кафе рядом с отелем — 40 лир. Это был самый невкусный ужин за всю поездку.

Итого за день: пройдено на машине 690 км, время в пути с остановками 8 часов, потрачено за день 6708 руб.

25.10.2018 г. День 8. Памуккале — Кушадасы.

Утро нерадостное. Дождь. Завтракаем, грузим вещи в машину. Ветер холодный, а подниматься-то в горку босиком (ходить по травертинам в обуви запрещено). На минуту возникает сомнение, а надо ли оно нам? Конечно, НАДО!!!

К кассам идем через парк. Здесь вход тоже платный, но в такую погоду и хозяин работника на улицу не выгонит. В будке пусто, проходим просто так. Дождь припустил сильнее, фото не делаем.

Билет единый на травертины и в Иерасполис, 50 лир с человека. Расплачиваемся картой. Я бурчу, что право выбора нам не дают: я не хочу в Иерасполис, какое удовольствие по дождю глину месить. К тому же впереди у нас развалины гораздо привлекательнее. Почему я должна платить за то, что смотреть не буду? Руины Иерасполиса разбросаны на огромной территории, их все и по хорошей погоде обойти сложно. Но выбора нет. В бассейн Клеопатры надо платить отдельно. Стоимость не помню, но какие-то сумасшедшие деньги. Мы купаться не собираемся, а перспектива просто поглазеть за такую сумму нас не привлекает.

Прикладываем билеты к считывающему устройству турникета, проходим. Нас на английском предупреждают, что на зелёной дорожке перед травертинами «шузы» надо снять, но это мы уже знаем.

Ногам холодно. И не только ногам. Идти колко и скользко. Неудобство компенсируется отсутствием людей. Кроме нас и парочки ещё одних сумасшедших никого. Дождь не перестаёт. Но есть в окружающих, залитых дождём видах своё неповторимое очарование.

Удивительно, но на травертинах растут деревья. Сами травертины пустые, заполнены только дождевой водой, и от этого виды, конечно, не те, что на рекламных проспектах:

Мы зашли с нижнего входа. Туристов автобусами подвозят к верхнему. Здесь для них одна ниша заполнена тепленькой минералкой, где все они радостно плещутся. Погрели ноги и мы.

Только поднявшись наверх, я сообразила, почему билет на травертины и развалины города единый. Город начинается прямо на травертинах. Видимо, по-другому организовать продажу билетов не получается.

Травертины здесь тоже пустые.

Это можно было бы объяснить чем угодно, если б мы своими глазами не видели, как по рукотворным каналам мощным потоком горячая водичка шуровала вниз, в бассейны расположенных рядом отелей.

Фото и близко не передаёт мрачную красоту неба:

Наверху очень холодно, но источник греет землю, пальмы и кипарисы прекрасно себя чувствуют:

К обеду народу прибавилось:

Топая к верхнему выходу, поснимали древние каменюки под ногами:

Если у нижнего входа кроме касс ничего нет, то на верхнем есть всё, от кафе и магазинов до почтового отделения. Здесь мы и пытались безуспешно приобрести стикер, но зато поменяли денежек по хорошему курсу.

От верхнего входа до нижнего расстояние в 3 км. От таксистов отбоя нет. Не подумала сразу, надо было поинтересоваться стоимостью проезда в целях повышения образованности. Мы же эти три км быстренько прошли пешком, заодно и согрелись.

О Памуккале сложились противоречивые впечатления. С одной стороны, я довольна прогулкой, не жалею, что мы сюда приехали. Но, с другой, остался какой-то неприятный осадочек. Словно тебя в чём-то обманули. Наверное, это от завышенных ожиданий. И не в погоде дело. Кстати, пообедали мы на выезде из Памуккале, и такого гадкого обеда (под стать ужину) за всё путешествие по Турции тоже больше не было. Обед обошелся в 42 лиры.

В Турцию желание вернуться есть. В Памуккале — нет.

Когда спускались вниз, произошел ещё один курьёзный случай. Пусть простят меня мужчины, если есть за что, но меня дико возмущает растущее с каждым годом количество «писающих мальчиков» на обочинах. Слушайте, ну это что вообще? Если у вас нет сил дотерпеть до ближайшей АЗС, ну хоть сделайте пару лишних шагов, отойдите за куст, не трясите своим хозяйством у всех на виду! А не дай бог, сглазят? В Турции за неделю пребывания такого безобразия замечено не было. И тут вот он, легок на помине. Стоит у машины, качается с пяток на носки, видать, кайфует, гад. Хотя туалет в 100 метрах. Возмущаюсь, неужели и турок современный мир испортил? И что вы думаете? Россия, 36 регион, Воронеж. Где б ещё встретились. Привет, сосед, полегчало? (Кстати, это была единственная встреченная нами машина с российскими номерами за всю поездку).

Но прочь хмурые мысли, достаточного хмурого неба. Вперёд к Эгейскому морю, к солнцу, в Кушадасы!!! По дороге заправляемся на 294 лиры, оплата картой.

Наш навигатор несколько раз пытался завернуть нас на платный автобан. Мы с ним решили поспорить, потому что бесплатная дорога на Кушадасы отличная, ровная. Две полосы в каждую сторону, разделённые газоном. Да, через населённые пункты. Да, светофоры немного тормозят. Но никуда не торопясь расстояние в 220 км по бесплатной дороге мы преодолели за два с половиной часа, это включая время на обед.

В Чамлыке сворачиваем налево, здесь дорога сужается до одной полосы, немного петляет и срывается вниз, в город.

Отель забили в Мапс поближе к набережной на второй линии, примерно посередине между пристанью и крепостью Гюверджин Адасы. Места есть, заселились за 10 минут, стоянка на обочине рядом с отелем. Заплатили за две ночи 240 лир без завтрака, башиш 5 лир. Бросили вещи, и гулять на набережную.

Холодно, ветер, но небо ясное, и это радует.

Решили дойти до крепости. Стараемся держаться поближе к морю, хотя и не всегда удается увернуться от брызг.

Завернули к маяку. Сам маяк — страшная на вид железная конструкция, но море, разбиваясь о валуны, рассыпает брызги в человеческий рост. Очень симпатично и очень мокро! Спасаемся бегством.

Набережная в цветах:

Крепость раньше находилась на острове. Теперь её с городом соединяет мост. У моста покачиваются на привязи прогулочные катера и катамараны.

Посещение крепости бесплатное.

Внутри крепости:

Хотели подняться на башню, но вход оказался закрыт:

Прогулялись по дворику:

Внизу беснуется море:

Очень красиво!!! Не отрываясь можно любоваться долго!

Но солнце клонится к закату, да и мы подустали сегодня. Не спеша направляемся в отель, по дороге заглядываем в магазины. Цены на продукты примерно такие же, как у нас.

На ужин решили попробовать балык-экмек, рыбу в булке. 12 лир за две порции, порции огромные. Рыбка свежая, жарится в нашем присутствии. Прилагаются лимон, соленые огурчики и острый маринованный перчик. Берем с собой в номер. Балык-экмек понравился, вкусно и сытно.

В отель добираемся по темноте.

Итого за день: пройдено на машине 220 км, пешком 14 км, потрачено за день 8496 руб.

26.10.2018 г. День 9. Кушадасы — Эфес — Дидим — Кушадасы.

Сегодня день развалин.

Утром быстро завтракаем бутербродами и чаем, и выдвигаемся в сторону Эфеса (37°56'33.91"с.ш., 27°20'30.19"в.д.).

При подготовке я выяснила, что стоянок для автотранспорта возле Эфеса две. Нам нужна дальняя, от неё все основные достопримечательности древнего города в шаговой доступности.

Забиваем метку в Мапс и вперёд. Эфес открыт для посещения ежедневно, время работы зависит от сезона: с 8:30 до 19:00 (апрель — октябрь), с 8:30 до 17:00 (ноябрь — март).

Перед Эфесом пост охраны. Нас останавливают и упорно пытаются завернуть направо, на ближнюю стоянку. Но Мапсик нас ведет налево и утверждает, что нам ехать ещё 2 км. На улице становится жарко, и топать пешком совершенно не хочется. Показываю охранникам картинку в смартфоне. Они что-то лопочут между собой, в конце концов кивают и дают добро на проезд.

Паркуемся. Стоянка 10 лир. Несмотря на ранний час, на стоянке много туристических автобусов. Это не есть хорошо, толпу, мне кажется, никто не любит. Но что поделать, Эфес — место популярное.

Покупаем билеты, 120 лир за двоих. Проходим турникет. Людей действительно много, одиночек, как мы, почти нет, в основном экскурсионные группы. Ладно, попытаемся просочиться между ними. Спускаемся вниз по улице Куредов (жрецов богини Артемиды), глазеем на развалины по сторонам.

Бани Вариуса:

Когда-то к баням был подведен водопровод, но теперь глиняные трубы выкопаны и ждут своего часа. Какого? Кто его знает.

