|
Годовщине введения туристического безвиза посвящается.
Добрый день, Уважаемые читатели. Исключительно в целях популяризации автотуризма, а также по причине сильнейшей скуки, охватившей нас к концу зимы, мы решили написать яркий, но краткий отчет о нашей летней поездке по Балканскому полуострову.
В поездке мы были с 14 по 30 июня 2017 года, по маршруту:
В поездку мы ездили втроём: муж Андрей (водитель), жена Ольга (начальник жилья и продовольствия), сын Дима 14 лет (в пути в основном спал). Автомобиль Fiat Doblo 2015 года — не быстрый, но вместительный. Пользовались навигатором EASU, крайне необходим (спасибо друзьям Виталику и Ане).
Касаемо жилья. Сначала была идея немного импровизировать , то есть снимать жильё, используя Booking, по факту прибытия вечером в очередной город. Но на практике это немного неудобно и, начиная с третьей ночёвки, бронировали апартаменты за сутки, т. е. вечером, накануне, планировали завтрашний маршрут и, соответственно бронировали место следующего ночлега.
День первый
Трасса Одесса — Рени знаменита широким кругам своей « убитостью», ремонтируется. По состоянию на июль 2017 года, баланс старого и нового покрытия примерно 50 /50.
Затем Ренийская таможня (в Молдавию). Прошли быстро, не более полутора часов. Мы едем около 700 м по немного неровному молдавском асфальту, не забыв при этом оплатить дорожный сбор в 5 евро.
Ещё пару часов в очереди на молдавско-румынской таможне (немного нервничали, всё-таки всего неделю как действовал безвизовый режим). Солидный румынский таможенник скороговоркой спросил о цели визита, наличии денег, отсутствии наркотических веществ и оружия. Для начала я кивнул и собрался обстоятельно отвечать по пунктам, но служивый уже ставил свой штамп в наши паспорта. Евросоюз в лице Румынии встретил нас хорошими дорогами,
необычной архитектурой и даже небольшим нефтяным промыслом вдоль дорог.
Через пару сотен километров равнинный пейзаж сменился на Карпаты, и стало очень живописно.
Путь наш лежал в город Брашов — исторический, культурный и пр. центр Трансильвании. Въехали в город ровно в 10:00 вечера по местному времени. Вай-фай в местном Ашане отсутствовал, кафе и другие источники интернета были закрыты. Вопрос о жилье стал очень насущным. Пришлось курсировать по городу и высматривать гостиницы. К 12:00 часам ночи мы нашли приемлемый вариант за 65 евро (с завтраком).
Утром поехали на такси осмотреть центр города. Посмотреть тут есть что. Первое название города в средневековые времена — Кронштадт (уверен, Петр Первый не обязан был знать об этом). Исторический центр сгруппирован вокруг ратуши и площади при ней. Архитектура в основном Австро-Венгерской империи с небольшим румынским колоритом.
Ратуша с годом постройки на фасаде.
Современный фонтан на старой площади.
Имеется хорошо сохранившийся костел с массой малых архитектурных деталей.
В Старом городе много изображений городского герба (по мнению некоторых, имеющего фаллический подтекст).
Над городом доминирует гора, на которую ходит фуникулер, есть смотровая площадка. Чтобы туристы не забыли, куда их занесло, рядом надпись (на фото справа).
К середине дня проникнувшись историческим духом Брашова (читай Кронштадта), отправились дальше в село Бран, где расположен одноименный замок, известный многим как резиденция графа Дракулы. Замок стоит на вершине горы.
На него приятно посмотреть и снаружи и внутри. Всё отреставрировано, ухожено, досмотрено. Беспощадно эксплуатируется тема и образ Дракулы. Хотя исторически граф не имел отношения к замку Бран. Очень много посетителей, все идут по маршруту замка в плотном строю подобных себе, поэтому, считаю, лучшее время для посещения утро, сразу после открытия.
Село при замке предлагает туристам неограниченный выбор предложений по съему жилья на разный вкус и кошелек. Мы зашли в местную пиццерию перекусить и выбрали с помощью Вooking апартаменты всего за 20 евро.
3 день. Румыния. Трансфэгерашское шоссе
Третий день поездки выдался дождливым. Наша программа состояла в осмотре очередной достопримечательности Румынии — Трансфэгэрашское шоссе, с последующим максимальным приближением границе Сербии. Поехали по трассе номер 73, затем 73С, в селение Куртя - де-Арджеш выехали на трассу 7С, а это и есть знаменитое Трансфагарашское шоссе.
