|
...продолжение... начало travel.drom.ru/51061/
Краткое содержание: в 2015 году мы выехали из Иркутска в Магадан. На маршрут Иркутск — Северобайкальск — Чара — Тында — Якутск — Омяйкон — Магадан было отведено целое лето. Но судьба распорядилась иначе… В 2015 году мы зимовали в Забайкальском крае (с. Чара), потому что перепутали брод на Сакукане и немножко поломались, в апреле по зимнику доехали до Тынды. В ожидании открытия паромной переправы на Якутск, заехали в Благовещенск за продуктами «по божеским ценам». Из Благовещенска случайно попали в Москву (скидка 50% у РЖД — разве можно было упустить такой шанс?). В Москве купили мотоцикл, на котором вернулись в Благовещенск. Оперативно продать мотоцикл, чтобы получить средства на дальнейшие передвижения в сторону Магадана, не получилось, поэтому в 2016 году зимовали в Благовещенске…
Сроки: 7 июля - 3 октября 2017 года.
Расстояние: 6600 км (из них 1300 км на поезде и ≈ 200 км пеший поход).
Автомобиль: Suzuki Escudo Nomade, 1991 г.
По итогам зимовки в Благовещенске: произвели капитальный ремонт заднего моста, заменили маслосъёмные колпачки, поставили задние стекла, зеркала, новое лобовое стекло, фару, помыли салон изнутри, обновили авточехлы, закупились продуктами (как оказалось, зря).
Глава 3. или «А если вы сломаетесь? – Что значит «если»?»
Как-то один водитель поделился со мной секретом: если загадать желание на границе Европы и Азии, оно обязательно сбудется. Несколько раз проверяла: работает. Хм... А что, если применить эту схему на границе Дальнего Востока, — чем черт не шутит. И вот в 2016 году на границе Забайкальского края и Амурской области*, я загадала, чтобы моя работа была связана с командировками...
*(Забайкальский край был присоединён к ДФО в 2018 году) сейчас желание нужно загадывать на границе Иркутской области и респ. Бурятия.
...7 июля 2017 года. Командировка на фестиваль гитарной песни «Встречи на Ульме» в Мазановский район Амурской области. Последние рабочие дни в Амурском областном доме народного творчества. Едем на собранном эскудике, чтобы не возвращаться обратно, а сразу взять путь на Февральск и проехать по БАМу с другой стороны.
Первый день пути после капитальной чистки салона. Немножко обидно.
Спасаемся от пыли самодельными респираторами и пульверизатором.
Дорога (150 км от трассы до Ульмы) — гравийка, очень пыльная, неровная, изматывающая. Таким образом на фестиваль приезжают только самые стойкие барды, которых понятие «сложность пути» лишь радует. Здесь нет «тусовщиков», «сосисочников», «выскочек», все зрители и участники — это даже не любители, ценители дорог, походной жизни, сплавов и гитарной песни. Их немного, но... Это был лучший старт за 3 года.
«Почему? Почему? Почему меня так тянет на Ульму?»
Видео:
Фестиваль гитарной песни «Встречи на Ульме» ежегодно проводится во вторые выходные июля, так что если вы тоже из ценителей и 150 км пыльной грунтовки от трассы вас не смущают — Добро пожаловать! Зарегистрироваться в качестве участника можно на сайте Амурского областного дома народного творчества.
Часть 1. Нормальные герои всегда идут в обход
В Февральске мы сказали «Здравствуй, БАМ... и до свидания»)) Наши планы проехать по маршруту Февральск — Одогон — Зея — Дипкун — Тында разбились об отсутствующий мост через р. Бысса, где уровень воды превышал проходимые возможности эскудика. Зимник по этому маршруту существует (видимо, он и обозначен на SASке), в вот про летний проезд мнения амурских любителей внедорожья разделились: кто-то утверждал: «Не проехать!», а кто-то уверенно заявлял: «Попробовать можно, охотники же местные ездят». Попробовали.
Проверяю глубину р. Бысса. Дошла до уровня воздухозаборника. Всё. Отбой.
Мосты «этой стороны» БАМА похожи на мосты «той стороны».
На удивление, быстро приняли решение повернуть обратно (350 км жутко пыльной грунтовки) и даже не сделали попытки найти Быссовский брод. Всё потому, что ясно осознали: все-таки этот участок БАМа для вездеходной экспедиции, а не внедорожной. На обратном пути до федералки разрабатывали маршрут нашей будущей вездеходной экспедиции: «Тулун — Комсомольск-на-Амуре», с изюминкой: заездом под пик БАМ и пешим восхождением на него. По традиции с программой минимум: туда-обратно по Нижнему Сакукану и программой максимум: туда по Нижнему Сакукану; обратно — через перевал Балтийский. Рабочее название «Дважды БАМ» Осталось только заработать на «Шерпа» или собрать свой первопроходец-проходимец (что представляется более реальным).
Фото не рекламы ради, а визуализации для.
Эскудику наши мечты вслух о вездеходе не понравились. И не доезжая 30 км до Зеи мы поняли, что коробка передач требует безотлагательного ремонта. 1,2,3,5 передачи работают со страшным воем и скрежетом «как серпом по...». На 4-й передаче доехали до Зеи. Жара... Непривычный асфальт... Автосервисы загружены работой, из одного нас посылают в другой, из другого в третий... В четвёртый мы даже не поехали. Поняли, что автосервисы — это не наш вариант и свернули на Зейское водохранилище (110 км хорошей грунтовки от Зеи), по пути придумывая простенькую инженерную конструкцию для снятия МКПП в полевых условиях.
На въезде к водохранилищу висит такой знак.
Сначала мы сунулись по альтернативной дороге, но она оказалась совсем не альтернативной и не вела на пески. Поехали по платной. Шлагбаум стоял, но никого не было, поэтому мы с чистой совестью проехали бесплатно.
Таким мы впервые увидели Зейское море.
На Зейском море отдыхали 4 дня.
Пальмы из лиственницы. Как вам такое?
Нашими соседями по стоянке оказалась семья из Тынды, они подкармливали нас вкусной рыбкой: щукой и касаткой. Мы же поймали на блесну одного маленького чубачка. С рыбалкой нам по-прежнему не везёт.
Любите ли вы балык так, как его люблю я?
Эскудику понравилось, что мы перестали думать о Шерпе и стали думать о нём, он стойко довёз нас до песков и обратно, тогда мы решили рискнуть поехать в Тынду (360 км) на 4 передаче, там снять гараж, отдефектоваться, заказать запчасти. А пока они идут — сядем на поезд до Чары (чуть более полусуток пути) и сбегаем на Кодар, заодно еще раз проверим дорогу к пику БАМ для нашего проходимца-первопроходца.
Шторм на Зейском водохранилище.
Снова начал капать бак... в двух местах. Но на фоне коробки это кажется такой мелочью — замазываем мыльцем. На разборке в Зее купили новый. Загадка: почему мы не сделали это в Благовещенске, где подобные баки дешевле в среднем тысячи на две?
Так выглядел бак перед снятием.
Встали на эстакаде, перекинулись. Старый бак хотели оставить здесь на случай «вдруг кому пригодится», но... посмотрели на подтёки, вспомнили, что коробка бензонасоса прикручена на саморезы, насчитали 7 паек и подумали, что он вряд ли кому-то пригодится. Чтобы не загрязнять окружающую среду сдадим его в Тынде в металлолом.
Одной «головной болью» стало меньше. Но впереди ремонт коробки.
Наше дорожное развлечение фото с интересными цифрами на километровых знаках. А у вас есть фото с годом вашего года рождения? У нас на тот момент тоже не было)) Но мы же едем в Магадан!
19 июля въехали в Тынду. Нашли интернет у кафе «Андерсен» (сейчас это уже кафе «Прага»). На сайте объявлений нашли гараж за 2500 руб./мес., его владелец — очень интеллигентный молодой человек Александр, видя, что мы, не разгружая багажник, не пролазим в ворота сдаваемого гаража, уступил нам свой личный гараж. За что ему большое спасибо, потому что полная разгрузка багажника, со всем нашим городским скарбом заняла бы больше времени, чем демонтаж коробки. Коробку, к слову, сняли на удивление быстро — за полдня. Наши надежды, что обойдёмся «малой кровью» — заменой подшипника между первичным и вторичным валом — не оправдались.
Вскрытие показало, что рассыпался сепаратор опорного подшипника первичного вала (в маховике), из-за биения разбило подшипник первичного вала, подшипник между первичным и вторичным валом. Самое неприятное, что вследствие этого пошло разрушение зубьев шестерни первичного вала. Дополнительно было принято решение заменить сальник первичного вала и люфтящий подшипник шестерни пятой передачи (она выла ещё у прошлого хозяина эскудика).
За запчастями мы пошли в библиотеку :) Интернет в Тындинской центральной библиотеке достаточно быстрый, но платный (60 руб./час) и без вай-фая. Сравнив цены на контрактные коробки и новые запчасти, решили отремонтировать старую коробку. С одной стороны, глядя на состояние первичного вала, мы немножко понимали, что на промежуточном валу вполне могут быть микротрещины, но с другой стороны, контрактная коробка — это тоже «кот в мешке».
Ремонт нам обошелся в 12000 руб. + 3000 руб. доставка запчастей из Японии. Доставку заказали через «EMS почта России». Ничего писать не будем — в интернете достаточно написано отзывов на этот сервис. К сожалению, Тындинское отделение Почты России «собрало» в себе все недостатки сервиса, описанные в сети. Разве что, тьфу-тьфу, посылку не теряли. Но с другой стороны, если бы в Тынде не было хотя бы такого EMS всё было бы намного печальнее.
Купили билеты на поезд в Чару и только тогда узнали о внедорожных соревнованиях «Битва титанов - 2017». Сходили на открытие и очень пожалели, что не попадём туда хотя бы зрителями!
Часть 2. Возвращение к Кодару
24 июля в 13:00 мы ушли в горы.
Шли не торопясь, фотографировались, спали до обеда.
На 4-й день дошли до избы, помылись-постирались,
сбегали на ручей Золотой за «золотым» корнем.
Хотели идти на перевал Медвежий с ночёвкой, но все туристы 2017 года в журнале ГМС расхваливали озеро Угловое, поэтому мы ушли туда.
Сделали радиалочку на перевал Снежный.
Открытие этого года — цирк Царского трона. Вот куда нужно было идти ставиться! Полная потеря реальности: и пространство и время живут в этом месте совсем по другим законам. Самое место забыть обо всем и провести перезагрузку самого себя. Если вы не прихотливый турист, даже палатку брать не обязательно: некоторые валуны образуют своеобразные пещеры, где можно укрыться от непогоды. Правда, чтобы почувствовать себя совсем дикарём придётся бегать за дровами вниз метров на 800 или замаскировать газовый баллон так, чтобы самому поверить, что это источник природного газа. Впрочем, сыроедение тоже никто не отменял :) К слову, по пути за дровами можно славно перекусить: склоны просто усеяны голубикой и брусникой (ещё бы — южная сторона). Когда стоишь под царским троном высоченные горы окружают со всех 4 сторон, появляется удивительное чувство полной защищенности.
Вид на озеро Угловое с Царского трона.
Несмотря на непогоду, спускаться совсем не хотелось… Поэтому от избы сходили на пер. Медвежий и попытались сунуться на пер. Балтийский, но, как и в 2015 году, подняться на Балтийский не вышло из-за тумана. Что ж, есть повод вернуться ещё.
Пик Бам — высшая точка Забайкальского края.
Спустившись с Кодара, отдохнули на берегу Сакукана, где ремонтировали двигатель 2 года назад.
Первый и третий год нашего путешествия. Или как дорога меняет человека.
Запчасти были ещё в пути, так что у нас осталось время сбегать на Фудзи.
Какие же мы глупцы, что, прожив полгода в Чаре, совсем(!!!) не уделили времени хребту Удокан. Если Кодар, это «альпийские» виды, то Удокан это прекрасные вековые таёжные горы. Чувствуется их «седая» мудрость, мягкость, доброта... И есть прекрасные горные дороги для Эскудика!!! Так обидно!
Вид с Фудзи: Новая Чара, урочище Чарские пески (желтое пятно) и хребет Кодар (в облаках).
16 августа получили запчасти. Всё прекрасно, кроме подшипника 5 передачи: поверили Интернету и заказали «взаимозаменяемую» деталь, которая при получении оказалась почти на сантиметр больше в диаметре. Если кто-то попался на эту удочку и имеет «наш» подшипник — давайте меняться.
Собрали, поставили, поехали!
Часть 3. Якутия, или «шо, опять?»
Эпиграф:
«Да нафиг нам эти соревнования?!!! До Ленска по работе съездил — уже как в трофи рейд сгонял». (с) Мирнинский водитель внедорожника.
20 августа въехали в Республику Саха (Якутия).
Сэрге (ритуальные столбы для того, чтобы божества, посещая землю, могли привязать своих небесных лошадей) на въезде в Республику Саха (Якутия).
22 августа побывали на горячих источниках Нахот.
После поворота к источникам будет рекламный щит с номером телефона бесплатного такси. Если вы не любитель пеших лесных прогулок, то запишите этот номер, потому что до самих источников на машине не доехать: дорогу преграждает река, через которую прокинут только пешеходный мост, а бесплатное такси вас встретит на том берегу. Около моста есть несколько оборудованных стоянок: кострище, рукомойник из пластиковой бутылки, стол и скамейки без навеса. Расстояние от реки до базы 3-4 км мы шли около часа, так как часто останавливались на поедание брусники.
Стоимость пребывания на базе 380 руб./час, после 18:00 420 руб./час. Можно снять домик с мангалом. По понедельникам скидка 40% и, как следствие, наплыв народа. В вашем распоряжении два проточных минеральных бассейна — открытый и закрытый, минеральный душ, уютная раздевалка и комната отдыха и неограниченное потребление минеральной воды. За отдельную плату можно снять домик с мангалом.
Правда, источники больше минеральные, чем горячие. Заявленная температура воды 30 градусов, по ощущениям и того меньше. Зато вкусовые качества на высшем уровне! (Минералка очень концентрированная, мы её разводили обычной водой).
Главное сокровище базы: по-домашнему приветливый, приятный, дружелюбный персонал. Очень понравился минеральный душ: самое то, после изнурительной пыльной дороги. Одним словом, при разработке маршрута очень советуем запланировать на Нахоте полуднёвочку.
Дальнейшая дорога до Якутска — это чередование гравийки, асфальта и участков, где ведутся дорожные работы. Поймали камешек на новое (новое!) лобовое. Чтобы трещинка не раздражала, заклеили ее присоской от GPS модуля и вставили веточку можжевельника. В кабине стало даже уютнее.
Переправились через Лену в Качикатцах.
В Катчикатцах (первая переправа если ехать с Тынды) и в Нижнем Бестяхе (первая переправа, если ехать с Магадана) стоимость переправы одинаковая (600 руб.), НО дорога через Катчикатцы идет вдоль старого ямщицкого тракта, она более аутентичная — через национальные деревни с юртами, стрельбой из лука, якутской кухней, зоопарком и прочими этническо-туристическими радостями, поэтому выбор пал на неё. От переправы до Якутска чуть более 100 км малость разбитой дороги, тогда как до Бестяха идёт хорошая трасса. В вечных спорах «какая переправа лучше?» каждый решает сам — комфортная и быстрая дорога или плохая, но наполненная интересностями дорога.
Если заезжаете с Качикатцев, советуем запланировать ночёвку на Табагинском мысе (поворот на с.Табага). Если встанете внизу — рыбалка и общение, если вверху — сосновый лес и завораживающие панорамные виды на р. Лену. Для экстремалов там есть отличный верёвочный парк с разноуровневыми трассами. Для тех, кто предпочитает гостиницы, — база отдыха (4000 руб. за хороший двухместный номер с завтраком, но часто бывают акции — 50% на купонах.якт.ру)
Бензин дешевле в Якутске, чем на заправках у переправ, поэтому заправляться «под завязку» не обязательно.
На Булуус мы не заезжали, потому что были пресыщены Чарскими ледниками.
Пробовали свернуть с асфальта на старый Якутский тракт и доехать по нему, но несколько раз утыкались в неприятное болото в старом русле. Зато вдоволь налюбовались «якутскими джунглями».
В Якутске встали на ночевку на острове Хатыстыр (в черте города за дамбой) и даже поймали одну щучку!
Экскурсию по городу оставили на обратный путь. Пока тепло, нужно сделать марш-бросок до Мирного, а это 2350 км туда-обратно (всё-таки мы едем в Магадан:)).
27 августа мы выехали на Мирный (ну, где же ещё мы сможем увидеть такую большую дырку в земле). И знаете, что я сделала с утра? (ничему меня жизнь не учит…) зашила спальник. И что вы думаете? Мы сломались? Нет! (так было бы уже неинтересно). Я подарила нам день застреваний!
Сначала застряли в песке у реки, где пополняли запасы воды, а потом в глине, когда искали место ночёвки. Так и ночевали застрявшие. Плюс ко всему, очень похолодало и начался противный дождик. Не надо шить в дороге. Не надо.
К вечеру второго дня мы доехали до первого парома через реку Вилюй (он стоил 500 руб.). Хотели заночевать прямо на переправе, но там было очень грязно. Отъехали чуть более километра и — бинго! — чудесный кемпинг. Там мы поймали 7(!) окуньков (это наш рекорд в рыбалке!!!). Ночью был первый заморозок, но с утра было тепло, так что мы решили отдефектоваться после наших «глиняных» и «джунглевых» приключений.
Сразу же обнаружили сильный люфт переднего левого ступичного подшипника, хотя в Благовещенске он чувствовал себя превосходно. Параллельно заменили давно «шрустящий» шрус. Пользуясь дневкой, приготовили зимнюю одежду*, по вечерам она уже требуется.
*ха-ха «зимняя одежда», как смешно это читать после 2 лет зимовки в Якутске, и после того как в этой «зимней одежде» в июле гуляли по Магадану))
На четвёртый день трассы Якутск-Мирный, при выезде с лесной стоянки, где мы собирали грибы, выскочил палец шаровой опоры А-образного рычага. Доехали до ближайшей деревни Маар, пугая мирно пасущихся коров жутким скрежетом. У заброшенного дома нашли доски и чурки, соорудили подобие эстакады, при помощи системы рычагов, собранной из брусков и досок шаровая А-образного была запрессована обратно и зафиксирована найденным тут же куском проволоки.
Поймали ещё один камушек на новое лобовое, но когда стираются подшипники и вылетают А-образные рычаги, камушек — это уже такая мелочь…
Где-то я упустила паромы. Всего от федеральной трассы до Мирного получается 6 паромов: 600 руб. (Якутск), 500 руб. (Верхневилюйск), 300 руб. (р. Марха, там строился мост), 300 руб. (Кюндяде), 350 руб. (Сунтар), 400 руб. (Крестцы). Местные водители, выезжая в 6-7 утра из Мирного или Вилюйска, проходят все паромы за день. Очереди на паромах соблюдаются исключительно путём сознательности водителей. От Качикатцев до Мирного и обратно мы не встретили конфликтных ситуаций или наглецов, лезущих без очереди, какие, например, бывают на переправе Якутск — Нижний Бестях.
На въезде в Мирный у нас застучала коробка передач.*
*Это очень ёмкая фраза, если её прочувствовать…
Схема, которую мы использовали в Тынде, не сработала. На Авито оказался только один гараж за 5000 руб. в месяц. «Мирный — дорогой город», — объяснил нам владелец гаража, когда мы попытались сторговаться на 3000 руб.
Зато в Мирном очень хороший бесплатный интернет прямо на центральной площади. Но в интернете промежуточного вала не было, оставался только один вариант, тот самый «кот в мешке», от которого мы отказались в Тынде — контрактная коробка.
Сломался ноутбук (видимо, после «купания» в Тынде, где случайно упал в лужу). Настроение катастрофически падало. Нужно было отдохнуть. Поставив эскудик на стоянку, мы прогулялись по городу, пофоткались, сходили в городскую баню и просто по-человечески расслабились. Если уж судьба остаться в Мирном, нужно принять это факт мирно.
Помогло — наш ангел-хранитель проснулся, через справочник в Якутске на разборке нашли коробку с раздаткой всего за 20000 руб.+1500 руб. доставка (с учётом того, что раздатку продать будет легко, то остаточная стоимость коробки 14000 руб. против интернетовских 40000 руб.— это уже радует). Также мы познакомились с Алексеем Кнышем — председателем Мирнинского внедорожного автоклуба «Медведь», членом Русского географического общества. Нас очень тепло приняли и поселили на автобазе, где была смотровая яма и уютная вахтовая будочка. Все условия для жизни и ремонта авто. За это Алексею огромное спасибо!
Пока ждали коробку, сходили на карьер Мир. «Дырка» (как мы шуточно называли карьер всю дорогу) дыркой, но когда её видишь, дух от масштабов всё-таки перехватывает. Выражаясь блоггерским языком: «Вау-эффект присутствует».
История города Мирный началась в 1955 году. Город возник благодаря лисьей норе. Хитрое животное сделало себе норку прямо в алмазоносной породе, при этом часть породы она выгребла наружу. Эту нору случайно и обнаружила советская геологоразведочная партия. Они отправили в Москву закодированную радиограмму со словами «Раскурили трубку мира, отличный табак!». Уже через неделю в указанном направлении пошла первая колонна строительной и горнодобывающей техники. В 1957 году началась добыча алмазов открытым способом (карьер «Мир»), длившаяся 44 года. К 2001 году карьер имел 525 метров в глубину и более 1200 метров в ширину, став одним из крупнейших в мире.
А вы знаете чем пахнут алмазы? Алмазы пахнут сероводородом. Дело в том, что «воронка» периодически, как выражаются местные, «пукает», и тогда по всему городу стоит лёгкий «амбре».
Масштабы алмазодобывающей техники.
Масштабы алмазодобывающей техники.
Также внесли свой вклад в организацию Алексеем внедорожных соревнований «Бурый трофи — 2017». Поставили несколько «авторских» точек. Думаю, участники нас запомнили!
Выехали из Мирного 22 сентября. Дожди испортили всю дорогу. Но это лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.
Видео:
Когда до Якутска оставалось совсем чуть-чуть, решили помочь Хайсу, который пробил картер камнем. Протащили его по бездорожью километров 30 до ближайшей деревни. После этого появился неприятный треск. Мы грешили на кардан, который чуть побило выскочившим пальцем А-образного рычага, но, как оказалось, это был задний привод. Оказалось это за 10 км до Якутска, вот в такой засаде. Пообедали, называется. Вытягивались лебедкой из двух тросов и джека.
Въехали в Якутск на переднем приводе, пока размышляли, стоит ли рискнуть ехать в Магадан только на переднем, на острове Хатыстрыр сломали и его.
На якутских разборках приводов на нашего эскудика не оказалось. За три дня, пока в Якутске устанавливался снежный покров, собрали из двух сломанных приводов один целый (к слову, на этом полуприводе мы отъездили всю зиму). Доехали до ближайшего хостела и остановились на зимовку.
Вот такое «веселое» у нас получилось лето 2017 года. Почти готовая сага автомазохизма)) К чему всё это написано? Очень часто человек «якорится» на боязни сломаться в дороге, или на комплексе «неподготовленной машины». Как видите — бояться нечего, а подготовленных на 100% машин не бывает. Главное, чтобы человек не ломался, остальное — поправимо.
Всё что ни делается — всё к лучшему. При любой вынужденной остановке в дороге — оглянитесь по сторонам, поглядите на карту. Может быть, поломка здесь совсем не случайна? Да, если бы эскудик в этом году не ломался, то мы, конечно же, доехали бы до Магадана, НО не побывали бы на Кодаре, не открыли бы для себя хребет Удокан, не познакомились бы с Мирнинским автоклубом «Медведь», не узнали бы о необычайной красоте якутской зимней сказки…
===============
В этом сезоне мы осознали, что всему приходит свое время и даже сталь умеет стареть (особенно при такой приключенческой эксплуатации). К тому же, то ли эскудик «усох», то ли мы выросли, но хочется утром встать с кровати и от души потянуться. Одним словом, решили, что пора увеличивать жилплощадь и зарабатывать на автодом на базе Соболя.
Настала зима. Мы сняли домик в Якутске. Считается, что в этом городе за год можно заработать на квартиру. А на автодом, интересно, получится?… Проверим!
(продолжение следует…)