По интересным местам северо-запада страны

По интересным местам северо-запада страны

15.09.2018 | 14319 просмотров

Санкт-Петербург — Соловки — Кеноозерский национальный парк.

И на этот раз опишу мою поездку по стране родной. И опять только мои впечатления, мои мысли и мои комментарии. Не претендую ни на какую объективность. Все сугубо субъективно. Все, сказанное ниже, является моим личным мнением, ни на шаг не претендующим на объективность.

После моего последнего глобального путешествия в Грузию и Азербайджан в 2016 году никуда ехать не хотелось. Казалось, что накатались. Три недели в дороге. Вот тут описание этого путешествия. Хотя лукавлю. Коротенько прокатились в Москву и во Псковскую область на недельку. А в этом году, гуляя по просторам интернета, нашел я картинку с океанским водоразделом, между Атлантическим и Северным Ледовитым океанами, который находится в Архангельской области. Только это фото не мое. Все остальные мои.

Вода в этих соседних озерах стоит на разных уровнях, чего не должно быть по законам физики. Интересно было бы посмотреть на эту невидаль, подумалось мне. Но туда ехать, если и интересно, ну очень неудобно. Только если специально. Так что все едут на юг в отпуск, а мы на севера собрались.

А в марте московская сестра предложила мне прокатиться на Соловецкие острова. Что-то ее туда потянуло. А я сестре предложил поехать посмотреть этот водораздел. А находится он в Кеноозерском национальном парке, в лесах Архангельской области. Это где-то рядом с Соловками. Километров шестьсот разделяют их. Но сестра с детьми не смогла путешествовать две недели. А мы с женой были на Соловках десять лет назад. Подумали-подумали, да и решили заехать на Соловки, а потом и в Кеноозерский парк заехать, посмотреть. Жена согласилась покататься две недели. Вот так и образовался маршрут нашего путешествия: Санкт — Петербург — Соловки — Кеноозерский национальный парк.

Сразу согласовали даты, забронировали жилье, еще весной. И стали ждать отпуска.

Десять лет назад мы как то спонтанно поехали. Утром в Кеми бросили машины на причале. Штурмом «взяли» катер «Василий Косяков», кстати, он и сейчас ходит по этому маршруту, да и расписание, по-моему, то же самое осталось. Жилье нам предложили прямо на причале. И как-то все хорошо получилось. Мы остались очень довольны той поездкой. И не боялись ничего. А сейчас все можно забронировать, застраховать. Машины оставить на цивильной стоянке. Красота!

Месяца три прошло, и наступила дата начала нашего отпуска. Сестра с детьми, сыном и дочерью, приехала из Москвы в субботу и 16.07.18 г. мы стартовали из Питера в 7 утра, забрав еще одну нашу кузину, погнали на север.

Дорога оказалась на удивление хорошая. Утро, воскресенье, дорога пустая — сказка! И мы лихо катили себе и катили вперед. Навигатор предсказал нам прибытие в Кемь вечером, часов в шесть. Делать там нам нечего, поэтому мы решили заехать на водопад Кивач. Благо он по пути. Как только остановились, тут же были атакованы всякой летающей гадостью. Пока шли со стоянки к водопаду, выдержали первую атаку оводов и слепней. Павших у нас не было, но первые отрицательные эмоции были выплеснуты наружу избалованными городскими детьми.

Для равнины водопад великолепен. Около часа мы погуляли. Потом бегом добежали до машин и вперед. Бензин где-то там заправили, короче и вспомнить нечего. Ехали ровно, прямо и с удовольствием. Пейзажи вокруг красивые.

Проехав Кондопогу, увидел вот такой памятник дорожному катку. И десять лет назад я его видел, сильно удивился этому памятнику. Это сейчас везде ставят памятники чему угодно. А тогда он очень нестандартным казался.

Вечером добрались до Кеми. По пути нашли ещё вот такой памятник — самолет.

Заселились в съемную квартиру. Стандартная двухкомнатная хрущевка. Поужинали и легли спать. С утра, пока все спят, я поехал, прокатился по городу. Обычный русский провинциальный город. Река рядом течет мощная. По мосту погулял, пофотографировал.

Через некоторое время подъехали Жигули. И оттуда явно наблюдали за мной, пока по мосту разгуливал. Мне аж нехорошо стало. Чего ему надо? Я один, кругом тишина и никого. Но все разрешилось нормально. Оказывается, мужики подумали, что я из Рыбнадзора, сетки хожу высматриваю, и сами сидели, меня боялись.

Потом я поехал искать причал. Потерялся я с помощью навигатора. Оказывается, пароход в Соловки отправляется из Рабочеостровска, а не из Кеми. Но нашел. Вернулся за своей командой. Они уже встали, мы позавтракали и двинулись в путь. Приехали на причал. А тут все круто. Шлагбаум, касса, стоянка, культурная территория. Цивилизация! Десять лет назад катер штурмом брали, но тоже все уехали.

Два часа шли по морю. Для нас, береговых жителей, целое приключение — морской переход. Смотрели на острова Кузова, кормили чаек, практически ручных, фотографировали. Время пролетело незаметно.

