Грунтовками Севера на Ладе Гранта

Грунтовками Севера на Ладе Гранта

19.11.2018 | 16898 просмотров

Санкт-Петербург — Вознесенье — Вытегра — Каргополь — Плесецк — Мирный — Онега — Северодвинск — Архангельск — Малые Карелы — Вологда — Санкт-Петербург

~3000 км из них ~700 км по грунтовке | ~200 литров бензина | ~84 часа

Пожалуй, это была первая более-менее длинная поездка, перед которой я не сбрасывал одометр. Точный пробег неизвестен. Навигатор рисует по нашему маршруту 2800 км, учитывая наши плутания у Плесецка, возьмём пробег за 3000 км.

Поехали на чём было: Лада Гранта 2013 г.в., седан, 87 л.с., механика, 160000км. Машина боевая, пробежала в моих руках от Северного Ледовитого океана до Афганистана и от Китая до Европы. Так что сегодняшняя прогулка для неё аки поездка выходного дня.

Хорошо, когда у тебя есть товарищ, который может позвонить и предложить съездить на выходные в Архангельск. А ты, не долго думая, согласишься.

Выезжали в последние дни бабьего лета, тепло, солнечно, красивая осенняя природа. Уже в пути накрыла настоящая осень с серыми дождями и с какой-то чисто северной беспросветной промозглой мглой. Контраст — закачаешься. Итак, поехали.

День первый. Село Вознесенье

Решено было выезжать вечером 17 октября и искать ночевку где-то недалеко от села Вознесенье рядом с Онежским каналом. Около 400 км пути после рабочего дня были пройдены за 5 часов.

Небольшая ночная экскурсия по селу Вознесенье и место для ночевки найдено! Полянка с булыжниками в конце дороги, доходящей практически до Онежского канала.

Ночь выдалась теплой (+6) для этого времени года, поэтому мы использовали только туристические гамаки с подстежками, а накидки и тенты оставили в машине.

После длинного дня приятно засыпать под плеск воды, смотря на звезды, которые в мегаполисе практически невозможно увидеть. Поспав 4 часа и на удивление выспавшись, мы отправились в Вытегру.

День второй. Вытегра — Каргополь

Мы запланировали проехать 600 км, около 100 из них по грунтовке.

Дорога до Вытегры проходит через шлюз Волго-Балтийского канала. Нам повезло — мы увидели шлюзование баржи. К сожалению, сфотографировать процесс не удалось, потому что все подходы к шлюзу закрыты, а на мосту нельзя останавливаться. На первой фотографии ниже можно увидеть через сетку вдалеке баржу.

Справка о Волго-Балтийском канале.

Волго-Балтийский водный путь (в 1810—1963 гг. — Мариинская водная система) — система каналов, рек и озёр на северо-западе Российской Федерации, соединяющая бассейны Каспийского и Балтийского морей. Проходит через Рыбинское водохранилище до г. Череповец, р. Шексна, Белое озеро, р. Ковжа, Мариинский канал, р. Вытегра, Онежский канал, Онежское озеро, р. Свирь, Ладожское озеро и р. Нева. Мариинская водная система сооружена в 1799-1810 гг., переустраивалась в 1890-1896 гг., после коренной реконструкции в 1964 году получила современное название. Длина пути составляет приблизительно 1100 км, глубина судоходного фарватера — не менее 4 м, что обеспечивает проход судов водоизмещением до 5000 т. Продолжением Волго-Балтийского пути является Беломорско-Балтийский канал, соединяющий Онежское озеро с Белым морем.

После шлюза мы поехали к музею «Подводная лодка Б-440».

Б-440 — дизель-электрическая подводная лодка ВМФ СССР и России проекта 641. Спущена на воду 16 сентября 1970. Выведена из состава флота 1998.

Водоизмещение надводное 1945 т. Водоизмещение подводное 2472 т. Длина наибольшая (по КВЛ) 91,3 м. Ширина корпуса наибольшая 8,5 м

Подводная лодка очень понравилась. Честно, немного удивительно, удаляясь от моря, случайно наткнуться на такой шикарный музей. У нас в Питере таких музеев нет!

