Урал — Улан Шамбала Гоби 2018. Тайга

18.03.2019 | 15619 просмотров

И снова время стремительно летит вперед, все ускоряя и ускоряя свой бег. Наш суровый и дальний Поход 2017 все больше отдаляется от нас, уходит в глубины прошлого. Вот уже пришла пора планировать следующий суровый и дальний, а ощущения такие, как будто бы мы вернулись из прошлого похода не более месяца назад — впечатления свежи, играют яркими красками и не думают тускнеть.

Выбор нового направления был недолог и вполне логичен. Выбор назрел, и выбор этот, понятное дело, — Восток, что называется, сам Бог велел. В остальных направлениях мы уже ходили, по многим дорогам ходили не раз и не два. До Бреста дорога вообще уже родной стала. И даже на Север ходить приходилось, правда, по работе.

А вот на Восток выбираться дальше Новосибирска не доводилось. И то на самолете. А на автомобиле так и вообще, в восточном направлении доходили только до Тюмени, Ялуторовска, Тобольска. В общем, ситуацию нужно исправлять — идем на Восток. А так как путь у нас лежит по своей Родине, планированием себя не обременяем, графиками себя и свою свободу не сковываем. Все больше и больше нам нравится быть в отпуске вольными птицами, нравится решать возникающие задачи по мере их возникновения, принимая решения, в том числе и о выборе маршрута и графика, непосредственно в походе.

Конечно, быть свободным, не привязывая себя к графикам, и не иметь целей это не одно и то же, как говорится, не две пары в сапоге. Ольга, изрядно порывшись в интернете, подготовила базу для обсуждения. Затем состоялся совет экипажа, на котором мной были утверждены три основных цели и несколько сопутствующих.

Очевидная первая цель — Байкал. Где и какой Байкал — это уже дело другое. Вторая цель, раз уж до Байкала доберемся, — Монголия. Опять же, понимаем, что Монголию, как и любую другую страну, за один раз всю не охватишь, но и знаем, что впечатления все равно будут, мнение все равно составится. И третья цель, возможно, покажется несколько странной — взглянуть на края, где Ольга родилась и провела детство до половины первого класса, ну и ей показать, конечно же, ведь с первого класса она там больше ни разу и не бывала.

Красота — ни виз, ни какой другой бюрократии не требуется. Совсем накануне выхода Рав4 привычно перевоплощается в походно-дальнобойный вариант. Из пятиместного он превращается в двухместный, в задней полусфере обустраивается спальное место, грузится продовольствие, питьевая и техническая вода, вьючится чемодан и дорожная сумка. К уже стандартной выкладке, в этот раз креплю в кофре еще и канистру-двадцатку, памятуя о сибирских и монгольских просторах. Все… к походу готовы.

Автомобиль: Рав4, 2015, AWD, 2,5л.

Экипаж: Владимир — командир-пилот, Ольга — штурман-бортпроводник.

Маршрут: Екатеринбург — Иртыш — Обь — Енисей — Ангара — Лена — Байкал — Селенга — Гоби — Екатеринбург.

Суббота 7 июля. День первый. На Омск.

В пятницу, сразу после работы, в этот раз выехать не получается. Ну и ладно, стартуем, не мудрствуя лукаво, субботним утром, так мы тоже когда-то практиковали, зато гарантированно избежим пробок.

05:00, подъем, короткие сборы. Рав4 в готовность приведен с вечера и давно ждет. Прощаемся с Рысью, наказываем ей, что нужно сделать в наше отсутствие, а что делать точно не стоит. В 06:16 выезжаем со стоянки.

Проходим ЕКАД, выезжаем на Сибирский тракт. Входим в ритм, просторы знакомой дороги на Тюмень снимают небольшую тревожность, которая каждый раз сопутствует началу похода, и потихоньку наполняют нас радостью путешествия, предвкушением новых открытий и ощущением свободы. Уходим в дальний поход, все текущие заботы можно выкинуть из головы, да и нужно выкинуть. На ближайшее и пока неопределенное время нас ждут дела походные, в корне отличающиеся от повседневных рабочих и домашних.

Много постов ГИБДД, до Тюмени насчитали добрый десяток, на трех нас остановили для проверки документов. Транспорта мало, а им, по всей видимости, скучно. Не припомним такой насыщенности работников правопорядка на этом направлении. Немного напрягаемся, неужели так будет на всем пути, неужели на Востоке так много гаишников. Но после Тюмени гибддшники закончились. Очевидно, это были посты, выставленные в связи с проведением в Екатеринбурге матчей чемпионата мира по футболу. Матчи в Екатеринбурге как раз закончились, а про посты или забыли или на всякий случай оставили их подежурить еще.

После Ялуторовска пошли и совсем новые для нас места. Некоторые, как Заводоуковск и Ишим, у нас на слуху. Ехать стало еще интересней. Веселимся, что здесь еще не ступала нога знакомого нам человека. По крайней мере, из родных, друзей и близких знакомых. Уже здесь не ступала, а мы хотим дойти туда, где знакомый знакомого не ступал.

Так как на этот раз отказались не только от жестких, но и вообще от всяких графиков, решаем минимум один раз в день вставать на полноценный пикник с приготовлением нормального горячего обеда. Как показала дальнейшая практика, этого нам вполне хватило для поддержания качества походной жизни на достойном уровне. От выбранной системы питания, практически не отличающейся от домашней, не уставали, как это бывает, когда, например, пару дней питаешься всухомятку.

Привал. Все двери открыты для того, чтобы выгнать оводов, дружно налетевших на разгоряченный Рав4. Сидящий в метре от Рав4а человек им не интересен. Их интересует гораздо более крупный и, по всей очевидности, более вкусный объект.

К Омску ожидаемо и без сюрпризов подошли вечером. Прокатились по городу, в центре припарковали Рав4, прогулялись. Суббота, лето, вечерняя прохлада, отдыхающие горожане, непривычные улицы — после дневного перехода прогулка перед сном по незнакомому городу одно из своеобразных удовольствий. Хотя сказать, что Омск мне совсем незнаком нельзя, пару раз все же бывал, правда, поездом. А Ольга не бывала, с городом, хоть и поверхностно, знакомится вновь.

На ночевку встали в 21:21 (22:21) за Омском на стоянке дальнобойщиков. 54.914978, 73.659391. Располагаемся в Рав4е. 50 рублей за авто/ночь. Вообще качество некоторых подобных стоянок растет и стоянкой для дальнобойщиков их уже язык не поворачивается называть. Нужно придумать какое-нибудь более благозвучное название, не знаю какое. К примеру, на этой стоянке есть целый комплекс услуг, начиная от заправки и шиномонтажа, заканчивая отелем, магазином и кафе.

Пройденный маршрут: Екатеринбург, Богданович, Камышлов, Троицкий, Тугулым, Тюмень, Ялуторовск, Заводоуковск, Ишим, Тюкалинск, Омск.

Итого за день: 1012,4 км.

Воскресенье 8 июля. День второй. На Новосибирск.

Выспались, хорошо отдохнули, дорога зовет — встаем рано. И уже в 04:09 (05:09) стартуем. В скобках указываю время местное. В походе мы всегда живем по своему времени, но в этот раз на удивление замечаем, что начинаем перестраиваться под местное время — солнце долго спать не дает, и все вокруг начинают шевелиться, такое ощущение, что мы проспали. Время в этот раз играет против нас — в целом, если идти на Восток примерно по тысячи в день, то в сутках получается по 23 часа.

Навигатор провел по нескольким круговым, указывая необходимые направления, а затем махнул рукой — «А езжайте 525 километров прямо». Про сто-двухсоткилометровые отрезки без изменений в направлении движения ранее он нам уже не раз сообщал, но чтобы больше чем полтысячи зараз! — очередной раз восхищаемся масштабами нашей страны.

В целом, чем дальше на Восток, тем транспорта все меньше. Возле крупных городов насыщенность его, конечно же, возрастает, но в целом все меньше и меньше. Из-за этого дорога даже с одной полосой движения в каждую сторону вполне комфортна — заторов из-за тихоходов не возникает, засилья из верениц фур нет, возможностей для обгона предостаточно. В сравнении с прошлогодней дорогой на Запад где-нибудь в подмосковных регионах, дорога на Восток, несмотря на однополосность, нам нравится.

Обратили внимание на растущее, по мере продвижения на Восток, число нарушений дорожной разметки участниками движения. Тенденция эта будет расти и дальше. После Красноярска знак «обгон запрещен» и сплошная будут игнорироваться практически всеми водителями. Как в горах юго-востока Турции, горах Таджикистана или на Памире. Нам, вспоминая центральные и южные районы нашей страны, наблюдать такое явление весьма странно. Ох и неоднородна наша необъятная страна, ни по степени обеспеченности, ни по степени соблюдения и контролирования выполнения законов.

Кстати, нарушения наблюдали не только со стороны водителей, некоторые знаки, например, установлены как попало. Как пример, видели знак ограничения скорости в 50км/ч, установленный за мостом и появившийся внезапно, без предварительно установленных до него «90» и «70». Ладно, хоть камеры сразу за ним не было.

Дорога нам предстоит дальняя, а межсервисный интервал у автомобилей Тойота всего 10 тысяч километров. Поэтому в Новосибирске мной запланирован пит-стоп, как раз цифра на одометре к семидесяти тысячам подходит. Встать в Новосибирске запланировал в гостинице ранее называвшейся «Обь», ныне отель «River Park» — ностальжи, понимаешь, и Ольге показать, где жил когда-то в командировках.