Вход в одеон:

А вот, собственно, и он сам. Не путать с театром. Театр — для зрелищ, а в одеоне важные мужи судьбы мира решали. Хотя порой представления для избранных давали и здесь.

Идем дальше. Когда-то улицу Куредов украшали колонны и статуи. Справа на заднем фоне — Принтанион, некогда Дворец парламента или здание городской администрации:

А теперь улицу украшают фигуры местных жителей:

Но кое-что из древностей осталось. Богиня Ника:

Мавзолей Меммиусу (внуку Луция Суллы — древнеримского императора):

И кто-то ещё, кто остался нам неизвестен:

А мы движемся дальше. Площадь и Храм Домициана:

Фонтан Траяна:

Вот за это я люблю древние каменюки. Мраморные ступени на фото ниже стёрты подошвами людей, живших страшно представить когда. Из года в год, из века в век человек полировал своими ступнями и сандалиями горную породу. Ступени в Эфесе помнят тепло людей, чей прах уже не сохранился. Обалдеть.

Храм Адриана:

Бани Схоластики:

При банях располагался древний общественный туалет (латрины), который использовался не только по прямому назначению, но и для обсуждения важных дел.

Под отверстия была подведена проточная канализация, которая естественным путём смывала все нечистоты, а журчание воды не давало возможности шпионам подслушать тайные разговоры. Таким образом, обстановка для государственных бесед была самая располагающая.

Улица Куредов упирается в библиотеку Цельса. Это жемчужина Эфеса, достойная тщательного рассмотрения.

Издалека:

Поближе:

Вид развалин на этом фото непрезентабелен. Но это тоже реалии Эфеса.

Ещё ближе:

И в подробностях:

Рядом с библиотекой Цельса находятся Южные ворота агоры и сама Торговая агора.

По бокам агоры когда-то располагались магазины, сохранились некоторые барельефы:

Мраморный проспект — ещё одна известная улица Эфеса. Мраморный проспект идет от библиотеки Цельса до амфитеатра Эфеса. Свое наименование проспект получил из-за мраморных плит, которыми он был облицован.

Амфитеатр:

Барельефы не очень сохранились:

Галерея закрыта решеткой, фото сквозь неё со вспышкой:

От амфитеатра перпендикулярно Мраморному проспекту уходит Портовый проспект. Но там мало что сохранилось, и мы по нему не ходили.

Возвращаемся назад. На Мраморном проспекте за стеклом отпечаток ступни, который якобы указывает в направлении публичного дома. Ну, конечно же… Без этого никак, иначе все мужи непременно заблудились бы.

Древняя кирпичная кладка интересна:

Присутствует христианская символика. Хотя я не знаток. Может в те времена она и не считалась христианской:

Вновь выходим на улицу Куредов. Боковой проулок ведет к домам зажиточных горожан.

Их главное украшение — мозаика на полу и фрески на стенах. Кое-что сохранилось до наших дней:

На этом своё знакомство с Эфесом заканчиваем. Было интересно.

А у нас впереди Дидим. Нас интересует храм Аполлона, часы посещения с 10:00 до 17:00, стоимость 15 лир с человека.

Забиваем метку в Мапс.ме. Возвращаемся назад, через Кушадасы. От города до места назначения 80 км. Море остается в одной стороне, горы — в другой, дорога выскакивает на равнину и становится скучновата.

К храму Мапс подводит нас с «черного» хода, бросаем машину в проулке. Храм огорожен стеной, движемся вдоль, ищем вход. Вокруг мусорно и безлюдно, стойкий запах туалета, первое впечатление неприятное.

Добираемся до кассы. Здесь поцивильнее, чисто, запаха нет. Муж заявляет, что от развалин устал и остается в тени на скамейке. Захожу на территорию храма. В ожидании, пока схлынет толпа очередной автобусной экскурсии, брожу по периметру.

Медуза Горгона.

Разрушенные землетрясением руины:

Экскурсия уехала, людей почти не осталось. И словно сама атмосфера изменилась.

Не могу объяснить, чем меня так впечатлило это место. Казалось бы, ну что здесь смотреть? Тем более, после Эфеса. А я бродила среди обрушенных колонн больше часа, не хотелось уходить. Даже в таком состоянии ощущаешь всю былое величие храма.

Вот основания колонн, которые по ширине если и обхватишь, то, наверное, только впятером:

Реставрационные работы как таковые почти не проводились. Подняли всего три колонны, но и они смотрятся мощно:

Внутри храма. Здесь сохранилась акустика, как в лучшем оперном театре.

Но прибыла новая экскурсия, пора уходить.

В Кушадасы вернулись к вечеру. На узкой улочке возле отеля место нашей парковки оказалось занято, машины стоят вплотную друг к другу, втиснуться некуда. Но не успели мы притормозить, как из кафе при отеле выбежал мужчина и наше место нам освободил. Нас ждали? Приятно.

До темноты время ещё есть, а значит, идём к морю, встречать закат.

Сегодня безветренно, и на вечерний променад вышло много людей. Русскую речь не слышали ни разу, зато немецкая, английская звучит отовсюду.

Мы решили прогуляться на другой конец набережной, к пристани.

Море тихое, закат прекрасен.

По дороге назад зашли в Мигрос, подкупили продуктов. Поужинали в кафе, 32 лиры.

Итого за день: пройдено на машине 200 км, пешком 10 км, потрачено за день 2520 руб. Сегодня первый раз за поездку в машине пользовались кондиционером. Днем жарило до +30.

27.10.2018 г. День 10. Кушадасы — Олюдениз.

В Олюдениз пробираемся местными дорогами через Сёке и Милас. Они узкие, но качественно сделанные. Опять сопротивляемся попыткам навигатора вывести нас на платный автобан О-31. Сегодня Мапсик в настроении, соображает и перестраивается быстро.

Горы покрыты хвойным лесом. Когда вырываешься на простор, открываются красивые виды:

Заправились в Мугле, как всегда, полный бак на 305 лир.

В Фетхие непривычно для Турции плохие дороги, но ничего критичного, ям нет.

Расстояние до Олюдениза 300 км преодолеваем быстро.

Накануне просмотрели отели, разброс цен очень большой, предложения в основном не гуманные. Выбрали вариант в 400 м от моря. Но мы же на машине, нам пешком на пляж не ходить.

Это был один из лучших отелей в нашем путешествии с отличным завтраком поутру и всего лишь за 120 лир, плюс башиш 10 лир. На ресепшене нас встретила очень приятная русскоговорящая женщина. Сама она родом из Чечни, вышла замуж за турка, родители остались в России. Заселяемся, обедаем (24 лиры) и вперёд, смотреть знаменитые гору Бабадаг и Голубую лагуну. Но сначала прокатились по поселку и побережью. Виды очень живописные:

Вид на Голубую лагуну.

Внизу снуют кораблики:

Вверху — парапланы:

Парапланы стартуют с Бабадаг, туда и направляемся. Высота горы 1900 м, есть дорога, приличный серпантин, от самого подножия выложенный ПЛИТКОЙ!

Бабадаг — это территория заповедника. На въезде шлагбаум, вагончик с охраной. Останавливаемся, достаём лиры. Но нет, нам желают счастливого пути, денег не берут. Мы немножко не поняли, потому что водители местных машин исправно бегали к окошку вагончика. Зачем, если не платить?

Чем выше, тем уже становится дорога, предусмотрены места для разъездов со встречкой, но остановиться негде.

На уровне облаков открываются обалденные виды:

После смотровой площадки асфальт заканчивается, на самую вершину грунтовка — узкая и крутовастенькая. Поначалу хорошо укатанная, потом становится малоприятной для нашей переднеприводной лошадки, плюс вдвоём не разминуться.

Решаем не рисковать, находим место для разворота и назад, к морю.

На Голубую лагуну вход платный, вместе с парковкой обошелся нам в 25 лир. Но побывать здесь обязательно надо.

Пляж благоустроен: кафешки, кабинки для переодевания, туалеты. Аллеи и тропинки в зарослях пальм и прочей зелени выложены камнем.

Но всё чуть в стороне. Непосредственно на пляже — море и песок. При входе в воду волной намыт небольшой порожек то ли из мелкой гальки, то ли из крупного песка.

Не удержались, занырнули. Поначалу купаться не планировали, прохладно, но купальные костюмы на всякий случай всегда с собой.

Шуршание чистейшей водицы о мелкие камешки завораживает.

Как и небо над головой:

Наступают сумерки. И вместе с ними нас поедом начинают кушать комары. Только здесь — в единственном месте в Турции. Мы к этому были не готовы, мужественно сопротивляемся искушению сбежать. Комары комарами, но виды-то забалденные!

Лагуна, ты красива! Слабенькие возможности смартфона не передают всех оттенков твоего заката. Я не собиралась писать отчет о нашей поездке, не позаботилась о хорошей фототехнике, все фото делались только для себя. И это, конечно, минус.