Первые 20 км совсем неинтересно, обычные карпатские села (конечно, с румынскими особенностями в архитектуре). И наконец мы въехали в настоящие дикие и высокие Карпаты! Затем большое водохранилище в горах, по извилистым берегам которого нам предстояло ехать более 20 км.
С увеличением высоты погода испортилась окончательно, шел ледяной ливень.
Кто-то не согласен, что работа чабана героическая?
Далее лесная растительность постепенно сменилась на горно-альпийскую, с последующим понижением температуры почти до нуля.
Мы любовались видами.
Осадки шли уже в виде дождя, града и снега, то вместе, то попеременно, позволяя лишь на 1-2 минуты выйти из машины для того чтобы запечатлеть эти красоты.
Да, это снежный сугроб у дороги. Да, и это почти июль месяц.
На высоте 2000 м стоит база местного МЧС.
Двигатель у нашей машины не самый мощный всего 1,4 л. Дальше я всерьёз стал переживать справится ли он с подъемом. Ехал уже только на второй передаче, причём — газ в пол. Меж тем виды вокруг становились всё более и более великолепны.
На подъезде к тоннелю, являющемуся перевалом на северный склон шоссе, участок сухого тумана. На асфальте уже нормальный гололед, а мы на летней резине. К счастью, тоннель появился вовремя и спас меня от мрачных мыслей. Тоннель длиной около километра, абсолютно неосвещенный и очень мрачный. Выехав из него, мы были лишены удовольствия любоваться северной частью шоссе. Попали в сплошной туман, видимость составляла менее 4-5 м. Фото ниже даёт небольшое представление о затруднительном движении на этом участке. Особенный интерес вызывали встречные автомобили, вдруг возникающие из густого тумана перед самым носом.
По мере спуска туман рассеивался. Остаток дня провели в пути по дорогам Трансильвании (очень хорошего качества). В 21:00 въехали в город Тимишоара, зайдя в местный супермаркет подключились к WI-FI и сняли по Вooking номер в гостинице на окраине города — 45 евро c завтраком. Гостиница очень стильная и уютная.
Там же и забронировали апартаменты с парковкой в Белграде на двое суток.
4 и 5 день. Белград
Сербия заинтересовала нас ещё в прошлом году, когда мы проезжали её транзитом по пути в Черногорию. Теперь нам предстояло познакомиться поближе с Белградом и этногостиницей известного сербского режиссера Эмира Кустурицы — Древенградом. Апартаменты, снятые в Белграде, представляли собой обычную однокомнатную квартиру с большим двором, где мы парковали свою машину. Квартира находилась на улице Воевода Савватия, в районе Бирам. По расположению — аналог одесской Молдаванки и стоило всего 20 евро в сутки (притом с парковкой во дворе и в относительном центре города).
Вообще, Белград очень недорогой город в еде, в вине, в аренде жилья и так далее.
Переночевав, мы с утра начали путешествие по Белграду. Естественно, выдвинулись в центр города. Белградская крепость — это очень красивое и атмосферное место.
Находится в месте слияния рек Савы и Дуная и представляет собой Верхний город и Нижний город, а также парк Калемегдан (Большой и Малый).
Хотели зайти в Национальный музей Сербии, но в этот день музей был закрыт.
Белград имеет ярко выраженную индивидуальность в архитектурном плане (причём всех периодов). Здание королевского периода монументальны, с претензией на имперский стиль, иногда мрачны.
Архитектура социалистического периода оригинальней и интересней, чем советское панельное домостроительство, и иногда до вычурности, преобладают темные цвета.
Но в целом город не производит гнетущего впечатления: довольно широкие улицы и площади, парки и скверы, много памятников, это исправляет ситуацию.
Отдельная тема — белградские фонтаны разных размеров, много из них питьевые.
На улицах много зеленых декоративных панно, очень ухоженных.
Церкви в Белграде православные, в основном в византийском стиле и удивляют размерами.
Имеются современные транспортные развязки. Новый вантовый мост через реку Сааву.
Но главное, что импонирует в Белграде, да и вообще в Сербии — это люди. Все, с кем мы общались, были открыты, не жадны, вежливы и склонны к доверчивости. У людей очень хорошее отношение к русскоговорящим. Побродив целый день по городу, мы побаловали себя на ужин плескавицей (национальное блюдо). Очень рекомендуем. Продаются повсеместно.
С утра мы опять собрались в город. На этот раз мы решили посетить белградский зоопарк. Зоопарк небольшой, но тщательно продуманный, насыщенный и адаптированный к рельефу, зелёный и уютный.
В зоопарке очень много животных-альбиносов.