В отель приехали достаточно рано, в 12:32 (14:32). Успеем погулять по городу, и сегодня, и еще завтра после проведения техобслуживания — вот сейчас вообще во всей красе стал чувствоваться отпуск. Отель, как уже говорил, «River Park», 55.002868, 82.943608, за две ночи 4950 рублей, Рав4 под окнами на собственной парковке отеля. На ресепшн девушка поинтересовалась нашими предпочтениями и в соответствие с ними выдала нам ключи от номера на шестнадцатом этаже и видом из окон на Обь и город.

Обь. Вид с балкона отеля.

Мой штурман Ольга.

Вышли в город. Первое, на что не могли не обратить внимания — это множество тучек-роев мелкой мошкары. Даже в самом центре города мошка лезет в глаза, нос, рот — переживаем, как же мы дальше в Сибири выживать будем, если уже в Новосибирске такое творится.

Креативная реклама. Просто парикмахерская.

Не успел сделать пару фоток — села батарея. Ставлю запасную и с удивлением вижу, что и она разряженная. Вот это да, совсем оборзел так готовиться к походу — идти в поход и предварительно не проверить зарядку всех аккумуляторов! Впервые со мной такое, как сказали бы учителя в школе — «Ты бы лучше голову свою дома оставил». Хорошо, что завтра у нас будет еще день прогулки по Новосибирску. А сегодня гуляем просто так, отдыхаем, не заботимся о фотографиях — тоже для нас какой-то элемент необычности отдыха.

Достаточно неожиданно для нас рано наступил вечер. Вернулись в отель, ужинаем, заряжаем батареи, общаемся с детьми и родителями, наслаждаемся видами из окна.

Закат в нашем окне.

Закат в рамке на стене.

Пройденный маршрут: Омск, Калачинск, Татарск, Барабинск, Каргат, Чулым, Коченево, Новосибирск.

Итого за день: 627,5 км.

Понедельник 9 июля. День третий. Новосибирск.

Памятуя об двухчасовой разнице по времени, на техническое обслуживание предусмотрительно записался на 11:00 местного. Встали по-нашему как обычно, в районе шести, а времени позавтракать, собраться, выехать и добраться хватило впритык — хорошо, что на ТО выделил целый день. В «Тойота-Сервис» все привычно, профессионально, четко и быстро, все, как и в других городах.

Добираясь в Сервис, Обь пересекли по одному мосту, обратно, для разнообразия, возвратились по другому. Посмотрели на город, в том числе, и из окон автомобиля. Привлекли на себя внимание две особенности. Первая — перекрестки и пешеходные переходы, в основной массе, оборудованы светофорами старого типа, от которых мы уже успели отвыкнуть. Такими я называю светофоры с лампами накаливания, которые закрыты цветными отражателями. В солнечную погоду, при определенных ракурсах, на них иногда трудно различить какой сигнал светофора горит в настоящую минуту, в отличие от светофоров со светодиодной оптикой. Вторая — много разбитых переездов через трамвайные и железнодорожные пути. Разбиты они от того, что переезд через рельсы не укреплен металлическими плитами или брусчаткой, что мы опять же привыкли видеть, и далеко не только в Екатеринбурге. Между выступающими над поверхностью дороги рельсами просто уложен асфальт, который, конечно же, разбивают перескакивающие рельсы колеса автомобилей. И дорожному покрытию плохо и автомобилям. Конечно же, это мелочи. Просто нас удивило то, что в таком большом городе, к тому же позиционирующему себя как третьему по населению городу страны, эти мелочи еще существуют.

Вернулись в отель, поставили Рав4 и пошли в город наверстывать упущенное за вчерашнее.

Набережная и парк развлечений на ней.

Вода, озера, пруды, реки, заливы, проливы — украшение любого города. Новосибирск богат водными просторами Оби.

Фрагмент старого железнодорожного моста через Обь, оставленный в виде памятника.

Театр оперы и балета — одна из главных достопримечательностей Новосибирска.

И опять же, к сожалению, для такого большого города достопримечательностей, мягко скажем, немного. Город молодой, достопримечательностями обрасти, видимо, не успел. Хотя, с другой стороны, может быть, горожанам нужно работать и ерундой им заниматься некогда.

А вот что всегда привлекало внимание в Новосибирске и на что не мог не обратить внимания и сегодня, или точнее на кого — это на множество красивых девушек. Серьезно, в разных городах ситуация с их наличием разная. То ли средне-евразийское расположение города так влияет на эту ситуацию, и смешение народов, народностей, разновидностей славян и не только их дает такой генетический взрыв. То ли достаточная отдаленность от Москвы, высасывающей из рядом и не рядом расположенных местностей все ресурсы, в том числе и такой, позволяет красивым девушкам задерживаться-оставаться в Новосибирске. В любом случае, красивые девушки в Новосибирске есть, не обратить на них внимания нельзя. Даже интересно, нужно будет как-нибудь в город невест Иваново съездить, сравнить количество красоты ради любопытства.

Вернулись ближе к отелю, рядом с ним речной вокзал, решили совершить водную прогулку по главной достопримечательности Новосибирска — Оби. В Новосибирске горожанам и гостям города предлагается уникальная услуга по организации и проведению досуга. С таким нам в других городах сталкиваться не приходилось, возможно, подобное есть где-нибудь еще, просто нам не попадалось. Организовано регулярное движение теплоходов до острова Кораблик и обратно. Теплоходы отчаливают раз в полтора часа, прогулка занимает около часа. Изюмина в том, что на острове можно остаться, предварительно захватив с собой шампуры, мангал и волейбольный мячик. А уехать обратно домой можно с тем же билетом на следующем теплоходе. Мы на остров высаживаться не стали, просто прокатились на теплоходике, наслаждаясь с его бортов свежим речным воздухом и раскинувшимися видами Оби и ее берегов.

Пройденный маршрут: Новосибирск.

Итого за день: 35,4 км.

Вторник 10 июля. День четвертый. На Кускун.

04:40 (06:40) подъем. Утренние процедуры, завтрак, сборы, в 07:00 (09:00) старт. Город к этому времени уже живет полной жизнью. Для себя отмечаем, что вставать нам не мешало бы еще пораньше, а так как акклиматизируемся мы к местному времени достаточно быстро, то все вполне реально.

Несмотря на интенсивное и насыщенное движение утреннего Новосибирска, как раз разворачивающегося решать свои повседневные дела и заботы, достаточно быстро вышли на «Северный обход» и стали удаляться от города. Насыщенность движения снизилась, дорога свободная, погода чудесная, поход продолжается, красота!

Вот и Кемерово.

Между Кемерово и Мариинском раскинулись какой-то нереальной красоты поля. Долго гадали, какая культура на них высажена.

А вот уже и Мариинск.

Вообще, наименования населенных пунктов по дороге на Восток настолько на слуху, в том числе и благодаря Дрому, что создается ощущение, как будто бы мы здесь проезжали уже не раз. Но это касается только названий и только крупных населенных пунктов. А сами города, дорога и окружающие ее местности нам новы, необычны и интересны. После Ачинска, кстати, попались и повеселили местные названия из разряда «не на слуху» — Козулька и Постойка, сразу Белоруссия вспомнилась и деревня Докудава.

Триумфальная арка 375-летия Красноярска.

В Красноярск приехали достаточно поздно в 19:40 (21:40), по городу гуляли уже в сумерках.

Пройдя Триумфальную арку, видим, что для того, чтобы выйти к берегу Енисея, необходимо пересечь достаточно широкую и оживленную автомагистраль. Осмотрелись — светофоров нет, пешеходных переходов тоже. Есть мост через Енисей и через магистраль, а после пересечения магистрали, с моста есть спуски с обеих сторон к берегу Енисея. Идем на мост.

Охранник на мосту, очевидно, каким-то образом узнав в нас приезжих, останавливает нас и спрашивает: «Вы понимаете, что после 22:00 обратно Вы не вернетесь? Проход будет закрыт».
«Нам не нужно на тот берег, мы хотим спуститься с моста на этом берегу за проспектом», — отвечаем мы.
Охранник: «Ааа, так там спуски давно заколочены».
Мы: «??? А как же попасть на берег?»
«Так Вы перебегайте через магистраль под мостом. Здесь все так бегают», — отвечает охранник.

В полной прострации пользуемся советом охранника. Видим, что мы и в самом деле не единственные. Давно так не приходилось веселиться — чувствуем себя жителями глухой деревни, приехавшими в крупный город и не знающими о существовании пешеходных переходов, в том числе подземных и надземных. А спуски с моста и вправду оказались закрыты-заколочены.

«Лошадь белая»

Пароход-музей «Св.Николай».

Обратно к припаркованному Рав4у мы возвращались, сделав порядочный крюк, но соблюдая правила дорожного движения.

На стоянку за Красноярском, в деревне Кускун, 55.946805, 93.57105, приехали в 22:00 (24:00). За ночь 100 рублей за авто. На стоянке есть душ — 150 рублей, предоставление стиральной машины — 100 рублей, туалет — 15 рублей. И самое главное, к немалому нашему удивлению, на стоянке не было комаров и мошкары. И не только на стоянке — мошкара закончилась сразу после Новосибирска, пока нам везет.