Я задался вопросом: «Почему на вечную стоянку подводную лодку Б-440 поставили в городе Вытегра?» Оказалось, Вытегра — родина сразу пяти адмиралов. Видимо, это и послужило основной причиной для последнего похода подводной лодки Б-440 к берегам этого города в 2005 году.

Билет на подводную лодку вместе с аудиогидом стоил 280 рублей.

Впечатлившись подводной лодкой, мы отправились в Каргополь. Пока едем по самому короткому маршруту СПб — Архангельск. Говорят, в московских кабинетах вынашивают планы по приданию этой дороге статуса Федеральной Трассы с соответствующим приведением в порядок, но когда это будет… А пока вполне добротный асфальт 1+1 с минимальным трафиком и с вкраплениями грунтовки. Всего на участке СПб — Каргополь грунтовки 100 км.

Каргополь встретил нас солнечным осенним закатом и деревянными тротуарами.

Город приятный, но чувствуется нехватка финансирования. Практически на каждом шагу — объекты исторического наследия, но все в плачевном состоянии.

Главная фишка города — деревянные мостовые! Я — дремучий невежа, я раньше никогда в жизни не видел деревянных мостовых. Первые полчаса ходил специально по ним, слушал, как стучат и прогибаются под ногами. ))

Без сомнения, одни эти мостовые уже сделали нам всю поездку.

А вообще, город очень красивый. Величественная Онега широко разливается, хотя до устья отсюда по прямой 270 км.

Ка́ргополь — город в Архангельской области Российской Федерации. Административный центр Каргопольского района и Каргопольского городского поселения. Население — 10 055 чел. (2017 год). Первое упоминание о городе датируется 1146 годом.

Нам удалось пообщаться с местным старожилом, который увлекается воссозданием исторических построек из дерева. Он, конечно, не теряет оптимизма, но из работы, по его словам, остались только лесозаготовки да экскурсии два раза в год — летом и на зимние каникулы. А раньше, до 1990 года, только молочного скота было 14000 голов в округе, производства работали…

Мастерская местного старожила. На создание церкви в масштабе 1:44 ушло три зимы.

Отправились из Каргополя в сумерках — самое неприятное время для водителя. Решили ехать до Плесецка и заночевать там где-то в кемпинге. Нам приглянулась база отдыха «Маркомусы» в 20 км от города. В 21:00 мы уже общались с охранником, который любезно показал нам все доступные деревья для установки гамаков.

По плану было поставить машину на парковке базы «Маркомусы» (300 рублей) и заночевать в гамаках под плеск реки Онеги, но штормовое предупреждение от МЧС и сильный дождь изменили наши планы, температура воздуха упала до 1-2 градусов. В итоге уснули мы в отличном номере гостевого дома. Ради справедливости отмечу, что готовили ужин по-походному: на газовой горелке в котелке!

День третий. Мирный — Онега — Северодвинск — Архангельск

Утром нам удалось рассмотреть просторы вокруг базы отдыха «Маркомусы» из окна автомобиля. Едем в Мирный!

Сложилось так, что космодром носит имя города Плесецк, а все люди, работающие на нем, живут в закрытом городе Мирный. Одной из целей нашей поездки было увидеть запуск ракеты Союз со спутником на борту, но после аварии на комодроме Байконур все пуски были перенесены, и нам не посчастливилось увидеть запланированное.

Мы попытались проехать в город Мирный, но на КПП у нас строго потребовали разрешение. Ну, ничего, впереди нас уже ждал город Онега.

До города Онега — только хардкор, только грунтовка! Тёплая «сладкая» бабья осень кончились, на третий день поездки пошли тяжёлые будни хард-туриста. Собственно, за этим мы сюда и ехали. Для разминки 230 км грунтовки.

Виды были вдохновляющими!

Городскому человеку сложно представить, как живут люди в деревнях вдоль дороги. В каких-то из них нет электричества.

