|
Поездку запланировали давно, правда собирались ехать на «Жигулях» ВАЗ-2107, но потом продали «Жигули» и УАЗ-2206 и купили Toyota Hiace, решили, что эта машина больше подходит для путешествий, и не ошиблись с выбором. Во-первых, очень комфортабельная, приятно в такой машине путешествовать, во-вторых, экономия на горючке очень заметная.
Живем мы в поселке Сангар — это от Якутска 340 км ниже по течению реки Лена. До Якутска добираемся зимой по зимнику с декабря до 15-20 апреля, после этого до 1 июня только самолетом, с 1 июня (дата относительная — зависит от того, когда и как пройдет ледоход на реке) по воде на пароме, до середины октября (тоже относительно, зависит от морозов). С середины октября до начала декабря опять же самолетам, а с начала декабря как замерзают речки и озера уже машинами.
У меня работа связана с квартальной отчетностью, поэтому решили ехать в апреле перед закрытием зимника — и отчеты все сдаю, и дорога еще есть, но уже тепло. Команда наша состоит из двух человек: супруг — основной водитель и я — пассажир и запасной водитель (водительское удостоверение давно, но за руль сажусь редко, зачем, когда есть профессионал).
Уже всех предупредила и отчеты сдала, но уехать до закрытия зимника не успели, так сложились обстоятельства. Перенесли поездку на июль, до этого надо было переправить машину в Якутск, так как в июне баржи ходят нечасто и не все берут машины, да и цены не все по карману. Поэтому, когда попалась оказия 10 июня за 12 тыс. руб., не задумываясь долго отправился водитель с машиной в Якутск, там пристроил ее у знакомых и сам назад на пароходе «Ракета» вернулся домой до середины июля.
И вот подошло время, супруг уехал 11 июля подготовить машину, я на «Ракете» приехала 17 июля в Якутск. Пароход в Якутск приходит в 20 часов, поэтому решили переночевать, а уже утром ехать. В дорогу взяли только воды попить, решили, что по дороге будем заезжать в кафешки. Кроме того, много лет ездим по зимнику, и я знаю, что супруг по дороге мало ест, поэтому и не стала брать с собой ничего. Тем более в такой жаре еда долго не выдержала бы.
С нами собрались ехать друзья, тоже из Сангар, они уже неделю жили в Якутске и собирались ехать до Нерюнгри. Утром звоним им, они предлагают выехать в 9 часов. Заехали на заправку, заправили в бак 50 л дизтоплива и две канистры по 50 л (на всякий случай). В Якутске дизтопливо по 28 руб. 80 коп. Подъезжаем забираем друзей, и тут супруг вспоминает, что вчера днем другу дал домкрат и забыл забрать, звонит ему, друг спросил, где мы находимся, обещает подвезти через 15 минут. Ждем. В итоге из Якутска выехали только в 11 часов.
До Покровска доехали быстро, дорога по нашим меркам очень даже ничего. Супруг здешние места знает хорошо, в 80-ые годы гонял технику с Невера, тогда еще до Нерюнгри не ходили поезда (последнюю машину пригнал в марте 1991 г.). Ехали не спеша, нас часто обгоняли, приехали на паромную переправу как раз вовремя, паром уже почти заполнен. После нас встало еще машины четыре. Пока ждали полной загрузки, сходили в палатку купили шашлыков, дороговато правда, но к этому времени уже есть захотелось. Успели только купить, а есть пришлось уже на пароме при переходе через реку Лена.
Раньше я из Якутска ездила только самолетом и последний раз это было в 1994 г. О дороге от Якутска до Нерюнгри не имела представления. Знала, что плохая, но чтобы настолько!
Если хорошо присмотреться на фото, на противоположном берегу видны шлейфы пыли. Я думала, это небольшой отрезок пути. Машина у нас без пробега по России, кондиционеры не заправлены, мы решили, что в Благовещенске это нам обойдется дешевле, по деньгам, конечно, правильно, но если учесть, что этим летом дождей в Якутии практически не было, а дорогу почти по всему нашему пути ремонтировали, экономия в 2 тыс. руб. ничего не значит. К тому же машина у нас еще полностью не изучена, что есть вентиляторы мы знали, но то что они могут работать только внутри салона гоняя воздух, не захватывая пыль с улицы, мы поняли только почти доехав до Амги.