И вот причалили к берегу. Все куда-то быстро разошлись, и мы остались одни. И тут оказалось, что идти нам далеко и долго. Машины нас везти не захотели. А мы оказались не готовы к пешеходному походу. Давно туризмом не занимались. У нас были сумки и чемоданы на колесиках. А тут песок. Да и вещи, и еда лежали в пакетиках, коих было просто много. А солнце палило. А вещей у нас была куча! Ведь мы на север ехали! Нам рекомендовали взять с собой свитера теплые, сапоги и даже шапки! И мы все это взяли! Но не пригодилось. Хорошо, что сами сообразили взять купальные принадлежности. Вот они были в самую пору. Лето удалось! А шапки и сапоги вообще не понадобились. Да еще и еда из «Ленты», расфасованная по пакетам, всякая картошка, колбаса. Ведь мы же на остров едем. Короче, и смех и грех. Горе-туристы. Но делать нечего. Пошли. И дошли. До апартаментов, которые забронировали в букине.

Правда и выбора особого не было уже в марте. Встретил нас «печальный мальчик с черными глазами, а в них такая русская печаль…» по имени Давид. И рассказал, как нам повезло, что мы попали к нему и как нам будет хорошо. Это он зря сказал. Апартаменты оказались двухкомнатной квартирой в обычном бараке, с кривыми полами, нагревательным баком для воды и с одним полотенцем и одной маленькой кастрюлей на всех. Тут бедный мальчик и получил от уставших женщин, которые привыкли отдыхать в пятизвездочных апартаментах несколько в других условиях. Он часа три бегал искал и приносил то, что должно быть в квартире на шесть человек. Но все когда-нибудь кончается, Давид наконец-то обеспечил нас всем необходимым, мы пообедали и пошли гулять и смотреть то, ради чего мы и ехали сюда.

Вышли на берег Белого моря. Красота! Побродили по лабиринтам и решились искупаться. Очень жарко было. И тут оказалось, что у некоторых нет купальников. Зато есть шапки. Был отлив, и пришлось довольно далеко идти по воде, чтобы попасть на глубину. Не скажу, что вода была теплая, но и не ледяная. Но все-таки добрели мы до глубины и там поплавали. Купались мы в Черном, в Красном, в Мертвом море. И вот в Белое окунулись.

Потом пошли на экскурсию в кремль. Да, тяжелая экскурсия была. Два часа сорок пять минут нас водили по палатам и рассказывали, какой поп и когда что-то сделал. Как строили, как реставрировали, кто что дарил. Очень затянутая экскурсия оказалась.

И только в самом конце пару слов о тюрьме и заключенных. И о прострелянном колоколе, мимо которого раз пять прошли и не сказали ни слова. Т.е. церковь подмяла под себя все. Про ГУЛАГ, оказывается, создана другая экскурсия. Специально построили здание и туда выселили всю информацию про заключенных ГУЛАГа.

Но больше всего меня удивил огромный бронзовый бюст последнего атамана Запорожской Сечи Кальнишевского. Оказывается, что его сюда сослали. Бюст не простого русского крестьянина, который отсидел там, страшно сказать, шестьдесят четыре года. Не бюст академика Дмитрия Лихачева, который тоже был в этом лагере, не бюсты сотен тысяч людей, которые погибли там. А именно украинский атаман. Я так и не понял, за что же ему такая честь быть отлитым в бронзе и быть установленным на Соловках?

Вечером вышли опять на берег моря. Наступил прилив. Реально видно, как море затопило места, где мы днем по песку ходили. А закат красивый! Не зря мы сюда приехали!

Второй день тоже прошел в походах по острову. С утра пошли на Федоровские ставки, мимо монастыря.

Это где монахи отгородили от моря кусок залива и держали там свежую рыбу. А отгородили каменной дамбой. Потом неожиданно нашли аэропорт. Услышали гул самолета, и вдруг из леса выезжает АН-24. Разогнался и полетел. Оказывается, есть регулярное сообщение с Архангельском. Всего семь тысяч двести рублей стоит сорок минут полета. Дороговато? В Турцию дешевле. Но летают! Хотя катер из Кеми тоже неплохих денег стоит. Остров!

А вечером у нас была экскурсия на соседний остров Большая Муксалма. Вначале пешком, пять километров. Видели место, где останавливаются туристы со своими палатками. Просто так на островах нельзя поставить палатку. Только в специально отведенных местах. И видели, как они берут воду для жизни. И вот тут сами успокоились. А то мальчик Давид сказал нам, что воду из-под крана пить нельзя, т.к. она берется прямо из реки. И надо покупать воду, если хотим пить или готовить. Вот это апартаменты! В дальнейшем мы пили воду, и все остались здоровы.

Прогулявшись по лесу, мы вышли к причалу, где нас посадили на катер и повезли на дамбу, к острову Большая Муксалма. У монахов в девятнадцатом веке выросло большое молочное стадо, и они переправили его на соседний остров. И построили длиннющую каменную дамбу. По ней и сейчас автомобиль может проехать. Это ж сколько надо было валунов перетаскать для такой стройки. И все вручную. Нас высадили на дамбе.