Вот и она — Онега. Добраться сюда по асфальту невозможно. В одну сторону 230 км до Мирного, в другую 200 км опять же по грунту до Архангельска. Lada Granta показывает себя отлично. Средний расход 6,5 литра на 100 км. В Онеге дорога вывела нас к дому-музею Александра Степановича Кучина.

Алекса́ндр Степа́нович Ку́чин (16 (28) сентября 1888, село Кушерека, Онежский уезд, Архангельская губерния — 1913(?)) — российский полярный исследователь, участник экспедиции Амундсена на Южный полюс, капитан судна погибшей экспедиции Русанова.

Интересно было послушать про судьбу этого отважного, образованного человека. Но состояние музея оставляет желать лучшего. Видимо, опять проблемы с финансированием.

Билет в музей для взрослого — 120 рублей.

В Онеге, как и в Каргополе, много исторических зданий в плохом состоянии. Мы как полиграфисты быстро оценили возможность трудоустроиться в Питере (на вывеске «ГК Онежская типография»):

Белое море! Это не первое с ним свидание для Гранты, как-никак она Кольский полуостров объездила, но Онежскую губу видит впервые:

Дальше дорога вела на Северодвинск. Опять грунтовка в сумерках. Оптимистичный директор дома-музея Кучина сказал, что четырех поездок до Северодвинска и обратно хватает, чтобы полностью заменить подвеску. Мы этого не почувствовали, но дорога действительно стала хуже. Средняя скорость — 45 км/ч.

В Северодвинске удалось сделать только пару кадров на главной площади, где традиционно стоит памятник дедушке Ленину. За 15 минут обзора из окна город оставил приятное впечатление.

Еще 50 км пути и… Ура! Мы в Архангельске. 1400 км за спиной, впереди ночная прогулка по городу. Местные жители рекомендовали нам посетить пешеходный проспект Чумбарова-Лучинского. Вдоль него стоят отреставрированные деревянные дома XIX века. В каких-то из них — кафе и рестораны, в каких-то —музеи и гос. учреждения. Жаль, что мы приехали поздней ночью и не смогли никуда зайти.

Отлично поужинав и познакомившись с городским журналом PLUS, мы отправились в деревню Малые Карелы в 20 км от Архангельска.

День четвертый. Малые Корелы

Малые Корелы — музей под открытым небом, расположен в Уемском сельском поселении Приморского района Архангельской области, на правом берегу Северной Двины (в месте впадения реки Корелка), в 25 км к югу от центра Архангельска.

Гостиничный комплекс Малые Корелы — располагающий к себе, современный, комфортный и уютный. Ночь в номере на четверых обошлась в 1250 рублей. Захотелось вернуться сюда с семьей и пожить неделю или две.

Утром мы плотно позавтракали в ресторане «Малые Корелы» и, посмотрев через забор на музей-заповедник, отправились домой в Санкт-Петербург.

Мы ехали через Вологду, которая встретила нас неожиданными пробками, что не позволило насладиться видами города и купить фирменное вологодское масло.

Конец путешествия омрачило ДТП на выезде из Вологды. Шесть машин и сбитый лось.

По области развешаны щиты со статистикой за 2017 год. Судя по данным, произошло 110 столкновений с дикими животными. На трассе стоят знаки «Осторожно, дикие животные», где-то даже есть забор, но этого явно недостаточно.

21 октября в 3:30 утра мы вернулись домой уставшие, но довольные.

Разведка боем удалась. На следующий сезон нужно обязательно планировать повторение. Только уже с толком, чувством, расстановкой. И обязательно увидеть старт ракеты. Моим двум сорванцам такое зрелище очень понравится.