Уходили с пляжа в полной темноте. Немного заблудились, машину нашли не сразу. На ужин «пошли в загул». Кафе «Каравелла» при отеле: шашлык-башлык, овощи, острости, местное пиво, прочие вкусности — 73 лиры. (А на форумах пишут, что Олюдениз — это так дорого… Впрочем, да-с. Не сезон-с). Пустое кафе, всё очень вкусно. Расплачивались картой.

Итого за день: пройдено на машине 380 км, пешком 5 км, потрачено за день 6440 руб. Олюдениз, нам тебя не хватило, как и Сафранболу. Хотелось задержаться ещё на день, побездельничать, лениво побродить по твоим пляжам по колено в воде, полюбоваться изумительным цветом твоей воды, а может даже быть (а почему и нет?) спуститься разок с твоих вершин на параплане… Ну, что же… Путешествие у нас ознакомительное. Повторяем как мантру: в следующий раз.

28.10.2018 г. День 11. Олюдениз — Патара — Калеучагыз.

Сегодня день пляжей. Поглазеть и по возможности — покупаться. Поначалу планировали заночевать в Каше, но город нам не пришелся по душе. Крутые суетные улочки, невменяемые цены. Поэтому решили добраться до поселка Калеучагыз (36°11'50.97" с.ш., 29°50'46.87"в.д.), о чем не пожалели.

Первой остановкой запланирован Патара-пляж. От Олюдениза 80 км, добираемся быстро. Сам пляж расположен на территории античного города, проход-проезд платный, 20 лир с человека. В кассе нам предложили взять карту за 30 лир для неоднократного использования. В чем её преимущество при последующих посещениях мы выяснять не стали, поскольку возвращаться не собирались. Но сэкономили 10 лир, и на том спасибо.

Развалины Патары нас не интересовали, но некоторые расположены непосредственно вдоль дороги.

Гробницы с одной стороны:

Ворота с другой:

Проезжаем жилой поселок и упираемся в стоянку. Она входит в стоимость билета. Бросаем машину и направляемся к морю.

Пляж Патара — это 18 км белого песка. Можно уединиться даже в высокий сезон.

Путь к берегу лежит через барханы:

Углубляемся примерно на километр, здесь даже намёка нет на присутствие людей.

Водичка +26, воздух чуть прохладнее. Остаемся на полдня. Вода чистейшая, даже на глубине пронизана солнечными лучами до самого дна, искрится и переливается на солнце. Качаемся на волнах, словно в каком-то сказочном мире.

Здесь хорошо. Но пора выдвигаться дальше.

До пляжа Капуташ всего 20 км. Часть дороги проходит по Ликийской тропе, потом по трассе Д-400. Красивейшая дорога, проложенная над самым морем!

Пляж Капуташ осматриваем только сверху. Стоянка очень маленькая, забита под завязку, машину оставить возможности нет. Цвет моря непередаваем!

В Калеучагыз добираемся ближе к вечеру. В поселке стараемся пробраться к морю, дорога сужается до ширины одной машины. Возникают сомнения, а мы вообще проехать сможем?

Из какого-то закоулка выбегает мужчина и начинает яростно махать нам руками, зазывая к себе. Решаем, что там стоянка, заворачиваем, протискиваемся во внутренний дворик. Оказывается, это едальня. Нет, спасибо, нам не надо, мы уже пообедали. Начинаем выяснять по поводу проезда к причалу. Нам хочется по морю покататься, посмотреть на затонувшие города.

Мужчина нас не понимает. Из дома выходит его жена, она русская и таки да! Её зовут Наташа. Она предлагает нам помощь своего супруга, он проедет с нами, покажет гостиницу, поможет договориться с кем-нибудь из капитанов. Соглашаемся. Спускаемся среди облепивших дорогу домов на набережную.

Мужчина нам действительно помог. И с хорошим отелем, и с капитаном. Причем денег не взял. Мы так поняли, что вне сезона спрос на морские прогулки в Калеучагызе небольшой, большинство суден стоит у причала невостребованные. И видимо, за клиентов капитаны что-то посредникам приплачивают.

Отель 200 лир с завтраком. Вид из окна номера:

Терраса при отеле, где утром завтракали:

Кеково — остров в Средиземном море с руинами 4 античных городов: Теймусса, Долихисте, Аперлаи и Симена. В результате сильного землетрясения во 2-м веке н.э. эти города частично ушли под воду. Вокруг много хороших мест, где желающие могут поплавать, понырять. Есть крепость на вершине, куда можно подняться.

Нам предложили два варианта морской прогулки: с остановками на осмотр крепости и купание — 300 лир. В стоимость входит обед. По времени нас не ограничивали. Либо без остановок и без обеда — 180 лир, по времени — час.

Не ходить, не плавать нам сегодня уже не хотелось. Поэтому взяли короткую экскурсию. По факту экскурсия заняла 1 час 45 минут, но нам повезло с капитаном. Приятный дядька, останавливался во всех красивых местах, давая нам возможность полюбоваться ими не сходя с борта, и никуда нас не торопил. Да ещё и угостил фруктами.

На катере мы были вдвоем, и в этом тоже плюс не сезона.

В плане сохранившихся руин особо мы не впечатлились.

Но вот само море, его непередаваемый никакими фотографиями цвет!

Вечером прогулялись по поселку. Весь променад ограничен малюсенькой набережной с несколькими кафешками, магазинами и минирынком. Зато недорого прикупили сувениров, неплохо поужинали в кафе и съели вкуснейшее мороженное.

Итого за день: пройдено на машине 180 км, пешком 3 км, потрачено за день 6800 руб.

29.10.2018 г. День 12. Калеучагыз — Мира — Сиде.

Поднявшись наверх в посёлок, замечаем, что пробито переднее левое колесо. Остановились, достали ремкомплект. Вскоре подтянулось местное мужское население с ненавязчивой помощью. Но, по-моему, больше удовлетворить своё любопытство. Не мешаю мужчинам общаться на тарабарщине смеси языков и жестов, рядом оливковая роща, ухожу побродить. Оливки в банке наблюдала сотню раз, на дереве «вживую» — впервые.

Через 10 минут жгутик поставлен, колесо подкачено. Продолжаем путь.

Демре встречает нас блеском моря и тепличных крыш:

Здесь нас интересует Древняя Мира (36°15'30.41"с.ш., 29°59'6.53"в.д.). Многие планируют к посещению и церковь св. Николая Чудотворца (36°14'40.43"с.ш., 29°59'7.11"в.д.), но, просмотрев информацию на форумах, решаем в церковь не ехать. Дорого и отзывы не самые хорошие.

Возле Миры проскакиваем бесплатную стоянку. Собираемся развернуться, но замечаем бегущего навстречу мужчину. На неплохом русском зазывает на стоянку своего кафе, обещает, что это бесплатно. В отличие от предыдущей, ничем не защищенной от солнца, эта спрятана под кроной лимонного сада. Мостимся в тенёк.

На стоянке кроме нас ещё одна машина с украинскими номерами. Молодая семья: муж, жена, двое детей. Пока паркуемся, взрослые разговаривают между собой на чистом русском, но как только понимают, что мы из России, переходят на мову. Сталкиваюсь с таким не первый раз, и так меня это всегда умиляет… Даём соседям убежать вперед, а бегут они от нас в полном смысле этого слова.

Входной билет в Миру 30 лир с человека. Расплачиваемся картой.

Мимо театра направляемся к гробницам:

Ликийские гробницы немного разочаровали. Я думала, что к ним можно подняться, рассмотреть поближе. Но нет, проход загорожен, весь народ толпится внизу.

Ничего не поделать. Идём смотреть театр:

Квест: найдите белочку на нижнем фото. Она сопровождала нас всю прогулку по Мире, трещала без умолку, дразнилась и показывала язык!

Вернувшись, увидели, что соседи наши уже уехали.

В качестве благодарности за бесплатную стоянку решили попить в кафе свежевыжатый гранатовый сок. Стоимость сразу не спросили, и начался спектакль. За два стаканчика сока с нас попросили 5$. Я не выдержала и возмутилась, ведь в ста метрах отсюда масса предложений, где стоимость такого же стакана — 50 центов. Но хозяин кафе резко перестал понимать по-русски. Какой-то старичок, судя по всему, его родственник, стал нам рассказывать, что у тех маленькие стаканчики, по полдоллара. А у этих — ну очень большие, но по два с половиной. Портить настроение себе не хотелось. В итоге заплатили 3$ за два стакана. Мелочь, но неприятно. А мы покидаем «бесплатный» лимоновый рай, и едем дальше.

Сразу хочу отметить, что этот случай единичный. Всю поездку нам везло на общение с адекватными, приятными, вежливыми людьми. Эта доброжелательная атмосфера так затягивает! Я под конец путешествия говорила мужу, что когда вернёмся домой, надо будет заставлять себя отвыкать улыбаться прохожим. Наши не поймут, посчитают за дурочку. Иронизирую, конечно. Но доля правды в этом есть. Увы, большая доля.

Но я отвлеклась. Мы едем. Дорога гладкая и красивая. Щёлкаем виды, не останавливаясь:

Непростым волевым решением, понимая, что не успеваем к сроку вернуться домой, проскакиваем поворот на Чиралы. Обещаем, что в следующий раз, если он случится, зависнем в Чиралы для пляжного отдыха дня на три. Химера, Олимпос, черепашки, ждите нас!!!

Заправляемся на 290 лир.

Заселяемся в Сиде в районе старого города в отеле на первой линии. Отдельный домик со всеми удобствами, с просторной прихожей и холодильником, 300 лир за 3 ночи без завтрака. Из окна можно выпрыгнуть прямо в море. На территории отеля мы единственные, весь внутренний дворик в нашем распоряжении. Рядом такой же отель, может, чуть более благоустроенный, забит до отказа. И просят там 360 лир за ночь. Отлично прожили в своём три дня, так и не поняли, в чём подвох.

До темноты успеваем только искупаться.

Поначалу планировали остановиться в Анталии, но расположение и стоимость отеля в Сиде оказались более завлекательными.

Поужинали в кафе. Немного прогулялись по ночному Сиде. Поглазели на подсвеченные древние каменюки. В Сиде соотечественников встречаем чаще, но английская, немецкая, французская речь слышится везде.

Итого за день: пройдено на машине 250 км, пешком 6 км, потрачено за день 8484 руб.

30.10.2018 г. День 13. Сиде — Анталия — Сиде.

С утра жара за тридцать.

Сегодня день шопинга. И хочется успеть посмотреть Анталию.

От Сиде до Анталии 80 км по отличной дороге по 2 полосы в каждую сторону. Выезжаем пораньше. В Анталии подбираемся поближе к пешеходной улице Ишихлер, где рекомендуют «шопиться» опытные любители Турции. Припарковаться сложно, кружим вокруг по проулкам. Наконец, находим место в каком-то дворе возле кучи строительного мусора. Забиваем место парковки в Мапс.ме.

Часа через три возвращаемся без ног, зато с полными руками пакетов. Текстиль здесь действительно хорош по качеству и значительно дешевле, чем у нас. В Анталии русская речь слышна повсеместно, и продавцы в большинстве своём хорошо изъясняются по-русски.

Пообедали, отдохнули, двинулись дальше. Благодаря Мапсику чуть не застряли в старом городе, еле вырвались. Прокатились вдоль набережной. Движение плотное, но заторов нет.

В 2013 году мы отдыхали пакетным туром в Кемере. Подлетая к Анталии, из самолета я любовалась водопадом, срывающимся со скалы прямо в море. Это была красивейшее зрелище. Уже потом я узнала название водопада: Нижний Дюден. Хотелось посмотреть его с земли.

Охраняемую парковку Мапс находит без проблем — 10 лир.

Начало водопада. И не скажешь, что там, за почти невидимой чертой, разделяющей реку и море, мощный поток обрушивается вниз с высоты 40 м:

Небольшая прогулка по оборудованной смотровыми площадками тропе, и водопад открывается во всей красе:

Отлично провели время в прилегающем парке. Здесь огромное количество цветущих растений и желанной тени от деревьев. Солнышко припекает.

Затем отправились к Верхнему Дюдену (36°57'50.09"с.ш., 30°43'37.30"в.д.). Этот водопад не так масштабен, но парк симпатичен, пройтись по нему в жару приятно. Вход на территорию парка 5 лир с человека. Есть платная парковка, но мы, как и другие, бросили машину на обочине.

Прогуливаемся вдоль реки:

Сам Верхний Дюден. Солнце мешает, но иначе сфотать не получается:

За водопадом есть грот:

Можно пройтись, полюбоваться водопадом изнутри:

В отель возвращаемся в сумерках, занырнули в море, потом кафе, магазин, небольшая прогулка по ночному Сиде. Вроде бы сегодня особо нигде не были, а почему-то устали. Шопинг — дело тяжелое.

Итого за день: пройдено на машине 200 км, пешком 8 км, потрачено за день 11736 руб.

31.10.2018 г. День 14. Сиде — Манавгат — Гринканьон — Алания — Сиде.

С утра жарко. По уже знакомой дороге выезжаем из Сиде. Основная цель на сегодня — Гринканьон с осмотром водопада в Манавгате.

От Сиде до Гринканьона 30 км местами подуставшего асфальта.

Навигатор тупит, как и в Самсуне пытается завернуть нас в Манавгат с бывшей некогда кольцевой развязки. Съездов с эстакады, по которой мы движемся, не видит. В итоге, пока удается развернуться и найти нужный съезд, наматываем лишних 20 км. В городе Мапсик быстренько перестраивается и, как ни в чём не бывало, ведёт нас в нужном направлении.

На просторах интернета отзывы о водопаде не очень лестные, но нам понравился и сам водопад, и река, и небольшой парк вдоль неё, по которому мы с удовольствием прогулялись. Стоянка платная, информация о стоимости есть — 10 лир. Но денег за парковку с нас не взяли. Проход к водопаду через турникет, 6 лир с человека.

Снова пришлось переждать нашествие автобусных туристов, но 10 минут ожидания в тени и возле водопада никого. Организованные туристы себе не предоставлены, их временем руководит экс-кур-со-вод.

Около часа мы гуляли по тихим аллеям вдоль реки практически в одиночестве.

Выдвигаемся дальше. Впереди у нас плотина Оймапинар (36°48'48''с.ш., 31°27'16'' в.д.). По пути рассматриваем сохранившийся акведук. Его руины сопровождают нас всю дорогу то слева, то справа. Сколько их здесь, этих акведуков, тянущихся с гор к побережью десятками, если не сотнями километров. Какой колоссальный труд!

Перед плотиной въезжаем в охраняемую зону. Впереди шлагбаум и пост с вооруженными людьми. Нас тормозит улыбчивый военный, плату за проезд не берет, но сильно любопытствует, кто мы есть и откуда. Пять минут общаемся и дружески расстаёмся, проезжая вперёд.

Собственно, сама плотина. Установлен знак «Остановка запрещена», но останавливаются все, включая туристические автобусы. Мы ведём себя пристойно, снимаем на ходу.

Качество фото, конечно, от этого страдает.

Но какой бесподобный цвет воды в реке!!! А изъеденные ветрами и дождями скалы с деревьями, вцепившимися корнями в камень!

После моста забираемся на горку, ныряем в небольшой, отдающий средневековьем тоннель, и оказываемся в Гринканьоне:

Тоннель и плотина с обратной стороны, с элементами народного творчества:

Сразу за тоннелем стоянка, здесь массовое количество экскурсионных автобусов. Желающих поплавать по каньону пересаживают на катамараны, и дальнейшая дорога к нашему удовольствию пустынна.

Остановились для фото, прошлись вдоль смотровой площадки.

По возвращению узрели свою машину в плотном кольце британских туристов, делающих селфи на её фоне. Что, для жителей туманного Альбиона фото у автомобиля с российскими номерами — это экзотика? Еле отбились от того, чтобы не стать фоном самим. Нет, всё очень доброжелательно, сплошь улыбки и рукопожатия. Мило пообщались, пожелали друг другу мира и процветания. Выяснили, что слово «Путин» британцы научились произносить практически без акцента. Но чувство недопонимания осталось. Сильно сомневаюсь, что группа российских туристов, встретив где-нибудь в третьей стране машину с «ихними» номерами, начнёт брать её штурмом, чтобы сфоткаться на её фоне… Странно это, господа.

Проехав немного по берегу каньона, свернули вправо на идущую выше дорогу. Мапс выдал на ней несколько смотровых. У последней смотровой площадки асфальт закончился и дальше пошла грунтовка, состояние которой становилось с каждым километром всё хуже. Миновав небольшую деревеньку, заползли наверх насколько смогли. Бросили машину, прогулялись по горкам пешком, и каньон наградил нас напоенным солнцем ароматом хвойного леса, полным безлюдием, пением птиц и шикарными видами:

По дороге назад:

Спустились вниз, проехали вдоль каньона пока не закончился асфальт. Нашли уютное уединённое местечко со столиком и лавкой, перекусили бутербродами с чаем и двинулись обратно.

Мы уже знали, что отпуск нам придётся сократить. Надо было подумать, чем пожертвовать ещё помимо Чиралы. Решили отказаться от намеченной на завтра поездки в Саголассос, Аспендос и Куршунлу (в следующий раз!!!), но сегодня время до заката есть, а значит, успеем посмотреть Аланию.

По воле Мапса сделав ещё один лишний кружок в Манавгате, вырвались на знакомую трассу. 70 км до Алании пролетаем быстро.

В отличие от Анталии (ну вот так сложилось!) Алания нам очень понравилась. Зелёный, уютный, симпатичный город, и, несмотря на достаточное количество узких улочек, он показался и нам и Мапсику более организованным, с вразумительным движением на дорогах.

