|
Всем привет!
Автомобиль Nissan Avenir W11 2003 года выпуска.
Экипаж:
Никогда не писал статьи, тем более о своих путешествиях. Но в этом году у меня с моей супругой Людмилой и сестрой тоже Людмилой, было длительное и интересное путешествие, которое я назвал «Через Гоби и Байкал». Это отчет о неудавшемся путешествии в Монголию.
Все путешествие было рассчитано на 40-45 дней через три государства. Подготовка началась еще в 2016 году. Маршрут был разбит на три этапа.
Первый этап начинался у нас в Балашове и проходил через Тамбов, Нижний Новгород, Казань, Уфа, Магнитогорск, Астана, Барнаул, Ташанта.
Второй этап проходил через Монголию Цагааннуур, Уланнгом, Наранбулаг, Ховд, Алтай, Баянхонгор, Гурвантес, Баяндалай, Улан-Батор, Сухе-Батор.
Ну и, наконец, этап третий, Кяхта, Улан-Удэ, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Омск, Челябинск, Уфа, Нижний Новгород, Балашов. Протяжённость маршрута получилась около семнадцати тысяч километров.
Разрабатывался маршрут. Просматривались отчеты тех, кто уже бывал в Монголии и на Алтае. В интернете искал топографические карты и карты для навигатора. В результате заказал печатные карты на бумаге и закачал на планшет навигационные программы.
Начал готовить и автомобиль. Установил рейлинги.
Сделал экспедиционный багажник, на нем сделал крепление под запаску.
Установил средневолновую радиостанцию, для связи на канале дальнобойщиков. Установил дополнительно зарядные устройства для зарядки гаджетов. Установил на старенький смартфон GPS спидометр. На планшет навигационные программы Navitel, Maps.Me, Семь Дорог, OsmAnd. Закупили продукты, в основном консервы. Подготовили аптечку, не для ГАИ, а для себя на всякий случай. Подготовил автомобиль, что мог, сделал сам, что не смог, сделали в сервисе. И к началу июля все было готово.
Выезд был назначен на 8 июля 2018 года.
Выезд из Балашова 08.07.2018 г.
Так как у нас отдыхали внучки, их нужно было завести в Рязань, а уже оттуда ехать в Нижний Новгород. Но чтобы не терять время на заезд, созвонились с дочерью, и Екатерина вместе с Вадимом встретили нас в Шилово. Сдали внучек из рук в руки и уже вдвоём, я и моя супруга, поехали в Нижний Новгород.
По дороге за Тамбовом вдруг внезапная остановка. По радиостанции связываюсь с дальнобойщикам. Он говорит, что впереди дождь, на что я отвечаю «а почему стоим», ответ «подъедешь, увидишь». И действительно впереди показалась непроглядная стена. Заехав в нее, не было видно даже «габаритов» впереди идущего автомобиля. Скорость была где-то километров 5-7, не более. Минут через 10 эта стена отступила, и скорость колоны увеличилась и уже через некоторое время рассосалась. Дождь нас сопровождал и от Мурома до Нижнего.
Нас уже ждали. Долго за столом не засиживались, так как рано утром надо было выезжать в Дивеево. Встали рано, в 5 утра. Уложили вещи сестры и уже около шести утра выехали.
Нас опять поливал дождик, не очень сильный но все же… Когда подъезжали к Дивеево, дождь прекратился, временами выходило солнце. Пошли в Дивеевский монастырь, прошли по «Канавке», зашли в храмы.
Пробыв какое-то время в монастыре, мы поехали в святой источник преподобного Серафима Саровского. Несмотря на теплую погоду и солнце, вода в источнике холодная, как говорят, круглый год температура воды +4 градуса. Вода обжигало все тело, а ноги даже немного сводило.
Святой источник преподобного Серафима Саровского.
Искупнувшись в купели, мы поехали в Свияжск. По дороге остановились пообедать. Поставили столик, раскладные кресла. Приготовили суп и овощную солянку с мясом из консервов. Попили кофе и с новыми силами отправились дальше.
Вот такой пункт приема металла.
Пока выехали на трассу М7, время медленно, но верно приближалось к вечеру и нужно было искать место для ночевки. Съехав несколько раз с трассы и покормив комаров, было принято решение ночевать в придорожном отеле. Первым на нашем пути попался отель «Алан». Достаточно неплохой отель. Есть все что нужно, только в душе горячей воды мало, видно водонагреватель небольшой емкости.
