|
Командировка в Пекин выпала неожиданно: уточнения по закупке оборудования на фирме. Маршрут и программа просты и незатейливы: выезд утром из Благовещенска – переправа на «Пуме» через Амур на южный берег – г. Хэйхе (КНР) – самолет до Харбина – перелет в Пекин – два рабочих дня на фирме – один день по городу – на следующий день утром вылет обратно в Харбин – затем в Хэйхе и через Амур на свою сторону.
Всего 5 дней. Нас двое, спарка, температура –25С.
Утром, на таможне в Благе, с боем преодолеваем толпу челноков, загружаемся в судно на воздушной подушке «Пума» и, через несколько минут скольжения боком по неокрепшему льду Амура, оказываемся на китайской стороне. Нашей компанией все договорено и оплачено: нас встречают, оформляют 30–дневную визу (по безвизовому въезду можно ездить только в приграничный город) и провожают в аэропорт, который находится в 10–15 км южнее Хэйхе.
В КНР я не впервые, но продолжает удивлять, как быстро и заметно преображается наш южный сосед. В Хэйхе, котором еще 15–20 лет назад виднелись только трубы, уже все больше высотных домов офисов, отелей и просто жилых домов.
На улицах, даже на отсталом, по их версии, севере все больше современных автомобилей (ежегодно в КНР, по лицензиям и без– производится более 2-х млн. современных авто).
Аэровокзал в Хэйхе новый, построенный на сопках Большого Хингана, стеклянный и совсем безлюдный. Рейс, которым мы летим в Харбин проходящий, немного задерживается из–за погоды. Но вот, приземляется небольшой реактивный борт и мы загружаемся.
В КНР в гражданской авиации используются почти исключительно Боинги, (наши «Ту» они сплавили нам обратно по-дешевке), но этот самолет произведен в Китае, что невольно вызывает сомнение. Однако аппарат оказался на удивление резвым на взлете и быстро набрал высоту. Под крылом зимний вид сельхоз полей, китайцам мало земли, только на горах не пашут.
Через 40 минут полета приземляемся в аэропорту
Харбина (–10С), на выходе нас встречает сотрудница турфирмы с листком наших имен. Один час до отлета в Пекин общаемся по-русски в зале ожидания, нас провожают на посадку, и мы прощаемся. Никаких языковых проблем, всё четко организовано (без гида в иероглифах разобрать исключено).
В Пекин летим уже на Боинге 737, в салоне обращаем внимание на 4 или 5 супружеских пары европейцев лет ~ 45, везущих с собой китайских детей в возрасте 2–3 года. Усыновляют?
Через 1,5 часа затемно подлетаем к Пекину. Город внизу весь в огнях и кажется достаточно большим, всего 12 млн. В аэропорту нас встречают коллеги, садимся в представительский «Buick», сделанный на СП в Шанхае и едем по Пекину.
Погода сухая, но –7С. Дороги платные, но хорошего качества. Город поражает новостройками, но ночью это не так эффектно.
Поселяют нас в звездный отель
– фирма дорожит постоянными клиентами. Сразу из отеля наши гиды везут нас в русский ресторан в районе российского посольства. В ресторане мало что китайского, разве что официанты. Публика тоже сплошь наша (челноки), песни, музыка, еда и мат.
После шикарного ужина по ночным улицам Пекина, немного поплутав и подрядив таксиста вывести к отелю, нас отвозят отдыхать – на утро назначена деловая встреча.
Утром в отеле спускаемся на завтрак, где все понятно без слов. Рядом за соседним столиком сидят молодые китайско–тибетские монахи и с любопытством нас разглядывают, наверно мы для них папуасы. Следует доброжелательно–любопытное обращение на китайском, нам предлагают карманные иконки, сменить веру, а возможно, и ориентацию. Мы отказываемся, ссылаясь на дела.
После завтрака за нами заходит пожилой китаец лао Сунн – представитель принимающей фирмы. В начале 60–х он учился в СССР в Московском Горном институте и не плохо знает русский язык. В представительстве фирмы нас встречают как желанных гостей – представителей давнего, солидного Заказчика. Купцы хотят продать свой товар, мы привередливо выбираем нужное оборудование.