По узкой сходне все пассажиры спустились вниз. Мы, четыре мужика, страховали. И с нами была старушка восьмидесяти двух лет, с дочерью лет шестидесяти. Тоже спустилась, и еще хотела без помощи. И не боятся же люди путешествовать в таком возрасте. Надо признать, что вообще было много людей в очень преклонном возрасте. Вот здоровья у них! Прошли по дамбе, прогулялись по острову. Красиво! Природа! Природа тундры вдоль дамбы. А на острове березы кривые от ветра стоят. Севера!

Назад нас катер быстро довез. В этот день мы находили уже около двадцати километров. Для «офисного планктона» это много. Тут я подсуетился, и мы на такси поехали домой. Такси — это обычная УАЗ-«буханка». Племянники первый раз ехали на русском автомобиле. Восторгу пассажиров не было предела! Как нас швыряло в ней. Все получили незабываемые эмоции. Вечером я вышел на берег, поснимать монастырь в розовых лучах заката.

Там еще поляки гуляли. Яхта из Северодвинска стояла. Двое взрослых на ней было и трое детей. Лет по тринадцать-пятнадцать. Счастливое детство у этих детишек. Спали мы в эту ночь как убитые.

На третий день у нас было три экскурсии. Первая на лодках по каналам и озерам. Монахи сделали целую водную систему для жизни. Ну, а теперь это чисто экскурсионный маршрут. В лодку садилось по пять человек и гребли. У нас было четыре мужика на четыре лодки. А в пятой собрались одни женщины. Только одна раньше плавала на весельных лодках. Но все выгребли, все остались живы. И все получили массу удовольствия. Особенно, когда шли по узким рукотворным каналам, которые соединяют озера. На каждую лодку выдали еще по металлическому веслу. Которым впередисидящий человек отталкивался от стенок протоки, как индеец Чингачгук на своей пироге. Или как гондольер в Венеции. Это кому как нравится. Одна лодка села на мель. Последняя лодка, с женщинами, отстала. Короче, прямо живое настоящее приключение. И все это на фоне красивой природы. Здорово! Пока всех ждали, мы с племянником искупались, что тоже было очень хорошо, т.к. жара стояла невообразимая.

Вообще, про погоду стоит сказать отдельно. Когда мы собирались в поездку, нас предупредили, что погода может быть всякая разная. И холод, и дождь. Поэтому обязательно надо взять теплые вещи, даже шапки и дождевики с сапогами. Мы все это и взяли. Когда мы были на Соловках с женой, десять лет назад, у нас один день был дождливый. Грустно было. Делать абсолютно нечего, тока водку и пить. Кто же знал, что лето восемнадцатого года будет таким жарким и солнечным. Лето удалось!

Потом за нами приехал автобус ПАЗик и повез нас на Селькирную горку. Это вторая экскурсия. Это самая высокая точка Соловков. И там ангелы, по легенде, били женщину, жену карельского рыбака, железными прутьями. Во времена были! И маяк там на церкви установлен. И во времена ГУЛАГа там был устроен карцер. Туда ссылали в наказание. Вот тут ужас настоящий был. И тут устроена смотровая площадка. Но кругом тайга и только на горизонте синее море.

Оттуда нас повезли в ботанический сад. Это была третья экскурсия. Красиво там, здорово. И там еще сирень отцветает! И это конец июля! Севера!

На четвертый день мы взяли экскурсию на Заяцкие острова. Они знамениты тем, что там есть древние лабиринты и природа тундры. На катере мы шли минут сорок. И тут нам повезло. Относительно недалеко от нас, на параллельном курсе с нами плыли белухи. Это белые киты. На Соловках у них там что-то вроде детского сада. Они молодь выращивают. Несколько раз выныривала белуха. Не знаю, одна она была, или их было несколько. Хоть и далеко было, но чувствовалась мощь ее и большие размеры. Не всем удается увидеть этих рыбин, даже есть специальная экскурсия, к белухам. Но даже там не гарантируют, что туристы смогут их увидеть. А тут прямо повезло нам!

Из-за разного покрова и расположения острова имеют разную фауну и флору. Если Главный остров весь покрыт тайгой, то на нем лесной тип климата. А Заяцкие острова находятся на продуваемом всеми ветрами пространстве.

И на них находится тундровый покров. Мхи, лишайники и полярные «мелкие» и кривые деревья. Вот так, не особо напрягаясь, можно попасть и в тундру. На островах проложены специальные деревянные дорожки, чтобы люди не топтали тундру, которая очень долго восстанавливается. И ведет эта дорожка от лабиринта к лабиринту. Кто их сделал? Зачем? Что они означают? Этого никто не знает. Это я про лабиринты. Я не пошел со всей экскурсией по маршруту. За шесть тысяч лет там ничего не изменилось, то что изменится за десять лет, пока я тут не был? Зато какая тишина кругом! Какая красота!

С тетенькой поговорил. Она из Волгограда приехала, в монастыре белье гладит. Как холодно было тут две недели назад. Говорит, что зуб на зуб не попадал. А сейчас мы с ней босиком по травке гуляли и наслаждались теплом. Отдохнул я славно.