Цены в магазинах Алании приятно удивили. В день нашего посещения они были душевнее, чем в Анталии. Как-то между делом, не ставя себе никаких целей, удачно пошопились.

Доползли до крепости. Цена на её посещение показалась нам завышенной: 20 лир с человека. Охраняемая парковка — 5 лир, но многие бросают машины не доезжая. Внутри крепости смотреть особо нечего, всё то же самое, что и в других крепостях, но панорама окрестностей с крепостных стен смотрится шикарно.

Внутри крепости:

Вид со стен:

А это один из видов по дороге в крепость:

Красную башню посетить не удалось, не нашли, где можно припарковаться. Все стоянки в округе были заняты, а узость улиц исключала возможность оставить машину на обочине.

А ещё Алания и Сиде запомнились огромными кактусами, размером с двухэтажный дом, с толщиной стволов, как у дерева.

Алания:

Сиде:

В Сиде человекоподобные и кактусы умудрились расписать своими граффити.

На обратном пути прокатились по набережной Алании. Если доведется вернуться, проведем здесь пару дней с удовольствием.

Последний вечер в Сиде. Завтра выдвигаемся вглубь материка. А сегодня — прощание со Средиземноморьем. Бросаем машину на парковке отеля и на берег.

Перед сном прогулка по старому Сиде, немного развалин в начинающихся сумерках. Вход в театр за отдельную плату. Со стороны он выглядел не очень, не пошли:

Читали, что жемчужиной Сиде считается Храм Аполлона (36°46′14″ с. ш., 31°23′36″ в. д.), и многие стремятся запечатлеть его в лучах заходящего солнца, когда он особенно красив. Мы тоже планировали его посетить, но не сложилось.

Красотой ночной Турции поделиться не могу, нет технической возможности для качественного фото, но подсвеченные каменюки очень хороши!

Ужин в кафе и баюшки. Завтра очередной переезд.

Итого за день: пройдено на машине 240 км, пешком 8 км, потрачено за день 9720 руб.

01.11.2018 г. День 15. Сиде — Гёреме.

Сегодня планируем достичь Каппадокии (38°39'11.78"с.ш., 34°50'11.12"в.д.).

Встали рано, собрались быстро. После шопинга сумок заметно прибавилось, и наш багажник перестал быть полупустым. Покидаем отель.

За три дня пребывания на территории отеля никто из служащих ни разу не попался нам на глаза. Никого нет и сегодня. Оставляем ключи от домика в дверях.

Как же грустно прощаться с морем. Прошу мужа проехать в Гёреме не напрямую, а по побережью, посмотреть напоследок на лазурные заливы хотя бы из окна. Конечно, лишние 200 км по крутым серпантинам преодолеваются не за один час, но зато какую обещают красоту!

Супруг легко соглашается, ура!

И вместо запланированного маршрута через Конью и Ахчисарай (470 км) двигаемся через Анамур и Силифке, и далее в обход Мерсина по платным автомагистралям О-51 и О-21 (680 км). К слову сказать, то, что мы потеряли по времени на узких серпантинах, с лихвой окупили на автобанах.

Зато какая красота! Поначалу пытаюсь ловить на ходу красивые кадры, но мало что получается. Поэтому смартфон в сторону — просто любуюсь.

После Алании попали в банановый рай. Впервые увидела, как выращивают целые плантации бананов, в том числе в огромных теплицах. Прикупили небольшую связку. По размеру бананы меньше тех, что продают у нас, вкус с приятной кислинкой.

Крепость в Анамуре. Останавливаться не стали:

Дорога вдоль моря очень живописна. Самые красивые места остались, увы, за кадром. Но и одна из опасных. Из-за крутого и узкого серпантина много слепых зон. Двигались мы не быстро, но всё равно несколько раз чуть не залетали под спешащих местных, выскакивающих из-за поворота на скорости нам в лоб и по нашей полосе.

Именно на этом участке между Газипашой и Анамуром мне попалась на глаза пара искорёженных машин на склонах ущелья. В других провинциях ни с авариями, ни с их видимыми последствиями мы не сталкивались.

Серпантина скоро можно будет избежать. Строительство автобана идёт полным ходом. Частично дорога уже выходит на прямую магистраль по две полосы в каждую сторону и с множеством тоннелей. Это удобно, экономит время и значительно сокращает путь. Но для желающих полюбоваться красотой моря и окрестных гор лучше воспользоваться старой дорогой. С автобана виды совершенно не те.

Перед Мерсином уходим на объездную, начинается протяжённый платный участок автомагистрали, уводящий нас от моря вглубь страны. Съехали мы с него миновав город с чудным названием Нигде. На развязке выбираем направление на Деринкую, затем на Невшехир.

По дороге заправились на 250 лир.

В Каппадокию прибыли уже в темноте. Невшехир не впечатлил, а вот подсвеченный огнями ночной Учхисар представился нам во всей своей красе. Мы обалдели, бросили машину и с час бродили по его улочкам. Днём он тоже был неплох, но при свете солнца словно исчезло волшебство, ощущение сказки.

Учхисар, ночью ты божественно хорош!!! На следующий день мы посмотрели много других красивостей, но первое впечатление от знакомства с Каппадокией оставил в нас ты, и это незабываемо. Вот только цены на твои отели больно кусаются. Поэтому мы покидаем тебя и едем ночевать в Гёреме, где заранее присмотрели отель с более демократичной ценой.

И здесь опять встречаемся с непонятностями. При полной загруженности других отелей, наше трехэтажное здание абсолютно пустое, мы снова единственные постояльцы. Отель немножко подуставший, но номер просторный, все удобства присутствуют, есть балкон с приятными видами. Отдаём за две ночи 400 лир, завтрак включён.

Молодой человек за ресепшеном приглашает нас на завтрак на верхнюю террасу на крыше отеля к 7-30 часам утра, чтобы понаблюдать за полётами воздушных шаров. Отдаёт нам ключ от входных дверей, на случай, если нам захочется куда-нибудь выйти, и уходит, заперев нас снаружи. Отель остаётся в нашем полном распоряжении.

Сходили поужинать в кафе, 48 лир. Прогулялись по ночному Гёреме. Музей под открытым небом (Goreme Open Air Museum) в 10 минутах ходьбы от нашего отеля. Время близится к полуночи, людей на улицах немного. Городок симпатичен, но пальма первенства безоговорочно остаётся у Учхисара. Я говорю именно о ночном городе. Потому что днём Гёреме нас очень даже впечатлил.

Итого за день: пройдено на машине 710 км, пешком 5 км, потрачено за день 8436 руб.

02.11.2018 г. День 16. Гёреме и окрестности.

Проснулась утром от непонятного звука. Как будто кто-то огромный за стенкой тяжко и протяжно дышит. Да это же где-то рядом надувают воздушный шар! Неужели проспали? Быстро одеваюсь и на балкон. Небо только начинает сереть. Холодно! Всё вокруг прибито инеем.

И вот они: выплыва-а-а-ют, расписны-ы-ы-е Стеньки Разина… Простите-с, Каппадо-о-о-кии шары!

То слева, то справа, то прямо передо мной вместе с рассветом поднимается в небо разноцветная красота:

Шары то поднимаются к самому небу, то опускаются между крыш. В какой-то миг шаров становится просто огромное количество, но запечатлеть на фото их все разом возможности нет.

В 7:30, как назначено, собираемся и выходим на террасу. Нету никого. Ладно, нам пока есть чем заняться. Хотя виды с крыши мало чем отличаются от того, что мы наблюдали на балконе своего номера.

Взошло солнце, и шары словно подхватило порывом ветра и в один момент сдуло куда-то в сторону. Надо бы и нам выдвигаться, но кушать хочется, а в отеле по-прежнему мы одни.

Заглядываю на кухню. Дверь не заперта, на столе хлеб, отварные яйца, масло, сыр. На террасе в свободном доступе электросамовар. Чай, сахар, бардачки — всё рядом. Так, может, здесь самообслуживание?

Ждать нам больше некогда, церемонии в сторону, завтракаем и на выход. Запираем за собой входные двери, прогреваем машину, поехали!

Начали со смотровых. Людей ещё нет.

Архитектура Гёреме бесподобна:

Скальные апартаменты вполне себе уживаются с современной застройкой:

В этих домах из туфа, напоминающих молдавскую кушму, и сейчас живут люди. Потом мы эти домики рассмотрим поближе:

По указателю на долину Зельве проехали по укатанной грунтовке до спуска в долину. Здесь дорога обрывается. Прошлись немного пешком. Спуск крутой, пришлось прибегнуть к помощи не только рук, но и пятой точки. Но виды симпатичные.

В Каппадокии хорошо сохранились подземные города: Деринкую (38°22'23.18" с.ш., 34°44'3.13"в.д.), Каймаклы (38°27’29.494"с.ш., 34°45’3.215"в.д.), где желающие могут за плату походить самостоятельно, двигаясь по указателям-стрелочкам. Минус всё тот же: толпы людей.