По дороге после переправы пыль стояла сплошной стеной, если закрыть окна — дышать нечем от духоты, на улице + 35; открыть окна — дышать не дает пыль от проходящих навстречу машин. Еще одна проблема — воздух буквально стоит без движения и от встречных машин пыльная завеса держится несколько минут, не видно ни встречных, ни попутных. Не знаю как водители, а мне, пассажиру, в такой момент было очень страшно. Я даже не вспомнила ни разу про фотоаппарат.
В Амге остановились в кафе, поели, довольно неплохо и недорого, если сравнить с ценами в Якутске. Особенно понравились чебуреки своими размерами, я таких нигде не встречала, и к тому же вкусные. К вечеру перед Томмотом небольшой отрезок асфальта буквально, как кусочек счастья. В Томмоте опять заправились. Правда не знаю по сколько, так как заправляли друзья и я не увидела цену. После Томмота дорога пошла намного лучше, уже такой пыли не было, и даже вспомнила про фотоаппарат, но было уже темновато.
В Нимныре остановились в кафешке поесть, да и у попутчиков кончилось пиво (они в Якутске хорошо погуляли).
В Нерюнгри приехали в два часа ночью. Мой водитель города не знает, никогда не заезжал туда, навигатором никогда не пользовался, у нас в магнитоле стоит, но не настроен. Попутчик наш его успокоил, что он знает город и покажет и расскажет, куда заехать и как выехать. Но когда приехали в Нерюнгри, оказалось, наш штурман в городе ездил только на такси и все время пьяный. Адрес, куда ему надо, он знает, короче, мы целый час искали его адрес и потом еще полчаса выезжали из города. Вообще-то город ночью выглядел неплохо, много освещения и чисто. Было бы это днем, можно было спросить у кого-нибудь, а в три часа ночи на улицах пусто, указателей никаких нет. Горючка заканчивалась, а заправок не видно и указателей никаких нет на заправку. Выехали из города непонятно в какую сторону, едем, время четыре часа, съехали на обочину, залили из канистры в бак дизтопливо и поехали искать указатели.
Первый указатель показал, что мы правильно едем, и почти сразу за указателем пост ГАИ, нас останавливает гаишник. Проверил документы, спросил, куда едем и кто я водителю, что везем и даже подергал за ремень, проверил пристегнут или просто накинут. Документы у нас в порядке, в машине был только телевизор ЖК (подарок детям на новоселье везли), ремни пристегнуты, ничего не нарушили, пока оглядывались на указатели, скорость была небольшая. После поста решили заночевать, проехали до стоянки, где стояли и грузовые и легковые машины, и тоже легли спать. Проспали часа три, не больше, утром уже часов с шести машины пошли, и под грохот спать уже не очень хотелось. Решили позавтракать в ближайшем кафе. Это было уже на въезде в Тынду.
Это оказалась шашлычная, накормили вполне прилично, но дороговато. Потом поехали через город. Я не думала, что Тында такой большой город. Хотя нам из нашей деревни все города большими кажутся. Дорога шла через город.
На выезде из города заехали на заправку, дизтопливо уже по 24 рубля, заправили 50 литров.
Дальше уже дорога пошла вперемешку, то кусок асфальта , то гравийка, и почти везде ремонтные работы. В основном ремонтируют мосты и возле них объезды, где это можно, а где объезд сделать нельзя — половину ремонтируют, по второй половине ездят. Да еще дорога пошла серпантином то в гору, то на спуск, в низинках мосты через ручьи, туда ехали днем, поэтому быстро. За Тындой прииск Соловьевск. Проехали его без остановки.
И вот уже развилка Невер — Чита — Хабаровск. На всей развилке развернуты ремонтные работы, не сразу сообразили, куда нам надо, так много техники и все работает.
Развязка Якутск — Невер — Чита — Хабаровск.