Но вскоре все собрались, и мы пошли обратно. Добрались до дома, племянник вызвал такси, которое нас привезло два дня назад домой. И мы лихо, по центральной улице Соловков, прокатились на «буханке» до причала. Потом плановая погрузка на катер, который через два часа доставил на причал Рабочеостровска. По пути нас немного покачало. Да и волны намочили нас на прощанье. И вот уже садимся по своим машинкам. Как же хорошо путешествовать на них.

И несколько слов о машине. Сайт-то автомобильный. В этот раз я путешествовал на Тойоте Королле черного цвета. Выпуска 2016 года, ристайлинговой.

Тойота есть Тойота. Мягкая, удобная, комфортная. То, что надо человеку за пятьдесят. Еще и с вариатором. Это моя первая машина с автоматом. До этого я восемнадцать лет ездил на механике. Но все, накатался, захотелось комфорта. И эта машина мне его обеспечила. А она и едет еще хорошо. До ста восьмидесяти я ее разгонял. И бензин девяносто второй кушает. А какой свет у нее! Короче, классная тачка. Но сервисмены в Тойоте такие же, как и в других местах. Есть с чем сравнить. Ничего не понимают. Только деньги давай. А если задашь вопрос чуть-чуть не стандартный, зависают намертво. К сожалению, есть печальный опыт. И вот на такой новой машине я и собирался прокатиться по диким местам. Отсюда и все мои переживания. Но все закончилось благополучно. И все целые и довольные вернулись домой.

С утра родня наша поехала по домам, а у нас началась вторая часть нашего отпуска — экстремальная. Но начало было красивым. Я с женой, не торопясь, поехали вниз, по шарику, на юг. Машина, соответственно катилась ровно и прямолинейно. Дорога ровная, разлинованная, прямая. Так можно было ехать целый день. Но нам-то скучно это. Поэтому я заранее подготовил интересные места, где надо побывать.

И первое место — это Беломорские петроглифы. Через сто километров мы свернули с трассы на Беломорск. Пошла кривая, узкая дорога. На переезде я подобрал мужичка, попутчика, который рассказывал нам про жизнь. Как денег не платят, как все дорого, как тут медведи бродят. Короче, жизнь кипит во всех ее проявлениях. Под его рассказ мы проехали по всему Беломорску. Посмотрели реку, впадающую в Белое море.

Обычный провинциальный городишко. Развернулись и поехали к петроглифам. Карельские петроглифы — это наскальные рисунки почтенного возраста — им не менее 5-6 тысяч лет. Древние художники жили на Белом море, при впадении реки Выг; на мысах и островах восточного берега Онежского озера. Когда доехали до тупика, до самих петроглифов надо было пройти километра два по лесной тропинке. Хорошо я куртку взял, хоть и жарко было. Комары и оводы напали по полной программе. Мало не показалось. Мы дошли до петроглифов довольно быстро. Огромная каменная площадь торчала посреди леса. Как бараний лоб. По-моему, так эти места и называются. Над ними проложены деревянные дорожки, которые уже и ведут к петроглифам.

Петроглифы — это рисунки древних людей. Им несколько тысяч лет. Эти картинки изучают, рассказывают про них истории. Основные имеют свои названия. Это нам продавцы, стоящие на входе, рассказали. И вообще, это место посещает около двадцати тысяч человек за сезон. В том числе и не наши туристы. Оказывается, очень популярное место. А я о нем совершенно случайно узнал. Просто когда готовился к этой поездке, я порядочно материала перелопатил, чтобы дорога была интересной.

От них бегом бежали, комары съели.

Дальше проехали и остановились у водоспуска Выгостровской ГРЭС. Впечатляют размеры.

Снова выехали на трассу «Кола» и поехали искать Воицкий падун. Это один из самых красивых водопадов Карелии. Мы ехали, ехали и доехали. После съезда с Мурманской дороги, мы поехали по местным дорогам, которые все уменьшались и сужались, проехали мимо какого-то кладбища, потом вдоль железной дороги, ее переехали и поехали прямо по лесу. Даже страшно стало, куда я лезу на своей японской «пузотерке»? Но асфальт присутствует, местами. Вышел из машины, постоял в нерешительности, что делать дальше? И тут услышал шум. Метров триста я не доехал до точки, которая была забита в навигаторе. Навигатор точно вывел на плотину.

Представшая перед нами картина стоила того, чтобы сюда забраться. Торжество человеческой мысли и инженерного расчета находится в самом глухом месте Карелии. Перед нами была Шаваньская плотина, одна из 15 плотин Беломоро-Балтийского канала. Она реально поражает взгляд. Плотина огромная, ее длина 100 метров, высота 12 метров. Плотина эта переливная, вода просто переливается через ее верх. Шум от падающей воды стоит сильный. Не зря я услышал ее, находясь далеко в лесу. Приходилось кричать, чтобы жена меня услышала. А в брызгах воды стояла радуга. Нам вообще повезло с погодой, все время светило солнце.

Но все равно, лучше один раз увидеть самому.

Я обычно не даю общей информации об объекте, где нахожусь, но тут не удержусь от цитирования из инета, уж больно поразила она меня.