Дром

Комментарии

   
Сообщений: 23677
Хорошее путешествие
ОСАГО для легковых без переплат - http://osago.cto.ru/

для грузовиков и мото - http://cto.ru/
36
3
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 18303
Нам далеко туда ехать))
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
12
4
Ответить
 
Сообщений: 4317
pazik124
Нам далеко туда ехать))
У нас тут своих грунтовок на север хватает!) https://travel.drom.ru/36409/

Вообще про русский север всегда интересно почитать рассказы и путешествия. Спаисбо автору!
Это наша зима! ;)
29
3
Ответить
   
Усть-Кут
Сообщений: 771
После заявления, что эта гранта проехала от Северного ледовитого океана до Афганистана и от Китая до Европы, рассчитывал в конце увидеть "другие рассказы автора"
А так, хороший променад.
41
 
Ответить
    
автор
Сообщений: 34
с.киряк
После заявления, что эта гранта проехала от Северного ледовитого океана до Афганистана и от Китая до Европы, рассчитывал в конце увидеть "другие рассказы автора"
А так, хороший променад.
Будут и другие, по Памир уже 1,5 года пишется. Написать куда труднее чем съездить!)
41
1
Ответить
 
Санкт-Петербург
Сообщений: 7414
"У нас в Питере таких музеев нет!"... А ты точно из Питера? Так то в Санкт-Петербурге две подводных лодки-музея, в которых можно побывать внутри.
11
1
Ответить
    
автор
Сообщений: 34
VALERY 70
"У нас в Питере таких музеев нет!"... А ты точно из Питера? Так то в Санкт-Петербурге две подводных лодки-музея, в которых можно побывать внутри.
Да - да, и у нас есть куда сходить, я имел ввиду что Б-440 в два раза больше по водоизмещению чем С-189 (не говоря уже о Д-2), соответственно и воспринимается она совсем иначе, да и к тому же со впечатление... Оказаться в таком музее и вообще его наличие в такой дали от портов приписки, баз подлодок...
Да и к тому же у нас специфика города морская, здесь все пропитано морской историей (к примеру Самара - ракетно-космическая техника, Мурманск - ледокольный флот и освоение Арктики и т.д.), чего не скажешь на первый взгляд о Вытегре...
17
2
Ответить
Informm Bureau
Это какой-то позор. Грязь, запустение, грунтовки, выбоины, подводные лодки и музей с пионерским галстуком.
21
55
Ответить
    
Костанай. Калуга. Омск
Сообщений: 1161
Хорошее путешествие. Интересное )) Как ходовка "Гранты" перенесла тяготы кочевой жизни?

ПыСы. Про деревянные мостовые: Вы, сударь, дремучий невежДа ))) Невежа, это есть грубый человече. А Вы, ну, просто никогда такого не видели )))
Мои отзывы: Opel Corsa 2012, Kia Cerato 2012
13
3
Ответить
   
Ижевск
Сообщений: 512
мне кажется север скучноват. туда ехать либо на рыбалку, либо за грибами, ну и на охоту. парочку музеев можно по пути захватить. в большинстве отчетов фотографии серые. дожди, туманы и прочие непогоды. есть конечно свой романтизм, но очень на любителя. ну либо для галочки "Я тут был".
Увидел черную кошку в пути, три раза плюнь и один раз пни.
8
24
Ответить
  
Смоленск
Сообщений: 480
"Это какой-то позор. Грязь, запустение, грунтовки, выбоины, подводные лодки и музей с пионерским галстуком."

Это реальная жизнь. Позор в различиях жизни в столицах и в провинции. Да у нас от любого областного центра в 15-20 км такая жизнь.
64
5
Ответить
  
Ufa
Сообщений: 463
Давай новые путешествия в студию!!!
Ширли-Мырли, Шир-Манирли...

ОСАГО, КАСКО, Техосмотр
8
3
Ответить
Сергей
Санкт-Петербург
Грустновато как-то это все выглядит на фото. Летом, можнт, и ничего, а так - тоска ((.
Люблю Север, но не в таких видах. Но прокатились вы славно.
4
1
Ответить
12771621
Братск
Это не деревянные мостовые, а просто деревянные тротуары . У нас в Сибири их делали в 50-60-х годах при строительстве новых таёжных городов и посёлков, чтобы люди не месили грязь. Со временем, конечно, дороги и тротуары асфальтировали....
16
1
Ответить
13735003
Новоуральск
Прикольно
2
1
Ответить
Масленица
Новоуральск
Хорошо но быстро закончилось.
3
1
Ответить
 
Из-за леса, из-за гор...
Сообщений: 4739
kim-230752
"Это какой-то позор. Грязь, запустение, грунтовки, выбоины, подводные лодки и музей с пионерским галстуком."

Это реальная жизнь. Позор в различиях жизни в столицах и в провинции. Да у нас от любого областного центра в 15-20 км такая жизнь.
больший позор постоянно роптать, вот и радуйтесь что такая жизнь, лет 100 назад, было гораздо хуже, но только быстро забыли и уже не ценят. Дорог не было даже грунтовых, только направления, в "распутицу", месяцами, вообще не ездили никуда.
18
5
Ответить
    
автор
Сообщений: 34
А.В-ич
Хорошее путешествие. Интересное )) Как ходовка "Гранты" перенесла тяготы кочевой жизни?

ПыСы. Про деревянные мостовые: Вы, сударь, дремучий невежДа ))) Невежа, это есть грубый человече. А Вы, ну, просто никогда такого не видели )))
Ходовка жива, поменял резинки, готовил к развалу. Но это скорее следствие общего пробега, всё-таки, 160.000+ не каждая иномарка без вложение проедет )
Вообще, машина конечно как всегда на высоте, ни разу не пожаловалась ))
16
1
Ответить
    
автор
Сообщений: 34
VAZda12
мне кажется север скучноват. туда ехать либо на рыбалку, либо за грибами, ну и на охоту. парочку музеев можно по пути захватить. в большинстве отчетов фотографии серые. дожди, туманы и прочие непогоды. есть конечно свой романтизм, но очень на любителя. ну либо для галочки "Я тут был".
Серо - сложно не согласиться. Не Лазурный берег.
Мне лично интересно любое место где раньше не бывал.
11
2
Ответить
    
автор
Сообщений: 34
kim-230752
"Это какой-то позор. Грязь, запустение, грунтовки, выбоины, подводные лодки и музей с пионерским галстуком."

Это реальная жизнь. Позор в различиях жизни в столицах и в провинции. Да у нас от любого областного центра в 15-20 км такая жизнь.
В точку.
7
2
Ответить
    
автор
Сообщений: 34
Informm Bureau
Это какой-то позор. Грязь, запустение, грунтовки, выбоины, подводные лодки и музей с пионерским галстуком.
Взял я сито и слова просеял,
Мелкий мусор ветром унесло,
Но осталась горсть хороших слов,
Поглядел я — а они про Север.

Дмитрий Сухарев
25
3
Ответить
    
автор
Сообщений: 34
Михаил424
У нас тут своих грунтовок на север хватает!) https://travel.drom.ru/36409/

Вообще про русский север всегда интересно почитать рассказы и путешествия. Спаисбо автору!
Читаю с удовольствием... Спасибо. Такой объём быстро не осилишь, да и не хочется. Ваша трилогия - шедевр!
Было бы здорово побывать в Ваших краях, посмотреть на это вживую.
2
1
Ответить
Владимир
Северодвинск
Северодвинск - берег Белого моря
3
1
Ответить
 
Киров
Сообщений: 4166
kim-230752
"Это какой-то позор. Грязь, запустение, грунтовки, выбоины, подводные лодки и музей с пионерским галстуком."

Это реальная жизнь. Позор в различиях жизни в столицах и в провинции. Да у нас от любого областного центра в 15-20 км такая жизнь.
Демократия и капитализм всегда идут рука об руку.Зато сам себе хозяин,жнец-кузнец и на дуде игрец,можно поставить на въезд к достопримечательности либо речке шлакбаум и взимать плату с туристов,как например любят делать в нашем Крыму.Главное конечно сперва занести кому следует..
Женщина на корабле не только к беде,но и к удовольствию!
6
 
Ответить
 
Якутск
Сообщений: 139
хорошая поездка! мне тоже больше удовольствия доставляют поездки по глубинкам, а не по избитым туристическим маршрутам. Только так можно увидеть Россию. Настоящую. А красиво это или нет - дело каждого. Как говорится "кому стакан наполовину пуст, а кому - наполовину полон." Автору удачи и хороших дорог!
11
 
Ответить
    
автор
Сообщений: 34
davlyatov
хорошая поездка! мне тоже больше удовольствия доставляют поездки по глубинкам, а не по избитым туристическим маршрутам. Только так можно увидеть Россию. Настоящую. А красиво это или нет - дело каждого....
Спасибо!
 
1
Ответить
   
Сообщений: 540
Вообще, Архангельск - место где Петр 1 строил флот, еще по фильму "Россия молодая" помню, и вообще окно в Европу было ) По этому поводу есть там какие-то музеи, история...?
2
 
Ответить
  
Красногорск
Сообщений: 286
На фото деревянные не мостовые а тротуары. По нынешним временам экзотика! Не мало я по таким побегал в Тюмени. Ностальгия! :-)
3
 
Ответить
Informm Bureau
trumpetman
Взял я сито и слова просеял,
Мелкий мусор ветром унесло,
Но осталась горсть хороших слов,
Поглядел я — а они про Север.

Дмитрий Сухарев
Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?
Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...
Вольному сердцу на что твоя тьма?

Знала ли что? Или в бога ты верила?
Что там услышишь из песен твоих?
Чудь начудила, да Меря намерила
Гатей, дорог да столбов верстовых...

Александр Блок
2
2
Ответить
    
Хайфа
Сообщений: 1495
Эти дороги не грунтовки, а грейдеры. Грунтовки - это просто протоптанные полевые дороги. А насчет грейдеров на Колыму Вам надо, пока там асфальтом все не заросло. до Якутска вон уже много асфальта, совсем "неинтересно" стало)))
убежденный космополит
не где небыл не чево нивидел не чево незнаю езьдю тока по асвальту
4
 
Ответить
    
автор
Сообщений: 34
Михаил424
У нас тут своих грунтовок на север хватает!) https://travel.drom.ru/36409/

Вообще про русский север всегда интересно почитать рассказы и путешествия. Спаисбо автору!
Спасибо за отчёт, да и за всю трилогию! Никогда не был в Ваших краях, но мечтаю побывать, посмотреть на всю эту красоту своими глазами. Пока самое восточное до куда доезжал - Курган.
Очень приятно читать о том, что развиваются у нас не только столицы, но и в тайге жизнь кипит! Рассказ про строительство БоГЭС - просто хроника эпохи!
Побольше бы нам таких людей, просто и честно делающих свою работу, любящих свой труд и умеющих сказать об этом!
Здоровья и счастья Вам И Вашей семье!
1
1
Ответить
    
автор
Сообщений: 34
TonY60
Эти дороги не грунтовки, а грейдеры. Грунтовки - это просто протоптанные полевые дороги. А насчет грейдеров на Колыму Вам надо, пока там асфальтом все не заросло. до Якутска вон уже много асфальта, совсем "неинтересно" стало)))
Да... На Колыму... Есть такие планы, что скрывать)) Работаем над этим.
1
1
Ответить
Доезжал тоже до Вытегры, по работе. Дорога от Вознесения до Вытегры не очень. Зимой было, мороз за 30. Неделю там жили, старенький Форд Транзит прогревался каждые два часа круглосуточно. На юга поедешь с семьей , через два -три дня я уже домой хочу, не могу там , а север завораживает, люблю его. Следующим летом , если все нормально будет , планирую поездку в Забайкалье. Джида, Кяхта, Наушки, служил там, ностальгия. 7000 верст на машине.
5
 
Ответить
Молодцы! Красивое и интересное путешествие!
1
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28102
Хорошая поездка.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
1
1
Ответить
    
Санкт-Петербург
Сообщений: 52
В Петербурге ДВА музея подводных лодки!!! Одна на плаву у набережной лейтенанта Шмидта, а вторая у Ленэкспо! Они не менее интересны чем в Вытегре. Я знаю - был во всех.
2
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром