|
Санкт-Петербург — Вознесенье — Вытегра — Каргополь — Плесецк — Мирный — Онега — Северодвинск — Архангельск — Малые Карелы — Вологда — Санкт-Петербург
~3000 км из них ~700 км по грунтовке | ~200 литров бензина | ~84 часа
Пожалуй, это была первая более-менее длинная поездка, перед которой я не сбрасывал одометр. Точный пробег неизвестен. Навигатор рисует по нашему маршруту 2800 км, учитывая наши плутания у Плесецка, возьмём пробег за 3000 км.
Поехали на чём было: Лада Гранта 2013 г.в., седан, 87 л.с., механика, 160000км. Машина боевая, пробежала в моих руках от Северного Ледовитого океана до Афганистана и от Китая до Европы. Так что сегодняшняя прогулка для неё аки поездка выходного дня.
Хорошо, когда у тебя есть товарищ, который может позвонить и предложить съездить на выходные в Архангельск. А ты, не долго думая, согласишься.
Выезжали в последние дни бабьего лета, тепло, солнечно, красивая осенняя природа. Уже в пути накрыла настоящая осень с серыми дождями и с какой-то чисто северной беспросветной промозглой мглой. Контраст — закачаешься. Итак, поехали.
День первый. Село Вознесенье
Решено было выезжать вечером 17 октября и искать ночевку где-то недалеко от села Вознесенье рядом с Онежским каналом. Около 400 км пути после рабочего дня были пройдены за 5 часов.
Небольшая ночная экскурсия по селу Вознесенье и место для ночевки найдено! Полянка с булыжниками в конце дороги, доходящей практически до Онежского канала.
Ночь выдалась теплой (+6) для этого времени года, поэтому мы использовали только туристические гамаки с подстежками, а накидки и тенты оставили в машине.
После длинного дня приятно засыпать под плеск воды, смотря на звезды, которые в мегаполисе практически невозможно увидеть. Поспав 4 часа и на удивление выспавшись, мы отправились в Вытегру.
День второй. Вытегра — Каргополь
Мы запланировали проехать 600 км, около 100 из них по грунтовке.
Дорога до Вытегры проходит через шлюз Волго-Балтийского канала. Нам повезло — мы увидели шлюзование баржи. К сожалению, сфотографировать процесс не удалось, потому что все подходы к шлюзу закрыты, а на мосту нельзя останавливаться. На первой фотографии ниже можно увидеть через сетку вдалеке баржу.
Справка о Волго-Балтийском канале.
Волго-Балтийский водный путь (в 1810—1963 гг. — Мариинская водная система) — система каналов, рек и озёр на северо-западе Российской Федерации, соединяющая бассейны Каспийского и Балтийского морей. Проходит через Рыбинское водохранилище до г. Череповец, р. Шексна, Белое озеро, р. Ковжа, Мариинский канал, р. Вытегра, Онежский канал, Онежское озеро, р. Свирь, Ладожское озеро и р. Нева. Мариинская водная система сооружена в 1799-1810 гг., переустраивалась в 1890-1896 гг., после коренной реконструкции в 1964 году получила современное название. Длина пути составляет приблизительно 1100 км, глубина судоходного фарватера — не менее 4 м, что обеспечивает проход судов водоизмещением до 5000 т. Продолжением Волго-Балтийского пути является Беломорско-Балтийский канал, соединяющий Онежское озеро с Белым морем.
После шлюза мы поехали к музею «Подводная лодка Б-440».
Б-440 — дизель-электрическая подводная лодка ВМФ СССР и России проекта 641. Спущена на воду 16 сентября 1970. Выведена из состава флота 1998.
Водоизмещение надводное 1945 т. Водоизмещение подводное 2472 т. Длина наибольшая (по КВЛ) 91,3 м. Ширина корпуса наибольшая 8,5 м
Подводная лодка очень понравилась. Честно, немного удивительно, удаляясь от моря, случайно наткнуться на такой шикарный музей. У нас в Питере таких музеев нет!
Я задался вопросом: «Почему на вечную стоянку подводную лодку Б-440 поставили в городе Вытегра?» Оказалось, Вытегра — родина сразу пяти адмиралов. Видимо, это и послужило основной причиной для последнего похода подводной лодки Б-440 к берегам этого города в 2005 году.
Билет на подводную лодку вместе с аудиогидом стоил 280 рублей.
Впечатлившись подводной лодкой, мы отправились в Каргополь. Пока едем по самому короткому маршруту СПб — Архангельск. Говорят, в московских кабинетах вынашивают планы по приданию этой дороге статуса Федеральной Трассы с соответствующим приведением в порядок, но когда это будет… А пока вполне добротный асфальт 1+1 с минимальным трафиком и с вкраплениями грунтовки. Всего на участке СПб — Каргополь грунтовки 100 км.
Каргополь встретил нас солнечным осенним закатом и деревянными тротуарами.
Город приятный, но чувствуется нехватка финансирования. Практически на каждом шагу — объекты исторического наследия, но все в плачевном состоянии.
Главная фишка города — деревянные мостовые! Я — дремучий невежа, я раньше никогда в жизни не видел деревянных мостовых. Первые полчаса ходил специально по ним, слушал, как стучат и прогибаются под ногами. ))
Без сомнения, одни эти мостовые уже сделали нам всю поездку.
А вообще, город очень красивый. Величественная Онега широко разливается, хотя до устья отсюда по прямой 270 км.
Ка́ргополь — город в Архангельской области Российской Федерации. Административный центр Каргопольского района и Каргопольского городского поселения. Население — 10 055 чел. (2017 год). Первое упоминание о городе датируется 1146 годом.
Нам удалось пообщаться с местным старожилом, который увлекается воссозданием исторических построек из дерева. Он, конечно, не теряет оптимизма, но из работы, по его словам, остались только лесозаготовки да экскурсии два раза в год — летом и на зимние каникулы. А раньше, до 1990 года, только молочного скота было 14000 голов в округе, производства работали…
Мастерская местного старожила. На создание церкви в масштабе 1:44 ушло три зимы.
Отправились из Каргополя в сумерках — самое неприятное время для водителя. Решили ехать до Плесецка и заночевать там где-то в кемпинге. Нам приглянулась база отдыха «Маркомусы» в 20 км от города. В 21:00 мы уже общались с охранником, который любезно показал нам все доступные деревья для установки гамаков.
По плану было поставить машину на парковке базы «Маркомусы» (300 рублей) и заночевать в гамаках под плеск реки Онеги, но штормовое предупреждение от МЧС и сильный дождь изменили наши планы, температура воздуха упала до 1-2 градусов. В итоге уснули мы в отличном номере гостевого дома. Ради справедливости отмечу, что готовили ужин по-походному: на газовой горелке в котелке!
День третий. Мирный — Онега — Северодвинск — Архангельск
Утром нам удалось рассмотреть просторы вокруг базы отдыха «Маркомусы» из окна автомобиля. Едем в Мирный!
Сложилось так, что космодром носит имя города Плесецк, а все люди, работающие на нем, живут в закрытом городе Мирный. Одной из целей нашей поездки было увидеть запуск ракеты Союз со спутником на борту, но после аварии на комодроме Байконур все пуски были перенесены, и нам не посчастливилось увидеть запланированное.
Мы попытались проехать в город Мирный, но на КПП у нас строго потребовали разрешение. Ну, ничего, впереди нас уже ждал город Онега.
До города Онега — только хардкор, только грунтовка! Тёплая «сладкая» бабья осень кончились, на третий день поездки пошли тяжёлые будни хард-туриста. Собственно, за этим мы сюда и ехали. Для разминки 230 км грунтовки.
Виды были вдохновляющими!
Городскому человеку сложно представить, как живут люди в деревнях вдоль дороги. В каких-то из них нет электричества.
Вот и она — Онега. Добраться сюда по асфальту невозможно. В одну сторону 230 км до Мирного, в другую 200 км опять же по грунту до Архангельска. Lada Granta показывает себя отлично. Средний расход 6,5 литра на 100 км. В Онеге дорога вывела нас к дому-музею Александра Степановича Кучина.
Алекса́ндр Степа́нович Ку́чин (16 (28) сентября 1888, село Кушерека, Онежский уезд, Архангельская губерния — 1913(?)) — российский полярный исследователь, участник экспедиции Амундсена на Южный полюс, капитан судна погибшей экспедиции Русанова.
Интересно было послушать про судьбу этого отважного, образованного человека. Но состояние музея оставляет желать лучшего. Видимо, опять проблемы с финансированием.
Билет в музей для взрослого — 120 рублей.
В Онеге, как и в Каргополе, много исторических зданий в плохом состоянии. Мы как полиграфисты быстро оценили возможность трудоустроиться в Питере (на вывеске «ГК Онежская типография»):
Белое море! Это не первое с ним свидание для Гранты, как-никак она Кольский полуостров объездила, но Онежскую губу видит впервые:
Дальше дорога вела на Северодвинск. Опять грунтовка в сумерках. Оптимистичный директор дома-музея Кучина сказал, что четырех поездок до Северодвинска и обратно хватает, чтобы полностью заменить подвеску. Мы этого не почувствовали, но дорога действительно стала хуже. Средняя скорость — 45 км/ч.
В Северодвинске удалось сделать только пару кадров на главной площади, где традиционно стоит памятник дедушке Ленину. За 15 минут обзора из окна город оставил приятное впечатление.
Еще 50 км пути и… Ура! Мы в Архангельске. 1400 км за спиной, впереди ночная прогулка по городу. Местные жители рекомендовали нам посетить пешеходный проспект Чумбарова-Лучинского. Вдоль него стоят отреставрированные деревянные дома XIX века. В каких-то из них — кафе и рестораны, в каких-то —музеи и гос. учреждения. Жаль, что мы приехали поздней ночью и не смогли никуда зайти.
Отлично поужинав и познакомившись с городским журналом PLUS, мы отправились в деревню Малые Карелы в 20 км от Архангельска.
День четвертый. Малые Корелы
Малые Корелы — музей под открытым небом, расположен в Уемском сельском поселении Приморского района Архангельской области, на правом берегу Северной Двины (в месте впадения реки Корелка), в 25 км к югу от центра Архангельска.
Гостиничный комплекс Малые Корелы — располагающий к себе, современный, комфортный и уютный. Ночь в номере на четверых обошлась в 1250 рублей. Захотелось вернуться сюда с семьей и пожить неделю или две.
Утром мы плотно позавтракали в ресторане «Малые Корелы» и, посмотрев через забор на музей-заповедник, отправились домой в Санкт-Петербург.
Мы ехали через Вологду, которая встретила нас неожиданными пробками, что не позволило насладиться видами города и купить фирменное вологодское масло.
Конец путешествия омрачило ДТП на выезде из Вологды. Шесть машин и сбитый лось.
По области развешаны щиты со статистикой за 2017 год. Судя по данным, произошло 110 столкновений с дикими животными. На трассе стоят знаки «Осторожно, дикие животные», где-то даже есть забор, но этого явно недостаточно.
21 октября в 3:30 утра мы вернулись домой уставшие, но довольные.
Разведка боем удалась. На следующий сезон нужно обязательно планировать повторение. Только уже с толком, чувством, расстановкой. И обязательно увидеть старт ракеты. Моим двум сорванцам такое зрелище очень понравится.