Краткая справка. Была построена в 1932-1933 года. Оказывается, что конструкция этой плотины уникальна. 
Весь Беломоро-Балтийский канал и его объекты по приказу Сталина нужно было построить быстро и дешево, строился он силами заключенных, а при строительстве применялись в основном материалы шаговой доступности.
Конструкцию плотины разработал инженер К.М. Зубрик. Он был осужден в декабре 1930 г., но после завершения строительства Беломорско-Балтийского канала освобожден и награжден орденом.
Уникальность этой плотины в том, что она построена из дерева. Точнее — наклонные деревянные ряжи заполнены камнем. Так как плотина переливная, то дерево постоянно смачивается водой и от этого не гниет — так и служит непрерывно с 1933 года! Над плотиной образовалась огромная заводь воды, целое озеро. И слева от плотины находится одиннадцатый шлюз Беломор-Балтийского канала. Но лучше всего плотина ощущается на видео, где чувствуются ревущие потоки воды и ощущается вся атмосфера места. А еще лучше на месте побывать и посмотреть в реальности.

Потом мы поднялись на верх. Вдоль забора и перед нами раскинулась красота и ширина Воицкого озера, которое является частью Беломорканала.

Но что самое удивительное, что я ехал смотреть водопад Воицкий падун. Это натуральный, четырехметровый водопад. И находится он рядом, километрах в десяти от плотины. Но какое-то затмение нашло на меня, я и перепутал их. И только сейчас, когда пишу, я понял, что не доехал, куда хотел. Вот никак не думал, что два таких мощных места находятся рядом. Придется еще раз туда поехать.

Налюбовавшись плотиной, поехали мы дальше. Обратный путь показался уже не таким страшным, обычная дорога. Поехали мы в Сегежу, пообедать. Обычный русский городок. В лесу дымили трубы алюминиевого комбината, во дворах играли дети. Пообедали в азербайджанском кафе и опять выехали на Мурманскую трассу. С нее свернули в Медвежьегорске. Переехали Беломорканал, по шлюзу номер один. Охранник нас погонял, когда мы с фотоаппаратами переходили его.

И по районной дороге поехали в Пудож. Дорога отличалась свежим асфальтом. И на ней не было никого. Ни засад дпэсных, ни населенных пунктов, ни явных колдобин и ям. Отличная дорога!

По пути стояли еще указатели на интересные карельские места, но нам уже хватило на сегодня впечатлений, и поэтому доехали до мотеля в Пудоже без приключений.

Вот отсюда начиналась самая интересная часть моего путешествия. То, что доеду до Соловков и вернусь нормально, я знал. Так и случилось. А вот Кенозерский национальный парк представлял собой сплошную неизвестность. И дорога туда идет лесная, Пудож — Каргополь. Если по ней ехать, то путь Санкт-Петербург — Архангельск короче на 600 км, чем официальная дорога, через Вологду. Это, если по ней проедешь. Я почему-то хотел по ней проехать еще с 90-х. Но в те времена она вообще была чисто лесовозная. Но люди ездили. И манила она меня. А тут появился шанс претворить еще одну мечту в реальность.

И вот я у порога на эту дорогу. Пока жена устраивалась в номере, я вышел покурить на улице. И тут же первый же мужик рассказал, как он из Каргополя сюда ехал. Как он ТРИ! колеса пробил на Крузаке. И как местный шиномонтажник напихал ему туда камер, и как он убивал диски, пока доехал досюда. И вообще, какая плохая и ужасная дорога! И как он три дня уже живет в этом мотеле и ждет, пока ему из Питера привезут сюда восемнадцатые колеса. Подошли, посмотрели, и правда колесо все в грыжах! Настроение мое упало ниже плинтуса. Появилась мысль, а может плюнуть на эту экзотику, да и поехать в сторону дома? Настроение было убито напрочь.

Но утро вечера мудренее. Встали, позавтракали, заехали на заправку. Впереди тоже непонятно было, где можно заправиться. Залил полный бак, вымыл стекло лобовое, оно к тому времени уже было сильно замазано кровью убитых насекомых. Покурил, да и не торопясь поехал в неизвестность.

Действительность оказалась и не такой уж и ужасной. Пока я ехал, меня несколько раз обгоняли всякие Хюндаи с архангельскими номерами. Значит, они доедут, раз они так лихо домой погнали. Добавил скорости. В паре мест не было асфальта, но грейдер широкий, песчаный. Но по дороге валялись камни. Попадались и крупные. На один я наехал. Моя защита сработала как надо. По пути встретили дорожную инсталляцию. Пара сапог висела в лесу на проводах! Зачем? И кто их туда повесил?

И вдруг дорога превратилась в свежеасфальтированное шоссе. И так километров пятьдесят! Вот уж никак не ожидал это в таких местах. Ну да, были волны и по краям провалы асфальта. Внимание требовалось, чтобы не поймать «нежданчик» какой-нибудь. Но в целом приличная дорога! Не ожидал я такой «хайвей» увидеть тут. Но все когда-нибудь кончается. Кончился и карельский «хайвей». Ровно на границе с Архангельской областью. На обочине стоял Ниссан, на встречной полосе. На мой вопрос, как дорога, тетеньки-пассажирки начали тихо материться. И рассказывать, что всю душу вымотала им эта дорога.