Нам направо на Хабаровск. Дальше почти везде ремонт дороги. В Талдане прямо на трассе кафе, вокруг много машин, зашли. Сразу не понравилось, много мух, грязновато, но уже хотелось есть, после тындинских шашлыков ничего не ели, и это было утром, а сейчас уже вечер часов пять. Спросила еще, все ли свежее, сказали, что у них не залеживается, а когда ставили на стол, отчего-то кислым запахло. Супруг обязательно ест первое и второе, я взяла только второе, себе взяла плов, а он картошку с печенкой, и эта печень оказалась прокисшей. Зато дешево. Печень с картошкой вернули поварам, они предложили замену, супруг отказался, забрал деньги.
От Талдана до Благовещенска больше не ели, дорога была местами асфальт, местами гравийка.
К тому почти на протяжении всей трассы «Амур» дорогу ремонтировали. Временами шел дождь. То слабый, еле капал, а временами аж лил. Было так интересно попасть под дождь, а через несколько км дорога была абсолютно сухая.
Перед Шимоновском опять заправились, уже по 22 руб. По трассе заправки каждые 100 км. В Свободном два раза остановили гаишники, по сравнению с якутскими разговаривали уважительно, за ремни не дергали, только документы смотрели. Пожелали счастливого пути, даже не спросили, что везем.
В Благовещенск приехали в час ночи, было уже темно, поэтому на въезде нет фотографий, а хотелось бы снять название города на въезде.
Встретили нас, как водится хорошо. Первый день машину отогнали на мойку, чтобы и внутри пропылесосили, взяли недорого, все сделали за два часа за 300 рублей.
Три дня отдохнули от дороги и 22 июля поехали в Китай. Надо сказать, что все дни в Благовещенске шел дождь и в день отъезда в Китай тоже лил дождь. Нашу таможню туда проходили около часа, хотя людей было мало из-за дождя. А вот на китайской таможне нас пропустили намного быстрее, только заполнили какие-то бланки и заплатили 125 юаней. Нас возила невестка, жена сына, она уже несколько раз была там и все бланки заполняла за нас, поэтому мне сложно сказать, что мы заполняли.
Сразу как только вышли с таможни, к нам пристал таксист. Мне очень понравилось, как они легко соглашаются на наши предложения, похоже, у них заранее цены завышены. Таксист предложил в город за 10 юаней, невестка сказала, что найдет за 5, и он согласился увезти нас за 5 юаней.
Шел дождь и ходить пешком не очень хотелось.
Вдоль дороги всякие фигуры стоят, наподобие этих.
Таксист нас привез в гостиницу «Дружба», хотя невестка называла совсем другую, правда прежде чем остановиться, мы посмотрели куда нас селят. За номер на троих с кондиционером и завтраком на двое суток мы заплатили 270 юаней (мы в Благовещенске меняли по 4 руб. 70 коп. за юань) получается 1 269 рублей за троих на двое суток, завтрак правда не очень понравился.
Вечером дождь утих и мы ходили по городу. Сделали много фотографий.
Торговый центр в пешеходной зоне.
На другой день дождя не было, и мы прогулялись по набережной и по торговым рядам.
Я с внучкой на набережной, на другом берегу Благовещенск.
После дождя солнце сильно слепило, и мы щурились глядя в объектив фотоаппарата . Больше всего мне понравился памятник в сквере возле набережной, там гуляли одни пожилые китайцы.
Памятник бойцам Красной Армии.
Очень «понравилось» движение по дорогам, у них нет ни знаков, ни светофоров. Видела только два светофора: на выезде с таможни и на въезде в город. По дорогам ходят кто вперед успел, и, самое главное, никого не сбивают, все довольные, только машины сигналят.
Все-таки китайцы молодцы, в кафе и ресторанах очень большой выбор блюд и все написано на русском языке, с ошибками, но все понятно. Вывески на торговых точках тоже везде написаны на русском, и сами они с нами объясняются на плохом, но русском. Наших в приграничном городе Хейхе очень много, но я не слышала, чтобы хоть один говорил на китайском. Правда разводить нас китайцы стараются по любому поводу, за ними только и следи, чтобы не обманули.
На обратной дороге китайскую таможню прошли за десять минут, смотрят только паспорта, а на нашей таможне застряли на целый час, паспорта изучают, как будто первый раз видят, все что везем проверяют, да еще наш народ просто проходить по очереди не умеет, обязательно надо задним залезть без очереди и рядом стоящим вытолкать соседа из очереди.
Домой приехали, отдохнули от китайских впечатлений и начали знакомиться с городом Благовещенск, очень понравился город, чисто и люди доброжелательные. На дорогах машин много, правда российских машин очень мало, в основном японские праворульные, но правила все соблюдают, где не работает светофор, стоят регулировщики. Я не видела ни одной аварии, один раз видели, как на перекрестке заглохла машина, так один регулировщик держал движение, а другой помогал водителю вытолкать машину с перекрестка.
Вокзал понравился — небольшой, аккуратный.
Собрались домой, закупились на дорогу и решили отметить отъезд. Естественно, на другой день уже не поехали. Выехали только через три дня.
Обратная дорога уже показалась не такой длинной, да и было уже жарко, но мы кондиционер заправили и нам это очень даже помогло, на остановках выходишь из машины, как будто погреться.
Отъехали от Благовещенска 25 км и вспомнили, что забыли свой ноутбук, остановились, позвонили сыну, через полчаса он нас догнал.
Когда ехали в Благовещенск, с трассы «Амур» съезжали, уже было темно, поэтому практически ничего не видели, на обратной дороге проехали через город Свободный, трасса до развилки Хабаровск — Якутск — Чита уже практически вся отремонтирована, в одном или двух местах только работали.
В Талдане решили сократить дорогу, ушли в право на проселок до Соловьевска. Дорога неплохая, только местами вода подходила к самой дороге, и в одном месте ручей вышел на дорогу, переезжали вброд, много дождей было в этом году в Амурской области.
Соловьевск прошли без остановки (нас опять ждали те же друзья в Нерюнгри), думали ночью дойти до Тынды, но ничего не получилось, в августе ночи уже холодные, а от Соловьевска до Тынды дорога идет по сопкам и в низинах обязательно ручьи и в этих низинах лежал туман. Нырнем в туман, и лобовое стекло покрывается росой, пока дворники очистят росу уже и следующая низинка, до 12 ночи промучились и не доезжая Тынды км 30 остановились на стоянке на ночевку. Утром проснулись в 7 часов оттого, что кто-то ходит, выглянули из машины, а вокруг нас стоят машины, в основном с транзитками.
Тынду опять проезжали утром и завтракали опять в той шашлычной.
Нам теперь надо нагонять время, но мы не очень спешили. Дорога была практически пустая. Проехали границу Амурской области и Якутии.
До Нерюнгри уже немного осталось
(внизу какой-то чудак написал «Новосибирск — 4 450 км»).
В 11 часов дня были на развилке Нерюнгри — Серебрянный Бор, в город не поехали, позвонили друзьям, они на такси выехали к нам на развилку. Трасса М-56 уже была не такая пыльная, перед нами прошел небольшой дождь, да и ехали, уже зная какая дорога. Один раз остановились покушать, не помню как называется населенный пункт. Накормили хорошо и недорого.
Ночью в 12 часов приехали в Улуу, хотели лечь поспать, машин стояло очень много, но потом решили ехать дальше, в пять часов утра были на переправе в Качикатцах. Паромы еще стояли, обещали в семь часов пойдут. В 6:30 начали погрузку. Когда переходили через реку, ветер подул северный, поднялась небольшая волна, думала, долго приставать будет, но зашел хорошо и сразу, за пять минут ни одной машины на пароме не осталось.
Все, можно сказать, приехали. Сто км до Якутска ехали в полусонном состоянии, в одном месте даже водитель встал, глаза закрывались, подремали минут 20 и поехали дальше, в 9:30 были в Якутске, мне сразу взяли билет на теплоход «Ракета», а супруг остался ждать попутного транспорта. Я из Якутска домой приехала 14 августа, а супруг с машиной приехал только 30 августа.
Итог
Пройдено 3 540 км. На дизтопливо ушло 8 226 руб. (около 350 л., в среднем по 24 руб.). Всего было с собой 45 тыс. руб. Домой приехали с долгами 5 тыс. руб.