Нам довелось познакомиться с пещерными городами в Крыму и Грузии, поэтому большим желанием бродить по ним мы не горели. По совету Елены Трувы решили вместо озвученных выше городов посмотреть музей под открытым небом Ачыксарай, который включает в себя скальные монастыри, церкви и пещерные дома 9-10 века.

Ачыксарай расположен на трассе Невшехир — Гюльшехир, слева перед въездом в Гюльшехир. На дороге имеется указатель с названием музея. Вход бесплатный. В чём преимущество этого места — организованные группы сюда не возят.

По дороге заправляемся на 200 лир.

Перед музеем стоянка и домик смотрителя. Он выходит нас поприветствовать. Оставляем машину под его присмотром и проходим на территорию. Посетителей, кроме нас, никого.

Поначалу попадаем в мир причудливых каменюк. На снимке не видно, но они размером с трёхэтажный дом и поболе. Нам пришлось постараться, чтобы залезть повыше для этого фото:

Дальше становится интереснее:

Внутри темно, снимаю со вспышкой. Качество фото соответствующее, но иной возможности нет:

Есть коридоры:

Галереи:

Залы с колоннами:

И без них:

Местами на стенах сохранилась роспись, но очень скудно:

Территория музея сравнительно небольшая, но если осматривать всё подробно, уходит несколько часов.

Назад к машине выползли к обеду. Солнце стало припекать, решили заехать в отель, переодеться. Входные двери по-прежнему заперты, возле них кто-то сгрузил мешки с чистым постельным бельём, видимо, из прачечной.

Затащили мешки внутрь.

Перекусили в номере, чуть передохнули. И, наконец, узрели живую душу: на ресепшене объявилась милая девушка, улыбаясь, поприветствовала нас и предложила пойти позавтракать. В два часа дня! Наверное, решила, что мы только что пробудились.

Нет, спасибо. Мы едем дальше. Вернее идём. Возникла насущная проблема, разменять немножко денежек. В Каппадокии карты принимают очень неохотно, лиры закончились, доллары не берут.

Каппадокчане могут спать спокойно — Почта-банк под надёжной охраной:

А вот те самые домики — кушмы:

Прогулялись немного по Гёреме, прошлись вдоль лавок и магазинов, прикупили сувениров. Солнце клонится к закату, а мы хотим успеть посетить Долину любви. По пути сделали кружок на смотровую с видом на Учхисар:

Лицезрение Долины любви строго по возрастному цензу!

Здесь очень красиво!

А мы встречаем закат, неспешно прогуливаясь вдоль долины:

Солнце закатывается за горку быстро, и картина преображается, краски меркнут:

Возвращаемся, как обычно, ночью. Поужинали в кафе, 52 лиры. Кстати, в Гёреме в кафе блюда по своей вкусности были не намного лучше, чем в Памуккале.

Итого за день: пройдено на машине 95 км, пешком 11 км, потрачено за день 4308 руб.

03.11.2018 г. День 17. Гёреме — Немрут-Даг — Сиверек.

На Каппадокию изначально мы собирались отвести три дня, посетить помимо всего прочего Розовую, Красную, Белую и Голубиную долины, Пашабаг, Чавушин и Аванос. Как запасной вариант рассматривали долину-ущелье Ихлара (38°15'12.77"с.ш., 34°18'8.35"в.д.), хотя после Сулакского каньона в Дагестане и долины Чулышман в Горном Алтае все прочие каньоны и долины пока меркнут.

Но отпуск уменьшился, и кроме того не давала покоя мысль о Немрут-Даге. Очень хотелось увидеть святилище своими глазами.

Я долго пыталась выяснить, как там обстоят дела, в восточном Курдистане. Сирия рядом, и все горячие точки так близко от границы. Информация, которую я находила в интернете, в т. ч. на форумах, внушала тревогу. Сирийские курды воюют против правительственной армии, турецкие курды поддерживают сирийских. Мы на стороне Асада, а значит, выступаем против курдов. Короче, всё печально. На фоне массовых страшилок иногда проскальзывали одиночные вкрапления положительных отзывов побывавших там туристов. Но такие редкие. Я решила, что уговорила себя — ехать туда нельзя!

Но мысль продолжала зудеть: как же так, побывать в Турции и не увидеть то, что очень хочется?

Бывает так, что долго мучаешься в сомнениях, а потом всё решается в один момент. Так и здесь. Пробудились затемно и решили: едем в восточный Курдистан, и пусть всем будет хорошо!!!

Заморачиваться с завтраком не стали, пока собирались, заварили чайку. В отеле снова никого. Ключи от входных дверей отеля оставили, как договаривались, на ресепшене, и в машину. Как же холодно здесь по утрам!

Отъехав от Гёреме, получили возможность ещё раз понаблюдать за шоу шаров:

Кстати, тем, кому интересно. За полёт на воздушном шаре просили 150 евро с человека.

Немрут-Даг (37°58'45.92" с.ш., 38°44'24.21" в.д.) — главное святилище древнего царства Коммагена. Святилище расположено на высоте 2150 метров. Комплекс был возведён при царе Антиохе, провозгласившем себя богом и приказавшем увековечить себя на вершине горы наравне с другими богами. Мне подумалось, может быть, тщеславие не самый страшный грех? Не возомни Антиох о себе неведомо что, и не любовались бы потомки спустя сотни лет такой величественной красотой.

Навигатор предлагал нам несколько вариантов проезда. Мы выбрали тот, где меньше серпантинов и лучше дорога: через Кайсери, Бюньян, Пынарбаши, Сарыз, Эльбистан, Гёльбаши и Кяхту. Заправились на 200 лир.

В дороге нас долго сопровождает вулкан Эрджияс:

Пообедать остановились в кафе уже на территории Курдистана. Здесь развеялся мой первый миф. Читала, что в Курдистане самые строгие нравы: девушке, женщине без хиджаба и носа на улицу не кажи. И именно здесь, впервые в Турции, мы в кафе встретили девушку-официантку (до этого на всей территории Турции нас везде обслуживали мужчины). С непокрытой головой, в открытой маечке с голыми от плеч руками и такую симпатичную! И ничего. В кафе было полно мужиков, никто даже глаз не пучил на полуобнаженную девицу.

Позже на блокпостах нам встречались женщины в военной форме и с оружием (только в Курдистане!), занимались проверкой документов наравне с мужчинами. Да и на улицах городов среди местного населения мы не заметили каких-то особенных признаков повышенной религиозности. Многие женщины с покрытой головой. Но есть и с распущенными волосами, и в обтягивающих джинсах и маечках.

В Курдистане оказалась самая вкусная еда. На обед нам подали шурпу из говядины, рис с ягнёнком и, как водится, свежие и маринованные овощи с лавашом. Порции огромные, как и куски нежнейшего мяса. Второе не осилили. Не спрашивая, нам тут же сложили всё в одноразовые судочки и в пакет. Обед обошелся в 50 лир.

Проезжая населенные пункты, нельзя не заметить, что Курдистан заметно беднее остальной Турции. Но дороги по-прежнему отличные. Кстати, турецкие флаги присутствуют только на столбах освещения вдоль федеральных трасс. Если все остальные провинции были завешаны флагами везде, где можно, то здесь их нет.

От Кяхты до святилища 45 км. В Нариндже Кёю главная дорога уходит прямо в направлении непризнанной столицы Курдистана Диярбакыра. Мы же уходим влево и, минуя пару деревушек, круто забираемся в горы. Мапс уверенно приводит нас к комплексу по выложенному плиткой серпантину. Виды становятся всё привлекательнее.

Перед шлагбаумом большая бесплатная стоянка. В помещении бывшего ресторана зал ожидания, небольшое кафе и платный туалет — 1 лира. Здесь же продают билеты на маршрутное такси, на котором желающих подвозят к началу пешеходного маршрута на святилище. Стоимость 5 лир с человека. Не желающие свой пеший путь начинают отсюда, но это ещё около 3 км крутого подъема. Есть смотровая площадка, но попасть на неё мы не успеваем — приглашают на посадку. Пять минут — и мы у подножия.

На святилище можно проследовать по двум деревянным настилам, проложенным вокруг горы справа и слева. Мы выбираем правый путь, и думаю, что это было верное решение. Эта дорожка круче, но короче. Подниматься с непривычки тяжело, воздух разряжен, кислорода не хватает. С передышками преодолеваем подъём за полчаса. Отдыхая, любуемся простором, раскинувшимся перед нами:

Под конец деревянный настил заканчивается, и карабкаться приходится по камням. Но зато мы почти сразу оказываемся у восточной террасы святилища. Она лучше сохранилась, и сюда мало кто доходит. Основная масса туристов, которую привозят на автобусах к закату, движется по левой стороне горы и выходит к западной террасе, обращенной к солнцу. Здесь они и толпятся на головах друг у друга.