И начался утомительный, пыльный грейдер. И камни валяются. Попадаются и довольно крупные. Скорость сбросил до тридцати, и меня лихо обгоняли местные Жигули да архангельские транзитники, которые ехали из Питера. Пару раз попались лесовозы навстречу. Такая за ними пыль была, что даже пришлось остановиться, не видно ничего не было. Но, в принципе, у меня на дачу такая же дорога. Проехав по этой дороге двадцать шесть километров, свернул налево и, проехав еще девять километров, приехал в деревню Морщихинская. Да, надо сказать, что ни Билайн, ни Теле2 признаков жизни не подавали вообще. Но нас предупреждали, что в тех краях работает только Мегафон. Так и оказалось. Так что ехал по указателям, как раньше. И доехали.

Оказалось, что в простой русской деревне поставили несколько гостевых домов. Нам попался очень приличный дом. Еще и комната с видом на озеро. Все время дул ветер, временами сильный. Зато была решена проблема с летающей живностью. Еще когда на дороге мы вышли из машины, то были атакованы адской силой. Слепнями и оводами. Или только оводами. Это был ужас-ужас. И с ужасом подумали, что ждет нас впереди. На Соловках такого не было. Но нам очень повезло с домом и комнатой. Очень комфортно мы жили на ветру.

Сразу же мы и поехали на экскурсию Северный экватор. На Великий водораздел Белого и Балтийских морей. Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Что сказать? Я там был. И все. Не произвело на меня этот никакого впечатления. Встали мы на дороге. Кругом лес. Но видно справа озеро, слева озеро. Если бы девушка экскурсовод не рассказывала бы минут пятнадцать про это место, то я бы и не понял, что нахожусь в великом месте и меня должна гордость обуять за это! Разницу в уровне воды не видно. Да красиво. Но не более того. Но таких мест в Карелии полно. И не надо было так далеко забираться. Т.е. меня постигло великое разочарование. Это разочарование и сказалось в дальнейшем. Поехали дальше, в деревню Масельга. Там прошлись пешком вдоль нее. Видели макеты деревенских домов. Видели вход на Транскенозерскую тропу.

Это пешеходный маршрут из южной части парка, Каргопольской, в Северную, Плесецкую часть парка. Поход рассчитан на два дня. О, это не для нас. Поднялись на высшую точку в окрестностях. Потом еще пустили и на колокольню церкви Андрея Свирского. Говорят, что с нее видно было тридцать озер. Сейчас видно одно. Все остальное скрыл лес, выросший вокруг.

Вернувшись в деревню и отдохнув, пошли гулять. По муравьиной тропе. Кольцевой маршрут по лесу. Удобно, настелили деревянную тропу, спокойно. Вокруг наставили разнообразные деревянные фигурки животных.

Впечатлил макет самолета ЛИ-2. Оказывается, что при советской власти здесь был аэродром. И были регулярные маршруты в Архангельск и в Петрозаводск. Вот бы не подумал. А сейчас только фигурки из дерева и остались. Насчитали около тридцати муравейников.

Вернувшись, искупались. Тепло же! Лето же! Благодать.

На следующий день мы были предоставлены сами себе. Так как все уехали на какой-то фестиваль. После завтрака мы с женой опять пошли в лес. На тропу предков. Это путь охотников и рыбаков, монахов и путешественников. Просто по лесу шли и шли. Нашли Николин камень. Этот огромный гранитный валун с вогнутой чашевидной вершиной считается символом божественной власти. Вогнутая вершина святыни, выемка с дождевой водой считается «Божьим даром Николая Угодника» и является объектом поклонения.

Дальше в лесу встречались и другие инсталляции.

Короче, часа четыре гуляли по лесу. Устали, оголодали. Но уже с вечера мы договорились о еде. Местная тетенька готовила нам. То ли с такой прогулки, то ли мы нагуляли аппетит. Ох, и вкусно было. Потом и ужинать ходили к ней. Здорово. А по деньгам, так вообще копейки за такую еду. Еще на прощанье мы заказали у нее пирожков. Так потом и в дороге вспоминали добрым словом эту повариху.

И весь вечер гуляли. Тут настоящая деревня. Коровы бродят, собаки лают, козы бегают. Картошка на огородах цветет. Сено косят. Воду из колодцев носят. Прямо жизнь бьет ключом. Но она, деревня, осталась одна. А раньше тут штук пять было деревень. И, как сказала экскурсовод, жизнь в нее вдохнул этот национальный парк. Народ стал ехать сюда, и появилась работа.

Что тут еще понравилось. На многих домах висят таблички с красной звездой и с фамилиями людей, которые жили здесь и которые отсюда ушли воевать. Прямо как в «Тимуре и его команда». Нигде не видел подобного. Тронуло. И таких домов полдеревни. И, соответственно, памятник погибшим в Великой Отечественной войне.

А народ отдыхает тут самый разный. Семейная пара из Москвы приехала сюда десятый раз! Обалдеть! Что тут делать? Два приятеля из Москвы. Один детский доктор, все молоко покупал. А второй пьяница. Правда тихий. Вынырнет из номера, поздоровается с тем, кого увидит. Втихаря примет на грудь. И снова пропадает. Раз пять предлагал составить ему компанию. Семейство с детьми приехало, откуда-то из Плесецкого района. Я спросил, а чего не поехали в Плесецкий сектор парка. Женщина сказала, что может не проехать ее Солярис. Там надо какой-то мост понтонный переезжать. Пришлось ехать сюда, так далеко! Целых сто пятьдесят километров! Во путешественница! Но и тут мест нет. А с местами, и правда, беда. Все забито.