Пройденный маршрут: Новосибирск, Болотное, Кемерово, Мариинск, Боготол, Ачинск, Козулька, Красноярск, Кускун.

Итого за день: 888,4 км.

Среда 11 июля. День пятый. На Братск.

Проснулись сами в 04:00 (06:00). Будит рассвет и зовут дорога, неизведанные края, новые открытия и впечатления. Сборы, в 04:44 (06:44) старт. За бортом для середины лета достаточно прохладно, 15 градусов.

Проходим города со знакомыми названиями Канск, Тайшет, Нижнеудинск и Тулун, в котором на кольцевом движении уходим на север, на Братск.

Дороги по качеству не уступают дорогам на Западе нашей страны, если не превосходят их. Дорога практически на всем протяжении однополосная в каждом из направлений, но при низкой насыщенности транспорта этого вполне хватает. На свободной от транспорта дороге удается идти равномерно на круиз-контроле продолжительные отрезки. По завершению отрезка, как правило, короткий обгон тихохода и снова длительный период равномерного движения. Красота! Бонусом к комфортному передвижению медленное, но неуклонное падение общего среднего расхода топлива.

А вот соблюдать правила в этих краях считается, видимо, чем-то зазорным. Если и до Красноярска мы были свидетелями, мягко сказать, поверхностного отношения к соблюдению правил дорожного движения и отсутствию лиц, контролирующих эти правила, то после Красноярска показалось, что вообще Советская власть закончилась. Нарушений еще больше, они стали нормой, при полном отсутствии работников ГИБДД. Может быть, это нам так «везет», но в сравнении с западными, и особенно с юго-западными регионами нашей страны, что называется, глаз режет.

Это просто наблюдения. Что касается меня лично. Мне приходилось ездить по районам, областям, краям и целым странам, где оборотни вымогатели лица в погонах попадаются с завидной регулярностью и проехать без общения с ними практически нет никакой возможности. И повезло побывать в таких краях, где правила дорожного движения носят ознакомительно-рекомендательный характер — их никто не соблюдает в принципе, контролирующих структур нет, организация дорожного движения на уровне «понятий», но участники, в основной массе, относятся друг к другу все же уважительно. И если мне когда-нибудь придется выбирать из этих двух крайностей, я все же выберу, пожалуй, второй вариант.

На обед стали на берегу реки Ия, так гласила табличка. Проехали по мосту, развернулись и специально вернулись, настолько приглянулся берег реки с раскинувшимися вокруг просторами.

Сибирские реки впечатляют. Про знаменитые сибирские реки и комментарии не нужны, а даже мало кому известные по широте, полноводности и просторам дадут фору некоторым знаменитым западным рекам.

Ни оводов, ни комаров, ни мошек. Красота! Сибирь нам все больше и больше нравится. А про особенный вкус горячей еды, приготовленной на свежем воздухе, и про особую атмосферу пикника на природе я уже говорил неоднократно — изысканное удовольствие. И упускать в походе крупицы такого счастья просто грех.

Перед Братском пошла неплохо уложенная и закатанная в асфальт бетонка из плит.

Сменившаяся двухполосной, в каждом направлении, магистралью с разделительной полосой!

Припарковали Рав4, прогулялись по Братску. Город совсем молодой и был построен практически в одночасье. Это и видно по типовым постройкам и архитектуре пика советских времен. В свое время это было определенно ново, современно и красиво. В моем детстве в подобном архитектурном стиле на улице Серафимы Дерябиной в Свердловске был построен завод автоматики, тогда его формы мне нравились.

Да и размах строительства Братска на самом деле грандиозен. Но видны и следы ветшания этой некогда грандиозности. Ощущение такое, что город потерял свое значение и на поддержание когда-то грандиозного проекта вкладывается недостаточно средств. А края здесь суровые, и при недостатке вкладываемых в развитие средств, время неумолимо начинает брать свое.

До Братского водохранилища не дошли. Вернулись к Рав4у, едем дальше, ГЭС и Ангару рассматриваем из его окон. Ольга расстраивается, что не походила по Ангарскому берегу и мелководью.

Канистру свозил не зря. Не в Монголии, а как раз в Братских и за-Братских краях она несколько раз и послужила — скрашивала отсутствие заправок и позволяла игнорировать заправки безымянно-подозрительные.

На ночевку хотели встать за городом. Но выехав за Братск в восточном направлении, по заброшенным промышленным строениям и все более пустеющей и глухой таежной дороге поняли, что ожидать какую-либо стоянку вряд ли представляется возможным. Нормальную стоянку ранее заприметили на южном выезде из города, но возвращаться через весь город так далеко назад не хотелось — возвращаемся в город и ищем обычную автопарковку для легковых автомобилей. Ищущий да обрящет — на ближайшей автостоянке тетечка-охранник любезно предоставила нам место и даже показала, где находятся туалет и умывальник. 56.284486, 101.896776. 100 рублей ночь.

Пройденный маршрут: Кускун, Канск, Тайшет, Нижнеудинск, Тулун, Братск.

Итого за день: 886,9 км.

Четверг 12 июля. День шестой. Семигорск, Янталь.

Подъем 04:00 (07:00), в 04:20 (07:20) выезжаем со стоянки. Добавился еще час, город уже давно проснулся, на улицах оживленно. Но мы с краю города, выходим на трассу, и всяческое оживление пропадает — трасса пустынна.

Первые километры с неплохим покрытием сменяются разбитой дорогой, но в принципе ничего, ехать можно, для таких глухих краев дорога оказалось выше наших ожиданий.

По обеим сторонам трассы на многие километры лес. Понимаешь, что если уйти пешком в сторону от дороги, то можно идти бесконечно, не натыкаясь на признаки цивилизации, а назад можно и не выйти, лес самый настоящий — тайга. На Урале леса тоже хватает, но здесь воображение подрисовывает невероятные просторы лесных массивов. Вспомнилось выражение «закон — тайга, прокурор — медведь», по-моему, очень емко подмечено.

В достаточном отдалении от ближайших населенных пунктов догоняем два трактора и с удивлением видим, что они, друг за другом, косят траву на обочине дороги. Вот это да! И именно траву косят, не какие-нибудь мешающиеся ветки кустов и деревьев, а именно траву для эстетики. Первый раз, столкнувшись с таким явлением в Беларуси в 2013 году, я говорил, мол, попробовали бы Вы у нас в бескрайних лесных массивах Сибири обочины покосить. И на тебе! В 2018-ом косят в Сибири!

Ну, с Белоруссией, хоть и не до конца, но более-менее понятно — Европа, причесанная природа, культура, нужно соответствовать и тому подобное, плюсом компактность и насыщенность цивилизацией территорий. Но здесь-то зачем? Зачем гонять трактора на такие расстояния, расходуя моторесурс и топливо? Если речь идет о занятости населения, то предлагаю более простое решение. Нужно организовать по деревням и поселкам полу-воинские формирования, по типу казачьих, поручить им, например, охрану знамени в центре села и выплачивать за службу денежное довольствие. Так и занятость можно организовать, зарплата тракториста превратится в довольствие казаку, и, заодно, можно сэкономить на топливе, эксплуатационных материалах и амортизации транспортных средств.

В дальнейшем к косарям на тракторах мы стали привыкать и уже не обращали на них особого внимания, лишь иногда гадая об истинных и неизвестных нам причинах такого по-английски бережного отношения к обочинам. Бескрайни нашей Родины просторы, необъятны ее ресурсы и богатство.

Форсируем очередную «неизвестную» реку Илим. И очередной раз впечатляемся мощности сибирских рек. На этой вдобавок обнаруживаем признаки промышленного сплава леса.

Разбитые участки дороги сменяются участками с качественным покрытием и разметкой. Кроме того, дорога активно ремонтируется и строится. Это радует. Радует то, что Центр имеет возможность и желание выделять средства для поддержания инфраструктуры в таких удаленных от него местах. Дороги, кстати, активно ремонтируются и становятся лучше по всей России — мы видели множество ремонтов, огромное количество дорожных рабочих и техники, целая индустрия. Конечно, не очень радуешься, когда натыкаешься на очередной ремонт, но общая картина улучшения дорожной инфраструктуры по всей стране обнадеживает и радует.

Вот уже доехали до указателя поворота на Семигорск, показалось примыкание второстепенной дороги и… асфальт пропадает, зона федеральной ответственности закончилась.

Сворачиваем с трассы на поселок Семигорск.

Наверное, Вы уже догадались — поселок Семигорск это и есть одна из трех наших самоцелей. Семигорск — малая Родина Ольги, где она провела детство до середины первого класса.

Интересно, что Семигорск изначально назывался Мука, с ударением на «у». А одна из рядом протекающих рек до сих пор так и называется. Это понятно — изначально эти края, как и многие другие в Сибири, и не только в Сибири, заселялись ссыльными и каторжанами, и жизнь здесь была соответствующая.

Ольга не из династии каторжан или ссыльных. Ее родители, как и многие другие, в свое время приехали в эти места строить БАМ. А когда стройка подошла к концу, уехали в родные места на Урал. Старшая сестра Ольги вообще провела здесь все детство и юность, закончила в Семигорске десятилетку и уехала на «большую землю» вместе с будущим мужем Виктором. Его же родители и брат, наверное, как и большинство остальных, остались. К маме Виктора, раз уж мы забрались в эти края, конечно, также планируем заехать.