Также в зоопарке живет самый старый крокодил в мире, который пережил здесь бомбардировки во время Второй мировой войны и не только.
Очень большая коллекция птиц и животных: начиная с орлов, павлинов, жирафов, морских котиков, обезьян, бегемотов и заканчивая выставкой бабочек и змей.
Все животные ухожены, накормлены, чистые вольеры. Зоопарк очень понравился. Его таки стоит посетить. Остаток дня мы просто бродили по центру Белграда, посиживая периодически в кафешках.
6 день. Сербия. Мокра гора
После 2 дней в Белграде, мы отправились в деревню Мокра гора, что у границы с Боснией и Герцеговиной. Около 4 часов проведя в пути, по всем показаниям навигатора, проехали через национальный парк Терра (опять красота — глаз не оторвать).
Приехали к забронированным апартаментам в частном доме. Нам предстояло посетить экодеревню Древенград (Кустендорф), знаменитого сербского режиссера Эмира Кустурицы. И проехаться по узкоколейной железной дороге — «Шарганская восьмёрка».
Дальше с нами случился казус. Заранее, в интернете, мы посмотрели, что туристический поезд отправляется от станции ежедневно в 13:00. Прибыли мы в апартаменты (по нашим часам) в 12:45. Быстро загнали машину во двор. На бегу объясняя хозяевам дома (почтенная пожилая пара), что мы опаздываем на единственный в день рейс, убежали на экскурсию. Ж/Д станция была в 200-300 м в гору, и на перрон мы влетели ровно в 12:55, гадая успеем ли купить билеты. Удивительно, но никаких признаков поезда не было. Пара десятков людей туристической внешности не спеша гуляли по перрону или сидели в кафе.
Ничего не понимая, мы взяли билеты и стали ждать поезд, удивляясь сербской непунктуальности. Кругом никто не нервничал, только мы. Понервничав ещё минут 15, для успокоения взяли по мороженке и задали продавщице вопрос: «Как часто опаздывает поезд?». В отличие от кассира станции она поняла нас и показала на вокзальные часы, незамеченные нами ранее. Они показывали 12:15 местного времени. Так весело и почти что непринужденно мы узнали о том, что Украина и Сербия находится в разных часовых поясах, и всё стало на свои места. Теперь мы поняли, что пожилые хозяева наших апартаментов, вполне адекватные люди и без подвоха предлагали нам не спешить и выпить кофейку по приезду. Неадекватно выглядели только мы, убегая слишком рано на поезд и суетясь без нужды на перроне.
Поезд пришёл за полчаса до отправления и был интересен своими раритетными вагонами, выполненными как минимум до эпохи промышленной электросварки.
Они были на заклепках, т.е. как минимум до Второй мировой войны.
Сама поездка заинтересует тех, кому нравятся пейзажи из фильма Кустурицы («Жизнь как чудо») так как он снимался именно в этих местах. Длится экскурсия 2 часа.
Ближе к вечеру сели в машину и подъехали в Древенград. Маэстро Кустурицу не застали, но всё равно было интересно.
Все дома в основном деревянные. Улицы названы в честь великих людей.
Есть своя тюрьма.
А подобные экспонаты на улицах только добавляют колорита.
Поужинали в местном ресторане и покатили на ночёвку. Цены в кафе умеренные, еда вкусная.
Вечером сидели на веранде дома вместе с хозяевами и молодой американской парой, которые с шестимесячным ребёнком приехали сюда отдохнуть на несколько месяцев. Общались, пили кофе, домашнюю вишнёвку и сливовицу.
7 день. Сербия. Босния Герцеговина
Утром следующего дня я затеял небольшую пробежку за околицей села, планировал минут на 30 . Сначала дорога была такая.
Потом такая.
Потом такая.
Я решил свернуть и срезать по тропинке, вроде идущей вниз в нужном мне направлении. Но тропинка исчезла, пошёл по интуиции, немного вторгаясь в чужие владения. Это помогло, и форсируя встречающиеся горные потоки))),
я невредимый всё-таки вернулся в семью, испытывая сильную жажду. Встретили меня радостно и удивлённо, так как я плутал по горам более 2 часов.
Собравшись и попрощавшись с радушными хозяевами, мы поехали в сторону Боснии и Герцеговины. Прошли таможенный контроль в течение 0,5 часа.
Мы заехали Вышеград. Здесь знаменитый мост через красивейшую реку Дрину. Зимой прочел произведение Иво Андрича (этакий местный М. Шолохов) — так и называется: «Мост через Дрину». Мне интересно.
И Каменград — автор, неисчерпаемый на хорошие проекты, Эмир Кустурица.
Между Вышеградом и Сараево дорога идет по берегу Дрины. Местные жители отдыхают и рыбачат вот на таких устройствах — это дачи.
Удивило одинокое баскетбольное кольцо, расположенное буквально на обочине трассы международного значения. Ещё больше удивила надпись над ним: « Находится под видеонаблюдением».
Сараево нам показался сначала провинциальным городком. Минареты, узкие извилистые улицы и женщины в своеобразных одеждах подсказали нам, что мы находимся в мусульманском городе. Квартиру в Сараево мы сняли в 200 метрах от Латинского моста ( как мы потом узнали, на мусульманской стороне города ) — единственная нам известная достопримечательность в Сараево , именно здесь студент Гаврила Принцип стрельнул и убил австрийского принца Фердинанда, в следствие чего началась Первая мировая война.
Сам город вызывает спорные впечатления, архитектура зданий противоречива. Мосты и улицы, даже в центре, местами не ухожены, памятники мрачны.
Рассмешили нас несколько креативных скамеек со скрытой рекламой и прикрученные к тротуару кеды.
Есть, конечно, и современные постройки.
Это мост такой. Очень оригинально.
Ночь прошла под пение муэдзинов. Рядом были 3 мечети. Но в этом есть своя прелесть и колорит города.
8 день. Босния Герцеговина. Хорватия
Не найдя в интернете ничего из достопримечательностей, чтоб заполнить наш второй день пребывания в Сараево, поутру мы двинулись на северо-запад через всю Боснию. Пейзажи в пути всё те же шикарные.
Виды Динарского нагорья, простирающегося от Албании через Черногорию, южную Сербию, Боснию до самой Хорватии.
Провинциальные городки и села Боснии мало чем отличается от сербских: такие же добротные двухэтажные дома с красными покатыми черепичными кровлями,
выкошенные даже по большому уклону лужайки и очень распространенные что в Сербии, что в Черногории, малиновые плантации (у нас в Одесской области так выглядят виноградники).
Ощущение общей истории общего культурного пространства, в том числе очень похожих языков и общности народов не покидало нас в 4 республиках бывшей Югославии: Сербии, Черногории, Боснии и Хорватии. Очень жаль, что религиозные и другие наверняка более мелкие отличия дали повод для распада и серии военных конфликтов этой недавно довольно успешной и самодостаточной страны.
На пересечение границы Боснии и Хорватии ушли считанные минуты. Отсутствие виз в украинских загранпаспортах никак не удивило хорватского таможенника.
Мы забронировали проживание в маленьком селе Полянак (8 км от входа в комплекс Плитвицкие озера). Заповедные виды из нашего номера.
Ещё вечером поехали посмотреть, с которого часа открывается вход в заповедник. И стоимость билетов.
9-10 день. Хорватия. Плитвицкие озера
О природном феномене под названием Плитвицкие озёра написано более чем достаточно и здесь трудно добавить что-нибудь новое. Остаётся только от души пожелать всем побывать здесь.
Советуем начать осмотр как можно раньше (открыто с 7:00 утра), благодаря этому вы будете двигаться впереди основной массы посетителей, хотя бы до полудня и не из толпы сможете полюбоваться красотами и тишиной природы, да и не так жарко. После 11:00-12:00 это будет совсем невозможно, народу везде слишком много.
Пребывая в неплохой физической форме, мы выбрали максимальный маршрут по заповеднику «К» — 18,3 км и около 15 и 16 км из них мы прошли пешком, осматривая дивные виды заповедника.
Но в одном месте маршрут был перекрыт (видимо, шли какие-то ремонтные работы по благоустройству), и нам пришлось проехаться на местном электроавтобусе и пересечь самое большое озеро Козяк на электропароме. Всё бесплатно — вернее, всё входит в стоимость основного билета. Но нужно понимать, что длина маршрута 18,3 км по ощущениям будет чувствоваться как примерно 25 км, благодаря многочисленным спускам и подъемам.
Тому, кто не готов ходить так много, путеводитель предлагает маршруты меньшей длины. Эмоциональный эффект от посещения Плитвицких озер настолько велик, что после даже взрослым людям одну-две ночи снятся эти бирюзовые озера, рыбки в них, водопады и прочая лирика.
Конечно же, водопады Карпат и Крыма после этого выглядят мелким недоразумением.
11 -12 день. Хорватия. Загреб
Далее, проигнорировав Адриатическое побережье Хорватии (у нас свои моря имеются), мы отправились в местную столицу — Загреб. Это очень культурный и развитой город. Что запомнилось:
кафедральный собор господствует над центром города,
очень красивая и насыщенная архитектура,
музей Мимара — Эрмитаж в миниатюре с красивейшими и редчайшими экспонатами. Музей может похвастаться подлинниками Рембрандта, Рафаэля, Рубенса, Ренуара, Гойи, Родена и многих других великих живописцев и скульпторов.
В нескольких километрах от центра города, горный массив Медведица, который возвышается над городом, где есть масса прелестных мест для культурного отдыха на природе.
Имеется макет центра города.
Загребский трамвай — это кондиционированный, низкопольный, показатель технической и финансовой состоятельности города.
Но в этом вполне европейском благоустроенном городе нужно быть внимательным при аренде жилья (даже используя Booking). Например, за отличные двухкомнатные апартаменты в центре города с подземным паркингом мы заплатили в день 50 евро.
А за апартаменты на 1-м этаже без кондиционера, парковки и окном на многополосную трассу с трамваями в спальном районе с нас требовали 58 евро.
Цены в Хорватии на продукты гораздо выше, чем Сербии и Боснии.
13-15 день. Сербия. Белград
Осмотрев Загреб, мы двинулись в обратную сторону. За эти три дня в Белграде мы посетили музей Теслы — назовем его «на любителя». Маленький, экскурсии только на сербском и английском языках.
Посетили храм Святого Саавы. Это один из крупнейших православных храмов мира. Он, конечно, ещё в процессе строительства. Но храм освящён. О будущей красоте храма можно судить хотя-бы по красоте нижних приделов, которые открыты для верующих.
Посетили музей воздухоплавания в Белградском аэропорту. Экспозиция огромная, включает всю историю воздухоплавания Югославии. В его собрании более 200 летательных аппаратов.
Но здание не отреставрировано. Рекомендуем к посещению.
Побывали в военном музее, где шикарная экспозиция оружия, начиная с древних времен и заканчивая современным вооружением. Очень интересно. Советуем.
Последний свой день в Белграде мы провели незапланированно. Накопилась усталость от массы впечатлений и эмоций. Хотелось просто отдохнуть и поплавать в каком-нибудь водоеме, полежать, позагорать не спеша, покушать что-то типа шашлыка. Думали поехать домой через Болгарию и найти там подобное богоугодное место, позволяющее так отдохнуть. Но в разговоре с Марком (хозяином апартаментов, откуда мы хотели на утро съезжать) услышали совет — оставайтесь и завтра двигайтесь на Аду-Циганлию. Погуглили. Заинтересовались. Остались. Не пожалели.
Ада Циганлия — это озеро, получившееся в результате отсыпки с обеих сторон одного из рукавов Савы.
Вокруг озера индустрия отдыха и спорта. Вода в озере чистая видно дно на глубине 2 метров, пресная. Специальные устройства собирают тину. Пляж из очень мелкой гальки — босиком ходить удобно. Спасатели, крепкие молодые люди, реально выполняют свою работу. Я безмятежно выплыл за буйки (нормально плаваю) и был удивлён, что спасатель свистит, машет флажком и что-то кричит.
Короче, просто перечислю, что я видел: повсеместно чистые общественные раздевалки, туалеты, вымытые кёрхером, новые фонтанчики с питьевой водой — это всё для посетителей бесплатно. Кафе на пляжах — цены умеренные. Вереница всяческих площадок баскетбольных, минифутбольных, поля для гольфа, теннисные корты, скалодром — всё открыто для свободного доступа. Велодорожка вокруг всего озера. Всякие турники, рукоходы, детские площадки, водные аттракционы — во множестве. Есть одна большая поляна — сплошь беседки и мангалы для барбекю из железобетонных колец, диаметром 1 метр, накрытых решетками из массивного металлического квадрата. И этот рай не в курортном городе типа Одессы, а так, для своих горожан. Все эти удовольствия бесплатно. Соотечественники! Давайте учиться у Белграда культурно отдыхать и обустраивать места для отдыха для себя и гостей города.
16 день
Автопробег Белград — Бухарест. Неожиданно красивейшие пейзажи местами горной реки Дунай.
Ночлег в симпатичном бунгало под Бухарестом — 25 евро.
17 день
Автопробег Бухарест — Одесса. Ничего интересного. Утомительная украинская таможня.
Мы дома.
Одесса!!!!
В конце немного цифр.
Длительность поездки — 17 дней.
Общий пробег — 3930 км.
Общие затраты около — 1500 евро.
Из них:
Спасибо тем, кто дочитал. Удачных путешествий!