На восточной террасе солнца нет, здесь мрачно, но от того как-то более величественно. Не торопясь, в отсутствие людей, рассматриваем статуи. Только головы богов в высоту достигают двух метров. А высота туловищ — 9 метров.

Когда-то головы богов были на своём месте, но то ли землетрясение, то ли злая воля недругов их сбросила с плеч. После того, как святилище обнаружили и расчистили, головы поместили к ногам их владельцев.

Но давайте знакомиться поимённо. Сам Антиох, массовик и затейник всего свершившегося. А перед ним верный страж — орёл. Был ещё и лев, но с этой стороны он не сохранился:

Антиох и Тихе — богиня судьбы и удачи. Ещё её называют Фортуной. В некоторых источниках — и богиней смерти.

Могучий Зевс, по иронии судьбы единственный из всех богов, лишившийся своей мощной челюсти и бороды. За Зевсом Аполлон и Геракл:

Аполлон и Геракл поближе. Вот интересно, с кого лепились эти образы? С конкретных людей (каких?), или эти лица — плод чьей-то фантазии (чьей?):

С этой стороны хранители богов — орёл и лев присутствуют:

А этот лев охраняет ступенчатый алтарь восточной террасы святилища:

Виды с алтаря умопомрачительные, сколько я просмотрела фото и видео этих мест, ни одно не передаёт ощущения головокружительного полёта от созерцания бескрайнего мира у тебя под ногами. Это нечто.

А мы движемся по кругу к западной террасе. Читала, что изначально присутствовала и Северная, но она почти не сохранилась, и мы её не обнаружили.

Проглянуло солнце:

На Западной террасе водоворот людей. Сделать фото без человеческого присутствия сложно, но пытаюсь. Действующие лица те же:

При свете солнца они смотрятся иначе. На западной террасе головы богов сохранились лучше, зато тела практически полностью разрушены.

Мы поднимались к святилищу по обустроенной автомобильной дороге и проложенным деревянным тропам, и то нам тяжко. А сколько труда надо было вложить много веков назад, чтобы поднять сюда эти каменные блоки фигур богов, или притащить землю для насыпного кургана!

Террасы расположены вокруг рукотворного кургана. Предполагают, что это место захоронения царя Антиоха, но раскопки ещё не проводились. Курган цел и не разграблен, но вот узнаем мы когда-нибудь, что там внутри?

Народ поднимается к святилищу по левому, более пологому пути. Но он тоже не прост, встречаются отрезки крутых перепадов высоты. И мне, когда мы по нему спускались, этот путь показался намного длиннее. Кто-то с подъёмом не справляется, и остаётся встречать закат на скамейках, установленных на всём протяжении пути.

Это удивительное место. После тяжёлого подъёма, в процессе неспешного осмотра святилища и любования бесконечными просторами, вдруг ощущаешь, как впадаешь в состояние полного покоя и отрешённости. Как редко такое случается в нашей обыденной, задёрганной суетой и вечными проблемами жизни. Не хочется уходить. Даже толпа перестаёт мешать, отдаляется куда-то на задний план, а гул людских голосов сливается с шумом ветра. Находим уединённое местечко и застываем в оцепенении, подставляя лицо и душу солнцу.

Сколько времени прошло, час или больше? С сожалением возвращаем себя к действительности. Сегодняшний день не закончен, надо позаботиться о ночлеге, в этот раз мы заранее его не планировали.

Потихоньку спускаемся вниз.

Солнце закатывается за линию горизонта, темнеет быстро. Маршрутное такси возвращает нас к нашей машине. За обратный путь денег не берут.

Немрут-Даг, до свидания! По силе впечатлений в этой поездке ты на одном из первых мест. Как хорошо, что мы к тебе приехали!

Поднимаясь по ущелью к святилищу, мы проезжали деревню Карадут, где было много предложений ночлега. На обратном пути останавливаемся, смотрим несколько вариантов. Есть из чего выбрать, но чувство неуютности меня не покидает. На территории отелей мы совершенно одни, хозяева здесь не живут, собираются уезжать. Мы не впервые являемся единственными постояльцами, но здесь, в глухих горах… Вычитанные страшилки делают своё дело, понимаю, что если останемся, тревожная и бессонная ночь мне обеспечена. Не хочу!

Обращаемся к Мапсу, он выдаёт через 70 км достаточно крупный город Сиверек с несколькими отелями в наличии. Выдвигаемся туда. За окном непроглядная ночь, незнакомые серпантины, но дорога оказывается быстрой и лёгкой. Спасибо местному жителю, позволившему упасть ему на «хвост». Дорога пустая и явно ему хорошо знакома. Держит скорость 130 км/час, притормаживает на поворотах. Следуем за ним на отдалении, чтобы не слепить фарами. Домчал нас за сорок минут.

Возле отеля человек пять мужчин, отдыхающих за уличными столиками кафе, сорвались с места нам навстречу.

«Ой!», — подумалось мне. А они просто решили помочь нам с проблемной парковкой. Убедившись, что машина стала как нужно, вернулись к своему чаепитию. Спасибо, добрые люди, за помощь. И так было всегда и везде за время нашего непродолжительного пребывания в Курдистане.

Курды показались нам очень дружелюбным и гостеприимным народом. А может, нам так повезло.

В отеле непокрытая и голорукая (!) девушка (!!) в фирменном халатике проводила нас в номер. Отель с завтраком и ужином (!!!) обошелся нам в 210 лир. Номер просторный, с отличным ремонтом. Единственный и несущественный для нас минус — окна выходили на стену соседнего дома.

Ужин принесла нам в номер всё та же хрупкая девушка. Удивились, как она дотащила огромный заставленный всяческими вкусностями поднос (башиш — 10 лир).

Половины блюд вместе с оставшимся обедом, спасибо холодильнику, хватило нам на весь следующий день.

Итого за день: пройдено на машине 620 км, пешком 5 км, потрачено за день 5784 руб.

04.11.2018 г. День 18. Сиверек — Карс.

Сегодня мы планировали посетить остров Ахтамар на озере Ван, где находится церковь Святого Креста (38°20'23.35"с.ш., 43°2'13.28"в.д.). Она считается одной из самых красивых церквей и знаменита сохранившимися до наших дней фресками на внутренних стенах и куполе и многочисленными барельефами снаружи. Да и сам остров, и виды с него представлялись очень живописными.

До острова туристы добираются на катере. Место стоянки катеров 38°18'33.66"с.ш., 43° 2'23.04"в.д.

Заночевать собирались в г. Ван, расположенном километрах в 50 от острова.

Увы, проснулись мы под шум ливня. Не сказать, что дождь в этой поездке особо повлиял на наши планы, но в некоторых случаях помешал сильно.

Завтракаем, грузим вещи и выдвигаемся по намеченному маршруту в надежде, что катерная переправа на остров в дождь работает.

Трасса Е-99, отличного качества, по две полосы в каждую сторону. Проезжаем через населенные пункты, но движение и развязки оборудованы настолько грамотно, что транзитникам везде зелёный свет. Скорость не теряем.

Заправляемся на 350 лир.

В Татване уходим направо. Е-99 продолжается по левому берегу озера Ван, а нам к стоянке катеров — на Д-300.

Какой же тягомотный город, этот Татван. Дорога по-прежнему по две полосы в каждую сторону, но и припаркованный транспорт стоит в два ряда. Кто-то постоянно выезжает, или наоборот, пытается втиснуться в освободившееся место, в итоге стоим и мы. Полтора часа, и наконец-то свобода. И первые виды на озеро.

Дождь не перестаёт. Выскакиваю на минуту, щёлкнуть фото на память.

Саму дорогу:

И, конечно, озеро. Слева проступают очертания вулкана Немрут-Даг. Это совсем не тот Немрут, где мы были, хотя названия одинаковы:

Дорога вдоль озера красива. Она то поднимается в горы, то срывается вниз, к самой воде. Достигаем цели нашего путешествия. Ливень как из ведра, катера мокнут в безлюдном одиночестве. Ни души вокруг.

Развлекаю себя надеждами, что завтра, может быть, погода наладится. Но тут супруг делает мне предложение, от которого я не в силах отказаться.
«А поехали домой», — говорит. «А поехали!», — соглашаюсь я.

И вдруг нестерпимо захотелось домой. И пришло понимание, как же до дома ещё далеко. Может, причиной нашего настроения стал дождь, сопровождавший нас весь обратный путь?

Ахтамар был последним местом, которое мы намеревались посетить. Так чего же мы теряем время? Заводим двигатель, и вперёд.

Ван, как и Татван растянулся по берегу. Движение по нему более свободное, количество полос в одну сторону увеличивается до трёх. Но многочисленные светофоры тормозят.

Обогнув озеро справа, вновь выскакиваем на Е-99. Заправляемся ещё на 200 лир.