Приняв душ, поужинав, легли спать и с утра пораньше рванули в Свияжск. До него нам оставалось километров 150. Приехали в Свияжск рано, и нам пришлось ждать открытия, но недолго.
Свияжск основан 24 мая 1551 года при государе Иване Грозном всего за четыре недели. Свияжск после строительства Куйбышевской ГЭС оказался на острове. И только в 2008 году Свияжск был соединён дамбой с Татарской Гривой.
Еще не всё восстановлено после разрушений в 20-80 годы 20-го века, когда, замещая друг друга, здесь были сначала детская трудовая коммуна, затем колония и, наконец, психиатрическая лечебница. И только с 2010 года начало возрождаться былое великолепие «Остров Града Свияжск». Внутри монастыря расположено много сувенирных лавок, на любой вкус и кошелек. Погода переменчива, то светит солнце, то срывается мелкий дождь. Ближе к обеду отправляемся в Казань, в забронированный хостел. До Казани ехать всего ничего. Пообедав, идем прогуляться по центру Казани. Все говорит о том, что в этом городе проходили игры Чемпионата Мира по футболу.
Посетили Казанский кремль.
Пройтись по ночной Казани со мной никто не захотел, и мне пришлось одному гулять по центру и вдоль набережной. В этот день проходил четверть-финал по футболу, и во всех кафешках и фанзоне народу было много. Такое ощущение, что был не поздний вечер, а день.
Утром пораньше выехали на Урал. Впереди нас ждала Уфа и Уральский хребет. Дороги в ранний час были полупусты, и мы довольно быстро выбрались из Казани. Временами нас опять поливал дождь. Не спеша с остановками к вечеру доехали до Уфы. Прям на въезде нас встретила пробка, и мы решили в город не заезжать, а объехать его. И уже через час ехали по направлению к Магнитогорску. Чем ближе подъезжали к Уральским горам, тем сильнее лил дождь и еще повисла какая-то дымка, уменьшив видимость до 500 метров. Решили опять заночевать в придорожном отеле.
Опять встали пораньше, чтобы проехать перевал до того как вылезут КАМАЗы, которые собирают за собой длинные колонны. Низкая облачность и дождь придавали нам уныние, несмотря на то, что впереди нас ждал город нашего детства Магнитогорск. Дождь начинал уже надоедать.
Поднялись на перевал, и перед нами открылся вот такой вид.
Всего несколько часов и мы въезжаем в Магнитогорск. Здесь я родился, пошел в первый класс. Многое изменилось в этом городе, но основное осталось: Урал, металлургический комбинат. Проехав по старому городу, подъехали к памятнику первой палатки.
Проехав немного от моста через Урал, где находится граница Европы и Азии, мы приехали во двор, в котором прошло детство. Здесь изменилось много. Пропал бассейн, баскетбольная и волейбольная площадки. Палисадник стал реже. Да и в квартире, в которой мы жили, теперь магазин. Школа, в которую я ходил, теперь гимназия. Да и Урал зарос, стал какой-то узкий.
В городе появились новые памятники.
Пробыв в городе полдня, походив по улицам и магазинам, мы выехали в сторону Троицка. К вечеру мы подъехали к границе с Казахстаном, но границу пересекать не стали, а решили переночевать на речке возле Троицка. К сожалению, через полчаса подъехали пограничники и сообщили нам, что здесь погранзона и находиться здесь посторонним, тем более ночевать, нельзя. Отнеслись они к нам благожелательно и вежливо, объяснили, как нам лучше поступить. Немного посовещавшись, решили ехать немного назад и заночевать в 15 км от Троицка. Разбив лагерь, занялись приготовлением ужина. С приходом вечера налетели комары, которые не давали спокойно поесть. Перекусив по-быстрому, улеглись спать.
Границу на нашей территории мы пересекали как раз в пересменку. Прошли достаточно быстро, несмотря на досмотр вещей, а вот на казахской территории пришлось постоять в очереди. Пассажиры должны проходить паспортный контроль только вместе с водителем и то после него. Нас предупредили, что с загранпаспортами будет быстрее, так и получилось. Досмотр вещей занял тоже побольше времени, чем на нашей границе. Снимать на таможне нельзя, поэтому ни фото, ни видео нет. Страховку мы оформили еще на нашей стороне, за рубли. На 15 дней вышло 1700 рублей.