На обед нас приглашают в близрасположенный китайский ресторан. Нам повезло: мы попали на китайский «самовар». Украшение стола впечатляет.
На стол перед каждым ставят горелки, на них ставят небольшие кастрюльки с бульоном. Приносят сырую, тонко порезанную свинину, говядину, баранину, зелень, лапшу, пельмени, специи, приправы и еще много, чего не упомнишь.
Мы сами себе кладем в кипящий бульон все, что нам подсказывают радушные хозяева, и через несколько минут достаем свежеприготовленную еду. Орудуем специально принесенными для нас вилками, хотя хозяева с большим успехом обходятся палочками. Все было просто замечательно, но самым прикольным оказался бульон. Обед оказался на славу, хоть я и не впервые в Китае. Закончили пекинским пивом. Лишний раз убедились: китайцы любят и умеют поесть и едят много и много еды остается (думаю, не пропадает).
Вечером хозяева пригласили нас на ужин в ресторан в отеле, где на вопрос какую мы предпочитаем водку слабую или покрепче, мы конечно подтвердили последнее. Оказалось 54 градуса, хорошего качества, но «жесткая» и рисовая, со специфичным вкусом. Даже под классный ужин больше двух стопок не полезло, а привкус преследовал еще долго.
За ужином не упустили возможности поинтересоваться подробностями китайской жизни: основные, ключевые отрасли промышленности контролирует государство (финансы, транспорт, энергетика), частный бизнес особенно развит на юге в «зонах» с виде СП в зарубежными фирмами. Там, как нам сказали, наиболее высокая ср зарплата 3–4 тыс. юаней. На севере з/п заметно ниже: 0,8–1,5 тыс юаней. Система налогообложения прогрессивная: первые 500 юаней не облагаются, затем до 1,5 тыс обычный налог, выше 1,5 тыс. налог увеличивается. Все как у людей, социальное сближение, в отличие от нашей «страны–наоборот».
Продукты питания в изобилии и дешевые. Квартиры все частные, плата изрядная, но квартиру можно купить в кредит на 15 лет под 1,7% в год, оплатив 30% стоимости. В Китае дефицит энергии, до 60% нефти – экспортная, но бензин «93» стоит 4,3 юаня (~15 руб/л). После полуночи на улицах частично отключают освещение. В офисе даже прохладно.
Жизненный уровень китайцев не высок, особенно в сельской местности, но постоянно растет. Как сказал «наш гид» лао (73 года), в Китае были очень трудные времена, но сейчас жизнь для народа самая лучшая за все времена. На вопрос: «Так что же сейчас в Китае: социализм или капитализм?». Последовал ответ: «Как не назовите, главное результат».
После ужина, распрощавшись с хозяевами, вышли прогуляться по вечернему городу недалеко от отеля.
Нас разместили относительно недалеко от центра города – между 2–м и 3-м транспортным кольцом (в Пекине они квадратные), недалеко от станции метро.
Пекин на центральных улицах производит впечатление современного города с китайскими особенностями и колоритом: высотные (20– и боле этажей) дома, неоновая иллюминация и реклама на китайском, редко английском.
Витрины магазинов, в отличие от европейских городов, оформлены совсем скромно или никак. Добротно сделаны тротуары: плиткой и почему-то чистые, урны и перила из нержавейки. Зелени (деревьев) мало, в основном, вечнозеленый кустарник. На улицах, относительно например Москвы, людей немного, толпы не видно, хотя китайцев 1,3 млдр. Прохожие нормально одеты, много молодежи, конечно велосипеды (для них на улице отгорожены специальные дорожки). В такси часто водитель сидит за ограждением.
Свернув, внутрь квартала от центральной улицы картина, довольно разительно меняется: стандартные 6–этажные панельные не презентабельные многоквартирные дома, с довольно обшарпанными подъездами. На окнах множество решеток вплоть до верхних этажей. И здесь же рядом, высотный дом–новостройка за высокой оградой с охраной на входе. Строительство продолжается и ночью.