Центр поселковой жизни. Администрация, сцена, игровая площадка для детей, доска для объявлений, распоряжений и новостей.

В Семигорске есть своя больница, …

… есть часовенка, ...

… есть средняя общеобразовательная школа, …

… есть дощатые тротуары, …

… пара магазинов, …

… и даже мемориал посельчанам павшим в Великой Отечественной войне.

Полушутя-полувсерьез, легонько подтруниваю над Ольгой: «Какой воздух, как здесь дышится, а грибы-ягоды, а рыбалка, наверное, здесь какая! Ну ее, эту суету, давай, к шутам, бросим все и уедем сюда жить». И какого-нибудь, даже шутливого, согласия я от нее не получаю. Одно дело детство и ностальгия, другое дело уже сложившаяся жизнь. Если всерьез, то слишком привязались мы уже к нашей современной жизни. И кроме качественной составляющей ее части, в ней есть еще дети, родители, родственники и друзья, ну и, конечно же, привычный образ жизни, который мы периодически встряхиваем походами.

Прощаемся с Семигорском, понимая, что навряд ли в этой жизни мы свидимся с ним еще раз.

Выезжаем из поселка другой дорогой, более короткой и удобной для выезда на трассу в направлении Востока. Очередной раз радуюсь внедорожным качествам Рав4а — сейчас более-менее сухо, а как же народ в распутицу-то здесь ездит. Наконец дорога подошла к самой трассе и уперлась в высокую насыпь, которую отсыпали ремонтирующие трассу дорожники. На трассу никак не подняться. Семигорск определенно не хочет нас так скоро отпускать — возвращаемся через весь поселок обратно к точке нашего въезда.

Все, выехали на трассу, прощай Семигорск.

Река Кута.

Один из мостов через притоки к Куте.

Приехали в Янталь, поселок городского типа, куда из Семигорска перебралась мама Виктора — тетя Таня. Янталь на самом деле городского типа — он небольшой, но застроен типовыми панельными пятиэтажками образца семидесятых-восьмидесятых годов.

Поселок расположен на склоне горы-холма — дома расположены на разных уровнях, почти как в Черногории, найти и подобраться к нужному, тот еще квест. Смотрел уже потом дома по карте — все выглядит вполне просто, на деле для неместного достаточно запутанно.

По телефону у тети Тани уточняем адрес, который она назвала далеко не сразу, чуть ли не порывшись в записной книжке. А ни одна из наших навигационных систем адресов в Янтале и не знает. Спрашиваем у местных и узнаем, что мы как раз на улице Энтузиастов, и на этой улице всего два дома, восьмой и девятый, и других домов на этой улице нет. Тем временем тетя Таня уже бегает, ищет нас по поселку, наконец, находит. Рукой показывает в гору — вон тот дом. Увлекает Ольгу пешком. Я, немного порыскав и закладывая объезд за виражом, все же прибываю. Дом на два уровня выше, но оказывается на той же улице Энтузиастов под номером шесть — непонятно, местные совсем не интересуются и не пользуются адресами что ли. Но благодаря таким поискам, мы становимся известными — половина поселка наблюдает за тем, как я наворачиваю по улицам круги на Рав4е. А затем, уже после встречи с тетей Таней, нас несколько раз спрашивали: «Ну что, нашли Вы свою бабушку?»

Заходим в подъезд, за нами увязывается кот. Поднимаемся, тетя Таня открывает дверь, кот уверенным шагом заходит в квартиру, прыгает на подоконник и в блаженстве устраивается на нем спать. Знаю, что у тети Тани есть кошка, спрашиваю: «Еще и кота себе взяли?» Отвечает: «Да нет, это беспризорный, так, в гости заходит». Думаю, что кот давно уже так не считает.

Заходя в квартиру, привычно запираю за собой входную дверь. А через несколько минут еще одна родственница, родная тетя Виктора, до которой уже долетела молва о нашем прибытии, стучит в эту дверь. Тетя Таня со словами «А кто закрыл?» бросается открывать. Гостья удивляется: «А ты что закрылась?» Оказывается, они днем, если находятся дома, входные двери не запирают. Мы слышали, что раньше в деревнях часто так было принято, но сами, тем более в наше время, сталкиваемся с таким явлением впервые. «А как же у Вас с преступностью?» — спрашиваю. «С какой преступностью? Нет ее у нас, слава Богу», — отвечают. Мы в непонимании, если откровенно.

Рассказали, что большая часть населения поселка это пенсионеры и дети, что трудоспособным сейчас тяжело, с работой в поселке плохо. А вот 90-е пережили на удивление хорошо — была работа и неплохое снабжение.

На наши вопросы об отсутствии мошкары сказали, что нам повезло и ее бывает очень много. Сказали, что, видимо, не сезон. Когда же бывает сезон, мы так и не поняли — видимо, каких-то определенных и четких сроков нет.

Кошка фотоаппарат видит впервые.

Прощаемся с бабушками и Янталем. За нами откровенно наблюдает не один дом — мало в поселке событий и развлечений. Бабушки, наверное, сейчас на какое-то время в поселке станут звездами.

Выходим на трассу и идем обратно на Братск, миссия по посещению родственников и родных Ольге мест выполнена.

Тайгу как подстригли.

Братская ГЭС. Монументальное сооружение. Когда едешь по плотине, железобетонные глыбы нависают и довлеют над тобой.

Памятник организатору строительства Братской ГЭС…

… и строителям — монтажникам-высотникам.

Братская ГЭС …

… и водохранилище.

Ольга наверстывает вчерашнее упущение — гуляет по Ангаре. Вода очень чистая, более похожая на морскую, нежели на речную. Вспоминаем, что Ангара единственная вытекающая из Байкала река, стало быть, в водохранилище есть и Байкальские воды.

На ночевку встали, проехав Братск, на его южной окраине на ранее запримеченной стоянке. 56.123685, 101.512394. Снова ночуем в Рав4е. Дежурные 100 рублей за ночь. Все аскетически необходимое на стоянке есть.

Пройденный маршрут: Братск, Видим, Семигорск, Янталь, Семигорск, Видим, Братск.

Итого за день: 612,1 км.

Пятница 13 июля. День седьмой. На Иркутск.

Традиционный подъем в 04:00 (07:00), в 04:32 (07:32) мы на трассе, идем на Тулун.

Поздний завтрак совмещаем с ранним обедом на приглянувшейся речке. Мошки и комаров опять нет, три паута пытаются напиться кровью Рав4а.

Дорога пустынна, но однообразной ее назвать нельзя. Бесконечные просторы радуют глаз и несут умиротворение.

После повседневных забот городской суеты и сутолоки прошедшего года на раздолье просторов отдыхаем буквально душой.

Мимо такого чуда проехать не могли.

На Мальте мы впервые.

При приближении к Иркутску стало все более ощутимо приближение крупного центра цивилизации. Города и деревни чередой стали сменять друг друга, скорость снизилась, движение стало плотнее.

Иркутск.

В Иркутск приехали достаточно рано, в 13:55 (16:55). Заселились в апартаменты, квартиру в многоэтажном доме, которую забронировали через Букинг еще в Янтале. 52.271487, 104.297514. Переулок Строительный, 8. С целью выделить на осмотр Иркутска целый день, заселяемся на две ночи — 1600 рублей за ночь. Рав4 устроили на охраняемую подземную стоянку во дворе — 100 рублей за ночь.

Приехали достаточно рано, но пока устраивались сами, устраивали Рав4, приводили себя в порядок, по-местному уже завечерело. Решили перенести плотное знакомство с городом на завтра, тем более, раз уж выделили для этого целый день. А остаток сегодняшнего вечера используем для ужина, отдыха и общения с семьей.

Пройденный маршрут: Братск, Тулун, Куйтун, Зима, Черемхово, Усолье-Сибирское, Ангарск, Иркутск.

Итого за день: 630,4 км.

Суббота 14 июля. День восьмой. Иркутск.

У Рав4а первый полноценный выходной в этом походе. А мы, выспавшись и отдохнув, приведя себя в порядок и позавтракав, идем знакомиться с Иркутском.

Иркутск стал для нас настоящим открытием. В нашем личном рейтинге он занял место одного из достойнейших русских городов — очень красивый и своеобразный, имеющий свою историю, оригинальную архитектуру, расположенный далеко на Востоке, с непривычной нам природой, ландшафтами и растительностью, но сохранивший русский дух.

В России огромное количество городов и каждый из них в чем-то по-своему привлекателен. Но такого уровня как Иркутск, все же, не так много. Мы, конечно же, были про него наслышаны. И все же, двигаясь на Восток и минуя такие города, как Омск, Новосибирск, Красноярск, и в сравнении с ними, никак не ожидали увидеть настолько интересный город.

Вид из окна.

Расположение нашего временного пристанища в Иркутске стратегически очень удобное — вышли из дома и практически сразу оказались в 130-ом квартале. 130-й квартал — это пешеходная зона, подобные есть и в других городах, но в Иркутске это еще и специально созданная зона исторической застройки. Целый квартал отреставрированных домов смотрится ярко, интересно и красиво и заслуженно привлекает внимание туристов и гостей города.

Бабр. Сфотографировать его без фона китайских туристов дело практически безнадежное.