Заехав на территорию Казахстана, стали искать обменники, так как на границе не оказалось ни одного, на что мы надеялись. Проехали километров двадцать, нас остановили казахские ГАИшники. Первым делом поинтересовались страховкой и диагностической картой. Диагностическую карту я взял с собой по совету ребят с форума и не зря. Проверив документы, нам пожелали счастливого пути и отпустили.
Пейзаж за окном поменялся с горного и лесистого на степной. Пролетали километры, а вид за окнами не менялся. Время от времени встречались полувысохшие пруды и мелководные речки. Нам уже показалось, что дождь отстал от нас, но не тут-то было. Сильная гроза накрыла и несколько десятков километров преследовала нас.
Заехал на заправку меня, и очень обрадовала цена на бензин. Я знал, что в Казахстане бензин дешевле, но что настолько, даже не представлял.
92-й стоит 156 тенге, что в пересчете на наши 28 рублей.
В кафе цены тоже порадовали. Перекусив, мы двинулись дальше. На ночевку снова остановились в придорожной гостинице. Прошедший дождь промочил всю землю, и мы не рискнули съезжать с дороги, да и не было гарантии, что дождь не возобновится. Гостиница неплохая на вид, да и внутри отделана неплохо, вот только моих девчонок напугали мыши, которые устроили соревнования по бегу в нашем номере. Правда, это продолжалось недолго, и больше они нас не беспокоили.
Встав пораньше, продолжили свой путь на Астану, и к обеду уже заезжали в столицу Казахстана.
Астана́ — столица Республики Казахстан с 10 июня 1998 года. Акмолинск получил статус города 26 сентября 1862 года. До 1961 года —Акмо́линск, в 1961-1992 годах — Целиноград, в 1992-1998 годах — Акмола́. Население Астаны по состоянию на 1 августа 2018 года составило 1 051 225 человек, что являлось вторым показателем в Казахстане после Алма-Аты. Статус города-миллионника достиг в июне 2017 года, когда население составило 1 002 874 жителя. Астана расположена на севере страны, на реке Ишим. Административно город разделён на 4 района.
Заселились в хостел. Вид из окна нашего номера на 27-м этаже был обалденный. Мы не стали тратить время на распаковку вещей и пошли гулять по Астане.
Прошлись по набережной и пошли через мост «Серуен» в центральный парк.
Пешеходный мост «Серуен», этот мост называют также «танцующий» или «астрологический» из-за того, что на нем расположен флюгер, украшенный фигурами из восточного календаря. Мост связывает улицу Желтоксан и Центральный парк. Очень интересные ощущения, когда идешь по этому мосту. Временами такое ощущение, что земля уходит из-под ног.
В парке было представление для детей. Народу было много, но нас это не заинтересовало, и мы пошли дальше. Прогулялись по парку и через мост «Атырау Кепери» перешли на другую сторону Ишима. Нам нужно было где-то обменять рубли да и присмотреть кафе для ужина.
Пешеходный мост «Атырау Кепери», «Белый мост», «рыба-мост» — так называют великолепный мост, связывающий набережную с Центральным парком. Он разделен на пешеходную зону и велодорожки.
Нас удивило множество спортивных площадок, расположенных во дворах, чистота и порядок. Несмотря на выходной день и послеобеденное время, народу на улицах было мало, можно подумать, что это провинциальный небольшой город, а не столица республики. По дороге встречались прокаты велосипедов, небольшие скверы и парки. Много зелени, сувениров на разный вкус и кошелек. В продуктовых магазинах цены в переводе на наши примерно такие же, как и у нас. Что-то дешевле, что-то дороже.
Нагулявшись по городу и не найдя ни одного свободного кафе, все были заняты свадьбами или арендованы для других мероприятий, решили вернуться в номер поискать по интернету да и передохнуть.
По интернету искал кафе с национальной кухней, но, к сожалению, ничего не нашел, и мы пошли в ближайшее свободное кафе, где из всего разнообразия блюд выбрали итальянское сравнительно дешевое и вкусное. После ужина отправились побродить по вечерней Астане.
Угловые светящиеся окна, это окна нашего номера.
Фонтан «Солнце» появился в Астане в 2016 году. В конструкции фонтана использовано несколько сотен насосов высокого давления, десятки газовых форсунок для создания струй пламени, сотни водных распылителей. Ну и лучей прожекторов почти 3000. Фонтан оснащен водяными пушками различной мощности, поднимающими струи воды в воздух на высоту до 80 метров.
Парки и набережная заполнились отдыхающими, везде было много народа, как будто город просыпается только в вечернее время суток. Везде звучала музыка и песни, выступали самодеятельные артисты.
