|
Решил стать «блоггиром» и написать трип-репорт о прошлогодней поездке в Кенозерский национальный парк, что в Архангельской области.
Изначально идея о такой поездке возникла после просмотра полудокументального фильма Андрея Кончаловского про местного почтальона. «Драматургия на троечку, но виды красивые», — решил я и стал готовиться к путешествию. Почитав несколько годных отчетов в сети, составили маршрут и решили выдвигаться в июне-июле 2015. Собственно, эти самые отчеты и натолкнули на мысль, что графоманство редко, но может быть полезно, особенно, при планировании путешествий по России-матушке.
Итоговый маршрут: Москва — Ярославль — Вологда — Каргополь — Кенозеро — Пудож — Вытегра — Кириллов — Вологда — Москва.
Авто: Дастер 2.0, недопривод.
Стартовали из Москвы в последнюю субботу июня дождливым утром, часов в 6. Постояв в пробках после МКАДа не больше часа, к 10 домчали до Ярославля. Позавтракали в известном месте с туалетами, стилизованными под лифты, и далее — в Вологду. М8 за Ярославлем становится по большей части двухполосной, при этом качество покрытия все равно отменное.
Вологда вовсю праздновала наш приезд день города парой перекрытых улиц, ярмаркой и народными гуляниями.
Город красивый. Кремлевская площадь впечатляет своим размахом.
Резные (и не очень) палисады присутствуют.
Можно прокатиться на пароходике (цена вполне себе московская — 500 руб. с человека).
Прекрасно провели время. Отель, кстати, тоже попался очень ок, с литературным уклоном. Отрадно, что путешествовать по России становится все более комфортно.
Следующим утром выдвинулись по М8 в сторону Вельска. Местами встречались ремонты, но дорога по-прежнему была отличной, с небольшим траффиком. Через 70 км после Вельска повернули на Няндому. Качество дорожного полотона поменялось кардинально. Подвеска Дастера оказалась реально энергоемкой и справлялась на ура, но голова с потолком пару раз все равно повстречались.
Каргополь, за исключением храмового комплекса, погружает в некоторое уныние. Просто пообедали, закупились тушенкой и поехали дальше, Кстати, в городе, как оказалось, была последняя заправка перед конечным пунктом (Роснефть, по-моему). Нам оставалось проехать порядка 150 км + перемещения по Парку + обратно — полного бака Дастера и 10 литров в канистре едва хватило, чтобы вернуться.
Сразу за городом на север — один из примеров деревянного зодчества — церковь Ионна Златоуста.
Дорога вновь похорошела.
В районе деревни Конево нужно свернуть по указателю «Кенозерский национальный парк». Далее и до самого парка — грунтовка. Качество нормальное, можно держать скорость, но природа здесь уже совсем близко: деревья и кустарники вплотную к дороге делают практически каждый поворот слепым.
В десятом часу вечера прибыли на место, в деревню Вершинино. Здесь находится администрация Парка, а также визит-центр для туристов. Надо заметить, что просто так приехать и поставить палатку нельзя. Сайт Парка сообщал, что нужно обязательно зарегистрироваться у администрации или «у лесника» и заплатить какие-то сборы. Решив побыть цивилизованными туристами, мы еще в Вологде позвонили в Парк и предупредили о своем приезде. Хотя мы и успели до закрытия, на месте никого не оказалось, ни один из телефонов не отвечал. Встретили ребят из Питера, так же тщетно пытавшихся найти хоть кого-то из сотрудников, чтобы заселиться в гостиницу.
— Ну, у нас хотя бы палатки есть! — с этими словами поехали искать турстоянку сами, благо, найти их достаточно легко: на дороге в месте съезда обычно стоит столбик с красно-белым шлагбаумом.
Но в окрестностях Вершинино ничего подходящего так и не нашли: то дорога близко, то травы по пояс. Решили ехать на север к соседнему Почозеру — интернет обещал там несколько живописных мест. В деревне Филипповская остановились спросить у местного жителя, где найти лесника. Оказалось, что мужик и есть лесник. Он быстро объяснил, как проехать к ближайшей стоянке, и через 10 минут мы были уже на берегу с песчаным пляжем в чудесном сосновом лесу.
Вспомнили, что такое белые ночи. Чувство времени сбивается напрочь.
Стоимость стоянки 50-200 руб. с человека в сутки. Не так-то и дешево, если посчитать проживание на всю компанию на неделю + экосборы за стоянку машины и пользование лодкой. Зато есть оборудованный туалет, дрова с колуном, стол с навесом от дождя.
На некоторых стоянках встречали вот такие домики. Ключ от замка у лесника, видимо, за дополнительную плату.
Следующие три дня прошли в прогулках по лесу, рыбалке, борьбе попеременно то с комарами, то с слепнями.
Наш «пляж».
Выбрались в ближайшую деревню Филипповская.
В деревне, по сути, живет один лесник, да и тот — сотрудник парка на вахте. Постоянных жителей нет, большинство домов — в полуразрушенном состоянии. Но у Парка есть программы по привлечению молодых семей на Кенозеро.
Съездили в Вершинино (около 20км), административный центр Парка.
Деревня большая, полно ребятни на каникулах.
Визит-центр для туристов.
Рядом находится «визитная карточка», наверное, всего Кенозерья — Никольская часовня.
В последний день выбрались на водную экскурсию по акватории Кенозера.
Заплывали в несколько деревень, где милая девушка-гид рассказывала нам об их истории.
Немного собачек.
На следующее утро нужно было выезжать домой. Почозеро провожало нас шикарным закатом.
Чтобы сильно не повторяться, решили возвращаться в Вологду другой дорогой — через Пудож и Вытегру, с заездом в Кириллов.
Понтонный мост в деревне Афанасовской оказался закрыт на ремонт. Альтернативным вариантом явилась паромная переправа в 18 километрах к северу.
На пароме разговорились с местным мужиком, он искренне не понимал нас, зачем было ехать так далеко: тут комарье, сырость, холод же!? У него наоборот, отпуск только начинался, и он вез свою даму в Ярославль «показать город».
На пятом часу обратного пути, уже проехав Каргополь, вдруг на мгновение пришлось задуматься, а в том ли направлении едем?! Все потому, что мы снова увидели красочный указатель «Кенозерский национальный парк»! Потом вспомнили, что у парка два сектора: Каргопольский (Лекшмозеро) и Плесецкий (Кенозеро), мы были в Плесецком, он поживописнее, как говорят.
Где-то за 20 километров до Вытегры, в районе Тудозера от трассы уходит дорога направо — по ней можно проехать вдоль берега Онежского озера до горы Андома. На самом деле это просто высокий обрывистый берег, но виды все равно впечатляющие.
Вытегра оставила приятное впечатление, а также безответный вопрос: «зачем тут пятизвездочный отель»?
Еще тут есть музей-подводная лодка и шлюзы.
На следующий день по пути в Вологду заехали в Кирилло-Белозерский монастырь. Уже не помню, что произвело большее впечатление: мощные крепостные стены или же мощные толпы (по сравнению с уединенным Кенозерьем) туристов.
Кириллов был последним пунктом программы, далее нас ждал ужин в Ярославле и ничем не примечательная дорога до Москвы.