Память о той войне встречаем в каждом походе, порой и там, где не ожидаем. Здесь, на нашей земле, это закономерно.

Вышли на набережную Ангары.

Памятник байкальской нерпе.

Памятник Александру III.

Ангара еще почти у самого своего истока, а уже достаточно широкая, мощная и судоходная.

Интересный подарок Сбербанка Иркутску на 355-летие — ряд скамеек на набережной Ангары с выражениями знаменитых людей об Иркутске и фрагментами стихотворений, посвященных городу.

Ура! Мороженое!!!

Памятник туристу.

Памятник Леониду Гайдаю…

… и придуманным им героям.

Солнечный выходной мирный день — в небе птицы, на стене выложенная кирпичом цитата из «Интернационала».

Памятник казакам основателям Иркутска.

Снова вышли на набережную Ангары.

В этом месте Ангара уже несет в себе и воды Иркута.

Памятник учителю.

Арка «Московские ворота».

Памятник адмиралу Колчаку А.В.

Представители воевавших в Гражданскую сторон на постаменте представлены достойно, на равных.

Храмы, в том числе и как объекты архитектуры, традиций и культуры, привлекают наше внимание в любых наших путешествиях. Интересны они и в Беларуси, и во Франции, и в Германии, и в Сербии, и в Грузии, и в Турции, в общем, практически везде по всему миру. И везде они, конечно, разные, в том числе и в соответствии с местными особенностями, верованиями и традициями.

В Иркутске храмов много. Пробежались по некоторым из них, много красивых, посмотреть есть что. Но Казанская Церковь в Ремесленной слободе затмила их всех своей яркостью, богатством и ухоженностью. Яркость, богатство и ухоженность проявляются и во внутреннем убранстве и в архитектуре самого храма и в оформлении прилежащей территории. Очень роскошный храм, достойный любого самого крупного, богатого и влиятельного города.

Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Ремесленной слободе.

Лебедя зовут Кеша.

Продолжая прогулку, прошлись по «декабристским местам».

Памятник женам декабристов. В чем-то очень похожий на Тобольский, разве что без колонн.

Дом князя Волконского С.Г.

Дом и территория с постройками вокруг него не сказать чтобы маленькие, даже по нынешним меркам. Не говоря уже про то, что хозяин дома был государственный преступник, приговоренный сначала к смерти, а затем к каторжным работам, и жил в нем, кстати, в позапрошлом веке.

Идем дальше чистыми и светлыми улицами с оригинальной архитектурой.

Кружаль, трдельник, хорошая ясная погода, уличные музыканты, красивые дома, гуляющий народ — просто праздник какой-то.

Насыщенный впечатлениями день завершили ужином в одном из многочисленных кафе в 130-м квартале.

Воскресенье 15 июля. День девятый. На Байкал.

06:52 (09:52) старт, идем дальше на Восток. Сегодня наша цель — Байкал. Одна из трех главных целей похода.

Совсем немного отъехали от Иркутска, начались достаточно серьезные серпантины. Затем показался Байкал, окруженный вполне серьезными горами. Местами горы даже впечатлили — совсем настоящие. Теорию мы изучили — знаем, что происхождение Байкала тектоническое, перепад высот и глубин очень контрастный и что уровень воды в Байкале почти на двести метров выше уровня нулевых этажей в Екатеринбурге. Но Байкал не подкачал и на практике — он встретил нас, впечатляя своей мощью и красотой.

Изначально на Байкал я хотел забраться куда-нибудь подальше Листвянки или Слюдянки, куда-нибудь со стороны Бурятии, ближе к Баргузинскому заливу. Но добрались до Байкала, едем по его южному побережью, проехали Байкальск с его придорожными рынками — Ольге хочется увидеть Байкал поближе.

«Давай свернем к побережью, посмотрим, может быть, все вполне приемлемо. Ну, если не понравится, хоть пообедаем и поедем дальше», — уговаривает Ольга. Мне не хочется терять время, но поддаюсь на ее уговоры — мне тоже интересно взглянуть на Байкал поближе.

По навигатору Ольга находит ближайший подход к побережью, сворачиваем с трассы, едем в сторону побережья. Навигатор повел по лесу вокруг населенного пункта Мурино через базу «Энергетик». В какой-то момент асфальтовая дорога резко превратилась в грунтовую, а та, по мере нашего дальнейшего продвижения, становилась все хуже и хуже, с провалами во влажном грунте, колеей и достаточно глубокими лужами. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Эта дорога послужила фильтром для отсеивания таких же, как и мы туристов, но на чуть менее проходимых автомобилях. На многочисленных отворотах к самому побережью Байкала, которое с дороги немного просматривалось, автомобилей с их владельцами становилось все меньше и меньше. Наконец, перед особо крупной лужей сворачиваю с дороги на очередную тропинку в лес.

И, Ура! выезжаю на шикарное место на берегу Байкала.

Ольга осматривает место нашей будущей стоянки.

Место, куда мы выехали, было в нашем понимании настолько «крутым», настолько нам понравилось, что какое-то время нам необходимо было свыкнуться с мыслью, что да, что вставать-располагаться можно. Какое-то время у нас было стойкое убеждение, что вот прямо сейчас появятся законные хозяева этого места и посмеются над нами, мол, Вы ребята, что думаете, что вот так просто можно сюда приехать и вот так просто можно встать, где захотели, а ну-ка собирайте манатки и дуйте отсюда.

Место на самом деле шикарное — ровная широкая площадка плотно окружена лесом, перед байкальским галечным берегом обрывчик высотой метра в полтора, на площадку ведет единственный въезд, запертый Рав4ем. Есть даже костровище, выложенное из камней, запасенные дрова и умывальник — ничем из перечисленного, правда, мы не воспользовались.

Вокруг стоянки в меру плотный, разнообразный хвойно-душистый лес, надежно изолирующий от и так не близко стоящих соседей.

Спустился к воде. Вокруг в обозримой дали никого. А Байкал — настоящее море, водные просторы до горизонта, с чистотой воды редко как в каком море, к тому же воды пресной. Байкал настолько широкий, красивый и мощный, что возникла и прилипла аллегория — Байкал это настоящее русское море. Нацизмом прошу не считать — само собой, Байкалом по праву гордятся и считают своим не только этнически русские, но и другие народы нашей страны. Под русскими же я подразумеваю всякого, кто может говорить на русском языке и тем более думать на нем, считающим себя русским и совсем необязательно проживающим на территории России. Так вот, осталось твердое убеждение, что Байкал — это особая и природная и культурная ценность, особое достояние русских.

До встречи с ним, откровенно говоря, я думал, что Байкал это некий бренд-штамп-миф, созданный большей частью местными жителями. Сибирякам практически до любых границ нашей страны далеко, а отдыхать же где-то надо, вот и нахваливают Байкал, причем с большим избытком, что-то типа «каждый кулик свое болото хвалит». Но нет, ничего подобного — мы остались во мнении, что слава Байкала заслужена им вполне, даже скорее, наоборот, он пока недооценен. Если бы такое природное чудо было бы где-нибудь в Австрии или Италии — подавалось бы оно гораздо помпезней, и было бы гораздо раскрученней. Хотя о чем это я, где бы тогда европейцы жили, Байкал половину бы Европы занял.

А какой здесь воздух, как дышится… Ветерок с огромных водных пространств перемешивается с лесными запахами — с запахами хвои, смолы, цветов и трав. Лес на Байкале богат — его просторы красочно и достойно дополняют, окаймляют водные просторы озера.

Открою очевидное — байкальские края географически далеки от «цивилизации». Природа хоть уже и не первозданная, но пока еще с успехом справляется, превалирует над сопутствующими человеку промышленными факторами.

Повезло нам не только с местом, но и с погодой. Читали, что на Байкале бывают шторма и шквальные ветры, и чаще всего здесь стоит прохладная погода. Штормов и сильных ветров мы не застали, а прохлада это то, что нам нужно. Жару мы переносим сложнее, чем холод. Южный пляж под раскаленным солнцем с горою неподвижных тел — это вообще картинка ужасов. А на Байкале мы застали умеренную уральскую погоду — 16-20 градусов со свежим ветерком с озера, примерно как когда-то в 2013-м на побережье Атлантики — самый комфорт.

Обживаемся, устраиваемся на обед, хлопочем возле Рав4а. Вдруг Ольга замерла, поднесла палец к губам и показывает мне знаками, мол, не шевелись, не вспугни красавца, приютившегося на корнях дерева.

Первая встреча с местными.

А бурундуки и не думали пугаться, и их оказалось много. Они вполне раскованно и по-хозяйски вели себя с нами, скрываясь от нас в траве только при сближении с ними на совсем короткую дистанцию. Бурундуки за короткое время завоевали нашу симпатию. И когда мы увидели, как они с удовольствием уплетают хлеб, в буквальном смысле за обе щеки, от хлеба в их пользу нам пришлось отказаться, хлеб отложили отдельно от остальных продуктов специально для них.

От добра добра не ищут, попадется ли нам на байкальском побережье еще такое же место, мы не знаем, а здесь просто великолепно — не сговариваясь решаем остановиться здесь не только на обед, но и на остаток дня и следующие две ночи и день между ними.

51.488616, 104.413826.

Ставим шатер. Обустраиваемся.

Кормим друзей хлебом.

Ольга медитирует, слушая дыхание Байкала и вглядываясь в морской озерный горизонт.

К вечеру еще немного посвежело, начал накрапывать дождик — задраили полы шатра.

Вечер, русское море, иркутское пиво — красота.

День завершился красочным закатом, сочность которого фото, конечно же, не передает.

Пройденный маршрут: Иркутск, Слюдянка, Байкальск, Мурино.

Итого за день: 176,1 км.

Понедельник 16 июля. День десятый. Байкал.

Ночь прошла спокойно. Спали в Рав4е, в нашей комфортной спальне. Под убаюкивающий легкий прибой байкальских волн и шуршание ветерка в сосновых кронах, вдыхая чистейший воздух, выспались отлично.

Утро нас встретило туманом, низкими облаками, тянувшимися с Байкала. Рав4 показал 14 градусов, но на улице было одновременно свежо и на удивление тепло, ну в точь как на Атлантике.

Ольга готовит завтрак. С нетерпением жду, за аппетитом на свежем воздухе ходить не нужно.

Вместе с нами завтракают друзья, подъедая остатки отложенного для них хлеба.

Идем гулять по берегу Байкала. Народу немного — палатки стоят в прибрежном лесу с интервалом в 100-150 метров. Очевидно, нам повезло и со временем прибытия на Байкал. Приехали мы вчера во второй половине воскресенья, когда часть отдыхающего народа засобиралась домой после проведенных выходных. А сегодня понедельник, начало рабочей недели, со всеми вытекающими обстоятельствами.

По всему берегу, с четкой регулярностью, возникают постройки из камней, иногда очень необычные — просто удивительно, как некоторые конструкции не падают, не разрушаются.

Изрядно находившись, вернулись домой. Дома по нам уже соскучились друзья. Ждут, выпрашивают сладости. Бурундуки — это просто умора. Они послужили нам дополнительным развлечением, дополнительно приукрасили наше стояние на Байкале.

Один из них буквально с места запрыгнул в сетку походного стола, где лежали остатки отведенного для бурундуков хлеба и пара яблок. Проказника прогнал и обнаружил, что яблоки уже надкусаны — ого, глаз да глаз за ними, оказывается, нужен. Зато узнали, что бурундуки с удовольствием едят не только хлеб, который уже подходит к концу. С остатками хлеба нарезали бурундукам и яблоки — все вкусности они смели за обе щеки и в считанные минуты.

Хлеб и яблоки закончились, а не кормить бурундуков просто невозможно — настолько умильно они попрошайничают. Решили сварить им рисовую кашу. Сваренная и остуженная каша так же пошла у них на ура. Наевшись, бурундуки стали гонять по поляне друг друга, играть и прыгать, совершая порой немыслимые кульбиты — говорю же умора, это нужно видеть.

Вечером жарим шашлык на одноразовом мангале, привезенном из дома, мясо для которого было куплено в Иркутске и замариновано на Байкале.

День под копирку был таким же комфортно прохладно-теплым, как и вчера. Не послужил нам помехой и небольшой накрапывающий дождик ближе к вечеру. Переглянувшись с Ольгой, опять не сговариваясь, решаем остаться на Байкале еще на один день и одну ночь — когда еще выдастся так постоять.

Вторник 17 июля. День одиннадцатый. Байкал.

В эту ночь случилась непогода. Над нами собрались тучи чернее черного, сгустилась тьма, исчезли самые призрачные происки света, ливанул хороший сильный дождь. Из-за высокой влажности в Рав4е запотели стекла, дождь гремит-барабанит в окна, снаружи не видно ни зги. В кромешной тьме значок замочка на панели управления Рав4а, равномерно мигая, озаряет красным светом интерьер нашей спальни, сигнализируя о том, что все в порядке, мы на замке.

Такую картину я увидел, приподнимая голову от подушки и приоткрывая один глаз, с трудом отрываясь от сладкого комфортного сна. Приоткрыть же глаз мне пришлось из-за того, что я почувствовал беспокойство Ольги. У Ольги начались детские страхи. В полудреме я услышал, как она все более и более интенсивно начала возиться и глубоко вздыхать. Чуть восплыв из недров сна в явь, я счел ситуацию спокойной и хотел было уже провалиться в сон вновь. Но не тут-то было.

Тревога! В два часа ночи Ольге дозвонилась моя мама. Она в вечерних новостях увидела зарисовки про потопы в Забайкайлье и, не разобравшись с часовыми поясами и географией, стала нам звонить-предупреждать-спасать. Ольга, сама из последних сил сдерживая свои страхи, все же кое-как успокоила ее, заверяя, что у нас все хорошо. Звонок же стал апогеем Олечкиного беспокойства. Просто возиться и вздыхать, ей уже было явно недостаточно.

«Нельзя как-нибудь выключить этот красный мигающий свет?» — наконец отбросив терпение, но пока еще тихо, спрашивает Ольга. Я еще не проснулся, не догадываюсь, что можно бросить на панель какую-нибудь футболку и закрыть индикатор, воспринимаю и отвечаю на вопрос буквально: «Нельзя».

У Ольги страхи не проходят, она более требовательней и более панически:
— Я ничего не вижу!
— Зачем тебе что-нибудь видеть, спи, — сержусь и из последних сил цепляюсь за сон я.
— Открой, пожалуйста, дверь.

Все, разбудила, блин, до конца, сна нет. Тянусь за ключами, щелкаю, открываю двери. Сквозь плотную пелену дождя смутно обозначились контуры окружающего нас ландшафта.

— Ой, сосна. Как хорошо, сосна на том же месте.
— А где она, по-твоему, должна была быть? — спрашиваю я.
— У меня возникло какое-то чувство нереальности происходящего. Клаустрофобия какая-то что ли? Ничего не видно, лампочка твоя еще мигает. Мне показалось, что нас или уже смыло в Байкал или вот-вот смоет, — потихоньку успокаивается Ольга.

Очередной раз и смеюсь и поражаюсь Ольге — столько пройти, где только не побывать, и в серьезных ситуациях в том числе, но и, что называется, мышей бояться.

Нас утро встречает прохладой…

Давным-давно уже определено живой природой, что утром ночные страхи у живых существ, от мыша до тигра, проходят, утром и жить веселей и жить хочется. И мы это испытали на себе не раз. И все же Олечка под впечатлением прошедшей ночи спрашивает: «Может быть, сегодня уедем?» «Нет, уж, решили, значит решили. Смотри красота какая! Завтра поедем, как договорились», — отвечаю.

Утро и день без дождя. Так же, как вчера, идем гулять по берегу Байкала, только в другую сторону.

Байкал не камерное австрийско-немецкое озеро, которое можно обойти за два часа — по его берегу можно идти, форсируя впадающие речушки, бесконечно. На берегу почти безлюдно. Нам желает доброго утра попавшаяся навстречу гуляющая по берегу Байкала пара. Стоп, они поздоровались с нами им незнакомыми — это точно русские? Конечно, нет. Пара оказалась из Германии, разговорились — свои озера они обошли почти все, Байкалом впечатлены. Нам, хоть мы и впервые на Байкале, приятно их мнение.

Вернулись домой. После ночного дождя переживаю за состояние дороги, выводящей с нашего стойбища на трассу. Олечку оставляю готовить ужин, а сам еще иду на разведку лесной дороги. Разведка показывает, что дорога на самом деле стала хуже, местами глубина луж непонятна, и их не только не объехать, но и не обойти. Ладно, будет день, будет пища. Завтра разберемся, возвращаюсь в лагерь.

Олечка приготовила ужин нам и нашим друзьям. Бурундуки у нас подъели уже почти все. Нам в какой-то момент пришла идея попробовать покормить их «Дошираком». И «Доширак» пошел у них на ура. А уплетали они его по своему обыкновению очень уморно — из горки лапши бурундучок двумя лапками выуживал лапшинку и как на прялке вытягивал ее, помогая головой и мгновенно набивая обе щеки.

Стоим уже почти три дня, а Олечка еще ни разу не произвела омовение ног в Байкале. Умываться умывалась, а ногами в Байкал не ступала. «Скоро уже уедем», — тянет она меня засвидетельствовать это действо.

«Ура, Байкал!» — кадр для хроники.

«Брррр, блин, как холодно!» — выдержав несколько секунд для съемки и выпрыгнув на берег, все же радостно смеется Ольга.

А вечерний Байкал, каждый раз удивляя нас новой погодой, тоже прощается с нами, опустив на свою гладь облака. Море до неба.

Среда 18 июля. День двенадцатый. На Улан-Удэ.

Тихая, безветренная и без дождя, ночь прошла спокойно. Цель на сегодня у нас хоть и неизведанная, но по километражу вроде бы не такая далекая — Улан-Удэ. Вставать особо не торопились, на байкальском воздухе выспались хорошо. И Рав4 за три дня отдохнул хорошо. В предвкушении продолжения похода он потягивается, разминая затекшие мышцы.

Свежие утренние процедуры, завтрак. Прощальный плотный завтрак устраиваем и для наших друзей.

Бронируем жилье в Улан-Удэ, говорим Байкалу «До свидания!» и аккуратно пройдя лесную «мокрую» дорогу, выходим на трассу «Россия: Запад-Восток».

Мы не выполнили еще один обязательный пункт для побывавших на Байкале. Мы не попробовали байкальского омуля. Байкал уже скоро закончится, мы всерьез озадачились этой темой. А предложений-то и не особо, точнее сказать, практически нет. Наконец видим специализированный магазинчик «Рыба». Сворачиваем, заходим. И узнаем от продавщицы о трехлетнем запрете на продажу омуля. «Что, совсем-совсем нет?» — спрашиваем. «Если повезет, можно найти у браконьеров. Но цены, даже у них, заоблачные» — отвечает. А аппетит разыгрался, омуля хочется. Берем форель.

Отъехали от Байкала. Идем вдоль Селенги. По пути множество красивых видов, много велосипедистов и байкеров, на удивление много медленно едущих-ползущих автомобилей и много населенных пунктов с непривычными для наших ушей названиями — Брянск, например.

Въезжаем в Улан-Удэ.

Жилье в Улан-Удэ сняли для нас необычное — таунхаус. Нам так, для разнообразия, а вот Рав4у жить с нами в одном доме понравилось. 51.850570, 107.684948. Мини-отель так и называется «The Townhouse». 1755 рублей за ночь. Все есть, включая большую кухню и две комнаты с двумя двуспальными кроватями.

Рав4 доволен.

Отель расположен на краю города, гулять в центр выбираемся на маршрутке. На ресепшн отеля узнали, где остановка и на каком автобусе выбираться в город. Стоим, ждем. Идет наш автобус, мы подтягиваемся ближе к краю проезжей части, ожидая высадки-посадки, а автобус, не снижая и не набирая скорости, спокойно проезжает мимо. Что такое? Может быть, здесь нет остановочного пункта у этого маршрута и в отеле что-то напутали? Обращаемся к рядом стоящим на остановке потенциальным пассажирам. «Так что же Вы рукой не махнули — вот он и проехал. В следующий раз машите рукой», — отвечают нам. В принципе, мы уже привыкли к самым разным традициям и особенностям в разных краях нашей необъятной Родины, но все равно неожиданно. Ждем следующего автобуса, видим его, бросаемся к нему, машем — останавливается.

На этом не все. Войдя в автобус, пытаемся оплатить проезд — водитель что-то недовольно бурчит. После нашей повторной, уже более настойчивой попытки оплаты, народ скандирует нам хором: «Будете выходить — оплатите!» Опять неожиданно — мы недоумеваем второй раз. Приглядываемся — действительно, народ платит при выходе. Везде свои правила, однако.

Благополучно добрались, не мешкая оплатили при выходе, вышли на центральную площадь города.

На площади небольшая тусовка и главное, чем знаменит Улан-Удэ, гигантская голова вождя. Ничего, в принципе неплохо, по крайней мере, оригинально.

На улицах чисто и красиво, много цветов и зелени.

Еще с одного ракурса.

Погода теплая и солнечная, краски ярче, и без того отличное настроение еще выше.

Бурятский государственный академический театр оперы и балета.

Триумфальная арка «Царские ворота».

Улица Ленина перешла в местный Арбат.

Свято-Одигитриевский собор.

За рекой Уда.

Домой добрались ставшим знакомым нам способом — выглядывая издали в общем потоке номер своего автобуса и, увидев его, бросаясь к нему на проезжую часть, интенсивно размахивая руками.

Вечером Ольга сочными кусками жарила форель. Очень вкусный омуль получился.

Из практических наблюдений — цены на продукты в Иркутске и Улан-Удэ ощутимо выше уральских.

Пройденный маршрут: Мурино, Выдрино, Танхой, Бабушкин, Селенгинск, Татаурово, Улан-Удэ.

Итого за день: 303,7 км.

Кавказ
Крутая поездка! молодцы!! спасибо за отчет!!
Очень интересный и позитивный отчет!
Престидижитатор
Просто, по семейному, эмоционально! Понравилось!

Сколько себя помню у нас в области всегда обочины косили, все зависит от самой обочины, если лезет к ней то и косят. Местами вручную, вокруг знаков и т.д. Есть заказчик (область как правило), они требуют соблюдение норматива для данной категории дороги, местные дорожники отрабатывают, чем плохо? Считаете, что водители в Сибири должны ездить по трассам с заросшими обочинами? Кстати если есть фото с такими заросшими обочинами в еввропейской России - покажите, интереса ради.
Авто: Томск-Испания: http://travel.drom.ru/18249/, Мото: Томск-KZ http://travel.drom.ru/13338/
Wanderer
Класс!!!

Ufa
Класс!!!
Ширли-Мырли, Шир-Манирли...

ОСАГО, КАСКО, Техосмотр

steam
Первый раз, столкнувшись с таким явлением в Беларуси в 2013 году, я говорил, мол, попробовали бы Вы у нас в бескрайних лесных массивах Сибири обочины покосить. И на тебе! В 2018-ом косят в Сибири! Сколько...
И в своей области я много раз видел, как косят обочины. Скорее всего это для того, чтобы зимой там не накапливался снег на выросшей траве, а летом чтобы дорога продувалась и быстрее высыхала после дождя.
двойная зеркалка, с двумя топориками )
Отличный отчёт!

12196910
Нижнегорский

VQ40
Великий Новгород
Отлично. Молодцы. На последнем фото с Байкала Ваша лодка? Пробовали рыбку ловить?

отличная поездка и отчет

Nattika
Шикарно! Про Байкал особенно понравилось! Тоже так хотим!! Вы молодцы!

Denis
Все отлично по отчету!
По поводу оплаты. Был в Нижнем Тагиле пару лет назад, так же столкнулся с тем, что оплата только на выходе, после Челябинска конечно непривычно. Обочины летом окашивают везде, даже на дорогах по которым за день проезжает пару десятков авто.
p.s. Захотелось побывать в Иркутске)

Обочины косят, в первую очередь, в рамках противопожарных мероприятий, а не для эстетики.

Вы че, с урала? (С)
Из под тракторов,

косящих траву, очень часто вылетают камни, один из них мне разбил лобовое, так что лучше их медленно объезжать. А рассказ очень интересен и познавателен, спасибо!

На Алтае
steam
Всё верно. Не представляю некошенную обочину, особенно на федеральной трассе. К середине лета будет стоять стеной бурьян выше человека. А зимой, после первого бурана- снежный перенос. Не понял- почему автора скошенные обочины так удивили.

На Алтае
Жёлтые поля- это рапс. Его что- в европейской части не сеют что ли? И ещё удивило, как можно с комфортом ночевать в РАФе, да ещё и в дальнем путешествии? Вы что- налегке, с пустым багажником? Да даже и с пустым, не представляю- как можно в нем расположиться, да ещё и с комфортом. Был такой РАФ 3 года, знаю не понаслышке. Ездили вдвоем на Байкал на GX, даже в нем ночевка спартанская.

так а Гоби, Гоби где?!!?? ))
Бокс на крышу вижу есть, но куда канистру и шмурдяк? И колесики смотрю практически никакие, процентов 50 или даже 45, дорожные, не АТ, по грязям Байкала и тем более в Монголии - ниче?

Спасибо всем прочитавшим, большое спасибо всем откликнувшимся и огромное спасибо всем за спасибо :) На самом деле приятно, когда положительно оценивают твои воспоминания. И тем более приятно, если в тобой изложенном новые незнакомые для тебя места становятся для кого-то своей новой целью. Спасибо.

steam
В европейской части России дорог всяких хватает, в том числе и аховых. Я вот смотрю, Вы в Европу ездили. Неужели Вы там не встречали узких-преузких дорог не только с нескошенными обочинами, а и вообще без обочин. Там, если съехать с автобана, таких дорог хватает.
Меня удивило не то, что косят обочины. Удивило то, что косят с таким размахом, и в таких отдаленных и пустынных местах, и даже не обочины косят, обочины отсыпаны песком-грунтом-гравием, а примыкающую территорию за ними. Как говорит мой шеф, когда считает, что кто-то выкидывает деньги на ветер: «У богатых свои причуды». А Россия ведь страна богатая, может себе позволить.

VQ40
Лодка не наша, соседи рыбачили, результатов не знаем :) А на лодку мы созрели как раз после Байкала. Купили, в майские пойдем на южно-уральские озера ее проверять :)

Denis
Все отлично по отчету! Есть немного замечаний. Не надо кормить любых диких животных и приучать их к этому, это вред для них. По поводу оплаты. Был в Нижнем Тагиле пару лет назад, так же столкнулся с...
Вред для диких зверей еще более философский вопрос, чем скошенные обочины :) Людишек стало очень много и зверушки уже просто вынуждены сосуществовать с человеком. У нас вот в городе всю зиму уток кормят, которые ютятся на незамерзающих участках Исети и на зиму на юга уже не улетают, зато весной и до осени разлетаются в дикую природу. Год от года их все больше. А раньше, вместо того, чтобы их кормить, на них охотились. Вы считаете, для них это было полезней?
Мечты по Иркутску к исполнению!

tutoleg: «И ещё удивило, как можно с комфортом ночевать в РАФе, да ещё и в дальнем путешествии? Вы что- налегке, с пустым багажником? Да даже и с пустым, не представляю- как можно в нем расположиться, да ещё и с комфортом. Был такой РАФ 3 года, знаю не понаслышке. Ездили вдвоем на Байкал на GX, даже в нем ночевка спартанская.»
Egen: «Владимир, маленький вопрос: ночевка в машине - не совсем понял, а КАК, в Рафике там есть достаточно места? Сколько длина получается?
Бокс на крышу вижу есть, но куда канистру и шмурдяк?»
Из года в год приходится отвечать на эти вопросы, поэтому цитирую себя прошлых лет с сокращениями и дополнениями.
Бокс и канистры: «Автобокс Koffer А-430, 430 литров, нашего местного производителя. Продавец заявляет о 75кг статической нагрузки. Мы же в пиковые периоды похода, когда были заполнены все три канистры, грузили кофр примерно под 90кг, может чуть больше. Динамические нагрузки вообще сложно рассчитать. Канистры, 20 литров горизонтальные, можно посмотреть здесь: http://www.skyway.ru/catalog/ . Понравились габаритами, горизонтальностью, устойчивостью к опрокидыванию, трубкой-патрубком для слива топлива и возможностью стравливать-выравнивать давление дополнительным клапаном. Три канистры в кофр вписались со свистом, фиксировал канистры от перемещения эластичными стяжками с крючками. Автобокс специально брали для того, чтобы не держать канистры в салоне авто. А в кофре вещи запаха не боялись. Кроме угля, мангала, решетки-гриль, стола со стульями, пятилитровой бутыли с дистиллированной водой и др., в кофре были туристический коврик и две «фронтовые» теплые куртки, которых было не жалко» В этом году брали одну канистру, место остальных заняло куча другого барахла, в том числе шатер. Кофр – удобная, для нас уже незаменимая, штука для дальних походов.
Спальная Рав4а: «Сразу после покупки Рав4а заказали пошив ортопедических матрацев толщиной 10см, с помощью которых, при сложенных сидениях второго ряда, можно организовать спальное место грубо 2х1,2м. В поход идем с уже заправленной кроватью, на ней сзади чемодан с одеждой, впереди, чтобы можно было дотянуться рукой, походная сумка с припасами, посудой, плиткой. Питьевая и техническая вода размещена «в ногах у задних пассажиров» под кроватью. Газовые баллончики и то, что необходимо доставать лишь изредка, располагаются под фальшполом багажника. Раскладной стол, кресла и много другого барахла умещается в кофре на крыше. В итоге, все приготовления к ночевке сводятся к перемещению чемодана на место штурмана, походной сумки на место водителя. Передние сиденья смещаются чуть вперед. И всё, задняя полусфера свободна, кровать готова, подушки и одеяло, всегда находящиеся на кровати, располагаются по вкусу.))»

Egen: «И колесики смотрю практически никакие, процентов 50 или даже 45, дорожные, не АТ, по грязям Байкала и тем более в Монголии - ниче?»

Как говорится «чем круче джип, тем дальше идти за трактором». Колеса полностью шоссейные, хорошо были проверены в походе 2016 года, после него на них уже нигде не страшно :) Зная возможности своего авто (далеко не самые плохие), грань стараюсь не переходить. А засадить можно любой автомобиль. И кстати, по Монголии многие ездят на достаточно простых автомобилях, в том числе и на легковых. Опять же, главное чувствовать грань, ну и чтобы еще везло немного.

Egen: «так а Гоби, Гоби где?!!?? ))»

Во второй серии :)

vlvip
А я вчера еще у дорожников спросил, в видах работ по обслуживанию дорог 1,2,3 категории присутствует такой вид работ, для 4 нет) В Европе я видимо в такую глубинку не заезжал)) Тут правильно ответили, косят, чтобы вода не задерживалась в грунте, ремонтировать "уплывшее" полотно и откосы будет дороже.

steam
Уговорили, пусть косят ) Тем более большинство народа "За" ))

tutoleg
Попробуйте проявить смекалку в своем GX, установив сзади полку вровень со сложенными сиденьями и тогда получите спальное место 2х1,4. В прадо вполне комфортно ночевал вдвоем при поездке на тот же Байкал.
проминант, бифор, зинка, цэлка, чайник, линолеум, пасат, импреза, хомяк, аудиурод
Тлкп - есть

Хм, у меня машина на полметра длиннее, мне наверное грех жаловаться на нехватку места, скромнее надо быть! ))

Egen
Очевидно, зависит от роста ) Мне с моими 187 см на двухметровой постели комфортно.

Я ранее путешествовал в Джуке. В нем в троем и спали. Вполне помещались. Рост у нас около 170 см плюс ребенок. Спать было вполне комфортно, спальное место надували непосредственно перед сном. На подготовку спального места с электронасосом уходит не более 10 минут.

yakushev
Интересная задумка и путешествие, душевный отчёт. Для меня актуально, т.к. сам в августе собираюсь примерно так же сгонять. Только почему машинку по фамилии именуете постоянно, или это фишка какая то?

vb2002

Вы че, с урала? (С)
Думаю еще для обеспечения видимости. Повороты, стоящие-переходящие и всё такое.

yakushev
Повеселили, давно так не смеялся.
Рав4 это не фамилия, а имя )) То, что Рав4ей много, не страшно – тысячи людей носят одинаковые имена, например, Владимир или Сергей. Фамилия у него – Тойота. Странная фамилия, конечно, но у меня, например, знакомый был, носил фамилию Серба и ничего. Когда машинки называют именами не данные им при рождении производителем, а придуманными, это уже клички, ну или псевдонимы. Вот не могу определить национальность Рав4а – рожден он был в Японии, а разговаривает по-русски )))

ЗАБ РАЙ
Никак не мог досчитаться до 16 этажа в гостинке в Новосибирске, мне кажется, их там 12.

zabrai
Закатал рукава, полез в трехмерный гугл считать этажи. И… вынужден признать, на самом деле их 12. Ни на сайте отеля, ни в нашей броне на Букинге информации по нумерации этажей не нашел. Хорошо Ольга сейчас вспомнила, что на нашем этаже был салон красоты – нашел салон красоты в интернете – точно 12-ый этаж. Почему мне запомнилось, что нам отвели номер на 16-ом этаже сейчас уже ни вспомнить, ни прокомментировать не могу. Благодарю Вас за внимательность и прошу прощения за неумышленный обман.

vlvip
Повеселили, давно так не смеялся. Рав4 это не фамилия, а имя )) То, что Рав4ей много, не страшно – тысячи людей носят одинаковые имена, например, Владимир или Сергей. Фамилия у него – Тойота....
Можно было для разнообразия пару раз назвать просто машинкой, а не всё так официально. Слух режет.
А почему не до конца описали поездку? ))

yakushev
Да не могу я назвать Рав4 машинкой. Рав4 он мужского рода, он автомобиль. ))
А впрочем, забудьте, считайте, что «это фишка какая-то».

А почему не до конца описали поездку? ))
Отчет большой и фото тяжелые – word при преувеличении определенного объема начинает глючить, виснуть и терять уже написанное, приходится делить отчет на две части. Вторая часть уже отправлена, в очереди на публикацию, недели через две должна появиться.
Дядя Саня Оренбург
Так события развивались с бурундучками. Поели они у вас всё. Дождь дорогу размыл, не проехать вам через лес и вот на третий день без еды вы уже на бурундучков смотрите по другому....Спасибо за хороший рассказ.

ЗАБ РАЙ
С нетерпением жду продолжения.Спасибо за рассказ.

Александр 2
Павловск
tutoleg
Желтые поля это донник. А отчет очень душевный вышел. Спасибо.
Отличный отчет. Приятно видеть, что ваш RAV4 уже много где побывал. Давайте продолжение.
Как подготавливаете и где обслуживаете ваш автомобиль?

Как подготавливаете и где обслуживаете ваш автомобиль?
Про обслуживание комментировать не буду – может получиться реклама мнения, что, в свою очередь, может вызвать пустую дискуссию. Считаю, что у каждого свой выбор. Обслуживание у официального дилера, у неофициалов, либо собственными силами – каждый выбор заслуживает право быть, и каждый из них я понимаю и уважаю.
Спасибо за отзыв.
Принял, благодарю ))

Rusty_Springs
Тобольск
Не стоит писать Гоби, если его нет.
Хомутово
Александр 2
Желтые поля это донник. А отчет очень душевный вышел. Спасибо.
Донник или Рапс по фото не отличить, но у нас в Сибири, а точнее в Иркутской области, в основном Рапс, так как его Китайцы на корню скупают, очень выгодная культура, используется для получения масла.

Хороший отчет.

DM
Про обочины тоже покоробило. Что странного в том, что косят обочины на федеральной трассе "Вилюй"?
DM
Про оплату за проезд. В Иркутске тоже все платят на выходе. В Братске эта мода тоже стала появляться, что вызывает неудобство для пассажиров. Если ездишь редко, то не знаешь, как производится оплата именно на этом маршруте.
DM
Блокировать въезд на поляну не есть гуд. Если человек заехал посмотреть свободно ли, как он будет разворачиваться, а если это происходит ночью?
DM
Тайга у нас совсем не бескрайняя, достаточно посмотреть космоснимки, сплошное лоскутное одеяло :-(
Про Братск в плане утраты былого значения и ветшания метко подмечено.

DM
Вот, как раз, в Иркутскрй области везде донник растёт.

Интересная поездка, путешествие. Далеко не каждый на Пути на Байкал заедет посмотреть Братск и район ГЭС. А вот Красноярск вы совсем не увидели...

Плохо показаны темы отдыха в автомобили и питания в пути.
Не озвучены цифры бюджета поездки.
Нет четкого понимания про мотели в пути.... )))