Нагулявшись и насмотревшись, уже за полночь мы вернулись в свой номер. А утром проехав через центр Астаны, мы направились в сторону Павлодара.
Дорога была прекрасная, по две полосы в каждом направлении с разделительной полосой местами метров по 10. Автомобилей было мало как в попутном, так и во встречном направлении. Но, к сожалению, где-то на полпути к Павлодару этот отличный участок закончился, дальше шло строительство новой дороги, и нам пришлось ехать по разбитой, покрытой крупным щебнем или булыжником времянке. На въезде в Павлодар нас опять накрыл ливень. В город решили не въезжать, а поехали по объездной, но навигатор завел в такое «Г», что ни словом сказать, ни пером описать. Участок в 12 км ехали 35 минут. На этом разбитом участке отлетел отбойник на задней правой оси и разлетелся большой сайлентблок. Колесо стало пробивать и чиркать по кузову. Пришлось снизить скорость до 30-35 км в час.
Заправившись, последний раз в Казахстане до полного бака и залив канистры бензином, отправились проходить границу. На этот раз у нас ушло больше времени, что на казахской стороне, что на нашей, пограничники никуда не торопились, и очередь растянулась на многие сотни метров. Через 2 часа мы все-таки прошли границу и поехали искать ночлег. Заехали в Кулунду, там и нашли отель.
Небольшое отступление. Расскажу мои впечатления о Казахстане.
Дороги в основном неплохие, тот участок перед Павлодаром, думаю, не в этом, так в следующем году закончат строительство.
Цены. Цены на бензин, как было уже сказано выше, заметно ниже, чем у нас в России. Цена зависит от компании. У казахских компаний цена от 28 до 30 рублей, на газпромовских чуть повыше 31 с копейками, но очереди больше на газпромовских. Это за 92-й бензин. Качество мне понравилось, мотор работает ровно, тяга хорошая, да и выхлопная труба стала беленькой.
Цены на продукты примерно такие же, как и у нас. Да мы особо и не набирали продуктов, так кое-что подкупили, все необходимое у нас было. В кафе и столовых цены приемлемые, не кусаются.
Что меня еще удивило. Все разговаривают на русском языке, особенно в маленьких городах и селах. Я имею в виду — казахи между собой. За исключением в Астане многие общаются на родном, но с нами все говорили по-русски, притом без акцента.
В Кулунде с утра проехал все магазины запчастей и сервисы, но, к сожалению, запчастей не нашел. Решили ехать в Барнаул. В Благовещенке заехали в ДРСУ. Там нам нашли толстый кусок резины, примотал к тяге, и на таком «колхозе» поехали дальше.
Вот на таком «колхозе мы проехали не 1 тысячу километров.
Теперь хоть не пробивало и не чиркало колесо по кузову. По дороге решили свернуть на ночевку к озеру, возле садоводческого товарищества. К самому озеру не проехали, берега очень заросшие. Остановились недалеко. Комары даже спокойно поесть не дали. Нашел по интернету, где в Барнауле можно найти запчасти и с утра двинули туда. К обеду наша машина была уже на подъемнике в сервисе. Заменили сайлентблок, да еще и тормозные колодки на задней оси. Оказывается, то ли из-за перегрева тормозов, то ли по другой причине, но у нас лопнула одна колодка. Отбойника я так и не нашел. Ремонт обошелся недорого около 4000 руб. с деталями. Поспрашивали в сервисе, что можно посмотреть в Барнауле. Сказали набережную и то вечером. До вечера ждать не стали и поехали дальше.
По дороге заехали на место гибели Михаила Евдокимова.
В Бийске заехали в музей Чуйского тракта, но музей был закрыт, зато сфотографировал памятник нулевому километру.
Из Бийска поехали в Сростки на родину Василия Шукшина. Поднялись на гору к его памятнику. С горы село как на ладони.
Заехали на Катунь, хотели переночевать, но комары и оводы не дали нам спокойно даже прогуляться вдоль реки. И мы поехали дальше. Остановились в Майме в небольшой гостинице. Что нас удивило, так это отсутствие любой «летающей нечисти», как нам сказала хозяйка гостиницы, «в горном Алтае их нет». Планы на будущее: посетить Манжерок, остров Патмос, перевал Кату-Ярык и т.д.
Выехали, как обычно, рано. На подъезде к озеру Манжерок остановились у перевернутого дома. Ощущения в нем очень интересные и не очень приятные.