После ее рассказа я и принял решение не ехать дальше. У меня был забронирован южный участок парка, где мы и остановились. И через два дня меня ждали на северном, Плесецком участке. А туда еще двести километров надо было ехать. Я там тоже забронировал жилье. Но что-то мне хватило и двух дней в деревне. Я городской житель. И путешествовать я люблю по городам. И что хватит мне такой экзотики и пора возвращаться домой. Жена тоже была не против.

Правда, мы еще попытались взять экскурсию на следующий день. На весельных лодках по пяти озерам. Но она тоже сорвалась. Нас хотели объединить с французами, даже они сюда добрались. Но лягушатники что-то устали и не смогли с утра ехать. Поэтому экскурсию перенесли на вторую половину дня. Но нас это не устроило. И в понедельник мы с женой поехали назад, в цивилизацию. Домой. А чтобы не было сильно скучно возвращаться, я решил поехать другой дорогой. Торопиться нам было некуда. Поэтому и поехали мы через Вологду, Ярославль и Москву.

Не торопясь доехали по пыльному грейдеру до границы с Карелией. И там уже по асфальту покатили далее. А в Пудоже свернули уже на очень приличную дорогу Медвежьегорск — Вологда. Еще и с разметкой.

Места дикие. Ни каких камер, ни гаишников. Лети на сколько можешь! Заехали в Вытегру. А там есть супер-памятник — подводная лодка Б-440. В перестройку, говорят, ее тащили в Москву, с Северного флота. Но не дотащили. Только то ли что-то где-то обмелело, то ли деньги у кого-то кончились. И бросили ее в Вытегре. Но сейчас все облагородили, скверик сделали, дорожки, еще катера поставили. Т.е. прямо памятник сделали!

Красота!

А рядом стоит стенд с достопримечательностями Вытегорского района. И там написано, что где-то недалеко находится водораздел Северного Ледовитого океана и Атлантического. И зачем я ехал так далеко в леса глухие? Когда практически рядом с городом, из Вытегры в Питер ходит рейсовый автобус, находится этот водораздел!

Ну и дальше мы покатили в лучах заходящего солнца. Проехали национальный парк «Русский север». И черт меня понес в Кенозерский парк? Заехали в Ферапонтово, это где фрески Дионисия от пятнадцатого века сохранились на стенах церкви.

И вечером уже въехали в Вологду. По инету забронировали хостел на улице Ленина.

Машину оставил под знаком запрета стоянки. Негде было больше оставить. Хозяйка хостела сказала, что тут все оставляют. Но не поверил ей. В четыре утра проснулся, смотрю в окно, а моя машина единственная на всю улицу стоит. Так и просится на эвакуатор. Пришлось встать, отъехать. А рассвет красивый. Доехал до Софийской площади, сделал несколько снимков в рассветных лучах.

Потом вспомнил, что в Вологде есть аэродром. Доехал, нашел памятник ИЛ-18. Здорово.

Еще чем запомнилась Вологда. Это дурацкими машинами с музыкой. Молодежь ставит на старые тачки какую-то сумасшедшую аппаратуру и выводит звук наружу. И вот эти таратайки гоняют по центру города, кто громче! Спать мешают. Я что-то подобное видел в Пятигорске, в пятнадцатом году. Но то Кавказ, там другой менталитет. Людям спать надо. Вологжане, как-то с этим надо бороться!

А после завтрака мы покатили в Ярославль. Опять ровная и спокойная дорога на юг. Жена моя ни разу не была в этом городе. И мы погуляли по нему. Выехал к Волге у железнодорожного моста. Оставив там машину, мы пошли по набережной к Стрелке, месту слияния Волги и Которосли.

Красивая набережная. Потом поднялись наверх. Пообедали и вернулись к машине. Приятный город.

Ну а оттуда уже прямая дорога в Москву. Конечно, можно было и на этом участке много интересного найти, но мы уже были полны впечатлений и поэтому просто доехали до места назначения. Вечер провели в воспоминаниях про наш отдых на Соловках. И с утра домой!

Поехал по старой доброй М10. Оказывается, уже многие перебрались на новую дорогу М11. И сразу так хорошо стало ехать. Движение уменьшилось. Причем значительно. Вышний Волочек проехал без единой остановки. Заехали в Иверский монастырь, под Валдаем. Тоже когда-то, десять лет назад, были в нем. Тоже изменился, стал таким респектабельным, богатым. А тогда он был местным, небольшим, но гораздо более уютным монастырем. Заехали в Крестцы, покушать пирожков местных. Тетка продавщица жаловалась, что машин мало стало. Все по М11 едут. И правда, на площадке только одна моя легковая машина была и пяток фур. А раньше не заехать было, столько много машин стояло. Все меняется.