Маленькие магазинчики, парикмахерские и прочие заведения работают до самого позна. Работает в основном молодежь, причем упорно ждут клиента даже, если никого нет. Проходя мимо салона–парикмахерской, мой напарник решил зайти подстричься. Каждому мастеру (молодой парень) ассистировало 3–4 девчонки: поправляли, подметали, стояли на подхвате. В сфере обслуживания очень много рабочих мест, так они решают проблему безработицы. Нам рассказали, что зимой в крупные города приезжает на заработки сельские жители на строительство и их, как и у нас «кидают» – Восток.
Зашли в кафе «пекинская утка».
Утка готовиться практически при нас в печи, на дровах и не 24 часа, как это рекламируют в туристических каталогах. Утку подают мелко-нарезанными кусочками, которые, сдобрив приправой, заворачивают в тоненькие пресные блинчики и поглощают.
В кафе, обратили внимание на обилие молодежи (посетители), которые, в отличие от нашей молодежи, спокойно беседуют и едят, никаких напитков кроме сока и колы, даже пива не заметили. Неужели они все такие «правильные» ? На улицах не заметно пьяных, также не видно полицейских.
Когда вышли из кафе, на бульваре напротив, на ровной площадке под ночным небом, под негромкую музыку народ … танцевал парами в неспешном ритме (типа танго). Это меня, столичного, российского жителя поразило и умилило одновременно! Какие–то они правильные или мы дикари? Скорее второе.
На следующее утро, высмотрев с 20-этажа отеля площадку с тренажерами в сквере напротив,
спустился вниз приобщиться к утренней гимнастике вместе с китайцами, под их одобрительные взгляды и жесты. Мысль о правильности нации и народном государстве только укрепились.
Утром в субботу нас повезли в центр города показать достопримечательности. Погода стояла солнечная и современная архитектура впечатлила.
Пришли на площадь Тяньаньминь с мавзолеем Мао. Запечатлели себя на фоне его портрета на входе в императорский дворец Гугун. На мой вопрос: «Чтят ли китайцы своего «кормчего»?, наш гид лао, как мне показалось, ответил не очень утвердительно. А на вопрос: «Следуют ли его заветам?, что же сейчас в Китае социализм или капитализм?» ответил: «Каждому времени свои идеи» А систему как не называй главное – результат.
Глядя на современный Пекин и бурно развивающийся «социалистическо–капиталистический» Китай с бесспорной ролью денег мне вспомнилось, что еще в начале 60-х гг у нас предлагались такие же решения, но наткнулись на идеологические догмы. Чем все кончилось, все знают. И пусть не утверждают, что кто-то не досмотрел. Все произошло объективно: коммунисты собирались отменить деньги.
Императорский дворец надо видеть,
но ограничились беглым ознакомлением до следующего раза ?. Обратно в отель возвращались через старые районы центральной части.
Таким Пекин был прежде: одноэтажные, сливающиеся в единое серей домишки, хутуны со своим миром.
На следующий день, рано утром мы вылетали на Боинге с бывшего военного аэродрома. Над Пекином уже взошло утреннее солнце и город под крылом был как на ладони.
С северо–запада Пекин окружен грядой гор на которых построена Великая Китайская стена, с самолета еле заметная.
В аэропорту Харбина нас снова встретили и посадили на рейс в Хэйхе, где при 30-градусов мороза китайцы бодро ездили на велосипедах.
Когда коротали время до вылета в беседе с переводчицей из Харбина услышали: «Китайцы искренне доверяют своему Руководству и считают его Мудрым. Раньше китайцы СССР называли Великим северным соседом. Теперь этого не скажешь». Действительно в тревогой думается, что будет? Они развиваются, а нас почти в 10 раз меньше и мы, в прямом смысле, вымираем под руководством «мудрого» руководства казнокрадов.
После обеда мы уже были на таможне и сразу ощутили российскую толкотню и бестолковость. Мы снова дома.
Владимир Царьков |