Приехали на озеро Манжерок, когда еще и народа толком не было. Озеро оказалось очень грязным, как нам сказали, его недавно чистили и вот теперь ждут, когда осядет вся муть. Вокруг озера ведется строительство и скоро забесплатно здесь, наверное, и к берегу не подойдешь.
Подъехали к горе, там пока еще бесплатные парковки, оставили машину и пошли на подъемник. Очереди не было. Взяли с собой теплые вещи, и не зря. Наверху было холодно, и кто погорячился и приехал налегке, ежились от холода. На вершине горы высота над уровнем моря 1078 метров. В юрте отведали местные манты. Вкусно и дёшево. Походив по ларькам с сувенирами на вершине горы, мы спустились, на подъемнике, вниз.
Внизу на подъемник была уже огромная очередь. Походив еще немного, мы поехали на остров Патмос. По пути остановились в поселке Барангол у туристического комплекса «Царская Охота» и пешком пошли к водопаду «Камышлинский». Путь неблизкий, да еще и по пересеченной местности.
Вернулись на лодке назад.
Погода не менялась, временами моросил дождь. Под аккомпанемент небольшого дождя мы подъехали к острову. Опять подвесной мост, опять очередь. По мосту на остров можно проходить за раз не больше 10 человек. Проходят туда, ждут, когда пройдут назад 10 человек и опять туда 10 человек и так постоянно.
Весь день осматривали местные красоты и даже не заметили, как подошел вечер. Надо искать место для ночевки. Заехали в Чемал, купили мясо для шашлыков и поехали искать место. Остановились в кемпинге, на берегу Катуни. Место под палатку, мангал, место под машину и всего 300 рублей. Вечер был теплый, и мы просидели до ночи.
В два ночи разбудил сильный ливень. Палатка промокла и промокла постель. Быстро собравшись и покидав все, и мокрое, и сухое в машину, мы поехали в сторону Ташанты. Дождь понемногу ослабевал и к рассвету прекратился. Мы остановились позавтракать немного в стороне от дороги, рядом со стоящим УАЗом «Хантер». Я разговорился с водителем УАЗа, пока мои девчонки готовили завтрак. Он оказался довольно-таки немолодой человек из Омска, пенсионер со стажем. Любитель путешествий. Ездит один. Как говорит, не может найти себе напарницу. Проехал почти весь Алтай. Приезжает сюда уже не первый раз. УАЗ у него подготовлен неплохо. Сделан лифт, стоит «зубастая» резина, задние сиденья убраны и сделана постель. Кузов удлинённый и поэтому помещается в полный рост. Поделились впечатлениями, и он отправился дальше, а мы сели завтракать. Впереди нас ждал перевал Чике-Таман.
Опять начался небольшой дождь. По дороге еще слияние Катуни и Чуи. Народу на слиянии полно. Вид, конечно, интересный, две реки разного цвета соединяются и еще какое-то время текут, не перемешиваясь.
Водопад Шерлак. Тропинка ведущая, к нему заросшая травой, да еще и раскисшая от дождя. Иду осторожно, чтобы не упасть в грязь. Близко подходить не стал, снял на видео и фото и вернулся к машине.
Памятник Кольке Снегирёву. На постаменте слова песни про Чуйский тракт. Памятник интересный, стоят на постаменте «полуторка» и «виллис», которые внесли свой большой вклад в победу в Великой Отечественной войне, да и во время послевоенного восстановления нашего государства.
Едем дальше и в Акташе повернули в сторону перевала Кату-Ярык. Дождь усилился и на особо крутых подъемах машина начинает буксовать из-за перегруза задней подвески. Еле-еле доезжаем до «Красных Ворот». Дальше дорога еще хуже, и мы решаем ехать назад.
Направляемся на «Марс 1». Дорога плохая, а вскоре начинается вообще непроезжая для «пузотерки». Несколько раз, ударившись защитой об камни, лежащие на дороге в огромном количестве, развернулись и поехали в Ташанту. По дороге остановились сфотографировать Белуху но, к сожалению, всю её не было видно.
В Ташанту приехали, когда уже начинало темнеть. На улице было всего +5, дул сильный ветер, и шел колючий дождь. Заселились в единственную здесь гостиницу, заняв перед этим очередь на границе. Граница открывается в 9 утра, и у нас до этого еще много времени, чтобы привести себя в порядок, да и отдохнуть перед Монголией.
На этом у нас завершается первый этап нашего путешествия.