Дорога от озера Ван в направлении Догубаязита проходит неподалёку от вулкана Тендюрек. Последнее извержение вулкана датируется 1855 годом. Несколько десятков километров вдоль трассы тянется нагромождение застывшей базальтовой лавы, местами подступающей вплотную к дороге. Ливень стеной, но виды необычные, никогда такого не встречали. Очень впечатляет.

Фото из интернета:

Знаю, что на территории современной Турции находится Арарат. Читала, что расстояние между ним и вулканом Тендюрек около 50 км. Но не знаю, виден ли Арарат с нашей дороги. Кручу головой, пытаясь высмотреть то, сама не знаю что. А вдруг это он?

До Карса добираемся к семи вечера. Город разлинеен прямыми двух- и трёхполосными дорогами с односторонним движением. Движение плотное, но без пробок.

С гостиницами проблем нет, есть проблема с парковкой. Место только перед отелем, а оно занято в два ряда. И так везде. На ресепшене советуют подождать, обещают, что через час машин на дорогах не останется. Делать нечего. По примеру других становимся в третий ряд, включаем аварийку. Ждём. Действительно, примерно через час поток машин иссякает, место освобождается. Паркуемся, заселяемся.

Наличных денег у нас почти не осталось, карту брать не хотят, соглашаются на доллары. 25$ (1675 руб.), завтрак включен.

Итого за день: пройдено на машине 840 км, время в пути 11 часов, потрачено за день 8275 руб.

05-06.11.2018 г. День 19 и 20. Дорога домой.

Как известно, между Грузией и Турцией три пропускных пункта. Первый находится на берегу Чёрного моря в Сарпи. Второй КПП рядом с городом Ахалцихе и называется Вале-Пософ, им мы и воспользовались для проезда в Турцию. Третий КПП Карцахи был открыто не так давно и находится севернее Вале недалеко от грузинского города Ахалкалаки.

Последним мы и решили воспользоваться.

Завтракаем, грузим вещи под проливным дождём.

Хитрый Мапсик после Ахалкалаки строит маршрут по лёгкой дорожке опять через Боржоми, но мы с ним не соглашаемся. Если уж едем через новый пункт пропуска, то и посмотреть хотим новые места. А потому заворачиваем Мапса на Нинацминду, мимо Цалкинского водохранилища на Тбилиси, а оттуда знакомой дорогой на Владикавказ.

Турция на прощание одаривает нас красивыми видами и пустой дорогой. Трафик практически отсутствует. Перед границей опустошили канистру с бензином и потратили последние лиры в небольшом сельском магазине.

На КПП кроме нас никого. Вообще никого. Минут десять ищем хоть одну живую душу. Наконец, появляется сонный товарищ с кружкой чая в руках. Приглашает нас на паспортный контроль.

Пассажиры проходят границу отдельно, но мне разрешают остаться в машине.

Тут подтянулся и таможенник со стайкой молоденьких девиц. Начинает на нашей машине обучать, как проводить досмотр транспортного средства. Девицы хихикают, явно смущаются. Пытаются пальчиком ковырять в наших вещах, вытаскивать сумки из багажника не требуют. Минут пять длиться лекция, и дают добро на проезд. Дальше ещё пара окон, беглый осмотр документов и шлагбаум открыт. Турция, пока-пока! Надеюсь, ещё увидимся!

На грузинской стороне всё серьёзно. Мрачные стражи границы многочисленны, суровы и непреклонны. Молодёжь не знает ни русского, ни английского. Жестами показывают, что надо вытащить все вещи и отнести в здание на сканер. ВСЕ. Включая набор с инструментом и электронасос для подкачки шин. Ну и ладно. Нам не трудно. За три ходки перетащили всё, благо недалеко. После сканера стражи распотрошили аптечку, призвали такую же строгую и неподкупную даму, которая долго хмурила брови и тыкала пальцем в упаковки с таблетками. Совсем, как девочки-стажёры на турецкой таможне. Нет, пардоньте, не как они. С опытом и прозорливостью, сквозившими в прищуренном взоре, дама наощупь сканировала, закачена ли в таблетки наркота. (…Говорю себе, что добрее… Добрее надо быть к людям…) Наркоты, слава богу, не нашли, алкоголь, подлежащий устному декларированию, в этот раз мы не везли. Интерес к нам сразу был потерян.

На паспортный контроль по минуте на каждого. Грузия, и снова здрасьте! Это мы и мы опять-таки к вам.

Дорога резко подпортилась, появились ямы, хотя до Ахалкалаки асфальт был ещё терпим. Но когда мы увели Мапса с планируемого им маршрута, асфальт закончился, а после Нинацминды километров 50 было раздолбанное фугасными бомбами направление, по которому ползло приличное количество машин. Мапсик здесь завис, и мы не поняли, толи мы блуканули, толи сама дорога действительно такая.

Потом дорога подравнялась, появился хороший асфальт, и горя больше мы не знали.

В Тбилиси Мапс проявил себя как настоящий следопыт, провёл нас через весь город без нареканий. Из окна посмотрели на места, где в 2014 году гуляли пешком.

Военно-Грузинская дорога. Бог троицу любит, значит, в четвертый раз нам с тобой точно повезёт. Промозглая хмарь быстро перетекла в темноту. Пытаемся вспомнить, что мы читали про график работы КПП: летом круглосуточно, зимой вроде бы только днём. В каких числах переходят на зимний график работы? И во сколько заканчивается зимний рабочий день? В памяти на этот счёт провал. Едем до победного. Ура, граница открыта!

Когда зашла на грузинский паспортный контроль, мне стало плохо. Такой толпы я ещё не видела. Думала, зависли на несколько часов. Было открыто всего два окна, но паспортисты работали очень быстро. Шуршали обложкой паспорта и шлёпали печать. Только и слышно было безостановочное: шорк-шорк — шлёп, шорк-шорк — шлёп. Человек у окна практически не задерживался. Минут через 40 подошла и моя очередь — паспорт в окошко, здравствуйте, шорк-шорк — шлёп, до свидания.

Тем не менее, супруг меня уже ждал и успел прогуляться по дьюти фри.

Перед российской границей с полчаса простояли в очереди на нейтральной полосе. Но потом запустили всех. На выезд из России машин не было, и поток въезжающих перенаправили на эти полосы тоже. Перед нами оказалось машин пять, но досмотр здесь был серьёзнее. Выборочно пару машин осматривали досконально, с выгрузкой и сканером всех вещей. Мы своих таможенников не заинтересовали. Открыли дверцы и багажник машины, беглый визуальный осмотр, добро пожаловать домой. Прохождение российской границы заняло у нас около часа.

В Грузии не заправлялись, и наша рабочая лошадка давно горящей лампочкой напоминает нам, что очень хочет кушать.

АЗС «Стандарт» в Чми, мы здесь уже были перед дорогой «туда», нареканий по качеству бензина не возникло. Заезжаем ещё раз. Бак до полного на 2200 уже российских рублей.

На ужин купили продуктов в супермаркете, заночевали во Владикавказе в отеле «Камелия». Отличный просторный номер с вместительной прихожей, 1800 руб. Парковка в закрытом дворе за металлическими воротами + видеонаблюдение.

Итого 05.11.2019 г.: пройдено на машине две границы и 550 км, время в пути 10 час. 30 мин., потрачено за день 5500 руб.

Следующий день ничем не примечателен. Дорога, дождь, временами туман с почти нулевой видимостью. На выезде из Северной Осетии на посту остановили для проверки документов. Немного потолкались на узких дорогах Кабардино-Балкарии. Один раз заправились в Краснодарском крае на 2000 рублей. В районе семи вечера были дома. Пробег за день 770 км.

Наша машинка в дороге не огорчила нас ничем, ни в чём не подвела. Пробитое колесо не в счёт, это неизбежные издержки почти любой многодневной поездки.

Несмотря на погоду и сжатый график, это было отличное путешествие. Замечательно отдохнули, посмотрели множество интересных мест, подышали воздухом трёх морей, в двух искупались. Турция прекрасна своим многообразием, начиная от природных красот и заканчивая древними развалинами, очень удобна в плане хороших дорог и отелей на любой вкус и кошелёк, где можно остановиться. Да, встречались и минусы (как в любой поездке), но они несопоставимы с полученными положительными эмоциями. Но самое главное в Турции — это дружелюбное отношение местных жителей, мы ни разу не столкнулись с хамством, навязчивостью, воровством, желанием нас в чём-либо обмануть (не считая случай с «лимонным раем» в Мире, да и этот случай, в общем-то, мелочь). Наоборот, местные жители очень доброжелательны и гостеприимны.

Может, нам повезло. Может, действительно свою роль сыграло время поездки — не сезон. Несомненно одно: Турция стала местом, куда хочется вернуться.

Но где бы мы ни были, главной достопримечательностью в дороге для нас всегда остаётся ДОРОГА!

Спасибо за потраченное время.

Всем мира, здоровья и хороших дорог!