И через четыре часа мы были дома. За всю дорогу проехали 3328 километров с расходом 5,8 л на 100 километров. Хорошо провели время. Интересно было. Здорово путешествовать на автомобиле. Если бы не на машине, не смогли бы посетить столько интересных мест.


Дром

Комментарии

   
Красноярск
Сообщений: 18303
Интересные места.
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
17
4
Ответить
     
Новороссийск
Сообщений: 88
Вот интересно как получилось: в течение недели 2 отчета по поездке по этим местам. И если прочитав повествование Vuvazik, захотелось все бросить, нагуглить билеты и срочно поехать самой посмотреть все эти красоты, то рассказ автора вызвал откровенное непонимание о том, зачем они вообще туда, извините, поперлись. Фото - прекрасные, маршрут - отличный, превосходная подборка экскурсий, но красной нитью через весь рассказ идет "нытье", уж простите меня автор за сложившееся впечатление: и то не так, и это не то, и даже если красиво, все равно что-то гложет
Полезной информацией все равно разжилась:
- поняла, что, чтобы посетить большую часть достопримечательностей, не обязательно иметь внедорожник;
- приняла к сведению информацию по экскурсиям и размещению;
- полюбовалась прекрасными видами русского Севера.
Спасибо
P.S. Ваши отчеты о поездках на юг понравились мне больше
35
9
Ответить
  
New-Sibirsk
Сообщений: 9738
Кит - это не рыбина!
Добрым словом и пистолетом можно добиться большего, чем одним добрым словом.
21
3
Ответить
  
Ташкент
Сообщений: 15259
Красотища, царство величественного покоя и равновесия. Как вариант - отличное место для релакса жителям/жертвам мегаполисов
16
 
Ответить
K.A.
а задний номер-то зачем завесил?
4
5
Ответить
Владимир
Автору тяжело дается сочетание более трех-четырех слов в одном предложении :)
22
5
Ответить
2947529
Пермь
K.A.
а задний номер-то зачем завесил?
Реальные пацаны всегда на палеве)) ©к/ф даже не думай
10
 
Ответить
 
Екатеринбург
Сообщений: 199
Своеобразный "телеграфный" стиль и немного ворчливое чувство юмора, мне нравится)) В некоторых местах от души посмеялась. Замечательные фото. В общем, рассказ прочитала с удовольствием, спасибо :)
10
3
Ответить
Зря Вы так высказались за украинского атамана. Нельзя делить один народ,что сейчас делают.
13
22
Ответить
 
нп около Новосиба
Сообщений: 153
Владимир
Автору тяжело дается сочетание более трех-четырех слов в одном предложении :)
Стиль знакомый - ТС с пейджером, наверное, до сих пор не расстается...
В дороге и веревочка пригодится...
9
 
Ответить
Сергей
Санкт-Петербург
Надо эти земли финнам отдать, и будет там порядок и работа для местного населения.
10
33
Ответить
  
Ташкент
Сообщений: 15259
Сергей
Надо эти земли финнам отдать, и будет там порядок и работа для местного населения.
...Кемску волость? Да забирайте
...Да ты что, с..ин сын, казенные земли разбазариваешь (С)
31
 
Ответить
    
Сообщений: 1366
Vasyl Korotkov
Зря Вы так высказались за украинского атамана. Нельзя делить один народ,что сейчас делают.
Почему нельзя делить людей и хохлов???
По-моему, это нормально!
16
25
Ответить
    
Красноярск
Сообщений: 63867
Fakk
Кит - это не рыбина!
Ты чо? Знаешь какая у неё икра отменная и каждая икринка размером не меньше баскетбольного мяча )))
7
2
Ответить
    
Сообщений: 1597
"бюсты сотен тысяч людей, которые погибли там" - так уж прямо и сотни тысяч... Никто историю не изучает...
Capella Wagon SV, GF-GW8W, 1.8, 2000, Silver
X-Trail NT-31, 2,5 CVT, 2008, Gold (был)
Pajero 3,2
11
 
Ответить
 
Вологда
Сообщений: 5
Спасибо автору за рассказ и чудесные фотографии. Небольшое уточнение - в Вологде нет Софийской площади. Собор Софийский там находится, да. А площадь называется Кремлевской. И почему-то мне ни разу не встречались дурацкие машины с музыкой))
2
 
Ответить
    
Санкт-Петербург
Сообщений: 1580
Фото хорошие. Стиль... своеобразный.
Subaru Outback 3.0R 2005 - VW Touran 2010 - VolvoXC70 2014
4
 
Ответить
   
Краснодар
Сообщений: 529
Интересный маршрут
2
 
Ответить
     
Хабаровск
Сообщений: 4062
Фотографии классные!
 
 
Ответить
>Федоровские ставки
Вообще, не ставки, а садки и не Федоровские, а Филипповские))))
И гора не Селькирная, а Секриная.
2
 
Ответить
   
автор
Санкт-Петербург
Сообщений: 872
Владимир Александров
>Федоровские ставки
Вообще, не ставки, а садки и не Федоровские, а Филипповские))))
И гора не Селькирная, а Секриная.
Спасибо за внимательное чтение. Но гора все таки Секирная . :)
https://dzen.ru/profile/editor/id/5f2af93635b3f746988f97eb/publications
 
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28102
Фото классные
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром